Культура византии образование. Период раннего средневековья

Образование в Византии. Государственным языком в Византии был греческий: на нем велось обучение в школе, составлялись документы, говорили чиновники, солдаты, жители городов. Дети 6-7 лет поступали в начальные школы, где они 2—3 года учились читать, писать и считать. Начальное образование было бесплатным. Те, кто мечтал стать чиновником, продолжали обучение в школе грамматика .

Каждый чиновник должен был без единой ошибки записывать распоряжения начальников, изысканным языком составлять доклады. Поэтому в школе грамматика усердно изучали сочинения античных историков и писателей.

Высшие школы готовили чиновников высокого ранга; здесь получали образование дети вельмож, будущие ученые. Подобные школы были в Константинополе, Афинах, Александрии и других крупных городах. Императоры покровительствовали высшим школам: преподаватели получали хорошее жалованье, продукты, шелковую одежду и подарки на религиозные праздники. Материал с сайта

Византийские ученые. Византийцы, считавшие себя наследниками римлян, чтили свою историю. Произведения знаменитых историков древности были образцом для византийских авторов. Самым известным из них был современник императора Юстиниана Прокопий Кесарийский . Главный его труд «История войн Юстиниана с персами, вандалами и готами» прославляет императора и военные победы Византии. В глубокой тайне Прокопий писал еще одно сочинение. Оно сохранилось и получило название «Тайная история» . В ней автор обличает Юстиниана, его властную жену Феодору, нравы двора. Византийские ученые создавали труды по географии, астрономии, математике. Необычайной ученостью отличались сочинения Льва Математика , жившего в IX веке. Он впервые применил буквенные обозначения для выражения арифметических действий. Поэтому его считают основателем новой наукиалгебры . Лев Математик прославился множеством изобретений, среди которых был, например, световой телеграф, предназначенный для передачи сообщений на большие расстояния. Он был также автором удивительных механизмов, устроенных в тронном зале императорского дворца.

На протяжении всего Средневековья византийцы с большим уважением относились к образованию, знаниям, науке.

На этой странице материал по темам:

  • Знаменитые ученые византии

  • Почему в византии многие стремились получить хорошее образование

  • Почему в византии много стремились получить хорошее образование?

Вопросы по этому материалу:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Византия была, без преувеличения, одной из самых грандиозных цивилизаций в истории человечества. Ни одна другая империя не прожила столь долго. Византия просуществовала 1120 лет. Баснословные богатства, красота и изысканность столицы империи - Константинополя - буквально потрясали европейские народы, находившиеся в период расцвета Византии в состоянии глубокого варварства. Византия была единственной в мире страной, простиравшейся на огромном пространстве между Европой и Азией, - уже эта география во многом определяла ее уникальность.

Очень важно, что Византия по природе своей была многонациональной имперской державой, в которой народ ощущал государство как одно из своих высших личных ценностей.

В последующую эпоху влияние Византии в той или иной степени испытали Персия, Закавказье, арабский мир, Восточная и Западная Европа. Одновременно и культура Византии испытала влияние культур других народов. Переплетение разных ветвей единой культуры человечества придавало неповторимый колорит православной византийской цивилизации: античное миросозерцание, развитость педагогической мысли, сильная позиция светского образования, христианское вероучение, которое исповедовали эллинистически воспитанные люди, подчиненность церкви и школы власти кесаря, престижность образования -- это далеко не полный перечень особенного лика Византии, характеризующий собственно византийский феномен.

Важнейшей особенностью византийского просвещения периода следует считать постепенную замену унаследованной от эллинистического периода системы языческого образования новой системой, создававшейся под покровительством церкви в интересах монархии. Стараясь искоренить языческое образование и заменить его христианским, церковь в то же время заимствует методику, сложившуюся в течение сотен лет в античной и эллинистической Греции, т.е знания в Византийской империи в основном продолжали и развивали наследие классической Греции эллинистического и римского периода. Этому наследию придавалась богословская направленность или же оно перерабатывалось в соответствии с христианским вероучением. Развитие научной теории, однако, приостановилось: ведь основой античной науки являлась философия, которая в средние века уступила место богословию. В силу того, что «мировоззрение средних веков было по существу теологическим», а «церковная догма являлась исходным пунктом и основой всякого мышления», светские науки обычно принимали в Византии, как и повсеместно в средневековье, богословскую окраску; сведения по естествознанию, географии, математике, истории зачастую можно найти в богословских сочинениях. Особенность средневековых наук состояла также в том, что редко кто из мыслителей (то же имело место и в древности) ограничивался какой-либо одной областью знания: большинство занималось наукой в широком смысле слова; многие писали сочинения по философии, богословию, математике, медицине -- словом, по ряду наук, позднее дифференцировавшихся.

