Ноздрев мертвые души значение имени. Ноздрев — характеристика образа в поэме «Мертвые души

Образ Ноздрева в поэме Мертвые души

План

1.Введение

2.Общая характеристика

3.Ноздрев и Чичиков

4.Заключение

Из всех помещиков, представленных в поэме "Мертвые души", резко выделяется Ноздрев. Чичиков не только не смог заключить с ним сделку, но и подвергся серьезной опасности быть избитым.

Ноздрев - человек в возрасте тридцати пяти лет. Весь его облик дышит здоровьем и силой. Ноздрев хорошо собой и прекрасно понимает это. Главная отличительная черта характера этого помещика - неутомимая жажда деятельности. Но эта бешеная энергия направлена в совершенно бесполезное русло. От умершей жены у Ноздрева осталось двое детей, которыми он абсолютно не интересуется. Он не может спокойно сидеть дома. Ноздрева постоянно тянет на приключения.

Особую страсть он испытывает к карточной игре и спору на деньги. Самое интересное, что сами по себе деньги Ноздрева тоже не интересуют. Его привлекает элемент азарта и риска. Он часто проигрывается в пух и прах, но получает от этого необъяснимое удовольствие. По причине невезения или простого неумения играть в карты Ноздрев часто прибегает к нечистой игре. За это он неизменно оказывается битым. Однако бойкость характера Ноздрева такова, что через некоторое время он вновь дружески общается с теми, кто его наказал за обман.

Ноздрев постоянно врет каждому встречному. Его ложь при этом бескорыстна. Он придумывает всяческие небылицы ("лошадь... голубой или розовой шерсти"), повинуясь какому-то извращенному вдохновению. Возможно, произнеся очередную глупость, Ноздрев сам начинает в нее искренне верить. По крайней мере, он готов биться об заклад по поводу своей правоты. Этот помещик не может жить без того, чтобы не впутаться в какую-нибудь историю. Если нормальному человеку после этого будет стыдно, и он постарается скрыть свое участие, то Ноздрев начинает рассказывать об истории всем подряд, многократно приукрашивая рассказ выдумками.

Ноздрев практически сразу же переходит в разговоре с Чичиковым на ты, чем неприятно его удивляет. Встретив его в трактире, он почти что силой затягивает Чичикова к себе в гости. В доме Ноздрева царит полнейший хаос. Недостатка нет только в выпивке. Чичиков подмечает одну важную деталь: Ноздрев старается напоить своих гостей, а сам остается трезвым. Разбитной малый оказывается не таким уж простачком. Все попытки Чичикова заключить сделку проваливаются. Ноздреву это неинтересно. Он готов играть на мертвые души в карты, шашки, совершить какой-нибудь бессмысленный обмен. Разгоревшаяся ссора чуть не заканчивается для Чичикова плачевно. Он с большим облегчением покидает дом Ноздрева.

Ноздрев представляет собой легкомысленного прожигателя жизни. Деньги не задерживаются в его руках, хозяйство постепенно утекает сквозь пальцы. Бьющая ключом энергия пока еще поддерживает Ноздрева, но когда-нибудь он все равно окажется в долговой тюрьме.

В первой половине XIX века многие писатели отводили в своем творчестве огромную роль теме России. В то время царила безжалостная тирания помещиков и чиновников, а жизнь крестьян была невыносимо тяжелой. Жизнь крепостной России нашла свое отражение во многих произведениях. Одним из них стал роман-поэма, который написал Н. В. Гоголь, "Мертвые души". Образ Ноздрева, так же как и Чичикова, Манилова и других героев, очень ярок и обрисовывает отношение к действительности всех представителей аристократии того времени. Автор в своем произведении попытался донести до читателей царившую в то время безнравственность во всех ее проявлениях.

Общие настроения России начала XIX столетия

Отечественная государственная система того времени развивалась с упором на крепостное право. Важные нравственные ценности были отодвинуты на второй план, а приоритетными считались положение в обществе и деньги. Люди не стремились к лучшему, их не интересовали ни науки, ни искусство. Они не пытались оставить потомкам абсолютно никакого культурного наследия. В достижении своей цели - богатства - человек не останавливается ни перед чем. Он будет обманывать, воровать, предавать, продавать. Сложившаяся ситуация не могла не волновать людей мыслящих, тех, кому далеко небезразлична была судьба Отечества.

