Логистические издержки статья. Затраты в логистике

Термин издержки принято использовать в торговле.

Издержки обращения – выражение в денежной форме совокупных затрат живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителя. Различают чистые и дополнительные издержки обращения.

Чистые издержки обращения – вызваны существованием товарно-денежных отношений и связаны со сменой форм собственности, они не увеличивают стоимость продукции, товаров.

Дополнительные издержки обращения – увеличивают стоимость проданной продукции, связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся: транспортные издержки и издержки хранения.

Транспортные издержки – затраты на транспортировку продукции и товаров от места производства до потребителя; выполняются как собственным транспортом, так и транспортными компаниями. Они включают оплату транспортного тарифа, других сборов транспортных компаний, затраты на содержание собственного транспорта, затраты на погрузочно-разгрузочные работы, экспедирование грузов, плата за хранение в пути следования и др. Транспортные издержки являются дополнительными издержками, они связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Издержки хранения – вид издержек обращения и логистических издержек; затраты связаны с обеспечением сохранности продукции и товаров. Они являются дополнительными издержками и носят производительный характер, но только при хранении нормативного объема запасов и путей для непрерывного процесса производства. Включают в себя: затраты на содержание складов (амортизация), з/п складского персонала + страховые взносы, недостачи в пределах норм естественной убыли, управленческие расходы и др.

Сократить расходы на хранение можно путём ускорения оборачиваемости запасов.

К об. = выручка / средняя стоимость товара за период

К об. в разах = себестоимость продажи / средняя стоимость товара за период

(сколько оборотов совершают затраты относительно себестоимости/выручки)

К об. в днях = 365 / К об.

Влияние логистики на эффективность фирмы зависит от того, как реализуется логистика.

В торговле логистические издержки занимают большой удельный вес, можно выделить группы управленческих решений, связанные с логистикой, которые влияют на финансовые результаты компании:

1) использование рабочей силы, средств и предметов транспорта;

2) платежи компании, которые включаются в издержки либо в прочие расходы: налог на имущество, платежи за природные ресурсы (земельный налог);

3) уменьшение активов компании в результате неэффективности логистики: штрафы, которые уплачены за несвоевременные поставки;

4) упущенная прибыль, например, когда на складе нет товара, который пользуется спросом.

В практике учёта, анализа, как отельного вида затрат, выделяют логистические издержки – это затраты на выполнение логистических операций. Они включают в себя: издержки обращения и часть издержек производства.

Логистические затраты выражаются в руб. и представляют собой затраты трудовых, материальных, информационных ресурсов и связаны с доставкой товаров до потребителя.

Для логистических затрат характерно:

− распределение по различным группам;

− высокая доля в общих затратах компании;

− изменение величины в разные периоды времени;

− распределение ответственности за возникновение затрат между отделами компании;

− трудоёмкость расчёта общего объёма затрат и распределение их по группам товаров.

в бухгалтерской отчетности компании, которая является публичным документом, логистические издержки не отражаются, они входят в показатель «себестоимость продажи». Так как логистические издержки отражаются в бух.отчетности только как элементы других показателей, то их сложно анализировать.

В экономической литературе содержится различная классификация логистических затрат (логистических издержек), её можно представить в виде схемы:

1. Прямые логистические затраты (затраты на оплату транспорта и использование производственных факторов) – отражаются в учёте как производственные, прежде всего, это затраты на оплату транспорта, топлива, амортизации и др.

2. Форс-мажорные затраты – связаны с чрезвычайными обстоятельствами: пожар, теракт, наводнение и пр.

3. Упущенная потенциальная выгода (упущенная прибыль) – её определяет менеджер компании, она не отражается в налоговом и бух.учёте.

По целевому назначению логистические издержки в сфере торговли делятся на:

− издержки на содержание товарных запасов – прямо зависят от объёма запасов: затраты на содержание складов, арендная плата, страхование складских запасов, оборудование складов и т.д.;

− реализация товарной продукции: на получение запасов, оформление заказов, договоров, комиссионное вознаграждение посреднику, транспортные издержки и т.д.

В анализе, в статистике величина издержек может быть представлена абсолютной суммой (в руб.), может быть представлена натуральным показателем (площадь складских помещений) либо относительным показателем (уровень издержек).

Уровень логистических издержек = ∑ издержек / товарооборот * 100%

Уровень издержек показывает удельный вес издержек в продажной цене товара. Например, по данным РосСтата уровень издержек в розничной торговле в РФ составляет 18-20%.

Для отдельных компаний уровень издержек рассчитывается по видам товарооборота, например, для оптовых компаний в товарооборот включаются складской и транзитный оборот; для розничной компании в товарооборот включается продажная стоимость товара.

Логистические издержки объединяют в группы:

1) Операционные логистические издержки – затраты на выполнение логистических операций по функциям (перевозка, хранение, складская переработка, прием и обработка запасов и т.д.).

2) Затраты, связанные с администрированием логистических систем (управленческие).

3) Затраты на компенсацию логистических рисков (страхование).

4) Капитальные затраты, связанные с замораживанием оборотного капитала в запасах.

1) деление затрат по фазам;

2) деление затрат по местам возникновения затрат;

3) деление по связям затрат с основным компонентом логистических процессов;

4) деление по структуре затрат;

5) деление в зависимости от объема запасов;

6) деление при принятии управленческих решений.

Классификация
По видам затрат По фазам происхождения и местам возникновения затрат По основным компонентам логистических процессов
1. материальные затраты (амортизация, потребление материалов, энергии, топливо, з/п, сторонние услуги) 1. затраты на фазе снабжения (отдел снабжения, склады, транспортный отдел) 1. затраты на продвижение товара
2. нематериальные затраты (нематериальные услуги, обязательные платежи à налоги) 2. затраты на фазе производства (отдел управления производством, отдел внутреннего транспорта) 2. затраты на запасы
3. прочие затраты (чрезвычайные (потери) влияют прямо на финансовый результат компании) 3. затраты на фазе реализации (отдел продаж, коммерческий отдел, склады, транспортный отдел) 3. затраты на … процессы

Подробная классификация логистических издержек позволяет компании создавать формы внутренних отчетов, которые составляют отдел логистики, коммерческий отдел, отдел продаж. Фактические затраты, которые отражены в отчетах, сравнивают с плановыми, далее проводят анализ причин отклонений. Уровень издержек и их абсолютная сумма могут быть ключевыми показателями (KPI) для логиста компании. На основе выполнения KPI решается вопрос о материальном стимулировании. Должностные инструкции логистов должны предусматривать составление внутренних отчетов в определенные директором компании сроки. Компания должна снижать логистические затраты. Этого можно достичь следующими способами:

− увеличить транзитный товарооборот

− увеличить складские запасы и таким образом увеличить их оборачиваемость

− для транспортировки товара привлекать сторонний транспорт

− снизить з/п и численность персонала

На величину логистических затрат влияют внутренние и внешние факторы.

Внутренние факторы: масштабы деятельности компании, структура ассортимента, объем поддерживаемых запасов, финансовая ситуация в компании и т.д.

