Молитвы пред иконой Божией Матери «Державная». Икона Пресвятой Богородицы «Державная

Память иконы Божией Матери «Державная» совершается в Русской Православной Церкви 15 марта по новому стилю.

История обретения иконы «Державная»
В русском церковном искусстве существует огромное количество икон, посвященных Богоматери, что неудивительно, поскольку русский народ всегда с большой любовью относился к Царице Небесной, видя в Ней свою Заступницу. Множество богородичных икон прославились как чудотворные: через них многие люди получали и получают быструю помощь. Однако есть такие иконы, которые играли важную роль не только в жизни отдельных людей, но и в истории всей страны. К таким образам относится икона Божией Матери, именуемая «Державной».
Обретение иконы Пресвятой Богородицы «Державная» было совершено в особо сложный для русского народа исторический период, когда император Николай II отрекся от престола. Падение монархии и начавшаяся революция повлекли за собой множество тяжелых и кровавых событий, которые изменили весь ход русской истории.
15 марта, в день отречения императора от престола, крестьянке Евдокии Адриановой, жившей в селе Коломенское неподалеку от Москвы, во сне было открыто, что Россию ждут тяжелые испытания, однако Царица Небесная не оставит русский народ. Женщине было сказано, что в сельском храме нужно найти икону Божией Матери. Евдокия рассказала об этом сне священнику, и после долгих поисков в подвале храма действительно был найден иконописный образ, однако он был так сильно покрыт слоем пыли и копоти, что не сразу смогли понять, Кто изображен на иконе. Когда же святой образ был очищен, то на нем увидели изображение Пресвятой Богородицы, держащей на коленях Младенца Христа, рука Которого была поднята в благословляющем жесте. Иконография этого образа была не совсем обычна, так как главу Царицы Небесной венчала корона, а в руках она держала символы царской власти – скипетр и державу. Крестьянка Евдокия Адрианова сразу же узнала в обретенном образе ту икону, которая была явлена ей во сне.
О чудесном явлении иконы стало широко известно, и многие стали посещать село Коломенское, чтобы поклониться этому удивительному образу. Комиссия, созданная Священным синодом для исследования обретенной иконы, установила, что она была написана в конце XVIII века. Большой размер иконописного образа и его закругленная верхняя часть дает основание предположить, что его создавали для храмового иконостаса. Существует мнение, что икона находилась изначально в Вознесенском монастыре в Москве, но во время нашествия Наполеона ее перенесли в Коломенское, чтобы сохранить от поругания. Однако со временем об иконе забыли, и она пролежала около столетия в подвалах храма.

Значение «Державной» иконы для России
Явление иконы Божией Матери «Державная» в день отречения императора Николая II и фактического прекращения монархии в России имело глубокий духовный смысл, словно указывая на то, что Царица Небесная не оставит русских людей в годы предстоящих испытаний. Те символы царской власти, которые держит в руках Пресвятая Богородица, символизируют то, что Она взяла на Себя хранение Русской земли.
Сразу после обретения иконы к ней стал стекаться народ, чтобы помолиться Божией Матери и попросить помощи. Вскоре при участии патриарха Тихона была написана служба и акафист иконе и, кроме того, множество храмов пожелало иметь список с этого образа. В настоящее время существует большое количество церквей и часовен, освященных в честь этой иконы.

Иконография образа Божией Матери «Державная»
В русском церковном искусстве изображение Божией Матери на троне не было широко распространено и пришло в иконографию из Византии, где она помещалась на иконостасе или в алтаре. «Державная» икона имеет ряд особенностей, отличающих ее от образов такого типа. Например, держава в руках Божией Матери не венчается крестом, как это было принято в византийском церемониале. Эта деталь приобретает на «Державной» иконе особое значение, указывая на гонения, которые предстояло пережить Русской Православной Церкви в XX веке. Показательно также, что Богомладенец благословляет молящихся слева, что символизирует милость Божию к падшим.

Тропарь, глас 8:
Ангелов лицы благоговейно Тебе служат и вся Небесныя силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево; усердно молим Тя, Владычице, да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей "Державней", и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от Нея на всех с верою Тебе молящихся и вопиющих Богу. Аллилуиа.

Кондак, глас 8:
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим,/ яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся,/ не от мира бо спасение наше,/ но Превознесенный Владычицы милосердием ограждаемся/ и тому днесь радуемся,/ яко прииде Заступница на стражу земли Своей.

