Ораторское искусство: уроки риторики. Оратор и его аудитория

Ораторское искусство является одним из наиболее ценных навыков, позволяющих грамотно и красиво донести свою точку зрения до широкого круга слушателей. У немногих имеется врожденная способность к таким выступлениям.

Те же, кто постиг секреты ораторского искусства, имеют большие шансы стать выдающейся личностью и достичь практически в любой сфере удивительного успеха, будь то политика, искусство, бизнес и т.п.

У настоящего оратора должен быть в распоряжении ряд качеств, которые обеспечат его успех в публичных выступлениях. Во-первых, ему следует быть начитанным и эрудированным, для того чтобы в нужный момент суметь для выражения своих мыслей подобрать правильные слова. Во-вторых, речь выступающего должна быть четкой и грамотной, для целевой аудитории слушателей она должна быть понятна. В-третьих, профессиональный оратор должен уметь сохранять в процессе презентации хладнокровное спокойствие, подчиняя волнение своей воле.

  • Искусство ораторского мастерства

Основные критерии, которым необходимо соответствовать искусному оратору

В первую очередь у оратора должен быть хорошо поставленный голос и четкое произношение, поскольку они служат залогом внятной и красивой речи. Этого можно достичь, правильно выговаривая согласные и чисто произнося гласные звуки. Для того чтобы речь выступающего доставляла его слушателям и ему самому удовольствие, необходимо практиковаться посредством упражнений для развития голоса.

Кроме того, чтобы в процессе вашего выступления случайно не вырвалось жаргонное выражение, необходимо исключить из своего лексикона многие низкопробные сленговые слова.
Следите за тем, чтобы ваш голос звучал плавно, поскольку это позволяет сформировать благосклонность аудитории. Громкость и темп следует выбирать исходя из количества слушателей и места. Медленная и громкая речь идеально подходит для многочисленной аудитории. Следите также за интонацией.
Для того чтобы вас аудитория вас слушала, нужно хорошо разбираться в обсуждаемой теме и выступать в разрезе тех аспектов, которые интересны вашим зрителям. Если свое выступление строить в форме диалога с публикой, вам будут обеспечены устремленные на вас из зала заинтересованные лица.
Всегда говорите только о главном во время презентации, исключая лишние ненужные вопросы второстепенного порядка.
Обратите внимание, что хороший оратор должен придерживаться нейтралитета в отношении различных спорных аспектов. Будьте умелым дипломатом, а не агрессором - иной раз лучше промолчать.

Если вдруг, в процессе выступления перед публикой, вы были вовлечены в дискуссию, то вам нужно быть максимально объективным. В процессе публичного диалога вы можете столкнуться с мнением, которое противоречит вашему. Не пытайтесь переспорить, а просто примите и признайте право человека на собственное мнение. Целью любой дискуссии должно быть примирение нескольких сторон.
Помните, что в процессе диалога нужно вести себя уравновешено и корректно. Не идите на поводу у эмоций. Искусство ораторской речи состоит в гармоничном сочетании уверенности и спокойствия.
Старайтесь говорить по теме, поскольку уклонение от основной темы и конкретных высказываний будет раздражать как наблюдателей, так и оппонентов. Наоборот, ясные и четкие мысли помогут убедить слушателя поверить вам и тому, что о чем вы говорите.

Говорить начинайте только после того, как убедитесь, что ваш оппонент завершил свою мысль. Умение выслушать собеседника является очень ценным качеством.
Искусное владение ораторским мастерством предполагает, что у выступающего имеются в наличии некоторые личностные качества. К ним относятся внутренняя собранность и спокойствие, хорошее воображение и память, склонность к саморазвитию . Кроме того, не будет лишним и такое качество, как проницательность. Также очень важно красноречие, поскольку умение формулировать в привлекательной форме свои мысли – большой дар. Уверенность является важной составляющей профессионального оратора, ведь эта черта заряжает публику, и она подсознательно начинает доверять каждому высказыванию выступающего. Коммуникабельность позволит вам подобрать «ключ» к любому собеседнику или слушателю, поэтому старайтесь всячески развить данный навык.

Следите за пластикой своего тела. Если ваши движения будут плавными, то это сыграет вам на руку. Также в лучшем свете выставит вас хорошая осанка. Не сутультесь, или наоборот, раскидывайтесь на кресле. Помните, что на вас устремлены все взгляды, поэтому будьте собраны.
Во время разговора, смотрите всегда на того, к кому вы обращаетесь. Речь оратора должна исключать любую небрежность. Старайтесь, чтобы мимика вашего лица совпадала с тем, о чем вы говорите, иначе вас могут уличить в неискренности.

База ораторского искусства заключается в том, что в процессе спича вы повествуете об одной основной идее, и все ваши реплики и заявления должны быть направлены только на нее или к ней подводить. Постарайтесь убрать из сознания все мысли, которые не относятся к основной цели. Если вы упорядочите у себя в голове информацию, которую собираетесь донести, то ваше выступление будет максимально последовательным и логичным. Старайтесь постоянно держать в поле зрения то, о чем хотите говорить. Помните, чем больше интереса вы проявляете к предмету диалога, тем качественней будет ваша речь.

Необходимо также помнить о том, что конструктивная критика – это неотъемлемое составляющее любого диалога с публикой или оппонентом. Если вас в чем-то обвиняют, принимайте это спокойно, и продвигайте свою мысль уверенно. Критиковать же оппонентов лучше снисходительно и аккуратно. Так вы убедите в своем позитивном настрое, и не будете выглядеть в глазах собеседника врагом.

  • Основные аспекты работы с аудиторией

Во-первых, необходимо понимать, что слушатели различаются по многим признакам: возраст, образование, пол и т.п. Поэтому нужно учитывать, перед кем вы собираетесь выступать и о чем говорить, иначе можете столкнуться с равнодушием или, еще хуже, агрессией.

