Маленький человек в русской литературе 20 века. История образа «маленького человека» в мировой литературе и её писателей

Тема «маленького» человека в русской литературе

ХХ века

(на материале произведения С.Д.Довлатова «Встретились, поговорили»)

Планируемые результаты:

предметные: обогащение нравственно- эстетического сознания учащихся художественными открытиями С.Д.Довлатова в разработке темы «маленького» человека; понимание авторской позиции, формулирование собственного отношения к анализируемому произведению; создание устного и письменного монологического высказывания на предложенную тему.

метапредметные: самостоятельная организация работы с различными источниками информации: ее отбор, оценка, систематизация, анализ, подбор аргументов для подтверждения собственной позиции, структурирование материала формулирование обобщенных выводов по ключевым вопросам урока;

личностные: побудить учащихся быть внимательными, терпимыми и гуманными в отношениях с людьми, помочь «сберечь в себе нежность к простому человеку» (В.Шукшин).

Ход урока

Биографическая справка

Сергей Довлатов родился 3 сентября 1941 года в Уфе, в семье театрального режиссёра, еврея Доната Исааковича Мечика (1909-1995) и литературного корректора Норы Сергеевны Довлатовой (1908-1999), армянки. В столицу Башкирской АССР его родители были эвакуированы с началом войны и жили три года в доме сотрудников НКВД, расположенном по адресу ул. Гоголя, 56.

С 1944 года жил в Ленинграде. В 1959 году поступил на отделение финского языка филологического факультета Ленинградского государственного университета и учился там два с половиной года. Общался с ленинградскими поэтами Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Иосифом Бродским и писателем Сергеем Вольфом («Невидимая книга»), художником Александром Неждановым. Из университета был исключён за неуспеваемость.

Затем три года армейской службы во внутренних войсках, охрана исправительных колоний в Республике Коми (посёлок Чиньяворык). По воспоминаниям Бродского, Довлатов вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде».

Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», писал рассказы.

Был приглашён в группу «Горожане», основанную Марамзиным, Ефимовым, Вахтиным и Губиным. Работал литературным секретарём Веры Пановой.

С сентября 1972 до марта 1975 года жил в Эстонии. Для получения таллинской прописки около двух месяцев работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». Позже был принят на работу в выпускавшуюся Эстонским морским пароходством еженедельную газету «Моряк Эстонии», занимая должность ответственного секретаря. Являлся внештатным сотрудником городской газеты «Вечерний Таллин». Летом 1972 года принят на работу в отдел информации газеты «Советская Эстония». В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента «Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.

Работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом (Михайловское).

В 1975 году вернулся в Ленинград. Работал в журнале «Костёр».

Писал прозу. Журналы отвергали его произведения. Рассказ на производственную тему «Интервью» был опубликован в 1974 году в журнале «Юность».

Довлатов публиковался в самиздате, а также в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы». В 1976 г. был исключен из Союза журналистов СССР.

В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР, поселился в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Членами его редколлегии были Борис Меттер, Александр Генис, Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф Нина Аловерт, поэт и эссеист Григорий Рыскин и другие. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Партизан Ревью» и «The New Yorker».

За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на Радио «Свобода».

Сергей Довлатов умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен в армянской части еврейского кладбища «Маунт Хеброн» в нью-йоркском районе Квинс.

Учитель: Кого в литературе принято называть «маленьким человеком»? Какова история разработки этой темы в русской литературе?

Учитель: Предложите критерии, по которым можно сравнить образы «маленьких» людей в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, и С.Д.Довлатова.

Учащиеся предлагают следующие критерии для сравнения героев:

- социальный статус героя и отношение к нему окружающих

Особенности изображения характера, внутреннего мира героя

Финал судьбы героя в произведении, авторское отношение к герою

Учитель : Выясним, каков социальный статус главных героев произведений и как к ним относятся окружающие?

Самсон Вырин стоит на нижней ступеньке социальной лестницы. Человек, которому не дано никаких прав: он всего-навсего мелкая деталь в иерархии общества, «сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, да и то не всегда». Однако «маленький» человек Пушкина и в таком положении умудряется быть счастливым: отцовское счастье наполняет его жизнь до поры до времени. Дворянин-аристократ Минский, влюбившийся в дочь Самсона Вырина, в один день разрушает счастье и жизнь станционного смотрителя, похищая умную, красивую, но бедную и безродную Дуню. Сословные предубеждения так сильны, что легче было сманить, украсть или купить бедную дворяночку, чем посватать ее. Все попытки Вырина добиться справедливости тщетны.

Акакий Акакиевич Башмачкин – «вечный титулярный советник», с любовью переписывающий бумаги в одном из департаментов. Это робкий, прибитый нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои 400 рублей в год. Это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих сослуживцев и грубость начальников. Когда Акакия Акакиевича ограбили, он в порыве отчаяния обратился к генералу- «значительному лицу». Но тот даже не захотел выслушать несчастного человека: генерал топнул ногой и грубо накричал на него. Акакия Акакиевича без чувств вынесли из кабинета. Сцена у генерала – идейная кульминация повести. Здесь с наибольшей силой показана социальная трагедия «маленького» человека в условиях России того времени.

Борис Головкер – герой рассказа С.Довлатова- родом из 80-х годов 20-го века, наш старший современник. Однако в социальной иерархии он приблизительно на той же ступеньке, что и его «братья» -«сущие мученики» Башмачкин и Вырин. Он служит инспектором – гигиенистом в управлении столовых, должность невысокая, но герой своей жизнью вполне доволен: «приобрел в рассрочку цветной телевизор и шкаф. Купил в зоомагазине аквариум. Стал задумываться о кооперативе». Времена изменились настолько, что всеобщее равенство, победившее в советской стране, уравняло социальный статус граждан: вся страна мечтала о цветном телевизоре и стояла в очереди за шкафами. Маленький гигиенист нисколько не чувствовал себя ущербным, униженным, бесправным. Конфликт «маленького» человека с окружающими переходит из социальной сферы сначала в область идеологическую (стране победившего социализма нужны были герои, а Головкер « в самодеятельности не участвовал, уроков физкультуры не посещал», «все считали его неудачником»), а потом и вовсе приобретает анекдотическую окраску. В школе его умудрились просто не заметить, в институте так же, как в школе, он остался незамеченным. Мечты у Головкера тоже анектодически напоминают мечту Акакия Акакиевича, ведь будучи пионером, он не собирал макулатуру и металлолом, а копил деньги: мечтал о зимнем пальто. Обиды, наносимые Головкеру однокурсниками, которые писали эпиграммы: «У Головкера Боба попа втрое шире лба», тоже не воспринимаются читателем драматично, а вызывают смех. А как иначе: Головкер специально измерял ширину лба и попы и установил, что обидного ничего нет, все нормально –попа втрое шире лба.

