Общество как социокультурная система. Исторические общности людей: семья, род, племя, народность, нация, расса

совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт), придающих ей неповторимое своеобразие.

В отличие от иных организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, О. возникают естеств.-исторически, т. е. независимо от воли и сознания людей под влиянием объективной необходимости в процессе обществ. произ-ва. Способом произ-ва определяется в конечном счете и характер О. На ранних ступенях истории слабое развитие производит. сил обусловливало существование численно небольших О., к-рые, однако, были весьма устойчивы и обеспечивали функционирование и развитие произ-ва средств существования, воспроиз-во самого человека, совместное противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими О. были род, племя, семья, община. Они позволили человечеству не только сохраниться, но и заложить основы дальнейшего прогресса, развития цивилизации. Более развитое состояние производит. сил в условиях докапиталистич. антагонистич. обществ.-экономия, формаций вызвало к жизни новую историч. О.- народность. Как правило, народности более многочисленны, чем предыдущие О., и обеспечивают более широкие возможности для развития как производит. сил, так и обществ. жизни в целом. В рамках народностей развивается обществ. разделение труда, в т. ч. происходит отделение умств. труда от физического, возникает политич. сфера как следствие раскола общества на классы. Формирование народностей связано с разложением родо-племенных О., остатки к-рых иногда сохраняются как пережиток. Происходит также разложение и модификация общины, но во мн. случаях она продолжает существовать и в рамках народности. Видоизменяется и получает дальнейшее развитие семья.

Капиталистич. способ произ-ва порождает совр. форму историч. О. людей - нацию. Все прежние формы О., за исключением семьи, разлагаются и уничтожаются под влиянием капиталистич. товарно-ден. отношений. Но эти формы О. продолжают существовать на периферии капитализма, где сохраняются остатки прежних структур.

Социализм создает качественно новую экономич. и социальную основу для развития человеч. О. Получает дальнейшее развитие нац. форма О. путем преодоления социальных антагонизмов внутри нации, утверждения их фактич. равенства и отношений дружбы и сотрудничества между нациями. Создаются условия для превращения крупных народностей в самостоят. нации, для развития мелких народностей, приобщения их к полноценной социально-экономич. и культурной жизни социалистич. общества. Устанавливаются демократич. и подлинно гуманистич. основы семейных отношений. Вместе с тем идет борьба против устарелых традиций и нравов, чуждых природе нового общества взглядов и отношений, являющихся пережитками прошлого. Экономич. и социальное развитие социализма порождает потребность и создаст условия для возникновения новых, более широких, чем нация, историч. О. Первой такой новой историч. О. является советский народ, представляющий собой интернациональную О., спаянную единой социалистич. системой х-ва, социально-политич. и идейным единством общества, единством культуры, имеющий общий язык межнац. общения- рус. язык.

Философия: конспект лекций Шевчук Денис Александрович

4. Этнические общности людей

4. Этнические общности людей

Социальным общностям людей в историческом плане предшествовали этнические, на базе которых они появились в процессе развития и усложнения человеческих отношений. В социальной философии изучение этнических общностей людей стало осуществляться значительно позже, чем многое другое, но по своей важности и значимости оно занимает ведущее место. На сегодняшний день среди ученых нет единой точки зрения по данной проблеме. Мы рассмотрим две из них – марксистскую и веберовскую.

Наряду с Марксом и Энгельсом большая роль в разработке теории этнических, национальных общностей, их возникновения и развития принадлежит В. И. Ленину. Их идеи по этой проблеме в своей основе носят историко-экономический характер. Согласно основоположникам марксизма, первыми известными формами общности людей в доклассовый период были род и племя. До появления родовой организации людей для человека была характерна стадная форма существования. Появлению рода способствовало возникновение первобытной общины, экономической основой которой являлась общинная собственность. Совместное ведение хозяйства на основе общинной собственности, естественно-уравнительное распределение вещей, в первую очередь продуктов питания, совместный быт и развлечения способствовали образованию такой общности как род. Можно сказать, что род выступает как самая первая производственная, социальная и этническая группа людей, объединенная в одно целое совместной трудовой деятельностью, кровнородственным происхождением, общим языком, общими религиозными и мифологическими верованиями, обычаями и чертами быта. По мере изменения и развития хозяйственной деятельности эволюционировали и усложнялись родовые формы общности людей.