Признаком византинизма нужно считать и церковно-религиозный характер византийской науки и просвещения. Подобно тому, как весь строй общественной и частной жизни византийцев носил на себе отпечаток церковно-религиозных интересов, так и наука византийская, а равно и все просвещение развились и определились в своем составе и направлении преимущественно под влиянием мотивов религиозных, под сенью Церкви, при деятельном сотрудничестве византийского духовенства и монашества. Византийская литература-- носит характер по существу церковный и богословский. Большая часть произведений византийской литературы относится к разряду богословских, представители высшей служилой византийской аристократии и даже императоры стоят как богословские писатели возле иерархов Церкви и монахов, равно и из писателей светских немногие не занимались обработкой богословских сюжетов. Такое явление не было знакомо на Западе. Византийская церковь сыграла известную положительную роль. Первые христианские школы появились еще в годы гонений на христианство; но в то время они могли только конкурировать с языческими школами. В IV в. начинается активное наступление христианской церкви на языческие школы. . Школы открывались в Византии главным образом при церквах и монастырях, руководителями и учителями в них были епископы, клирики и монахи, предметами обучения были преимущественно науки богословские: изучение Псалтыри, чтение Св. Писания, творений святых отцов и житий угодников Божиих, переписывание рукописей религиозно-нравственного содержания, пение церковных песнопений -- вот что наполняло учебную жизнь византийского школьника. В византийских школах преподавались и светские предметы -- арифметика, грамматика и пиитика, но и этим наукам по возможности сообщался церковный характер, так что все византийское школьное учение носило на себе церковно-религиозный характер. Нечего говорить о том, что византийские школы были и воспитательными учреждениями: за это говорит весь церковно-монастырский их строй. Вообще, византийские начальные школы учили детей страху Божию, воспитывали в наказании и учении Господнем. Церковно-религиозное учение и воспитание было идеалом византийской школы, который яркими чертами изображен и в сочинениях византийских императоров (например, Наставление Василия Македонянина своему сыну Льву), и в творениях византийских архипастырей (Феофилакт Болгарский, патриарх Константинопольский Афанасий), и в исторических трудах (Анна Комнина, Никита Хониат), а особенно в житиях византийских подвижников. Что касается школ средних, существовавших и в столице, и в провинциальных городах Византии, а также школы высшей, или академии, которая, с некоторыми промежутками, существовала в Константинополе со времени Феодосия II (425 г.) и почти до падения Византии,88 то и в них обучение носило отпечаток церковности, -- в том смысле, что в курсе преподаваемых наук было и богословие в различных его дисциплинах, например, изучались Св. Писание, догматика, церковное законоведение, практическое проповедничество. Но не нужно думать, что здесь богословие вытесняло науки светские, подавляло светский элемент. Это было лишь в тех школах среднего типа, которые существовали при епископиях и монастырях для подготовки клириков, а школы государственные, или казенные, и школы частных лиц, напротив, возвышали светские предметы (философию, риторику, законоведение) за счет богословских, которые входили в школьную программу стороной, сообщая только религиозную окраску целому курсу обучения, составляя заключительное звено в общей цепи школьных предметов. Таким образом, преобладание религиозного начала в школьном обучении приложимо во всей силе только к школам низшим, да к тем из средних, которые преследовали специально-богословские задачи.

Известно также, что в Византии, со времени Константина Великого и до последних Палеологов, существовало «Общество любителей духовного просвещения», в котором, под руководством императоров, при участии епископов и образованных клириков и мирян, происходили ученые собрания для обсуждения богословских вопросов, читались рефераты, произносились речи, совершался живой обмен мнениями по предметам религиозного ведения, происходили горячие диспуты. Это учреждение было передовым деятелем богословского просвещения, будило общественную религиозную мысль, освещало народное самосознание, осмысливало интересы жизни в духе христианских начал. Оно могло возникнуть и долго существовать только там, где просвещение и наука имели строго религиозный характер.

