На чем играет joe satriani. Гитарная коллекция Joe Satriani

Джо Сатриани является одним из наиболее техничных и уважаемых гитаристов, у которого учились многие видные музыканты 80-х – 90-х годов. Джо родился 15 июля 1956 года в Вестбери, штат Нью-Йорк. В 14 лет, находясь под впечатлением гения Джими Хендрикса , Сатриани начал осваивать гитару, хотя изначально его интересовали барабаны. Инструмент дался ему легко, и вскоре Джо сам начал давать уроки игры. К концу 70-х, когда музыкант перебрался в Беркли (Калифорния), среди его учеников побывали такие будущие знаменитости как Стив Вай , Кирк Хэмметт ("Metallica "), Ларри ЛаЛонд ("Primus "), Дэвид Брайсон ("Counting Crows ") и спец по фьюжну Чарли Хантер. В начале 80-х Сатриани работал сессионщиком у Грега Кина, но в 1984-м решил начать сольную карьеру. Его первой работой стал мини-альбом "Joe Satriani", который музыкант записал и спродюсировал сам. Релиз остался малозамеченным, а на гитариста обратили внимание немного позже.

Произошло это в 1986 году, когда Стив Вай , успевший прославиться работой с Дэвидом Ли Ротом , упомянул в ряде публикаций имя своего учителя. Для Сатриани это было удачным моментом, и гитарист не преминул им воспользоваться, выпустив дебютный лонгплей. "Not Of This Earth" произвел заметные волнения в рок-сообществе, однако настоящий успех пришел к Джо со второй пластинкой "Surfing With The Alien".

Этот альбом, получивший золото (а позже и платину), заставил публику признать Сатриани одним из ведущих рок-гитаристов современности. Подтверждением резко возросшей популярности музыканта стало его приглашение Миком Джеггером на австралийско-японские гастроли. После EP "Dreaming #11", содержавшего как студийные, так и концертные треки, в 1989 году вышел третий полноформатник гитариста. "Flying In A Blue Dream" отличался от предыдущих работ тем, что на нем впервые присутствовал вокал Сатриани (там же он впервые сыграл на губной гармонике и на банджо). Альбом продавался хорошо, а дополнительным шагом к успеху стало включение композиции "One Big Rush" в саундтрек к фильму Кэмерона Кроу "Say Anything". В начале 90-х Джо открыл собственную линию гитар для компании "Ibanez". Этот бизнес несколько отвлек его от студийной работы, но все же в 1992-м Сатриани вернулся к чисто инструментальному року с опусом "The Extremist", ставшим наиболее успешным в его дискографии (как по отзывам, так и по продажам).

На следующий год помимо сборника медляков "The Beautiful Guitar" Джо выпустил двойник "Time Machine", куда вошли новые треки, концертные номера и композиции с самого первого EP. В 1994-м Сатч выручил легендарных "Deep Purple " и вместо сбежавшего Блэкмора отыграл с ними японское турне.

Ему даже сделали предложение остаться в группе на постоянку, но гитарист ответил отказом, предпочтя продолжение сольной карьеры. Во второй половине 90-х Сатриани выпустил еще два альбома, тяготеющий к расслабленному блюзу "Joe Satriani" и энергично-хардовый "Crystal Planet", а также вместе со Стивом Ваем организовал проект "G3". В 2000 Джо выдал свое самое смелое творение, базирующийся на электронике "Engines Of Creation". И хотя этот техно-альбом был номинирован на "Grammy", на следующих релизах Сатриани вернулся к более привычному для него стилю. Разменяв нулевые зальником "Live In San Francisco" и номерным студийником "Strange Beautiful Music", музыкант подвел некоторую черту в своем творчестве двухдисковой антологией "The Electric Joe Satriani". На протяжении всей декады Джо исправно, с двухлетним интервалом поставлял на рынок свежие сольники, а в 2008-м его обнаружили в компании Сэмми Хагара , Майкла Энтони и Чеда Смита в проекте "Chickenfoot".

В конце того же года Сатриани подал в суд на "Coldplay " из-за того что бритпопперы якобы слямзили у него идеи "If I Could Fly" для своего хита "Viva La Vida". Претензии гитариста официально не были признаны, и дело спустили на тормозах. Впрочем музыкант и сам был не против чего-нибудь позаимствовать у других, и например на его альбомах "Black Swans And Wormhole Wizards" и "Unstoppable Momentum" то тут, то там проглядывало влияние жареного буги "ZZ Top ".

Last update 07.05.13

15 июля в городке Вестбери мир впервые увидел один из будущих кумиров рок-сцены, Джо Сатриани. Его путь к успеху был непростым и не всегда гладко вымощенным, однако результат, которого достиг этот талантливый человек, и количество заработанных им наград впечатляют даже тех, кто считает себя непричастным к гитарному року ХХ века. Множество альбомов, толпы поклонников, всемирное признание – все это сегодня находится у его ног, позволяя отдохнуть на лаврах от многолетних трудов на ниве гитарной музыки.

