Образ и характер Софьи в комедии Горе от ума — художественный анализ. Грибоедов Александр Сергеевич

Введение

Во все времена люди ценили женскую красоту и поклонялись ей. Каждый период истории знаменовался своим идеалом. В XVIII веке, веке просветительского реализма, разум объявлялся высшим критерием оценки окружающего мира, самым могучим орудием его преобразования. Задачей воспитания просветители объявляли "внедрение в сознание человека разумного опыта, т. е. понимание необходимости действовать согласно требованиям разума и справедливости".

Просветители видели идеал человека в единении с природой. Они также признавали огромную роль искусства в общественной жизни, видя в нем едва ли не важнейшее средство просвещения, и говоря, что литература и искусство призваны не только поучать, но и воспитывать, формировать человека в идеалах разума.

Эти идеалы воплощались в произведениях искусства, в литературе. Один из таких идеалов Г. Филдинг показывает в романе "История Тома Джонса, найденыша". Софья Вестерн, необычайно красивая девушка, чья внутренняя красота очень гармонично сочетается с внешней. Филдинг наделил ее всеми чертами идеала века Просвещения: она умна, воспитана под влиянием искусства и литературы.

Софья является для Филдинга и идеалом женской красоты, и идеалом характера. Ярким примером тому служит первое упоминание о Софье в романе: "...Да появится же теперь она во всей своей прелести! И вы, пернатые певцы природы, превосходящие сладчайшим искусством самого Генделя, приветствуйте ее появление своими мелодичными голосами...- ибо вот, украшенная всеми прелестями, какие только может даровать природа, выходит любезная Софья!"

Воспитание Софьи в семье

Софья - единственная дочь сквайра Вестерна, Она проста, но не глупа, добродетельна, но не жеманна. У нее есть характер, решительность и смелость, у нее есть любящее сердце, и она прекрасна собой.

Софья " сложена была правильно и чрезвычайно изящно; по красивой форме ее рук можно было заключить о стройности всего тела...". Филдинг сравнивает ее с самыми ослепительными красавицами того времени и называет "образцом совершенства". И "душа Софьи ни в чем не уступала телу, больше того - придавала ему еще больше прелести; когда она улыбалась, то нежность сердца озаряла лицо ее красой, которой не могла бы придать ему никакая правильность черт".

Воспитана была Софья отцом и теткой, миссис Вестерн, "женщиной, прекрасно знавшей свет". Мистер и миссис Вестерн "отличались друг от друга только полом и воспитанием: оба были одинаково вспыльчивы и упрямы, оба горячо любили Софью и оба безгранично презирали друг друга".

Мать Софьи умерла, когда ей было всего 11 лет. Вестерн хорошо обращался с женой, он не бил ее, редко бранил. Она была выдана замуж нежно любящим отцом, который считал партию для нее выгодной. Она почти не видела своего мужа: то он был на охоте, то проводил время с друзьями. "Она была для своего мужа скорее хорошей служанкой, чем доброй женой, и не всегда находила в себе столько признательности, чтобы отвечать на шумные ласки, расточаемые ей сквайром, хотя бы только приветливой улыбкой". Однажды она попросила Вестерна свезти ее в Лондон на два месяца, он горячо отказал ей, так как был уверен, "...что в Лондоне все мужья украшены рогами". После этого сквайр постоянно сердился на жену за ту просьбу, в конце концов Вестерн глубоко возненавидел ее. Никогда не скрывая своей ненависти при жизни, он продолжал ее ненавидеть и после смерти". Особенно сквайр любил при Софье высказывать замечания типа "будь моя жена в живых, то-то обрадовалась бы".

Софья видела, что мать была несчастлива в браке с нелюбимым человеком. Видимо отсюда ее стойкость и решительность против воли отца, когда тот пытается выдать ее замуж за ненавистного ей Блайфила, как это сделал отец матери Софьи.

