Образ процентщицы Алёны Ивановны в романе Достоевского «Преступление и наказание. Cочинение «Старуха-процентщица

Произведения Ф.М. Достоевского входят в золотой фонд мировой литературы, его романы читают во всем мире, до сих пор они не теряют своей актуальности. «Преступление и наказание» — одно из таких вечных произведений, затрагивающих темы веры и неверия, силы и слабости, униженности и величия. Автор мастерски рисует обстановку, погружает читателя в атмосферу романа, помогая лучше понять героев и их поступки, заставляя задуматься.

В центре сюжета Родион Раскольников, студент, который погряз в бедности. И это не просто отсутствие денег на какие-то удовольствия, это нищета, которая разрушает, сводит с ума. Это каморка, похожая на гроб, лохмотья и незнание, поешь ли ты завтра. Герой вынужден уйти из университета, но не может никак поправить свои дела, он чувствует несправедливость своего положения, видит вокруг таких же обездоленных и униженных.

Раскольников самолюбив, чувствителен и умен, атмосфера нищеты и несправедливости давит на него, вот почему в его голове рождается страшная и разрушительная теория. Она заключается в том, что люди делятся на низших («обыкновенных») и высших («собственно людей»). Первые нужны лишь для поддержания популяции людей, они бесполезны. Зато вторые двигают цивилизацию вперед, выдвигают совершенно новые идеи и цели, которых можно добиваться любыми средствами. К примеру, герой сравнивает себя с Наполеоном и приходит к выводу, что тоже способен менять мир и выставлять изменениям свою цену. В этом смысле он ничем не отличается от старухи-процентщицы, которая оценивала принесенные ей вещи. Как бы там ни было, эту теорию Родион решил проверить на себе («Тварь я дрожащая или права имею?»), убив старуху-процентщицу и не только, избавив тысячи людей от ее произвола, и поправив собственное материальное положение.

Почему Раскольников все-таки убил старуху-процентщицу?

Герой долго колеблется и все-таки утверждается в своем решении после встречи с чиновником Мармеладовым, который пьет по-черному, вводя в нищету себя, свою жену Катерину Ивановну, ее детей, и дочь Соню (она вообще вынуждена работать проституткой, чтобы помогать семье). Мармеладов понимает свое падение, но ничего не может с собой поделать. А когда его пьяным задавила лошадь, положение семьи оказалось еще бедственнее. Вот этим погубленным нищетой людям он и решил помочь. Сравнивая их бедственное положение с несправедливым довольством Алёны Ивановны, герой пришел к выводу, что его теория верна: общество можно спасти, но это спасение потребует человеческих жертв. Решившись и совершив убийство, Раскольников заболевает и чувствует себя потерянным для людей («Я не старушонку убил… я себя убил»). Герой не может принимать любовь матери и сестры Дуни, заботы приятеля Разумихина.

Двойники Раскольникова: Лужин и Свидригайлов

Также двойником является и Свидригайлов, который пытался соблазнить Дуню. Он такой же преступник, руководствуется принципом «единичное зло позволительно», если конечная цель хороша». Казалось бы, похоже на теорию Родиона, но не тут-то было: цель его должна быть хороша только с гедонистической точки зрения и для самого Свидригайлова. Если герой не видел в ней удовольствия для себя, то ничего хорошего не примечал. Получается, зло он творил во благо себя самого, причем, во благо своей порочности. Если Лужин хотел кафтан, то есть материального благополучия, то этот герой жаждал удовлетворить свои низменные страсти и только.

Раскольников и Соня Мармеладова

Мучаясь и томясь, Раскольников сближается с Соней, которая также преступила закон, как и герой. Но девушка осталась чистой в душе, она больше мученица, чем грешница. Она продала свою невинность за символические 30 рублей, как Иуда продал Христа за 30 серебряников. Такой ценой она спасла семью, но предала себя. Порочная среда не помешала ей оставаться глубоко религиозной девушкой и воспринимать происходящее, как необходимую жертву. Поэтому автор отмечает, что порок не коснулся ее духа. Своей робкой манерой держаться, своим непрекращающимся стыдом девушка противоречила вульгарности и наглости представительниц ее профессии.

Соня читает Родиону о воскресении Лазаря, и он признается в убийстве, веруя и в свое воскрешение. Он не признался следователю Порфирию Петровичу, который и так знал о его вине, не признался матери, сестре, Разумихину, а выбрал именно Соню, чувствуя в ней спасение. И это интуитивное чувство подтвердилось.

