Легендарный персидский царь дарий i - царь царей. Дарий I – царь царей

Смерть Дария

Город Афины и Марафонское поле расположены на полуострове. Основной порт, ведущий в город, находится на южном побережье полуострова, однако персы высадились на его северной стороне. Естественно, они бежали с поля боя на север. Когда персы оказались вне пределов досягаемости греков, в море, они пребывали в растерянности, не зная, что предпринять. Датис отнюдь не желал возвращаться к Дарию с вестью о таком поражении. Однако он полагал, что повторная высадка на греческое побережье вряд ли дала бы иной результат.

Греческий проводник Гиппий погиб в сражении. Он предчувствовал гибель, поскольку наутро перед битвой находился в чрезвычайно удрученном состоянии, хотя до этого утра был полон оптимизма и уверен в победе персов, но неожиданно его настроение изменилось. Уверенность Гиппию придавал сон, уныние же его проистекало из пустячного повода. Знамением, обещавшим успех предприятию персов, к которому грек присоединился в качестве проводника, он посчитал сон, в котором увидел себя разговаривающим с матерью. Утром, пытаясь истолковать сон, Гиппий посчитал, что мать представляла его родной город – Афины, в котором восстановится его власть. Подтверждение небесными силами реальности надежд Гиппия вернуть власть крайне воодушевило грека. Он пошел бы в бой с полной уверенностью в победе, если бы другое происшествие, случившееся во время высадки персов на берег, не повергло его чаяния в прах. Вся ответственность за высадку лежала на греке. Он расположил корабли вдоль побережья в нужных местах, обеспечил успешную высадку войск и следил за тем, чтобы они построились на берегу в боевом порядке. И вдруг стоя на берегу, он внезапно расчихался. Гиппий был уже стариком, а его оставшиеся зубы сильно расшатаны. Один из них выпал и оказался в песке. Это обстоятельство крайне расстроило Гиппия, он счел его дурным предзнаменованием. Грек долго смотрел на свой бесполезный теперь зуб и затем изрек в отчаянии, что все кончено. Падение зуба в родную землю вынудило Гиппия по-новому истолковать вещий сон, теперь у него не было надежды на благополучный исход экспедиции. После этого он продолжал готовить персов к сражению, но в его душе роились дурные предчувствия. Гиппий действовал вяло и нерешительно. Когда наутро после битвы греки осматривали поле брани, труп Гиппия нашли среди изуродованных останков персов, покрывавших землю.

Теперь персидский флот двигался вдоль побережья Аттики без греческого проводника, однако персам все еще не хотелось покидать страну. Они шли вдоль побережья вплоть до мыса Суниум, расположенного на юго-восточной оконечности полуострова. Корабли обогнули мыс и следовали вдоль южного побережья полуострова до тех пор, пока не вышли на траверз Афин. В это время к Афинам подошли спартанцы, посланные на помощь афинянам, но они опоздали, Марафонская битва уже закончилась. Персы, увидев с палуб галер, что страна приготовилась их встретить во всеоружии, больше не осмелились высадиться на берег. Персидский флот взял курс к берегам Азии.

Естественно, Датис нервничал. Он опасался гнева Дария, ибо восточные деспоты считали военные поражения худшими из преступлений. Однако поход нельзя было рассматривать как полный провал. Датису удалось захватить много греческих островов, на борту галер везли много пленных и значительные трофеи. И все же самое главное поручение Дария выполнено не было, и персидский военачальник не испытывал ни малейших иллюзий относительно приема, который ему окажут в Сузах.

Ночью Датис увидел сон, крайне обеспокоивший его. Он проснулся утром под впечатлением увиденного во сне эпизода, из которого военачальник узнал, что его воины во время похода разграбили греческий храм, а трофеи спрятали на одной из галер. Датис немедленно приказал обыскать каждый корабль. Наконец на одной из них обнаружили золотую статую Аполлона. Датис поинтересовался, как называется город, из которого вывезена статуя. Делий, ответили ему. Делий располагался на побережье Аттики около места высадки персов, откуда они двинулись на Марафонское поле. У персидского военачальника не было возможности тайком пробраться к храму и установить статую Аполлона на прежнем месте. Поэтому он решил поместить статую на время в Делосе, пока не представится случай перевезти ее в Делийский храм.

Делос – небольшой, но весьма знаменитый остров почти в центре Эгейского моря, находящийся недалеко от того места, где Датис обнаружил на галере статую греческого бога. Остров считался священным, на нем совершались религиозные церемонии и ритуалы, на нем не допускались, насколько возможно, ссоры, насилие, страдания и смерть. С острова эвакуировали всех больных, там не производилось захоронение покойников. Военные корабли и воины при приближении к острову прекращали войну. Враждебные флоты становились на якорь возле острова, их экипажи наблюдали чарующие картины мира, спокойствия и счастья на берегу. В центре острова бил из-под земли большой естественный фонтан, точнее, источник диаметром тридцать футов, огороженный частично скалами, частично выстроенной людьми стеной. Эта чудная родниковая вода орошала богатую растительностью плодородную долину, по которой водный поток несколько миль причудливо извивался, пробиваясь к морю. Порт примыкал к большому населенному городу, а весь остров украшали храмы, дворцы, колоннады и другие прекрасные архитектурные сооружения, вызывавшие восхищение у всех его гостей. Эта красота и великолепие, однако, уже давно исчезли с лица земли. Сейчас остров выглядит безмолвным, пустынным и заброшенным, он превратился в унылое пастбище, на котором среди древних развалин пасется домашний скот. На острове ничего не осталось от былого великолепия, разве что фонтан. Он все еще выносит из-под земли чистую прозрачную воду, которая не прекращает беспрерывного вечного течения.

Именно на острове Делос и решил поместить Датис золотую статую. Он привез ее на своей флагманской галере и сам доставил статую на священный остров. Персидский военачальник поместил святыню в большой храм Аполлона, поручив жрецам передать ее при случае в прежний Делийский храм.

После этого персидский флот снова вышел в море и направился к берегам Азии, где войска наконец благополучно сошли на берег.

Различные подразделения армии отправили в провинции, к которым они принадлежали, а Датис с войсками, состоявшими из персов, двинулся в Сузы. Он вез трофеи и пленных, но был весьма не уверен в приеме, который ему окажет Дарий. К счастью для Датиса, во время прибытия персидской армии в Сузы царь находился в благодушном настроении. Он принял военачальника без проявления гнева и даже к пленным отнесся гуманно.

Перед тем как закрыть тему знаменитого похода, который завершился великой битвой на Марафонском поле, стоит рассказать о неординарных обстоятельствах, которые сопутствовали в дальнейшем жизни выдающегося полководца греческих войск в этой битве – Мильтиада. До сражения он не выделялся среди других греческих военачальников, но после победы его верховенство в греческом командовании стало неоспоримым. Другие военачальники приняли ведущую роль Мильтиада и не претендовали на равенство с ним. Ему было позволено вести боевые действия по своему усмотрению. Если бы битва была проиграна, Мильтиад, пусть даже и не погибший на поле брани, потерял бы все. Но поскольку греки победили, он поднялся на вершину славы и известности.

В этом, как и во всех подобных случаях, успех или неудача зависели от обстоятельств, не поддающихся человеческому предвидению или контролю. Военачальник, оказавшийся в таких обстоятельствах, вынужден ставить на кон все, и это столь же опасно, как метание жребия, определяющего жизнь или смерть.

