Определение спортивное достижение спортивный результат. Сравнительная характеристика массового спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта

Главная > Документ

Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте.

Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы бо-лее подробно.

Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления опреде-ленных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного вы-полнения одного или нескольких видов деятельности. Необходи-мо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.

Врожденно обусловленным компонентом способностей явля-ется одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успеш-ного выполнения соответствующей ей деятельности. По отноше-нию к спорту можно говорить о физических и психических каче-ствах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуще-ствления определенной соревновательной деятельности. Одарен-ность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.

В основе развития определенных способностей к видам спорта держат и определенные задатки, под которыми понимаются врож-денные анатомо-физиологические и психические особенности. Од-нако высший уровень различных способностей человека всегда яв-ляется результатом его развития в процессе рационально построен-ной деятельности, а в спорте - системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способнос-тей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренно-стью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколени-ями опыта дают возможность развить определенные способности.

При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:

Составом способностей к определенному виду спорта;

Объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;

Какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.

Степень подготовленности к спортивному достижению. Решаю-щее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воз-действуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является боль-шая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тре-нировке и достижении главной и промежуточных (этапных) це-лей. Одним из обязательных условий при этом являются значи-тельные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высо-ких результатов без упорного труда.

В этой связи спортивные достижения - это «показатель разме-ра полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствова-ние, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).

В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значитель-ных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнова-ния, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые Тренировочные занятия в день.

Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.

Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревнователь-ных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой дея-тельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.

Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрес-сивной техники и тактики; материально-техническим обеспече-нием; научно-методическим, медико-биологическим и информа-ционным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.

Первое место в этой группе факторов занимают научно-мето-дические основы системы спортивной подготовки. Только на ос-нове современных научных данных, переработанных в методичес-кие разработки и рекомендации и нашедших свое место в струк-туре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.

Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких трениро-вочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повыше-ния их спортивной работоспособности.

На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, обо-рудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренаже-ров (механических, электромеханических, электронных) различ-ной конструкции и назначения.

Важным моментом в вопросах повышения эффективности систе-мы подготовки спортсменов является совершенствование их такти-ческой и технической подготовки. Во многих видах спорта тактичес-кая и техническая подготовки являются доминирующими сторона-ми мастерства, определяющими успех всей системы. От своевремен-ных разработок новых элементов и комбинаций, тактических при-емов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.

Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффек-тивность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурент-ность среди них и отражается на спортивных результатах.

Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специ-алистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работ-ников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специа-листов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифи-цированных и выдающихся спортсменов.

Социальные условия развития спортивного движения и его эконо- мическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни обще-ства, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаи-мосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, об-шей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономичес-ким потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населе-ния и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфио-пии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты афри-канских стран и др. Однако развитие многих популярных и массо-вых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.

В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способно-стей и являются одним из показателей развития спорта, физичес-кой культуры и культуры общества в целом.



Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт ха-рактеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на про-тяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная дина-мика достижений. На одних этапах она связана со скачком результа-тов, на других - с временным плато (стабилизацией), на третьих - с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; эконо-мическими стимулами систе-мы соревнований; совершен-ствованием спортивного ин-вентаря и оборудования, одежды, обуви; использова-нием новых приемов повы-шения работоспособности спортсмена (психологичес-кой и физиологической на-правленности).

Динамика роста спор-тивных достижений в лю-бом виде спорта выглядит в виде логистической кри-вой (рис. 29), впервые обо-снованной польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.

Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становле-ния вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.

Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, чет-ким определением предмета соперничества спортсменов или ко-манд, созданием специфической для данного вида спорта мето-дики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному по-вышению.

В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с на-чалом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.

Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров трени-ровочных нагрузок, совершенствованием технической, тактичес-кой и психической подготовленности спортсменов, использова-нием более качественного инвентаря и оборудования при доста-точно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной де-ятельности.

Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсме-ны и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблю-дается рост спортивных достижений.

В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.