Внешние факторы: уровень стоимости логистических услуг, который определяется рынком, ставка налога на имущество и земельный налог, транспортный налог, амортизация, ставка по кредитам и займам, ставка страховых взносов и т.д.

Затраты на продвижение материалов в компании непосредственно связаны с логистикой и состоят из:

− А амортизационные отчисления

Амортизация по основным средствам, которая используется в логистических процессах = Цена основных средств (начальная стоимость основных средств) * Норма амортизации

− затраты на трудовые ресурсы (L)

L = n * Lср

n – численность работников

Lср – средняя з/п с учетом страховых взносов

− затраты на использование материалов (См)

См = М + Т + Э + Мпр

М – стоимость материалов

Т – стоимость топлива

Э – стоимость энергии

Мпр – стоимость прочих материалов

− прочие расходы на продвижение (налоги) (Спр)

Тогда затраты на продвижение материалов представляют собой внутренние расходы компании, к которым добавляются внешние расходы:

С = A + L + См + Спр + Стр

Затраты на продвижение материалов происходят на всех фазах: закупка, производство, продажа. Как правило, эти затраты имеют постоянный характер.

В логистических системах выделяют затраты на запасы, которые состоят из: затраты на формирование запасов, затраты на поддержание запасов, затраты в результате исчерпания запасов.

Особое значение и большую долю в составе затрат в логистической системе имеют затраты, которые связаны с привлечением запасов:

− затраты на формирование запасов: связаны с закупкой материалов и товаров, исследование рынка, затраты на транспорт

− затраты на хранение: амортизация по основным средствам, з/п персонала, налог на имущество, оплата услуг сторонних компаний

− затраты на исчерпание запасов: их определяют только в управленческом учете – это упущенная прибыль, которую компания могла бы получить при наличии запасов

В разных компаниях при выборе стратегии управления запасами выделяют разные виды издержек, но есть 5 основных:

1. на закупки

3. связанные с выполнением заказов

4. на сбор и обработку данных складской системы

5. на покрытие дефицита запасов

Логистические издержки на уровне компании измеряются в абсолютных показателях – рублях (в бух. и налоговом учете), но есть относительные показатели, которые рассчитывают в статистике в анализе при планировании:

Уровень совокупных логистических затрат (доля, удельный вес) = ∑ логистических затрат / товарооборот (выручка) * 100 %

Уровень затрат на запасы = затраты на запасы / ∑ запасов * 100 %

Уровень логистических затрат в общих затратах компании = ∑ логистических затрат / ∑ общих затрат (себестоимость) * 100 %

Компания должна снижать логистические затраты путем:

− снижать объем запасов на складе

− снижать транспортные затраты

− автоматизировать складские процессы

− совершенствовать управление логистическими процессами

Планирование объема запасов

Компания должна планировать объем запасов, который позволяет создать страховой запас, чтобы удовлетворить спрос покупателей. Спрос на товары, как правило, в течение года неравномерный, поэтому если нет запасов на складе, то возникают логистические издержки: дополнительные расходы на выполнение заказа, потери заказа и заказчика.

Для расчета потерь, которые связаны с отсутствием товара в продаже, проведем расчеты:

V дефицита = V продаж ср * K нестабильности спроса

V дефицита – отсутствие товара (в руб)

V продаж ср – средние продажи товара за месяц, квартал, год (в руб)

K нестабильности спроса – показывает отклонение max продаж от средней величины

K нестабильности спроса = V продаж max / V продаж ср – 1

Компания должна устанавливать прибыльность / рентабельность продажи (R)

R продаж = (выручка – стоимость закупки) / стоимость закупки

R – рентабельность продаж

Товарооборот, ∑ потерь от дефицита товаров на складе м.б. представлена:

∑ потерь = V дефицита * Т деф. * R продаж

∑ потерь = V продаж ср. * K нестабильности спроса * Т деф. * R продаж

Т деф. – время дефицита (в днях), когда нет товара на складе

Для определения максимального запаса, при котором стоимость его хранения сравняется с прибылью от его продажи, получается, сумму страхового запаса сравним с суммой потерь.

∑ страх. запаса = V запаса * K заемн. * Т запаса

Т запаса – время хранения страхового запаса на складе

K заемн. – стоимость привлечения заемных средств для создания запаса

Если учесть, что ∑ потерь = ∑ хранения, то получим Vmax запаса:

Vmax запаса = (V продаж ср * K нестабильности спроса * Т деф. * R продаж) / K заемн. * Т запаса = (V продаж ср * K нестабильности спроса * R продаж) / K заемн.

Пример:

По итогам работы компании за 2 года K нестабильности спроса на Т = 0,3; стоимость привлечения займа = 12 %; K нестабильности спроса = 0,3 в год, т.е. 1 % в месяц; стабильность займа = 12 % в год или 0,01; R продаж = 10 % = 0,1.

Vmax = (V продаж ср * 0,3 * 0,1) / 0,01 = 3 V продаж ср

На практике: компания создает страховые запасы в V -10 – 20 % от средних продаж.

Бюджетирование

В компании д.б. планирование, которое связано с составлением смет. Сметное планирование сегодня называют бюджетированием. Сметное планирование обычных видов деятельности компании представляет собой совокупность действий по составлению бюджетов хозяйственных операций. Сметное планирование основано на принципах:

1) выбор целей, задач, сроков и средств их решения

2) сбалансированность

3) системность

4) последовательность

Сметное планирование – один из видов финансового планирования, которое рассчитано на краткосрочный период.

Бюджет обычных видов деятельности компании и ее частей – директивный финансовый документ (обязателен к исполнению), который отражает план доходов/расходов на определенный период времени.

На практике бюджетированием занимается финансовая служба и др. отделы компании. Основной частью бюджета на краткосрочный период является бюджет движения денежных средств.

Если разложить оперативный бюджет, то получим несколько бюджетов хоз.процессов.

Порядок составления бюджетов:

1. Бюджет продажи

2. Бюджет производства (в промышленности)

3. Бюджет коммерческих расходов

Дальнейшее разложение этих бюджетов делит их на:

1) Бюджет заготовления

2) Бюджет производства

3) Бюджет заработной платы

4) Бюджет общецеховых расходов

5) Бюджет общепроизводственных расходов

Введение

Логистические процессы, охватывающие как материальные и информационные процессы, так и отдельные элементы финансовых процессов, приводят к возникновению определенных затрат, которые в хозяйственной практике не всегда отождествляются с затратами в строгом понимании этого термина. Однако они оказывают воздействие на общие результаты деятельности предприятия, поскольку влияют на его финансовые показатели.

Проблема издержек? одна из наиболее актуальных и важных проблем экономики предприятия, так как уровень, динамика и структура издержек обращения тесно связаны со всеми сторонами хозяйственной деятельности предприятий, с вопросами планирования и организации процесса? движения товаров из сферы производства в сферу потребления.