Начальное же образование состояло из изучения орфографии, основ арифметики и грамматики, под которой разумели ознакомление с произведениями классических авторов, в первую очередь с «Одиссеей» и «Илиадой» Гомера. Со временем наряду с Гомером стали читать книги Ветхого и Нового завета, а особенно тщательно учили Псалтирь, которая в течение многих веков служила первой книгой для чтения не только в Византии, но и на Руси.

За общей начальной ступенью обучения следовало обучение в высшей школе. Светские науки, изучавшиеся в высшей школе согласно предложенной еще Платоном (в его «Республике») системе, распределялись по двум группам, а именно:

1) «тривиум», включавший грамматику, риторику и диалектику,

2) «квадривиум», состоявший из арифметики, музыки, геометрии и астрономии. Однако круг византийских научных штудий не ограничивался отраслями знания, входившими в эти циклы. Кроме них, изучали право, медицину, а также богословие.

Высшие учебные заведения контролировались императорской властью. Имелись и частные школы. Согласно традициям, обучение велось устно, урок импровизировался преподавателем. Приблизительно до V в. н. э. сохранялся и принятый в античной Греции прием чтения вслух изучаемого текста. Лишь в V в., в связи с распространением монашества, считавшего молчание одной из высших христианских добродетелей, переходят к чтению про себя. Важнейшим методом обучения был экзегетический метод, т. е. толкование, комментирование сочинений, избранных для изучения. Кроме поэм Гомера, при прохождении «тривиума» изучали в извлечениях сочинения трагиков -- Эсхила, Софокла, Еврипида, историков -- Геродота я Фукидида, ораторов -- Исократа и Лисия. При прохождении «квадривиума» толковались сочинения математиков -- Архимеда, Евклида, медиков -- Гиппократа и Галена. Толкованию подлежали отдельные слова или отрывки изучаемого текста. Экзегетическая литература была так широко распространена в Византии именно потому, что соответствовала основному методу обучения. Нередко ученики записывали в аудитории за преподавателем его толкования брп цщнзт (с голоса), а затем распространяли их в списках.

В Византии богословие было центральным предметом литературной деятельности и изучалось почти во всех его частных дисциплинах. Догматика, полемика, апологетика, библейская герменевтика, аскетика и мистика, церковная риторика и право, агиография -- вот главные отрасли богословской науки в Византии. Они получили здесь удивительную научную разработку и блестящим образом представлены в многочисленных литературных произведениях, отличающихся глубиной, основательностью и всесторонностью исследования богословских проблем, свободным полетом творческой богословствующей мысли, не уклонявшейся, однако, от догмы Православия, замечательным расцветом литературной продуктивности.

Занимая центральное место в византийской науке и литературе, богословие привлекло в сферу своих интересов и другие науки, процветавшие в Византии, сообщило и светским дисциплинам богословскую окраску, привнесло церковно-религиозные элементы в содержание и светской литературы. Господствующее положение богословия в области византийского просвещения отразилось прежде всего на характере исторических произведений, которые по своему разнообразию и многочисленности занимают второе место в литературе Византии. Произведения этого рода разделяются на историю в тесном смысле слова и хронографию. Различие зависит от материала, образования автора и от круга читателей, для которых труд предназначался. Составителями хронографий были большей частью монахи, которые имели задачей составить для собратий и благочестивых мирян назидательные руководства по всемирной истории, начиная от сотворения мира до событий позднейших. Отсюда основная их точка зрения на события -- церковная: на первом плане у них -- жизнь и события в Церкви, свои воззрения они подтверждают текстами Св. Писания, дают нравственную оценку лицам и фактам на основе христианских заповедей и церковных канонов, имеют в виду цели полемические и апологетические, часто вносят в текст нравственные размышления, назидательные поучения и т. п. Церковный характер византийских хронографов (Малалы, Иоанна Антиохийского, Георгия Синкелла,Феофана Исповедника и его продолжателей, патриарха Никифора, Георгия Амартола, Симеона Магистра и Логофета, Льва Грамматика, Иоанна Скилици, Кедрина и т. д.) не подлежит сомнению. Что касается византийских историков, которые описывали современные или недавно минувшие события языком, близким к классическому и доступным только для людей образованных, по методу отчасти критическому, с тщательным подбором материала, то и в их трудах церковный элемент занимал видное место. Вследствие господства церковно-религиозных интересов во всей жизни византийского общества историки как члены этого общества и верные сыны своего народа и в своих произведениях являлись типичными в том отношении византийцами. Все они в своих исторических трудах описывают и события церковные, -- говорят об отношении императоров к Церкви, о смене и деятельности патриархов, о жизни монахов и устройстве монастырей, о догматических и вообще религиозных спорах в недрах Византийской церкви и т. д. Разница между историками в рассматриваемом отношении лишь та, что одни из них говорят о церковной жизни больше, а другие меньше, одни ведут об этом нарочитую речь, другие упоминают мимоходом, иные жили в бурную и чреватую церковными событиями эпоху, другие повествуют о временах церковного затишья и т. д. Словом, основной -- религиозный -- характер византинизма отразился соответствующим образом и на специально-исторической литературе.

