Описание внешнего вида богатырей на картине васнецова. Описание картины Васнецова “Богатыри” (для сочинения)

Есть художники, произведения которых с детства входят в нашу жизнь. Когда говорят о Викторе Михайловиче Васнецове, в памяти возникает увлекательный мир русских народных сказок и былин. Смотришь картины Васнецова, и как будто слышишь размеренный голос народных сказителей, напевный речитатив былинников-гусляров, и откуда-то издалека наплывает музыка Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова.

Несмотря на то, что первые произведения художника отображали современную ему народную жизнь, творческое воображение Васнецова всегда привлекали народные сказания и былины.

На картине “Богатыри” В. М. Васнецов изобразил знаменитых и любимых всеми героев народных былин – трех русских богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алёшу Поповича. Картина повествует нам о доблестных витязях и защитниках угнетенных, о героизме и беззаветной храбрости, о бессмертии русского народа.

На боевых конях, в боевых доспехах несут службу три богатыря. Твердо и уверенно сидит в седле Илья Муромец, крестьянский сын, не убоявшийся злого Соловья-разбойника. Пошел служить он на заставу «за землю российскую да и за стольный Киев-град, за вдов, за сирот, за бедных людей».

Илья Муромец зорко всматривается из-под руки вдаль. Насторожены его глаза. На руке висит палица в «девяносто пуд», щит на плече, рука спокойно держит копье.

Справа от него Добрыня Никитич, «грамотей вострый, на речах разумный», бесстрашно вступивший в бой со Змеем Горынычем. У него уже и меч наготове, и щит на груди. Решительно и уверенно его лицо. Вот-вот рванется он на своем коне Белеюшке вперед.

Третий богатырь, Алеша Попович, уничтоживший злое чудище Тугарина, славен был не только силой и храбростью, но прежде всего смекалкой и ловкостью. У седла его гусли: он певец - веселый, мечтательный и лиричный. На смуглом его лице лукавая улыбка. Он тоже готов к схватке с врагом: лук наготове, стрела на тетиве.

Художник показал богатырей не в бою, а на страже своей земли, «на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого».

Каждый образ в картине глубоко индивидуален и каждый олицетворяет черты национального русского характера: мужество и силу, скромность и бесстрашие, свободолюбие и стойкость, мечтательность и лиричность, благородство и человечность.

Всматриваешься в картину - и видишь, что это уже не три богатыря на заставе, а весь русский народ стоит на защите своей Родины, своей мирной жизни. И не сломить его, не запугать.

Картина «Богатыри» полна горячей веры в богатырскую силу, несокрушимость доброго и мужественного русского народа.

Т. Шахова, журнал “Семья и школа”, 1962 год, описание картины

Русский художник-живописец Васнецов за свою творческую жизнь написал немало работ, многие из которых пересекаются со старыми русскими эпосами, передают сюжеты сказок и былин, или погружают нас в историю России и Руси. Картину безусловно, и заслуженно можно считать выдающейся и лучшей работой художника. На создание этого полотна ушло около тридцати лет. Это поистине эпическое творение, увидевшее свет в 1898 году.

Нередко этой картине приписывают название «Три богатыря» что не является ошибкой, ибо на ней представлены трое могучих, мощных, достойных, витязей на лошадях. Эти могучие персонажи многим из нас известны по неоднократным упоминаниям в народных былинах, с которыми, чаще всего, каждый из нас впервые познакомился в школьные годы. Каждый богатырь владеет определенным видом оружия и вооружен им, тела их защищены мощными боевыми доспехами. По иллюстрации понятно, что богатыри заняты важным делом, а именно, службой Родине. Патрулируют Земли Русские, где-то на границах государств, среди холмистых полей несут свой дозор.

Каждый, кто созерцал данное творение, наверняка олицетворял его с мудростью, честью, достоинством, уверенностью, что, по сути, и представляют собой эти богатыри древних былин. Вряд ли найдется тот, кому не знакомы эти величественные герои. В центре изображен Илья Муромец - величественный, крепкий, державный богатырь, созерцающий просторы в дали. Левей от него не менее значимая фигура древнерусских былин - Добрыня Никитич, славящийся своей смекалкой, знаниями и опытом в боях.