Окончательно драматизм конфликта с окружающими снимается автором простым поворотом сюжета: «А потом началась эмиграция. В Америке он неожиданно пришелся ко двору».В конце рассказа читатель узнает, что Борис Головкер в Америке стал успешным бизнесменом и крупным жертвователем Литфонда.

Учитель: Какие выводы можно сделать в результате сопоставительного анализа произведений по данному критерию?

Выводы (записываются в тетрадь) : В судьбах Самсона Вырина и Акакия Акакиевича Башмачкина немало общего. Униженное положение героев и драматичная судьба напрямую связаны с их социальным положением. Но Гоголь острее подчеркнул общественный смысл конфликта, т.к. грубость значительного лица стала непосредственной причиной смерти Башмачкина.

В произведениях писателей 20 века острота социального конфликта с окружающим миром снимается по причине глобальных перемен в социальных приоритетах общества. Но «маленький» человек, стремясь стать «большим», выбирает пути, которыми никогда бы не пошли несчастные, но не лишенные благородства герои Пушкина и Гоголя.

Учитель: Как писатели изображают характер, внутренний мир героев?

Выступление второй группы:

Самсон Вырин не идеализируется автором, мы видим его в тяготах каторжной службы, во всей неприглядности одинокой, пьяной,жалкой старости. Но тем больше впечатляет читателя его неброское благородство: теряя дочь, он отказывается ее продать – бросает деньги Минского, за которые тот хотел купить Дуню, на землю и притаптывает башмаком. Преданная любовь Самсона Вырина к дочери в контрасте с равнодушием Минского и самой Дуни вызывает в читателе горячее сочувствие.

Акакий Акакиевич Башмачкин крайне ограничен: мечта о новой шинели становится единственным наполнением его жизни. Круг его интересов убог и скуден, а незначительное обстоятельство- кража шинели- становится подлинной трагедией, разрушающей жизнь героя. Смирение и покорность бедного Акакия Акакиевича в сравнении с грубостью «значительного лица» вызывает в читателе не только чувство боли за унижение человека, но и протест против несправедливого устройства общества.

Про Бориса Головкера сказано, что у него «совершенно не было индивидуальных качеств». Индивидуальность героя так размыта, что учитель пения в школе говорил ему: «Голоса у тебя нет. И души вроде тоже нет. Чем ты поешь, Головкер?» Внешность героя такая же безликая: невзрачный близорукий человек, которого никто не замечал. Однако заметила и стала его женой Лиза Маковская, которая «была его абсолютной противоположностью. Она была рыжая, дерзкая и привлекательная.Она курила, сквернословила и пела в факультетском джазе. Вокруг нее постоянно толпились спортивные, хорошо одетые молодые люди». Анекдотичные обстоятельства жизни неожиданно сближают героев: Головкер был совершенно далек от любой идеологии, а Лиза пострадала от нее: на пятом курсе института родила ребенка. «Девочка была похожа на маму и на заместителя комсорга по идеологии». Тут и появился в ее жизни Головкер.Но жизнь у героев не задалась: слишком разными они были. «Лиза, что называется, задумывалась о жизни, говорила, анализируя: «Ради чего все это?» Головкер не задумывался о таких серьезных вещах, «он просто жил, и все». Еще меньше о смысле жизни он думал, оказавшись в Америке. Там безликость и отсутствие индивидуальности пригодились – он стал торговым агентом, представителем чужих интересов и быстро разбогател.

И тут в Головкере проявляется качество, которого так не хватало героям Пушкина и Гоголя . Автор говорит: «Он был одновременно услужлив и наделен чувством собственного достоинства». Однако ироничный автор рядом с чувством собственного достоинства называет не чуткость, отзывчивость героя, а услужливость, поэтому читатель понимает, что достоинство у героя мнимое. И действительно, утвердиться в этом чувстве «маленький» человек Довлатова решил, продемонстрировав свои успехи Лизе, которая осталась в России и переживает вместе с Родиной трудные времена «перестройки». «Пусть думает, какое сокровище потеряла!»- решил Головкер, отправляясь в Россию в образе «зажиточного туриста». Оба героя напоминают персонажи анекдота до той поры, пока бывшая жена совсем невесело говорит Головкеру после долгой разлуки: «Ты не изменился. Совсем не изменился». Она не заметила никаких изменений в бывшем муже, кроме того, что Головкер стал носить шляпу.

Учитель: В чем заключается эволюция образа «маленького» человека в произведениях писателей 19 и 20 века? Что традиционного и новаторского в разработке этой темы?

Выводы (записываются в тетрадь): В произведениях писателей 20-го века прослеживается связь с традициями А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя. Герои Довлатова обладают чертами распространенного в русской литературе типа «маленького» человека. Однако происходит поворот трагического сюжета русской литературы: «маленький» человек превращается в мелкого, анекдотически ничтожного, духовно статичного, внутренне не свободного.

Учитель: Как заканчиваются судьбы героев произведений? Каково отношение авторов к ним?

Самсон Вырин умирает в одиночестве, так и не повидав любимую дочь. Блудная дочь возвращается к отцу, горько плачет на его могиле, чувствует себя неискупимо виноватой перед отцом и раскаивается, но его уже не вернуть. Автор незримо присутствует рядом и, кажется, сам просит прощения у своего героя, что не смог защитить его. В «Станционном смотрителе» Пушкин указывает русской литературе подлинно гуманное раскрытие темы «маленького» человека.

Продолжая пушкинскую традицию, Гоголь заставляет читателя переживать трагедию «маленького человека», как свою собственную. И самого автора ни на минуту не покидает горячее сочувствие к своему герою.

В рассказе «Встретились,поговорили» финал также остается открытым. Герой дважды прошел по сюжетному кругу: Россия-Америка-Россия и опять Америка. Самому Головкеру кажется, что он очень изменился, движется не по кругу, а вырвался на свободу. Недаром, отвечая на вопрос корреспондента эмигрантского еженедельника о причинах возвращения в Америку, ответил твердо: «Я выбираю свободу». Читатель понимает авторскую иронию: уезжая из России, герой хотел уехать от самого себя, но изменить себя ему не удается. Все черты, которые довлатовский персонаж приобрел на Родине, в эмиграции проявились в нем ярче, резче, утрированнее. В этом состоит одно из кардинальных художественных наблюдений автора. Но автор не клеймит и не обличает своего героя – он улыбается, и в улыбке его больше грусти, чем иронии и презрения.

