Образ врача в современной художественной литературе. Конференция «Образ врача в русской литературе» по учебной дисциплине «Литература» (Ко Дню медицинского работника)

Образ врача в русской

литературе

Реферат по дисциплине «Русский язык и литература»

СОДЕРЖАНИЕ

Введение .3

    Образ врача в жизни и творчестве писателя - врача А. П. Чехова 4

    Образ врача в жизни и творчестве писателя-врача В. В. Вересаева…...7

    Образ врача в жизни и творчестве писателя-врача М. А. Булгакова ….10

Заключение ……………………………………………………………………... 13

Введение

Профессия врача не просто важна и интересна.

Врачебная деятельность связана с различными сторонами жизни: рождением, жизнью, страданием и смертью.

Образ врача в русской литературе – тема серьёзная и ответственная.

Одним из популярных писателей, обратившихся к деятельности врача, является Антон Павлович Чехов. Профессия врача отражена и у Викентия Викентьевича Вересаева, и у Михаила Афанасьевича Булгакова. В их произведениях отражены слабые и сильные стороны медицины, показана врачебная среда, со всеми ее плюсами и минусами. Образ врача мы рассмотрим на примерах произведений выше перечисленных авторов.

Может ли быть связан герой с его автором? Идеал врача, – каков он? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к целому ряду произведений Чехова. Это «Попрыгунья» (доктор Дымов), «Ионыч» (доктор Старцев), «Палата №6» (доктор Рагин).

Это произведения Булгакова: «Записки юного врача», «Морфий» (доктор Бомгард); «Собачье сердце» (доктор Преображенский); «Без дороги» (доктор Чеканов). Это «Записки врача» Вересаева.

И, конечно, нельзя не учесть жизненный путь самих писателей, воспоминания их современников.

Целью данной работы является изучение образа врача в русской литературе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Познакомиться с биографиями писателей-врачей: А. П. Чеховым, В. В. Вересаевым, М.А. Булгаковым;

Изучить творчество А. П. Чехова, В. В. Вересаева, М.А. Булгакова о врачах;

Выявить особенности характеров героев-врачей в произведениях писателей-врачей.

    Образ врача в Жизни и творчестве писателя-врача А. П. Чехова

Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году. Сам Чехов признается, что не знает, почему выбрал именно медицину. Наверное, сердце подсказало. В своей автобиографии, переданной Г. И. Россолимо, пишет, что в выборе никогда не раскаивался.

В годы студенчества изучал усердно медицину, с большим желанием посещал лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены, а в свободное время работал в юмористических журналах. Уже в студенческие годы Антон Павлович организовывал «производственную практику» и принимал больных в Чикинской больнице которая находилась недалеко от Воскресенска.

В ноябре 1884 года Чехов получает свидетельство в том, что он Университетским Советом утверждён в звании уездного лекаря. На дверях его квартиры появилась дощечка с надписью «доктор А. П. Чехов».

Помимо Чикинской земской больнице, он заведовал Звенигородской больницей . Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения - крестьян, уездной интеллигенции, помещиков в период своей врачебной деятельности в разных городах: Воскресенске, Звенигороде, в Бабкине.

Истории пациентов послужили основой для создания художественных произведений, таких, как « Беглец», «Хирургия», «Мёртвое тело», «Сирена», «Дочь Альбиона», «Налим», «Ведьма».

Чехов был лично знаком с земскими врачами, а их жизнь отражена в рассказах «Враги», «Неприятность», «Княгиня», в пьесе «Дядя Ваня».

В 1890 г. в поездке на остров Сахалин проявились лучшие черты врача- Чехова. C 1892 г. Чехов живёт в своём имении в Мелихове, где устанавливает регулярный приём больных. Писатель-врач почти всю жизнь занимался практической медициной. Став писателем, продолжает практиковать.

Медицина помогала Чехову, обогатив его научным пониманием психологии человека.

В рассказе «Попрыгунья», написанном Чеховым в 1891 году, мужем главной героини является врач Осип Степанович Дымов. Преданный своему делу, за копейки лечил больных. Он нравился коллегам своим характером, который свойственен врачам. Простой, умный и благородный. Работал в кабинете ночами, лечил пациентов.

Чехов считал, что «нужно описывать жизнь ровную, гладкую, как она есть на самом деле». Его герои-врачи – обычные люди, и все-таки жизнь их подвергается тщательному анализу.

В рассказе «Ионыч» мы наблюдаем будничную жизнь города С., семьи Туркиных и доктора Дмитрия Старцева.

Складывается очень приятное впечатление о докторе. В начале рассказа Дмитрий Ионыч – «необыкновенный, удивительный доктор», необычайно трудолюбивый: «в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа». Ему всё интересно, умел размышлять, давать оценку происходящему и даже мечтать.

К большому сожалению, это все осталось в прошлом.

«В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенцами и возвращался домой поздно ночью». Все кажутся недостаточно понятливыми, но он по-прежнему продолжает ездить на вечера, ни с кем не сходясь близко и не общаясь.

Теперь же увлечение Старцева в основном частной практикой и бессмысленным присчитыванием денежных купюр говорит о нечестном служении медицине.

В кого же он превратился? В резкого, раздражительного, нетерпеливого Ионыча, которому живётся «скучно, ничто не интересует». По крайней мере, добрые Туркины не кажутся такими негативными по сравнению с доктором Старцевым.

Знакомя читателя с жизнью палаты № 6, Чехов показывает жизнь нового времени: «В больничном дворе стоит небольшой флигель, окружённый целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли». Повесть знакомит с психически больными людьми. Долго и скучно шло время для пациентов, страдающих от врачебного безразличия.

Доктор Рагин. Сразу он предстаёт очень далёким от медицинской среды:

Внешний вид: грубая наружность трактирщика и старый заношенный сюртук;

Доктор не по призванию, а по воле отца, сам он мечтал стать попом, нерешимость, равнодушие к себе;

Разочарование в медицине, после усердной работы, приема пациентов, операций, вдруг всё стало казаться бесполезным;

Равнодушие к больным.

Он сам «вырыл» эту яму собственной беспомощностью.

Врачи Чехова простые, мягкие добрые люди. Их жизнь проходит ровно. Чеховские врачи и не копируют путь писателя, и не имеют прототипов.

Антон Павлович, владея знанием психопатологии человека, на протяжении многих лет анализируя людей, приходит к выводу, что умирают его герои внутренне, и лишь потом от болезни.

Медицина по-Чехову - это истина о жизни и смерти, о творении жизни.