В Византии никогда не замирала и философия. Но она развивалась здесь преимущественно в союзе с богословием, которому и помогала своими методами в разработке догматики, полемики и нравоучения. Блестящим представителем византийской философской мысли был св. Иоанн Дамаскин, который в своей догматической системе представил первый опыт объединения философии с богословием. Затем, особенно высокий подъем философского движения наблюдался в XI--XII вв., когда в Константинополе существовала академия, во главе которой долгое время стоял знаменитый византийский философ и богослов Михаил Пселл, написавший много сочинений богословского, философского, исторического и естественнонаучного содержания. Пселл был почитателем Платона, идеи которого, своеобразно переработанные, он и приложил к разработке богословской системы. Одновременно в Византии изучалась и философия Аристотеля. От столкновения учений Аристотеля и Платона на византийской почве в XI в. возникло своеобразное религиозно-философское движение, не прекратившееся даже с падением Византии и перешедшее на Запад, где оно возродилось в форме гуманизма. В Византии участниками этого движения были: Иоанн Итал (XI в.), Никифор Влеммид, Плифон и Геннадий Схоларий.

Наконец, и поэзия развилась в Византии преимущественно на церковной почве и имела в виду главным образом потребности христианского богослужения. Уже в первые века христианства за церковным богослужением употреблялись не только священные песни, заимствованные из книг Св. Писания, но и вновь составленные представителями Церквей гимны. Но до конца IV в. был лишь подготовительный период в истории церковной поэзии, когда христианские поэты подражали в стихосложении классическим образцам. С V в. начинается расцвет христианской ритмической поэзии, которая в VI и VII вв. достигла блестящего развития в отношении и содержания поэтических произведений, и формы и обогатила церковное богослужение собранием церковных песнопений. Во главе христианских песнотворцев стоял св. Роман Сладкопевец, этот «Пиндар церковной ритмической поэзии», составивший многочисленное собрание Известны также песнотворческие труды патриархов Сергия и Софрония, Максима Исповедника. С конца VII в. в византийской церковной поэзии возникла новая форма религиозного творчества -- каноны, создателем коих был св. Андрей Критский. Его дело продолжали свв. Иоанн Дамаскин и Косьма Иерусалимский. С IX в. и далее центром церковной поэзии служил Студийский монастырь в Константинополе, из которого вышел целый сонм церковных песнотворцев. И вообще, церковная поэзия не исчезала в Византии до самого его падения, переживая то периоды расцвета, то упадка, в зависимости от общего состояния византийской культуры, но всегда сохраняя огонь священного вдохновения.

Искусство византийское развивалось преимущественно на почве церковной и имело характер почти исключительно религиозный. За византийским искусством, как говорит один специалист предмета, должна быть признана та заслуга, что оно впервые дало христианским концепциям вполне определенный характер. И действительно, во всей своей оригинальности и во всем объеме оно является преимущественно в религиозной области. Это и естественно, если принять во внимание, до какой степени религия была могущественна у византийцев и как она проникла во все стороны жизни и быта. В византийском обществе -- Церковь наблюдала за художниками и руководила их работами, рано взяв их под свое покровительство. Поэтому византийская художественная деятельность проявилась с характером церковности и религиозности и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре, и в мозаиках, и в миниатюрах, и в эмали.

