Методы философии. Диалектика и метафизика

Рассмотрение первого вопроса: "Диалектика и ее историческое развитие. Альтернативы диалектики: метафизика, софистика, эклектика, догматизм, релятивизм" следует начать с исторического анализа понятия диалектики. Первоначально под диалектикой понималось искусство вести спор, дискуссию, однако со временем в античной философии вызрело понимание мира как вечного потока, вечного процесса изменения, движущей силой которого является борьба противоположностей (Гераклит, Сократ, Платон). Считается, что первым в философский лексикон термин "диалектика" ввел Сократ. Аристотель считал диалектикой науку о вероятных мнениях, он называл эту часть своего учения "первой философией" или "мудростью". В средние века и в Новое время диалектикой называли формальную логику.

С начала XIX в., после создания Гегелем универсальной теории познания и учения о бытии, диалектикой стали называть всеобщий метод познания, который рассматривает все предметы и явления как развивающиеся и взаимосвязанные, а также учение о бытии, основанное на этом методе.

Диалектика - в современной философии теория развития всею сущего и основанный на ней философский метод

Схематически структуру диалектики можно изобразить следующим образом (см. схема 46).

Диалектика является не единственной теорией о развитии всего сущего. Наряду с ней существуют и другие философские теории, которые иначе рассматривают процессы развития. Диалектика имеет ряд альтернатив. Альтернатива (от фр. alternative чередование) наличие взаимоисключающих друг друга возможностей и необходимости выбора между ними.

К альтернативам диалектики относятся:

  • метафизика:
  • софистика:
  • эклектика;
  • догматизм;
  • релятивизм.

Метафизика понятие "метафизический" происходит от греческого слова "мета" (после) и "физюс" (природа) и обозначает: размышления после изучения природы. Это понятие было введено Аристотелем и имеет в философии два значения: первое - философия, второе – диалектический метод познании.

Метафизика является главной альтернативой диалектики. Это объясняется тем. что:

  • метафизика, как и диалектика, является развитой теорией;
  • на многие сходные вопросы метафизика смотрит с позиций, противоположных диалектике.

Отличия метафизики от диалектики:

  • по вопросу связей старого и нового дна пришлет наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
  • по вопросу о причине движения - согласно метафизике, движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок, диалектика видит причину движения в противоположностях;
  • по вопросу взаимосвязи количества и качества - сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством; по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение и т. д.), качество изменяется благодаря качеству (то есть само по себе улучшается, ухудшается); диалектика видит этот переход в виде скачка;
  • по вопросу направленности движения, развития - если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
  • в системе мышления диалектический способ мышления сводится к шагам "тезис - антитезис - синтез", то метафизический опирается на формулы "или - или", "если не то, значит - это", то есть метафизическое мышление негибкое и однобокое;
  • в отношении к окружающей действительности - диалектика видит мир во всем его многообразии (цветное видение мира), а метафизика - однообразно, по принципу "черное белое";
  • в отношении к познанию - согласно диалектике, познание есть постепенный и целенаправленный процесс продвижения к абсолютной истине, через последовательное постижение пока познаваемых (относительных) истин (то есть от простого к сложному и абсолютному с учетом их единства); согласно метафизике, абсолютную истину можно познать сразу с помощью над чувственных и сверхопытных приемов, носящих "умозрительный" характер;
  • в отношении к окружающему миру - диалектика видит мир целостным и взаимосвязанным, метафизика - состоящим из отдельных вещей и явлений.

Таким образом, метафизика и диалектика есть две противоположные теоретические системы осмысления действительности, развития. Их основные расхождения связаны с пониманием вопросов причины движения, связей старого и нового, количества и качества, направленности развития, мышления, познания, целостности окружающего мира отношения к окружающему миру.

Однако не следует думать, что метафизика - сугубо реакционная теория. В современной философии (особенно Запада) метафизика признана как равноправная теория, метод, наряду с диалектикой, а некоторые философы предпочитают метафизический образ мышления.

Наряду с диалектикой и метафизикой существуют (приемы, методы), альтернативные диалектике, но не являющиеся самостоятельными теориями:

  • эклектика;
  • софистика;
  • догматизм;
  • релятивизм.

Эклектика - (от греч. тот, кто выбирает) это механическое соединение в одном учении разнородных, органически несовместимых элементов.

Софистика - сознательное использование неправильных доводов, которые некорректно подаются как правильные, но воспринимаемого правильным по логической форме.

Догматизм - это способ усвоения и использования знании, в котором то или иное положение воспринимаются как окончательная истина, как догма, используется без учета конкретных условии жизни.

Релятивизм - интерпретация уже готовых результатов познания.

Важно осознать, что софистика и эклектика выступают как альтернатива диалектике в логических обоснованиях, а догматизм и релятивизм - это альтернатива диалектике как теории познания.

Рассматривая второй вопрос: "Принципы диалектики. Основные законы диалектики и их роль в философском осмыслении процесса развития" следует отметить, что существуют основные принципы диалектики к которым относят:

  • принцип всеобщей связи;
  • принцип развития;
  • принцип системности;
  • принцип причинности;
  • принцип историзма.

Принцип всеобщей связи является отражением организованности и упорядоченности мира, в котором все связано со всем. Наиболее закономерные связи и отношения реальной действительности и познания отражаются в философских категориях, например, форма и содержание, причина и следствие,

Принцип развития является результатом применения принципа всеобщей связи и взаимодействия. Развитие есть не что иное, как необратимое, определенно направленное и закономерное изменение материальных и идеальных объектов, приводящее к возникновению нового качества.

Развитие - это направленные, необратимые качественные изменения системы.

Развитие высшая форма движения. В свою очередь, движение -основа развития.

Развитие может быть прогрессивным (переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному) или регрессивным (переход от высшего к низшему, деградация).

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядочено. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность - наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

  • - вечность истории, мира;
  • его существование и развитие во времени. Как философская наука диалектика имеет своим предметом всеобщие законы. Они раскрывают природу любого развивающегося явления в любой области. Законы диалектики действуют всюду и везде, охватывают все стороны нашей действительности - природу, общество. Поэтому они имеют всеобщее познавательное, методологическое значение. Прежде чем познакомиться с основными законами диалектики дадим определение, что же такое закон? Понятие закона это не только философское понятие. Законы есть в любой науке, в природе, обществе, есть законы мышления. Закон - это внутренняя и устойчивая необходимая, повторяемая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение. За схемою (см. схема 47) прокомментируйте определение закона.

Можно выделить три группы законов. Обратимся к схеме (см. схема 48).

  • 1. Закон единства и борьбы противоположностей (закон диалектического противоречия).
  • 2. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
  • 3. Закон отрицания отрицания (диалектического синтеза). За схемою это выглядит так (см. схема 49).

Каждый из законов имеет методологическое значение, т.е раскрывает ту ли иную сторону механизма развития. Это выглядит так (см. схема 50).

Рассмотрим эти законы.

Как видим из схемы (см. схема 51) закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития. Этот закон дает ответ на вопрос: "Что есть причиной развития". Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, который разрешается исчезновением старого и возникновением нового.

Объяснением есть то, что каждое явление внутренне раздвоено, содержит взаимоисключающие, противоположные тенденции, например, положительно заряженное ядро атома и отрицательно заряженные электроны, ассимиляция и диссимиляция в организме, болезнь и здоровье, вдох и выдох, реакции соединения и разложения в химии, молодость и старость, интересы борющихся классов в обществе и т. д.

Для современной медицины значение имеет рассмотрение проблемы болезни как единства и борьбы противоположных процессов: слом физиологических механизмов под воздействием чрезмерных раздражителей и активизация компенсаторных механизмов. Таким образом, болезням свойственны две противоположные тенденции - разрушение, которое связано с чрезмерным раздражителем, и обновление под действием защитных сил организма (это выработка антител, фагоцитоз, тканевая устойчивость).

