Окончание сущ прил гл. Правописание окончаний прилагательных

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Окончания и прилагательных удобнее всего проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, так как окончания вопроса и прилагательного совпадают, например: Ему было тяжело идти после трудного (какого ?) дня . Исключением является именительный падеж единственного числа мужского рода (и сходный с ним винительный падеж), где под ударением пишется окончание -ой (отрывно́й календарь, делово́й человек ), а без ударения —ый или -ий (насто́льный календарь, и́скренний человек ).

В прилагательных на -ий , -ья , -ье (волчий , волчья , волчье ) во всех падежах, кроме именительного (и сходного с ним винительного) падежа мужского рода единственного числа, пишется буква ь , например: волчь я (стая), волчь е (логово), волчь и (следы); волчь его, волчь ей, волчь их, волчь им и т. д. (но: волчий вой ).

Окончания именительного падежа

В женском роде в именительном падеже единственного числа пишется окончание -ая или -яя , а в среднем роде — -ое или -ее (какая? заочная средняя школа ; какое? интересное всестороннее исследование ).

Во множественном числе всех трех родов пишется окончание -ые или -ие (какие? морозные зимние дни, ночи, утра ).

Окончания винительного падежа

В женском роде в винительном падеже единственного числа пишется окончание -ую или -юю (отвечает на вопрос какую? ), например: окончить (какую?) заочную среднюю школу .

Окончания творительного падежа

В мужском и среднем роде в творительном падеже единственного числа пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким? ), например: наслаждаться (каким?) теплым осенним днем, утром .

В женском роде единственного числа пишется окончание -ой (-ою ) или -ей (-ею ) (отвечает на вопрос какой? какою? ), например: шефствовать над (какой? какою?) сменной средней школой .

Окончания предложного падежа

В мужском и среднем роде в предложном падеже единственного числа пишется окончание -ом или -ем (отвечает на вопрос каком? ), например: писать о (каком?) теплом осеннем дне, утре .

Склонения причастий, порядковых числительных

Так же, как качественные и относительные прилагательные, изменяются (склоняются) причастия, некоторые местоимения (каждый, всякий, самый, этот и др.), порядковые числительные (первый, второй, четвертый и т. д., кроме третий, склоняющегося, как притяжательное прилагательное волчий). Правописание окончаний всех этих слов можно проверять подстановкой вопроса какой? в нужной форме, например: Он стремился почитать (какую?) каждую появляющуюся научную статью по (какому?) интересующему его вопросу.

(1 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Во всех (заячьего, заячьему, заячьим, о заячьем, заячьи, заячьих, заячьим, заячьи, заячьими, о заячьих). Исключение составляют именительный и винительный мужского рода единственного числа (заячий).

Прилагательные, заканчивающиеся на –чий (зрячий, бродячий) в падежных формах пишутся иначе. Из-за отсутствия суффикса йот в косвенных падежах мягкий знак в подобных словах не . Например, зрячего пирата, с бродячим псом.

Слова междугородный, загородный, пригородный являются исключениями и заканчиваются на –ый, -ое(пригородное, междугородное, загородное), -ая (пригородная, междугородная, загородная), -ые (пригородные, междугородные, загородные), в связи с изменением по твердой разновидности склонения. Слова бескрайний, иногородний изменяются по мягкой разновидности склонения и заканчиваются на –ий, -ее (бескрайнее, иногороднее), -яя (бескрайняя, иногородняя), -ие (бескрайние, иногородние). Написание этих слов необходимо запомнить.

Согласно материалам сайта www.gramma.ru , опирающимся на исследования Д. Э. Розенталя, имена прилагательные, заканчивающиеся на –йный, в именительном падеже мужского рода единственного числа имеют краткую форму, которая заканчивается на –ен. Например, стройный – строен.

Источники:

  • www.gramma.ru

Хорошим тоном в современном обществе является умение грамотно излагать свои мысли как устно, так и письменно. С распространением компьютерной техники и средств электронной коммуникации стало проще проверять орфографию.