Дочь была для Вестерна дороже всего на свете и его "очень задевало, что она любила мать больше, чем его". Невольно возникает вопрос: почему сквайр не возненавидел Софью, как возненавидел ее мать? Фильдинг объясняет это так: "...ненависть не является следствием любви, даже сопровождаемой ревностью. Ревнивец вполне способен убить предмет своей ревности, но ненавидеть его он не может".

Софья была воспитана под надзором тетки. Миссис Вестерн, сестра сквайра, была умной, начитанной женщиной. "Она усовершенствовала свой ум учением". Читала она не только комедии, оперы, поэмы, но и книги по истории, и большое количество политических журналов и памфлетов. Эта любовь к чтению передалась и Софье, только Софья читает трогательные книги, она часто плачет, читая их. "Многие места так трогательны и чувствительны, что я не раз плакала, читая... Я люблю нежные чувства и охотно готова платить за них слезами". Отсюда чувствительность, нежность и искренность характера Софьи.

Пользуясь беседами и наставлениями тетки, Софья также прекрасно научилась светскому обращению.

"Все природные дарования Софьи были еще развиты и усовершенствованы искусством...". Софья очень любила музыку. Она играла на клавикордах, "была отличной музыкантшей", у нее был замечательный вкус (она любила только "утонченнейшие произведения мистера Генделя") и "время от времени она пробовала привить ему [отцу] собственные вкусы". Искусство наделило Софью еще большим изяществом и утонченностью характера.

Сквайр Вестерн - типичный деревенский помещик, грубый, обожающий охоту, деспотичный, но все же способный вызвать дружескую усмешку. По отношению к дочери сквайр придерживается такой точки зрения: "...я имею на нее все права, потому что я вскормил ее и вспоил... разве я не вправе руководить своей родной дочерью?". Но несмотря на это, Вестерн безусловно любит свою дочь, и Филдинг постоянно говорит об этом ("... он любил Софью так горячо, что боязнь малейшего грозящего ей несчастья мгновенно повергала его в трепет", мистер Вестерн "был нежно любящим родителем".) Сквайр воспитывал дочь в доверии, доказательством тому служит хотя бы тот факт, что он позволял ей общаться с Томом Джонсом, незаконнорожденным молодым человеком.

Что же касается ее отношений с миссис Вестерн, то "нельзя представить себе двух человек, столь диаметрально противоположных друг другу во всех отношениях". Они постоянно ругались. Миссис Вестерн обвиняла сквайра в том, что он "не так" воспитал дочь ("все это ваших рук дело..."; вы знаете, что все ее воспитание шло вразрез с моими советами..."; "это вы, братец, вашим бестолковым поведением уничтожили все семена, брошенные мной в ее нежную душу".)

Образ Софьи считается самым сложным в комедии Грибоедова. Толкование ее характера, выявление мотивировок поведения — все это вызывало многочисленные споры критиков..

Образ Софьи, как отмечал Белинский, крайне противоречив. Она наделена многими достоинствами: живым умом, волей, независимостью и самостоятельностью суждении, «энергией характера». Софья не дорожит мнением фамусовского общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит...» Пренебрегая светским этикетом, она решается на ночное свидание с Молчалиным. В этом эпизоде Б. Голлер видел «вызов», бунт против лицемерных нравственных понятий фамусовского общества. «Барышню, нарушившую запреты, ожидал разрыв с обществом. Или удаление от общества», — писал критик.

Поведение Софьи естественно: она не может скрыть своих чувств, увидев падение Молчалина с лошади. «Боюсь, что выдержать притворства не сумею», — замечает она Алексею Степановичу. В какой-то степени героиня «естественна» и с Чацким: она искренне злится в ответ на его остроты. Вместе с тем, Софья искусно лжет отцу, скрывая от него свои отношения с Молчалиным.