Следующей более крупной формой этнической общности людей является племя. Ее появление объясняется необходимостью прежде всего сохранения и защиты среды обитания (территории проживания, мест охоты и рыболовства) от посягательств со стороны других человеческих объединений. Более многочисленный состав населения намного облегчал задачу переселения и устройства жизни на новых территориях. Немаловажное значение имело также предохранение от вырождения рода, которое грозило ему из-за сексуальных отношений между кровнородственными homo sapiens. Племенная форма общественной жизни значительно усложняется, появляется вожди-руководители, военоначальники, жрецы, новые органы управления, без которых раньше обходился род. Это объясняется тем, что наряду с родовой собственностью и родовой организацией общественной жизни, появляется племенная собственность, а все это потребовало новых форм управления. Можно сказать, что племя – это более крупная, чем род, общность людей, как правило состоящая из нескольких сот или даже тысяч человек. В каждое племя входило не менее двух родов. Для своего времени родоплеменная форма существования людей была самой оптимальной социальной общностью, соответствовавшей и стимулировавшей производственную деятельность. Именно этим, по-видимому, можно объяснить существование подобной формы общности практически у всех народов мира и ее сохранение в некоторых регионах мира вплоть до наших дней.

Трудно переоценить значение родоплеменной общности в деле становления культурного человечества в целом и каждой личности в отдельности. Прежде всего она в большей степени способствовала совершенствованию орудий труда, выработке норм и правил социального поведения, развитию первобытной культуры и языка общения. По существу, общество впервые получило возможность сохранять производственный опыт, формы социального управления, зачатки культуры, достижения в области развития языка, верования, традиции и в более совершенной форме передавать это последующим поколениям.

С момента своего появления родоплеменная общность выступала как социально-производственная и одновременно этническая общность. По мере формирования общественного разделения труда и, в частности, отделения скотоводства от земледелия, появления различных ремесел, возникновения меновых отношений и имущественного неравенства усиливается потребность в создании более совершенной общности людей, скрепленной не только кровнородственными связями, но и другими отношениями, открывающими новые возможности для развития человечества. Такой формой общности людей стала народность. Новыми моментами, определявшими ее сущность стали более тесные территориальные связи между людьми, принадлежавшими к различным родам и племенам и объединенными друг с другом не кровнородственными связями, а совместной производственной экономической и культурной деятельностью. На этой стадии развития заметно усиливается политико-правовой аспект в человеческих отношениях, происходит дальнейшая социально-классовая дифференциация между людьми. С учетом сказанного народность можно определить как общность людей, проживающих на одной территории, объединенных общим языком, особенностями психического склада, культуры и образа жизни, закрепленных в обычаях, нравах, традициях. На этом этапе заметно совершенствуется производственная и экономическая деятельность людей, новое развитие получает культура, усиливается социально-классовая дифференциация между людьми, создаются предпосылки для политического обособления народов друг от друга, то есть образования самостоятельных государств.

Следующей более высокой формой общности людей, в которой этнический момент начинает дифференцироваться от социально-производственного и приобретать в известной степени самостоятельное значение является нация. Формированию нации способствует прежде всего необходимость расширения и закрепления территории, усложнение экономических и производственных отношений, объединение близких по языку, психическому складу и культуре народов. Определяющим фактором в объединении людей в нацию является развитие производственно-экономических отношений. В социально-политическом плане это приводит к бурному образованию национальных государств. На сегодняшний день наиболее распространенной этнической общностью людей является нация. И это неудивительно, так как именно объединение людей по национальному признаку создает наилучшие предпосылки для проживания людей, организации производственно-экономической, социально-политической и культурной жизни. Общность экономической жизни, единый язык, общая территория, некоторые особенности психического склада людей, проявляющиеся в специфических чертах культуры, являются основными чертами нации. Можно сказать, что нация – это устойчивое объединение людей, связанных общим языком, общей территорией, общностью экономической жизни и некоторых особенностей психического склада людей, выраженных в специфических чертах культуры данного народа.

