Мифы и легенды удмуртов. Удмуртская мифология

ЭШ-ТЭРЕК

В давние времена жил среди удмуртов великий батыр Эш-Тэрек. В молодые годы пахал он землю, валил лес - был простым крестьянином.

На войны он не ходил. А велась в ту пору бесконечная вражда с татарами и разными тушмонами, которых теперь уже никто не упомнит.

Жители сел хотели, чтобы Эш-Тэрек был торош, но он отказался.

Молод я еще,- сказал он,- есть люди подостой-ней меня. И опыт у них есть, и заслуги перед народом, и мудрость, которой я пока не нажил.

Но годам к сорока его все-таки сделали торо,

Стал Эш-Тэрек подумывать о боевом снаряжении. Лук он изготовил себе из молодого клена, который вырвал из земли вместе с корнем. Стрел наготовил березовых, а вот конь для него так и не находился. Ни один не выдерживал батыра, подкашивались у него ноги, ломался хребет. Где было разыскать коня под стать такому великану?

Пришел Эш-Тэрек на берег Камы, сидит и печалится. Пешим худо воевать против быстроногих татарских всадников, а где добыть коня - не знает.

Вздохнул глубоко могучий воин, и заволновалась, будто от его вздоха, широкая Кама. Грохнулись волны о берег, а когда отступили, увидел Эш-Тэрек седовласого Ву-мурта. Он стоял по пояс в воде у скалистого берега и глядел на хмурого торо

Спросил водяной

О чем горюешь, Эш-Тэрек? владыка.

Не твое это дело, зеленая борода. Проваливай!

Я - Вумурт, владелец вод и старинный друг твоих отцов. Службу тебе хочу сослужить. В чем у тебя нужда, говори!

Конь мне нужен боевой. Чтоб не гнулся подо мной и обгонял татарских скакунов. Где тебе найти такого коня, зеленая борода! Тебе только девок пугать да сети рвать. Сгинь!

Зря поносишь меня, Эш-Тэрек! Будет конь тебе под стать, Вот мой совет: засядь сегодня ночью в камыши у реки и жди. Придет на водопой табун Керемета81. Хорош там вожак - вороной жеребец. Когда станут кони воду пить, ты и поймай вожака. Но не забудь условие: первую красавицу татарку мне в дар принесешь...

Согласен, коли конь стоит того

Помни же: тебе конь, мне - красавица.

В полночь подстерег Эш-Тэрек табун и поймал жеребца.

Лихой оказался конь, понес он Эш-Тэрека по полям и лугам, сбросить норовил, на дыбы вставал, землю копытами рыл, зубы скалил на седока. Потом смирился, видя, что достойного хозяина обрел. И стал верным другом знаменитого торо.

Много побед одержал Эш-Тэрек над врагами, Прогремела о нем молва вдоль рек Камы и Вотки, по горам и деревням.

Однажды захватил он в плен дивной красоты татарку, посадил ее перед собой на коня и едет в родной дом. «Будет у меня жена всем на зависть»,- думает он, проезжая берегом Камы.

Собрался он реку переплывать, а она разбушевалась, водоворотами закрутилась, как во время половодья.

Видит: Вумурт из воды по пояс высунулся.

Не забыл ли уговор, славный Эш-Тэрек? - спрашивает водяной хозяин.- Отдавай красавицу!

Полно шутки шутить, старый бес,- отвечает торо.- Зачем тебе, старому, красавица жена? Хочешь, привезу тебе беззубую старуху. Вот парочка будет! Ха-ха-ха,..- рассмеялся Эш-Тэрек.

Посерел Вумурт от злости и скрылся в пучине реки. Слез Эш-Тэрек со своего коня, ухватился рукой за его гриву, а другой рукой красавицу в седле поддерживает. Так и поплыл через бушующую Каму.

А на середине настиг его страшный водоворот, закрутил, захлестнул с головой... Не помог молодцу ни лихой конь, ни собственная силушка богатырская.