На увлечение музыкой и на раннее творчество Джо Сатриани оказал огромное влияние знаменитый Джими Хендрикс, благодаря которому многие подростки Америки переставали слоняться по улице без дела, а пытались изобразить на своих гитарах пассажи виртуоза, скрывшись от посторонних в родительском гараже. Овладев искусством гитарной игры, талантливый подросток Джо даже начал учить своих ровесников, среди которых оказался Стив Вай, хорошо известный поклонникам рок-музыки 70-х-80-х годов. Работа Джо в качестве учителя игре на гитаре продолжалась достаточно долго – даже после переезда его в Сан-Франциско, после окончания школы, где также нашлось немало желающих научиться исполнять рок на модном музыкальном инструменте. Ко времени пребывания в Сан Франциско относятся и первые творческие успехи Джо Сатриани в профессиональных музыкальных коллективах – здесь можно упомянуть такие имена, как The Squares и коллектив Грега Кина.

Первые концертные туры и первые поклонники заставили Джо задуматься о собственной музыкальной карьере, началом которой послужил дебютный мини альбом «Joe Satriani» 1984 года, который нельзя назвать прорывом или даже видным музыкальным событием, за счет недостаточной раскрутки. Но уже в 1986 году ситуацию удалось исправить, когда бывший ученик и неизменный спутник Джо Стив Вай оказался под прицелом видеокамер, отметивших новую звезду рок сцены. Часть его успеха досталась и Сатриани. С этим моментом более чем удачно совпал выход его очередного крупного диска «Not of this Earth", заслужившего немало положительных отзывов и привлекшего к себе внимание мировой общественности.

В 1987 году музыкант закрепил успех, достигнутый предыдущим альбомом, выпустив новый диск "Surfing With the Alien". Несколько дней – и Сатриани стал звездой, а его новая работа ворвалась в чарт США, начав свое продвижение к первому месту лидера сразу с 29-ой позиции. Покорение знаменитого Тор 30 рейтинга Billboard 200 – это уже серьезно, тем более когда речь идет о гитарном альбоме, не слишком популярном жанре. Новую звезду, столь стремительно ворвашуюся на Олимп, быстро заметил мэтр Мик Джаггер, пригласив Сатриани принять участие в его турне по Японии и Австралии.

1989 год поднял Джо на новую волну успеха – был выпущен новый альбом "Flying in a Blue Dream", где исполнитель предстал перед благодарной публикой как вокалист. Работа была по достоинству оценела слушателями, а один трек был выбран в качестве звукового сопровождения для фильма Камерона Кроу с оригинальным названием "Say Anything". Однако лидирующие места в ТОПах работы Сатриани занимали не очень часто, тогда как рейтинги в жанре мейнстрим рока позволяли его работам покрасоваться в первой десятке.

Следующий диск Сатриани увидел свет лишь в 1992 году. "The Extremist" поднялся до 22-го места в чарте Billboard 200. А в 1994 году карьера Сатриани сделала очередной поворот в гору – он занял место легенды Ричи Блэкмора в знаменитом коллективе Deep Purple. Теперь можно было вздохнуть спокойно – вершина популярности покорена. Сегодня Джо Сатриани входит в восьмерку лучших гитаристов мира, а его альбомы разошлись тиражом более 7млн экземпляров, что можно назвать блестящим результатом, за всю историю рок мызыки.

Без них все было бы иначе

Joe Satriani: 10 гитаристов,
сорвавших мне башню

Перевод - Дмитрий Семенов


Джо Сатриани повлиял и продолжает влиять на невероятное количество гитаристов. Но при этом и сам не стесняется рассказывать о своих кумирах.

1. Джими Хендрикс

Пожалуй, начнем с Хендрикса. Он был первым гитаристом, благодаря которому я понял, что гитара действительно может звучать как надо и что она может подвести тебя к другим вещам. Это не просто песенки о мальчиках-девочках и быстрых тачках. Все те вещи, которые были важной составляющей музыки 60-х. Он использовал гитару не только для отражения звуков мира вокруг себя, но и для некого внутреннего стремления, смущения и целой гаммы эмоций. Помню, как испытывал затруднения, пытаясь въехать в “Third Stone From The Sun”, и не потому что это было тяжко слушать, а потому что это граничило с очищением. Иногда я слушал первую часть песни, а вторую только на следующий день! Он был первым гитаристом, от которого мне снесло башню. Такой эффект он создает до сих пор…

2. Джимми Пейдж

Джимми Пейдж был современником Хендрикса, но это был музыкант совсем другого склада. Представьте себе мальчишку по имени Джо Сатриани, итало-американского происхождения, чье детство прошло в Нью-Йорке. Для него британский гитарист казался чем-то вроде экзотики. Сейчас мы об этом не думаем, оба мира тесно переплетены между собой, но для мальчишки, который рос в Лонг-Айленде, Англия казалась очень далекой и загадочной! Пейдж звучал этнически совсем непохоже на музыку, на которой я рос, если быть точнее – на блюз и ритм-н-блюз, которые почти граничили между собой. Я всегда любил гитаристов, которые отбрасывали сомнения в сторону и действовали. Это часть рок-н-ролльного духа. Каждый раз, когда мне нужно изучить песню Led Zeppelin для выступления, мне вновь бросается в глаза его взрывная техника игры и британские фолк-веяния, и я думаю: “Ничего себе, это так необычно! Кто кроме него может таким похвастаться?”