Во-вторых, ораторское искусство подразумевает умение завоевывать внимание аудитории, поэтому перед выступлением постарайтесь максимально продумать то, что вашим зрителям будет интересно услышать.

В-третьих, оратор должен осознавать, что от него хочет услышать аудитория, и предоставить это ей. Понимание потребностей каждого слушателя позволит сделать выступление интересным.

В-четвертых, ораторское мастерство базируется на позитивном отношении к оппоненту, даже если целью выступления является критика.
Помните, что позитивно настроенный человек вызовет в аудитории такие же чувства, а это значит, что во время выступления выступающий сможет достичь поставленных целей без проблем.

  • Самые типичные ошибки, которые многие мастера слова совершают

Выступая перед слушателями, очень часто, люди строят слишком сложные для восприятия предложения и используют длинные слова. Во-первых, это может запутать самого оратора, а, во-вторых, путает его слушателей. Поэтому такого формата построения речи лучше избегать.
Кроме того, начинающие ораторы нередко допускают ошибку, когда употребляют безличные предложения. При таком формате общения с аудиторией может появиться недоверие, поэтому употребляйте больше определенно-личных местоимений.

  • Не проявляйте нерешительность. Держитесь самодостаточно и делайте больше утверждений.

Правильно оценивайте аудиторию, и не применяйте сленговые выражения, которые ваши слушатели могут не понять. Продумывайте каждую шутку, каждый тезис, каждое предложение и т.п.
Найдите оптимальный баланс между вопросительными и утвердительными предложениями. Свою речь разбавляйте мягкими вставками, например, «помимо всего прочего», «также» и т.п.
Кроме того, неумелые ораторы очень часто терпят фиаско, не зная как правильно задавать аудитории вопросы. Помните, что если вы хотите ваших слушателей вывести на активный диалог, то для этого вам необходимо использовать открытые вопросы.
Ну и, наконец, никогда не отводите от аудитории взгляд. Постоянно поддерживайте с аудиторией зрительный контакт, и тогда ваше выступление станет убедительным и более ярким.

Марина Цветаева говорила, что быть гениальным собеседником - значит не дать почувствовать другому человеку его нищенство. А мы говорим, что ораторское искусство есть ярко выраженная способность личности к самовыражению через речь!..

Как же понравиться незнакомому человеку? Смотреть в глаза (так называемый дозированный взгляд). Улыбаться, удерживать доброжелательное выражение лица. Чаще называть человека по имени. Делать косвенные комплименты (хвалить ружьё охотника, детей матери). Задавать вопросы и внимательно слушать. Больше слушать, чем говорить. Кстати, собственные комплексы тают, когда мы начинаем хвалить других людей, делая им комплименты. Речь не идёт о лести! Лесть - это лицемерное, угодливое восхваление. Будьте искренними, дарите любовь и радость. Жизнь слишком коротка, чтобы подпитывать свои и чужие комплексы, словно жирных, уродливых червей! Размышляйте о том, что вами движет, когда вы говорите то или другое. Какова ваша глубинная мотивация? Вы непременно справитесь. Если вы руководитель, то действовать в этом направлении вам нужно стремительно! От вашего душевного состояния зависит атмосфера в коллективе и даже состояние души наиболее приближенных к вам сотрудников. Вы, возможно, слышали, что у секретарши менструальный цикл синхронизизуется с циклом её руководительницы. Это лишь одна очевидная деталь, а сколько ещё менее очевидных! Руководитель распространяет волны, флюиды, идеи, мысли вокруг себя, «опыляя» ими свою команду. Происходит это, главным образом, через слова. Если вы правы по сути, то шлифуйте форму, всё же помня: риторика - это не столько форма, сколько суть.

Ораторское искусство - во многом умение слушать. Всю беседу вы можете молча кивать, а о вас скажут, что вы потрясающий собеседник! Для самовоспитания полезно активное слушание: уточнять, переспрашивать (не слишком часто) и кивать головой, даже если вы мужчина и слушаете женщину! Попробуем дать несколько определений ораторскому мастерству и подумаем, кто такой лидер.

Лидерство и ораторское мастерство

Нет ораторского искусства без личности; оратор - почти всегда лидер, как минимум ситуационный. Ораторское искусство - это умение вдохновлять людей речами, но не только вдохновлять, а также: успокаивать, утешать, подбадривать, веселить и направлять к цели. Не было ни одного великого лидера, который не был бы при этом великим оратором! Вспомним Робеспьера, Наполеона, Гитлера, Цезаря, Черчилля. Да взять хотя бы Фиделя Кастро! Разве кто-нибудь уйдёт, пока он не окончил своего выступления?! А у него бывает размах этого самого ораторского искусства, эдак часиков на 6-7. И надо же! Даже под дождём люди жадно слушают своего лидера и не расходятся.

Лидеру, как никому другому, необходимы коммуникативные навыки, пограничные между психологией и риторикой. Авраам Линкольн, Маргарет Тэтчер и Цицерон с удивительнейшим упорством изучали риторику, практикуясь и практикуясь в публичных выступлениях.

Риторика и наследственность

В вопросах риторики и лидерства не обошлось без генетики. Я лично убеждена в том, что лидеры имеют дар убеждения, закодированный в хромосомах. Это не значит, что не надо развиваться! Напротив, люди с лидерскими наклонностями достигают в ораторском мастерстве неслыханных высот. Врождённое усиливается приобретённым. Я бы так сказала: риторика - это золотые подковы лидерства, которое является сложнейшим феноменом жизни. Интересно: лидерство исключает комплексы неполноценности, как вы считаете? Нет, конечно же. Более того, наличие некоторых комплексов стимулирует развитие лидерского начала в человеке. Компенсаторная реакция! Преодолеть какой-нибудь собственный комплекс бывает сложнее, чем победить вражеские легионы! Великий полководец Суворов вёз Емельяна Пугачёва в клетке к императрице Екатерине. А почему в клетке? Вроде бы, в знак смирения перед монаршей властью. Но нет! Просто Пугачёв имел огромный рост. Стоя на земле, он выглядел куда внушительнее, чем крошечная, щуплая фигурка Суворова, восседавшего на лошади. Клетку смастерили так, что Пугачёв не мог встать в ней во весь свой великанский рост… Мотивация, основанная на комплексе маленького роста! Лидерское самолюбие Суворова страдало.