Он посчитал некоторые островные государства Эгейского моря соучастниками персидского вторжения и объявил им войну. И первым привлек его внимание остров Парос. Этот большой и стратегически важный остров располагается в центре южной части Эгейского моря. Он овальной формы и вытянут в длину на 12 миль. Остров имел разнообразную растительность и был весьма живописен, его почва отличалась плодородием, на его западном берегу у моря располагался большой город, тоже называвшийся Парос.

Во время возвышения Мильтиада остров и город Парос представляли собой богатое и могущественное государственное образование. Мильтиад придумал, как наказать население. Он решил потребовать огромную контрибуцию в виде штрафов за то, что греческий военачальник рассматривал как измену, то есть соучастие в агрессии против соотечественников. Чтобы не дать паросцам подготовиться к защите острова, греческий военачальник держал в секрете цель экспедиции на остров афинян. Он предложил афинянам построить флот из 70 кораблей и передать их под его командование. Мильтиад сказал, что не хотел бы раскрывать свои планы, но в случае успеха обещал вернуться в ближайшее время в Афины с богатыми грузами, которые обогатят город и возместят расходы горожан на оснащение флота.

Популярность и влияние Мильтиада после победы в Марафонской битве были столь велики, что все согласились с его несколько странным предложением. Афиняне построили и оснастили флот, сформировали экипажи кораблей и контингент войск вторжения. Все это передали под командование Мильтиада. Воины и экипажи на галерах не знали целей и пункта назначения похода. Мильтиад обещал им щедрое вознаграждение, в остальном, по его словам, они должны во всем положиться на своего полководца. Участники похода удовлетворились этими условиями, и флот отбыл в море.

Жители Пароса были, разумеется, удивлены прибытием флота афинян, но они приготовились, насколько позволяло время, к энергичному сопротивлению непрошеным гостям. Мильтиад осадил город и послал туда гонца с требованием выплатить в качестве выкупа огромную сумму денег. Одновременно он предупредил, что, если паросцы не выплатят этой суммы или, как минимум, не дадут гарантий ее выплаты, он не покинет остров, пока не возьмет город штурмом и не разрушит его до основания. Островитяне отвергли ультиматум и стали активно готовиться к обороне. Вскоре обнаружилось, что паросцы преуспели в строительстве оборонительных укреплений гораздо больше, чем Мильтиад в осаде города. Афинский военачальник понял, что штурм укрепленного острова в Эгейском море – дело гораздо более трудное, чем бой с недисциплинированными ордами персов на Марафонском поле. Мильтиад обнаружил, что храбрость и дисциплина его войск уравновешивались теми же качествами со стороны противника, имевшего вооружение и сноровку не хуже, чем у афинян. Короче говоря, здесь греки сражались против греков, и в конце концов афинский военачальник убедился, что перспективы на победу его войск становятся все более сомнительными и туманными.

Такое состояние дел, конечно, беспокоило и удручало Мильтиада. Ведь после обещаний, данных афинянам, военачальник не мог вернуться ни с чем в Афины. Пока он пребывал в смятенном состоянии, его воины захватили в плен группу островитян, и среди них была женщина. Оказалось, что это жрица одного из паросских храмов, ее звали Тимо. Афинскому военачальнику подумалось: вдруг плененная жрица поможет ему. Поскольку жрица служила в паросском храме, она могла влиять на богов этого храма или, по крайней мере, знала способы добиться их благоволения.

Мильтиад встретился с Тимо и спросил жрицу, что она могла бы сделать для получения от божеств Пароса содействия его планам захвата города. Та ответила, что легко могла бы это сделать, если бы Мильтиад строго следовал ее рекомендациям. Ободренный военачальник с готовностью обещал ей это. Тогда жрица тайком снабдила его наставлениями. Существо этих наставлений неизвестно, разве что они раскрываются в ходе последующих событий.

Близ города имелся храм, посвященный богине Керес, покровительнице Пароса. Храм был огорожен забором, однако в него можно было пройти через ворота, когда они не запирались изнутри. Следуя указаниям Тимо, Мильтиад пошел ночью в этот храм с несколькими слугами. Он попытался войти в храм через ворота, однако они оказались запертыми. Тогда он перелез через забор и в соответствии с наставлениями Тимо направился в храм. Как явствует из предания, какие бы действия ни предпринимал Мильтиад по указаниям Тимо, они на самом деле были не средством получения благоволения божества, а, наоборот, провоцировали его гнев. Когда Мильтиад приблизился к храму, его охватил суеверный ужас. Обезумев от страха, афинский военачальник пустился наутек. Он добежал до забора и, пытаясь в спешке перебраться через него, соскальзывал вниз. Слуги попытались его подсадить. Однако у Мильтиада ничего не получалось, он стонал от боли. Слуги обнаружили у него вывих. Военачальнику оказали помощь, но вместо выздоровления его недуг становился все более серьезным. Словом, великий победитель персов был низвергнут с пьедестала. Он лежал в постели и стонал как ребенок.

Вскоре Мильтиад решил снять осаду Пароса и вернуться в Афины. Он вернулся домой без богатой добычи. Разочарование афинян вскоре сменилось неприязнью, о славе победителя в Марафонской битве все забыли. Враги и соперники, умолкшие после его успехов, воспрянули духом. Они связывали неудачу с неумелым командованием экспедицией.

Один из ораторов даже предложил лишить Мильтиада статуса, обвинив его в том, что его подкупили персы и потому осада Пароса превратилась в фарс. Военачальник не мог опровергнуть эти обвинения, поскольку лежал в это время в постели, корчась от боли. Вывих перешел в открытую рану. Усилия лекарей не принесли выздоровления. Больной быстро терял силы. Его сын Кимон делал все возможное, чтобы спасти отца от обеих опасностей. Он защищал отца в ходе судебных разбирательств и оказывал ему врачебную помощь в тюремной камере. Однако хлопоты сына не дали результатов. Трибунал признал Мильтиада виновным, военачальник умер от раны.

Его приговорили к выплате огромного штрафа. Он составлял сумму расходов города на экспедицию в Парос, и, поскольку сборы на экспедицию проходили через ведомство Мильтиада, того обязали возместить их потерю. Этот приговор, так же как и отношение соотечественников с Мильтиадом, рассматриваются человечеством как несправедливые и жестокие. Когда Мильтиад умер, Кимон узнал, что не сможет получить тело отца для почетного захоронения, пока не выплатит штраф. У него не было собственных средств для этого. В конце концов Кимону удалось собрать необходимую сумму благодаря пожертвованиям родственников своего отца. Он внес сумму штрафа в городскую казну, тело героя было предано наконец земле.

Жители Пароса сначала крайне возмутились поведением жрицы Тимо. Им казалось, что она предала город. Паросцы даже хотели убить ее, но не посмели, поскольку лишение жизни жрицы выглядело кощунством. Тогда паросцы попросили оракула Дельфийского храма высказать свое суждение об обстоятельствах дела, узнать у него, может ли казнь жрицы считаться законной. По их словам, вина жрицы в том, что она указала врагу способ захватить город, более того, она осмелилась допустить врага на торжественные мистерии в храме, наблюдать которые запрещалось любому человеку нежреческого сословия. Оракул вынес суждение, что жрицу не следует наказывать, поскольку она не совершила ничего дурного. Крах Мильтиада был предопределен богами, а Тимо невольно служила инструментом осуществления его судьбы.