Софья бескорыстна, она оценивает людей не по наличию чинов и богатства, а по их внутренним качествам. Фамусов хлопочет о выгодной партии для дочери: «желал бы зятя он с звездами, да с чинами». Софья же не приемлет подобной морали: она хочет выйти замуж по любви. В ее натуре «прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное». Фамусов прочит ей в женихи полковника Скалозуба — Софья же и слышать не хочет «о подобном счастье»: «Он слова умного не выговорил сроду, — мне все равно, что за него, что в воду».

Софья достаточно проницательна: она верно оценивает Скалозуба, прекрасно видит пошлость и пустоту людей, вхожих в дом Фамусова. Однако она не может «разглядеть» «истинное лицо» Молчалина.

Каковы же мотивы поступков Софьи? Образ этот вызывал наибольшее количество споров в критике. Еще Пушкин писал, что Софья «начертана неясно». Гончаров считал, что Софья испытывает сильное влияние окружающей ее среды:

«К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Белинский же, считая нереальным противоречивый характер героини, писал, что Софья — «не действительное лицо, а призрак».

Попробуем разобраться в том, какова же героиня Грибоедова на самом деле, проанализировав ее воспитание и жизненные обстоятельства.

Фамусов — вдовец; Софья, выросшая под присмотром мадам Розье, очевидно, пользовалась в доме определенной свободой. Подобно пушкинской Татьяне, она мечтательна, любит сентиментальные романы со счастливым концом, где один из героев беден, но обладает целым рядом достоинств. Именно таким героем, по мнению Софьи, является Молчалин: «уступчив, скромен, тих, В лице ни тени беспокойства, И на душе проступков никаких...». Софья, подобно Татьяне Лариной, любит в избраннике не конкретного человека, а свой высокий идеал, почерпнутый из книг. Как замечает С. А. Фомичев, «Софья пытается устроить свою судьбу по моделям чувствительных, сентиментальных романов».

И уже этот «внешний фактор» в выборе героини настораживает. Настораживает и поведение Софьи. Любимому человеку очень трудно давать характеристику, а Софья с легкостью обрисовывает характер Молчалина, не забывая добавить, что «нет в нем этого ума, ...который скор, блестящ и скоро опротивит». Как замечает Н. К. Пиксанов, героиня слишком рассудочна, рациональна, благоразумна в своей любви, способна на тонкий расчет, на хитрость. Однако по природе своей. Софья темпераментна, своенравна.

Само ночное свидание героев выглядит неестественно. И неестественна здесь прежде всего Софья. Молчалин здесь играет роль «Ромео», в соответствии со своими собственными представлениями о поведении влюбленного. В отличие от Софьи, Алексей Степанович вряд ли когда-либо увлекался чтением сентиментальных романов. Поэтому он ведет себя так, как ему подсказывает интуиция:

Возьмет он руку, к сердцу жмет,

Из глубины души вздохнет,

Ни слова вольного, и так вся ночь проходит,

Рука с рукой, и глаз с меня не сводит...

Впрочем, поведение Молчалина в этой сцене вполне соответствует его имиджу и характеру. Софью же, с ее ироничным умом, язвительностью, сильным характером, здесь представить трудно. Чувствительная сцена эта — не что иное, как романтическое клише, где позируют оба «влюбленных», с той лишь разницей, что Софья не осознает неестественности своего поведения, Молчалин же — прекрасно понимает.

Рассказ героини о ночном свидании вызывает смех Лизы, которая в этой сцене кажется воплощением здравого смысла. Она вспоминает о тетушке Софьи, от которой сбежал молодой француз. И эта история как бы предваряет дальнейшее развитие событий в комедии.

Чацкий выдвигает собственную версию выбора Софьей Молчалина. Он считает, что идеал героини — «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей». В финале комедии, узнав правду о выборе Софьи, он становится едок и язвителен:

Вы помиритесь с ним по размышленьи зрелом.

Себя крушить, и для чего!

Подумайте, всегда вы можете его

Беречь, и пеленать, и спосылать за делом.

Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей —

Высокий идеал московских всех мужей.

