Николай михайлович карамзин. Литературно-исторические заметки юного техника «Любил грустить, не зная о чем…»

Н иколай Михайлович Карамзин - великий русский писатель, крупнейший литератор эпохи сентиментализма. Писал художественную прозу, лирику, пьесы, статьи. Реформатор русского литературного языка. Создатель «Истории государства Российского» - одного из первых фундаментальных трудов по истории России.

«Любил грустить, не зная о чем…»

Карамзин родился 1 (12) декабря 1766 года в селе Михайловка Бузулукского уезда Симбирской губернии. Вырос в деревне отца, потомственного дворянина. Интересно, что род Карамзиных имеет тюркские корни и происходит от татарского Кара-мурзы (аристократического сословия).

О детстве писателя известно немного. В 12 лет его отправляют в Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где молодой человек получает первое образование, изучает немецкий и французский языки. Еще через три года он начинает посещать лекции знаменитого профессора эстетики, просветителя Ивана Шварца в Московском университете.

В 1783 году по настоянию отца Карамзин поступает на службу в Преображенский гвардейский полк, но вскоре выходит в отставку и уезжает в родной Симбирск. В Симбирске происходит важное для молодого Карамзина событие - он вступает в масонскую ложу «Золотого венца». Это решение сыграет свою роль чуть позже, когда Карамзин вернется в Москву и сойдется со старым знакомым их дома - масоном Иваном Тургеневым , а также писателями и литераторами Николаем Новиковым, Алексеем Кутузовым, Александром Петровым. Тогда же начинаются первые попытки Карамзина в литературе - он участвует в издании первого русского журнала для детей - «Детское чтение для сердца и разума». Четыре года, проведенных им в обществе московских масонов, оказали серьезное влияние на его творческое развитие. В это время Карамзин много читает популярных тогда Руссо, Стерна, Гердера, Шекспира , пробует переводить.

«В кружке Новикова началось образование Карамзина, не только авторское, но и нравственное».

Литератор И.И. Дмитриев

Человек пера и мысли

В 1789 году следует разрыв с масонами, и Карамзин отправляется путешествовать по Европе. Он объехал Германию, Швейцарию, Францию и Англию, останавливаясь преимущественно в больших городах, центрах европейского просвещения. Карамзин посещает Иммануила Канта в Кёнигсберге, становится свидетелем Великой французской революции в Париже.

Именно по результатам этой поездки он пишет знаменитые «Письма русского путешественника». Эти очерки в жанре документальной прозы быстро обрели популярность у читателя и сделали Карамзина известным и модным литератором. Тогда же, в Москве, из-под пера литератора появляется на свет повесть «Бедная Лиза» - признанный образец русской сентиментальной литературы. Многие специалисты по литературоведению считают, что именно с этих первых книг начинается современная русская литература.

«В начальный период его литературной деятельности Карамзину был свойствен широкий и политически довольно неопределенный «культурный оптимизм», вера в спасительное влияние успехов культуры на человека и общество. Карамзин уповал на прогресс наук, мирное улучшение нравов. Он верил в безболезненное осуществление идеалов братства и гуманности, пронизывавших литературу XVIII века в целом».

Ю.М. Лотман

В противовес классицизму с его культом разума, по следам французских литераторов Карамзин утверждает в русской литературе культ чувств, чувствительности, сострадания. Новые «сентиментальные» герои важны прежде всего способностью любить, отдаваться чувствам. «Ах! Я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» («Бедная Лиза»).

«Бедная Лиза» лишена морали, дидактизма, назидательности, автор не поучает, а пытается вызвать у читателя сопереживание героям, что отличает повесть от прежних традиций классицизма.

«Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гёте в своем «Вертере».

Филолог, литературовед В.В. Сиповский

Николай Карамзин на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер. Архитектор Виктор Гартман. 1862

Джованни Баттиста Дамон-Ортолани. Портрет Н.М. Карамзина. 1805. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Памятник Николаю Карамзину в Ульяновске. Скульптор Самуил Гальберг. 1845

Тогда же начинается и реформа литературного языка - Карамзин отказывается от старославянизмов, населявших письменный язык, ломоносовской высокопарности, от использования церковнославянской лексики и грамматики. Это сделало «Бедную Лизу» легкой и приятной повестью для чтения. Именно сентиментализм Карамзина стал фундаментом развития дальнейшей русской литературы: от него отталкивался романтизм Жуковского и раннего Пушкина .

«Карамзин сделал литературу гуманною».

А.И. Герцен

Одна из важнейших заслуг Карамзина - обогащение литературного языка новыми словами: «благотворительность», «влюбленность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «утонченность», «первоклассный», «человечный», «тротуар», «кучер», «впечатление» и «влияние», «трогательный» и «занимательный». Именно он ввел в обиход слова «промышленность», «сосредоточить», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония», «катастрофа», «будущность» и другие.

«Писатель-профессионал, один из первых в России имевший смелость сделать литературный труд источником существования, выше всего ставивший независимость собственного мнения».

Ю.М. Лотман

В 1791 году начинается деятельность Карамзина-журналиста. Это становится важной вехой в истории русской литературы - Карамзин основывает первый русский литературный журнал, отца-основателя нынешних «толстых» журналов - «Московский журнал». На его страницах выходит ряд сборников и альманахов: «Аглая», «Аониды», «Пантеон иностранной словесности», «Мои безделки». Эти публикации сделали сентиментализм основным литературным течением в России конца XIX века, а Карамзина - его признанным лидером.

Но скоро следует глубокое разочарование Карамзина в прежних ценностях. Уже через год после ареста Новикова закрывается журнал, после смелой карамзинской оды «К Милости» милости «сильных мира» лишается сам Карамзин, едва не попав под следствие.

