Молитва не крещеных детей. Лишены ли некрещеные младенцы Царствия Небесного

Нередко можно слышать совершенно ложное мнение о том, что младенцы некрещеные Царства Небесного не наследуют. При этом обычно говорится, что они будут пребывать в каком-то среднем месте, избежав адских мук, но и не достигнув райского блаженства. То есть в неком безвидном, безрадостном царстве теней. Эта теория не имеет ничего общего с учением и преданием св. Православной Церкви. Начать с того, что Православие не знает никакого «среднего места». В Св. Писании сказано только про «муку вечную» для грешников и «жизнь вечную» для праведников. (25:46). Учение же о месте обитания некрещеных младенцев происходит из католичества. Некрещеные младенцы, согласно этому учению, попадают в место, называемоелимб, где они не испытывают мук, но и не наслаждаются присутствием Божиим. Однако современный католицизм уже не придерживается этой концепции.

То, что у католиков появилось учение о лимбе, неудивительно. Ведь католицизм проникнут духом юридизма. Младенцы некрещеные, по западному учению, являются наследниками первородного греха Адама и Евы, он не смыт с них в крещении, и значит, они несут ответственность за грех прародителей, и проклятие за него. Но в Православии первородным грехом называется удобоприклонность ко греху, то есть общая испорченность человеческого естества после грехопадения прародителей, но не какое-то родовое проклятие. Грех, подобно наследственной болезни, вошел в род человеческий. В крещении мы получаем благодать Божию, помощь и оружие для борьбы с грехом, совлекаемся ветхого, падшего человека и облекаемся в нового. Но крещение дается нам, чтобы мы как воины Христовы, боролись с грехом и дьяволом в своей земной жизни, дается как оружие, как средство исправления жизни.

Но младенец, который не вступил еще в мир, не имеет личных грехов (ибо чин отпевания младенческого нигде не содержит прошений о прощении грехов и помиловании), не может быть наказан только за то, что он некрещен. Например, младенцы, убитые во время абортов, тоже не крещены, но они даже не родились, не вошли в этот мир. Неужели они не сподобятся Царства Небесного? Конечно, Господь примет их к себе, ведь их можно назвать даже страстотерпцами, невинно убиенными, как 14 тысяч Вифлеемских младенцев (которые, кстати, тоже были некрещеными). Милосердие Божие, без всякого сомнения, простирается и на некрещеных младенцев.

«А дети - все ангелы Божии суть. Некрещеных, как и всех вне веры сущих, надо предоставить Божию милосердию. Они не пасынки и не падчерицы Богу. Потому Он знает, что и как в отношении к ним учредить. Путей Божиих бездн а» - Свт. Феофан Затворник.

Отрицание спасения для некрещеных младенцев - есть отрицание милосердия Божия.

Господь сотворил человека со свободной волей и даже Всемогущий Бог не может нарушить ее. Человек сам и только сам делает свой выбор: идти ему за Христом или отринуть Его. И это является необходимым условием спасения, то есть личный выбор, вера. «Кто будет веровать и крестится, спасен будет». (16:16).

Младенцы не имеют возможности выбора, и как Господь может наказать их за то, что они еще не могут сделать свой выбор? Но младенцы, и крещеные и некрещеные - дети не только земных родителей, но, в первую очередь, чада Божии и «таковых есть Царство Небесное» (19:14).

(http://pavel-gumerov.ru/book/vechnaya-pamyat/part3/sub4)


прим.:
* если находите ошибки (а они есть) или есть замечания и предложения - буду признателен;

P.S. Решил несколько изменить порядок публикования в ЖЖ - основную 4-ую часть выложу после.

5.3. Участь некрещенных младенцев. Между раем и адом.

В вопросе крещения младенцев, самым больным вопросом является вопрос о посмертной участи некрещеных младенцев. Почему-то последнее время устоялось твердое мнение, что только Св.Августин прямо говорил, что все некрещенные младенцы идут в ад и это его частное мнение, которое Церковь не приняла. И вновь, приходится напоминать, что, как мы видим на протяжении всей этой работы, просто не может быть речи о спасении без крещения, без каких-либо возрастных или других критериев. И теперь, как мы писали в самом начале раздела, настали времена, когда вопрос особо остро стал и нельзя умалчивать о посмертной участи младенцев, дабы не вводить в соблазн. Св.Августин придавал особую важность этому вопросу:


  • · «…недопустимо, чтобы мы оставили этот случай младенцев, просто сказав, что нам неизвестно, переходят ли возрожденные во Христе умершие младенцы в вечное спасение, а невозрожденные — во вторую смерть…»; Св.Августин Аврелий ,

Итак, если отцы однозначно говорят, что без крещения нет спасения, что некрещеные идут в ад (см.§4), то вполне логично, что это касается всех возрастных категорий без исключения и логично то, что младенцы, как минимум, не попадают в рай, ибо это невозможно. С этим согласны даже противники этого, но они уповают на милость Бога. Но, что говорят отцы:


  • · Послание патриархов восточно-кафолической церкви о православной вере (1723 г.): «Веруем, что Святое Крещение, заповеданное Господом и совершаемое во имя Святой Троицы, необходимо. Ибо без него никто не может спастись, как говорит Господь : «Аще кто не родится водою и духом, не может внити в Царствие Божие» (Ин.3:5). Посему оно нужно и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без крещения не могут получить отпущения сего греха. И Господь, показывая сие, сказал без всякого исключения , просто: «Кто не родится...» то есть по пришествии Спасителя Христа все, имеющие войти в Царство Небесное, должны возродиться. Если же младенцы имеют нужду в спасении, то имеют нужду и в крещении. А не возродившиеся и посему не получившие отпущения в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех, и следовательно, не спасаются. Итак, младенцам необходимо нужно крещение. Притом младенцы спасаются, как говорится у Евангелиста Матфея, а не крестившийся не спасается. Следственно, младенцы необходимо должны креститься. И в Деяниях говорится, что крестились все домашние (Деян.16:33), следственно, и младенцы».

Подписанты (цитата из документа): «Святейший нового Рима Константинополя и Вселенский Патриарх Иеремия, Блаженнейший Патриарх града Божия Антиохии Афанасий, Блаженнейший Патриарх Святого града Иерусалима Хрисанф , и о бретающиеся при Нас Преосвященные Архиереи, т. е. Митрополиты, Архиепископы и Епископы, и весь христианский Восточный Православный клир» .


  • · «…одни младенцы, не будучи возрождены, забираются из этой жизни для вечной смерти, а другие, будучи возрождены, — для вечной жизни». Св.Августин Аврелий ,

Митрополит Макарий, как бы выражает все православное понимание по этому вопросу в учебнике по догматике:


  • · «И младенцы не чужды прародительского греха, и не иначе могут очиститься от него и войти в царствие Божие, как только чрез Крещение». Митрополит Московский и Коломенский Макарий ,

На практике, это выражается, к примеру, в том, что в требнике в разделе «Последование крещения и миропомазания», есть сокращенный чин для крещения детей, которые находятся под угрозой смерти (см. п.7: « Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити , страха ради смертнаго » ) .

Также другие косвенные утверждения:


  • · Уже упомянутое нами в §4.2 письмо Св.Киприана, отвечая на вопрос о крещении младенцев: «…сколько это от нас зависит, ни одна душа не должна погибнуть, если это возможно ».Св.Киприан Карфагенский,

Стоит напомнить, что в этом письме, Св.Киприан выражает не просто свое личное мнение, а соборное решение Карфагенской Церкви.