Это обвинение Чацкого в высшей степени несправедливо. Софья — натура незаурядная, глубокая, во многом отличающаяся от людей фамусовского круга. Ее нельзя приравнивать к Наталье Дмитриевне Горич. Застав Молчалина с Лизой, Софья оскорблена в своих чувствах, и примирение с Молчалиным для нее невозможно. Да и не нужен ей «высокий идеал московских всех мужей», ей нужна истинная любовь.

Основным же мотивом поведения Софьи является обида на некогда оставившего ее Чацкого. Именно так рассматривает ситуацию в комедии Грибоедова Изабелла Гриневская в своей работе «Оклеветанная девушка». Недаром Молчалин наделен качествами, прямо противоположными характеру Чацкого: Алексей Степанович во всем умерен, аккуратен, тих, безмолвен, «не богат словами», нет в нем «этого ума, что гений для иных, а для иных чума...», «чужих и вкривь и вкось не рубит». Откровенная обида слышится в словах Софьи: «Ах! Если любит кто кого, Зачем ума искать, и ездить так далеко?» Отсюда и злословие героини: «...не человек, змея», ее сплетня о сумасшествии Чацкого.

Мы задумываемся, почему Софья не хочет рассказать Чацкому правду о своих чувствах к Молчалину, однако причины этого просты: она держит поклонника в неведении, подсознательно желая отомстить ему. Софья не может простить Чацкому его отъезда, его «трехлетнего молчания». Кроме того, героиня и сама, видимо, не верит в «силу своих чувств»: именно поэтому она не называет свой «сентиментальный идеал» («уступчив, скромен, тих») именем Молчалина в разговоре с Чацким. Жива ли в душе Софьи ее привязанность к Чацкому? Думается, мы не можем найти ответ на этот вопрос в тексте комедии. Но обида и, как следствие, неприязнь Софьи — это прослеживается четко и определенно.

Таким образом, мотивы поведения героини очень сложны. В них угадывается многое: обида, жалость (Софья сочувствует Молчалину, зная «сердитый нрав» отца), «покровительство, любопытство молодого чувства к первому интимному сближению с мужчиной, романтизм, пикантность домашней интриги...». Молчалин же, как таковой, на самом деле героиню не интересует. Она лишь думает, что любит его. Как замечает Васильев, «под влиянием книг Молчалин возбудил в сердце Софьи совершенно самостоятельный, оригинальный роман, бывший слишком сложным, чтобы привести к страсти». Поэтому Чацкий недалек от истины, когда он не верит в чувства Софьи к Молчалину. Здесь не психологическая слепота героя, а, скорее, его интуитивное прозрение.

Именно потому, что Софья не любит по-настоящему, она смогла так долго не обнаруживать своего присутствия в сцене с Молчалиным и Лизой. Поэтому она так горда и сдержанна: «Я с этих пор вас будто не знавала». Безусловно, здесь проявляется и самообладание героини, и сила ее характера, но чувствуется и отсутствие настоящей, глубокой любви. Софья в состоянии проанализировать свое положение, в определенном смысле ее радует такой исход:

Стойте, будьте рады,

Что при свиданиях со мной в ночной тиши Держались более вы робости во нраве, Чем даже днем, и при людях, и в яве; В вас меньше дерзости, чем кривизны души. Сама довольна тем, что ночью все узнала, Нет укоряющих свидетелей в глазах...

Таким образом, Софья — сложный объемный характер, противоречивый и неоднозначный, в изображении которого драматург следует принципам реализма.

Одним из главных персонажей комедии А. Грибоедова, вокруг которого развиваются все основные события, является юная девушка Софья Павловна Фамусова.

Образ и характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» сложен для восприятия. Чтобы разобраться в нем, сформировать свое мнение о девушке, нужно понимать особенности противоречивой эпохи.