Очень интересно, что за последний год колоссально возросло число запросов в Интернете по таким словам как: мотивация, скорочтение, лидерство, комплексы, коммуникация, риторика и цель. Больше всего меня вдохновляет, что десятки тысяч запросов в месяц имеют отношение к словам руководитель и ответственность. Мы застали чудесное время, друзья!

Если вы руководитель, имеете ясные цели и хотите повести к ним команду людей, я могу посоветовать вам свою книгу «Риторика. Память. Интеллект.» Смотрите подробнее на странице CD и книги. И приходите, конечно же, на наш воскресный тренинг произнесения речей, поскольку практика - лучший учитель. С вами будет заниматься тренер международного класса Елена Анатольевна Цыплёнкова. Если же вам интересна не только риторика, но и психология успешной жизни, то оба эти направления объединены в курсе «Потенциал личности человека».

Ораторскому искусству суждено было стать и одной из форм защиты. Например, речь адвоката в суде. Поинтересуйтесь личностью Фёдора Плевако и почитайте самые короткие из его защитных речей, подивитесь остроумию. Так что, друзья мои, риторика - это ещё и остроумие!

Можно дать и такое определение ораторскому мастерству, которое часто звучит на курсах в нашей компании: способность рассказывать истории, ведь люди любят истории! Стоит только грамотно начать:

Одна моя знакомая поведала мне секрет обогащения, который помог мне разбогатеть! Такое начало куда интереснее, чем привычное занудство.

Ораторскому искусству можно дать и такие определения: умение спорить, грамотно вести беседу или переговоры. А ещё это - искусство шутить и быть критичным к себе. Один оратор как-то посетовал на своё выступление: «Я понял, что речь не удалась… Но беда не в том, что мне не хлопали и говорил я по бумаге. Беда в том, что если бы я не выступал, то в жизни слушателей ничего бы не изменилось!» Довольно самокритично, а мы подчеркнём, что важна не только способность говорить красивыми выражениями, но умение доносить смысл до умов и сердец.

А вот частые атрибуты тех, кто славится ораторским мастерством. (Лидеры, как правило, обладают многими из этих черт).

  • Экспрессия или эмоциональность. Естественные, живые жесты.
  • Оратор смотрит в глаза то нежно, то властно, то весело и легко.
  • Узнаваемая внешность, нередко с элементами эпатажа.
  • «Выпендрёж» оратора - чаще со вкусом, чем без.
  • Неожиданные выходки по ходу публичного выступления.
  • Чёткая дикция, красивый тембр, хорошая артикуляция. Ленин в плане дикции был одним из светлых исключений. Отчеканивал слова! Они слышались ясно! Этот великий лидер умел, несмотря на каГтавость, хватать аудиторию за жабры прямо с броневика. Брал энергетикой!
  • Способность говорить громко, не срываясь на визг. В ораторском мастерстве это называется поставленным на опору голосом. На какую такую опору? На диафрагмальную, конечно. Это достигается с помощью специальных упражнений и называется голосоречевым тренингом.

Сколько же всего! Использование демонстрации в звучащей речи - тоже имеет отношение к ораторскому искусству. И умение нравиться, обаяние - его составная часть. Нет риторики без гротеска и преувеличений. А как насчёт храбрости?.. И без неё в ораторском мастерстве - никак.

Из жизни знаменитых ораторов

Вот некоторые интересные моменты из истории ораторского искусства.

… Аристотель был первым автором учебника по риторике. В нём он назвал одно из важнейших условий успешности публичной речи - соответствие её сути внешнему виду выступающего. Вряд ли возымеет успех и вызовет доверие даже гениальная речь женщины лёгкого поведения на тему о целомудренном воспитании детей.

…Цицерон долго и тщательно заранее готовился к публичной речи, а без подготовки не мог произнести… ни слова! Нередко тексты речей ему готовила жена.

…Несомненно, величайшим оратором древности был Иисус Христос, который мог озвучить без микрофона аудиторию в несколько тысяч слушателей.

…Демосфен избавлялся от нервного подёргивания плеча, вставая под заострённый меч на репетициях. Кроме того, у него были вялая дикция и слабый голос, так что он набирал камешки в рот и говорил, пытаясь перекричать шум моря. Демосфен отлично понимал, что ораторское искусство - это практика, практика, практика. Физические усилия!

…Ломоносов из современных ему наук не был силён только в зоологии; носорога он называл бегемотом, в остальном же - какими науками он только не овладел, обучаясь в Германии. Как смог он за пять лет вместить большинство научных изысканий того времени? Чем он «взрыхлил» почву своего разума? Несколько лет до этого в России он систематически изучал риторику, считая её основой всех наук.

…Мирабо заучивал тексты публичных речей наизусть, да настолько хорошо, что они совсем не отдавали пересказом, а звучали как гениальная импровизация. Одной из таких речей он и призвал взять Бастилию. Я не сторонник того, что искусство публичного выступления - это искусство зубрежки, но не без этого. Когда есть пара клише на ситуацию - это узкомыслие, но вот когда есть двадцать пять тысяч клише, как говорит Караченцов, это здорово, просто гениально. Ораторское искусство совершенно немыслимо без великолепной памяти, а память тренируется систематической нагрузкой, постоянным использованием. Прежде, чем давать нагрузку на память, не мешало бы узнать, как она работает. Так что, добро пожаловать на курсы улучшения памяти и внимания! Ораторское искусство без памяти исчезает, как след на воде, сколь бы хорошо ни был подвешен язык.