Величание:
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

Молитва:
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Кто-то скажет, что простые люди должны молиться перед иконами, помогающими в решении простых бытовых проблем, а «Державная» икона Божией Матери в чем помогает, знают немногие. Считается, что этот образ предназначен для тех, кто облечён государственной властью, мол, обращаться к этой иконе можно, только прося поддержки для правителей страны. Однако это не совсем так.

Мучительные вопросы

В свете современных событий, когда мир кажется таким хрупким, когда государственные границы не защищают богатые русские земли от алчных глаз иноземцев, когда для удовлетворения геополитических запросов правящей мировой элиты уничтожаются сотни тысяч людей, когда внутри собственной страны до власти дорвались люди, безразличные к судьбам кормящих их людей, хочется воскликнуть: «Неужели это справедливо, неужели так и должно быть, неужели нет силы, способной противостоять злу и несправедливости?!» Может быть, Господь отвернулся от России? Есть ли ответ на этот вопрос?

Простое совпадение или знамение?

В 1917 году, 2 марта, в селе Коломенское, что ныне входит в городскую черту Москвы, чудесным образом была обретена икона Богородицы, на которой Пречистая Дева держит в руках символы государственной власти. Интересно, что в этот же день произошло ещё одно событие, перевернувшее судьбу нашей страны - император Николай Второй отрёкся от возложенной на него миссии править страной, как надлежит человеку, помазанному на таковое служение Самим Господом Богом. Однако Отец Небесный не бросил на произвол судьбы страну и её обездоленный народ. Случилось чудо, давшее всей России надежду на спасение. В момент отречения Бог незримо стоял возле Николая и взял у него скипетр и державу, чтобы передать Той, которая никогда не отречётся от них, а в своё время передаст достойному. Как иначе можно объяснить чудо появления иконы Царицы Небесной в облачении царицы земной, восседающей на троне с символами верховной власти над страной в руках и с Богомладенцем на коленях, благословляющим всех, к Нему припадающих?

Своё мнение относительно верховной власти Господь сообщил через простую крестьянку

Интересно, что женщина, которая рассказала о месте, где лежит икона, видела сны, в которых Силы Небесные и указали ей на него. Получается так, что Господь предвидел предстоящее отречение. А может быть, Соборная клятва, данная представителями всех земель и сословий в 1613 году роду Романовых, была в 1917 году отменена? Мы можем только гадать и искать сокровенный смысл события. «Державная» икона Богоматери не отвечает, кто виноват в бедствиях народа и в захвате власти безбожниками. Значит, ответ нам знать и не нужно. Ведь отыскивая его, мы ищем виновного. А нам заповедано: «Не судите, и не судимы будете». Благословением и соборной молитвой Патриарха Алексия Второго православные граждане России принесли покаяние за то, что не сохранили монархию, что попустили нарушение и несоблюдение Соборной клятвы, произнесённой и скреплённой подписями перед первым Романовым - шестнадцатилетним Романовым-Юрьевым - 300 лет назад.

Совпадение или новое знамение?

В городе Екатеринбурге, где была расстреляна царская семья, в память об этом событии основали монастырь Святых В начале двухтысячных на территории монастыря возвели храм Богородицы. Престольная икона, в честь которой он был освещён, это, как вы понимаете, «Державная» икона Божией Матери. Значение события трудно толковать двояко. Символизм никто не оспаривал тогда и не оспаривает сейчас. Царь-мученик, отрекшийся от престола, и принявшая от него атрибуты власти «Державная» икона Божией Матери. Значение того, что произошло после, ещё предстоит осмыслить: в 2010 году, не простояв и четырёх лет, церковь сгорела.

Господь хранит Россию

Есть мнение, что последние Романовы уже не имели русской крови, а их тесные сношения с монархиями других стран, всегда имеющих претензии к России, грозили нашей стране утратой независимости, которой добились прежние цари, расширив границы и обеспечив торговыми морскими сообщениями. Нам грозила участь дойной коровы, которая стала бы питать Европу. Долготерпеливый и милосердный Господь не допустил этого. Залогом Его попечения и благоволения к России и стала «Державная» икона Божией Матери. В чем помогает образ, нетрудно догадаться. Ему молятся о сохранении целостности государства во время опасностей, связанных с риском территориального распада страны. Уходя служить в армию, нужно прийти в храм и попросить благословения у святого образа. Если мать даст своему сыну, отправляющемуся охранять границу, походный складень с этой иконой, то Пресвятая Дева дарует ему победу в бою, если такой случится, и он вернётся домой целым и невредимым.

