Лекции по литературе для школьников телеграмма паустовский. Конспект урока по литературе на тему "К

Разделы: Литература

Цели урока:

  • знакомство учащихся с произведением К.Г.Паустовского,
  • развитие умения читательского мастерства,
  • воспитание бережного и благодарного отношения к своим родителям.

Оформление: На доске: тема урока, репродукция картины А.Шилова “Мать”, содержание телеграмм, два эпиграфа:

1.“Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, – это мать”. М.Горький

2. Страницу и огонь,
Зерно и жернова,
Секиры остриё и усечённый волос –
Бог сохраняет всё,
Особенно слова
Прощенья и любви,
Как собственный свой голос.

В.Брюсов

Оборудование:

  • Магнитофон.
  • Записи “Времена года. Октябрь” П.И.Чайковского
  • “Песня о матери” в исполнении ансамбля “Белый день”.

Урок построен по технологии встречных усилий.

ХОД УРОКА

I. Организационное начало

– Здравствуйте, ребята!

Сегодня встретились мы в первый раз,
Но от меня вы можете не прятать
Сиянье ваших умных глаз.
Пусть будут поиски, сомненья,
И как ни краток встречи срок,
Быть может, мы сойдёмся в мненьях
И вместе проведём урок.

II. Мотивация (эмоциональная)

Учитель. Когда называешь имя К.Г.Паустовского, то в памяти оживает Мещёрский край, средняя полоса России, с её неброской красотой, о которой Н.Рыленков написал:

Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно…

– Вот так и Паустовский всмотрелся, вслушался, а потом сказал: “Она завладела мной навсегда. С тех пор я не знал ничего более близкого мне, чем наши простые близкие люди, и ничего более прекрасного, чем наша земля”. И может стоит поучиться у писателя великому умению – остановиться и внимательно всмотреться и увидеть то, что нас окружает, и тех, кто живёт рядом с нами.

III. Подготовительный

– Сегодня мы начнём очень серьёзный разговор, в центре которого будет одно произведение К.Г.Паустовского. И называется оно?

– Телеграмма.

– Мы с вами читаем печальную историю о матери, напрасно ожидающей приезда своей дочери. Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы?

– Когда нужно сообщить что-то срочное.
– Когда стряслась беда.
– Когда у человека радость.

– А сколько было телеграмм послано в рассказе?

– Куда, кому и кем они были отправлены?

На доске на боковых закрывающихся сторонах содержание обеих телеграмм.

1 – дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 – матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

– Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна – от имени Насти. Исходя из нашего разговора, определите тему рассказа.

– Взаимоотношения родителей и детей.

– Действительно, рассказ Паустовского затрагивает одну из важнейших проблем - отношения детей и родителей.

– Всегда ли дети спешат на помощь родителям, живущим где-то далеко, всегда ли пишут письма, умеют ли проявлять о них заботу, стараются ли быть ласковыми со стариками?

IV. Вызов

– Определите композицию рассказа. Сколько бы основных частей вы выделили? Почему?

Дети определяют 4 части, составляют план из кульминационных фраз каждой части и записывают его:

1. Мать. “Эх, горе её горькое, страданье неписаное!”

2. Дочь. “Эх ты, сорока!”

3. Телеграмма. “За добро плати добром, не будь пустельгой”.

4. Раскаяние. “Никто, кроме Катерины Петровны, не мог снять непоправимой вины, невыносимой тяжести”.

На протяжение всего урока учащиеся работают над планом, его цитатным оформлением. Задача учителя – направлять и корректировать их работу.

V. Сотворчество

– Сегодня нас ждёт большая и интересная работа творческого плана. Мы пишем с вами синквейн – пока только 4 части, для этого нужно быть очень внимательным слушателем и читателем. Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

Дети отвечают.

– Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский?

– Описание пейзажа, интерьера.

Идёт исследовательская работа с чтением фрагментов рассказа. Картина осеннего пейзажа. Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года. Октябрь”.

– Холодная осень, назойливо сыпался дождь, тащились, цеплялись рыхлые тучи. Маленький подсолнечник всё доцветал и не мог доцвесть. Продолжите фразу: “Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….”.

Вывод: пейзаж печален, когда печален человек.

Описание интерьера: цвет жёлтый, сумрачный, есть серый. Возникает ощущение запущенности, заброшенности, одиночества, печали, безысходности.

– Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально.

Дети дают словесный портрет: “Она маленькая, сгорбленная, молчаливая, терпеливая, тактичная, великодушная, беспомощная, безмерно любящая свою дочь”. Доказывают, цитируя текст.

– Какие моменты вас особенно затронули?

– Этот момент отражён в иллюстрации учебника. Катерина Петровна осторожно перебирает пухлый бумажник. Её дорого всё, что связано с дочерью, она боится спугнуть запах духов дочери.

– Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны?

– Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль.

– Занесите эти слова в синквейн. Прочитайте отрывок 1 абзац стр. 314.

– Почему впервые за последний год она решилась выйти из дома?

– Какой отклик рождает пейзаж в душе Катерины Петровны?

– Она сочувствует звёздам, старому клёну, жалеет их. Время изменило и сад, о нём тоже мало заботятся.

– В своей книге “Золотая роза” в разделе “Зарубки на сердце” Паустовский писал: “Все обстоятельства, все подробности деревенского дома и осени, всё это было в полном соответствии с состоянием Катерины Петровны, с той тяжёлой душевной драмой, какую она переживала в последние свои дни”. Найдите это соответствие.

– Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет?

– Что поняла Катерина Петровна?

– Дни её сочтены, она умирает. И тогда она написала письмо.

Учитель читает письмо наизусть.

– Что вас затронуло в этом письме?

– О смерти она сказала очень просто, и думает она о саде.

– Действительно, Катерина Петровна и окружающий её мир – это одно целое, это всё родная земля, на которую, в конце концов, её опустили.

Чтение эпизода похорон, стр. 321.

– Каким стал пейзаж?

– Светлым, весёлым.

– Почему весёлым?

– Кончились её мучения, её одиночество, боль, успокоилась её страдающая душа. Смерть – избавление от страдания.

Продолжение работы над планом и синквейном. Слова Тихона заносятся в план и как кульминационная фраза в синквейн.

– Расскажите, пожалуйста, о дочери. Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы?

– Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы.

– В Ленинграде много садов, парков, но Насте некогда было всё это видеть, она много работала.

– Холодные глаза.

– Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?

Слово учителя: Сольвейг в переводе означает “солнечный путь”. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным: Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью. Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они – зеркало души. Значит, и душа у неё холодная.
Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала?

– Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.

– А когда получила телеграмму? Почему Настя не открыла старому художнику правду?

– Спокойна. Она даже не поняла, о какой Кате идёт речь.

– Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.

– Неприятное известие. Это нарушило её планы.

– Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

– Конечно, нет.

– Да, такая жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью – такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна. Но когда-нибудь приходит прозрение. Приходит оно и к Насте. С чего оно началось?

– Взгляд Гоголя, укоризненный и честный, сверлил её.

– Почему именно Гоголь?

– Гоголь – сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека. “А письмо-то в сумочке нераспечатанное, – казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. – Эх ты, сорока!”
И автор, и великий сатирик видят Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная. Настя совершила предательство. Оценку её поступку даёт Гоголь: “Эх ты!”

– Что стоит за этим “эх ты!”?

– Презрение, укоризна.

– И всё-таки душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.

– Какой мы видим Настю после смерти матери? Чтение отрывка стр. 318 со слов “Валил водянистый снег…”.

– Да, Настя изменилась, она совсем другая. Но уже поздно: мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.

Чтение эпилога стр. 322.

– Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

– Холод души растоплен слезами боли и раскаяния. Настя в переводе с греческого – “воскресшая”. Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. Только мать смогла бы облегчить её страдания. В народе всегда отмечалась особенная любовь матери к детям, в отличие от последних.

– Какие поговорки и пословицы о матери вы нашли?

Дети зачитывают пословицы и поговорки.

– Очень жаль, что в сутолоке жизни, в спешке мы часто забываем о самых близких нам людях. Мне бы очень хотелось, чтобы вы тихим вечером пристально посмотрели на маму, постарались понять её, вовремя сказать доброе слово, пока не стало поздно.

Идёт работа над эпиграфом и репродукцией картины.
Звучит песня.
Дети продолжают работать над синквейном (кроме последней части – эмоциональное отношение). Эта часть даётся на дом в качестве одного из домашних заданий.

Ученики зачитывают свои работы.

VI. Рефлексия

– Ваши впечатления от рассказа?

– Зарубки на сердце. Что это такое?

– Это след в душе, чаще всего болезненный, неизгладимый.

– У вас остались зарубки?

– Актуальна ли проблема, поднимаемая писателем?

– Прослушиваем песню о матери, исполняемую группой “Белый день”.

Читаю своё стихотворение, написанное под впечатлением рассказа:

Засыпает белым снегом
Твой последний путь.
Ничего уже, родная, не вернуть.

Тебя нет, и в старом доме
Стынет тишина.
Посреди вещей музейных
Боль одна.

Боль страданья, ожиданья
Доченьки своей,
Той, которая отрада,
Свет твоих очей,
Но не шлёт из Ленинграда
Доченька вестей.

Ненаглядная забыла,
Что пришла пора,
И уже не скажет мама:
“Доченька моя”.

Ветки, зябкие от жалости,
Стучат глухо в ночь.
Ты прости её, пожалуйста,
Свою дочь.

VII. Домашнее задание

– “Настя вдруг поняла, что никто её так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка”. Права ли Настя, думая так?
О людях, по-настоящему добрых, пойдёт у вас речь на втором уроке.
Благодарю детей за урок и читаю своё небольшое стихотворение:

Хоть наша встреча была недолгой,
Увидела: в вас равнодушных нет.
Желаю вам добра, любви и чувство долга –
Душа по капле собирает свет.

Наименование учреждения: ГУ «Средняя общеобразовательная школа №43 города Павлодара»

ФИО: Хасанова Гульнара Нуримановна

Должность: учитель русского языка и литературы

Стаж работы: 19 лет

Предмет: русская словесность

Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма»

Класс: 6

Урок русской литературы в 6 классе .

Тема урока : «Подробности текущей жизни» по рассказу К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Эпиграф к уроку : Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею. (В.Белинский)

Тип: уроквнеклассного чтения.

Оборудование : интерактивная доска, компьютер, элементы костюма для почтальона, почтовый ящик, «бланки» телеграмм, хрестоматии, тетради.

Оформление: выставка книг К.Г.Паустовского, портрет писателя, высказывания о писателе, песня «Мама» (в исп. С.Лазаревой).

Цели урока: Создание условий для формирования функциональной грамотности через осмысление текста рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма».