Не в кровавом бою, не в ратных делах нашел он свою погибель, а в водяной пучине вместе с прекрасной татаркой и верным конем.

А молва о нем не умирает.

Легенды и мифы Удмуртии.


Легенды Удмуртии.

Мифы Удмуртии.


В памяти удмуртского народа жили веками и живут доныне мифы и легенды, сказки и были о далеком и сравнительно недавнем прошлом. Они очень разные, потому что неодинаковы люди, передающие их из поколения в поколение. Эта история начиналась в предревние времена, когда не было ни керосиновой лампы, ни электричества, ни радио, ни телевидения, когда считали, что земля кончается там, где в нее упирается небо. Люди были беспомощны перед природой: леса дремучие, болота топкие, звери хищные, тучи с грозами, зимы с морозами - все грозило человеку неминуемой бедой. И для него самым важным было одолеть грозную природу, выжить. А для этого надо было понять, куда девается солнце ночью, почему появляются звезды, откуда на земле горы и долы. Тогда-то и появились легенды, которые теперь называются космогоническими. Они самые древние. Такие легенды есть почти у всех народов мира, и удмуртские легенды в чем-то иногда схожи с ними. Так, например, появление пятен на луне у многих народов, и у удмуртов в том числе, связывается с судьбой несчастной девушки.

Но космогонические легенды более интересны в тех случаях, когда они по-своему, оригинально рассказывают о начале вещей. И пусть теперь нам представляются наивными древние воззрения удмуртских предков на те или иные явления природы,- они захватывающе интересны.

Человек пытается понять и объяснить, что происходит на небе, задумывается о том, как произошла земля и люди. Созданные в тот период, когда люди еще не знали подлинных причин природных явлений, космогонические легенды содержат первые попытки объяснения их действием сверхъестественных существ.

К космогоническим легендам - древнейшему жанру устного народного творчества - примыкают мифы. Любознательность древнего удмурта распространялась не только на первопричины возникновения земли и неба, но и на другие окружающие его явления: бури, грозы, неурожаи, болезни... Отчего охота бывает удачной и неудачной? А рыболовство? Отчего иногда люди тонут или блуждают в лесу? Отчего одному дается пчеловодство, а другому - нет? Не зная истинных причин, люди объясняли это вмешательством существ, в чем-то подобных человеку, но более сильных в этой области или умении - в лесу, воде, охоте, рыболовстве, земледелии. Так фантазией народа создавались мифы о сверхъестественных существах. Главными в мифологической иерархии удмуртов были инмар и кылдысин. Первый живет на небе, престол его - солнце, одежда - небо. Второй - на земле, от него зависит урожай и неурожай. Словом, один давал, по мнению удмурта, свет и тепло, другой - хлеб и прочее пропитание.

Удмурты признавали одного высочайшего бога, Инамара, для которого нет времени и не будет, который живет не для себя, а для людей, которые в свою очередь должны жить только для него; солнце было его престолом, а небо - одеждою. Позднее, к инмару присоединили еще бога вод, бога земли, благосостояния и других низших богов. Каждая потребность жизни порождала новые мысли о началах сил природы, а с ними упоминалась и классификация божеств.

В самом деле, языческая мифология удмуртов, кроме главных богов, имела множество других божеств. В воде хозяином был вумурт (водяной), вукузё (хозяин воды) и вупери (дух воды). Они были добры к удмуртам и наделяли их богатым уловом рыбы, но, обидясь, лишали улова и даже перетаскивали озера на другое место (легенда об озере). В овине хозяйничали овинники, в доме - домовые, в бане - банники (мунчо- мурты, вожо) и т. п. Гуще всего был населен мифическими существами лес. И это понятно: дремучий, непроходимый, он играл огромную роль в жизни удмурта, давал ему и дичь, и предметы домашнего обихода, и материал для строительства. Охота всегда полна неожиданностей, а в древнейшие времена - особенно.