Основная цель работы - исследовать структуру логистических издержек, источники их возникновения и разработать рекомендации по управлению логистическими издержками предприятия. В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

  • ? сформулировать понятие логистических издержек;
  • ? раскрыть сущность издержек обращения и производства;
  • ? дать классификацию издержек в логистике;
  • ? выявить особенности учета логистических издержек;
  • ? указать пути оптимизации уровня логистических издержек

Понятие логистических издержек, их сущность и классификация

Логистические издержки составляют одну из самых больших статей расходов организации, уступая по своему объему только материальным затратам. Размеры логистических издержек зависят от сферы деятельности: в промышленности они составляют 10--15 % суммарных затрат на производство и реализацию продукции; в торговле -- 25 % и выше.

Основная задача логистики заключается в снижении затрат, связанных с доведением материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.

Логистические издержки (logistical cost) - это сумма всех затрат, связанных выполнением логистических операций: размещением заказов на поставку продукции, закупку, складирование поступающей продукции, внутрипроизводственную транспортировку, промежуточное хранение, отгрузку, внешнюю транспортировку, а также затраты на персонал, оборудование, помещение, складские запасы, на передачу данных о заказах, запасах, поставках. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. ?121 с.

Логистические издержки -- издержки, выделяемые в зависимости от вида логистической системы, задач управления и оптимизации в конкретных логистических цепях и каналах. При этом принципиально важным является понятие общих логистических издержек: издержки на реализацию базовых логистических функций (снабжение, производство, сбыт), затраты на информационно-компьютерную поддержку и финансовые операции при реализации базовых логистических функций, издержки на логистическое администрирование, потери от связывания средств в запасах, ущерб от недостаточного уровня качества логистического менеджмента и сервиса. Обычной практикой является выделение затрат на транспортировку, управление запасами, складирование, администрирование, грузопереработку.

Логистические издержки формируются в результате функционирования и взаимодействия каналов снабжения, распределения и производственных процессов. В составе логистических издержек целесообразно учитывать затраты, связанные с движением финансового потока, обеспечивающего материальный поток затрат, на логистическое администрирование, а также потери от иммобилизации (замораживания) и материальных и финансовых ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции, от недостаточного уровня качества снабжения, производства и сбыта готовой продукции.

По своему экономическому содержанию логистические издержки частично совпадают с издержками производства и издержками обращения.

Издержки обращения (distribution costs) -- выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. К издержкам обращения относят затраты на выполнение операций, связанных с реализацией товаров, точнее, с расходами по транспортировке, хранению, доработке, фасовке товаров, заработной плате торговых работников, отчислениями в государственные внебюджетные фонды социального назначения, амортизацией ОС и нематериальных активов и др. Моисеева Н.К. Экономические основы логистики: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 528 с.

Важнейшие из них? это транспортные расходы, затраты на формирование и хранение запасов и издержки обращения торговли.

Транспортные издержки (transportation costs) - это часть транспортно-заготовительных расходов. Они составляют затраты на транспортировку продукции от мест производства до потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Транспортные издержки являются дополнительными расходами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Транспортные издержки включают: оплату транспортных тарифов, фрахта, различных сборов, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузо-разгрузочных работ, экспедирования грузов, зарплату на содержание персонала, затраты на горюче-смазочные материалы и энергетичекие ресурсы.

Издержки хранения (storage costs) - затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Издержки хранения являются дополнительными расходами, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения, то есть носят производственный характер при условии нормативного объема запасов, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В состав издержек хранения входят затраты по содержанию складского хозяйства, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли.

Издержки обращения торговли (distribution costs in wholesaling and retailing) - это затраты на движение товара от поставщика к потребителю, которые состоят из расходов на реализацию товаров в оптовой и розничной торговле. Они являются основным фактором, определяющим рентабельность торговых предприятий.

Следует отметить, что издержки обращения, взятые в целом, составляют довольно значимую величину в составе издержек предприятия: их доля в себестоимости промышленной продукции российских форм составляют от 5-6% до 50% и выше Аникин Б.А. Логистика: Учебное пособие / Б.А. Аникин - М.: ИНФРА-М, 2002. - 220с.. Поэтому снижение этих затрат - важный резерв повышения рентабельности предприятий в производственной сфере.

Издержки производства или производственные издержки (manufacturing costs) -- совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость. Производственные издержки составляют технологическую (операционную) себестоимость изготовления изделий и полуфабрикатов.

В технологическую себестоимость включаются стоимость сырья и материалов, покупных изделий и полуфабрикатов, топлива и энергии на технологические цели, основная и дополнительная оплата труда производственного персонала, расходы на освоение производства, износ технологической оснастки, расходы на содержание и эксплуатацию производственного оборудования. Предельная сумма затрат на содержание управленческого персонала производственных подразделений включается в цеховые расходы, которые, в свою очередь, распределяются между изделиями пропорционально основной заработной плате или же пропорционально технологической (операционной) себестоимости.

Издержки в логистике классифицируют по различным признакам. Григорьев М. Н. Логистика. Базовый курс: учебник / М. Н. Григорьев, С. А. Уваров. -- М.: Издательство Юрайт, 2011. -- 782 с. Рассмотрим наиболее общую классификацию.

  • 1. В зависимости от поведения издержек при изменении объема работ материальным потоком они подразделяются на:
    • · Постоянные издержки -- не изменяются вместе с нормальными колебаниями объемов деятельности.
    • · Переменные издержки -- изменяются пропорционально изменению объема деятельности.
  • 2. В зависимости от отнесения к тем или иным процессам различают:
    • · Прямые (или операционные) издержки -- расходы, которые непосредственно связаны с объектом затрат (обусловлены выполнением конкретных логистических работ). Такие издержки нетрудно идентифицировать. Прямые издержки на транспортировку, складирование, грузопереработку и некоторые другие работы по выполнению заказов и управлению запасами можно вычленить из традиционных расходных счетов.
    • · Косвенные издержки (непрямые) -- не связаны непосредственно с объектом затрат.

Например, объект затрат -- грузовой автомобиль. Прямые издержки -- зарплата водителя, амортизация этого автомобиля и т.п. Косвенные -- содержание резерва оборудования, резерва рабочей силы, расходы менеджеров транспортного отдела, а также административные расходы всей компании.