Третья фаза логистической кривой связана с замедлением ро-ста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достиже-ния научно-технического прогресса могут вызвать и кратковре-менную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).

Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает боль-шие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совер-шенной и высокоэффективной системой тренировки, но и пе-реориентацией системы соревнований, приобретающей все бо-лее и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировоч-ной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое,

материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабили-зация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».

Глава 18. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Термин «тренировка» происходит от английского слова training , означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали Я в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим терми-ном повторное выполнение спортивного упражнения с целью до-стижения наиболее высокого результата.

Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» рас-ширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.

18.1. Цели и задачи спортивной тренировки

Целью спортивной тренировки является подготовка к спортив-ным состязанием, направленная на достижение максимально воз-можного для данного спортсмена уровня подготовленности, обус-ловленного спецификой соревновательной деятельности и гаран-тирующего достижение запланированных спортивных результатов.

В содержание спортивной тренировки входят различные сторо-ны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физичес-кая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не прояв-ляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, на-правленный на достижение наивысших спортивных показателей.

В процессе спортивной тренировки решаются следующие ос-новные задачи:

    освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;

    совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечиваю-щих успешное выполнение соревновательного упражнения и дос-тижение планируемых результатов;

    воспитание необходимых моральных и волевых качеств;

    обеспечение необходимого уровня специальной психичес-кой подготовленности;

    приобретение теоретических знаний и практического опыn необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.

Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность» «спортивная форма».

Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным на-грузкам, которое возникает в результате систематических физичес-ких упражнений и способствует повышению работоспособности че-ловека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его орга-низма, специфической и общей работоспособности, в достигну-той степени совершенства спортивных умений и навыков.

Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность при-обретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется прежде всего под воздействием упражнений обще-развивающего характера, повышающих функциональные возмож-ности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих его здоровье.

Подготовленность - это комплексный результат физичес-кой подготовки (степень развития физических качеств); техни-ческой подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактичес-кого мышления); психической подготовки (уровня совершенство-вания моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая и психическая подготов-ленность).

Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, влияет на их уровень. Например, техническое совер-шенствование спортсмена зависит от уровня развития различ-ных двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости, коор-динационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономич-ностью техники, уровнем психической устойчивости к преодо-лению утомления, умением реализовывать рациональную так-тическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Отметим также, что тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оператив-ной переработке информации, с умением составлять рациональ-ный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации» но и с уровнем технического мастерства, физической подго-товленностью, смелостью, решительностью, целеустремленно-стью и др.

Спортивная форма - это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновремен-ной реализации в соревновательной деятельности различных сто-рон подготовленности (спортивно-технической, физической, так--ической, психической).

18.2. Средства спортивной тренировки

Основными специфическими средствами спортивной трени-ровки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно! к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.

Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.

Избранные соревновательные упражнения - это целостные двига-тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и вы-полняются по возможности в соответствии с правилами состяза-ний по избранному виду спорта.

Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, не-велик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.

Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движе-ния и действия, существенно сходные с ними по форме или ха-рактеру проявляемых способностей. Например, к числу специаль-но подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрез-кам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков - игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на лыжероллерах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов и т.д.). К числу специально подготовительных относятся в опреде-ленных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических ка-честв, необходимых л в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.

Состав специально подготовительных упражнений в решаю-щей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расче-том, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способно-стей и формирование навыков, необходимых спортсмену.

Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не по-зволяет з необходимой мере совершенствовать силу, быстроту выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно до-биться с помощью специальных упражнений. Причина этого преж-де всего заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в инди-видуальных видах спорта.

В зависимости от преимущественной направленности специ-ально подготовительные упражнения подразделяются на подводя- щие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действии часто тесно взаимосвязаны.

К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким обра-зом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответство-вали по координационной структуре характеру выполнения и осо-бенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.

Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конк-ретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, эле-ментов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все сред-ства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улуч-шать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физи-ческие качества.