«Доколе гражданин покойно, без страха может засыпать, и всем твоим подвластным вольно по мыслям жизнь располагать; ...доколе всем даешь свободу и света не темнишь в умах; доколь доверенность к народу видна во всех твоих делах: дотоле будешь свято чтима... спокойствия твоей державы ничто не может возмутить».

Н.М. Карамзин. «К Милости»

Большую часть 1793–1795 годов Карамзин проводит в деревне и выпускает сборники: «Аглая», «Аониды» (1796). Он задумывает издать нечто в роде хрестоматии по иностранной литературе «Пантеон иностранной словесности», но с большим трудом пробивается через цензурные запреты, не допускавшие печатать даже Демосфена и Цицерона...

Разочарование во Французской революции Карамзин выплескивает в стихах:

Но время, опыт разрушают
Воздушный замок юных лет...
...И вижу ясно, что с Платоном
Республик нам не учредить...

В эти годы Карамзин все больше переходит от лирики и прозы к публицистике и развитию философских идей. Даже «Историческое похвальное слово императрице Екатерине II», составленное Карамзиным при восшествии на престол императора Александра I - преимущественно публицистика. В 1801-1802 годах Карамзин работает в журнале «Вестник Европы», где пишет в основном статьи. На практике его увлечение просвещением и философией выражается в написание трудов на исторические темы, все более создавая знаменитому литератору авторитет историка.

Первый и последний историограф

Указом от 31 октября 1803 года император Александр I дарует Николаю Карамзину звание историографа. Интересно, что титул историографа в России после смерти Карамзина не возобновлялся.

С этого момента Карамзин прекращает всякую литературную работу и в течение 22 лет занимается исключительно составлением исторического труда, знакомого нам как «История государства Российского» .

Алексей Венецианов. Портрет Н.М. Карамзина. 1828. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Карамзин ставит себе задачу составить историю для широкой образованной публики, не быть исследователем, а «выбрать, одушевить, раскрасить» все «привлекательное, сильное, достойное» из русской истории. Важный момент - труд должен быть рассчитан и на иностранного читателя, чтобы открыть Россию Европе.

В работе Карамзин пользовался материалами Московской коллегии иностранных дел (особенно духовными и договорными грамотами князей, и актами дипломатических сношений), Синодальным хранилищем, библиотеками Волоколамского монастыря и Троицко-Сергиевой лавры , частными собраниями рукописей Мусина-Пушкина, Румянцева и А.И. Тургенева, составившего коллекцию документов папского архива, а также многими другими источниками. Важной частью работы стало изучение древних летописей. В частности, Карамзин обнаружил ранее неизвестную науке летопись, названную Ипатьевской.

В годы работы над «Историей...» Карамзин в основном жил в Москве, откуда выезжал только в Тверь и в Нижний Новгород, на время занятия Москвы французами в 1812 году. Лето он обыкновенно проводил в Остафьеве , имении князя Андрея Ивановича Вяземского. В 1804 году Карамзин женился на дочери князя, Екатерине Андреевне, родившей писателю девятерых детей. Она стала второй женой писателя. Впервые писатель женился в 35 лет, в 1801 году на Елизавете Ивановне Протасовой, умершей через год после свадьбы от послеродовой горячки. От первого брака у Карамзина осталась дочь Софья, будущая знакомая Пушкина и Лермонтова .

Главным общественным событием жизни писателя в эти годы стала «Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанная в 1811 году. В «Записке...» отражались взгляды консервативных слоев общества, недовольных либеральными реформами императора. «Записка...» была передана императору. В ней, некогда либерал и «западник», как сказали бы сейчас, Карамзин предстает в роли консерватора и пытается доказать, что никаких фундаментальных преобразований проводить в стране не нужно.

И вот в феврале 1818 года Карамзин выпускает в продажу первые восемь томов своей «Истории государства Российского». Тираж в 3000 экземпляров (огромный для того времени) распродается в течение месяца.

А.С. Пушкин

«История государства Российского» стало первым трудом, ориентированным на самого широкого читателя, благодаря высоким литературным достоинствам и научной скрупулезности автора. Исследователи сходятся во мнении, что этот труд одним из первых способствовал становлению национального самосознания в России. Книга была переведена на несколько европейских языков.

Несмотря на огромную многолетнюю работу, Карамзин не успел дописать «Историю...» до своего времени - начала XIX века. После первого издания были выпущены еще три тома «Истории...». Последним оказался 12-й том, описывающий события Смутного времени в главе «Междоцарствие 1611–1612». Книга вышла уже после смерти Карамзина.

Карамзин был целиком человеком своей эпохи. Утверждение в нем монархических взглядов к концу жизни сблизило писателя с семьей Александра I, последние годы он провел рядом с ними, проживая в Царском Селе . Смерть Александра I в ноябре 1825 и последующие события восстания на Сенатской площади стали настоящим ударом для писателя. Николай Карамзин скончался 22 мая (3 июня) 1826 года в Санкт-Петербурге, похоронен он на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры .

Николай КАРАМЗИН (1766—1826)