Чтобы стать источником развития, противоположности должны быть сторонами единого, т. е. не только взаимоисключать, но и взаимопредполагать, взаимодополнять друг друга (см. схема 52).

Противоречия не есть нечто неподвижное, неизменное. Они возникают, развиваются, проходят определенные стадии, ступени развития. Бывают следующие противоречия (см. схема 53):

Второй закон диалектики.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Закон перехода количественных изменений в качественные изменения раскрывает общий механизм развития. Этот закон дает ответ на вопрос: "Как происходит переход от старого к новому?". Сущность этого закона состоит в том, что изменение качества данной вещи, т. е. переход от старого качества к новому, совершается тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенной границы.

Количество - исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.). Количество и качество диалектически взаимосвязаны. Примером может быть Ог и Оз. Более глубоко связь количества и качества определяется с помощью категории меры.

Единство количества и качества. Мера выступает как интервал количественных изменений, в пределах которого вещь сохраняет свою качественную определенность. Выход за пределы меры приводит к изменению качества вещи, к превращению количественных изменений в качественные (см. схема 54).

Понятие "мера" имеет большое значение для медицины. Философское понятие "меры" в медицине используется в виде медицинского понятия "норма".

Норма - это биологический оптимум для человека психосоматического (функционирования живой системы организма, его нормальное физиологическое функционирование.

Процесс перехода в новое качество осуществляется путем скачка.

Скачок - это момент, способ превращения одного качества в другое (см. схема 55).

Завершая какой-либо процесс, скачок означает момент качественного изменения предмета, перелом, разрешение назревших противоречий, скачков (см. схема 56).

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры - температуру, то вода будет изменять свое качество - станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды - она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания - вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) -скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Нельзя не заметить и обратную связь. Наряду с переходом количества в качество происходит и обратный переход - качества в количество. Новое качество влияет на исчезновение одних и становление других "количеств".

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений имеет важное значение для медицинской науки и практической деятельности врача. Врач должен иметь правильное представление о качественных характеристиках той или иной болезни, об особенностях больного организма.

Третий закон диалектики.

Закон отрицания отрицания указывает на направленность развития и отвечает на вопрос: "В каком направлении происходит развитие?". Суть закона заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым. "Не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования". Согласно этому закону, развитие есть процесс, складывающийся из определенных циклов (см. схема 57).

Категория "отрицание" отражает определенный этап развития, отличающий превращение объекта в нечто иное, определенным образом связанное с отрицаемым объектом. Отрицание является содержательным процессом и означает не просто уничтожение старого явления, но и возникновение нового, находящегося в определенной связи с отрицаемым. Схематически это можно изобразить таким образом (см. схема 58).

Например:

  • - Развитие человека происходит на основе постоянного отрицания, эмбриональное формирование отрицается младенчеством, младенчество - подростковым возрастом, последнее - юностью, она - зрелостью, затем - старостью. Как видим организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);
  • - исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами - расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, Новое время и т. д.).

Обратим внимание на то, что понимание, отрицания метафизикой и диалектикой очень существенно отличаются. Это различие состоит в следующем:

  • 1. На вопрос, каковы причины отрицания, метафизика отвечает, что отрицание вызывается внешними причинами. А диалектика утверждает, что причины отрицания заключены в развитии внутренних противоречий.
  • 2. Отвечая на вопрос: "На любом ли этапе развития возможно отрицание?", метафизика отвечает на любом. А диалектика считает, что отрицание возможно лишь тогда, когда противоречия назрели, когда количественные изменения подошли к границе меры.

Всё ли уничтожается в процессе отрицания: метафизика дает положительный ответ уничтожается все. А диалектика - наоборот, считает, что уничтожается только изжившая себя форма, сохраняется вес жизнеспособное.

На вопрос: "К чему приводит отрицание?", метафизика отвечает: "К прекращению развития данного явления". А диалектика учит, что отрицанием явление в своем развитии поднимается на новую, высшую ступень.

Таким образом, развитие идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Изучая третий вопрос "Универсальные связи бытия и категории диалектики" следует обратить внимание на то, что категориями (с греческого языка означает высказывание, свидетельство) называются наиболее общие понятия, отражающие существенные закономерные связи между процессами и явлениями реальной действительности и познания. При этом следует отметить, что истоки учения о категориях уходят в далекое прошлое. Обратимся к схеме (см. схема 59).

Все многообразие объективного мира (предметы, явления, процессы, связи, отношения) находятся в постоянном взаимодействии между собой, связанны друг с другом, зависимы друг от друга. Философские категории, отражая многообразие реальной действительности, также взаимозависимы, взаимодействуют, взаимосвязаны, находят свое выражение в их "парности":

  • единичное, особенное, всеобщее;
  • причина и следствие;
  • необходимость и случайность;
  • возможность и действительность;
  • сущность и явление;
  • структура, форма и содержание
  • - категории познания: единичное, особенное, общее; сущность, явление;
  • - категории связи: форма и содержание; целое и частное; элемент, система, структура;
  • - категории детерминации: причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

Категории диалектики находятся в тесной связи с ее основными законами, основные законы диалектики обнаруживаются и формулируются только через определенные категории, а иначе они никак не могут быть выявлены.

Кратко остановимся на их содержании и взаимодействии.

Категории единичное, особенное, всеобщее.

Единичное - это индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях.

Общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса, составляют содержание особенного.

Свойства, приятие всем без исключения объектам какого-либо класса, являются всеобщим.

Рассмотрим это на примере.

Все реальные предметы единичны. Общее в отличие от единичного характеризуется чертами сходства и подобия предметов (см, схема 60).

Единичное и общее находятся в диалектическом единстве, их связь носит противоречивый характер, поскольку они полярно противоположные стороны реальных процессов. Они отрицают но, и взаимно обусловливают друг друга. Единичное содержит в себе общее. В свою очередь, общее существует лишь в единичном.

Категория "особенное" - общее для группы предметов, которое одновременно являются отличительным. Приведем пример. Разум человека является общей особенностью всех homo sapiens, с одной стороны, а с другой - разум выделяет наш биологический вид среди других приматов. С точки зрения медицины любое заболевание как такое, имеет черты общие и отличительные. Болезнь как нозологическая единица выступает при этом как особенное, как то, что даст возможность отнести это заболевание к соответствующей нозологической единице (общее для всех больных такого типа) и отделить это заболевание от остальных. Медицинская традиция утверждает, что врач должен "лечить не болезнь, а больного". Но болезнь является одновременно и общим и единичным. Поэтому в своей практической деятельности врач должен основываться на учете единичного и общего в норме и патологии.

Категории сущность и явление

Сущность и явление - важнейшие диалектические категории, в которых выражаются основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность и явление всегда взаимосвязаны.

Сущность - это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл, совокупность глубинных связей. Например, сущность человека - в его социальности.

Явление - это внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств: зрение, слух и др. Оно наблюдаемое, подвижное и изменчивое. Понятие явление определяется как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности. Сущность предмета человек может постичь только с помощью разума. Процесс познания идет от явлений к сущности.

Категории сущность и явление имеют важное значение для медицины. Болезнь всегда представляет единство сущности и явления. Не сущностью выступают определенные анатомо-физиологические изменения в больном организме. Внешними проявлениями выступают симптомы. Врачебное познание начинается с изучения симптомов, затем ставится формальный диагноз, т.е. определяется нозологическая форма заболевания. Затем врач переходит к диагнозу больного, т.е. выяснению специфических проявлений заболевания у данного больного. Таким образом, диагностический процесс идет от познания внешних явлений к раскрытию глубинных анатомо-физиологических изменений, составляющих сущность заболевания данного организма.