  • 3. В зависимости от восприимчивости к управленческому влиянию издержки подразделяют на:
    • · Регулируемые издержки -- издержки, которыми можно управлять на уровне центра ответственности (подразделения).
    • · Нерегулируемые издержки -- издержки, на которые из центра ответственности повлиять нельзя, поскольку эти издержки регулируются на уровне компании в целом или во внешнем звене (на другом предприятии) ЛЦ.
  • 4. В зависимости от способа получения данных логистические издержки делятся на:
    • · Фактические логистические издержки - затраты, действительно приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.
    • · Нормальные логистические издержки - средние затраты, приходящиеся на данную логистическую операцию или данный объект в рассматриваемом периоде при фактическом объеме выполняемых действий.
    • · Плановые логистические издержки - затраты, рассчитанные для определенной логистической операции или определенного объекта в определенный период при запланированной программе работ и заданной технологии.
  • 5. В зависимости от решаемых задач различают:
    • · Продуктивные затраты логистической деятельности - затраты на работу, направленную на создание добавленной ценности, которую хочет иметь потребитель и за которую он готов платить.
    • · Затраты на поддержание логистической деятельности сами по себе не создают ценности, но они являются необходимыми, например, затраты на транспортировку, оформление заказов, проверку работы сотрудников, ведение учета продукции.
    • · Затраты на контроль - затраты логистической деятельности на мероприятия, направленные на предотвращение нежелательных результатов обслуживания потребителей.
  • 6. В зависимости от конкретных целей анализа затрат бывают:
    • · Убыточные затраты - затраты на работы, которые не дают полезных результатов (простой, ожидание).
    • · Вмененные затраты (затраты упущенных возможностей) характеризуют упущенную выгоду, потерю прибыли от того, что ресурсы были использованы определенным образом, что исключило применение другого возможного варианта.
    • · Частичные затраты - это относимые на определенный продукт, заказ, сферу деятельности части затрат, выделенные по определенным признакам.
  • 7. В зависимости от вида логистической функции издержки подразделяют на транспортные издержки, издержки хранения, распределения, снабжения, управления запасами и др.
  • 8. В зависимости от вида логистической операции выделяют издержки на погрузку, разгрузку, затаривание, перевозку и экспедирование грузов, приемку и отпуск товаров со склада, хранение и сортировку, комплектацию и маркировку товаров, сбор, хранение и передачу информации о материальном потоке, расчеты с поставщиками и потребителями, страхование грузов, оформление закупок (трансакционные издержки) и др.

Трансакционные издержки -- издержки экономического оборота, обусловленные социальной природой, т.е. теми отношениями между людьми, которые сложились по поводу данного объекта, а в конечном итоге -- теми институтами, которые структурируют эти отношения. Трансакционные издержки связаны с определенными действиями в процессе подготовки, заключения и исполнения сделки, а именно: поиском информации, ведением переговоров, заключением договоров, защитой прав собственности и другими.

Подобная классификация логистических издержек позволяет создать модель системы затрат предприятия, без которой трудно решать задачи планирования, учета, контроля и регулирования этих затрат. С целью разработки системы управления затратами необходимо классифицировать логистические издержки по различным признакам и определить их роль в указанной системе. Классификация логистических издержек по тому или иному признаку или по нескольким признакам одновременно лежит в основе организации учета и анализа логистических затрат, а также калькуляции себестоимости обслуживания потребителей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Проблема учета издержек в логистике

2. Требование к системе учета издержек в логистике

3. Классификация издержек в логистике

4. Издержки на создание и поддержание запасов

5. Особенности учета в логистических издержках

6. Транспортно-заготовительные расходы

1. Проблема учета издержек в л огистике

Логистика материальных потоков изучает комплекс операций, обеспечивающих продвижение вещественных предметов и продуктов труда от первичного источника сырья к конечному потребителю. Принятие решений по этим операциям с позиции интересов сквозной системы позволяет говорить о них как о логистических операциях. В противном случае прилагательное "логистический" будет неуместно.

Использование термина "логистические операции" предполагает конечную цель логистического менеджмента -- рационализацию именно сквозных цепей.

Логистические издержки (logisticalcost) -- затраты на выполнение логистических операций.

Логистические операции с предметами и продуктами труда выполняются как в сфере обращения, так и в сфере производства. Соответственно, издержки на выполнение логистических операций включают в себя как часть издержек обращения, так и часть издержек производства.

Основными составляющими логистических издержек являются:

* транспортно-заготовительные расходы;

* затраты на содержание запасов.

Значимость задачи сокращения этих издержек посредством системной организации процессов определяется той долей, которую они занимают в общем объеме издержек производства и обращения.

В общенациональном масштабе логистические издержки рассчитываются в процентах от ВНП. Например, в США в 1987 г. логистические издержки составляли 462 млрд. долл., или 10,27% ВНП. Из них 285 млрд долл. -- транспортно-заготовительные расходы, 158 млрд. долл. -- затраты на формирование и хранение запасов, 19 млрд. долл. административно-управленческие расходы.

В пределах предприятия логистические издержки рассчитывают:

* в процентах от суммы продаж;

* процентах от стоимости чистой продукции;

* денежном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции.

Специфика учета издержек в логистике заключается в суммировании всех затрат, связанных с реализацией процесса.

Традиционные методы учета зачастую не обеспечивают возможности идентификации всей цепочки затрат, связанных с тем или иным процессом. Основная причина заключается в том, что калькуляция расходов осуществляется по отдельным функциональным областям, тогда как материальные потоки проходят "сквозь" организацию, взаимодействуя с множеством подразделений.

Традиционные методы учета объединяют издержки в крупные агрегаты, что не позволяет провести детальный анализ различных по происхождению затрат, учесть все последствия принятых управленческих решений, а также их воздействие на корпоративную организацию.

Проблемы, связанные с определением суммарного воздействия системы движения материальных потоков на общую систему предприятия, чрезвычайно разнообразны. Логистика по своей природе "пронизывает" предприятие, оказывая существенное воздействие на множество его подсистем. Традиционные системы учета не позволяют определять это воздействие, агрегируя логистические издержки в другие группы корпоративных затрат. В главе 15 будет представлена декомпозиция процесса товароснабжения на отдельные операции. Расходы, связанные с общим процессом, складываются из множества издержек, возникающих в разных сферах, и интегрировать их в единую статью расходов в рамках функционально организованного учета весьма сложно.

Например, одно из предприятий пищевой промышленности Москвы при организации товароснабжения мелкорозничной торговой сети использовало следующий порядок. Заказы торговых точек, находящихся на заранее установленных маршрутах, перед погрузкой комплектовались по товарному признаку. Прибыв по маршруту в очередной магазин, водитель отбирал для него товары из разных поддонов и ящиков (в соответствии с заказом). Фактически комплектацию осуществлял водитель, автомобиль в это время простаивал. Транспортная служба завода смогла убедить руководство завода в необходимости осуществления предварительной комплектации на складе готовой продукции в соответствии с заказами отдельных магазинов. Основной аргумент -- повышение эффективности использования транспорта. Комплектацию передали складу готовой продукции, однако никто при этом не просчитал, насколько здесь увеличились затраты ресурсов. Транспортной службе решение, очевидно, выгодно, но выгодно ли данное решение в целом для завода неизвестно.

Управлять процессом, не зная точно, как в ходе его реализации расходуются ресурсы, -- это управлять автомобилем с завязанными глазами.

Логистика предусматривает ведение пооперационного учета издержек на всем пути движения материального потока. Наличие данной системы учета позволяет использовать показатель изменения суммы издержек по процессу в качестве критерия эффективности принимаемых решений в сфере управления материальными потоками.

2. Требование к сис теме учета издержек в логистике

Задачей учета издержек в логистике является обеспечение менеджеров информацией, позволяющей принимать решения в области управления затратами по продвижению материального потока в пределах логистической системы. Однако управлять затратами возможно лишь в том случае, если их можно точно измерять. Поэтому системы учета издержек производства и обращения участников логистических процессов должны:

o выделять затраты, возникающие в процессе реализации функций логистики;

o формировать информацию о наиболее значимых затратах;

o формировать информацию о характере взаимодействия наиболее значимых затрат друг с другом.