Николай Михайлович Карамзин, историограф, писатель, поэт, публицист, родился 1 декабря 1766 г. Он принадлежал к дворянскому роду, ведущему свое происхождение от та-тарского мурзы по имени Кара-Мурза. Отец его, симбирс-кий помещик Михаил Егорович, служил в Оренбурге и вышел в отставку капитаном. Он был женат на Екатерине Петровне Пазухиной; вторым сыном от этого брака был Николай Михайлович. Родился он в селе Михайловке Са-марской губернии Бузулукского уезда и младенцем увезен был в село Знаменское Симбирской губернии Симбирско-го уезда. Матери он лишился рано и едва ее помнил, хотя и сохранил особое благоговение к ее памяти. Сведения о детстве Карамзина сохранились в записках его друга, из-вестного баснописца XVIII века И. И. Дмитриева, а также в повести «Рыцарь нашего времени». Первоначальное обра-зование Н. Карамзин получил в семье. Чтение романов, ос-тавшихся в домашней библиотеке после матери, развивало в мальчике мечтательность, укрепило в нем веру в непре-менное торжество добра. Впрочем, он читал не одни толь-ко романы: по собственному его признанию, тогда же про-чел он и римскую историю. Укреплению в душе религиоз-ного чувства способствовал странный случай: однажды во время прогулки с дядькою он встретил медведя; вдруг уда-рил гром и убил медведя. Припоминая этот случай в 1792 г., Карамзин говорил: «сей удар был основанием моей рели-гии» . В 11 — 12 лет Карамзин был отдан в пансион Фовеля (г. Симбирск), где обучение велось на французском. Вскоре, однако, отец отвез Карамзина в Москву, и тринадцатилет-ний Николай продолжил образование в пансионе профес-сора Шадена, который, по свидетельству современников, был человек хороший, нравственный, образованный и умный пре-подаватель. Из пансиона Карамзин вынес знание европейс-ких языков (немецкого, французского, английского, италь-янского, греческого и латыни) и уважение к славному тогда немецкому моралисту Геллерту (по лекциям Геллерта в пансионе преподавали нравоучение, т. е. этику). По обычаю того времени, Карамзин с колыбели был записан в воен-ную службу; по окончании курса в пансионе в 1781 г. он явился в Преображенский полк и за нравоучение получил годовой отпуск; тогда, быть может, он и слушал лекции Шварца в Московском университете. В 1782 г. он поступил на действительную службу.

Литературную деятельность, по свидетельству Дмитриева, Карамзин начал переводом «Разговора в царствие мертвых Марии Терезии с императрицей Елизаветой Петровной». За этот перевод он получил от книгопродавца Миллера экземпляр «Тома Джонса» (в русском переводе «Томас Ионес»). Первым печатным трудом Карамзина был перевод идиллии Геснера «Деревянная нога» (1783). После смерти отца Карамзин вышел в отставку (1784) и уехал на родину, в Симбирск. Там он вел рассеянную светскую жизнь, но по обычаю своему много читал и сделал перевод статьи «Раз-говор между отцом и детьми в кафе» для первого русско-го детского журнала «Детское чтение», издававшегося Н. И. Новиковым. В 1785 г., поддавшись уговорам Н. П. Тур-генева, Карамзин возвратился в Москву. Тургенев, симбирс-кий уроженец, принадлежал к масонам, и в Москве он ввел Карамзина в их общество, возглавляемое Новиковым. Бла-готворительность и просветительство масонов привлекали Карамзина, равно как и их противодействие возрастающе-му в просвещенных кругах Европы неверию (атеизму). Но мистическая таинственность масонских обрядов претила Ка-рамзину, и потому перед отъездом своим за границу он за-явил, что отказывается посещать собрания масонов. Расста-лись они друзьями, и после Карамзин не раз вставал на защиту Новикова. Вот почему начавшееся позднее пресле-дование масонов не коснулось Карамзина: масоны заявили, что Карамзин не принадлежит к их обществу. В 1780-х гг. Карамзин много переводит, совершенствует свой литератур-ный язык. В 1789 г. он уезжает путешествовать по Европе. Он посещает Германию, Швейцарию, Францию, Англию; ви-дится с Гете, беседует с Кантом. Его путешествие совпадает с событиями Великой французской революции, к которой Ка-рамзин относится враждебно, но при этом оценивает ее как крупнейшее событие эпохи. Возвратившись на родину, Карамзин опубликовал «Письма русского путешественни-ка» — книгу, прославившую его имя.

Уже в «Письмах...» Карамзин приблизил язык литерату-ры к разговорной речи образованных слоев современного ему общества, освободив его от архаических форм, вырабо-тав легкую, изящную и непринужденную интонацию фразы, обогатив словарный состав.

С 1791 г. Карамзин издает «Московский журнал», где пуб-ликует стихи Державина, Хераскова, Дмитриева, а также соб-ственные сочинения: «София» — любопытная попытка дра-мы из русской жизни; «Фрол Силин» — идеализированное изображение русского крестьянина, основанное на детских воспоминаниях автора; «Бедная Лиза» — повесть , поразив-шая современников Карамзина, первое произведение сенти-ментализма в русской литературе (1792 г.). Там же появились «Наталья, боярская дочь» — по мнению некоторых, своего рода переход от «Душеньки» Богдановича к «Руслану и Людмиле» Пушкина, повесть «Лиодор», где имеются черты автобиографические, и стихотворения «К Милости», «Сце-ны из Саконталы». С 1793 г. вместо журнала Карамзин изда-ет сборник «Аглая». Первая книга «Аглаи» вышла в свет зимой 1793 г., вторая — в 1794 г. Наиболее выдающиеся про-изведения в этих книжках-сборниках: «Остров Борнгольм», привлекший таинственностью содержания и ставшей знаме-нитой песней «Законы осуждают предмет моей любви», «Пе-реписка Филалета и Мелодора» (по остроумному замечанию А. Д. Галахова, Мелодор — это Карамзин, убоявшийся за успех просвещения ввиду прискорбных событий эпохи и усомнившийся в прогрессе; Филалет — это Карамзин — пос-ледователь оптимизма, убежденный в том, что в мире Божием существует порядок, который мы не понимаем по слабости нашего разума). Здесь же напечатан изящный очерк «Афин-ская жизнь» и начата сказка «Илья Муромец». Известно, что Карамзин готовил к выпуску третью книгу «Аглаи», однако она не увидела свет. В 1795 г. он принял участие в «Москов-ских ведомостях», где в разделе «Смесь» помещал мелкие статьи, большей частью переводные. В 1796 г. он перевел повесть французской писательницы мадам де Сталь «Меди-на», издал повесть «Юлия» и первую книжку собрания чу-жих и своих стихотворений под названием «Аониды». Вторая книжка «Аонид» вышла в 1797 г., а третья — в 1799 г.