Учитель: Попытайтесь выразить свое отношение к «маленькому» человеку.

Вот несколько афористичных высказываний на эту тему:

«Я воинственно берегу свою нежность к простому человеку». (В.Шукшин)

«Гений - это бессмертный вариант простого человека». (С.Довлатов).

«Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и,может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее». (А.С.Пушкин).

Какое из них вам ближе? Попробуйте выразить свои мысли и чувства к «маленькому» человеку.

Домашнее задание: а) письменные работы (по выбору):1.Напишите письменную работу, выбрав в качестве темы один из афоризмов писателей о «маленьком» человеке.2.Как вы думаете, как долго будет сохраняться интерес к «маленькому» человеку в русской литературе? Почему? . б)Составьте таблицу или опорный конспект «Новаторство и традиции в разработке темы «маленького» человека в творчестве писателей 19-20 века», используя материалы урока.

«Маленький человек» «Маленький человек» тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма, то есть в 20-30годах 19 века. Маленький человек человек это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный.


Силу трагизма маленьких людей верно определил П. Вайль: «Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель - на плечи живого Маленького человека, который никуда конечно не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе». Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжает Н.В. Гоголь в повести «Шинель». И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века: А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев, Ф. Сологуб, А. Аверченко, К. Тренев, И. Шмелев, С. Юшкевич. Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Традиции Пушкина продолжает Н.В. Гоголь в повести «Шинель». И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века: А. Чехов, М. Горький, Л. Андреев, Ф. Сологуб, А. Аверченко, К. Тренев, И. Шмелев, С. Юшкевич.


Из многогранной литературной галереи «маленьких людей» выделяются герои: стремящиеся снискать всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика ("Лука Прохорович" - Е. Гребенки; "Шинель" - Н.Гоголя); охваченные страхом перед жизнью ("Человек в футляре" - А. Чехова; "Наш человек в футляре" -,В. Пьецуха); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами ("Двойник" - Ф. Достоевского; "Дьяволиада" - М. Булгакова); у которых внутренний протест против общественным противоречиям уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка ("Записки сумасшедшего" - Н. Гоголя; "Двойник" Ф.Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти ("Слабое сердце" - Достоевского, "Смерть чиновника" - А. Чехова); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют свое поведение и мысли ("Хамелеон" - А. Чехова; "Веселые устрицы" - А. Аверченко); которые могут обрести счастье только в любви к женщине ("Старческий грех" - А. Писемского; "Горы" - Е. Попова); которые хотят изменить свою жизнь путем применения магических средств ("Верное лекарство" - Е. Гребенки; "Маленький человек" - Ф. Сологуба); которые из-за жизненных неудач решаются покончить с собой ("Старческий грех" - А. Писемского; "Рассказ о Сергее Петровиче" - Л. Андреева)




Что же такое маленький человек? Что же такое маленький человек? В каком смысле маленький? Мал этот человек именно в социальном плане, поскольку занимает одну из нижних ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе мало заметно или вовсе не заметно. Маленький этот человек еще и потому, что мир его духовной жизни и человеческих притязаний также до крайности сужен, обеднен, обставлен всевозможными запретами и табу. Для него, например, не существует исторических и философских проблем. Он пребывает в узком и замкнутом круге своих жизненных интересов.


Гоголь характеризует главного героя своей повести как человека бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика департаментских документов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Вот почему, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь.


Духовная жизнь Башмачкина созвучна его внутренним чаяниям. Собирание денег на приобретение шинели становится для него целью и смыслом жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража шинели, приобретенной путем таких больших лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие лишь посмеялись над его бедой, однако никто не помог ему. Значительное лицо так накричало на него, что бедняга потерял сознание. Почти никто не заметил и смерти Акакия Акакиевича, последовавшей вскоре после его болезни.


Несмотря на уникальность созданного Гоголем образа Башмачкина, он не выглядит в сознании читателя одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же маленьких, униженных людей, разделяющих удел Акакия Акакиевича. В этом обобщении образа маленького человека сказалась гениальность писателя, сатирически представившего и само общество, порождающее произвол и насилие. В этой среде все более и более увеличивается жестокость и равнодушие людей друг к другу.


Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии маленького человека, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к маленькому человеку и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей. Гоголь был одним из первых, кто открыто и громко заговорил о трагедии маленького человека, уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образованности и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества к маленькому человеку и впервые призвал его обратить внимание на этих незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первых взгляд, людей. Между нами не может быть никаких тесных отношений. Судя по пуговицам вашего вицмундира, вы должны служить по другому ведомству. Вот так по пуговицам мундира, по другим внешним признакам определяется сразу и навсегда отношение к человеку. Так затаптывается человеческая личность. Она теряет достоинство, ведь человек не только других оценивает по богатству и знатности, но и себя.


Гоголь призвал общество взглянуть на маленького человека с пониманием и жалостью. Матушка, спаси твоего бедного сына! напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? И молодой человек содрогнулся, увидев, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости.... Гоголь призвал общество взглянуть на маленького человека с пониманием и жалостью. Матушка, спаси твоего бедного сына! напишет автор. И действительно, некоторые обидчики Акакия Акакиевича вдруг понимали это и начинали испытывать муки совести. Один молодой служащий, решивший, как и все, подшутить над Башмачкиным, остановился, пораженный его словами: Оставьте меня, зачем вы меня обижаете? И молодой человек содрогнулся, увидев, как много в человеке бесчеловечья, как много скрыто свирепой грубости....


Взывая к справедливости, автор ставит вопрос о необходимости покарать бесчеловечие общества. В качестве реванша и возмещения за понесенные при жизни унижения и оскорбления Акакий Акакиевич, вставший в эпилоге из могилы, является прохожим и отбирает у них шинели и шубы. Он успокаивается только тогда, когда отнимает шинель у значительного лица, сыгравшего трагическую роль в жизни маленького чиновника.


Смысл фантастического эпизода воскресения Акакия Акакиевича и его встречи со значительным лицом заключается в том, что даже в жизни самого, казалось бы, ничтожного человека есть такие моменты, когда он может стать человеком в самом высоком понимании этого слова. Срывая шинель с сановного лица, Башмачкин становится в своих глазах и в глазах миллионов таких же, как он, униженных и оскорбленных людей героем, способным постоять за себя и ответить на бесчеловечность и несправедливость окружающего мира. В такой форме выразилась месть маленького человека чиновничьему Петербургу.