Он считал, что «знание биологической стороны человека» обязательно необходимо, чтобы стать писателем.

2. Образ врача в Жизни и творчестве писателя-врача В. В. Вересаева

Современник Чехова, писатель В. В. Вересаев в 1888 году, будучи кандидатом исторических наук, поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. «Воспоминания» Вересаева - стремление изучать медицину и стать писателем, хорошо знающим человека, как в здоровом состоянии, так и во время болезни.

В году окончил медицинский факультет и начинает врачебную деятельность в Туле. Во время , призывают на военную службу военврачом, в Маньчжурию.

В своих произведениях он рассказал о слабых и сильных сторонах медицины, показал врачебную среду, врачей, которые использовали благородную профессию в целях наживы, и таких, которые жили среди народа, принимали близко к сердцу его нужды, отдавали ему свои знания и силы. Читатель становится свидетелем голода, неурожаев, эпидемий. В такой условиях врачам было очень тяжело работать.

Повесть «Без дороги» – исповедь – дневник, где рассказывается о 44 днях жизни молодого врача Дмитрия Чеканова.

Всё кажется ему скучным и ненужным. Чеканов потерял веру в себя.

Ему стыдно за свое привилегированное положение. После известия о холерной эпидемии Чеканов уезжает в захолустный городок.

Во второй части дневника показана картина жизни народа: «Народ питается глиною и соломою, сотнями мрёт от цинги и голодного тифа». Именно в этом «захолустье» Чеканов обретает смысл жизни, проявляет себя как настоящий врач. Работать приходилось очень много: ночи напролёт в бараке, приёмы на дому, роды, спал по три часа. Сначала молодой врач немного теряется среди простого народа, не может найти с ними общий язык, а новые пациенты не доверяют врачам-интеллигентам и не принимают от них помощи. С каждым днём обстановка становится всё более тяжёлой: люди умирают от беспощадной холеры, не хватает рабочего персонала, а самое ужасное - покидают силы и энергия.

Но вот вдруг, когда приходят в бараки добровольцы и ухаживают за пациентами безвозмездно, когда врач понимает, что выступает в роли спасателя многих жизней, его настроение резко меняется.

Конец повести все же оптимистичный, так как у доктора «светло и радостно на душе. Часто слёзы безграничного счастья подступают к горлу». Он уверен, что «не нужно отчаиваться, нужно много и упорно работать, нужно искать дорогу, потому что работы страшно много», и об этом говорит остальным, таким же молодым, ищущим, «бездорожным». Для него, врача, стали превыше всего интересы пациента. Он и умер на своем посту.

Значительное место в творчестве Вересаева занимает произведение, которое принесло ему известность, - «Записки врача» (1901). Работая над книгой восемь лет, писатель открывает секреты медицинской профессии.

Это мечты и реальность, трудная проверка на пути к ответственейшей из профессий.

Значителен круг вопросов, показанных писателем: отношения врача и пациента, зависимости человека от медицины, размышлений на тему опытов и риска в медицине и платы за лечение.

Герой произведения - «обыкновеннейший средний врач», недавний студент, ещё не «человек профессии».

Первое, над чем заставляет нас поразмыслить герой, - здоровье.

«Здоровье – оно самое главное, вокруг него вертится всё остальное, с ним ничего не страшно, никакие испытания; его потерять - значит потерять все; без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки; оно - высшее и необходимейшее благо».

Путь становления многогранной медицины извилист, а проходят его только те, которые не бояться рисковать, набирать опыт методом собственных ошибок и экспериментов, порой даже на людях. Но может ли врач рисковать жизнью других? Кто дал право ему на опасные опыты? Врач должен получить навык, чтобы легко справляться с поставленными задачами и в любой момент оказать помощь больному. Но теоретические знания в институте лишь основа, которая не сможет принести пользы без практики. Всегда будет первый пациент, всегда будет страх перед неизвестностью.

Профессия врача – не исполнение инструкций, а искусство. Герой находит силы. Может ли он не верить в медицину, если она даёт возможность спасать людей, ведь «болезнь излечивается не только лекарствами и назначениями, но и душою самого больного; его бодрая и верящая душа - громадная сила в борьбе с болезнью».

«Висящий над головою дамоклов меч «несчастного случая»» держит врача в постоянном нервном напряжении. Мешающая лечению стыдливость пациентов .

Молодой врач показан в развитии. «Приступая к изучению медицины, я ждал от нее всего; увидев, что всего медицина делать не может, я заключил, что она не может делать ничего; теперь я видел, как много все-таки может она, и это многое преисполняло меня доверием и уважением к науке, которую я так еще недавно презирал до глубины души», - вот важное признание будущего врача, который не побоится трудностей, экспериментов и ответственности. Герой смело пойдёт вперёд, изучая не только узкую сферу своей профессии, но и «колоссальный круг наук», соприкасающихся с медициной.

Врач Вересаева приходит к выводу, что нужно многому научиться и долго и упорно работать над собой.

Главное – борьба. Борьба с жизнью и обстоятельствами, борьба в преодолении себя.

3. Образ врача в Жизни и творчестве писателя-врача М. А. Булгакова

В 1909 году Михаил Афанасьевич Булгаков поступает в Киевский университет на медицинский факультет. В 1915 году, в разгар войны, когда Киев стал превращаться в прифронтовой город, военное ведомство обратилось в ректорат Киевского университета с просьбой подготовить список из числа студентов, желающих служить в армии. И Булгаков оказался в числе первых, кто решил добровольно пойти на фронт.

Окончив университет в 1916 году со званием «лекаря с отличием», он немедленно приступает к работе в госпитале Красного Креста в Печерске. «Работать приходилось много: Михаил очень часто дежурил ночью, под утро приходил физически и морально разбитым, буквально падал на кровать, спал пару часов, а днём опять госпиталь, операционная, и так почти каждый день. Свою работу Михаил любил, относился к ней со всей ответственностью и, несмотря на усталость, находился в операционной столько, сколько считал нужным». В последних числах сентября 1916 года Булгаков с женой приезжает в село Никольское, где и развернутся события, которые в дальнейшем получат отражение в его произведениях.

«В Киев в 1918 году он приехал уже венерологом. И там продолжал работу по этой специальности – недолго». Устроить нормальную мирную жизнь в те годы не представляется возможным. С начала 1919 года власть в Киеве постоянно меняется, и каждое новое правительство мобилизует Булгакова как военного врача в свою армию.

