Литературная викторина по произведениям К.Чуковского. Кто любит кино? Но вот подвели к нему Федю Баратова, Небывалой красоты

Мясникова Светлана
Воспитатель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 8 МО «Ахтубинский район» г. Ахтубинск

Методическое объединение для воспитателей старших групп

Цели:
Закрепить знания детей о прочитанных сказках К.И. Чуковского, представления о жанровых особенностях сказки;
Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку;
Участвовать в рассказывании;
Учить точно, отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к занятиям.
Поддерживать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
Совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа, развивать интонационную выразительность речи.
Побуждать детей импровизировать на тему знакомых сказок.
Развивать память, мышление, воображение и воспитывать их гуманные чувства.

Оборудование:
Иллюстрации к сказкам К.И.Чуковского, пазлы, сказки К.И.Чуковского “Краденое солнце”, “Путаница”, “Чудо-дерево”, “Мойдодыр”, “Федорино горе”, “Тараканище”, “Муха Цокотуха”, “Бармалей”, “Айболит”, “Телефон». Аудиозаписи фрагментов из сказок. Декорации к сказке.

В.: Уважаемые дети! Мы с вами попали в удивительную страну сказок.
Все на свете дети очень любят сказки,
Все на свете дети сказку очень ждут.
Если очень любишь, если очень веришь,
Сказки станут былью, в гости к нам придут.
В.: Ребята какие сказки бывают?
В.: Сказки который придумал народ и которые передаются из поколения в поколение – называются народными. Ивам их рассказывали мамы и бабушки. Послушайте внимательно, какие сказки пришли к вам в гости. Слушаем. (Аудиозаписи фрагментов из сказок)
А теперь закрепим поиграем в «Добавлялки»
Ок-ок-ок – стоит в поле …..теремок
Ок-ок-ок – покатился … колобок
Цо-цо-цо – снесла курочка …яйцо
Ят-ят-ят – волк не съел … козлят
Ёк-ёк-ёк – не садись на пенек.
Много сказок придумал народ, но есть сказки, которые написали писатели. И сегодня мы с вами встретимся с творчеством удивительного детского писателя.
Родился этот человек 1 апреля 1882 г. А вы знаете, что в этот день мы отмечаем день смеха и веселья. Поэтому сама судьба предсказала ему писать смешные и добрые сказки для детей. А звали этого человека К.И. Чуковский (показ портрета)
Стихи дедушки Корнея вы слышали, когда еще были очень маленькими и сейчас мы посмотрим, как вы их знаете.
У нас 2 команды: 1 команда – «Сказка»
Девиз: Пишет автор для ребят
Для веселых дошколят
Книжки мы читаем
Сказок много знаем

2 команда – «Козлята»
Девиз:Мы веселые козлята
Мы докажем вам ребята
Лучше русских сказок нет
Вот и весь вам наш ответ.

I. А сейчас я хочу предложить вам вопросы небольшой викторины по произведениям Чуковского. Вы ребята, будьте внимательны. Отвечайте быстро и четко.
1. На чем ехали зайчики в сказке «Тараканище»? (На трамвае)
2. Что упало на слониху в сказке «Тараканище»? (Луна)
3. Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении «Телефон»? (Они объелись лягушками)
4. Чем потчевал доктор Айболит больных зверят в Африке? (Гоголем-моголем)
5. Кто напал на муху-цокотуху? (Паук)
6. Какая сказка Чуковского начинается именинами, а кончается свадьбой? (Муха-цокотуха)
7. В какой сказке Танечка и Ванечка убежали в Африку? (Бармалей)
8. В сказке «Доктор Айболит» есть животное по имени гиппопотам. Как еще называем мы этого зверя? (Бегемот)

II. Работа по иллюстрациям к сказкам.

III. Сказки поссорились (мозаика) каждая команда должна сложить картинку и угадать сказку.

IV. Вспомни, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений К. Чуковского игра «Доскажи словечко».

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает ….. (Воробей “Тараканище”)