Талантливое изображение в поэзии, литературе, так же как и в других видах искусства, жизни маленького человека открывало для широкого круга читателей и зрителей ту незамысловатую, но близкую им истину, что жизнь и извивы душ обыкновенных людей ничуть не менее интересны, чем жизнь выдающихся личностей. Проникая в эту жизнь, Гоголь и его последователи в свою очередь открывали для себя новые грани человеческого характера и духовного мира человека. Демократизация подхода художника к изображаемой действительности приводила к тому, что создаваемые им герои в критические минуты своей жизни могли стать вровень с самыми значительными личностями.


Подчеркивая типичность судьбы маленького человека, Гоголь говорит, что его смерть ничего не изменила в департаменте, место Башмачкина просто занял другой чиновник. В своей повести Н.В. Гоголь сконцентрировал свое основное внимание на судьбе личности маленького человека, однако сделано это было с таким мастерством и проникновенностью, что, сопереживая Башмачкину, читатель невольно задумывается и о своем отношении ко всему окружающему миру, и в первую очередь о чувстве достоинства и уважения, которые должен вызывать к себе каждый человек, независимо от его социального и материального положения, а лишь с учетом его личных качеств и достоинств.

1.1 Образ «маленького человека» в традиции русской литературы XIX- начала XX вв.

В литературоведении уже давно сложился определенный смысловой и эмоциональный стереотип, сопровождающий выражение «образ маленького человека». На первый взгляд, трактовка этого определения достаточно проста - «маленький человек» означает чаще всего «незначительный, незаметный, обычный». Но такое понимание этого образа встречается только начиная с Пушкина и Гоголя, а литературоведы отмечают его появление в русской литературе гораздо раньше - в творчестве Радищева и Карамзина.

Повышенное внимание к данному, казалось бы, совсем неинтересному образу объясняется, во-первых, особенностями русского менталитета: на Руси всегда любили и почитали «сирых и убогих», «божьих» людей; а во-вторых, неинтересность «внешняя» скрывает под собой глубокую «внутреннюю» жизнь, исследование которой открывает писателям неисчерпаемые возможности для изучения человеческой души. Эта тенденция находит свое отражение даже на уровне языка писателей, которые дают своим героям «говорящие» имена. Например, Башмачкин: семантика заниженная, в прямом значении, башмаками топчут, их стаптывают, они близко к грязи, к пыли, к низу (впрочем, в тексте повести рассказчик сам выступает в роли толкователя происхождения фамилии); суффикс -к- также выполняет функцию уничижения; Голядкин: семантика от «голяда» - голь, нищета, но опять, по традиции, заданной Гоголем, суффикс -к-; Девушкин: чистота, целомудрие, но как рифмуется с - Башмачкин, Голядкин; Поприщин: семантика в гипертрофированности запросов ее носителя, фамилия как антитеза Башмачкину - от низа к верху - претензия на пьедестал и т.д.

Вот потому-то с каждым произведением русской классики все яснее и правдивее обрисовывается жизнь «маленьких» людей. Мелкие служащие, станционные смотрители, доведенные до отчаяния, сползающие в сумасшествие, постепенно выходят из тени.

Классическим давно уже стал образ «маленького человека» в «Повестях Белкина» А.С. Пушкина. В них отображены военно-офицерские нравы («Выстрел»), быт мелких чиновников и аристократов («Станционный смотритель»), поместно-усадебный уклад («Метель», «Барышня-крестьянка»), и жизнь ремесленников и мещан («Гробовщик») 10-20-х годов Но основная проблематика здесь - маленький, бедный человек, его положение в обществе, социальные противоречия и нравственное достоинство, человеческое счастье.

Живые и сложные характеры у Пушкина являются, безусловно, новаторством в изображении «маленького человека», до Пушкина «маленький человек» не изображался таким сложным и многогранным. Главная идея Пушкина - жалость, сочувствие «маленькому человеку».

Станционный смотритель Самсон Вырин и Евгений из «Медного всадника» представляют мелкое чиновничество начала 19 века. Пушкин показывает их как людей с обычными человеческими чувствами. Самсон Вырин горд, в то же время он любящий отец и вообще добродушный человек. Сложен Евгений, который осмеливается бросить вызов памятнику Петру I.

Повесть «Станционный смотритель» - одновременно и новаторское произведение о «маленьком человеке», и классика этой темы, и ее вершина для творчества Пушкина. Пушкин продолжает здесь на совершенно новой основе разработку образа «маленького человека», начатую еще сентименталистами. Новое в облике Вырина - пробуждение человеческого достоинства и начало протеста. Обиженный судьбой и людьми, Вырин стал обобщением страдания и бесправия. Значимость темы «маленького человека» для Пушкина заключалась не в обличении забитости своего героя, а в открытии в «маленьком человеке» сострадательной и чуткой души, наделенной даром отклика на чужое несчастье и чужую боль. Горбунова Е. В. «Станционный смотритель» А.С. Пушкина. IХ класс // Литература в школе. - 2003. - № 5. С. 23. Образ Вырина породил собою галерею подобных художественных типов, прежде всего Башмачкина из «Шинели» Гоголя и Девушкина из «Бедных людей» Достоевского.

Вырин предстает жертвой общества; его житейская формула выведена из опыта жизни в этом обществе. Он - маленький человек, беззащитная игрушка в руках могущественных социальных сил, которые устроили жизнь несправедливо, превратив деньги в главное мерило. Отныне тема «маленького человека» будет звучать в русской классической литературе постоянно.

Свое последующее развитие тема получает в творчестве Н.В. Гоголя, в частности в его знаменитой повести «Шинель». И каждый раз, перечитывая произведения писателя, мы видим перед собой мелкого чиновника, остановившегося перед яркой витриной, это человек в бесформенном картузе и синей ватной шинели с истертым воротником. Он силится разглядеть сквозь огромные блистающие огнями и позолотой окна-витрины магазинов, что-то чудесное. И после с тоской уходит прочь, затаив в душе зависть, но сохраняя стойкость и твердость. Гоголь, вслед за Пушкиным, продолжает открывать нам свою вселенную - целый чиновничий и мещанский мир в своих «Петербургских повестях» Лебедев Ю. В. Историко-философский урок «Шинели» Н. В. Гоголя // Литература в школе. - 2002. - № 6. С. 25. .

Повесть «Шинель» - центральная повесть цикла - продолжает тему «маленького человека», намеченную Пушкиным в «Станционном смотрителе» и «Медном всаднике». Но в сравнении с Пушкиным Гоголь усиливает и расширяет социальное звучание этой темы. Гоголь смело ринулся в защиту попранных прав, оскорбления человеческого достоинства. Воссоздавая трагедию «маленького человека», писатель возбуждает к нему чувства жалости и сострадания, призывает к социальному гуманизму, к человечности, напоминает сослуживцам Башмачкина, что он их брат. Также в повести автор убеждает, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.