В качестве военного врача он оказывается во Владикавказе, где заболевает тифом. Когда город занимают красные, Михаил Афанасьевич скрывает свою причастность к медицине, начинает сотрудничать с местными газетами, и вместо врача Булгакова появляется Булгаков-писатель. К профессиональному занятию медициной он больше уже не вернется.

Профессия врача отпечаталась на всём творчестве Булгакова. Но особый интерес представляют те произведения, где отображены врачебная деятельность самого писателя и связанные с этим переживания, а это, прежде всего, «Записки юного врача» и «Морфий».

В этих произведениях «заложены глубокие человеческие проблемы соприкосновения врача с пациентом, трудность и важность первых контактов врача-практика, многосложность его воспитательной роли в контакте с больным, страдающим, испуганным и беспомощным».

В «Записках юного врача» отображены многие подлинные случаи врачебной деятельности Булгакова во время его работы в земской больнице села Никольское Смоленской губернии. Многие из проделанных операций отразились в его рассказах: ампутация бедра («Полотенце с петухом»), поворот плода на ножку («Крещение поворотом»), трахеотомия («Стальное горло»).

Герой рассказов Владимир Михайлович Бомгард – молодой врач, бывший студент, попавший по распределению в глухую деревню Горелово. Здесь у него начинается паника: «Что ж я буду делать? А? Какой я легкомысленный человек! Нужно было отказаться от этого участка». Но выхода нет, он единственный хирург, человек с высшим образованием в этом захолустье.

Молодой доктор не успел ещё освоиться, купить очки, чтобы выглядеть более представительным и опытным, как начались уже трудовые будни. И сразу - ампутация. Любой бы растерялся, пожелал бы быстрой смерти девушке, чтобы не мучить ни её, ни себя, как, впрочем, и сделал юноша. К счастью, жил в нём кто-то и другой, кто сурово приказал: «Камфары». За него работал только «здравый смысл, подхлёстнутый необычайностью обстановки». И тут уже никакие очки не затмят талант, смелость и уверенность хирурга на операции. «И у всех – и у Демьяна Лукича и у Пелагеи Ивановны – заметил в глазах уважение и удивление».

Врачебный долг – вот, что определяет его отношение к больным. Он относится к ним с подлинно человеческим чувством. Он глубоко жалеет страдающего человека и горячо хочет ему помочь, чего бы это ни стоило лично ему. Жалеет и маленькую задыхающуюся Лидку («Стальное горло»), и девушку, попавшую в мялку («Полотенце с петухом»), и роженицу, не дошедшую до больницы и рожающую у речки в кустах, и бестолковых баб, говорящих о своих болезнях непонятными словами («Пропавший глаз»).

Не боится молодой доктор сказать и о том, как трудно ему приходится, признать свои ошибки. Здесь происходит и самоанализ, и искреннее раскаяние, и угрызения совести.

Михаил Булгаков был остро наблюдателен, стремителен, находчив и смел, он обладал выдающейся памятью. Эти качества определяют его как хорошего врача, они помогали ему в его врачебной деятельности. Диагнозы он ставил быстро, умел сразу схватить характерные черты заболевания; ошибался редко. Смелость помогала ему решиться на трудные операции. «Записки юного врача» созданы на основе «Записок врача» (1901) Вересаева, с которым Булгаков стал другом.

Для Вересаева «единственный выход - лишь в судьбе и успехах общего дела можно видеть и свою личную судьбу, и успех». Для автора же и главного героя «Записок юного врача» важен профессиональный успех, а сотрудничество видит в единстве с коллегами-медиками.

Врачи Булгакова заслуживают уважение своим трудолюбием, пользуются доверием, потому что спасли жизнь многим.

Эти врачи никогда не раскроют врачебную тайну, наделены чувством долга, милосердны, служат медицине. Они не допускают ошибок.

Если врач нуждается в знаниях, то стремится их получить с большой радостью.

Булгаков учит нас страдать и переживать, любить и испытывать отвращение, верить и ждать, то есть по-настоящему чувствовать и жить.

«Будучи даже обыкновенным средним человеком, врач всё-таки, в силу самой своей профессии, делает больше добра и проявляет больше бескорыстия, чем другие люди», - писал В. В. Вересаев.

Заключение

Литература и медицина встретились в произведениях писателей-врачей, как стихи и проза соединились в Лермонтове, как лёд и пламень сошлись у Пушкина.

Писатели-врачи были профессиональными медиками, имели высшее медицинское образование. Именно медицина помогла им изучить психологию и душевное состояние человека, почувствовать на себе жизнь будущих своих персонажей, передать часть себя. Только писатели-врачи могут под прямым углом посмотреть на героя-врача. Каждый из писателей по-своему описал образы врачей, каждый по-своему понимал медицинскую профессию. Чеховский герой-врач – добрый, трудолюбивый и отзывчивый, но и податливый.

Галерею земских врачей вывел в своих произведениях Вересаев, которому близки были мысли о народе и крестьянских массах. «Записки врача» Вересаева - пережитые ситуации. Его врач - мыслитель, служащий своим пациентам.

Молодые врачи Булгакова повторяют судьбу самого писателя. Они образованны и талантливы, успешны, умеют преодолевать трудности и работать над собой, готовы к экспериментам.

Объединив лучшие перечисленные качества врачей, можно получить идеальный образ. Он бесстрашен перед неизвестностью, всегда на защите своего пациента, которому не побоишься вручить свою жизнь, для которого знание и милосердие стало профессиональным девизом.

После знакомства с данной литературой можно сделать следующие выводы:

В отечественной литературе много интересных фактов из жизни писателей;

В русской художественной литературе писателей-медиков подробно и глубоко изложена деятельность врачей;

Рассмотрев особенности характеров врачей, создано представление об идеальном образе врача.

HTML-версии работы пока нет.


Подобные документы

    Образ врача в русской литературе. Вересаевский тип врача, борьба с жизнью и обстоятельствами. Изображение лекарей в творчестве А.П. Чехова. Годы обучения Булгакова в университете, подлинные случаи врачебной деятельности писателя в "Записках юного врача".

    презентация , добавлен 10.11.2013

    Детство писателя, учеба в Таганрогской гимназии. Обучение на медицинском факультете Московского университета. Первые сатирические рассказы. Особенности языка и поэтики раннего Чехова. Воспоминания о Сахалине, их отображение в творчестве. Рассказы Чехова.

    презентация , добавлен 24.03.2011

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления русского писателя А.П. Чехова, его известнейшие произведения. Мелиховский период жизни Чехова, медицинская практика. Обострение туберкулеза, описание боли в "Рассказе неизвестного человека".