6 ноября 1796 г. скончалась Екатерина II. Новое цар-ствование пробудило новые надежды у многих русских ли-тераторов и общественных деятелей. Восшествие на престол Павла I Карамзин приветствовал одой, в которой прослав-лял в общих выражениях милость к Новикову, выражал надежду на то, что «святая искренность» может «к царю приблизиться теперь». Вскоре, однако, иллюзии Карамзина развеялись. По поводу «Писем» Карамзину грозила боль-шая опасность: рижский цензор Туманский, недовольный Ка-рамзиным за отказ поместить его стихи в «Московском журнале», получив немецкий перевод «Писем», нашел в них воль-ные мысли и сделал донос. Граф Ростопчин на этот раз спас Карамзина; он же спас его от последствий другого доноса, поданного на писателя императору Павлу. В таком положе-нии Карамзину оставалось только печатать «Аониды», из-давать старые свои сочинения и заниматься переводами. В 1798 г. было начато задуманное Карамзиным издание «Пан-теон иностранной литературы » (с 1798 по 1803 гг. вышли три тома, второе издание в 1818 г., третье — в 1835 г.). В этом издании Карамзин предполагал помещать образцы древних и новых литераторов, но столкнулся с цензурными затруд-нениями. «Странное дело! У нас есть Академия, Универси-тет, а литература под лавкою», — писал он Дмитриеву. В другой раз, тоже раздраженный цензурными препонами, он высказывал желание навсегда оставить занятия литерату-рой: «...умирая авторски, восклицаю: да здравствует рос-сийская литература

12 марта 1801 г. скончался император Павел, и 26 марта Карамзин поздравлял брата «с новым любезным нашим императором». Восшествие на престол Александра I Карам-зин приветствовал одой, в которой сравнивал его восшествие с приходом весны, выражал надежду на великие дела, желал мира, правды на суде, добрых нравов, образец которых дол-жен представлять двор юного императора, но предостерегал от льстецов и указывал на доблесть князя Пожарского и правдивость князя Я. Долгорукова; в заключение он описы-вал, как музы снимают с себя черный креп — знак траура. Император принял оду благосклонно. В апреле 1801 г. Ка-рамзин женился на Е. Н. Плещеевой, но прожил с ней счаст-ливо всего лишь один год. В марте 1802 г. она родила ему дочь Софью, а в апреле скончалась. Карамзин был неутешен. М. А. Дмитриев со слов дяди рассказывал, что однажды Ка-рамзин, утомленный, уснул на диване и видел странный сон: стоит он у могилы, а через нее подает ему руку дочь князя Вяземского, Екатерина Андреевна. После — в 1804 г. — именно на ней он женился, но в то время даже не думал о ней В 1802 г. Карамзин пишет «Историческое похвальное слово императрице Екатерине», где рассматривает сначала победы Екатерины, потом ее законы и наконец учреждения. Ясно высказываясь в пользу самодержавия, Карамзин ста-вит в заслугу Екатерине то, что «она уважала в подданном сан человека», что она провозгласила: «владыки земные дол-жны властвовать для блага народов». Отрицательные мо-менты царствования Екатерины он отметил в «Записке о древней и новой России». В «Слове...» же он стремился показать новому правительству идеал для подражания, ибо Александр I дал обет «править народом по закону и сердцу бабки своей Екатерины Великой». Александр одобрил «Сло-во». В 1802 г. Карамзин начал издавать новый журнал «Вестник Европы», который продолжался и в 1803 г. Жур-нал призван был способствовать нравственному развитию и образованию русского общества. В нем опубликованы статьи Карамзина: «О новом образовании народного просвещения в России», «О верном способе иметь в России довольно учителей», «Письма сельского жителя» (посвященная крес-тьянскому вопросу и проблемам ограничения крепостного права); «О любви к отечеству и народной гордости» («Кто сам себя не уважает, того без сомнения и другие ува-жать не будут»); об обучении и воспитании — «Странность» и «Исповедь», а также ряд исторических статей: «О тайной канцелярии», «О Московском мятеже в царствование Алек-сея Михайловича», «О случаях и характерах в Российской истории, которые могут служить предметом художеств» и т. д. Из литературных произведений Карамзина на страни-цах «Вестника Европы» появились «Марфа Посадница» и автобиографическая повесть «Рыцарь нашего времени».

Представление о русском сентиментализме связано с име-нами Н. М. Карамзина, И. И. Дмитриева, М. Н. Муравьева, В. В. Капниста, Ю. А. Нелединского-Мелецкого, Н. А. Львова, В. Л. Пушкина и некоторых других писателей 1790—1800 гг.

Эти авторы не отказывались от поэтического наследия середины XVIII века, но по-своему переосмысляли его. «Чув-ство» вовсе не было открытием сентиментализма. В пред-шествовавшей поэзии оно играло не менее существенную роль. Лирический восторг Ломоносова — это монолитное, це-лостное чувство, вполне определенное и постоянное.

Теоретики нового направления считали, что поэт должен уловить и передать не только само чувство, но и тончайшие оттенки его.

В одном из своих программных стихотворений «Протей, или Несогласия стихотворца» (1798) Карамзин писал:

Чувствительной душе не сродно ль изменяться?

Она мягка, как воск, как зеркало ясна,

И вся Природа в ней с оттенками видна.

Нельзя ей для тебя единою казаться

В разнообразии естественных чудес.

Идея внесословной ценности человека, появившаяся в России еще в начале XVIII в., во второй половине столетия приобретает все более богатое содержание. Человек стано-вится замечателен не только своими деловыми качествами, но и достоинствами души.

Эта идея имела глубоко прогрессивный смысл. Сентимен-тализм, опиравшийся в своей основе на эту идею, также сле-дует рассматривать как явление вполне закономерное, исто-рически обусловленное и прогрессивное. Интерес к отдель-ной человеческой личности, к ее душевному миру, ее чув-ству — это было новое крупное открытие поэзии.