Категории содержания и форма

Форма - это порядок, в котором сосуществуют эти составные части, способ внешнего выражения содержания. Содержание всегда оформлено, а форма содержательна. Содержание и форма - понятие диалектические. В чём выражается их диалектика?

  • 1. Содержание определяет форму.
  • 2. Содержание активно, форма - статична, она изменяется в зависимости от изменения содержания. Форма, порождается содержанием, в то же время она активно влияет на содержание, способствуя или замедляя его развитие.
  • 3. Новое содержание сбрасывает устаревшую фору и заменяет ее новой формой, соответствующей содержанию.
  • 4. Форма активно влияет на развитие содержания: новая ускоряет, устаревшая тормозит развитие. Обратимся к схеме (см. схема 61).

Близкими к категориям "содержание" и "форма" выступают медико-биологические понятия структура и функция. Так врач должен рассматривать здоровый и больной организм как единство функции и структуры, физиологии и морфологии.

Категории причина и следствие

Диалектика считает, что изолированных явлений не существует. Каждое явление было обусловлено какими-то другими, предшествующими явлениями и само определяет, обусловливает какие-либо последующие явления. Эти явления оформляются у принцип причинно-следственной связи. Это принцип детерминизму, согласно которому природные, общественные, психические явления возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Из двух явлений, если одна из них является источником изменений или возникновения второго, то первое явление будет называться причиной, а второе следствием. Обратимся к схеме (см. схема 62).

Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему.

Следствие - это то, что следует за причиной.

Между причиной и следствием могут быть разные соотношения. Рассмотрим их.

1. Одно и тоже следствие может быть вызвано несколькими причинами (см. схема 63).

Например, головная боль может быть следствием нескольких причин: солнечного удара, высокого или низкого давления, температуры, и др.

2. Одна причина может привлечь за собой несколько следствий (см. схема 64).

Например, дождь может стать причиной нескольких следствий: грязи на улице, изменения температуры, повышения уровня воды, повышения влажности.

3. Одна причина может вызвать целую цепочку следствий, но при этом каждое следствие может стать причиной следующих явлений:

П - Сі - Сг -- С3.....

Например, солнечный удар может вызвать цепь следствий: повреждение коры головного мозга, это повреждение может вызвать потерю сознания человека, а потеря сознания может вызвать падение человека на землю, это падение может стать причиной сотрясение мозга и т.д. Здесь, как вы заметили, следствие становиться причиной следующего явления.

Кроме того, причиной может стать цель, которая может стать импульсом действий. Например, цель построить дом становиться причиной строительства дома.

Выделяют также условия - обстоятельства, которые помогают или мешают действию причины. Условие, которое не имеет прямого отношения к следствию и принято за причину, называют поводом. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины, не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропроводки).

Причинная обусловленность всех явлений называется детерминизмом (от лат. "determinare" - определять). Идеалисты противопоставляют детерминизму индетерминизм, отрицающий причинную обусловленность явлений объективного мира, во всем господствует одна случайность.

Категории случайность и необходимость

Причинно-следственная связь может иметь необходимый или случайный характер.

Необходимость - это такая связь явлений, которая обязательно вытекает из внутренних взаимоотношений и обуславливается предшествующим развитием. Необходимость - это то, что обязательно должно произойти при надлежащих условиях, то что закономерно и предопределено существенными причинами.

Случайность - такая связь явлений, которая вытекает из внешних, несущественных взаимоотношений, т.е. то, что может или не может случиться.

Например, если два человека встречаются в определенном месте, не договариваясь о такой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, могла и не быть. С другой стороны если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется интересами этих людей, то она является необходимой. Примером может служить также несчастные случаи: производственные травы, дорожные аварии. Известно, что организация производственного процесса включает правила техники безопасности, соблюдение которых исключает травматизм. Относительно этих правил несчастный случай на производстве не является необходимым, и если он происходит, то в силу случайного стечения обстоятельств. Но следует учитывать, что любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным. Что относиться к заболеванию человека, то оно является одновременно и необходимым, и случайным. Врач должен учитывать это в своей практической деятельности.

Категории возможности и действительности

Возможность - это совокупность предпосылок для возникновения нового явления, которое содержится в данном явлении. Это то, что пока не существует, но может осуществиться при определенных условиях.

Действительность - это существование какого-либо явления, это реализованная возможность, то, что уже возникло, существует и развивается. Обратимся к схеме (см. схема 65).

Так, каждый организм имеет возможность заболеть. Но эта возможность еще не является болезнью. Возможность заболевания становится действительностью только тогда, когда под действием патогенных факторов при соответствующих условиях возникает и развивается патологический процесс. Обратим внимание на то, что возможность превращается в действительность только в том случае, когда создаются для этого необходимые условия. Это особенно важно в медицине. Каждый здоровый организм имеет возможность заболеть в связи с наличие множества патогенных факторов. Поэтому врач, исходя из знания этиологии болезней, обязан применить необходимые профилактические меры на пути патологии. Лучшее лечение - это профилактика, которая опирается на знания защитных физиологических механизмов организма.

Целое - это такая взаимосвязь, такое единство частей, которое характеризуется признаками и закономерностями, которые не свойственны отдельным частям целого.

Часть это элемент целого. Они относительны, взаимно переходят друг в друга, но в то же время они противоположны друг другу.

В медицине диалектика части и целого проявляется в проблеме местного и общего в развитии патологии. При решении вопроса: "Является ли болезнь целостным или местным процессом?" современная медицина рассматривает болезнь как целостное явление, охватывающее весь организм, но в то же время она поражает отдельные органы, ткани, подсистемы заболевшего организма.

Основные понятия и термины

Единичное - индивидуальное, неповторимое в предметах и явлениях.

Закон единства и борьбы противоположностей свидетельствует о том, что развитие представляет собой процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многочисленных противоречии. Внутренняя противоречивость, борьба противоположностей дает толчок к развитию, к нарастанию противоречии, к исчезновению старого и возникновению нового.

Закон перехода количественных изменений в качественные показывает, что количественные изменения постепенно накапливаясь, при достижении границ меры приводят к качественным изменениям, протекающим в виде скачка.

Выражая сложный, спиралеобразный характер развития, показывает, что на определенном этапе развития повторяются на качественно новой основе некоторые особенности пройденных этапов.

Метафизика - ранее (а также в некоторых современных системах философствования) синоним философии вообще. Противоположный диалектике философский метод, отрицающий качественное саморазвитие бытия через борьбу противоположностей.

Необходимость и случайность - это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. То, что обязательно должно было произойти, вызвано необходимой связью явлений. То, что могло бы и не произойти, вызвано случайной связью между явлениями.

Случайность - это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

Необходимость - явление, которое имеет причину в самом себе, и при наличии определенных условий, обязательно происходит.

Общее - то, что присуще всем предметам и явлениям.

Противоречие - взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон и тенденций, предметов и явлений, находящихся одновременно во внутреннем единстве и взаимопроникновении, которое выступает источником самодвижения и развития. Всякое развитие есть возникновение противоречий, их разрешение и возникновение новых противоречий

Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.

Софистика - рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов и принципов формальной логики, представление лжи вместо истины.

Случайность - явление, причина возникновения которого лежит во внешних обстоятельствах. Она может произойти, а может и не произойти.

Структура - взаиморасположение, связь элементов целого.

Сущность - это главная, внутренняя, относительно устойчивая сторона предмета или процесса. Она определяет природу предмета, характеризует его признаки.

Форма - структура содержания, внутренне присущая ему.

Часть - относительно самостоятельный элемент целого.

Элемент - это относительно неделимая часть целого.

Эклектика - беспринципное, механическое объединение в единое целое несовместимых между собой идей, связей и отношений.