Хорошо бы икона Пресвятой Богородицы «Державная» висела в кабинетах правительственных чиновников. И перед принятием решений они осеняли бы себя обратив взоры и мысли к Святому Лику.

Когда начнётся новый расцвет России?

В преддверии всенародного сиротства нам была явлена «Державная» икона Божией Матери. О чем молятся Богу сироты? Они обращаются к Нему во всех своих нуждах и скорбях.

Легенда утверждает, что благоденствие в России наступит, когда на своё место вернётся чудотворная «Державная» икона которую мы читаем перед этим образом, пусть содержит и эту просьбу. А что считать тем местом, куда должна вернуться икона и почему она до сих пор не там? Чтобы понять это, надо подробнее познакомиться с её историей.

Чудо обретения иконы

13 февраля 1917 года некой женщине (сохранилось даже её имя - Евдокия Андрианова) привиделся сон. А надо сказать, что накануне, 12-го числа, был большой праздник в честь глубоко почитаемого образа Девы Марии, именуемого «Иверским». Эсхатологический смысл таинственно связанный с конечными судьбами мира, известен духовным лицам. Так вот, в ночь после праздника приснилось Евдокии, что от неё требуют отыскать в селе Коломенском чёрную икону, покрасить её в красный цвет и перед найденным образом молиться. Набожная женщина усердно помолилась Богу, прося наставить на путь истинный и научить выполнить Его Святую волю, а также избавить от козней диавола, если это от него она получила видение.

26 февраля привиделся ей новый сон, где предстала перед ней Величественная Женщина и своим сердцем почувствовала в Ней Евдокия Саму Пречистую Деву. Не в силах больше мучиться догадками и хранить в секрете свои сновидения, пошла Евдокия Андрианова в Коломенское, благо оно было не слишком далеко. Нашла она там церковь Вознесения и приступила к настоятелю со своими тревогами и сомнениями. Добрый батюшка выслушал её, показал иконостас, но ни одна из икон не походила на ту, что женщина видела во сне. Тогда решено было поискать в подсобных помещениях. И в подвале нашли-таки искомое. Образ был покрыт пылью и паутиной, однако это была именно та икона, которую женщина видела во сне.

Так первый раз была обретена заступница русской земли - «Державная» икона Божией Матери. Молитва простой деревенской женщины о наставлении на путь истинный осуществилась таким способом. Поистине, пути Господни неисповедимы.

В каких нуждах помогает Богородица «Державная»?

Весть об иконе Богородицы, взявшей в свои руки монаршую власть над страной, быстро разлетелась по окрестностям и добралась до обеих столиц. Образ стали возить по разным приходам, люди выстраивались в очереди, чтобы только посмотреть, как выглядит «Державная» икона Божией Матери. Молитва перед Ней многим помогла исцелить недуги, устроить личную жизнь и помочь при материальных затруднениях. Царица Небесная, как родная мать, помогает во всех бедах. Нужно только подойти к ней, рассказать о себе. Промыслом, мудростью и властью всё устроит и всех утешит «Державная» икона Божией Матери. В чем помогает этот Образ людям, крещёным во Имя Её Божественного Сына? Судите сами. Осиротев после потери царя, народ прильнул к Небесной Матери. Её лик строг и властен. Она восседает на земном троне, что подтверждает принятие Ею на себя именно земной, мирской власти над страной. Мирская власть - это мирские дела, мирские заботы и мирские проблемы.

Исчезновение иконы

Вскоре после обретения икону отреставрировали, с участием патриарха Тихона в честь неё был сочинён акафист, составлена служба и канон. В последующие годы, когда начались гонения на верующих, а церкви стали опустошать и осквернять, икона исчезла. Но она не была утрачена бесследно. Первая икона «Державная Божья Матерь», фотография которой помещена в начале статьи, долгие годы тайно хранилась в запасниках Государственного исторического музея.

Второе обретение

Второй раз её обрели сразу после первой Литургии по царственным мученикам, то есть через 72 года после Екатеринбургской бойни. Сотрудники Исторического музея передали её православной церкви.

Можно не разбираться в политике, не знать глубоко историю, а только любить и уважать свою родину, почитать Бога, Его Пречистую Мать и святых, и тогда сердце само подскажет, кому «Державная» икона Божией Матери в чем помогает.