3. Джефф Бек

Бек реально выделялся среди других по ряду причин. Он совершенно иначе воспринимает музыкальную канву, он будто говорит тебе: “Я сделаю всего три штриха, и это будет звучать как музыка”. И он делает это, а ты думаешь про себя: “О, Боже! Он ведь вроде еще ничего не сыграл, но звучит это просто потрясающе!” Как он делает так, что вроде бы не вовлечен, и вдруг в нужный момент создает прекрасное и мощное музыкальное высказывание? Я сравнил его музыкальный стиль со стилем Джимми Пейджа и подумал: “Это реально круто. Эти два парня вместе росли, были друзьями, но у них совершенно разная музыка”. Удивительное открытие, когда ты молод и понимаешь, что вполне можно избрать другой путь, потому что вот два парня, создающие фантастическую музыку, но у каждого свой уникальный подход.

4. Эрик Клэптон

Хендрикс, Пейдж и Бек всегда подходили к самому краю скалы, и не боялись упасть, что всегда радовало, но Клэптон - дело другое. Он играл как человек, который умеет отлично петь. И его звук был прекрасен. Поначалу его звук сильно менялся. Это не тот звук, который у всех на слуху. Он экспериментировал. Он был частью художественного движения, который хотел поставить все с ног на голову. Он не был таким пуристом блюза, как людям нравится думать. Еще одно бросалось в глаза, что он мог поддерживать интерес в течение долгих периодов времени, не выкручивая при этом громкость на 11! Хендрикс, Пейдж и Бек всегда каким-то образом оказывались в районе 11. А Клэптон всегда был таким: “Я просто побуду здесь на 8.5”.

(Имеется в виду мем из классического фильма «Spinal Tap», где у пацанов был усилок с ручками до отметки 11, а не как обычно у всех до 10 – прим. редактора)

5. Кит Ричардс

Фигура Ричардса занимают особое место в моем сознании. В детстве Битлз и Стоунс оказали на меня самое большое влияние. Мои старшие сестры просто с ума сходили от всего британского, поэтому я слышал эту музыку из каждой комнаты в доме. Когда я стал гитаристом, я считал Кита Ричардса самым клевым парнем. Он придумывал все эти риффы и строи. То, как его соляки записывал Глен Джонс, просто отрывает тебе башку. Когда ты молод, груб и зол, тебя просто тянет к этому. Эти гитаристы становятся твоими кумирами – те, что не боятся заставить Телекастер звучать как бур. Многие первые панк-группы, с которыми я тусил в середине 70-х в Нью-Йорк-Сити, они высоко ценили Кита Ричардса. Кит был основой, хотели они это признавать или нет!

6. Уэс Монтгомери

В одно время с Китом Ричардсом на меня также повлиял Уэс Монтгомери. Это произошло потому что мои родители выросли на джазе и постоянно слушали джаз дома. И вот я рос, слушая Битлз и Стоунс, Чака Берри и Мадди Уотерса, а потом каждый день стал слушать Уэс а Монтгомери. Когда я услышал Хендрикса, я узнал, что Хендрикс тоже был фэном Уэса Монтгомери. Я увидел связь, и отчасти это успокоило меня, юного, длинноволосого подростка в мотоциклетных ботинках. Это позволило мне любить Уэса Монтгомери и сказать своим друзьям: “Знаешь, этого парня слушал сам Хендрикс! Он играет с октавами и никогда не допускает ошибок!” Мне всегда нравилось ощущение джаза и дух импровизации. Round Midnight… концертные пластинки – это безупречные, невероятные свидетельства музыкального мастерства и крутости той эпохи.

7. Рон Вуд

Будучи припанкованным гитаристом из Нью-Йорка, меня ошеломило влияние Рона Вуда на множество групп, где он играл и в итоге в Стоунс. Он умел отлично вписываться в меняющиеся подходы всех групп, где был участником, и при этом он создал звук, который люди знают как “звук Рона Вуда”. Много ли таких людей вы назовете? Он создал подход и звук, который практически превосходит всех, кого вы назовете. Назовете Холдсуорта, можно сказать “легато”, если Эдди Ван Халена – “тэппинг”, но если говорить о Роне Вуде, то и не назовешь конкретного физического действия. Тут важен весь его подход целиком. Да он и выглядит всегда отлично! Как ему удается до сих пор оставаться классным гитаристом, гитаристом, которому хочется подражать? За это нужно особую награду придумать, и она по праву достанется ему!