    реферат , добавлен 16.02.2009

    Краткая биография врача, поэта и педагога Эрнеста Тепкенкиева. Выбор профессии врача. Издание его первых произведений. Тема Великой отечественной войны в творчестве автора. Анализ его стихотворений, посвященных детям. Воспоминания о поэте его коллег.

    реферат , добавлен 05.10.2015

    О родителях и семье. Переезд в Москву. Сотрудничество с московскими журналами. Пишет в жанре короткого рассказа, юморески, сценки. Творчество в Петербурге. Поездка в Европу. Мелиховский период. Медицинская практика. Признание творчества Чехова.

    доклад , добавлен 23.11.2006

    Биография и особенности формирования личности А.П. Чехова (1860-1904), место его творчества в мировой литературе. Общая характеристика сюжетов произведений Чехова, а также прототипов их героев. Анализ основных высказываний выдающихся литераторов о Чехове.

    реферат , добавлен 28.09.2010

    Характеристика и анализ творческого пути М. Булгакова на Смоленщине. Его работа в земской больнице в селе Никольское. Изучение критической литературы о творчестве писателя. Анализ прозаических произведений М. Булгакова, связанных со Смоленской землёй.

    реферат , добавлен 05.02.2014

    Сущность темы "маленького человека", направления и особенности ее развития в творчестве Чехова. Смысл и содержание "Маленькой трагедии" данного автора. Идеалы героев, протест писателя против их взглядов и образа жизни. Новаторство Чехова в развитии темы.

    контрольная работа , добавлен 01.06.2014

    Отражение в творчестве Вересаева основных этапов в развитии русской интеллигенции. Стилистический, лексический, морфологический и синтаксический анализ критического этюда В.В. Вересаева "Художник жизни". Публицистический и художественный стиль этюда.

    реферат , добавлен 06.01.2011

    Теоретические основы изучения творчества А.П. Чехова. Разработка писателем концепта "любовь" в своих произведениях. Краткая характеристика рассказа А.П. Чехова "Дама с собачкой". Особенности разработанности концепта "любовь" в рассказе "Дама с собачкой".

Образ врача - не самая популярная тема в отечественном литературоведении. И хотя литературоведы и культурологи не раз отмечали наличие большого потенциала в изучении данного вопроса, все же, в основном, об образах врачей в русской литературе говорится как об «имеющих большое значение» без пояснения данной формулировки.

Можно согласиться, что образ врача чаще всего является одним из самых интересных, глубоких и важных не только потому, что указанный период времени богат произведениями, которые могут послужить примерами связи медицины с литературой. В 1924 г. М. Горький высказался о русской литературе весьма саркастически: «Русская литература - самая пессимистичная литература Европы; у нас все книги пишутся на одну и ту же тему: о том, как мы страдаем». Таким образом, можно сказать, что изображения врачей и их взаимоотношений с пациентами, как правило, является лишь частью общей картины «тотального заболевания общества».

В традиционные романтические произведения образ врача проникает вместе со свойственной им эстетикой жизни как страдания, упадка, разрушения, муки, которая заканчивается только со смертью. Литераторы эпохи романтизма не скупятся на физиологические подробности, чтобы подчеркнуть разрыв с традицией сентиментализма. Появляется своеобразный мотив любви к смерти и жажды смерти. Смерть воспринимается как лекарство от всех мирских горестей и болезней. В эстетику романтизма входят сочинение эпитафий, присутствие на похоронах, на кладбищах, разглядывание мертвых тел и т. п. Возникает мотив надежды на «потустороннее выздоровление».

В связи с этим особенно интересным представляется образ доктора Вернера из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», который является отчасти романтическим и отчасти реалистическим героем. С одной стороны, «он скептик и материалист, как все почти медики», а с другой - «неровности его черепа поразили бы любого френолога странным сплетением противоположных наклонностей». В этом персонаже одинаково легко обнаружить как демонические черты, так и его необыкновенную человечность и даже наивность. Например, Вернер прекрасно разбирался в людях, в свойствах их характера, но «никогда не умел воспользоваться своим знанием», «насмехался над своими больными», но «плакал над умирающим солдатом». врач литературоведение лермонтов тургенев

В эпоху великих открытий в медицине медицинской этике уделялось намного меньше внимания. Медики этого периода чаще всего изображаются в литературе нигилистами или материалистами, разочаровавшимися в человеческой природе. Если в литературе второй половины XIX века и встречается положительный образ врача, то, по замечанию Е. С. Неклюдовой, он, как правило, чудаковат, одинок и несчастлив в семейной жизни. Занимаясь по роду своей профессии человеческим телом, он не разбирается в человеческой душе. Помогая людям жить, он, тем не менее, сам глубоко разочарован в жизни. Так, в русской литературе появляется образ врача, ответственного не только за здоровье человека, но и за смысл его существования. Например, доктор Крупов из одноименной повести А. И. Герцена, который начал свою карьеру врача, движимый желанием помогать людям. Он верил, что человеческое существо устроено разумно и по подобию Божьему, но, перейдя, однако, от теории к практике, обнаружил, что болезнь и патология также являются частью человеческой природы. По роду своей профессии имеющий дело, в основном, с болезнями, Крупов приходит к выводу, что ходом истории правит не разум, а безумие, что человеческое сознание больно, что не существует здорового человеческого мозга, как не существует в природе «чистого математического маятника». В романе «Кто виноват?» Крупов уже «не столько лечит, сколько размышляет о житейском и устраивает судьбы Круциферских, Бельтова и др.». Вообще во всем романе, в отличие от повести «Доктор Крупов», сделан акцент на социальную природу болезни. А. И. Герцен говорит, скорее, о «болезни общества», поэтому здесь профессия Крупова приобретает символическое значение.

Другой известный образ врача второй половины XIX в. - образ студента-медика Базарова из романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». Принадлежность Базарова к врачам не имеет такого глубоко символического значения, как у Герцена. Надо отметить, что профессия Базарова на протяжении романа остается как бы на периферии, на первый же план выходят его уверенность в собственном знании жизни и людей, на деле же - его полная неспособность разрешить даже собственные житейские и мировоззренческие противоречия, он плохо знает и плохо разбирается даже в себе, поэтому многие его мысли, чувства, поступки оказываются такими неожиданными для него самого. Однако тема связи болезней и устройства общества не обойдена стороной и в этом произведении. Склонный к упрощениям Базаров говорит: «Нравственные болезни... от безобразного состояния общества. Исправьте общество - и болезней не будет». Многие высказывания Базарова звучат достаточно смело, однако это скорее намеки на поступки, чем сама деятельность.