При соблюдении данных требований появляется возможность использовать важный критерий построения оптимального варианта логистической системы - минимум совокупных издержек на протяжении всей логистической цепи. логистический издержка материальный расход

В логистике ключевым событием (объектом анализа) является заказ потребителя (клиент, продукт или услуга) и действия по выполнению этого заказа. Калькуляция издержек должна позволять определять, приносит ли конкретный заказ (клиент, продукт или услуга) прибыль.

Для эффективной калькуляции издержек нужно:

а) точно определить конкретные затраты, которые следует включить в схему анализа;

б) установить временные рамки затрат;

в) отнести затраты на конкретные факторы, имеющие отношение к оценке альтернативных действий;

г) установить критерий принятия решений.

Логистические процессы пронизывают основные подразделения предприятия (закупка, производство, сбыт и т.п.) по горизонтали. Традиционные методы учета, направленные на определение затрат по функциональным областям (по вертикали), не позволяют выделять затраты, возникающие в ходе осуществления сквозного процесса, формировать информацию о наиболее значимых затратах, а также о характере их взаимодействия друг с другом. Известно лишь, во что обходится реализация той или иной функции (рис. 30).

Рис.1. Традиционная система учета издержек по функциям

Учет издержек по процессам дает наглядную картину того, как формируются затраты, связанные с обслуживанием клиента, какова доля в них каждого из подразделений. Суммируя все расходы по горизонтали, можно определить затраты, связанные с отдельным процессом. Таким образом, оказываются детерминированными как показатели сквозного материального потока, так и отдельные специфические издержки, возникающие в различных подразделениях.

3. Кла ссификация издержек в логистике

В соответствии с нормами русского языка слова "издержки" и "затраты" являются синонимами. В экономической терминологии, однако, чаще всего используют слово "издержки": издержки обращения, издержки производства, транспортные издержки. Что касается понятия "логистические издержки", то большинство авторов ставят знак равенства между терминами "логистические издержки" и "логистические затраты". Наряду с этой распространенной трактовкой существует и другая, когда логистические издержки рассматриваются как потери - последствия отклонений многих технико-экономических факторов от принятых при разработке планов производства. В данном учебнике будет использован первый, традиционный вариант.

Логистические издержки (logisticalcosts) - затраты на выполнение логистических операций; включают в себя издержки обращения и часть издержек производства. Логистические издержки представляют собой затраты трудовых, материальных, финансовых и информационных ресурсов, обусловленные выполнением предприятиями своих функций по выполнению заказов потребителей.

Вначале дадим основные определения, касающиеся издержек обращения как таковых. Издержки обращения (distributioncosts) - выраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителей. Они включают расходы на оплату труда, на содержание и эксплуатацию зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др.

Различают чистые и дополнительные издержки обращения. Чистые издержки обращения обусловлены существованием товарно-денежных отношений и связаны непосредственно со сменой форм стоимости (самим актом купли-продажи), они не увеличивают стоимость продукции. Дополнительные издержки обращения увеличивают стоимость реализуемой продукции, связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения. К ним относятся транспортные издержки и издержки хранения.

Издержки обращения по отношению к объему реализации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные издержки обращения не зависят от объема реализации и включают расходы на содержание и эксплуатацию складов, повременную заработную плату и т.д. Условно-переменные издержки обращения зависят от объема реализации и включают транспортные издержки, издержки хранения, расходы на упаковку и т.д.

Для характеристики издержек обращения используют абсолютные и относительные показатели. Абсолютный показатель - объем издержек обращения - представляет собой сумму этих издержек в денежном выражении. Относительный показатель - уровень издержек обращения -рассчитывается как отношение суммы издержек обращения к объему оптовой реализации продукции.

Издержки обращения торговли (distribution costsin who lesaling andretailing) - затраты, характеризующие в денежной форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. Издержки обращения торговли складываются из отдельных статей расходов: на оплату труда торговых работников, потребление производственное в торговле и оплату услуг других отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммунального хозяйства и др.). Издержки обращения торговли являются основным фактором, определяющим рентабельность торговли и доход торговых предприятий.

Издержки производства или производственные издержки (manufacturing costs) - совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта; включают стоимость потребленных средств производства и всю вновь созданную стоимость.

Транспортные издержки (transportation costs) - часть транспортно-заготовительных расходов; затраты на транспортировку продукции от мест производства до непосредственных потребителей, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Эти издержки включают оплату тарифов транспорта и различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ, экспедирования грузов и др. Транспортные издержки являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения.

Издержки хранения (storage costs) - разновидность издержек обращения и логистических издержек; затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными издержками, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производительный характер. Однако производительными их принято считать только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности производства. В издержки хранения входят затраты по содержанию складов, зарплата складского персонала, недостача продукции в пределах норм естественной убыли, административно-управленческие и др. расходы. Сокращение этих издержек можно достичь путем ускорения товарооборачиваемости, обеспечения сохранности материальных ценностей, внедрения современных складских технологий и др. Издержки хранения могут достигать 40% от затрат на формирование и хранение запасов.

В условиях обособления функций производства продукта и функций его обращения в самостоятельные сферы деятельности издержки производства и издержки обращения распределяются между производственными предприятиями, с одной стороны, и предприятиями, осуществляющими логистические операции над продуктом, его реализацию потребителям, - с другой. Па практике предприятия сферы материального производства, помимо производственной деятельности, могут выполнять и некоторые функции обращения, а предприятия сферы обращения, кроме собственно реализации продукции, могут осуществлять некоторые функции, являющиеся продолжением производственной деятельности. В денежной форме издержки производства выступают как себестоимость продукции.

Первоначально к логистическим издержкам относили совокупность затрат на операции по перемещению товаров (расходы на транспортировку, складирование, обработку заказов и т.д.). Затем логистические издержки стали рассматриваться как оптимизация затрат на перемещение готовой продукции, включая ее хранение и содержание запасов, упаковку и поддерживающую деятельность (запасные части, послепродажный сервис).

В связи с интеграцией логистических функций многие компании в своей логистической деятельности приняли на вооружение концепцию "полных издержек распределения". В их состав включили расходы по обеспечению производства материальными ресурсами, объясняя это тем, что решения, относящиеся к уровню обслуживания, существенно влияют на размер товарно-материальных запасов, которые необходимо, поэтому включить в систему логистики.

Анализ соотношения расходов, связанных, с одной стороны, с материально-техническим обеспечением производства, а с другой - с распределением готовой продукции различных отраслей промышленности, показал, что, вторые могут быть в два-три раза больше первых.

В дальнейшем произошел отказ от изолированного рассмотрения мероприятий по рационализации сферы обращения и производства, и в коммерческую практику фирм стал внедряться метод суммарных издержек. Другими словами, стал проводиться анализ общей величины затрат, получивший название "принцип одного зонтика".