По правую руку от Ильи Алеша Попович, самый молодой из троицы, веселый миловидный романтик, чему свидетельствуют прикрепленные к седлу, на котором он сидит гусли. Каждый из героев искусно владеет определенным видом оружия, что в совокупности позволяет им сражаться с любым противником. Илья Муромец владеет копьем, Алеша Попович отличный стрелок, а Добрыня Никитич готов сразить любого мечем. Дабы придать значение благородству и святости героев намеренно изобразил богатырские шлемы в форме церковных куполов.

Каждый элемент полотна, каждая деталь сюжета, несмотря на свою сказочность, символичность понятны даже ребенку, ведь каждый знает имена этих героев. Сюжет картины переносит нас в тяжелое для Древней Руси время, когда свирепствовали монголо-татары, когда Русь была под владычеством ханов. Но символизм произведения доступно объясняет тот факт, что на русской земле были герои, были те, кто оказывал сопротивление захватчикам, были те, кто стоял на страже спокойствия и процветания русских земель.

Уверенность, которую излучают богатыри, демонстрирует нам непоколебимость перед лицом врага, мужество и готовность стоять до конца против целого войска монголо-татарского ига. Ветер, теребящий хвосты и гривы коней, добавляет картине напряженности, драматизма, демонстрирует неспокойное, тревожное время. Каждый герой не похож на других, каждый обладает своей индивидуальностью, каждый представляет тип и передает характер русского воина. При всем при этом у них одна цель - защищать родную землю, они единое целое, одна могучая сила, они непобедимы вместе.

Картина Виктора Васнецова «Богатыри» является самым популярным произведением живописца. Еще она, пожалуй, считается самым известным полотном в русской живописи. Ее репродукции встречаются в рамках на стенах, в иллюстрированных изданиях, в учебниках…


Правда, эта знакомая и понятная с детства каждому из нас картина писалась 27 лет. Началом ее стал карандашный набросок, созданный в 1871 году, а потом художник в 1876 сделал в Париже эскиз. Он завершил писать картину только в 1898 году.

Несколько слов о Васнецове

Отцом художника был священник. Родился Виктор в Вятском крае, тогда в этом месте свято чтили:
  • Народные сказания

  • Старинные обычаи

  • Древние обряды

  • Воображение ребенка было переполнено поэтикой былин, песен и сказок. Когда Васнецов учился в Академии художеств, он с огромным интересом изучал героические былины и историю русского народа. Его первой работой было произведение «Витязь». На нем он изобразил спокойного богатыря, который охранял границу.


    Кроме этого, Васнецову нравилось работать над иллюстрациями к таким сказкам, как «Жар-птица» и «Конек-Горбунок». Эта страсть сделала его звездой живописи. Картины художника воспроизводят сильный национальный дух и передают смысл русской истории.

    Гениальное полотно «Богатыри» было написано в селе Абрамцево, которое находится в Подмосковье. Эту картину в наше время многие называют «Три богатыря».

    Кто на ней изображен?


    На картине можно увидеть могучих и сильных всадников, защищающих Русь — Алешу Поповича, Илью Муромца и Добрыню Никитича. Мастер писал ее с натурщиков, которые были облачены в кольчуги.

    В роли Добрыни Никитича он соединил портретные образы В.Д. Поленова и отца, а также добавил собственные черты. Простой крестьянин из Владимира позировал в образе Муромца. А вот Алешей Поповичем выступил молодой крестьянин.


    Их образы отлично подобраны и прекрасно передают характеры всадников. На картине можно увидеть и поведение коней. Например, богатырский конь Ильи смотрит перед собой глазом, налившимся кровью. Белый конь хитрого и вежливого Добрыни глядит вдаль, а рыжая лошадь бравого Алеши — пощипывает зеленую травку, смотря в разные стороны.

    Тайный смысл картины

    Васнецов в этом гениальном произведение смог воскресить могучие образы защитников Руси. Изображенные на нем богатыри точно понимают, зачем они прибыли на границу, чьи жизни и покой они охраняют. Их фигуры на конях поднимаются аналогично горам. Художник хотел, чтобы все увидели прошлое русского народа и великое будущее, за которое еще придется бороться.