Общеподготовительные упражнения являются преимуществен-но средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых Могут использоваться самые разнообразные упражнения - как приближенные по особенностям своего воздействия к специаль-но подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).

Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов часто недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объем специальной физической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.

Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные сред-ства (соревновательные и специально подготовительные упраж-нения), с одной стороны, оказывают более непосредственное вли-яние на повышение результатов. С другой стороны, можно утвер-ждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекра-щение их роста на этапе высших достижений, а также повышен-ный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объе-мом общеподготовительных упражнений на тренировке и особен-но на ее ранних этапах.

При выборе общеподготовительных упражнений обычно со-блюдают следующие требования:

    на ранних этапах спортивного пути общая физическая под-готовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эф-фективно решать задачи всестороннего физического развития;

    на этапах углубленной специализации и спортивного совер-шенствования она должна являться фундаментом для совершен-ствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат:

При воспитании неспецифической, т.е. общей, выносливо-сти длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;

При воспитании собственно силовых способностей - уп-ражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с раз-личного рода отягощениями и сопротивлением;

При воспитании быстроты движений и двигательной реак-ции - спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;

При воспитании координационных способностей - элемен-ты спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими тре-бованиями к координации движений.

Однако необходимо помнить, что общеподготовительные уп-ражнения должны вместе с тем выражать особенности спортив-ной специализации. Между различными физическими упражне-ниями возможны как положительные, так и отрицательные взаи-модействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков.

Уже по одной этой причине средства общей физической под-готовки не могут быть одинаковыми для различных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств £ каждом конкретном случае должен иметь свою специфику. 2 касается и их подбора, и места, которое они занимают в структуре тренировочного процесса.

Включение общеподготовительных упражнений в тренировоч-ный процесс обычно способствует его общей эффективности.

  • Программа дисциплины дпп. Ф. 02 Теория и методика физической культуры и спорта цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины

    Программа дисциплины

    Цель дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» (ТМФКС) - обеспечение глубокого теоретического осмысления основ физического воспитания и формирование умения практической реализации основных теоретико-методических

  • Тетрадь для лекций по теории и методике физического воспитания для группы 221 специальности

    Документ

    Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школьника имеет огромное значение. Она содействует повышению двигательной активности учащихся, воспитанию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.

  • Программа и правила проведения собеседования теория и методика физического воспитания для поступающих на сокращенную программу направления подготовки бакалавриата

    Программа и правила проведения

    Данная программа определяет порядок организации, проведения и содержания собеседования с лицами, имеющими среднее профессиональное образование по профилю и поступающими на сокращенные сроки обучения по направлению подготовки 032102.

  • 1. Спортивный результат - количественный или качественный уровень показателей спортсмена в спортивных соревнованиях .

    Общим для всех видов положением, определяющим истинность спортивного результата, является его достижение в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.

    Спортивные результаты измеряются в мин., сек; м., см.; кг. – метрические системы измерения (в , циклических видах спорта , тяжелой атлетике); в балах – в сложнокоордиционных видах спорта; победой в спортиграх, единоборствах.

    2. Спортивные достижения - показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. Спортивные достижения являются показателем одарённости спортсмена, эффективности системы подготовки .

    Высшие спортивные достижения - являются показателем, отражающим максимальные способности человека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития . Высшие спортивные достижения, если они выражены в точных объективных мерах называются спортивными рекордами. В остальных видах спорта абсолютно высшим достижением является победа на соревнованиях высшего масштаба.

    3. Спортивная квалификация - устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая итоги выступлений спортсмена на соревнованиях за определённый отрезок времени (

    Как известно, существует Первым приходилось заниматься в жизни, пожалуй, любому из нас. Благодаря ему люди укрепляют здоровье, совершенствуют физическую форму и улучшают свои Этот вид спорта помогает продлить годы активной жизни и бороться с нежелательными воздействиями вредных факторов экологии и напряженного ритма современной жизни.

