Музыкальная гармония – краски музыки. Сольфеджио и гармония: зачем их изучать? Конспект по сольфеджио мелодия и гармония

Я даже понимаю, почему люди пишут музыку, совершенно не интересуясь нотами. Таких аранжировщиков много. Это вездесущая проблема, на любых музыкальных порталах присутствуют люди, которые пишут ноты наугад… без понятия аккордов, гармонии и нотной грамоты . Они говорят: «Нееет, ноты это не для меня». Вся проблема в том, что гармония — оч. сложная наука. Многие дети заканчивают музыкальную школу без четкого понятия о гармонии. Толстые самоучители тоже не спасут положения — т.к. они отпугивают своими текстами, все кажется очень сложным.
А на самом деле все на много проще! Ознакомиться с музыкальной гармонией и научиться складывать аккорды можно прочитав один мой урок . Достаточно прочитать этот урок, чтобы написать музыку на уровне мировых Хитов! Ведь если заглянуть в хит-парад — там находятся композиции составленные из 3-4 аккордов. Ничего сложного.

Нотная грамота — наука, которая обучает нотному письму. Но я считаю, если вы пишите электронную компьютерную музыку, то нотный стан, партитуры, скрипичный ключ, … — все это не нужно… FL Studio не использует нотный стан и нотное письмо в ее классическом виде, там все на много проще!
В этом уроке я напишу как добиться гармонии в музыке , напишу простыми, понятными словами, с понятными картинками для примера — это и будет наша нотная грамота:)

Цель урока: Показать удачные сочетания аккордов. Музыкальная гармония — это просто!

Сейчас мы выучим гармонию за 3 шага :)

Шаг 1 . Первое с чем надо познакомиться — это понятия Минор и Мажор. Т.е. нам надо только понять как они обозначаются.
A — это аккорд Ля-мажор.
Am — это аккорд Ля-минор.
B — это Си-мажор.
Bm — это Си-минор.
C — До-мажор
Cm — До-минор
В Fruity Loops они будут выглядеть вот так (см. картинку ниже)

Если вы обратили внимание, у минора средняя нотка немного ниже чем у мажора — и в этом единственное отличие.

Еще для любознательных, скажу обозначение вот такого значка # — это диез (та же нота, только на полутон выше).
Но мы сейчас будем обучаться гармонии на основе тональности Ля-минор, а это значит, что черные клавиши (и всякие диезы) мы трогать не будет (кроме редких исключений, об этом позже).

Шаг 2 .
Тональность Ля-минор использует только белые клавиши из Piano-roll, поэтому посмотрите на нашу первую картинку (Рисунок 1), значит
аккорд
A (ля-мажор) нам не подходит — он использует черную клавишу C#.
Аккорд Am (ля-минор) использует только белые клавиши A, C, E — значит подходит.
Аккорды B и Bm вообще не подходят, потому что у них третья нота F# (черная).
Аккорд С (до-мажор) — подходит, это все видно из картинки.

Чтобы долго не мучиться, я могу сказать сразу, вот аккорды которые мы будем использовать:
Am, C, Dm, Em, E, F, G .
Всего-то 7 аккордов!!! :) Боже как всё просто!!!

Если вы новичок, используйте только 6 аккордов: Am, C, Dm, Em, F, G (этого достаточно, чтобы написать Хит по белым клавишам! :))

Все эти аккорды используют только белые клавиши в piano-roll, но есть исключение…
Это аккорд E (Ми-мажор ) — он состоит из нот Ми, Соль-диез, Си. (в piano-roll это ноты: E G# B), но при этом никогда не использует ноту Соль (белую клавишу).
Почему?
Тайна кроется, наверное, где-то на востоке… Потому что именно в восточной музыке, арабской музыке, индийской музыке — тональность немножко отличается от западно-европейской, на одну ноту. Попробуйте сыграть на клавиатуре аккорд Ми-мажор, это ноты: Ми, Фа, Соль-диез, Ля, Си . Смотрите рисунок ниже.

100% вы почувствуете некий восточный мотив!

Обучение гармонии онлайн урок — вся суть на одной странице

И последний 3-й шаг .
Я сразу напишу удачные комбинации аккордов , все уже давно придумано, и не надо изобретать велосипед.
Запишите себе эти удачные последовательности аккордов, и используйте для написания грамотной музыки.