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

    развитие речи и творческого мышления обучающихся; умение обобщать информацию, формирование коммуникативной компетентности (формирование умения взаимодействовать друг с другом в групповой работе).

Воспитательные:

    воспитывать чувство уважения, заботливости, внимания по отношению к своим родителям, воспитание культуры работы в классе, привитие интереса к литературе.

ХОД УРОКА

      Организационный этап. 1 минута.

Здравствуйте, дорогие ребята, я очень рада видеть вас сегодня. Проверьте, пожалуйста, все ли лежит у вас на столах: учебники, тетради, ручка.

      Мотивационный этап. 5 минут.

Стук в дверь. (Заранее подготовленный ученик приносит «почту» и кладёт в почтовый ящик)

Ребята, нам доставили почту: это телеграмма. Текст телеграммы следующий: «Спешите делать добрые дела».

Обратите внимание на доску и прочитайте эпиграф к уроку: «Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею». (В.Белинский)

А как вы понимаете это высказывание В.Г.Белинского?

О чем и о ком пойдет речь на уроке? (О произведении К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Правильно, итак, тема нашего урока... Запишите тему в тетради.

Какие ассоциации у вас возникают при имени этого человека?

Действительно, К.Г.Паустовский много писал о средней полосе России, о скромной, неброской красоте её лесов, рек, озер. Именно о красоте природе, взаимоотношениях человека с природой в своих произведениях рассказывал Паустовский детям.

Мне хотелось бы познакомить вас со словами самого писателя, относительно того, как создавался этот рассказ.

Отрывок главы «Зарубки на сердце» из повести К.Г.Паустовского «Золотая роза»:

«…Читатели часто спрашивают людей пишущих, каким образом и долго ли они

собирают материал для своих книг. И обыкновенно очень удивляются, когда им

отвечают, что никакого нарочитого собирания материала нет и не бывает.

Сказанное выше не относится, конечно, к изучению материала научного и

познавательного, необходимого писателю для той или иной книги. Речь идет

только о наблюдениях живой жизни.

Жизненный материал - все то, что Достоевский называл "подробностями

текущей жизни", - не изучают.

Просто писатели живут, если можно так выразиться, внутри этого

материала - живут, страдают, думают, радуются, участвуют в больших и малых

событиях, и каждый день жизни оставляет, конечно, в их памяти и сердце свои

заметы и свои зарубки.

Необходимо, чтобы у читателей (а кстати, и у иных молодых писателей)

исчезло представление о писателе как о человеке, бродящем повсюду с

неизменной записной книжкой в руках, как о профессиональном "записывателе" и

соглядатае жизни.

Тот, кто будет заставлять себя накапливать наблюдения и носиться со

своими записями ("как бы чего не забыть"), конечно, наберет без разбору

груды наблюдений, но они будут мертвыми. Иначе говоря, если эти наблюдения

перенести из записной книжки в ткань живой прозы, то почти всегда они будут

терять свою выразительность и выглядеть чужеродными кусками…»

Давайте попробуем сами определить цель урока.

      Операционный этап. 15 минут.

Ребята, готовясь к сегодняшнему уроку, вы прочитали произведение К.Г.Паустовского «Телеграмма» и выписали слова, требующие комментария. Давайте раскроем смысл некоторых слов, понятий, имён.

1.Словарная работа . Комментарий.

«Вестник Европы» - ежемесячный литературно-политический журнал (1866-1918).

Гюго Виктор Мари(1802-1885)-французский писатель, автор
романов «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется» и др.

Стеклярус - разноцветные короткие трубочки из стекла, нанизываемые на нить для украшения, род бисера.

Утиль - отходы, вещи, негодные к употреблению, но пригодные для переработки, утилизации в качестве сырья.

Ридикюль (устар.) - женская сумочка.

Салоп - старинная верхняя женская теплая одежда в виде широкой длинной накидки с прорезями для рук или небольшими рукавами, часто на подкладке, вате (вышла из употребления в конце XIX в)

Керосинка - керосиновый прибор с фитилями, служащий для приготовления пищи.

Сольвейг - героиня оперы Э. Грига «Пер Гюнт» («Сольвейг» в переводе - означает «Солнечный путь»).

Пустельга - 1. хищная птица из семейства соколиных;

2. легкомысленный, пустой человек (разг., неодобрит.).

Ветла - вид ивы.

2.Групповая работа .

Работам мы сегодня в шести группах, применяя в своей работе шесть шляп мышления.

Переверните карточку, лежащую на середине стола, посмотрите, какой цвет вашей шляпы. Я напомню «функции» шляп:

Белая шляпа (1 группа - слабоуспевающие ученики) учит человека беспристрастно работать только с фактами, цифрами, событиями. Благодаря ей можно стать беспристрастным, освободиться от эмоций.

Желтая шляпа (2 группа) помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации, явления, проблемы.

Черная шляпа(3 группа) помогает человеку увидеть все негативные стороны события, явления, проблемы.

Красная шляпа(4 группа) дает возможность человеку увидеть событие, явление, проблему в ярких эмоциональных красках.

Зеленая шляпа(5 группа) актуализирует творческое мышление человека, позволяет осуществлять нестандартный подход к решению задачи, искать новые спо­собы и приемы.

Синяя шляпа(6 группа – одарённые дети) помогает человеку находить смысл в том, что он делает, про­дуктивно управлять процессом мышления, обобщать накопленный опыт; философски осмыслять события и явления.

