Мона Лиза. Кто она? Главные тайны, которые скрывает «Мона Лиза

Археологическая экспедиция под руководством Сильвано Винчети, главы Национального комитета по развитию исторического и культурного наследия, пару дней назад обнаружила в заброшенном монастыре Святой Урсулы во Флеренции захоронение. Там находились два женских скелета, один из которых, по предположению археологов, имеет прямое отношение к Джоконде, изображенной на портрете Леонардо да Винчи.
С апреля в склепе учёными были найдены останки уже пяти человек, но они точно не принадлежали Моне Лизе. Один из новонайденных скелетов сохранился достаточно хорошо, а от второго остались лишь фрагменты. Но главное, что черепа находятся в отличном состоянии, это означает, что у учёных есть большие шансы восстановить по ним лица людей.
Винчети: «Мы почти уверены, что все найденные нами останки XVI века. Мы нашли в архивах, что это крипты монахов-францисканцев, а ведь дочь Лизы Герардини дель Джоконды была монахиней именно этого ордена. Поэтому её мать, которую все называют Монай Лизой, и разрешили похоронить здесь. Это была большая честь». «Если все пойдет, как запланировано, то мы сможем восстановить её лицо, это позволяют современные технологии».

(Всего 13 фото)

Спонсор поста: Галстуки : В интернет-магазине «MONDIGO» вы можете приобрести самые модные и актуальные сегодня модели галстуков. Этот стильный аксессуар уже давно перешел в разряд знаковых, выразительных элементов мужского гардероба. Широкие, узкие галстуки, однотонные или комбинированные - мужчине остается только выбирать, а производители удовлетворят спрос на эту продукцию.

1. Лиза дель Джокондо (15 июня 1479 — 15 июля 1542), также известная как Лиза Герардини, Джоконда и Мона Лиза — знатная флорентийка, изображённая на знаменитой картине Леонардо да Винчи. Родилась во Флоренции в знатной семье. Рано вышла замуж за торговца тканями Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, родила шестерых детей. Как и многие другие флорентийцы, Франческо был ценителем искусства и оказывал покровительство художникам. Общепринятая версия гласит, что портрет Лизы дель Джокондо был написан Леонардо. Он мог быть заказан художнику её мужем, вероятно, чтобы отметить рождение сына и покупку дома.

2. (Photo: AFP/Getty Images)

3. (Photo: AFP/Getty Images)

4. (Photo: WENN)

5. (Photo: AFP/Getty Images)

7. (Photo: WENN)

8. (Photo: WENN)

Люди издавна интуитивно чувствовали, что в этом портрете, созданном гениальным Леонардо, кроется какая-то тайна. Ведь не зря до сих пор не стихают споры о том, чей портрет на самом деле нарисовал художник. В 1502-1506 гг. Леонардо да Винчи написал своё самое значительное произведение — портрет Моны Лизы, жены мессера Франческо дель Джокондо. Спустя многие годы картина получила более простое название — «Джоконда». Имя «Джоконда» стало условным, так как у многих возникли сомнения относительно личности женщины, изображённой на картине.

В XVI в. Джорджо Вазари, соотечественник Леонардо, автор известного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», так и не смог объяснить, почему художник не отдал Франческо дель Джокондо портрет его жены. С тех пор появилось множество гипотез, авторы которых пытаются ответить на вопрос: кто изображён на картине? Наиболее интересной является гипотеза американских исследователей, которые пришли к выводу, что на портрете изображён сам Леонардо да Винчи. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство. Самые известные среди них: герцогиня Франкавилль; Филиберта Савойская, Изабель д’Эсте, куртизанка; синьора Пачифика, любовница Джулиано Медичи и даже Пресвятая Дева Мария.

Но Леонардо, конечно же, не писал своего автопортрета под видом Моны Лизы, которая действительно позировала. В противном случае он был бы уличён и высмеян сразу же возле портрета, так как было бы легко сравнить оригинал с его изображением. Даже Рафаэль, великий художник, который, несмотря на свою молодость, был допущен к картине, ничего подобного не заметил.

Чтобы разгадать тайну «Джоконды», необходимо отметить, по крайней мере, два странных факта биографии Леонардо да Винчи.

1. Леонардо не рисовал самого себя.

До нас не дошёл ни один живописный автопортрет Леонардо. Известен лишь рисунок, сделанный через несколько лет после создания «Джоконды». В чём же кроется неприязнь Леонардо к своей внешности?

2. Леонардо не имел семьи.