Объясняя случайности охоты, человек выдумывал живые существа, подстерегающие охотника в лесу. У удмуртов это - нюлэсмурт (лесной человек), палэсмурт (одноглазый великан), чаччамурт (человек чащи), ягмурт (человек хвойного леса), сикмурт (человек леса) и т. д.

В языческой мифологии удмуртов отражалось известное превосходство человека над придуманными им же самим богами. Собственно, все языческие сверхъестественные существа, созданные человеком для объяснения непонятных явлений, нужны были не для поклонения, а для противоборства. В мифах они вступают в прямые отношения с людьми, им приписывается сверхъестественная сила, которую они нередко направляют против человека. Но человек в состязании с ними всегда выходит победителем, он более ловок и сообразителен. Веря в богов, человек уже на ранней ступени развития более верил в силы разума.

Ирина Семакина
Конспект НОД в старшей группе «Мифы и легенды Удмуртского народа»

Цель : Познакомить детей с мифами и легендами Удмуртов .

Задачи :

1. Познакомить с мифами и легендами .

2. Формировать умение работать с картой Удмуртской Республики ;

3. Воспитывать чувство любви к своей малой родине.

Материал : карта Удмуртской Республики , книги, иллюстрации героев легенд , цветные карандаши, фломастеры, краски, бумага белая А4 (на каждого ребенка) ноутбук,домовёнок (игрушка) .

Предварительная работа. Рассматривание книг «Мифы и легенды » и их иллюстраций, объяснение новых слов коркакузё (домовой, инмар, вумурт, вукузё, алангасар.

Звучит удмуртская народная мелодия (музыку подбирает воспитатель) .

На стене висит карта Удмуртской Республики . Воспитатель обращает внимание детей на карту.

Ход занятия:

В.: Ребята, посмотрите, сегодня к нам в гости пришёл коркакузё и принёс очень интересные книги.

А знаете ли вы, кто такой коркакузё? (ответы детей) . Давайте посмотрим отрывок мультфильма и поймём, кто же такой коркакзё (домовой) (просмотр мультфильма про домовёнка кузю) .

Итак, ребята коркакузё- это хозяин дома, хозяин нашего детского сада. Сегодня он пришёл, чтобы познакомить нас с мифами и легендами удмуртов о происхождении земли.

Кто из вас знает, что означают слова «Миф» и «легенда »

Мифы и легенды - устные рассказы о богах и героях, которые передавались из поколения в поколение. В них отразились представления людей об окружающем мире. В отличие от мифов, где главными персонажами были боги, в основе легенд - жизнь обычных людей и реальные события. Но, передавая из поколения в поколение, их приукрашивали, а героев наделяли необыкновенными способностями. (показ слайдов – изображения богов и рассказ о них)

Итак, давайте сядем поудобнее и послушаем Мифы и легеды , которые нам принёс коркакузё.

Чтение отрывков из книги «Мифы и легенды удмуртов » .

Беседа после прочтения :

В.: Скажите, что было до сотворения Земли, по легенде Удмуртов ?

Д.: Вода, солнце и небо.

(На фланелеграфе выставляем соответствующие рисунки) .

В.: Правил всем этим….(выставляем на фланелеграфе изображение Инмара)

В,: Хозяином воды был…

Д :. Вукузё (выставляем)

КОРКАКУЗЁ. Молодцы ребята. А теперь давайте отдохнём немного. Поиграем в игру «Водяной»

Игра «ВОДЯНОЙ»

К.: Молодцы, ребята, хорошо справились. А кто же такой вумурт?

(ответы детей)

Обратите внимание на наш земной шар. Посмотрите, наша земля состоит и из материков, морей и океанов, гор и низменностей… А как же это всё произошло? Изначально были только небо, солнце и вода. (ответы детей, по очереди передаём мяч для продолжения пересказа.)

Молодцы. Итак, по мифам Удмуртов , землю сотворили Инмар и Вукузё.

А что же ещё сотворили Инмар и Вукузё расскажите, пожалуйста, коркакузё.

(инмар – собаку, алангасаров, вукузё – козла) .