8. Билли Гиббонс

Хендрикс в свое время говорил, что вот за кем будущее музыки, а ведь он отлично умел чувствовать. Благодаря Билли мы все знаем, что гитарный звук и его стиль техасского блюза это нечто уникальное. Он строится на замечательных стилях других блюзовых музыкантов, но это совершенно уникальное явление. Он самый новаторский блюзовый композитор из тех, что появились в 50-60-х. И он продолжает становиться лучше день ото дня. Вот настоящее проявление его таланта. Я играл с ним несколько раз. Это очень приятный парень и очень интересная личность, но когда тебе кажется, что ты знаешь, “если я куплю эту примочку”, то смогу звучать как он, Билли придумывает что-то новенькое. Ты думаешь: “Нет! Твоя гитара звучит как гора Эверест и при этом ты играешь на самых тонких струнах. Как тебе это удается?” Это личный талант/магия вуду, если хотите.

9. Брайан Мэй

Сочинительский стиль Брайана ты узнаешь мгновенно. Его гитарный стиль известен благодаря его оборудованию, той знаменитой гитаре из каминной полки, которую они сделали с отцом. Я поиграл на ней, и к сожалению, когда я играю на той гитаре, я не похож на Брайана. Только Брайан может так звучать. Когда я был юным музыкантом, и кто-то в первый раз включил мне пластинку Queen, у меня просто отвисла челюсть. У тебя в башке ничего кроме вопросов. И при этом твое тело обожает эту музыку. Чувственный опыт просто прекрасен и это очень весело. Он один из тех гитаристов, которые умеют смешивать веселье и серьезность, и Брайан делает это мастерски. Его музыка может быть безапелляционной и катартической. Она принуждает тебя встать и пойти надрать кому-нибудь зад. Я это обожаю. Настоящий рок-н-ролл.

10. Джон МакЛафлин

Джон МакЛафлин из Mahavishnu Orchestra свел меня с ума до того, что я стал диким, помешанным на Black Sabbath подростке в джинсах в обтяжку. Мы обычно часто крутили Black Sabbath и Zeppelin в моих школьных группах, но когда кто-то впервые включил мне пластинки Mahavishnu, во мне будто что-то открылось. Джон, вся его техника – ты видел, как он играет на акустической гитаре и это очень плотная игра, он нигде не лажает – когда он взял в руки электрогитару, он заиграл почти как Джимми Пейдж! Он подошел прямо к краю приличий. Композиции типа “Birds of Fire” создали во мне теплое и неоднозначное ощущение, когда другие люди просто выбегают из комнаты. Они говорят: “Что это за неблагозвучная, нескладная музыка!?” А ты им: “Эту музыку я ждал всю свою жизнь!”

Джо родился 15 июля 1956 года в Вестбери, штат Нью-Йорк, а вырос в небольшом городке Кейрл Плейс. Помимо него в семье было еще четверо детей. Свое знакомство с музыкой он начал в 9 лет с барабанов, и сразу же стал брать уроки. Сначала у него была довольно своеобразная установка, которая состояла из кофейной банки и резинового пэда. Его отец придумал способ стимулировать обучение сына: когда Джо делал свое очередное задание и показывал, что он ответственный растущий музыкант, он получал что-то еще, например хай-хэт. Так, после примерно двухлетнего обучения, когда Джо уже мог читать с листа и импровизировать у него наконец-то появилась маленькая установка Ludwig. Вскоре Сатриани понял, что он не достаточно хорош, как те, кого он слушал, он чувствовал, как будто у него чего-то не хватает в физическом развитии для игры на барабанах, и он решает отдохнуть от музыки.

В то же время Джо начинает увлекаться Hendrix и Cream, а также Led Zeppelin. Он точно решает: если он снова возьмется за музыку, это будет непременно гитара, а вскоре после смерти Хендрикса окончательно делает свой выбор в пользу гитары и начинает усердно заниматься на подаренной ему гитаре - Hagstrom III.

В средней школе Кейрл Плейс, где учился Джо, помимо общих уроков надо было участвовать либо в хоре, либо в оркестре. Там его научили элементарной музыкальной теории, а также петь с листа. В это же время Джо начинает учиться по книгам и гармоническим схемам, которые берет у своих друзей.

Быстро освоив гитару, параллельно с занятиями он начинает сам давать уроки. Стив Вай был одним из его первых учеников. Однако обучение - это не более чем побочный заработок для маэстро Сатриани.

Дальше Джо двигался в том же направлении, в 11-12 классах он начал учиться музыкальной теории. Это была уже углубленная теория музыки, где его учили тому, как пишутся симфонии, кантаты и струнные квартеты. В то время, учась в Нью-Йорке, сдавали экзамены на уровне совета попечителей штата. Так что их учили очень серьезно и проверяли на уровне штата. Его учитель Bill Wescott был действительно энтузиастом музыки.

Параллельно с учебой Джо выступает на школьных танцах и в парках, получая за это деньги, а в 16 лет он уже играет в клубах. “Когда я учился в 11 классе, мои родители обычно разрешали мне уезжать на выходные и играть концерты в Хэмптонсе, курортной окраине Лонг-Айленда. Это было как вернуться из другого мира. Вечером в воскресенье ты приезжал домой после того, как вел жизнь профессионального музыканта, и должен был делать уроки и идти в школу. Это было просто столкновение двух миров” – вспоминает Джо.

