Методическая разработка открытого занятия "развитие вокально-певческих навыков эстрадного исполнения в ансамбле". Конспект открытого урока "работа с эстрадным ансамблем в классе вокала" Анны Петряшевой «Музыка-река»

Пермский край

Кунгурский муниципальный район

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Калининская детская школа искусств»

Открытый урок.

«Работа с эстрадным ансамблем в классе вокала»

Подготовил: Гурьянова Н.Л.
Преподаватель эстрадного вокала




с.Калинино 2017 г.

Работа с эстрадным ансамблем в классе вокала.

Цель урока: показать и раскрыть основные моменты работы с вокальным ансамблем.
Задача урока: показать работу с вокальными упражнениями и проработать вокальные партии, аранжировки.

Ход урока.
1. Вступительное слово 3 мин.
2. Пояснительная записка 2 мин.
3. Распевание 8 мин.
4. Работа с вокальными партиями 20 мин.
5. Исполнение в концертном варианте 7 мин.
6. Заключительное слово 5 мин.

Музыкальный материал.
1. Д. Тухманов, Ан. Поперечный. «Аист на крыше»

2 . «Я бы хотела нарисовать мечту»


Вступительное слово.
Вокальный ансамбль школы искусств существует третий год и состоит из однородного двухголосного состава с элементами 4х голосья, учеников вокального отделения старших классов.
Всего занимается 4 человека по 2 в каждой партии. Ансамбль исполняет различные произведения на русском, английском языках и являются постоянным участником всех внутри школьных концертов, а так же принимают участие в муниципальных и межмуниципальных конкурсах.

Пояснительная записка.

Чтобы выявить характер голоса и определить какую партию ему поручить в ансамбле, нужно начинать с «распевки», с каждым в отдельности. В ходе распевания, руководитель определяет тип голоса, его диапазон, выявляет качественные (тембровые) характеристики певческого звука. Необходимо знать, что в эстрадном пении, деление на типы голосов условное. Это обусловлено тем, что эстрадные вокалисты поют в натуральном регистре. У них нет искусственно расширенного высокого участка диапазона, с использованием головных резонаторов. В эстрадном пении голоса различаются, соответственно своей «массе», как высокие и низкие, плюс индивидуальные качества певческого звука.

Прежде чем начинать работу по выработке единого певческого звукообразования у всех участников вокального ансамбля, важно выявить такие нюансы характера голоса как прозрачные, плотные, легкие, тяжёлые, звонкие, приглушённые, звучные, тихие и т.д.

Каждому составу, следует подобрать соответствующие распевки, с целью добиться умения петь упражнения без «своего» тембра, без «своей» вибрации и «своей» силы звука. Каждый слушает своего соседа, стараясь при этом «утопить», «спрятать» тембр своего голоса, в тембре голоса поющего рядом. Каждый следит, чтобы его голос не выделялся и не терялся в общем звучании, которое должно восприниматься поющими как исходящее из одного источника, одного тембра, одной громкости и с общим вибрато.

Лучшие упражнения для выработки единого певческого звукообразования – это диатонические гаммы и арпеджио. Упражнения и гаммы исполняются в подвижных темпах, напористым, полным звуком. Чем выше тесситура, тем больше опоры на мышцы низа живота.

Распевки поются в унисон (если состав смешанный – в октавный унисон), в диапазоне свободно, без напряжения берущихся звуков. При этом в нижнем регистре, низкие голоса поют субтоном, девушки «включают» грудной регистр голоса и поют на pp.

Распевание.

Альты поют упражнение до Ре первой октавы и возвращаются на исходную, сопрано поют до Си первой, ждут, когда альты споют свой оборот и присоединяются к ним с этой же ноты. Такты на три четверти просчитываются вслух или отмечаются телодвижением

Педагог играет упражнение двумя руками в малой и второй октавах. Во всех упражнениях в слоге уВа, гласную у произносить как английский W, исполняя его как форшлаг к слогу Ва .

Гамма для распевок ансамбля выглядит так:

Петь по полутонам вверх до Ре второй октавы. Альты вступают с ноты Ля малой октавы и поют до Фа первой. Руководитель играет упражнение двумя руками в малой и первой октавах.

Все упражнения петь от начала до конца, и только после этого руководитель делает замечания, даёт установку на исправление ошибок, и снова полностью выполнить весь ход упражнения.

Петь упражнения нужно на том участке диапазона, на котором голоса ансамбля чувствуют себя удобно. Там где, скажем, низким голосам высоко, они опускаются на октаву или пропускают высокие ноты. Следует следить за динамическим и тембровым балансом голосов, не допускать выделения какого либо голоса. Атака во всех видах упражнений любая, но единая для всех поющих в ансамбле.

Чётко артикулировать скэт. Использовать только предлагаемые слоги. Распевать ансамбль следует до десяти минут. Обязательно применять нюансировку, различные тембровые оттенки и динамику.

Во время исполнения упражнений, ученики обязательно отбивают доли такта ступнёй. Когда унисон будет выполняться уверенно и чётко, ансамбль переходит к упражнениям гармонического склада.

Аккордовые упражнения.

Аккордовые упражнения петь piano. Руководитель определяет вид атаки, даёт настройку на фортепиано одним звуком или аккордом и просчитывает паузы вслух. Темпы медленные.

Участники ансамбля внимательно слушают настройку и лёгким звуком, без подъезда, начинают упражнение. Вслушиваются в каждый звук, интервал и аккорд. «Растворяют» в общем звучании свой голос.

Все аккордовые упражнения исполняются на crescendo.

Руководитель сам выбирает удобную тесситуру упражнений.

В следующем упражнении паузы отмечает руководитель. Исполнение свободное, по руке педагога.

В медленном темпе и очень свободно.

Скэт подобрать удобный, паузы выдерживать, нюансы соблюдать. Выучить наизусть. Петь в различных тональностях и темпах.

Разучивание партий.

Прежде чем ученики выпишут каждый свою партию для разучивания, необходимо ознакомить их с композицией, напеть каждую партию, обратить внимание на детали и характер интерпретации. На следующем уроке ученики поют по отдельности, каждый свою партию. Педагог играет эту же партию в октавный унисон, выдерживая фразировку задуманного общего звучания песни. Затем партии поются парами голосов: первый и третий, второй и четвёртый. И только на третьем уроке происходит соединение всех голосов. Сразу же обратить внимание на фразировку и баланс голосов. На четвёртом уроке можно требовать исполнения нюансов и намеченной динамики композиции.

Следующие два – три урока добиваться выполнения требований восьми пунктов.

ИСПОЛНЕНИЕ КОМПОЗИЦИЙ

Исполнение эстрадной музыки имеет свои особенности:

а) допускаются отклонения от ритмического рисунка мелодии, зафиксированной в нотной записи.

б) принципиальное значение имеет способ звукообразования и манера интонирования.

в) каждый исполнитель должен обладать чувством свинга и острым ощущением ритма.

г) в ансамбле необходим лидер, способный повести за собой группу, в наибольшей степени владеющий навыками эстрадного исполнения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Работу с эстрадным ансамблем стоит начинать с работы над динамическим и тембровым балансом и вокальной артикуляцией. Добиться этого можно грамотно и упорно работая с вокальными упражнениями – трезвучиями, гаммами, арпеджио и аккордами, по всему рабочему диапазону данного ансамбля. Приступать к работе с вокальной композицией можно только после того как выучены и проработаны вокальные партии аранжировки, приступать к работе над художественной и вокальной интерпритацией композицией, когда она будет впета и отшливована технически. Работая с вокальным ансамблем, следует добиваться:

    Одновременного и бесшумного вдоха.

    Однотипной атаки.

