Обряд венчания в православной церкви платье. Венчание в церкви: правила

Итак, вы решили соединить свою судьбу с любимым человеком, не просто получив благословение ЗАГСа, но и повенчавшись в православной церкви. Важно, чтобы это событие оказалось не просто данью моде, а стало серьезным обдуманным шагом, и для этого важно узнать его особенности. Кому и когда можно венчаться, при каких условиях совершается священное таинство и что для этого нужно подготовить?

Редакция сайта узнала все подробности проведения этого удивительного и сильного обряда.

Кому можно и нельзя венчаться

Первое требование к венчающимся - быть крещенными в православной церкви. Если жених или невеста не воцерковлены в православной церкви или ситуация с крещением не ясна, важно хотя бы за месяц до предполагаемой даты свадьбы прийти в церковь и обсудить нюансы со священником. Иногда разрешается обвенчать молодых, даже если кто-то в паре не православный, но! - при условии, что дети, рождённые в этом браке, будут крещены в православии.

Второе требование - брачный возраст молодых: невесте должно исполниться 16 лет, жениху -18. Правда, священник наверняка сделает исключение и более юной невесте, если она ждет ребенка (или, как говорят у нас в Украине будет «при надії»). Церковь заинтересована в том, чтобы дети рождались в венчанном браке.

Любопытно, что пару обвенчают, даже если будущие супруги не получили благословения своих родителей. В таком случае все решает благословение духовного лица.

ВАЖНО. Нельзя венчаться атеистам и некрещенным, кровным и духовным родственникам (например, крестному и крестнице), а также вступающим в брак четвертый раз. Обряд венчания может проводиться только трижды. И то при условии, что человек овдовел или предыдущий венчанный брак расторгнут по церковным правилам.

Когда можно и нельзя венчаться

Важно, что венчаться можно и в день заключения брака в ЗАГСе (но это очень сложно вынести физически), и даже если вашему законному браку уже много лет.

К слову, если у кого-то из пары возникли недоразумения с документами и иные проблемы, не стоит бояться обратиться к священнику - вам обязательно пойдут в храме навстречу.

Не венчают:

Во время постов:
Рождественский — длится 28 ноября - 6 января;
Великий — семь недель до православной Пасхи;
Петров — зависит от даты Пасхи, продолжается от 8 до 42 дней;
Успенский — длится 14 - 27 августа.
Учитывайте этот нюанс, планируя свадьбу (пост предполагает воздержание как в пище, употреблении алкоголя, громких гуляниях, так и в плотской близости);

. откажут в венчании в знаковые дни:
11 сентября — Усекновение главы Иоанна Предтечи;
27 сентября — Воздвижение Креста Господня;
с 7 по 19 января — Святки;
на Масленицу;
на Светлую неделю (неделя после Пасхи);

Если кто-то из пары, планирующей обвенчаться, состоит в браке с другим человеком, который не был расторгнут в установленном церковью порядке;

Венчают в церкви не каждый день, а 4 дня в неделю по воскресеньям, понедельникам, средам, пятницам. В дни четырех постов, во время них церковные браки не заключаются;

Если не дано благословение духовного лица на брак и венчание.

ВАЖНО. Есть и один пикантный момент: по церковным законам, нельзя появляться в храме в «критические дни». Что ж, есть смысл подсчитать и выбрать для обряда правильное время.

Как подготовиться к венчанию

Важно выбрать церковь и священника, который будет проводить обряд. Желательно отдать предпочтению храму, в который вы ходите с детства, или тот, в котором вам уютно, спокойно.

Договориться о дате проведения венчания нужно загодя - за несколько недель. Также важно вовремя обсудить: сколько будет длиться обряд, что принести с собой в храм, можно ли снимать обряд в храме на камеру или делать фотосессию, сколько будет стоить обряд (он платный).

ВАЖНО. Священник может предложить вам дополнительные церковные услуги: например, колокольный звон, пение церковного хора.

Как выбрать поручителей

Поручители - это свидетели на свадьбе, которые держат венцы во время обряда. Их принято выбирать из близких (друзей), крещенных, неженатых или живущих в законном браке людей (разведенных или пребывающих в гражданском браке выбирать не позволяется церковью). Поручители выполняют такие же обязанности, как и крестные: они помогают молодым в жизни советами, духовно руководят семьей.

ВАЖНО. В случае, когда не удалось договориться со свидетелями, венчание могут провести и без них.

Какой выбрать наряд для венчания

Важное правило: на молодых должны быть крестильные крестики. Невесте полагается надеть не короткое платье (ниже колен), без глубокого декольте и слишком открытых плеч (на плечи можно накинуть палантин). Фата допускается, а вот массивные головные уборы или шляпы нет, поскольку невесте будут надевать на голову церковный венец.

Жениху полагается быть в костюме, но… не в спортивном или слишком ярком, экстравагантном, а женщинам - гостям обряда желательно быть в платье или в юбке ниже колена, замужним - с покрытой головой.

ВАЖНО. Невесте не стоит являться в церковь с очень ярким макияжем, к тому же - накрашенными губами нельзя целовать крест и икону. Кстати, в народе считают, что подвенечное платье нельзя дарить либо продавать: его хранят, как крестильную рубашку, крыжму и свечи.

Что нужно подготовить для венчания


Два платка (ими оборачивают венчальные свечи).

ВАЖНО. Венчальный рушник хранится, как и венчальные свечи, которые можно зажигать, чтобы очистить дом в трудные дни или когда кто-то в семье болеет.

Как вести себя во время церемонии венчания

Священник расскажет, как будет проходить обряд. Венчание проходит у входа в церковь, невеста стоит слева от жениха, оба стоят на рушнике и до конца таинства держат зажженными свечи. Во время церемонии молодые благословляются священником - после особенной молитвы он три раза должен поменять обручальные кольца с руки молодого на руку невесты.

