Музыкальное искусство в 30 е годы презентация. Музыкальное искусство

Важнейшими задачами этого периода являлись ликвидация неграмотности населения и осуществление всеобщего начального обучения. В идеологизированном обществе каждый человек обязан был уметь прочитать хотя бы лозунги правящей партии, ее установки на построение социализма, по газетам разбираться в том кто друг, а кто «враг народа». В 30-е гг. с неграмотностью было окончательно покончено. По данным переписи 1939 г. доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет составила около 90%. С 1930 г. начали вводить всеобщее начальное (четырехклассное) образование (в царской России по столыпинской реформе всеобщее бесплатное образование детей от 8 до 13 лет было введено еще в 1908 г.).

Строилось большое количество школ, осуществлялась широкая программа подготовки педагогических кадров. Значительно расширилась сеть высших учебных заведений. К 1940 г. в стране насчитывалось 4,6 тыс. вузов. Численность специалистов с высшим образованием выросла с 233 тыс. в 1928 г. до 900 с лишним тыс. в 1940 г., т. е. более чем в три раза.

В средней школе в 1934 г. было восстановлено преподавание гражданской истории, отменное после Октябрьской революции. Открылись ликвидированные в 1918 г. исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах.

Научные исследования в 30-е гг. осуществлялись академическими, отраслевыми (ведомственными) и вузовскими научными силами. Академия наук СССР стала центром фундаментальной науки. Характерной особенностью в ее работе были выездные научные сессии для помощи в решении конкретных задач по модернизации экономики. В то же время механическое перенесение в науку форм и методов организации промышленности и сельского хозяйства наносило фундаментальным исследованиям ущерб, так как от ученых требовалось, например, участвовать в социалистическом соревновании под лозунгом «Догнать и перегнать науку капиталистических стран!» (только в 1939 г. этот лозунг был отменен как ошибочный).

Советские ученые в 30-е гг. добились многих выдающихся достижений. Под руководством академика С. Лебедева в 1932 г. впервые в мире был получен в промышленном масштабе синтетический каучук. В 1932 г. прошли испытания первой советской ракеты и тогда же был создан Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ). Успешно велись исследования в области ядерной физики (научная школа академика А. Иоффе) и др. Ускоритель элементарных частиц, пущенный в Радиевом институте в Ленинграде в 1936 г., стал самым крупным в Европе. Больших успехов достигла советская наука в освоении Арктики, началось интенсивное изучение стратосферы.

Вместе с тем в 30-е гг. наука понесла и серьезные потери в результате репрессий и некомпетентного вмешательства властей. Так, гонениям подверглась гелиобиология – наука о взаимосвязи солнечных явлений и живых существ, а ее основатель А. Чижевский и его исследования были преданы забвению. Репрессированы были физик-теоретик Л. Ландау, конструктор ракет С. Королев и многие другие. Подверглась разгрому педология – наука о возрастных особенностях ребенка.

В обществоведении разрешалось вести исследования только в рамках марксизма-ленинизма и партийных установок. В исторической науке подверглась разгрому научная школа академика М. Покровского. Главным историческим трудом была признана книга «История ВКП(б). Краткий курс», изданная в 1938 г. В ее написании непосредственное участие принимал Сталин.

Значительные успехи были достигнуты в советской литературе и искусстве. Появились романы М. Шолохова «Тихий Дон» и «Поднятая целина» (первая книга). Одним из самых распространенных произведений советской литературы стал роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Популярными были книги писателей А. Толстого (трилогия «Хождение по мукам», роман «Петр I»), А. Новикова-Прибоя («Цусима»), В. Шишкова («Угрюм-река») и др. Появилось много книг для детей. Наибольшую известность получили книги А. Гайдара «Школа», «Военная тайна», «Тимур и его команда». Среди поэтов наиболее известными были М. Светлов, Н. Асеев, И. Уткин и др.

В киноискусстве произошел переход от немого к звуковому кинематографу. Популярными были фильмы о событиях революции и Гражданской войны: «Чапаев» (режиссеры Г. и С. Васильевы), «Мы из Кронштадта» (Е. Дзиган), трилогия о Максиме (Г. Козинцев и Л. Трауберг), а также «Трактористы» (И. Пырьев). Большим успехом пользовались кинокомедии «Веселые ребята», «Волга-Волга» и «Цирк» (Г. Александров).

В изобразительном искусстве ведущими были художники, отображавшие события революции, Гражданской войны, социалистического строительства: Б. Иогансон («Допрос коммунистов», «На старом уральском заводе»), А. Дейнека («Будущие летчики»), Ю. Пименов (серия зарисовок и портретов «Новая Москва»). Активно действовала студия, руководимая основоположником советской батальной живописи М. Грековым. Художники студии посвящали картины Гражданской войне.

Известный живописец М. Нестеров написал глубокие острохарактерные портреты («И. Павлов», «В. И. Мухина»). Скульптор и художник В. Мухина в 1937 г. выполнила сразу ставшую широко известной скульптурную группу «Рабочий и колхозница».

На подъеме находилась музыкальная культура. В стране работали такие выдающиеся композиторы, как Д. Шостакович (опера «Катерина Измайлова», балеты «Золотой век», «Светлый ручей») и С. Прокофьеф (балет «Ромео и Джульета»). Музыку к кинофильмам писали И. Дунаевский, братья Дм. и Дан. Покрасс и др. Сразу популярными становились песни М. Блантера и В. Соловьева-Седового на стихи М. Исаковского, А. Суркова, В. Лебедева-Кумача. Повсюду в стране и за рубежом распевали песню «Катюша» (1939 г.: музыка М. Блантера, стихи М. Исаковского).

В то же время уже в 1932 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в результате чего были ликвидированы все разноплановые литературные объединения и группировки и создан единый Союз писателей СССР. Первый съезд писателей состоялся в 1934 г. Впоследствии аналогичные единые союзы были созданы среди композиторов, архитекторов и других деятелей творческой интеллигенции. Литература и искусство оказались под неусыпным жестким и партийно-государственным контролем. Главным творческим методом в литературе и искусстве объявлялся социалистический реализм, что обязывало писателей, художников и композиторов создавать произведения на основе партийных установок. В литературе первостепенное внимание рекомендовалось уделять производственной теме, отражать героические усилия народа в период индустриализации и коллективизации. Появилась «производственная» проза. В романах и повестях Ф. Панферова «Бруски», М. Шагинян «Гидроцентраль», Ф. Гладкова «Энергия» и многих других объектом изображения стали трудовые подвиги и производственные отношения рабочих и крестьян. Реальностью стала модель «социального заказа».

В 30-е гг. многие выдающиеся деятели литературы и искусства вынуждены были работать, не надеясь на прижизненную публикацию или общественное признание своих произведений. Такова была судьба романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, повести «Котлован» и романа «Чевенгур» А. Платонова, поэмы «Реквием» А. Ахматовой и ряда других. К числу запрещенных писателей и поэтов были отнесены С. Есенин, М. Цветаева, М. Зощенко.

Травля и грубая критика стали уделом многих талантливых представителей советской культуры. Музыкальные произведения Д. Шостаковича объявлялись сумбуром, театральные постановки В. Мейерхольда – формализмом и т. п.

В результате репрессий погибли поэты Н. Клюев и О. Мандельштам, писатели И. Бабель, Д. Хармс, Б. Пильняк, режиссер В. Мейерхольд и многие другие.

В изобразительном искусстве в качестве образца пропагандировались только художники-передвижники XIX в. Другие направления или отвергались, или замалчивались. Так было с работами П. Филонова и К. Малевича – ярких представителей русского авангарда в живописи. В то же время на многих полотнах художники в 30-е гг. изображали Сталина, что свидетельствовало о благонадежности живописца.