Представители аристократии в произведении

Название "Мертвые души" выбрано автором не случайно. Оно весьма символично и прекрасно отражает настроения крепостной России. Автор не пожалел красок, изобразив целую галерею лиц, показав духовный упадок, грозящий отечеству. В начале повествования читателю предстает Манилов - праздный мечтатель, фантазер. Завершается череда портретов образом Плюшкина. Этот представитель дворянства предстал как "прореха на человечестве". В произведении "Мертвые души" образ Ноздрева появляется примерно в середине. В нем можно увидеть что-то от Плюшкина, что-то от Манилова.

Характеристика образа Ноздрева

Впервые в произведении он появляется в городе NN. Читатель ничего особенного о нем не узнает кроме того, что был он карточным шулером. Все его существо было каким-то нелепым: он смешон, говорит ерунду, не задумываясь о последствиях своих высказываний. Сам автор, изображая образ Ноздрева, говорит о нем как о "разбитном парне". Собственно, это верно, и все действия героя подчеркивают это. Ноздрев привык мало задумываясь о будущем. Так, к примеру, выигрыш в карты он обменивал на абсолютно ненужные предметы и вещи, которые он на следующий же день проигрывал другим, более удачливым игрокам. Все это, по мнению самого Гоголя, происходило из-за какой-то юркости, бойкости и неугомонности характера героя. Эта "энергичность" заставляла Ноздрева совершать и другие поступки, в большинстве необдуманные и спонтанные.

Пороки героя

Все, что имеется у Ноздрева - породистые собаки, лошади, - все лучшее. Но и хвастовство героя не имеет часто под собой оснований. Несмотря на то что владения его граничат с чужим лесом, он говорит о нем как о своем. Иллюстрируя образ помещика Ноздрева, нельзя не упомянуть обо всех в которых он оказывался. То его выводят с дворянского собрания, то он принимает участие в драке. Одной из отличительных черт персонажа является его склонность делать пакости людям. Причем чем больше сближался он с человеком, тем сильнее было стремление насолить. Так, Ноздрев расстраивает свадьбы и торговые сделки. Однако сам он воспринимал свои действия как проказы, не считая их оскорбительными. Более того, Ноздрев даже искренне удивлялся, если слышал, что кто-то из знакомых обижался на него.

Основные черты героя

Раскрывая образ Ноздрева, автор изображает пошлость в некой лживо-нахальной форме. Истоки ее прослеживаются в комедиях Аристофана и Плавта. Однако много в персонаже и исконно русского, национального. Основными Ноздрева являются хвастовство, наглость, склонность к дебоширству, непредсказуемость, энергичность. Как отмечает сам автор, люди такого склада, как правило, "лихачи, кутилы, говоруны", а в их лицах всегда можно увидеть что-то прямое, удалое, открытое. Кроме прочего, они любят погулять и являются заядлыми игроками. Их отличает общительность, сочетающаяся с бесцеремонностью. Иногда кажется, что дружба с ними может продлиться очень долго, однако с "новым знакомым" такие люди могут подраться на пирушке в тот же вечер.

Контраст внутреннего и внешнего в персонаже

Описание образа Ноздрева в произведении достаточно четко. Изображая героя, автор не жалеет художественных средств. Выразителен портрет персонажа. Внешне это человек среднего роста, сложен недурно, с румяными, полными щеками, снежно-белыми зубами и смоляными бакенбардами. Это был свежий, здоровый молодец, обладавший физической силой. В эпизоде поэмы читатель может проследить традицию русского богатырства. Однако образ Ноздрева - комическое отражение былинных мотивов. Контраст его внутренних и внешних черт очень заметен. Образ жизни Ноздрева является прямой противоположностью действиям былинных богатырей. Все, что делает персонаж поэмы, не имеет смысла, а его "подвиги" не распространяются дальше драки на ярмарке или карточного шулерства. Образ Ноздрева комически отражает мотив "широкой души", "удалого разгулья" - исконно русских черт. Весь облик персонажа - это только видимость той национальной "широты" в хорошем смысле. Герой не только не может претендовать на "душевную широту", но и проявляет абсолютно противоположные качества. Ноздрев - пьяница, нахал и лжец. При этом он труслив и совершенно ничтожен.