Комплексный подход к развитию логистики изменил концепцию трактовки ее издержек. Учет расходов стал осуществляться не по функциональному принципу, а с ориентацией на конечный результат, когда первоначально определяются объем и характер работы ЛС, а затем затраты, связанные с ее выполнением. В этих условиях получил развитие новый подход к исчислению издержек, заключавшийся в разработке "миссий", т.е. определении целей, которые должны быть достигнуты ЛС в рамках определенной ситуации "продукт - рынок". Миссия может быть определена с точки зрения типа обслуживаемого рынка, вида продукции и ограничений но обслуживанию и издержкам.

В настоящее время в соответствии с внедрением понятия "миссия" одним из базовых принципов учета логистических издержек стало требование обязательного отражения материальных потоков, пересекающих традиционные функциональные границы, возникающие при выполнении отдельных операций, поэтому издержки по обслуживанию потребителей на рынке должны быть идентифицированы. Это дает возможность осуществить раздельный анализ издержек и доходов по типам потребителей и сегментам рынка или каналам распределения. Такая система учета издержек позволяет определять общие затраты па логистику в соответствии с ее целями, а с другой - как сумму расходов, связанных с выполнением традиционных функций логистики.

Логистические издержки в масштабе отдельно взятой бизнес-структуры обычно исчисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции и др., в процентах от стоимости чистой продукции; а в общенациональном масштабе - в процентах от валового национального продукта.

Логистические издержки в практической деятельности выступают как инструмент управления. Определение состава логистических издержек и анализ затрат способствуют принятию экономически обоснованных хозяйственных решений на всех уровнях управления. Уровень логистических издержек влияет на экономическое положение предприятия и его конкурентоспособность. Снижение логистических издержек, рост на этой основе прибыли повышает финансовые возможности предприятия, расширяет его хозяйственную самостоятельность. В коммерческой практике экономически развитых стран учет логистических издержек интегрирован с их нормированием, планированием и анализом в единую информационную систему, позволяющую оперативно выявлять и устранять нарушения в процессе логистической деятельности. При этом решаются вопросы о выгодности для предприятия закупки той или иной продукции, производства в том или ином месте, использования тех или иных каналов сбыта.

Классификация логистических издержек по одному признаку или нескольким признакам одновременно может осуществляться и в методических целях - для разъяснения их существа, и в практических - для организации учета и анализа логистических издержек, а также для калькулирования себестоимости.

4. Издержки на создание и поддержание запасов

Общие затраты на создание и поддержание запасов складываются из перечисленных ниже основных групп:

· затраты на текущее обслуживание запасов, которые в основном включают в себя налоги на запасы;

· затраты па инвестированный в запасы капитал. Здесь возможны два варианта:

· запасы созданы с использованием заемных средств. Издержки на инвестированный капитал определяются в этом случае процентной ставкой банковского кредита;

· запасы созданы с использованием собственных средств. В этом случае используется установленная на предприятии норма эффективности денежных вложений в оборотные средства;

· затраты на хранение запасов. Сюда относятся расходы на аренду складского помещения, амортизационные отчисления, оплату электроэнергии, заработную плату складского персонала и специалистов;

· риски, связанные с содержанием запасов.

В стоимость рисков создания и поддержания запасов, входят следующие виды потерь:

ь потери, связанные с физическим и моральным устареванием продукции при хранении (особенно это относится к скоропортящейся сельскохозяйственной продукции);

ь риск превышения норм естественной убыли;

ь Риски могут быть сокращены при сокращении временных циклов. Риски содержания запасов проявляются в таких свойствах продукта, как:

ь способность к порче (для продовольственных товаров);

ь повреждение в процессе транспортировки;

ь повреждение в процессе грузопереработки;

ь пожароопасность.

Риски требуют дополнительных затрат для обеспечения сохранности груза при транспортировке, груза-переработке, хранении, (например, скоропортящиеся грузы должны перевозиться в рефрижераторах). При возрастании продуктовых рисков затраты на хранение и транспортировку возрастают. Оценка стоимости риска в денежной форме производится:

ь через расходы на страхование;

ь через тарифы и ставки страховых премий.

Точно определить затраты по содержанию запасов, как правило, достаточно сложно. На практике может использоваться среднее значение издержек на создание и содержание запаса в виде процента от стоимости запаса. В работе Ю. И. Рыжикова (со ссылкой на зарубежные источники) указывается, что на практике допустимы значения от 15 до 35% от цены изделия. В стабильных условиях цена хранения может назначаться как общий по многим продуктам процент от цены и в среднем составлять 25 центов на доллар.

5. Особенности учета в логистических издержках

Специфика учета издержек в логистике заключается в группировке расходов не вокруг подразделений предприятия, а вокруг работ и операций, поглощающих ресурсы. Переход от управления по функциям к управлению процессом требует соответствующего перехода от учета издержек по функциям к учету издержек по процессам.

Учет издержек в логистике не требует той тщательности, которая необходима в бухгалтерском учете. Главная задача здесь выявить основные издержки и понять, как они взаимосвязаны друг с другом.

Система оценки логистических издержек нужна лишь менеджерам по логистике, которые берут ее за основу принятия решения. Никакие правила или законы не требуют, чтобы учет затрат но процессам был представлен в финансовых отчетах.

Отличия отчетности для подготовки решения по логистике от финансового отчета:

· отчет по логистическим издержкам более подробен и может содержать информацию, которая обычно не разглашается сторонним организациям;

· отчет по логистическим издержкам более масштабен и может содержать как прошлые, так и будущие расходы и прибыль; он характеризует также потенциальный эффект от еще не принятых решений;

· структура и содержание отчета по логистическим издержкам в большей степени зависят от специальных требований к логистическим решениям и коммуникациям в конкретной компании, чем от инструкций к финансовой отчетности. Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью приведено в таблице 1.

Таблица 1 - Сравнение отчета по логистическим издержкам с финансовой отчетностью.

Сравнительные характеристики

Отчет по логистическим издержкам

Финансовый отчет

Пользователи

Менеджмент компании

Сторонние пользователи: акционеры, финансовые институты

Оптимизация материальных потоков

Контроль администрации, предоставление надежной базы для поставщиков

Критерии качества

Соответствие процессам, пригодность для принятия решения в области логистики

Пригодность для аудита, соответствие инструкциям

Основное внимание (временной аспект)

Настоящее и будущее

Прошлое и настоящее

Структура и содержание

Индивидуальные, подобранные к каждой компании и решению

Нормированные законом и профессиональными организациями

Оценка логистических издержек по процессам зависит от субъективных суждений и решений. Какие затраты включить в анализ и каким образом их распределять -- вопросы на которые нет однозначных рецептов. Одно общее правило: конкретные затраты не следует приписывать тем логистическим факторам, которые неподконтрольны менеджерам организации.

6. Транс портно-заготовительные расходы

К транспортно-заготовительным расходам относят:

Затраты, связанные с организацией заказа и его реализацией;

Расходы по закупке и доставке товарно-материальных ценностей;

Издержки пополнения запаса.