Явление - более изменчивая, подвижная, внешняя сторона предметов, это форма, в которой обнаруживается сущность.

Изменяется ли мир, или он статичен? Второй по значению крупный вопрос философии – о движении и развитии.

В зависимости от того, как решается вопрос о развитии возникают две противоположные концепции – диалектика, учении о развитии, и метафизика, отрицание развития.

Деление философских систем по решению вопроса о развитии не совпадает с делением на материализм и идеализм и не является поэтому «партиеобразующим». Материалисты в прошлом могли быть метафизиками (в особенности в XVII – XVIII вв.), а идеалисты – диалектиками (Платон, Гегель). Однако неверно думать, что признание или отрицание развития безразлично к решению основного вопроса философии, к противоположности материализма и идеализма. Глубокая связь вопроса о развитии с ОВФ проступает, как только мы переходим от его формального, поверхностного понимания к сути. Если ОВФ – вопрос о природе окружающего нас мира и нашего сознания, а не о формальном «отношении» сознания к миру, то ОВФ непременно затрагивает и вопрос о том, развивается ли мир и человеческая сущность, или они неподвижны и неизменны. Далее. Если материя первична, а сознание вторично, то это означает, что сознание возникает в результате развития материй. Таким образом, вопрос о развитии входит в состав ОВФ, являемся его особой модификацией, или превращенной формой. Материализм и идеализм в своей глубинной сути отнюдь не одинаково относятся к метафизике и диалектике.

Исторические формы Диалектики и Метафизики.

Диалектика

1) Диалектика Гераклита. Уже потому, что самая обширная группа фрагментов Гераклита посвящена противоположностям можно судить о центральном положении этой проблемы в учении эфесца. Единство и «борьба» противоположностей - так можно абстрактно выразить структуру и динамику сущего. Единство всегда есть единство различного и противоположного.

Древним, да и многим современным интерпретаторам философии Гераклита часто представляется загадочным его утверждение о тождестве противоположностей. Однако многие из его примеров совершенно ясны. «Добро и зло» [одно и то же]. В самом деле, врачи, говорит Гераклит, всячески режущие, требуют еще сверх этого платы, хотя ее не заслужили, ибо они делают то же самое: благо и болезни. Или: «Путь вверх и путь вниз один и тот же» «Ослы золоту предпочли бы солому». Во всяком явлении он ищет противоположное ему, как бы рассекая всякое целое на составляющие его противоположности. А за рассечением, анализом следует синтез - борьба, «война» как источник и смысл любого процесса: «Воина есть отец всего и мать всего, одним она определила быть богами, другим людьми…»

Гераклит Эфесский считал первоматерией огонь, который лежит в основе вечного круговорота в природе. Круговорот имеет «путь вверх»: земля - вода - воздух - огонь и «путь вниз», в обратном направлении. Гераклит был первым крупным диалектиком античности, основателем диалектики в ее первоначальной форме. Ему принадлежит известный афоризм, выражающий общую идею материалистической диалектики - «все течет, все изменяется». Излагая, эту идею в образной форме, Гераклит утверждал, что «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»: поскольку вода непрерывно течет, в другой раз мы входим в иную реку.

Гераклит высказал глубокую догадку о движении как борьбе противоположностей: «В одну и ту же реку мы входим и не входим, существуем и не существуем». Гераклиту принадлежит следующая трактовка единого мирового процесса. «Мир, единый из всего, не создан ни кем из богов и ни кем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим». Ленин назвал этот фрагмент «очень хорошим изложением начал диалектического материализма».

Разумеется, огонь Гераклита также не был буквально огнем. Диалектика Гераклита, первая блестящая форма античной материалистической диалектики, имела исторически ограниченный характер. Это была скорее диалектика движения, а не диалектика развития. Это диалектика круговорота, «беличьего колеса» (по глубокой оценке А.И. Герцена). Утверждение о том, что нельзя дважды войти в одну реку, наряду с замечательно глубокой диалектической идеей, содержало и элемент преувеличения, абсолютизации изменчивости вещей, их относительности, т.е. элемент релятивизма (концепции, абсолютизирующей относительность вещей). Позднее ученик Гераклита Кратил (2-я пол. V в. -начало IV в. до н. э.), доводя этот элемент до логического завершения, утверждал, что нельзя и одного раза войти в одну и ту же реку. Он считал, что в силу непрерывного изменения вещей их невозможно правильно назвать и поэтому предпочитал указывать на вещь пальцем.

Школа софистов (Горгий, Протагор и др.) доводили до абсурда элемент релятивизма, заложенный в представлениях Гераклита. Пр. Взявший в займы теперь ничего не должен, так как он стал другим и т.п.

    Диалектика классической немецкой философии (Кант, Фихте, Гегель)

Философская система делится Гегелем на три части:

Философия природы

Философия духа

Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда Гегель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, я из великой книги самой природы и общественного развития.

Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляют собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие – единство противоположностей. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом рациональный смысл гегелевского положения о конкретном тождестве.

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только начало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя из одной ступени к другой, более конкретной и содержательной.

Высшая ступень развития – «абсолютный дух».

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Божественная мысль, которая пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно.

Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

С чего начинается развитие этой идеи? После долгого обсуждения этой нелегкой проблемы Гегель приходит к выводу, что началом служит категория чистого бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Но из чего? Очевидно, что из небытия, из ничто. «Есть пока что ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чистое ничто, а такое ничто из которого должно произойти нечто; бытие стало быть, уже содержится так же и в начале. Начало, следовательно, содержит в себе и то и другое, бытие и ничто; оно есть единство бытия и ничто или, говоря иначе, оно есть небытие, которое есть вместе с тем небытие».

Если диалектический процесс возникновения Гегеля стремится выразить при помощи категории становления, то процесс исчезновения, выражается им при помощи категории снятие. В ней выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождество противоположностей. В мире ничто не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового.

Отрицание для Гегеля не однократный, а по сути дела бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис – антитезис – синтез. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет в переработанном виде, используя жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным.

В результате отрицания какого либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит некоторые черты первого, исходного звена. Все эта конструкция называется триадой.

В философии Гегеля триада выполняет не только методологическую функцию, но и функцию самосозидающую.

В целом философия Гегеля делится на три части: логику, философию природы и философию духа. Это триада, где каждая часть выражает закономерны этап диалектического развития. Логику он делит так же на три части: учение о бытии, например включает в себя: 1) определенность (качество), 2)величина (количество), 3)мера.

Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно определена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую.

Большим научным достижением следует считать положение Гегеля об узловой линии отношения мер. Достигнув определенной стадии, количественные изменения вызывают скачкообразные и большей частью внезапные качественные изменения. Те пункты, в которых происходит качественный скачок, т.е. переход к новой мере, Гегель называет узлами. Развитие науки и общественной практики подтвердило правильность открытого Гегелем диалектического закона.

Диалектика перехода количества в качество отвечает на вопрос о форме развития всех природных и духовных вещей. Но остается еще более важный вопрос о движущей силе, импульсе этого развития. «Противоречие есть корень всякого движения и жизненности, лишь поскольку оно имеет в самом себе противоречие, он движется, обладает импульсом и деятельностью»

Ход рассуждения у Канта : попытка разума постичь вещи в себе приводят к антиномиям, т.е. к неразрешимым логическим противоречиям. По Канту, следует признать бессилие разума и непознаваемость мира. Гегель же с этим не согласен: вскрытие противоречия свидетельствует не о бессилии разума, а о его мощи. Антиномии не тупик, а путь, ведущий к истине.

Метафизика

1) Элеаты - Ксенофан, Парменид, Зенон (конец VI - начало V в. до н.э.) рассматривали чувственно наглядный мир как мир «ложных мнений», т.е. мир чувств, искажающий действительный мир. В сущности за изменчивым ложным миром внешних явлений скрывается абсолютно неподвижное и неизменное бытие, имеющее духовную природу.