  • · «Если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям, и тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму». Св.Макарий Египетский,

Но благожелательные , не хотят примириться с этим, считая, что это частное мнение отцов, и это противоречит всемилостивому Богу, и что есть другая линия высказываний, поэтому они и допускают, что нет «абсолютной обязательности» крестить младенцев, или более того - не нужно крестить младенцев, а ждать, когда они вырастут и сознательно придут к крещению. К абсолютной обязательности Бог никого не принуждает, но и не абсолютно все спасаются (хотя в наше апостасийное время, пытаются и это опровергнуть). На что же они ссылаются? Обычно на слова Св.Григория Богослова, как самый сильный довод:


  • · «…не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя незапечатлены, однако же и не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда».Св.Григорий Богослов,

Но заметим, что:
1. что святитель не утверждает, а лишь предполагает: «..осмелюсь сказать об этом, что думаю; полагаю же, что согласятся со мной и другие, имеющие ум» ;
2. также он говорит не только о младенцах, но и обо всех «чтящих дар» (крещения), но не принявших его «по какому-то совершенно не зависящему от них стечению обстоятельств» (см.тамже), т.е. следуя логике благожелательных, в рай идут не только младенцы, но и добрые некрещеные, что противоречит всему православному вероучению;
3. святитель вообще не говорит, что они войдут в рай - он говорит ясно: «не прославлены» , т.е. однозначно лишены рая и приобщения Богу, а что радостного уже в том, как быть лишенным Бога и Его Царствия Небесного?

Тот же Св.Григорий Богослов, на вопрос крестить или не крестить младенцев отвечает:


  • · « Непременно, если близится опасность. Ибо лучше без сознания освятиться , нежели умереть незапечатленным и несовершенным. Д оказательством этому служит восьмидневное обрезание, которое в преобразовательном смысле было некоторой печатью и совершалось над неполучившими еще употребления разума, а также помазание порогов, через неодушевленные вещи охраняющее первенцев. О прочих же малолетних мое мнение такое: дождавшись трехлетия, или несколько ранее, или несколько позже, когда дети могут слышать что-нибудь таинственное и отвечать, хотя не понимая совершенно, однако же запечатлевая в уме, должно освящать их души и тела великим таинством совершения. Причина же этому следующая: хотя дети тогда начинают подлежать ответственности за жизнь, когда и разум придет в зрелость, и уразумеют они Таинство (потому что за грехи неведения не взыскивается с них по причине возраста), однако же оградиться им Крещением без сомнения гораздо полезнее, по причине внезапно встречающихся с ними и никакими способами не предотвращаемых опасностей». [Св.Григорий Богослов, там же, 4, С.301-302]

Модернисты обычно ссылаются на эти слова, или обрезывая цитату, или вовсе не приводя слова святителя, а приписывая ему мнение, якобы он был против крещения младенцев, хотя мы видим совершенно противоположное.

Нужно заметить, Св.Григорий Нисский, как и Св.Григорий Богослов также упоминает о трех посмертных участях души, но к категории «не прославленных и не наказанных» относит… отлагающих крещение из неподобающих мотивов и принявших его перед самой смертью (с чего мы и начали весь этот труд), к которым и обращено его слово:


  • · «Как мне кажется, судьба людей в будущей жизни будет троякая, говоря вообще без подразделений. Первый чин - достойных хвалы и праведных; второй — и не удостаиваемых почести и не наказуемых; третий — несущих наказания за грехи свои. Где мы поставим принявших благодеяние крещения пред смертью? Ясно, что в разряд вторых, и это по снисхождению, чтобы и они не лишены были части в человеколюбии, свойственном Богу. Ибо нерадевший о пути преуспеяния в добродетели не свободен от наказания и осуждения, потому что если желание зла подвергает осуждению, то ненавидение добра есть явный признак испорченности?» Св ригорий Нисский ,

Хотя, конечно же, это еще и не означает, что Св.Григорий ограничивается только этой категорией людей.

Но вернемся непосредственно к самой сути высказывания Св.Григория Богослова. Действительно, в православном Предании встречаются редкие изречения о том, что некрещенные младенцы не прославятся (не попадают в Царствие Небесное), но и не будут наказаны (не подвергнуться гееннским мучениям), а также о некотором месте между адом (точнее геенной) и раем:


  • · Синаксарь в субботу мясопустную:

«Подобает знать и то, что крещеные младенцы насладятся райской сладости, а непросвещенные и языческие - не попадут ни в рай, ни в геенну (огненную)».


  • · В видении Григория ученика Св.Василия Нового, некрещеные младенцы называются слепыми и Бог уготовил им отдельные покои:

«Потом Господь повелел отделить от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Господь посмотрел на них, сжалился с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их, что они не постарались просветить их Святым Крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие . <…> — И даровал им Господь малое утешение. Это были некрещеные младенцы. Возрастом все они были одинаковы. Прославили они благость Божию за Его милость и вошли в покой, уготованный им от Господа». Григорий, ученик Василия Нового,

Но нужно отметить, что само житие относится к историческим памятникам компилятивного характера, к тому же самих рукописных текстов весьма много и они между собой разнятся . В любом случае, видим, что в этой версии, Бог весьма грозно осудил родителей , которые не крестили детей , самих детей в Царствие Небесное не пустил, но и от мучений избавил, и повелел «даровать им место покойное на полудне, Западе, и несколько причастное наслаждению вечной жизни, но чтобы они не видели лице Божие» (см.тамже).


  • · В прологе за 12 августа (по ст.стилю) упоминается то самое место между геенной и раем - у патриарха Германа произошел спор с епископами об участи одного милостивого богача, который раздавал милостыню бедным, но жил в блуде, и было видение одному затворнику:

«… я увидел некоторое место, с правой стороны которого был рай, исполненный неизреченных благ, а с левой огненное озеро, из которого пламень восходил до облаков. Между же раем и среди страшного пламени стоял привязанным умерший муж и громко стонал, взирая же к раю, горько рыдал . И подошел к нему светоносный Ангел и сказал: "что напрасно стонешь? Вот, ради твоей милостыни, ты от муки избавлен; а за то, что не оставил своего беззакония до смерти, лишен ты рая блаженного". Слыша это, патриарх и бывшие с ним,одержимые страхом , сказали: "правду говорил Апостол: "бегайте блуда. И что теперь скажут говорившие: "если мы и блуд творим, но зато милостынею своей будем избавлены от наказания за него?" Вот и умершему нужно было и милостыню творить, и чистоту соблюсти, без которой никто не узрит Бога. Никакой пользы не приносит дающему серебро, подаваемое им нечистою рукою и с душою нераскаянною». Плюснин , А. И.,

Как видим, это видение ввергло в страх Патриарха и епископов, т.к. нет никакой пользы таким, которые попадают в это место, и хотя душа не подвергается мучению, но уже быть лишенным Царствия Небесное, для человека тяжелая участь.