Инструкция

Если использовать компьютер, то для проверки может подойти Word из пакета программ Microsoft Office. Запустите её и выберете в меню "Файл" команду "Создать". Начните вводить текст. По мере набора текста программа будет проверять ваши , а ошибочные будет выделять красным подчёркиванием, предлагая варианты исправления через контекстное меню, вызываемое щелчком правой кнопкой мыши.

Для проверки орфографии можно воспользоваться ресурсами интернета. Запустите браузер и в строке ввода адреса наберите http://api.yandex.ru/speller , а затем нажмите клавишу Enter. Перед вами отобразится интерфейс страницы проверки в виде большого текстового поля. Введите текст или вставьте ранее скопированный отрывок, а затем нажмите "Проверить текст".

Подобным сервисом можно воспользоваться по http://soft-4-free.ru/speller/proverka-orfografii.html . Воспользуйтесь ресурсом мультиязычной проверки орфографии -сервиса "Адвего", который по адресу http://advego.ru/text . Попробуйте воспользоваться Orangoo – альтернативным мультиязычным сервисом. Для этого зайдите на страничку http://orangoo.com/spellcheck .

Если требуется автоматическое исправление слов с , в этом помогут сервисы на странице http://perevodspell.ru/speller.php или сервис с расширенным функционалом по адресу http://prolingoffice.com/services/translate .

Видео по теме

Источники:

  • Яндекс.Спеллер в 2019

Совет 3: Как проверить безударное окончание имени существительного

Имя и правильное написание окончаний изучают ещё в школе. Со временем, простые правила забываются и начинают появляться ошибки. Вспомните, что нужно сделать, чтобы проверить безударное окончание имени существительного.

Инструкция

Имена различаются по родам: мужской, женский, средний. Окончание существительного зависит от падежа и от склонения.Чтобы окончание , сначала определите склонение существительного. Повторите: 1 ое склонение – муж., жен., род, окончания А, Я; 2ое склонение – муж. род нулевое окончание , 3е склонение – жен. род нулевое окончание .

Далее определите падеж существительного. Если слово написано в родительном падеже и относится к первому склонению - Ы-И; второму склонению - А-Я; третьему склонению – И. Если слово в дательном падеже первого склонения – Е; второго склонения – У-Ю; третьего склонения – И. Если слово в предложном падеже первого склонения – Е; второго склонения – Е; третьего склонения – И.

Если существительное первого склонения в имени тельном падеже заканчивается на А, в предложном и дательном единственного числа пишите Е – о вод(е), о галер(ее), к юнош(е). Если существительное женского рода в имени тельном падеже заканчивается на ИЯ, в родительном и дательном падежах пишите И. Например, от арм(ии), к дискусс(ии). Это же правило относится к именам собственным – к Мари(и), о Мари(и).

Существительные множественного числа женского рода, оканчивающиеся на А, пишите без , если в слове есть шипящая , например, баржа – барж, кража – краж, роща – рощ. Если существительное женского рода заканчивается на ИЯ и ударение на окончание не падает, в родительном падеже пишите ИЙ – арм(ий), парод(ий), экскурс(ий). Если ударение на окончание падает, например, скам(ья), пишите ЕЙ – скамь(ей).