Как видим, этнические общности людей имеют исторически преходящий характер, а это свидетельствует, что при определенных условиях, связанных с изменением экономических условий и необходимостью установления новых отношений между людьми, возможно возникновение новых этнических общностей людей.

Подобно многим своим единомышленникам, считающим капитализм самой совершенной формой общественно-экономического устройства, Вебер не рассматривает экономические условия в качестве фундаментальной предпосылки образования наций. О предшествующих этнических общностях людей он умалчивает. Нации, согласно Веберу, невозможно дать определение, исходя из эмпирических свойств, характеризующих ее. Те, кто это пытаются сделать, приходят к убеждению о том, что определенные группы людей обладают специфическим чувством солидарности друг к другу. В данном случае речь скорее идет об эмоциональной оценке, чем концептуальном подходе. Между тем в обществе нет ни договоренностей, ни единого мнения о том, каким образом надо ограничивать число таких групп людей, ни относительно характера общественных действий, которые можно было бы считать проявлением солидарности. Кроме того, согласно Веберу, нельзя отождествлять нацию с народом отдельного государства, принадлежащего к определенной политической общности. Многочисленные политические общности, например, в Австрии до 1918 года (года распада австрийской империи) включали в себя социальные группы, которые решительно отделяли свою «нацию» от «наций» других групп (здесь понятие нация отождествляется с понятием национальность, что неправомерно поскольку, хотя эти понятия очень схожи, но между ними имеются существенные различия). Нацию нельзя также определять по языковой принадлежности людей, так как на одном языке могут разговаривать люди, живущие в разных странах (например, североамериканцы и англичане). С другой стороны такая общность людей не кажется абсолютно необходимой, так как в официальных документах, используемых в межгосударственных отношениях, наряду с понятием, например, швейцарская нация, используется понятие швейцарский народ.

Некоторые исследователи в качестве признака, определяющего принадлежность к нации, рассматривают культурные особенности, присущие той или иной общности, разговаривающей на одном и том же языке. Но это характерно далеко не для всех. Это приемлемо для Австрии, России и в меньшей степени для США и Канады. Более того, даже те, кто разговаривает на одном и том же языке даже в рамках одной страны, могут отвергнуть национальную однородность и заявить о своей принадлежности к другой культуре. И для этого у них есть определенные основания – различные вероисповедания, различия в привычках, обычаях, социальной структуре, образе жизни. Кроме того, проявление национального у разных народов демонстрируется по-разному. Все это, по мнению Вебера, дает основание считать, что помимо эмоциональных чувств, элементов престижности, нет других убедительных аргументов, которые бы оправдывали существование наций. Судя по работам Вебера, он предпочитает анализировать жизнь общества без учета существования этнических общностей, а только через анализ ее социально-экономических общностей.

В целом взгляды Вебера на этнические общности людей и, в частности, на нацию отражают ситуацию, сложившуюся в западной социологии по вопросу о сущности и роли нации в современной общественной жизни. По существу, даже среди тех, кто признает существование этой проблемы, нет единого мнения, как ее следует трактовать, а, кроме них, есть и такие, кто отрицает необходимость заниматься этим вопросом вообще, так как он, якобы, создан искусственно.

Контрольные вопросы

1. Что такое социальная стратификация и социальная мобильность в обществе?

2. Учение марксизма о классах, социальных группах и причинах классового противоборства.

3. М. Вебер о социальной структуре общества.

4. Род, племя, семья, община – первоначальные формы общности людей.

5. Народность и нация, пути их формирования.

6. Формы общественных отношений и их сущность (экономические, правовые, политические, религиозные и т. п.).

Из книги Прикладная философия автора Герасимов Георгий Михайлович

Этнические теории (введение) Знакомство с работами Л. Гумилева и некоторыми идеями, изложенными в них создало у меня впечатление перспективности такого подхода, однако углубление в проблему показало, что научный уровень работ самого Л. Гумилева чрезвычайно низок.