Чем занимались алангасары и почему они себя так вели? (забыли дать разум)

Расскажите, а как же тогда произошёл человек по мифам от алангасар. (алангасарёнок нашёл разум и съел его) .

Как вы думаете, что было бы на земле, если не нашли бы алангасары разум.

(ответы детей) .

Коркакузё.: Молодцы, ребята, многие из вас очень внимательно слушали мою историю. Вы, наверное, устали, хотите я познакомлю вас с удмуртскойфизкультминуткой ?

Физкультминутка : Виг,Ваг Аргане…

Художественное творчество :

Ребята, скажите, кто из героев вам запомнился, понравился. Почему?

Давайте вспомним каждого героя. Опишем. (Чтение описания каждому из героев, названых детьми.)

Сегодня мы с вами сделаем выставку героев мифов и легенд Удмуртов . Ваша задача – нарисовать понравившегося героя.

Обратить внимание детей на средства для работы : краски, кисточки, карандаши, фломастеры, белые листы А4.

Выставка работ. Обсуждение работ.

Мифы и легенды

удмуртского народа

Презентацию подготовила заведующая библиотекой МБОУ «СОШ №90» г. Ижевска Волынина Светлана Владимировна 2012 год


Между седым Уралом и голубой Волгой

в краю родников и лесных рек

издавна селились охотники и землепашцы - предки удмуртского народа


Эта земля была по-своему прекрасна. Лес не только грозил опасностями, но и одаривал щедрыми дарами.

Чтобы выжить здесь, надо было быть выносливым, сильным, мужественным



В древности удмурты считали, что духи и боги сопровождают человека везде и всегда, помогая или мешая ему, в зависимости от того, в каком согласии с миром и людьми он живет.

Подводное царство


Высшие божества удмуртов: Имнар, Кылдысим, Куазь .

Эти боги занимают главные места в жизни удмуртского народа


Инмар

творец неба, создатель мира, создатель земли. Живет постоянно на солнце, - добр настолько, что люди не боятся его. Ему приносятся только благодарственные жертвы.

Сосна –священное дерево

место поклонения древних удмуртов богу Инмару. Просили его о дожде и хорошем урожае. Возле сосны совершались различные обряды.


Легенда о сотворении мира

Задумав сотворить мир, Инмар посылает Шайтана достать землю со дна мирового океана. Отдав землю Инмару, Шайтан утаивает ее крупицы за щеками, но когда земля, по повелению Инмара, начинает разрастаться, он вынужден выплюнуть ее. и на земле образовались горы, болота, кочки. Если б Шайтан не обманул Инмара, то земля осталась бы ровной и гладкой.


В древности, по преданиям удмуртов,

на земле жили великаны - алангасары.

Дремучий лес был для них как крапива. Где ступала нога великана - появлялся лог, где он вытряхивал песок из лаптей - образовывались холмы.


Развлекались алангасары тем, что метали чугунные шары и плели веревки из сосен, сражались вырванными с корнем деревьями. Человека, долбящего борть для пчел, принимают за дятла;

разглядывают его на ладони, сажают в карман или кладут за пазуху




Вторым божеством является Кылдысин или Кылчин - это бог-творец, заботящийся о земле, бог плодородия,

покровитель детей.

Он появлялся в виде старика в белой одежде и ходил по межам, поправляя упавшие колоски, следил за посевами.


Куа́зь - повелитель погоды,

атмосферных явлений.

Куазь молились под елью, которая воспринималась деревом этого бога, ему жертвовали коня или жеребёнка.


Предки удмуртов почитали

Ин-мумы богиня плодородия, мать самого Инмара

Шунды- мумы (мать Солнца),

Гудыри-мумы (Мать грома),

Инву - мумы (Мать небесной воды)

Музьём-мумы - (Богиня земли)


Воршуд (шуд вордысь) –

дух - покровитель и хранитель рода, семьи, домашнего очага.