    Инструментальной эмиссии звука.*

    Хорошо смешанного, «общего» тембра.

    Чётко одновременного начала и концовки упражнений.

    Строгого выполнения штрихов, пауз и нюансов.

    Устойчивой и чистой интонации.

* Нормой пульсации голоса в пении, считается 6-7 колебаний в секунду. Добавьте сюда едва уловимые отклонения в ту или другую сторону. И если четыре вокалиста с разной частотой вибрато споют аккорд, то в лучшем случае звучание его для слуха будет некомфортно. Чтобы достичь чистого интонирования, каждый поющий должен петь ровным (инструментальным) звуком, без вибрато. При этом стараться «растворить», «утопить» звук своего голоса, в звуке голоса рядом поющего

Семушина Наталья Петровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Центр Детского творчества №5
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование навыков певческого дыхания. Конспект занятия по эстрадному вокалу".
Дата публикации: 01.11.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования Центр Детского Творчества №5

«Формирование навыков

певческого дыхания»

Конспект занятия по эстрадному вокалу

Возраст учащихся 10-17 лет,

год обучения – любой

Педагог дополнительного образования высшей квалификационной

г. Ульяновск, 2017 год

Цель занятия – освоение приемов певческого дыхания в практической

певческой деятельности учащихся.

Задачи :

Образовательные

Раскрыть актуальность значения дыхания в жизни человека;

Обеспечить усвоение учащимися знаний по формированию и применению

правильного певческого дыхания;

Показать практическую значимость упражнений.

Развивающие

Обучить методике выполнения упражнений, способствующих профилактике

и укреплению здоровья.

Создать условия для развития у учащихся вокально-исполнительских

навыков: активность артикуляционного аппарата, нижнереберное

диафрагменное дыхание, музыкальный и гармонический слух, память,

эмоциональную выразительность, навыки двухголосного пения.

Воспитательные

Воспитание художественного вкуса через освоение

Воспитание сознательного подхода к обучению.

Личностные

Научить использовать возможности своего организма для укрепления и

сохранения здоровья;

Повышения уровня самооценки, стремления к творческой самореализации.

Тип занятия: комбинированное занятие с использованием мультимедийной

презентации.

Методы:

Словесные – комментарии, объяснения, беседа.

Наглядные – показ, показ-исполнение, объяснительно-иллюстративный.

Практические – творческая работа, вокальные упражнения, проблемно-

поисковый, репродуктивный, элементы исследовательского метода,

сравнительный анализ.

Технологии : личностно-ориентированная, развивающего обучения,

межпредметных связей, здоровьесбережения, элементы проблемного

обучения, ИКТ.

Межпредметные связи : музыка, физкультура, сольфеджио, русский язык,

литература.

Планируемые результаты : усвоение учащимися знаний по формированию и

применению правильного певческого дыхания и опоры звука; освоение

артикуляции, четкой дикции, художественно-образного исполнения

произведения.

Материально-техническое и методическое обеспечение: помещение для

проведения занятия с необходимым количеством посадочных мест, доска,

мел, стулья, листы бумаги, ручки, компьютер и мультимедийная установка.

Продолжительность занятия: 1 ч. 40 минут.

№ Этапы работы

Организационный момент

Педагогическая цель: создать условия

для эмоционального настроя и

плодотворной деятельности.

Приёмы мотивации: создание

атмосферы психологического

комфорта.

Методы : словесный, игровой.

Форма проведения: игра.

Форма работы: работа в парах.

Продолжительность: 3 мин.

Здравствуйте, ребята! У меня

прекрасное настроение, и я хочу,

чтобы и у вас оно стало таким

же. Предлагаю вам игру “Подари

тепло другу”.

Встаньте парами лицом друг к

другу. Пусть одни из вас раскроют

свои ладони, а другие накроют их

своими. Посмотрите ласково друг

другу в глаза так, чтобы ваши

ладони потеплели. Чувствуете

А сейчас пожелайте друг другу

что-нибудь хорошее, чтобы ваши

ладони потеплели еще больше.

Что вы пожелали друг другу?

(ответы учащихся)

Настроение улучшилось? Тогда

начинаем!

Актуализация знаний для изучения

нового материала

Педагогическая цель: подготовить

детей к изучению нового материала,

создать ситуацию выбора приоритета

жизненных ценностей, определить

понятия «здоровье».

Приём мотивации: занимательность

материала, создание ситуации для

самомотивации детей.

Метод: игровой с элементами

проблемного обучения.

Форма проведения: беседа, игра-

путешествие.

Форма работы: коллективная,

самостоятельная работа.

Оборудование: стол, бумага,

карандаши.

Продолжительность: 12 мин.

Предлагаю отправиться в

путешествие на воздушном шаре.

Нарисуйте на листах бумаги

воздушный шар, который летит

над землей. В корзине воздушного

шара нарисуйте человечка.

Представьте, что это вы летите

на воздушном шаре. Вокруг голубое

небо, светит солнце. Напишите 9

жизненных ценностей, важных для

Вас настолько, что Вы взяли бы их

с собой в путешествие (например,

дружба, любовь, семья, богатство,

здоровье...). Представьте, что ваш

воздушный шар начал снижаться и

может скоро упасть. Чтобы

подняться вверх, необходимо

срочно избавиться от лишнего

балласта. Сбросьте балласт, то

есть вычеркните 3 (а потом еще 3)

слова из списка. Что вы оставили в

Учащиеся перечисляют свои

жизненные ценности. Педагог

записывает их в столбик на доске.

Если жизненные ценности

повторяются, педагог ставит

плюсы. Затем по количеству

плюсов и по важности для

жизненных ценностей. Например,

1 место – здоровье, 2 место -

семья и т.д. Приходят к общему

выводу о том, что главная

жизненная ценность для человека -

его здоровье.

Что же такое здоровье? (Дети

высказывают свои варианты

С помощью педагога приходят к

выводу, что «здоровье» – это не

просто отсутствие болезней,

это состояние полного

физического, психического,

социального благополучия.

Чем вас лечат, когда вы болеете?

Дети обычно отвечают:

«Лекарствами».

А можно быть здоровым без

лекарства?”

Можно, но как?

Приходят к выводу о том, что

нужно следить за своим здоровьем,

вести здоровый образ жизни,

заниматься спортом, учиться

правильно дышать.

Изучение нового материала

Педагогическая цель: формировать

знания о роли дыхания в жизни

человека, навыки правильного

певческого дыхания, развивать

музыкальный и гармонический слух,

Приём мотивации: эмоциональность

изложения, наглядность,

Объяснение материала с

использованием компьютерной

презентации.

Тема нашего занятия –

«Формирование навыков певческого

дыхания».

Сегодня мы поговорим о роли

дыхания в жизни человека, о том,

занимательность и красочность

предлагаемого материала для

формирования устойчивого,

познавательного интереса.

Методы: репродуктивный,

объяснительно-иллюстративный,

организация совместной

деятельности.

Форма проведения: беседа с

использованием компьютерной

презентации

Форма работы: коллективная.

Оборудование: компьютер,

презентация.

Продолжительность : 1 час 05 мин.

Беседа «Роль дыхания в жизни

человека», объяснение нового

материала – 8 минут;

Выполнение упражнений – 20 минут;

Перерыв – 10 минут;

Работа над репертуаром – 27 минут.

как правильно дышать, и о том,

как правильное дыхание влияет на

индикатор здоровья человека.

правило, имеют крепкое здоровье.

Пение положительно влияет на

работу дыхательной системы,

почек, гортани, щитовидной

железы, сердца.

Пение – отличное средство

самовыражения и снятия

внутреннего напряжения.

В процессе пения укрепляется

певческий аппарат, развивается

дыхание, положение тела во время

пения (певческая установка)

способствует формированию

хорошей осанки.