Так, где же тогда это место «между адом и раем», если само Писание об этом ничего не говорит, и Православная Церковь учит только об аде и рае, Св.Исаак Сирин пишет:


  • · «<…> разумею же одну степень горнюю, другую дольнюю, посреди же их разнообразие в разности воздаяний. Если же это справедливо (как и действительно справедливо), что несмысленнее или неразумнее такой речи: "Довольно для меня избежать геенны, о том же, чтоб войти в Царство, не забочусь"? Ибо избежать геенны и значит это самое - войти в Царство; равно как лишиться Царства - значит войти в геенну. Писание не указало нам трех стран, но что говорит? Егда приидет Сын человеческий в славе С воей... и поставит овцы одесную Себе, а козлища ощуюю (Мф.25:31,33.). Не три наименовал сонма, но два - один одесную, другой ошуюю . И разделил пределы различных обителей их, сказав: И идут сии, то есть грешники, в муку вечную, праведницы же в живот вечный (Мф.25:46); просветятся яко солнце (Мф.13:43). И еще: ...от восток и запад приидут и возлягут на лоне Авраамовом в Царствии Небеснем : сынове же царствия изгнани будут во тму кромешную , где плач и скрежет зубом (Мф.8:11,12), что страшнее всякого огня. Не уразумел ли ты из сего, что состояние, противоположное горней степени, и есть самая мучительная геенна Св.Исаак Сирин,

Также Св.Симеон Новый Богослов говорит о том, что все обители находятся в одном чертоге:


  • · «Отделенные же от Божественного Тела, то есть от Церкви и лика избранных, скажи, куда они пойдут? в какое царство? в каком месте, скажи, они надеются вселиться? Ибо рай, конечно, и лоно Авраамово, и всякое место упокоения принадлежит спасающимся. А спасающиеся, конечно, есть святые, как свидетельствует и учит все Божественное Писание. Ибо многи обители, но внутри чертога (Ин. 14, 2). Подобно тому ведь как одно небо и на нем звезды, различающиеся друг от друга честью и славой, так существует и один Чертог и одно Царство. Но и рай ведь, и Град Святой, и всякое место упокоения есть один Бог. Ибо как в этой жизни человек, если он не пребывает в Боге и Бог в нем, не имеет покоя, так и после смерти вне Его одного, полагаю, не будет ни упокоения, ни места, совершенно свободного от печали, воздыхания и скорби». Св имеон Новый Богослов,

Цитируемый нами выше протоиерей Георгий Городенцев в той же работе протоиерей Георгий Городенцев , , считает, что они попадают в единственно возможное место - на Авраамово лоно (Лук.16:22), которое, в свою очередь, находится в аду. Но, возможно, это несколько поспешно. Признаемся, что до написания этой работы, мы тоже думали, что Авраамово лоно находится в аду (общепринятая точка зрения), место, где праведники не подвергались мучениям в ожидания прихода Спасителя. Но в процессе исследования высказываний Св.Отцов, в которых упоминается Авраамово лона, мы пришли к несколько иным выводам. Может Авраамово лоно до Крестной Смерти Иисуса Христа и находилось в аду , то после того, как Господь разрушил врата ада и вытащил всех праведников и уповающих на Бога в надежде воскресения, Авраамово лоно, в понимании отцов, находится, никак иначе, как в Царствие Небесном (как одна из степеней блаженства) (см. цитаты выше Св.Исаака и Св.Симеона) или даже есть само Царствие Небесное.


  • · «…лоно Авраамово есть страна живых, жилище вечно веселящихся, обилие вечных благ». Омилия 44. Св.Григорий Палама ,

Думаем, эту «трансформацию» Авраамово лона, можно как-то осмыслить, если принять поучения преподобной Макрины в ее беседе с ее братом Св.Григорием Нисским, о том, что ад и рай, это состояние души человека:


  • · «…кажется мне, и благое состояние души, в каком слово Божие упокоевает подвижника терпения, названо лоном Авраамовым». Св.Григорий Нисский ,

А когда Сам Христос сошел в ад, Авраамовом лоно преобразилось, т.е., встретившись с Самим Богом, души праведников перешли в другое горнее состояние, удостоившись лицезрения Самого Христа, Его света, как и Моисей на Сионе, когда его покрыла рука Бога (Исх.33:22), а это по сути и есть, как сказано в катехизисе Св.Филарета Московского, предначинание блаженства:


  • · «372. В ЧЕМ СОСТОИТ ПРЕДНАЧИНАНИЕ БЛАЖЕНСТВА?

  • Предначинание блаженства соединено с лицезрением Самого Иисуса Христа. В большей степени оно свойственно святым, как это даёт понять апостол Павел: Имею желание разрешиться и быть со Христом (Флп. 1:23)». Св.Филарет Московский,

Но это лишь наше, сугубо личное, предположение.

В любом случае, если, как многие считают, что некрещенные идут на Авраамово лоно (место, где они не терпят мучений, но и не прославляются), то значит они, тем самым, попадают в Царствие Небесное, что противоречит православному пониманию об участи некрещенных и о самом Царствии Небесном, как о месте блаженстве прославленных. На Авраамово лоно, Православная Церковь сопровождает именно души крещеных детей, согласно чину погребения младенцев:


  • · «10) Вместо разрешительной молитвы, положенной при отпевании возрастных, священник читает следующую молитву:

  • Храняй младенцы, Господи, в нынешнем житии, в будущем же веце уготовавый им пространство, Авраамово лоно и по чистоте Ангельская светообразная места, в нихже водворяются праведных дуси ! Ты Сам, Владыко Христе, душу раба Твоего младенца (имярек) приими с миром. Ты бо рекл еси: оставите дети прийти ко Мне, таковых бо есть Царство Небесное. Тебе бо подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».

Опять же, согласно молитве - Авраамово лоно, это место, где собираются именно праведные души. Поэтому, если души некрещеных младенцев и спускаются в ад, то только не на Авраамово лоно. Правда, опять же, мы сталкиваемся с тем, что ад будет брошен в геенну огненную («озеро огненное» (Откр.20:14)), а это в нашем сознании самые страшные мучения, но святые говорят, что там тоже есть уровни с малым наказаниями:


  • · « Не нужно удивляться, что все не записанные в книге жизни будут брошены в озеро огненное, потому что как многи обители у Бога и Отца для спасаемых, так же многоразличны способы и места мучений, которые получат не удостоившиеся написания в книге жизни, а именно: одни будут самые жестокие, а другие — более умеренные». Св.Андрей Кесарийский,

  • · «Одни в мiре убийцы, другие любодеи, иные хищники, а некоторые также раздают имение свое нищим. Господь взирает на тех и на других, и делающим добро дает упокоение и награду, есть меры избыточествующие и есть меры малые, в самом свете и в самой славе есть разность. В самой геенне и в наказании есть отравители, и разбойники, и другие, прегрешившие в малом. А которые утверждают, что одно царство, одна геенна и степеней нет, те говорят худо. Сколько ныне м i рских людей, которые преданы зрелищам и прочим бесчинствам? И сколько еще таких, которые молятся и боятся Бога? Бог взирает на тех и на других, и как праведный Судья уготовляет одним упокоение, другим - наказание». Св.Макарий Египетский,

Конечно, многим такая «несправедливая» участь некрещеных младенцев так и остается непонятной и не приемлется, и Св.Августин, который более всех отцов уделил этому вопросу пристальное внимание, объясняет:


