Факторы, влияющие на динамику спортивных достижений в спорте.
Спортивные достижения определяются тремя группами факторов: индивидуальными факторами (первая группа), научно-техническим прогрессом (вторая группа) и социально-экономическими факторами (третья группа) (рис. 28). Рассмотрим эти факторы бо-лее подробно.
Индивидуальная одаренность спортсмена. Современная наука различает задатки, одаренность и способности человека. Занятия любым видом спорта требуют от человека проявления опреде-ленных способностей, которые выражаются индивидуальными особенностями личности, являющимися условием успешного вы-полнения одного или нескольких видов деятельности. Необходи-мо отметить, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами определенной деятельности.
Врожденно обусловленным компонентом способностей явля-ется одаренность. Она обеспечивает человеку возможность успеш-ного выполнения соответствующей ей деятельности. По отноше-нию к спорту можно говорить о физических и психических каче-ствах и свойствах личности, обеспечивающих успешность осуще-ствления определенной соревновательной деятельности. Одарен-ность постепенно становится главным критерием при переходе занимающихся в спортивных школах из одной группы в другую, из одной сборной команды в другую, более высокого ранга.
В основе развития определенных способностей к видам спорта держат и определенные задатки, под которыми понимаются врож-денные анатомо-физиологические и психические особенности. Од-нако высший уровень различных способностей человека всегда яв-ляется результатом его развития в процессе рационально построен-ной деятельности, а в спорте - системы подготовки. Сами по себе задатки человека могут только содействовать развитию способнос-тей. А для этого необходимы направленное воспитание, развитие и обучение. Таким образом, задатки человека в сочетании с одаренно-стью при оптимальном педагогическом воздействии, а в отдельных случаях при использовании накопленного предыдущими поколени-ями опыта дают возможность развить определенные способности.
При оценке спортивных способностей тренер сталкивается с тремя ключевыми моментами:
Составом способностей к определенному виду спорта;
Объективной и более ранней оценкой у каждого человека этих способностей с целью прогнозирования особенностей хода его дальнейшего совершенствования;
Какими путями добиться формирования этих способностей, если они недостаточно развиты, или чем их компенсировать в случае их низкого уровня.
Степень подготовленности к спортивному достижению. Решаю-щее значение, определяющее достижение высоких результатов, имеет целенаправленная подготовка спортсмена. Направленно воз-действуя на природные задатки, тренер добивается необходимого развития способностей спортсмена, обеспечивающих прогресс в избранном виде спорта. При этом главным условием является боль-шая самоотдача спортсмена, выраженная в целеустремленной тре-нировке и достижении главной и промежуточных (этапных) це-лей. Одним из обязательных условий при этом являются значи-тельные затраты усилий спортсмена на самосовершенствование. Ни один из самых одаренных спортсменов не сможет достичь высо-ких результатов без упорного труда.
В этой связи спортивные достижения - это «показатель разме-ра полезных затрат усилий спортсмена на самосовершенствова-ние, показатель его успехов на этом пути» (Л.П.Матвеев, 1977).
В настоящее время тренировочные нагрузки и общие затраты времени в процессе подготовки спортсменов достигают значитель-ных величин. Достаточно сказать, что в различных видах спорта общий объем времени, отводимого на тренировку и соревнова-ния, колеблется в пределах от 800 до 1500 ч в год. В определенных спортивных дисциплинах практикуются трех- и четырехразовые Тренировочные занятия в день.
Все это предъявляет высокие требования к психическим качествам и свойствам личности спортсмена. Только высокомотивированный на достижения спортсмен может выдержать такие нагрузки при высокой самоотдаче и требовательности к себе.
Таким образом, степень подготовленности спортсмена зависит от использования им эффективных тренировочных и соревнователь-ных систем, а также от сознания важности общественной и личной спортивной деятельности и мотивов, формирующих цель этой дея-тельности, что обеспечивает прогресс спортивных достижений.
Эффективность системы подготовки спортсмена определяется следующими факторами: современной методикой тренировки; рациональной системой соревнований; использованием прогрес-сивной техники и тактики; материально-техническим обеспече-нием; научно-методическим, медико-биологическим и информа-ционным обеспечением спортсменов, тренеров, врачей и др.
Первое место в этой группе факторов занимают научно-мето-дические основы системы спортивной подготовки. Только на ос-нове современных научных данных, переработанных в методичес-кие разработки и рекомендации и нашедших свое место в струк-туре спортивной тренировки, можно говорить об эффективности подготовки спортсмена.
Значительную роль в тренировочном процессе играют средства и методы восстановления спортсменов после высоких трениро-вочных и соревновательных нагрузок, а также приемы повыше-ния их спортивной работоспособности.
На эффективность системы подготовки спортсмена влияют разработка и применение высококачественного инвентаря, обо-рудования, обуви, одежды, защитных приспособлений, тренаже-ров (механических, электромеханических, электронных) различ-ной конструкции и назначения.
Важным моментом в вопросах повышения эффективности систе-мы подготовки спортсменов является совершенствование их такти-ческой и технической подготовки. Во многих видах спорта тактичес-кая и техническая подготовки являются доминирующими сторона-ми мастерства, определяющими успех всей системы. От своевремен-ных разработок новых элементов и комбинаций, тактических при-емов в конечном счете зависит уровень спортивных достижений.
Размах спортивного движения и обеспечение его кадрами. Эффек-тивность функционирования спорта в любой стране зависит от такого фактора, как размах спортивного движения. Социолого-статистический анализ показывает: чем больше людей включено в занятия спортом, тем большее количество спортсменов выходит в большой спорт, а это, в свою очередь, повышает конкурент-ность среди них и отражается на спортивных результатах.