    Немного о массовом спорте

    Целями его являются укрепление здоровья людей, улучшение собственного физического состояния и активный отдых. В ходе массового спорта человечеством совершенствуются собственные возможности и накапливается физический потенциал. Функции, присущие ему, можно назвать развивающими, воспитательными, коммуникативными. Этот вид спорта служит объединению отдельных людей в социальные группы и в целом развитию каждой из наций.

    В условиях современной жизни важность осуществления всего комплекса задач по подготовке высокопрофессиональных и востребованных кадров для массового вида спорта - физкультуры - более чем очевидна. Одновременно нынешнее российское общество испытывает серьезные сложности в развитии этого самого массового спорта. Заключаются они в недостатке оборудования и хорошего инвентаря, нормального информационного оснащения спортзалов, слабой методической и программной базе, низкой зарплате преподавателей физкультуры и, к сожалению, постепенно снижающемся профессионализме. В результате всех этих факторов система физического воспитания в нашей стране в последние годы и десятилетия серьёзно отстаёт от мирового уровня.

    Спорт высших достижений: цели и задачи

    Но сегодня мы хотим поговорить о другой разновидности. Это спорт высших достижений . Задачи и цели, стоящие перед ним, совершенно иные. Что же представляет собой так называемый большой спорт? Своими целями он принципиально отличается от массового, ведь - в получении максимально сильных результатов и побед в крупных состязаниях.

    Каждое высшее достижение или серьезный успех спортсмена не только его личное дело, но и часть общенационального достояния. Ведь победы и рекорды, добытые на крупнейших соревнованиях международного уровня, укрепляют авторитет страны в глазах мирового сообщества. Именно потому никого не удивляют миллиардные аудитории зрителей, собирающиеся у экранов телевизоров в дни крупнейших спортивных форумов. Развитие спорта высших достижений - одно из направлений внутренней политики любого государства.

    Что еще важно

    Наряду с данной очевидной для всех ценностью большого спорта имеется и не столь наглядная, но тем не менее важная особенность, присущая ему в настоящее время. Спорт высших достижений - это практически единственный вид деятельности, позволяющий задействовать в работе организма рекордсмена на максимально полном уровне все физические и психические ресурсы.

    Это дает возможность исследовать предел природных человеческих возможностей и определять варианты целенаправленного развития физических способностей людей для применения в профессиональной и общественной сфере и повышения работоспособности.

    Спорт - дело государственной важности

    Чтобы одолеть поставленную цель, существуют специально разработанные системы физических упражнений и комплексной подготовки. Правильное выполнение их ведет к достижению максимально возможных результатов. Разработкой таковых в целях развития спорта высших достижений заняты ведущие НИИ страны. Полученные на основе исследования индивидуальных возможностей человека в конкретном виде спорта результаты позволяют разрабатывать для массовой практики физического воспитания оптимальные и самые эффективные методы и средства совершенствования.

    Рекорды, добытые в олимпийских, национальных, международных и прочих соревнованиях, - главный показатель спорта высших достижений. Это основа морального стимула, на котором держится развитие массовых его видов и физкультурных занятий. Личный пример российских чемпионов, побеждающих на международной арене, стимулирует людей к активным занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, воспитанию подрастающего поколения путем приобщения к движению.

    О мотивации и психологическом эффекте

    В современном мире проблемы человека в сфере большого спорта серьёзно и подробнейшим образом изучаются. Спорт - та самая среда, в которой возможно моделирование самых разных экспериментальных ситуаций и условий. Спортсмены добровольно идут на испытание максимальными психическими и физическими нагрузками с целью выявления и демонстрации предельных психофизических человеческих возможностей. Ради чего же это делается? В качестве мотивации выступают и честолюбие, и мотив самоутверждения, и множество прочих факторов вплоть до банальной меркантильности.

    Каждый из видов спорта высших достижений имеет свою собственную специфику, под влиянием которой формируются те или иные психические качества. Востребованность их не только в спорте, но и в обыденной жизни и профессиональной деятельности очевидна и не вызывает сомнений. Например, всем известно - командные игры спортивного характера воспитывают в человеке умение соотносить собственные действия с действиями других, формируют коллективизм, сознательную дисциплину и коммуникабельность.