Далее духовник задает вопрос: «По доброй воле совершается венчание? Нет ли препятствий?». После ответа молодых и молитвы, молодые становятся перед Богом супругами. Они целуют церковные венцы и в три глотка выпивают церковное вино.

В финале обряда священник проводит супругов вокруг аналоя, затем - к Царским вратам, молодой целует икону Христа, молодая — икону Божьей Матери. После - гости могут поздравить молодых!

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Вопрос : Кто сталкивался с аналогичной ситуацией, помогите, пожалуйста, разобраться. Родители мужа настаивают на венчание в церкви, но для чего это необходимо сделать, не объясняют, упорно твердя, что «так будет лучше». Что же дает венчание?

Обряд венчания с точки зрения культуры

Славянские летописи подробно донесли до нас быт русского народа, его привычки, верования, делая акцент на значимых вехах жизни. Рождение, свадьба, уход из жизни были очерчены религиозными представлениями, которые со временем видоизменялись, однако суть их оставалась неизменной.

Обряд венчания у славян был наделен магическим смыслом – защитить молодоженов от порчи, сглаза и злобных духов. Свадьба готовилась долго, для нее специально шили одежду, выбирали головные уборы, кольца, обережные блюда – все действия были направлены на то, чтобы молодые жили в достатке, имели здоровых детей.

С введением христианства на Руси свадьба не перестала быть таинством, наоборот, считалось, что пары, обвенчанные Богом, будут счастливыми, принесут много потомства. Венчание стало вехой, когда два человека берут на себя заботу не только друг о друге, но и участвуют в рождении и воспитании детей, согласно христианским канонам. Расторжение брака, заключенного в церкви, было недопустимым, расценивалось как грех.

Что дает венчание в церкви?

В советские времена о венчании мало что было известно, но, несмотря на притеснение религии, такие понятия, как крещение, литургия, венчание остались и возродились с новой силой в конце прошлого века.

Таинство венчания стало проходить чаще, и даже люди, состоявшие в браке, решались провести церковный обряд, чтобы стать ближе к Богу. Почему молодые наряду со светским бракосочетанием выбирают венчание?

  • Молодые получают Божественное благословление.
  • Семья, скрепленная обрядом, защищена от бед, ее обходят неприятности.
  • Супруги получают защитника – Бога, который не оставляет семью в радости и горе.

Божественное благословление – это не просто слова, сказанные в адрес молодых священником, проводящим обряд. Это пожелания добра и счастья, здоровья и долголетия, произносимые посредником – батюшкой, усиленное религиозным обрядом. Бракосочетание в церкви считается таинством, брак становится священным и не подлежит разводу.

Надо понимать, что обряд венчания не делает людей абсолютно счастливыми априори. Несмотря на то, что такой брак заключается «на небесах», он требует ежедневной работы в обычной жизни.

Венчание в церкви − усиливает помощь молодоженам на духовном уровне, дает внутренние силы для создания дружной семьи, помогает осознать ответственность за потомство. Молодые понимают, что сделали ответственный шаг, вступая в брак. Они просят и принимают Божественную помощь через венчание и стараются жить, согласно духовным канонам.


«Подводные камни» венчания

Реальная жизнь всегда отличается от теории, поэтому идеальное венчание, как осознанный шаг, принятый молодыми на духовном уровне, встречается не часто. Многих привлекает антураж ритуала, его торжественность, необычность, внимание, подарки.

Молодые не отдают отчет в главном – венчание – не «модное веяние». Это серьезное решение, которое принимается на земле, благословляется Богом. Венчание соединяет молодых, помогая счастливо прожить жизнь, вырастить детей, встретиться после смерти и оставаться вместе вечно.

Многие задают вопрос , является ли венчание в церкви − залогом счастливой жизни? Нет, ответственность за поступки лежат на каждом человеке, Бог лишь помогает осознать, насколько деяние плохо или хорошо. Выбор остается за человеком, в этом и сложность бытия. Трудно не ругаться, прощать, находить компромисс, уступать, понимать другого человека. Но всегда можно попросить помощи у Бога, услышать его, принять верное решение.

Повенчанные молодые получают покровительство и поддержку божественных сил. Но случается, что в дом приходит раздор, супруги начинают ругаться, унижать друг друга, изменять. Они забывают клятвы, что произносили при венчании, не слышат подсказки Всевышнего и в итоге их духовные каналы закрываются, люди становятся «глухи».

Всякого, кто хоть иногда задумывался о жизни, поразит мысль о том, насколько она далека от совершенства. Приличия, мораль, поведение в обществе и в частной жизни – все резко изменилось. Люди перестали брать ответственность на себя, перестали духовно трудиться, стараясь переложить решение на Бога, прикрывая им любые поступки.


Многие уверены, что венчание гарантирует им благодать. Отнюдь. Счастливы те семьи, где любовь зрелая, неэгоистичная, ответственная. Любовь – это труд, а Бог – помощник, направляющий, защитник, учитель. Венчаясь в церкви по велению души, вы принимаете помощь Всевышнего и одновременно прикладываете усилия для счастливого союза.

Никто за людей ничего не сделает: мужу и жене придется самостоятельно учиться жить на одной волне, совершенствовать себя, мириться со слабостями, стараться их минимизировать. Бог всегда на стороне людей, он направляет, и заботиться обо всех, для него нет «плохих» и «хороших»!

Означает ли это, что только венчанные в церкви люди могут вести достойную жизнь? Конечно, нет. Если молодые люди решили оформить брак в ЗАГСе, их помыслы чисты, они верны друг другу, а их отношения строятся на любви и доверии, то они могут обратиться к Богу по велению души.

Для благодарности не надо определенного места и времени, любой светлый, искренний порыв мыслей дойдет до Всевышнего и вернется благодатью.