Bill Wescott преподавал настолько исчерпывающе, что, когда Джо покинул школу, ему не было необходимости идти в колледж. К этому времени у него был уже большой опыт профессиональной работы в музыкальной сфере. Старший брат отца Джо всю жизнь был музыкантом. Поэтому он смягчил реакцию семьи на заявление Джо: “Я собираюсь покончить со школой и стать профессиональным музыкантом”. Поэтому Джо не встретил противодействия.

После школы Сатриани переехал в Сан-Франциско, где он продолжил совершенствовать технику игры, работая в качестве сессионного музыканта, а также преподавателя. Около десяти лет, подрабатывая в музыкальном магазине, он постоянно занимался с начинающими гитаристами. Через его руки прошли такие личности, как Кирк Хэммит (Kirk Hammett - Metallica), Ларри Лалонд (Larry LaLonde - Primus), Дэвид Брайсон (David Bryson - Counting Crows), мастер джаз-фьюжна Чарли Хантер (Charlie Hunter). Помимо преподавания Джо постоянно выступает с различными командами, не задерживаясь ни в одной из них надолго. Дольше всего просуществовала группа The Squares, где играл барабанщик Джефф Кампителли (Jeff Campitelli), с которым в последствии Джо проведет вместе не один десяток лет.

В начале 80-х Сатриани начинает задумываться о сольной карьере. В 1984 году он самостоятельно записывает, а потом выпускает (за свой счет) на независимом лейбле свой дебютный альбом «Joe Satriani», однако альбом не привлекает внимания общественности. Ситуация изменилась в 1986 году, когда один из лучших учеников Сатриани Стив Вай благодаря успешной работе в команде Дэвида Ли Рота (David Lee Roth) попал в поле зрения СМИ. В интервью для ведущих американских изданий Вай неоднократно упоминал своего замечательного учителя и хорошего друга Джо Сатриани. Эта незапланированная промо-кампания удачно совпала с выходом его сольного дебютного альбома «Not Of This Earth», в результате чего интерес в обществе к персоне Джо начал постепенно возрастать, но лучшее было еще впереди.

В 1987 году, после выхода второго диска “Surfing With The Alien”, Сатриани проснулся знаменитым, его фотографии украсили все гитарные журналы. Сам Мик Джаггер пригласил его в тур по Австралии и Японии. Сам Джо так вспоминает этот период: “Предложение присоединиться к группе Джаггера подоспело очень кстати. В то время мой второй альбом «Surfing With The Alien» только-только увидел свет. Даже те люди, которым очень нравились мои диски, всё еще не знали, как я выгляжу. Как только я попал в коллектив Джаггера, у меня начали брать интервью «Rolling Stone», «CNN», «Wall Street Journal», «NY Times», и очень быстро ко мне пришла известность. А шанс выступить с таким шоуменом, как Мик Джаггер, выпадает раз в жизни”.

Годом позже выходит альбом «Dreaming #11» (1988), объединивший студийные композиции и живые треки. А еще через год выпускается третий альбом Сатриани «Flying In A Blue Dream» (1989), на котором Джо дебютировал как вокалист. Новый толчок его карьера получила после того, как песня “One Big Rush” была использована в качестве саундтрека к фильму Кэмерона Кроу “Say Anything”.

Примерно в это же время Джо начинает сотрудничать с Ibanez, в результате чего была разработана именная гитара - Ibanez JS Signature. Из-за работы над гитарой следующий альбом Сатриани «The Extremist» увидел свет лишь в 1992 году, однако, несмотря на долгий перерыв, альбом показал отличные результаты в американских чартах.

В 1993 году выходит двойной CD «Time Machine». Первый диск содержит студийные записи и «бонусные треки с зарубежных альбомов» плюс треки с первого альбома “Joe Satriani” и три новые записи. Второй диск включает 14 концертных записей.

В 1994 году Сатриани получает предложение занять место ушедшего Ричи Блэкмора (Ritchie Blackmore) в Deep Purple. После недолгих колебаний Джо согласился. Задача была не из легких, т.к. надо было в короткий срок выучить большое количество материала, но Джо блестяще справился с этой задачей, он даже получил предложение от Deep Purple остаться в группе в качестве постоянного гитариста, но Джо (что не удивительно) отказался. “Ощущения двойственные. Фактически я заменил самого Блэкмора. Потом думаю: “Минуточку! Ричи Блэкмор незаменим!”. Я видел лица слушателей, которые с трепетом смотрели на сцену, но понимал, что я - не один из Deep Purple. В репертуаре было несколько песен, которые лучше Блэкмора никому не сыграть. Потом мне дали послушать “живые” записи, и я понял, что некоторые “блэкморовские” партии радикально менялись от концерта к концерту. Он постоянно искал, как бы улучшить песню. И вот, уже будучи участником группы, я перенял эту эстафету. “Подгонка” главным образом касалась нового материала, с которым мы гастролировали. Им понравилась моя игра, мне понравилось играть с ними. Команда просто фантастическая!”- вспоминает Джо.

