Музеи Ватикана: все самое интересное. Музеи Ватикана — коллекции и собрания, открытые для посещения

Ватикан – одно из своеобразнейших государств мира. Его тайны, его история, его доходы, его роскошь и красота – всё это остаётся вне фокуса камер и вне глаз широкой публики. Миру открываются лишь немногочисленные залы, залитые роскошью высокой культуры и золотом света. Такими залами становятся помещения музеев Ватикана, которые имеют довольно широкий профиль. Но даже знакомство с таким «осколочным» великолепием уже вызывает восхищение.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

Музей Кьярамонти

Его основателем был Папа Пий VII, который происходил из семьи Кьярамонти. В собрание музея входят рельефы, барельефы, образцы портретной скульптуры, относящиеся к классической культуре Греции и Рима. Первое, что бросается в глаза, – коридор, который представляет собой колоссальную арочную галерею, разделённую на шестьдесят самостоятельных секций. Наиболее значимым артефактов – с исторической точки зрения – является статуя Афины, а точнее голова Афины небывалых для того периода размеров. В комплекс данного музея входят три сооружения. Сама галерея Кьярамонти, которая является самой древней составляющей музея. Над её оформлением работали мастера Академии имени Святого Луки.

Главным же декоратором выступил пресловутый Антонио Кановы. Браччо Нуово, то есть «новый рукав», является относительно новой секцией, где размещаются экспонаты, представляющие историю Рима и мифологию Греции. Именно здесь располагается самое крупное собрание портретной скульптуры. Посещение галереи Лапидария на сегодняшний день осуществляется только по особому запросу, так как здесь хранятся действительно уникальные надписи дохристианского и христианского периодов, являющиеся одним из наиболее значимых исторических источников.

Григорианский музей светского искусства

Основание музея относят к середине девятнадцатого столетия. В то время его экспозиции находились во дворце Латеран. Основу коллекций составили экспонаты светского характера, которые были обнаружены в ходе раскопок начала девятнадцатого столетия. После перехода в новое помещение данная составляющая комплекса Ватикана была открыта для посещения широкой публикой. Среди наиболее ценных сокровищ выделяются статуя Софокла – блестящая копия бронзового оригинала греческого происхождения, статуя Нептуна – римская калька на аналогичную греческую статую, головы Афины – ряд копий римских мастеров, взявших за основу работы Мирона. Также стоит обратить внимание на внушительное количество саркофагов, украшенных изображениями богов и героев древности, а также на чудом уцелевшие фрагменты Парфенона. Ещё одним любопытным дополнением стали мозаики, прежде украшавшие термы Каракаллы.

Григорианский Этрусский музей

Настоящей гордостью Рима может считаться наследие этрусков, великой цивилизации, чей рассвет пришёлся на восьмое столетие до нашей эры. Именно они создали основы для дальнейшего развития древнеримской культуры. Сегодня предметы быта людей древности и жемчужины их культурного наследия хранятся в бывшем дворце Иннокентия III. Основы коллекции составили артефакты, найденные в середине девятнадцатого века в ходе раскопок поселений на Юге страны. Впоследствии сюда прибавились артефакты из раскопок при Сорбо, в основном завершив формирование музейного фонда. В данный момент гости могут посетить двадцать два тематических зала.

Некоторые из них сформированы по хронологическому принципу, к примеру, зал Архаики или Бронзовый зал. В других были воссозданы те или иные стороны жизни этрусков. Так, сегодня открыты залы, повторяющие антуражем этрусские храмы, гробницы и сокровищницы. Здесь хранится множество действительно уникальных находок, таких как зеркало, на поверхности которого можно увидеть лик богини, старинные масляные лампы, многочисленные сосуды для хранения благовоний, а также искусно выполненные изделия из стекла.

Григорианский Египетский музей

Эта составляющая комплекса Ватикана была открыта в первой четверти девятнадцатого века. В названии музея сохранилось имя его основателя – Папы Григория XVI, однако, по сути, первые черновики коллекций появились ещё при Пие VII. Египетская культура во многом является эталонной, а потому неудивительно, что образцы работ великих мастеров Египта оказались под охраной Ватикана. Это и различные посмертные маски, которые создавались для фараонов, и искусные бюсты, и многочисленные скульптуры. На сегодняшний день для посещения открыты девять залов.

Помимо предметов быта древних египтян и различных атрибутов, сопутствовавших погребальным церемониям, здесь также хранятся мумии некоторых фараонов и стелы с иероглифами. Ряд залов посвящён находкам, иллюстрирующим жизнь древней Сирии и Месопотамии, чьи цивилизации мало чем уступали египетской. Кроме того, именно здесь находится уникальная коллекция древней керамики христианской и исламской традиций, найденная также на территории Египта.

Картинная галерея (Пинакотека)

Изначально под пинакотекой понималось некое собрание картин, которые были пожертвованы во славу богине Афине. Чуть позже так стали называть помещения, в которых хранились образцы изобразительного искусства. Подобная трактовка относится к древнеримскому периоду. В эпоху Возрождения пинакотеками начали называть собрания картин, доступных для массового ознакомления. Современная ватиканская Пинакотека появилась в начале двадцатого века, чтобы стать одной из наиболее масштабных галерей религиозной живописи. Здесь собраны работы величайших итальянских мастеров, начиная от Джотто и заканчивая работами Креспи.

В залах в строгом хронологическом порядке располагаются полотна и мозаики, последовательно представляющие искусство периодов Средневековья, Возрождения, барокко и некоторых других. Некоторые всемирно признанные творцы будут знакомы широкой публике, к примеру, Рафаэль, Кавараджо, Тициан, Леонардо да Винчи. Некоторые другие – менее известные за пределами Италии, помогут по-иному взглянуть на религиозную живопись. Это работы таких художников, как Джотто, Андже, Кривели, Бернини.

Музей Пио-Кристиано

Коллекции этого музея собраны за счёт артефактов раннехристианского периода, то есть все они создавались в промежутке со второго по четвёртый века нашей эры. Большинство из них было найдено во время раскопок в римских катакомбах. Наиболее ранние коллекции располагались в Латеранской базилике, однако, затем их перевезли в Ватикан. Выставка открылась только ближе к концу двадцатого века. В основном в музее представлены разнообразные саркофаги, которые украшены различными барельефами, а также рисунками на античные темы. Все они располагаются в хронологической последовательности, а также сгруппированы по принципу иконографических сюжетов.

Практически все рисунки превосходно сохранились и не утратили своей эстетической привлекательности, несмотря на более чем солидный возраст. Одним из наиболее значимых экспонатов является саркофаг Доброго Пастыря, который был создан предположительно в четвёртом веке. Аутентичный вид не удалось сохранить в полной мере – саркофаг, который сегодня представляют публике, является отреставрированной в восемнадцатом веке версией.

Этнологический миссионерский музей

Латеранский дворец в разные времена становился прибежищем для разного рода заведений так или иначе связанных с миром творчества. Исключение не составил и Этнологический миссионерский музей, который изначально размещался именно под его старинными сводами, а затем был перенесён непосредственно в Ватикан, где для хранения и показа коллекций было выстроено новое здание. Если первые варианты коллекций содержали порядка сорока тысяч артефактов, то сегодня их число уже успело перевалить за сто тысяч объектов, которые собирают со всего мира. В фокусе находятся религиозные культы самой различной направленности. Это и давно вымершие культы, и культы, лишь недавно начавшие набирать силу.

Здесь собраны артефакты из Японии, Китая, Индии, Кореи, Тибета, Монголии, различных африканских стран и даже Океании. Гости музея смогут ознакомиться со специфическими чертами различных народностей. Особый интерес хранилища представляют для учёных и специалистов, которые могут посетить залы, содержащие культовые предметы.

Библиотека, называемая Апостольской, является едва ли не важнейшей составляющей музейного комплекса Ватикана. В этой цитадели знаний хранятся книги, начиная со времён раннего Средневековья, многочисленные рукописи и уникальные манускрипты. Библиотека была основана в период Средневековья, но её фонды продолжают пополняться и сегодня. Помимо рукописных и печатных источников здесь находятся также многочисленные карты, внушительная коллекция инкулабул, монет и медалей. К сожалению или к счастью, но для большинства туристов открыта лишь малая часть помещений.