Пение – один из факторов

улучшения речи, оно благотворно

помогает строить плавную и

непрерывную речь.

Пение положительно влияет на

общее состояние здоровья.

Дыхание – одна из главных загадок

человека. Это ключ к множеству

тайне здоровья, тайне

продолжительности жизни, тайне

сверхъестественных

способностей.

Только дыхание отличает живое

от неживого, нашу планету от

всех других в Солнечной системе,

камни от цветов, жизнь от

Человек может прожить неделю

без воды, 5 дней без сна, месяц –

без еды, но его жизнь остановится

через несколько минут, если он

перестанет дышать.

Еще тысячи лет назад древние

целители знали: дыхание позволяет

человеку лучше познать себя,

восстановить энергетические

запасы организма. Это

подтверждается и сейчас.

Дыхание – это основа жизни, это

получение жизненной энергии из

окружающего пространства.

Именно дыхательные упражнения

позволяют человеку уйти от

медикаментов.

Дыхание уравновешенного человека

отличается от дыхания человека в

состоянии стресса. Дыхательные

упражнения помогают справиться

с целым рядом проблем

современного мира: синдромом

хронической усталости,

депрессией, перепадами

настроения. Установлено, что

если дышать в радостном темпе,

через некоторое время

почувствуешь радость. Также

можно вызвать печаль, тревогу и

даже страх. Каждой эмоции

соответствует свой дыхательный

Дыхательный ритм имеет большое

значение для спортсменов.

Высочайшие достижения в спорте

невозможны, если ты не умеешь

правильно дышать. Благодаря

дыхательным практикам заметно

омолаживается весь организм.

В нашем организме, как в костре,

сгорают питательные вещества и

проходят реакции окисления. Чем

быстрее и больше поступает в

организм кислорода, тем быстрее

этот костер прогорит.

Таким образом, можно

рассуждать о связи дыхания и

продолжительности жизни.

Собака, например, делает 40

вдохов в минуту, ее

продолжительность жизни 15-20

лет. Человек делает примерно 17

вдохов в минуту, живет 70-80 лет.

Черепаха делает 1-3 вдоха в

минуту, живет 150-200 лет, есть

виды, которые живут до 500 лет.

Какой вывод можно из этого

Дети приходят к выводу: чем

медленнее дышишь, тем дольше

живешь.

В легких здорового человека

должен быть постоянный уровень

CO2 = 6,5%, и значение только

этого важнейшего параметра

отличает больного человека от

здорового. Содержание

углекислого газа в организме

можно регулировать

тренировками дыхания, и сделать

это человек способен в любом

возрасте.

Человек – единственное существо

на планете, которое способно

сознательно управлять своим

дыханием, поэтому необходимо

работать над собой,

контролировать свое дыхание,

наслаждаясь долгой и счастливой

На занятиях мы уделяем большое

значение дыханию, т.к. правильное

певческое дыхание – это основа

Комплекс здоровьесберегающих

упражнений, который сегодня мы

освоим, является профилактикой

заболеваний, в первую очередь,

заболеваний органов дыхания.

Начнем с упражнений на

формирование и сохранение

правильной осанки и укрепление

позвоночника.

Во время пения нужно стоять

ровно, спина и ноги ровные,

подбородок параллельно полу,

слегка вздернут. Если подбородок

ушел куда-то вниз, как часто

пытаются взять низкие или

высокие ноты, сразу образуется

зажим на месте шея – плечи.

Упражнение «Замок»

Для начала проверим состояние

осанки и позвоночника. Заведём

правую руку за спину сверху, а

левую снизу и сцепим в замок. А

теперь поменяем руки. Получилось

легко – значит, у вас хорошая

осанка и нет особых проблем с

позвоночником.

А как сформировать осанку?

«Книга на голове» - самое

эффективное упражнение на

сохранение осанки.

Можно постараться выполнить

обычные поручения: принеси ручку,

сядь на стул, посмотри в окно, и

делать всё это с книгой на голове.

Можно посоревноваться с детьми,

у кого книга на голове

продержится дольше.

Расслабление

Во время пения тело должно быть

расслаблено, не должно

ощущаться напряжение каких-

либо мышц. В первую очередь, это

относится к мышцам живота и

груди: живот должен быть

расслабленным, мягким. Грудь

нельзя держать после вдоха

«колесом», т.е. выпячивать вперед

и в стороны, мышцы шеи не

должны быть зажаты.

Необходимо также, чтобы

гортань во время пения находилась

в свободном, естественном

положении. Вредна какая-то

постоянная маска на лице,

искусственная улыбка, широко

раскрытые глаза и т.п. Т.е. тело

должно находиться в свободном,

естественном положении.

Физическое расслабление мышц

тела необходимо не только для

свободы гортани, но и для

правильной работы дыхания.

Предлагаю выполнить несколько

упражнений на расслабление.

Упражнение «Пол - потолок»

Задание: Встаньте прямо, ноги на

ширине плеч, руки над головой и

представьте, что вас активно

сжимает пол и потолок. Вы –

пружина, которая стремится

разжаться.

Упражнение «Крест»

Задание: Встаньте прямо, ноги

вместе, руки в стороны.

Представьте, что вас

растягивают вертикально (за ноги

– вниз, за макушку – вверх), и

одновременно – горизонтально (за

левую руку – влево, за правую –

Упражнение «Грим»

Накладываем воображаемый грим

на лицо, лоб, щеки, подбородок.

Похлопываем, поглаживаем.

Можно посмотреться в

воображаемое зеркальце и

мысленно произнести – «Ах, какая

красота!» Советую выполнять

это упражнение перед любым

выступлением, оно раскрепощает

мышцы лица, снимает внутреннее

напряжение, поднимает

настроение, создает чувство

уверенности в себе.

Упражнение «Самомассаж»

Самомассаж улучшает

кровообращение, обмен веществ,

работу всех органов и систем,

повышает тонус организма,

помогает противостоять

простудам и поднимает

настроение.

Исходное положение - стоя. Для

выполнения этого упражнения

активно прогреваем ладони -

трем одну о другую («добываем

огонь»). Когда ладони стали

горячими, начинаем круговыми

движениями растирать

поочередно суставы в следующем

порядке: запястье, локти, плечи,

шея, поясница, колени, голени.

Соответственно в ходе

выполнения упражнения

постепенно сгибаемся до нижней

точки наклона. После выполнения

упражнения медленно

поднимаемся, «выстраивая»

позвоночник от копчика до шеи.

Дыхание – это топливо для

вокалистов. От правильно взятого

дыхания зависит качество звука в

Следующий комплекс дыхательных

упражнений поможет вам лучше

ощутить свою диафрагму и

правильное певческое дыхание.

Я предлагаю встать вполуоборот,

что позволит мне контролировать

выполнение упражнений.

Мы с вами уже знаем, что дыхание

состоит из трех моментов – вдох,

задержка и выдох.

Упражнения на дыхание

«Вдох-выдох»

Вдох и выдох необходимо

контролировать диафрагмой – это

мощная мышца, которая

находится под грудной клеткой.

При вдохе она опускается, при

выдохе поднимается. Чтобы

проще понять, представим себя в

форме шарика или гармошки.

Например, если я, например,

гармошка, то, чтобы меня начать

растягивать, то при вдохе у меня

передняя и задняя стенка, как бы,

раздвигают друг друга. Показ.

Во время вдоха представьте, что

вдыхаете аромат любимого

цветка, при этом следите, чтобы

плечи и грудь не поднимались,

работала диафрагма и мышцы

поясницы.