Венчание в церкви – это внешний ритуал, и без настоящих чувств, любви и понимания происходящего он не будет иметь истинного смысла.

Прежде чем согласиться на венчание, необходимо остановиться и ответить на простые вопросы: люблю ли я, готов ли разделить с человеком радость, горе, материальные трудности, бытовые неудобства. Венчание в церкви ответственный шаг, он даст возможность открыть душу Богу, наполнить ее добротой, подарить ее супругу и будущим детям.

Для того чтобы это церковное таинство принесло вам максимум пользы необходимо поработать над собой: пересмотреть свои ценности и убеждения, провести

Значение сего обряда во все века сложно переоценить, ведь значения семьи в нашей жизни пожалуй самое главное что есть.

Таинство брака в Православной Церкви

Таинство венчания (брака) установлено православным катехизисом (руководством вероучения христиан), в котором содержатся порядок подготовки к венчанию и проведения обряда, венчальные молитвы, дни, подходящие для венчания, обстоятельства, при которых запрещается проводить обряд, и другие Божественные установления. Обещание венчающихся перед Церковью сохранять супружескую верность является основанием благословления их супружеского союза, рождения детей и их христианского воспитания.

Брачный союз первой супружеской пары Адама и Евы благословил Бог, дав им завет плодиться и размножаться. Завет Бога и Таинство брачного союза отражается в книге Бытия и Евангелии, где великая тайна брака сравнивается с тайной союза Церкви с Христом. Подчеркивая высоту брачного союза в глазах Бога, Иисус Христос неоднократно уподобляет образ обитания в Царствии Небесном брачному пиру и торжеству.

История обряда венчания

В старозаветный период первый обряд венчания упоминается в описании брака Исаака и Ревеки – переговоры слуги жениха с отцом невесты о предстоящем венчании, дарение Исааком подарков Ревеке, устройство брачного пира. Затем традиции дополняются брачным договором, благословлением венчающихся в присутствии друзей жениха (брачных сынов) и подруг, сопровождающих невесту.

Традиции дополняются символическими ритуальными действиями: 7-ю благословлениями раввина на брак, благопожеланиями гостей, одеванием золотого кольца женихом на палец невесты, чтением брачного контракта в присутствии раввина и свидетелей, 7-дневным пиром с передачей женихом невесте оговоренного приданного.

Ветхозаветные и греко-римские традиции и ритуалы оказали влияние на зарождающийся новозаветный христианский обряд венчания: таинство и святость венчания, установление Богом вечного союза полов. Апостол Павел называет сторонников запрещения браков лжеучителями.

Христианская Церковь, не отвергая старозаветные и греко-римские традиции, придает им новый смысл, но ритуалы Х-ХIII веков утеряны. В XIV- XIX веках появляются и постепенно отшлифовываются следующие традиции, основавшие современный обряд венчания:

  • XIV век – совершение Таинства брака мирскими священниками, обмен кольцами женихом и невестой, причащение венчающихся Преждеосвященными Дарами.
  • XV век – 3-кратное благословение новобрачных зажженными свечами.
  • XVI век – новобрачные просят благословения эпископа, архиерей выдает им “венечную память” с указанием священнику прихода проверить отсутствие канонических препятствий к венчанию (сватовства, кумовства, принадлежности к роду и племени). После проверки («обыска») заключается семейный сговор, священник в доме жениха провозглашает молитву “жениху по невесту ехать”, сопровождает, жениха в дом невесты, где читает молитвы, частично сохранившиеся в современном обряде. Родители благословляют новобрачных и вместе с ними направляются в церковь, где совершается Таинство венчания.
  • XVII век – в брачном договоре в случае развода предусматривается денежная компенсация.
  • XVIII век – Таинство венчания проводится в 2 этапа (обручение и венчание), промежуток между которыми продолжается 6 недель. Таинство венчания совершает священник прихода одного из молодоженов. В 1765-1775 г.г. выдача архиереем «венечной памяти» и временной разрыв между обручением и венчанием (за исключением венчаний родственников императора) отменяются.
  • XIX век – акт венчания подтверждают своими подписями в храмовой метрической книге свидетели жениха и невесты.

Канонические препятствия для венчания, или кому нельзя

Катехизис четко определяет исчерпывающие причины, препятствующие проведению церковного брака:

  • 4-е по счету венчание жениха или невесты;
  • венчание троюродных сестер и братьев;
  • кто-либо из молодоженов – атеист, руководствующийся проведением обряда венчания не духовными, а посторонними побуждениями;
  • кто-либо из венчающихся не крещен и не изъявляет намерения принять Крещение;
  • один из претендентов на венчание не оформил расторжение заключенного гражданского брака или не имеют согласия архиерея на расторжение существующего церковного брака и благословения на новый церковный брак;
  • венчание крестных отца и матери одного ребенка или крестника с крестным родителем;
  • исповедование кем-либо из венчающихся нехристианской религии;
  • венчание принявших обет монашества или рукоположенных священников и дьяконов;
  • отсутствие благословения родителей у венчающихся несовершеннолетнего возраста;
  • психическое или физическое заболевание, явившейся причиной отказа государственной регистрации брака.

Венчание по канонам католической или протестантской церкви или присоединение какого-либо супруга, венчавшегося по нехристианскому обряду, к Православной Церкви по их желанию остается в силе по православным канонам. При достижении совершеннолетия благословение родителей не обязательно, венчании может проводиться без их благословения.