    Спорт - основа всего

    Занятия им воспитывают такие основополагающие качества человеческого характера, как мужество, надежность, высокая работоспособность. Возможности спортивных занятий в деле укрепления здоровья, коррекции физических функций организма, осанки и телосложения, улучшения психической устойчивости очень и очень велики.

    Какими же общими понятиями оперирует спорт высших достижений? Это, согласно определению, деятельность, направленная на достижение высших результатов в определенном виде спорта, получающих признание общества, повышение собственного престижа и престижа своей спортивной команды на высшем уровне. Кроме того, речь идет о национальном статусе, как уже было упомянуто.

    Тренировки и еще раз тренировки

    Добиваться подобных достижений в сфере большого спорта позволяет лишь постоянная деятельность тренировочно-соревновательного характера, связанная с огромным физическим и психическим напряжением. Ответственность, возлагаемая на спортсмена - участника престижных соревнований, весьма высока. Каждая ошибка или неудачный старт могут обойтись очень дорого, что составляет одну из специфических черт спорта высших достижений.

    С другой стороны, большой спорт является закономерным и логическим продолжением общедоступных его видов. Ему присуща определённого рода преемственность относительно методов и средств тренировки. Он стимулирует массовые проявления спортивного движения путем создания неких высших ориентиров.

    Каким он бывает

    Назвать спорт высших достижений однородным нельзя. В наши дни можно говорить о целом ряде различных направлений в нём:

    • любительском (достиженческом) спорте;
    • профессиональном спорте;
    • который, в свою очередь, может быть ориентирован на достижения либо носить ярко выраженный зрелищный характер.

    Говоря о любительском (достиженческом) спорте, следует отметить современные тенденции в нем к приобретению всех признаков профессионального спорта в части, касающейся требований к нагрузкам и организации системы тренировок, а также соревнований. Обычно представители любительского спорта высших достижений имеют определенный социальный статус. Это студенты, учащиеся либо военнослужащие. Данный статус позволяет им причислять себя к любителям. Впрочем, заработки чемпионов в данной сфере ничем не уступают заработкам профессионалов.

    Спортсмены-любители и профессионалы

    Подготовка спортсменов-любителей практически всегда ориентирована на крупнейшие соревнования - речь идет об Олимпийских играх и чемпионатах мира, России или Европы. Успех в подобных престижных состязаниях ведёт к повышению рейтинга спортсмена, что позволяет в будущем при переходе в ряды настоящих профессионалов обеспечить себя более высокими гонорарами.

    Главные различия между профессионально-коммерческим и любительским спортом достижений в том, что первый ориентирован не только на спортивные законы, но и на законы бизнеса. Готовят спортсменов-профессионалов при помощи определенных целевых установок, направленных на успешное выступление в последовательной серии стартов и связанное с этим реальное вознаграждение. Здесь важную роль играет "стоимость" каждого атлета на арене "спортивного рынка".

    Профи - какие они?

    Условно спортсмены-профессионалы делятся на три большие группы. Первая состоит из тех, у которых стремление успешно выступить на престижных международных соревнованиях сочетается с участием в состязаниях коммерческого характера. Вторую группу составляют высокорезультативные спортсмены, которые не настроены на борьбу за звание чемпиона в крупнейших чемпионатах. Их главное занятие - выступления по приглашению и завоевание успехов в соревнованиях кубковых и коммерческого характера.

    В третью группу входят так называемые спортсмены-ветераны, специализация которых нередко - спортивные игры, единоборства. Они поддерживают не самую высокую степень физической подготовки, но очень достойный технический уровень в сочетании с немалым артистизмом, направленным на успех у зрителей и соответствующие ему немалые заработки.