Чтобы чувствовать диафрагму,

покашляйте, положив кулачок под

грудную клетку. Теперь обхватите

себя - одна рука на животе, другая

на пояснице. Делаем плавный вдох и

плавный выдох на звук «Ф».

Следите, чтобы не поднимались

грудь и плечи. Выдыхать воздух

нужно до конца. Попробуем?

Выполнение. Если вы правильно

выполняете упражнение, то у вас

автоматически пропускается

воздух в диафрагму.

Ну как, получается? Не

волнуйтесь, не у всех это

получается сразу, нужно долго

тренироваться. Желательно

выполнять это упражнение еще

дома перед зеркалом.

Упражнение на плавном вдохе

«Холодное дыхание» («Свеча»)

Нужно поставить перед собой

ладошку и подуть на нее.

Свободную руку для контроля

положим на живот. Дуем на

ладошку, чтобы почувствовать

холод на ладони. Выдыхать воздух

нужно до конца, чтобы ладошка

была всегда холодной. Следим за

диафрагмой – живот «убегает»,

как бы «прилипает» к спине. Показ

– выполнение.

«Раздувание огня»

Также холодный, только теперь

прерывистый выдох.

Прикладывайте усилия к тому,

чтобы выдох был ощущаем, как

будто стоит свеча, и вам нужно

ее задуть.

Упражнение «Вертолет»

кончика языка о небо, произносить

букву «р». Некоторым трудно

произнести звук «р», но все же,

постарайтесь предельно

расслабить кончик языка. Нужно

делать это предельно долго на

одном выдохе и предельно ровно,

чтобы звук не прерывался, не

переходил в какое-то шипение, а

был такой, как маленький

вертолет. Нужно быстро и

коротко вдохнуть, желательно и

ртом, и носом одновременно,

причем не в легкие, а сразу в

живот. Т.е. грудь не поднимается.

Это упражнение можно где

угодно, но, поскольку рычание

достаточно громко слышно, то,

когда вы уже отработаете это

упражнение, поймаете ощущение,

можно перейти на тихий свист,

на букву «с». Здесь у нас уже

получится не вертолет, а

воздушный шарик.

Упражнения на парные

согласные : «с-з», «ш-ж», «ф-в»

Произносим согласные на одном

дыхании, переходя с шипящего на

звонкий, контролируя ощущение

задней стенки диафрагмы (мышц

поясницы).

Вокальные упражнения

Пение закрытым ртом на звук «м»,

с опорой на дыхание, начиная на

примарных тонах в удобной для

учащихся тесситуре.

Пение упражнения в пределах

«секунд» на разные слоги.

Последний звук увеличивает

продолжительность ровного,

спокойного освобождения от

дыхания в зависимости от его

Упражнение поется на «legato»,

начиная от ля первой октавы по

тонам вниз на чередовании гласных

и на ощущении «длинного смычка»

Упражнение поется на сочетании

чередования слогов, где

присутствует гласный и согласный

Упражнение на звук «р» по звукам

тонического трезвучия вниз вверх и

вниз по полутонам.

Работа над репертуаром

Сегодня мы продолжим работу

над музыкальным произведением

Анны Петряшевой «Музыка-река»

План работы:

Анализ словесного текста и его

Грамотное чтение нотного

Разбор тонального плана, ладовой

и гармонической структуры

произведения.

Членение на мотивы, периоды,

предложения, фразы. Определение

формы (куплетная, двухчастная,

трехчастная и т. д.).

Фразировка, вытекающая из

музыкального и текстового

Различные виды динамики.

Построчная работа над песней.

Работа над чистотой

интонирования в партиях сопрано

на сцене с микрофонами.

Закрепление нового материала

Педагогическая цель: формирование

способности выделять главное и

применять полученные знания на

практике.

Устный опрос

Что такое здоровье? (Ответы

учащихся)

Приём мотивации: занимательность

материала, создание ситуации

соревнования.

Метод: словесный, игровой.

Форма проведения: соревнование.

Форма работы: коллективная работа.

Продолжительность: 15 мин.

Контроль . Устный опрос по теме.

Контроль усвоения, обсуждение и

исправление ошибок Мониторинг на

дыхание и дикцию.

Как дыхание влияет на жизнь

человека? (Ответы учащихся)

Назовите правильное положение

тела во время пения стоя и сидя?

(Стоять или сидеть прямо,

свободно, не должно ощущаться

напряжение каких-либо мышц тела

и лица, гортань в свободном,

естественном положении).

Из каких моментов состоит

певческое дыхание? (Вдох,

задержка, выдох)

Объясните и покажите, как нужно

правильно дышать во время пения?

(Вдох бесшумный, плавный,

спокойный, не понимая плечи и

грудную клетку, работают только

диафрагма и мышцы спины).

Мониторинг на дыхание и

дикцию.

Вы сегодня много узнали о том, как

правильно дышать и как дыхание

влияет на пение. Теперь

посмотрим, что у нас получилось.

Будем произносить скороговорку

«Как на горке, на пригорке жили 22

Егорки. Раз, Егорка, два, Егорка,

три, Егорка…» и т.д., пока не

закончится дыхание. Чем больше

Егорок, тем лучше.

А для чего нужны скороговорки?

(Для улучшения дикции).

Вначале произнесем вместе. А

теперь каждый из вас по очереди.

Педагог контролирует выполнение

задания, идет обсуждение ошибок,

их коррекция.

Все молодцы! Лучший результат

сегодня у (имена детей, лучше всех

справившихся с заданием).

Рефлексивно-оценочный этап

Педагогическая цель: мотивация

детей для использования полученных

знаний в жизни, формулирование

вывода, выявление степени

удовлетворенности детей данным

занятием.

Метод: аналитический, рефлексия.

Форма проведения: беседа.

Форма работы: Коллективная.

Продолжительность : 3 мин.

Ребята, что на сегодняшнем занятии

вам понравилось больше всего?

(Ответы детей)

Как вы считаете, кто лучше всех

выполнял задания? (Ответы

О чем вы расскажете дома?

(Ответы детей)

А какое у вас сейчас настроение?

(Ответы детей)

Я вижу, у кого было хорошее

настроение оно не изменилось. А у

кого было плохое – улучшилось. Я

очень рада.

Подводя итог, хочется сказать, что

дышать нужно как маленькие дети.

Понаблюдайте, как они дышат:

дышат они животом, т.е.

диафрагмой. Давайте постепенно

переходить на правильное дыхание,

данное нам с рождения. Кроме

этого, правильное дыхание будет

вашим помощником в любой

сложной ситуации.

Задание на дом

Педагогическая цель: проверить

степень овладения учащимися учебного

материала.

Метод:

· Домашняя работа над вокальными

упражнениями с помощью

презентации, сольными и

ансамблевыми произведениями,

стихотворными текстами.

Продолжительность : 2 мин.

Я хочу, чтобы вы дома выполняли

изученный комплекс упражнений,

контролируя свое дыхание перед

зеркалом, учили песню «Музыка-

река» и свои сольные

произведения.

Спасибо вам за помощь! До

План-конспект открытого занятия по эстрадному вокалу по теме: "Развитие ладового слуха и чувства метроритма".

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

План-конспект открытого занятия

Тема: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Разработала: Захарова Ирина Анатольевна, педагог

дополнительного образования

Курск - 2013

Схема плана-конспекта учебного занятия

Тема занятия: «Развитие ладового слуха и чувства метроритма»

Цель занятия: развивать звуковысотный слух и чувство ритма

Задачи:

Обучающие - разностороннее развитие музыкального слуха, музыкальной памяти;

Развивающие - развивать музыкальные способности детей;

Воспитательные - формировать чувство прекрасного но основе современного музыкального материала.