Судьба «маленького человека» безысходна. Он не может, не имеет сил подняться над обстоятельствами жизни. И лишь после смерти из социальной жертвы Акакий Акакиевич превращается в социального борца с несправедливостью. В непроглядной городской ночи, в тишине и безмолвии петербургских улиц, он набрасывается на чиновников, унося в качестве трофея их теплые шинели, не различая чинов, орудуя как в бедной части города, так и в богатых кварталах.

Но недаром рассказ о «посмертном существовании» Акакия Акакиевича в равной мере исполнен ужаса и комизма, фантастического правдоподобия и насмешливо поданной неправдоподобности. Настоящего выхода из тупика автор не видит. Ведь социальное ничтожество ведет к ничтожеству самой личности. У Акакия Акакиевича не было никаких стремлений и пристрастий, кроме страсти к бессмысленному переписыванию департаментских бумаг, кроме любви к мертвым буквам. Ни семьи, ни отдыха, ни развлечений.

Жизненная катастрофа героя определена как бюрократически-обезличенным, равнодушным социальным устройством, так и религиозной пустотой действительности, которой принадлежит Акакий Акакиевич. Гоголь убеждает читателей, что дикая несправедливость, царствующая в жизни, способна вызвать недовольство, протест даже самого тишайшего, смиреннейшего горемыки.

Запуганный, забитый, Башмачкин только и мог проявить свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, лишь в состоянии беспамятства, в бреду. Но Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, защищая его, осуществляет этот протест в фантастическом продолжении повести.

Тема «маленького», бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести «Шинель», сделали ее этапным произведением русской литературы. Она стала знаменем, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных Лебедев Ю. В. Историко-философский урок «Шинели» Н. В. Гоголя // Литература в школе. - 2002. - № 6. С. 27 .

Тема «маленького человека» продолжена писателем в «Повести о капитане Копейкине». Включенная в поэму «Мертвые души» история об отважном воине-участнике войны с Наполеоном 1812 года, выброшенном за ненадобностью на обочину жизни из-за увечья. Он приезжает в Петербург, чтобы просить помощи у царя, но лишний раз убеждается, что у сильных мира сего и без того хватает своих дел, и им совершенно не до калеки, которому не на что жить. Копейкин пытается встретится с министром, ему это удается, но не приносит никаких результатов. Чиновник оказывается равнодушным, сухим человеком. «Маленький человек» ищет и не находит выхода из своих проблем, никто не хочет ему помочь, он никому не нужен. И никому нет дела до голодающего инвалида.

В «Записках сумасшедшего» Гоголь обращается к исследованию внутреннего мира «маленького человека», бедного петербургского чиновника, который сидит в директорском кабинете и чинит перья своему начальнику. Он восхищен его превосходительством: «Да, не нашему брату чета! Государственный человек!». Вместе с тем он пренебрежительно относится к людям, которые, по его мнению, ниже его. Путь даже только по званию или должности. Это Поприщин - чиновник, он глубоко убежден, что взлетит очень высоко, не ниже чина полковника, а может и еще повыше. Непомерная гордыня произрастает из этого непомерно раздутого самомнения и неудовлетворенного самолюбия. Он завидует вышестоящим чинам, и в то же время, страстно им завидует. Он пожирает сам себя, отравляет своим собственным ядом, страдает от этой раздвоенности. Поприщин одержим маниакальной мечтой быть в числе привилегированных классов, стоят на одной социальной ступени с теми, кто сейчас его унижает.

Прямым продолжением характера Акакия Акакиевича Башмачкина из повести Н.В. Гоголя становится Макар Девушкин в «Бедных людях» Ф.М.Достоевского. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», -- писал он. Придавленный нищетой, бесправием, бедный петербургский чиновник одарен доброй, сострадательной душой и способен на глубокие и сильные чувства. Ф. М. Достоевский не просто продолжает традиции, но страстно протестует против равнодушия и безразличия к судьбе «бедных людей». Он утверждает, что каждый человек имеет право на сочувствие и сострадание. В романе «Бедные люди» Достоевский стремился показать, что человек по своей природе есть существо самоценное и свободное и что никакая зависимость от среды не может окончательно истребить в человеке сознание своей собственной ценности.

Тема униженных и обиженных бедных людей находит свое продолжение в романе «Униженные и оскорбленные», где изображена судьба неповинных и страдающих героев пасмурной драмы большого города Написанный в жанре «мелодрамы», роман «Униженные и оскорбленные» рисует злодея-аристократа князя Валковского как воплощение нравственного падения, а его вольные и невольные жертвы показаны духовно просветленными, смиренными и благородными. Особенностью этого романа является то, что здесь Достоевский впервые обвинил в бессердечии и равнодушии к судьбе людей из «низов общества» не только само общество, но и отдельного человека (образ Алеши).

Тема «униженных и оскорбленных» с особой силой прозвучала и в самом знаменитом романе Достоевского «Преступление и наказание». Действие здесь разворачивается в убогих кварталах, в жалких петербургских трущобах, в зловонных распивочных, на грязных площадях. На таком фоне рисуется жизнь Мармеладовых. Судьба этой семьи тесно переплетается с судьбой Родиона Раскольникова. В романе создано обширное полотно безмерных человеческих мук, страданий и горя. Пристально и пронзительно вглядывается писатель в душу «маленького человека» и открывает в нем огромное духовное богатство, душевную щедрость и внутреннюю красоту, неистребленные невыносимыми условиями жизни. Красота души «маленького человека» раскрывается, прежде всего, через способность любить и сострадать. В образе Сонечки Мармеладовой Достоевский раскрывает такую великую душу, такое «вместительное сердце», что читатель преклоняется перед ней.

Тема «маленького человека» характерна и для раннего творчества А.П. Чехова, мы можем назвать здесь такие рассказы, как «Смерть чиновника», «Человек в футляре», «Крыжовник».