Задания для 1 группы (белая шляпа):

Расскажите о главной героине-Катерине Петровне, что вы узнали о ней?Из чего складывается жизнь Катерины Петровны? Как проходят её дни?

Задания для 2 группы (жёлтая шляпа):

Как живёт Настя? Почему её называют Сольвейг? Что в ее внешнем облике подчеркивает автор? Ко всем ли она бессердечна?Какие факты свидетельствуют о том, что совесть Насти все же пробудилась?

Задания для 3 группы (чёрная шляпа):

Как могло случиться, что заботящаяся о других Настя проявляет невнимание к родной матери?Вспоминала ли она о Катерине Петровне? Найдите в тексте Настины слова и мысли, которые приводит повествователь, избегая
всяких оценок.

Задания для 4 группы (красная шляпа):

Какую роль, по-вашему, играет в рассказе «Телеграмма» интерьер комнаты, пейзаж? В какое время года происходит действие? Обратите внимание на художественные детали, создающие пейзаж, на то, какие цвета преобладают? Почему? При помощи каких изобразительно-выразительных средств передаётся настроение в рассказе?

Задания для 5 группы (зелёная шляпа):

Представьте данный рассказ без таких героев, как Тихон, Манюшка, молодая учительница. В чём произведение претерпело бы изменение? Обозначьте роль в рассказе данных образов.

Задания для 6 группы (синяя шляпа):

Выслушав выступления групп, заполните обобщающую таблицу.

Тема этого рассказа.

Основная мысль произведения.

В чём трагизм Насти?

В чём заключается смысл названия рассказа?

3. Выступление спикеров от каждой группы. 15 минут.

Положите ручки в центр стола, чью ручку возьму, тот и будет представлять работу своей группы.

      Рефлексивно-оценочный этап. 2 минуты.

Оценивание работы участников группы.

Заполните оценочные листы.

      Подведение итога урока. 5 минут.

Ребята, вы знаете, что в нашем почтовом ящике есть ещё одно послание, адресованное нам. Это притча. Вспомните, что такое притча? (поучительный рассказ). Послушайте:

ПРИТЧА О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ.
Умер человек и попал на небо. Подлетает к нему ангел и говорит:
- Вспомни всё хорошее, что ты сделал на Земле, тогда вырастут у тебя крылья, и ты полетишь со мной в рай.
- Я мечтал построить дом и посадить сад, - вспомнил человек. За его спиной появились маленькие крылышки.
- Но я не успел осуществить свою мечту, - со вздохом добавил человек. Крылышки исчезли.
- Я любил одну девушку, - сказал человек, и крылышки снова появились.
- Я рад, что никто не узнал о моём доносе, - вспомнил человек, и его крылышки исчезли. Так человек вспоминал и хорошее, и плохое, а его крылышки то появлялись, то исчезали. Наконец, он вспомнил и рассказал всё, а его крылья так и не выросли. Ангел хотел улететь прочь, но человек вдруг прошептал:
- Ещё я помню, как мама любила меня и молилась за меня. В то же мгновение за спиной человека выросли большие крылья.
- Неужели я смогу летать?- удивился человек.
- Материнская любовь делает сердце человека чистым и приближает его к ангелам, - с улыбкой ответил ангел.

Как эта притча связана с эпиграфом нашего урока?

Я предлагаю вам отправить телеграммы своей маме. Напишите ей добрые, тёплые слова любви. А я доставлю ваши телеграммы на ближайшем родительском собрании.

      Домашнее задание. 2 минуты.

1*.Подготовить проект «Тема блудного сына» в повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» и рассказе К.Г. Паустовского «Телеграмма».

2. Составьте пятистишие к слову «Одиночество».

3. Эссе «Мои мысли после прочитанного».

Спасибо за урок! До свидания.

Использованная литература:

    К.Г.Паустовский «Телеграмма»

    Ожегов С.И. «Словарь русского языка» М.,-1984г.

    К.Г.Паустовский « Золотая роза».