Тип занятия: повторение пройденного

Методы обучения: словесный метод, наглядный метод, метод игры

Организация рабочего места педагога: песенный материал, диск с записями фонограмм, пианино, игрушка Ступенич, карточки с длительностями, рисунки

Межпредметные связи : сольфеджио, ритмика, актерское мастерство

Литература: Козырев «Система сольмизации» , 1999 г.

Структура занятия

1 Организационный момент

1.1 Приветствие

1.2 Положительный настрой на занятие

1.3 Проверка готовности к занятию обучающихся

1.4 Сообщение темы занятия, постановка цели

2 Актуализация знаний обучающихся

2.1 Повторение пройденного материала

3 Ритмическая пауза.

4 Работа над песнями

5 Итоги занятия

Ход занятия

1. Организационный момент:

Музыкальное приветствие:

Здравствуйте, ребята

Здравствуйте, учитель.

Я рада видеть вас на этом занятии!

Проверка готовности к занятию:

Сейчас вам предстоит петь песни, слушать музыку и для этого мы проведем специальную настройку. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Теперь я буду произносить фразы, а вы их повторяйте хором, негромко, спокойно.

Мы готовы к работе на занятии.

У нас хорошее настроение.

Мы будем стараться.

Откройте глаза, еще раз глубоко вздохните. ВЫДОХНИТЕ и приготовьтесь работать на занятии.

Сообщение темы, постановка цели.

2. Актуализация знаний обучающихся:

Вспомните и расскажите чем вы занимались на прошлом занятии (пели ступени, песни – попевки, разгадывали ритмические загадки) Пели песни «Зонтики», «Эскимос».

Сегодня мы продолжим работу над чистотой интонирования ступеневых оборотов, ритмическими загадками, пением песен для будущих концертов.

Приготовились, настроились - поем ступеньки. Пропевание ступеневых оборотов с их показом ручными знаками. Игра «телевизор».

Вопросы: какая самая главная ступень? - раз.

Почему? - потому что к ней тянутся остальные ступени.

Как ее называют музыканты? - тоника

Теперь вам ступени будут загадывать загадки. Закрывайте глазки. Ушки внимательно слушают. Кто отгадал - поднимает руку.

Молодцы, ребята, очень хорошо справились с этим заданием.

Послушайте внимательно мелодию песни. Я сыграю ее 2 раза. Ваша задача определить настроение этой мелодии и лад

В начале играю – в мажорном ладу, потом в минорном ладу. Дети должны назвать, что изменилось настроение, а соответственно лад, назвать лад

А сейчас послушайте внимательно, мелодию какой песни я играю?

Звучит песня - попевка «Василек» .

Кто помнит какие ступеньки живут в этой попевке.

Кто знает поднимает руку и становится на это время УЧИТЕЛЕМ и всему классу показывает ступени.

А сейчас, какую я играю попевку.

Звучит мелодия попевки «Листопад».

Кто отгадал поднимает руку и поет песню.

Задаваемые вопросы:

Что мы сейчас пели? - мелодию

Мелодия делится на что? – на фразы

Какие ступеньки спрятались в первой фразе? (Кто помнит – тот и показывает).

Какие ступеньки спрятались во второй фразе?

Показываем сердце мелодии - ножками.

Что показывали наши ножки? Пульс мелодии, музыканты называют сердце мелодии - доли

А, сейчас, покажем каждый звук мелодии. Хлопаем в ладоши и показываем ритм песни. Сочетаем движение долевой и ритмической пульсации

К нам в гости пришли длительности – они обозначают сколько длится музыкальный звук.

Дети называют длительности по именам. Поют песни про длительности. Читают их по карточкам и отгадывают ритмические загадки

Разбор новой песни – попевки «Едет, едет паровоз».

3. Ритмическая пауза.

Движение под музыку. Набор элементарных движений показывающих метрическую пульсацию.

4. Работа над песнями

Работа над песней «Эскимос»

Приемы пения: «эхо», «а капелла» - работа по фразам. Прохлопываем ритм в ладошки. Показываем метрическую пульсацию ножками

Молодцы ребята, а закончим мы занятие исполнением песни «Веселые зонтики». Постарайтесь передать веселое настроение в песне. Следите за слаженностью звучания ансамбля.

Исполнение песни «Веселые зонтики» технические задачи: добиться чистоты интонации, четкой дикции, своевременного начала и окончания музыкальных фраз.

Эмоционально-художественные задачи: постараться добиться светлого, возвышенного, одухотворенного состояния при исполнении, почувствовать радость и удовлетворение от исполнения песни.

5. Итоги занятия:

Оценка каждому исполнителю, анализ достижений и неудач.

Конспект открытого занятия Образцового коллектива воально-эстрадной студии "Солнышко" ГБОУ ДТДиМ Колпинского района СПб (руководитель, педагог по вокалу Смирнова Ниталья Алексеевна).

Представлен для распостранения опыта педагогам дополнительного образования детей художественной направленности. Внедрение инновационного подхода в воспитании, и привитие художественного вкуса учащихся через жанр эстрады.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи

Колпинского района Санкт-Петербурга

Методический проект

«Новое педагогическое образование»

Направление «Новое качество»

методическая составляющая проекта «Траектория будущего»

(в контексте третьего года реализации Программы развития учреждения «Пространство свободного выбора»)

В одном солнечном ритме

Конспект открытого занятия

по программе «Вокально-эстрадная студия»

для учащихся 2 года обучения;

тема «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле»

Возраст детей: 8-12 лет

педагог дополнительного образования

Смирнова Н.А.

методист

Абикова Т.А

Санкт-Петербург

2014

Методический проект

«Новое педагогическое образования»

Направление «Новое качество»

и методическая составляющая проекта «Траектория будущего»

(в контексте четвёртого года реализации

Программы развития учреждения «Пространство свободного выбора»)

«Светить всегда, светить везде до дней последних донца.

Светить! И никаких гвоздей! Вот лозунг мой и солнца!»

В. Маяковский

Пояснительная записка

Методическая тема: приемы развития и сплочения детского творческого коллектива в вокально-эстрадной студии «Солнышко»

Методическая цель занятия: демонстрация приемов развития и сплочения детского коллектива вокально-эстрадной студии «Солнышко» в процессе формирования навыка исполнительского мастерства в ансамбле

Описание приемов организации здоровьесберегающей деятельности на занятии

  • Цикл упражнений на дыхание и дикцию, выполняемые в едином ритме (метр, пульсация) при совмещении теории и практики

Цель:

- разогрев мышц артикуляционного аппарата

Профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильного вокального дыхания и опоры звука;

Развитие координации движения и речи;

Сплочение коллектива при выполнении упражнений в едином ритме, синхронно

  • Распевка

Цель:

Подготовка вокального аппарата к пению;

Развитие артистичности, эмоциональности, образности, манеры;

Развитие вокальной техники, диапазона, гармонического слуха в элементах двухголосия, основанное на взаимной поддержке, умении работать в паре

  • Учебно-дидактическая игра «МУЗЫКА СОЛНЦА»

Цель:

Повторение, закрепление знаний средств музыкальной выразительности;

Сплочённость ансамбля на основе доверия друг к другу как обеспечение психологически комфортной среды;

Умение применить теоретические знание в исполнительской практике.

Цель:

- закрепление пройденного материала и дальнейшее его изучение;

Развитие координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.

Развитие единого эмоционального и вокально-технического исполнительского мастерства ансамбля и солистов.

Все применяемые приемы способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка, обеспечивающая благоприятное эмоциональное состояние, развитие вокальных, певческих и артистических навыков. В совместной работе у детей развиваются чувство доверия друг к другу, взаимной поддержки, появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности.

Представленные приемы также обеспечивают создание необходимой здоровье сберегающей среды: укрепляют голосовой и артикуляционный аппарат, опорно-двигательную систему.