I. 1. Падежные окончания прилагательных удобнее всего проверять постановкой вопроса какой? в нужном падеже, так как окончания прилагательных и вопроса совпа- дают. Исключение составляет именительный (и сходный с ним винительный) падеж единственного числа мужского рода.
В именительном падеже единственного числа в мужском роде пишется -ой (при ударении на окончании), -ый
или -ий (при ударении на основе); в женском роде ая
или -яя; в среднем роде ое или -ее, например: яркий голубой (зелёный) цвет; яркая синяя краска; яркое синее платье. Во множественном числе всех трёх родов пишется -ые или -ие, например: яркие голубые (цвета, краски, платья).
В творительном падеже единственного числа прилагательных мужского и среднего рода пишется окончание -ым или -им (отвечает на вопрос каким?), а в предлож-ном ом или -ем (отвечает на вопрос каком?), например: пробирались мрачным, дремучим (каким?) лесом; говорили о мрачном, дремучем (о каком?) лесе.
В винительном падеже единственного числа прилагательных женского рода пишется окончание -ую или -юю
(отвечает на вопрос какую?), а в творительном ой или
-ей (-ою или -ею) (отвечает на вопрос какой? какою?), например: вижу прекрасную утреннюю (какую?) зарю; любуюсь прекрасной (ою) утренней (ею) (какой? какою?) зарёй.
В притяжательных прилагательных на -ий, -ья, -ье (охотничий, охотничья, охотничье) ь пишется во всех формах, кроме именительного (и сходного с ним винительного) падежа единственного числа мужского рода (охотничий), например: охотничью собаку, охотничьим ружьём, охотничьих приключений и т. д.
В краткой форме прилагательных мужского рода единственного числа после шипящих ь не пишется: жгуч, блестящ.
236. Спишите. К именам прилагательным ставьте в скобках вопрос, на который они отвечают. Окончания подчеркните.
Образец. В синем (в каком?) небе звёзды блещут.
I. 1) Летн.. день что зимн.. неделя. 2) Хорош., дело два века живёт. 3) Вчерашн.. дня не воротишь. 4) В согласи., стаде волк не страшен. 5) Худ., сетью рыбы не наловишь.
6) Бездонн.. бочку водой не наполнишь. 7) На остр., косу много покосу. 8) В летн.. ночь заря с зарёю сходится. 9) В колюч., кустарнике не спрячешься.
(Пословицы)
II. 1) Туман прогнало утренн.. ветерком. (Ч.) 2) Сквозь прошлогодн.. бур., листву кое-где растут высокие травы. (Т.) 3) Компания охотников ночевала на свеж., сене. (Ч.)
Пахло дождём и свеж., сеном. (Ч.) 5) Бричка взвизгивала при малейш.. движении. (Ч.) 6) В поздн.. ночь над устал., деревнею сон непробудн.. царит, только старуху столетн.., древн.. не посетил он - не спит. (Н.) 7) По верхушкам леса потянулся гул от пр..утренн.. ветра. (Кор.) 8) С огромн.. силой Нагульнов толкнул лев.. плеч, .м дверь. (Шол.) 9) Давыдов долго сидел за столом в мрачн.. раздумь.. . (Шол.)
Спишите, согласовывая поставленные в скобках прилагательные с теми существительными, к которым они относятся.
1) Днепр серебрился, как (волчий) шерсть среди ночи. (Г.) 2) Удивительные вещи увидели мы на (птичий) базаре. (Аре.) 3) Река Сица считается (хороший, охотничий) местом. (Аре.) 4) Он [Собакевич] опрокинул половину (бараний) бока к себе на тарелку, съел всё, обгрыз, обсосал до (последний) косточки. За (бараний) боком последовали ватрушки. (Г.)
Для довершения сходства фрак на нём был совершенно (медвежий) цвета. (Г.) 6) На другой день, в 8 часов утра, Анна вышла одна из (извозчичий) кареты и позвонила у большого подъезда своего (бывший) дома. (JI. Т.) 7) Зверолов заранее осматривает (волчий и лисий) тропы. (Акс.) 8) (Волчий) воем пели снасти. (Пауст.) 9) Уж за горой (дремучий) погас вечерний луч, едва струёй (гремучий) сверкает жаркий ключ. (JI.) 10) Усатый (помещичий) егерь, махнув через ров на (проворный) коне, дорогу у псов отбивает. (Н.)
Спишите, заменяя полные формы прилагательных краткими. Когда (до или после замены) утверждение выражено более ка-тегорично?
1) Морозец жгучий. - Морозец жгуч. 2) Ветер резкий и свежий. 3) Борщ горячий. 4) Ситец довольно линючий. 5) Мотив песни вялый и тягучий. 6) Ответ остроумный, блестящий.