По преданию, процветание начнётся в России после того, как икона вернётся на место своего обретения, то есть в Вознесенский храм Коломенского. Сейчас она находится в храме Казанской Божьей Матери, также расположенном в Коломенском, а Вознесенская церковь пока закрыта. По крайней мере в 2012 году это было так.

История Российской империи неразрывно связана с некоторыми святыми образами, которые сыграли чудесную роль. Они становились оплотом веры и являли чудеса в самые темные и лихие времена. Люди молились им о спасении от нашествий врага, от эпидемий, о мире в стране и происходили чудеса - войны заканчивались, города чудесным образом сохранялись от разрушений, а больные исцелялись. Именно к ним относится Державная икона Божией Матери.

В критический момент 1917 года она стала оплотом веры простых людей и уберегла сотни из них от смерти.

Иконография

Изображения Богородицы достаточно древние, уже первые христиане пытались изображать ее на досках или холстах, чтобы при донесении Благой вести о спасении через Христа можно было подтвердить ее иллюстрациями.

С развитием иконописи работы стали более совершенными, красивыми и четкими.

Стоит упомянуть тот факт, что никогда иконопись не имела развлекательный характер. Все доски были созданы с целью донести до христианина и неверующих людей церковное учение, продемонстрировать совершенные отношения между Богом и человеком и помочь при донесении Благой вести.

Державная икона Божией матери имеет отличительные особенности, которые отражены даже в ее названии:

  • Тип - Панахранта или Всецарица;
  • Дева Мария расположена на троне, а на ее голове - корона;
  • одежда Богородицы имеет ярко-красные цвета, которые характерны для любого царского облачения;
  • трон с закругленной спинкой золотого цвета;
  • располагается Богородица чуть на возвышении, а в руках у нее - атрибуты монаршей власти: корона, скипетр и держава;
  • Христос изображен отроком и находится на коленях у Матери;
  • Облачен Христос в светлые одежды;
  • Одна рука Его поднята для благословения, а вторая указывает на державу.

Расположение Богородицы, ее одежда, перст Христа, направленный на нее - все это подтверждает царственный статус Девы Марии и ее достоинство как Царицы Небесной. Некоторые копии имеют сверху изображение Бога Отца, однако по канону это неверно, поскольку изображать Господа запрещено, ведь грешный человек не смеет даже взглянуть на Него.

Важно! Именно поэтому традиция Православной церкви запрещает рисовать Господа на ликах, кроме изображений Иисуса Христа , которого люди видели воочию.

Святой лик написан маслом на доске. Сегодняшняя версия лика отличается от первоначально нарисованного. В процессе транспортировок и перемещений доски ее низ был поврежден, и его пришлось отпилить. А вот верх, как и изначально, остался закругленным.

Другие Богородичные иконы:

Существует несколько списков, которые располагаются в храмах по всей стране и некоторые из них признаны чудотворными, как и оригинальная доска. Ведь во время революции, после потери монарха, народ был разобщен, началась гражданская война, и только икона «Державная» напоминала верующим, что у них есть одна правительница Царица Небесная, которую нельзя убить и которая заступится за них всегда. Несмотря на преследования коммунистической власти, люди укрывали у себя в домах «Державную» и продолжали ей молиться.

Святая Мария тут изображена как совершенная из всех людей, ведь выше нее - лишь Христос. Она не только заступница людей на земле, но и путеводительница их в жизнь небесную.

«Державная» икона Богородицы, Богородицерождественский храм в Костино, город Королёв

Месторасположение иконы

Несмотря на мирное положение в государстве, люди и сегодня приходят к «Державной» с просьбами и молитвами. Почитают ее также, как и в прежние времена.

На сегодняшний день существует несколько мест, где можно найти изображение ее:

  • район Чертаново в Подмосковье - именно там община возвела новый каменный храм вместо старого деревянного. Это храм из кирпича с пятью шатрами, где ведется активная жизнь православной общины: воскресная школа, хор, молодежные мероприятия;
  • копия находится в Вознесенской церкви (Гороховый переулок), там же где хранится и мироточащая икона царя Николая;
  • копия есть и в Московском монастырском подворье при Соловецком монастыре. Именно это место и серьезно пострадало при Красной революции поэтому особенно чтит «Державную»;
  • в храме пророка Ильи;
  • В Успенском благочинии Москвы в одноименной церкви ее хранится данный лик. Сам храм является памятником архитектуры и хранит множество православных реликвий.