Смысл эпилога в романе «Преступление и наказание»

Однако Раскольников вовсе не раскаялся, он лишь расстроился, что не выдержал нравственных мук и оказался обыкновенным человеком. Из-за этого он вновь переживает духовный кризис. Оказавшись на каторге, Родион свысока смотрит на заключенных и даже на Соню, которая последовала за ним. Каторжане отвечают ему ненавистью, но Соня пытается облегчить жизнь Раскольникова, ведь она его любит всей чистой душой. Заключенные чутко отозвались на ласку и доброту героини, они без слов поняли ее молчаливый подвиг. Соня осталась мученицей до конца, пытаясь искупить и свой грех, и грех своего возлюбленного.

В конце концов, герою открывается правда, он кается в преступлении, его душа начинает возрождаться, и он проникается «бесконечной любовью» к Соне. Готовность героя к новой жизни символически выражена автором в жесте, когда Родион приобщается к таинствам Библии. В христианстве он находит утешение и смирение, необходимые его гордому характеру для восстановления внутренней гармонии.

«Преступление и наказание»: история создания романа

Ф.М. Достоевский не сразу придумал название своему произведению, у него были варианты «Под судом», «Рассказ преступника», а известное нам заглавие появилось уже в конце работы над романом. Смысл названия «Преступление и наказание» раскрывается в композиции книги. В начале Раскольников, охваченный заблуждениями своей теории, убивает старуху-процентщицу, преступая нравственные законы. Далее автор развенчивает заблуждения героя, сам Родион мучается, потом попадает на каторгу. Это его наказание за то, что он поставил себя выше всех окружающих. Только раскаяние дало ему шанс на спасение души. Автор также показывает неотвратимость кары за всякое преступление. И это наказание не только юридическое, но и нравственное.

Кроме вариативности в названии, у романа изначально была другая концепция. Будучи на каторге, писатель задумал роман как исповедь Раскольникова, желая показать духовный опыт героя. Далее масштаб произведения становился больше, он не мог ограничиваться ощущениями одного героя, поэтому Ф.М.Достоевский сжег почти законченный роман. И начал заново, уже таким, каким его знает современный читатель.

Тематика произведения

Главные темы «Преступления и наказания» — темы бедности и угнетенности большей части общества, на которою всем наплевать, а также темы бунта и заблуждений личности под гнетом социальной неустроенности и удушающей нищеты. Писатель хотел донести до читателей свои христианские представления о жизни: для гармонии в душе нужно жить нравственно, по заповедям, то есть не уступать гордыне, эгоизму и похоти, а делать добро людям, любить их, жертвуя даже своими интересами во благо общества. Именно поэтому в конце эпилога Раскольников кается и приходит к вере. Проблема ложных убеждений, поднятая в романе, актуальна и поныне. Теория главного героя о вседозволенности и преступлении нравственности ради благих целей ведет к террору и произволу. И если Раскольников преодолел раскол в душе, покаялся и пришел к гармонии, преодолев проблему, то в более масштабных случаях это не так. Войны начинались из-за того, что одни правители решили, что жизнями тысячей людей ради их целей можно с легкостью пожертвовать. Вот почему роман, написанный в XIX веке, не теряет остроты смысла и поныне.

«Преступление и наказание» — одно из величайших произведений мировой литературы, проникнутое гуманизмом и верой в человека. Несмотря на кажущуюся депрессивность повествования, в нем есть надежда на лучшее, на то, что всегда можно спастись и спасти.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(«Преступление и наказание»)