В «Смерти Ивана Ильича» Л. Н. Толстой демонстрирует, насколько велика пропасть между пациентом и врачом, понимающим болезнь чисто материалистически. «Для Ивана Ильича был важен только один вопрос: опасно ли его положение или нет? Но доктор игнорировал его. С точки зрения доктора, вопрос этот праздный и не подлежал обсуждению; существенно только взвешиванье вероятностей - блуждающей почки, хронического катара и болезни слепой кишки. Не было вопроса о жизни Ивана Ильича, а был спор между блуждающей почкой и слепой кишкой...».

Связь литературы и медицины, пожалуй, никогда не проявляла себя так полно и разнообразно, как в творчестве А. П. Чехова, с одной стороны, вобравшего в себя опыт предыдущих поколений, с другой - придав ему новую глубину и достоверность. В рассказе «Палата № 6» врач Андрей Ефимович Рагин сломлен именно бесполезностью медицины перед лицом смерти, неспособностью медицины подарить людям вечную жизнь, что превращает все усилия врача в «трагическое заблуждение», оттягивание неизбежного. В одном из самых известных произведений Чехова о враче, рассказе «Ионыч», главный герой не столько погряз в мелочах жизни, сколько отказался понимать смысл бытия, если смерть «кладет предел жизни», если «в мире нет ничего, кроме телесности». После осознания неустойчивости всего прекрасного и духовного этот персонаж начинает вести жизнь земную, телесную, постепенно обрастать деньгами, недвижимостью. Теперь его интересуют только самые приземленные вещи. Причиной этого является именно разочарование в прежних ценностях и идеалах, осознание собственного бессилия.

Подводя итоги, можно сказать, что В русской литературе образ врача прошел длинный и интересный путь от шарлатана к романтическому герою, от романтического героя к приземленному материалисту и от материалиста к носителю морали, герою ведающему истиной, знающему все о жизни и смерти, несущему ответственность за других в самом широком смысле.

Ивченко Карина

Образ врача в русской литературе – мало затронутая тема, хотя очень интересная. Неслучайно я выбрала её для своей работы. Но рассмотреть я хочу не просто образ врача, а именно врача глазами врача. Увидеть литературный мир под особым углом зрения, который присущ каждой профессии, а в особенности наблюдательным и скрупулезным медикам.

Я хочу проследить, связан ли вымышленный герой с автором? Какие черты характерны для чеховских, булгаковских или вересаевских врачей? Отражают ли они истинные взгляды, отношение к жизни и профессии самих писателей? Какой идеал врача создали писатели-врачи? На все эти вопросы я попытаюсь получить ответы. В этом мне помогут такие произведения Чехова, как "Попрыгунья", "Ионыч", "Палата №6", произведения Булгакова: "Записки юного врача", "Морфий", "Собачье сердце" - и, наконец, "Без дороги" и "Записки врача" Вересаева. Помимо этих произведений мне понадобятся биографии писателей, воспоминания их современников, критические статьи, посвящённые творчеству авторов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Всероссийская научно-исследовательская конференция учащихся
«ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА - Север»

Научное направление (секция):

Литература

Образ врача в русской литературе

(на примере произведений Чехова, Вересаева и Булгакова)

Ивченко Карина

МОУ СОШ № 12

Г. Выборг

Руководитель проекта: Анисимова О.Н.

Введение ………………………………………………………………………………………..-3-

Глава I Антон Павлович Чехов

1.1 Доктор Чехов…………………………………………………………………………...-4-

1.2 В нём что-то есть…………………………………………………………………….…-4-

1.3 Старимся, полнеем, опускаемся………………………………………………………-5-

1.4 Жизнь есть досадная ловушка………………………………………………………...-6-

1.5 Врач глазами Чехова …………………………………………………………………..-8-

Глава III Викентий Викентьевич Вересаев

2.1 Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим…………….-9-

2.2 Истина, истина, где же ты? …………………………………………………………...-9-

2.3 Для чего эта игра в жмурки, для чего обман общества, думающего, что у нас есть какая-то "медицинская наука"?………………………………………………………………-11-

2.4 Вересаевский тип врача………………………………………………………………-13-

Глава II Михаил Афанасьевич Булгаков

3.1 Лекарь с отличием………………………………………………………………….…-15-

3.2 Вы, доктор, так моложавы……………………………………………………………-15-

3.3 Счастье - как здоровье: когда оно налицо, его не замечаешь……………………..-16-

3.4 Наука ещё не знает способа обращать зверей в людей……………….……..…..…-17-

3.5 Каким видится врач Булгакова……………………………………….……….…..…-19-

Заключение ………………………………………………………………………..………….-21-

Использованные материалы ……………………………………………………………….-22-

Введение

"Профессия врача - подвиг. Она требует самоотверженности,

чистоты духа и чистоты помыслов".

А. П. Чехов

Литературный герой может быть графом или князем, рабочим или крестьянином, ботаником или учителем - всё это не будет играть важной роли, но если он - врач, то это уже другое дело. Профессия врача не просто содержательна, но и символична. Врач по должности неразрывно связан со всей нашей сущностью: рождение, жизнь, страдание, воскрешение, наконец, сама смерть - врач всегда находится рядом.

Образ врача в русской литературе - мало затронутая тема, хотя очень интересная. Неслучайно я выбрала её для своей работы. Но рассмотреть я хочу не просто образ врача, а именно врача глазами врача. Увидеть литературный мир под особым углом зрения, который присущ каждой профессии, а в особенности наблюдательным и скрупулезным медикам.

Самым известным писателем, обратившимся к своей профессии, является Антон Павлович Чехов. Первая профессия широко отражена и у таких замечательных писателей, как Викентий Викентьевич Вересаев и Михаил Афанасьевич Булгаков. В своих произведениях они рассказали нам о слабых и сильных сторонах медицины, показали врачебную среду, врачей, которые использовали свою благородную профессию в целях наживы, и таких, которые жили среди народа, принимали близко к сердцу его нужды, отдавали ему свои знания и силы. На примере их некоторых произведений, где большое внимание уделяется герою-врачу, я постараюсь рассмотреть образ представителей данной профессии.