Впрочем, вряд ли широкие массы смогли бы оценить трактаты на классической латыни, а вот богатство оформления оценить намного проще – ради этого многие и посещают Библиотеку столицы христианского мира. Фрески удивительной красоты создавались лишь наиболее достойными мастерами своего дела. Учёные и студенты, посещающие это учреждение в рамках исследовательской работы, могут увидеть более широкий круг экспонатов. Согласно легендам в Библиотеке на самом деле существует система ходов и потайных комнат, в которых хранятся рукописи, содержащие ответы на самые каверзные вопросы мироздания.

Исторический музей

Попасть в это уникальное сооружение действительно сложно, так как существует чёткий регламент, согласно которому количество посетителей не может превышать сорока человек. Но битва за билет будет стоить того. Богатейший декор, яркие экспонаты, документы, иконы, униформы, фотографии, предметы обихода, сёдла, паланкины и даже кареты – все эти предметы помогают более полно погрузиться в предложенную историческую эпоху. Все Римские Папы в хитросплетениях политических и межличностных распрей окажутся перед глазами посетителей.

Талантливый экскурсовод расскажет как, чем и почему жили понтифики всех времён. Пожалуй, наиболее необычными можно считать следующие экспонаты: парадная карета, принадлежавшая Льву XII (именно этой каретой пользовались Папы на протяжении практически ста лет), первый локомотив Ватикана, датируемый началом двадцатого века, а также папамобиль, своеобразное средство передвижение, используемое Папами в случае необходимости публичных поездок.

Галерея Арацци

Данная галерея считается одной из трёх основных галерей, размещающихся на территории Апостольского дворца Ватикана. Она была открыта в последней четверти шестнадцатого века. Главным архитектором этого удивительного сооружения выступил Мачерино. Здесь представлены гобелены, на которых изображены библейские сюжеты, а также сцены из Ветхого и Нового Заветов. Размеры рукотворных полотен поражают. На ста метрах галереи сумели уместиться всего десять гобеленов, но их ценность неоспорима. В основе большинства сюжетов находятся эскизы и работы многочисленных учеников Рафаэля Санти.

Достоверно известна та почти неприкрытая неприязнь, которую выказывал мастер в адрес тех, кто пытался сравнивать его работы с картинами Микеланджело. А потому на этих гобеленах чётко читается его фирменный стиль с гипертрофированно крупными в сравнении с пейзажем фигурами, нарочитым подчёркиванием отдельных жестов и деталей, тонкой игрой акцентов. Над гобеленами работали фламандские мастера из мануфактуры Петра ван Эльста. Изначально эти гобелены хранились подле фресок Рафаэля в Сикстинской капелле, однако, позже были перенесены в галерею Арацци, чтобы предстать перед более широкой публикой. Тончайший шёлк и шерсть, вязкий полумрак помещений, тихие голоса экскурсоводов – кажется, будто красочные фигуры оживают и пристально вглядываются в гостей этих сводов.

Галерея географических карт

В триаду галерей Апостольского дворца также входит галерея географических карт. Для создания галереи понадобилось почти два года. За архитектурную составляющую работы отвечал прославленный мастер шестнадцатого века Оттовиано Маскерино, который занимал в тот момент пост архитектора Папского дворца. По его инициативе западное крыло Бельведера было расширено – практически на один этаж. Но проделанная работа была необходима. Более ста метров коридора были расписаны от пола до потолка топографическими картами Италии. Век рассвета папства отразился на стенах и потолках, чётко ограничивая Папские земли и главные города-государства Италии, которые в тот момент продолжали вести открытые или же едва заметные простым обывателям войны.

Помимо чисто географических данных здесь можно увидеть многочисленные отсылки к историческим событиям, происходившим в то время. На камне расцветают образы мифологических персонажей, страшных морских чудищ, героев и прекрасных дам. Не забыли мастера и про жемчужины архитектурного мира – наиболее значимые места своей эпохи также появились на стенах. Примечательно, что зал разделён на семнадцать секций. Естественным образом география Италии делится на две составляющие: одну омывают ласковые воды Андриатики, вторую – Лигурийское и Тирренское моря. А надо всем этим стоят Апостолы и Святые, разворачиваются сцены из Ветхого Завета.

Апартаменты Борджиа

Эти апартаменты принадлежат едва ли не наиболее скандально-известному Папе – Александру VI, который носил фамилию Борджиа. Он и его семья – испанцы на итальянском престоле – надолго вошли в историю своими непомерными амбициями и далёкими от праведности методами. А потому неудивительно, что даже после смерти Александра VI последующие наместники Христа не спешили занимать богато отделанные комнаты, превратив их в музей. Над росписью личных апартаментов Папы работал мастер Пинтуриккьо и художники, которые были его учениками. Залы, которые размещаются сегодня в этом своеобразном музее, названы по основным мотивам росписей.

Так, можно посетить Зал таинств веры, в котором изображены основные христианские таинства; Зал Сивилл и пророков, украшенный изображениями семи известных на тот момент планет (именно здесь старший сын Папы – Чезаре Борджиа – приказал убить супруга своей прекрасной сестры); Зал Святых, практически полностью оформленный лично Пинтуриккьо; Зал Понтификов, в котором прежде хранились портретные изображения Пап, не дошедшие, однако, до наших дней; Зал чудес веры с зарисовками главных религиозных празднеств; а также Зал наук, который расписан атрибутикой вольных искусств, изображённых порой в антропомортфом виде.

Станцы Рафаэля

Как ни прискорбно, но необходимость в станцах Рафаэля возникла после смерти Папы Александра VI Борджиа. Ненависть со стороны курии достигла своего апогея, и следующий Папа – Юлий II отказался жить в апартаментах Борджиа. Для оформления новых покоев пригласили молодого ещё мастера Рафаэля, которому недавно исполнилось двадцать пять лет. Он оформлял комнаты вместе со своими учениками, заполняя каждую из стен фресковыми композициями, которые украшали их от пола до потолка. Было оформлено четыре комнаты, однако, последняя из них менее известна, так как её заканчивали ученики мастера уже после его смерти.

Станца дела Сеньятура – рабочий кабинет Папы, вызывает больше всего восторга. Основной темой росписей является умственная деятельность человека. Наиболее известной является блестящая фреска «Афинская школа», которая считается едва ли не наиболее ярким образцом искусства эпохи Ренессанса. В центре композиции находятся Аристотель и Платон, представляющие собой материалистическое и идеалистическое направления философской мысли, а вокруг располагаются выдающиеся мыслители своего времени.

Лоджии Рафаэля

Данный памятник культуры относят к периоду Высокого Возрождения, когда искусство римского классицизма достигло своего пика. Архитектор Браманте разработал проект лоджии, с которой должен был открываться впечатляющий вид на цветущий Вечный город, и с блеском воплотил его. Рафаэль Санти – главный декоратор этого памятника – был близким родственником Браманте, и именно он взялся за оформление его творения. Пилястры, своды, стены – всё это было расписано самим Рафаэлем и его учениками. Примечательно, что в оформлении не чувствуется его фирменный стиль.

Многочисленные орнаменты и повторяющиеся элементы были навеяны гротесками, украшавшими «Золотой дом» в Риме. Всего было создано более пятидесяти композиционных элементов росписи. Все они составляют единую композицию и подчиняются единому замыслу. Так, лоджии Рафаэля также называют его Библией.

49,072 просмотрели

Под емкой вывеской «музеи Ватикана» скрывается целая плеяда выставочных залов и галерей. Возраст наиболее почтенных экспозиций насчитывает 5 веков. За это время кураторы музеев успели собрать потрясающую коллекцию скульптуры, живописи, рукописей, предметов быта и религиозного искусства. Оценить по достоинству шедевры мирового искусства можно только в блестящем обрамлении дворцов Ватикана.

В XV веке в Ватикане была построена знаменитая (Cappella Sistina). Архитектор Джованни ди Дольчи (Giovannino de’ Dolci) создал скромное церковное строение, которое изнутри было украшено ренессансными мастерами кисти: Боттичелли (Sandro Botticelli), Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), Росселли (Cosimo Rosselli) и Перуджино (Pietro Perugino). Отдельным украшением капеллы служит фреска работы (Michelangelo di Lodovico) «Страшный суд».