Так же особую роль в Византии играло юридическое образование, поскольку юристы были очень нужны в государственном аппарате. Право являлось одним из главных предметов преподавания в Афинской, Александрийской и Бейрутской школах. Самой прославленной из них была школа в Бейруте, достигшая своего высшего процветания в V в. В основу преподавания в высших школах права было положено изучение текстов юристов классической эпохи. Уголовное право и судопроизводство не изучались. Метод преподавания был целиком экзегетическим и страдал беспорядочностью и неполнотой. В результате обучения студенты не получали никаких практических навыков. Между тем потребность в знающих юристах-практиках в империи была весьма значительна, юридическое образование требовалось и для государственной службы. Необходимость реформы юридического образования стала особенно настоятельной после завершения при Юстиниане работ по кодификации права. Эта реформа состояла в категорическом запрещении изучать что-либо, кроме Corpus juris civilis. Именно новое, кодифицированное право стало теперь единственным предметом изучения. Реформа преподавания права, проведенная при Юстиниане, дала, видимо, некоторые положительные результаты. Не только расширился круг изучаемых студентами правовых вопросов, но и преподавание сделалось более конкретным, приблизилось к нуждам юридической практики. Поскольку единственным действующим правом стал Corpus juris civilis, естественно, что для образованного судьи или адвоката в его практической деятельности прежде всего надо было хорошо усвоить именно этот Свод законов.

Что касается истории, то прямых свидетельств о преподавании в византийских учебных заведениях истории как самостоятельной дисциплины почти не сохранилось. Лишь Феофилакт Симокатта в предисловии к своему известному сочинению ставит историю наравне с философией в единый ряд наук и указывает, что историю преподавали в Константинопольском университете. Об изучении истории в учебных заведениях можно судить также на основании многочисленных кратких исторических компендиев, сохранившихся во многих средневековых рукописях; такие компендии, видимо, служили учебными пособиями.

Под влиянием христианства изменился не только взгляд на назначение истории, но и содержание исторических сочинений. В основу изучения истории была положена Библия; к почерпнутому из Библии материалу христианские авторы, считавшие себя одновременно наследниками древней Эллады, добавляли и мифы, и переложения поэм Гомера, и пересказы произведений древних трагиков. Изложение истории в соответствии с требованиями церкви влекло также за собой включение в исторические сочинения сведений о всех известных в то время народах, предполагало рассмотрение судеб всего человечества от мифического сотворения Адама.

Исторические знания распространялись в Византии не только в собственно исторических сочинениях или в хрониках. Комментарии к поэмам Гомера, к Библии и прочим произведениям, изучавшимся византийцами, содержали множество исторических сведений, имен действительно существовавших и мифических личностей, которые воспринимались как реально жившие. Одним из важнейших и наиболее распространенных приемов комментирования библейских текстов было сопоставление преданий (или изречений) Ветхого завета с событиями, упоминаемыми в Новом завете.

Изучение прошлого Эллады и сопоставление ветхозаветной истории с новозаветной способствовали распространению взгляда на исторический процесс как на поступательное движение общества.

Развитие филологических наук было тесно связано с потребностями образования, и происходило преимущественно в процессе изучения и комментирования произведений античной литературы, а позднее также -- произведений ранней христианской литературы.

Понятия «филология» в Византии не существовало. Под грамматикой подразумевалась не только грамматика в современном смысле этого слова, но также лексикография и метрика. Имелись специальные грамматические трактаты. Наиболее значительные из них были написаны Георгием Хировоском, читавшим лекции по грамматики в Константинопольском университете в конце VI или в начале VII в. Сохранились лекции Хировоска, комментирующие произведения грамматиков Феодосия Александрийского и Дионисия Фракийского (оба жили около 100 г. до н. э.); Хировоску принадлежат также трактат о просодии и руководство по орфографии.

В течение IV--V вв. на территории Восточной Римской империи все еще сохранялись языческие центры просвещения, возникшие в предыдущие века. Христианские школы появляются большей частью в таких городах, как Александрия, Афины, Бейрут, Константинополь, т. е. в старинных центрах образованности. Между видными центрами существовал обмен учеными; есть сведения даже о состоявшемся в VI в. «конгрессе» ученых, на котором философы Афин и Фив встретились с философами Константинополя.

В первые века существования Восточной Римской Империи старые, возникшие в античную или эллинистическую эпоху университеты Афин и Александрии еще сохраняли свою былую славу. Роль этих университетов в рассматриваемый период состояла не столько в творческом развитии науки, сколько в сохранении научного наследия прошлого, в передаче культуры языческих Греции и Рима новому поколению, воспитывавшемуся уже в духе христианского вероучения. Афины, город, удаленный от областей, где возникла христианская религия, оставались последним оплотом язычества. В Александрии же уже во II в. возникает так называемое александрийское направление в богословии. В качестве умственного центра империи этот город выступает позднее, нежели Афины. Возможно, именно по этой причине Афинский университет был закрыт Юстинианом в 529 г., а Александрийский университет оказался жизнеспособнее и существовал до середины VII в., когда город был занят арабами. В Афинском университете преобладало изучение философии. В Александрии же в IV и V вв., как и прежде, процветали не только языческая поэзия и философия, но также математика, астрономия, медицина и богословие.Постепенно и лучшие ученые силы, и учащаяся молодежь переходили в Константинопольский, столичный университет, пользовавшийся особыми привилегиями и к VI в. занявший первое место среди прочих учебных заведений империи.