Увеличение массовости занятий спортом связано с социальными условиями жизни общества и с подготовкой необходимых специ-алистов: тренеров, инструкторов, преподавателей, врачей, работ-ников спортивных сооружений и др. Квалификация этих специа-листов во многом способствует повышению спортивных достижений в общей массе занимающихся, а также и у высококвалифи-цированных и выдающихся спортсменов.
Социальные условия развития спортивного движения и его эконо- мическое обеспечение. Уровень спортивных достижений той или иной страны во многом зависит от условий материальной жизни обще-ства, которые играют главенствующую роль в определении общей жизнедеятельности человека. Совокупный уровень достижений во многих видах спорта, культивируемых в различных странах, взаи-мосвязан с показателями материального благосостояния народа, а также с показателями средней продолжительности жизни, об-шей численности и грамотности человека (А. М. Максименко, 1969). В то же время развивающиеся страны с невысоким экономичес-ким потенциалом могут с успехом развивать два-три вида спорта, отражающие этнические и географические особенности населе-ния и его традиции. Примером этого могут служить бегуны Эфио-пии и Кении, боксеры Латинской Америки, футболисты афри-канских стран и др. Однако развитие многих популярных и массо-вых видов спорта в комплексе не под силу этим странам в связи с экономическими условиями жизни общества.
В заключение следует отметить, что спортивные достижения отражают успехи человека в совершенствовании своих способно-стей и являются одним из показателей развития спорта, физичес-кой культуры и культуры общества в целом.
Тенденции развития спортивных достижений. Современный спорт ха-рактеризуется постоянным ростом спортивных достижений. При этом в каждом отдельном виде спорта или отдельной дисциплине на про-тяжении всей истории их развития наблюдается неравномерная дина-мика достижений. На одних этапах она связана со скачком результа-тов, на других - с временным плато (стабилизацией), на третьих - с постепенным и непрерывным ростом. Это связано с целым рядом факторов: внедрением новых средств и методов тренировки; эконо-мическими стимулами систе-мы соревнований; совершен-ствованием спортивного ин-вентаря и оборудования, одежды, обуви; использова-нием новых приемов повы-шения работоспособности спортсмена (психологичес-кой и физиологической на-правленности).
Динамика роста спор-тивных достижений в лю-бом виде спорта выглядит в виде логистической кри-вой (рис. 29), впервые обо-снованной польскими учеными Е.Скоровским и Я.Брогли.
Эта кривая состоит из трех фаз, каждая из которых имеет свои особенности и в определенной мере отражает историю становле-ния вида спорта и индивидуальный рост мастерства спортсмена. Продолжительность этих фаз в разных спортивных дисциплинах различна.
Первая фаза этой кривой связана с зарождением вида спорта, разработкой правил и регламента проведения соревнований, чет-ким определением предмета соперничества спортсменов или ко-манд, созданием специфической для данного вида спорта мето-дики тренировки и техники выполнения упражнений. В этой фазе спортивные достижения имеют тенденцию к незначительному по-вышению.
В индивидуальном развитии спортсмена эта фаза связана с на-чалом занятий определенным видом спорта, овладения основами техники, тактики, физической подготовленности.
Вторая фаза логистической кривой отражает непрерывный и достаточно бурный рост спортивных достижений, связанный с повышением количественных и качественных параметров трени-ровочных нагрузок, совершенствованием технической, тактичес-кой и психической подготовленности спортсменов, использова-нием более качественного инвентаря и оборудования при доста-точно устоявшихся правилах и регламентах соревновательной де-ятельности.
Другими словами, чем больше начинают трудиться спортсме-ны и чем выше качество этой деятельности, тем сильнее наблю-дается рост спортивных достижений.
В индивидуальном плане добавляется фактор биологического возраста, долговременной адаптации организма, приобретения человеком спортивного и жизненного опыта.
Третья фаза логистической кривой связана с замедлением ро-ста достижений как в определенной спортивной дисциплине, так и в индивидуальном развитии в целом. Хотя отдельные достиже-ния научно-технического прогресса могут вызвать и кратковре-менную «вспышку» результатов. Такую же «вспышку» может дать и использование запрещенных препаратов (допинг).
Медленный рост спортивных достижений наблюдается на фоне значительных усилий как самого спортсмена, так и всех участников, обеспечивающих его подготовку. Общество в лице спортивных федераций и клубов, спонсоров вкладывает боль-шие средства в систему подготовки спортсменов, поэтому рост спортивных достижений обеспечивается уже не только совер-шенной и высокоэффективной системой тренировки, но и пе-реориентацией системы соревнований, приобретающей все бо-лее и более коммерческие основы, а также большим удельным весом всех факторов, повышающих эффективность тренировоч-ной и соревновательной деятельности (финансы, организация и управление, научно-методическое, медико-биологическое,
материально-техническое обеспечение и др.). В индивидуальном плане замедление роста спортивных результатов и их стабили-зация связаны и с возрастом спортсмена, с переходом его в группу «ветеранов».
Глава 18. ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Термин «тренировка» происходит от английского слова training , означающего упражнение. Долгое время это значение вкладывали Я в понятие «спортивная тренировка», понимая под этим терми-ном повторное выполнение спортивного упражнения с целью до-стижения наиболее высокого результата.
Постепенно содержание понятия «спортивная тренировка» рас-ширилось и сейчас понимается как планируемый педагогический процесс, включающий обучение спортсмена спортивной технике и тактике и развитие его физических способностей.