Но вернемся к Дарию. Его стремление подчинить греков и присоединить их страну к своим владениям, его решимость осуществить свою цель не только не уменьшились, а усилились после того, как первое вторжение персидской армии на греческую территорию было отбито. Афиняне разгневали царя. Казалось, он рассматривал их мужество и энергию в защите родины как личное оскорбление и преступление. Дарий решил организовать новый поход в Грецию, мобилизовав еще больше сил и средств. На этот раз он решил сам командовать армией и приготовиться к походу так, как подобает великому властителю половины мира. Царь разослал повеления во все провинции и подвластные территории выделить свои квоты войск, лошадей, кораблей и военного снаряжения и сосредоточить их в пунктах сбора, которые он назовет перед выступлением в поход.

Подготовка к походу длилась несколько лет. Но прежде чем реализовать свои завоевательные планы, царь решил урегулировать вопрос о наследовании престола. У него было несколько сыновей, каждый из них мог претендовать на трон, если царь не вернется из похода, а также вовлечь империю в разрушительные гражданские войны для подкрепления своих претензий. Историки утверждают, что в Персии даже существовал закон, не позволяющий монарху покидать страну без назначения наследника. Трудно себе представить, на основе какой власти или авторитета этот закон мог претворяться в жизнь, или поверить в то, что монархи, подобные Дарию, могли считаться в своих действиях с каким-либо законом. Во всех сообществах, диких или цивилизованных, существуют законы, регулирующие отношения между людьми. Они опираются на обычаи или юридические постановления судов. Большинство деспотических правителей и абсолютных монархов считают себя обязанными следовать этим законам в тех случаях, когда они определяют судьбы их подданных. В тех же случаях, когда речь идет об их поступках или решениях, они редко признают какую-либо иную власть, кроме импульсов собственной самодержавной воли.

У Дария было несколько сыновей, включая двух, которые претендовали на наследование трона отца. Старший из них родился еще до того, как Дарий стал царем. Его звали Артобазан. Другой сын родился от Атоссы, дочери Кира, которую Дарий взял в жены после восшествия на престол. Его звали Ксеркс. Артобазан считал, что имеет неоспоримое право быть наследником отца как старший сын. Между тем Ксеркс указывал, что Артобазан родился в то время, когда Дарий еще не был царем. Тогда он был частным лицом, а сыновья могут при рождении наследовать то, чем реально владеют их отцы. Сам же Ксеркс считал себя старшим сыном среди царевичей, рожденных в период, когда отец правил в качестве царя, и потому именно он является подлинным наследником престола. Как сын Атоссы он являлся также внуком Кира и, следовательно, обладателем наследственных прав великого основателя империи.

Дарий решил вопрос о престолонаследии в пользу Ксеркса и затем занялся подготовкой к военному походу. Этим планам, однако, не суждено было осуществиться. Неожиданно царь заболел и умер как раз перед выступлением в поход. Его сын Ксеркс взял в свои руки бразды правления империей.

Новый царь сразу же занялся делом отца и выступил в поход против греков во главе своих войск. Однако этот поход и по численности войск, принимавших в нем участие, и по расстоянию, которое преодолели эти войска, и по огромному значению его результатов заслуживает права считаться одним из величайших военных предприятий, на которое посягнули человеческие амбиции и власть. Тем не менее, рассказ об этом грандиозном предприятии и его конечной судьбе относится уже к истории правления Ксеркса.

Величие Дария, несомненно, в величии его властных полномочий, но не личности. Он был абсолютным властителем почти половины известного тогда мира и в качестве такового привлекает внимание человечества, которое глядит с восхищением и страхом на эти необъятные прерогативы власти, как на горные вершины, просто потому, что они высоки. За время своего правления Дарий не совершил каких-либо великих дел и не достиг великих целей. Он даже не совершил каких-либо ярких поступков эмоционального характера. В памяти людей он остается как иллюстрация величия без достоинства, успеха без заслуг, обширной и долговременной власти без внушительных результатов, целей без их достижения, всемирной известности без уважения и восхищения. Человечество восхищается Цезарем, Ганнибалом, Александром Македонским, королем Альфредом и Наполеоном благодаря их свершениям. Его интересует Дарий лишь благодаря его высокому положению. Его удивляет это высокое положение, так же как и ржущий конь, вознесший Дария на вершину власти.

Из книги Дарий Великий. Владыка половины Древнего мира автора Эббот Джекоб

Глава 4 Восшествие на престол Дария Несколько дней после убийства магов в городе царили возбуждение, суматоха и смятение. Не было наследника династии Кира, которому следовало занять пустующий трон. Ведь ни Камбиз, ни Смердис сыновей не оставили. Правда, были дочь Смердиса

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава XV ЭДУАРД БАЛЬОЛЬ ПОКИДАЕТ ШОТЛАНДИЮ - ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА III - СМЕРТЬ СЭРА АЛЕКСАНДРА РЭМСИ - СМЕРТЬ РЫЦАРЯ ЛИДЗДЕЙЛСКОГО - СРАЖЕНИЕ У НЕВИЛЛ-КРОССА - ПЛЕНЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ КОРОЛЯ ДАВИДА (1338-1370) Несмотря на отчаянное сопротивление шотландцев, земля их пришла

Из книги Загадки старой Персии автора

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

Глава XXVII Смерть Грациана. - Уничтожение арианства. -Св. Амвросий. - Первая междоусобная война с Максимом. - Характер, управление и покаяние Феодосия. - Смерть Валентиниана II. - Вторая междоусобная война с Евгением. - Смерть Феодосия. 378-395 г.н.э. Слава, приобретенная

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Отпадение от Генриха IV имперских сословий. - Он слагает с себя королевскую власть. - Он добивается снятия с него церковного отлучения Каносса (1077 г.). - Нравственное величие Григория VII. - Охлаждение ломбардцев к королю. - Он снова сближается с ними. - Смерть Ченчия.

автора Иванов Юрий Григорьевич

Из книги Камикадзе. Пилоты-смертники автора Иванов Юрий Григорьевич

Глава IX. Смерть в небе и смерть с неба Дух Ямато против американского сверхоружия26 апреля 1944 года шестерка японских истребителей, осуществлявшая патрулирование в небе Китая к северу от Гималайских гор, заметила следующий на большой высоте гигантский самолет с

автора Олмстед Альберт

Цитадель Дария В отличие от Персеполя Сузы не были основаны царем. С доисторических времен на этом месте жили люди, красотой расписной керамики которых мы восхищаемся сейчас. На холме, который постепенно образовался из мусора, оставленного ими, последующие поколения

Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

Восстание в Египте и смерть Дария На похоронах быка Аписа, которые состоялись, видимо, в 488 г. до н. э., генерал Ахмос (Амасис) сопроводил божество в зал бальзамирования, а затем с эскортом из лучников и отобранных солдат - в некрополь. Ахмос ночей не спал, стремясь сделать

Из книги Заrадки старой Персии автора Непомнящий Николай Николаевич

Дворец Дария Самая южная часть ападаны, соответствовавшая по размеру отрытым портикам на трех других сторонах зала, подразделялась на ряд комнат, напоминавших лабиринт. Из этой части был проход во дворец Дария, расположенный на самом высоком уровне террасы. Однако

Из книги Народы моря автора Великовский Иммануил

Из книги Ледяной поход. Воспоминания 1918 г. автора Богаевский Африкан Петрович

Глава XI Решение Корнилова атаковать Екатеринодар. Бои 29, 30 марта. Смерть полковника Неженцева. Последний военный совет в жизни Корнилова. Его смерть утром 31 марта Сравнительная легкость, с какой моей бригаде удалось разбить и отбросить большевиков, наступавших 27 марта от