Нет ни одного свидетельства о том, что он любил какую-либо женщину (не считая нежных чувств и намёка на платоническую любовь к Чечилии Галлерини, любовнице Лодовико Моро). И это при том, что Леонардо был статным и красивым, сильным и мужественным, обходительным и образованным.

Почему же Леонардо так и не полюбил ни одной женщины?

Чтобы ответить на эти вопросы, заглянем сначала в раннее детство художника и историю семьи да Винчи. Отец Леонардо, нотариус сер Пьеро да Винчи, владел имением в окрестностях местечка Винчи в Тосканских Альбанских горах. Здесь, в горах, он и встретил будущую мать Леонардо, девушку по имени Катерина. Она была простой крестьянкой — крепкой, здоровой и красивой.

Серу Пьеро было 25 лет, когда в 1452 г. Катерина произвела на свет Леонардо. «Тут же старый Антонио (отец Пьеро), — пишет один из биографов Леонардо, — чтобы выбить у Катерины дурь из головы и успокоить свою совесть, женил сына на флорентийке Альбиере из семейства Амадори и, развязав толстую мошну, уговорил молодого человека Пьеро дель Вакка, прозванного за горячий нрав Задирой, жениться на красивой обманутой Катерине».

Так Леонардо, едва успев появиться на свет, был разлучён со своей матерью. Уже в возрасте пяти лет он начал замечать, что какая-то женщина неотступно следит за ним. Это была Катерина, его мать. Он часто встречал её во время прогулок. Катерина обычно стояла у одного из домов селения и с печальной улыбкой смотрела на Леонардо.

С точки зрения классического психоанализа с большой вероятностью можно предположить возникновение у мальчика так называемого эдипова комплекса, который заключается в любви к матери и желании инцеста с ней с одновременной ревностью и ненавистью по отношению к отцу.

В случае с Леонардо да Винчи скорее всего именно этот комплекс имел место, и если не в полной мере, то хотя бы частично. В сознании Леонардо с детских лет отпечатался образ Катерины — красавицы-крестьянки. Для Леонардо она оставалась просто Катериной даже тогда, когда он уже во Флоренции узнал, что жена Пьеро Задиры его мать.

В записях Леонардо читаем: «Катерина пришла в день 16 июля 1493 года». Он упорно не хотел называть её матерью.

Лишённый матери с детства, Леонардо не смог вполне прочувствовать, что такое сыновья любовь к ней. Но он любил этот образ. Он был влюблён в собственную мать. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи. Вот почему он не писал автопортреты. Леонардо был очень похож на свою мать. Стоило ему нарисовать самого себя, как на холсте проступили бы черты его матери, но только в мужском обличье. По сути дела, получалось изображение его идеала, его кумира, но в гротескном виде. Учитывая его состояние, легко понять, что вынести такое для Леонардо было тяжело или невозможно.

Постоянно находясь под бременем комплекса, Леонардо не мог не желать написать портрет Катерины. Он отчётливо помнил дорогие ему черты. Однако для написания картины, достойной его кумира, картины, где Катерина была бы как живая, ему была необходима модель. По всей видимости, Мона Лиза Герардини, жена Франческо дель Джокондо, была похожа на Катерину или напоминала её. Точно известно лишь одно: художник писал её портрет не по заказу.

Леонардо намеренно подружился с мессером Франческо дель Джокондо и сам предложил написать портрет его жены. Чем ещё, кроме портретного сходства, могла привлечь художника Мона Лиза? Она печально улыбалась. Мона Лиза в это время всё ещё не пришла в себя после смерти дочери. Печальная улыбка молодой женщины оживила в памяти Леонардо улыбку Катерины, его матери, которую к тому времени он уже похоронил.

Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы и, протрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершённым. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Имея перед собой живую модель, художник превращал хранящийся в его памяти схематичный образ Катерины в образ живой. «Действительно, в этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, какие мы видим в живом человеке, а вокруг них была сизая красноватость и те волоски, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи. Ресницы же — благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже, и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари).

Леонардо использовал Мону Лизу как отделочный материал. По сути дела, «Джоконда» — это Катерина, имеющая кожу Моны Лизы. Долгих четыре года, затратив, по некоторым подсчётам, не менее 10000 часов, с лупой в руке Леонардо создавал свой шедевр, нанося кистью мазки величиной в 1/20-1/40 мм. На такое был способен только Леонардо — это каторжный труд, работа одержимого.