Включают расходы на формирование сети поставщиков, выбор и оценивание поставщика, транспортные издержки, почтово-телеграфные издержки, представительские и командировочные и другие расходы, недостачи и потери в пути в пределах норм естественной убыли.

Часть транспортно-заготовительных расходов не зависит от партии поставки, но зависит от количества заказов в год. Другая часть (транспортные издержки, приемно-проверочные и другие расходы) зависит от размера партии поставки.

В свою очередь, все затраты на перевозку могут быть подразделены на переменные, зависящие от расстояния перевозки (или времени движения) и постоянные, не зависящие от расстояния.

К переменным затратам относят:

Затраты на топливо, смазочные материалы, электроэнергию на движенческие операции;

Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт подвижного состава (включая запасные части и материалы);

Заработную плату водителей (персонала, непосредственно выполняющего перевозку);

амортизацию подвижного состава в части, касающейся пробега (моторесурса) и др.

К постоянным затратам обычно относят:

Затраты на содержание производственно-технической базы и инфраструктуры различных видов транспорта (арендную плату);

Расходы на оплату труда административно-управленческого персонала;

Накладные и прочие расходы.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности учета логистических издержек, их классификация. Суть издержек на создание и поддержание запасов, транспортно-заготовительные расходы. Логистический подход к решению задач распределения в торговле. Развитие инфраструктуры товарных рынков.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2010

    Понятие и функции логистики, предпосылки возникновения и развития. Материальные потоки и логистические операции, управление запасами, издержками. Складская логистика рознично-оптового предприятия ООО "Топ-книга"; автоматическая идентификация штрих-кодов.

    дипломная работа , добавлен 18.03.2012

    Расчет материальных потоков на предприятии. Определение оптимального размера партии поставки, наилучшего поставщика на основе расчета рейтинга. Разделение грузоотправителей на группы с использованием метода АВС. Выбор системы распределения продукции.

    контрольная работа , добавлен 11.05.2011

    Сущность, особенности и специфика учета логистических издержек. Сравнение логистической и финансовой отчетности. Требования к системе учета логистических издержек, методика и правила их анализа. Пути снижения затрат на выполнение логистических операций.

    презентация , добавлен 02.04.2011

    Описание предприятия. Показатели эффективности проекта. Описание рынка. Описание продукта. Инвестиционный план. Прямые издержки. Общие издержки. План персонала. Финансовый план. Отчет о прибылях и убытках. Начисленные налоги.

    бизнес-план , добавлен 18.06.2007

    Теория, понятие и задачи распределительной логистики. Логистические каналы и логистические цепи, анализ системы распределения и организационно-экономическая характеристика предприятия. Оптимизация расположения распределительных центров на территории.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2010

    Логистические центры фирм как информационно-аналитические (мозговые) центры. Логистические и любые другие операции, осуществляемые фирмами. Особенности региональных логистических центров фирм. Состав типичного логистического центра, его структура, задачи.

    реферат , добавлен 15.09.2008

    Организация доставки товаров и изделий в заданное место, в нужном количестве и ассортименте. Макрологистические, микрологистические и мезологистические логистические системы. Плановые, диспозитивные, исполнительные логистические информационные системы.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2015

    Понятие цены и ценообразования. Внутренние и внешние факторы этого процесса. Ценообразование методом "издержки плюс надбавки", на основе ценовой нормы прибыли, воспринимаемой ценности товара, на базе текущего уровня цен. Аукционное ценообразование.

    презентация , добавлен 18.02.2014

    Информационные логистические системы. Координация материальных и информационных потоков при их объединении. Информационное обеспечение процессов производства. Электронная обработка, компьютерная система передачи и хранения снабженческой информации.

Производственная деятельность предприятий и фирм является процессом многосложным. Она состоит из разных этапов. Это, например, создание, хранение, распространение, транспортировка товаров. Каждое из этих звеньев товарно-производственной цепи сопряжено с рядом целым рядом трудностей, рисков и затрат. Как правило, их нужно выразить в денежном эквиваленте. Полученные цифры и называются логистическими издержками. Это показывает все финансовые аспекты функционирования фирмы, и по ним определяется рентабельность деятельности организации. Рассмотрим тему подробнее.

Логистические издержки

Эту тему лучше начать с понимания того, что подразумевает данный термин. Логистика насыщена профессиональными терминами, понимание которых позволит легче ориентироваться в теме. Итак, логистические издержки - это денежное выражение использованной рабочей силы, предметов труда, расходных материалов и сопутствующих средств, а также финансовые затраты, включающие в себя разнообразные нежелательные последствия из-за форс-мажорных ситуаций. К подобным затратам относятся также средства, которые тратятся для поддержания необходимого количества запасов на складе.

Характеристики затрат

Для более подробного анализа логистических издержек предприятия нужно понять, чем они выражены:

  • распределением по категориям затрат, которые классифицируются по видовым и количественным аспектам;
  • изменчивостью показателей величин в разные сезоны года;
  • распределением обязанностей за контролем их возникновения между звеньями предприятия и рабочими позициями;
  • трудоемкостью мероприятий, связанных с определением их общего объема и предполагающих выполнение большого количества учетных и расчетных операций.

В итоге все затраты распределяются по трем целевым направлениям:

  • на подсчет себестоимости, оценки запасов инструментария и материальных ресурсов, а также промежуточной продукции, в том числе ее составных частей, готовых изделий для определения прибыли;
  • принятия управленческих решений: планирование, прогнозирование, просчет рисков;
  • надзор и регулирование.

Группы затрат предприятий

К первой группе системы относятся, конечно, прямые затраты. Они отражаются при учете производственных затрат, но для их выделения необходима аналитическая работа, так как их роль очень важна.

Все производственные затраты, формирующие себестоимость продукции, делятся на следующие категории: материальные затраты; амортизационные затраты; финансы, выделяемые на оплату труда; социальные отчисления. Также сюда могут быть включены другие расходы, которые возникают у фирмы в процессе изготовления, доставки и реализации товаров и услуг.

Финансовые затраты на заработную плату сотрудников учитывают все виды заработных выплат, которые рассчитываются исходя из тарифных ставок, сдельных или иных принятых на заводе принципов оплаты труда. Сюда также добавляются все доплаты за переработку; бонусы и премии; работу в выходные и/или праздничные дни, которая начисляется по двойному и даже тройному тарифу; северные, южные и иные надбавки; совместительство.

Структура затрат по экономическому содержанию

В первую очередь нужно уточнить, что входит в структуру затрат. За отчисления на социальные нужды принимаются обязательные взносы по установленным законодательным нормам. А также форс-мажорные затраты, которые входят в структуру расчета логистических издержек, относящихся к позициям, связанным с финансовыми показателями деятельности предприятия.

Также учитывается вся упущенная прибыль, которая не отражается в балансе предприятия, но имеет значение для формирования торговой политики, расчета потенциальных рисков и возможной выгоды.