Окончания имен существительных, прилагательных и глаголов.

СПРАВКА № 1

Имя существительное

Употребление букв Е-И в падежных окончаниях

существительных единственного лица.

Падеж

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

Слова среднего рода на - мя

Родительный (стояли)

У реки

У аллеи

У линии

У пристани

У знамени

Дательный (подошел)

К реке

К аллее, но к линии

к пристани

К знамени

Предложный (говорил)

О реке

Об аллее,

Но о линии

О столбе, о коне, но о жребии, о здании

О пристани

О знамени

Окончания имен прилагательных и причастий

Безударные окончания имен прилагательных и причастий проверяй по вопросу (кроме прилагательных и причастий м.р. ед.ч. Им.п.): полями (как ими ?) чист ыми, небо (как ое ?) син ее , равнина(как ая ?) сверкающ ая

Окончания глаголов

Число

Лицо

I спряжение

Все глаголы на

-еть и

брить, стелить

II спряжение

Относятся все глаголы на –ить;

-ать: слышать, дышать, держать, гнать

-еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, вертеть, обидеть

-у (-ю)

- ешь (-ёшь)

- ет (-ёт)

-у (-ю)

- ишь

-ем (-ём)

-ете, (-ёте)

-ут (-ют)

-ат (-ят)

Задание 1

В каком словосочетании в обоих словах пропущена буква Е?

А. 1. о дальн…м путешеств…

2. на бушующ…м простор…

3. в бодрящ..йся свежест…

4. к ранн…й оттепел…

Б. 1. об общ…м ожидан..

2. к бесконечн… дал…

3. в крайн…м случа…

4. мерцающ…м сияни…м

Задание 2

Укажите причастие с окончанием –ИМ (ЫМ)

    с приехавш…м товарищем

    в запущенн…м саду

    в обезлюдевш…й деревне

    о расстилающ…мся растении

Задание 3

Укажите слова, где в окончании пишется буква И.

Восход…шь, доверя…шь, иссяка…т источник, претворя…шь мечты, присяд…шь на скамью, сэконом….т средства, упуст..т время, осво…т профессию, расчерт….т таблицу.

Задание 4

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А (Я)?

1. листья трепещ..т, травы стел…тся

3. волны плещ…тся, собаки ла..т

4. кусты кол…тся, кузнечики стрекоч…т

Задание 5

Спишите данные пословицы, вставляя пропущенные буквы

Что было, то вид..м, что будет, то увид…м.

Где стро…шь, тут и ро…шь.

Пожале…шь лычка – не увяж…шь ремешком.

Пашню паш…т – руками не маш…т.

Ноги нос…т, а корм корм…т.

Скаж…шь – не ворот…шь, напиш…шь – не сотр…шь, отруб…шь – не пристав…шь.

СПРАВКА № 2

Суффиксы причастий

I спряжение

II спряжение

Действительные причастия настоящего времени: основа гл. наст. вр. перех./неперех. несов. в.

-ущ- -ющ-

Читают - - ющ - - чита ющ ий

-ащ- -ящ-

Слышат + - ащ - - слыш ащ ий

Действительные причастия прошедшего времени: основа гл. неопр. ф. перех./неперех. соверш./несов. в.

-вш-, -ш-

Знать + - вш- - зна вш ий

Везти + - ш - - вёз ш ий

Страдательные причастия настоящего времени: гл. наст. вр. перех. несов.в.

-ем-, - ом-

Читает + - ем - - чита ем ый

Слышит + - им - - слыш им ый

Страдательные причастия прошедшего времени: гл. неопр.ф. перех. совер./несов. в.