Парменид полностью отвергал взгляд Гераклита на противоречивую природу бытия. Логика заключения элеатов об абсолютно неподвижном бытии, которое оказывалось мыслью, явственно обнаруживается в связи с апориями («затруднениями»), сформулированными Зеноном: «Дихотомия», «Ахилл», «Стрела», «Стадий». Смысл апории «Стрела» заключается в утверждении: «Летящая стрела покоится». Ход рассуждений Зенона, несколько отойдя от буквального, можно изложить следующим образом: в каждый момент времени острие стрелы должно находиться в определенной точке пространства, но это означает, что движение есть сумма моментов покоя. Движение, следовательно, существует лишь в ложном чувственном восприятии, истинное же бытие неподвижно. Заслуга Зенона Элейского (которого Аристотель назвал «изобретателем диалектики») состоит в том, что он обнаружил действительное противоречие движения. Однако это противоречие было схвачено им в парадоксальной форме, было понято и истолковано в духе отрицания движения. Преодолеть «затруднения» Зенона - это значит создать новый способ мышления, опирающийся на глубокий учет противоречивой природы бытия вещей и самого человека. В первоначальной форме такой способ был создан еще Гераклитом. Его трактовка проблемы «войти в реку» содержала и решение апории «Стрела».

2) Метафизический и механистический материализм 17-18 веков (Бэкон, Спиноза, Локк)-Философия нового времени.

Декарт Истоки и задачи методического сомнения обоснованного Декартом, состоят в следующем. Все знания подлежат проверке сомнением. Согласно Декарту надо оставить в стороне суждения о тех предметах и целостностях, в существовании которых хоть кто-то на земле может сомневаться, прибегая к тем или иным рациональным доводам и основаниям. Смысл сомнения в том, что оно не должно быть самоцельным и беспредельным. Его результатом должна стать первоистина.

Знаменитое cogito ergo sum – я мыслю, следовательно, я есть, я существую – рождается из сомнения. Когда мы отвергаем все то, в чем можем усомниться, мы не можем в равной мере предположить, что мы сами, сомневающиеся в истинности всего этого, не существуем, следовательно «я мыслю, следовательно, я существую» истинно.

Метафизика системы Декарта представляет собой учение о мире, как единстве двух субстанций: протяженной и мыслящей, что является основой дуализма. Основание дуализма заключается в том, что метафизическая картина состоит из мира духовного (res cogitans) и материального мира (res extensa). Они равноправны, независимы и между ними не существует промежуточных ступеней. Декарт:»Природа материи, взятая в целом, заключается не в том, что она состоит из твердых и тяжелых тел, имеющих определенный цвет или воздействующих на наши чувства каким-нибудь способом, но лишь в том, что это-субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину».

Диалектика и метафизика

Факт развития природы и общества отрицать невозможно; с принципом развития согласны всœе философы, но понимают его по-разному. Исторически сложились два базовых подхода к развитию: метафизический и диалектический.

Одной из базовых особенностей метафизической концепции развития является взгляд на природу как на случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга и независимых друг от друга, находящихся в состоянии покоя и неподвижности. Метафизический взгляд на мир господствовал в философии и науке вплоть до XIX века.

Метафизика рассматривает развитие как чисто количественные изменения, без качественных скачков, без борьбы противоположностей, полагая, что источник развития находится вне данной системы. Им является внешний толчок другой системы, либо первотолчок (И. Ньютон). Общая тенденция, направленность процесса развития – восходящая или нисходящая линия, круговорот. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абстрактность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении различных проблем, явлений и процессов действительности.

Разновидностями метафизического способа мышления являются: догматизм, релятивизм, софистика и эклектика.

Догматизм отрицает, прежде всœего, принцип развития. Главным признаком догматизма при решении теоретических и политических проблем является отказ от признания зависимости истины от условий, места и времени. Положения, бывшие истинными в одних обстоятельствах, догматик превращает в застывшие, неизменные догмы, которые якобы сохраняют свою истинность на всœе времена.

Релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. Различие между диалектикой и релятивизмом можно проиллюстрировать, сопоставив положения Гераклита из Эфеса и Кратила из Афин. Гераклит утверждал, что ʼʼв одну и ту же реку нельзя войти дважды, ибо на вступающих в одну и ту же реку всœе новые и новые вода текутʼʼ. Кратил же, в противоположность Гераклиту, полагал, что в одну и ту же реку нельзя вступить и единожды. В положении Гераклита момент изменчивости сочетается с моментом устойчивости. В положении Кратила момент устойчивости отрицается и абсолютизируется момент изменчивости. Событие превращается в сплошной поток изменения и исчезает, в связи с этим в одну и те же реку нельзя вступить и единожды. Релятивизм - ϶ᴛᴏ также абсолютизация условности знания, отрицание возможности познания объективной истины. В современной методологии и философии науки существует ʼʼметодологический релятивизмʼʼ – принципиальный отказ от абсолютных научных предпочтений (ʼʼэпистемологический анархизмʼʼ П. Фейерабенда ). Релятивизм должна быть ʼʼэтическимʼʼ (у каждого – ʼʼсвояʼʼ мораль); ʼʼэстетическимʼʼ (ʼʼсуждения вкусаʼʼ не являются всœеобщими); ʼʼисторическимʼʼ (теория О. Шпенглера ).

Софистика - ϶ᴛᴏ сознательное использование для обоснования и доказательства тех или иных положений таких доводов, которые по форме выглядят как правильные, а по существу являются заведомо ложными. Основным примером софистики является использование так называемых софизмов. К примеру, на обвинœение во лжи софист отвечает: ʼʼКто лжет, говорит то, чего нет. Но того, чего нет, нельзя сказать. Следовательно, никто не может лгатьʼʼ.

Эклектика - ϶ᴛᴏ соединœение различных, противоположных взглядов, идей, принципов и теорий. Кажущаяся многосторонность эклектики оказывается простой видимостью, так как эклектика лишь формально сочетает разные признаки предмета͵ не выясняя их подлинной взаимосвязи, не умея выделить среди этих признаков главного, определяющего. Для эклектики также характерны: подмена понятий, нарушение принципов целостности, объективности, конкретности рассмотрения предметов и явлений.

Прямую противоположность метафизического понимания процесса развития составляет диалектическая концепция развития. Диалектика есть учение о всœеобщих законах развития и изменения природы, общества и мышления.

Впервые слово ʼʼдиалектикаʼʼ применил Сократ (VI в. до н.э.) (стихийная диалектика ): искусство вести спор, диалог, метод раскрытия противоречий в мышлении, рождение истины. Метод Сократа получил название ʼʼмайевтика ʼʼ. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, диалектика с самого своего появления была тесно связана с поиском, развертыванием и разрешением мыслительных противоречий, с которыми сталкивается любой человек в своей познавательной практике.

Большой вклад в развитие диалектического взгляда на мир внесли Кант и Шеллинг . При этом наивысшей ступени развития идеалистическая диалектика получила в философской системе Гегеля . Диалектика Гегеля (а также других немецких философов) является методом познания и мышления, т.к. ее основное внимание связано с изучением процессов развития в духовных, познавательных, субъективных системах бытия. Философия Гегеля выстроена согласно триадичным (троичным) принципам. Как объективный идеалист он вводит понятие о трех ступенях саморазвития Абсолютного Духа: Логика (развитие понятий), Субъективный Дух (развитие индивидуального сознания человека), Объективный Дух (развитие духовной общечеловеческой культуры). Философия - ϶ᴛᴏ наивысшая форма Объективного Духа, в рамках которой и завершается саморазвитие и самопознание Абсолютного Духа. Троичный принцип был положен Гегелœем в основу построения диалектики как метода познания и мышления: тезис (утверждение), антитезис (отрицание) и синтез (отрицание отрицания или ʼʼснятиеʼʼ).