В 1803—1804 гг. опубликованы «Сочинения Карамзина» в 8 томах. 28 сентября 1803 г. Карамзин обратился к М. И. Муравьеву, попечителю Московского округа, с просьбой ходатайствовать о доставлении ему звания историографа и средств для совершения задуманного труда. 31 ноября того же года был издан указ о получении Карамзиным звания историографа. Карамзин завершил издание «Вестника» и, по выражению князя Вяземского, «постригся в историки». Вскоре после того как Александр I в 1810 г. пожаловал Карамзину орден Св. Владимира 3-й степени, Карамзин пред-ставил государю «Записку о древней и новой России», которую Александр встретил довольно холодно. «Записка» — высший гражданский подвиг, на который не многие способ-ны были решиться. После краткого обращения к эпохе Древней Руси автор воздает должное гению Петра Велико-го и его намерениям, утверждая при этом, что он «мог бы возвеличиться гораздо более, когда бы нашел способ просве-тить ум Россиян без вреда для их гражданских добродете-лей». Строго осудив XVIII век, он указывает и на темные стороны правления Екатерины II.

28 января 1818 г. Карамзин поднес государю 8 томов «Ис-тории». Напечатано было 3000 экземпляров, и они разо-шлись за 25 дней. Потребовалось второе издание, которое принял на себя книгопродавец Сленин (издание это заклю-чало в себе 11 томов и выходило в 1819—1824 гг., 12-й том вышел уже после смерти Карамзина — под редакцией Блудова, в 1829 г.). «История» была уже при жизни Карамзина переведена на французский, немецкий, польский и итальянс-кий языки. После смерти Александра I , которую Карамзин пережил как личное горе, у него началась чахотка. Медики сочли нужным послать его в Италию. Николай I дал мило-стивое разрешение на лечение российского историографа в Италии. Для его проезда снаряжался фрегат, а сам Карамзин переехал в Таврический дворец, чтобы подышать чистым воз-духом до отъезда. Здоровье его, однако, все слабело, и друзья Карамзина, особенно Жуковский, начали хлопотать об обес-печении его семейства; хлопоты увенчались успехом, импе-ратор назначил ему пенсию — 50000 рублей в год, которые после смерти должны перейти нераздельно к его семейству. В рескрипте, сопровождавшем монаршую милость, было на-писано: «Александр сказал Вам: Русский народ достоин знать свою историю. История, Вами написанная, достойна Русского народа». Карамзин скончался 22 мая 1826 г.

В предисловии к «Истории государства Российского» Карамзин сказал: «История есть священная книга царей и народов». Исходя из этой мысли, он считал необходимым вы-водить из прошедшего поучения для настоящего.

По одной из версий он родился в селе Знаменское Симбирского уезда (ныне Майнский район Ульяновской области), по другой — в селе Михайловка Бузулукского уезда Казанской губернии (ныне село Преображенка Оренбургской области). В последнее время специалистами было в пользу "оренбургской" версии места рождения писателя.

Карамзин принадлежал к дворянскому роду , ведущему свое происхождение от татарского мурзы, по имени Кара-Мурза. Николай был вторым сыном отставного капитана, помещика. Он рано лишился матери, она умерла в 1769 году. Вторым браком отец женился на Екатерине Дмитриевой, тетке поэта и баснописца Ивана Дмитриева.

Детские годы Карамзин провел в усадьбе отца , обучался в Симбирске в дворянском пансионе Пьера Фовеля. В 14 лет начал учиться в Московском частном пансионе профессора Иоганна Шадена, параллельно посещая занятия в Московском университете.

С 1781 года Карамзин начал службу в Преображенском полку в Петербурге, куда был переведен из армейских полков (в службу записан в 1774 году), получил чин подпрапорщика.

В этот период он сблизился с поэтом Иваном Дмитриевым и начал литературную деятельность переводом с немецкого языка "Разговор австрийской Марии-Терезии с нашей императрицею Елисаветою в Елисейских полях" (не сохранился). Первым печатным трудом Карамзина стал перевод идиллии Соломона Геснера "Деревянная нога" (1783).

В 1784 году после смерти отца Карамзин вышел в отставку в чине поручика и более никогда не служил. После недолгого пребывания в Симбирске, где он вступил в масонскую ложу, Карамзин переехал в Москву, был введен в круг издателя Николая Новикова и поселился в доме, принадлежавшем новиковскому Дружескому ученому обществу.

В 1787-1789 годах был редактором в издававшемся Новиковым журнале "Детское чтение для сердца и разума", где опубликовал свою первую повесть "Евгений и Юлия" (1789), стихи и переводы. Перевел на русский язык трагедии "Юлий Цезарь" (1787) Уильяма Шекспира и "Эмилия Галотти" (1788) Готхольда Лессинга.

В мае 1789 года Николай Михайлович уехал за границу и до сентября 1790 года путешествовал по Европе, посетив Германию, Швейцарию, Францию и Англию.

Вернувшись в Москву, Карамзин стал издавать "Московский Журнал" (1791-1792), где публиковались написанные им "Письма русского путешественника", в 1792 году была опубликована повесть "Бедная Лиза", а также повести "Наталья, боярская дочь" и "Лиодор", ставшие образцами русского сентиментализма.

Карамзин . В составленную Карамзиным первую русскую поэтическую антологию "Аониды" (1796-1799) он включил собственные стихи, а также стихи современников — Гавриила Державина, Михаила Хераскова, Ивана Дмитриева. В "Аонидах" впервые появилась буква "ё" русского алфавита.

Часть прозаических переводов Карамзин объединил в "Пантеоне иностранной словесности" (1798), краткие характеристики русских писателей были даны им для издания "Пантеон российских авторов, или Собрание их портретов с замечаниями" (1801-1802). Откликом Карамзина на восшествие на престол Александра I стало "Историческое похвальное слово Екатерине Второй" (1802).