В 30-е гг. советское правительство продолжало целенаправленную политику государства на разгром религиозных организаций в СССР, в которых компартия видела своего врага. Были закрыты или разрушены многие православные монастыри, соборы, церкви, а также культовые здания других религиозных конфессий. Лишь за один 1929 г. в стране было закрыто 1119 церквей. В 1931 г. был взорван Храм Христа Спасителя. Все это привело почти к полному истреблению легального духовенства.

Трагедией стал раскол отечественной культуры, когда многие ее деятели оказались в эмиграции. Однако, несмотря на оторванность от Родины, русские эмигранты вели интенсивную творческую жизнь. Выходили газеты и журналы на русском языке, издавались книги, устраивались выставки. В 1933 г. писателю И. Бунину была присуждена Нобелевская премия по литературе. Он стал первым русским писателем, удостоенным столь высокого признания.

Среди изгнанников были философы Н. Трубецкой и Л. Карсавин (расстрелян после занятия советскими войсками Прибалтики в 1940 г.). Осмысливая исторический путь России, они основали достаточно одиозное евразийское движение, главной задачей которого было доказать, что Россия принадлежит к двум мирам – Европе и Азии, что у России особое место в истории – быть связующим звеном между двумя этими континентами.

Выходец из России инженер и изобретатель В. Зворыкин в 1931 г. в США создал иконоскоп – первую передающую телевизионную трубку. Российский авиаконструктор И. Сикорский основал в США фирму, где им были сконструированы и запущены в серию военные и пассажирские самолеты и вертолеты, получившие международное признание.

К концу 30-х гг. СССР вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов и по темпам подготовки специалистов. В то же время огосударствление культуры, науки и образования дополнилось в 30-е гг. тотальной политизацией и идеологизацией. Даже буквари стали инструментом для нужной ориентации юного человека, входившего тогда в политический мир. В борьбе за умы детей тоталитарная система одержала победу над семьей. Советские буквари воспитывали у детей не только готовность к подвигу, но и жертвенность: «Товарищ Ворошилов, я быстро подрасту и встану вместо брата с винтовкой на посту». Непременным элементом школьной образовательной программы являлась подготовка к будущей войне.

Наряду с темой внешнего врага в учебниках обязательно присутствовала тема «врага народа». Версия об их существовании внедрялась в головы детей на уровне подсознания, а имена «врагов народа» вымарывались из учебников в обязательном порядке.

Для детей того времени радио, кино и трактор были реальными чудодеяниями советской власти, рядом с которыми меркли «поповские сказки», поэтому школьники легко врастали в тоталитарное общество.

Пропагандистская работа принимала все более однобокий характер. В условиях ликвидации безграмотности взрослых, совпавшей с новым витком обострения классовой борьбы, азы преподаваемой грамоты обязательно сочетались с базовыми политическими установками ВКП(б). Обучающийся должен был наряду с основами грамоты получать полную меру политических знаний. Каждый урок на селе завершался, например, впечатыванием в мозг лозунгов: «Не кланяйся кулакам», «Коммуна – кулаку мука» (Сибирский букварь для взрослых). Такая психологическая «социализация» личности создавала нужную власти перспективу успешности намечаемых компартией преобразований.

В СССР к концу 30-х гг. сложилась целостная политико-общественно-экономическая система – социализм, означавшая обобществление частной собственности. Социализм был «государственным», так как функции по распоряжению собственностью и политическая власть осуществлялись не обществом, а лично Сталиным и партийно-государственным аппаратом. (Как показал исторический опыт, иного «негосударственного» социализма не может быть в принципе).

Объективно главной исторической задачей, которая ценой огромных жертв решалась в ходе строительства социализма в СССР, был форсированный завершающий рывок от аграрного общества к индустриальному. Эту систему целый ряд исследователей определяет как левототалитарный режим.

Участь не подчинившихся коммунистическому диктату была, как правило, трагической. В концентрационных лагерях, застенках НКВД погибли талантливейшие представители советской культуры: О. Мандельштам, написавший стихотворение «Мы живем под собою не чуя страны…», И. Бабель, ярко описавший события гражданской войны в произведении «Первая конная», режиссер В. Мейерхольд, журналист М. Кольцов. Только из членов Союза писателей было репрессировано 600 человек. Немало деятелей культуры, например писатель А. Платонов, художники П. Филонов, К. Малевич и другие, были лишены возможности издавать свои книги, выставлять картины. Многие выдающиеся произведения, созданные в те годы, дошли до читателя и зрителя не сразу. Только в 1966 году был издан роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”, в 1986-1988 годах увидели свет “Ювенильное море”, “Котлован” и “Чевенгур” А. П. Платонова, в 1987 году опубликован “Реквием” А. А. Ахматовой.

Пути идейно-политического самоопределения и жизненные судьбы многих людей искусства складывались в эту переломную эпоху непросто. По различным причинам и в разные годы за границей оказались большие русские таланты, такие как: И.А. Бунин, А.Н. Толстой, А.И. Куприн, М.И. Цветаева, Е.И. Замятин, Ф.И. Шаляпин, А.П. Павлова, К.А. Коровин и др. Раньше других осознал невозможность для себя жить и работать вне Родины А.Н. Толстой, вернувшийся из эмиграции в 1922 г.

Большую роль в художественной жизни страны играли литературно-художественные журналы. Популярными стали такие новые журналы как:

– “Новый мир”,

– “Красная новь”,

– “Молодая гвардия”,

– “Октябрь”,

– “Звезда”,

– “Печать и революция”.

На их страницах были впервые напечатаны многие выдающиеся произведения советской литературы, публиковались критические статьи, велись острые дискуссии. Увеличился выпуск газет, журналов, книг. Помимо общесоюзных и республиканских газет почти на каждом предприятии, заводе, шахте, в совхозе выходила своя многотиражная или стенная газета. Книги издавались более чем на 100 языках мира. Произошла радиофикация страны. Радиовещание велось 82 станциями на 62 языках. В стране насчитывалось 4 млн. радиоточек. Развивалась сеть библиотек, музеев.

К середине 30-х годов появились новые произведения. Публикуется роман М. Горького “Жизнь Клима Самгина” (1925-1936). В романе Шолохова “Тихий Дон” (1928-1940) повествуется проблема человека в революции, его судьба. Символом героизма и нравственной чистоты стал образ Павла Корчагина - героя романа Н. Островского “Как закалялась сталь” (1934). Тема индустриализации отражена в произведения Л. Леонова “Соть”, М. Шагинян “Гидроцентраль”, В. Катаева “Время вперед”, И. Эренбурга “Не переводя дыхание”. Многие произведения были посвящены отечественной истории. Это “Петр I” А. Толстого, “Смерть Вазир-Мухтара” Ю. Тынянова, драма М. Булгакова “Кабала святош” и “Последние дни” А.С. Пушкин.

Блестящие образцы поэзии дали в своем творчестве С. Есенин, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак. В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Классикой советской детской литературы стали произведения С. Маршака, А. Гайдара, К. Чуковского, Б. Житкова.

Развивались культурные связи с заграницей. Заграничные поездки совершили С. Есенин, В. Маяковский. За рубежом были изданы произведения М. Горького, В. Маяковского, А. Толстого, В. Иванова, К. Федина, И. Эренбурга, Б. Пильняка, И. Бабеля. В работе I и II Всемирных конгрессов писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже и в 1937 году в Валенсии участвовали А. Толстой, Б. Пастернак, М. Шолохов, И. Эренбург, М. Кольцов, В. Вишневский, А. Фадеев.