Противоречивость натуры

Софья – единственный человек, который близок к умному и образованному Чацкому, персонажу, противостоящему обществу консерваторов и угодников. Софья стала причиной страданий молодого дворянина, источником сплетен, создателем интриги. Такое соединение в одном образе двух контрастов подтверждает его реальность, к которому стремился автор. Бездушная, глупая светская красавица или, наоборот, образованная, увлеченная науками барская дочь не вызвали бы столько интереса. Именно этой противоречивостью можно объяснить силу чувств, которые испытывает к ней Чацкий, пылкий и красноречивый молодой человек. Богатая невеста, настоящая дочь своего отца, она выросла в обстановке заботы и ухода, научилась находить для себя выгоду.

Внешность и увлечения Софьи

Девушка красива и молода:

«В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно…».

Понятно, почему никого не удивляет количество кавалеров. Красота привлекает чопорных (Скалозуб), глупых (Молчалин), образованных (Чацкий) женихов. Ветреная барышня не дорожит отношением к себе, понимая, что ее красота не останется незамеченной.

Прелестная девчушка росла без материнской ласки: мать рано умерла. Отец приставил к ней гувернантку из Франции, которая привила вкус, помогла развиться индивидуальности. Домашнее образование позволило Софье стать разносторонней и интересной:

  • умеет петь;
  • изящно танцует;
  • любит и разбирается в музыке;
  • играет на нескольких музыкальных инструментах (фортепиано, флейта);
  • знает французский язык;
  • читает книги на иностранном языке.

Девушка обучена женским «штучкам»: вздохам, нежностям, хитрым уловкам.

Качества, сближающие Софью с обществом отца

Желание властвовать. Любовь к Молчалину – это не просто юношеское чувство. Софья ищет себе мужчину из тех, кем сможет помыкать. В ней можно разглядеть черты женских персонажей, таскающих мужа и прислугу за волосы. Власть в семье – желание девушки, возможно, еще скрытое даже для нее. Но потребуется совсем небольшой период времени, она поймет, к чему стремится. В комедии есть аналогия с четой Горичей, где жена распоряжается мужем, как вещью, превращает вторую половину в безвольное существо:

«муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…».

Безнравственность. Некоторые литературоведы (П.А.Вяземский) считают девушку безнравственной. С такой позицией можно спорить, но в ней есть и доля истины. Если логично построить день Софьи, который прошел перед читателями, то картина будет не очень красивой: ночь в спальне с мужчиной, днем прикидывается больной, но просит служанку привести к ней Молчалина, ночью тайком пробирается к его комнате. Такое поведение бесстыдно. Его нельзя соотнести к скромным, тайно страдающим по своему возлюбленному персонажам классической литературы. Никакие светские приличия не сдерживают хозяйскую дочь.

Качества, выделяющие ее среди отцовского окружения

Девушка любит читать, стремится много времени проводить за книгами. Для фамусовского общества книги – это причина всех бед. Они держатся от них подальше, боясь получить знания, которые могут изменить их отношение к жизни. Софья увлечена романами. Она ищет прообразы героев в действительности и ошибается. Девушка становится жертвой обмана и лжи, рассмотрев черты романтичного красавца в Молчалине. Другие качества, отличающие ее среди светских дам:

Смелость. Софья не боится признаться в своих чувствах отцу. Она готова ради любимого соединить себя с бедным служивым. Девушку даже не пугает возможная молва и сплетни.

Решительность . Девушка встает на защиту своих чувств, почувствовав от Чацкого угрозу. Она мстит за высмеивание Молчалина. Причем не выбирает способы помягче. Софья решительно распространяет мысль о сумасшествии друга детства, даже не считаясь с его чувствами к ней.

Доверчивость. Попав под обаяние Молчалина, девушка не замечает истинности его чувств. Ее глаза затянуты пеленой. Как настоящая влюбленная она попадает в узы коварства, становится смешной.

Откровенность. Софья рассуждает открыто, строит речь, не боясь рассуждать и мечтать. Дочери хозяина не свойственна скрытность, лживость, витиеватость размышлений.