…Владимир Ленин - безусловно, он обладал ярчайшим ораторским даром. Его ораторское искусство базировалось на экспрессии, утрированной эмоциональной выразительности. Публичные выступления Ильича могли служить настоящей энергетической батареей. Не секрет, что многие люди идут послушать даже не важно что, а важно, как. Идут, чтобы «подзарядиться».

…Маргарет Тэтчер от рождения имела визгливый, неприятно режущий ухо голос. Она терялась на публике и не знала, куда девать взгляд. Маргарет отлично осознавала, что её образование химика - отнюдь не помощник в риторике. Долгие месяцы работы над голосом и изучение актёрского и ораторского мастерства помогли ей избежать участи варить в колбе ядовитый бензол. Чтобы стать премьер-министром, Маргарет наняла консультантов по имиджу, тренера по постановке голоса на дыхательную опору и преподавателя театрального искусства. Вот и подумайте, какая связь между актерским мастерством и политическими интересами!

…Уинстон Черчилль говорил, что произнести публичную речь длительностью на час сможет любой простак, а к пятиминутному выступлению нужно начинать готовиться по меньшей мере за месяц и иметь базу под названием жизненный опыт. Под ораторским провалом (самоубийством) он понимал произнесение речи дольше, чем на 20 минут, когда за это не платят. История риторики может быть очень противоречива, но она не более противоречива, чем сама жизнь! Ищите то, чем сможете воспользоваться. Маленький совет: посмотрите фильм «Запах женщины». Там есть яркий пример воздействия на аудиторию с помощью ораторского искусства, не без элементов пафоса и актерского мастерства.

…От себя добавлю, что чаще всего умственные способности человека оценивают по его способности ГОВОРИТЬ, ибо за этим стоит способность мыслить!

Секреты оратора. Чем усилить публичную речь?

Как-то молодой священник спросил свою слишком честную бабушку, как ей его первая проповедь, на что та отвечала: - Я заметила в ней только три недостатка! Во-первых, ты читал. Во-вторых, читал не очень хорошо, а в-третьих, эта проповедь вообще не достойна того, чтобы её читали!

Как избежать таких комментариев в адрес своей речи и, напротив, порадовать слушателей и самому удовольствие от публичного выступления получить? Говорят, что если ты украл одну идею, то это - плагиат, а если много идей, то это образование, не так ли? Почему бы не воспользоваться чужими идеями о том, что делает речь талантливой? Что советуют люди, прошедшие тысячи публичных выступлений? Какие находки сделали они на ораторском поприще? Вот некоторые подсказки начинающим ораторам.

Никогда не говорите «в заключение», «и последнее» до тех пор, пока от финальной реплики вас отделяет не более минуты! Слушатели изнывают, когда после этих слов речь длится ещё полчаса! Зачем губить себя? Только гениальный оратор в силах удерживать внимание аудитории более часа.

Интрига. Стоит Вам сказать: «Однажды со мной произошло…», «Помню странный случай…», «Я знаю нечто, неизвестное слушателям, но необходимое им…», «Как-то раз…», как слушатели почувствуют интерес. Все эти фразы содержат интригу, без которой публичное выступление так же пресно, как мясо без соли. Интригуйте! Великие ораторы были мастерами интриги.

Экспрессия. Публичная речь - один из путей, при помощи которых вы дарите часть себя людям. Экспрессию иначе называют внутренней работой речи. Будьте эмоциональны, ведь эмоциональность - антипод занудства!

Юмор. Лучше пошутить или рассказать что-нибудь весёлое в самом начале публичного выступления. Если люди вам улыбнутся, считайте, что вы их к себе расположили. Юмор - своего рода эмоциональный аргумент, на который человек весьма падок. Однажды Фёдор Плевако защищал проворовавшегося священника, вина которого не вызывала сомнений. Он произнёс одну лишь фразу:

Господа присяжные заседатели! Cвятой отец столько лет отпускал нам наши грехи! Простим и мы его один раз, ведь все мы - грешники!

Подсудимого оправдали…

Правило «ППП» - практика, практика, практика. Если Вы впервые на футбольном поле, то вряд ли станете ведущим игроком. Используйте любую возможность выступить перед людьми. Практикуйтесь! Без практики нет оратора.

Могущество ПАУЗЫ. Моэм говорил, что уж если ты взял паузу, то держи её долго. Нейрофизиологи установили, что молчание (а отнюдь не крик) - мощное средство активизации сознания. Делайте паузы, в них слушатель размышляет. И уж никаких панических реакций перед аудиторией! Вот чего делать нельзя: оправдываться, что было мало времени на подготовку, впервые видите микрофон, волнуетесь и всё в таком роде! Это мощно снижает эмоциональный фон в аудитории, будет тяжело выступать. Напротив, шутите, а если сбились, то не бойтесь молчать. Молчите ГЛУБОКОМЫСЛЕННО - вами будут довольны, если вы после задумчивой паузы вдруг энергично продолжите речь. Контрасты завораживают внимание!

Вот вам и ещё один секрет (а на курсах ораторского искусства вы узнаете их десятки!). Слушатель всегда желал хлеба и зрелищ. Это вы знаете, но наверняка не догадываетесь, что есть «хлеб», а что - «зрелище» в риторике. Хлеб в звучащей речи - это конкретная практическая польза, которую слушатель извлекает для себя. Например, я могу произнести речь об искусстве нравиться. Четыре способа, как понравиться незнакомому человеку, и будут «хлебом». Хлеб даёт слушателю ощущение времени, проведённого с пользой. Есть мотивация слушать. А вот зрелище - это развлечение. Юмор, позитив, демонстрация, интрига, редкие интересные факты, спорное мнение. Всё это выводит слушателя из «спячки» и он дарит вам свои аплодисменты. Без них публичное выступление - как цветок без лепестков. Развлекательная часть публичной речи, то что составляет её шоу, реально мотивирует людей идти «на вас». Многое устали от нравоучений и пользы, а шоу всегда интересно. Поэтому люди и ходят на концерты, если вдуматься.