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными ….. (Грибами “Путаница”)

Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под …. (Кровать “Мойдодыр”)

Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки ….. (Золотые “Муха Цокотуха”)

Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и …. (пропал “Краденое солнце”)

А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке “Федорино горе”)

Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые … (Калошки “Чудо-дерево”)

И такая дребедень
Целый день:
Дин – ди - лень
Дин – ди - лень
Дин – ди - лень
То олень позвонит, то … (тюлень “Телефон”)

V. «Волшебный мешок» воспитатель достает из мешка предметы дети должны сказать строчку из произведения Чуковского:
1. телефон (У меня зазвонил телефон)
2. воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике)
3. мыло (Тут и мыло подскочило)
4. блюдце (А за ними блюдца, дзынь ля-ля),
5. калоша (Пришлите мне дюжину новых калош)
6. термометр (И ставит, и ставит им градусники).

VI. Конкурс капитанов

Сколько и какие сказки К.И. Чуковского «живут» в этом стихотворении?
Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та бежать
И вприпрыжку
Под кровать.
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по дорожке.
И такая дребедень
Целый день:
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень,
Динь-ди-лень!
(«Мойдодыр», «Федорино горе», «Телефон»)
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку.
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Рыбы по полю гуляют,
Жабы по небу летают,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили…
(«Краденое солнце», «Бармалей», «Путаница»)