Хозяйство персонажа

Изображая пейзаж, присутствующий в эпизоде посещения Ноздрева Чичиковым, автор указывает на безалаберность хозяина. Хозяйство его состояло в весьма расстроенном виде и совершенно пришло в упадок. Это, опять же, говорит об отсутствии упорядоченности и обдуманности образа жизни Ноздрева. В его конюшне стойла были пусты, дом запущен, в нем царил беспорядок. Единственным местом, содержавшемся в надлежащем виде, была псарня. На ней помещик чувствовал себя как "отец семейства". По мнению ряда критиков, герой сам несколько походит на собаку: может одновременно облаять и приласкаться. Черты характера Ноздрева отражены также в интерьере дома. В его кабинете отсутствуют какие-либо бумаги или книги. Однако стены увешаны саблями, ружьями, турецкими кинжалами и различными трубками. Символична в этом интерьере шарманка. В этом предмете присутствует одна дудка, которая никак не хотела угомониться. Эта деталь явилась неким символом характера персонажа. Она показывает неуемную энергию, неугомонность и бойкость героя.

Поведение Ноздрева

Энергичность героя толкает его на различные подвиги. Так, например, имея склонность к обмену, все, что у него есть, в момент меняется на что-то другое. Появившиеся деньги герой тут же тратит на ярмарке, покупая всякие совершенно курительные свечи, хомуты, пистолеты, горшки, табак, изюм и прочее. Но все приобретенные вещи до дома довозятся редко, так как в этот же день он может все проиграть. Несмотря на неупорядоченность своей жизни в целом, Ноздрев проявляет удивительную для него последовательность при совершении сделки с Чичиковым. Помещик старается продать все, что может: собак, жеребца, шарманку. После Ноздрев затевает игру в шашки, обмен бричками. Но Чичиков замечает плутовство и отказывается от игры. Своеобразны и манеры Ноздрева. Его речь всегда эмоциональна, разнообразна по составу, говорит он громко, частенько вскрикивая. Но образ Ноздрева статичен в плане того, что предстает он читателю уже вполне сформировавшимся. Предыстория героя закрыта, а по ходу повествования с персонажем не происходит никаких внутренних изменений.

Заключение

Гоголь, изображая Ноздрева, создал колоритный и легко узнаваемый характер. Герой - типичный хвастун, лихач, болтун, спорщик, дебошир, кутила. Он совсем не против выпить и любит поиграть. Однако несмотря на всю "типичность", некоторые детали и отдельные мелочи придают характеру индивидуальность. Все повествование пронизано изрядной долей юмора. Однако произведение изображает героев, их характеры, манеры, действия и поведение, сообщая о достаточно серьезной проблеме того времени - потере нравственности, духовности. Роман-поэма Гоголя - это "смех сквозь слезы". Автор создал произведение, мучаясь вопросом о том, если люди не одумаются и не начнут меняться.

В образе Ноздрева Гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». Истоки данного образа уходят в комедии Аристофана и Плавта, в западноевропейскую литературу. Однако много в этом образе и чисто русского, национального. Подобный тип был отмечен уже Пушкиным в романе «Евгений Онегин».

Мой брат двоюродный, Буянов,

В пуху, в картузе с козырьком

(Как вам, конечно, он знаком)...

Основные черты характера Ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. Гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. Они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».

Раскрывая образ Ноздрева, Гоголь мастерски использует различные художественные средства. Прежде всего, выразителен сам портрет героя. «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Характерно, что Ноздрев обладает привлекательной внешностью, физической силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек...» Здесь в поэме возникает мотив русского богатырства. «Историческую, фольклорную и литературную традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «Мертвых душ» — русское богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала Е. А. Смирнова. Портретирование героев «в свете мотива русского физического богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено В. А. Недзвецким.

И в обрисовке Ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. Контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.

Сам мотив «разгулья удалого», «широкой русской души», присутствующий у Гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе Ноздрева. Как замечает дореволюционный исследователь, Ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. Он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».

Характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика Чичиковым. «Ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. Гости должны были пробираться между перелогами и взброненными нивами... Во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. Сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». Пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность Ноздрева.

Так, уже образ жизни героя лишен какой-либо упорядоченности. Хозяйство помещика полностью пришло в упадок. В конюшне его пустые стойла, водяная мельница без порхлицы, в доме беспорядок и запущенность. И только псарня у него в хорошем состоянии. «Среди собак Ноздрев...совершенно как отец среди семейства», — замечает Гоголь. Данное сравнение задает в повествовании тему «злоречия» героя. Как замечает С. Шевырев, Ноздрев «очень похож на собаку: без причины в одно и то же время и лает, и обгрызается, и ласкается».