На курсах ораторского мастерства люди делают первые робкие шаги в публичном выступлении, хотя, казалось бы, они говорили всю жизнь! Не смущайтесь. Ораторское мастерство - увлекательнейшее путешествие. На наших курсах вы станете обучаться риторике с юмором, позитивом, в игровой манере. К вашим услугам - талантливейшие тренеры Петербурга. Даже одно выступление с комментариями специалистов прольёт свет на многие вещи: куда «деть» руки и ноги, как держаться во время публичного выступления, кому смотреть в глаза, а кому лучше не стоит. Вы сможете научиться парировать неожиданные вопросы и грамотно вести себя даже не в самой доброжелательной аудитории.

Ораторы, вооружайтесь!

Курсы риторики - это жизнь, это игра! Кстати, хорошо подвешенный язык изрядно облегчает существование. Подвесим - не проблема, было бы желание. Куём ораторов, настоящих Цицеронов и Робеспьеров. Звоните! Спешите! Мы совсем рядом с вами! Тренинговая Компания Натальи Грейс в Петербурге! Здравствуйте! Приходите! Хотите - говорите!

Как воспитать гения?

Первое весеннее солнце начинает нас радовать всё чаще и чаще, детские площадки наполняются громкими криками, заливистым смехом и лучезарными улыбками. Дети беззаботно проводят дни. Они не знают о том, что лет через десять в их памяти останутся лишь мельчайшие кусочки воспоминаний о самом прекрасном и, увы, недолговечном – о детстве. Им придётся шагнуть во взрослую жизнь и погрузиться в мир, где не поделятся конфетой за просто так. Как в этом мире воспитать ребёнка, готового трудиться и противостоять проблемам? Как научить его быть счастливым несмотря ни на что? Об этом мы поговорили с генеральным директором и учредителем тренинговой компании, писателем, автором методик развития памяти и речи, специалистом в области повышения самооценки, Натальей Евгеньевной Грэйс.

Какая была Ваша любимая сказка в детстве и почему?

Я не считаю любимой какую-то одну конкретную сказку. Мне, в принципе, очень нравится воспринимать информацию на слух. Люблю сказки Пушкина. В них есть некая лаконичность, завершённость и юмор. Получаю удовольствие, когда слушаю истории, рассказы о животных в исполнении разных авторов. Пробки меня не беспокоят – когда я сажусь в машину, то с удовольствием слушаю аудиокниги. Очень понравилось мне произведение «Божественный яд», Антон Чижъ – просто удивительно прочитано. Звучание голоса, музыкальное оформление аудиокниги, интрига в сюжете, богатство языка… этого я ждала с нетерпением, подходя к автомобилю.

Сказки вообще чему-то учат?

Сказки развивают образное мышление. Маленькому человеку профессиональный чтец подбрасывает сложные словесные конструкции, тем самым закладывая основы интуитивной литературной грамотности. Прекрасная прививка от бездарности! Скажем, если человек пустой, он может смотреть по телевизору какую-нибудь мыльную оперу, стрелялки, убивалки – и для него это источник эмоций, потому что полноценных эмоций не было, не развито образное представление, переживание за судьбу героя, путь которого при чтении возникает в сознании.

У Вас есть тренинг «Стратегии гениев», он рассчитан только на взрослых или и на детей тоже? Как воспитать гения?

Гениальность – это высшая мера творческой одарённости, тем не менее, очень важна «питательная» среда. Если с ребёнком учить одно стихотворение в неделю, получается 52 стихотворения в год. За десять лет такого воспитания – 520 стихотворений, многие ли дети столько знают?! У меня есть определённые намётки, условно скажем, как вырастить гения, но для этого должно быть много условий: родители, которые друг друга любят, ребёнок должен быть зачат в любви, ему необходимо слышать развитую речь, видеть богатство эмоций. В современном детском мире происходит эмоциональное оскудевание. Два-три часа в день, а то и пять, дети проводят в интернете. Фактически они видят плоское изображение, что-то себе домысливают, а когда в реальности встречаются с этим человеком, обнаруживают типичное «не то». Иногда даже фотографии чужие вывешены. Это общение в плоскости экрана приводит к тому, что дети разучились сопереживать, они не чувствуют чужую боль, довольно отстранённо смотрят на душевные терзания родителей. Многие подростки испытывают подобие эмоций, лишь когда мозги по стенкам летят при выстреле. Размышление, сопереживание, эмпатия, сочувствие, принятие, терпимость – эти вещи отсутствуют.

Рядом с подрастающим гением должен находиться человек эмоционально богатый, эмоционально щедрый. Фрейд, например, сказал: «Уверенными шагами идёт по жизни тот человек, который является безусловным любимцем своей матери». «Я люблю тебя за то, что ты есть» – это духовная любовь. А когда ребёнка любят для собственного самоутверждения, в продолжение самого себя – это любовь плотская, порочная, безнравственная.

Многие родители заставляют детей посещать секции, кружки и прочее против их воли. Как это влияет на детей?

Да, так бывает… Это своего рода «реабилитация» родителей. Они пытаются заставить своих детей выполнять то, на что сами были не способны. Заставить маленького человечка ходить в бассейн или в музыкальную школу всегда было проще, чем выполнить самому подобные вещи. Тем не менее, моё наблюдение с детства: чем больше себя нагружаешь, тем больше успеваешь. Если речь идёт о воспитании мальчика, то надо дать полгода, скажем, фехтования, полгода бокса, полгода карате, самбо, – каждые полгода менять систему тренировок физических навыков. И тогда к 16-18 годам сформируется молодой человек, который сможет почувствовать себя уверенным и сильным мужчиной.