Возникло множество театральных коллективов. Большую роль в становлении театрального искусства сыграли Большой драматический театр в Ленинграде, первым художественным руководителем которого был А. Блок, театр им. В. Мейерхольда, театр им. Е. Вахтангова, Московский театр им. Моссовета.

К середине 20-х годов относится появление советской драматургии, оказавшей огромное влияние на развитие театрального искусства. Крупнейшими событиями театральных сезонов 1925-1927 гг. стали “Шторм” В. Билля-Белоцерковского в театре им. МГСПС, “Любовь Яровая” К. Тренева в Малом театре, “Разлом” Б. Лавренева в театре им. Е. Вахтангова и в Большом драматическом театре, “Бронепоезд 14-69” В. Иванова во МХАТе. Прочное место в репертуаре театров занимала классика. Попытки ее нового прочтения делались как академическими театрами (“Горячее сердце” А. Островского во МХАТе), так и “левыми” (“Лес” А. Островского и “Ревизор” Н. Гоголя в театре им. В. Мейерхольда).

Если драматические театры к концу первого советского десятилетия перестроили свой репертуар, то главное место в деятельности оперных и балетных коллективов занимала по-прежнему классика. Единственной крупной удачей в отражении современной темы стала постановка балета Р. Глиера “Красный мак” (“Красный цветок”).

В странах Западной Европы и Америки выступили Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.С. Голованов, труппы МХАТа, Камерного театра, Студии им. Е. Вахтангова, Квартет старинных русских инструментов

Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Т. Хренникова, Д. Кабалевского, И. Дунаевского и др. Выдвинулись молодые дирижеры Е. Мравинский, Б. Хайкин. Были созданы музыкальные ансамбли, в последствии прославившие отечественную музыкальную культуру: Квартет им. Бетховена, Большой Государственный симфонический оркестр, Оркестр Государственной филармонии и др. В 1932 году был образован Союз композиторов СССР.

Росту популярности кино способствовало появление отечественных звуковых фильмов, первыми из которых были в 1931 году “Путевка в жизнь” (режиссер Н. Экк), “Одна” (режиссеры Г. Козинцев, Л. Трауберг), “Златые горы” (режиссер С. Юткевич). Лучшие фильмы 30-х годов рассказывали о современниках (“Семеро смелых”, “Комсомольск” С. Герасимова), о событиях революции и гражданской войны (“Чапаев С. и Г. Васильевых, “Мы из Кронштадта” Е. Дзигана, “Депутат Балтики” И. Хейфеца и А. Зархи, трилогия о Максиме режиссеры Г. Козинцева и Л. Трауберга). К этому же времени относятся музыкальные комедии Г. Александрова “Веселые ребята”, “Цирк”.

В 1936 году было учреждено звание народного артиста СССР. Первыми его были удостоены К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко, В. И. Качалов, Б. В. Щукин, И. М. Москвин, А. В. Нежданова.

Как и в других видах искусства в живописи был утвержден метод социалистического реализма. Высшим достижением советских художников считались картины Б. Иогансона («Допрос коммуниста»), Б. Грекова и его школы, посвященные военной тематике, портреты М. Нестерова, П. Корина, И. Грабаря, работы А. Дейнеки, воспевающие здорового, сильного человека. Огромное распространение получили парадные портреты вождей народа.

Советские скульпторы основное внимание уделяли созданию монументов, изображающих В.И. Ленина, И. В. Сталина, других руководителей партии и государства. В каждом городе стояло по несколько памятников вождям. Шедевром монументального искусства того времени считалась созданная В. Мухиной скульптурная группа «Рабочий и колхозница», изображающая двух стальных гигантов.

Начало 30-х годов отмечено появлением важнейших партийных документов, стимулирующих объединение и развитие творческих сил. Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии от 23 апреля 1932 года благотворно сказалось и на музыкальной культуре.

Ликвидируется Российская ассоциация пролетарских музыкантов (Ассоциация современной музыки фактически распалась раньше), намечаются пути дальнейшего развития реалистической музыки, утверждаются демократические традиции русского классического музыкального искусства.

В 1932 году организовался Союз советских композиторов, положивший начало объединению музыкантов на основе метода социалистического реализма. Советское музыкальное творчество перешло на новый этап.

Огромный размах получает песенное творчество. Жанр массовой песни становится лабораторией новых средств мелодической выразительности, и процесс «песенного обновления» охватывает все виды музыки - оперную, симфоническую, кантат-но-ораториальную, камерную, инструментальную. Тематика песен многообразна, как многообразны и их мелодии.

Среди произведений песенного жанра особенно выделяются в это время боевые песни А. Александрова, песни И. Дунаевского с их звонким весельем, юношеской энергией, светлой лирикой (такие, как всемирно известная «Песня о Родине», «Песня о Каховке», «Марш веселых ребят» и др.), своеобразные песни В. Захарова, посвященные новой жизни колхозной деревни («Вдоль деревни», «И кто его знает», «Провожанье»), песни братьев Покрасс («Если завтра война», «Конармейская»), М. Блантера («Катюша» и др.), С. Каца, К. Листова, Б. Мокроусова, В. Соловь-ева-Седого.

Песенный жанр развивался в тесном содружестве композиторов с поэтами М. Исаковским, В. Лебедевым-Кумачом, В. Гусевым, А. Сурковым и другими. Широкой популярности советских песен способствовало появление звукового кино. Сойдя с экрана, они надолго пережили фильмы, к которым были написаны.

Оперный театр в 30-е годы обогатился реалистическими произведениями на современную тему, доступными по языку, правдивыми по содержанию, хотя и не всегда свободными от недостатков (слабость драматургии, неполное использование широких вокальных форм, развитых ансамблей).

Оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и «Поднятая целина» отличались ярким мелодическим началом, реалистической характеристикой героев. Заключительный хор «От края идо края» из «Тихого Дона» стал одной из самых популярных массовых песен. Опера Т. Хренникова «В бурю» также наполнена драматическими характеристиками, самобытной мелодикой, выразительными народными хорами.

Интересное преломление получили элементы французской народной музыки в опере Д. Кабалевского «Кола Брюньон», отмеченной большим профессиональным мастерством, тонкостью музыкальных характеристик.

Для оперы С. Прокофьева «Семен Котко» были характерны отказ от массовой пе-сенности и преобладание речитатива.

Различные тенденции в творчестве советских композиторов стали в 1935-1939 гг. предметом дискуссий о путях развития оперного искусства.

К современной теме обращались и композиторы, работавшие в жанре оперетты,- И. Дунаевский, М. Блантер, Б. Александров.

В балетном жанре реалистические тенденции были представлены такими значительными произведениями, как «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Асафьева, «Лауренсия» А. Крейна, музыкально-хореографическая трагедия С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». Появились первые национальные балеты в Грузии, Белоруссии, на Украине.

Успехи в жанре симфонической музыки тоже были связаны с проникновением песенно-мелодического начала, демократизацией образов, наполнением их конкретным жизненным содержанием, усилением тенденций программности, обращением к песенно-танцевальным мелодиям народов СССР.

В 30-е годы расцветает творчество крупнейших советских симфонистов старшего поколения, становятся зрелыми таланты молодых. В симфонической музыке усиливаются реалистические тенденции, находят отражение темы современности. Н. Мясковский создает в этот период десять симфоний (от 12-й до 21-й). С. Прокофьев пишет патриотическую кантату «Александр Невский», 2-й концерт для скрипки, симфоническую сказку «Петя и волк», Д. Шостакович - грандиозную по замыслу и глубине содержания 5-ю симфонию, а также 6-ю симфонию, фортепианный квинтет, квартет, музыку к кинофильму «Встречный».