18.1. Цели и задачи спортивной тренировки
Целью спортивной тренировки является подготовка к спортив-ным состязанием, направленная на достижение максимально воз-можного для данного спортсмена уровня подготовленности, обус-ловленного спецификой соревновательной деятельности и гаран-тирующего достижение запланированных спортивных результатов.
В содержание спортивной тренировки входят различные сторо-ны подготовки спортсмена: теоретическая, техническая, физичес-кая, тактическая и психическая. В тренировочной и особенно в соревновательной деятельности ни одна из этих сторон не прояв-ляется изолированно. Они объединяются в сложный комплекс, на-правленный на достижение наивысших спортивных показателей.
В процессе спортивной тренировки решаются следующие ос-новные задачи:
освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины;
совершенствование двигательных качеств и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечиваю-щих успешное выполнение соревновательного упражнения и дос-тижение планируемых результатов;
воспитание необходимых моральных и волевых качеств;
обеспечение необходимого уровня специальной психичес-кой подготовленности;
приобретение теоретических знаний и практического опыn необходимых для успешной тренировочной и соревновательной деятельности.
Комплексные результаты решения задач спортивной тренировки выражаются понятиями: «тренированность», «подготовленность» «спортивная форма».
Тренированность характеризуется степенью функционального приспособления организма к предъявляемым тренировочным на-грузкам, которое возникает в результате систематических физичес-ких упражнений и способствует повышению работоспособности че-ловека. Тренированность всегда ориентирована на конкретный вид специализации спортсмена в двигательных действиях и выражается в повышенном уровне функциональных возможностей его орга-низма, специфической и общей работоспособности, в достигну-той степени совершенства спортивных умений и навыков.
Тренированность спортсмена, как правило, подразделяют на общую и специальную. Специальная тренированность при-обретается вследствие выполнения конкретного вида мышечной деятельности в избранном виде спорта. Общая тренированность формируется прежде всего под воздействием упражнений обще-развивающего характера, повышающих функциональные возмож-ности органов и систем организма спортсмена и укрепляющих его здоровье.
Подготовленность - это комплексный результат физичес-кой подготовки (степень развития физических качеств); техни-ческой подготовки (уровня совершенствования двигательных навыков); тактической подготовки (степени развития тактичес-кого мышления); психической подготовки (уровня совершенство-вания моральных и волевых качеств). Подготовленность может относиться и к каждому в отдельности из перечисленных видов подготовки (физическая, техническая и психическая подготов-ленность).
Каждая из сторон подготовленности зависит от степени совершенства других ее сторон, определяется ими и, в свою очередь, влияет на их уровень. Например, техническое совер-шенствование спортсмена зависит от уровня развития различ-ных двигательных качеств - силы, быстроты, гибкости, коор-динационных способностей. Уровень проявления двигательных качеств, например выносливости, тесно связан с экономич-ностью техники, уровнем психической устойчивости к преодо-лению утомления, умением реализовывать рациональную так-тическую схему соревновательной борьбы в сложных условиях. Отметим также, что тактическая подготовленность связана не только со способностью спортсмена к восприятию и оператив-ной переработке информации, с умением составлять рациональ-ный тактический план и находить эффективные пути решения двигательных задач в зависимости от сложившейся ситуации» но и с уровнем технического мастерства, физической подго-товленностью, смелостью, решительностью, целеустремленно-стью и др.
Спортивная форма - это высшая степень подготовленности спортсмена, характеризующаяся его способностью к одновремен-ной реализации в соревновательной деятельности различных сто-рон подготовленности (спортивно-технической, физической, так--ической, психической).
18.2. Средства спортивной тренировки
Основными специфическими средствами спортивной трени-ровки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно! к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.
Избранные соревновательные упражнения - это целостные двига-тельные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и вы-полняются по возможности в соответствии с правилами состяза-ний по избранному виду спорта.
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, не-велик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движе-ния и действия, существенно сходные с ними по форме или ха-рактеру проявляемых способностей. Например, к числу специаль-но подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрез-кам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков - игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на лыжероллерах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов и т.д.). К числу специально подготовительных относятся в опреде-ленных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических ка-честв, необходимых л в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.
Состав специально подготовительных упражнений в решаю-щей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расче-том, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способно-стей и формирование навыков, необходимых спортсмену.
Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не по-зволяет з необходимой мере совершенствовать силу, быстроту выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно до-биться с помощью специальных упражнений. Причина этого преж-де всего заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в инди-видуальных видах спорта.
В зависимости от преимущественной направленности специ-ально подготовительные упражнения подразделяются на подводя- щие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действии часто тесно взаимосвязаны.
К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким обра-зом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответство-вали по координационной структуре характеру выполнения и осо-бенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.
Среди множества специально подготовительных упражнений тренер должен уметь не только подбирать их для решения конк-ретной поставленной задачи, но и создавать новые из частей, эле-ментов, связок движений. Это должны быть упражнения, сходные по координации, усилиям, характеру, амплитуде и другим особенностям с соревновательным упражнением. Однако все сред-ства тренировки должны подбираться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улуч-шать уже сильные стороны спортсмена, другие средства должны подтянуть отдельные отстающие технические действия или физи-ческие качества.
Общеподготовительные упражнения являются преимуществен-но средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых Могут использоваться самые разнообразные упражнения - как приближенные по особенностям своего воздействия к специаль-но подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).
Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов часто недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объем специальной физической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.
Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные сред-ства (соревновательные и специально подготовительные упраж-нения), с одной стороны, оказывают более непосредственное вли-яние на повышение результатов. С другой стороны, можно утвер-ждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекра-щение их роста на этапе высших достижений, а также повышен-ный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объе-мом общеподготовительных упражнений на тренировке и особен-но на ее ранних этапах.