Am-Dm-Em-Am
Am-F-Dm-Em
Am-C-Dm-G
Am-Dm-C-G
Am-F-G-Am
Am-G-F-Em
Am-F-C-G

Am-Am-Dm-E
Am-F-Dm-E
Am-Am-F-E
Am-G-F-E
Am-F-C-E

Создаем свой трек с нуля .
А в клубной музыке все на много примитивней, там бывает музыка на 2 аккорда и популярны такие комбинации:

Am-Am-Am-G
Am-Am-Am-E
Am-Am-Em-Em

И это далеко не все удачные последовательности аккордов. Я написал самые-самые удачные на мой взгляд.
Позже, вы сможете пополнить этот список своими любимыми комбинациями аккордов. Но даже этих вполне достаточно, чтобы написать сотню музыкальных суперхитов )

Теперь закрепим пройденый материал наглядным примером в картинках. Например, я создаю гармонию на аккордах Am-Dm-Em-Am (см. рисунок).

Все сделано правильно,
аккорд Am — нижняя нота A5
аккорд Dm — нижняя нота D5
аккорд Em — нижняя нота E5

Но необязательно так ровно выстраивать аккорды.
Если вы хотите, чтобы не было таких резких скачков гармонии вверх/вниз — можно сделать переходы более плавными. Для этого мы перенесем несколько нот на октаву вверх (см. рисунок ниже).

Во втором аккорде Dm мы перенесли 2 ноты вверх (на октаву). От того что мы перенесли ноту D5 на D6, а ноту F5 на F6 — аккорд не поменялся , это по-прежнему аккорд Dm (Ре-минор).
Т.е. важно понять, что сочетание нот Ре-Фа-Ля — это аккорд Ре-минор, но сочетание нот Фа-Ля-Ре или Ля-Ре-Фа — это тоже аккорд Ре-минор и он также хорошо и гармонично звучит !

Скачайте этот FL трек и вы сможете услышать, как звучат эти аккорды. И увидеть как они построены.

Этот урок раскрывает основы музыкальной гармонии и всего на одной странице. Добавьте эту страницу в закладки , она вам еще может пригодиться, если вы что-то забудете.
Пишите комментарии, а также можете делиться ссылками на ваши треки, созданные по данному уроку… и мы послушаем, оценим и дадим советы.

Музыкальная композиция состоит из нескольких составляющих – ритма, мелодии, гармонии.

Причем, если ритм с мелодией – это как единое целое, то гармония – это то, чем украшают любое музыкальное произведение, то, из чего состоит аккомпанемент, который вы мечтаете сыграть на пианино или гитаре.

Музыкальная гармония – это свод аккордов, без которых ни одна песня или пьеса не будет полноценной, полнозвучной.

Правильно подобранная гармония ласкает слух, облагораживает звучание, представляя нам в полной мере насладиться чудесными звуками пианино, гитары или инструментального ансамбля. Мелодию можно напеть, гармонию – только сыграть. (К слову, спеть гармонию тоже можно, но не одному человеку, а минимум – троим, причем, при условии, что они умеют петь – именно этому обучаются артисты хора и вокальных ансамблей).

Пьеса или песня без гармонии – это как нераскрашенная картинка в книжках для детей – она нарисована, но нет цвета, нет красок, яркости. Именно поэтому скрипачи, виолончелисты, домристы, балалаечники играют в сопровождении концертмейстера – в отличие от этих инструментов, на пианино можно исполнить аккорд. Ну, или играть домре или флейте в ансамбле или оркестре, где аккорды создаются благодаря количеству инструментов.

В музыкальных училищах, колледжах и консерваториях существует специальная дисциплина – гармония, где студенты изучают все существующие в теории музыки аккорды, учатся применять их на практике и даже решают задачи по гармонии.

Я не буду углубляться в дебри теории, а расскажу о самых популярных аккордах, используемых в современных композициях. Зачастую они одни и те же. Есть некий блок аккордов, кочующих от одной песне к другой. Соответственно, на одном таком блоке можно исполнить очень много музыкальных произведений.

Для начала определяем тонику (основную ноту в музыкальной композиции) и вспоминаем – вместе с тоникой субдоминанту и доминанту. Берем ступень лада и строим от нее трезвучие (нотки через одну). Очень часто их достаточно, чтобы сыграть несложную пьесу. Но не всегда. Итак, кроме трезвучий главных ступеней, используются трезвучия 3-й, 2-й и 6-й ступеней. Реже – 7-й. Поясню на примере в тональности до мажор.

Примеры аккордовых последовательностей

Аккорды ставлю по мере их популярности по убывающей:

До мажор

  • до мажор, фа мажор, соль мажор (это и есть главные трезвучия лада);
  • ли минор (это ни что иное, как трезвучие 6-й ступени);
  • ми мажор, реже – ми минор (трезвучия 3-й ступени);
  • ре минор (2-я ступень);
  • си – уменьшенное трезвучие 7-й ступени.