Дни года, в которые не производится обряд венчания

Без благословения архиерея и при отсутствии чрезвычайных причин обряд венчания не может проводиться в нижеперечисленные дни:

  • все дни 4-х многодневных постов (Великого 49 дней от Чистого понедельника до конца Страстной недели; апостольского 1-5 недель через 1 неделю после дня Св. Троицы до 12.07; Успенского 2 недели 14-27.08; Рождественского 40 дней с 28.11 по 06.01);
  • 7 дней перед Великим постом (дни Сырной масленицы);
  • 1 неделя после Пасхи (дни Светлой седмицы);
  • 12 дней Святок (07-18.01);
  • все субботы, четверги и вторники;
  • накануне двунадесятых, престольных и великих праздников;
  • за день и в день празднования Воздвижения Креста Господня (10-11.09 и 26-27.09) и Усекновения главы И. Предтечи.

Например, во втором полугодии 2015 г. выбрать день венчания можно только из 65 дней в июле-ноябре месяцах, в декабре нет дней, разрешенных для венчания.

Кроме выбора дня венчания необходимо договориться со священником о часе венчания, т.к. практически обвенчаться можно только с 14 до 17 часов. Это связано с тем, что венчание не проводится в темное время суток. Невеста должна до венчания посетить литургию, которая проводится с 13 до 14 часов, а после 17 часов в церкви начинается вечернее богослужение. Таким образом, молодоженам для венчания отводится во втором полугодии 2015 г. 66 х 3 = 198 часов.

Подготовка к обряду венчания

Прежде всего, молодожены выбирают Православную Церковь, в которой священник не находится под каноническим запретом, не является монахом или отцом одного из молодоженов и может провести Таинство венчания отдельно для данной пары. Учитывая ограниченное количество часов венчания в храме, нужно сделать предварительную запись заранее.
До венчания необходимо зарегистрировать светский брак и проверить, не имеется ли причин, запрещающих венчание. В договоренный со священником день венчания до начала Таинства пара должна пройти совместное Причастие, подготовка к которому включает:

  • 1-3-дневный пост, исключающий мясные и молочные продукты;
  • 100-процентный сухой пост и отказ от курения с 24 часов до Причастия;
  • 3-дневный отказ от половой жизни;
  • чтение перед Причастием 3-х канонических молитв.

При подготовке к венчанию требуется закупить обручальные кольца, рушник, венчальные свечи и иконы, платок для покрытия головы невесты, пройти Божественную литургию. Невесте следует обуть удобную на низком каблуке обувь, обойтись без украшений и минимальной косметикой. Венчающиеся должны надеть нательные крестики.

Отношение Церкви к расторжению брака

Церковь считает развод нарушением порядка, установленного Богом, т.к. венчание объединяет плоть супругов в единое целое, человек не должен разъединять сочтенное Богом. Разрушение брака является следствием жестокосердия и немощи человека, который не всегда может прислушаться к запрету Бога.

Церковь, проявляя снисходительность к немощи человека, осуждает его за расторжение брака, но в допускает исключения в течение всей его жизни максимум три рази при снятии архиереем благословения, данного раннее, и согласии проведения венчания повторно. Разрешение архиерей может дать только в случае получения развода в светском браке и при отсутствии канонических причин, препятствующих новому браку.

Первоначально Бог указал только прелюбодеяние, которое допустил кто-либо из супругов, причиной распада венчанного брака, но со временем перечень причин расширился и, кроме прелюбодеяния, включает:

  • новый брак супруга;
  • принятие супругом неправославной веры;
  • наличие пороков, неприемлемых для человеческого естества;
  • самокалечение, приведшее к неспособности половой жизни;
  • пропажа без вести;
  • действия одного супруга, приводящие к ущербу здоровью или угрозе смерти другого супруга или своих детей;
  • заболевание психики, признанное неизлечимым, алкоголизм, сифилис, проказа, СПИД, наркомания;
  • аборт по инициативе супруги, не получившей согласия отца ребенка.

Как показала практика, перечень причин, допускающих распад брака, не может быть исключительным и постепенно расширяется.

Обряд венчания включает обручение и само венчание.

Обручение с благословлением Церкви подтверждает искренность намерений, обещаний и чувств венчающихся, т.к. они удостоверяются перед всеми прихожанами. Обручение производится в определенной последовательности.

Жених и невеста становится соответственно справа и слева от алтаря, повернув к нему лица. Священник через Царские врата выносит из алтаря крест и Евангелие, а дьякон обручальные кольца, которые при совершении Литургии оставлялись на Престоле. Священник благословляет обручающихся зажженными свечами три раза. Если обряд венчания молодыми совершается впервые, священник передает им символизирующие целомудрие зажженные свечи. Священник с молодыми входит внутрь храма и совершает каждение, возглашая «благословен Бог наш», (кадильный дым – символ благодати Бога, окутывающей молодых подобно дыму). После чтения «обычного начала» начинается великая ектенья (прилежное моление) с прошениями о даровании венчающимся детей, ниспослании совершенной любви и благословении непорочной жизни, сохранении в единой вере и единомыслии. В кратких молитвах восхваляется Бог, испрашивается у него благословение венчающимся. Священник с золотым кольцом в руке три раза провозглашает об обручении жениха, творя крестное знамение над его головой, и надевает золотое кольцо на палец его руки. Аналогичные действия производятся с невестой с серебряным кольцом. После трехкратного обмена кольцами, символизирующего отдачу жениха и невесты друг другу, золотое кольцо переходит к невесте, передавая мужественный дух женской слабости. Оканчивается обряд заключительной молитвой, испрашивающей благословение и сугубой ектеньей с прошением об обручении.