Наталья Евгеньевна, сейчас у нас грандиознейший недостаток мужественности. В чём Вы видите причину?

Это проблема женского воспитания. Редкая мать бросит ребёнка, а вот отцы, бросающие детей – это частое, к сожалению, явление. Мальчика деформирует безотцовщина – рядом старшая сестра, мама, няня, воспитательницы, учителя средней школы, преподавательницы в ВУЗе. К 21 году молодой взрослый мужчина привыкает всецело подчиняться женщинам. Как ему потом иметь своё мнение, отстаивать его? Всё детство женщины шлёпали по попе, говорили «Замолчи! Отойди!», ставили в угол, выгоняли из класса, ругали за ошибки… Женское воспитание – это реальная опасность для мужчины. Женщина не должна бить мальчика, физически наказывать его, рядом должен находиться или отец, или старший брат, или отчим, то есть мужчина, вплоть до того, что приглашать наставника мужчину, проявляющего именно мужскую строгость. Женщина не может полноценно объяснить мальчику, что такое «хорошо», что такое «плохо». Не зря же «крошка сын к отцу пришёл».

Какой сейчас можно составить психологический портрет современного подростка?

Если говорить о богатых семьях, то это капризность, «я в семье главный». Происходит подмена ценностей. Детей скидывают на гувернантов, а на выходные их нехотя забирает отец. Потом ребёнок подрастает, ему покупают квартиру, оплачивают заграничную поездку, летний лагерь, но не дают общения. Среднестатистический отец в современном мире тратит на ребёнка около 8 минут в сутки. Соответственно, о какой близости, о каком тепле можно говорить? Откупаются от детей, я бы так это назвала. Дают деньги, но не дают тепла и любви.

В бедных семьях нет такой проблемы?

В бедных семьях другой перекос. Плодят нищету. Чем беднее семья, тем больше рожают детей в надежде на то, что хоть кто-нибудь из них поддержит родителей в старости. Бедные люди не хотят нести ответственность за финансовое положение, рожают такое количество детей, которым и дать-то нечего. Я считаю ненормальным, когда разнополые дети живут в одной комнате, когда в семье из восьми человек на шестидесяти метрах – один туалет. Моменты финансового взросления нашего общества очень важны. Американцы подсчитали, что для формирования нормальной психики человеку нужно не менее 60 кв.м. личной площади.

Что нужно преподавать детям помимо школьной программы?

Основы противостояния влиянию взрослых, умение отказывать, способы работы со своей самооценкой. Дети злые по природе своей – они хвастаются, отбирают игрушки, бьют друг друга, конкурируют за внимание. Их нужно обучать таким вещам, как принятие, терпимость. Дети разрушают, клеймят за то, что человек «не такой». А детей, которые не такие, нужно учить принимать себя, противостоять чужому влиянию, техникам психического самбо. Каждого человека следует приучать к тому, что кто бы рядом с ним рядом ни находился, он имеет право на существование. Над ним точно так же всходит солнце, как и над тобой, его точно также любит Бог, как и тебя, у него такие же права на уважение. Америка мне в этом плане нравится. У них в церковь зайдешь, и там запросто могут петь дауны в церковном хоре. Над ними никто не смеется. Их нормально принимают. Это культура общества. Детям нужно прививать чувство сострадания.

Влияет ли финансовый кризис на детей?

Он влияет на взрослых. Финансовый кризис и увольнения – следствие духовного кризиса, который постиг многие страны и нашу в том числе. У людей произошла подмена ценностей, они поставили деньги и карьеру на первое место, вознесли на пьедестал. Бог показывает, что общая мировая депрессия – процесс, который не в людской власти. Давно доказано, что пики покупки вина в Испании приходятся на пики солнечной активности. Аналогично и с пиками депрессий, революций, войн. А мы думаем, что сами на всё влияем! Понятно, что циклы солнечной активности влияют на наш выбор, поведение, ментальное состояние. Сейчас Бог показывает людям, что если они оскудели духовно, то, пока они не оскудеют финансово – не сделают выводов, не научатся расставлять приоритеты. Сейчас нас немного тряханёт – больное отомрёт, живое останется. Всё будет нормально. Люди только и говорят: «Проблемы, тяжелые времена». Какие «проблемы»? Школа и вуз – это вообще не проблемы. А мы этого не понимаем. Проблема – это когда что-то со здоровьем, с любимыми. Какие «тяжелые времена»? Наши деды блокаду пережили. Не снились нам тяжелые времена. Пока мы не пухнем с голоду и не свистят над нами пули, всё отлично. Здоровье, любовь есть, значит всё слава Богу!

Наталья Евгеньевна, каковы основные проблемы взаимодействия детей и взрослых?

Если говорить о детском воспитании, то одна из ошибок взрослых – гиперактивность в родительском воспитании, тотальный контроль над детьми. Как сказал один великий человек: «Любой гиперконтроль переходит в узурпаторство». Это одна из крайних точек воспитания. Вторая – полное наплевательство, полный пофигизм по отношении к ребенку. В его жизнь не вмешиваются, никто не смотрит, чем он занят, что делает. Ребенка надо воспитывать, но не ущемлять его свободу. У каждого человека есть личное пространство: его телефон, компьютер, кабинет, записные книжки. И когда родители не уважают личное пространство ребенка – роются в его дневниках, компьютере, в карманах. Страшное явление. Мне кажется, отношения должны строиться не на выведении на чистую воду и не на поимке, а на доверии. Когда ребенок перестает с тобой делиться – это горе. Захочет – сам покажет тебе личный дневник, не захочет – значит, ты плохо воспитываешь.