А это еще один вариант использования трезвучия 6-й ступени в музыкальных композициях:

Но дело в том, что эти музыкальные гармонии свойственны, только если за тонику взята нота ДО. Если вдруг тональность до мажор вам неудобна, или пьеса звучит, скажем, в ре мажоре, просто смещаем весь блок и получаем следующие аккорды.

Ре мажор

  • ре мажор, соль мажор, ля мажор (1, 4, 5 ступени – главные трезвучия)
  • си минор (трезвучие 6-й ступени)
  • фа# мажор (трезвучия 3-й ступени)
  • ми минор (2-я ступень)
  • до# уменьшенное 7-й ступени.

Для вашего удобства покажу блок в минорной тональности, там популярны немного другие ступени и уже нельзя сказать, что аккорды 3-й и 2-й ступени используются редко. Не так уж и редко.

Ля минор

Стандартный набор аккордов в ля миноре выглядит так

Ну, а кроме стандартных – 1, 4 и 5 ступеней – базы любой тональности, используются следующие гармонии:

  • ля минор, ре минор, ми мажор (главные);
  • ми септаккорд (родственен с ми мажором, используется часто)
  • фа мажор (трезвучие 6-й ступени);
  • до мажор (трезвучие 3-й ступени);
  • соль мажор (трезвучие 2-й ступени);
  • ля мажор или ля септаккорд (одноименный мажор, нередко используют в качестве некого переходного аккорда).

Как найти тонику

Вопрос, мучающий многих. А как определить тонику, то есть основную тональность, от которой надо отталкиваться при поиске аккордов. Поясняю – надо спеть или сыграть мелодию. На какой ноте она заканчивается – такая и тоника. А уж лад (мажор или минор) определяем только на слух. Но надо сказать, что в музыке часто бывает, что песня начинается в одной тональности, а заканчивается – в другой, и определиться с тоникой бывает крайне сложно.

Тут поможет только слух, музыкальная интуиция и знание теории. Часто завершение какого-то поэтического текста совпадает с завершением музыкального текста. Тоника – это всегда нечто устойчивое, утверждающее, непоколебимое. Как только определили тонику, уже можно подбирать музыкальные гармонии, исходя из приведенных формул.

Ну и последнее, что мне бы хотелось сказать. Полет творческого вдохновения композитора может быть непредсказуем – стройно и красиво звучат, казалось бы, совершенно непредсказуемые аккорды. Это уже высший пилотаж. Если в музыкальной композиции используются только главные ступени лада, то про такую говорят – “простенький аккомпанемент”. Он действительно несложный – при базовых знаниях их сумеет подобрать даже новичок. А вот более сложные музыкальные гармонии – это уже ближе к профессионализму. Поэтому и называется “подобрать” аккорды к песне. Итак, резюмируем:

  1. Определяем тонику, а для этого играем или напеваем мелодию и ищем основную ноту.
  2. Строим трезвучия от всех ступеней лада и пытаемся их запомнить
  3. Играем аккорды в указанных выше блоках – то есть стандартные аккорды
  4. Поем (или играем) мелодию и “подбираем” на слух аккорд, чтобы они создавали гармоничное и красивое звучание. Начинаем от главных ступеней, если не годятся, “щупаем” другие трезвучия.
  5. Репетируем песню и наслаждаемся собственным исполнением.

Как совет – удобно подбирать музыкальные гармонии вместе со звучанием оригинала на музыкальном центре, компьютере или магнитофоне. Прослушать несколько раз, а потом взять фрагмент, допустим, 1 куплет и, поставив на паузу, подобрать его на пианино. Дерзайте. Подбирать музыкальные гармонии – дело практики.

Урок сольфеджио "Гармонический мажор и минор. Взаимосвязь элементов"