Из книги Ответы на вопросы Кандидатского минимума по философии, для аспирантов естественных факультетов автора Абдулгафаров Мади

54. Человек и социум: формы общностей - личностные, этнические и

Из книги Я и мир объектов автора Бердяев Николай

4. Ступени общности в познании. Угасание вещного, объектного мира и раскрытие тайны существования Познание бесспорно имеет социальный характер, и этот социальный характер недостаточно еще выявлен теорией познания. Познание есть сообщение между людьми, установление

Из книги Социология [Краткий курс] автора Исаев Борис Акимович

3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.Для возникновения любой социальной группы необходимы

Из книги Боги, Герои, Мужчины. Архетипы мужественности автора Бедненко Галина Борисовна

ВЕРНОСТЬ ОБЩНОСТИ Мужчина-Аид редко сам строит свою систему (исключение мы называем уже Зевсом Подземным). Он обычно не имеет потомков или не привязан к ним, не выполняет по отношению к детям никаких родительских функций. Но, как правило, он верен некоей общности. Это может

Из книги Космическая философия автора Циолковский Константин Эдуардович

Оценка людей Начнем с самых высоких. Только история служит нам для этого указателем.Распределим людей по порядку их ценности, начиная с высшей.Любовь немногих, ненависть многих и равнодушие большинства. Судьба их - сделавши дело, погибнуть в молодости от сильных мира.

Из книги Сущность человека автора Бугера Владислав Евгеньевич

3. Нация как тип общности, соответствующий капитализму и неоазиатскому общественному строю а) Что такое нация? Типом этнической общности, соответствующим капитализму и неоазиатскому строю, является нация.Нация - это такая этническая общность, консолидирующим ядром

Из книги Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства автора Гуревич Арон Яковлевич

7. КРЕСТЬЯНСТВО И СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРИОД РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Если проблемы формирования народностей в той мере, в какой оно происходило в изучаемый период, вообще исследованы крайне недостаточно, то вопрос о роли, которую играло в этом процессе

Из книги Командующее Я автора Шах Идрис

ЧУВСТВО ОБЩНОСТИ В.: Среди людей имеется некая общность чувств и согласие, что, без сомнения, указывает на то, что люди, разделяющие подобное состояние, находятся на верном пути. Не могли бы вы сказать несколько слов о важности и ценности такого единения людей и об опыте

Из книги Предательство интеллектуалов автора Бенда Жюльен

В. Во имя общности с эволюцией мира. Диалектический материализм. Религия «динамизма» Другим предательством интеллектуалов является, на протяжении двадцати лет, позиция многих из них в отношении последовательных изменений мира, особенно его экономических изменений. Она

Из книги Адепт Бурдье на Кавказе: Эскизы к биографии в миросистемной перспективе автора Дерлугьян Георгий

Порождает ли глобализация этнические конфликты? Нет. Таков вкратце ответ на вопрос, которым многие задались в Америке после терактов п сентября 2001 г. Глобализация не является непосредственной причиной этнического или фундаменталистского насилия на постсоветской или

Из книги Индивидуализированное общество автора Бауман Зигмунт

Из книги Философия: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава XI. Социальная структура общества и этнические общности людей Для понимания сущности общества, сложных и многообразных процессов, происходящих между людьми, важнейшее, можно сказать, фундаментальное значение, имеет анализ его социальной структуры и этнических

Из книги Расовый смысл русской идеи. Выпуск 2 автора Авдеев В. Б.

Р. Л. Перин Этнические и психогенетические аспекты кадровой политики 1934–2000 гг Инструкция «Об основных критериях при отборе кадров для прохождения службы в органах НКВД СССР» (1938 г.), впервые опубликованная в выпуске № 1 сборника статей «Расовый смысл Русской идеи» , а

Из книги 50 великих книг о мудрости, или Полезные знания для тех, кто экономит время автора Жалевич Андрей

31 «Любите людей» Вещи существуют для использования, а люди – чтобы их любить. Но, к сожалению, мы… так часто забываем об этом, что начинаем любить вещи и использовать людей. Радханатха Свами Мир, в котором мы живем, часто навязывает человеку свои материалистические

Из книги Лидерство: проклятье или панацея автора Поломошнов Борис

1. Мир людей без проблем «Нет такой проблемы, которую не мог бы создать себе человек». Из жизни людей. Льюис Генри Морган – автор нашумевшей в свое время книги: «Лига ходеносауни или ирокезов», – на протяжении несколько лет, проведенных им среди индейцев-ирокезов, пытался

ОБЩНОСТЬ

ОБЩНОСТЬ

совокупность людей, объединяемая исторически сложившимися устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков (черт) , придающих ей неповторимое своеобразие.