Я хочу проследить, связан ли вымышленный герой с автором, передали создатели часть своей биографии, какие-либо качества персонажам? Какие черты характерны именно чеховским, булгаковским или вересаевским врачам? Отражают ли они истинные взгляды, отношение к жизни и профессии самих писателей? Какой идеал врача создали писатели-врачи? На все эти вопросы я попытаюсь получить ответы. В этом мне помогут такие произведения Чехова, как "Попрыгунья" (Дымов), "Ионыч" (Старцев), "Палата №6" (Рагин), произведения Булгакова: "Записки юного врача" и "Морфий" (Бомгард), "Собачье сердце" (Преображенский) - и, наконец, "Без дороги" (Чеканов) и "Записки врача" Вересаева. Помимо собственно произведений мне понадобятся биографии писателей, воспоминания их современников, критические статьи, посвящённые творчеству авторов.

Глава I Антон Павлович Чехов

"Медицина - моя законная жена, а литература - любовница.

Когда надоест одна, ночую у другой".

Антон Павлович Чехов поступил на медицинский факультет Московского университета в 1879 году. Почему Чехов выбрал именно медицину? Сам будущий писатель не помнит, но в своей краткой автобиографии, переданной Г. И. Россолимо, пишет, что в выборе никогда не раскаивался.

В студенческие годы Чехов усердно изучал медицину, с удовольствием посещал лекции и практические занятия, успешно сдавал экзамены и в то же время много работал в юмористических журналах. Уже в студенческие годы А. П. Чехов устраивал себе "производственную практику" и принимал больных в Чикинской больнице, находившейся в двух километрах от Воскресенска.

В ноябре 1884 года Чехов получил свидетельство, что он определением университетского совета утверждён в звании уездного лекаря. Вскоре на дверях его квартиры появилась дощечка с надписью "доктор А. П. Чехов" .

Свою практическую врачебную деятельность Антон Павлович начал в знакомой ему Чикинской земской больнице, некоторое время он заведовал Звенигородской больницей . В период своей врачебной деятельности в Воскресенске и Звенигороде, а затем и в Бабкине Антон Павлович близко наблюдал жизнь местного населения - крестьян, уездной интеллигенции, помещиков. Знакомство с новыми людьми, интересные истории из жизни пациентов заготавливали почву для литературной деятельности. Писатель почерпнул сюжеты для рассказов " Беглец", "Хирургия", "Мёртвое тело", "Сирена", "Дочь Альбиона", "Налим", "Ведьма". Близкое знакомство Чехова с земскими врачами дало возможность Чехову - писателю отразить их жизнь в ряде замечательных произведений - в рассказах "Враги", "Неприятность", "Княгиня", в пьесе "дядя Ваня".

В 1890 г. Чехов едет на остров Сахалин. В этой его поездке и в работе на острове сказались лучшие черты Чехова - писателя, врача, гражданина. C 1892 г. Чехов живёт в своём имении в Мелихове, где устанавливает регулярный приём больных.

Антон Павлович почти всю жизнь отдал практической медицине. Даже будучи знаменитым писателем, Чехов продолжал оставаться и врачом-практиком.

Мешала ли медицина Чехову-писателю? И мешала, и помогала. Мешала потому, что отнимала драгоценное время и силы от писательства. Но медицина и помогала Чехову, обогащала его научным пониманием психологии человека и интимных сторон его внутреннего мира.

Знание медицины оказало большое влияние на творчество Чехова. Во многих его произведениях затрагиваются вопросы медицины, он создаёт целую галерею образов врачей.

Чехов-художник с большой глубиной раскрывал психологию своих героев, их чувства и переживания, с такой научной вероятностью показывал психопатологию человека, что это граничило с точностью клинического описания. Однако изображение больной и здоровой психики никогда не было для Чехова самоцелью: оно давало ему материал для художественного творчества и больших социальных обобщений, для беспощадного разоблачения уродливых явлений современной ему действительности ("Припадок", "Палата", "Дуэль", "Чёрный монах", пьеса "Иванов").

1.2 В нём что-то есть

В рассказе "Попрыгунья", написанном Чеховым в 1891 году, мужем главной героини является врач Осип Степанович Дымов. И пусть он не главный герой произведения, но его образ представляет собой яркое звено в цепочке чеховских персонажей-врачей, и как заметила Ольга Ивановна, жена персонажа, "в нём что-то есть".

Каждый гость, бывавший в доме врача, "был чем-нибудь замечателен и немножко известен", каждый "подавал блестящие надежды", в этом просто была уверенна его жена, не менее талантливая художница и певица. Один Дымов, небогатый врач, несмотря на яркую внешность "казался чужим, лишним и маленьким" в этой необыкновенной компании. Он не мог поддержать разговор с этими людьми да и не пытался этого сделать. Дымов не понимал пейзажей и опер, потому что "всю жизнь занимался естественными науками и медициной", "искусствами" ему некогда было интересоваться. Преданный своему делу, настоящий врач за копейки лечил больных, рискуя своей жизнью.

Зато своим характером, чертами свойственными врачам, он нравился многим своим коллегам, приводил жену "в умиление и восторг". Он был прост и добродушен, имел здравый смысл, ум и благородство. Он был хорошим и любящим мужем, но Ольга Ивановна этого не ценила, не могла ценить, потому что несмотря на свои "таланты", была пустой попрыгуньей, ищущей неординарности и веселья. "Для него простого и обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил", - думала Ольга Ивановна.

Казалось, очевидная нелюбовь жены, её безрассудное поведение и поступки, о которых знали многие, давно бы разозлили любого супруга, выбили из колеи, задушили ревностью. Но только не Дымова. Он ночами сидел в кабинете, работал, врачевал. Он по-прежнему "радостно смотрел жене прямо в глаза", виновато улыбаясь, оставаясь преданным и заботливым. Вот где проявились терпение и выдержка врача.

"Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своею кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты" - это одна сторона Дымова, очевидная для всех знакомых жены, в обществе которых он был какой-то старой занозой, которая уже прижилась, но по-прежнему оставалась инородной. Для коллег, в особенности для друга Коростелева, он был потерей для науки, "великим, необыкновенным человеком", дарованием, "доброй, чистой, любящей душой", молодым учёным, не щадящим себя.

1.3 Старимся, полнеем, опускаемся

"Нужно описывать жизнь ровную, гладкую, как она есть на самом деле", - так считал Чехов, поэтому его сюжеты - это история из жизни обычного человека, в судьбу которого писатель пристально вглядывался. Рассказ "Ионыч" окунает читателей с головой в будничную жизнь города С., семьи Туркиных и главного героя произведения - доктора Дмитрия Старцева .