Старуха-процентщица; старшая сестра (сводная) . С её «чином» в романе есть некоторая путаница: сначала она представлена повествователем как коллежская регистраторша (14-й класс), а буквально через две страницы сказано (в сцене подслушанного разговора в трактире), что «студент говорит офицеру про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу», а это уже гораздо выше — 10-й класс. «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка. Старушонка поминутно кашляла и кряхтела...» Характеристику ей даёт тот же студент в разговоре с товарищем своим в трактире: « — Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало. Только стерва ужасная...
И он стал рассказывать, какая она злая, капризная, что стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь. Даёт вчетверо меньше, чем стоит вещь, а процентов по пяти и даже по семи берёт в месяц и т.д. Студент разболтался и сообщил, кроме того, что у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьёт поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребёнка, тогда как Лизавета, по крайней мере, восьми вершков росту...» Именно студент своими рассуждениями о том, что «глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живёт, и которая завтра же сама собой умрёт» может своей смертью спасти от нищеты и гибели многих — окончательно подтолкнул Раскольникова на «преступление».
И вот — сцена убийства: «Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы её, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребёнки, торчавшей на её затылке. Удар пришёлся в самое темя, чему способствовал её малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела ещё поднять обе руки к голове. В одной руке еще продолжала держать заклад. Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом и всё по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к её лицу; она была уже мёртвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и всё лицо были сморщены и искажены судорогой...»
Но Алена Ивановна ещё явится во всём своём отвратительном виде Родиону Раскольникову в горячечном бредовом сне, когда ему приснилось, будто он опять пришёл в её квартиру: «В самую эту минуту, в углу, между маленьким шкапом и окном, он разглядел как будто висящий на стене салоп. <...> Он подошёл потихоньку и догадался, что за салопом как будто кто-то прячется. Осторожно отвёл он рукою салоп и увидал, что тут стоит стул, а на стуле в уголку сидит старушонка, вся скрючившись и наклонив голову, так что он никак не мог разглядеть лица, но это была она. Он постоял над ней: "боится!" — подумал он, тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже и не шевельнулась от ударов, точно деревянная. Он испугался, нагнулся ближе и стал её разглядывать; но и она ещё ниже нагнула голову. Он пригнулся тогда совсем к полу и заглянул ей снизу в лицо, заглянул и помертвел: старушонка сидела и смеялась, — так и заливалась тихим, неслышным смехом, из всех сил крепясь, чтоб он её не услышал. Вдруг ему показалось, что дверь из спальни чуть-чуть приотворилась и что там тоже как будто засмеялись и шепчутся. Бешенство одолело его: изо всей силы начал он бить старуху по голове, но с каждым ударом топора смех и шёпот из спальни раздавались всё сильнее и слышнее, а старушонка так вся и колыхалась от хохота. Он бросился бежать...»
Достоевскому с самых ранних лет приходилось общаться с ростовщиками и ростовщицами (вроде , ), так что материала для изображения Алены Ивановны, её сути и образа жизни было у него более чем предостаточно. Он даже собирался написать отдельное произведение с таким названием — «Ростовщик».

1. Возраст матери Джульетты исследователи вычисляют по одной фразе:

«Что до меня - в твои года давно уж Я матерью твоей была».

Также у Шекспира есть упоминание о возрасте Джульетты:

«Ну вот, в Петров день к ночиИ минет ей четырнадцать годков».

Выходит, что сеньоре Капулетти может быть 28 лет, а то и меньше. Но почему это должно нас удивлять, если мы наблюдаем историю любви 14-летней девушки и 16-летнего юноши? Кто-то искренне переживает, что не стал родителем в 14 лет?

2. Возраст Марьи Гавриловны из «Метели» Александра Сергеевича Пушкина.

Единственное упоминание в рассказе о возрасте героини:

«В конце 1811 года, в эпоху нам достопамятную, жил в своем поместье Ненарадове добрый Гаврила Гаврилович Р**. Он славился во всей округе гостеприимством и радушием; соседи поминутно ездили к нему поесть, попить, поиграть по пяти копеек в бостон с его женою, а некоторые для того, чтоб поглядеть на дочку их, Марью Гавриловну, стройную, бледную и семнадцатилетнюю девицу. Она считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей».

Столько лет ей было к моменту венчания, а объяснение с Бурминым произошло через три с лишним года. Посему никак не мог ей идти 20-й год.

3. Бальзаковский возраст.

Это выражение стало популярным после выхода в 1834 году «Тридцатилетней женщины» Оноре де Бальзака. И бесспорно, что «бальзаковским возрастом» действительно можно считать возраст от 30 лет. Непонятно другое, отчего это выражение имеет столь уничижительный, в лучшем случае уничижительно-шутливый, характер? Ведь Бальзак описывает вовсе не старушку, которая уже не знает куда себя деть, а женщину в самом расцвете своей красоты и сил.

4. Возраст Ивана Сусанина.

Спасибо неизвестным сетевым исследователям, которые наконец-то поставили точку в вековых спорах о возрасте Сусанина. Жаль только, что современные историки пока не в курсе и продолжают называть временем рождения Ивана Осиповича «последнюю треть XVI века», что согласитесь дает большой разброс по возрасту, если учесть, что погиб Сусанин осенью 1612 или зимой 1613 года.

5. Возраст старухи-процентщицы.

Вот это вообще постыдное вранье! Все же в школе читали роман Достоевского!

«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая».

Стыдно, граждане, стыдно.

6. Возраст Анны Карениной.

Точный возраст героини Толстой не упоминает. Откуда же столь точная цифра - 28 лет? Ниоткуда. Просто прикидки.

«Я начну сначала: ты вышла замуж за человека, который на двадцать лет старше тебя».

Упоминания о возрасте Алексея Александровича Каренина я в романе не нашла. Но отчего-то самая распространенная в сети версия гласит, что Каренину было 44 года, а вовсе не 48 или 46. И это уже противоречит объявленным 28 годам Анны.

7. Возраст Ришельё.

Да-да, не Ришелье, а Ришельё. Осада Ла-Рошели длилась целый год с сентября 1627 по октябрь 1628. На момент начала осады кардиналу Ришельё действительно было 42 года, но разве кто-то считал его стариком? Почему мы должны удивляться его возрасту? Не понимаю.