Из книги Александр Македонский автора Бриан Пьер

III. Смерть Дария и окончательное подчинение Греции (лето 331 - лето 330 г. до н. э.) С этого момента все стремления Александра были сосредоточены на окончательном разгроме войск Дария и захвате в плен его самого. Первую часть этой программы ему удалось осуществить в сражении

автора

Глава 1. Восточный поход до гибели Дария

Из книги Македонского разбили русы [Восточный поход Великого полководца] автора Новгородов Николай Сергеевич

Глава 2. Восточный поход «после Дария» Противоречие между Восточной и Западной традициями в освещении Восточного похода Александра Ученые считают, что «существуют две основные традиции повествования об Александре: западная – историческая и восточная – литературная

Из книги Морские тайны древних славян автора Дмитренко Сергей Георгиевич

Глава V. Флот царя Дария Арабы вышли на морскую арену как наследники многовековой легендарной славы финикийцев, не сумевших пережить завоевания Александра Македонского. Их корабли, строившиеся на верфях города Фарса, наполнили новым смыслом библейские фразы о

Дарий происходил из царствующей династии Ахеменидов, но не был близок к трону после смерти царя Камбиза. Шансов взойти на престол у него было мало, если бы не хитрость Дария, о которой повествует древняя легенда. Царь Камбиз убил своего брата Бардию. Вскоре и сам правитель скончался около 522 года до н. э. Однако сразу после смерти правителя появился самозванец, на деле оказавшийся магом Гауматой, который утверждал, что он чудом спасшийся Бардия. Армия встала на сторону Гауматы и лже-Бардии удалось снискать немалую любовь народа. Однако персидские правители, которые были равными царю и отличались от него только званием, заподозрили неладное и решили избавиться от обманщика. Новому царю по наследству переходил гарем предшественника. Одной из жен в нем была дочь знатного персидского вождя, которая и помогла раскрыть обман. Ходили слухи, что Гаумате отрезали уши за какое-то преступление. Жена подтвердила, что у ее нового супруга не было ушей, так правители утвердились в своей правоте.

Дарий I побеждает мага Гаумату

Вожди семи древних арийских племен пользовались также привилегией входить к царю без предупреждения в любое время. Дарий собрал местных правителей, ночью они ворвались в покои самозванца и убили его. Решающий удар нанес Дарий. Перед убийством заговорщики договорились, что трон достанется тому, чей конь первым заржет, когда они выедут из ворот дворца. Тогда Дарий решил схитрить. Он приказал своим конюхам спрятать за воротами кобылу, которая только недавно родила жеребенка от его коня. Едва правители выехали за ворота, конь Дария почуял кобылу, рванул вперед и заржал. Дария единогласно признали новым правителем Персии, однако, чтобы подкрепить свое положение, Дарий женился на дочери Кира Великого.

Дарию досталась обширная империя, простирающаяся от Египта до Индии. Однако завоеванные народы не хотели жить под властью персов, тут и там вспыхивали восстания. Дарий собрал армию и пошел на Вавилон, полагая, что если сумеет утихомирить его, то другие народы тоже успокоятся. Вавилон был покорен, навел порядок Дарий и в Мидии. Затем царь пошел в Финикию, Египет и вторгся в ряд греческих городов. Стремясь укрепить свое влияние на восточных границах и захватить индийское золото, он отправил отряды в Индию. Персы не встретили там ожесточенного сопротивления и образовали самую восточную свою провинцию. Персидская империя восстановила размеры, которые были при Кире Великом.


Дарий I

Дарий проявлял себя не только как талантливый полководец и завоеватель, но и как умелый организатор. Он понимал, что управлять такими обширными владениями сложно, и разделил территорию на сатрапии. Во главе каждой такой административной единицы стоял сатрап, который назначался царем, имел административный, судебный, военный и финансовый контроль над вверенными ему землями. Однако царь понимал, что такая большая власть — большой соблазн, и установил сатрапам заместителей, которые следили бы за их работой и докладывали обо всем лично царю. Также в сатрапиях находились постоянные царские гарнизоны, которые представляли собой силу в противовес власти сатрапа.


Персидские воины

Решил Дарий и проблему с доставкой сообщений. Одной из главных проблем столь гигантской империи было то, что иногда новости и царские приказы доходили с опозданием в полгода. Тогда Дарий поручил создать систему «всепогодных» дорог и курьерскую службу. На пути располагались промежуточные станции, где находились лошади и наездники, готовые продолжить путь. Таким образом, расстояние, которое раньше приходилось преодолевать одному человеку за 3 месяца, покрывалось за неделю. Кроме того, царь урегулировал вопрос морских коммуникаций. Он решил теснее связать Египет с Месопотамией и Ираном и приказал достроить прямой морской путь. Работы по прорытию канала от Нила к Красному морю были начаты еще при фараоне Нехо, и при персидском царе их наконец завершили. Дарий установил у Суэцкого канала гранитные стелы, надпись на которых гласит: «Я перс из Персии… Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Нил, которая в Египте течет, до моря, которое из Персии идет». Также при Дарии был налажен сбор дани с сатрапий и установлена первая официальная персидская чеканка.


Дворец Дария в Персеполе

Персов объединял единые язык и религия, особенно культ верховного бога Ахурамазды. Считалось, что именно он даровал царю власть, поэтому персы клялись верно служить своему царю, как наместнику бога. Дарий часто писал: «По воле Ахурамазды этим царством владею я». По мере того, как росли масштабы империи, менялось и отношение к религии. Власть опиралась на древнеперсидскую религию, которая между тем впитала в себя много обычаев покоренных народов. Однако верховным божеством продолжал оставаться Ахурамазда. Дария стали называть «царем царей» или «царем стран», чтобы оправдать его завоевательные походы. При этом делал царь все это по воле главного божества.

С благословения своего покровителя Дарий решил организовать походы в Европу. Первая кампания пришлась на 513 год до н. э., когда персы решили завоевать земли вокруг Черного моря и присоединить владения скифов. Но кочевники не стремились воевать с хорошо вооруженной персидской армией. Они угнали скот в дальние степи, сожгли за собой все земли и засыпали колодцы с водой. Персы очень скоро стали голодать и умирать от жажды, в армии росло недовольство и Дарий увел свои войска домой ни с чем.


Битва при Марафоне

Но Дарий не думал успокаиваться и стал готовить новый поход, теперь уже на греков. Вспыхнувшее Ионийское восстание, хоть и было подавлено персами, спровоцировало череду греко-персидских войн. Долгое время греки терпели поражение от войска империи Ахеменидов, однако битва при Марафоне все изменила. Дарий велел построить корабли, и осенью 490 года до н. э. многотысячное персидское войско высадилось у деревушки Марафон. Персов встретило хоть и малочисленное, но хорошо организованное афинское войско под руководством Мильтиада. Греки ожесточенно сражались и смогли победить многократно превосходившее их персидское войско. По легенде, греки послали гонца Фидиппида в Афины, чтобы тот сообщил жителям радостную весть о победе. Гонец пробежал без остановки 42 км между Марафоном и Афинами и, выкрикнув: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!», упал от усталости и умер. Для греков эта победа стала первой над персами, поэтому имела огромное значение. Дарий же, впервые потерпевший такое сокрушительное поражение, воспринял его просто как неудачу. Персия находилась на пике могущества и обладала огромными ресурсами. Дарий стал собирать войско для покорения всей Греции, но его отвлекло восстание в Египте в 486 году до н. э. Вскоре персидский царь умер, а его трон занял Ксеркс, который, подавив египетское восстание, продолжил подготовку к греческому походу.