При выборе общеподготовительных упражнений обычно со-блюдают следующие требования:
на ранних этапах спортивного пути общая физическая под-готовка спортсмена должна включать средства, позволяющие эф-фективно решать задачи всестороннего физического развития;
на этапах углубленной специализации и спортивного совер-шенствования она должна являться фундаментом для совершен-ствования соревновательных навыков и физических способностей, определяющих спортивный результат:
При воспитании неспецифической, т.е. общей, выносливо-сти длительный бег умеренной интенсивности, лыжные кроссы, плавание;
При воспитании собственно силовых способностей - уп-ражнения со штангой, заимствованные из тяжелой атлетики, а также упражнения спортивно-вспомогательной гимнастики с раз-личного рода отягощениями и сопротивлением;
При воспитании быстроты движений и двигательной реак-ции - спринтерские упражнения, тренировочные разновидности спортивных игр и подвижные игры;
При воспитании координационных способностей - элемен-ты спортивной гимнастики, акробатики, игры с высокими тре-бованиями к координации движений.
Однако необходимо помнить, что общеподготовительные уп-ражнения должны вместе с тем выражать особенности спортив-ной специализации. Между различными физическими упражне-ниями возможны как положительные, так и отрицательные взаи-модействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков.
Уже по одной этой причине средства общей физической под-готовки не могут быть одинаковыми для различных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств £ каждом конкретном случае должен иметь свою специфику. 2 касается и их подбора, и места, которое они занимают в структуре тренировочного процесса.
Включение общеподготовительных упражнений в тренировоч-ный процесс обычно способствует его общей эффективности.
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 Теория и методика физической культуры и спорта цели и задачи дисциплины. Цель дисциплины
Программа дисциплиныЦель дисциплины «Теория и методика физической культуры и спорта» (ТМФКС) - обеспечение глубокого теоретического осмысления основ физического воспитания и формирование умения практической реализации основных теоретико-методических
Тетрадь для лекций по теории и методике физического воспитания для группы 221 специальности
ДокументФизкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школьника имеет огромное значение. Она содействует повышению двигательной активности учащихся, воспитанию привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Программа и правила проведения собеседования теория и методика физического воспитания для поступающих на сокращенную программу направления подготовки бакалавриата
Программа и правила проведенияДанная программа определяет порядок организации, проведения и содержания собеседования с лицами, имеющими среднее профессиональное образование по профилю и поступающими на сокращенные сроки обучения по направлению подготовки 032102.
1. Спортивный результат - количественный или качественный уровень показателей спортсмена в спортивных соревнованиях .
Общим для всех видов положением, определяющим истинность спортивного результата, является его достижение в условиях соревнований при соблюдении соответствующих правил.
Спортивные результаты измеряются в мин., сек; м., см.; кг. – метрические системы измерения (в , циклических видах спорта , тяжелой атлетике); в балах – в сложнокоордиционных видах спорта; победой в спортиграх, единоборствах.
2. Спортивные достижения - показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах. Спортивные достижения являются показателем одарённости спортсмена, эффективности системы подготовки .
Высшие спортивные достижения - являются показателем, отражающим максимальные способности человека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития . Высшие спортивные достижения, если они выражены в точных объективных мерах называются спортивными рекордами. В остальных видах спорта абсолютно высшим достижением является победа на соревнованиях высшего масштаба.
3. Спортивная квалификация - устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая итоги выступлений спортсмена на соревнованиях за определённый отрезок времени (
Как известно, существует Первым приходилось заниматься в жизни, пожалуй, любому из нас. Благодаря ему люди укрепляют здоровье, совершенствуют физическую форму и улучшают свои Этот вид спорта помогает продлить годы активной жизни и бороться с нежелательными воздействиями вредных факторов экологии и напряженного ритма современной жизни.
Немного о массовом спорте
Целями его являются укрепление здоровья людей, улучшение собственного физического состояния и активный отдых. В ходе массового спорта человечеством совершенствуются собственные возможности и накапливается физический потенциал. Функции, присущие ему, можно назвать развивающими, воспитательными, коммуникативными. Этот вид спорта служит объединению отдельных людей в социальные группы и в целом развитию каждой из наций.
В условиях современной жизни важность осуществления всего комплекса задач по подготовке высокопрофессиональных и востребованных кадров для массового вида спорта - физкультуры - более чем очевидна. Одновременно нынешнее российское общество испытывает серьезные сложности в развитии этого самого массового спорта. Заключаются они в недостатке оборудования и хорошего инвентаря, нормального информационного оснащения спортзалов, слабой методической и программной базе, низкой зарплате преподавателей физкультуры и, к сожалению, постепенно снижающемся профессионализме. В результате всех этих факторов система физического воспитания в нашей стране в последние годы и десятилетия серьёзно отстаёт от мирового уровня.
Спорт высших достижений: цели и задачи
Но сегодня мы хотим поговорить о другой разновидности. Это спорт высших достижений . Задачи и цели, стоящие перед ним, совершенно иные. Что же представляет собой так называемый большой спорт? Своими целями он принципиально отличается от массового, ведь - в получении максимально сильных результатов и побед в крупных состязаниях.
Каждое высшее достижение или серьезный успех спортсмена не только его личное дело, но и часть общенационального достояния. Ведь победы и рекорды, добытые на крупнейших соревнованиях международного уровня, укрепляют авторитет страны в глазах мирового сообщества. Именно потому никого не удивляют миллиардные аудитории зрителей, собирающиеся у экранов телевизоров в дни крупнейших спортивных форумов. Развитие спорта высших достижений - одно из направлений внутренней политики любого государства.