    Около 20 лет ушло у Виктора Васнецова на картину "Богатыри" (Три богатыря). 23 апреля 1898 года она была закончена и вскоре куплена П. М. Третьяковым для своей галереи.
    А сколько людей ему позировало за это время - не счесть. Своих "Илью", "Добрыню" и "Алешу" художник искал повсюду: среди простого люда, друзей, меценатов и даже родственников. В результате получилась мозаика русских типажей.

    Виктор Васнецов. Богатыри. 1881-1898. Холст, масло. 295,3 × 446 см.
    Государственная Третьяковская галерея, Москва

    Сюжет
    Сам В. М. Васнецов (в письме к П. П. Чистякову) описывал картину так:

    «Богатыри Добрыня, Илья и Алёшка Попович на богатырском выезде - примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»

    На картине изображены три богатыря - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович (главные герои русских былин).
    Этим сюжетом Васнецов хотел на пороге ХХ века обозначить преемственность героического прошлого русского народа с его великим будущим. Богатыри здесь - это не конкретные былинные персонажи, но аллегория созидательных сил. При этом поле - не конкретное место на карте, а вся Русь.



    Первый эскиз картины, начало 1870-х
    Богатыри «жили» в разное время и могли «встретиться» только на картине Васнецова.
    Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович - мальчиком.

    За героями - могилы воинов, павших в битвах. На переднем плане - молодая поросль как символ грядущих поколений. Герои находятся между символами прошлого и будущего как звенья в бесконечной цепи защитников Родины.

    Осуществление замысла стало для Васнецова, как он сам говорил, «долгом, обязательством перед народом, который [меня] вырастил, воспитал, вооружил умением». «Я работал над «Богатырями», может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука!» - признавал живописец.

    Огромный холст переезжал вместе с художником и его семьей с квартиры на квартиру; из Москвы в Киев и обратно; летом - за город. Сын Васнецова Алексей вспоминал: «Богатыри» - это для нас была… не картина, а что-то необходимое в жизни - постоянная обстановка жизни, как стены, потолки, обед, чай…".

    Посередине картины на вороном коне Илья Муромец, смотрит вдаль из-под ладони, в одной руке у богатыря копье и щит, в другой булатная палица.
    Илья Муромец – неординарная натура, он могуч, спокоен, собран, в облике его чувствуется мудрость и уверенность. Рука его, поднятая к глазам, легко удерживает тяжелую палицу, остро сверкает копье в другой руке. Тем не менее вид у богатыря не устрашающий – он весь дышит умиротворенной добротой.
    Илья Муромец олицетворяет основательность, мудрую неторопливость и опору на опыт и традиции народа.

    Одним из прообразов для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров
    "Для Ильи Муромца художник искал все новые и новые типажи, зарисовывая то Ивана Петрова, абрамцевского кузнеца, - степенного, красивого, со спокойными и внимательными глазами; а то ломового извозчика, которого встретил уже в Москве и упросил позировать.

    «Иду по набережной около Крымского моста, - рассказывал потом В. Васнецов, - и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья»


    В. М. Васнецов

    Крестьянин Иван Петров.
    Этюд для картины «Богатыри».
    1883 год.
    Государственная Третьяковская галерея, Москва


    Слева от Ильи – Добрыня, второй по значимости в богатырской троице. Князь по происхождению, воин по призванию, Добрыня Никитич умен и образован. В решительной позе и остром взгляде художник подчеркивает недюжинный характер змееборца Добрыни (это он в былинах побеждает Змея Горыныча). В его руках меч, который герой удерживает не с бесшабашной лихостью, а с уверенной силой. Глядя на богатыря, мы убеждаемся в том, что тот сумеет в нужный момент искусно воспользоваться оружием.
    Гордый боевой дух и стремление защищать свою землю воплощены в Добрыне Никитиче.

    В былинах Добрыня всегда молод, как и Алёша, но Васнецов изобразил его зрелым человеком с роскошной бородой. Некоторые исследователи полагают, что чертами лица Добрыня напоминает самого художника.

    Алёша Попович по сравнению с товарищами молод и строен.
    Он изображён с луком и стрелами в руках, но прикреплённые к седлу гусли свидетельствуют о том, что он не только бесстрашный воин, но и гусляр, песенник, весельчак.