Герой склонен ко лжи, обманам, пустой болтовне. Он может запросто оклеветать, оболгать человека, распустить о нем сплетню, «небылицу, глупее которой трудно выдумать». Характерно, что лжет Ноздрев без видимого повода, «из любви к искусству». Так, придумав историю с губернаторской дочкой, он продолжает лгать и далее, впутывая и себя в эту историю. Причина этого проста: Ноздрев понимал, что «мог таким образом накликать беду, но языка никак уже не мог придержать. Впрочем, и трудно было, потому что представились сами собою такие интересные подробности, от которых никак нельзя отказаться...»

Склонность к обманам и плутовству проявляется в нем и во время карточной игры. Потому игра часто заканчивается дракой: «поколачивали его сапогами, или же задавали передержку его густым и очень хорошим бакенбардам...»

Характер героя, его интересы и образ жизни отражены и в интерьере его дома. В кабинете Ноздрева нет книг и бумаг, зато висят сабли, ружья, турецкие кинжалы и трубки разного рода — «деревянные, глиняные, пенковые, обкуренные и необкуренные, обтянутые замшей и необтянутые». В этом интерьере символичен один предмет — шарманка, в которой есть «одна дудка, очень бойкая, никак не хотевшая угомониться». Эта выразительная деталь символизирует характер героя, его неугомонность, неуемную энергию.

Ноздрев необыкновенно «активен», энергичен, юркость и бойкость характера толкают его на новые и новые «предприятия». Так, он обожает меняться: ружье, собака, лошади — все вмиг становится предметом обмена. Если у него появляются деньги, то на ярмарке он тут же накупает «всякой всячины»: хомутов, курительных свечек, изюму, табаку, пистолетов, селедок, картин, горшков и т.п. Однако приобретенные вещи редко довозятся до дому: в этот же день он может все проиграть.

Ноздрев очень последователен в своем поведении и во время купли-продажи мертвых душ. Он тут же пытается продать Чичикову жеребца, собак, шарманку, потом затевает обмен бричками, игру в шашки. Заметив плутовство Ноздрева, Чичиков отказывается играть. И далее «исторический» человек учиняет скандал, драку, и только появление в доме капитана-исправника спасает Чичикова.

Характерна и речь Ноздрева, его манеры. Он разговаривает громко, эмоционально, часто вскрикивая. Речь его очень пестра и разнообразна по своему составу.

Кроме того, стоит отметить статичность данного образа. Гоголь дает характер Ноздрева уже сложившимся, готовым, предыстория этого характера для читателя закрыта, на протяжении повествования с героем не происходит каких-либо внутренних изменений. Однако, как замечает К. Аксаков, такая «неподвижность» образа естественна для эпического произведения.

Таким образом, созданный Гоголем характер — хвастуна, болтуна, лихача, кутилы, игрока, дебошира и спорщика, любителя выпить и присочинить что-то — колоритен и легко узнаваем. Герой типичен, и вместе с тем, благодаря ряду деталей, особых мелочей, писатель сумел подчеркнуть его индивидуальность.

НОЗДРЕВ

НОЗДРЕВ - персонаж поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» (перв. том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; втор, том 1842-1845). Литературные источники образа Н.- образы лгунов и хвастунов в драматургии Я.Б.Княжнина, А.П.Сумарокова, И.И.Хемницера, И.А.Крылова, а также Загорецкий из комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума», Глаздурин из романа Ф.В.Бул-гарина «Иван Выжигин». В образе Н. развиты черты гоголевских персонажей Ихарева и особенно Хлестакова.