Участие в войнах: Подавление восстания в Вавилоне. Завоевание Индии. Вторжение в Скифию. Войны с Грецией.
Участие в сражениях: Марафон.

(Darius I) Один из величайших персидских царей, великий полководец

Дарий I принадлежал к младшей линии Ахеменидов и персидским царем он стал в результате заговора. Когда царь Камбис, старший сын Кира Великого, скончался, властью в стране завладел жрец Гаумата (мидийский маг), который выдал себя за младшего брата Камбиса Бардию. Заговорщики - семь знатнейших персов - решили покончить с самозванцем, и решили, что следующим царем Персии станет тот, чья лошадь заржет первой, когда они буду выезжать из дворцовых ворот.

Гаумата был убит. Последний удар нанес ему сам Дарий . Теперь нужно было определиться, кто станет новым царем. И тогда Дарий пошел на хитрость. Он условился со своим конюхом, что тот спрячет за воротами дворца кобылу, которая недавно разрешилась жеребенком от коня Дария. Едва заговорщики выехали из ворот дворца, как конь Дария , почуяв кобылу, рванулся вперед и громко заржал. Заговорщики в один голос объявили Дария царем Персии и чтобы в дальнейшем никто не смог оспорить его право на царский трон, Дарий взял в жены дочь Кира Великого Атоссу .

В наследство Дарию I досталась великая империя, простиравшаяся от Индии до Египта . Но после смерти Кира, она начала разваливаться. Покоренные народы не желали оставаться под властью персов, мятежи вспыхивали то в одном регионе за другом. Дарий был вынужден снарядить огромную армию и отправляться в поход. Сначала он двинулся на вавилонян, понимая, что если сумеет усмирить их, то и другие народы успокоятся.

Дарию удалось привести к покорности Вавилон. На очереди была Мидия. Затем последовали вторжения в Египет, Финикию и в ряд греческих городов. После этого Дарий со своим войском выдвинулся в Индию. Империя Ахеменидов была восстановлена.

Но управлять столь гигантской державой было нелегко. Гонцы, выезжавшие с важными сообщениями в самые дальние концы страны, нередко были в пути до полугода. Тогда Дарий I разделил свою империю на сатрапии, во главе которых поставил верных ему людей - сатрапов. От ключевого города каждой из сатрапий он велел проложить мощеные дороги и через небольшие промежутки разместить охранные посты, на которых можно было сменить коней. Теперь время в пути сократилось до нескольких недель.

В 517 г. до н. э. Дарий I подступил к границам Индии. Серьезного сопротивления он не встретил. Из захваченных земель он образовал индийскую сатрапию. Это была самая дальняя восточная провинция персов. Двигаться дальше на восток Дарий не стал и вернулся в свои земли. Его называли царем царей, так как он завоевал все соседствующие с ним царства.

Теперь Дарий решил покорить земли, расположенные вдоль нижнего течения Дуная. В 512 г. до н. э. по наведенному деревянному мосту он переправил свои войска на восточный берег реки и оказался во владениях скифов . Но эти кочующие племена и не думали воевать с хорошо вооруженными персами. Они засыпали колодцы с водой, сожгли все за собой и угнали свой скот в дальние степи. Войска Дария страдали от жажды и голода. Солдаты начали выказывать недовольство. Погоня за скифами привела к ощутимым потерям, и Дарий повернул свою армию назад.

Вернувшись в родные земли, персидский царь начал планировать очередной поход. На этот раз против греков, основавшихся на Балканском полуострове. Дарий велел построить корабли, которые могли бы переправить через море многотысячную армию. Корабли были построены, и в 490 г. до н. э. отряды персов высадились на побережье близ деревушки Марафон . Там их встретило хорошо малочисленное, но хорошо организованное афинское войско во главе с военачальником Мильтиадом .

Греки отчаянно бились за родину и, несмотря на десятикратный перевес врага, победили. Мильтиад послал в Афины гонца. Гонец, пробежав без остановки от Марафона до Афин сорок два километра и, крикнув горожанам: «Радуйтесь, мы победили!», умер.

Дарий I впервые потерпел настоящее поражение. Раздосадованный, он возвратился на родину. Он хотел наказать греков, восстановить свою репутацию непобедимого полководца, но осуществить это так и не удалось.

Вскоре Дарий умер от неизвестной болезни. Персидский трон унаследовал его сын Ксеркс .

Дарий — сын персидского и мидийского царя Гистаспа (перс. Wischtâspa; 550 г. до н.э.), внук персидского царя Аршама (перс. Aršāma — «Героическая мощь»), правившего в Парсе с 590 по 550 год до н. э., принадлежал к младшей ветви правящей династии Ахеменидов. Дараявуаш (Dārayava(h)uš — «Держащий добро», «Добронравный») до того, как вошёл в историю Древнего Востока под именем царя Дария I, был выдающимся человеком, и уже имел немалый военный опыт, поскольку война в те далекие времена была нормальным состоянием всех государств, народов и племён.

В надписи из царского дворца в Сузах (Иран):
Царь Дарий говорит : Ахура-Мазда, величайший из богов, создал меня, сделал меня царём, даровал мне это царство большое, обладающее хорошими лошадьми , обладающее хорошими людьми. По милости Ахура-Мазды мой отец Гистасп и мой дед Аршама оба жили, когда Ахура-Мазда поставил меня царём на этой земле.

Став царем Персии, Дарий I Великий, правивший в 522-486 годах до н. э., силой оружия подавил крупные восстания против правящей династии Ахеменидов в Вавилонии, Персии, Мидии, Маргиане, Эламе, Египте, Парфии, Саттагидии и мятежи кочевых племён в Средней Азии.

Подавление антиперсидских восстаний на подвластных территориях велось большим военным походом, сопряженным со сбором большого войска, привлечением войск союзников из числа кочевых племён прежде всего, взятием приступами мятежных городов и крепостей, сбором военной добычи и наказанием государственных преступников, поднявших мятеж. У Дария было два брата - военачальники Артабан и Артан, имевшие свои сотрпии. Персидскому царю приходилось быть не только полководцем, но и искусным дипломатом, поскольку с местной знатью ему выгоднее было ладить, чем воевать.

Персидская держава стремилась распространить свою экспансию на богатые земли, налоги и поборы с завоёванных земель постоянно пополняли царскую казну. Царь Дарий I обратил внимание на соседние индийские государства, в которых не было согласия, но было много богатств, ставших лёгкой добычей воинственных персов.

Около 518 года до н. э. царь Дарий I Великий завоевал северо-западную часть Индии – западный берег реки Инд. Затем – северо-западную часть Пенджаба, расположенного восточнее этой реки. Персидские завоевания в Индии продолжались до 509 года до н. э. Дарий I посылал греческого моряка и географа Скилака исследовать реку Инд до Аравийского моря.

На золотых и на серебряных табличках Дарий I сообщал лаконично, но выразительно об огромных размерах своего государства:

«Дарий, Великий царь, царь царей, царь стран, сын Гистаспа, Ахеменид. Царь Дарий говорит: «Это царство, которым я владею от Скифии, которая позади Согдианы, до Куша (Эфиопии), от Индии до Сард, дал мне Ахурамазда, величайший из богов. Да защитит Ахурамазда меня и мой дом».

После успешного индийского похода персидской армии Дарий I решил подчинить себе скифов Северного Причерноморья. Видно, не все скифы знали о том, что персидский царь Дарий Великий, владеет Скифией, и новый поход 511 года до н. э. оказался для Дария неудачным. По пути в далекую и неведомую Скифию Дарий собрал большое войско , объединив его с силами подвластных народов, и двинул через Дунай, персидские мореходы навели два наплавных моста – один через пролив Босфор, другой через Дунай. Для защиты моста через Дунай царю пришлось оставить большой военный отряд персов.