Много значительных произведений в симфоническом жанре было посвящено историко-революционным и героическим темам: 2-я симфония Д. Кабалевского, симфония-кантата Ю. Шапорина «На поле Куликовом». Ценный вклад в реалистическую музыку внес А. Хачатурян (1-я симфония, фортепианный и скрипичный концерты, балет «Гаянэ»).

Крупные симфонические произведения написали и другие композиторы, в том числе композиторы советских национальных республик.

На большую высоту поднялось исполнительское искусство. Выдающимся вокалистам А. Неждановой, А. Пирогову, Н. Обуховой, М. Степановой, И. Паторжинскому и другим было присуждено звание народного артиста СССР.

Молодые советские музыканты Э. Гилельс, Д. Ойстрах, Я. Флиер, Я. Зак на международных конкурсах в Варшаве, Вене, Брюсселе завоевали первые премии. Имена Г. Улановой, М. Семеновой, 0. Лепешинской, В. Чабукиани стали гордостью советского и мирового хореографического искусства.

Создались крупные государственные исполнительские коллективы - Государственный симфонический оркестр, Государственный ансамбль танца, Государственный хор СССР.

30-е годы стали для отечественной культуры временем коренного перелома, отразившего сложные процессы и свершения истории советскою общества. Именно в это время окончательно сформировалась командно-административная система управления, во главе которой стояло политическое руководство, сгруппировавшееся вокруг И. В. Сталина. Неудивительно, что именно искусству было уделено пристальное внимание, дабы поставить художественную деятельность в стране под строгий контроль, если и не исключавший, то сильно ограничивавший свободу творческих исканий. Эта политика в целом достигла своей цели: многие писатели, художники, музыканты и другие деятели искусства стремились ответить такому «социальному заказу». Сложность положения дел заключалась в том. что наряду с беспринципными конъюнктурщиками предначертаниям режима следовали и честные художники, принимавшие установки, навязываемые силовыми методами, как неотвратимое веление времени и даже искренне верившие в благотворность совершавшихся перемен.

Мощная и эффективно действовавшая пропагандистская машина поддерживала идеи и настроения социального оптимизма, тем более что определенные достижения были налицо. Еще живы были идеи коллективизма, еще вдохновлял многих художников идеал человека-борца, уверенного в завтрашнем дне и способного ставить осознанные цели и добиваться их, увлекая за собой когорту единомышленников. Поражает настойчивое стремление многих художников внушить себе и своей аудитории чувство гордости реальными, а порой иллюзорными завоеваниями развивающегося общества. Важно подчеркнуть роль такой психологической установки, поскольку без учета ее трудно понять, почему видные, одаренные музыканты внесли свой вклад в утверждение идеологических основ, на которых строились теория и практика сталинизма.

Решающим фактором, определившим новые свойства музыки 30-х годов, стала советская массовая песня. Разумеется, в этом не было ничего неожиданного: и в 20-е годы песня заключала в себе наиболее прогрессивные и динамичные тенденции в преобразовании музыкального сознания, в рождении многосоставного и неоднородного по стилистическим истокам интонационного строя современности. Но массовая песня 30-х годов — качественно новое явление, запечатлевшее своего рода музыкальный стиль эпохи в той мере, в какой он находит выражение в броских и емких песенных обобщениях. Массовая песня 30-х годов ни в коей мере не исчерпывала интонационного строя своего времени, но она стояла на передовых рубежах, в ней запечатлелись существенные сдвиги в музыкальном сознании народа. Одной из ведущих особенностей песенного творчества 30-х годов стало лидирующее положение именно композиторской песни, создававшейся такими ее признанными мастерами, как И. Дунаевский, М. Блантер, А. Александров, В. Захаров, и многими другими.
Особая броскость, заразительность песенных обобщений, подхватываемых массами людей, определила совершенно исключительную роль жанра в системе массовой пропаганды. Песня как важное слагаемое «заказного искусства» оказалась намного эффективнее газетной риторики, научно-пропагандистских и статистических материалов, призванных продемонстрировать преимущества общественного строя, управляемого командно-административными методами. Доносимые на крыльях мелодии восхваления величию и мудрости великого кормчего, вера во всемогущество армии и ее вождей, способных разгромить врага «малой кровью, могучим ударом», составляют одну из главных тем песенного творчества 30-х годов.

И все же оценивать советскую массовую песню тех лет только подобным образом было бы односторонне. Виднейшие мастера песенного жанра подняли его на такую дотоле невиданную высоту, какая не достигалась ранее в истории отечественной музыки массовых жанров. Не будь такого подъема жанра в 30-е годы, массовая песня не смогла бы сыграть своей поистине исключительной роли в годы Великой Отечественной войны .
В движении песни к слушателю в 30-е годы значительно возрастает роль средств массовой информации, где к прежним, ранее освоенным присоединяется звуковое кино. Песня сходит с экрана, выходит из кинозалов на улицу и площадь, подхватывается массами людей и разносится по всей стране. Радио и грампластинка также становятся мощным средством, обеспечивающим движение песни в быт, ее воздействие на музыкальное сознание миллионов.

Но государственные предприятия далеко не ограничивались выпуском дисков с записями массовых песен - львиную долю их продукции составляла музыкальная эстрада отечественного и зарубежного производства. Отношение к ней коренным образом изменилось: было понято и осознано значение «легкого жанра» в жизни и быту людей. Хотя инерция огульного осуждения «легкого жанра» еще давала о себе знать в выступлениях критиков, однако административные запреты были практически сняты. «В эти самые годы особенно пышно расцветали парки культуры, особенно часто запускались фейерверки, особенно много строилось каруселей, аттракционов и танцплощадок. И никогда в стране столько не танцевали и не пели, как в те годы». Нужна была музыка для танцев , среди которых по-прежнему царили модные фокстроты и танго, преподносимые в джазированной манере. Была и потребность в интонационно-экспрессивном цыганском пении, весьма популярном в те годы. Сладостная кантилена неаполитанских мелодий, вибрирующие звучания гавайской гитары, модные шлягеры, сошедшие с зарубежных музыкальных кинолент под частую дробь чечетки,- все эти явления тогдашней «массовой культуры» тиражировались в кинокопиях и грампластинках, при этом лощеная голливудская красивость нередко соседствовала с действительно высокими образцами популярной зарубежной музыки - вокальной и инструментальной. К последним относится музыка к фильму «Большой вальс», которая вызвала взрыв увлечения великим И. Штраусом. На слуху были и мелодии первых звуковых фильмов Чарли Чаплина, задорные песенки полюбившейся советским зрителям венгерской киноактрисы Франчески Гааль.

ИСКУССТВО 30-Х ГОДОВ

1. Общая характеристика

Союз художников

23 апреля 1932 года ЦК партии принял постановление « О перестройке литературно-художественных организаций », которым были ликвидированы все существовавшие в 20-х годах художественные группировки и создана единая организация - Союз художников СССР .

Метод соцреализма

На Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году А.М. Горький дал определение « метода социалистического реализма », подразумевающего творческое использование классического наследия мировой культуры, связь искусства с современностью, активное участие искусства в современной жизни, изображение ее с позиций « социалистического гуманизма ». Продолжая гуманистические традиции предшествующего искусства, соединяя их с новым, социалистическим содержанием , «социалистический реализм» должен был представлять собой новый тип художественного сознания .