Венчание создает основание для семейной жизни в лоне и под покровом Православной Церкви. В начале венчания священника с кадилом выходит в центр храма, за ним следуют молодые с горящими свечами. Хор исполняет 127-й псалом, прославляя венчание, благословленное Богом. Молодые становятся на плат перед аналоем. Священник обращается к венчающимся со словами поучения, задает им вопросы, получает подтверждение, что они искренне желают быть супругами и не связаны обещаниями другой невесте или жениху, и начинает венчание возгласом “Благословенно Царство”. Великая ектенья (мирная) провозглашает прошения о душевном и физическом благосостоянии венчающихся, произносятся 3 молитвы о них. Происходит главное действие Таинства венчания – священник крестообразно знаменует венцом жениха, затем невесту и венчает их. Произносится тайносовершительная молитва, богородский прокимен (один стих псалма), 230-е зачало из «Послания Павла к Уфесянам», Евангелие от Иоанна (Ин. 2; 1-11), ектеньи (сугубая и просительная), молитва о новобрачных. Церковный хор, венчающиеся и присутствующие на венчании провозглашают молитву «Отче наш». Священник над принесенной молодым чашей вина читает молитву о благословении сочетающихся браком, совершает крестное знамение над чашей, жених и невеста три раза принимают ее, символизируя общность предстоящих радостей и скорбей. Священник трижды проводит венчающихся вокруг аналоя под исполнение торжественных тропарей (молитвенных песнопений о сущности венчания). В заключение Таинства священник снимает венцы с обвенчанных, приветствует их, призывая соблюдать Божьи заповеди, произносятся 2 заключительные молитвы, новобрачные целуются, поздравляя друг друга. После отпуста (окончания обряда) и заключительной молитвы обвенчанные целуют иконы Спасителя и Божьей Матери и принимают поздравления с бракосочетанием от присутствующих.

Особенности венчания в греко-католической Церкви в Украине

Венчание в греко-каталической Церкви отличается некоторыми более демократичными деталями обряда. Перед венчанием проводится курс обучение в объеме 19 занятий, исповедаться и накануне венчания принять причастие. Для оформления брака дополнительно предоставляются справка о проведенном обучении и протокол подготовки к обряду.

Язык богослужения, как правило, украинский. Но в храме Пресвятой Евхаристии по договоренности со священником для иностранцев, не владеющих украинским языком, венчание проводится на русском и пяти европейских языках.

Вместо оплаты за обряд церковь принимает добровольное пожертвование, а не обязательный строго регламентированный платеж, размер пожертвования определяют новобрачные в соответствии со своими материальными возможностями, желанием пригласить праздничный хор и использовать другие атрибуты, подчеркивающие важность венчания.

Венчание с верующим другой религии требует благословения и согласия эпископа, который индивидуально рассматривает каждую конкретную ситуацию.

Женские менструальные циклы не считаются препятствием для посещения церкви и проведения Таинства венчания.

Причины, препятствующие церковному браку, строго не регламентируются, при возникновении определенных сложностей они рассматриваются индивидуально с соблюдением правил Греко-католической Церкви.

Отличие светского брака от церковного

Светский брак не всегда заключается на основе любви жениха и невесты друг к другу, не редки случаи браков по расчету. Венчание в Церкви предполагает единение душ и следование заповедям Бога. В этом суть Таинства венчания. Церковь не считает светский брак греховным, т.к. он не является греховным прелюбодеянием и предусматривает определенные нормы поведения в семейной жизни, установленные светскими законами. В отличие от светского брака, сожительство, которое модно называть гражданским браком, является по церковным канонам грехом, являющимся основной причиной невозможности венчания. Супруги, прожившие много лет в светском невенчанном браке, могут при желании пройти Таинство венчания особым чином, несколько отличающимся от канонического венчания.

Светский брак предусматривает широкий круг причин для развода, более половины светских браков оканчиваются разводами. Церковь строго ограничивает расторжение церковного брака исключительными обстоятельствами и не использует понятие «развенчание», хотя может, в порядке исключения, благословить второй и третий брак. Ответственность супругов в церковном браке несравнимо выше, чем в светском, т.к. они отвечают перед объективным Божьим судом, а не перед субъективными законами, созданными человечеством. Это подтверждает неофициальная статистика, проведенная выпускником духовной семинарии в г. Пушкино. Венчанные браки распадаются в 68% случаев из-за неверности одного из супругов, а причинами разводов светских браков являются различие в характерах, утрата взаимоуважения, фактическое отсутствие брачных отношений, несложившаяся брачная жизнь и прочие причины.

Это первое воскресенье после Пасхи. Невезучи те браки, что свершаются в отрезок времени от Рождества Христова до Богоявления. Кроме того, не надо венчаться накануне двунадесятых праздников . Ни в коем случае не венчайтесь во все посты, включая среду и пятницу. Опасны для венчания дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (11 сентября) и Воздвижение Креста Господня (27 сентября) . Приносит несчастье браку венчание не в церкви, а в монастыре, люди после этого быстро расходятся.

Время венчания

Договариваются о венчании в храме либо будущие муж и жена, либо их родители. Хорошей приметой считается, если о времени венчания говорят не с церковной служкой, а с самим священником. Он сам вам скажет час, в который вы явитесь в храм. Обычно все венчания проводятся в храмах после Божественной литургии, это где-то с 11 до часу дня. Хочу дать вам совет: уговорите священника, чтобы вас венчали без других свадебных пар, так как подобное, к сожалению, делается во многих храмах. В крайнем случае уплатите ему или дайте денег на пожертвование церкви. Как бы он ни убеждал вас, что это не важно и что все приметы являются глупостью, нужно обязательно настоять на своем. Ни в коем случае не венчайтесь толпой, это нехорошо и неправильно.

Колокольный звон после венчания

Хорошим знаком для будущей семейной пары будет если вы сможете договориться со священником о колокольном звоне сразу после венчания. Помните фильмы о старых временах? В них часто показывают, как из церкви выходит повенчанная пара, а вокруг разносится звон колоколов. Если вам по какой-то причине и в этом поначалу откажут, уплатите и за это, зато у вас все будет по свадебному чину, да и хорошая примета, когда молодых поздравляют колокола. Старые люди утверждают ― колокольный звон оповещает небесам, что появилась новая семья, и ангелы радуются и молятся Богу за счастливый брак, за долголетие новобрачных и за их будущих детей.