В отличие от иных организаций и институтов, сознательно создаваемых людьми, О. возникают естеств.-исторически, т. е. независимо от воли и сознания людей под влиянием объективной необходимости в процессе обществ. производства. Способом производства определяется в конечном счёте и О. На ранних ступенях истории слабое производит. сил обусловливало численно небольших О., которые, однако, были весьма устойчивы и обеспечивали функционирование и развитие производства средств существования, воспроизводство самого человека, совместное противостояние враждебным силам природы и т. д. Такими О. были , племя, семья, . Они позволили человечеству не только сохраниться, но и заложить основы дальнейшего прогресса, развития цивилизации. Более развитое производит. сил в условиях докапиталистич. антагонистич. обществ.-экономия, формаций вызвало к жизни новую историч. О.- . Как , народности более многочисленны, чем предыдущие О., и обеспечивают более широкие возможности для развития как производит. сил, так и обществ. жизни в целом. В рамках народностей развивается обществ. , в том числе происходит отделение умств. труда от физического, возникает по-литич. как следствие раскола общества на . Формирование народностей связано с разложением родо-племенных О., остатки которых иногда сохраняются как пережиток. Происходит также разложение и общины, но во мн. случаях она продолжает существовать и в рамках народности. Видоизменяется и получает дальнейшее развитие семья.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .


Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "ОБЩНОСТЬ" в других словарях:

    общность - общность, и … Русский орфографический словарь

    Общность жён философский принцип многих философов от античности до наших дней. Содержание 1 Общность жён в Древнем мире 2 Общность жён в Средние века … Википедия

    ОБЩНОСТЬ, общности, мн. нет, жен. (книжн.). Единство, неразрывность; отвлеч. сущ. к общий в 1 и 2 знач. «Нация это, прежде всего, общность, определенная общность людей.» Сталин. «…Национальная общность немыслима без общего языка…» Сталин.… … Толковый словарь Ушакова

    См … Словарь синонимов

    Общность - Общность ♦ Сommunauté То, что является общим. По Канту, в частности, взаимодействие между тем, что воздействует, и тем, что подвергается воздействию. Это одна из трех категорий отношения (наряду с акциденцией и каузальностью), находящая… … Философский словарь Спонвиля

    общность - ОБЩНОСТЬ, единство, разг. одинаковость, устар. согласие … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    Определенная совокупность людей, имеющих общие социальные признаки, напр. социальная группа, профессия, место проживания, религиозная принадлежность и т. п … Большой Энциклопедический словарь

    ОБЩНОСТЬ, и, жен. 1. см. общий. 2. Совокупность, единство, целостность. Социальная, историческая о. | прил. общностный, ая, ое (спец.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Англ. community; нем. Gemeinsamkeit. 1. Общий характер, подобие, сходство. 2. Тип взаимоотношений между людьми, характеризующийся чувством идентичности, общими интересами и т. д. 3. Реально существующая совокупность индивидов, объединяемых… … Энциклопедия социологии

    общность - общность. Неправильно произношение [обшность] … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

Книги

По горизонтали:

3. Общность людей, которая складывается в процессе формирования общности их терри-

тории, экономических связей, языка, особенностей культуры и характера (Нация)

5. Путь опытного изучения явлений, в ходе которого совершается переход от отдельных фактов к общим положениям (Наука).

6. Доход, связанный с предпринимательской деятельностью (Прибыль)

8. Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении (Суж-

10. Единичный представитель человеческого рода (Индивид).

11. Ценная бумага, которая дает право ее владельцу на получение части прибыли общест-

ва (Акция).

По вертикали:

1. Добровольное объединение независимых стран для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся страны, полностью сохраняя суверенитет и значительную неза-

висимость (Конфедерация)

2. Особое средство, которое выполняет роль всеобщего эквивалента при обмене товаров и услуг (Деньги).