Затраты обращения

Кроме производственных затрат, которые возникают в процессе воспроизводства услуги или товара, важно учитывать еще и затраты на обращение. Это такой вид финансовых издержек, сопровождающих движение товара от места производства до места реализации или конечного потребления. К таким затратам причисляют:

  • затраты на выполнение операций, связанных с транспортировкой, хранением, доработкой, фасовкой, упаковкой товаров и их мерчандайзингом;
  • затраты на заработную плату торговых работников, включая отчисления в государственные внебюджетные фонды и фонды социального назначения;
  • амортизацию фондов и нематериальных активов.

Переменными логистическими издержками называют такие траты, которые возрастают или уменьшаются пропорционально с увеличением или снижением объемов товарооборота. К этой категории относятся затраты на перевозку товаров, хранение, сортировку, фасовку, упаковку, перепаковку и так далее. Если влияние от изменения объемов товарооборота оказывается минимальным, то такие издержки называют условно-постоянным. К ним, например, относятся амортизационные отчисления; расходы на содержание и ремонт зданий и сооружений; на выплату зарплат административно-управленческому аппарату и персоналу.

Связь логистических издержек и себестоимости товара/услуги

Термин "себестоимость" указывает на денежное выражение затрат на производственные факторы, необходимые для осуществления предприятием коммерческой и производственной деятельности, которая связана с выпуском и реализацией продукции и/или оказанием услуг.

Место логистических издержек в себестоимости товара понятно уже из приведенного выше определения. Так как подобные затраты будут напрямую влиять сначала на базовую производственную стоимость продукта, а затем и на его конечную цену. Так, например, процесс передвижения продукта от склада поставщика или самого предприятия (завода, фермерского угодья и т. д.) будет связан с определенными рисками, которые автоматически закладываются в цену товара.

Как формируется себестоимость?

Для Российской Федерации основными факторами формирования себестоимости продукта являются следующие категории:

  • расходы, связанные с производством и дальнейшей реализацией товаров и услуг;
  • затраты на персона-л, заработную плату, обучение, повышение квалификации;
  • расходы на содержание, управление и обслуживание самой организации и ее дочерних предприятий;
  • выплаты организациям, которые оказывают услуги, сопутствующие созданию продукции;
  • затраты на разработку и подготовку макетов новой продукции, пробников и освоение новых ниш и рынков.

Виды себестоимости

В зависимости от учтенных в себестоимости продукции категорий затрат, она может быть следующих видов:

  1. Цеховой, в которую включены все основные затраты и общие производственные расходы (показывает затраты на изготовление готовой продукции в нужном объеме).
  2. Производственной, которая формируется из цеховой себестоимости и общих хозяйственных расходов, но свидетельствует уже о затратах самого предприятия на выпуск продукции.
  3. Полной, которая, по сути, является той же производственной себестоимостью, с той лишь разницей, что она увеличена на размер коммерческих и сбытовых затрат. Этот показатель объединяет в себе и общие затраты предприятия, связанные как с созданием, так и все прочие затраты, без которых нельзя обойтись в процессе доставки товара до точки дальнейшего сбыта или конечного потребления.

Все это складывается в или услуги, которая, в свою очередь, зависит от общих логистических издержек. Это и будет ключевым фактором для формирования финансовой и товарной политики предприятия.

Логистические издержки - это затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка и т.д.; сбор, хранение и передача данных о заказах, запасах, поставках и т.п.). По своему экономическому содержанию логистические издержки частично совпадают с издержками производства, транспортными издержками, затратами по завозу товаров, затратами по отправке товаров, издержками хранения, расходами на тару и другими составляющими издержек обращения. Логистические издержки в масштабе отдельно взятой фирмы начисляются в процентах от суммы продаж, в стоимостном выражении в расчете на единицу массы сырья, материалов, готовой продукции и др., в процентах от валового национального продукта (в 2001 г. в США логистические издержки составляли около 1 трлн $). Важнейшими составляющими логистических издержек являются транспортно-заготовительные расходы (в США - примерно 60% от суммы логистических издержек), а также затраты на формирование и хранение запасов.

Издержки обращения - этовыраженные в денежной форме совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе доведения продукта из сферы материального производства до потребителя. Они являются частью логистических издержек и включают расходы на оплату труда, на содержание зданий и оборудования, транспортировку, хранение и др.

Различают чистые и дополнительные издержки обращения (дополнительные увеличивают стоимость реализуемой продукции, они связаны с продолжением процесса производства в сфере обращения). К ним относятся транспортные издержки и издержки хранения. Издержки обращения по отношению к объему реализации подразделяются на условно-постоянные и условно-переменные.

Условно-постоянные издержки обращения не зависят от объема реализации и включают расходы на содержание и эксплуатацию складов, повременную заработную плату и т. д.

Условно-переменные издержки обращения зависят от объема реализации и включают транспортные издержки, издержки хранения, расходы на упаковку и т. д.

Издержки обращения торговли представляют собой затраты, характеризующие в денежной форме живой и овеществленный труд, вложенный в движение товаров от поставщика к потребителю. Они состоят из расходов на реализацию товаров в оптовой торговле, розничной торговле и общественном питании. Издержки общественного питания включают затраты на производство продукции и обслуживание процесса потребления.

Издержки обращения торговли складываются из отдельных статей расходов на оплату труда торговых работников, на производственное потребление в торговле и на оплату услуг других отраслей народного хозяйства и др.) и т.д. Эти издержки являются основным фактором, определяющим рентабельность торговли и доход торговых предприятий, используемый на образование фонда оплаты труда и фонда производственного и социального развития.


Издержки производства - это совокупные затраты живого и овеществленного труда в процессе производства общественного продукта. В денежной форме издержки производства производственных предприятий выступают как себестоимость продукции.

Транспортные издержки - часть транспортно-заготовительных расходов, представляющая собой затраты на транспортировку продукции от мест производства до непосредственного потребителя, выполняемую как транспортом общего пользования, так и собственным транспортом. Транспортные издержки являются дополнительными издержками, связанными с продолжением процесса производства в сфере обращения. Они включают оплату транспортных тарифов и различных сборов транспортных организаций, затраты на содержание собственного транспорта, стоимость погрузочно-разгрузочных работ и экспедирования грузов, разницу между фактическими затратами по оплате транспортных тарифов и суммой, возмещаемой поставщиками снабженческо-сбытовым организациям.

Издержки хранения - это разновидность издержек обращения и логистических издержек, затраты, связанные с обеспечением сохранности продукции. Они являются дополнительными издержками, вызванными продолжением процесса производства в сфере обращения, т.е. носят производственный характер. Однако издержки хранения будут производительными только при хранении нормативного объема запасов продукции, необходимого для обеспечения непрерывности производства.

В издержки хранения входят затраты по содержанию складов, заработная плата складского персонала, административно-управленческие расходы, недостача продукции в пределах норм естественной убыли и другие расходы. Важнейшим направлением сокращения издержек хранения являются: механизация складских операций, ускорение товарооборота, обеспечение сохранности материалов. Издержки хранения составляют 10-41% от затрат на формирование и хранение запасов.

Загрузка...
Top