    Что такое тренировка

    Под спортивной подготовкой (тренировкой) понимается использование имеющихся методов, средств, знаний и условий, которые позволяют добиваться главной цели спорта высших достижений - готовности спортсмена к результатам, воздействуя определенным образом на его развитие. Задачей подготовки, как было сказано выше, служит получение максимального достижения в состязательной деятельности.

    Набор средств, методов и принципов тренировок в сфере массового спорта отличается от спорта высших достижений незначительно. Отечественная спортивная теория, говоря о физических качествах человека, подразумевает функциональные свойства его организма, которые управляют двигательными возможностями.

    Немного о физических качествах

    Принято вести речь о пяти основных физических качествах - силе, быстроте, выносливости, гибкости и ловкости. Проявление их зависит от функциональных характеристик организма и подготовленности его к нагрузкам.

    В частности, под силовыми способностями (силой) в сфере физического воспитания понимается способность к преодолению внешнего сопротивления либо противодействию таковому при помощи мышечного напряжения. Рост силы сопровождается ростом и утолщением мышечных волокон. Всем известно, что мышечных групп существует много. Развивая определенные из них, возможно изменить телосложение (наглядный пример - гимнасты-атлеты).

    Другая характеристика - быстрота - представляет собой комплекс таких функциональных человеческих свойств, которые непосредственно определяют скоростные характеристики движения человека в совокупности с его двигательными реакциями. Неправильно путать быстроту движений и скорость перемещения. Например, у конькобежца скорость по сравнению с бегуном-спринтером значительно больше, но второй опережает его по частоте (быстроте) движений. Именно потому новейшие исследования в области теории спорта предпочитают термин "быстрота" заменить на понятие скоростных способностей.

    Условности классификации

    Возвращаясь к разделению современного спорта высших достижений на профессиональный и любительский, следует упомянуть, что современные его разновидности, к которым относится и олимпийский спорт, можно считать смешанными видами, в качестве субъектов которых выступают как спортсмены-любители, так и профессионалы. Именно потому подобное разделение носит достаточно условный характер, ведь на олимпийских соревнованиях в последнее время выступает всё большее число профессионалов.

    Помимо прочего подобная классификация выкидывает "за борт" огромную часть тех спортсменов, что заняты видами спорта, не включенными в программу Олимпийских игр или чемпионатов мира и отдельных стран.

    Страница 1 из 3

    Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
    - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 312-321.

    Глава 17. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТА

    17.1. Основные понятия, относящиеся к спорту.
    Классификация видов спорта

    Спорт как многогранное общественное явление является сфе­рой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельнос­ти, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важ­ных средств этического и эстетического воспитания.

    В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкрет­ных социальных условий приобретает различные черты и формы.

    Специфическим для спорта является то, что конечной его це­лью является физическое совершенствование человека, реализуе­мое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществ­ляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.

    Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, спе­цифической формой которой является система соревнований, ис­торически сложившаяся в области физической культуры как спе­циальная сфера выявления и унифицированного сравнения чело­веческих возможностей (Л.П.Матвеев, 1977).

    Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной де­ятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обще­стве.

    Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контак­тов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.

    Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подго­товку к ней, а также специфические отношения, нормы и дости­жения в сфере этой деятельности.

    Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них ха­рактеризуется своим предметом состязания, особым составом дей­ствий, способами ведения спортивной борьбы и правилами со­ревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.

    Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л.П.Мат­веев, 1977):

    1-я группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявле­нием физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возмож­ностей спортсмена. К данной группе относится большинство ви­дов спорта;

    2-я группа - виды спорта, операционную основу которых со­ставляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и каче­ством его изготовления;

    3-я группа - виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специально­го оружия (стрельба, дартс);

    4-я группа - виды спорта, в которых сопоставляются результа­ты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамо­дели, автомодели и др.);

    5-я группа - виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логичес­кого обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);

    6-я группа - многоборья, составленные из спортивных дис­циплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).

    Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спорт­смена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательно­го процесса, оптимально взаимодействующих между собой на ос­нове определенных принципов и обеспечивающих наилучшую сте­пень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.