Когда же портрет был готов (не считая пейзажа), флорентийцы признали в женщине, изображённой на картине, Мону Лизу. Некоторое расхождение между портретом и оригиналом они отнесли к художественному видению автора, ведь портреты зачастую не передавали модель с фотографической точностью, а, напротив, приукрашивали её. Поэтому Мону Лизу узнали все, кроме её мужа.

Франческо дель Джокондо понял, что на портрете изображена не его жена. Но и он не знал, что это Катерина, на которую Леонардо был похож в молодые годы. Именно этим обстоятельством объясняется такой странный на первый взгляд результат сравнительного компьютерного анализа «Джоконды» и автопортрета.

Закончив портрет, Леонардо сразу же покинул Флоренцию. Картину он забрал с собой, так как она имела большую ценность только для него. 16 лет — до конца своей жизни — он не расставался с портретом, постоянно хранил его у себя и никому не показывал.

И ещё один любопытный факт. Позднее, после отъезда из Флоренции, Леонардо написал фон картины. Это горный пейзаж. Это горы, которые как нельзя более кстати подходят именно Катерине, а не кому-нибудь ещё. Это горы, в которых она родилась, это её мир.

Леонардо да Винчи, скрытный и гениальный, глубоко упрятал тайну «Джоконды».

Моны Лизы , героини знаменитого портрета итальянского художника Леонардо да Винчи .

Историк Сильвано Винчети , инициатор поисков, заявил, что говорить об обнаружении останков можно «с высокой вероятностью». В то же время профессор антропологии Болонского университета Джорджо Группиони отметил, что состояние останков таково, что не позволяет восстановить внешность человека, обнаруженного в захоронении.

Вскрытие захоронения в бывшей церкви монастыря Cвятой Урсулы, где, согласно документам, была похоронена Лиза Герардини , супруга купца Франческо дель Джокондо , состоялось в 2011 году.

www.globallookpress.com

Исследователи ждут прогресса технологий

В захоронении были обнаружены останки 12 человек. При их анализе было установлено, что лишь в одной из могил находятся кости, относящиеся ко времени смерти Лизы Герардини. К разочарованию антропологов, не сохранился череп, что исключало возможность восстановления внешнего вида предполагаемой Моны Лизы.

Вскрытие захоронения в бывшей церкви монастыря Cвятой Урсулы в 2011 г. Фото: www.globallookpress.com

Дабы всё-таки установить истину, в 2013 году учёные вскрыли ещё один склеп семейства Герардини, в котором были похоронены дети Лизы Герардини. Но и здесь исследователей также постигла неудача — останки были повреждены настолько серьёзно, что не подходили для проведения анализа ДНК.

Итальянские специалисты констатировали, что в настоящее время возможности идентификации личности предполагаемой Моны Лизы исчерпаны. Учёные надеются, что окончательно установить истину удастся в будущем, вместе с усовершенствованием методов анализа ДНК.

Брак по любви. И по расчёту

Лиза Герардини родилась 15 июня 1479 года во Флоренции, в семье, принадлежавшей к древнему аристократическому роду.

Девочку назвали Лизой в честь бабушки по отцовской линии. У Лизы было три сестры и трое братьев, она была самым старшим ребёнком в семье.

В возрасте 15 лет Лиза вышла замуж за 35-летнего Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо, торговца тканями. Несмотря на то, что для Франческо это был третий по счёту брак, историки приходят к выводу, что этот союз был заключён по любви. При этом он был выгоден обеим сторонам — семья Лизы, несмотря на аристократическое происхождение, жила довольно бедно, в то время как Франческо дель Джокондо был успешным предпринимателем. Супруг же, в свою очередь, породнился со знатной фамилией.

Любимое творение да Винчи

По самой распространённой версии, портрет госпожи Лизы Джокондо был заказан Леонардо да Винчи её мужем в 1503 году. Поводом к заказу портрета могло стать некое важное семейное событие — рождение сына или приобретение нового дома.

Художник проработал над портретом несколько лет. До сих пор неясно, по какой причине картина так и не была передана заказчику. Некоторые современники Леонардо да Винчи утверждали, что художник считал портрет незаконченным.

Уже в первые годы портрет Моны Лизы становится известным среди любителей живописи. Современники отмечают, что автор испытывал необычайную привязанность к этой своей работе.

Уехав из Италии во Францию, в 1516 году Леонардо да Винчи забрал картину с собой, и впоследствии она оказалась в коллекции французского короля Франциска I . Как и когда она попала к монарху — одна из загадок знаменитого портрета.