Гордость. Все поведение девушки выказывает ее уважение к себе. Она несет себя достойно, умеет вовремя уйти от разговора, не дает возможности раскрыть свои тайны. Даже в последней сцене, не теряет гордости, которая проглядывает в ее негодовании и неприступности. Фразы Молчалина восприняты Софьей правильно. Она озлобленна и резка.

Софья Павловна – сложный женский персонаж, настоящая героиня своего времени. Ей тяжело жить среди светских барышень и не уподобиться им полностью, сохранить свое лицо и индивидуальность. Читатель может осуждать девушку, но сначала нужно поставить себя на ее место и попробовать определить, можно ли стать другой, если рядом нет такого образца.

Образ Софии.

Горе от ума» - одно из самых выдающихся произведений русской литературы 19 века. Одни ценят в комедии картину московских нравов той
эпохи, создание живых образов. Другие дорожат разнообразием речи,
моралью, которою пьеса до сих пор снабжает всякого.
Среди множества образов очень важное место занимает дочь Фамусова, она - одна из самых противоречивых героинь в комедии, центральный женский персонаж.
Софья – барышня, дочь богатого московского барина. В детстве она лишилась матери и воспитывалась мадам Розье, но в последствии лишилась и её из-за жадности отца. С отцом у Софьи сложные отношения: между ними присутствует ложь, недосказанность и недоверие. Со стороны дочери – это ложь во благо (не раскрывает своей связи с Молчалиным, дабы не огорчить отца). Отец же, не спрашивая мнения Софии, грёзит выдать её за Скалозуба (из-за его положения в обществе, за то, что «метит в генералы»). Отношения с будущим женихом у дочери Фамусова отрицательные, нейтралитетные - со стороны Скалозуба (ему нужна «генеральша», а душевные качества, наличие любви между ними его не интересует). Софья презрительно отзывается о возможном муже («Он слова умного не выговорил сроду). Но Скалозуб – не единственный претендент на руку Софии. Вторым обожателем является Чацкий Александр Андреевич. В юности Софья активно общалась с ним и испытывала нежные чувства. Но после отъезда Александра Андреевича, была оставлена фамусовскому обществу (это стало причиной её приобщения к данному обществу). По возвращению Чацкого в Москву, он наталкивается на холодность Софии, пытаясь наладить с ней прежние чувства. Но его шутки об общих знакомых (над которыми они смеялись вместе) вызывают у дочери Фамусова лишь раздражение («Не человек – змея).

Софья горда, самолюбива, умеет внушить уважение, с её мнением считаются в обществе. В переводе с греческого её имя означает мудрость. Софья весьма хороша собой. Это сразу отмечает Чацкий по возвращении Москву:
Да-с, а теперь,
Неподражаема, и это вам известно,
И потому скромны, не смотрите на свет,
Не влюблены ли вы? прошу мне дать ответ.
Софья Павловна умна. Она, так же, как и Чацкий - натура жаждущая, живущая сильным чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок (хотя самой Софьи таковым Молчалин не представляется) - это не делает ситуацию смешной, напротив, углубляет ее драматизм. Из этого чувства можно сделать множество выводов о том, в какой среде воспитывалась Софья, о людях, её окружавших. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего, отражается на молодом сердце девушки. Душа юной и красивой Софьи наполнена ожиданием любви, о которой читала во французских романах, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав тайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом. Молодой человек недурной наружности, довольно образованный, живо входит в роль очарованного героя. Героиня влюбляется, находясь под влиянием французских романов, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать. Однако влюбляется она в выдуманный образ. Молчалина она представляет как героя, обладающего умом, но материально бедного. Против него, по мысли Софии, ополчилось окружение. Но на её чувство повлияли не только французские романы. В фамусовском обществе дамы ищут себе «мужа-слугу». Молчалин идеально подходит под это амплуа: «Конечно, нет в нем этого ума, Что гений для иных, а для иных чума, Который скор, блестящ и скоро опротивит… Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» (Софья).В любви к нему проявляется ещё одна черта характера Софьи. Она бросает вызов фамусовскому обществу, полюбив человека ниже её по социальному статусу. Но Софья не раскрывает этой связи, что характеризует её как любящую и заботливую дочь.