-нн- (от гл. на –ать, -ять) прочитать + - нн - - прочита нн ый

-енн- (-ённ-) увидеть + -енн- - увид енн ый

-т- : отнять + -т- - отня т ый

Задание 1

В каком ряду во всех словах пропущена буква Я?

1. сто…щий (дешевле), (они) высп…тся, раста…л

2. та…щий (снег), (они) встрет…т, ла…ть

3. закле…ный, (они) езд…т, раска…лся

4. вер….щий, (они) выраст…т (урожай), измер…нный

Задание 2

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У (Ю)?

1. учителя исправ…т, ошибки, гон…щийся за славой

2. потоки воздуха колыш…т травы, та…щий снег

3. кол…щий дрова, друзья невзначай обид…т

4. портные скро…т недостатки фигуры, терп…щий невзгоды

II . Пунктуация

Обособленные определения

Справка

Обособляются

Не обособляются

1. Определения, выраженные причастным оборотом или прилагательным с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова

Весна , пришедшая рано, была в полном разгаре.

1. Определения, выраженные причастием или прилагательным с зависимыми словами, стоящие перед определяемым словом.

Рано пришедшая весна была в полном разгаре

2. Два или более одиночных определения, стоящих после определяемого существительного, если перед ним стоит еще одно определение

Другой берег , плоский и песчаный, покрыт кустами.

2. Причастие или прилагательные с зависимыми словами, стоящие после неопределенного местоимения и образующие с ним одно целое.

Я видел нечто похожее на гроб.

3. Одиночные определения, стоящие после определяемого слова, если имеют обстоятельственное значение.

Люди же, изумленные, стояли как камни.

3. Определительные, указательные и притяжательные местоимения не отделяются запятыми от причастного оборота.

Все записавшиеся на экскурсию школьники.

4.Распространенные или одиночные определения, если они оторваны от определяемого существительного

Залитые солнцем, расстилались за рекой пшеничные поля .

4. Распространенные определения, если по смыслу связаны не только с подлежащим, но и со сказуемым, входят в его состав.

Тайга стояла безмолвная и полная тайны.

5. Распространенные или одиночные определения, стоящие перед определяемым словом, если имеют добавочное обстоятельственное значение.

Испуганная отчаянием отца, матушка не смела при нем плакать.

5. Не обособляются определения при личных местоимениях в восклицательных предложениях.

Ах ты миленький!

6. Определения, относящиеся к личному местоимению, к имени собственному

Изнуренные, грязные, мы достигли берега.

Задание 1

В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые? (знаки препинания не расставлены).

Брат Паша учился в кадетском корпусе, Анюта (1)вышедшая замуж еще при жизни мамы (2) жила в Курске.

    1, 2 – выделяется деепричастный оборот

    1, 2 – выделяется причастный оборот

    1 – выделяется деепричастный оборот

    2 – выделяется причастный оборот

Задание 2

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Федька облокотился на руку (1) и долго глядел на темную массу паровоза (2) смутно освещенную посередине (3) слушал (4) как что-то клокотало и замирало в нем (5) как потом он отделился от поезда (6) и (7) облегченно и тяжело вздохнув несколько раз (8) ушел в темноту.

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

  2. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8

Задание 3

Спишите текст, расставьте знаки препинания.

Среди великих изобретений былых времен окончательно выделивших род людской из приниженного состояния наибольшую роль сыграла письменность. Дату рождения алфавита можно считать эпохой в человеческом самосознании открывшей прямой путь к появлению книгопечатного станка.

Книга это кристаллический плотно упакованный в страницы наш многовековой опыт делающий бессмертным род людской на Земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на дороге человеческого прогресса. Словом нет ничего дороже книги для мыслящего человека.

Книга верный бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль.

/По Л. Леонову./

Задание 4

Найдите предложение с определением, не требующим обособления. (Знаки не расставлены).

    При виде его живого и невредимого радость родителей была бесконечной.