Автором материалистической диалектики XIX века был К. Маркс . Он построил диалектику на базе материалистического понимания исторического процесса и развития познания. В ней органически сочетаются законы развития как бытия, так и познания. Материалистическая диалектика не только онтологическое, но и гносœеологическое учение, рассматривающее мышление и познание равным образом в становлении и развитии.

Рассмотрим принципы диалектики – основные, исходные положения.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всœеобщей связи . Диалектика утверждает, что всœе в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Связь представляет собой отношение между предметами и событиями, когда изменение одного ведет к изменению другого.

Принцип развития является центральным, исходным началом диалектики. Диалектика считает, что развитие объективно, так как развивается сам объективный мир, а сознание лишь отражает это развитие. Развитие всœеобще, объективно, необратимо, обязательно включает качественные изменения.

Принцип объективности предполагает рассмотрение действительности такой, какой она является на самом делœе; требует от субъекта сознательного использования проверенной информации, а также – ясного признания познаваемости материальных систем.

Принцип системности требует всœестороннего рассмотрения объектов; стремится к охвату наиболее важных сторон, к выделœению определяющей, интегративной стороны, от которой зависят остальные (принцип субстанциональности ); а также – отграничению необходимых связей от случайных, существенных от несущественных (принцип детерминизма ).

Принцип историзма (или исторический подход) опирается на диалектику как теорию познания и включает требование к познающему субъекту рассматривать материальные системы в их динамике. Этот принцип включает: 1) Ретроспективность. Требуется иметь неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предварительное представление о сущности предмета в настоящий момент, что позволяет установить исходную стадию его развития. 2) Изучение предпосылок возникновения предмета. 3) Применение базовых законов диалектики. 4) Выделœение этапов развития предмета͵ диалектики общего и единичного. 5) Определœение направления и характера развития или изменения предмета. 6) Изучение не только истории объекта͵ но и истории отражающих ее понятий и положений.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному . Конкретное выступает в качестве синтеза, системы определœений. Каждое определœение отражает отдельную сторону, свойство, оно абстрактно. В процессе синтеза всœе новых определœений мы восходим от абстрактного знания (неполного) к конкретному (более полному). Конкретное в мышлении отражает существенные стороны изучаемого явления в их связи.

Принцип единства исторического и логического помогает понять, как конкретное в действительности трансформируется в конкретное в познании. Логическое - ϶ᴛᴏ теоретическое воспроизведение закономерностей реального развития. Историческое – процесс развертывания действительности во времени во всœем многообразии ее конкретных форм.

Общее понимание характера поступательного развития человеческого познания выражено Гегелœем через формулировку трех законов диалектики , которые были впоследствии включены К. Марксом в материалистическую диалектику. Закон единства и борьбы противоположностей подчеркивает наличие внутренних импульсов к развитию, определœенных столкновением различных сил и тенденций в самом мыслительном процессе. Берет верх та сторона, которая является более жизнеспособной и прогрессивной, и тем самым происходит разрешение противоречия. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений подчеркивает наличие скачков – взрывов, обозначающих ʼʼпрерывность в непрерывностиʼʼ. Под воздействием количественных накоплений (вещества, энергии информации) наступает скачок как процесс перехода предмета в принципиально иное состояние (качество). Закон отрицания отрицания характеризует поступательность развития: результат содержит в себе свое начало. Главное здесь не отрицание, а синтез, объединœение всœего того, что было рациональным на предыдущих этапах и повтор на высшей ступени черт и структур исходной ступени. Этот момент связан с механизмом прогрессивного развития познавательных и мыслительных структур.

Основные законы диалектики необходимым образом реализуются в процессе развития предмета͵ но при этом не исчерпывают собой всœех существенных характеристик развития. По этой причине помимо трех базовых законов диалектика включает в себя и так называемые не основные законы, содержание которых выражается через взаимосвязь соответствующих категорий (от греч. kategoria – высказывание). Категории представляют из себяфундаментальные понятия, в которых выражаются наиболее существенные характеристики изучаемой какой-либо наукой области действительности. Коснемся наиболее важных категорий диалектики.

Качество , количество , мера . Качество есть определœенность предмета͵ представляющая собой целостную и относительно устойчивую совокупность его специфический свойств. Количество - ϶ᴛᴏ степень развития данного качества, это такая определœенность предмета͵ которая в известной мере безразлична к данному качеству. Мера - ϶ᴛᴏ допустимый интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется данное качество. Мера выражает внутреннюю связь качества и количества.

Тождество , различие , противоположность , противоречие . Тождество - ϶ᴛᴏ понятие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ отражает постоянство предмета͵ его относительную устойчивость. Различие отражает изменчивость предмета͵ несходство его сторон, тенденций. Тождество и различие не существуют друг без друга. В тождестве всœегда есть различие, а различие предполагает тождество. к примеру, два атома одного элемента тождественны и в то же время различны (изотопы, ионы, энергетические уровни). Противоположности - ϶ᴛᴏ различия в предметах, явлениях, сторонах, которые в определœенной целостности взаимно исключают друг друга (к примеру, положительно и отрицательно заряженные частицы, имущие и неимущие слои населœения). Отношение между противоположностями – есть противоречие. Противоречие есть понятие для обозначения отношения между сторонами, тенденциями целого предмета͵ при котором они взаимополагают, взаимообуславливают, взаимоотрицают друг друга.

Общее , единичное , особенное . Общее – философская категория, отражающая сходные, повторяющиеся черты и признаки, принадлежащие ряду единичных предметов или всœем предметам определœенного класса. Своеобразие предметов фиксируется категорией единичного. Единичное - ϶ᴛᴏ философская категория, выражающая специфику именно данного предмета͵ его уникальность. Предметам и явлениям окружающего мира одновременно присуще общее и единичное. Единство общего и единичного выражается как особенное. Особенное – философская категория, выражающая синтез общего и единичного, их взаимопереход, который всœегда происходит в особенной форме, присущей только данным явлениям и никаким другим. Эти категории выступают также как ступени процесса познания предмета или явления. Сначала познается единичное, затем особенное и в итоге – общее (индукция) или наоборот (дедукция).

Целое и часть . Целое является исходным пунктом теоретического анализа объекта потому, что оно представляет собой ту форму, посредством которой объект изначально предстает перед исследователœем, затем выясняется структура объекта – его части. Целое, однако, не сводится к сумме частей, а включает и способ объединœения частей, их взаимосвязи и т.д. Отношение частей и целого - ϶ᴛᴏ взаимодействие, благодаря которому целое обладает свойствами, отсутствующими у каждой из частей в отдельности. Взаимодействие частей приводит к появлению у целого новых, интегративных свойств. Категории ʼʼэлементʼʼ -ʼʼсистемаʼʼ сопоставимы с категориями ʼʼчастьʼʼ и ʼʼцелоеʼʼ, но вместе с тем отношение ʼʼэлементʼʼ-ʼʼсистемаʼʼ включает категорию структуры – этой совокупность устойчивых связей объекта͵ обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение базовых свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Форма и содержание . Эти понятия древние (к примеру, их определœения давал Аристотель), многозначные, с несколько размытыми значениями. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета͵ явления, процесса. К примеру, содержание кинофильма – его сюжет, содержанием производства – изготовление определœенной продукции. Форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. К примеру, для художественного произведения, это его композиция, приемы выражения чувств и мыслей. Форма очень важна, т.к. организует то или иное содержание, закрепляет определœенную ступень развития, нормализует ее. Реально форма неотделима от предмета͵ но в тоже время она имеет относительную самостоятельность. К примеру, существует целый ряд наук, специально изучающих различные формы: геоморфология, структурная лингвистика, геометрия, кристаллография. В науке успешно применяется метод формализации знания (языка). Он представляет перевод содержательных фрагментов знания на искусственный символический и формульный язык, подчинœенный четким правилам построения формул и их преобразований. Это обеспечивает успешное решение познавательных задач во многих научных дисциплинах. Единство формы и содержания, их тонкая прилаженность друг к другу ярко проявляется, к примеру, в искусстве. Отнюдь не всякое содержание может становиться предметом художественного творчества. Не устройство атомов, не производственные процессы, а человек, его проблемы составляют содержание искусства. Исключительное значение в искусстве имеет мастерское владение формой, к примеру, не каждое стихотворение может называться поэзией.