Предлагаю конспект урока сольфеджио в 4 классе ДШИ для пианистов. Урок является исследованием, нацеленным на обобщение опыта теоретического анализа музыкальных произведений.
Конспект урока.
Тема: Гармонический мажор и минор. Взаимосвязь элементов в одноименных тональностях
Вид урока: Урок – исследование
Цели урока:
1. Обобщить полученную ранее информацию о строении мажора и минора.
2. Сделать выводы о изменении элементов ладов при взаимодействии мажора и минора.
Задачи урока:
Учебные:
1. Познакомить учащихся с гармоническим мажором, Д7, тритонами в гармонических ладах.
2. Сравнить высотное положение ступеней мажора и минора в гармоническом и натуральном видах, исследовать элементы ладов и выявить их изменение, связанное с изменением высотной структуры лада.
3. Повторить изученные ранее сведения о мажоре и миноре, сформулировать выводы по сравнительной характеристике элементов.
4. Научить определять знаки в минорных тональностях разными способами.
5. Развивать навык определения на слух гармонического и мелодического видов мажора и минора, тритонов, цепочек из аккордов в натуральном и гармоническом мажоре.
Воспитательные:
Умение работать в группе, помогать друг другу в поиске решения поставленной задачи.
Мотивировать на интерес к исследованию.
Оснащение урока:
Проектор, компьютер, фортепиано, музыкальный центр.
Хрестоматия по слуховому анализу на уроках сольфеджио (сост. Шехтман Л.С.)
Ноты: И.С.Бах ХТК I том, прелюдия ля-минор.

Этапы урока

Организационный момент, постановка целей, мотивация учебной деятельности
Небольшое вступительное слово о жанре урока – исследования как самого активного вида деятельности при изучении нового материала.
Учитель представляет тему урока и обсуждает формулировку с учениками. Выясняется значение каждого музыкального термина в формулировке темы урока.
Учащиеся объясняют значение знакомых терминов (гармонический минор, одноименные тональности, пройденные элементы лада – устойчивые и неустойчивые ступени, главные трезвучия лада, тритоны), выделяют незнакомые термины (гармонический мажор).
Совместно с учащимися учитель формирует цели урока
Что мы сегодня будем делать на уроке? – Исследовать гармонический мажор, сравнивать элементы.
Что мы должны знать, чтобы это получилось? – Те элементы ладов, которые ранее изучались на уроках сольфеджио.
Учитель делит детей на две группы, обозначая их как две исследовательские лаборатории, назначает в каждой группе старшего «научного сотрудника».

Актуализация знаний, умений, навыков, необходимых для творческого применения и усвоения нового материала
Учитель предлагает проанализировать несколько пар одноименных тональностей и найти ступени, которые в каждой паре отличаются по высоте.
Слайды 2 – 7.
В результате анализа учащиеся делают вывод, что в каждой паре разными по высоте являются III, VI и VII ступени.
Учитель обращает внимание детей на то, что были проанализированы тональности с разным количеством знаков. Далее дается краткая историческая справка – о существовании в прошлом натурального строя и более позднего, темперированного строя. Слайд 8 – портрет И.С.Баха, композитора, который создал 2 тома ХТК и поддержал теорию о равномерно-темперированном строе.
Учитель предлагает послушать прелюдию ля-минор из I тома ХТК и дает задание в группы: определить лад в начале произведения и в конце.
Звучит прелюдия ля-минор.
Учащие определяют ля-минор в начале прелюдии и Ля-мажор в конце прелюдии, что дает одноименные тональности.
Учитель дает задание для исследования по группам: первая группа анализирует по нотам начало прелюдии и должна найти признаки ля-минора; вторая группа анализирует окончание прелюдии и должна найти признаки Ля-мажора. Слайд 9.
Через 3 минуты группы дают ответ: ля минор не имеет знаков при ключе, знак соль#, который появляется в начале, «принадлежит» одноименному мажору как VII ступень. В ля-миноре этот знак можно объяснить как изменение ступени в гармоническом виде минора. Вторая группа приходит к выводу, что появление звука до# (III ступень) в конце прелюдии меняет ля-минор на Ля-мажор.
Учитель еще раз обращает внимание на повышение VII ступени в гармоническом миноре как элемент натурального мажора.

Изучение нового материала
Учитель показывает на проекторе Слайд 10 два варианта записи мелодии из оперы М.И.Глинки «Жизнь за царя» (фрагмент Романса Антониды), прослушать эту мелодию и выбрать правильный вариант записи из предложенных двух.
После прослушивания учащиеся выбирают вариант 2.
Учитель обращает внимание на различную ладовую окраску третьего такта в примерах 1 и 2 , объясняет применение минора как подчеркивание эмоционального напряжения в словах «горькое горе». Слайд 11.
Формулируется вывод: для того, чтобы подчеркнуть эмоциональное значение слова, композитор заимствует из минора в мажор пониженную VI ступень. В тетрадь записывается правило образования гармонического вида мажора.
Пение фрагмента из оперы М.И.Глинки с аккомпанементом.
После пения мелодии с аккомпанементом делается гармонический анализ данного фрагмента. Учитель обращает внимание учащихся на аккорд с измененным звуком (соль-бемоль) и просит дать ему название.
Учащиеся определяют этот аккорд как минорную субдоминанту и вместе с учителем делают вывод, что минорная субдоминанта является элементом натурального минора в одноименном гармоническом мажоре.