Что еще важно
Наряду с данной очевидной для всех ценностью большого спорта имеется и не столь наглядная, но тем не менее важная особенность, присущая ему в настоящее время. Спорт высших достижений - это практически единственный вид деятельности, позволяющий задействовать в работе организма рекордсмена на максимально полном уровне все физические и психические ресурсы.
Это дает возможность исследовать предел природных человеческих возможностей и определять варианты целенаправленного развития физических способностей людей для применения в профессиональной и общественной сфере и повышения работоспособности.
Спорт - дело государственной важности
Чтобы одолеть поставленную цель, существуют специально разработанные системы физических упражнений и комплексной подготовки. Правильное выполнение их ведет к достижению максимально возможных результатов. Разработкой таковых в целях развития спорта высших достижений заняты ведущие НИИ страны. Полученные на основе исследования индивидуальных возможностей человека в конкретном виде спорта результаты позволяют разрабатывать для массовой практики физического воспитания оптимальные и самые эффективные методы и средства совершенствования.
Рекорды, добытые в олимпийских, национальных, международных и прочих соревнованиях, - главный показатель спорта высших достижений. Это основа морального стимула, на котором держится развитие массовых его видов и физкультурных занятий. Личный пример российских чемпионов, побеждающих на международной арене, стимулирует людей к активным занятиям спортом, ведению здорового образа жизни, воспитанию подрастающего поколения путем приобщения к движению.
О мотивации и психологическом эффекте
В современном мире проблемы человека в сфере большого спорта серьёзно и подробнейшим образом изучаются. Спорт - та самая среда, в которой возможно моделирование самых разных экспериментальных ситуаций и условий. Спортсмены добровольно идут на испытание максимальными психическими и физическими нагрузками с целью выявления и демонстрации предельных психофизических человеческих возможностей. Ради чего же это делается? В качестве мотивации выступают и честолюбие, и мотив самоутверждения, и множество прочих факторов вплоть до банальной меркантильности.
Каждый из видов спорта высших достижений имеет свою собственную специфику, под влиянием которой формируются те или иные психические качества. Востребованность их не только в спорте, но и в обыденной жизни и профессиональной деятельности очевидна и не вызывает сомнений. Например, всем известно - командные игры спортивного характера воспитывают в человеке умение соотносить собственные действия с действиями других, формируют коллективизм, сознательную дисциплину и коммуникабельность.
Спорт - основа всего
Занятия им воспитывают такие основополагающие качества человеческого характера, как мужество, надежность, высокая работоспособность. Возможности спортивных занятий в деле укрепления здоровья, коррекции физических функций организма, осанки и телосложения, улучшения психической устойчивости очень и очень велики.
Какими же общими понятиями оперирует спорт высших достижений? Это, согласно определению, деятельность, направленная на достижение высших результатов в определенном виде спорта, получающих признание общества, повышение собственного престижа и престижа своей спортивной команды на высшем уровне. Кроме того, речь идет о национальном статусе, как уже было упомянуто.
Тренировки и еще раз тренировки
Добиваться подобных достижений в сфере большого спорта позволяет лишь постоянная деятельность тренировочно-соревновательного характера, связанная с огромным физическим и психическим напряжением. Ответственность, возлагаемая на спортсмена - участника престижных соревнований, весьма высока. Каждая ошибка или неудачный старт могут обойтись очень дорого, что составляет одну из специфических черт спорта высших достижений.
С другой стороны, большой спорт является закономерным и логическим продолжением общедоступных его видов. Ему присуща определённого рода преемственность относительно методов и средств тренировки. Он стимулирует массовые проявления спортивного движения путем создания неких высших ориентиров.
Каким он бывает
Назвать спорт высших достижений однородным нельзя. В наши дни можно говорить о целом ряде различных направлений в нём:
- любительском (достиженческом) спорте;
- профессиональном спорте;
- который, в свою очередь, может быть ориентирован на достижения либо носить ярко выраженный зрелищный характер.
Говоря о любительском (достиженческом) спорте, следует отметить современные тенденции в нем к приобретению всех признаков профессионального спорта в части, касающейся требований к нагрузкам и организации системы тренировок, а также соревнований. Обычно представители любительского спорта высших достижений имеют определенный социальный статус. Это студенты, учащиеся либо военнослужащие. Данный статус позволяет им причислять себя к любителям. Впрочем, заработки чемпионов в данной сфере ничем не уступают заработкам профессионалов.
Спортсмены-любители и профессионалы
Подготовка спортсменов-любителей практически всегда ориентирована на крупнейшие соревнования - речь идет об Олимпийских играх и чемпионатах мира, России или Европы. Успех в подобных престижных состязаниях ведёт к повышению рейтинга спортсмена, что позволяет в будущем при переходе в ряды настоящих профессионалов обеспечить себя более высокими гонорарами.
Главные различия между профессионально-коммерческим и любительским спортом достижений в том, что первый ориентирован не только на спортивные законы, но и на законы бизнеса. Готовят спортсменов-профессионалов при помощи определенных целевых установок, направленных на успешное выступление в последовательной серии стартов и связанное с этим реальное вознаграждение. Здесь важную роль играет "стоимость" каждого атлета на арене "спортивного рынка".
Профи - какие они?
Условно спортсмены-профессионалы делятся на три большие группы. Первая состоит из тех, у которых стремление успешно выступить на престижных международных соревнованиях сочетается с участием в состязаниях коммерческого характера. Вторую группу составляют высокорезультативные спортсмены, которые не настроены на борьбу за звание чемпиона в крупнейших чемпионатах. Их главное занятие - выступления по приглашению и завоевание успехов в соревнованиях кубковых и коммерческого характера.