Обитает в молельне (куале)


В удмуртской мифологии весьма многочисленны низшие духи: вумурт - водяной, гидмурт - дух хлева, нюлэсмурт - дух леса, тӧлпери - дух ветра, коркамурт - домовой, ягпери - дух бора, лудмурт - дух луга и поля, и др. Кроме божеств и полубожеств, покровительствующих людям и могущих дать им счастье и несчастье, вотяки верят в духов, причиняющих человеку только одни беды и несчастья, духов злых. К числу их принадлежит Кутысь, Чер и Вожо.


Нюлэсмурт («нюлес» - лес, чаща) -леший, хозяин леса, хозяин зверей.

Живет в лесу, имеет собственное хозяйство и семью. По одежде и образу жизни он похож на людей, у него длинная борода и волосы. Способен изменять свой облик: в лесу он вровень с деревьями, на лугу – с травой, среди людей –чуть выше человека.

Нюлэсмурты разрешают зверям залегать в норы и берлоги; посылают охотникам добычу, скотине - корм, помогают войску одерживать победу.


ВУКУЗЁ –(«хозяин воды»)

Вукузё (ву- вода, кузё – хозяин)-властитель водной стихии, обитатель первичного океана. Подражая творению Инмара - собаке, творит козу, затем водяных - ву-муртов. Вукузё представляли в виде старика с длиной бородой


Вумурт -водяной (ву- «вода», мурт – «человек»)

Дух с длинными волосами, иногда в виде щуки. Живет в озерах, речках, прудах. У него есть жена, необыкновенно красивая, сыновья и дочери.

Вумурты почти ничем не отличаются от обычных людей. Отличить их можно по тому, что левая пола армяка у Вумурта непременно сырая. Вумурт очень богат и награждает богатством тех людей, кого он полюбит, если же не возлюбит - топит в болоте скотину и нагоняет разные болезни.


Коркамурт (корка - изба) -домовой. Живет за печью или в подполье. Он заведует работами, происходящими в избе и всем, что в ней хранится. Где его уважают и угощают он оберегает членов семьи, если же домового обижают или не уважают (шумят, свистят в доме или бросают кусочки хлеба на пол), щекочет по ночам, путает волосы на голове и в бороде.

У Коркамурта множество имен:

корка кузе (хозяин дома),

корка бече (сосед, друг),

корка сюсетка (суседко),

гулбеч мурт (хозяин подполья).


Гонды́р (удм. Медведь) - ближайший помощник коркамурта. Живёт в подполе, погребе, амбаре и заведует хранящимися там домашними припасами. По внешности неотличим от медведя. Если Гондыру чем-то не понравились или не угодили хозяева, то в доме с неестественной быстротой уменьшаются припасы.


Гидмурт («гид»-конюшня)

дух конюшни и хлева

Гидмурт - помощник домового (Коркамурта), покровитель конюшен и хлевов.

Если он любит лошадь, то будет расчёсывать и заплетать ей гриву, и даже перекладывать сено и овёс от соседних лошадей.

Если же Гидмурт невзлюбил какую-то лошадь, то он может скакать на ней целыми ночами и изнурять тяжёлыми грузами.


Тэлькузё – леший, дух леса.

Толмурт (тӧлпери - дух ветра) - он похищал девушек.


Лудмурт (луд - поле) - Луговик, Полевик

Это маленький человек, отвечающий за луга и поля.

Он охранял животных,

следил за посевами

Иногда Лудмурта называли Мушвозьмась (удм. - охраняющий пчёл


Тодьымурт (тодьы - белый) - дух, живущий в темном углу на полке в бане. По рассказам предков он любит подшучивать над людьми в бане.


ПАЛЭСМУРТ (пал-половина, «получеловек»)

Палэсмурт - половинный человек: однорукое, одноногое, одноглазое злое существо, живущий в лесу. Популярный персонаж сказок

Палэсмурты имеют огромный рост, они несколько глуповаты, очень смешливы, любят смешить других: могут защекотать до смерти, любят кататься на лошадях, пасущихся ночью на лугу. Любят пугать одиноких путников, особенно в лесу.