Геродот восхищался воинской доблестью скифов, и собирал сведения о войне скифов с врагами его родины, он хотел понять, из чего складывается сила скифских племён. Скифы воевали по-своему , их конница считалась непобедимой. Скифы уклонялись от прямого боя с персибской армией Дария, заманивая персов вглубь страны, они совершали быстрые и неожиданные партизанские налёты на растянувшиеся по степи отряды персов.

Скиф в скифской одежде и «фракийской» шапке, вооружён коротким мечом (акинак). Так же одеты персы

Войну в бескрайней Причерноморской скифской степи персы проиграли, и всемирно известный завоеватель поспешно отступил, Дарий бежал из Скифии с остатками разбитых войск, а скифы сохранили свою независимость. Так неожиданно для Дария закончился с огромными потерями его бесславный поход в Северное Причерноморье. Тем не менее, Дарий Великий сохранил контроль над Фракией и Македонией (государство Одрисов) и Черноморскими проливами.

При царе Дарии I началась серия Греко-персидских войн (499 –449 годы до н. э.), которые шли с переменным успехом. Военные конфликты между Ахеменидской Персией и греческими городами-государствами, отстаивавшими свою независимость растянулись 50 лет. Главными противниками Персидской державы в этих войнах были Афины и некоторые греческие города-полисы на полуострове Пелопоннес.

Поводом для первой Греко-персидской войны 492 года до н. э. стало восстание малоазиатских греческих городов, которые находились под гнётом сатрапа – наместника царя Персии. Восстание начал город Милет. Тогда Афины послали на помощь восставшим грекам Малой Азии 20 боевых кораблей с войском на борту. Сильная Спарта отказала в помощи восставшим в Милете.

Чтобы пресечь связи восставших городов на восточном берегу Эгейского моря, Дарий I собрал большой флот, который нанёс поражение грекам в сражении близ острова Леде, неподалеку от Милета. Восстание греческих городов в Малой Азии было жестоко подавлено. Помощь Афин явилась поводом для объявления Дарием войны эллинскому миру на Пелопонесском полуострове по ту сторону Эгейского моря.

Против греческих государств Дарий I совершил два больших военных похода. Первый состоялся в 492 году до н. э., когда царь послал в Грецию войско под командованием своего зятя Мардония. Сухопутная армия шла по южной части Фракии, а флот двигался вдоль морского побережья. Однако во время сильного шторма у Афонского мыса большая часть флота персов погибла, а их сухопутные войска, лишившись поддержки с моря, стали нести большие потери в частых столкновениях с местным населением. В конце концов Мардоний решил вернуться назад.

В 491 году до н. э. Дарий I отправил в Грецию послов, которые должны были привести к покорности свободолюбивых греков. Ряд небольших греческих городов-государств не устоял и признал власть персов над собой, но в Афинах и Спарте царские послы Персии были убиты.

В 490 году до н. э. состоялся второй поход Дария I в Грецию. Царь отправил против Греции большую армию под начальством опытных полководцев Датиса и Артаферна . Персидское войско на европейскую территорию доставил огромный персидский флот. Персы разрушили город Эритрию на острове Эвбее и высадились около Марафона, всего в 28 километрах от Афин.

Именно в знаменитой Марафонской битве греки нанесли персам самое тяжелое поражение в ходе трёх Греко-персидских войн. Битва при Марафоне произошла 13 сентября 490 года до н. э. Небольшому греческому селению Марафон суждено было войти не только в военную историю, но и в историю международного Олимпийского движения.

Греческое войско, под командованием опытного полководца Мильтиад, одного из десяти афинских стратегов, состояло из 10 тысяч воинов-гоплитов из Афин и одной тысячи их союзников из Платей (Беотия) . Примерно столько же было плохо вооруженных рабов. Спартанцы обещали прислать значительную военную помощь, но опоздали к началу битвы.

Шестидесятитысячную персидскую амию возглавил один из лучших царских военачальников Датис . Персидский царский флот после высадки войска Датиса стоял на якорях неподалеку от Марафона. Малые суда персидские мореходы, по традиции Древнего мира, вытащили на берег, чтобы обезопасить их на случай большого волнения моря и сильного ветра. Команды многих кораблей сошли на берег, чтобы после победного окончания битвы с греками принять участие в сборе военной добычи на поле брани.

Сражение персы начали применив свою обычную тактику – в основе их боевого построения стоял «победоносный» центр, которому предстояло расколоть на две части неприятельский строй . Мильтиад был хорошо знаком с военным искусством персов и рискнул изменить построение греческих боевых порядков, традиционных для того времени. Он стремился длинной фалангой тяжеловооруженной греческой пехоты охватить всю ширину Марафонской долины. Благодаря этому можно было избежать окружения, ведь персидский полководец имел легкую конницу, а Мильтиад – нет.

Фланги тяжеловооруженной греческой пехоты упирались в каменистые взгорья, через которые конница персов не могла пройти, находясь под обстрелом греческих лучников и пращников. В качестве препятствия персидской коннице, на флангах были устроены засеки из срубленных деревьев.

Укрепив позиции флангов тяжеловооруженной греческой пеших воинов, Мильтиад сознательно ослабил её центр, в котором поставил отборные отряды пеших афинских воинов и немногочисленную конницу греков.

Войско персидского царя и объединенное войско афинян и платейцев трое суток стояли на боевых позициях друг против друга. Мильтиад не начинал битву, потому что ждал обещанной помощи от Спарты. Персы тоже выжидали, они надеялись, что их хорошо видимое численное превосходство устрашит противника.

Персы первыми начали битву. Их огромное войско, плохо соблюдая строй, стало накатываться на греческую фалангу, которая в ожидании подхода врага замерла, перегородив по ширине всю Марафонскую долину. Уже само начало сражения обещало царскому полководцу скорую, на его взгляд, победу. «Победоносный» центр персидской армии таранным ударом отбросил назад центр греческой фаланги, которая по приказу Мильтиада нанесла контрудар по атакующему врагу. Под натиском огромной людской массы греческая фаланга всё же устояла и не разорвалась на части.

После первой атаки персов произошло то, чего Датис никак не ожидал. Греки нанесли сильные удары по атакующим одновременно с двух флангов, и отбросили персов назад. «Победоносный» центр персов оказался окружённым полукольцом греческих пехотинцев, и был наголову разгромлен. У персов не было большого резерва, чтобы направить его в центр сражения на помощь окружённым воинам в самом центре Марафонской долины.

Персидское войско охватила паника, и оно устремилось к морскому берегу, к своим кораблям. Датис, как ни пытался, не смог восстановить порядок в своём войске. По приказу Мильтиада греки, восстановив монолитность своей фаланги, начали преследовать бегущего врага.

Персам удалось добежать до близкого берега и спустить на воду суда. Они на всех парусах и веслах пустились прочь от берега, спасаясь от стрел греческих лучников.

В Марафонской битве персидское войско было полностью разгромлено и потеряло 6400 человек убитыми, не считая пленных, и не одна тысяча раненых осталась на ушедших на восток кораблях персидского царского флота. В день Марафонской битвы 13 сентября 490 года до н. э. афиняне потеряли всего 192 своих воина.

Победа греков в войнах с персами вдохновила другие греческие города-государства на сопротивление господству Персии.