Рассмотрим для примера один из самых известных рассказов А.П. Чехова «Смерть чиновника» и образ «маленького человека» Ивана Дмитриевича Червякова. Трагикомичная история оборачивается человеческой трагедией. Червяков в театре нечаянно чихнул на лысину генерала Бризжалова. Сидевшего во время спектакля впереди. Испугавшись до судорог, Червяков ждет неминуемой расплаты, которая все не наступает. Для него же это - катастрофа вселенского масштаба. Он не понимает, что генерал даже не заметил происшествия, ему кажется, что Бризжалов глумится над ним, играет, как кошка с мышкой. И уж совсем его не посещает мысль, что генерал может простить его. Его мучают страшные подозрения, о том, что объяснения не помогут, что робкие оправдания про закон природы, не помогут, что попытка сказать, будто это был чих, а не плевок, адекватно понят не будет. Даже если генерал не скажет этого сейчас, то потом наверстает упущенное. Доходя до отчаяния Червяков решает идти к генералу «каяться», и начинает ходить так каждый день, доводя до отчаяния уже самого генерала. Кончается дело тем, что генерал в гневе его прогоняет. Причем сцена выходит безобразнейшая: синий, трясущийся от злости Бризжалов орал на Червякова, который даже не знал, что сказать, как повести себя. У него от ужаса отнялся язык. Он перепуган до такой степени, что даже в животе у него что-то обрывается. Заканчивается сцена тем, что чиновник, пятясь задом, отползает к двери и вываливается на улицу. Стресс до такой степени силен, что, добравшись до дома, он падает на диван не снимая мундир и тихо умирает.

В данном рассказе смерть человека не вызывает грусти, потому что создается впечатление что умерло «нечто», какое-то существо, казенный «болван», кукла, модель. Говорящими здесь являются слова автора о том, что оборвалось что-то не в душе, как у нормальных людей, а в животе у главного героя, как будто там была пустота. И это своего рода символ - бездушности, безликости, приземленности, хотя сама по себе эта деталь весьма достоверна при передаче психологического состояния героя. Нов от души у него нет, потому что не человек это вовсе, а просто шуруп, винт огромной казенно-бюрократической машины. Он и умирает, не переставая быть чиновником, не снимая, по выражению автора, мундира.

Таким образом, мы видим определенную эволюцию интересующего нас образа в традиции русской классики XIX-начала XX века. Она была продолжена и по-своему интерпретирована и в творчестве Ф. Сологуба.

сологуб роман литература писатель

Введение ………………………………………………………………………………………………….4

Основная часть …………………………………………………………………………………………4

Глава 1. «Маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин……………………………………..4

Глава 2. «Маленький человек » в произведениях "Станционный смотритель", "Медный всадник", "Капитанская дочка»……………………………………………………………..4

Глава 3. . "Смерть чиновника". "Человек в футляре". "Торжество победителя".

"Хамелеон". "Толстый и тонкий"………………………………………………………………………6

Глава 4. . "Бедные люди". "Преступление и наказание". ……………………..7

Заключение …………………………………………………………………………………………….7

Выводы………………………………………………………………………………………………….7

Использованная литература………………………………………………………………………....8

Приложения ……………………………………………………………………………………………9

Гипотеза : Человек - это звучит гордо?

Цель : Выявить особенности изображения данного типа героев в литературе и разобраться в причинах появления таких людей в обществе

Задачи: прочитать произведения русской литературы 19 века: повесть "Шинель", повесть «Станционный смотритель», "Медный всадник", "Капитанская дочка"; изучить критическую литературу по повести; ознакомиться с Интернет-ресурсами по данной проблеме.

Методика :


1. На этапе определения потребностей учеников эффективными будут такие методы, как:

А)изучение анкеты учеников, определяющей уровень их знаний по теме;

Б)использование аналитической таблицы, выявляющей степень понимания сути предполагаемого исследования.

Этот этап чрезвычайно важен, так как позволяет учителю скорректировать работу над проектом, а ученикам - оценить собственные способности и соотнести их с задачами проекта.

2. В ходе работы учеников над проектом возможно использование самых разнообразных методов:

а)составление карты-плана предстоящей работы, что позволит ученикам почувствовать

ответственность за своё обучение, а также - внести критерии оценивания по каждому этапу работы;

б)"мозговой штурм" - с целью концентрации представлений о предстоящей работе;

в)неформальные наблюдения учителя, которые поддержат корректировку исследования и дадут основания для объективного оценивания;

г)обратная связь от сверстников, помогающая ученику оценить качество своей работы и соотнести её с потребностями общего исследования в группе;

д)самооценка и рефлексия, дающие ученику возможность оценить собственный труд и обдумать методы его улучшения;

е)отчёты по выполнению ключевых этапов проекта, представленных в форме черновых набросков, планов, схем, неформальных опросников, в которых ученики выражают свои мысли о ходе исследования. Названные методы позволят учителю и ученикам постоянно оценивать ход работы над проектом, будут способствовать развитию мыслительных навыков высокого уровня.

3. После выполнения проекта предполагается провести оценивание следующих итоговых работ учащихся:

а)отчётов - презентаций о проведённом исследовании;

б) выступлений на итоговой ученической конференции;

в) творческих работ в форме эссе и вики-статьи;

г) инсценирование фрагментов комедии Гоголя «Ревизор»

д) портфолио учеников с исследовательскими материалами.

При оценивании на каждом этапе работы над проектом будут учитываться глубина и полнота исследования, использование различных учебных ресурсов, творческий подход, умение связывать проблему с другими областями науки и видеть перспективу её развития.

Что знаю : Духовный мир «маленького человека» скуден, малоинтересен.

Что еще нужно найти : раскрыть истинное лицо, духовный потенциал «маленького человека» на примере образа Башмачкина из повести Гоголя «Шинель», Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» и героев других произведений.

Введение

Определение "маленький человек" применяется к разряду литературных героев эпохи реализма, обычно занимающих довольно низкое место в социальной иерархии: мелкий чиновник, мещанин или даже бедный дворянин. Образ "маленького человека" оказывался тем более актуален, чем более демократичной становилась литература. Само понятие "маленький человек", скорее всего, в употребление ввел Белинский (статья 1840 г. "Горе от ума"). Тему "маленького человека" поднимают многие писатели. Она всегда была актуальна, потому что ее задача - отражать жизнь простого человека со всеми ее переживаниями, проблемами, бедами и маленькими радостями. Писатель берет на себя тяжкий труд показать и объяснить жизнь обычных людей. "Маленький человек - представитель всего народа. И каждый писатель представляет его по-своему.


Проект посвящен "сквозной" теме в русской литературе - эволюции образа "маленького человека". Данная тема достаточно емкая, в ней отразились многие литературные и социальные процессы, происходившие в России в течение всего 19 века. Произведения, содержат богатый материал для раскрытия данной темы, для развития аналитических способностей, мышления, общего интеллекта учащихся. Метод проектов позволит рассмотреть данную тему комплексно, в интеграции с психологией, социологией, с реалиями современного мира.