В конце XV – начале XVI веков на территории Ватикана возникает еще один памятник архитектуры и искусства – башня Борджиа (Torre dei Borgia). Основал традицию сбора изящных предметов папа Юлий II. В XVI веке он начал активно коллекционировать римские копии античных скульптур и организовал для своей экспозиции подходящее пространство.

В начале XX века узаконил себя в качестве суверенного государства. Латеранский договор закрепил права и свободы папской власти. Все предметы собранные искусств перешли в собственность католической церкви. Однако этот же документ обязал церковь открыть экспозиции для посещения всеми желающими.

  • Важно прочитать:

Двор Бельведера (Cortile del Belvedere)

На протяжении XVI века папа Юлий II проводит реконструкцию имеющихся дворцов. Таким образом, под руководством архитектора Донато Браманте (Donato Bramante) на базе палаццо Иннокентия VII и Николая V возникает Двор Бельведера.


Архитектура зданий – прекрасный образчик эпохи Высокого Возрождения. Ее классическую красоту дополняют и подчеркивают экспонаты: античная статуя Аполлона, архитектурная группа Лаокоон и сыновья, Персей работы Кановы (Antonio Canova) Бельведерский торс, статуя Афродиты Книдской.

Музей Пия-Клемента (Museo Pio-Clementino)

Все эти чудеса выставлены во внутреннем дворике Бельведера — Музее Пия-Клемента. Идейным вдохновителем собрания данных предметов искусства является папа Клемент XIV, бывший у власти в 70-х годах XVIII столетия. Его приемник — Пий VI также не обделил музей своим вниманием. Всего в Музее Пия-Клемента насчитывается 8 залов.

Григорианский Египетский музей (Museo Gregoriano Egizio)

Еще одна интересная экспозиция разместилась на верхних этажах Бельведера – это Григорианский Египетский музей. Первые экспонаты были собраны папой Пием VII, организовал музей уже его приемник – Григорий XVI в 1839 году. В 9 залах можно увидеть культовые египетские предметы, датированные III веком до н.э. Наибольшей популярностью пользуются: безголовая статуя жреца Уджагорресента, статуи фараонов, саркофаги, древние мумии, канопы. Также есть отдельные залы, посвященные культурам Месопотамии и Сирии.

Двор Сосновой Шишки (Cortile Della Pigna)

Во Дворе Сосновой Шишки можно наблюдать необычные экспонаты под открытым небом: гигантскую сосновую шишку, украшающую фонтан и большую бронзовую сферу. Фонтан, украшенный шишкой — это древний символ жизни.

А сверкающая на солнце бронзовая скульптура «Сфера внутри сферы» (Sfera con sfera) — это уже символ жизни современного человека. Инсталляция авторства Арнальдо Помодоро (Arnaldo Pomodoro) появилась в Ватикане в 1990 году благодаря усилиям папы Павла II. Четырехметровая внешняя сфера, отлитая из бронзы, установлена на лужайке Бельведера, внутри нее вращается сфера поменьше.

Сквозь прорехи и разрывы во внешней оболочке виден рисунок, нанесенный на внутренний шар. Таким образом архитектор изобразил современный символ жизни — Землю, окруженную Вселенной. И все то, что земляне делают со своей планетой транслируется во внешний мир.

Пинакотека

У коллекции ватиканских картин – непростая история: стоило Папе Пию VI в конце XVIII века заявить о своем собрании – и всего через несколько лет наполеоновские войска увозят лучшие работы в Париж, откуда с большим трудом и в весьма плачевном состоянии они вернулись лишь через 20 лет. Сегодня в Пинакотеке насчитывается около 460 работ, которые рассказывают историю развития живописи от примитивного стиля Средневековья вплоть до XIX века.

Музеи Апостольского дворца (Palazzo Apostolico )

Вход в Музеи Ватикана начинается с необычной достопримечательности — спиральной лестницы архитектора Джузеппе Момо (Giuseppe Momo). Головокружительная винтовая лестница появилась в 1932 году. Собственные независимые радиусы лестницы и ее перил позволяют охватить взглядом постройку по всей ее высоте!

К тому же, закрученный в бараний рог спуск, вначале имеет плоскую поверхность, которая постепенно переходит в ступени. Итак, преодолев чудесную лестницу, к вниманию посетителя откроется 7 километров коридоров и переходов, ведущих в 1400 залов, заполненных 60 тысячами бесценных экспонатов.

Три больших и светлых комнаты в северном крыле Апостольского дворца носят имя — . На итальянском слово «stanza» означает «комната». Таким образом, перед восхищенными путешественниками предстанут три комнаты, расписанные несомненным гением эпохи Возрождения – (Raffaello Santi).

Комнаты имеют отдельные названия, согласно тематике фресок: Комната суда (Stanza della segnatura), Станца д’Элиодоро (Stanza di Eliodoro) и Комната Пламени (Stanza dell’Incendio del Borgo). К станцам примыкает огромное помещение – Зал Констанца (Sala di Costantino).

Часть палаццо Николая V занимают Апартаменты Борджиа (Appartamento Borgia) – покои папы Александра VI из семейства Борджиа.

При жизни папы в конце XV столетия своды апартаментов были расписаны знаменитыми художниками : Пинтуриккьо и Браманте. Стены и потолки залов украшают изображения пророков, библейские сюжеты, изображение средневековых наук.

Григорианский Этрусский музей (Museo Gregoriano Etrusco)

Григорианский Этрусский музей был основан в 1837 году. Он позволит совершить экскурс в прошлое Италии. Этруски – древние обитатели Апеннин, расцвет цивилизации которых пришелся на VIII до н.э. В музее собрана богатейшая коллекция предметов культуры, религии и быта этрусков. В 22 залах выставлены статуи, изделия из бронзы, обработанного камня, керамики.

Ватиканская апостольская библиотека (Bibliotheca Apostolica Vaticana)

Ученым гостям Ватикана будет интересна Ватиканская апостольская библиотека. Специалистам попасть сюда можно только по предварительной записи за несколько месяцев.

В 1475 году этот музей был основан папой Николаем V. За прошедшие 6 столетий в фондах библиотеки накопилось порядка 1 миллиона 600 тысяч отпечатанных типографским образом книг. Около 150 тысяч манускриптов, столько же гравюр, большая коллекция географических карт, наградных медалей и монет, гобеленов и даже подсвечников! Все экспонаты бережно хранятся и по мере необходимости реставрируются.

Первоначальное предназначение Ватиканской библиотеки – архив важной документации. Со временем фонды библиотеки ширились, наполняясь редкими изданиями. Не могут оставить безучастными стеновые и потолочные фрески Гирландайо, Мелоццо да Форли (Melozzo da Forli), Романо (Antonio Aquilio). Особенно впечатлительные гости верят в то, что от глаз простых смертных скрыты целые залы с запрещенной литературой.

Музей Кьярамонти (Museo Chiaramonti)

Увековечить настоящую фамилию одного из римских пап призван музей Кьярамонти. Пий VII – представитель старого итальянского рода Кьярамонти заручился поддержкой Антонио Кановы и в начале XIX века создал музей, посвященный скульптуре. Сводчатая галерея, соединяющая Апостольский дворец с Бельведером, украшенная статуями и бюстами, была названа — Коридор. Наиболее интересны в этой части выставки: барельеф «Три грации» и древние каменные головы небожителей Посейдона и Афины.

Сравнительно новая часть музея Кьярамонти получила название Новое крыло (Braccio Nuovo), в залах которого собраны предметы искусства времен Древней Греции и Римской империи.

Сильное впечатление производит светлый зал, выполненный в классической манере. В нишах между колоннами выставлены статуи древних божеств, императоров и воителей. Третья часть музея Кьярамонти представленная Galleria Lapidaria – внушительным собранием надписей раннехристианского и языческого периодов.

Исторический музей (Museo Storico Vaticano)

Современная история Ватикана, а также жизнь Римских пап XX-XXI столетий ярко освещена в Историческом музее. Среди прочих диковинок посетители данной выставки смогут взглянуть на бронированные Папамобили, макет локомотива, использованного Ватиканом в 30-е годы прошлого века, кареты и прочие атрибуты папской жизни.