Что Вы думаете об ошибке выбора профессии?

Самый большой процент психологического надругательства над детьми происходит на стыке «школа-вуз», когда ребенок идет по стопам родителей. Твоя мама бухгалтер, бабушка бухгалтер и ты тоже должен быть бухгалтером. Если взять учителя, то его мама больше, чем в 70% случаев, учитель. Идет какое-то клонирование, нет своего выбора. Типичные ошибки: когда по стопам родителей, когда вуз близко к дому, выпускные экзамены в школе зачитываются как вступительные в университет. По принципу «чтобы только не париться». Потом наступает нарушение судьбы человека. Ему на роду написано быть музыкантом, а он получает образование юриста.

Но ведь многим мешает страх – «хочется и колется»… Выбирают, что попроще, чтобы с гарантией.

В самые ресурсные годы жизни человека, с 16-21, ребенок мечтает быть актером. Он должен пробовать, поступать, должен конкурировать. Пусть готовится, тренируется, проходит творческий конкурс. Вместо поддержки, ребёнку твердят: «Это не выгодно, экономически нецелесообразно, получай образование экономиста», а он отвечает: «Ну ладно, я выучусь для родителей, получу печать в диплом, а потом – второе высшее». А потом – извини, надо семью строить, детей рожать, думать о заработке, родителем помогать. Да и мозги уже не те. Поэтому, я считаю, ребенок должен пройти 5-6 профориентаций у разных специалистов, чтобы понять, чем ему заниматься. Я, например, занимаюсь профессиональным ориентированием больше со взрослыми, которые уже ошиблись, в 40 лет поняли, что не на той работе находятся. Бывает, студент на втором курсе понимает, что хочет бросить вуз, даже не в состоянии сдать сессию, настолько чужды ему предметы. Он действительно мечется, но обычно никто из родственников его не поддерживает. Все повторяют: «Ты закончи, диплом получи!» А он с каждым месяцем тает, теряет силы. Это настоящая проблема выбора. Родители не могут помочь сделать выбор, потому что они сами ошиблись с выбором профессии, работают на нелюбимых работах, мало зарабатывают, жизнью недовольны, уровень образования низкий. 95% людей в России работают наемными работниками, а ведь у многих есть предпринимательская жилка. А если твои родители не предприниматели, как они могут тебя научить отказаться от стези наёмника? Все, замкнутый круг. Книг не читаем, ничем не интересуемся, сидим в Интернете. Потом диплом получим, будем искать, на кого устроиться за 300$ работать.

Что можно посоветовать старшеклассникам, в таком случае?

Много полезных идей на тему поиска себя в профессии я собрала на сайте, который так и называется proforientation.ru. У нас работает клуб современной молодёжи для детей 9-11 классов, где мы занимаемя основами самопрофориентации, в том числе. Тема поиска своих талантов, тема самореализации освещена мной в книге «Работа, Деньги и Любовь», мы сняли учебные фильмы «Предназначение человека», «7 факторов, сдерживающих успех». Этот учебный материал очень популярен. Книги есть в магазинах, а вот диски можно приобрести пока только в нашем офисе. Фрагменты вывешены на сайте umapalata.ru.

В последние годы дети всё меньше задумываются о своём будущем, рассчитывая на папин кошелёк и хороших знакомых. Почему так происходит?

Нас в школе учат геометрии, физике, химии, но не объясняют, как стать счастливым, радостным, финансово независимым. Десятиклассник не задумывается о том, как он будет зарабатывать, как ему купить свою квартиру, куда он приведёт девушку, впоследствии – семью. Здоровый парень сидит на шее у родителей, приглашает девушку к себе домой, потом они живут все вместе в проходной комнате, рожая детей. Инфантильность современной молодёжи связана с тем, что так называемая «прусская система воспитания», внедрённая ещё Петром I, рассчитана на то, чтобы сделать из человека члена социума, который станет работать за три копейки на государство, регулярно платить налоги и особо ни о чём не задумываться. Никакого свободомыслия, никаких вольнодумческих идей! Поэтому 10 лет детей в школе дрессируют подчиняться, делают человека-систему. Выпускник в 21 год реально не в курсе, как ему жить и зарабатывать. Он не знает, откуда ему взять 3-5000$ на насущные ежемесячные нужды. Я считаю, что детям в школах необходимо обязательно преподавать слово Божие, танцы, три языка, как минимум, логику, правила хорошего тона, основы финансовой грамотности, минимум физики и химии.

Каждый из нас потратил на дискотеки, магазины кучу денег. На эти деньги каждый мог бы к 40 годам купить если не квартиру, так комнату точно. Эту комнату вы сдадите, и пенсия тогда вообще не нужна будет. Можно, например, сдавать однокомнатную квартиру и жить на Гоа всю жизнь, не работая. А так как основы финансовой грамотности никто не преподавал, мы страдаем. И когда в 40 лет человек прочитывает книгу Бодо Шеффера «Азбука денег», написанную для детей, он в ужасе рвёт на себе волосы и понимает, что всё делал неправильно, с финансовой точки зрения.

Всё время человек живёт будущим, жить настоящим нас никто не учил, поэтому искусство «жить счастливо» должно преподаваться в школе. Один из смыслов жизни – это быть счастливым. Мы обязаны быть счастливыми, чему и учим на курсах.

Беседу с Н. Грэйс провели студенты факультета журналистики СПбГУ

Сегодня мы поговорим про искусство ораторского мастерства. Ораторское мастерство – это очень ценный навык, которые помогает доносить свои идеи широкому кругу людей. Владение словом может помочь в школе когда ты выступаешь у доски. Этот навык будет ценным и в университете, когда ты будешь старостой группы. Ну и во взрослой жизни умение говорить красиво поможет тебе стать руководителем.