Тема: К.Г.Паустовский «Телеграмма» Цель: совершенствование знаний, умений, навыков учебной деятельности, формирование умения наблюдать за развитием сюжета, развитие речи через умение аргументировать свою точку зрения, умение рассуждать, воспитывать нравственные качества: любовь и внимание родным и близким, умение сопереживать. Методы, приемы Беседа Дополнительная информация Словесный Наглядность Применение музыки Работа с текстом Наглядный Ход урока Этапы урока, деятельность учителя и учащихся 1. Орг. момент 2. Повторение изученного материала ­ С жизнью и творчеством какого писателя мы познакомились? (К.Г.Паустовского) Где родился К.Г.Паустовский? (В Москве) В какой семье он рос? (В большой, где пели, играли на рояле, любили театр) Какие учебные заведения закончил К.Г.Паустовский? (гимназия, университет) Что для Паустовского Мещера? (его вторая родина) Что он говорит об этом? (чтение абзаца с.194) Что особенно привлекает нас в произведениях К.Паустовского? (душевное внимание, доброта, любовь к родине) 3. Сообщение темы урока. Вступительное слово учителя. ­ Мы с вами прочитали много очень интересных произведений, которые пробуждают в нас красоту души человека, учат ценить жизнь. ­ К.Г.Паустовский всегда знал, для кого будет писать. Он писал для родных, для близких и совсем незнакомых людей, а значит писал и для меня, и для вас ­ для нас всех. Его произведения заставляют нас видеть мир как­то по­другому. И сегодня я вас приглашаю вас в мир Паустовского. Он не будет, как обычно, залит солнцем и усажен цветами; мы увидим безотрадную картину осени, когда само время словно замедлило свое течение. (вывешиваются картины поздней осени) ­ Что происходит в природе с приходом осени? (все вянет, желтеет) 4. Звучит музыка П.Чайковского «Октябрь. Осенняя песня» На фоне музыки чтение начальных строк рассказа (до слова «…стадо») ­ Каким настроением проникнут этот отрывок? Эта музыка? (осенним, грустным) Почему? ­С приходом осени природа увядает, умирает. Для чего автор начинает рассказ с осенней зарисовки? (настраивает на определенный лад) 5. Чтение 1 части до конца Анализ прочитанного. ­Какое чувство вызвало у вас описание жизни Катерины Петровны? Мы сказали, что с приходом осени природа увядает, а можем ли мы сказать о человеческом увядании? Почему? В описании природы говорится о маленьком подсолнечнике, который все доцветал и никак не мог доцвести и осыпаться. Так же долго, незаметно и тихо «доцветает» жизнь Катерина Петровна. Кто виноват в одиночестве Катерины Петровны? Найдите слова и выражения, которые подчеркивают ее одиночество. (…) Работа по иллюстрации (с.196) ­Как это одиночество выражено в иллюстрации? Как выглядит Катерина Петровна? (сгорбленная, маленькая) ­Что написала Катерина Петровна в письме дочери? (чтение письма в учебнике) Как вы думаете, писала ли раньше К.П. такие письма Насте? Какие слова говорят о материнской любви? (ненаглядная моя) Как бы вы откликнулись на такое письмо? Когда в последний раз виделись мать и дочь? (три года назад) Кто отнесет письмо К.П. на почту? (Манюшка, дочь соседа) Как

относятся к К.П. окружающие? (с уважением, заботятся о ней, оказывают посильную помощь) ­ Как можно озаглавить эту часть? («Мать») Словесный Работа с текстом Беседа 6. Чтение 2 части Анализ прочитанного. ­ Где мы мысленно оказались? (в большом шумном городе) Кем работала Настя? (секретарем в Союзе художников) Где она получила письмо? (на службе) Как дочь отреагировала на письмо матери? (Чтение ответа: «Она спрятала письмо в сумочку, не читая, ­ решила прочесть после работы») Какие чувства вызывали у Насти письма матери? Почему они были «безмолвным укором»? Какие неотложные дела помешали Насте поехать к матери? Когда Настя прочитала письмо? (когда вернулась домой) Решилась ли она поехать? Почему? (чтение отрывка «она подумала о переполненных поездах»…до «положила письмо в ящик письменного стола») Здесь автор предостерегает нас, читателей, от беспамятства и нелюбви, когда мы в суете забываем о самом главном. ­ Что произошло на выставке? (Даша подала Насте телеграмму) Как повела себя Настя? (спокойно, даже не поняла о какой Кате идет речь) (чтение отрывка) Как отозвался в своей речи Першин о Насте? (он назвал ее милой Анастасией Семеновной) Можно ли назвать «милую Анастасию Семеновну» по­настоящему чутким, заботливым человеком? ­ Почему Настя не открыла старому художнику правду? (ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда ее хвалят, у нее умирает мать) Почему Настя «скомкала телеграмму и нахмурилась»? (неприятное известие, не во время, это нарушило ее планы) Что произошло дальше? Ее слезы – это слезы очищения. Новым смыслом наполнилось для Насти письмо матери. ­ Какие чувства овладели Настей, когда она поняла, что теряет мать? (она поняла, что никто ее так не любит, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка) ­ Как можно озаглавить 2 часть? («Опоздала») 7. Беседа. Уточнение названия рассказа. ­ Ребята, мы с вами в суете жизни иногда забываем о главном. Задумаемся: достаточно ли мы внимательны и добры к своим мамам? Помним ли мы о том, что мама – самый близкий нам человек? Бережем ли ее? Так уж устроена жизнь, что только взрослея, человек начинает осознавать, какое это счастье, когда мама рядом. Мы взрослеем, а наши мамы стареют. Они не вечны и уходят от нас. Мы в неоплатном долгу перед матерью. Родители наши – это наша опора. Известный поэт Валентин Берестов так написал об этом, послушайте: Любили тебя без особых причин За то, что ты ­ внук, За то, что ты – сын, За то, что малыш, За то, что растешь, За то, что на папу и маму похож. И эта любовь до конца твоих дней