    До шалаша мы добежали промокшие насквозь.

    Театр осаждало людское море буйное напористое.

    Молодой казак стройный и красивый налил мне стакан вина.

Задание 5

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить синонимичным причастным оборотом?

1. Люди, которые жили 20 тысяч лет назад, могли создавать произведения искусства высочайшего уровня.

2. Было бы несправедливо обвинять только науку и технику в ущербе, который наносят окружающей среде.

3. Грядущая третья технологическая революция, которая изменит саму природу труда, будет основываться на силе умственной активности человека.

4. Аристотель считал, что кометы, подобно радуге, образуются из-за испарений, которые поднимаются с поверхности земли.

Задание 6

Укажите предложение без грамматических и речевых ошибок.

    Школу часто обвиняют в недостаточности знаний выпускника.

    Школу часто обвиняют за недостаточные знания выпускника.

    Газета «Колокол» пользовалась большим влиянием на русское общество

    Газета «Колокол» оказывала большое влияние на русское общество.

Задание 7

Укажите предложение с грамматической ошибкой.

    Разговор был холодный, несвязный.

    Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь.

    Редкие в пепельном рассветном небе зыбились звезды.

    Поступивших писем в редакцию было очень много.

III . Лексика.

Многозначность слова.

Прямое и переносное значение слов.

СПРАВКА № 1

Многозначные слова – слова, имеющие два или несколько лексических значений (то есть одним словом называются разные предметы, признаки, действия):

- кулак – 1) кисть руки с согнутыми и прижатыми к ладони пальцами; 2) деталь механизма.

- первый – 1) первоначальный, самый ранний; 2) лучший из всех.

При этом между данными предметами, признаками, действиями имеется какое-то сходство.

Существует два типа многозначности.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Сходство может быть по форме: яблоко (плод) – яблоко (глазное); по цвету: золотая вещь – золотая осень; по функции: дворник (работник) – дворник (стеклоочиститель у машины).

В основе метафоры лежит сравнение. Разновидность метафоры – олицетворение – перенос свойства одушевленного предмета на неодушевленный: солнце встает и садится (словно человек).

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними. (перенос по смежности): внимательная аудитория (перенос с помещения на слушателей), читать Пушкина (перенос имени автора на его творение).

Задание 1

Какие из данных слов являются многозначными?

Зритель, площадь, площадка, перспектива, холод, единица, маска, линия, линза, костюм, журналист, глубокий, собрание, сентябрь, остановка, парта, капля.

Задание 2

Укажите, в каких словосочетаниях слова употреблены в переносном значении?

    копна сена, яркий талант, здание школы

    снежный ковер, стальной нож, свежий хлеб

    волчий след, золотое кольцо, разбить надежды

    персидский ковер, школа жизни, строить дом

Задание 3

Найдите метонимию в предложениях.

    Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головой.

    Их села и нивы за буйный набег обрёк он мечам и пожарам.

    Аудитория внимала каждому слову лектора.

    Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого – Белинского и Гоголя с базара понесет?

Найдите метафоры в предложениях.

    Смирились вы, моей весны высокопарные мечты.

    Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи.

Задание 4

Укажите значение выделенного слова в предложении:

Они задумывают совершить большое путешествие в Индию, на Тибет и в Монголию, чтобы подтвердить вызревшую у них ГИПОТЕЗУ о глубинном родстве индийской и русской культур.

    положение, принимаемое без доказательств

    слишком отвлеченное, оторванное от практики

    совокупность правил в области какого-нибудь мастерства

    научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-нибудь явлений.

Работа с текстом.

      Бывают любимые женщины, чьи глаза, в силу какого-то случайного сочетания их сияния и формы, воздействуют на нас не впрямую, а посредством взрыва накопленного сияния, который происходит позже, когда бессердечного существа уже нет подле нас, волшебная световая пытка продолжается.

Загрузка...
Top