  • · «46. Не напрасно также говорится, что младенцы ответственны за грехи предков, не только первых людей, но и своих, от которых сами родились. То Божеское из речение «...за вину отцов наказывающий детей» (Втор. V,9) имеет в виду, конечно, их наказание прежде, чем они через возрождение начинают принадлежать к Новому Завету. Об этом Завете пророчествовалось, когда говорилось через Иезекииля, что дети не получат грехов отцов своих и что в Израиле не будет более той притчи: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскоми на» (Иезек. XVIII, 2). Для того каждый и возрождается (прим.: т.е. крестится), чтобы освободиться от всего греховного, с чем рождается. Ибо грехи, совершаемые худой жизнью могут быть заглажены раскаянием, как, мы видим, бывает даже после крещения. И не почему-либо иному установлено возрождение, как потому, что порочно рождение; и до того порочно, что даже рожденный в законном браке говорит: «я в беззаконие зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. L, 7). И не сказал: «в беззаконии» , или: « во грехе» , хотя и это было бы правильно, но предпочел сказать: «в беззаконии и во грехах». Потому что и тот один грех, который перешел на всех людей и настолько велик, что им извращается и необходимо подвергается смерти человеческая природа, и другие грехи родителей связали бы детей ответственностью, если бы не приходили на помощь дарованная благодать и Божие милосердие ». Св.Августин Аврелий ,

Но опять же, возникает тогда другой резонный вопрос - почему Бог одним младенцам позволяет креститься, а у других забирает жизнь, не удостаивая этого дара, на это честно скажем - не знаем, и не дерзаем вникать.


  • · «…сокрыта и человеческому, моему по крайней мере, разумению совершенно недоступна причина, для чего рождается младенец, сейчас или вскоре имеющий умереть… »Св.Августин Аврелий ,

  • «А по какой причине одним дается (прим.: возможность креститься), а другим нет: Кто познал ум Господень? (Рим 11:34) Кто способен постичь непостижимое? Кто может исследовать неисследимое?» Св.Августин Аврелий ,

Для полного ознакомления по вопросу исследования текстов жития Св.Василия Нового, ссылаем к монографии, докторской диссертации уроженца г.Кишинева, профессора Сергея Г.Вилинского (1876—1950) «Житие св. Василия Нового в русской литературе»;

Точно такую же цитату мы находим у Св.Ефрема Сирина в труде «О блаженных обителях», точнее весь трактат полностью входит в 58-ое слово Св.Исаака Сирина. На момент написания работы, нам не известны основательные исследования по данной проблеме и точной атрибуции текста, но есть все основания считать, что авторство принадлежит, действительно, Св.Исааку, а не Св.Ефрему.

Хотя и в этом контексте у отцов нет согласия, если прямо об этом утверждали Св.Ипполит Римский («Слове против эллинов»), блаженный Иероним Стридонский (Письмо 56. К Илиодору) и др., то блаженный Августин прямо противился этой идее, а блаженный Феофилакт, считал рассказ о Лазаре, лишь притчей, «ибо не настало еще время ни праведным наследовать блага, ни грешным противное »;

В этой работе мы не рассматриваем другой сопутствующий крещению серьезный вопрос об обязательной катехизации родителей и восприемников;

(с) Александр Дрэничеру

mashenka_sench , ashuutanord и slon357 обсуждение,куда попадают некрещёные младенцы после смерти(и вообще некрещёные).Хотел бы выразить учение Церкви об этом (как я вижу) у себя в блоге.

1. В докладе на епархиальном собрании Москвы 2003 г. Святейший Патриарх Алексий II отметил: «В последнее время все более получает распространение почитание святого мученика Уара. В честь его строятся часовни*, пишутся иконы. Из его жития следует, что он имел особую благодать от Бога молиться за некрещеных умерших людей. Во времена воинствующего атеизма в нашей стране много людей выросло и умерло некрещеными, и их верующие родственники хотят молиться об их упокоении. Такая частная молитва никогда не запрещалась. Но в церковной молитве, за богослужением, мы поминаем лишь чад Церкви, приобщившихся к ней через Таинство Святого Крещения.

Некоторые настоятели, руководствуясь меркантильными соображениями, совершают церковное поминовение людей некрещеных, принимая массу записок и пожертвований на такое поминовение и уверяя людей, что такое поминовение равносильно Таинству Святого Крещения. У людей малоцерковных создается впечатление, что не обязательно принимать Святое Крещение или быть членом Церкви, достаточно лишь молиться мученику Уару. Такое отношение к почитанию святого мученика Уара недопустимо и противоречит нашему церковному вероучению » [Журнал Московской Патриархии. 2004. № 2., с. 23-24]

2. Господь Иисус Христос сказал в беседе с учителем еврейского народа Никодимом - "Истинно,истинного говорю тебе,если кто не родиться от воды и Духа,не может внити в Царство Божие"(Еванг.Иоанна,3 гл.) - т.е. без крещения нет спасения.

3. 124-е Правило Карфагенского Собора (418 г.) :

"Кто отвергает нужду Крещения малых, новорожденных от матерней утробы детей, или говорит, что, хотя они и крещаются во отпущение грехов, но от прародительского Адамова греха ничего не заимствуют, что надлежало бы омыть баней пакибытия, тот да будет анафема... И младенцы, никаких грехов сами собою соделати еще не могущие, крещаются истинно во отпущение грехов, да через пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения".

127 правило этого же Собора: «если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, - таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить (Ин. 15:5)»

3.1. Чинопоследование Недели Православия, провозглашаемое в Церквах говорит так: Анафема 5) Не принимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом — Анафема!

3.2. Послание Восточных патриархов. (Авторитетная символическая книга Православия)
«сие таинство (Крещение) уничтожает все грехи: в младенцах первородный, а в возрастных и первородный и произвольный». (Ответ на вопрос 103).не получившие отпущение в прародительском грехе необходимо подлежат вечному наказанию за сей грех и, следовательно, не спасаются,

3.3.Символ веры.
"Исповедую едино крещение во оставление грехов.."

4. Свт. Амвросий Медиоланский.
«Никто не входит в Царство небесное иначе, как только через таинство Крещения».

5.Свт.Кирилл Иерусалимский "Оглашения поучительные и тайноводственные "
"Кто не принимает крещения, тот спасения не имеет, кроме только мучеников, которые и без воды получают Царство Небесное. Ибо Спаситель, искупляя вселенную Крестом и будучи пронзен в ребро, извел из него кровь и воду, чтобы одни во времена мира крестились водой, другие во время гонений крестились собственной кровью."