Толковый словарь Применение пословиц Останется тайной опорой твоей. ­ Вот эту­то опору и потеряла Настя. От чего? Почему так произошло? (она выбрала работу, карьеру) Вам понравилась Настя? Почему? (неприязнь к Насте родилась сама по себе, можно было этого не допускать) ­ Вернемся к рассказу. Почему он назван «Телеграмма»? Что такое телеграмма? (работа с толковым словарем) Когда обычно отправляют телеграмму? Телеграммы отправляют в исключительных ситуациях, когда сообщение нужно передать немедленно. С телеграммой связано чувство тревоги, ожидание беды. Вывод: сам рассказ и есть телеграмма, посланная нам, читателям. Чему учит нас этот рассказ? Она напоминает, как важно не забывать самых близких людей, быть внимательными к ним. Еще мы должны быть милосерднее, ответственнее за свои поступки. ­Между стихотворением В.Берестова и рассказом К.Паустовского есть некая параллель, которая подводит к такому заключению: Пока у вас есть мамы – Приезжайте к ним без телеграммы! 8. Итог урока. ­ Дождалась ли К.П. приезда дочери? Сможет ли кто­нибудь снять с нее «непоправимую вину, невыносимую тяжесть»? ­ Не забывайте о самых близких, самых родных, которые так нуждаются в вас, а то может оказаться поздно. «Будь человеком» ­ говорит К.Паустовский. «За добро плати добром!» Чтение пословиц о матери. ­ Прочитайте внимательно пословицы и скажите, какая пословица относится к 1 части, какая ­ ко 2 части? Почему? Ананың көңілі балада, баланың көңілі далада. – Все мысли матери ­ о детях, все мысли детей – об играх. Ағайын алтау, ана біреу. – Родни много, а мать – одна. 9. Оценивание. 10. Дом. задание. Написать небольшое сочинение «Моя мама». 11. Рефлексия. Сегодня на уроке….

12.01.2015 5983 828

Милосердие и доброта облагораживают, украшают человека, делают его счастливым.

Цель: дать представление о К.Г.Паустовском как о человеке и писателе, познакомить с творчеством замечательного художника слова; дать характеристику героев; раскрыть основную мысль рассказа; совершенствование логического мышления и умения работы над художественным текстом; воспитание доброты, нравственности, милосердию; привить любовь к близким, помнить о великом долге перед матерью; воспитание в детях человечности, милосердия, умения прийти на помощь нуждающимся в ней, стремления быть благородным в жизни;

Оборудование: « Литература в школе» 1996 -6; «Уроки литературы» 2004 -3; «Мегариф» 2005 – 11; Виль Казыханов «Уроки нравственности» -2004; Крамской «Неизвестная»; текст рассказа «Телеграмма»; портреты писателя; иллюстрации; стихи о маме; фрагмент из кинофильма В.Шукшина «Калина красная»;

Записи на доске: слова –антонимы:

Милосердие

Доброта бессердечность

Чуткость жестокость

Верность бездушие

Отзывчивость черствость

Преданность неблагодарность

Щедрость души равнодушие

Душевность

Добросердечность

Бескорыстие

Совесть стыд

Высказывания известных людей.

- Никогда не делайте того, за что вам придется казнить себя. Кант.

- Кто творит добро, тот и процветает. Кант.

- Человек живет на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы быть счастливым. Стендаль.

- Заботясь о счастье других, мы находим свое собственное. Платон.

- Есть только один способ положить конец злу – делать добро злым людям. Л.Толстой.

- Добрых людей на свете, было, есть и будет всегда больше, чем плохих и злых. В.Астафьев.

- Тот, кто не делает добро, когда имеет возможность делать его, будет страдать. Саадин.

- Человек, который думает только о себе и ищет во всем выгоды, не может быть счастлив.

Сенека.

- Зорко следите за юными всходами зла и добра, восхищения и зависти. Будьте красивыми, сильными, добрыми, зависть и зло вырывайте без жалости. О.Фонеко.

- Когда одна свеча зажигает другую и одной свечой зажигаются тысячи, так и одно сердце зажигает другое, и зажигаются тысячи. Л.Н.Толстой.

- Делая добро другим, вы помогаете себе.

- Самое большое счастье в жизни – это уверенность в том, что тебя любят. Гюго.

- Счастье – ощущение собственной нужности. Хемингуэй.

- Добродетель развивается последствием дел, а не болтовни. Я.Коменский.

- За добро плати добром. К.Паустовский.

- Есть на свете прекраснейшее существо, у которого мы всегда в долгу, - это мать.

М.Горький.

Немало встречается злого

В любой человечьей судьбе,

А скажут лишь доброе слово –

И легче на сердце тебе.

Но доброе слово такое

Не каждый умеет найти,

Чтоб справиться другу с тоскою,

Невзгоды осилить в пути.

Нет доброго слова дороже,

Заветного слова того,

Но редко, друзья мои, все же

Мы вслух произносим его. Шехтер.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты – внук,

За то, что ты – сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей. В.Берестов

Ход урока:

Слово учителя.

Быть всегда нужным людям, чувствовать веление времени – большое счастье для художника. Оно в полной мере выпало на долю известного писателя Константина Георгиевича Паустовского. В этом году весной ему исполнится 115 лет.

Деятельность его разнообразна: он – автор романов, повестей, рассказов; он – драматург, критик, публицист. Его книги - яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, человека. Писатель открывает читателю глаза на красоты в повседневной жизни и в шедеврах, помогает найти ответы на вечные вопросы.

Писателя всегда интересовала жизнь замечательных людей. Он с удовольствием писал очерки и рассказы об известных людях – о Гоголе, о Грине, Чехове, Блоке, Лермонтове.

Читая его книги, мы не можем ощущать и обаяние личности писателя, его бескорыстие, честность, принципиальность. Это неслучайно: Паустовский – человек, «создавший себя», его жизнь может служить примером редкой целеустремленности, благородства и преданности своему делу.

Биография К.Паустовского. (сообщение ученика)

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве 31 мая 1892 года в семье железнодорожного статистика.

Отец был из запорожских казаков, а бабка со стороны отца была турчанка.