Физминутка «Барабек»
(«Как дразнить обжору» из английского фольклора, пер. К. Чуковского)
Робин Бобин Барабек Ноги расставляют, руки кладут на пояс, говорят, переступая с ноги
на ногу, низким голосом, как Барабек.
Скушал сорок человек Взявшись руками за голову, удивляются, произнося текст с
удивленной интонацией.
И корову, Приставляют указательные пальцы к голове - «рога», говорят низким голосом.
И быка. Убирают руки за спину, выпячивают нижнюю губу, слегка наклонив голову, -
«упрямый бык».
И кривого мясника. Медленно выставляют в стороны руки со скрюченными пальцами,
ноги ставят косолапо - «кривой мясник».
И телегу, Слегка расставив ноги, опираются о колени руками, локти в стороны - «сидят на телеге».
И дугу. Стоят прямо, руки над головой соединяют дугой, касаясь кончиками пальцев, -
«дуга».
И метлу, Правую руку сжимают в кулак, отставляют в сторону, в ней «метла».
И кочергу, Двумя руками берут воображаемую кочергу и делают резкое движение вперед.
ноги слегка расставляют и чуть сгибают - «кочерга в печи».
Скушал церковь. Стоят прямо, один кулак обнимает другой, большие пальцы рук
поднимают вверх и соединяют - это «свеча», голову наклоняют вниз, смотрят на
«свечу», произнеся текст серьезно и негромко - «мы в церкви».
Скушал дом, Поднимают руки над головой, локти в стороны, кончики пальцев соединяют друг с другом - «крыша дома».
Скушал кузню с кузнецом. Двумя руками берут воображаемый молот, широко
замахнувшись через голову. 2 раза ударяют по «наковальне», говорят активно, энергично,
в ритме движений.
А потом и говорит: Разводят руки в стороны.
- У меня живот болит!!! Берут живот двумя руками, сгибаются и говорят тоненьким
голосом, жалостливо.
Театрализованная постановка по стихотворению К.И. Чуковского «Чудо-дерево»
Чудо-дерево повёрнуто к зрителям кро¬ной с листьями. Звучит аудиозапись «Утро
в деревне». На плетни взлетают петухи (встают на подиумы), важно расхажива¬ют, разглядывают всё вокруг, громким «ку-ка-ре-ку» приветствуют друг друга.
Первый петух.
Как у наших у ворот
Собирается народ!
Второй петух.
Собирается народ
В развесёлый хоровод!
Звучит весёлая музыка. На поляне перед чудо-деревом собираются дети, резвятся, играют (исполняется танцевальная кар¬тинка «Игры-забавы»). Петухи наблюда¬ют за происходящим. Из-за одного плетня выглядывает Мурочка.
Первый петух (громко и звонко).
Расступись, честной народ!
Наша Мурочка идёт!
Второй петух (громко и звонко).
Наша Мурочка,
Наша умница!
Звучит медленная музыка. Из-за плетня появляется Мурочка в красных башмачках. Она важно прохаживается перед детьми. Дети разглядывают башмачки, любуются ими.
Мурочка. А вот и я! (Останавливается, задрав нос.)
Дети (по очереди)
Ай да Мурочка!
Ай да красавица!
Башмачки-то - загляденье!
Просто всем на удивленье!
Мурочка (хвастливо).
Ой, как выйду я плясать
В новеньких ботинках!
Полюбуйтесь на меня -
Разве не картинка?
Эй вы, ребятки - голые пятки,
Драные калоши! Хлопайте в ладоши!
Звучит быстрая музыка. Мурочка задор¬но пляшет. Дети, обидевшись на девочку, прячутся: кто за плетень, кто за деревья. Закончив плясать, Мурочка оглядывается, недоумевает.
Мурочка.
Все куда-то убежали...
И плясать со мной не стали!
Первый петух.
Тень-тень-потетень!
Муре хвастаться не лень!
Второй петух.
И от хвасты детвора
Разбежалась кто куда!
Мурочка (подбегая то к одному плетню, то к другому, сердито). А ну кыш! Чего драз¬нитесь?
Петухи прячутся за плетнями. Мурочка садится на лавку и плачет, закрыв лицо ру¬ками. Звучит печальная музыка. Петухи вы¬глядывают из-за плетней, осторожно под¬ходят к Мурочке, жалеют её.
Первый петух.
Не плачь, Мурочка!
Не плачь, девочка!
Мурочка (вытирая слезы). С кем же я те¬перь играть-то буду?
Второй петух.
Думай, думай, Мурочка!
Ты же у нас умница!
Мурочка снова принимается плакать, но внезапно замолкает.
Мурочка (улыбаясь). Придумала! Посажука я свои башмачки под деревце...
А ну, петушки, помогите мне снять баш¬мачки!
Петухи снимают с ног Мурочки башмач¬ки. Девочка бежит к чудо-дереву. Петухи следуют за ней. Мурочка роет под деревом ямку (разгребает набросанные листья), бе¬рёт у петухов башмачки, кладёт их в ямку и закапывает (накрывает листьями). Пету¬хи, а также дети из-за деревьев и плетней с интересом наблюдают за её действиями.
Мурочка.
Растите, башмачки мои!
Растите, маленькие!
А вы, петушки, сторожите мои башмачки!
Мурочка убегает. Петухи становятся по обе стороны от дерева. Затем под музыку исполняют танцевальную картинку «На страже». В это время дети, не обращая внимания на петухов, выходят из-за плет¬ней и деревьев, садятся на лавки, общают¬ся с помощью пантомимики. Вдруг раздаёт¬ся громкий петушиный крик. Дети вскаки¬вают с лавок, оборачиваются на крик. Пе тухи торжественно поворачивают дерево другой стороной к зрителям и взлетают на плетни.
Первый петух.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт!
Второй петух.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Первый петух.
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём.
Второй петух.
А сапоги да башмаки,
Словно яблоки!
Дети подходят к чудо-дереву, разгляды¬вают обувь.
Дети (по очереди).
Вот так дерево!
Чудо-дерево!
Ай да Мурочка!
Ай да умница!
Первый петух. Сапоги созрели!
Второй петух. Башмаки поспели!
Первый петух.
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Второй петух.
Кому нужны сапоги?
К чудо-дереву беги!
Звучит музыка. Дети снимают с дерева обувь, садятся на лавки, примеряют. Затем выходят на середину поляны и демонстри¬руют свою новую обувь. Мурочка наблюда¬ет за происходящим из-за плетня.
Дети (поочерёдно).
У меня на ножках новые сапожки!
У меня ботинки прямо как с картинки!
У меня башмачки - звонкие каблучки!
Ай да Мурочка!
Ай да умница!
А где же Мурочка?
Мурочка. Я здесь!
Дети. Иди к нам, Мурочка! Мы тебя ждём!
Мурочка выходит из-за плетня и идёт к детям. На ногах у неё лапти.
Ребёнок (обращает внимание Мурочки на дерево). Гляди, Мурочка, для тебя на де¬реве тоже выросли башмачки!