После выхода из войны Спарты, которая как сухопутная держава не была заинтересована в заморских операциях, руководство военными действиями перешло к Афинам, возглавившим в 478/477 г. до н.э. новое военно-политическое объединение Делосский союз, или Первый афинский морской союз, куда вошли островные и приморские ионийские, полисы. Союз повёл активное наступление на персов с целью окончательного их вытеснения из Эгейского моря, и освобождения от их власти малоазийских греческих городов. В 470-е годы персов изгнали с фракийского побережья и из зоны Черноморских проливов и освободили малоазийские гресеские полисы на побережие.

В 469 году персы вновь были разгромлены афинским полководцем Кимоном в морском и сухопутном сражениях при устье реки Эвримедонт, у южного побережья Малой Азии. Попытка афинян добиться большего, поддержав новое восстание египтян, окончилась неудачей: персы уничтожили греческий флот в дельте Нила и подавили восстание в Египте. Однако в 450/449 афинский полководец Кимон ещё раз нанёс поражение персам в морском сражении у г. Саламин на Кипре, после Саламинского сражения афинский представитель Каллий и персы начали мирные переговоры.

По Каллиеву миру, заключённому в 449 году, персы признали своё поражение в войне с греками. Отныне персидским кораблям было запрещено заплывать в Эгейское море, и ничьи войска не могли находиться в пределах трёх дней пути от малоазийского побережья. Эгейское море окончательно стало внутренним морем греков, а греческие города Малой Азии обретали свободу и независимость, получили торговые пути и доступ к источникам сырья и рынкам сбыта в в Эгеиде и Причерноморье. Победа греков над персами обеспечила античному обществу Греции возможность дальнейшего развития.

Персидская держава Дария Великого.

Основу Персидского государства составляли западно-иранские племена, объединённые в административном и в военном отношении в одно сильное и сплочённое государство под властью царя. В Персидском государстве персы занимали привилегированное положение в качестве правящей народности. Персы были освобождены от всех налогов, так что все налоговые тяготы, и подати взимались с покорённых персами народов. Персидские цари всегда подчёркивали свои «заслуги и достоинства», и господствующее положение персов в государстве.

Персов объединяли единый язык и единая религия — почитался культ верховного бога АхураМазды (авест.ahura- mazdā — «Господь Мудрый»). В Авесте Ахура Мазда — безначальный Творец, пребывающий в бесконечном свете, создатель всех вещей и податель всего благого, всеведущий устроитель и властитель мира.

Ахура (ahura-) соответствует санскритскому असुर asura, эпитету многих , прежде всего Варуны. Асуры - это род индоиранских божеств, связанных с основами бытия и моралью человеческого общества, «старшие боги» в противоположность дэвам, «молодым богам». В индийской традиции в дальнейшем асуры подвергаются демонизации как «завистники богам (дэвам)». В зороастризме наоборот проклинаются дэвы и почитаются ахуры, по преимуществу - Ахура Мазда.
Мазда (имен. пад. mazdå) - из праиндоевропейского *mn̥s-dʰeH «устанавливающий мысль», «осмысливающий», отсюда «мудрый».

Древнеримский историк Аммиан Марцеллин считал отца Дария Великого, царя Гистаспа начальником магов (членом жреческой касты Персии), и рассказывал о его учёбе в Индии у браминов — брахманов высшей варны индуистского общества. Персидский царь считался правителем страны, ставшим по воле верховного бога Ахурамазды, поэтому все персы должны приносить клятву верности своему царю, наместнику бога на земле.

Царь Дарий I писал : «По воле Ахурамазды эти провинции следовали моим законам, что я им приказывал, они исполняли. Ахурамазда дал мне это царство. Ахурамазда помог мне, чтобы я овладел этим царством. По воле Ахурамазды, этим царством я владею».

Персидский царь Дарий I Великий прославился как крупный государственный деятель, политик и военный реформатор. При нём огромное Персидское государство было разделено на 24 сатрапии – административно-податные округа. Во главе их стояли царские наместники – сатрапы, которые одновременно были начальниками военных сил, находящихся на территории сатрапий. В их обязанности входила охрана государственных границ от разбойных нападений соседей, прежде всего кочевых племён, ведение военной разведки и обеспечение безопасности на путях сообщений.

При Дарии I владения наместников (сатрапов) постепенно стали наследственными, что способствовало усилению государства.

Дарий I упорядочил налоговую систему, что значительно упрочило благополучие Персидской державы, а царская казна стала стабильно пополняться за счёт снижения финансовых злоупотреблений в сатрапиях, и внутренних народных восстаний против царской власти становилось гораздо меньше.

Для упрочения могущества Персии, царь Дарий I провёл серьезную военную реформу. Реорганизации подверглась царская армия. Ядром персидской армии была пехота и конница, набранные из персов. Это было не случайно – персидские владыки не доверяли войскам, состоявшим не из персов, поскольку те были склонны к измене и избегали рисковать жизнью во время военных походов и битв.

Царские войска возглавляли военачальники независимые от сатрапов и подчинявшиеся только лично царю Дарию. Это позволило Дарью избежать опасности возникновения крупных мятежей в стране с участием войск, расквартированных в сатрапиях. В критических ситуациях военачальники могли действовать самостоятельно , руководствуясь только интересами Персидской державы.

Образцово содержались старые торговые пути и строились новые дороги . Царь прекрасно понимал, что от процветания внешней и внутренней торговли, безопасности дорог Персии для торговцев во многом зависит благополучие государства, равно как и доходы казны и персидской знати – главной опоры династии Ахеменидов. Торговля в Персии при Дарии I процветала ещё и потому, что через её территорию проходили многие оживленные торговые пути от Средиземноморья в Индию и Китай — «Великий шёлковый путь».

В годы правления царя Дария был восстановлен судоходный канал от Нила до Суэца, который соединил богатый Египет с Персией . Царь Дарий I заботился о развитии флота и безопасности морской торговли , благополучии приморских портовых городов, приносивших в его казну немалые доходы. По свидетельству историков Древнего мира, персидского властелина египтяне почитали наравне со своими фараонами-законодателями. Даже жители далекого Карфагена признавали, хотя и номинально, власть Дария, но в Египте писали и говорили на древнеегипетском языке, в Вавилонии - на вавилонском, в Эламе - на эламском и т. д.

Чеканка золотых монет заметно укрепила финансовую систему Персидского государства. По имени царя Дария получили название золотые и серебряные монеты «дарики» , имеющие хождение в соседних странах, в первую очередь греческих городах-государствах, занимающихся торговлей. Введение в оборот золотой монеты свидетельствовало прежде всего о финансовом благополучии Персии при царе Дарии I. Золотые рудники Персии были особой заботой царской администрации.

Большие доходы позволяли воинственному царю Дарию содержать военные крепости и огромную наёмную армию, стоявшую не только на границах Персии, но и внутри её.

Царь Дарий I , по традиции того времени, задолго стал готовиться к своей смерти. По его повелению в скалах Накши-Рустама, близ города Персополя («города персов»), была построена царская гробница, украшенная великолепными скульптурами, ставшая последним прибежищем самого могущественного правителя Древней Персии.

На своей могильной надписи Дарий I писал: «Если ты подумаешь: «Как многочисленны были страны, подвластные царю Дарию», то посмотри на изображения, которые поддерживают трон; тогда ты узнаешь и будешь знать, (как) далеко проникло копьё персидского мужа; тогда ты будешь знать, (что) персидский муж далеко от Персии поражал врага».