В третью группу входят так называемые спортсмены-ветераны, специализация которых нередко - спортивные игры, единоборства. Они поддерживают не самую высокую степень физической подготовки, но очень достойный технический уровень в сочетании с немалым артистизмом, направленным на успех у зрителей и соответствующие ему немалые заработки.
Что такое тренировка
Под спортивной подготовкой (тренировкой) понимается использование имеющихся методов, средств, знаний и условий, которые позволяют добиваться главной цели спорта высших достижений - готовности спортсмена к результатам, воздействуя определенным образом на его развитие. Задачей подготовки, как было сказано выше, служит получение максимального достижения в состязательной деятельности.
Набор средств, методов и принципов тренировок в сфере массового спорта отличается от спорта высших достижений незначительно. Отечественная спортивная теория, говоря о физических качествах человека, подразумевает функциональные свойства его организма, которые управляют двигательными возможностями.
Немного о физических качествах
Принято вести речь о пяти основных физических качествах - силе, быстроте, выносливости, гибкости и ловкости. Проявление их зависит от функциональных характеристик организма и подготовленности его к нагрузкам.
В частности, под силовыми способностями (силой) в сфере физического воспитания понимается способность к преодолению внешнего сопротивления либо противодействию таковому при помощи мышечного напряжения. Рост силы сопровождается ростом и утолщением мышечных волокон. Всем известно, что мышечных групп существует много. Развивая определенные из них, возможно изменить телосложение (наглядный пример - гимнасты-атлеты).
Другая характеристика - быстрота - представляет собой комплекс таких функциональных человеческих свойств, которые непосредственно определяют скоростные характеристики движения человека в совокупности с его двигательными реакциями. Неправильно путать быстроту движений и скорость перемещения. Например, у конькобежца скорость по сравнению с бегуном-спринтером значительно больше, но второй опережает его по частоте (быстроте) движений. Именно потому новейшие исследования в области теории спорта предпочитают термин "быстрота" заменить на понятие скоростных способностей.
Условности классификации
Возвращаясь к разделению современного спорта высших достижений на профессиональный и любительский, следует упомянуть, что современные его разновидности, к которым относится и олимпийский спорт, можно считать смешанными видами, в качестве субъектов которых выступают как спортсмены-любители, так и профессионалы. Именно потому подобное разделение носит достаточно условный характер, ведь на олимпийских соревнованиях в последнее время выступает всё большее число профессионалов.
Помимо прочего подобная классификация выкидывает "за борт" огромную часть тех спортсменов, что заняты видами спорта, не включенными в программу Олимпийских игр или чемпионатов мира и отдельных стран.
Страница 1 из 3
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
- М.: Издательский центр «Академия», 2003.
- 480 с. С. 312-321.
Глава 17. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТА
17.1. Основные понятия, относящиеся к спорту.
Классификация видов спорта
Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой и другим видам деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.
В качестве продукта общественного развития он составляет органическую часть культуры общества и в зависимости от конкретных социальных условий приобретает различные черты и формы.
Специфическим для спорта является то, что конечной его целью является физическое совершенствование человека, реализуемое в условиях соревновательной деятельности, без которой он существовать не может. Соревновательная деятельность осуществляется в условиях официальных соревнований с установкой на достижение высокого спортивного результата.
Исходя из сказанного выше, спорт в узком понимании можно определить как собственно соревновательную деятельность, специфической формой которой является система соревнований, исторически сложившаяся в области физической культуры как специальная сфера выявления и унифицированного сравнения человеческих возможностей (Л.П.Матвеев, 1977).
Однако спорт нельзя сводить только к соревновательной деятельности, он имеет и более глубокий смысл. Это обусловлено социальной сущностью и назначением спорта в нашем обществе.
Достижение высоких спортивных результатов невозможно без достаточно хорошо отлаженной системы подготовки спортсмена, осуществляемой в сфере многообразных межчеловеческих контактов, которые складываются между тренерами, спортсменами и судьями, организаторами, зрителями и т.п. Они осуществляются на разных уровнях, начиная от спортивного коллектива и кончая соревнованиями различного международного уровня.
Таким образом, спорт в широком понимании представляет собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.
Развитие спорта во всем мире привело к возникновению и распространению множества отдельных видов спорта, которых насчитывается в настоящее время более 200. Каждый из них характеризуется своим предметом состязания, особым составом действий, способами ведения спортивной борьбы и правилами соревнований. Наиболее распространенные виды спорта включены в программу зимних и летних Олимпийских игр.
Все виды спорта, получившие широкое распространение в мире, можно классифицировать по особенностям предмета состязаний и характеру двигательной активности на шесть групп (Л.П.Матвеев, 1977):
1-я группа - виды спорта, для которых характерна активная двигательная деятельность спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Спортивные достижения в этих видах спорта зависят от собственных двигательных возможностей спортсмена. К данной группе относится большинство видов спорта;
2-я группа - виды спорта, операционную основу которых составляют действия по управлению специальными техническими средствами передвижения (автомобиль, мотоцикл, яхта, самолет и др.). Спортивный результат в этих видах во многом обусловлен умением эффективно управлять техническим средством и качеством его изготовления;
3-я группа - виды спорта, двигательная активность в которых жестко лимитирована условиями поражения цели из специального оружия (стрельба, дартс);
4-я группа - виды спорта, в которых сопоставляются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсмена (авиамодели, автомодели и др.);
5-я группа - виды спорта, основное содержание которых определяется на соревнованиях характером абстрактно-логического обыгрывания соперника (шахматы, шашки, бридж и др.);
6-я группа - многоборья, составленные из спортивных дисциплин, входящих в различные группы видов спорта (спортивное ориентирование, охота на лис, биатлон, морское многоборье, служебные многоборья и др.).
Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена. Она представляет собой совокупность методических основ, организационных форм и условий тренировочно-соревновательного процесса, оптимально взаимодействующих между собой на основе определенных принципов и обеспечивающих наилучшую степень готовности спортсмена к высоким спортивным достижениям.
Система подготовки спортсмена включает в себя четыре крупных блока:
Систему отбора и спортивной ориентации;
Спортивную тренировку;
Систему соревнований;
Внетренировочные и внесоревновательные факторы оптимизации тренировочно-соревновательного процесса.
Основная подготовительно-тренировочная деятельность спортсмена осуществляется в условиях спортивной тренировки. Она является основной формой подготовки спортсмена, которая представляет собой специализированный педагогический процесс, построенный на системе упражнений и направленный на управление спортивным совершенствованием спортсмена, обусловливающий его готовность к достижению высших результатов.
Важнейшим компонентом в системе подготовки спортсмена являются соревнования, выступающие как цель, средство и метод подготовки спортсмена. Соревнования определяются как специальная сфера, в которой осуществляется деятельность спортсмена, позволяющая объективно сравнивать определенные его способности и обеспечить их максимальные проявления.
Наивысшая готовность к выступлению в соревнованиях и достижение высоких спортивных результатов возможны при условии современного научно-методического обеспечения всей системы подготовки. Отсюда вытекает понятие «школа спорта», под которым понимают систему подготовки спортсмена, сложившуюся на основе новейших научных данных и передовой спортивной практики.
В практике спорта широко распространены понятия «спортивная деятельность» и «соревновательная деятельность». Зачастую их употребляют как синонимы, однако содержание и смысловое значение каждого из них значительно отличаются друг от друга.
Спортивная деятельность характерна для спорта как многогранное общественное явление, так как она затрагивает различные сферы деятельности человека. Достижение максимального результата невозможно без включения в сферу спорта большого количества людей различных профессий. Социологи, врачи, педагоги, физиологи, инженеры, специалисты из аппарата управления, сферы искусства, материально-технического обеспечения и многие другие обеспечивают функционирование спорта в стране. Причем деятельность этих людей определяется социальными и экономическими условиями жизни общества.
Учитывая сказанное, спортивная деятельность есть упорядоченная организация деятельности по обеспечению максимального оздоровления и совершенствования человека в сфере спорта. Ее основные принципы и формы определяются социальными условиями функционирования спорта в обществе.
Соревновательная деятельность по отношению к официальным соревнованиям выступает в своем абсолютном значении как собственно соревновательная деятельность. И в этом плане это есть специфическая двигательная активность человека, осуществляемая, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе психических и физических сил человека, конечной целью которой является установление общественно значимых и личных результатов.
Собственно соревновательная деятельность спортсменов осуществляется в соревнованиях. Соревнования - важный фактор познания человеческих возможностей и формирования этических взаимоотношений, а также форма общения между людьми или группами людей.
Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте.
Спортивное достижение - это показатель спортивного мастерства и способностей спортсмена, выраженный в конкретных результатах.
Спортивная и соревновательная деятельность, организация и проведение различного рода соревнований органически вливаются в спортивное движение, так как во всех направлениях последнего (массовый общедоступный спорт и спорт высших достижений) они играют существенную роль. Отсюда спортивное движение - это социальное течение, спортивная практика в сфере массового спорта и спорта высших достижений.
Наряду с понятием «спорт» часто используют понятие «физическая культура» или их сочетание «физическая культура и спорт». Спорт является неотъемлемой частью, крупным компонентом физической культуры. Целый ряд социальных функций физической культуры распространяется и на спорт. Однако не все виды спорта можно отнести к составляющим физической культуры. Это связано с тем, что под термином «физическая культура» понимают органическую часть культуры общества и личности, рациональное использование человеком двигательной активности в качестве фактора оптимизации своего состояния и развития, физической подготовки к жизненной практике.
Такие виды спорта, как шахматы, шашки, бридж, модельно-конструкторские дисциплины, непосредственно не связаны с использованием физических упражнений как главных средств подготовки к спортивным достижениям.
Хотя спорт и является одной из составляющих физической культуры, он в то же время выходит за ее рамки, получая определенную самостоятельность.
Спортивное движение в нашей стране и во всем мире, как правило, охватывает практику массового спорта. Многомиллионная армия детей, подростков, юношей, девушек и взрослых людей, занимаясь спортом, укрепляют свое здоровье, получают радость от общения с людьми, совершенствуются в избранной спортивной специализации, повышают свои физические кондиции, общую работоспособность и достигают спортивных результатов в соответствии со своими возможностями.
1. Настоящее Положение определяет структуру, содержание и организацию работы по введению и дальнейшей реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) – программной и нормативной основы системы физического воспитания различных групп населения Российской Федерации.
2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) устанавливает государственные требования к физической подготовленности граждан Российской Федерации, включающие виды испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, умений и навыков ведения здорового образа жизни для различных категорий населения.
3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
II. Цель и задачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
4. Целью Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) является: повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
5. Задачи Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО):
а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
б) повышение уровня физической подготовленности, продолжительности жизни граждан страны;
в) формирование у населения осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;
г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий;
д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества спортивных клубов.