Папский гараж

Павильон повозок, или Папский гараж, с 1963 года является одной из самых необычных частей Музеев Ватикана. Тут представлена захватывающая история передвижения понтификов: десятки карет, 12 автомобилей, руль гоночной Феррари, паланкины, сбруи, седла, модели самолета, паровоза и даже корабля. Роскошная карета для торжественных выступлений и папамобиль, во время выступления на котором было совершено покушение на Иоанна Павла II, ребусы с поиском места, где сидел кучер и бронированных машин – здесь есть чем приятно удивить и взрослых, и детей!

В музеях Ватикана можно провести не один день. Как минимум, вам необходимо составить план тех экспонатов и залов, которые вы хотите увидеть. Неплохим стандартным решением будет аудиогид, а в идеале – сопровождение профессионального гида.

Последние изменения: Сентябрь 20, 2018

Попадая в объятия одного из самых знаменитых музеев мира невольно начинаешь терять голову от той красоты, которая находится за его стенами. Художественная галерея Ватикана изобилует произведениями искусства, бережно хранимыми работниками музея на протяжении многих десятилетий. Пинакотека Ватикана , история которой начинается с небольшого собрания папы Пия VI (1775-1799 гг.), на сегодняшний день содержит порядка полутысячи художественных произведений религиозной тематики XII-XIX веков, экспонируемых в хронологическом порядке в 18 залах. В данной статье мы расскажем о самых известных полотнах галереи, которые обязательно стоит увидеть.

Искусство средневековья и раннего Возрождения

В первых шести залах художественной галереи Ватикана представлены работы средневековых художников сиенской, умбрийской, флорентийской школ, а также некоторые произведения периода раннего Ренессанса. Среди наиболее известных — «Страшный суд» Никколо и Джованни (середина XII в.), триптих «Стефанески», работы Джотто, произведения Джентиле да Фабриано — Полиптих «Кваратези» и «Благовещение», а также произведения Пьетро Лоренцетти, Филиппо Липпи, Джованни ди Паоло, Беато Анжелико и др.

Джотто. Триптих «Стефанески»

Особого внимания заслуживают фрески Мелоццо да Форли «Ангелы-музыканты», написанные для свода абсиды базилики Святых 12 Апостолов в Риме во второй половине XV века. Сохранившиеся фрагменты росписи представлены в зале IV.

Среди наиболее известных работ художников раннего Возрождения, экспонируемых в галерее Ватикана, можно увидеть полотна Эрколе де Роберти, Бартоломео Монтанья, Марко Базаити, а также немецкого живописца Лукаса Кранаха Старшего.

Работы Перуджино и Джованни ди Пьетро

Произведениями известных представителей умбрийской школы — Пьетро Перуджино и его ученика Джованни ди Пьетро — можно полюбоваться в VII зале пинакотеки Ватикана. Здесь представлены следующие полотна:

  • Алтарь децемвиров. Пьетро Перуджино. Конец XV века
  • Святой Бенедикт, Святая Флавия и Святой Плакида (фрагменты полиптиха «Благовещение»). Перуджино. Начало XVI века.
  • Воскресение Сан Франческо аль Прато. Перуджино. 1499 г.

Возможно Вас заинтересует:

Пинакотека Ватикана: зал Рафаэля

Одним из самых известных залов художественной галереи Ватикана является зал, где представлены исключительно работы Рафаэля Санти. В центральной части помещения экспонируется три алтарные картины, а по его периметру представлены гобелены, выполненные по рисункам мастера и его учеников.

Общий вид на экспозицию картин в Зале Рафаэля. Художественная галерея Ватикана

Алтарь Одди

В верхней части картины представлены Иисус и Богородица в окружении ангелов, играющих на музыкальных инструментах. В нижней — апостолы, собравшиеся вокруг цветущего саркофага. Пределла состоит из трех сюжетов: «Благовещение», «Поклонение волхвов» и «Введение во храм».

Произведение было написано в 1503 году по заказу Маглалены Одди в качестве заалтарного образа для церкви Сан Франческо а Прати в Перужде. В конце XVIII века была вывезена в Париж, но в начале XIX века вернулась в Италию, а благодаря Папе Пию VII стала частью коллекции Пинакотеки Ватикана.

Мадонна ди Фолиньо

Богородица представлена на картине в одеянии двух традиционных цветов: красном, характеризующий ее как Мать и голубом — как Царицу Небесную. У ее ног на фоне пейзажа изображены парами Святой Иоанн Креститель и Франциск Ассизский слева и Святой Иероним и коленопреклоненный заказчик данного произведения — Сиджизмондо дэ Конти, облаченный в пурпурную мантию, отделанную мехом.


Картина была написана в 1511 году и долгое время украшала главный алтарь базилики Санта Мария ин Аракоэли.

Преображение

Обна из самых ценных картин Пинакотеки Ватикана — последняя работа Рафаэля , написанная в 1520 году по заказу кардинала Джулио Медичи, ставшего в последующем Папой, известного под именем Климент VII.



Сюжет произведения объединил в себе два не связанных между собой эпизода, описанных в Евангелие: Преображение Христа и изгнание апостолами нечистого духа из юноши. В верхней части картины — Иисус, парящий в воздухе, рядом — пророки Моисей и Илия. У ног Спасителя лежат пораженные ярким светом Петр, Иоанн и Иаков в традиционных одеяниях, символизирующих веру, надежду и любовь.
В нижней части картины изображены апостолы, пытающиеся исцелить юношу от вселившегося в него нечистого духа.

Вера, Милосердие и Надежда

Три небольших картины, олицетворяющие веру, милосердие и надежду, являются нижней частью алтарного образа — пределлы. Они были написаны в 1507 году по заказу представителей знатного перуджинского рода Бальони для фамильной капеллы также, как и главный запрестольный образ «Положение во гроб», который сегодня хранится в галерее Боргезе.

Леонардо да Винчи, Тициан и Караваджо в галерее Ватикана

Работы знаменитых живописцев эпохи Возрождения представлены в нескольких залах художественной галереи Ватикана. Помимо полотен Леонардо да Винчи, Тициана и Караваджо, в музее можно полюбоваться произведениями Джованни Беллини, Корреджо, Бенвенуто Тизи, Паоло Веронезе, Моретто, Гвидо Рэни, Федерико Бароччи, Джорджо Вазари, Доменикино и многих других. Не менее интересны и работы учеников Рафаэля, представленные в Зале X.

Джованни Беллини «Пьета». Вторая половина XV века


Леонардо да Винчи. «Святой Иероним». 1480 г


Тициан. «Мадонна». 1533-35 гг


Тициан. «Портрет дожа Николо Марчелло»


Веронезе. «Видение Святой Елены». 1580 г

Когда-то это была лишь небольшая коллекция скульптур, но спустя столетия она превратилась в музейный комплекс с одной из богатейших коллекций предметов искусства на планете. Интерьеры дворцов, где хранятся произведения искусства, сами по себе являются шедеврами искусства. Музеи Ватикана были основаны в 18 столетии под патронатом Папы Клемента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). Они были среди первых, кто открыл великолепные сокровища для широкой публики, продвигая культуру в массы. Не удивительно, что первое здание комплекса - Музей Пия-Клемента был назван в честь двух понтификов.

Однако, происхождение коллекции уходит корнями на много столетий назад. Все началось в 1480 году с обнаружением Римской статуи Аполлона Бельведерского, которая является одной из главных достопримечательностей музеев Ватикана. В 1503 году Юлий II поставил эту статую в восьмиугольном внутреннем дворике Кортилле Октагоно. Спустя десятилетия последующие Папы постоянно пополняли коллекцию разнообразными работами. На сегодняшний день, большой архитектурный комплекс включает 13 музеев в двух Ватиканских Дворцах. Сами по себе, эти здания заслуживают посещения. Их комнаты и залы щедро декорированы мрамором и изысканными фресками.