Тот, кто сможет освоить ораторское мастерство может с легкостью проходить собеседования, проводить переговоры и заключать сделки. Если ты умеешь связанно говорить, то ты всегда будешь иметь серьезное преимущество перед тем, что с трудом может выразить свою мысль. Ораторское мастерство тесно связано с таким понятием как .

Разумеется, есть люди, которые добились успеха и без владения искусством ораторского мастерства . Но в любом случае, умение складно говорить никогда не бывает лишним.

Итак, мы уже затронули, что у тебя должна быть довольно хорошая дикция. Если ты не отличаешься четким произношением, то над этим можно работать и улучшать дикцию, убирать дефекты речи. При желании, можно избавиться, к примеру, от заикания. Кроме того, не стоит также пренебрегать вопросами постановки голоса.

Следует стараться очистить свою речь от грубых и неприятных слов из жаргона или мата. Как правило, это выглядит неуместно и некрасиво. Читай больше классической литературы и смотри меньше кино в переводе Гоблина.

Обрати внимание не только на то, что ты говоришь, но и то как именно ты это говоришь. Громкость и темп голоса, плавность нужно подбирать исходя из ситуации. Однако нужно понимать, что человеку, как правило сложно концентрировать свое внимание на чем-то одном в течение длительного времени. Поэтому выступаю на публику будет лучше, чтобы речь была максимально лаконичной и энергичной, а ты должен прекрасно ориентироваться в своей теме, чтобы суметь ответить на все интересующие вопросы. Идеальный вариант — это строить выступление не на основе монолога, а вести диалог с аудиторией. При этом если кто-то не согласен с вашей позицией, нужно постараться привести весомые доводы и не показывать своего раздражения и не навязывать свою точку зрения. Нужно в своей позиции, но нужно понимать, что не всегда это в принципе возможно, даже если он неправ. Искусство ораторского мастерства предполагает не только способность говорить, но и , что встречается достаточно редко.

Спикер должен вести себя уверенно на публике, даже если во время выступления что-то пошло не так. Ты должен быть уравновешен, эмоционально стабилен. В день выступления стоит хорошо выспаться и поесть до выступления. Это поможет тебе быть более сконцентрированным. Например, я перед защитой диплома толком не спал и нормально не ел. Разумеется, это не лучшим образом сказалось на моем выступлении, хотя я всегда хорошо выступал на людях. Важно также уделять внимание . Человек, который читает по бумажке вряд ли произведет хорошее впечатление. Совсем другое дело, если человек может рассказывать по памяти или вообще выший пилотаж, когда ты можешь прекрасно выступить без подготовки. Хотя накидать список тезисов — всегда полезно. Даже если ты превосходно разбираешься в вопросе. Это позволит тебе ничего не упустить из виду.

Большое значение играют также невербальные сигналы (жесты), которыми ты пользуешься. Тут есть разные точки зрения на уместность или неуместность того или иного жеста и что он означает. Но все сходятся во мнении, что хорошая осанка и прекрасный внешний вид помогут произвести должное впечатление. Немалую роль играют не только твои жесты, но и выражение лица, поза и так далее.

Составь план выступления еще до самого мероприятия. В идеале — следует его немного по репетировать. Например, можно записать собственную речь на диктофон или видеокамеру. Это сразу покажет где у тебя слабые места.

ТОНКОСТИ РАБОТЫ С АУДИТОРИЕЙ

В первую очередь нужно представлять себе, с какой именно аудиторией ты имеешь дело, почему они сюда пришли и что нового хотят услышать. Например, если ты ведешь мастер-класс о том как заработать миллион рублей на блоге, то людей, скорее всего, интересуют различные аспекты заработка, а не то, как именно нужно писать статьи. А если ты защищаешь диплом в своем вузе, то тебя слушают люди, которые, скорее всего, хотят поскорее уйти домой, поэтому не затягивай свой спич. Тут нужно быть немного маркетологом , постараться проникнуть в сознание людей, с которыми ты общаешься, чтобы попасть в десятку.

Другой аспект — это внимание людей. Внимание завоевать тяжело. Поэтому стоит подумать про раздаточные материалы и его качество, про интонацию речи. Возможно, в твоем случае будет уместно разбавить выступление какой-нибудь шуткой. Презентация также не должна быть чрезмерно скучной. Учти все это в своем выступлении.

Выступаю на публику нужно приходить с хорошим настроением и оптимистичным тоном. Тогда похожей реакции можно будет ожидать и от людей.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В ОРАТОРСКОМ ДЕЛЕ

Я подобрал несколько простых советов, которые могут сделать твое выступление лучше.

  • Упрощай . Использование чрезмерно длинных предложений, сложных слов, непонятных аббревиатур – все это очень тяжело воспринимать. Делай выступление более коротким, емким и доступным. Ты должен рассказать все так, чтобы все мог понять даже ребенок.
  • Сокращай . Поверь, нет ничего радостного в том, чтобы засидеться вместе с аудиторией до глубокой ночи из-за того, что каждый выступающий не соблюдает регламент. Если тебе выделили 10 минут на выступление — сделай лучше красивое и эффектное выступление на 3-4 минуты, а остальное время оставь на вопросы и ответы. Это будет намного лучше, чем все 10 минут нудно читать по бумажке.
  • Спрашивай . Используй в выступлении открытие и интересные вопросы. Это поможет растормошить людей на диалог.
  • Зрительный контакт имеет значение. Не стоит смотреть в пустоту. Стоит стараться держать зрительный контакт с людьми. Это произведет лучшее впечатление на публику.

В заключение можно посоветовать почитать книги про ораторское мастерство. Например, хорошо подойдут . Ну и, конечно, практика. Без практики невозможно чему-то научиться. Так что при первой возможности выступить на людях — стоит этого сделать, чтобы учиться владеть словом и развивать силу убеждения.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

Загрузка...
Top