6. Старец Паисий Святогорец.
"Однажды ночью по произволению Божию мне довелось пережить страшное видение. После этого я понял, что такое аборты! Была ночь на вторник Светлой Седмицы. Как обычно, я зажёг две свечи и поставил их в две консервные баночки. Обычно эти свечи горят и в то время, когда я сплю. Я ставлю их за тех, кто страдает душевно и телесно — я отношу к ним и живых, и усопших. И вот в двенадцать часов ночи, творя Иисусову молитву, я увидел большое, огороженное каменной изгородью поле. Поле было засеяно пшеницей, всходы едва-едва начали подрастать. Стоя за изгородью, я зажигал свечи за усопших и ставил их на каменную стену. Слева виднелась безводная, бесплодная местность — одни скалы и каменистые обрывы. Эта местность не переставая тряслась от сильного гула, в который сливались тысячи душераздирающих, разрывающих сердце криков. Даже самый чёрствый человек, услышав это, не мог бы остаться равнодушным. Страдая от этих криков и не понимая, что происходит, я услышал голос, говорящий мне: «Поле, засеянное ещё не начавшей колоситься пшеницей, — это усыпальница душ умерших, которые воскреснут. В месте, сотрясающемся и дрожащем от душераздирающих криков, находятся души детей, убитых абортами». Пережив такое, я уже не мог прийти в себя от той великой боли, которую испытал за души этих детей. И лечь отдыхать тоже не мог, несмотря на то что очень устал.
Старец Паисий Святогорец (1924-1994)

7. Кинот горы Афон.
"Послание священного кинота Афонской горы об участи некрещеных младенцев" от 1999 г. в ответ на запрос миссионерского отдела Грузинской Патриархии. Это послание было подписано настоятелями всех монастырей Афонской горы и представлено Константинопольскому патриарху Варфоломею, который подтвердил его своей подписью.
Послание состоит из трех частей: 1) богословского анализа этого вопроса; 2) свидетельства Священного Писания, Святых Отцов и примеры из патериков; 3) заключительная часть, где утверждается, что без Таинства Крещения спасение ни для кого невозможно

8.Мытарства блаженной Феодоры.
И после этих отделил Господь от левой стороны слепых, но ходивших по мановению Божию. На них не было ни печати зла, ни печати добра. Посмотрел Господь на них и сжалился над ними с кротостию. На родителей же их грозное обратил внимание, осуждая их за то, что не просветили их святым крещением. И повелел Господь святым Своим Ангелам даровать им покойное место на западе и несколько причастное наслаждению вечному, но так, чтобы они не видели лица Господня.Они же всегласно прославили Бога: «Владыко, Господи, благословен Ты и благ и милосерд, потому что, как Господь жизни и смерти, лишил нас временной жизни неисповедимыми Твоими судьбами; но одного у Тебя просим: помилуй нас, Господи!» И Господь даровал им малое утешение"

9.Свт.Григорий Богослов "Слово на крещение".
«Последние (т.е. не сподобившиеся крещения по малолетству) не будут у праведного Судии ни прославлены, ни наказаны, потому что, хотя не запечатлены, однако же не худы, и больше сами потерпели, нежели сделали вреда. Ибо не всякий недостойный наказания, достоин уже и чести; равно как не всякий, недостойный чести, достоин уже и наказания» (Сл. на св Крещ., — ч.3, стр.242-243, изд. 1889г.
________________________________________ _________________________

Какие же аргументы приводят сторонники спасения некрещёных?
Они приводят слова свт.Марка Эфесского в речи об очистительном огне,слова св.Силуана Афонского, Арсения Афонского, и проч. но нигде я не заметил в словах этих авторитетных в Церкви людей,что некрещёные попадут прямо в рай.

Там говориться об утешении, избавлении от муки,но не более того.Поправьте меня,если я ошибаюсь.

Великий апостол Петр сказал: “Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему” о праведниках, живших прежде воплощения Христа..Господь говорит в Святом Евангелии, что тот, кто не родится от воды и Духа во имя Отца и Сына и Святого Духа, не может спастись, даже если будет праведнее всех людей. Это засвидетельствовал и апостол Петр, крестив праведного Корнилия, о котором Бог объявил апостолу…
[ Иосиф Волоцкий, преподобный . Просветитель. 5].

По сей причине пришло иное рождение, или возрождение, которое возрождает человека чрез святое Крещение Духом Святым, опять воссоединяет его с божеским естеством... и таким образом вводит его в Царство Божие, в которое не может войти некрещеный.. Так каждый крещаемый опять соделывается таким, как был Адам до преступления, и, введен бывая в мысленный рай, приемлет заповедь делати его и хранити: делати исполнением заповедей Иисуса Христа..

( Преподобный Симеон Новый Богослов
Слово тридцать седьмое)

Невозможно, чтобы я, не крестившись, получил спасение. И еще, если я скажу, что могу не дышать и жить, - это ложь, ибо дышать необходимо, без этого невозможно жить.
( Прп. Феодор Студит. Послание 39(98). К Афанасию, сыну)

Итак, как без Крещения никому невозможно жить духовной жизнью и спастись, так невозможно нокому жить и без Божественного Причащения.
( Св. Никодим Святогорец. Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Св. Христовых Таин. Глава 1)

Полное собрание и описание: молитва не крещеных детей для духовной жизни верующего человека.

Православная церковь призывает всех верующих христиан к постоянной молитве. Конечно же, чаще всего мы молимся за близких нам людей, родственников, друзей. Но бывают ситуации, когда человек, нуждающийся в молитвенной помощи, не был крещен в православной церкви. Какой тогда должна быть молитва за некрещенных живых и усопших?

Важность Таинства крещения для человека

Крещение является одним из семи Таинств церкви, и его без преувеличения можно назвать основополагающим. Духовная жизнь православного христианина невозможна, если он рано или поздно не принял церковное крещение. Почему же оно так важно для человека и что оно дает?

Прежде всего, крещение соделывает человека полноправным членом Церкви Христовой. Принимая Таинство, человек исповедует веру в распятого Иисуса Христа и показывает свое намерение по жизни следовать за Ним. Кроме того, в этом Таинстве с человека смывается печать первородного греха, которая присуща каждому из нас.

Сам обряд крещения водой восходит своими истоками еще к Евангельским временам. Так, Предтеча Господень Иоанн крестил народ в реке Иордан. Там же принял Таинство и Сам Господь Наш Иисус Христос во время своей земной жизни.

Таким образом можно сказать, что принимая данное Таинство, человек становится открытым к Божьей благодати и может смело идти за Христом в полноте церковной жизни.

Особенности молитвы за некрещенных живых людей

В случае если человек по каким-либо причинам не принимает Таинства крещения, он не может быть полноправным членом церкви. Выражается это, прежде всего, в возможности участвовать в Божественной Литургии.

Интересно! Некоторое время назад некрещенные люди не могли входить в храм дальше притвора, а также должны были покинуть Богослужение в определенной его части.

На сегодняшний день такое строгое ограничение снято, но все же некрещенный человек не может участвовать в богослужении как равный.

Главной особенностью молитвы за некрещенных людей является то, что их нельзя поминать на Божественной Литургии.

Священник в алтаре приносит бескровную жертву, символически обозначающую жертву Иисуса Христа. В это время из просфор вынимаются частички за каждое имя, поданное на поминовение. Эти частички далее отправляются в Чашу и становятся великой святыней - Телом Христовым.

Если же человек сознательно избегает крещения, то Христова жертва за него становится бессмысленной. Именно поэтому для участия в Таинстве Причастия, да и вообще в полноте Литургии необходимо крестится в церкви.

Но что делать, если некрещенным оказывается близкий нам человек, судьба которого небезразлична? Поминать в храме его нельзя, но нет никаких препятствий для сугубой личной молитвы. Дома, перед домашним иконостасом, мы можем молиться о всех близких нам людях, даже если они не были крещены.

Молитва за некрещенных младенцев

Свои особенности имеет и молитва за деток, которые совсем недавно родились и их еще не успели окрестить. Существует традиция крестить детей после 40 дня с момента рождения, однако на самом деле малыш может быть окрещен сразу же, как только появится на свет Божий. Так, если у мамы были тяжелые роды и ребенку угрожает опасность - очень желательно как можно скорее малыша крестить. Во многие родильные дома и детские больницы можно беспрепятственно пригласить священника, а кое-где есть даже действующие храмы на территории лечебного заведения.