Университет в Константинополе был организован около 425 г. указом Феодосия II. Университет призван был готовить не только ученых, но и государственных чиновников. Из числа профессоров университета наиболее известны Георгий Хировоск и Стефан Александрийский. Оба носили титул «вселенских учителей».

Центр юридического образования находился в Бейруте20 вплоть до 551 г., когда город был разрушен землетрясением. Бейрутская школа юристов была основана в конце II в. или в начале III в. Преподавание в ней велось на латинском языке, лишь в конце V в. в школу проникает греческий язык. Сохранились так называемые синайские схолии, представляющие собой толкования бейрутских профессоров на некоторые памятники римского законодательства.

Одним из первых средневековых университетов был университет в сирийском городе Нисибисе, основанный в конце V в. В Нисибисскую высшую школу перешли многие педагоги из закрытой в 489 г. Эдесской школы. Сохранился в нескольких редакциях статут Нисиской школы, являющийся древнейшим известным нам статутом средневекового университета.

Кроме названных центров просвещения, существовали также высшая школа в Эдессе, школа риторов и софистов в Газе, медицинское училище в Нисибисе, христианское училище в Кесарии, основанное еще Оригеном училище в сирийском городе Амиде. Уже к началу IV в., несомненно, существовала богословская школа в Антиохии, но сведения о ней крайне скудны. Во всяком случае, есть все основания предполагать, что учебное дело здесь было хорошо организовано: целое богословско-экзегетическое направление получило название «Антиохийской школы».

Для успешного развития науки во всякую эпоху необходимы книги и книгохранилища; книгохранилища в средние века были тесно связаны с мастерскими письма -- скрипториями, так как книги приобретались преимущественно путем их переписки. В качестве писчего материала в IV--VII вв. использовались папирус и пергамен. В песках Египта сохранилось множество обрывков папирусных книг -- как светского, так и религиозного содержания, представляющих остатки частных библиотек. Среди сохранившихся пергаменных рукописей этого времени преобладают богослужебные тексты. При всех высших учебных заведениях, в монастырях и церквах имелись свои библиотеки. Из библиотек, возникших в Византии IV--VII вв., до наших дней уцелела лишь одна -- библиотека монастыря св. Екатерины на Синае, да и в той находятся рукописи более позднего времени. Однако известно, что книги были уже во дворце Диоклетиана в Никомидии. Когда позднее Константин перенес столицу на берег Босфора, в портике императорского дворца была устроена библиотека, состоявшая почти из семи тысяч книг. Вплоть до VI в. существовала знаменитая Александрийская библиотека, крупнейшая и наилучшим образом организованная библиотека эллинистической эпохи. Имелись и частные книгохранилища, например библиотека александрийского епископа Георгия, убитого в 361 г., содержавшая книги по философии, риторике, истории и богословию, или библиотека ученого Тихика -- в ней преобладали математические и астрологические сочинения. Несмотря на отрывочность сведений источников, можно с полным основанием предполагать, что книжные богатства как в столице империи, так и в провинциальных городах были значительны; это соображение подтверждается многочисленными находками папирусов литературного содержания.

Музыка занимала особое место в византийской цивилизации. Своеобразное сочетание авторитарности и демократизма не могло не сказаться на и на характере музыкальной культуры, которая представляла сложное и многоликое явление духовной жизни эпохи. В V-VII вв. происходило становление христианской литургии, развивались новые жанры вокального искусства. Музыка обретает особый гражданский статус, включается в систему репрезентации государственной власти. Особый колорит сохраняла музыка городских улиц, театральных и цирковых представлений и народных празднеств, отразившая богатейшую песенно-музыкальную практику многих народов, населявших империю. Каждый из этих видов музыки имел свой собственный эстетический и социальный смысл и в то же время, взаимодействуя, они сливались в единое и неповторимое целое. Христианство очень рано оценило особые возможности музыки как искусства универсального и в то же время обладающего силой массового и индивидуального психологического воздействия, и включило ее в свой культовый ритуал. Именно культовой музыке было суждено занять доминирующее положение в средневековой Византии.