Помимо указанных храмов, есть и другие, которые начинались с именно этого лика. Маленькая часовня из дерева с ним положила основание главному собору РПЦ. Она сохранилась и сегодня и стала частью комплекса зданий храма Христа Спасителя. Там служат в дни празднования и читают перед написанным во время революции списком акафисты.

История образа

Кто и когда написал лик «Державная», точно неизвестно, хотя существует теория о ее месторасположении в Вознесенском монастыре Кремля, где ранее хоронили княгинь и цариц. Именно отсюда и появилась прочное мнение, что образ связан с монархами и царской властью.

Данный образ достаточно стар, хотя популярным и известным он стал только с началом политических волнений 20-го века в России.

Во время революции он был утерян, поскольку люди прятали его в своих домах, чтобы красноармейцы не сожгли святыню. С тех пор не было официальных данных о местонахождении иконы. Пока жительнице Подмосковья не приснился сон, в котором Дева Мария велела ей найти некоторое свое изображение.

Читайте о христианстве:

Женщина начала поиски и со временем и Божьей помощи отыскала ее в селе Коломенском в Вознесенской церкви. От времени лик почернел, но все же изображенных на ней персонажей можно было различить. В тот же день, когда доска была найдена, император Николай произнёс речь отречения. Верующие люди растолковали события следующим образом: за грехи народа Бог наказал их и отнял у них императора, взамен допустив вознесение коммунистической атеистической власти.

Однако находка такой важной реликвии в такое смутное время дало понять верующим, что Бог все же не отвернулся от них, и Дева Мария будет также ходатайствовать за людей перед Богом.

Доску реставрировали монахи из монастыря в Москве, несколько изменив первоначальные ее вид - облачение сделали багровым, как было сказано Евдокии, той самой женщине, что отыскала образ, во сне.

Важно! После нахождения лика он стал объектом народного почитания, чему только поспособствовала трагическая гибель помазанника-императора. За время атеистической власти в России верующие лишь молились и просили Господа помиловать их страну. Именно поэтому в 1993 г. патриарх Алексий покаялся перед церковью и народом за грех цареубийства. Существует множество свидетельств того, как горячие молитвы лика Богородицы помогали верующим стать тверже в вере и справиться с проблемами.

Приходят к иконе «Державная» с разными просьбами о:

  • здоровье своем и родных;
  • возможности выздороветь от тяжелых заболеваний и восстановиться после;
  • найти любовь и завести семью;
  • помощи встать на путь истинный или наставить родного человека;
  • защите и помощи при финансовых проблемах;
  • исцелении от травм сердца и духа;
  • даровании радости сердцу и защите от притеснителей;
  • мире в стране;
  • спасении державы от эпидемий и войн;
  • прощении и прекращении вражды.
Совет! Любой верующий человек может прийти и с верой помолиться у образа Девы Марии, и он должен быть уверен в том, что Дева не оставит его просьбу без внимания. Она будет ходатайствовать за него перед Господом, и его молитва будет отвечена.

Посмотрите видео о Державной иконе

Икона Божией Матери «ДЕРЖАВНАЯ»

Одной из главных святынь современной России является икона Божией Матери «Державная», обретенная 2(15) марта 1917 года - в самый день отречения от престола страстотерпца царя Николая II.

Cогласно церковному преданию, этот чудотворный образ имеет особое промышление о конечных судьбах мира. Сама Богоматерь хранит мир до времени пришествия антихриста, Сама становится духовной Самодержицей нашей страны и охранительницей Престола для будущего Помазанника Божия. Образ является также залогом прощения русского народа, который через неисчислимые страдания, кровь и слезы должен прийти к покаянию.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: «Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей «Дом Богородицы» в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа».


Явление иконы в 1917 году не было неким обновлением, а просто обнаружением старой иконы в подвале церкви Вознесения в селе Коломенском. К настоятелю храма отцу Николаю Лихачеву пришла жившая неподалеку от села Коломенского крестьянка Евдокия Адрианова. Ей в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское и сразу узнала виденную во сне Вознесенскую церковь.

Настоятель, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону Божией Матери. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне.

Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о. Николая отслужить молебен, так как в этом образе она увидела полное исполнение своих сновидений.