Если же семья принимает решение крестить малыша позже, то все время до совершения Таинства о ребенке молятся в тесной связи с матерью. Считается, что в это время у мамы и малыша один на двоих Ангел-Хранитель, и только лишь после Крещения у ребеночка появляется свой собственный.

О таких детках можно молится и в храме, но только в записочке указывается не отдельное имя малыша, а имя мамы с припиской «со чадом». К примеру, если маму зовут Мария, то записочку следует подавать так: «О здравии рабы Божьей Марии со чадом». После Крещения можно в записочку писать уже имя самого ребенка с припиской «младенец».

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их в страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Матерь Божия, введи меня во образ Твоего небеснаго материнства. Уврачуй душевные и телесные раны чад моих (имена), моими грехами нанесенные. Вручаю дитя мое всецело Господу моему Иисусу Христу и Твоему, Пречистая, небесному покровительству. Аминь.

Молитва за некрещенных усопших

Любому православному христианину тяжело осознавать, что кто-то из близких людей умер, так и не став полноправным членом Церкви Христовой. Впадать в уныние не стоит, Промысел Божий есть и о таких людях. Но искренняя сердечная молитва поможет душе умершего человека, даже если тот не успел глубоко познать Бога.

Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя.

Важно! Как и в случае с еще живущими людьми, в храме на поминовение подавать записочки с именами некрещенных людей нельзя.

Причина та же - человек за свою жизнь по той или иной причине не успел войти в Церковь Божию. Тем важнее для такой души, чтобы был человек, который в своей личной домашней молитве поминал умершего. Ведь за крещенных людей на каждой литургии молится вся Церковь, а за некрещенных молятся только те, кто берет на себя это бремя в личном делании.

Какие именно молитвы читать за некрещенных умерших

В православном богослужении есть специальная служба - панихида - во время которой поминаются все от века почившие православные христиане. Подавать записочки можно только о тех, кто в свою жизнь успел прийти к Богу и Его Святой Церкви. Однако это не значит, что всех остальных нужно оставить без молитвенного поминовения.

Чаще всего за упокой душ некрещенных людей молятся мученику Уару. Есть специально составленный канон этому святому, который жил в ІІІ веке и всю свою жизнь вымаливал тех несчастных, которые остались вне покрова Церкви Христовой. И по сей день искреннее обращение к этому подвижнику приносит большое облегчение душам по смерти.

Воинством святых страстотерпец страждущие законне, зря онех, показал еси мужески крепость свою. И устремився на страсть волею, и умрети вожделе за Христа, Иже приял еси почесть победы твоего страдания, Уаре, моли спастися душам нашим.

Христу последуя, мучениче Уаре, Того испив чашу, и венцем мучения увязеся, и со Ангелы ликовствуеши, моли непрестанно за души наша

О, святым мучениче Уаре досточудный, ревностию по Владыце Христу разжигаемь, Небеснаго Царя пред мучителем исповедал еси, и о Нем усердно пострадал еси, и ныне предстоиши Ему со ангелы, и в вышних ликуеши, и зриши ясно Святую Троицу, и светом Безначальнаго Сияния наслаждаешися, воспомяни и наших сродников томление, умерших в нечестии, приими наше прошение, и якоже Клеопатрин род неверный молитвами твоими от вечных мук свободил еси, тако воспомяни елицы противобожне погребенныя, умершия некрещенными, потщися испросити оным от вечныя тьмы избавление, да вси едиными усты и единем сердцем восхвалим Премилосерднаго Творца во веки веков. Аминь.

Отдельно за мертворожденных или некрещенных младенцев можно помолится молитвой митрополита Новгородского Григоиря или же иеромонаха Арсения Афонского. Если в семье случилась такая беда, и умер ребенок до принятия Таинства Крещения, то особая молитвенная поддержка нужна как его душе, так и родителям и семье. В молитве и уповании на Божий Промысел о каждом человеке будет легче пережить потерю и горе.

Помяни, Человеколюбче Господи, души oтшeдшиx раб Твоих младенцев, кои во утробе православных матерей умерли нечаянно от неведомых действий или от трудного рождения, или от некоей неосторожности, и потому не приняли святого таинства Крещения! Окрести их, Господи, в море щедрот Твоих и спаси неизреченной Твоею благостию.

Следует помнить, что молитва - это всегда труд. А личная молитва без поддержки церкви - труд особый. Поэтому если мы беремся за вымаливание близких нам некрещенных людей - надо быть готовым к различным искушениям и препятствиям на этом пути. И только с Божьей помощью и смирением можно преодолеть этот путь.

Молитва за некрещеного ребенка и младенца

Церковь молится о некрещеных младенцах, в том числе не родившихся. Грустно осознавать, что даже сегодня проблема детской смертности не решена. Детки умирают, будучи еще во чреве матери, или в таком возрасте, когда родители не успели их окрестить. Также церковнослужители отмечают возможность молиться о здравии живых малышей.

Как правильно молиться за некрещеных младенцев, единого алгоритма нет. Не возбраняется вознести молитву и в храме, хотя, как правило, священнослужители рекомендуют за всех некрещёных молиться у домашнего алтаря.

Каждая вознесенная мольба будет услышана Господом. Бесспорно, он любит людей, независимо от того, какого цвета наша кожа, либо каково название вероисповедания. Матери стараются возносить молитвы за некрещеных младенцев о здоровье их, дабы детки всегда оставались под защитой божией, ведь они слабы и нуждаются в покровительстве.

Сила материнской молитвы отличается мощным воздействием.

Мать настолько любит ребенка, что слова обязательно будут услышаны. Молитва за умершего некрещеного ребенка важна каждой маме, ведь так она оказывает посильную помощь малышу, с которым не успела даже толком познакомиться. Она продолжает любить его, пребывая во скорби о жизни его.

Молебен помогает обрести моральное спокойствие за небесную жизнь малыша, понимание, что он будет в раю, среди ангелов. Возможно, именно это лучший исход для маленького, нежели пребывать в мучениях бренной жизни земной, особенно, если ребёночек родился с пороками в развитии или смертельным заболеванием.

Какие существуют молитвы о некрещеных детях?

Существует множество способов, как молиться за некрещеных младенцев. Ниже представлена информация о наиболее популярных молебнах, какие смогут даровать возможность предоставить сильный оберег от любых несчастий, могущих случиться с ребенком. К примеру, существует множество молитв за детей, которые не увидели этот мир:

  • За некрещеных младенцев, умерших в утробе матери;
  • За некрещеных младенцев;
  • За некрещеных младенцев (иеромонаха Афанасия Афонского).

Все они возносятся Господу о помощи некрещеным младенцам, умерших, будучи во чреве матери. Душа младенца свята, ибо, не прожив земной жизни, ушла в небесную. Также существуют молитвы о здравии живых некрещеных малышей. Они произносятся либо своими словами, либо обращены к Богородице.

Теперь Вы знаете, как молиться за некрещеных детей, однако, следует учесть следующие нюансы, описанные далее.

Вы должны полностью уверовать

Церковь считает, что читать молитву за некрещеных детей возможно как в Храме Божьем, так и в домашних условиях. Главным условием молитвы является вера. Уверуйте всем сердцем, что Ваше дитя теперь вместе с Господом, под его защитой.

Искренняя вера поможет не только лишь душе малыша, но и Вам. Если малыш жив, но болен, а окрестить его возможности нет, можно подать записку о здравии, записав: «(имя матери) с чадом».