4. Приспособление человека к окружающему миру (Адаптация).

7.Наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества, познания (Фи-

лософия).

8. Социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями (Сословие).

9. Человек, находящийся вне своей социальной группы (Маригинал).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.5. 10 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу. 1.1.Какого типа социального контроля не существует

а) Формального и неформального б) Контроля Эго и супер-эго в) Внутреннего и внешнего г) Аффективного

1.2. Маргинальность - это

а) Состояние индивида, при котором он входит в две и более группы, но при этом до конца не разделяет нормы и ценности ни одной из них б) Стремление соответствовать нормам и ценностям группы в) Полное или частичное нарушение норм и ценностей группы

г) Напряжение, возникающее у личности в случае несоответствия ожиданиям группы.

1.3. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия,

называется:

а) ощущением

б) восприятием

в) представлением

г) воображением

1.4.Только для президентской республики характерны следующие утверждения

а) в президентской республике имеет местонаиболее четкое разделение властей б) президент обладает отлагательным вето в) президент является главой исполнительной власти

г) президент избирается путем всенародного голосования

1.5. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?

а) либеральная

б) коммунистическая

в) неолиберальная

г) христианско-демократическая

1.6.Десятая конфета не доставляет такого удовольствия, как первая. Это пример:

а) общей полезности

б) закона убывающей полезности

в) дефицита

г) альтернативной стоимости

1.7. Взаимозаменяемые товары:

а) имеют одинаковую цену б) дополняют друг друга при сбыте

в) конкурируют друг с другом на рынке г) стимулируют сбыт друг друга

1.8.Какой орган осуществляет надзор за исполнением законов в РФ?

б) прокуратура

в) Совет Федерации

г) следственное управление

2. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте

краткий ответ.

1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах,

возможность культурного наследия.

2. Удовлетворение важнейших потребностей общества, наличие устойчивых форм организации людей, наличие комплекса статусов, традиций, ритуалов, норм и цен-

_____________________________________________________________.

3. Территория, суверенитет, публичная власть, право принятия законов, взимания на-

логов, символика.

_____________________________________________________________.

1. отличия человека от животного, 2. социальные институты, 3. признаки государства

3. Вставьте в текст вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из

приведенного в таблице списка. Впишите в текст порядковые номера выбранных

вами слов и сочетаний. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше,

чем пропусков в тексте!

Первым источником религиозно-философской мудрости и мысли стала так называемая

1_______________, в которой сильны проявления мифологического сознания.

Более понятной и вместе с тем философской является другая группа текстов, появившаяся позднее - 2 _____________________(само это слово обозначает процесс обучения муд-

рецом своих учеников). Именно в этих текстах впервые была выражена идея

3____________ - переселения душ живых существ после их смерти. Согласно закону

4____________, тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с моральными норма-

ми, родится в будущем представителем одной из высших 5 _______ общества.

Иными словами, каждый получает то, что заслуживает. Чтобы быть достойным лучшей доли в будущем, человек должен добрыми делами и праведной жизнью искупить свой кармический долг прежних существований. Самый надежный путь - жизнь

Еще одним способом освобождения души является комплекс практических упражнений,

самоконтроль, жесткая дисциплина, а именно - система 7_________________. Цель эта-

пов тренировки - достижение состояния, помогающего освобождению

8_________________.

1. Ведиче-

5. Реинкар-

ская лите-

отшельник

8. Конфуциан-

Ответ: 1 3 5 2 6 4 7 11

4.Используя все приведенные ниже термины, заполните схему.

Общественное сознание, индивидуальное сознание, сознание, мораль, религия, право-

сознание, уровни сознания, обыденное сознание, теоретическое сознание, компоненты,

идеология.