В 1802-1803 годах Николай Карамзин издавал литературно-политический журнал "Вестник Европы", в котором наряду со статьями по литературе и искусству широко освещались вопросы внешней и внутренней политики России, история и политическая жизнь зарубежных стран. В "Вестнике Европы" он опубликовал сочинения по русской средневековой истории "Марфа Посадница, или Покорение Новагорода", "Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы", "Путешествие вокруг Москвы", "Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице" и др.

Карамзин разработал языковую реформу, направленную на сближение книжного языка с разговорной речью образованного общества. Ограничивая употребление славянизмов, широко используя языковые заимствования и кальки с европейских языков (по преимуществу с французского), вводя новые слова, Карамзин создал новый литературный слог.

12 ноября (31 октября по старому стилю) 1803 года именным императорским указом Александра I Николай Карамзин был назначен историографом "для сочинения полной Истории Отечества". С этого времени и до конца дней он работал над главным трудом своей жизни — "Историей государства Российского". Для него были открыты библиотеки и архивы. В 1816-1824 годах в Петербурге были изданы первые 11 томов сочинения, 12-й том, посвященный описанию событий "смутного времени", Карамзин окончить не успел, он вышел уже после смерти историографа в 1829 году.

В 1818 году Карамзин стал членом Российской академии, почетным членом Петербургской академии наук. Он получил действительного статского советника и был награжден орденом Святой Анны 1-й степени.

В первые месяцы 1826 года он перенес воспаление легких , что подорвало его здоровье. 3 июня (22 мая по старому стилю) 1826 года Николай Карамзин скончался в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Карамзин был женат вторым браком на Екатерине Колывановой (1780-1851), сестре поэта Петра Вяземского, которая была хозяйкой лучшего литературного салона Петербурга, где бывали поэты Василий Жуковский, Александр Пушкин, Михаил Лермонтов, писатель Николай Гоголь. Она помогала историографу, вычитывая корректуру 12-томной "Истории", а после его смерти довела до конца издание последнего тома.

Его первая супруга, Елизавета Протасова, умерла в 1802 году. От первого брака у Карамзина осталась дочь Софья (1802-1856), ставшая фрейлиной, была хозяйкой литературного салона, другом поэтов Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.

Во втором браке у историографа родились девять детей , до сознательного возраста дожили пятеро. Дочь Екатерина (1806-1867) вышла замуж за князя Мещерского, ее сын — писатель Владимир Мещерский (1839-1914).

Дочь Николая Карамзина Елизавета (1821-1891) стала фрейлиной императорского двора , сын Андрей (1814-1854) погиб в Крымской войне. Александр Карамзин (1816-1888) служил в гвардии и одновременно писал стихи, которые печатали журналы "Современник" и "Отечественные записки". Младший сын Владимир (1819-1869)

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) – русский писатель, крупнейший представитель эпохи сентиментализма, реформатор русского языка, историк, издатель. Действительный член Императорской Российской академии, Почётный член Императорской Академии наук.

Биография Карамзина Н. М.

Николай Михайлович Карамзин родился в 1766 году в семье помещика Симбирской губернии. Учился сначала дома, потом в симбирском дворянском пансионе, и позднее с 1778 года в в пансионе профессора Шадена. На протяжении 1781-1782 гг. Карамзин посещал университетские лекции.

После пансиона в 1783 году по настоянию отца Николай поступил на военную службу в преображенский гвардейский полк . Именно в эти годы Карамзин впервые попробовал себя на литературном поприще.

После смерти отца в 1784 году вышел в отставку в чине поручика, жил в Симбирске, вступил в масонскую ложу «Золотого венца».

В 1785 голу Карамзин уезжает в Москву и поселяется в принадлежащем ему доме. Здесь он знакомится с Н.И. Новиковым и другими писателями, вступает в «Дружеское ученое общество», с членами этого кружка сотрудничает в различных изданиях, в частности, принимает участие в издании журнала «Детское чтение для сердца и разума», ставшего первым русским журналом для детей.

В 1789-1790 годы предпринял путешествие в Европу, в ходе которого встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями. Карамзин посетил Иммануила Канта в Кёнигсберге, беседовал с И.Г. Гердером, Ж. Ф. Мармонтелем, был в Париже во время Великой французской революции.

Впечатления от поездок нашли своё отражение в знаменитых «Письмах русского путешественника» Карамзина. Эта повесть (1791-1792) появилась в «Московском журнале», который по приезду на родину стал издавать Н.М. Карамзин. Её публикация сразу же сделала Карамзина известным литератором. Ряд филологов считает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем».

Литературный авторитет писателя упрочила повесть «Бедная Лиза» (1792). Выпущенные впоследствии сборники и альманахи «Аониды», «Аглая», «Мои безделки», «Пантеон иностранной словесности» сделали сентиментализм основным литературным течением в России, а Карамзина – его признанным лидером.

Писатель стал также вдохновителем движения за раскрепощение русской прозы, находившейся в стилистической зависимости от церковнославянского языка.

Под влиянием его произведений писали К.Н. Батюшков , В.А. Жуковский , а также А.С. Пушкин в начале творческого пути.

В1802-1803 гг. Карамзин издавал «Вестник Европы» – первый в стране общественно-политический и литературно-художественный журнал. В этом журнале историческая тематика преобладала над всеми остальными, что свидетельствовало о неподдельном интересе издателя и автора к истории.

Император Александр I именным указом от 31 октября 1803 года назначает Карамзина официальным историографом. К званию Николаю Михайловичу Карамзину тогда же было добавлено 2 тыс. руб. ежегодного жалования (после смерти Карамзина титул историографа в России не возобновлялся). Перед ним ставится задача запечатлеть историю Российского государства.