Учитель предлагает учащимся послушать фрагмент Сонаты Ф.Шуберта и определить на слух аккорд минорной субдоминанты, который используется в произведении.
После прослушивания учащиеся определяют S53гарм. во втором предложении.
Один из учащихся показывает этот аккорд среди аккордов гармонической последовательности Слайд 12., затем все учащиеся называют аккорды в цепочке по порядку до S53гарм.. Слайд 13.
Пение нижнего голоса гармонической последовательности (учитель играет на фортепиано верхние голоса).
Учитель просит учащихся выделить в цепочке какие-нибудь незнакомые аккорды или обозначения.
Учащиеся обращают внимание на седьмой такт гармонической последовательности. В результате анализа выясняется, что аккорд из 4-х звуков является доминантовым, по структуре он на одну терцию больше, чем доминантовое трезвучие, крайние звуки образуют септиму. Учитель вводит понятие «доминантсептаккорд». Так же учитель объясняет смысл обозначения К64 в заключительном гармоническом обороте.
Учитель дает задание для исследования: какие элементы можно найти в составе Д7 ?
Выслушав все варианты ответов, учитель концентрирует внимание учащихся на ум.5, входящей в состав аккорда. Так как учащиеся уже знают правило разрешения тритонов, они легко запоминают правило разрешения Д7 .

Работа в группах
Учитель предлагает учащимся в группах исследовать звукоряд гармонического мажора (группа 1) и гармонического минора (группа 2). Учащиеся должны построить звукоряд, найти в нем отрезок в 3 тона и ответить на вопрос, какие ступени участвуют в образовании тритонов в гармонических ладах.
Первая группа делает вывод, что тритон в гармоническом мажоре находится на отрезке II-VIг ступени. Это правило соответствует правилу построения тритонов в натуральном миноре.
Вторая группа делает вывод, что тритон в гармоническом миноре образуется на отрезке IV-VIIг ступени. Это правило соответствует правилу построения тритонов в натуральном мажоре.
Учитель помогает сформулировать вывод: изменение ступеней в гармонических ладах влечет за собой изменение и образование новых элементов, заимствованных в одноименных тональностях. Лады – мажор и минор, сближаются, обогащаются новыми выразительными средствами.

Первичная проверка усвоения знаний. Первичное закрепление знаний. Контроль и самопроверка знаний
Слайд 14. Учитель дает задание сравнить звукоряды Ре-мажора и ре-минора в гармонических видах, найти сходства и различия.
Учащиеся находят, что по высоте все ступени совпадают, кроме III – в мажоре она высокая, а в миноре низкая.
Учитель обращает внимание учеников на то, что III ступень является показателем окраски лада. Слайд 15.
Слайд 16. Учитель дает задание учащимся поставить знаки в гармонических ладах, опираясь на звукоряды одноименных тональностей в натуральном виде.
Учащиеся без труда изменяют ступени, заимствуя знаки по схеме их звукорядов одноименных тональностей. (ответ Слайд 17).
Слайд 18. – подтверждение пройденного на уроке на примере других тональностей.
Учитель объясняет ученикам способ определения знаков через одноименные тональности. Так как одноименный натуральный мажор и минор всегда отличаются на 3 знака, можно вывести формулу определения знаков в миноре через одноименные тональности:
С dur – 3 знака = с moll
Очень удобно это представить на числовом луче. В минус уходят бемоли, в плюс уходят диезы. Если в мажоре 4 диеза (4 – 3 =1), то в одноименном миноре 1 диез. Если в мажоре 1 диез (1 – 3 = –2), то в одноименном миноре 2 бемоля.

Подведение итогов урока, рефлексия
Учащиеся называют, что нового они узнали на уроке, повторяют новые термины.
Рефлексия – Кому было легко? Трудно? Все ли понятно? Кто хочет узнать больше?

Домашнее задание (на выбор):
1. В произведениях по специальности найти элементы, о которых говорилось на уроке.
2. Кратко сформулировать основные выводы урока в нескольких предложениях.

План-конспект открытого урока преподавателя

МБУ ДО «ДШИ р.п.Средний» Спешиловой О. В. с учащимися

2 класса фортепианного отделения

Тема урока : Четыре вида трезвучий .

Цель урока: Развитие «гармонического» мышления учащихся.

Задачи урока :

Развитие структурно-логического мышления учащихся, способного

привести их к открытию новых гармонических элементов- трезвучий.

Развитие четкого осознания, слышания, пения и игры на инструменте

аккордов.