Сознание

общественное сознание

индивидуальное сознание

компоненты

теоретическое

правосознание

идеология

обыденное сознание

5. Решите правовую задачу

5.1. Несовершеннолетнему Андрею исполнилось 15 лет. Он с друзьями решил отметить день рождения. Ребята приобрели и распили крепкие спиртные напитки в парке. В результате сильного алкогольного опьянения Андрей и его друзья стали приставать к гражданам в парке,

сопровождая свои действия нецензурной бранью. Они разбили несколько плафонов на фона-

рях, установленных в парке. Данные действия заметили сотрудники полиции и общественной безопасности и пресекли действия несовершеннолетних правонарушителей. Один из сотруд-

ников обещал всей группе длительные сроки ареста по всей строгости Уголовного кодекса РФ.

Как следует квалифицировать действия несовершеннолетних? Какое они понесут наказание,

если Андрею на момент совершения деяния исполнилось 15 лет, а его друзья старше на один год? Прав ли сотрудник полиции?

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.2. За брак в работе токарю Ермакову был объявлен выговор. Кроме того, его частично ли-

шили премии. Считая, что за один поступок не может быть два наказания, Ермаков обратился в Комиссию по трудовым спорам с просьбой отменить приказ о лишении премии.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

5.1. Действие несовершеннолетних следует квалифицировать как административное правона-

рушение. Андрей не может нести уголовную ответственность, так как она наступает в РФ с

16 лет в общих случаях. В особо тяжких случаях она наступает раньше. Поскольку поведение юношей носит характер административных нарушений, то и санкции к ним будут применены по Административному кодексу. Сотрудник полиции не прав.

5.2.Согласно Трудовому Кодексу РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть не-

исполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

При этом за каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисци-

плинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в го-

сударственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

6. Решите логическую задачу.

На экономическом саммите встретились главы трех государств - А, В и С. Один из них был законно избранным президентом, второй - наследный монархом, а третий военным дикта-

тором. Когда у них спросили, кто есть кто, ответы были следующие:

А: «В монарх, а С - диктатор» В: «А - законно избранный президент» С: «Диктатором являюсь я или А»

Как выяснилось впоследствии, правду сказал лишь тот из них, кто был монархом. Определи-

те, есть кто. Обоснуйте свой ответ.

Ответ: А диктатор, В президент, С монарх

7. Индийская притча гласит: Однажды Акбар начертил прямую линию и, обратившись к министрам, сказал: «Как сделать эту линию короче, не прикасаясь к ней?». Бирбал считался самым мудрым человеком в государстве. Он подошел и …

Как вы думаете, что сделал Бирбал? Что он хотел показать этим своим действием?

Обоснуйте ответ.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Ответ: Он начертил рядом с этой линией другую прямую линию, но более длинную, тем са-

мым умалив достоинство первой.

Примерное обоснование: возможно он хотел показать относительность наших понятий - оценка вещей (их длины, значимости, достоинства, величины) зависит от нашего восприятия и наших ожиданий.

Допустимы другие ответы при условии их грамотного и оригинального обоснования.

8. Решите кроссворд.

По горизонтали:

1. Социальное поведение, отклоняющееся от социально приемлемого в обществе (Девиа-

2. Группа, которая обладает властью или влиянием над другими группами (Элита).

4. Некритическое принятие индивидом существующего порядка вещей, приспособление к нему (Конформизм).

7. Соответствие нашего знания или сказанного существующему на самом деле (Истина). 9. Нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям,

бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага (Альтруизм). 11. Замкнутая, обособленная социальная группа со строго определенным родом занятий,

своеобразным стилем жизни, обычаями, традициями, нормами (Каста).

13. Политическое меньшинство, противостоящее политическому большинству, курсу про-

водимой политики, целям и методам осуществления государственной власти (Оппозиция).

По вертикали:

3. Одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой борьбой враж-

дующих сил, тенденций (Антагонизм).

5. Любой вид деятельности, приносящий прибыль или денежный доход (Бизнес).

6. Способ деятельности и мышления, обеспечивающий выход личности за пределы тради-

ционного, привычного, заданного бытия (Творчество).

8. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, согласие воспринять их даже в том случае, если они противоречат мировоззренческим установкам самого наблюдателя

(Толерантность).

10. Раздел экономической теории, изучающий функционирование экономики в целом,

экономической системы как единого целого, совокупность экономических явлений (Мак-

роэкономика).