В дворцовой надписи в Персеполе царь Дарий I молит Ахурамазду о благополучии своей страны и народа; он гордится своим происхождением из персидского царского рода. Как видно из персидских надписей, персидский царь торжественно обещал отражать всякое нападение на Персию.

Прямые наследники Дария не проявили ни полководческих и дипломатических дарований, ни последовательности во внешней политике Персии.

Достигнув наивысшего расцвета в правление венценосного полководца Дария I (Дарая-вауша), государство Ахеменидов после смерти царя стало неуклонно приходить в упадок, прежде всего из-за военных поражений, и терять одно за другим территории своих владений.

Легендарный персидский царь Дарий I был талантливым полководцем, завоевателем, преемником Кира и Камбиза, главным основателем Персидской империи. Он подчинил себе соседние народы и страны, его империя достигала миллиона квадратных миль. Он был прекрасным солдатом и организатором, но если бы не хитрость, Дарий никогда бы не взошел на трон и не стал бы одним из величайших царей Древнего Востока.

Дарий происходил из царствующей династии Ахеменидов, но не был близок к трону после смерти царя Камбиза. Шансов взойти на престол у него было мало, если бы не хитрость Дария, о которой повествует древняя легенда. Царь Камбиз убил своего брата Бардию. Вскоре и сам правитель скончался около 522 года до н. э. Однако сразу после смерти правителя появился самозванец, на деле оказавшийся магом Гауматой, который утверждал, что он чудом спасшийся Бардия. Армия встала на сторону Гауматы и лже-Бардии удалось снискать немалую любовь народа. Однако персидские правители, которые были равными царю и отличались от него только званием, заподозрили неладное и решили избавиться от обманщика. Новому царю по наследству переходил гарем предшественника. Одной из жен в нем была дочь знатного персидского вождя, которая и помогла раскрыть обман. Ходили слухи, что Гаумате отрезали уши за какое-то преступление. Жена подтвердила, что у ее нового супруга не было ушей, так правители утвердились в своей правоте.



Дарий I побеждает мага Гаумату

Вожди семи древних арийских племен пользовались также привилегией входить к царю без предупреждения в любое время. Дарий собрал местных правителей, ночью они ворвались в покои самозванца и убили его. Решающий удар нанес Дарий. Перед убийством заговорщики договорились, что трон достанется тому, чей конь первым заржет, когда они выедут из ворот дворца. Тогда Дарий решил схитрить. Он приказал своим конюхам спрятать за воротами кобылу, которая только недавно родила жеребенка от его коня. Едва правители выехали за ворота, конь Дария почуял кобылу, рванул вперед и заржал. Дария единогласно признали новым правителем Персии, однако, чтобы подкрепить свое положение, Дарий женился на дочери Кира Великого.

Дарию досталась обширная империя, простирающаяся от Египта до Индии. Однако завоеванные народы не хотели жить под властью персов, тут и там вспыхивали восстания. Дарий собрал армию и пошел на Вавилон, полагая, что если сумеет утихомирить его, то другие народы тоже успокоятся. Вавилон был покорен, навел порядок Дарий и в Мидии. Затем царь пошел в Финикию, Египет и вторгся в ряд греческих городов. Стремясь укрепить свое влияние на восточных границах и захватить индийское золото, он отправил отряды в Индию. Персы не встретили там ожесточенного сопротивления и образовали самую восточную свою провинцию. Персидская империя восстановила размеры, которые были при Кире Великом.


Дарий I

Дарий проявлял себя не только как талантливый полководец и завоеватель, но и как умелый организатор. Он понимал, что управлять такими обширными владениями сложно, и разделил территорию на сатрапии. Во главе каждой такой административной единицы стоял сатрап, который назначался царем, имел административный, судебный, военный и финансовый контроль над вверенными ему землями. Однако царь понимал, что такая большая власть — большой соблазн, и установил сатрапам заместителей, которые следили бы за их работой и докладывали обо всем лично царю. Также в сатрапиях находились постоянные царские гарнизоны, которые представляли собой силу в противовес власти сатрапа.



Персидские воины

Решил Дарий и проблему с доставкой сообщений. Одной из главных проблем столь гигантской империи было то, что иногда новости и царские приказы доходили с опозданием в полгода. Тогда Дарий поручил создать систему «всепогодных» дорог и курьерскую службу. На пути располагались промежуточные станции, где находились лошади и наездники, готовые продолжить путь. Таким образом, расстояние, которое раньше приходилось преодолевать одному человеку за 3 месяца, покрывалось за неделю. Кроме того, царь урегулировал вопрос морских коммуникаций. Он решил теснее связать Египет с Месопотамией и Ираном и приказал достроить прямой морской путь. Работы по прорытию канала от Нила к Красному морю были начаты еще при фараоне Нехо, и при персидском царе их наконец завершили. Дарий установил у Суэцкого канала гранитные стелы, надпись на которых гласит: «Я перс из Персии… Египет завоевал, постановил этот канал прорыть из реки по названию Нил, которая в Египте течет, до моря, которое из Персии идет». Также при Дарии был налажен сбор дани с сатрапий и установлена первая официальная персидская чеканка.



Дворец Дария в Персеполе

Персов объединял единые язык и религия, особенно культ верховного бога Ахурамазды. Считалось, что именно он даровал царю власть, поэтому персы клялись верно служить своему царю, как наместнику бога. Дарий часто писал: «По воле Ахурамазды этим царством владею я». По мере того, как росли масштабы империи, менялось и отношение к религии. Власть опиралась на древнеперсидскую религию, которая между тем впитала в себя много обычаев покоренных народов. Однако верховным божеством продолжал оставаться Ахурамазда. Дария стали называть «царем царей» или «царем стран», чтобы оправдать его завоевательные походы. При этом делал царь все это по воле главного божества.

С благословения своего покровителя Дарий решил организовать походы в Европу. Первая кампания пришлась на 513 год до н. э., когда персы решили завоевать земли вокруг Черного моря и присоединить владения скифов. Но кочевники не стремились воевать с хорошо вооруженной персидской армией. Они угнали скот в дальние степи, сожгли за собой все земли и засыпали колодцы с водой. Персы очень скоро стали голодать и умирать от жажды, в армии росло недовольство и Дарий увел свои войска домой ни с чем.



Битва при Марафоне

Но Дарий не думал успокаиваться и стал готовить новый поход, теперь уже на греков. Вспыхнувшее Ионийское восстание, хоть и было подавлено персами, спровоцировало череду греко-персидских войн. Долгое время греки терпели поражение от войска империи Ахеменидов, однако битва при Марафоне все изменила. Дарий велел построить корабли, и осенью 490 года до н. э. многотысячное персидское войско высадилось у деревушки Марафон. Персов встретило хоть и малочисленное, но хорошо организованное афинское войско под руководством Мильтиада. Греки ожесточенно сражались и смогли победить многократно превосходившее их персидское войско. По легенде, греки послали гонца Фидиппида в Афины, чтобы тот сообщил жителям радостную весть о победе. Гонец пробежал без остановки 42 км между Марафоном и Афинами и, выкрикнув: «Радуйтесь, афиняне, мы победили!», упал от усталости и умер. Для греков эта победа стала первой над персами, поэтому имела огромное значение. Дарий же, впервые потерпевший такое сокрушительное поражение, воспринял его просто как неудачу. Персия находилась на пике могущества и обладала огромными ресурсами. Дарий стал собирать войско для покорения всей Греции, но его отвлекло восстание в Египте в 486 году до н. э. Вскоре персидский царь умер, а его трон занял Ксеркс, который, подавив египетское восстание, продолжил подготовку к греческому походу.

Загрузка...
Top