Искал-Пыдо-Мурт (искал - корова; пыд- нога) - дух с коровьими ногами.

Баба Обыда -леший в образе женщины с длинными волосами, косматая, высокого роста.

В сказках Баба Обыда, если захочет, помогает людям.

Кузь-Пине-Мурт - человек с длинными зубами

В старые годы жил в одном селении удмурт, который с самых детских лет не пропускал ни одного моленья, всегда, когда полагалось, шел в лес и приносил с собой щедрую жертву. За это боги его любили, а больше всех почему-то любил квазь. В одно лето стояла в той стороне страшная жара и началась засуха. Как только […]

17Дек

Человек и обыда

Один человек весной пошел в лес. Ходит, подходящее дерево ищет. Встречает его обыда. - Что ищешь? - спрашивает она человека. - Ищу сосну под улей, - отвечает человек. Обыда взяла его за руку и повела: - Идем, сама покажу. - Подвела к одному дереву и говорит: - Вот эту сосну сруби на три аршина под […]

Опыбликовано в: Удмуртские сказки Отмечено: 17Дек

Ветряной

Один человек пас коня на лугах, и захотелось ему водицы попить. Лег он на сухой берег и стал прямо из реки пить воду, а вумурт, видно, этого и ждал: вцепился в бороду мужика. - Отпусти меня, отпусти, - стал умолять человек. - Все отдам, что попросишь. - Отдашь Гаибдага - отпущу. - А кто это […]

Опыбликовано в: Удмуртские сказки Отмечено: 16Дек

Шайтан

Осенью один охотник ушел в лес. Пробродил он весь день с ружьем попусту: ни дичи, ни зверя не встретил. Пришла ночь, охотник расположился спать в шалаше. Около полуночи набрел на него человек: - Пусти, уром, ночевать, - говорит. - Ночуй, места хватит обоим, - отвечает охотник, сам смотрит на пришельца: глаза у того злые, одежда […]

Опыбликовано в: Удмуртские сказки Отмечено: 16Дек

Жена тэлькузё

В одной деревне жила семья: отец с матерью и две дочери. Однажды они всей семьей жали возле леса. Под вечер сестры пошли в лес за малиной. Брали, брали ягоду да и заблудились. Малины нашли видимо-невидимо, а как из лесу выйти, в какую сторону идти - не знают. Забрались на высокую ель - не видать деревни. […]

Опыбликовано в: Удмуртские сказки Отмечено: 16Дек

Вожо - благодетели сироты

У одной женщины были две дочери. Одну из них она любила, а другую нет. Раз мать и дочери парились в бане, и любимая дочь оставила там крестик. Вернулась из бани в сумерки. Девушка побоялась сама сходить за крестиком, чтобы не попасться вожо. Тогда мать заставила идти за ним нелюбимую дочь. Та не посмела ослушаться и […]

Опыбликовано в: Удмуртские сказки Отмечено: 16Дек

Солдат-оборотень и вожо

Двое сельчан, отслужив полный срок в солдатах, возвращались домой. Один почему-то отстал от товарища, а другой, припозднившись в дороге, не дошел до деревни и решил переночевать во встретившейся ему мельничной избе. Спать залез в печь: теплее, да и, говорят, для всякой нечисти недоступнее. С наступлением ночи явилось в избу множество вожо, начали они прыгать, толкаться, […]

Опыбликовано в: Удмуртские сказки Отмечено: 16Дек

Вожо и женитьба удмурта

Один парень в рождественские вечера часто ходил на посиделки и, возвращаясь обычно темною ночью домой, не раз наталкивался на угол пустой избы, стоявшей у него на пути. Один раз он шел без лучинки и опять наткнулся на тот самый угол. Вдруг из избы выбежали вожо, обступили парня и говорят: «Ты что это выдумал каждую ночь […]

Опыбликовано в: Удмуртские сказки Отмечено: , 15Дек
Загрузка...
Top