Несмотря на профессию статистика, которая требовала трезвого взгляда на жизнь, отец Паустовского был мечтателем. И поэтому не мог долго засиживаться на одном месте. После Москвы они переехали в Вильно, потом в Псков и,наконец, надолго засели в Киеве.

Мать писателя была женщиной властной и суровой.

Семья была большая, склонная к занятиям к искусству, много пели, играли на рояле, спорили, любили театр.

Мальчик начал учиться в 1 классической гимназии, где учился на год старше писатель М.Булгаков, автор романа «Мастер и Маргарита». Но когда он перешел в 6 класс, их семья распалась и ему пришлось самому зарабатывать на жизнь и на учение. Перебивался репетиторством.

В 1911 году в последнем классе он написал первый рассказ и напечатал в литературном журнале «Огни». А свои первые стихотворения Паустовский отправлял Бунину. И.

После окончания гимназии он пробыл 2 года в Киевском университете, а затем перевелся в Московский.

В начале первой мировой войны работал кондуктором в трамвае, затем санитаром на санитарных поездах

Однажды в отряде ему попался обрывок газеты, где он узнал, что в один и тот же день были убиты на разных фронтах оба его брата. Он вернулся к матери – она жила в Москве, но долго просидеть на месте не смог и начал скитальческую жизнь.: уехал в Екатеринослав и работал на металлургическом заводе. Затем в Новороссийск, а оттуда в Таганрог. В свободное время начал писать роман «Романтики».

Во время февральской революции вернулся в Москву и начал работать журналистом, здесь же стал свидетелем и революции 1917 года.

И снова его завертело. Он уехал с матерью на Украину, в Киев, затем в Одессу. Там он впервые попал в среду писателей – Ильфа, Багрицкого, Бабеля, Юрий Олеша.

Паустовский очень любил путешествовать, во время них он знакомился с интересными людьми, видел мир, народы – и все это помогало ему в работе над произведениями. Писатель побывал в Батуми, Тифлисе, в Армении, в Персии. Изъездил всю Украину и Кавказ, Волгу, Оку, Каму, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, в Михайловском- на родине Пушкина, В Эстонии, в Литве, в Белоруссии и Чехословакии. В 1956 году плавал вокруг Европы и побывал в Стамбуле, Афинах, Риме, Париже…

Во время 2 мировой войны был военным корреспондентом.

В своих воспоминаниях он говорил так: «…моя писательская жизнь началась с желания все знать, все видеть и путешествовать».

Произведения писателя переведены на многие языки мира. В музее Паустовского в Москве, над последней его фотографией запись: «Мы жили на этой земле. Не отдавайте ее в руки опустошителям, пошляков и невежд». Эта запись звучит как напоминание, как завет потомкам, точнее, нам.

Слово учителя.

Паустовский часто писал о людях простых и безвестных, о которых мы читаем с волнением, хотя в произведениях нет острого сюжета, захватывающего происшествия. В чем же дело? Может в любви к людям? Может в умении остановиться и внимательно всмотреться в то, что тебя окружает?

Сегодня мы с вами обсудим произведение Паустовского «Телеграмма». Дома вы должны были прочитать этот рассказ. Я попрошу вас кратко изложить его.

Краткое содержание рассказа «Телеграмма».

Слово учителя.

Вот видите, никакого захватывающего сюжета, но ИНТЕРЕСНО.

- Как начинается рассказ? Его эмоциональный фон. Природа и Катерина. Описание природы – осень

- Расскажите о жизни Катерины Петровны.

- Как передается одиночество Катерины Петровны?

- Как чувствовала себя она в последнее время?

- Прочитайте письмо Катерины Петровны, кому оно адресовано? Что вас удивило в письме?

- Кто же такая Настя? Опишите ее внешность. («холодные глаза»)

- Можно назвать Настю черствой, бессердечной, неблагодарной?

- по отношению к матери;

- а ее участие в судьбе художника Тимофеева?

- Почему, когда говорится о Катерине Петровне, писатель показывает пейзаж, а когда о Насте, никакого пейзажа мы не встречаем?

- Катерина Петровна осуждала свою дочь?

- почему писатель использует именно картину Крамского «Неизвестная»?

Эта картина напоминает о жизни Катерины Петровны, когда она была молодой, веселой. Таких неизвестных, одиноких матерей очень много.

- Так о ком же должна была подумать, прежде всего, Настя?

- Какие причины она придумывала, чтобы не поехать к матери?

- Почему дважды в рассказе появляется скульптура Гоголя?

- Осознала ли Настя ошибку?

- Какую библейскую заповедь нарушила Настя?

«Чти отца своего и матерь твою, да благо ти будет, и долголетен будеши на земле». (5 заповедь Божия).

- Что означают имена Катерина и Настя?

Катерина (греч.) – чистая, Настя (греч.) – воскресающая.

- Писатель знакомит нас в конце рассказа с молоденькой учительницей. Почему?

- А еще, каких людей мы встретили в рассказе?

- Скажите, ложь во имя спасения допустима?

- Какой урок нравственности преподал девочке Тихон?

- Ребята, а все-таки, что дороже: карьера или семья, мама?

- В вашем сердце, какие зарубки оставил этот рассказ?

- Как вы думаете: больше добрых или жестоких людей?

Вывод:

Надеюсь, талант Паустовского задел ваши сердца, и вы посмотрите на себя со стороны и подумайте: а я не пустельга?