Воспитание навыков зрительного анализа музыки.

Форма урока: групповая

Методы работы :

Метод проблемного обучения, способствующий активизации логического

и творческого мышления учащихся

Метод наглядного обучения, способствующий формированию слуховых

представлений учащихся с помощью наглядных пособий

Словесный и диалоговый методы предполагают активную коммуникацию

учащихся и педагога

Игровой метод предполагает активное участие учащихся в творческом

процессе урока

Поисковый метод, связанный с самостоятельным открытием учащимися

музыкальных законов

Ход урока:

    Повторение темы «Трезвучия».

    Слуховой анализ.

    Теоретические сведения. Игра «Теремок».

    Разучивание попевок.

    Пение номеров, заданных на дом с анализом.

    Диктант.

    Подведение итогов. Домашнее задание.

Дидактическое и материально- техническое обеспечение урока:

    Фортепиано

    Клавиатура

    Магнитная доска, магниты

    Карточки терции-кукушки (синие -минорные, красные -мажорные)

Применение педагогических технологий

1. Технология проблемного обучения.

Создание проблемной ситуации (средний уровень проблемного обучения) вопросами учителя: «Что такое трезвучие?», «Что такое интервал?», «Из чего состоит трезвучие?» и т.д. Учащиеся включаются в активную мыслительную деятельность, высказывают собственное мнение. Закрепляем на практике – поем, определяем на слух.

2.Технология личностно- ориентированного обучения

На уроке создаются необходимые условия для самореализации учащихся (все принимают активное участие в процессе урока), развития индивидуальных познавательных способностей (каждый ребенок высказывает свое личное мнение), развитие творческого воображения каждого ученика (эмоциональный отклик на музыку, сочинение мелодий на заданную тему и т.д.). Отношение «учитель-ученик» строятся на принципах сотрудничества.

3. Технология формирования мотивации или игровая технология.

Включение в учебный процесс игровых моментов- «Теремок» - повышает интерес учащихся к занятиям сольфеджио, активизирует их творческую деятельность. Учитель создает на уроке так называемую «ситуацию успеха» - самостоятельное решение задач, ощущение успеха повышают мотивацию учащихся к урокам сольфеджио.

Содержание урока:

1.1. Вспомнить с детьми о трезвучии:

Из чего состоит трезвучие;

Какие виды терций бывают (пение попевки о терции (Н.Федотова « Учимся играя» пр.20))

Подробно поговорить о терциях (виды терций, ступеневая и

тоновая величина, окраска)

1.2. Определить величину каждой терции и подписать их:

Д.З.: Превратить малые терции в большие и наоборот.

2. Определение на слух терций и Б 53, М 53.

3. 1. «Стоит в поле теремок – он не низок не высок. Кто,кто в теремочке

живет?

А живут в нем две кукушки – две веселые подружки»

Предложить учащимся побыть риэлторами и заселить кукушек в

теремки.

3.2. Строить на клавиатуре и у доски все виды трезвучий.

4. Разучить попевку (Н.Федотова « Учимся играя» пр.36)


Определить тональность

Распеться в данной тональности

Определить форму и характер

Найти движение по звукам трезвучия

    Диктант: (Г.Ф. Калинина»Музыкальные занимательные диктанты»)

Определить тональность

Определить движение мелодии: восходящее, нисходящее, поступенное, скачками, по звукам трезвучия.

7. Подвести итоги урока: Что нового узнали на уроке?

Домашнее задание:

Транспонировать диктант в тон-ть G - dur

Гармонизовать диктант с помощью главных трезвучий лада.

Сочинить мелодии к «теремкам», используя движения по звукам трезвучия

Строить трезвучия в тетради и на клавиатуре.

Самоанализ урока:

Урок проводился строго по плану. Перед объяснением нового материала проработаны несколько заданий прежней темы. Важным моментом считаю осознание новой темы учащимися, а также участие в процессе всей группы.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста –неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие окружающей жизни, на уроке приходится быстро переключаться с одной формы работы на другую. Дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Именно осознанная ребенком и эмоционально наполненная мотивация является самым действенным двигателем в его обучении, влияет на качество усвоения материала. Лучшим способом для достижения этого психологически комфортного для ребенка состояния является игра.