Обручальные (венчальные) кольца

Первое, что покупают из свадебных вещей, это обручальные кольца. Венчальное кольцо олицетворяет собой божественный, нерушимый союз, ведь из кольца нет выхода, оно неразрывно. С кольцами, которыми впоследствии венчаются пред Богом муж и жена, связано очень много примет. Думаю, что и вам, мои дорогие читатели, будет полезно эти приметы узнать.

  • Венчальные кольца нельзя покупать в день венчания, их берут не менее чем за три дня до того.
  • Покупают кольца только вдвоем, парой. Если вы купите кольца, будучи в одиночестве, то и пары из вас тоже не получится.
  • Плохой приметой считается, если купленные кольца окажутся малыми или большими. Даже если вы их переделаете на нужный размер, это вам не поможет, не будет в вашей семье мира и любви.
  • Нельзя также делать (заказывать) для себя кольца из колец родных и знакомых. Не делают кольца из лома или колец покойных людей.
  • Не венчаются кольцом, оставшимся у вас от предыдущего брака, иначе и этот ваш брак будет несчастливым.
  • Правильными кольцами считаются те, на которых нет никаких гравировок и камней. Обручальные кольца обязательно должны быть гладкими. То кольцо что с камнем, пусть даже и с бриллиантом, не подходит для обручения людей.
  • Перед венчанием невесте следует снять перчатки ― обручальное кольцо не надевают на ткань.
  • Оба кольца покупает только жених. Если женщина купит кольцо себе, а он себе, то в такой семье никогда не будет согласия.
  • Кольца до свадьбы никому не показывают, и уж тем более никому никогда не дают мерить венчальное кольцо. В противном случае супругов постигнет измена.
  • В старые времена молодожены, прежде чем лечь в постель, клали кольца в свои кубки, в медовое питье и вместе выпивали. Это действо не вполне безопасно, при неосторожности кольцо можно нечаянно заглотить.

Наряд для венчания: платье, обувь, украшения

Наряжаясь к венцу, нельзя надевать свадебное платье, начиная с рукавов, вам вначале следует просунуть голову в горловину.

Проследите за тем, чтобы на вашем наряде было четное количество пуговок, в противном случае ваш муж будет вам изменять. Все пуговицы должны иметь пару.

Ваш свадебный наряд не должен состоять из юбки и отдельного корсета. Вся свадебная одежда должна быть слитной, чтоб потом не пришлось развестись.

Во всем невестином наряде не должно быть других цветов, кроме как белого. Даже трусики и чулки должны иметь белый цвет. Если у вас нет белых чулок, лучше их совсем не надевать.

Невесте не стоит надевать украшение из жемчуга, иначе в семейной жизни будет много слез.

Не вставляют в волосы цветы, если нет фаты ― брак будет недолгим. Та девушка, которая украшает свое платье на талии цветами, во время родов будет долго мучиться.

Не венчаются в босоножках, брак будет очень плох.

Голые плечи, конечно же, могут украсить невесту, но это потом испортит ей семейную жизнь.

Некоторые невесты взяли моду надевать на голову венок из цветов, наподобие русалки. Эта красота им выйдет боком. Нельзя надевать венок без фаты, они, как и русалки, будут весь век одинокими и несчастными. Не нужно рисковать своей любовью и семейным счастьем.

В прежние времена, когда невесту одевали к венцу, ее подружки стояли рядом и пели эту песню:

"Наглядись-ка,
Родимый батюшка,
На меня, на молодешеньку,
Хорошо ли я снарядилась
По Божьи в церковь ехать,
Под златой венец вставать,
Закон Божий принимать
С чужим-то, с чужанином?
Я тебе, батюшка,
Бью челом,
Низко кланяюсь.
Я была у тебя, батюшка,
Малым-то малешенька,
Возле лавочки ходила,
Со стульчиком бегала.
Брал ты меня, батюшка,
На свои руки белые.
Поднимал ты меня,
Батюшка,
Выше буйной головушки,
Говорил ты мне,
Батюшка: «
Не отдам я тебя,
Мила дочь,
Ни за князя,
Ни за барина;
Посажу я тебя, мила дочь,
Во сады во зеленые;
Огражу я тебя, мила дочь,
Оградой железною;
Покрою тебя, мила дочь,
Камкою трубчатою;
Осыплю тебя, мила дочь,
Частым жемчугом».
Вот сижу я у тебя,
Батюшка,
В закутке
За занавескою,
Оградил ты меня, отец,
Подружками-кумушками;
Покрыл ты меня, отец,
Тоской да кручинушкой,
Обсыпал не жемчугом,
Слезами горючими.
Возьмут меня за руки,
Отвезут
Во чужой мне дом.
И буду я вечно там,
Всем людям во услужение.
Кому скажу,
Кому я пожалуюсь,
Кто назовет меня
Своей доченькой?
Кто оботрет
Мои горьки слезоньки
И кто расчешет мне
Мои косыньки?
Держи меня,
Не пускай меня, батюшка,
А коль отпустишь меня,
То не выкликнешь,
Не дозовешься
И не допросишься.
Раба я буду,
Раба венчанная".