Официальное искусство

При этом предполагалось, что выразительные средства могут быть самые разнообразные даже в толковании одной и той же темы. Так, во всяком случае, говорилось. На деле же это было на многие десятилетия вперед

официально разрешенное свыше,

« идеологически выдержанное » (что главное),

тяготеющее к натурализму единственно возможное направление в искусстве, некое подобие диамату в науке,

запрещающее всякое инакомыслие художественного сознания,

при этом с четко отлаженным механизмом государственных заказов , планированных (для художников, угодных партии) выставок и наград . (314)

Темы искусства во всех видах и жанрах как будто предполагали разнообразие: от героики революции и Гражданской войны до трудовых будней , подсказанных и выдвинутых самой жизнью. Жанр портрета должен был оставаться одним из ведущих , поскольку реалистическое искусство всегда и прежде всего - исследование человека , его души, его психологии.

Такова была эта довольно расплывчатая на словах и очень жесткая на деле программа. Как она воплощалась - показало следующее десятилетие . Конечно, одна и та же тема может быть развита и раскрыта по-разному, как

в картинах Петрова-Водкина и Дейнеки,

пейзажах Рылова и Нисского,

портретах Кончаловского и Корина,

в графике Лебедева и Конашевича,

в скульптуре Мухиной и Шадра ,

как и в дальнейшем, не отступая от основных реалистических принципов видения натуры, по-разному работали и работают художники современности: В. Попков, Я. Крестовский, В. Иванов, В. Тюленев, Г. Егошин и др. (315)

Идеологизация искусства

Но «метод социалистического реализма», единодушно принятый на съезде « инженеров человеческих душ » в 1934 году, совсем не предполагал какой-либо свободы . Наоборот, художественное творчество все более и жестче идеологизировалось. Как писал один исследователь - В. Пискунов (автор говорил о поэтах, но это в полной мере относится и к художникам), « единым росчерком начальственного пера выбраковывались целые поколения и периоды», и как раз лучшие из мастеров «не удостоились попасть в соцреалистические святцы ». Это всегда следует помнить, читая отечественную историю советского периода.

Художественные выставки

Большие усилия в 30-е годы были приложены к формированию национальных художественных школ , к созданию многонационального советского искусства ». Декады национального искусства и республиканские выставки, участие представителей разных республик в тематических художественных выставках:

«15 лет РККА»,

«20 лет РККА»,

«Индустрия социализма» (1937),

«Лучшие произведения советского искусства» (1940),

в международных выставках в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939),

в организации Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1939 - 1940) –

одна из форм культурного общения народов СССР в эти годы.

Особенно большой была выставка «Индустрия социализма ». В ней участвовало свыше 700 художников Москвы, Ленинграда и других городов РСФСР и союзных республик; наряду с уже зрелыми мастерами на выставке дебютировала молодежь . Представленные произведения были посвящены « лучшим людям страны , ударникам пятилеток, новостройкам советской индустрии», что впоследствии стало о бязательным компонентом любой масштабной официальной выставки .

Академия художеств

В 1932 году были воссозданы закрытая в первые годы революции Всероссийская Академия художеств и позже - Институт живописи, скульптуры и архитектуры .

Попрание демократических принципов

Следует помнить, что 30-е годы - один из самых противоречивых и трагических периодов как в истории нашего государства, так и в его культуре и искусстве. Попрание гуманистических демократических принципов в жизни общества отразилось на творческой атмосфере. Была нарушена основа основ творческого процесса - свобода самовыражения художника .

Искусству – роль «разъяснителя»

За все более жестким утверждением единственного стиля и образа жизни , при исключении из действительности какого бы то ни было проявления свободы выбора, все в большей мере декретировалась и единая художественная форма . Поскольку искусству отводилась роль «разъяснителя » директив в наглядной форме, оно, естественно превращалось в искусство иллюстрированное и прямолинейное (« понятное »), утрачивая всю полноту, сложность и многогранность выразительных средств. (316)

Отрицание прав на свободу духа

Несмотря на демагогическое воспевание простого труженика - «строителя светлого будущего», отрицалось само право человека

на свободу духа ,

на свое видение мира ,

наконец, на сомнение - необходимый стимул к совершенствованию личности, к творческому созиданию.

Ибо что может быть губительнее для творчества, чем насаждение догматически единообразных форм прославления одной неправедно вознесенной над многомиллионным народом фигуры или нескольких фигур , или одной – и ложной - идеи ? Это привело к тому, что пути и судьбы художников все более и более расходились .

Два пути художников

Одни как бы - или в действительности - канули в небытие , другие стали « ведущими художниками эпохи » 30-х годов, судьбой одних было умолчание , безвестность и трагическое забвение , неизбежная фальшь и заведомая ложь сопровождали славу других .

Официальное искусство

Появились бесчисленные произведения вроде картин В. Ефанова и Г. Шегаля о « вожде, учителе и друге », «председательствующем» на съездах, бесчисленные портреты «вождя народов ». Ложно-оптимистически изображалась жизнь деревни в больших праздничных полотнах

С. Герасимов. Колхозный праздник. 1937

А. Пластов. Праздник в деревне. 1937

Все эти и им подобные картины выдавались за подлинную «правду жизни ». Они были полны той жизнерадостности , которая даже отдаленно не соответствовала истине , а ведь Горький именно « исторический оптимизм » считал одним из определяющих свойств «социалистического реализма ».

Фальсификация истории , гуманистических идей вела к психологической ломке творческой личности . И, в свою очередь, художник, создавая образ ложный , фальшивый, но построенный на принципах визуального правдоподобия , заставлял уверовать в него массы , которые были полны искреннего (а в 30-е годы особенно ярко выраженного) стремления к всеобщему счастью трудящегося человечества. Думается, в этом и заключается величайшая трагедия советского времени . (317)

Неофициальное искусство

Вместе с тем в искусстве 30-х годов можно назвать немало имен интересно работавших художников: Петров-Водкин, Кончаловский, Сарьян, Фаворский, Корин. Самая важная в жизни Корина картина « Русь уходящая » так и «не состоялась », и причина этого, как нам представляется, - художественная атмосфера тех лет.

В Ленинграде с 1925 году работала школа-мастерская Филонова . Под его руководством были исполнены оформление знаменитого издания финского эпоса «Калевала », декорации к «Ревизору ». Но в 30-е годы мастерская пустеет . Ученики покидают мастера. Подготовленная еще в 1930 году в ГРМ выставка работ Филонова так и не открылась . Ей суждено было состояться лишь через 58 лет .

2. Живопись

БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ ИОГАНСОН (1893 - 1973)

Ведущими становятся другие художники. Среди них главное место принадлежит Б.В. Иогансону (1893 - 1973), еще в 20-е годы написавшему такие произведения, как

Рабфак идет (Вузовцы). 1928

Советский суд. 1928

Узловая железнодорожная станция в 1919 году. 1928

представившему на выставке 1933 года «15 лет РККА» картину

Допрос коммунистов. 1933

а на выставке 1937 года «Индустрия социализма» - большое полотно

На старом уральском заводе. 1937

В обоих произведениях Иогансон стремится как будто бы следовать традициям , заложенным русскими художниками, прежде всего Репиным и Суриковым . И действительно, художник умеет изобразить « конфликтные ситуации », столкнуть характеры . При общем «благолепии » бесконечных « колхозных праздников » и бесчисленных изображениях « вождя, учителя и друга » это уже достоинство мастера . Оно сказывается прежде всего в композиционном решении .