Невозможно охватить всю эту красоту за одно посещение, так как весь экскурсионный маршрут по музеям Ватикана составляет 7 километров. Но вы можете сфокусироваться на нескольких выдающихся экспонатах, или определенных музеях. При этом стоит оставить немного сил и времени на Комнаты Рафаэля и Сикстинскую Капеллу, которые расположены в конце музейного комплекса. Чтобы контролировать огромные толпы посетителей, музей промаркировал разными цветами четыре экскурсионных маршрута длиной от одного часа до более 5 часов. Каждый из этих маршрутов заканчивается Сикстинской Капеллой. Гордостью Музеев Ватикана является коллекция древнегреческого и древнеримского искусства, распределенная по четырем музеям. Здесь находятся одни из самых известных статуй, включая Лаокоона и Аполлона Бельведерского.

Музей Пия-Клемента

Ядро музеев Ватикана составляет Музей Пия-Клемента, экспозиция которого состоит преимущественно из статуй, найденных в Риме и его окрестностях. Среди его достопримечательностей выделяется так называемый Апоксиомен - мраморная копия знаменитой бронзовой статуи Лиссипа, сделанная в 1м веке. Статуя была обнаружена в 1849 году в Трастевере. Она изображает спортсмена, стирающего пот со своего тела. Фиговый лист был добавлен позже, так как римляне и греки никогда не подвергали свои статуи цензуре.


Восьмиугольный внутренний дворик Кортиле Октагонале является старейшей частью музеев Ватикана и также демонстрирует несколько шедевров искусства. Среди них Аполлон Бельведерский - еще одна римская копия древнегреческой статуи Леохара. Статуя бога Аполлона с вытянутой рукой считается превосходством эстетичности. Но еще более известен Лаокоон - скульптурная группа, обнаруженная в 1506 году во время раскопок на Холме Эсквилин. Лаокоон был создан примерно в 30 году до нашей эры скульпторами с острова Родом, которые скопировали оригинальную скульптуру 2 столетия до нашей эры. Скульптура изображает троянского священника Лаокоона и двух его сыновей, ведущих борьбу со змеями. Согласно рассказу римского поэта Вергилия, Лаокоон предупреждал троянцев об опасности легендарного Троянского Коня, из-за чего богиня Афина послала двух змей, чтобы убить священника. Скульптурная группа ценится за очень реалистично переданные муки героев.


Зал Муз в музее Ватикана украшен фресками Аполлона с Музами, созданными в конце 18го столетия Томаззо Конка. В центре внимания здесь находится Торс Аполлона - статуя была обнаружена в Кампо де Фьори и подписана Аполлониусом из Афин, греческим скульптором первого столетия до нашей эры. К сожалению, ноги и руки статуи не сохранились, но торс являет собой отличную демонстрацию мужской анатомии. Именно этот торс вдохновил Микеланджело на создание фресок Сикстинской Капеллы. Зал Ротонда, или Круглая Комната в музее Пия-Клемента был построен по образу Пантеона. Его пол устлан удивительными римскими мозаиками с изображениями морских монстров и мифологических фигур. Пол был обнаружен на раскопках в Отриколи - небольшом городке в Умбрии. Отсюда же был доставлен Зевс Отриколи - копия греческого скульптора четвертого столетия до нашей эры. Посреди комнаты расположен большой порфировый бассейн, так называемая ванная Неро, обнаруженная в Золотом Доме Неро. В окружающих комнату нишах размещено множество скульптур и статуй, самой впечатляющей из которых является большая статуя Геркулеса 2 столетия до нашей эры, покрытая бронзой.

Среди других интересных комнат в музее Пия-Клемента можно отметить Галерею Статуй со Спящей Ариадной, которая служила вдохновением многим неоклассическим скульпторам. Зал Животных представляет превосходную серию статуй и мозаик животных, а Кабинет Масок получил такое название из-за своих фресок с масками, доставленных из Виллы Адриана в Тиволи. В греческой комнате находится саркофаг Елены, матери Императора Константина.

Музей Кьярамонти

Музей Кьярамонти назван в честь его основателя Пия VII. Музей занимает часть трехсотметрового крыла, построенного в 1807 году по проекту Браманте. Здесь хранится впечатляющее количество статуй, включая ряд бюстов знаменитых римлян. Остальная часть галереи принадлежит Лапидарию с большой коллекцией эпиграфов. К сожалению, лапидарий закрыт и попасть сюда можно только по специальному разрешению. За Галереей Кьярамонти расположено Новое Крыло с прекрасными напольными римскими мозаиками. Здесь хранятся римские статуи, включая Августа из Прима-Порта, изображающего Римского Императора Августа. Статуя была обнаружена в 1863 году на Вилле Юлия Августа.


Еще одной выдающейся работой является колоссальная скульптура Нила. Она изображает речного бога Нила, лежащего на боку и опирающегося на сфинкса. У его ног лежит крокодил, а в руках Нил держит сноп пшеницы - символ плодородных земель долины реки Нил. Считается, что ползающие по Нилу 16 младенцев являются ссылкой на идеальную высоту шестнадцати локтевых костей, на которые река Нил должна была повыситься, чтобы гарантировать плодородную почву к сезону урожая.

Грегорианский музей светского искусства

Грегорианский музей светского искусства в Ватикане также посвящен греко-римским статуям. Музей был основан в 1884 году Григорием XVI и содержит коллекцию статуй, саркофагов, и надгробных статуй, большинство которых относятся ко времени Империи в 1-2 столетии. Среди самых известных работ музея Афина и Марсий - копия бронзовой оригинальной статуи, созданная в 5 столетии до нашей эры греческим скульптором Мироном. Здесь также есть мозаики атлетов из Терм Каракалл, и выставка фрагментов Пантеона.

Грегорианский Этрусский музей Ватикана

Грегорианский Этрусский музей Ватикана был основан Папой Григорием XVI в 1837 году. Это был один из самых важных музеев своего рода, несмотря на то, что сейчас его затмевает одноименный музей в Вилле Боргезе, основанный после объединения Италии. В Этрусском музее Ватикана представлена большая коллекция ваз, демонстрирующая влияние греческих техник на этрусков. Выдающимся образом является древняя амфора, украшенная фигурами Ахиллеса и Аякса. Еще одним интересным моментом коллекции является серия экспонатов, найденная в гробнице Реголини-Галасси в городе Черветере. Среди них деревянный трон и носилки седьмого столетия до нашей эры. Важнейшей статуей в Этрусском музее Ватикана является Марс из Тоди - бронзовая статуя пятого столетия до нашей эры.

Григорианский Египетский Музей Ватикана

Григорианский Египетский Музей Ватикана (музео грегориано егицио) также был основан Папой Римским Григорием XVI, который очень интересовался египетской культурой. Вся экспозиция демонстрируется в 8 комнатах, где собраны древние стелы с иероглифами, датирующиеся 2500 годом до нашей эры. Здесь Вы также сможете увидеть римские копии египетских статуй, созданные во втором столетии нашей эры. Не пропустите увлекательную выставку мумий 1000 года до н.э., найденных в некрополе Дейр эль-Бахри в Тебесе. Один зал египетского музея содержит реконструкцию Канопуса из Виллы Адриана в Тиволи, включая Святыню Сераписа и статуи египетских богов.

Картинная галерея Ватикана

Картинная галерея Ватикана (Пинакотека Ватикана) - относительно новый музей. Он был основа в конце 18го века Папой Пием VI и открыт в 1932 году. 16 комнат музея содержат множество картин, датирующихся периодом от 12 до 19 века. Большинство картин были созданы итальянскими мастерами, но есть в галерее и работы иностранных мастеров. Есть даже целая комната, посвященная творчеству австрийского художника Петера Венцеля. Среди выдающихся экспонатов Триптих Стефански, созданный Джотто в 1300 году для собора Св. Петра. Также стоит выделить фреску 15го столетия, изображающую процесс основания Библиотеки Ватикана. Творение Мелоццо да Форли демонстрирует, как первый библиотекарь преклонил колени перед Папой Римским Сикстом IV. В картинной галерее Ватикана есть комната, посвященная Рафаэлю. Здесь представлены гобелены фламандского художника Питера Ван Альста, а также наброски самого Рафаэля и его учеников. Гобелены были сделаны для покрытия стен Сикстинской капеллы. Среди экспонатов также несколько картин Рафаэля, включая "Коронацию Девственницы", которую он нарисовал в девятнадцать лет. Среди других шедевров галереи стоит выделить незаконченную картину Леонардо да Винчи "Сен Джером" (1480), "Мадонну Фрари" Тициана (1535) и некоторые работы Караваджо.