    В образе Алеши Поповича нашло отражение поэтическое, созерцательное начало русской души, чуткость ко всем проявлениям красоты.

    Без характеристики коней будет не полным описание картины.

    Три богатыря Васнецова видят в своих скакунах друзей и соратников. Облик каждого животного связан с качествами героя.

    Под Ильей – основательный, упрямый и верный вороной.

    Горд и полон достоинства белый конь Добрыни.

    Изящна и проста рыжая лошадь Алеши, к попоне пристегнуты гусли.


    Васнецов у картины «Богатыри». Москва, 1898

    Виктор Михайлович Васнецов
    (1848-1926)
    Русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи.
    Родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье православного священника Михаила Васильевича Васнецова, принадлежавшего к древней вятской фамилии Васнецовых.
    Поначалу собирался пойти по стопам отца. Но на последнем курсе духовной семинарии оставил учебу и отправился в Петербург поступать в Академию художеств.

    Первое время Васнецов писал на бытовые сюжеты. Впоследствии он развил так называемый «васнецовский стиль» - былинно-исторический в основе с сильным патриотическим и религиозным уклоном.

    Васнецов выступал во всех родах: он был и историческим живописцем, и религиозным, и портретистом, и жанристом, и декоратором, и графиком. Кроме того, он был архитектором - по его проектам построены церковь в Абрамцеве, фасад Третьяковской галереи, Цветковская галерея и его собственный дом с мастерской в Троицком переулке.

    Виктор Васнецов скончался в Москве 23 июля 1926 года, на 79-м году жизни. Художник был похоронен на Лазаревском кладбище, после уничтожения которого прах был перенесён на Введенское кладбище.

    "Богатыри". Застава богатырская зорко охраняет русскую землю. В дозоре три богатыря. Число "три" в народном творчестве имеет значение множественности. Народ пользовался этим условным понятием в героическом эпосе постоянно. В лице трёх богатырей народ стоит на страже границ своей родины.

    Васнецовские богатыри наделены отличительными чертами национально-русского характера.

    В центре на дородном вороном коне сидит Илья Муромец , славный богатырь, воспетый в народных былинах. Мощная сила, мудрость и выдержка чувствуются во всём его облике. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. На сбруе и уздечке красуются "пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют". Поводья и подпруги шелковые, они "тянутся, да не рвутся". Нет такой силы, которая могла бы не только выбить богатыря из седла, но даже подвинуть его. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. "Если он двинется, то, кажется, загудит от шага земля". С правой руки Ильи Муромца свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное "мурзавецкое" копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопится: даже ногу высвободил из стремени. Илья Муромец справедлив, бесстрашен, прямодушен, не способен на хитрости и уловки. Он не станет напрасно проливать кровь людскую.

    По правую руку от Ильи Муромца – побратим Добрыня Никитич , не менее известный и любимый народом богатырь. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука всегда всегда отличался. Он умеет на гуслях играть и песни петь. Более того, "Добрынюшка вежливый-увежливый. Добрынюшка знает, как речь вести, как себя блюсти". Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова , тип лица богатыря характерен для русских людей. Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Илья – старший на заставе, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – значит, может Добрыня ринуться на врага.

    Третий богатырь – Алёша Попович , сын ростовского попа Леонтия, – тоже храбрый и смелый, хотя и не так силён, как Илья Муромец или Добрыня Никитич. Но Алёша "силой не силён, да напуском смел". Где не взять силой, он берёт ловкостью, ухваткой, находчивостью. Рыжий конь, на котором сидит Алёша Попович, низко опустил голову, намереваясь пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук с "калёной стрелочкой" держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы; сбоку виднеются гусли, – весельчак и балагур Алёша Попович.

    Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением – не пропустить врага в пределы Руси.

    Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, покрытое холодными свинцовыми тучами. За холмами к северу – Русь, та широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ от многочисленных орд кочевников.

    Картина В.М.Васнецова "Богатыри" – это памятник воинской славы русского народа. Художнику удалось передать в своём произведении народное понимание образов богатырей; в этом заключается сила и убедительность картины.

    Загрузка...
    Top