Звучит весёлая музыка. Дети подводят Мурочку к чудо-дереву, помогают снять с него пару башмачков и переобуться. Муроч¬ка весело прыгает, дети хлопают в ладо¬ши. Из-за плетня слышится кашель. Появ¬ляется сердитый дед Матвей, идёт к де¬тям, опираясь на палку.
Дед Матвей.
Это что за шум и гам?
Расходитесь по домам!
Что галдите, детвора?
Вам уж спать давно пора!
Дети (сбившись в кучу).
Не ругайся, дед Матвей!
Погляди сюда скорей!
Дед Матвей. Что там? Ну-ка погляжу, по¬гляжу...
Дед Матвей направляется к чудо-дерезу. Дети на цыпочках идут за ним. Дед Матвей с недоумением осматривает дерево.
Дед Матвей (обращается к детям).
Вот так небылица!
Может, сон мне снится?
Дети, пряча улыбки, пожимают плечами. Дед Матвей снова осматривает дерево.
Дед Матвей.
Это чьи проказы?
Признавайтесь сразу!
Кто развесил башмаки?
Это вы, озорники?
Дети (по очереди).
Нет, мы не озорники!
Сами на ветках выросли башмаки!
Мы их сняли ловко
И теперь - в обновках!
Вот такое дерево!
Чудесное дерево!
Мурочка.
Дед Матвей,
Подходи смелей!
Тут на всех обновок хватит,
Мы тебя сейчас нарядим!
Дед Матвей (махнув рукой).
Мне не надо - я старик
И к лаптям своим привык.
Мурочка.
Ты, дед Матвей,
Не жалей лаптей!
Вот тебе валенки -
Не велики, не маленьки!
Дети снимают с чудо-дерева валенки и подают деду Матвею.
Дед Матвей (с недоверием).
Вот так диво! Глазам не верю!
А ну-ка сяду да примерю!
Садится на лавку, снимает лапти, обува¬ет валенки, любуется обновкой. Затем встаёт и топает. Дети внимательно на¬блюдают за его действиями.
Дед Матвей (улыбаясь).
Был я в лаптях стареньких,
А теперь - в новых валенках!
Спасибо вам, ребятки!
Пойду похвастаюсь бабке!
Мурочка. Веди её сюда! Мы и ей подбе¬рём обувь.
Дед Матвей (уходя).
Вот так дерево!
Чудо-дерево!
Дети провожают деда Матвея до плет¬ня, машут ему вслед.
Первый петух.
Как у наших у ворот
Чудо-дерево растёт!
Второй петух.
Чудо-дерево растёт,
Обувает весь народ!
Дети (по очереди).
Не придётся нам опять
По морозу щеголять
Дырками, заплатками,
Голенькими пятками!
Спасибо тебе, Мурочка!
(Хором.)
Спасибо тебе, умница!
Петухи.
Та-ра-ра, та-ра-ра!
Веселись, детвора!
Дети исполняют танцевальную картин¬ку «Общее веселье». По окончании со смехом убегают с поляны. Петухи важно уходят вслед за ними.