Первое впечатление при знакомстве с доктором очень приятное. И оно неошибочно. В начале рассказа, Дмитрий Ионыч - "необыкновенный, удивительный доктор", замечательный человек, любящий жить и работать. Привлекает и его трудолюбие: у Дмитрий Ионыч всегда "в больнице было очень много работы, и он никак не мог выбрать свободного часа"; и его привычка ходить пешком, гулять по саду. Всё для него было интересно, ново, приятно, он "мог говорить о литературе, об искусстве, о чём угодно". А самое главное, на мой взгляд, герой мог размышлять, давать оценку происходящему, мечтать. Всё это было…

Выдалась однажды свободная минутка, и "он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что за люди". Туркины представляют собой "самую образованную и талантливую" семью в городе. Глава семейства - Иван Петрович - "всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку"; его жена Вера Иосифовна "писала повести и романы и охотно читала их вслух", "читала о том, чего никогда не бывает в жизни"; а их дочка "Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам". И это была самая талантливая семья! Не удивительно, что остальные жители города считали своим долгом посетить эту интеллигентную семью, где "искусство" сочетается со стуками ножей по столу и запахом жареного лука. Можно себе представить каким было остальное общество, не имеющее талантов!

Удивительно, что Старцеву, явно отличавшемуся от недалёких, заевшихся гостей, также понравилась "талантливая" семья. "Прекрасно! превосходно!" - восклицают гости, когда Котик заканчивает греметь на рояле, грубо имитируя музыку. "Прекрасно! - скажет и Старцев, поддаваясь общему увлечению.- Вы где учились музыке?.. В консерватории?" Увы, и для Старцева все происходящее в доме Туркиных кажется "весельем", "сердечной простотой", "культурой". "Недурственно", - вспомнил он, засыпая, и засмеялся".

Неужели и Старцев станет таким же? Искусственным, подобием на духовно развитого человека? Надеждой на спасение души, спасательным кругом в море обывательщины кажется влюблённость героя. Если он ещё может чувствовать что-то возвышенное, то, значит, не всё потеряно. Но, к сожалению, и любовь Старцева является лишь имитацией. То его посещают расчётливые мысли: "А приданого они дадут, должно быть, немало", то не даёт ему "оторваться" от земли кто-то прямой, честный, но жёсткий и резкий внутри него: "Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов..." - "Ну, что ж. И пусть". - "… её родня заставит тебя бросить земскую службу…" - "… Дадут приданое, заведём обстановку".

Ни настоящего искусства, ни искренней любви нет в рассказе. Получая отказ от Котика, молодой доктор вздыхая произносит: "Сколько хлопот, однако!"

С этого момента и происходит полное омертвение души, Старцев тонет в болоте повседневности. Через четыре года, он ещё сохраняет индивидуальность, черты настоящего человека. "В городе у Старцева была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Дялиже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенцами и возвращался домой поздно ночью" - вот черты настоящего врача. Все кажутся ему глупыми, но он по-прежнему продолжает ездить на вечера, ни с кем не сходясь близко и не общаясь. Единственное увлечение Старцева - "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой" - отталкивает читателей, перечёркивает представление о некорыстном служении медицине.

Очень интересной выглядит встреча уже немолодого доктора и уже Екатерины Ивановны. Произошло некоторое переосмысление жизни у героини, она поняла, что не так уж и талантлива, а настоящая деятельность земского врача видится ей благородной: "Какое это счастье быть земским врачом, помогать страдальцам, служить народу". Резко противопоставлен ей почти Ионыч, в душе которого "затеплился огонёк", а потом погас. "Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей".

Прошло ещё несколько лет. "Старцев ещё больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад". Неслучайно жители города устами Чехова называет его именно Ионычом, "языческим богом". "У него много хлопот, но всё же он не бросает земского места; жадность одолела, хочется поспеть и здесь и там".

Прежде интересный, вдохновлённый жизнью, весёлый молодой Дмитрий Старцев превратился в резкого, раздражительный, нетерпеливого Ионыча, которому живётся "скучно, ничто его не интересует". И уже добрые, мягкие и простые Туркины не кажутся такими ужасными на его фоне.

1.4 Жизнь есть досадная ловушка

"В больничном дворе стоит небольшой флигель, окружённый целым лесом репейника, крапивы и дикой конопли…" - так открывает Чехов перед нами новый мир старой России, постепенно погружая нас в жизнь палаты №6.

Повесть "Палата №6" знакомит нас с психически больными людьми, с их "образом существования" в земской больнице. "Первый от двери, высокий худощавый мещанин", за ним жид Мойсейка, единственный, кому разрешено выходить из флигеля, паралитик, "неподвижное, обжорливое и нечистоплотное животное" и "Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трёх, из благородных, бывший судебный пристав и губернский секретарь, страдает манией преследования". Медленно и однообразно тянулись здесь дни и годы, окружённые врачебным равнодушием и тиранией со стороны "простодушного, положительного и тупого" сторожа Никиты.

Как-то "распустили слух, что палату №6 будто бы стал посещать доктор <…>Андрей Ефимыч Рагин - замечательный человек в своём роде". С самого начала повествования этот герой кажется инородным в медицинской среде. Во-первых, это его внешний вид: грубая наружность трактирщика и старый заношенный сюртук. Во-вторых, Андрей Ефимыч - доктор не по призванию, а по воле отца, сам он мечтал стать попом. Даже сам факт того, что он не смог определить свою судьбу по собственному желанию, говорит о его нерешимости, некотором равнодушии к себе. В-третьих, его разочарование в медицине. Если в первое время Рагин усердно работал, оперировал, принимал толпы больных, то потом всё "прискучило ему своим однообразием и очевидною бесполезностью". В-четвёртых, что скорее является определяющим, равнодушие к больным. Он прекрасно знал, что "в большом корпусе томятся люди в болезнях и физической нечистоте; <…> Никита колотит больных и что Мойсейка каждый день ходит по городу и собирает милостыню", но оставался не только равнодушным ко всему происходящему, а даже оправдывал себя. Ему просто не хватает характера и веры всё изменить, всё равно люди рано или поздно умирают, вся это "нечистота" сама выветрится, во всём виновато время, вот если он родился в другой момент…

Вся его жалкая жизнь так бы и тянулась серо и однообразно, и умер бы он однажды за кружкой пива, только встреча с Громовым прервала сон Рагина, заставила на несколько дней окунуться в реальность. В один из весенних вечеров Андрей Ефимыч, проходя мимо палаты №6, услышал: "…Господа, поздравляю, доктор удостаивает нас своим визитом! Проклятая гадина!". Это произнёс Иван Громов, единственный в палате человек, сохранивший свой разум, желающий выбраться на свободу. Его дальнейшие размышления заинтересовали доктора, рассуждения о жизни стали "ложечкой мёда" для Рагина.