Образ Н. представляет тип «разбитного малого», кутилы «неугомонной юркости и бойкости характера», «исторического человека», ибо Н. всякий раз попадает в историю: либо его выводят из зала жандармы, либо выталкивают свои же приятели, либо он напивается в буфете, либо врет, будто держал лошадь голубой или розовой масти. Н. также охоч до женского пола, по его выражению, не прочь «попользоваться насчет клубнички» (он завсегдатай провинциальных театров и поклонник актрис, его детей воспитывает «смазливая нянька»). Главная страсть Н.- «нагадить ближнему»: Н. распускал небылицы, расстраивал свадьбу, торговую сделку, но по-прежнему почитал себя приятелем того, кому нагадил. Страсть Н. общечеловеческая, не зависит ни от чина, ни от веса в обществе. По Гоголю, подобно Н., гадит человек «с благородной наружностью, со звездой на груди» («И нагадит так, как простой коллежский регистратор»). Фамилия Н.- метонимия носа (происходит абсурдное двойное отделение: ноздрей от носа, носа - от тела). Ряд пословиц и поговорок соотносится с образом и характером Н.: «совать нос не в свое дело», «любопытной Варваре нос оторвали», «остаться с носом», «держать нос по ветру» (ср. у Гоголя: «Чуткий нос его слышал за несколько десятков верст, где была ярмарка со всякими съездами и балами...»). Портрет Н. также построен на метонимии лица (бакенбарды) и согласуется с его метонимической фамилией: «возвращался домой он иногда с одной только бакенбардой, и то довольно жидкой. Но здоровые и полные щеки его так хорошо были сотворены и вмещали в себе столько растительной силы, что бакенбарды скоро вырастали вновь, еще даже лучше прежних».

Вещи вокруг Н. тождественны его хвастливой и азартной натуре. С одной стороны, они иллюстрируют хаотичность, беспорядочность Н., с другой - его гигантские претензии и страсть к преувеличениям. В доме Н. все заляпано краской: мужики белят стены. Н. показывает Чичикову и Мижуеву конюшню, где стой ла в основном пустые; пруд, где раньше, по словам Н., «водилась рыба такой величины, что два человека с трудом вытаскивали штуку»; псарню с густопсовыми и чистопсовыми, «наводившими изумление крепостью черных мясов»; поле, где Н. ловил зайца-русака за задние ноги. Кабинет Н. отражает его воинственный дух: вместо книг по стенам висят сабли, ружья, турецкие кинжалы, на одном из которых по ошибке было вырезано: «Мастер Савелий Сибиряков» (алогизм Гоголя подчеркивает абсурдность вранья Н.). Шарманка Н. играет воинственную песню «Мальбруг в поход поехал». Метонимический принцип в образе Н. последовательно проводится Гоголем: дудка в шарманке Н. совершенно точно повторяет сущность хозяина, его бессмысленно-задорный нрав: «Уже Ноздрев давно перестал вертеть, но в шарманке была одна дудка очень бойкая, никак не хотевшая угомониться, и долго еще потом свистела она одна». Даже блохи в доме Н., всю ночь кусавшие Чичикова, как и Н., «пребойкие насекомые». Энергичный, деятельный дух Н., в противоположность праздности Манилова, тем не менее лишен внутреннего содержания, абсурден и в конечном счете так же мертв. Н. меняет все, что угодно: ружья, собак, лошадей, шарманку - не ради выгоды, а ради самого процесса. Четыре дня, не выходя из дому, Н. подбирает крапленую колоду, «на которую можно было бы понадеяться, как на верного друга». Н.- шулер, он подпаивает Чичикова мадерой и рябиновкой с запахом сивухи, чтобы обыграть в карты. Играя с Чичиковым в шашки, Н. ухитряется обшлагом рукава халата продвинуть шашки в дамки.

Если Манилов заботится о «деликатных» деталях, Собакевич - о целом, то Н. пренебрегает тем и другим. Еда у Н. выражает его бесшабашный дух: «кое-что и пригорело, кое-что и вовсе не сварилось. Видно, что повар руководствовался более каким-то вдохновеньем и клал первое, что попадалось под руку <...> перец... капусту, пичкал молоко, ветчину, горох - словом, катай-валяй, было бы горячо, а вкус какой-нибудь, верно, выйдет».

Н. импульсивен и гневлив. В пьяном виде Н. сечет розгами помещика Максимова, собирается с помощью дюжих слуг побить Чичикова. Н. способен одновременно хвалить и ругать, не стесняясь в выражениях: «Голову ставлю, что врешь!», «... ведь ты большой мошенник <...> Ежели бы я был твоим начальником, я бы тебя повесил на первом дереве» (о Чичикове); «...это просто жидомор» (о Собакевиче). Н.- инициатор скандала вокруг «мертвых душ», он первым выдал тайну Чичикова на бале у губернатора, после чего «посреди котильона он сел на пол и стал хватать за полы танцующих». Н. в разговоре с чиновниками подтвердил, будто Чичиков - шпион, еще в школе был фискалом, что он печатает фальшивые ассигнации и что к его дому на ночь поставили караул, но Чичиков за одну ночь все ассигнации переменил на настоящие, что он, Н., помогал Чичикову похитить губернаторскую дочку и пр.