Музей Современного Религиозного Искусства

Музей Современного Религиозного Искусства (Collezione d"Arte Religiosa Moderna) охватывает пятьдесят пять комнат. Он был основан в 1973 волей Папы Павла VI и является самым большим музеем своего вида. Экспозиция включает работы многих самых важных современных художников мира, включая Дали, Кандинского, Матисса, Пикассо, Родена, Ван Гога и многих других.

Музей Пио-Кристиано

Музей Пио-Кристиано содержит набор скульптур, саркофагов и мозаик с Ранне-Христианской эры. Музей был создан в 1854 Пием IX. Самый известный объект здесь - статуя Хорошего Пастуха, созданная в третьем столетии.

Этнологический миссионерский музей Ватикана

Этнологический миссионерский музей Ватикана был основан Пием XI в 1926 году для демонстрации религиозных объектов 4 географических регионов - Азии, Океании, Африки и Америки. Многие из 100 тысяч экспонатов были добыты миссионерами на разных континентах. Музей был первоначально размещен в корпусе Латеранского Дворца, но в 1973 перемещен в настоящее помещение. Среди достопримечательностей статуя бога Кетцалькоатля из Мексики, маски из Сьерра-Леоне и деревянная скульптура божества Туматауэнга из Французской Полинезии.

Библиотека Ватикана

Библиотека Ватикана была основана Папой Римским Николасом V в 1450 и на момент основания содержала 340 книг. Сегодня это одна из самых важных библиотек в мире, с более чем полумиллионом книг и 60,000 рукописей. Некоторые самые ценные экспонаты демонстрируются в Сикстинском Зале. Этот великолепный сводчатый зал был создан в 1588 Доменико Фонтана. Зал шириной в 15 метров достигает 80 метров в длину, с великолепными потолочными фресками и яркими стенами. Библиотека также содержит ряд музеев, включая Светский Музей и Священный Музей, где хранится множество древних христианских объектов из римских катакомб, а также средневековой стеклянной посуды из драгоценных материалов.

Исторический музей Ватикана

Исторический музей (Museo Storico) обеспечивает захватывающий взгляд на длинную и бурную историю Ватикана. Музей был основан в 1973 по требованию Папы Римского Павла VI. Он был первоначально расположен около ватиканской Пинакотеки, но в 1991 переместился в Латеранский Дворец, рядом с базиликой Святого Иоанна Латеранского. Музей содержит набор оружия, брони и универсального обмундирования Папских вооруженных сил, а также портреты Пап и так называемые папомобили. Обсуждаются планы переместить коллекцию обратно в Ватикан. Этот музей можно посетить только во время заранее забронированного группового тура. Другие коллекции Ватиканских музеев включают керамику 18-19го столетий и миниатюрные мозаики, которые были наиболее популярным итальянским сувениром в девятнадцатом веке. Обязательно посетите этот музей Ватикана, входящий в число величайших музеев мира.

Апостольский дворец в Риме

Одним из самых интересных моментов посещения Музеев Ватикана является шанс восхититься щедрым комплексом Апостольского дворца. Комплекс создавался в период между двенадцатыми и девятнадцатыми веками и служил главной резиденцией многих Пап Римских. Несколько комнат, включая Сикстинскую Капеллу, все еще используются папством. Сегодня Папа Римский - главным образом духовная фигура, но перед объединением Италии Папа Римский был также главой большой мирской области, и ватиканский комплекс отразил его важность в качестве главы государства. Папы Римские нанимали самых известных архитекторов и художников в мире, чтобы украсить свои дворцы. Эти художественные шедевры, в частности настенная живопись в частных папских квартирах, сами по себе заслуживают посещения.

Внутренние дворы Ватикана

Здания Музеев Ватикана включают два дворца. На севере расположен Дворец Бельведера, созданный в конце пятнадцатого века. С юга к Собору Святого Петра примыкает Апостольский Дворец, который служил основной резиденцией Римских Пап начиная с их возврата из Авиньона в 1377. Текущий дворец был создан в середине пятнадцатого века и заменял более старое здание времен пятого века. В начале шестнадцатого века Браманте соединил два дворца друг с другом конструкцией из двух длинных крыльев, формирующих большой внутренний двор Кортиле дель Бельведер. В 1585-1590 новое крыло для библиотеки разделило внутренний двор на две части. Более низкий внутренний двор все еще известен как Кортиле дель Бельведер, в то время как к верхнему внутреннему двору дали имя Кортиле делла Пинья. Добавление Нового Крыла (Браччио Нуово) в 1820 создало еще один, меньший внутренний двор в середине: Кортиле Библиотека.


Внутренний двор Библиотеки и внутренний двор Бельведера недоступны для туристов, но почти любой посетитель Музеев Ватикана может легко посетить красивый внутренний двор Пинья. Внутренний двор назвали в честь огромной бронзовой сосновой шишки, установленной Пирро Лигорио. Пинья - древний фонтан, который был обнаружен около Пантеона и вероятно принадлежал храму. Обрамляющие сосновую шишку бронзовые павлины являются копиями древних скульптур из Мавзолея Адриана в Тиволи. Оригиналы находятся теперь в Новом Крыле. Посреди внутреннего двора расположена современная бронзовая скульптура, названная "сфера в сфере". Это творение Арнальдо Помодоро было помещено сюда в 1990-х.

Галереи Ватикана

Два длинных крыла, которые соединяют Апостольский Дворец с Дворцом Бельведера составляют приблизительно триста метров длиной. Восточное крыло размещает вышеупомянутый Музей Кьярамонти с его древними скульптурами и Лапидарием. Западное крыло размещает еще три галереи. Сразу же за Дворцом Бельведера следует галерея Канделябров - комната восемьдесят метров длиной с греческими и римскими скульптурами. Эта комната приводит к галерее Картин (Дели Арацци) с гобеленами 5-17 веков. Заключительной и самой длинной галереей является Галерея Географических Карт. Стены этой галереи украшены тысячами карт, созданных Антони Данти в период между 1580 и 1583 годами. Ему помогал брат игнацио Данте, архитектор и космограф по образованию. Карты изображаю итальянские города, острова в Средиземном море и папские территории. Сопутствующие фрески изображают события, которые произошли в этих местах.

Комнаты Апостольского Дворца

Папы Римские эпохи Возрождения нанимали самых талантливых художников для щедрого украшения своих роскошных резиденций. Многие комнаты, включая Апартаменты Борджиа и Комнаты Рафаэля открыты для общественности и включены в маршрут Музеев Ватикана.

Апартаменты Борджиа

Квартиры Борджиа являются серией комнат, преобразованных в частные квартиры для Папы Римского Александра VI, Родриго де Борджиа. Папа Римский был покровителем искусств и призвал Пинтуриккио украсить свои апартаменты великолепными фресками. С 1492 по 1495 год Пинтуриккио и его ученики украсили шесть комнат Борджиа. Фрески изображают религиозные (мученичество святых и тайны веры) и средневековые темы (Тривиум и Квадривиум). Большинство комнат в настоящее время используется для демонстрации предметов современного религиозного искусства.

Часовня Николая V

Часовня Николая V часто пропускается посетителями на пути к Сикстинской капелле, но определенно заслуживает посещения. Часовня щедро украшена замечательными фресками Фра Анджелико, созданными в период между 1447 и 1449. Фрески изображают сцены из жизни святых Стефана и Лаврентия.

Комнаты Рафаэля

Станцы Рафаэля появились благодаря Папе Римскому Юлию II, который предпочел дистанцироваться от Александра VI и отказался жить в квартирах, созданных для его предшественника. Он решил пригласить самых известных живописцев для украшения собственных апартаментов, расположенных над апартаментами Борджиа. Но понаблюдав за работой 25-летнего живописца и архитектора Рафаэлло Санти (Рафаэля), решил доверить эту работу ему. С 1508 Рафаэль продолжал работать над художественным оформлением квартир, часто отвлекаемый другой работой, включая строительство Собора Святого Петра. Рафаэль умер в 1520, прежде чем фрески папских квартир были завершены, но его ассистенты закончили работу по чертежам мастера. Фрески считаются абсолютными шедеврами ренессансного искусства.