Громов резко противопоставляется Рагину своей активной жизненной позицией, правильным пониманием реальности, жаждой жизни. Они разговаривают и о будущем, и о современном обществе, и о человеческих страданиях. Эти "больничные" беседы всё большее склоняют читателя на сторону "сумасшедшего", нежели доктора. Чего стоит верная характеристика Рагина, сделанная Громовым: "Во всю вашу жизнь до вас никто не дотронулся пальцем <…> вы человек ленивый, рыхлый и потому старались складывать свою жизнь так, чтобы вас ничто не беспокоило и не двигало с места <…> Одним слово, жизни вы не видели, не знаете её совершенно, а с действительностью знакомы только теоретически <…> Удобная философия: и делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь".

Итогом философствования с больным стало заключения Рагина в палату №6. Что же произошло? Неужели и доктор сошёл с ума? Нет, просто он на миг открыл глаза на всё происходящее, а беседы с пациентом, которые покажутся совершенно естественными настоящим врачам, явились признаком нездоровья. Герой произведения умирает от руки Никиты. Но стоит ли винить кого-то в смерти Андрей Ефимыч, кроме него самого? Он сам "вырыл" равнодушием себе эту яму, своей пассивностью, беспомощными размышлениями о жизни, которой не понимал. "Был я равнодушен, бодро и здраво рассуждал, а стоило только жизни грубо прикоснуться ко мне, как я пал духом <…> Как могло случиться, что в продолжение больше чем двадцати лет он не знал и не хотел знать этого? Он не знал, не имел понятия о боли, значит, он не виноват, но совесть, такая же несговорчивая и грубая, как Никита, заставила его похолодеть от затылка до пят".

Чехов с большим реалистическим мастерством нарисовал картины жизни городка, больницы, палаты №6. Знание медицины, и в первую очередь психиатрии, помогло писателю подробно изображать психический мир человека. Повесть привлекает своей правдивостью, естественностью, эмоциональностью. Антон Павлович указал на пороки общества и на их неразрешённость. Но надежда на то, что "настанут лучшие времена", и "восторжествует правда", остаётся. "Помогай вам бог, друзья!" .

1.5 Врач глазами Чехова

Антон Павлович Чехов создал целую галерею врачей, естественно, что в этом помогли ему собственные знания и любовь к профессии. Есть и множество больных, заболевания которых всего несколькими штрихами, без научной терминологии, описаны прозаиком.

Врачи Чехова чаще всего простые, добрые, даже мягкие люди. Они не отличаются талантами в будничной жизни, скорее остаются в тени, чем являются центром компании. Их жизнь проходит ровно, без каких-либо приключений, забавных историй, неприятностей. Они крепко не опутаны семейными узами: их любовь или прошла мимо, повернувшись спиной; либо герою всё-таки удалось жениться, но супружеская жизнь не приносит ему счастья.

Но если личная жизнь героев-врачей неудачная, то в профессиональной деятельности они достигают некоторых успехов, хоть это только в молодости. Пока врачи начинают свою практику, они полны энтузиазма, энергии, им нравится работа, они уверенны, что необходимы обществу. Но уже в зрелом возрасте любовь к профессии проходит, и нет уже такого темпа, усердия в работе. Да и отношение к пациентам уже холодное, перерастающее в равнодушие, что, пожалуй, является самым страшным для врача, спасителя жизней. Лишь "избранные", такие как доктор Дымов, могут продолжать работать, несмотря на внешнее давление. И не просто работать, а трудиться по ночам, бескорыстно, терпеливо, с интересом. Пожалуй, именно такие персонажи были близки Чехову, который не жалел себя, лечил бедных, занимался благотворительностью и являлся активным деятелем.

Однако чеховские врачи не повторяют путь писателя, они не имеют прототипов. Антон Павлович пользуется знанием психопатологии человека, многолетним анализом людей, потерявших душевное равновесие. Именно поэтому внутренний мир врачей и больных изображён с исключительным реализмом, и умирают его герои сначала внутренне, а уже потом от болезни или физического насилия.

Язык чеховских произведений доступен, понятен, но в то же время красив и является результатом глубокого жизненного опыта. Вот мнение Максима Горького о стиле Чехова: «... единственный из художников нашего времени, в высочайшей степени усвоивший искусство писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям - просторно. Он не говорит нового, но то, что он говорит выходит у него потрясающе убедительно и просто, до ужаса просто и ясно, неопровержимо верно...» .

Естественнонаучное мышление и литературный талант органично соединялись в писателе, что позволило ему глубже понимать человеческую психологию и верно изображать душевный мир его героев. Медицина для Чехова - это средоточие истины, причем истины о самом сущностном, о жизни и смерти, способность творить жизнь.

Глава II Викентий Викентьевич Вересаев

"Моей мечтою было стать писателем;

а для этого представлялось необходимым

Знание биологической стороны человека".

2.1 Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим

Современник Чехова, писатель Викентий Викентьевич Вересаев в 1888 году, уже кандидатом исторических наук, поступает в Дерптский университет на медицинский факультет. Здесь, в Дерпте, вдали от революционных центров, будущий писатель провёл шесть лет, занимаясь наукой и литературным творчеством. В своих "Воспоминаниях" Вересаев объясняет стремление изучать медицину желанием стать писателем, а писатель, по его мнению, должен хорошо знать человека, как в здоровом состоянии, так и во время болезни.

Когда-то Вересаев сказал: "Трудное и запутанное дело — писательство. Писатель должен не наблюдать жизнь, а жить в жизни, наблюдая ее не снаружи, а изнутри <…> Начинающий писатель, если он уважает свой талант и дорожит им, не должен "жить" литературой <…> Нужно в жизни работать — инженером, врачом, педагогом, рабочим.

Хорошо, а когда же тогда писать? — спросите вы.
- Когда? После работы. В дни отдыха. В месяц отпуска, — отвечу я.
- Много ли тогда напишешь?
- И очень хорошо, что немного. Все, что тогда напишется, будет полноценно, нужно… "

Гитович Н.И. Летопись жизни и творчества А.П.Чехова. М., 1955.

Громов М.П. Книга о Чехове. М., 1989.

Аникин А. Образ врача в русской классике

http://apchekhov.ru/books

http://az.lib.ru/w/weresaew_w_w

Сов. Энциклопедия, 1989 — серия биографических словарей.

Фохт - Бабушкин Ю. О творчестве В. В. Вересаева // Вступительная статья.

Загрузка...
Top