В инсценировке поэмы роль Н. исполняли И.М.Москвин, Б.Н.Ливанов.

В опере Р.К.Щедрина «Мертвые души» партия Н. была предназначена для тенора (первый исполнитель - В.И.Пьявко, 1977).

А.Б.Галкин


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "НОЗДРЕВ" в других словарях:

    - (иноск.) нахал, необузданный буян, негодяй Ср. Отталкивала меня от него настоящая ноздревщина... мне все так и казалось, что он мне дома у себя всучит либо борзую собаку, либо шарманку. Лесков. Отборное зерно. Ср. Так ты не хочешь играть? нет,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    НОЗДРЕВАТЫЙ НОЗДРЕВ НОЗДРЯКОВ НОЗДРУНКОВ Фамилии старые. От мирского имени или прозвища Ноздря (так же как Носов от Нос) и его производных форм или от прозвища Ноздреватый. Имена образованные от названий различных частей тела были нередкостью. В… … Русские фамилии

    Мёртвые души (первый том) Заглавный лист первого издания Автор: Николай Васильевич Гоголь Жанр: Поэма (роман, роман поэма, прозаическая поэма) Язык оригинала: Русский … Википедия

    Ноздревъ (иноск.) нахалъ, необузданный буянъ, негодяй. Ср. Отталкивала меня отъ него настоящая ноздревщина... мнѣ все такъ и казалось, что онъ мнѣ дома у себя всучитъ либо борзую собаку, либо шарманку. Лѣсковъ. Отборное зерно. Ср. Такъ ты не… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Ноздрёв м. 1. Литературный персонаж. 2. Употребляется как символ буяна, драчуна и бесцеремонного человека. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Ноздрев ("Мертвые души") - Смотри также Помещик. Человек лет тридцати. Чернявый, среднего роста, очень недурно сложенный молодец, с полными румяными щеками, белыми, как снег, зубами и черными, как смоль, бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось … Словарь литературных типов

    Ноздрев ("Мертвые души") - Смотри также … Словарь литературных типов

    ноздревой - ноздрев ой …

    ноздреватость - ноздрев атость, и … Русский орфографический словарь

    ноздреватый - ноздрев атый … Русский орфографический словарь

Книги

  • Применение ультраакустики в молекулярной физике , Ноздрев В. Ф.. В книге излагаются физические основы оптических и им­пульсных методов измерения скорости и коэффициента погло­щения ультразвуковых волн в жидкостях и газах. Особое внимание обращено на…

В поэме «Мертвые души» Гоголь ярко изобразил «хозяев страны», помещиков, отвечающих за экономическое и культурное состояние России, за судьбу народа. Один из них, Ноздрев, предстает перед нами в 4 главе первого тома. Во время встречи в трактире Чичиков продолжает знакомиться с ним, а мы – начинаем. Вот чем важен эпизод.

Автор описывает Ноздрева так: «Это был среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными как смоль бакенбардами. Свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».

Судя по портрету, энергии и сил герою не занимать. Куда же он их тратит?

Ноздрев рассказывает Чичикову, что возвращается с ярмарки, где «продулся в пух». Так мы выясняем, что герой необыкновенно азартен. Причем, это касается не только различных игр. Ноздрев и врет, например, азартно. Он настолько любит фантазировать и хвалиться, что, похоже, давно утратил чувство реальности: « А ведь будь только двадцать рублей в кармане, продолжал Ноздрев, именно не больше как двадцать, я отыграл бы все, то есть кроме того, что отыграл бы, вот как честный человек, тридцать тысяч сейчас положил бы в бумажник».

В разговоре участвует третье лицо, зять Ноздрева Мишуев, который постоянно пытается спускать тестя с небес на землю. Но это невозможно. Ноздрев лжет «вдохновенно» и сам искренне, горячо верит в собственную болтовню! Кроме того, он немыслимо упрям, и свою неправоту никогда не признает. Например, в споре с Мишуевым по поводу собственного проигрыша Ноздрев сначала приводит доводы, не относящиеся к делу («А ты думаешь, майор твой хорошо играет?»), а потом меняет тему и собеседника («Зато, брат Чичиков, как покутили мы в первые дни!»). Но его реплика должна быть последней!

Героя также нельзя заставить замолчать или перебить, чтобы он выслушал пространный монолог собеседника. Ноздрев не имеет представления даже об элементарных правилах поведения в обществе.