В 1804 году была полностью свернута литературно-художественная работа, и писатель начинает трудиться над «Историей государства Российского» (1816-1824), ставшей в его жизни главным трудом и целым явлением в русской истории и литературе.

Лишь временно работа Карамзина была прервана Отечественной войной 1812 года. Сам писатель был готов сражаться в московском ополчении и покинул город только в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу.

Карамзин провел 1813 год в эвакуации сначала в , а затем в Нижнем Новгороде. Он возвратился в Москву в июне 1813 года и продолжил работу над «Историей...», невзирая на то, что его библиотека сгорела в московском пожаре 1812 года.

Карамзин в своём труде выступал больше как писатель, чем историк – описывая исторические факты, он менее всего старался делать какие-либо выводы из описываемых им событий, а, прежде всего, заботился о красоте языка.

Освещение Карамзиным истории России подвержено критике в известной эпиграмме, чьё авторство приписывается :

В его «Истории» изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья

И прелести кнута.

Карамзин свое историческое повествование довел до начала XVII века, при этом он использовал многие первоисточники, прежде обойденные вниманием (некоторые до нас не дошли), и ему удалось создать интересную повесть о прошлом России.

В феврале 1818 года увидели свет первые восемь томов. Было продано за месяц три тысячи экземпляров – такие активные продажи не имели прецедента. Опубликованные в следующие годы очередные три тома были быстро переведены на несколько европейских языков, а заключительный, 12-ый том увидел свет уже после смерти автора.

Н. М. Карамзин в рукописи XVI века открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина и опубликовал его в 1821 году.

Он выступал с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади (1818).

Александр I в 1810 году пожаловал Карамзину орден св. Владимира 3 степени. В 1816 году Карамзин получил титул статского советника, был награжден орденом св. Анны 1-го класса. В 1818 году Н.М. Карамзин был принят членом Императорской Российской Академии. В 1824 году стал действительным статским советником.

Николай Михайлович придерживался консервативных взглядов, был сторонником абсолютной монархии.

Последние годы жизни он провел в Петербурге и сблизился с царской семьей, хотя император Александр I сдержанно относился к писателю. Смерть императора стала большим ударом для Карамзина, а восстание декабристов 14 декабря 1825 года окончательно надломил его физические силы (он простудился в этот день на Сенатской площади, болезнь перешла в чахотку). В первые месяцы 1826 года Карамзин решился, по совету докторов, ехать весной в Италию и Южную Францию, для чего император Николай выделил денежные средства и предоставил в его распоряжение фрегат. Но для путешествия Карамзин был уже слишком слаб и 22 мая (3 июня) 1826 года скончался в Петербурге

Был похоронен в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище.

На развитие русского литературного языка проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние. От использования церковнославянской лексики и грамматики Карамзин целенаправленно отказывался, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и, в качестве образца, используя грамматику и синтаксис французского языка.

Работая над историей, он оценил и хорошие стороны языка памятников и сумел ввести в обиход много красивых и сильных выражений.

По выражению Пушкина, «Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова».

Этот живой элемент заключается в разговорной конструкции, в краткости периодов и в большом количестве новых слов (таковы, например, сцена, гармония, моральный, эстетический, эпоха, катастрофа, трогательный, занимательный, будущность, влиять на кого или на что, сосредоточить, промышленность).

Одним из первых он начал использовать букву Ё.

В 1810-х годах изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику. При содействии Державина , писатель А. С. Шишков в 1811 году основал общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, и их последователей.

Шишков восстал против всех нововведений (причем, иногда брал примеры и у неумелых и крайних подражателей Карамзина), резко отделяя от разговорного литературный язык, с его сильным славянским элементом и тремя стилями.

Карамзин не принял вызова, но за него вступились его последователи.

В ответ образовалось в 1815 году литературное общество «Арзамас ». Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Вяземский , Жуковский, Давыдов, А.С. Пушкин , В.Л. Пушкин . Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, в 1818 году Карамзин был избран членом Российской академии.

В своей вступительной речи он высказал светлую мысль, что «слова не изобретаются академиями; они рождаются вместе с мыслями».

Именем писателя названы:

  • В Москве проезд Карамзина
  • В Ульяновске Областная клиническая психиатрическая больница.

Памятник Н. М. Карамзину установлен в Ульяновске, памятный знак – в подмосковной усадьбе Остафьево.

На памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина.

18 апреля 1848 года в Симбирске в честь знаменитого земляка была создана Карамзинская общественная библиотека.

Крупнейшим русским писателем конца XVIII в. был виднейший представитель сентиментализма Николай Карамзин.

Глубокий исторический мыслитель и смелый художественный новатор, он дал образцы во многих жанрах поэзии и прозы, реформировал литературный язык, создав «новый слог», ориентированный не на книжный «штиль», а на разговорную речь культурного общества. Активный проводник европейской культуры и почитатель российских «древностей», он своим творчеством оставил яркий след в русской литературе конца XVIII-начала XIX в. и ознаменовал собой целую эпоху - «карамзинский период» (В.Г. Белинский).

Русский путешественник

Н.М. Карамзин. Портрет работы В. Тропинина. 1818 г.

Юношей приехав из Симбирска в Москву, книги в библиотеке" href="http://tululu.org/a7729/">Карамзин попал в круг Н.И. Новикова и стал пансионером его Дружеского ученого общества. В 1780-е гг. Карамзин дебютирует как переводчик (переводил немецких и английских сентиментальных авторов, пьесы У. Шекспира и Г.Э. Лессинга и др.). В стихотворении «Поэзия» (1787) он называет своих любимых авторов (У. Шекспир, Дж. Мильтон , Э. Юнг и др., показательно отсутствие образцовых для классицистов французских поэтов) и таким образом, определяет творческую ориентацию на поэзию Чувства, а не Разума.