Тема занятия. В одном солнечном ритме.

Цель: развитие исполнительского мастерства в ансамбле с помощью средств музыкальной выразительности

Задачи

Образовательные:

  • обучение дыхательным, дикционным приёмам;
  • закрепление понятия «Средства музыкальной выразительности»
  • формирование умения анализировать музыкальное произведение: текст песни и музыкального сопровождения;
  • развитие осмысленного исполнения движений; умения анализировать собственное исполнение
  • развитие эмоциональной выразительности, артистизма и творческого самовыражения вокалиста и ансамбля с использованием средств музыкальной выразительности ;
  • освоение вокальной техники в движении: формирование вокального дыхания, осанки;
  • закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих уроках ;

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей: слух, чувство ритма, музыкальную память, внимание;
  • укрепление артикуляционного и вокального аппарата;
  • развитие координации;
  • развитие умения слушать и слышать, доверять друг к другу, исполняя песенный материал.

Воспитательные:

  • воспитание стремления к сохранению и укреплению здоровья;
  • формирование эстетического воспитания, умения вести себя в коллективе;
  • формирование умения работать в команде;
  • формирование чувства ответственности; взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу;
  • формирование умения творчески взаимодействовать с педагогом, учащимися

Вид занятия: комбинированное – закрепление с введением новых элементов содержания.

Форма организации детей: групповая.

Методы обучения: наглядный (практический показ), словесный (объяснение, беседа), практический .

Средства обучения: музыкальный инструмент (синтезатор), компьютер, дидактический: раздаточный материал, микрофоны, награды (солнышки - пятёрки).

Характеристика группы: группа 2 года обучения, дети 8-12 лет в количестве 12 человек. В основном, девочки, разные по своему психофизическому развитию и два мальчика. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход ко всем воспитанникам, особенно к мальчикам.

Материалы УМК представлены в приложении : программа; учебно - дидактический материал; технические средства обучения - микрофоны; подборка музыкального материала – минусовых фонограмм в плей-листе компьютера.

Время занятия: 45 минут

Организация контроля на занятии

Контроль на учебном занятии осуществляется с целью проверки и оценки достижений обучающихся путем сравнения того, что есть, с тем, что должно быть.

Используется следующие виды, формы и методы контроля.

  • Текущий контроль

Цель: анализ хода освоения знаний и формирования умений и навыков учащихся. Дает возможность своевременно отреагировать на недостатки, выявить причины и принять меры к их установлению; сопутствует процессу становления умения и навыка от начального до конечного этапа занятия.

Метод: наблюдение.

  • Тематический контроль

Цель: проверка уровня усвоения программного материала по теме занятия, определение уровня эмоционального фона , самоанализ

Методы: беседа, опрос по теме "В одном солнечном ритме", импровизация детей на уроке.

План занятия:

I.Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели занятия.

II.Подготовительный период

Беседа по теме занятия

III.Основная часть

  1. Упражнения на дыхание, дикцию в движении
  2. Распевка – подготовка голосового аппарата к пению
  3. Учебно – дидактическая игра
  4. Работа над репертуаром:

Песня «Родина моя» муз. Д. Тухманова, сл. Р Рождественского

III. Повторение.

(повторяем с использованием микрофонов и движений)

IV. Подведение итогов. Аплодисменты.

Ход занятия

Этапы

Время

Примечание

Сопроводительный текст

Организационный

Организация начала занятия, приветствие, активизация внимания, создание психологического настроя на творческую плодотворную

деятельность

1 мин.

Учащиеся заходят в класс, выстраиваются в полукруг для приветствия, затем в круг

Здравствуйте дети, родители и коллеги! Сегодня мы проводим открытое занятие по эстрадному вокалу на тему

«В одном солнечном ритме» Надеемся, что оно станет, не только познавательно - развивающим, но ещё и подарит замечательное, солнечное настроение нашим гостям.

Ребята, напомню правила поведения на занятии – уважительное, внимательное отношение друг к другу, аккуратное, бережное отношение к аппаратуре.

Подготовительный

Беседа по теме занятия

Начало выполнения дыхательной, артикуляционной гимнастики, разогрева мышц

4 мин.

Мы с вами продолжаем познавать и изучать средства музыкальной выразительности, которые необходимы любому исполнителю песни на сцене. Как в сольной работе, так и в ансамбле. Зачем, как вы думаете?

Примерные ответы детей:

Чтобы больше узнать

Чтобы понимать из чего состоит вокальное, музыкальное произведение, песня

Верно, чтобы исполнитель был грамотным, чувствовал песню и делился своими знаниями и ощущениями со зрителем. И зритель был с нами в одном ритме, в одной эмоции.

Но для этого необходимо в первую очередь нам самим, друг с другом быть в одном сердцебиении и настроении.

Давайте начнём нашу разминку. Она так же поможет нам восстановить вокальное дыхание, разогреть мышцы спины, живота и подготовится к пению.

Основной

1 .Упражнения на дыхание (закрепление понятия «метр»)
- пчела

Насос

2. Упражнения на артикуляцию («пульсация в метре»)

Лошадка (щелканье языком)

Конфета (упражнения для языка)

Скороговорка «Егорка»

РАСПЕВКА

Вокальные упражнения:

1. «Ниточка» (исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым о открытым ртом на слоги)

2. «Музыкальный лифт» (упражнение на сглаженность регистров и опору звука)

3. «Секвенции» вокальные и дикционные (пение кантилены, стакатто)

4. «Смешанные ритмы»

(упражнение на иизменения ритма, темпа,

Растяжка у станка;

Grand battement jete. По группам;

Первая и вторая форма port de ras.

2) Упражнения. Комбинация со скакалкой. Подготовительные упражнения.

Комбинация на смену рисунков.

Ходы по диагонали:

шаги на п/п,

шаг на п/п с поднятием колена,

бег на высоких п/п pas couru,

ход на п/п " раз,два, три -стою",
перескоки,

бег со сменой ног вперед-назад по четыре, подскоки в повороте,

полечка в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"

подскоки в повороте,

полечка в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"
прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30 градусов.

По подгруппам делают комбинацию со скакалкой.

3) Выполнение танцевальных этюдов.

Испанский и русский с платочками.

5 мин.

10 мин.

10 мин.

Упражнения 1-3 в кругу выполняются в одном метре и пульсации, закрепляя теорию в практике.

Упражнения на дыхание «пчела» и «насос» активизируют работу мышц живота и диафрагмы.

Упражнения на артикуляцию так же разогревают мышцы языка, губ, артикуляционного аппарата

Продолжая движение в ритме, приступаем к распевке – подготовке голосового, вокального аппарата к пению

Что-то написать

Все вокалисты знают, что для того, чтобы красиво петь, нужно в первую очередь хорошо разогреть артикуляционныё аппарат. Для чего?

Для того, чтобы была чёткая дикция и было понятным слово в песне

Правильно. Но ещё мы разогреем с вами мышцы живота и восстановим вокальное дыхание. И повторим понятия «метр» и «пульсация». Что это?

Сердце, пульс музыки

Правильно. А метр и пульсация вместе?

Это – Ритм.

В одном ритме проговорим нашу скороговорку «Егорка»

(выполняем упражнения)

Хорошо. Молодцы.

Мы с вами разогрели мышцы живота, артикуляционный аппарат, а теперь приступим к распевке. Зачем, дети, вокалист распевается?

Чтобы настроить вокальный аппарат

1.Упражнение «Ниточка» - ручки на поясе. Послушали. В каком темпе? Нашли метр, отобразили, запели (тянем один звук на слоги «ли, лю, лё»). Формируем правильно гласные. Помним про парные звуки. Следим за дыханием.