Бессмертие в подарок

За пять столетий, что существует картина, была высказано множество версий о том, кто на самом деле изображён на портрете. Среди кандидатов назывались женщины, мужчины и даже сам да Винчи (согласно этой версии, картина была его искажённым автопортретом).

Лишь в 2005 году учёные из Гейдельбергского университета, проанализировав заметки на полях фолианта, принадлежавшего одному из близких знакомых Леонардо да Винчи, обнаружили убедительные доказательства того, что на портрете действительно изображена Лиза Герардини.

Что касается самой героини портрета, то историки сходятся во мнении, что она прожила типичную размеренную жизнь женщины среднего класса той эпохи. Лиза родила пятерых детей, которых звали Пьеро , Камилла , Андреа , Джоконда и Марьетта . Умерла она, согласно самой распространённой версии, 15 июля 1542 года во Флоренции в возрасте 63 лет.

Но талант Леонардо да Винчи подарил этой женщине настоящее бессмертие.

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) был написан Леонардо да Винчи примерно в 1503—1519 годах. Считается, что это портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо — торговца шёлком из Флоренции. del Giocondo в переводе с итальянского звучит как весёлый или играющий. Согласно писаниям биографа Джорджо Вазари, Леонардо да Винчи писал этот портрет 4 года, но так и ставил незаконченным (однако современные исследовали утверждают что произведение полностью закончено и даже тщательно доведено до конца). Портрет выполнен на доске из тополя размерами 76,8×53 см. В настоящее время висит в Парижском музее Лувр.

Мона Лиза или Джоконда — полотно великого художника являтся самым загадочным произведением живописи на сегодняшний день. С ним связывают столько загадок и секретов, что даже самые опытные искусствоведы порой не знают, что же на самом деле нарисовано на этой картине. Кто такая Джоконда какие цели преследовал да Винчи когда создавал это полотно? Если верить всё тем же биографам, Леонардо, в то время когда рисовал данную картину держал вокруг себя различных музыкантов и шутов, которые развлекали модель и создавали особую атмосферу, поэтому полотно получилось столь изысканным и непохожим на все другие творения этого автора.

Одной из загадок является то, что под ультрафиолетовым и инфракрасным излучением эта картина выглядит совершенно другой. Изначальная Мона Лиза, которую откопали под слоем краски при помощи специальной камеры, отличалась от той, что сейчас видят в музее посетители. Она была более широколицей, более подчёркнутая улыбка и другие глаза.

Ещё одним секретом является то, что у Моны Лизы нет бровей и ресниц. Есть предположение, что в Эпоху Возрождения так выглядели большинство женщин и эта была дань моде того времени. Женщины 15-16 века избавлялись от любой растительности на лице. Другие утверждают, что брови и ресницы на самом деле были, но с течением времени истёрлись. Некто исследователь Котт, который занимается изучением и тщательным исследованием этой работы великого мастера, развенчал немало мифов на счёт Джоконды. К примеру, некогда вставал вопрос о руке Моны Лизы . Со стороны даже неопытному газу видно, что рука изогнута очень причудливым образом. Однако, Котт обнаружил на руке сгладившиеся черты накидки, цвета которой со временем поблекли и стало казаться, что это сама рука имеет странную неестественную форму. Таким образом можно смело утверждать, что Джоконда во времена её написания сильно отличалась от той, что мы видим сейчас. Время нещадно исказило картину до такой степени, что многие до сих пор ищут такие секреты Джоконды, каких просто нет.

Интересен и тот факт, что нарисовав портрет Моны Лизы, да Винчи держал его при себе, а затем он перешёл в коллекцию французского короля Франциска I. Почему, выполнив работу, художник не отдал её заказчику, остаётся неизвестным. Кроме того, в разное время выдвигались различные предположения по поводу того, правильно ли считают Моной Лизой — Лизу дель Джокондо. На её роль до сих пор претендуют такие женщины, как: Катерина Сфорца — дочь миланского герцога; Изабелла Арагонская, герцогиня Миланская; Чечилия Галлерани она же — Дама с горностаем; Констанца д’Авалос, которую также звали Весёлая или La Gioconda; Пачифика Брандано любовница Джулиано Медичи; Изабела Галанда; Юноша в женском одеянии; Автопортрет самого Леонардо да Винчи. В конце концов многие склоняются к версии что художник просто изобразил образ идеальной женщины, каковой та является по его мнению. Как вы можете видеть, предположений очень много и все они имеют право на жизнь. И всё же, исследователи практически стопроцентно уверены в том что Мона Лиза есть Лиза дель Джокондо, так как обнаружили запись одного флорентийского чиновника, который написал: » сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини «.