Через её образ показывается воспитание женской части дворянства. Слепое подражание моде, было свойственно дамам того времени.

Ах! Франция! Нет в мире лучше края! –

Решили две княжны, сестрицы, повторяя

Урок, который им с детства натвержен.

Среди московских княжон Софья выделяется сильным характер: не настолько подвержена заграничному влиянию. Её суждения зачастую объективны, а характеристики точны (о Скалозубе: «Он слова умного не выговорил сроду»).

Ещё одним различием между Софьей и другими представительницами фамусовского общества заключается в дружеских отношениях с Лизой. Она заменяет Софье Павловне подругу. И если в Молчалина дочь Фамусова влюбилась под влиянием романов, то отношения с Лизонькой совершенно чисты.

Речь Софьи Павловны противопоставляется бедному языку женского окружения. В её монологах присутствуют воспитанность, начитанность, независимость суждений. Некоторые фразы Софьи стали пословицами: «Герой не моего романа».

Но влияние фамусовского общества слишком велико. Софье не нравятся колкости Чацкого в адрес их знакомых. Она распускает слух о его сумасшествии с легкостью, свойственной московским дамам.

Образ Софьи Павловны является противопоставлением представительницам фамусовского общества и, одновременно, отображает некоторые детали, присущие дамам того времени. Её образ «начертан не ясно» (Пушкин).

ОБРАЗ СОФЬИ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА».

«Грибоедов принадлежит к самым могучим проявлениям русского духа,» — сказал в свое время Белинский. Трагически погибший тридцати четырех лет от роду, Грибоедов не создал, несомненно всего, что мог бы совершить по своим творческим силам. Ему не суждено было осуществить многочисленные творческие замыслы, поражающие своим широким.размахом и глубиной. Гениальный поэт и мыслитель, он остался в истории автором одного прославленного произведения. Но Пушкин сказал: «Грибоедов сделал свое: он уже написал «Горе от ума». В этих словах содержится признание великой исторической заслуги Грибоедова перед русской литературой.

В «Горе от ума» Грибоедов выдвинул главную общественную и идеологическую тему своего переломного времени — тему непримиримой вражды защитников старого, костного быта и сторонников нового мировоззрения, новой свободной жизни.

В комедии много действующих лиц — положительных и отрицательных, но я хочу остановиться на главной героине — Софье Фамусовой. Эта девушка не принадлежит ни к хорошим, mi к плохим. Грибоедов недвусмысленно писал: «Девушка сама неглупая». Еще не такая, чтобы автор смог бы ее безоговорочно назвать умной, однако причислять ее к разряду глупцов тоже нельзя. В противном случае станем противоречить авторской воле, которая прежде всего выражена в самом тексте пьесы. Хотя именно текст может поставить читателя в некоторое затруднение. Так, например, когда Пушкин впервые ознакомился с пьесой Грибоедова, образ Софьи показался ему начертанным «не ясно».

Я хочу попробовать разобраться в ее характере. Он сам по себе очень сложен. В Софье сложно переплелись «хорошие инстинкты с ложью». Ей приходится изворачиваться и лгать, чтобы не выдать недалекому отцу свою любовь. Она вынуждена скрывать свои чувства не только из-за страха перед отцом; ей больно, когда в вещах для нее поэтических и прекрасных видят лишь жесткую прозу. Любовь же Чацкого к Софье поможет нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать главному положительному герою всей комедии. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прелестно», как говорит о ней Чацкий, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин, Скалозуб или даже ее отец. Достаточно сопоставить фамусовское «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», молчалинское «ведь надобно ж зависеть от других» и реплику Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Это заявление не просто «слова». Героиня руководствуется ими буквально на каждом шагу: и тогда, когда принимает у себя в комнате Молчалина, и когда на

глазах у Скалозуба и Чацкого бежит с криком к Осипу: «Ах! боже мой! упал, убился!» — и сама падает без чувств, не задумываясь о впечатлении окружающих.