Название иконы соответствует ее иконографии. Богородица представлена как Царица Небесная и Царица Земная: облаченная в красное одеяние, напоминающее царскую мантию «цвета крови», и в зеленый хитон, Она восседает на престоле с полукруглой спинкой, в простертой правой руке - скипетр, левая возложена на державу, на голове - царская корона, окруженная золотым нимбом. На коленях Богородицы - отрок Иисус Христос в светлом одеянии, с благословляющей десницей, левой рукой указывает на державу; вверху в облаках - благословляющий Господь Саваоф.

Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Воскресенский женский монастырь в Москве по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала ему и в 1812 г. перед нашествием Наполеона в числе других икон при эвакуации монастыря из Кремля была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом не была возвращена. И о ней в монастыре забыли на 105 лет, пока не явила себя в положенное Господом Богом время.


Многие стали считать, что символ этой иконы Божией Матери в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Списки (копии) иконы разошлись по всей стране, появились служба иконе Божией Матери и дивный акафист, составленный с участием патриарха Тихона.

В день обретения иконы в Коломенском открылся целебный источник. Он вышел из земли на склоне, ведущем к Москве-реке, точно напротив обращенного к реке царского трона Рюриковичей, находящегося на гульбище храма Вознесения Господня.

Но вкоре жесточайшие гонения обрушились на почитателей «Державной» иконсы Божией Матери, молившихся перед ней по всей России. Списки иконы Божией Матери были изъяты из всех церквей, были арестованы тысячи верующих, осмеливающихся хранить у себя изображение «Державной» иконы Божией Матери, а составители службы и канона расстреляны. Подлинник иконы Богородицы Державная был изъят и более полувека хранился в запасниках Исторического музея.

Возвращение чудотворной иконы знаменательно совпало с освобождением России от богоборческого ига. В конце 1980-х годов стараниями митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима икона была негласно передана в Издательский отдел Московского Патриархата, где и пребывала в течение нескольких лет в алтаре домового храма преподобного Иосифа Волоцкого. 27 июля 1990 года, спустя несколько дней после первого поминовения Государя с Семьей за Литургией (17 июля 1990 г.), по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II духовенство и православные москвичи торжественно перенесли икону в Коломенское, в действующую Казанскую церковь, где образ был поставлен у правого клироса храма. С этого времени была установлена традиция чтения по воскресным дням перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» известного «Акафиста акафистов».

В обретении Державной иконы Божией Матери в коломенском храме Вознесения видется глубокий символический смысл.


Символическое значение явления иконы «Державная» состоит в том, что гибель монархии послана народу в наказание, но сама Богородица хранит символы царской власти, что даёт надежду на покаяние и возрождение России и русского государства.

После объединения Русской церкви и Русской Зарубежной Церкви, в августе 2007 года икону провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Державная» молятся о правде, сердечной радости, нелицемерной любви друг к другу, о мире в стране, о спасении и сохранении России, о покровительстве трона и государства, об избавлении от иноплеменных и о даровании исцелений телесных и душевных.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная»
О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4
Града Сионска взыскующе, под Твой покров, Дева Чистая, днесь притекаем, и никтоже возможет на ны, яко несть град силен, аще не Сущаго Бога, и несть ина крепость, аще не милость Владычицы Девы

Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительныя песни приносим, яко даровася нам Держава Твоя, и ничесоже устрашимся, не от мира бо спасение наше, но превознесенныя Владычицы милосердием ограждаемся и тому днесь радуемся, яко прииде Заступница на стражу земли Своея.

Величание Пресвятей Богородице в честь иконы Ея «Державная»
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим Державный образ святыни Твоея, имже подаеши велию милость всем, с верою к нему притекающим.

17.01.13

Икона Божией Матери, именуемая "Державная", была явлена в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая, 2/15 марта 1917 года. Названа она так потому, что Царица Небесная изображена на ней как Царица земная, сидящая с Богомладенцем на троне и царскими регалиями в руках: скипетром и державой....

Икона Божией Матери, именуемая "Державная", была явлена в подмосковном селе Коломенское (ныне часть Москвы) в день вынужденного отречения от престола Царя-мученика Николая, 2/15 марта 1917 года. Названа она так потому, что Царица Небесная изображена на ней как Царица земная, сидящая с Богомладенцем на троне и царскими регалиями в руках: скипетром и державой.