- Какой же вывод вы сделали из этого урока? Что поняли? Что нового вы для себя узнали?

Надо быть добрым, и за добро платить добром. Мы поняли, что настоящая доброта – это забота о близких, это чуткое отношение к матери. Доброта, преданность, верность необходимы в нашей жизни.

Я хочу пожелать, чтоб на вашем пути никогда не встречались неблагодарные, жестокие, бездушные люди.

(Чтение стихотворений о маме).

Я хочу быть ласковым с тобою.

Ласковым и нежным до конца,

Чтобы ни единою слезою

Ты не опечалила лица.

Я хочу, чтоб ты спала спокойно,

Слушая осенние дожди,

Чтобы все печали и невзгоды

Навсегда остались позади. В.Ломанов.

Мать… Мы землю так называем,

Когда растим хлеба и цветы,

Когда в ракете над ней взмываем

И видим, какая она с высоты.

Читая, чистая, вся голубая –

Это, наверное, потому,

Что мамы ходят по ней, улыбаясь

Детям, будущему своему.

Взял бы цветы – миллиард букетов

И разбросал бы их над планетой.

Мамы получат их, улыбнутся

И сразу повсюду наступит лето.

Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.

И добро повидал, и война по мне смертью строчила.

Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.

И не лгал никогда. Это ты меня так научила.

Ты меня научила не прятать у сердца обид.

(Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

Если слово ты дал – это значит навеки. Гранит.

Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.

Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей!

Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.

Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!

Отчего же тогда появляются люди плохие?

Отчего же тогда по земле еще ползает зло?

И смердит себялюбство? И сушит сердца скопидомство?

А ведь как на планете бы сделалось людям светло,

Если б всех матерей своих слушаться стало потомство!..

Это вы нас учили, куда бы мы в жизни ни шли, -

Мы судьбу свою метили самой высокой метой!

Если бьемся с врагом – так уж бьемся за счастье Земли!

Если счастье несем – так уж делимся с целой планетой!

Мама, как ты добра!.. Как была ты огромна добра!

Целый город, бывало, к тебе приходил за советом.

Если мерз человек, ты ему отдавала тепло.

И всегда незаметно, всегда от души. Сокровенно.

Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,

Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.

Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

Будет жизнь бушевать. Каждым атомом. Жилкою каждой.

Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

Настоящая Мать – человеку дается однажды. С. Островой.

Слово учителя.

Этот дом расположен на окраине города. Живут там старые люди, приехавшие из разных уголков нашей страны. И причины их приезда сюда тоже, конечно же, совершенно разные: у одних никогда не было детей и поэтому, состарившись, они нашли прибежище здесь; другим не нашлось места в семьях их родных детей; третьи не могли найти общего языка с невестками или внуками; четвертые… Впрочем, стоит ли перебирать все причины? Предельно ясно, как солнечный день, что никто сюда от доброй жизни не сбегал.

Найти этот дом не так уж трудно. К нему ведет узенькая тропинка от автобусной остановки. Окна его тусклы, отчего кажется, что от дома веет каким-то холодом. Вокруг не растет ни деревца, ни единого кустика.

Самое любимое место во дворе – та самая площадка, где дорожка соединяется с тропинкой от остановки. Сядут на скамейки и подолгу сидят, задумчиво устремив свои взоры на дорогу, по которой проходят автобусы, машины. Они кого-то отчаянно ожидают, но здесь мало кто бывает. Некогда их родственникам хотя бы изредка проведать своих родителей, бабушек…

Вот на тропинке показалась молодая женщина, ведущая под руку старушку с большим узлом в руках. Эта женщина 25-30 лет вся пышет здоровьем и неуемной энергией, так что старушка еле поспевает за ней.

Она заикнулась было: «Доченька, нельзя ли потише, мне дышать трудно…» - Но в ответ услышала не терпящий возражения окрик:

Мне к 6 часам вечера надо быть уже дома! У одного из друзей сегодня день рождения.

Ступив на крыльцо дома, женщина произнесла: «Слава Богу, наконец-то, дошли!»

Их встретил седоватый, небольшого роста, коренастый, приветливый мужчина около пятидесяти лет.

Проходите, пожалуйста, садитесь.

Женщина вынула из сумочки какой –то сверток, небрежно завернутый в газету и положила перед директором. Он взял и не спеша начал читать. Затем спросил:

Ханум, а вы кем приходитесь Марфуге эби?

Как кем? Дочерью, конечно.

Дочерью? Извините, так она – ваша родная мать?

Да, мне в соцобесе заверили, что все в порядке с документами.

Конечно, конечно, - полуиронически сказал директор, - только одно непонятно: на какое время, на сколько оставляете вы свою маму у нас?

Она сама сюда захотела.

Да, да, - поддержала ее мать, - я сама напросилась.

Обрадованная поддержкой матери, женщина как бы воспрянула духом и добавила:

Сколько раз мы с Алешей ее уговаривали остаться. Ни в какую.

Все понятно, - сказал директор, - вы можете идти.

Когда женщина, даже не попрощавшись, вышла из комнаты, директор спросил у старушки напрямую:

Скажите мне честно, по своему ли желанию вы, все-таки, пришли сюда?

Да откуда такому желанию –то взяться, сынок! – ответила она дрожащим голосом. – После смерти моего мужа, дочь со своим мужем переехали ко мне. С того самого дня я и не знала покоя. Вот уж более не смогла вынести обид и попросила к вам отвезти под старость…..

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Загрузка...
Top