Плохая примета, если перед тем, как ехать в загс, на невесте что-нибудь подшивают или скрепляют булавками, все это следует доделать задолго до венца, хотя бы за день. Также очень плохо, если у жениха или невесты накануне венчания что-нибудь оторвется, особенно пуговица ― это нехорошая примета. Чтобы избежать большой беды, нужно тут же прочитать такую молитву:

"Во имя Отца и Сына И Святого Духа.
Во всяк день, во всяк час.
Есть в океане-море
Щука-рыба,
Щеки ее булатны,
Зубы-уста укладны.
Она хвостом,
Головой мотает,
Вокруг себя все хватает,
А что схватит - глотает.
Так схватила бы она
Наше горе,
Унесла его в свое море.
В океан-море
Его хранила
И к (таким-то) Не подпустила.
Пойди ты от нас, горе,
В океан-море,
Сойди с телесей,
Со ясных наших очей,
С темени, с ушей,
С красных кровей.
С печени тезя,
С ретивого сердца.
Во дому нашем
Не приживайся,
Бедами и хворями
Не разрастайся.
Быти моим словам
Крепкими,
Быти моим делам
Лепкими
На ныне, на века,
На все времена.
Аминь. Аминь. Аминь".

Приметы перед венчанием

Перед тем как им сесть в сани (машину), молодые получают родительское благословение. Для этого жених и невеста встают на колени и сперва целуют распятие, а затем икону Спасителя, которой и благословляют их со словами: Благословляем вас, Дети, на принятие венчания От Бога. Возвращайтесь из храма Мужем и женой На многие лета. Любите Бога, отечество И своих родителей. Да хранит вас Господь Во все трудные времена!

Жених и невеста целуют образ и поднимаются с колен. Они идут садиться в машину первыми. А уже за ними идут их дружки, или, как теперь говорят, свидетели. Родители не должны быть на венчании, но люди современных взглядов берут с собой в церковь и в загс кого хотят. Матери жениха и невесты обязательно крестят в спину уходящих к венцу.

При венчании тоже существует довольно много различных примет, некоторые, самые важные, на мой взгляд, я укажу ниже.

Получив благословение, если жених и невеста поклонятся родителям одновременно, то это считается хорошей приметой.

Пока парень с девкой не повенчаются, пока они еще на пути в храм, им нельзя по имени называть друг друга, иначе они будут много ругаться.

Когда молодые в дороге на венчание и вдруг поднимается буря, то эта примета говорит о том, что в жизни молодоженов будет очень много всяких волнений и потрясений. Среди тех, кто едет с молодыми, всегда есть тот, кто постарше, вот он или она должны в такой момент сказать вихрю: "Крути не на нас, крути мимо нас. крути-мети в горы, туда неси горе. Ключ. Замок. Язык. Аминь. Аминь. Аминь."

Конечно же, кто-нибудь из вас сейчас подумает: да откуда же может эту старую примету знать тот, кто с нами поедет? И вы абсолютно правы! Но для этого теперь у вас и будет эта молитва. Если, к примеру, вы женитесь зимой, то откройте книгу спишите ее на лист бумаги, дайте ее старшему в свадебном поезде и предупредите: коли разыграется непогода, начнется буран, прочти эту молитву.

В случае, если вас в дороге к венцу застигнет гроза или повалит град, нужно трижды сказать:
"Илья Пророк,
Батюшка, помоги,
Все худо с нашего пути
Забери.
Пусть жизнь наша
Будет сладка,
В путях-дороженьках
Гладка.
На ныне, на века,
На все времена.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Ныне, присно,
Во веки веков.
Аминь".
Если же вы женитесь летом или весной, то и тут тоже стоит подстраховаться на случай, вдруг будет ливень или град, пока вы едете к венцу! Вы ведь берете на всякий случай в пасмурную погоду зонтик? А уж в таком важном деле, как венчание, вы обязательно должны быть во всеоружии!

Если навстречу свадебному поезду идет похоронная процессия, то, сами понимаете, в этом мало хорошего. Вас упасет от беды этот старинный заговор. Конечно же, проще было бы на всякий случай пригласить с собой ведунью, ну а если нет таковой? В общем, все равно нужно иметь с собой эти молитвы:

"Во имя Отца и Сына И Святого Духа. Аминь.
Стану я (такая-то),
Благословясь,
Выйду в чисто полюшко,
Помолюсь.
На восточной стороне
Стоит церковь
О тридевяти углов,
О тридевяти крестов,
О тридевяти престолов
И тридевяти глаголов
Святых сорока богомолов.
Никто этой церкви
Не сможет
Ни переставить,
Ни перенести,
Никто ее не может
С собой унести,
Никто не сможет
Уроками ее извести,
Ни мертвые, ни живые,
Ни малые, ни большие,
Ни юные, ни зрелые,
Ни седые.
Так и всех нас
Никто не сможет
Испортить, изурочить,
Сгубить.
Слова мои,
Богом данные,
Дела мои перебить.
Господи, помоги.
Господи, благослови.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа. Аминь."

Приметы при венчании в церкви

Поднимаясь на крыльцо храма, невеста должна быть крайне осторожна. Длинное платье, бывает, путается в ногах, и некоторые девушки, не желая того, наступают на подол платья и запинаются. Длинная легкая фата, обдуваемая ветром, тоже закрывает ей обзор, а значит, есть риск споткнуться и упасть, а ведь именно в это время, пока она поднимается по ступеням, невеста должна мысленно сказать:

"Пусть все наши скорби,
Беды и болезни
Не пойдут с нами
Под венец,
А останутся
За порогом храма!"

Это делалось во все времена, и это делается до сих пор, чтобы не повенчаться с какой-либо бедой, мало ли кто желает вам плохого.

В том месте, где должны будут стоять молодые, сваха или свидетельница венчания стелет на пол храма, под их ноги, рушник. Принято считать, что тот, кто первым из молодых успеет ступить на рушник, тот и будет главой семьи. Рушник после венчания ни в коем случае не оставляйте в храме, так же как и не оставляют своих венчальных свечей. Невеста должна приметить, какая свеча была ее, а какая мужа, для этого свечки можно пометить полоской от ногтя или лентой. После венчания люди обычно смотрят, у кого из супругов меньше стала свеча, тот раньше и умрет. Венчальные свечи сохраняют, их зажигают в тяжелые времена, например, когда заболел ребенок.