Молиться нужно на протяжении сорока дней. Утром, днем, вечером - можно хоть каждую минуту просить Господа о помощи ребенку. Исключите любые отвлекающие факторы, останьтесь наедине и полностью сосредоточьтесь на молитве. Произносить её важно вслух. Каждое слово, сказанное Вами, дойдет до слуха Бога.

Даже многие ученые признают силу молитвенного слова. Согласно распространенной теории, молитвы, существующие на протяжении веков, содержат в тексте уникальное сочетание звуков, особым способом оказывающим на человека. Потому молитвы лечат, даруют любовь и помогают решить любую проблему, ведь эмоционально позволяют настроиться на нужный лад.

Существует другая теория, церковная, согласно которой дети умирают не просто так.

Смерть ребенка является виной родителей, которые вели неправедную жизнь. Теперь небеса посылают страшную расплату матери, отбирая у нее дитя. Хотя эта теория спорная, ибо наверняка каждый вспомнит с десяток примеров, когда в неблагополучных семьях, у пьющих и неоднократно преступавших закон сожителей почти каждый год рождается по ребёнку, а при этом у их добропорядочных соседей, верующих христиан, никому не чинивших зла, детей нет.

Впрочем, отбрасывать её совсем нельзя. Задумайтесь над тем, что делаете, либо сделали не так в этой жизни. Кроме того, подобный исход событий возможен, если Вы прибегали к черной магии.

О некрещенных так же молятся:

Молитвы о некрещенных детях: комментарии

Комментариев - 2,

Мне кажется, вне зависимости от того, крещеный человек или нет, он/она всегда могут обратиться к силе молитв, они помогают всем, главное - иметь чистые помыслы и верить, что Господь не оставит в трудную минуту, наставит на правильный путь. Буду читать молитву Пресвятой Богородице, чтобы она всегда оберегала моих детей, я часто к ней обращаюсь и верю, что она помогает.

МОЖНО ЛИ ПОДАВАТЬ В ЗАПИСКЕ О ЗДРАВИИ НЕ КРЕЩЕННЫХ ДЕТЕЙ 2.4 ГОДА И 8 ЛЕТ?

Молитва о некрещеных усопших

Большая трагедия, если человек умирает, не будучи крещенным. Этого уже не исправить. И по церковным законам отпевать его в храме, поминать на Литургии - нельзя. Но всегда у близких остается право личной молитвы о некрещеных умерших. Как же это лучше делать?

Что происходит после смерти

Если человек совсем отвергался Господа при жизни, молиться за него слишком усердно не надо. Бывали случаи, когда покойники являлись и просили не молиться за них. В любом случае, поговорите со священником, он посоветует, что делать в конкретной ситуации. Но бывает так, что люди с уважением относятся к вере, проявляют желание креститься, просто не успевают этого сделать. Тогда молиться можно и нужно.

Каждая душа после смерти идет на частный суд, который состоится на 40-й день после смерти. Считается, что молитвы о некрещеных умерших помогают душе покойного проходить воздушные мытарства и способы даже облегчить его участь. В самый день смерти можно:

  • прочесть 17 кафизму - псалмы и необходимые молитвы об упокоении;
  • на кладбище совершить мирской чин литии;
  • поставить свечу в храме и помолиться.

Заказать панихиду и церковное поминание нельзя. Это делается потому, что человек сам при жизни не выражал желания принадлежать к Церкви, отвергался Бога.

Какие еще молитвы можно читать

Существует почитание мученика Уара, который якобы обладал благодатью молиться за некрещеных. Ему составлена даже служба, только она неканоническая, т. е. официально церковью не признается. Церковная молитва о некрещеных усопших хотя некоторыми священниками сейчас допускается (за вознаграждение), нарушает все каноны. Читать или нет канон за умерших мученику Уару - это личное дело каждого.

Святые отцы также советуют подавать милостыню за тех, кто умер без покаяния, не приняв Христа.

Если умер младенец

Великое горе - потеря маленького ребенка. Но Святая церковь верит, что все младенцы оказываются в раю. Об этом написано в Евангелии. Молитва о некрещеных младенцах совершается также частным порядком, как и о других людях, не ставших членами Церкви. Дети, хотя и не имеют сознательных плохих поступков, все же несут на себе печать первородного греха Адама и Евы. Вот почему Церковь считает необходимым крестить маленьких детей.

  • Молитва об усопших родственниках
  • Молитва детей об усопших родителях за упокой души - здесь
  • Молитва перед чтением Евангелие - https://bogolub.info/molitva-pered-chteniem-evangeliya/

Может показаться несправедливым, что дитя не познало жизни. Но ведь нам неизвестно, как сложилась бы его судьба. Считается, что Господь забирает к Себе, чтобы уберечь человека от более страшной беды, это касается и детей. Надо верить в благость Божию, не отчаиваться и благодарить за все, хотя это бывает и сложно.

Молитва Льва Оптинского об умерших некрещенными

«Помилуй, Господи, душу раба Твоего (имя), отшедшего в жизнь вечную без Святаго Крещения. Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет святая воля Твоя».

Хорошо молиться Матери Божией, прочитывая по четкам «Богородице Дево, радуйся…» (сколько позволяют силы: от 30 до 150 раз в день). В начале и в конце этого правила надо просить Богородицу помочь душе умершего.

Всех нас страшит смертный час и посмертная участь, ведь все мы грешны и сознаем свою греховную природу. Но каков удел невинных младенцев, которые даже не смогли принять Таинство Крещения в силу различных трагических причин? Статья посвящена размышлению на эту тему, в ней обобщены взгляды святых отцов Церкви на этот вопрос.

"Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное" (Мф. 19:14)

"Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам…" (Мф. 28:19), – говорит Господь, указывая на необходимость принятия Святого Крещения всем, кто уверовал во Христа и собирается провести всю свою оставшуюся жизнь в соблюдении Его заповедей. Здесь сложного или спорного ничего нет и быть никак не может.

Но в жизни бывают разные трагические ситуации. Как быть с теми младенцами, которые не появились на свет в силу каких-либо причин (например, аборт, выкидыш или так называемая "замершая беременность", когда сердце младенца внезапно останавливается, хотя ничто этого и не предвещало), или в случаях, когда после рождения родители не успели их принести в храм или вызвать священника для совершения Таинства Крещения? Нам неизвестно, почему младенцы, которые не были умерщвлены родителями через аборт (осознанное убийство), вдруг умирают – этот вопрос лежит в области Промысла Божия. Помимо вопроса о посмертном пребывании некрещеных детей встает проблема о молитве за них. Эти вопросы достаточно серьезные, и, к сожалению, некоторые осмеливаются решать их категорично и жестоко, даже не разобравшись, тем самым причиняя боль родителям и возмущая остальных людей. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе и выяснить, что нам об этом говорит Православная Церковь.

***

Читайте также по теме:

  • Как искупить грех аборта? - иерей Максим Обухов
  • Я сделала аборт... - Православие и мир

***

В Мясопустную субботу, когда совершается заупокойное богослужение за всех усопших православных христиан, после шестой песни канона читается Синаксарь (выражаясь простым языком – поучение на определенный день), в котором есть следующие интересные слова: "Надлежит знать и то, что младенцы крещеные вкушают по смерти наслаждение, а не просвещенные крещением и язычников дети ни наслаждения, ни геенны не достигнут" .