Величие картины, которое передаётся зрителю, является результатом ещё и того, что сначала художник нарисовал пейзаж а уж поверх него саму модель. В результате (было так задумано или получилось случайно, неизвестно) фигура Джоконды была сильно приближена к зрителю, что подчёркивает её многозначительность. На восприятие также действует и существующий контраст между нежными изгибами и цветами женщины и причудливым пейзажем позади, будто сказочным, одухотворённым, с присущим мастеру сфумато. Таким образом он совместил реальность и сказку, реальность и сон в одно целое, что создаёт невероятное ощущение у всех, кто смотрит на полотно. Ко времени написания данной картины Леонардо да Винчи достиг такого мастерства, что создал шедевр. Картина действует как гипноз, неуловимые для глаза секреты живописи, таинственные переходы от света к тени, притягивающая демоничность улыбки , действуют на человека как взгляд удава на кролика.

Секрет Джоконды связывают в точнейшем математическом расчёте Леонардо, который к тому времени разработал секрет формулы живописи. При помощи этой формулы и точных математических расчетов, из под кисти мастера вышла ужасающая по силе работа. Сила её очарования сравнима с живым и одушевлённым, а не нарисованным на доске. Возникает такое чувство, что художник нарисовал Джоконду в одно мгновение, будто щёлкнув фотоаппаратом, а не рисовал её 4 года. В одно мгновение он поймал её лукавый взгляд, мимолётную улыбку, одно единственное движение, которое воплотилось в картине. Как это удалось великому мастеру живописи никому разгадать не суждено и останется секретом навсегда.

Если вам требуется срочная перевозка грузов или вещей, то к вашим услугам компания Грузовой Эксперт. Здесь вы можете заказать грузовую газель в Москве для любых целей и получить качественную и профессиональную помощь.

Итальянские исследователи ищут могилу Лизы Герардини дель Джокондо, которую многие считают моделью знаменитого портрета "Мона Лиза" Леонардо да Винчи. Они начали раскопки на территории бывшего католического женского монастыря Святой Урсулы (Sant Orsola) во Флоренции. Воссоздав облик Лизы, его хотят сравнить с работой гениального живописца эпохи Возрождения.

Группа итальянских экспертов обнаружила подземное захоронение, в котором, как предполагается, находятся останки Лизы Герардини (Lisa Gherardini), умершей в возрасте 63 лет. Раскопки велись на территории бывшего католического женского монастыря Святой Урсулы во Флоренции, в котором 15 июля 1542 года почила в бозе супруга флорентийского негоцианта Франческо дель Джокондо. В историю живописи эта женщина вошла сразу под двумя именами - Джоконда или Мона Лиза. По фамилии своего супруга и по его обращению к ней, ведь Мона (Mona или Monna происходит от итальянского слова Madonna - супруга или жена) Лиза позировала для известного портрета кисти Леонардо да Винчи.