В 1995 году Джо принялся за осуществление перспективного гитарного проекта, получившего название G3 - предполагалось, что в нем будут участвовать три ярких и самобытных гитариста. Рассказывает Джо Сатриани: “Как-то я пожаловался своему менеджеру - мол, чувствую себя изолированным от всего остального мира, сам в студии, сам на концертах… Мои гастроли и гастроли других гитаристов, вроде Стива, никогда не пересекаются. Мы лишены возможности общаться и обмениваться информацией. Гитаристы, сами знаете, обожают потусоваться друг с другом, поджемовать и все такое. Так родилась идея… гитарного фестиваля, что ли. Правда, было одно ограничение - в “фестивале” могут принять участие не более трех исполнителей. Во-первых, во многих концертных залах установлен регламент - не более трех часов, а во-вторых, три часа “живой” музыки, согласитесь, все-таки тяжеловато для слушателя. Из всех этих задумок и появился “G3”. Если не изменяет память, название придумал мой менеджер Mick. Поначалу проект не пользовался большим спросом. Менеджеры и промоутеры были напуганы одной лишь идеей гитарного соревнования. Тем не менее, мне удалось убедить всех в целесообразности “G3”, а реакция фанов не заставила себя долго ждать”.

Вскоре фестиваль G3 из разового мероприятия перерос в ежегодный шоу-марафон с обязательным участием Джо Сатриани и Стива Вая, к которым каждый раз присоединяется новый гитарист: Роберт Фрипп (Robert Fripp), Эрик Джонсон (Eric Johnson), Ингви Мальмстин (Yngwie Malmsteen) и Джон Петруччи (John Petrucci) из группы Dream Theater, а также другие гитаристы.

В 1998 году вышел очередной студийный альбом Джо Сатриани «Crystal Planet» (Тор 50 США), после чего продолжились туры G3 по Соединенным Штатам.

В 2000 году Джо решился на смелые эксперименты с электронными эффектами в альбоме “Engines of Creation”. Этот альбом, как и почти все его предшественники, претендовал на Grammy в номинации «Лучшее рок-инструментальное исполнение» за песню «Starry Night», однако, как и прежде, Джо не получил награду. Всего за свою карьеру Сатриани становился номинантом Grammy 13 раз.

В 2001 году выходит лайв-альбом «Live in San Francisco» с записью концерта Джо Сатриани в Сан Франциско в декабре 2000 года. Годом позже у Джо выходит новый студийный альбом «Strange Beautiful Music».

Помимо собственного творчества Сатриани участвовал на альбомах различных исполнителей, среди них: «Radio Free Albemuth» Стюарта Хэмма (Stuart Hamm), “Hey Stoopid» Элиса Купера (Alice Cooper), «All Sides Now» Пэта Мартино (Pat Martino).

В 2004 году выходит новый студийный диск «Is There Love in Space?». В двух композициях вокальные партии Сатриани исполнил сам, чего не делал уже 15 лет. Вместе с Джо над этим альбомом работали: неизменный барабанщик Джеф Кампителли (Jeff Campitelli), бас-гитарист Мэт Биссонет (Matt Bissonette), клавишник и гитарист Эрик Кодье (Eric Caudieux).

В 2005 году вышел DVD “G3 - Live In Tokyo”. Выступление G3 в Японии, в котором вместе с Джо Сатриани и Стивом Ваем выступил John Petrucсi.

В 2006 году вышел одиннадцатый студийный альбом «Super Colossal». Альбом был записан на студии «Studio 21» и частично в Ванкувере (Канада) на студии «Armoury Studios». В частности, в Ванкувере была записана партия скандирующей толпы для композиции «Crowd Chant».

В 2008 году вышел 12 сольный альбом Джо «Professor Satchafunkilus and the Musterion of Rock».

Официальный сайт - http://www.satriani.com/2004/


      Дата публикации: 25 ноября 2005 г. Джо Сатриани (Joe Satriani) не нуждается в представлениях - икона гитарной музыки, виртуоз, мегауспешный инструменталист, почетный эндорсер компании «Ibanez», специализирующейся на гитарах и сопутствующем ассортименте, педагог, человек, давший путевку в жизнь Стиву Ваю (Steve Vai), Кирку Хэмметту (Kirk Hammett) из Metallica, Лэрри ЛаЛонду (Larry LaLonde) из Primus, Дэйвиду Брайсону (David Bryson) из Counting Crows и многим другим. «Is There Love In Space?» («Есть ли любовь в космосе?») - девятый «студийник» маэстро. Ценители гитары и им сочувствующие не будут разочарованы. «Is There Love In Space?» представляет собой подборку блестящих рок-гитарных номеров. Таким мы знаем и любим Сатча (так его называют в гитарном комьюнити)!

Не так давно музыкант отыграл небольшой промо-тур в поддержку новой пластинки. На подходе - европейские гастроли в составе «G3» с участием Стива Вая и Роберта Фриппа (Robert Fripp). О любви в условиях невесомости, гитарной музыке и прочих злободневных темах - наш разговор с мистером Сатриани.