Необходимость и случайность . Необходимость - ϶ᴛᴏ такое явление или событие, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ обязательно наступает или происходит при наличии определœенных условий. Случайность может проявить себя в какой-либо форме, а может и не проявить вообще, являясь не значительной и внешней для исследуемого процесса. Необходимость порождается внутренней природой развивающегося явления, а случайность – внешними воздействиями. Необходимость определяет главное направление в развитии предмета͵ случайность же выражает отклонение от данного направления. Необходимость и случайность взаимосвязаны и объективны. Случайность есть форма проявления и дополнение крайне важно сти, а крайне важно сть прокладывает себе дорогу через массу случайностей. Возможен переход их друг друга. Случайные изменения окружающей среды приводят постепенно к изменению генетического аппарата животных и, соответственно, наследственности.

Сущность и явление . Сущность – система необходимых и устойчивых, прежде всœего внутренних, и потому скрытых от непосредственного наблюдения сторон предмета͵ взятых в их естественной взаимосвязи; то, без чего данный предмет не должна быть самим собой. Явление - ϶ᴛᴏ совокупность внешних, часто случайных, а потому изменчивых сторон предмета; способ обнаружения сущности через свойства и связи, доступные чувствам. Сущность и явление тесно связаны друг с другом, хотя непосредственно и не совпадают. Сущность обнаруживается через явление, но не раскрывается при этом полностью. Вместе с тем раскрытие сущности невозможно без изучения ее внешних проявлений.

Причина и следствие . Познание сущности предмета с крайне важно стью предполагает уяснение причин, его порождающих и изменяющих. Причина - ϶ᴛᴏ взаимодействие между предметами, их сторонами и элементами, вызывающее определœенное изменение в них. Следствие – результат такого взаимодействия, в котором фиксируются указанные изменения. Причина, таким образом, первична по отношению к следствию. Эти категории имеют первостепенное значение для процесса познания. Любая научная теория обязательно предполагает выяснение причин исследуемого объекта. Знание причин способствует его предсказанию, а во многих случаях позволяет активно воздействовать на ход того или иного процесса. В познании мы идем, как правило, от следствия к причинœе. И диалектическое их понимание делает эти категории необходимыми звеньями, ступеньками научного познания действительности.

Возможность и действительность . В широком смысле слова под действительностью принято понимать весь объективно существующий мир, объективная реальность во всœей ее конкретности. В более узком смысле слова под действительностью принято понимать конкретное бытие отдельного объекта в определœенное время, в определœенных условиях. Это его актуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется с категорией возможности. Возможность - ϶ᴛᴏ такое состояние (или ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление. Под возможностью принято понимать также то, тенденции возникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще не стало наличным бытием. Антонимом понятия возможности является понятие невозможного, ᴛ.ᴇ. таких событий и явлений, возникновение которых исключается закономерностями, присущими действительности. Имеются различные виды возможностей: существенная и несущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.
Размещено на реф.рф
Обратимой принято называть такая возможность, с превращения которой в действительность первоначальная действительность становится возможностью. Пример – превращение жидкого состояния в газообразное. Необратимой принято называть такая возможность, с превращением которой в действительность первоначальная действительность становится невозможностью. Пример – смерть человека. Формальные – возможности, обусловленные случайными свойствами и связями, к примеру, выигрыш машины в лотерее. Реальные – возможности, обусловленные необходимыми сторонами и связями объекта͵ к примеру, созревание овощей на огороде. Диалектическая связь возможности и действительности проявляется в ряде отношений. Прежде всœего, они предполагают друг друга: всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своего дальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительность возникла как результат реализации ранее существовавших возможностей.

Диалектика и метафизика - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Диалектика и метафизика" 2017, 2018.

Диалектика (1,2).

1. Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.

2. История диалектики.

3. Основные принципы диалектики.

4. Понятие закона. Законы диалектики и законы частных наук.

5. Основные законы диалектики.

7. Методологическое значение законов и категорий диалектики для медицинского познания.

Понятие диалектики. Диалектика и метафизика.

диалектика – это учение о всеобщих связях и закономерностях развития природы, общества и мышления, а также основанный на этом учении метод познания. С точки зрения диалектического подхода , все предметы, явления и процессы рассматриваются как взаимосвязанные, находящиеся в состоянии постоянного изменения, развития, а источником развития признается присущая им внутренняя противоречивость.

В переводе с древнегреческого понятие «диалектика» означает «диалог », «искусство вести беседу ». Такое понимание восходит к философии Сократа ,который рассматривал диалектику как искусство вести диалог, целью которого является достижение истины путем столкновения противоположных мнений. Метод диалектики он назвал майевтикой (повивальным искусством), т.к. с его помощью в процессе беседы рождается истина.

Диалектика выступает одновременно как теория и как метод . Задача теории – объяснить мир, задача метода – сформулировать принципы познавательной деятельности. Между теорией и методом существует тесная взаимосвязь: метод служит для разработки теории, теория является необходимым условием создания метода. диалектика как философская теория – это система знаний об объективной реальности, где все явления материального и духовного бытия во взаимосвязаны и взаимообусловленны, находятся в непрерывном изменении и развитии. диалектика как метод познания является способом осмысления действительности во всех ее проявлениях: природы, общества и самого мышления, - основанном на диалектических принципах.

В истории философии также сложился подход к пониманию бытия, противоположный диалектическому, – метафизический.Метафизический подход , не отрицая движение и развитие, видит источник развития во внешних влияниях и взаимодействиях, а его содержание сводит к количественным изменениям.

Метафизика также выступает как теория и как метод. Термин «метафизика» (греч. «после физики») был введен последователями Аристотеля и обозначал учение о высших, надприродных началах бытия, недоступных органам чувств и постигаемых лишь разумом. В религиозной философии понятие «метафизика» нередко употребляется в значении «онтология» (*метафизика всеединства В.Соловьева). Метафизика как метод тоже начал формироваться в античности. К трудам Парменида и Зенона восходят попытки рассматривать бытие как неподвижное и неделимое. Но особое распространение метафизический метод получил в философии Нового времени, когда под влиянием математики и механики отдельные составные части бытия, явления и процессы рассматривались в их обособленности, вне общих взаимосвязей и процессов развития.

Метафизический подход отличается односторонностью, приводит к формированию статичной и умозрительной картины мира.

Диалектика (от греч. диалектике) означает искусство вести беседу, рассуждать. В современном понимании диалектика - это теория и метод познания действительности, учение о единстве мира и всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Научный диалектический взгляд на мир складывался в течение длительного развития философии. Элементы диалектики содержались в учениях философов древнего Востока, Индии, Китая, Греции, Рима. Сегодня можно выделить три ее исторические формы - стихийную диалектику древних, идеалистическую диалектику немецкой классической философии и материалистическую диалектику современности.

СТИХИЙНАЯ ДИАЛЕКТИКА ДРЕВНИХ в наиболее ясной форме была выражена в философии древней Греции, в рассуждениях Гераклита из Эфеса.