Дом Карамзина на Большой Гагаринской в Петербурге (ныне ул. Фурманова)

В 1789 г. Карамзин на год уезжает в Европу, где встречается со знаменитыми писателями и учеными, становится свидетелем Великой французской революции. Художественно обработанное описание поездки по Германии, Швейцарии, Франции, Англии составило «Письма русского путешественника» (1791-1792), в которых Карамзин сочетает позицию энтузиаста просвещения и сентиментальную традицию Л. Стерна . «Чувствительный» путешественник убежден, что все народы идут путем прогресса и, следовательно, Россия должна усвоить европейский культурный опыт. Свободная манера повествования, широта авторского кругозора, отточенный стиль сделали «Письма» выдающимся памятником русской литературы.

Чувствительные повести «Бедная Лиза»


«Бедная Лиза». Картина художника О. Кипренского. 1827 г.

В1792 г. Карамзин публикует повесть «Бедная Лиза» . Сюжет повести прост и внешне незамысловат. Дворянин Эраст встретил крестьянку Лизу, они полюбили друг друга, но вскоре Эраст оставил Лизу, чтобы жениться на богатой дворянке. Несчастная героиня утопилась, Эраста же всю жизнь терзали угрызения совести. Карамзин сочувствует Лизе, но не спешит осуждать ее возлюбленного. Он поэтизирует любовь и вместе с тем показывает губительность страсти. Автор тонко анализирует мир чувств Лизы, прослеживает зарождение любви в ее душе. Переживания Лизы раскрываются и в ее речи, и в невысказанных размышлениях, и в трогательных обращениях повествователя к героине. Настроения Лизы как бы отражены в состоянии природы-прекрасной и спокойной в первые дни ее любви, предостерегающей и грозной в роковой час, когда она стала возлюбленной Эраста.

Свои взгляды Карамзин пропагандировал в издававшихся им журналах - в 1791-1792 гг. он выпускал «Московский журнал», где из номера в номер печатал «Письма русского путешественника» и обзоры европейской литературы; в 1802 г. основал лучший журнал того времени «Вестник Европы», включавший новости политики и общественной жизни. Вокруг изданий Карамзина сплотился круг его последователей - от И.И. Дмитриева до молодого В.А. Жуковского . Цвет русской поэзии был представлен в стихотворных альманахах Карамзина «Аониды» (1796-1799), где наряду с признанными М.М.Херасковым, Г.Р. Державиным печатались поэты-карамзинисты - П.И. Шаликов, В.Л. Пушкин.

Декабристы высоко ценили «Историю государства Российского» и использовали это произведение для того, чтобы обличать зло самодержавия. К.Ф. Рылеев писал: «Ну, Грозный, ну Карамзин! - не знаю, чему больше удивляться, тиранству ли Иоанна, или дарованию нашего Тацита». Труд Карамзина вдохновил Рылеева на создание своих исторических дум, подсказал, как изображать некоторые исторические характеры, например, образы князя Андрея Курбского или царя Бориса Годунова.

Легкий, изящный язык повести, который передавал самые разнообразные чувства повествователя и героини, был новаторским для русской литературы того времени. Ее автор отказался от устаревшей славянской лексики, по традиции применявшейся в письменном литературном языке и почти исчезнувшей из разговорной речи образованных слоев русского общества. Успех повести и сострадание читателей к судьбе бедной Лизы были исключительными.

Современниками повесть воспринималась как истинное происшествие, «Лизин пруд» у Симонова монастыря стал местом паломничества чувствительных читателей. Повесть Карамзина воспитывала у читателей способность глубоко чувствовать и сопереживать. Автор был убежден: чувствительность, способность к состраданию, а не заслуги в государственной службе, не чины и звания определяют истинную ценность человека. Карамзин является одним из создателей в русской литературе направления, которые исследователи назвали сентиментализмом (от фр. Sentiment - «чувство»).

Душевная жизнь героев, их трагические страсти стали центральной темой и других повестей Карамзина - «Наталья, боярская дочь» , «Остров Борнгольм» , «Сиерра-Морена» (1792-1795), тонкий психологический портрет современного человека он рисует в повестях «Рыцарь нашего времени» , «Чувствительный и холодный» (1802-1803); черты сентиментализма сочетаются с нарастающим интересом Карамзина к истории в самой крупной его повести - «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (1803), на популярный в русской литературе сюжет древней Новгородской республики.

Колумб Российской истории


«Петербург. Вид на казанский собор со стороны Невского проспекта». Картина художника Б. Патерсена 1800-е гг.

В зените своей популярности Карамзин прекращает занятия художественной литературой и с 1804 г. становится историографом Российской империи. Затворившись в кабинете, он погружается в летописи и исторические книги. Итогом многолетнего труда стали 12 томов «Истории государства Российского» (выходили с 1818 г.), охватившие период от возникновения славянских народов до XVII в.

Современники говорили, что Карамзин открыл им историю родной страны, как Колумб открыл миру Америку. А.С. Пушкин назвал его труд не только созданием великого писателя, но и «подвигом честного человека, отметив, что события российской истории Карамзин «рассказывал со всею верностью историка,... везде ссылался на источники». Богатство фактического материала, яркие портреты исторических деятелей, героические и часто трагические сюжеты (Карамзин старался описывать и «темные» страницы прошлого: княжескую междоусобицу, тиранию Ивана Грозного) надолго стали материалом для творческой обработки русскими писателями («Думы» К.Ф. Рылеева, «Борис Годунов» Пушкина , драматическая трилогия Л.Н. Толстого и др.). В.Г. Белинский писал: «...Карамзин не одного Пушкина-несколько поколений увлек окончательно своею «Историею государства Российского» , которая имела на них сильное влияние не одним своим слогом, как думают, но гораздо больше своим духом, направлением, принципами. Пушкин до того вошел в ее дух, до того проникнулся им, что сделался решительным рыцарем «Истории» Карамзина...».

Загрузка...
Top