Что это за место, где не достигают "ни наслаждения, ни геенны"? Здесь нам помогает преподобный Ефрем Сирин, который в своем труде "О Рае" пишет о неком "среднем" месте, которое располагается около Рая. Мы видим такие слова: "Незнающих и неразумных <…> Благий поселит подле рая, и будут они питаться от райских крупиц" . Далее мы встречаем следующее: "Если в страну сию невозможно войти оскверненному, то дозволь мне при ограде ее обитать под тенью ее" . Уже в самом конце труда святой Ефрем пишет достаточно ясно: "Блажен <…> который обретает помилование в нашей стране и удостаивается быть принятым в окрестности рая, чтобы по благодати пастись ему хотя вне рая" . Как мы можем понять, что место, где нет ни мучений, ни прославления, находится около Рая, потому и люди, находящиеся в этом месте, питаются райскими крупицами. Это место уготовано для тех, кто не знал Христа (то есть ничего о Нем никогда не слышал, как, например, некоторые далекие племена) или же по какой-то уважительной причине не смог принять Святого Крещения, как те же младенцы, не сподобившиеся очищения "в бане пакибытия".

Представителем мнения о том, что некрещеные младенцы не могут быть спасены или хотя бы утешены, является блаженный Августин, епископ Иппонийский (354 – 430). Особенно ярко он выражает свое мнение, когда пишет о недоношенных детях, которые умерли, не успев во чреве матери оформиться (стать похожим на человека): "Прежде всего возникает вопрос о недоносках, которые, хотя и зародились уже во чреве матери, однако не смогли родиться. Если мы скажем, что они воскреснут, то это может быть приложимо только к тем, которые уже сформировались, бесформенные же выкидыши, как и неоплодотворенные семена, по общему мнению, более склонны к окончательной гибели" . Это мнение противоречит мнению Православной Церкви, которая четко утверждает, что жизнь человека начинается с момента его зачатия. Однако далее блаженный Августин оговаривается, говоря, что "произойдет усовершенствование, какое началось бы со временем, как не будет и недостатков" . В другом фундаментальном труде "О граде Божием" Августин пишет: "Поэтому <…> младенцы, как утверждает истинная вера, рождаются с грехом не личным, а первородным, и мы признаем, что и им необходима благодать отпущения грехов, то поскольку они грешники, постольку признаются и нарушителями того закона, который дан был в раю…" . Он считает, что младенцы, которые не были крещены, виноваты уже в том, что они несут на себе первородный грех. Конечно, все это правильно, если обращать данный вопрос к взрослому человеку. Но в чем виноват не родившийся на свет или умерший в ранние годы человек?

Но, как оказалось, не один блаженный Августин из святых отцов придерживается такого мнения. Например, преподобный Макарий Великий (300 – 391) в своем "Добротолюбии", рассуждая о будущей жизни, совершенно четко высказывает свое мнение о том, что ребенок, который не родился, отправляется в геенну огненную: "Если от какого-либо беспорядка случится младенцу умереть во чреве, то необходимо уже определенным на то врачам прибегнуть к острым орудиям. И тогда младенец переходит от смерти к смерти, из тьмы во тьму" .

Примечания

1. Синаксари Постной и Цветной Триодей. – М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2017. С. 38.

2. О Рае // Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 5. М.: Издательство "Отчий дом", 1995. С. 261.

3. Там же. С. 282.

4. О Рае // Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 5. С. 293.

5. Глава 85. Воскреснут ли недоноски (недоношенные дети) // Блаженный Августин. Энхиридион к Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 140-141.

6. Там же. С. 141.

7. Книга Шестнадцатая // Августин Блаженный. О граде Божием. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. С. 817.

8. Св. Макарий Великий. Будущая жизнь // Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Том первый. М.: 1905. С. 270.

9. Папская богословская комиссия предлагает отказаться от учения о невозможности спасения для некрещеных младенцев [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/150260.html (дата обращения: 17.04.2018).

10. Слово 40 // Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Том первый: Слова. М.: Сибирская Благозвонница, 2010. С. 427.

11. Григорий Нисский, святитель. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью / Предисловие, примеч. П.К. Доброцветова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2014. С. 27-28.

12. Там же. С. 39.

13. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10 (1983). С. 79.

14. Там же.

15. Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. М.: Директ-Медиа, 2011. С. 64.

16. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10 (1983). С. 79.

17. Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона перед учащимися Свято-Димитриевского училища сестер милосердия [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1179636.html (дата обращения: 19.04.2018).

18. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10 (1983). С. 80.

19. IV. Поминовение усопших на домашней молитве // Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. – Киев: Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2008. С. 460.

20. Президиум Межсоборного присутствия одобрил список тем для изучения комиссиями Присутствия в будущем [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2637643.html (дата обращения: 19.04.2018).

21. Протоиерей Алексий Уминский. Лишены ли некрещеные младенцы Царствия Небесного? // От смерти к жизни: как преодолеть страх к смерти: сборник / авт.-сост. А.А. Данилова. – М.: PRAVMIR.RU; ДАРЪ, 2015. С. 284.

22. Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5236824.html (дата обращения: 14.07.2018).

Использованная литература

1. Августин Блаженный. О граде Божием. – Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000. – 1296 с. – (Классическая философская мысль).

2. Блаженный Августин. Энхиридион к Лаврентию, или О вере, надежде и любви. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – 191 с.

3. Афанасий (Сахаров), еп. О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви. – Киев: Общество любителей православной литературы Издательство имени святителя Льва, папы Римского, 2008. – 544 с.

4. Григорий Нисский, святитель. О младенцах, преждевременно похищаемых смертью / Предисловие, примеч. П.К. Доброцветова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2014. – 64 с.

5. Добротолюбие в русском переводе, дополненное. Том первый. М.: 1905. – 638 с.

6. От смерти к жизни: как преодолеть страх к смерти: сборник / авт.-сост. А.А. Данилова. – М.: PRAVMIR.RU; ДАРЪ, 2015. – Изд. 2-е, доп. – 416 с.

7. Протоиерей Владимир Ригин. Молитва родителей о детях, умерших некрещеными // ЖМП, №10 (1983). С. 79-80

8. Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Том первый: Слова. Прил.: Свящ. Н. Виноградов. Догматическое учение св. Григория Богослова. – М.: Сибирская Благозвонница, 2010. – 895, с. – (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 1).

9. Святитель Феофан Затворник. Наставления в духовной жизни. М.: Директ-Медиа, 2011. – 104 с.

10. Святой Ефрем Сирин. Творения. Том 5. М.: Издательство "Отчий дом", 1995. – 520 с.

11. Синаксари Постной и Цветной Триодей. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2017. – 240 с.

Электронные ресурсы:

12. Выступление председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона перед учащимися Свято-Димитриевского училища сестер милосердия [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1179636.html (дата обращения: 19.04.2018).

13. Журналы заседания Священного Синода от 14 июля 2018 года [Электронный ресурс] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5236824.html (дата обращения: 14.07.2018).

14.Папская богословская комиссия предлагает отказаться от учения о невозможности спасения для некрещеных младенцев [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/150260.html (дата обращения: 17.04.2018).

15.Президиум Межсоборного присутствия одобрил список тем для изучения комиссиями Присутствия в будущем [Электронная версия] // URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2637643.html (дата обращения: 19.04.2018).

Загрузка...
Top