Мистер Сатриани, давайте вспомним тот день, когда вы впервые взяли в руки гитару.

В 1970-м умер Джими Хендрикс (Jimi Hendrix), и я твердо решил, что стану гитаристом. О своем выборе никогда не жалел.

Как получилось, что вы стали преподавать?

Жизнь заставила. Я работал и садовником, и каменщиком... Даже продавцом в обувном магазине. Однако мне всегда хотелось заниматься именно музыкой. В старших классах я уже довольно прилично играл. Ко мне начали приходить ученики. Одного из тех парней звали Стивом Ваем. Потом был переезд в Сан-Франциско, где я проучительствовал около десяти лет. Там у меня занимались Кирк Хэммет, Лэрри ЛаЛонд, Дэйвид Брайсон и еще куча народа. Опять же в Сан-Франциско с моим нынешним барабанщиком Джеффом Кэмпителли (Jeff Campitelli) мы сколотили команду The Squares. Так что преподавание гитары было не более чем побочным заработком. Главное для меня - игра в группе.

Почему вы начали заниматься гитарным инструменталом?

В определенный период скопилось куча домашним записей. Обычно я пишу все подряд - импровизации, свежие находки и т.д. И однажды я подумал, что было бы неплохо выпустить инструментальный альбом. Даже не мог подумать, что затея будет иметь такой успех.

Насколько развита гитарная сцена в наши дни?

В достаточной мере. Сегодня я могу позволить себе гастроли в бОльшем количестве городов перед бОльшим числом слушателей. Позиция коммерческих FM-станций по отношению к серьезным музыкантам не меняется. Но всегда ведь можно найти лазейку.

Как вы обычно работаете над альбом? У Джо Сатриани есть какая-нибудь собственная отработанная технология?

Музыка сочиняется по вдохновению. Важно не перегореть. Бывает, чтобы написать какую-нибудь мелодию, уходят годы. А другой мотив выходит сходу. Какого-то единого алгоритма не существует! Песни со словами - совершенно другая история, ибо лирика требует особого к себе отношения. Я играю на гитаре, бас-гитаре, барабанах и клавишных. Многие композиции получаются просто потому, что мне нравится заниматься любимым делом.

После стольких лет, наверное, сочиняется непросто?

Что вы! У меня музыки в голове валом. Жаль, что не хватает времени, чтобы ее толком оформить (смеется).

На вашем новом альбоме есть пара трэков с вокалом. В чем их смысловая нагрузка?

ОК. По своей стилистике «Is There Love In Space?» получился на стыке рока и блюз-рока, и я подумал, что общую картинку неплохо было бы облагородить парочкой песен. Заметили, что в трэках с вокалом немного отличается подача?

Не подумывали над тем, чтобы записать песенный альбом?

Что? Петь? Нет, только не я. Для этих целей лучше пригласить специально обученного человека (смеется).

Что можете рассказать о проекте G3? Как он появился?

Дело было в 1995-м. Как-то я пожаловался своему менеджеру, мол, чувствую себя изолированным от всего остального мира: сам в студии, сам на концертах... Мои гастроли и гастроли других гитаристов, вроде Стива, никогда не пересекаются. Мы лишены возможности общаться и обмениваться информацией. Гитаристы, сами знаете, обожают потусоваться друг с другом, поджемовать и все такое прочее. Так родилась идея... Гитарного фестиваля что ли. Правда, было одно ограничение - в «фестивале» могут принять участие не более трех исполнителей. Во-первых, во многих концертных залах установлен регламент - не более трех часов. А, во-вторых, три часа «живой» музыки, согласитесь, все-таки тяжеловато для слушателя. Из всех этих задумок и появился G3. Если не изменяет память, название придумал мой менеджер. Поначалу проект пользовался не ахти каким спросом. Менеджеры и промоутеры были напуганы одной лишь идеей гитарного соревнования. Тем не менее, мне удалось убедить всех в целесообразности G3, а реакция фанов не заставила себя долго ждать.

Джо, скажите, каково выступать на одной сцене с музыкантами уровня Стива Вая или Ингви Мальстина (Yngwie Malmsteen)? Существует ли между вами дух соперничества - кто круче?

Так на то и была сделана ставка! Когда собираются вместе несколько музыкантов, их энтузиазм резко возрастает. Мы со Стивом знакомы уже много лет. Когда начинаем играть вместе, начинают происходить удивительные вещи. Бывает, один из нас что-нибудь как «запилит», а другой удивляется: «Wow! Как ты это сделал?». Все гитаристы, которые играли в G3, близки нам по духу. Они уверены в себе и не боятся отдать частичку себя слушателю. Если это называется соревнованием, то, по-моему, это здорово!

Что вас вдохновляет?

Повседневная жизнь, окружающие меня люди. Не перестаю удивлять простым вещам! Есть, о чем писать, над чем поразмыслить, на что надееться... По себе могу сказать: только тогда играешь хорошо, когда сопереживаешь музыке. Я не тот человек, что просто садиться и «по заказу» пишет пластинку. Не мой стиль. Важно пропустить музыку через себя.