2. Упражнение «Музыкальный лифт». Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно.

3. «Секвенции». Совмещаем вокальные приёмы (слитное пение, пение стакатто)

Как обычно, мДля того, чтобы полноценно и красиво танцевать, необходимо сначала разогреть мышцы;

(Ответы: профилактика болезней позвоночника, сохранение осанки, формирование правильной походки;

развитие эластичности мышц, выворотности, силы ног, шага)

В этом году мы ввели предмет-скакалку. Она очень помогает укреплению организма, развитию координации, силы, прыжка. Более того, я заметила, что вам очень нравится выполнять упражнения, у многих появляется азарт и большее желание выполнить качественно то или иное упражнение. Это упорство, как и в спорте, очень важно! Так что берем скакалки и почувствуем себя настоящими спортсменками

А кто из вас знает, сколько стран мира станут участниками Олимпиады 2014?

Примерные ответы детей: (123, 250, 36)

36. Правильно!

Основной

4.«Смешанные ритмы»

(использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука»)

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

« Музыка солнца» в песне «Родина моя»

Муз. Д. Тухманова,

Сл. Р Рождественского

подскоки в повороте,

«полечка» в повороте,

галоп в повороте.

Прыжки:

temps saute,

pas chasse,

поджатые,

"двойные" поджатые,

"мячики"
прыжок на одной ноге, другая вперед выворотно на 30градусов.

По подгруппам делают комбинацию со скакалкой.

3) Выполнение танцевальных этюдов.

Испанский и русский с платочками.

5 мин.

Дети разбирают дидактический материал средств музыкальной выразительности (СМВ), дают определения понятиям и анализируют его в музыки песни «Родина моя»

4.Приступим к нашей любимой «Смешанной распевке». Послушаем. Чем она отличается от предыдущих?

В ней меняется ритм, темп

Манера исполнения

Она разнообразная по настроению и характеру

Правильно, споём, учитывая все особенности, которые вы перечислили.

5.Дети, угадайте мелодию! (педагог играет мелодию припева песни «Родина моя»). Правильно, это мелодия припева песни «Родина моя». Кто её автор?

Давид Тухманов

Совершенно верно! Разделимся на два голоса, споём её на звук «а».

Скажите, может песня жить без мелодии?

Нет

Конечно. Ведь мелодия это что?

Душа песни, музыкальная мысль

Хорошо, а может песня жить без слов, текста?

Нет, потому что песня отличается от музыки тем, что в ней есть и музыка и слова

Очень хорошо! В ней есть, таким образом, две мысли - музыкальная и словесная. И мы должны соединить их вместе и донести до зрителя.

Давайте ещё раз окунёмся в музыку этой песни и разберём средства музыкальной выразительности которыми пользовался композитор и аранжировщик.

Используем нашу универсальную игру «Музыка солнца»

(педагог раздаёт детям солнышки со СМВ и даёт 3 мин. на определение понятий и анализ музыки. Песня звучит фоном в варианте +1 с голосом)

Итак, слушаю вас, друзья мои.

Замечательно, а теперь возьмём микрофоны и исполни первый и второй куплет песни.

В некоторых видах спорта присутствует хореография. Без нее никуда. Например, впервые средства хореографии были применены в процессе тренировки сборной команды гимнасток СССР к XVI олимпийским играм в Мельбурне. В газете «Советский спорт» отмечено великолепное разноплановое выступление гимнасток, где для каждой спортсменки были индивидуально подобраны стили и народности, исходя из их физических данных и темперамента.

А кто из вас знает сколько стран станут участниками Олимпиады 2014?

Примерные ответы детей:

Молодцы, 36 стран, в их числе Испания и Россия. Попробуем с помощью танца передать характер, эмоциональность и культуру этих двух стран.

Сегодня мы с вами воспользуемся нашими солнышками, на которых отображены все средства музыкальной выразительности. Давайте поиграем

(дети разбирают лучики и определениями СМВ и собирают в одно солнце).

Повторение пройденного

Работа над песней

«Родина моя»

Повторение песни

«Если город танцует»

муз. А Журбина,

сл. И Резника

10 мин.

5 мин.

Учащиеся исполняют 1 и 2 куплет песни с использованием двухголосия в припевах.

А сейчас, пожалуйста, возьмите микрофоны. Напоминаю, что пользуемся ими аккуратно, внимательно следим за положением руки во время движений. (исполняем)

Повторим, ребята, для наших гостей песню, которая уже полюбилась нашим зрителям и которую мы готовим на конкурсное выступление. (исполняем)

Контрольно-

рефлексивный

Контроль за освоением

материала по теме занятия

2 мин.

Спасибо, молодцы! А сейчас, ребята, мы подведём итоги нашего занятия.

Оно называлось « В одном солнечном ритме». Так что же такое солнечный ритм?

Это когда мы, солнышки, делаем всё вместе, в одном ритме, в одном музыкальном движении поём и танцуем;

Когда мы вместе передаём наше настроение зрителю.

Правильно! И для этого мы должны быть грамотными, яркими, думающими исполнителями. А наш солнечный ритм должен передать нашему зрителю ощущение радости, света и тела.

Итоговый

1 мин.

Дети стоят по линиям. В конце делают поклон. Педагог раздает солнышки - пятёрки всем учащимся

Спасибо всем! Я считаю, что все сегодня очень плодотворно поработали. Все поставленные задачи выполнены, а главное наши гости получили хорошее, солнечно – позитивное настроение! Спасибо всем
До новых встреч! Аплодисменты!

Учебно-методический комплекс

занятия по теме

«В одном солнечном ритме»

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Упражнения на развитие дыхания и дикции

Цикл дыхательных, ритмичных упражнений, выполняемых в едином ритме

Раздел и тема программы

Подборка упражнение на развитие артикуляционного аппарата, формирование правильного дыхания

Упражнения разогревают артикуляционные мышцы, развивают их эластичность, способствует формированию навыка правильного дыхания

Являются методом профилактики простудных заболеваний.

Выполняются в начале основной части занятия как подготовительное к пению и оздоровительное практическое средство, а также при выполнении в едином ритме и синхронно направлено на развитие сплоченности коллектива, взаимной поддержке и ответственности.

Регулярное применение данных упражнений способствует разогреву мышц, артикуляционно-голосового аппарата, развитию координации и опоры звука предупреждает появление простудных болезней; воздействует на эмоциональный настрой учащихся, создает позитивное настроение, повышает мотивацию к занятиям вокалом, развивает дружеские связи в коллективе

Описание выполнения упражнений

Упражнения на дыхание (с закреплением понятия «метр»)
1. Упражнение «Пчела»

Выполняется в заданном педагогом темпе «метра». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Говорим резко «кыш!» (ощущаем тонус «пустой» диафрагмы), резкий вдох носом в диафрагму, на выдохе изображаем полёт пчелы. Длительность «полёта» пчелы зависит то равномерного распределения выдоха. Повторяем 4 раза, соблюдая метрическое движение.

2. Упражнение «Насос»

Сохраняя метрическое движение можно чуть ускорить темп.

а) Ноги на ширине плеч. Положение рук – на ширине груди с сжатыми кулаками. С затакта – резкий вдох носом (локти в стороны) , выдох резкий через рот на сильную долю (руки перед собой с разжатыми пальцами). Выполняется по 4 раза с детьми 8-10 лет, старшие (11-12 лет) делают по 8 раз. Затем свободный выдох с пропуском в один такт. Количество упражнений всего – 4.

б) Продолжаем в том же темпе. Тело наклонено вперёд, спина прямая, руки на уровне груди, пальцы вместе. Так же с затакта руки приподнять на вдох через нос, резко опустить вниз на выдох через рот. Количество упражнений как в части «а».