Первая Комната Рафаэля - Зал Константина, который был завершен ассистентами Джулио Романо и Франческо Пенни уже после смерти Рафаэля. Он демонстрирует сцены из жизни римского императора Константина, сделавшего христианство официальной религией вместо язычества. "Битва у Мильвийского Моста" изображает сражение между Константином и Максенцием, во время которого превосходящая численностью армия Константина сокрушила армию противника.


Следующая комната - Станца д’Элиодоро, частично выполненная Рафаэлем между 1512 и 1514 годами. Тема комнаты - божественное вмешательство, защищающее церковь и святых. Комнату называют в честь одной из фресок "Изгнания Элиодоро", которая изображает сцену из библии. Фигуры слева изображают Папу Римского Юлия II, самого Рафаэля и его ученика Джулио Романо.


Станца делла Сеньятура названа в честь собираемого здесь особого комитета. Рафаэль начал с этой комнаты в 1508 году - это единственная станца, полностью завершенная самим мастером. Главная тематика - гармония между предметами старины и христианством. Наиболее известна здесь "Афинская Школа" - самая знаменитая фреска в Комнатах Рафаэля. Она изображает дебаты между Платоном и Аристотелем, двумя известными греческими философами. Многие другие знаменитости старины также изображены здесь, включая Эвклида, Сократа, Пифагора и Архимеда. Рафаэль также изобразил на фресках многих современных персонажей. Среди них его друг Браманте, Папа Римский Юлий II, Леонардо Да Винчи и даже его конкурент Микеланджело, который в этот момент работал над потолком Сикстинской капеллы.


Последней из этих четырех комнат является Комната Пламени, названная в честь одной из фресок. Комната была украшена в 1514-1517 (главным образом ассистентами Рафаэля) во время понтификата Лео X. Он выбрал главной темой для комнаты повествование о жизни своих тезок Лео III и Лео IV. Самая важная фреска - Пожар в Борджо, нарисованный по эскизам Рафаэля. Она изображает Лео IV, гасящего пламя в форме креста. Картина проводит параллели со сценами из старины, напоминая о пожаре в городе Троя.

Лоджия Рафаэля

Комната Константина связана с Лоджией Рафаэля, еще одним шедевром художника. К сожалению, вход в Лоджию Рафаэля доступен только по специальному приглашению. Лоджия украшена 12 фресками с изображением библейских сцен.

Сикстинская Капелла

Самой известной достопримечательностью Музеев Ватикана, вне всяких сомнений, является Сикстинская Капелла. Она была построена в 15м столетии, как личная капелла Папы Сикста IV. В 1508 году Папа Юлий II попросил Микеланджело украсить потолок. Микеланджело не считал себя художником, но вынужден был принять предложение. Он решил украсить потолок Сикстинской капеллы девятью сценами из Ветхого Завета, самой известной из которых является "Сотворение Адама". Она изображает Бога, сошедшего с небес для вселения жизни в Адама. Стены Сикстинской Капеллы также полностью покрыты фресками, самой известной из которых является "Страшный Суд" Микеланджело на стене алтаря.

Лестница в музее Ватикана

Прежде чем попасть в музей Ватикана, у вас будет шанс восхититься красотой одной из самых знаменитых лестниц в мире. Она была спроектирована в 1932 году Джузеппе Момо и состоит из двух спиралей - одна из которых ведет вверх, а другая вниз. Красивая бронзовая лестница украшена папскими гербами.

Последние изменения: Октябрь 31, 2018

Узнать, понять и прочувствовать Вечный город невозможно без посещения одной из самых крупных в мире коллекций произведений искусств, которая находится на территории государства Ватикан. Она была собрана на протяжении столетий поколениями понтификов и на сегодняшний день включает в себя собрание восточных древностей Ассирии и Египта, артефакты проживавших на территории современной Италии этрусков и предметы искусства периода греко-римской античности. Музеи Ватикана хранят в своих стенах ранние христианские реликвии III – XIV веков и художественные шедевры великих мастеров эпохи Ренессанса, а также этнографические, нумизматические и многие другие коллекции

Принято считать, что начало этому собранию положил папа Юлий II, когда 14 января 1506г., под небольшим слоем почвы в виноградниках на Эсквилинском холме, была обнаружена необычная мраморная статуя. Владелец участка – Феличе де Фредис – незамедлительно известил понтифика о находке, в которой архитектор Джулиано да Сангалло признал римскую копию знаменитой бронзовой древнегреческой скульптуры Лаокоона, изображавшую известный эпизод, описанный в «Энеиде». Являясь ценителем классического искусства, папа Юлий II выкупил статую, вероятно привезенную в Рим императором Тиберием.

Скульптура «Лаокоон и его сыновья»


Он поместил ее на самом видном месте в разработанном архитектором Донато Браманте восьмиугольном дворике, специально предназначенном для размещения папской коллекции античной скульптуры в саду Бельведера. Уже через месяц найденный шедевр был выставлен на всеобщее обозрение. Демонстрация скульптуры для широкой общественности считается тем самым учредительным актом, положившим начало собранию мирового культурного наследия и созданию музеев Ватикана. На постоянной основе они были открыты для публики в 1771 г. по указу папы Климента XIV. В октябре 2006г. музей отметил свое 500-летие.

Это интересно!

Сенсационный случай произошел в мае 1938 г., когда Адольф Гитлер прибыл в Рим в качестве гостя короля Витторио Эмануэле III по приглашению Бенито Муссолини. Чтобы избежать встречи с лидером нацистской Германии, папа Пий XI был вынужден несколько дней провести в своей резиденции на вилле Кастель Гандольфо, находящейся в 20-ти километрах к югу от Рима. Перед этим он принял беспрецедентное решение – закрыть для посещения музей и Собор Святого Петра на время визита фюрера. Таким образом, нога немецкого лидера так и не ступила на территорию Ватикана.


20 декабря 2016г. папа Франциск был назначен директором ватиканских музеев, приняв эту должность 1 января 2017-го. Впервые за всю историю, заместителем руководителя стала женщина – итальянка Барбара Джатта, искусствовед с докторской степенью в области итальянской истории искусства.

Музеи Ватикана: коллекции и собрания

Музеи Ватикана – это целый комплекс, состоящий из нескольких дворцов и включающий в себя более десятка музеев, каждый из которых имеет множество залов, картинных галерей и коридоров, часовен и папских апартаментов. Охватить все это за одно посещение просто невозможно, но составить некоторое представление о крупнейшей в мире коллекции произведений искусств поможет приведенный ниже список.

Музей Пио – Клементино

Папское собрание классической скульптуры этого музея, основанного на коллекции Юлия II (1503-1513) из его восьмиугольного Двора статуй, было увеличено и дополнено во второй половине XVIII века папами Климентом XIV (1769-1774) и Пием VI (1775-1799). Многие шедевры по Толентинскому договору, заключенному 19 февраля 1797 г. между наполеоновской Францией и Папской областью, были вывезены в Париж. После Венского конгресса 1815 г., благодаря дипломату Антонио Канова, большинство произведений возвратилось в музеи Ватикана.

Зал Ротонда в музее Пио — Климентино

Музей Профано

Открытая папой Климентом XIII в 1761 году экспозиция расположена в четырех галереях, в которых можно увидеть камеи, мелкие изделия из бронзы, слоновой кости и горного хрусталя, изготовленные до начала XIX века.

Григорианский музей этрусков

Основанный по инициативе Папы Григория XVI и открытый 2 февраля 1837г. музей стал одним из первых, специально предназначенных для сбора и хранения этруских древностей. Коллекции Falcioni (1898), Benedetto Guglielmi (1935), Mario Astarita (1967), Giacinto Guglielmi (1987) позволяют проследить историю древней Этрурии, начиная с IX века до н.э. В 22 залах музея экспонируются изделия из бронзы, стекла, слоновой кости и керамики, обнаруженные при раскопках на территории Рима и Лацио.

Один из залов Музея этрусков

Египетский музей

Основанный в 1839г. папой Григорием XVI музей включает 9 залов, в которых представлен целый ряд статуй, архитектурных элементов, настенных украшений и мумий, привезенных из Древнего Египта римскими императорами с целью декорирования зданий, святилищ и собственных вилл.