III. Структура и содержание Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
6. Структура Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) состоит из XI ступеней:
I ступень: 1 — 2 классы (6 — 8 лет);
II ступень: 3 — 4 классы (9 — 10 лет);
III ступень: 5 — 6 классы (11 — 12 лет);
IV ступень: 7 — 9 классы (13 — 15 лет);
V ступень: 10 — 11 классы, среднее профессиональное образование (16 — 17 лет);
VI ступень: 18 — 29 лет;
VII ступень: 30 — 39 лет;
VIII ступень: 40 — 49 лет;
IX ступень: 50 – 59 лет;
X ступень: 60 – 69 лет;
XI ступень: 70 лет и старше.
7. Нормативно-тестирующая часть Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) предусматривает государственные требования к уровню физической подготовленности населения на основании выполнения установленных нормативов и оценки уровня знаний и умений, состоит из трех основных разделов:
а) виды испытаний (тесты) и нормативы;
б) требования к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта;
в) рекомендации к недельному двигательному режиму.
Государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
8. Виды испытаний (тесты) и нормативы включают:
виды испытаний (тесты), позволяющие определить уровень развития физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков граждан;
нормативы, позволяющие оценить разносторонность (гармоничность) развития основных физических качеств и прикладных двигательных умений и навыков в соответствии с половыми и возрастными особенностями развития человека.
Виды испытаний (тесты) подразделяются на обязательные и по выбору.
Обязательные испытания (тесты) в соответствии со ступенями подразделяются на:
испытания (тесты) по определению уровня развития скоростных возможностей;
испытания (тесты) по определению уровня развития выносливости;
испытания (тесты) по определению уровня развития силы;
испытания (тесты) по определению уровня развития гибкости.
Испытания (тесты) по выбору в соответствии со ступенями подразделяются на:
испытания (тесты) по определению уровня развития скоростно-силовых возможностей;
испытания (тесты) по определению уровня развития координационных способностей;
испытания (тесты) по определению уровня овладения прикладными навыками.
9. Лица, выполнившие государственные требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)», награждаются соответствующим знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), образец и описание которого утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта. Порядок награждения граждан знаками отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) и присвоения им спортивных разрядов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
10. Лица, имеющие спортивные звания и спортивные разряды не ниже второго юношеского и выполнившие нормативы Комплекса, соответствующие серебряному знаку отличия, награждаются золотым знаком отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
11. Требование к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта включают проверку знаний и умений по следующим разделам:
влияние занятий физической культурой на состояние здоровья, повышение умственной и физической работоспособности;
гигиена занятий физической культурой;
основные методы контроля физического состояния при занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и видами спорта;
основы методики самостоятельных занятий;
основы истории развития физической культуры и спорта;
овладение практическими умениями и навыками физкультурно-оздоровительной и прикладной направленности, овладение умениями и навыками в различных видах физкультурно-спортивной деятельности.
12. Рекомендации к недельному двигательному режиму предусматривают минимальный объем различных видов двигательной деятельности, необходимый для самостоятельной подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья.
13. Спортивная часть Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) направлена на привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом с учетом возрастных групп населения с целью выполнения разрядных нормативов и получения массовых спортивных разрядов, включает нормы, требования и условия их выполнения для многоборий, состоящих из видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Виды многоборий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
14. Порядок организации и проведения тестирования всех групп населения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
IV. Организация работы по реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
15. К выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) допускаются лица, относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Перечень видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), и порядок оценки выполнения нормативов лицами, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной или специальной медицинским группам, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
16. Субъекты Российской Федерации вправе по своему усмотрению дополнительно включить во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) на региональном уровне два вида испытаний (тестов), в том числе по национальным, а также наиболее популярным в молодежной среде видам спорта.
17. Значения уровней трудности Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) учитываются федеральными государственными образовательными стандартами, примерными основными образовательными программами в области физической культуры и спорта при определении оценки освоения обучающимися образовательных программ в области физической культуры и спорта.
18. Поступающие на обучение по образовательным программам высшего образования вправе представлять сведения о своих индивидуальных достижениях по физической культуре и спорту, наличии знаков отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), которые учитываются образовательными организациями при приеме в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.
19. Студентам, обучающимся в образовательных организациях высшего образования и имеющим золотой знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), предоставляется возможность установления повышенной государственной академической стипендии и других мер поощрения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
20. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) предусматривает подготовку к выполнению и непосредственное выполнение установленных нормативов и требований населением различных возрастных групп в рамках мероприятий международного движения «Спорт для всех», а также интеграцию мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в календарь спортивных и общественно важных мероприятий международного движения «Спорт для всех» на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
21. Лица, осуществляющие трудовую деятельность, ведут подготовку к выполнению, а также непосредственное выполнение нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в ходе мероприятий, проводимых работодателем. Работодатель вправе поощрить в установленном порядке лиц, выполнивших нормативы и требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на соответствующий знак отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
22. Для выполнения государственных требований по оценке общего уровня физической подготовленности населения на основании результатов выполнения установленных нормативов и оценки уровня знаний и умений Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) создаются центры тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (далее — центры тестирования ГТО). Порядок создания и положение о центрах тестирования ГТО утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта.
23. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий Министерства спорта Российской Федерации, Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта включают физкультурные и спортивные мероприятия, предусматривающие выполнение видов испытаний (тестов) и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
V. Структура управления и информационное обеспечение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
24. Координацию деятельности по организации и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
25. Информационное обеспечение введения и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ГТО осуществляется посредством специально созданных автономного интернет-портала и электронной базы данных.
26. Учет данных выполнения видов испытаний (тестов) и нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) осуществляется посредством специально разработанного в установленном порядке статистического наблюдения.
Принятые обозначения и сокращения
В настоящем положении применимы следующие сокращения:
ГТО расшифровка — Готов к труду и обороне