«The Mystical Potato Head Groove Thing», «Surfing With The Alien», «Flying In A Blue Dream»... Где вы находите столь дивные названия для своих композиций?

Места знать надо (смеется)! Экспириенс, экспириенс и еще раз экспириенс! Когда садишься сочинять песню, фокусируешься на ее названии. «Surfing With The Alien» мне приснилось. Забавное название, к которому я сходу сочинил мелодию. «The Mystical Potato Head Groove Thing» «выстрелило» у меня в голову во время разговора с братом по телефону. Долго потом думал, что же это фраза означает (смеется).

Как-то вы сказали, что в молодости фанатели от Deep Purple. И вот, после того как Ричи Блэкмор (Ritchie Blackmore) взял «самоотвод», вас пригласили на его место. В составе Deep Purple вы отыграли тур 94-го года. Как ощущения?

Ощущения двойственные. Фактически я заменил САМОГО Блэкмора. Потом думаю себе: «Секундочку! Ричи Блэкмор незаменим!». Я видел лица слушателей, которые с благоговейным трепетом смотрели на сцену, но понимал, что я - не один из Deep Purple. В репертуаре было несколько песен, которые лучше Блэкмора никому не сыграть. Потом мне дали послушать «живые» записи, и я понял, что некоторые блэкморовские партии радикально менялись от концерта к концерту. Он постоянно искал, как бы улучшить песню. И вот, уже будучи участником группы, я перенял эту эстафету. «Подгонка», главным образом, касалась нового материала, с которым мы гастролировали. Им понравилась моя игра, мне понравилось играть с ними. Команда просто фантастическая!

«На постоянку» приглашали?

Приглашать приглашали, но пришлось отказаться. Во-первых, масса нереализованного собственного материала. Во-вторых, контрактные обязательства. Я не мог все взять и бросить. И еще... Не хотелось об этом говорить. Всегда пугало, что в составе Deep Purple меня воспринимали, как британца. Я - итало-американец и очень этим горжусь. Как бы то ни было, спасибо «диппепловцам» за все! Классно, но не совсем мое. И тогда я стал искать себе замену и присоветовал Стива Морса (Steve Morse).

Что вы можете посоветовать молодым музыкантам, делающим первые шаги в шоу-бизнесе?

Прежде всего, не стоит отождествлять музыку и шоу-бизнес. Если говорить о шоу-бизнесе, сделайте классную прическу и заведите хорошего адвоката - успех гарантирован (смеется)! Если хотите добиться успехов, как музыкант, все очень просто: занимайтесь, работайте над собой. Не бойтесь быть оригинальными. Это именно то, что ждет от вас публика. Все мы хотим, чтобы нас удивили. Многие музыканты думают, что добьются успеха, подражая другим. Такая позиция, на мой взгляд, в корне ошибочна. Не оглядывайтесь по сторонам. Слушайте только свое сердце и играйте лишь ту музыку, к которой душа лежит.

Можете вспомнить самый курьезный случай из своей концертной практики?

Сколько угодно! Однажды меня пригласил Элис Купер (Alice Cooper) для участия в его «сольнике». В зале - около 10 тысяч. И вот Элис объявляет песню, я выхожу на сцену. Песня начинается, а я не успел проверить готовность своего оборудования. Композиция уже звучит несколько минут, а я вожусь с усилителем, который наотрез отказывается работать. Так и простоял на сцене, как идиот, не сыграв ни единой ноты, и чтобы как-то оправдать свое присутствие, вышел в финале на поклон (смеется).

Назовите ваших любимых музыкантов.

Deftones, Jet, Джими Хендрикс, Beatles, Stones, Том Морелло (Tom Morello) и Audioslave, Майлз Дэйвис (Miles Davis), Уэс Монтгомери (Wes Montgomery), Алан Холдсворт (Alan Holdswoth)...

Ну, это все люди, проверенные временем. А как насчет современных музыкантов? Кого можно выделить?

Есть несколько классных гитаристов. Боюсь, правда, не всех смогу упомнить. Вот, например, Матиас Эклунд (Mathias Eklund) из Швеции. Забойный малый! Есть еще такой гитарный фрик из Нью-Джерси. Зовут Роном Талом (Ron Thal). Играет на безладовой гитаре. Кроме того, хочу отметить гитариста The Mars Volta Омара Родригес-Лопеса (Omar Rodriguez-Lopez). Все эти парни совершенно не вписываются в «формат», но уверен, что будущее за ними!

Если бы была возможность создать собственный дрим-тим, кого бы вы пригласили?

Джими Хендрикс. Только Джими Хендрикс и я на гитарах. Мы бы импровизировали, создавая музыку, не ограниченную ни формой, ни временем.

Как считаете, в чем заключается секрет вашего творческого долголетия?

Даже не знаю, что ответить. По всей видимости, людям нравится то, что я делаю.

И под занавес. Чего ожидать от Джо Сатриани в ближайшем обозримом будущем?

Могу лишь обещать, что я останусь верен самому себе.

Загрузка...
Top