Конфликтные ситуации

В «Допросе коммунистов» это столкновение двух разных сил , пленных и врагов, в «Урале Демидовском» (второе название картины «На старом уральском заводе») - рабочего и заводчика , взгляды которых по воле художника скрещиваются совсем как взгляды рыжебородого стрельца и Петра в суриковском «Утре стрелецкой казни». Сам процесс работы - Иогансон шел от описательности, дробности, многословия и перегруженности композиции к решению более лаконичному и строгому, где весь драматический конфликт строится на столкновении двух враждебных друг другу миров , - традиционен. Даже замена местоположения женской фигуры - в поисках более типичной ситуации – с первого плана в раннем варианте на мужскую - в окончательном («Допрос коммунистов») чем-то напоминает поиск решения Репиным в «Не ждали».

Большие потенциальные колористические возможности проявлены в этих картинах, особенно в первой, где контрасты светотени , резкие вспышки густо-синего, коричнево-красного, белого усиливают настроение трагизма происходящего . Но в итоге - полный проигрыш .

Неуместная сатира

Художнику изменяет простой вкус , ибо он обращается к сатире, шаржу , столь неуместным в живописном произведении .

Если уж коммунисты - то даже в руках врага бесстрашно на него надвигающиеся ;

если «белогвардейцы » то непременно истерики (вздернутое плечо, отвратительно красный затылок, поднятый хлыст и т. д.);

если заводчик - то взгляд его ненавидящ , но и неуверен,

если рабочий - то полон превосходства , достоинства, гнева и внутренней силы.

Фальшь в произведениях Иогансона

И все это нарочито, излишне, педалированно - и от этого теряет смысл и становится фальшью . (Хотя таких людей на самом деле и таких ситуаций было немало.)

Как историко-революционные полотна Бродского ,

как портреты Ряжского,

эти произведения Иогансона выразительно иллюстрируют развитие отечественного искусства и именно в этом смысле (а не традиционном), действительно, могут считаться « классикой советского искусства ».

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ДЕЙНЕКА (1899 – 1969)

В 30-е годы много работает Дейнека.

Лаконизм деталей,

выразительность силуэта,

сдержанный линейный и цветовой ритм –

основные принципы его искусства . Бывшие «остовцы» остаются верны в целом своим традициям . Тематика становится разнообразнее: это жанр, портрет, пейзаж . Но что бы они ни писали, во всем проявляются приметы времени.

Для выставки «20 лет РККА» Дейнека написал одно из поэтичнейших и романтических произведений

Будущие летчики. 1938

три обнаженные мальчишеские фигуры (изображенные со спины), на берегу моря, глядящие на гидроплан в голубом небе , будущие его покорители. Этот романтизм выражен и колоритом - сочетанием

темно-синей воды,

серо-голубого неба,

солнечного света, заливающего набережную.

Зрителю не видны лица мальчишек , но всем строем картины передано ощущение жажды жизни, душевной открытости . Много картин Дейнеки этих лет посвящено спорту .

Акварели Дейнеки

Многоликий мир Европы и Нового Света открылся в его акварелях , написанных им после поездки за границу в 1935 году:

Тюильри. 1935

Улица в Риме. 1935

и другие, конечно, с «позиции» советского человека, у которого «собственная гордость».

Официально признанные художники создавали иллюзорный образ ликующей праздничной жизни 30-х годов , столь не соответствующий действительности . Так, ощущение новой строящейся жизни передает Ю. Пименов в картине

Ю. Пименов. Новая Москва. 1937

Импрессионистские тенденции живо ощущаются в мгновенности

впечатления, умело переданного как бы от лица сидящей за рулем женщины , в богатстве света и воздуха , в динамичности композиции . В яркой праздничной гамме также подчеркивается образ новой Москвы .

Замечательные художники

В эти годы продолжают работать и такие замечательные художники , как Н. Крымов (1884-1958), А. Куприн , каждый из которых своими индивидуальными средствами создавал эпически-величавый образ Родины

А. Куприн. Речка. 1929

А. Куприн. Летний день в Тарусе. 1939/40

А. Куприн. Тиамская долина. 1937

Живописно щедры, романтичны многие крымские и среднерусские пейзажи А. Лентулова , полны жизни и его натюрморты

А. Лентулов. Натюрморт с капустой. 1940

поражаешься жизнерадостности многих произведений художников в эти страшные годы. (320)

Всей живописно-пластической структурой полотна стремился выразить дух современности , напряженные ритмы новой жизни Г. Нисский , изображающий стоящие на рейде линкоры, летящие в морском просторе парусники, уходящие вдаль линии железнодорожных путей

Г. Нисский. На путях. 1933

Можно сказать, что в сравнении с 20-ми годами в 30-е годы расширяются географические рамки пейзажа как жанра . Художники едут на Урал, в Сибирь , на Крайний Север, в Крым . Родина - эта огромная территория многонационального государства - дает богатые впечатления живописцам , в пейзажах которых превалирует одна идея: природа нашей страны , представленная мастерами во всей ее щедрости и прихотливой изменчивости освещения в разное время суток и года,- это не просто символ красоты родной земли, но и символ времени , она так или иначе обновляется трудом миллионов людей. Художники национальных республик с любовью запечатлевают приметы нового в своей стране.

МАРТИРОС СЕРГЕЕВИЧ САРЬЯН

М. Сарьян пишет прекрасные пейзажи, портреты

Портрет архитектора А. Таманяна

Портрет поэта А. Исаакяна

и натюрморты. Зеленые долины , ослепительные снежные горы Армении , ее древние храмы и новые, вторгающиеся в ее суровые пейзажи стройки

Алавердский медеплавильный завод. 1935

Сбор винограда. 1937

Цветы и фрукты. 1939

великолепны, озарены ярким талантом прирожденного живописца, его поразительной декоративной щедростью.

О новом облике Армении свидетельствуют пейзажи Г. Гюрцжяна, Ф. Терлемезяна , образ новой Грузии дан в полотнах А. Цимакуридзе, В. Джапаридзе, Е. Ахвледиани .

ПЕТР ПЕТРОВИЧ КОНЧАЛОВСКИЙ

Интенсивно развивается в 30-е годы портрет. П.П. Кончаловский написал целую серию прекрасных портретов деятелей культуры:

В. Софроницкий за роялем. 1932

Портрет С. Прокофьева. 1934

Портрет В. Мейерхольда. 1938

В последнем, как всегда у Кончаловского, цвет открытый, звонкий , но он дан в контрасте с напряженным взглядом Мейерхольда и его позой, что вносит в образ нечто тревожащее . Это и неудивительно: до его ареста и гибели осталось немного дней . (321)

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ НЕСТЕРОВ

После почти 15-летнего молчания с рядом портретов советской интеллигенции выступил М. Нестеров

Портрет художников П.Д. и А.Д. Кориных. 1930

Портрет И.П. Павлова. 1935

Портрет хирурга Юдина. 1935

Портрет В.И. Мухиной. 1940

Кого бы ни изображал Нестеров,

будь то Павлов с его молодым задором, волевой, собранный, одухотворенный, лаконичный и выразительный жест рук которого лишь резче подчеркивает его неуемную, динамичную, «взрывчатую» натуру;

скульптор Шадр , стоящий в сосредоточенном раздумье у гигантского мраморного торса ;

хирург ли Юдин

или художница Кругликова , -

он прежде всего подчеркивает, что люди эти творцы , и смысл их жизни - в творческих исканиях в искусстве или в науке. В портретах Нестерова есть классическая мера, простота и ясность , они исполнены в лучших традициях русской живописи , прежде всего В.А. Серова .