Конспект урока «Параллельные тональности Ре мажор – си минор» для обучающихся 2 класса инструментального отделения ДМШ (ДШИ) по предмету «Сольфеджио»

Буторина Е.И., преподаватель теоретических дисциплин
Место работы: МБУ ДО «Детская школа искусств» г. Горнозаводска, Пермский край
Целевая аудитория: 2 класс инструментального отделения ДМШ, ДШИ.
Возраст обучающихся: 8 - 9 лет.
Учебный предмет: сольфеджио, 2 класс, II четверть.
Время учебного занятия: 1 час 05 минут.
Оборудование: учебный класс, мультимедийный проектор, компьютер (ноутбук), экран, колонки.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цель урока – выявление и систематизация знаний обучающихся по теме «Параллельные тональности Ре мажор – си минор».
Задачи:
- проверить теоретические знания по пройденной теме;
- применить приобретенные теоретические знания в практических заданиях;
- продолжить развивать навыки самостоятельной работы, работы в группе;
- научить творческому применению знаний в знакомой и измененной ситуациях;
- продолжить обучение приемам сравнения и обобщения знаний (создание таблиц);
- развивать творческие способности каждого обучающегося.
Конспект урока может быть интересен преподавателям учебного предмета «Сольфеджио» ДМШ (ДШИ). Выбор темы урока обоснован тематическим планом по учебному предмету «Сольфеджио» (Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области музыкального искусства «Фортепиано», предметная область Теория и история музыки по учебному предмету «Сольфеджио», главный редактор И.Е. Домогацкая, Москва, 2012), 2 класс, II четверть, урок «Параллельные тональности».
Для успешного проведения учебного занятия составлен план-конспект; подготовлена презентация (в тексте конкурсной работы все слайды презентации оформлены в виде рисунков); подобраны музыкальные примеры в Ре мажоре и си миноре (см. «Задания для практической работы»).
Для выполнения цели и задач урока преподавателям рекомендованы следующие эффективные методы: репродуктивный метод (для выявления теоретических знаний по пройденной теме) и поисковый метод (для систематизации знаний и применении данных знаний в практических заданиях). Например, при выполнении практических заданий можно использовать метод «Найди ошибку» в выученном ранее музыкальном номере («Взял волынку наш сосед») и метод «Музыкальный детектив» (фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» - поиск отклонения в тональность Ре мажор). Ученикам будет интересен процесс выявления «эмоциональной окраски» тональностей на примерах из классической музыки. Например, тональность Ре мажор - Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия; П. И. Чайковский, «Камаринская» и «Итальянская песенка» из Детского альбома; тональность си минор – Э. Григ, «В пещере горного короля»; П.И. Чайковский, «Зимнее утро» из Детского альбома. Не менее важно обратить внимание обучающихся на применение «тёплой» и «холодной» цветовой гаммы для создания собственных рисунков, отображающих «характер» данных тональностей.
Для обучения приемам сравнения и обобщения приобретенных знаний ученикам предлагается выполнить разнообразные практические задания в знакомой и измененной ситуациях, составить две таблицы («Сравнительная таблица для выполнения практических работ», «Вспомогательная таблица для выполнения практических работ»). Созданные таблицы можно будет применять и при изучении других параллельных тональностей на уроках сольфеджио.
В ходе урока рекомендуется использовать разные формы опроса обучающихся (индивидуальный, групповой, фронтальный) в зависимости от видов заданий, стараясь уделить внимание группе в целом и каждому ученику. Желаю всем преподавателям теоретических дисциплин творческих успехов! С уважением, Елена Буторина.

Ход урока

1. Организационный этап (приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания):
Преподаватель: Здравствуйте, дорогие ребята! Тема нашего урока – «Параллельные тональности Ре мажор – си минор». Урок будет насыщен разнообразными заданиями, которые направлены на достижение главной цели – закреплению и применению знаний по данной теме. Предлагаю провести урок максимально продуктивно, чтобы он не стал «сказкой о потерянном времени», и пусть девизом нашего занятия будет цитата Генри Форда: «Время не любит, когда его тратят впустую». Все готовы? Будем начинать!
На экран проецируется слайд № 1:

2. Проверка выполнения домашнего задания (фронтальный опрос):
Преподаватель: Предлагаю начать урок с проверки домашнего задания следующим способом: сравним построение гамм в тетради и на слайде презентации. Все ли у вас построено верно?
- проверка построения гаммы Ре мажор;
- проверка построения гаммы си минор (три вида);
На экран проецируется слайд №2:


- пение одноголосного номера наизусть «Взял волынку наш сосед» (коллективная работа):


Преподаватель: Молодцы! А сейчас вам необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Сколько ключевых знаков в тональностях Ре мажор и си минор?
2. Какие это знаки?
3. Какое расстояние между параллельными тональностями?
4. Есть ли одинаковые («общие») звуки в параллельных тональностях?
Ученики: отвечают, обсуждают.