МБОУ «СШ №3 г. Вельска»

Семьина Светлана Николаевна,

учитель начальных классов

Викторина по сказкам К. И. Чуковского

(литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского: «Тараканище», «Путаница», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Краденое Солнце», «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Телефон», «Айболит», «Бармалей», «Крокодил», Приключения Бибигона, «Собачье царство», «Топтыгин и Лиса», «Топтыгин и Луна», «Айболит и воробей»)

На доске картинки с героями: Федора, Айболит, Муха - Цокотуха, Мойдодыр, Бибигон.

Задания от Федоры

Кто не моет, не стирает,

Мусор, грязь не убирает?

От кого сбежали чашки?

Есть такая замарашка. Федора

Подписать названия посуды (корыто, сито, бочонок, ушат, ковш, кочерга)

Задания от Айболита

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор … .Айболит

Викторина

1. На ком ехали раки? На хромой собаке

2. Кто ехал на кобыле? Волки

3. Кто проглотил жабу? Крокодил

4. Чьи это слова: «Кто злодея не боится

И с чудовищем сразится,

Я тому богатырю

Двух лягушек подарю» Гиппопотама

5. Кого укусила оса? Лису

6. Кого курица клюнула в нос? Барбоса

7. Кто принёс телеграмму Айболиту? Шакал

8. От кого шакал принёс телеграмму? От гиппопотама

9. У кого было вывихнуто плечико? У кузнечика

10. Кто проглотил мочалку? Крокодил

11. Кто спас Муху - Цокотуху? Комарик

12. Кто сидит на носу у Мирона? Ворона

13. Кто строит гнёзда из лапши? Ерши

14. Кого проглотил морж? Морского ежа

15. Кто из животных захотел полететь на луну? Медведь-топтыгин

Задания от Бибигона

«Тоненький он,

Словно прутик,

Маленький он

Лилипутик» Бибигон

1. В кого стрелял горохом Бибигон? В паука

2. С кем Бибигон играл в чехарду? С лягушатами

3. Кто спас Бибигона изх паутины? Жаба

4. С кем Бибигон играл в футбол? С мышатами

5. От кого спас Бибигон гусёнка? От вороны

6. Кто такой Брундуляк? Индюк

7. Кого испугался Бибигон и нырнул в чернильницу? Пчелу

8. Кого оседлал Бибигон? Стрекозу

9. Кто дал письмо от Бибигона девочкам? Улитка

10. Кто такой Караккакон? Дракон

11. С кем танцевал весь вечер Бибигон? С крысой

12. С кем спорил Бибигон под лопухом? С петухом

В таблице нужно закрасить верные ответы(должна получиться буква «Б»)

паук

улитка

мышата

ворона

крокодил

комар

жаба

стрекоза

индюк

крыса

коза

петух

пчела

лягушата

дракон

Задания от Мухи-Цокотухи.

Покупала самовар,

А спасал ее комар. Муха-цокотуха

Чьи это вещи?

Велосипед (медведи) Воздушный шарик (комарики)

Спички (лисички) Сапожки (блошки)

Сабля (комарик) Градусник (Айболит)

Кукла (Лялечка) Камзол (Бибигон)

Задания от Мойдодыра.

Всем известна сказка эта,

Любят дети всей планеты

Этот персонаж сердитый.

Он в ушатах и корыте

Всех грязнуль отмоет мылом.

Со знакомым крокодилом

Он научит ребятишек

Умываться до подмышек. Мойдодыр

Что лишнее?

1. Коза, курица, тараканы, крокодил (герои сказки «Федорино горе»)

2. Пироги, крендельки , блины, сушёные грибы (этими предметами тушили море)

3. Шура, Юра, Тотоша , Вася, Ляля (Тотоша- крокодильчик, остальные имена детей - героев сказок)

4. Паук, ворона, пчела, осёл (герои «Приключения Бибигона»)

5. Шоколад, калоши, конфеты, перчатки, книжки, (Что просили герои сказки «Телефон»)

Вступительное слово к викторине

Чуковский Корней Иванович – автор детских загадок, песенок, перевёртышей. Очень любил Корней Иванович сочинять и сказки. Он считал, что «сказка для каждого нормального ребёнка – самая здоровая пища, не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб, и никто не имеет права отнимать у него эту здоровую, ничем не заменимую пищу ». Викторина «Сказки Чуковского» состоит из 17 вопросов. На все вопросы даны ответы.