ПАВЕЛ ДМИТРИЕВИЧ КОРИН (1892-1971)

По пути Нестерова в портрете идет его ученик П. Д. Корин (1892-1971), он также подчеркивает интеллект, внутреннюю сложность человека , но манера письма его иная,

форма жестче, четче,

силуэт острее,

рисунок экспрессивнее,

колорит суровее.

К. Магалашвили

Интерес к творческой интеллигенции еще в 20-е годы проявляет и грузинская художница К. Магалашвили

Портрет скульптора Я. Николадзе, 1922,

Портрет живописца Елены Ахвледиани, 1924,

Портрет пианистки и. Орбелиани, 1925

В 1941 г. она пишет

Портрет пианистки В. Куфтиной. 1941

С. Салам-заде

Азербайджанский художник С. Салам-заде избирает своей темой облик человека труда

С. Салм-заде. Портрет хлопкоробки Маюш Керимовой. 1938

3. Монументальная живопись

Монументальное искусство

30-е годы были определенным этапом в развитии всех видов монументального искусства . (322)

Открытие Всесоюзной сельскохозяйственной выставки ,

канала имени Москвы ,

строительство метрополитена в столице ,

клубов, дворцов культуры, театров, санаториев и пр.,

участие советских художников в международных выставках вызвало к жизни многие произведения

монументальной скульптуры,

монументальной живописи,

декоративно-прикладного искусства.

Художники Москвы, Ленинграда, других городов РСФСР и национальных республик, сохранившие и творчески переработавшие традиции и формы национального искусства, считали главными проблемы синтеза искусств .

Монументальная живопись

В монументальной живописи ведущее место принадлежит А.А. Дейнеке, Е.Е Лансере. Последний сложился как художник еще до революции. В 30-е годы он исполняет

росписи в Харькове, Тбилиси .

Роспись ресторанного зала Казанского вокзала в Москве

Посвящена дружбе и единению народов , рассказывает о природных богатствах страны .

Живопись ресторанного зала гостиницы «Москва»

основана на традициях итальянской иллюзорной плафонной живописи , прежде всего венецианца Тьеполо.

Монументальной живописью в эти же годы занимались также В. Фаворский, А Гончаров, Л. Бруни . В росписи

Фаворский. Роспись Дома моделей в Москве. 1935 (граффито, не сохр.)

Фаворский добился синтеза архитектуры и живописи , работа эта оказала огромное влияние на его учеников.

4. Скульптура

4.1 Памятники

В скульптуре много работали и старые мастера , заявившие о себе еще в первые годы советской власти, и молодые . Следует отметить, что в 30-е годы во всех видах и жанрах скульптуры - в портрете, статуарной композиции, рельефе - стало заметно тяготение к идеализации натуры . Особенно это сказалось в монументальной скульптуре, представленной в конкурсах на многочисленные памятники. (323)

МАТВЕЙ ГЕНРИХОВИЧ МАНИЗЕР (1891 – 1966)

Знаменательно, что в конкурсе на памятник Чапаеву (для города Самары) и Шевченко (для Харькова) победителем оказался М. Манизер, продолжатель академической школы русской скульптуры с ее тяготением к повествовательности и идеализации .

Памятник В. И. Чапаеву. Самара. 1932

Памятник Т.Г. Шевченко. Харьков. 1935

В памятнике Шевченко Манизер представил поэта прежде всего борцом, обличителем самодержавия .

Эта идея усилена тем, что его фигуре противопоставляется печальный образ батрачки , условно названный позже именем героини его поэмы «Катерина»

Катерина.

(одна из 16 фигур, олицетворяющих « этапы борьбы украинского народа за свое освобождение»). Памятник рассчитан на круговой осмотр и поставлен у входа в парк (автор постамента арх. И. Лангбард).

В 1936-1939 годах Манизер исполняет (вместе с учениками) ряд статуй для станции Московского метрополитена «Площадь Революции ». Эту работу вряд ли можно назвать удачной, что усугублялось тем, что ограниченность пространства , низкие арки препятствовали органическому синтезу архитектуры и скульптуры.

Лирическая скульптура

В скульптуре лирического плана, искусно моделированной, глубоко поэтичной, продолжает работать А. Т. Матвеев . Замечательные портретные произведения создает Я. Николадзе

Я. Николадзе. Портрет Г. Табидзе. 1939

Я. Николадзе. Бюст И. Чавчавадзе. 1938

Тонко-психологические или острохарактерные образы - в портретной скульптуре С. Лебедевой

С. Лебедева. Портрет В. Чкалова. 1937 (Этюд, бронза)

На самостоятельный творческий путь вступают в эти годы молодые скульпторы . Для них также первостепенными являются проблемы синтеза скульптуры и архитектуры .

ВЕРА ИГНАТЬЕВНА МУХИНА (1889 – 1853)

Большое значение для развития советской монументальной скульптуры имело участие СССР в международной выставке «Искусство, техника и современная жизнь», устроенной в Париже. Советский павильон был построен по проекту Б.М. Иофана . Скульптурную группу для него сделала В.И. Мухина .

Еще в 1922 - 1923 годах по плану монументальной пропаганды она исполнила полную страстного, бурного движения фигуру , олицетворяющую « пламя революции ». (324)

Крестьянка. 1927

В 1927 году ею создана станковая скульптура крестьянки ,

утяжеленные и крепко сбитые объемы,

лаконичная, выразительная пластика

которой свидетельствуют о постоянном интересе к монументальному обобщенному образу .

В портретах 30-х годов она нашла вполне современный язык реалистической скульптуры, основанной на классических образцах.

Доктор А. А. Замков. 1935

Архитектор С.А. Замков. 1935

Но более всего мастера интересуют принципы синтеза архитектуры и скульптуры .

Рабочий и колхозница. 1937

Одно из оригинальных решений и дала Мухина в работе для Международной выставки. Здание Иофана завершалось гигантским, поднятым на 33 м ввысь пилоном , который совершенно органично венчала скульптурная группа .

Они держат в вытянутых вверх руках серп и молот . Трудно было найти более цельное, емкое решение этой темы, чем нашла Мухина. От скульптурной группы исходит могучее движение , которое создает стремительный порыв фигур вперед и вверх . Экспрессивно трактованы складки одежд и шарфа . Легкость, серебристый блеск нержавеющей стали , в которой выполнена скульптура, еще более усиливают динамическое впечатление . Скульптор-новатор Мухина сумела воплотить в этом произведении идеал целой эпохи .

Работа с Иофаном

Совместная работа Мухиной с архитектором Иофаном привела к художественному единству простой, конструктивно-целостной архитектуры и пластически богатых, лаконичных, завершенных скульптурных форм . Причем роль скульптуры здесь превалирующая. Здание, облицованное мрамором с тягами из нержавеющей стали, по сути, лишь постамент для нее, скульптура естественно завершила вертикальные архитектурные ритмы , придала зданию архитектоническую завершенность. Это один из самых выразительных памятников , исполненный в соответствии с некогда задуманным « планом монументальной пропаганды ». Поставленный сейчас на низкий постамент , он потерял всю свою монументальность . (325)

Декоративная скульптура

В эти годы скульптор много работает декоративной скульптуре , а также завершает работу Шадра над начатым им в 30-е годы

Шадр. Памятник А.М. Горькому. 1951

установлен в Москве перед Белорусским вокзалом.

4.2 Анималистическая скульптура

ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ВАТАГИН (1883 – 1969)

В 30-е годы интересно развивается анималистическая скульптура, где несомненно выделяются имена двух мастеров - В. Ватагина , прекрасно знающего не только особенности, но и психологию животных, много работающего

в дереве

Гималайский медведь. 1925

и бронзе

Тигр. 1925

ИВАН СЕМЕНОВИЧ ЕФИМОВ (1878 – 1959)

и И. Ефимова, исполнявшего свои произведения в самых разных материалах более обобщенно, декоративно , чем Ватагин, и наделяющего зверя чертами антропоморфизма

Кошка с шаром. 1935 (фарфор)

Петух. 1932 (кованая медь).