Основная часть

Глава 1. «Маленький человек» Акакий Акакиевич Башмачкин

В жизни нередко случается, что жестокие и бессердечные люди, унижающие и оскорбляющие достоинство других людей, нередко выглядят более жалкими и ничтожными, чем их жертвы. Такое же впечатление духовной мизерности и утлости от обидчиков мелкого чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина остается у нас после прочтения повести Гоголя "Шинель". Акакий Акакиевич - настоящий "маленький человек". Почему? Во-первых, он стоит на одной из самых низших ступенек иерархической лестницы. Его место в обществе незаметно вообще. Во-вторых, мир его духовной жизни и человеческих интересов до крайности сужен, обеднен, ограничен. Сам Гоголь характеризовал своего героя как бедного, заурядного, незначительного и незаметного. В жизни ему отведена ничтожная роль переписчика документов одного из департаментов. Воспитанный в атмосфере беспрекословного подчинения и исполнения распоряжений начальства, Акакий Акакиевич Башмачкин не привык размышлять над содержанием и смыслом своей работы. Поэтому, когда ему предлагают задания, требующие проявления элементарной сообразительности, он начинает волноваться, переживать и в конце концов приходит к выводу: "Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь". Духовная жизнь Башмачкина тоже ограничена. Собирание денег на новую шинель становится для него смыслом всей его жизни, наполняя ее счастьем ожидания исполнения заветного желания. Кража новой шинели, приобретенной путем таких лишений и страданий, становится для него поистине катастрофой. Окружающие посмеялись над его бедой, и никто не помог ему. "Значительное лицо" так накричало на него, что бедный Акакий Акакиевич потерял сознание. Почти никто не заметил его смерти. Несмотря на уникальность образа, созданного писателем, он, Башмачкин, не выглядит в сознании читателей одиноким, и мы представляем, что существовало великое множество таких же униженных, разделяющих удел Акакия Акакиевича. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичночть общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Глава 2. «Маленький человек » в произведениях "Станционный смотритель", "Медный всадник", "Капитанская дочка"

Величайший поэт 19 века тоже не оставил незамеченной тему "маленького человека", только он обратил свой взор не на образ коленопреклоненного, а на судьбу несчастного человека, показывая нам его чистую, неиспорченную богатством и благополучием душу, умеющего радоваться, любить, страдать. Это повесть "Станционный смотритель", входящая в цикл "Повестей Белкина". Пушкин сочувствует своему герою. Изначально его жизнь складывается нелегко. "Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда… Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если скоро удастся ему избавиться от непрошенного гостя; но если не случится лошадей? боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца… Вникнем во все это хорошенько, и вместо негодования сердце наше исполнится искренним состраданием". Это текст Пушкина, но за ним мы слышим голоса Радищева и Карамзина. Но герой повести - Самсон Вырин - вполне счастлив и спокоен, он давно приспособился к условиям службы, красавица дочь Дуня помогает ему вести нехитрое хозяйство. Он мечтает о простом человеческом счастье, надеясь понянчить внуков, провести старость в кругу семьи. Но судьба готовит ему тяжкое испытание. Проезжий гусар Минский увозит Дуню, не задумываясь о последствиях своего поступка. Несчастный отец надеется вернуть дочь, но как ему тягаться с богатым гусаром! После неудачной попытки вернуть дочь, когда гусар "сильной рукой, схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу", Вырин был уже не в состоянии бороться. Он "подумал, махнул рукой и решил отступиться". Самсон умер в тоске по дочери, горюя о возможной плачевной ее судьбе. Евгений, герой "Медного всадника", похож на Самсона Вырина.

…Наш герой
Живет в Коломне, где-то служит,
Дичится знатных…

Он не строит великих планов на будущее, его устраивает тихая, незаметная жизнь.

О чем же думал он? О том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость, и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег
.

Он тоже надеется на свое личное, пусть маленькое, но так нужное ему семейное счастье.

Жениться? Мне? Зачем же нет?
Оно и тяжело, конечно,
Но что ж, я молод и здоров,
Трудиться день и ночь готов;
Уж кое-как себе устрою
Приют смиренный и простой
И в нем Парашу успокою.
Пройдет, быть может, гой-другой -
Местечко получу, Параше
Препоручу семейство наше
И воспитание ребят.
И станем жить, и так до гроба
Рука с рукой дойдем мы оба,
И внуки нас похоронят.

Но все его мечты тщетны, потому что злой рок врывается в его жизнь: стихия губит его возлюбленную. Евгений не может противиться судьбе, он тихо переживает свою утрату. И только в состоянии безумия грозит Медному всаднику, считая виновником своего несчастья человека, построившего город на этом гиблом месте. Пушкин смотрит на своих героев со стороны. Они не выделяются ни умом, ни своим положением в обществе, но они добрые и порядочные люди, а поэтому достойны уважения и сочувствия. В романе "Капитанская дочка" в разряд "маленьких людей" входят Петр Андреевич Гринев и капитан Миронов. Их отличают те же качества: доброта, справедливость, порядочность, способность любить и уважать людей. Но у них есть еще одно очень хорошее качество - сохранять верность данному слову. Пушкин вынес в эпиграф поговорку: "Береги честь смолоду". Свою честь они сберегли. И так же дороги, как и герои его уже ранее названных произведений.

Глава 3. . "Смерть чиновника". "Человек в футляре". "Торжество победителя". "Хамелеон". "Толстый и тонкий".

"Маленький человек" постоянно встречается на страницах произведений. Это основной герой его творчества. Особенно ярко отношение Чехова к таким людям проявляется в его сатирических рассказах. А отношение это однозначное. В рассказе "Смерти чиновника" "маленький человек" Иван Дмитриевич Червяков постоянно и навязчиво извиняется перед генералом Бризжаловым за то, что случайно обрызгал его, когда чихнул. "Я его обрызгал! - подумал Червяков. - Не мой начальник, чужой, но все-таки неловко. Извиниться надо." Ключевое слово в данной мысли - "начальник". Наверно, Червяков не стал бы бесконечно извиняться перед рядовым человеком. У Ивана Дмитриевича боязнь начальства, и этот страх переходит в лесть и лишает самоуважения. Человек доходит уже до того, что позволяет втаптывать себя в грязь, более того, он сам помогает делать это. Надо отдать должное генералу, он очень вежливо обращается с нашим героем. Но простой человек не привык к подобному обращению. думает, что его проигнорировали и приходит просить прощения несколько дней подряд. Бризжалову это надоедает, и он наконец-то кричит на Червякова. "-Пошел вон!! - гаркнул вдруг посиневший и затрясшийся генерал."
"-Что-с? - спросил шепотом Червяков, млея от ужаса.
-Пошел вон!! - повторил генерал, затопав ногами.
В животе у Червякова что-то оторвалось. Ничего не видя, ничего не слыша, он попятился к двери, вышел на улицу и поплелся… Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и…помер."
Вот до чего доводит страх перед высшими чинами, вечное преклонение и унижение перед ними. Для более полного раскрытия образа своего героя, Чехов использовал "говорящую" фамилию. Да, Иван Дмитриевич мал, жалок, как червяк, его можно без усилия раздавить, а самое главное - он такой же неприятный.