Составитель викторины: Ирис Ревю

1. Какие сказки Корнея Чуковского вы знаете?
Ответ: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха-Цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Айболит», «Телефон», «Краденое солнце»

2. В сказках К.Чуковского нередко героем оказывается совсем не тот персонаж, от которого можно было ожидать смелого поступка. А кто становится героем в сказке «Приключение Бибигона»: персонаж крупных габаритов или маленьких?
Ответ: в «Приключениях Бибигона» герой «ростом, бедняга, не выше вот этакой маленькой мыши»

3. Зачастую действующими лицами сказок Чуковского выступают животные. И особенно часто — Крокодил. Вспомните, в каких сказках присутствует этот персонаж?
Ответ: в сказках «Крокодил», «Мойдодыр» (гуляющий с детьми по Таврическому саду), «Бармалей» (Крокодил глотает разбойника), «Тараканище» (Крокодил с испуга проглатывает жабу) и др.

4. Как вы считаете, Мойдодыр – враг мальчику-грязнуле или нет?
Ответ: Мойдодыр – не враг, наоборот, он помог мальчику одержать победу над своими дурными привычками

5. Где призывал Мойдодыр мыться, купаться?
Ответ: « в ушате, в корыте, в лохане, в реке, в ручейке, в океане»

6. Из какой сказки этот отрывок:
«Что такое?
Что случилось?
Отчего же всё кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?»
Ответ: из сказки «Мойдодыр»

7. Продолжите фразу:
«Ехали медведи — …на велосипеде »
«Одеяло убежало — …улетела простыня »
«И сейчас же щётки, щётки — …затрещали, как трещотки »
«Скачет сито по полям -…а корыто по лугам »
«Стыдно старому реветь – ты не заяц, а …медведь »

8. В какой сказке Чуковского в качестве главного «персонажа» выступает устройство для передачи и приёма звука?
Ответ: «Телефон»

9. Какими отрицательными качествами наделён Таракан из сказки «Тараканище»?
Ответ: Таракан олицетворяет собой зло, насилие

10. Как считается в сказке Корнея Чуковского — дёшевы ли нынче рога?
Ответ: «Мы врага бы –
На рога бы,
Только шкура дорога,
И рога нынче тоже не дешевы».

11. От Федоры убежали все вещи. И она «идёт-ковыляет» за ними. И блюдо сказало: «Гляди, кто это там позади?». Внимание, вопрос! Откуда шла Федора?
Варианты ответов: 1. «Из тёмного бора». 2. «Из дремучего леса». 3. «Из светлой рощи».
Правильный ответ: «И видят: за ними из тёмного бора идёт-ковыляет Федора… »

12. Какой праздник справляла Муха-Цокотуха в одноименной сказке?
Варианты ответов: 1. Новый Год. 2.Именины 3. Масленицу
Правильный ответ: Муха-Цокотуха справляла именины: «Нынче Муха-Цокотуха именинница »

13. Вспомните, как веселилась метла, когда начался праздник у Федоры?
Ответ: «А метла-то, а метла – весела –
Заплясала, заиграла, замела,
Ни пылинки у Федоры не оставила».

14. Как вы считаете, какая идея лежит в основе практически каждой сказки Чуковского?
Ответ: борьба добра со злом, победа добра над злом

15. Какой огромный предмет проглотил Крокодил в сказке «Краденное солнце»?
Ответ: Крокодил «солнце в небе проглотил»

16. На какой континент отправился доктор Айболит, чтобы вылечить больных?
Варианты ответов: 1. В Америку. 2. В Азию. 3.В Африку
Правильный ответ: в Африку

17. На каком шарике передвигались комарики в сказке «Тараканище»?
Ответ: На воздушном

Боброва Валентина Макаровна – учитель начальных классов. ОСШ – лицей №4 город Талгар.

Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО

Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.

2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
3. Развивать мышление, речь, воображение, память.
4. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.

5. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:

1) детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) выставка книг в классе.
Ход урока

1. Организационный момент.

Чтец №1:

Вот и начнутся каникулы вскоре,

Много за год прочитали мы в школе-

Даля, Жуковского, Фета, Толстого,

Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.

Повести, сказки, рассказы, стихи-

Все это сами мы в школе прочли.

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни напролет.

Были те сказки наперечет;

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про телефон и Федорино горе.

Чтец №3:

Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали-

От них они этих героев узнали.

Чтец №4:

К бабушкам долго мы приставали-

Откуда они эти сказки узнали?

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Чтец №5:

Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней-

Сказочник, критик, поэт, чародей.

Чтец №6:

Жалко нам стало деда Корнея-

В детстве своем он не знал Бармалея.

Сколько же в жизни он потерял,

Что этих сказок в детстве не знал.

Про Тараканище и Крокодила,

Про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Чтец №7:

По ним мы учились все понемногу

Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу.

Чтобы животных жалеть и любить,

Чтобы не хвастаться и не хитрить,

Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе-

Надо порядок поддерживать в доме;

Чтоб не попасть на обед к Бармалею-

Слушаться надо того, кто умнее.

Чтец №8 :

Хорошие книжки писал дед Корней-

Воспитывал взрослых он и детей.

Будут и внуки наши, и дети

2 . Вступительное слово

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

Соревновательная часть
Представление команд

Команда "Мойдодыр".

Девиз: Мойте шею, руки с мылом

Трите щёчки, нос до дыр

И похвалит непременно

Вас за это «Мойдодыр».

Команда "Айболит"

Девиз:

Если кто-то не здоров,

Не зовите докторов,

Всех излечит, исцелит

Команда наша «Айболит».

Представление жюри.

За каждый правильный ответ команде «Мойдодыр» будем вешать на Чудо-дерево -----------ботинки, а команде «Айболит»-------- носочки.

I тур «Вспомни сказку».
- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ -
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара) .
«Муха – Цокотуха»

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону) .
«Телефон»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).

«Крокодил»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю )

(«Путаница»)

Игра для болельщиков «Снабди свою команду необходимыми вещами»

«Мойдодыр» - мыло, расчёска, носовой платок, зубная паста, зубная щётка, ушные палочки, полотенце, влажные салфетки, шампунь, мочалка.

«Айболит» - грела, очки, молоточик, термометр и т.д.

II тур «Кто есть кто».
- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый великан - (таракан)

Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: “Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”

Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище», «Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)


IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
- В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
V тур «Музыкальная страничка».

Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза Песня «Айболит»

Загадки К.И.Чуковского.

Угадай героев произведений К.И.Чуковского.

Инсценировка сказки « Мойдодыр»

VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
- Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище, Крокодил,)

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет “Федорино горе”. В сказке говорится о грязной, битой посуде. Сейчас мы поможем Федоре собрать посуду.

Игра «Собери по осколкам тарелки»
VII тур «Героический поступок».
- Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.

«Инсценировка сказки «Чудо – дерево»

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “Бармалея”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
- Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

Просмотр видеоклипа «Книги Чуковского»

IX Подведение итогов викторины

4. Итог урока.

Людмила Кременицкая
Игра-викторина по сказкам К. И. Чуковского

ИГРА-ВИКТОРИНА по сказкам К. И. Чуковского.