12. Процесс, в ходе которого группы людей иерархически выстраиваются соответственно некоторой шкале неравенства (Стратификация).

Оценка за работу

(Заполняется жюри)

Члены жюри:

5.6. 11 класс (1 час 20 мин.)

1. Выберите все правильные ответы. Запишите их в таблицу.

1.1. Укажите причины, которые определяют специфику социального познания, его от-

личие от познания естественнонаучного.

а) В социальном познании возможности эксперимента ограничены.

б) Социальное познание имеет дело с постоянно изменяющимися событиями и явлениями и поэтому направлено на открытие истин относительных в) Социальное познание не может быть абсолютно беспристрастным в силу на-

личия у ученых заинтересованного отношения к объекту исследования г) В социальном познании совмещаются субъект и объект познания

1.2. Критерием истины согласно сенсуалистам является:

б) практика

г) ощущение

д) соглашение ученых

а) уровень разделения труда в обществе б) уровень развития науки

в) степень свободы личности и система обеспечения и защиты прав человека г) уровень развития производительных сил

1.4.Основными стратификационными переменными в современном обществе можно считать

а) семейное положение

б) доступ к политической власти

в) уровень дохода

г) принадлежность к конфессии

д) национальность

1.5. Тоталитарный режим характеризуется

а) Полным контролем всех сфер общества

б) Цензурой на СМИ

в) Наличием оппозиции

г) Территориальной экспансией

1.6.Федеративное устройство государства предполагает

а) наличие двух уровней власти б) относительную правовую независимость административных единиц

в) управлением государства только из центра, которое делегирует полномочия субъектам и контролирует их полный суверенитет г) административных единиц, которые делегируют уполномоченному ими же цен-

тру вопросы только культурного характера

Совместный труд, объединяющий некоторое количество , помогает выработать схожее отношение к жизненным ценностям и традициям для каждого человека. При этом социология в данном случае понимает труд не как производство чего-либо или переработку, а как глобальный процесс.

До эпохи Возрождения понятие «народ» было связано исключительно с представлением об общности людей, существовало даже описательное понятие «стадо Христово», синонимичное категории «народ». Очевидно, онтологическое трактование не имеет социологической основы, при таком понимании нет внутренней градации (в стаде все равны, все вперемежку), функциональности. Между тем, с развитием философской мысли и разработки ряда социальных концепций понимания личности и общности, стало очевидно, что «народ» даже как племя неоднороден, есть группы, микро- и макро-, есть коллективы, которые имеют роль в становлении народа, народности, формировании исторического процесса.

Историческая роль народа и определение общности в ключе развития истории

Роль народа в исторических переменах разнится в зависимости от эпохи. К примеру, революционные потрясения, безусловно, стали стимулом к развитию, а вот войны погубили некоторые общности, став причиной регрессии. Аналогично в производственной сфере, которая более определяет сущность «народа» как социальную: формирование экономического баланса и удовлетворение нормы потребления приводило к стогнации, а вот рост потребностей на фоне низкого уровня производства – к прогрессивному развитию (механизации, техническим революциям, научным открытиям). Логично предположить, что совместный труд и борьба за прогресс являются связанными характеристиками, давая народу как социальной общности. Единство народа все больше приближается к человеческой сути и проявляется с развитием общества.

Любопытно, что, к примеру, такая объединяющая категория как «язык», «языковая коммуникация» проигрывает «трудовому» объединяющему фактору. Язык народа, не являясь определяющим фактором общности народа, является опорой для создания связи между людьми, тогда как труд определяет специфику развития и саму возможность единения.

После рассмотрения факторов создания общности народа, хотелось бы определить, значат ли что-то эти факторы в сплачивании народа, стоит ли признаком народа определять духовную культуру, психологические и социальные характеристики. Даже специализированная литература, к сожалению, не предоставит точного ответа на этот вопрос. Духовным факторам внимания уделяется мало, приоритет отдается объективным материально-производственным.

Делая выводы, можно с уверенностью сказать, что народная общность, являясь союзом, связью людей, может строиться не только на материальных, но и на субъективно-сознательных факторах, к тому же без них сложиться нормальному социальному обществу практически невозможно.

Загрузка...
Top