В рассказе "Торжество победителя" Чехов представляет нам историю, в которой отец и сын унижаются перед начальником, дабы сын мог получить должность.
"Начальник рассказывал и, видимо, желал казаться остроумным. Не знаю, сказал ли он что-нибудь смешное, но только помню, что папаша ежеминутно толкал меня в бок и говорил:
-Смейся!…
…- Так, так!- зашептал папаша. - Молодец! Он глядит на тебя и смеется… Это хорошо; может, в самом деле даст тебе место помощника письмоводителя!"

И снова мы сталкиваемся с преклонением перед вышестоящими. И снова это самоунижение и лесть. Люди готовы ублажать начальника для достижения своей ничтожной цели. Им даже в голову не приходит вспомнить о том, что существует простое человеческое достоинство, которое нельзя терять ни в коем случае. хотел, чтобы все люди были красивы и свободны. "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Так думал Антон Павлович, поэтому, высмеивая в своих рассказах примитивного человека, он призывал к самосовершенствованию. Чехов ненавидел самоунижение, вечное прислуживание и преклонение перед чиновниками. Горький говорил про Чехова: "Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней". Да, он боролся с ней своими произведениями, он завещал нам "по капле выдавливать из себя раба". Возможно, столь мерзкий образ жизни его "маленьких людей", их низкие мысли и недостойное поведение - результат не только личных черт характера, но и их социальное положение и порядки существующего политического строя. Ведь не стал бы Червяков так усердно извиняться и жить в вечном страхе перед чиновниками, если б не боялся последствий. Такими же неприятными качествами характера обладают персонажи рассказов "Хамелеон", "Толстый и тонкий", "Человек в футляре" и многих других. Антон Павлович считал, что у человека должна быть цель, к исполнению которой он будет стремиться, а если ее нет или она совсем мала и ничтожна, то и человек становится таким же маленьким и ничтожным. Человек должен трудиться и любить - вот две вещи, которые играют главную роль в жизни любого человека: маленького и не маленького.

Глава 4. . "Бедные люди". "Преступление и наказание".

Если у Чехова персонажи унижаются, не сознают своего ничтожества, то у Достоевского"маленький человек" полностью понимает свою ненужность, бесполезность.

В романе "Бедные люди" речь идет о "маленьких людях". Макар Девушкин и Варвара Алексеевна также принадлежат к низшему слою общества. Они хотят хорошо жить, работают, надеются на свое счастье. Макар Девушкин очень любит Вареньку, он для нее как отец: покупает ей то, о чем она мечтает, хотя она его об этом не просит, а сам остается фактически без пищи, становится должником хозяйки дома, в котором он живет. Варенька, узнав о беде Макара Девушкина, пытается ему помочь: высылает ему деньги, чтобы он смог расплатиться с хозяйкой и чего-нибудь себе купить. Следует заметить, что она отдает далеко не лишние деньги, заработанные ее кропотливым трудом. Жалость и доброта свойственны этой нежной девушке и ее другу - Макару Девушкину, спасшему ее когда-то от злой родственницы. Здесь очень важна взаимовыручка, потому что только на нее и могут надеяться эти люди. Автор своими произведениями хотел указать на проблемы обездоленных. Они вынуждены жить в мрачных, грязных, мерзких и вонючих районах города. А чем многие из них этого заслужили? Чем заслужила это Соня Мармеладова? Чем заслужили это Макар Девушкин и Варвара Алексеевна? На это и обращает внимание Достоевский. Его "маленький человек" умеет рассуждать. Он не только "униженный и оскорбленный", понимающий свое ничтожество, он еще и философ, ставящий перед обществом вопросы величайшей важности.

Заключение

Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 - начала 20 веков. Каждый писатель тоже имел свои личные взгляды на данного героя. Но уже со второй трети 20 века этот образ исчезает со страниц литературных произведений, т. к. метод социалистического реализма не предполагает такого героя. В процессе изучения предмета мы пришли к выводу, что нельзя выявить какую-то систему изменения взглядов писателей на этих героев. Но можно найти общее во взглядах разных писателей. Например, писатели первой половины 19 века (Пушкин, Лермонтов, Гоголь) относятся к "маленькому человеку" с сочувствием. Особняком стоит Грибоедов, который смотрит на этого героя по-другому, что сближает его взгляды со взглядами Чехова и частично Островского. Здесь на первый план выходит понятие пошлости и самоунижения. В представлении Л. Толстого, Н. Лескова, А. Куприна "маленький человек" - это талантливый, самоотверженный человек. Такое разнообразие взглядов писателей зависит от особенностей их мировоззрения и от того разнообразия человеческих типов, которое нас окружает в действительной жизни

Выводы

В результате работы мы пришли к выводу, что человек не просто физиологическое и социальное существо, живущее среди других людей, но и личность, наделенная собственным богатым внутренним миром, чувствами, мыслями, правами. Гоголь был первым, кто заговорил о трагедии "маленького человека", уважение к которому зависело не от его душевных качеств, не от образования и ума, а от его положения в обществе. Писатель с состраданием показал несправедливость и деспотичность общества по отношению к "маленькому человеку" и впервые призвал это общество обратить внимание на незаметных, жалких и смешных, как представлялось на первый взгляд, людей. Не их вина, что они не очень умны, а порой и вовсе не умны, Но они никому не делают зла, а это очень важно. Так за что же тогда над ними смеяться? Может быть, к ним нельзя относиться с большим уважением, но нельзя их обижать. Они, как и все остальные, имеют право на достойную жизнь, на возможность чувствовать себя полноправными людьми.

Использованная литература.

Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т. д.

Печатные материалы Словари, руководства, справочные материалы и т. д.

1. Воропаев Васильевич Гоголь. Русские писатели. 19 век. – М., 2000.

2. "Шинель"

3. «Преступление и наказание»

4. "Ревизор"

5. Есин и приёмы анализа литературного произведения. – М., 2000.

6. Лотман пространство в прозе Гоголя. – М., 1978.

7. Манн Гоголя. – М., 1978.

8. Машинский мир Гоголя. – М., 1983.

9. «Медный всадник».

Загрузка...
Top