    Система подготовки спортсмена включает в себя четыре круп­ных блока:

    Систему отбора и спортивной ориентации;

    Спортивную тренировку;

    Систему соревнований;

    Внетренировочные и внесоревновательные факторы опти­мизации тренировочно-соревновательного процесса.

    Основная подготовительно-тренировочная деятельность спорт­смена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая пред­ставляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управ­ление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловли­вающий его готовность к достижению высших результатов.

    Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и ме­тод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как спе­циальная сфера, в которой осуществляется деятельность спорт­смена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.

    Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и дости­жение высоких спортивных результатов возможны при условии со­временного научно-методического обеспечения всей системы под­готовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым по­нимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.

    В практике спорта широко распространены понятия «спортив­ная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.

    Спортивная деятельность характерна для спорта как многогран­ное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального резуль­тата невозможно без включения в сферу спорта большого количе­ства людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и мно­гие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. При­чем деятельность этих людей определяется социальными и эконо­мическими условиями жизни общества.

    Учитывая сказанное, спортивная деятельность есть упорядочен­ная организация деятельности по обеспечению максимального оз­доровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее ос­новные принципы и формы определяются социальными условия­ми функционирования спорта в обществе.

    Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляе­мая, как правило, в условиях официальных соревнований на пре­деле психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов.

    Собственно соревновательная деятельность спортсменов осу­ществляется в соревнованиях. Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.

    Конечным результатом соревновательной деятельности явля­ется спортивное достижение, которое характеризуется количе­ственным или качественным уровнем показателей в спорте.

    Спортивное достижение - это показатель спортивного мастер­ства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных ре­зультатах.

    Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливают­ся в спортивное движение, так как во всех направлениях после­днего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достиже­ний) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движе­ние - это социальное течение, спортивная практика в сфере мас­сового спорта и спорта высших достижений.

    Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физи­ческая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физичес­кой культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понима­ют органическую часть культуры общества и личности, рацио­нальное использование человеком двигательной активности в ка­честве фактора оптимизации своего состояния и развития, физи­ческой подготовки к жизненной практике.

    Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с ис­пользованием физических упражнений как главных средств под­готовки к спортивным достижениям.

    Хотя спорт и является одной из составляющих физической куль­туры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определен­ную самостоятельность.

    Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллион­ная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых лю­дей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают ра­дость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические конди­ции, общую работоспособность и достигают спортивных резуль­татов в соответствии со своими возможностями.

    1. Настоящее Положение определяет структуру, содержание и организацию работы по введению и дальнейшей реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) – программной и нормативной основы системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации.
    2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, включающие виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни для различных категорий населения.
    3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

    II. Цель и задачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

    4. Целью Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) является: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
    5. Задачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО):
    а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
    б) повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан страны;
    в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;
    г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
    д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.