3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе (коллективная работа).
Преподаватель: Перед тем как приступить к практической работе (основному этапу урока), давайте выполним следующее: осуществим поиск «общих» звуков в параллельных тональностях: Ре мажор – си минор (натуральный вид); Ре мажор – си минор (гармонический вид); Ре мажор – си минор (мелодический вид).
Ученики: На каждом из последующих слайдов ученики находят одинаковые («общие») звуки между двумя тональностями, отвечают на вопрос: «Сколько общих звуков между Ре мажором и натуральным видом си минора?»
На экран проецируется слайд № 3:


Правильный ответ – 7 «общих звуков.
На экран проецируется слайд № 4:


Правильный ответ – 6 общих звуков.
На экран проецируется слайд № 5:


Правильный ответ – 5 общих звуков.
Преподаватель: Следующее задание, которое вам предстоит выполнить, заключается в следующем: на экране вы видите знакомые аккорды. Правильно ли они построены? А есть ли «общие» звуки в главных трезвучиях Ре мажора и си минора?
Предложите ученикам ответить на следующие вопросы:
1. Что такое главные трезвучия лада?
2. От каких ступеней они строятся?
3. Для какой формы работы на уроке они пригодятся?
На экран проецируется слайд № 6:


4. Основной этап работы (применение знаний и умений в практической работе):
- определите виды минора в одноголосных номерах № 1, № 2, № 3 (индивидуальная работа); «Задания для практической работы», № 1;
- исправьте мелодические «ошибки» в одноголосном номере «Взял волынку наш сосед» (индивидуальная работа):


- сыграйте музыкальный фрагмент пьесы Э. Грига «В пещере горного короля» и определите, в каком такте встречается отклонение в другую тональность (коллективная работа «музыкальный детектив»); определите смену тональности с указанием такта;
На экран проецируется слайд № 7:


Правильный ответ – отклонение в Ре мажор в 4 такте.
- определите тональный план мелодии песни Маши из мультфильма «Гуси-лебеди» (слова А. Коваленкова, музыка Ю. Никольского, 1947);
На экран проецируется слайд № 8 (правильный ответ – эффект анимации «вылет»):


- гармонизуйте первый куплет песни «Паровоз» (совместная работа преподавателя и обучающихся).
На экран проецируются слайды № 9, № 10:
Песня «Едет, едет паровоз» (слова С. Эрнесакса, русский текст В. Татаринова, музыка Г. Эрнесакса)



5. Систематизация и обобщение знаний и умений (закрепление теоретических знаний, составление таблиц):
- выявление эмоциональной окраски тональностей на музыкальных примерах: определение характера музыкальных произведений в Ре мажоре (П.И. Чайковский, «Итальянская песенка», «Камаринская»; Й. Гайдн, соната Ре мажор, первая часть, главная партия) и си миноре (П.И. Чайковский, «Зимнее утро»); коллективная работа:
На экран проецируется слайд № 11:


На экран проецируется слайд № 12:


Примечание: музыкальные фрагменты необходимо подготовить заранее и вставить в презентацию.
- какими из предложенных слов можно передать эмоциональную окраску Ре мажора, а какими – си минора?
На экран проецируется слайд № 13:


- определение цветовой гаммы Ре мажора и си минора;
На экран проецируется слайд № 14:


- сравнение тональностей;
- составление сравнительной таблицы для выполнения практических заданий (коллективная работа);
На экран проецируется слайд № 15:


- составление вспомогательной таблицы для выполнения практических работ (коллективная работа):
На экран проецируется слайд № 16:


6. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий:
- проверка выполненных заданий детьми (соседом по парте), затем преподавателем.
7. Коррекция знаний и способов действий:
- поиск ошибок в выполнении практической работы;
- определение алгоритма действий для самостоятельного достижения правильного результата.
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:
- определите «настроение» текста второго куплета песни «Паровоз» (автор варианта текста для второго куплета – Буторина Е.И.);
- напишите мелодию второго куплета в си миноре (мелодию повторного строения) с последующей гармонизацией и исполнением;
- нарисуйте рисунок к песне «Паровоз» в мажорном и минорном вариантах с учетом теплых и холодных цветовых оттенков.
На экран проецируются слайды № 17, № 18:



9. Подведение итогов учебного занятия:
Оценивание деятельности самими обучающимися и преподавателем (насколько активно работали на уроке; все ли задания были выполнены, насколько самостоятельно; что получилось хорошо, а что требует дополнительной доработки; какие теоретические знания требуется подкорректировать):
На экран проецируется слайд № 19:
Загрузка...
Top