Софья абсолютно уверена в себе, в своих действиях, в своих чувствах. Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет та непосредственность, неиспорченность ее натуры, которая позволяет нам сравнивать ее с пушкинской Татьяной Лариной. Но есть и существенная разница между ними. Тетьяна воплощает идеальный характер русской женщины, какой ее себе представляет Пушкин. Обладая в высшей степени положительными качествами души, она любит человека незаурядного, достойного ее по ряду качеств; Избранник Софьи, к сожалению, иной, но это видно только нам и Чацкому. Софья же, ослепленная ухаживаниями Молчалина, видит нем только хорошее. .

При первой встрече Софьи с Чацким она не проявляет к нему прежнего интереса, она холодна и не ласкова. Это немного озадачило и даже огорчило Чацкого. Напрасно он старался вставить в разговор остроты, которые прежде так забавляли Софью. Они приводили лишь к еще более равнодушному и немного злобному ответу Софьи: «Случалось ли ошибкою, в печали, чтоб вы добро о ком-нибудь сказали?». Софья до конца пьесы хранит свое гордое мнение о Чацком: «Не человек — змея». Следующие встречи Софьи и Чацкого мало отличаются друг от друга. Но в 3 действии Чацкий решает «раз в жизни притвориться » и начинает восхвалять Молчалина перед Софьей. Софье удалось было отделаться от навязчивых вопросов Чацкого, но она сама увлекается и полностью уходит в свои чувства, опять же совершенно не задумываясь о последствиях, что еще раз доказывет нам твердость ее характера. На вопрос Чацкого: «Зачем же вы так коротко его узнали?», она отвечает: «Я не старалась! Бог нас свел». Этого довольно, чтобы Чацкий, наконец, понял в кого влюблена Софья.

Героиня рисует портрет Молчалина во весь рост, придавая ему самую радужную окраску, может быть надеясь в душе примирить с этой любовью не только себя, но и других. Но Чацкий естественно не желает слушать Софью. Для него Молчалин — человек, не достойный уважения и тем более любви такой девушки, как Софья. Мы невольно задумываемся: что же привлекло в Молчалине Софью? Быть может, его внешность или глубокий образ мышления? Конечно нет. Скука, которая царит в доме Фамусовых, прежде всего отражается на молодом трепетном сердце девушки. Душа юной и красивой Софьи наполнена романтическим ожиданием любви, она, как и все девушки в ее годы, хочет быть любимой и любить самой. Разгадав потайные стремления Софьи, Молчалин оказывается рядом, он живет в доме. Молодой человек недурной наружности, в меру образованный, живо входит в роль влюбленного и очарованного. Комплименты, ухаживания, постоянное присутствие Молчалина рядом делают свое дело. Девушка влюбляется, не имея возможности ни выбирать, ни сравнивать.

Героине, конечно, тяжелее всего в конце. Она понимает, что все это время вела игру. Игру, но с настоящими чувствами. Софья прозревает и понимает, что собственный дом полон обманов и интриг. Именно в этот момент все предыдущие слова Чацкого начинают казаться ей справедливыми. Быть может, в будущем наша героиня выйдет замуж и будет счастливо жить, ни в чем не нуждаясь. Но эта душевная драма навсегда тяжелым отпечатком юности в ее сердце.

Комедия Грибоедова до сих пор овеяна дыханием жизни, зовущей людей вперед, в будущее, и отметающей со своего пути все старое, отживающее. Народ будет всегда любить и ценить великую комедию. Сейчас более чем когда-либо убедительно звучат слова, написанные на могиле А. С. Грибоедова: «Ум и дела твои бессмертны».

Загрузка...
Top