    III. Структура и содержание Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

    6. Структура Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) состоит из XI ступеней:
    I ступень: 1 — 2 классы (6 — 8 лет);
    II ступень: 3 — 4 классы (9 — 10 лет);
    III ступень: 5 — 6 классы (11 — 12 лет);
    IV ступень: 7 — 9 классы (13 — 15 лет);
    V ступень: 10 — 11 классы, среднее профессиональное образование (16 — 17 лет);
    VI ступень: 18 — 29 лет;
    VII ступень: 30 — 39 лет;
    VIII ступень: 40 — 49 лет;
    IX ступень: 50 – 59 лет;
    X ступень: 60 – 69 лет;
    XI ступень: 70 лет и старше.
    7. Нормативно-тестирующая часть Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) предусматривает государственные требования к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения установленных нормативов и оценки уровня знаний и умений, состоит из трех основных разделов:
    а) виды испытаний (тесты) и нормативы;
    б) требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;
    в) рекомендации к недельному двигательному режиму.
    Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
    8. Виды испытаний (тесты) и нормативы включают:
    виды испытаний (тесты), позволяющие определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков граждан;
    нормативы, позволяющие оценить разносторонность (гармоничность) развития основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека.
    Виды испытаний (тесты) подразделяются на обязательные и по выбору.
    Обязательные испытания (тесты) в соответствии со ступенями подразделяются на:
    испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей;
    испытания (тесты) по определению уровня развития выносливости;
    испытания (тесты) по определению уровня развития силы;
    испытания (тесты) по определению уровня развития гибкости.
    Испытания (тесты) по выбору в соответствии со ступенями подразделяются на:
    испытания (тесты) по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей;
    испытания (тесты) по определению уровня развития координационных способностей;
    испытания (тесты) по определению уровня овладения прикладными навыками.
    9. Лица, выполнившие государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», награждаются соответствующим знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), образец и описание которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта. Порядок награждения граждан знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и присвоения им спортивных разрядов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
    10. Лица, имеющие спортивные звания и спортивные разряды не ниже второго юношеского и выполнившие нормативы Комплекса, соответствующие серебряному знаку отличия, награждаются золотым знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
    11. Требование к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта включают проверку знаний и умений по следующим разделам:
    влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности;
    гигиена занятий физической культурой;
    основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта;
    основы методики самостоятельных занятий;
    основы истории развития физической культуры и спорта;
    овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.
    12. Рекомендации к недельному двигательному режиму предусматривают минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья.
    13. Спортивная часть Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) направлена на привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом с учетом возрастных групп населения с целью выполнения разрядных нормативов и получения массовых спортивных разрядов, включает нормы, требования и условия их выполнения для многоборий, состоящих из видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Виды многоборий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
    14. Порядок организации и проведения тестирования всех групп населения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.

    IV. Организация работы по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

    15. К выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) допускаются лица, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Перечень видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), и порядок оценки выполнения нормативов лицами, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинским группам, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
    16. Субъекты Российской Федерации вправе по своему усмотрению дополнительно включить во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) на региональном уровне два вида испытаний (тестов), в том числе по национальным, а также наиболее популярным в молодежной среде видам спорта.
    17. Значения уровней трудности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) учитываются федеральными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами в области физической культуры и спорта при определении оценки освоения обучающимися образовательных программ в области физической культуры и спорта.
    18. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представлять сведения о своих индивидуальных достижениях по физической культуре и спорту, наличии знаков отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), которые учитываются образовательными организациями при приеме в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.
    19. Студентам, обучающимся в образовательных организациях высшего образования и имеющим золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), предоставляется возможность установления повышенной государственной академической стипендии и других мер поощрения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
    20. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение установленных нормативов и требований населением различных возрастных групп в рамках мероприятий международного движения «Спорт для всех», а также интеграцию мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в календарь спортивных и общественно важных мероприятий международного движения «Спорт для всех» на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
    21. Лица, осуществляющие трудовую деятельность, ведут подготовку к выполнению, а также непосредственное выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в ходе мероприятий, проводимых работодателем. Работодатель вправе поощрить в установленном порядке лиц, выполнивших нормативы и требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на соответствующий знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
    22. Для выполнения государственных требований по оценке общего уровня физической подготовленности населения на основании результатов выполнения установленных нормативов и оценки уровня знаний и умений Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) создаются центры тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее — центры тестирования ГТО). Порядок создания и положение о центрах тестирования ГТО утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
    23. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации, Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта включают физкультурные и спортивные мероприятия, предусматривающие выполнение видов испытаний (тестов) и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).

    V. Структура управления и информационное обеспечение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)

    24. Координацию деятельности по организации и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
    25. Информационное обеспечение введения и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО осуществляется посредством специально созданных автономного интернет-портала и электронной базы данных.
    26. Учет данных выполнения видов испытаний (тестов) и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) осуществляется посредством специально разработанного в установленном порядке статистического наблюдения.

    Принятые обозначения и сокращения

    В настоящем положении применимы следующие сокращения:
    ГТО расшифровка — Готов к труду и обороне

    Загрузка...
    Top