Предварительная работа. Воспитатель читает детям сказки (авторские или народные, по которым намечено проведение викторины, рассматривает вместе с ними иллюстрации, предлагает родителям почитать эти книги дома. Дети заучивают отрывки из стихотворных сказок наизусть и драматизируют сцены из прозаических. Вместе с воспитателем придумывают названия команд, готовят эмблемы для игроков и капитанов (для последних – маленьких сов как символов мудрости, рисуют иллюстрации к сказкам для украшения зала. Воспитатель (втайне от детей) готовит все необходимые атрибуты для проведения викторины (волчок со стрелкой и карточки с вопросами-заданиями, коробку, обклеенную чёрной бумагой, иллюстрации, игрушки и др.)

Организация игры. В каждой из двух команд 5 (старшая) или 8 (подготовительная группа) игроков. Они сидят за отдельными столами. Сбоку – зрители-болельщики (родители, дети других групп и т. д.) Ведущий сидит за своим столом, на котором стоит волчок со стрелкой и разложены карточки с заданиями. Выбирается судья-информатор, который на наборном полотне выставляет количество баллов, набранное каждой командой.

В конце игры команда-победитель получает призы, все участники – поощрительные призы, а победитель игры со зрителями – сувенир.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

(«Краденое солнце», «Телефон», «Мойдодыр», «Айболит», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе»)

1 задание «Конкурс капитанов». На двух столах разложены различные предметы: мыло, зубная паста, полотенце, расчёска, линейка, конверт, тетрадь, коробка спичек и др. (по выбору ведущего). Капитаны должны найти нужные Мойдодыру вещи и быстро сложить их в корзину.

2 задание «Кто вспомнит?» Какое слово твердил Айболит, отправляясь в Африку? («Лимпопо»).

3 задание «Чёрный ящик». В ящике – любимое лакомство крокодилов из сказки «Телефон». Что это? (Калоши).

4 задание «Сладкий поднос» . На подносе – розетки с конфетами, вареньем и сахаром. Чем Муха-цокотуха угощала бабочку? (Вареньем).

5 задание «Игра со зрителями». Кто потушил море в сказке «Путаница»? (Бабочка).

6 задание «Угадай сказку по отрывку». Из какой сказки эти строки? «А за ними блюдца-блюдца дзын-ля-ля, дзын-ля-ля, и танцуют, и смеются, дзын-ля-ля, дзын-ля-ля». («Федорино горе»).

7 задание «Сделай правильный выбор». На двух подносах разложены игрушки. Первая команда должна найти героев сказки «Краденое солнце» на одном подносе (медведь, белка, а вторая – на другом (крокодил, заяц).

8 задание «Прочитай наизусть». Дети (по желанию) читают отрывки из сказок.

9 задание «Угадай сказку по отрывку». Из какой сказки этот отрывок? «Волки от испуга скушали друг друга. Бедный крокодил жабу проглотил, а слониха, вся дрожа, так и села на ежа». («Тараканище»).

Публикации по теме:

Цель: познакомить детей дошкольного возраста с жизнью и творчеством К. И. Чуковского. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость.

Игра-викторина «Путешествие по русским народным сказкам» МБДОУ МО ПЛАВСКИЙ РАЙОН - ДЕТСКИЙ САД П. МОЛОЧНЫЕ ДВОРЫ Игра-викторина «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ СКАЗКАМ» Выполнил воспитатель:.

Литературная игра-викторина «По русским народным сказкам» для детей дошкольного возраста старшей группы Сказки: «Смоляной бычок», «Зимовье зверей», «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Петушок Золотой Гребешок»,.

Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского Литературная викторина по сказкам К. И. Чуковского. (между 2 ср. гр.)Цели:-Учить детей быстро определять название сказки по иллюстрации. -Продолжать.

Литературная викторина-игра по сказкам К. И. Чуковского для детей 5–7 лет Литературная викторина-игра по сказкам К. И. Чуковского для детей5-7 лет. Задачи: - Закрепить знания о сказках (загадывание загадок, рассматривание.

Мини-викторина по сказкам К. Чуковского. Цель: знакомство с книжной культурой, детской литературой. Задачи: развивающие: Развивать мышление, речь, воображение, память. Развивать.

Загрузка...
Top