Упражнения на артикуляцию («пульсация в метре»)

1.Упражнение «Лошадка»

Продолжая ощущать метр в ногах, щёлкаем языком, изображая цоканье копыт.

Затем увеличиваем число цоканий в пульсации, меняем метр на двудольный и трёхдольный.

2. «Конфета».

Тело в спокойном положении, руки на поясе. Рот закрыт, зубы разжаты. Ищем языком внутри рта конфетку. По часовой стрелке и обратно. Погладит внутри щёчки язычком по очереди. Высовываем язычок, покусывая от кончика до корня извне. Чья конфетка длиннее?

3. Скороговорка «Егорка »

Опять задаём в теле темпо - ритм. Вдох. Задержать дыхание, говорим скороговорку, равномерно распределяя выдох:

« Как на горке, на пригорке жили 22 Егорки.

Раз, Егорка, два, Егорка, три, Егорка….» и т.д. пока не закончится дыхание. Чем больше Егорок, тем лучше. Педагог следит за правильным взятием дыхания. Плечи не поднимаются!

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

Распевка

Форма методического материала

Подборка вокальных упражнений

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Являются методом профилактики негативных эмоций

Методика применения методического материала

Распевку целесообразно проводить непосредственно перед исполнением вокальных произведений, т.к. она способствует развитию вокальной техники, диапазона. Несет нагрузку формирования гармонического слуха в элементах двухголосия.

Результативность применения методического материала

Распевка обеспечивает создание эмоциональной сферы в исполнении двухголосием, основанным на взаимной поддержке, формирует умение работать в ансамбле.

Описание выполнения распевки

Вокальные упражнения :

1.«Ниточка»

Исполнение протяжного звука на одной ноте закрытым ртом, затем открытым на слоги «ли, лю, лё» в нескольких тональностях по восходящему движению.

Следим за дыханием, интонированием устойчивого звука. Педагог контролирует формирование учащимися гласных звуков.

2. «Музыкальный лифт» .

Упражнение на сглаженность регистров и опору звука. Едем на лифте с первого этажа до седьмого через все ноты гаммы и обратно. На звук «А» - как первый этаж и «И» - фиксированный седьмой. Педагог следит, чтобы учащиеся правильно направляли звук в головной резонатор и ощущением его опоры.

Проходим от ля(м ) до фа(1 ) основного звука.

3. «Секвенции»

Закрепляем понятие «секвенция». Движение мелодии на слог «Ли» (кантилена); звук « Я» (стакатто); звук губами «тпру» при исполнении мелодии. Выполняем 4-5-раз в восходящем движении.

4.«Смешанные ритмы»

Использование изменений ритма и темпа, вокальной подачи, мягкой и жёсткой «атаки звука». Используются элементы двухголосия.

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

«Музыка солнца»

Форма методического материала

Учебно-дидактическая игра

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Подборка творческих заданий с раздаточным материалом на повторении и закрепление знаний средств музыкальной выразительности

Учебно-дидактическая игра помогает рационально и эффективно организовать процесс обучения, чередовать различные виды деятельности и активности, при этом актуализировать и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности исполнения в ансамбле, формирует доверительные отношения между воспитанниками.

Методика применения методического материала

Используется в качестве контрольно- обучающего, развивающего и средства на основном этапе занятия и укрепляющего организм средства. Является важным элементом занятия, решающим воспитательные задачи по развитию коммуникативных способностей детей.

Результативность применения методического материала

Игра позволяет развить умение применять теоретические знания в исполнительской практике в условиях ансамбля, укрепить эмоционально-психологическое состояние детей, способствует созданию атмосферы взаимодействия детей друг с другом, формировать психическую готовность к вокальному исполнению

Описание проведения игры «Музыка солнца»

Учащимся выдаются дидактические пособия: шаблоны – солнышки. В центре каждого солнышка - таблички с названиями средств музыкальной выразительности: ритм; метр; мелодия; динамика; лад; регистр; пульсация; ритмический рисунок; темп.

Звучит музыкальное произведение – песня по теме урока и изучаемого репертуара.

Учащимся даётся время на прослушивание фонограммы.

В зависимости от выбранного солнышка, учащимся надо охарактеризовать средство музыкальной выразительности. Например, если солнышко – ритм, то учащийся говорит и показывает, в каком ритме звучит музыка. И из чего состоит ритм? Он объединяется с метром и пульсацией (присоединяется к обладателям солнышек с этими понятиями). Так же определяем основной лад, темп, развитие динамики, движение мелодии, её ритмический рисунок, и т.д.

На данном уроке мы разбираем аранжировку песни «Родина моя» (композитор Давид Тухманов). Какой темп, ритм использовал музыкант (определить двудольный метр с помощью пульсации)? В каком основном ладу звучит музыка? Как меняется характер и движение мелодии в куплете и припеве?

Всё это должен анализировать и слышать исполнитель для передачи музыкальной мысли зрителю, вызывая эмоциональную отдачу, объединившись одним ритмом.

Аннотация к материалам УМК занятия

«В одном солнечном ритме»

по программе «Вокально-эстрадная студия»

Название методического материала

Песенный репертуар:

1.Песня «Родина моя»

муз. Д. Тухманова, сл. Р Рождественского

2.Песня «Если город танцует»

муз. А. Журбина, сл. И Резника

Форма методического материала

Подборка фонограмм (минус) песенного репертуара для ансамблевого исполнения

Раздел и тема программы

Раздел программы «Развитие исполнительского мастерства в ансамбле».

Тема занятия: «В одном солнечном ритме»

Подборка фонограмм (под минус) песен, изученные и исполняемые детьми в ансамбле

Работа над данным песенным репертуаром способствуют развитию исполнительских навыков в ансамбле, закреплению пройденного материала, самоанализа, адекватной оценки собственной работы в вокальном коллективе

Методика применения методического материала

Работа над песенным репертуаром проводится на основном этапе занятия. Решается задача развития координации движений и вокала в песенном материале с использованием микрофона.

Результативность применения методического материала

Приемы работы над песенным репертуаром демонстрируют уровень развития исполнительского мастерства ансамбля и солистов в едином эмоциональном и вокально-техническом

характере; способствуют созданию благоприятной, психологически комфортной среды и сплочённости коллектива. В течение занятия рационально распределена двигательная, вокальная нагрузка появляется стремление к продуктивной, творческой, коллективной деятельности .

Описание работы над песенным репертуаром

  1. Песня «Родина моя» муз. Д. Тухманова, сл. Р. Рождественского

1.Беседа.

Проанализировав музыку пени (аранжировку) через игру «Музыка солнца», определяем жанр песни с помощью текста как «жанр патриотической песни», так как она о родине. Какие чувства вызывает в нас текст куплета? Единения, дружбы, гордости за нашу страну. Как поэтом описана красота природы в припеве? Как две мысли – музыкальная и словесная помогают передать настроение и характер песни зрителю?

Обратить внимание на секвенционное движение мелодии, параллельное движение голосов в «терцию». Услышать гармоническое движение. Обратить особое внимание на чистоту интонирования и эмоциональность исполнения.

3.Исполнение куплетов. Сравнить «атаку» звука, обратить внимание на формирование и подачу гласных звуков. Следить за дыханием и дикцией. Ввести элементы движения.

4.Исполнение песни с использованием микрофонов.

Педагог раздаёт микрофоны учащимся, напоминая правила работы с ними.

Исполнение песни под фонограмму (-1) без прописанной вокальной партии.

  1. Песня «Если город танцует» муз. А. Журбина, сл. И Резника

Повторение ранее изученной песни с использованием микрофонов и поставленных движений.


Загрузка...
Top