8. 30-летний Каразмин и 16-летний Пушкин.

Просто праздник невежества. Только непонятно какого: исторического или математического. Полагаю, что обоих.

Теперь посчитаем: Пушкину исполнилось 16 лет в 1815 году, соответственно Карамзину тогда было около 49 лет, а никак не тридцать. Ай да Пушкин! За три года до своего рождения увидел Карамзина, да ещё оставил об этом запись, притворившись 16-летним.

9. И снова про Карамзина.

Судя по всему, имеется в виду Юрий Николаевич Тынянов - писатель и литературовед. У него есть исследование неоконченный роман «Пушкин», где действительно можно встретить эту цитату. Только относиться она не к физическому возрасту Карамзина, а к его настрою и деятельности в то время.

«Главным лицом был, разумеется, не граф. Николай Михайлович Карамзин был старше всех собравшихся. Ему было тридцать четыре года - возраст угасания.

Время нравиться прошло,А пленяться, не пленяя,И пылать, не воспаляя,Есть дурное ремесло.

Морщин еще не было, но на лице, удлиненном, белом, появился у него холод. Несмотря на шутливость, несмотря на ласковость к щекотуньям, как называл он молоденьких, - видно было, что он многое изведал. Мир разрушался; везде в России - уродства, горшие порою, чем французское злодейство. Полно мечтать о счастье человечества! Сердце его было разбито прекрасной женщиной, другом которой он был. После путешествия в Европу он стал холоднее к друзьям. „Письма русского путешественника“ стали законом для образованных речей и сердец. Женщины над ними плакали.Он издавал теперь альманах, называвшийся женским именем „Аглая“, которым зачитывались женщины и который начал приносить доход. Все - не что иное, как безделки. Но варварская цензура стесняла и в безделках. Император Павел не оправдал ожиданий, возлагавшихся на него всеми друзьями добра. Он был своеволен, гневлив и окружил себя не философами, но гатчинскими капралами, нимало не разумевшими изящного».

Речь о человеке разочарованном, а не старом.

В измученном мозгу главного героя романа «Преступление и наказание» родилась страшная теория, основная мысль которой оправдывает убийство ради общего блага представителем «высшей» категории людей человека «ненужного».

Образ старухи-процентщицы

Такой жертвой во имя идеи становится старуха процентщица. Звали ее Алёна Ивановна. Была она вдовой мелкого чиновника. Тощая, словно высушенная годами, бабка маленького роста, которой около шестидесяти лет. Болезненного вида, возможно, не один год страдающая распространённой в то время чахоткой. Из её горла постоянно вырывается кашель или кряхтение. Глаза маленькие и злющие, нос как клюв, волосы лоснятся от масла и собраны в жиденькую косичку.

На шее Алёна Ивановна носила подобие платка, на плечи набрасывала дряхлую кофту, подбитую пожелтевшим от старости мехом. Но нищета старухи — визуальный обман, процентщица зарабатывала весьма неплохие деньги, не выходя из дома, выдавая наличные под залог.

Цену за предложенные ценные вещи назначает бессовестно крохотную (25% от стоимости), а проценты насчитывает просто космические. Просрочек Алёна Ивановна никому не прощала, в случае даже небольшой задержки, залог переходил в её собственность и перепродавался уже за хорошую плату. За счёт такого мошенничества старуха наращивала свой капитал, который никуда не тратила. За мелочность, скупость и злобу её прозвали ведьмой. И не было во всем мире ни одного человека, который был бы ей дорог.

Под одной крышей с Алёной Ивановной проживала её сестра Лиза. Женщина малого ума, но тихая по натуре и скромная. Никаких тёплых чувств, несмотря на родство, к ней процентщица не питала и держала в качестве служанки, иногда даже поколачивала беднягу. И даже отказала ей в наследстве.

...Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души...

Роль в сюжете

Раскольников выбирает эту старуху в качестве своей жертвы, ведь она вызывает у окружающих лишь страх и отвращение. Он надеется выкрасть у неё деньги и заодно «испытать» себя, доказав, что он способен на «поступок». Отвратительную, болезненную бабку, которая итак скоро распрощается с жизнью, вряд ли кому-то станет жалко. К несчастью, незапланированной жертвой становится Лиза, никому не причинившая зла. Достоевский подчёркивает — убийство любого из людей есть преступление законов нравственности. Так вдребезги разбивается теория Родиона Раскольникова об оправданности убийства «высшими» людьми и людей «никчёмных».

Спор студента с офицером о старухе

...Позволь я тебе серьезный вопрос задать хочу, - загорячился студент. - Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

- Ну, понимаю, - отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

- Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, - и все это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь - тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!..

Загрузка...
Top