Искусствоведы полны решимости воссоздать внешний облик Лизы дель Джокондо (Lisa del Giocondo), чтобы сравнить ее со знаменитым портретом, хранящимся в парижском музее Лувр. Подлинность останков будет подтверждена после сравнения ДНК покойной с генетическим кодом наших современников - потомков ренессансной Джоконды. В случае успеха гробницу обычной жены заштатного коммерсанта, некогда торговавшего шелком, планируют превратить в очередную туристическую достопримечательность. Читайте также: Левша - неудачник или победитель? Неуемный аппетит археологов вызвал протест со стороны актрисы и управляющей тосканской винодельческой фирмой Fattoria Cusona Guicciardini Strozzi Наталии Строцци (Natalia Strozzi), называющей себя наследницей в 15-м поколении рода знаменитой модели, позировавшей самому Леонардо. В наши дни некий флорентийский ученый тратит свое драгоценное время, убеждая сливки тамошнего общества, что Ирина Строцци и ее старшая дочь Наталья - последние из наследников Моны Лизы по линии своего отца - князя Джероламо Строцци. В обеих, кстати, течет часть русской крови. В их семье говорят по-русски; в прошлом десятилетии этот клан пытался торговать своей винодельческой продукцией в России, а в годы холодной войны семья принимала у себя знаменитых советских диссидентов и эмигрантов: жена академика Сахарова Елена Боннер, чета Ростропович-Вишневская. В парижской квартире богатого дядюшки Натальи Владимира Рэна некоторое время проживал Анатолий Собчак. "Уверена, что это место ее последнего упокоения. Желание выкопать останки - кощунственно и неуместно. Особенно только для того, чтобы сравнить черты ее лица с очарованием картины Леонардо. Секрет Моны Лизы и ее загадочная улыбка должны оставаться тайной", - высказала свое мнение Наталья Строцци на страницах британской Mirror . Несколько лет назад специалист из Флоренции Джузеппе Палланти разыскал в архивах дом, где родилась Лиза Герардини, даты ее жизни и то, что она была третьей супругой флорентийского торговца Франческо дель Джокондо. Лиза родилась в семье торговца шерстью Антонио де Герардини и Катерины Ручеллаи. День ее рождения 15 июня 1479 года. Оказалось, семьи Лизы Герардини и Леонардо да Винчи жили по соседству. 5 марта 1495 г. в 15-летнем возрасте ее выдали замуж за Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо. После его смерти последние годы своей жизни пожилая женщина провела в монастыре Святой Урсулы, на кладбище которого и похоронена. Впервые отождествил Лизу с Джокондой во второй половине XVI написал Джорджо Вазари в своей переведенной на многие языки мира книге "Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих": "Леонардо взялся написать для Франческо дель Джокондо портрет его жены, Моны Лизы, и, потрудившись над ним четыре года, так и оставил его незавершенным". Именно Вазари, высоко ценивший искусство Кватроченто, рассказал об одной "уловке" художника, запечатлевшего для последующих поколений улыбку, часто называемую загадочной: "так как мадонна Лиза была очень красива, то во время писания портрета он держал при ней певцов, музыкантов и постоянно шутов, поддерживавших в ней веселость, чтобы избежать той унылости, которую живопись обычно придает портретам, тогда как в этом портрете Леонардо была улыбка, настолько приятная, что он казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной". Биограф Леонардо писал, что свой шедевр мастер создал в 1503 году. Впоследствии искусствоведы и историки выяснили - портрет написан в 1514-1515 годах. Сомнению подвергли не только дату создания, но и личность изображенного на портрете человека. С некоторых пор бытуют несколько версий. Леонардо будто бы нарисовал портрет с герцогини Мантуанской Изабеллы д"Эсте. Другие уверяют, что лицо списано с любовницы Джулиано Медичи - герцогини Констанцы д"Авалос. Называли и другие имена: некой вдовы Федериго дель Бельца, и вдовы Джованни Антонио Брандана, по имени Пачифика. Говорили, что это автопортрет живописца в женском облике. Не так давно выдвинули теорию, что на портрете изображен ученик и помощник, а возможно и любовник мастера Джиан Джакомо Капротти, которому Леонардо оставил эту картину в наследство. Наконец, согласно некоторым версиям, на портрете изображена мать художника или это просто некий образ идеальной женщины. Японский инженер Мацуми Судзуки создал модель черепа Джоконды, на основании чего специалистам акустической лаборатории удалось при помощи компьютерной программы записать предполагаемый тембр голоса Моны Лизы. Кстати, это должно помочь нынешним исследователям, японцы высчитали ее рост - 168 см. Специалисты Центра исследований и реставраций музеев Франции и Европейского Центра синхротронных исследований выяснили секрет техники сфумато, с помощью которой был создан знаменитый портрет. Изображение, созданное при помощи сфумато, состоит из тончайших прозрачных слоев жидкой краски, которую художник накладывал поэтапно слой за слоем, создавая таким образом плавный переход от света к тени, поэтому на картине не заметны очертания и контуры. Рентгенофлуоресцентная спектроскопия позволила изучить состав красочного слоя, не повреждая при этом картину. Читайте также: Американцы свели с ума компьютер Леонардо да Винчи наносил на картину (предположительно пальцами), около сорока тончайших слоев краски, толщина каждого слоя не превышает двух микрон, что в пятьдесят раз меньше человеческого волоса. В разных местах общее количество слоев разнилось: в светлых местах слои самые тонкие и в меньшем количестве, а в темных участках наносилась многократно и ее общая толщина достигает 55 микрон. Ученые констатировали интересную особенность, причина которой пока не ясна - Леонардо да Винчи использовал краски с очень большим содержанием марганца. В августе 1911 году картина была похищена из Лувра, но через три года в сохранности возвращена в Париж. С этого времени начинается новая эра Джоконды - это полотно признано самым известным портретом в истории живописи. Читайте самое увлекательное в рубрике "

Загрузка...
Top