Согласно Гераклиту, все течет и изменяется, все существует и в то же время не существует, находится в постоянном процессе возникновения и исчезновения. Гераклит стремился объяснить превращение вещей в их собственную противоположность. Вот один из фрагментов его рассуждений: «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это».

Ряд диалектических проблем поставил в свое время Зенон из Элеи. Аристотель даже называл Зенона «изобретателем диалектики»

На идеалистической основе стихийная диалектика развивалась в школах Сократа и Платона. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаруживать истину путем столкновения противоположных мнений в споре. Он же первым и ввел термин «диалектика». Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого идет познание сущего - идей, движения мысли от низших понятий к высшим.

Элементы диалектического мышления можно найти в философских учениях многих представителей античного материализма и идеализма, последующих за ними философских учений и школ, но все это была стихийная диалектика.

В утверждении диалектического взгляда на мир большую роль сыграла ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Кант, Шеллинг, Гегель). Высшей ступени развития идеалистическая диалектика достигла в философской системе Гегеля.

Под диалектикой Гегель понимал не только искусство полемики, спора, беседы, но и определенный взгляд на мир. Диалектика у него - это метод познания действительности, который учитывает противоречивость мира, его изменение, взаимосвязи явлений, вещей и процессов, качественные превращения, переходы от низшего к высшему через отрицание отжившего и утверждение нового, растущего.

Однако диалектика Гегеля разрабатывалась на идеалистическом решении основного вопроса философии и не могла быть до конца последовательной. В диалектике идей Гегель лишь угадал диалектику вещей. По Гегелю, развитие окружающего мира определяется саморазвитием «абсолютной идеи», мистического «мирового разума» в процессе рассуждения о самом себе.

Высшей исторической формой диалектики явилась ее марксистская модель - МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ДИАЛЕКТИКА СОВРЕМЕННОСТИ. Исследуя и материалистически перерабатывая идеалистическую диалектику Гегеля, Маркс освободил ее от идеализма и элементов мистики. Он создал диалектику не только отличную от гегелевской, но и прямо противоположную ей. Сам Маркс писал по этому поводу так: «У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно».

Для марксистской диалектики характерным является объективность рассмотрения явлений, стремление постичь вещь саму по себе, как она есть, в совокупности ее многообразных отношений к другим вещам. Наиболее ярко это проявляется в УЧЕНИИ ОБ ОБЪЕКТИВНОЙ И СУБЪЕКТИВНОЙ ДИАЛЕКТИКЕ.

ОБЪЕКТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА - это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанном целом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.

СУБЪЕКТИВНАЯ же ДИАЛЕКТИКА, или ДИАЛЕКТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - это движение и развитие мыслей, понятий, которые отражают в сознании объективную диалектику.

Субъективная диалектика, следовательно, вторична, объективная - первична. Первая зависит от второй, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика есть отражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, и другая подчинены одним и тем же всеобщим законам.

Исходными принципами диалектики являются: ПРИНЦИП РАЗВИТИЯ и ПРИНЦИП ВСЕОБЩЕЙ СВЯЗИ.

Диалектика рассматривает мир в постоянном изменении и развитии, в движении. В этом нас убеждают и повседневный опыт, и достижения науки, и общественная практика. Так, многочисленные тела Вселенной - результат длительного развития различных видов материи. В процессе эволюции материального мира возник человек.

Как же в материалистической диалектике понимается сам процесс развития? Оно рассматривается как движение от низшего к высшему, от простого к сложному, как качественное изменение, скачкообразный процесс, предполагающий коренные качественные перевороты - революции. Причем, это движение совершается не по замкнутому кругу и не по прямой линии, а по спирали, свободно вычерченной от руки. Каждый виток этой спирали глубже, богаче, разностороннее предыдущего, она расширяется кверху. Источник развития диалектика видит во внутренних противоречиях, присущих предметам и явлениям.

Важнейшим принципом диалектики является принцип всеобщей связи. Окружающий нас мир состоит не только из развивающихся материальных образований, но и из взаимосвязанных предметов, явлений, процессов. Современная наука располагает многочисленными данными, подтверждающими взаимную связь и обусловленность явлений и предметов действительности. Так, элементарные частицы, взаимодействуя между собой, образуют атомы. Взаимосвязь атомов, дает молекулы, молекулы образую макротела и так до галактик и метагалактик.

Таким образом, всеобщая связь и взаимообусловленность предметов и явлений составляет существенную особенность материального мира. Поэтому чтобы знать предмет, необходимо изучить все его стороны и связи. А поскольку предметы и явления материального мира многообразны, то многообразны и их взаимосвязи и взаимодействия.

Диалектика изучает не все, а только наиболее общие, существенные связи, те, которые имеют место во всех областях материального и духовного мира. Отражая эти связи в своем сознании, человек открывает законы объективного мира, вырабатывает категории познания. Знание же общих законов составляет непременное условие практической преобразующей деятельности, творчества.

К принципам диалектики относятся еще и принцип детерминизма, т. е. всеобщей причинной обусловленности явлений, принцип объективности рассмотрения, конкретности истины и др.

Принципы диалектики могут быть выражены и конкретизированы только через ее основные понятия - категории и законы.

Термин «категория» (от греч. категория - высказывание, свидетельство, указание) означает такие понятия (формы мышления), которые отражают наиболее общие и существенные свойства, стороны, связи и отношения реальной действительности и познания.

ЗАКОН есть внутренняя повторяющееся, существенная связь явлений, обусловливающая их необходимое развитие. Он выражает определенный порядок причинной и устойчивой связи между явлениями, повторяющиеся существенные отношения.

Законы можно классифицировать по степени их общности. Различают всеобщие, общие и частные законы.

Фундаментальными законами материалистической диалектики являются: закон единства и борьбы противоположностей; закон взаимного перехода количественных и качественных изменений; закон отрицания отрицания.

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ. Этот закон - ядро диалектики. И это не случайно, ибо он указывает причину, источник диалектического изменения, развития. Согласно этому закону, каждому предмету и явлению свойственны внутренние противоположности. Они находятся во взаимодействии: предполагают друг друга и ведут между собой борьбу. Именно борьба внутренних противоположностей служит источником самодвижения, саморазвития явлений материального мира, движущей силой их изменений.

Чтобы понять содержание закона единства и борьбы противоположностей и его всеобщий характер, необходимо уяснить прежде всего такие исходные понятия, как тождество, различие, противоположность.

Диалектическое мышление исходит из того, что всем объектам внутренне присущи тождество и различие.

ТОЖДЕСТВО - это такой специфический вид отношений вещи к себе самой и к другим вещам, который характеризуется ее устойчивостью. Иначе говоря, любой предмет, явление при всех изменениях какое-то время остается самим собой. Так, при всех изменениях на нашей планете. Земля остается Землей, занимает определенное место в солнечной системе, имеет конкретные параметры, совершает закономерное движение.

РАЗЛИЧИЕ характеризуется несовпадением, неравенством вещи самой себе и другим вещам в силу ее изменчивости.

Итак, вещь тождественна самой себе и не тождественна одновременно. Тождество и различие существуют постоянно в их противоречивом единстве.

Отдельные стороны, свойства, черты явлений и предметов находятся и в таких отношениях, которые исключают друг друга. Такое отношение составляет содержание ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ: различия в явлениях, процессах, предметах, сторонах или элементах явлений, процессов, предметов, которые в определенной целостности взаимно исключают друг друга. Например, в атоме существуют положительно и отрицательно заряженные частицы, в живой природе - процессы ассимиляции и диссимиляции, наследственность и изменчивость, возбуждение и торможение и т. д.

Отношение между противоположностями есть ПРОТИВОРЕЧИЕ. Неразрешимых диалектических противоречий нет. Преодоление противоречий является необходимостью.

Загрузка...
Top