Условия, при которых явилась святая икона, были следующие:

Крестьянке Бронницкого уезда Евдокии Андриановой, проживающей в слободе Перерве, были два сновидения: первое 13-го февраля и второе 26-го февраля. 13-го февраля Андрианова слышала таинственный голос: "Есть в селе Коломенском большая черная икона. Ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся." Это сообщение произвело на Андрианову сильное впечатление и, как женщину религиозную, побудило к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву, 26-го февраля Андриановой снится белая церковь; и в ней величественно возседает Женщина, в Которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит Ее святого лика.

Не имея возможности забыть и отрешиться от своих сновидений, Андрианова решается перед исполнением христианского долга исповеди и св.причащения, 2-го марта идти в село Коломеское, чтобы успокоить себя. При виде дивной Вознесенской Церкви Евдокия Андрианова сразу же узнала в ней ту самую церковь, которую видела во сне.

Настоятелем церкви Вознесения был священник о.Николай Лихачев. Придя к нему в дом, Андрианова сообщила о своих сновидениях и просила совета, как поступить. О.Николай собирался служить вечерню и пригласил Андрианову вместе с собой в церковь, где показал ей все старинные иконы Богоматери, находящиеся в храме и на иконостасе; но Андрианова ни в одной из них не находила какого-либо сходства со своим сновидением. Тогда по совету сторожа церкви и еще одного прихожанина, случайно зашедшего в церковь, о.Николай стал усердно искать икону повсюду: на колокольне, на лестнице, в чуланах, и наконец в церковном подвале. И вот именно в подвале, среди старых досок, разных тряпок и рухляди, в пыли, была найдена большая узкая старая черная икона. Когда ее отмыли от многолетней пыли, то всем присутствовавшим в храме представилось изображение Божией Матери, как Царицы Небесной, величественно возседающей на царском троне в красной царской порфире на зеленой подкладке, с царской короной на голове и скипетром и державой в руках. На коленях находился благословляющий Богомладенец. Необычайно для лика Богоматери был строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося о.Николая отслужить благодарственный молебен, так как в этом образе она увидала полное исполнение своих сновидений.

После прославления Державной иконы Владычицы крестьянка Евдокия Андрианова начала ходить, собирать деньги на ризу к новоявленной иконе. Когда собрала, то поехала в Дивеевский монастырь помолиться и попросить благословления на возложение ризы. Тут она снова удостоилась явления Божией Матери, которая ей сказала, чтобы она вернула собранные ею деньги. Сейчас не надо на Ее икону ризу возлагать, так как скоро в России будут снимать со всех икон ризы. А после испытаний Российских сама риза к Ней подойдет.

Весть о явлении новой иконы в день отречения Государя от Престола быстро стала распространяться по всей России и расценивалась верующими как знак того, что Царица неба и земли взяла в Свои руки управление Россией. Большое количество богомольцев стекалось в село Коломенское, и перед иконой были явлены чудеса исцеления телесных и душевных недугов.

В одной из книг, посвященных иконе, говорилось: "Зная исключительную силу веры и молитвы Царя-мученика Николая и Его особенное благоговейное почитание Божией Матери (вспомним собор Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе), мы можем предположить, что это Он умолил Царицу Небесную взять на Себя Верховную Царскую власть над народом, отвергшим своего Царя-Помазанника. И Владычица пришла в уготованный Ей всей русской историей "Дом Богородицы" в самый тяжкий момент жизни богоизбранного народа".

"Сейчас Я Сама взяла державу и скипетр в Свои руки, - открыла Владычица при явлении иконы, - а с иконой Державной посылаю Свою особую Благодать и Силу; копии с этой иконы надо распространять среди людей в помощь им. Эта икона не спасает от испытаний, так как испытания нужны, чтобы пробудить духовную сторону в людях, но кто во время испытаний будет с верой молиться у этой иконы, тот будет во время этих испытаний спасаем."

Икону стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя ее в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея России, приезжал прославлять явление "Державной". После прославления он благословил в акафист этой иконе собрать по частице из каждого акафиста, какие написаны были для других икон Божией Матери, явленных в России, и назвать этот акафист "акафист акафистов". Одна из служб "Державной" и Акафист были составлены с участием самого святителя Тихона.

Промыслом Божиим икона не была уничтожена и вновь явила себя народу в наши дни.

Было установлено, что эта икона и есть тот самый образ Божией Матери, именуемый Державным, который до сего времени считался утраченным.

  • < Назад
Загрузка...
Top