Один из залов Египетского Музея

Григорианский музей Профано

Находящаяся в Апостольском дворце коллекция, открытая 16 мая 1844 г., представляет классическое искусство Древней Греции – оригиналы скульптур, погребальные урны, стелы и саркофаги, барельефы и архитектурные фрагменты. Кроме этого, здесь можно увидеть некоторые древнеримские копии, выполненные в имперские времена с греческих оригиналов. Большая часть собрания, ранее хранившаяся в Латеранском дворце в Риме, пополнила музеи Ватикана только в шестидесятые годы прошлого века.

Музей Пио Кристиано

Основанная в 1854 г. папой Пием VI коллекция музея объединяет многочисленные ранние христианские скульптуры и саркофаги III – V веков, взятые из разных церквей Рима и извлеченные из римских катакомб Папской Комиссией по Священной Археологии, учрежденной в 1852 году.

Музей Кьярамонти

Состоит из трех галерей, основанных папой Пием VII (Григорио Кьярамонти):

  • Galerria Chiaramonti, где находится почти тысяча античных скульптур, урн и саркофагов;
  • Galerria Braccio Nuovo, с оригиналом знаменитой статуи римского императора Цезаря Августа;
  • Galerria Lapidaria, являющаяся настоящей каменной библиотекой и содержащая более 3 тысяч «страниц», высеченных на плитах, фундаментах и надгробиях саркофагов.

Галерея Кьярамонти

Этнологический миссионерский музей

Он возник в 1926г. после закрытия Всемирной миссионерской выставки, организованной папой Пием XI по случаю Юбилейного 1925 года. Ее экспонаты, документировавшие миссионерскую деятельность Церкви во всем мире, после окончания выставки были переданы в дар Святому престолу. На их основе Папа решил создать музей в Латеранском дворце, часть собрания которого несколько позже переместили в музеи Ватикана. Среди многих прочих экспонатов, здесь находится обширная коллекция китайских монет и предметов, принадлежавших ранее Британской школе археологии в Иерусалиме.

Возможно Вас заинтересует:

Исторический музей Ватикана

Основанный в 1973г. по указу папы Павла VI, музей содержит уникальную коллекцию портретов всех понтификов, начиная с XVI века, а также памятные предметы и старинную религиозную атрибутику, связанную с ритуалами папства. На нижнем, подземном этаже собраны транспортные средства, использовавшиеся папами на протяжении многих веков.

Одна из карет понтификов


Папамобиль

Музей современного религиозного искусства

Был открыт в 1973г. папой Павлом VI в Апостольском дворце Ватикана. Коллекция, размещенная в 55 залах, объединяет более 800 работ современных мастеров скульптуры и живописи. Здесь размещены произведения Винсент ван Гога, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Марка Шагала и многих других.

Музей филателии и нумизматики

Его презентация состоялась 25 сентября 2007 года. Здесь представлена обширная коллекция филателии Папского государства, почтовые открытки и проштемпелеванные конверты, а также их предварительные эскизы и образцы. Нумизматический раздел содержит монеты, выпускавшиеся в Ватикане с 1929 по 2001 гг., монеты после 2001года, номинированные в евро, и юбилейные – приуроченные к каждому Святому году.

Светские здания Ватикана

Библиотека Ватикана

В основе коллекции библиотеки музеев Ватикана находится собственное собрание папы Николая V (1447 – 1455), насчитывавшее 350 рукописных изданий. В 1587 году по проекту архитектора Доменико Фонтана было построено новое здание библиотеки. Ее фонды значительно пополнились собраниями книг итальянского историка и библиографа Francesco Lepoldo Cicognara (1767 – 1834), князя , а также потомками и прочими именитыми меценатами. Сегодня коллекция насчитывает более 150 тыс. рукописных томов, более 70 тыс. карт и гравюр и 200 тыс. автографов. В целом здесь хранится более 2 миллионов изданий. Однако стоит заметить, что библиотека не является открытой для общественности и работать в ней могут только сотрудники музеев Ватикана.

Библиотека Ватикана

Пинакотека

Картинная галерея, изначально размещавшаяся в апартаментах Борджия, была перемещена в новое здание, построенное в 1932 г. по проекту Луки Бельтрами на территории Ватикана.

Здание Пинакотеки


В 18 залах в хронологическом порядке размещены гобелены XI – XIX веков и работы великих художников эпохи Возрождения и Барокко – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Караваджо, Гвидо Рени, Федерико Барокси, Тициана и многих других.

Часовни Ватикана

Помещения культового предназначения, украшенные средневековыми фресками, сегодня являются величайшими художественными и культурными ценностями Ватикана. Музеи предоставляют возможность воочию увидеть шедевры великих мастеров и посетить следующие из них:

  • Сикстинскую капеллу – находится в Апостольском дворце. Ее стены были украшены в 1481г. фресками Пьетро Перуджино, Сандро Ботичелли, Козимо Росселини. Закончил работу в 1512 году великий Микеланджело Буонарроти, изменив оформление, сделанное предшествующей группой художников;
  • капеллу Урбана VIII Барберини – личную часовню Папы, расписанную в 1631 году Пьетро да Кортона золотыми фресками;
  • капеллу Николина – когда-то была частью квартиры папы Николая V. Она содержит одну из главных работ Беато Анджелико, сделанную им в период 1447 – 1448 гг.;
  • капеллу Сан Пьетро Мартир – украшена росписью Джорджо Вазари в 1570 г.

Фрески Сикстинской капеллы


Капелла Николина. Фреска работы Беато Анджелико «Святой Стефан получает диаконат и раздает милостыню» (1447-1449)



Визит в музеи Ватикана будет неполным без посещения комнат Рафаэля и лоджий, украшенных его гениальным мастерством, папских апартаментов и многочисленных залов с мозаичными полами. Помимо этого, комплекс музеев включает в себя несколько археологических раскопок, папских вилл и садов понтификов.

Станцы Рафаэля в Апостольском дворце Ватикана

Фреска Рафаэля «Афинская школа» (1511)

Экскурсия в музеи Ватикана занимает довольно продолжительное время и, в зависимости от проявленного интереса, может растянуться даже на несколько дней. Поэтому к ней стоит подготовиться должным образом, приняв к сведению некоторые советы:

  • не берите с собой большие рюкзаки или сумки, их придется оставить в камере хранения перед прохождением личного досмотра;
  • запрещено проносить с собой зонты, любые колюще-режущие предметы и оружие;
  • не берите с собой съестных припасов – это запрещено. Перекусить всегда можно в нескольких кафе Ватикана или приобрести еду и напитки в автоматах;
  • не одевайтесь во фривольном стиле, избегайте одежды выше колена или с глубоким вырезом. Плечи должны быть прикрыты;
  • не разрешается использование фотовспышки, а в помещении Сикстинской капеллы фотосъемка полностью запрещена;
  • чтобы избежать громадной очереди, рекомендуется покупать билеты заранее, через интернет.
  • если вы не располагаете временем, можно напрямую, следуя по указателям, добраться в заключительную точку экскурсионного маршрута – Сикстинскую капеллу. Однако перед этим необходимо обязательно увидеть Станцы Рафаэля, посетить Апартаменты Борджия, Пинакотеку и Галерею современного религиозного искусства;
  • так как в музеях Ватикана реставрационные работы проводятся на постоянной основе, не лишним будет убедиться на официальном сайте, что намеченный к осмотру зал будет открыт в данное время;
  • стоит помнить, что попасть в Сады Ватикана можно только в сопровождении работников комплекса по предварительной записи.

Галерея географических карт


Помимо общедоступных достопримечательностей Ватикана, за закрытыми дверями Музеев скрывается еще один, неизвестный многим посетителям секретный Ватикан. Узнать о нем и как в него попасть можно узнать из нашей следующей статьи.

Ну и напоследок… Хотелось бы пожелать всем воочию увидеть собранные в музеях Ватикана шедевры мирового искусства! И не забудьте отправить из почтового офиса, расположенного на выходе, друзьям или самому себе почтовую открытку, которая навсегда останется самым дорогим памятным сувениром.

Музеи Ватикана — коллекции и собрания, открытые для посещения


Загрузка...
Top