Такое ощущение, что воспитанием героя никто никогда не занимался, а ведь перед нами дворянин! Так Гоголь развенчал миф о представителях господствующего класса как людях высококультурных, образованных. Ноздрев даже здороваться не умеет. «Ба, ба, ба! – вскричал он вдруг, расставив обе руки при виде Чичикова. Какими судьбами?» Это вместо приветствия! Здесь же мы узнаем, что Ноздрев говорит Чичикову «ты», хотя «он с своей стороны не подал к тому никакого повода».

Ноздрев готов побрататься со всем миром, но такое «родство» налагает определенные обязательства на противоположную сторону. Герой как бы говорит: «Все мое – твое, однако и все, что есть у тебя, – давай мне». Чужим имуществом Ноздрев пользуется без спросу и без всякого стеснения, последнее ему вообще не свойственно. Точно так же герой относится и ко времени других людей, поэтому на фразу Чичикова о том, что у него есть срочное дело, говорит: «Ну вот уж и дело! Уж и выдумал! Ах ты, Оподелдок Иванович!»

Ноздрев просто не понимает, как люди могут заниматься чем-то серьезным, работать. Жизнь для него – сплошной праздник, состоящий из пьяного разгула, карточной игры и псовой охоты. К развлечению герой постоянно готов и не знает в этом устали. Он легко находит друзей, подобных себе, таких же бестолковых кутил: «…как начали мы, братец, пить…Штабс-ротмистр Поцелуев … такой славный! усы, братец, такие! Бордо называет просто бурдашкой… Поручик Кувшинников… Ах, братец, какой премилый человек! вот уж, можно сказать, во всей форме кутила».

Ноздрев очень эмоционален. Это можно понять хотя бы по тем эпитетам, которыми он наделяет друзей. Вообще людей герой четко делит на два лагеря: одни «премилые», «славные», другие же – «жидоморы», «свинтусы», «бестии», «мошенники», «подлецы». Причем Ноздрев противоречив, «плохие» у него могут мгновенно стать «хорошими» и наоборот. Герой непредсказуем, поэтому Чичиков ведет себя очень осторожно. Боясь обидеть Ноздрева, он, например, рассматривает щенка и, что удивительно, находит нужные слова, чтоб похвалить покупку «приятеля»: говорит, что собака «доброй породы», имеет «хорошее чутье». В этом эпизоде Чичиков опять демонстрирует свое умение приспосабливаться к людям. На фамильярность Ноздрева, его грубость герой отвечает выносливостью, «олимпийским» спокойствием. Он терпит и поцелуи, и объятия «приятеля», даже соглашается поехать к нему: «заеду я в самом деле к Ноздреву. Чем он хуже других, такой же человек, да еще и проигрался. Горазд он, как видно, на все, стало быть, у него даром можно кое-что выпросить». Чичиков знает свое дело, он неуклонно движется к намеченной цели, преодолевая все преграды. Как опытный «бизнесмен», герой постоянно ищет новые, более легкие пути получения выгоды. Но с Ноздревым Чичиков ошибся: с непредсказуемым человеком договориться нельзя.

Эпизод встречи героев в трактире раскрывает характеры, явные и скрытые, потенциальные возможности собеседников. Главным образом, автор здесь изображает Ноздрева, в натуре которого выделяется бесцельная активность. Свою неуемную энергию герой растрачивает впустую. Это прожигатель жизни, один из многих в галерее «мертвых душ».

    Среди персонажей гоголевской поэмы «Мертвые души» Чичиков занимает особое место. Будучи центральной (с точки зрения сюжета и композиции) фигурой поэмы, этот герой вплоть до последней главы первого тома остается для всех загадкой - не только для чиновников...

    Поэма Н.В. Гоголя “Мертвые души” (1835-1841) принадлежит к тем неустаревающим произведениям искусства, которые ведут к масштабным художественным обобщениям, поднимают коренные проблемы человеческой жизни. В омертвении душ персонажей (помещиков, чиновников,...

    Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму в 1895 году в Петербурге по настойчивому совету Пушкина. После долгих скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе над поэмой. Ее создание он рассматривал как исполнение клятвы,...

    Поэма «Мертвые души» (1842) - произведение глубоко оригинальное, национально-самобытное. Это – произведение о контрастности, неопределенности российской действительности, и название поэмы неслучайно. Современникам Гоголя такое название казалось удивительным,...

Загрузка...
Top