В храм молодые должны ступать правой ногой, с левой ноги на венчание не заходят.

Если молодые спускаются по лестнице из храма после венчания и с неба в это время, при радуге, посыплет теплый дождь, то жить они будут в любви и согласии до самой старости.

Когда над новобрачными в храме держат венцы над головой, они ни в коем случае не должны смотреть друг другу в глаза, в противном случае в их семье всегда будут измены. Смотреть нужно не на свечи, не на гостей, не на храмовый хор, а только на венчающего их священника.

Знахарка, которая присутствует на венчании (ее долг уберечь молодых от порчи при венце), должна время от времени шептать:

"Спаси, Господи, и сохрани
Их от всякого зла
Духом Святым,
Крестом Животворящим,
Молитвами всех святых.
Во имя Отца и Сына
И Святого Духа.
Аминь."

Если она за время вашего венчания скажет так сорок раз, то никто вам при вашем венчании не сможет навредить, даже если для этой цели в храме стоят сорок ведьм.

Приметы после венчания

После венчания молодожены едут домой, чтобы везти свою радость и свое счастье к порогу. Так делалось всегда и во все времена. Современная молодежь до свадебного стола сразу не едет, а пускается в катание по красивым городским местам, чтобы сфотографироваться в своих нарядах. Я не могу и не имею права указывать молодым поступать, как поступали их предки, но подумать об этом все же необходимо.

Ехать из храма домой нужно не той же дорогой, которой вы ехали в храм. Пока молодожены едут после своего венчания домой, несчитанное количество глаз провожает их свадебный поезд. Давно известно и даже уже проверено, что посыл мыслей материализуется. Глядящие вам вслед люди наделены разными судьбами, и среди них есть те, кто никогда не был женат или замужем, и те, кто в разводе, вдовы и вдовцы, схоронившие своих жен и мужей. Такие люди, видя свадебный кортеж, невольно начинают завидовать вашему счастью, а значит, вы в этот момент являетесь объектом риска для сглаза. Чтобы предотвратить плохое, на одежде невесты и жениха должны быть приколоты булавки, где-нибудь в незаметном месте.

Хлеб, которым встречают жениха с невестой после возвращения с венчания, следует убрать, чтобы никто от него не съел ни крошки. Этот хлеб после свадьбы могут есть только муж и жена и самые близкие родственники ― мать и отец.

Заходя в дом после венчания, невеста должна дотронуться до косяка входной двери и мысленно сказать:

"Была я лисицей,
А стала львицей.
Никто меня
Обидеть не сможет,
Матушка Богородица
Мне поможет.
Во имя Отца и Сына И Святого Духа.
Ныне, присно, Во веки веков. Аминь."

Приметы за свадебным столом

Сажают за свадебный стол молодых так, чтобы их скамейки (или стулья) были застелены вывернутой наружу шубой. На эту шубу должна будет заранее сказать мать жениха: Сколь много на шубе Волосинок, Столь много будет У жены и мужа детинок! Делается это для того, чтобы молодую семью не постигло бесплодие.

Молодожены не должны пить за свадебным столом хмельного. Старинная примета гласит: если молодые за брачным столом во время пира пригубят хмеля, то и их дети, когда вырастут, будут пить вино. В прежние времена даже царю-батюшке подавалось за брачным столом не хмельное вино, а сбитень из меда.

Скатерть, которая покрывает свадебный стол, может вам пригодиться. Если в то время, когда у вас начинаются родовые схватки, вы присядете на эту скатерть, роды будут быстрыми и легкими. Кроме того, если свадебную скатерть стелют на стол каждый следующий свадебный юбилей, то муж и жена проживут, не расставаясь, до конца своей жизни. Свадебную скатерть никогда не дают в чужие руки, напрокат. Это ваш оберег от всех бед и разлуки.

За свадебным столом должно быть четное количество гостей, включая жениха и невесту. Если почему-либо так не получилось, пригласите за свадебный стол кого-нибудь, хоть любую соседку.

Если во время свадебного пира невеста обольет себя напитком, то муж ее со временем станет пить.

Иногда жениху и невесте кладут на колени полотенце, чтобы они не испачкали свой наряд. Нельзя за столом вытирать руки мужу и жене одним полотенцем. Попросите, чтоб вам дали еще одно полотенце на колени.

Следите, чтобы кто-нибудь не украл какую-либо часть вашего свадебного наряда (например, невестину перчатку). Часто люди воруют это специально, чтобы пополнить свое счастье за счет счастья других. Были случаи, когда невеста ненадолго снимала фату (чтоб удобнее было сходить в туалет) и за это время фата исчезала бесследно. Позже брак этой пары распадался.

Есть такая примета: если молодая желает покоя в семье, то она предлагает гостям тост за свою свекровь; если же для нее важнее жизненное благополучие, то тогда ее первый тост будет за свекра.

Приметы о свадебных подарках

Когда молодые люди женятся, им кажется, что все вокруг радуются их счастью, любуются ими и желают им добра. Но, к сожалению, это не всегда так. Если, к примеру, у парня до его женитьбы была девушка, с которой он долгое время встречался и даже обещал жениться, то вовсе нельзя исключать того, что обманутая им девушка, затаив смертельную обиду, не попытается ему отомстить ― разбить его новую любовь. Пользуясь свадебной суматохой и неразберихой, когда подчас многие из гостей не знают друг друга, его бывшая невеста запросто может через кого-то передать подарок, заговоренный на скандал и развод. На самом деле, все это совершенно не сложно, ведь все во время свадьбы веселятся и никто не думает о плохом, а между тем тот, кому это нужно, незримо сеет в новой семье свое зло!

Загрузка...
Top