Драгоценнейшая часть творчества обоих - их рисунки.

5. Графика

5.1 Книжная иллюстрация

Владимир Андреевич Фаворский (1886 – 1964)

В графике этих лет ведущее место продолжают занимать иллюстраторы книги . В.А. Фаворский , который и сам работает очень интенсивно - гравюры на дереве

Иллюстрации к «Слову о полку Игореве»,

Иллюстрации к «Vita Nova» Данте,

Иллюстрации к «Гамлету» Шекспира

возглавляет целую школу графиков . (326)

А. Гончаров с высокопрофессиональными, глубоко проникновенными иллюстрациями к Смолеттy и Шекспиру обслуживает особого внимания в ряду его учеников. В целом, однако, гравюра на дереве оттесняется на второй план литографией , а также рисунком - углем и черной акварелью .

Ленинградская школа

В 30-е годы в искусство ксилографии новую ногу вносит ленинградская школа , в которой больше изящества, идущего еще от «мирискуснических» традиций . Это работы Л. Хижинского , начавшего творческий путь на Украине, Г. Епифанова, Н. Фандерфлита , С. Мочалова , рано умершего Н. Алексеева . Мастерами станковой графики, певцами элегического акварельного пейзажа были В. Пакулин и Н. Тырса , ритмы нового, индустриального Ленинграда запечатлевают акварели Н. Лапшина .

Георгий Семенович Верейский (1886 – 1962)

С середины 30-х годов почти исключительно в технике офорта и литографии работает Г. Верейский (более 50 раз изобразил он актера В.П. Ершова , добиваясь глубины психологической характеристики ).

Константин Иванович Рудаков (1891 – 1949)

В самых разных техниках и жанрах работал блестящий рисовальщик К. Рудаков (иллюстрации к Золя и Мопассану , станковые графические изображения жизни Западной Европы, портреты современников)

Портрет художницы И.К. Колесовой. 1936 (акв.)

Дементий Алексеевич Шмаринов (1907 – 1995)

Плеяда молодых графиков выступает с иллюстрациями к русской и советской классике. Д. Шмаринов , ученик Д. Кардовского, делает полные сурового, трагического чувства

Иллюстрации к «Преступлению и наказанию» Достоевского. 1935 - 1936

изящные и простые рисунки

Рисунки к «Повестям Белкина». 1937

Серия рисунков к«Петру I » А. Толстого. 1940

Иллюстрации к «Герою нашего времени» М.Ю. Лермонтова. 1939 - 1940

Рисунки к «Петру I », по сути, целые исторические композиции с яркими характерами, с прекрасной передачей в эскизной манере самого духа петровской эпохи . Шмаринов обошел многие бытовые подробности, чтобы придать серии высокий эпический стиль. (327)

Евгений Адольфович Кибрик (1906 - 1978)

Е.А. Кибрик (1906 - 1978) исполняет полные пленительной простоты и тонкого ощущения галльского духа

Иллюстрации к «Кола Брюньону». 1936

Иллюстрации к «Легенде об Уленшпигеле» Шарля де Костера. 1938

Позднее Кибрик писал: «Всю жизнь я стремился воплотить один образ. Это образ доброго, смелого, веселого человека . Он любит жизнь и людей . Он борется со злом . Ему хочется подражать . Этот образ выступал в моем творчестве то в лице бургундца, то фламандца, то украинца, то русского » (4, с. 15). (328)

Сергей Васильевич Герасимов (1885 – 1964)

С.В. Герасимов в черных акварелях создает темпераментные и сильные характеры героев

Иллюстрации к повести «Дело Артамоновых» А.М. Горького. 1938 – 1939

Кукрыниксы

Кукрыниксы (союз трех художников - М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова ), еще в 20-е годы заявившие о себе как художники-сатирики , иллюстрируют в основном сатирические произведения

Иллюстрации к «Господам Головлевым» М.Е. Салтыкова-Щедрина

или отдельные (сатирические) эпизоды в литературных сочинениях

Иллюстрации к «Климу Самгину» М. Горького

Детгиз

Ленинградские художники К.И. Рудаков, Н.А. Тырса работают над западной и русской классикой , В.В. Лебедев и Е.И. Чарушин - над детской литературой , сохраняя каждый свое творческое лицо. Вокруг Детгиза во главе с В. Лебедевым организовалась целая группа замечательных ленинградских графиков высокой культуры: Ю. Васнецов, В. Курдов, В. Конашевич и многие другие.

«Пушкиниана»

100-летие со дня смерти Пушкина в 1937 году вызвало к жизни целую « пушкиниану »

рисунки и акварели Н. Ульянова , посвященные пушкинским местам,

серии Л. Хижинского ,

литографии П. Шиллинговского

«Какое великое счастье, что у России есть Пушкин . Всю нашу жизнь он сияет над нами, как незаходящее солнце !» - писал позже незаурядный график, мастер острого рисунка Н. Кузьмин , иллюстрировавший «Евгения Онегина» в «пушкинской манере» (5, с. 50).

Национальная литература

Интерес к национальной классической литературе повсеместен. Широкую известность обрели иллюстрации С. Кобуладзе

С. Кобуладзе. Иллюстрации к поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». 1935 – 1937

Возвышенная приподнятость героических характеров достигается

чеканностью пластической формы,

выверенностъю композиции ,

почти скульптурной осязательностью в передаче антуража,

отбором главного в нем.

Цикл гуашей , посвященных Давиду Сасунскому , исполнил Е. Кочар (1939).

6. Архитектура

Конкурс на Здание Дворца Советов в Москве

Многие (бр. Веснины, М. Гельфрейх, Б. Иофан, М. Гинзбург, даже ш.-э. Корбюзье) известные архитекторы участвовали в конкурсе на Здание Дворца Советов в Москве. Победил проект многоярусного здания , обнесенного колоннами, со статуей В.И. Ленина наверху. Так кубистический Мавзолей мог оказаться в близком соседстве с гигантским сооружением , претендующим на некоторое подо бие классицистической архитектуры. Но проекту не суждено было осуществиться .

Павильоны на ВСХ

Соперничество между конструктивизмом и неким подобием классицизма наблюдается и в архитектуре 30-х годов с явным преобладанием последнего к концу десятилетия. В 1937 - 1939 годах на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке возводятся олицетворяющие республики огромные павильоны в псевдонациональном духе .

Московский метрополитен

С середины 30-х годов строятся первые станции Московского метрополитена

с роскошной внутренней отделкой (мозаика, скульптура, гризайль, фреска, витраж, разные сорта мрамора, бронза светильников и решеток и т. д.)

и перегруженным советской символикой из серпа, молота

и пятиконечных звезд декором .

Сталинский ампир

Помпезность, чрезмерная парадность , иногда даже в ущерб удобству и здравому смыслу

огромные колоннады,

башни со шпилями , обильно украшенные нелепой скульптурой , в которой формы, претендующие на классицистические, исполнены как бы рукой варвара,

гигантские пролеты-арки ворот , несоразмерные человеку, что само по себе уже нарушает законы архитектоники, идущие от классического искусства

прочно укрепились в более позднее время и были подвергнуты критике только к концу 50-х годов . Но в народе до сих пор держится меткое ироническое название «сталинский ампир».

Загрузка...
Top