Если подвести итог по первому периоду существования Византии, то можно сказать, что в этот период сформировались основные особенности византийской культуры. Прежде всего к ним следует отнести то, что византийская культура была открыта другим культурным влияниям получаемым извне. Но постепенно уже в ранний период они синте-зировались главной, ведущей греко-римской культурой.

Борьба светской и церковной культур особенно характерна для первого периода истории Византии. В истории Византийской культуры первые века существования Византии были временем острой идеологической борьбы, столкновения противоречивых тенденций, сложных идейных коллизий, но и временем плодотворных исканий, интенсивного духовного творчества, позитивного развития науки и искусства. Это были века, когда в муках борьбы старого с новым рождалась культура будущего средневекового общества.

Во втором этапе развития культуры, который пришелся на время со второй половины VII в. до XIIв., выделяют время иконоборчества (вторая четверть VIII - 40-е годы IXв., время правления императоров Македонской династии (так называемое "Македонское возрождение" : 867-1056гг., и время царствования Комнинов("Комниновское возрождение" : 1081-1185 гг.). Определяющей чертой духовной жизни империи к середине VII столетия стало безраздельное господство христианского мировоззрения. Широкое распространение суеверий помогало церкви властвовать над умами прихожан, умножать свои богатства и упрочивать свое положение. В обстановке общего подъема духовной культуры новое направление в научной и философской мысли Византии обозначилось в творчестве патриарха Фотия, сделавшего больше, чем кто-либо иной до него, для возрождения развития наук в империи. Фотий произвел новую оценку и отбор научных и литературных трудов предшествующей эпохи и современности, основываясь при этом не только на церковном вероучении, но и на соображениях рационализма и практической пользы и стараясь посредством естественнонаучных знаний объяснить причины природных явлений. Подъем рационалистической мысли в эпоху Фотия, сопровождающийся новым нарастанием интереса к античности, стал еще более ощутимым в XI-XIIвв. Как итог ко второму периоду - Византия в это время достигла наивысшего могущества и наивысшей точки развития культуры. В общественном развитии и в эволюции культуры Византии очевидны противоречивые тенденции, обусловленные ее срединным положением между Востоком и Западом.

На второй период приходится также и расцвет византийской эстетики. Развитие эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано борьбой вокруг культовых изображений. Иконопочитателям пришлось подытожить главные христианские концепции образа и на их основе разработать теорию соотношения образа и архетипа, прежде всего применительно к изобразительному искусству. Были изучены функции образа в духовной культуре прошлого, осуществлен сравнительный анализобразов символических и миметических (подражательных), - по-новому осмысленно отношение образа к слову, поставлена проблема приоритета живописи в религиозной культуре.

Наиболее полное развитие получило в ту эпоху антикизируещее направление эстетики, ориентировавшееся на античные критерии прекрасного. Возрождался интерес к физической (телесной) красоте человека; получала новую жизнь порицавшаяся религиозными ригористам и эстетика эротизма; вновь пользовалось особым вниманием светское искусство. Новые импульсы обрела также теория символизма, особенно концепция аллегории; стало цениться садово-парковое искусство; возрождение коснулось и драматического искусства, осмыслению которого посвящались специальные труды.

Третий же период (XII-XIV вв.) можно кратко охарактеризовать, как наивысшую точку развития феодализма и развал Византийской империи. Византия просуществовала на 1000 лет дольше Великой Римской империи, она была завоевана таки в XIV в.турками-сельджуками. Но, несмотря на это, Византия внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Ее основные принципы и направления культуры перешли к соседним государствам. Практически все время средневековая Европа развивалась на основе достижений византийской культуры. Византию можно назвать "вторым Римом", т.к. ее вклад в развитие Европы и всего мира ничем не уступает Римской империи.

Таким образом, исходя из данного текста мы можем видеть долгий и непростой путь, путь эволюции византийской эпохи науки и просвещения. От язычества до христианства, от расцвета до упадка, и снова до нового расцвета культуры, науки, религии….. Этот долгий и непростой путь занял 1123 года. В данной теме хорошо представлены и церковно- религиозный характер и влияние церкви на развитие многих наук. Эта Великая Империя открыла человечеству новые дисциплины, подарила множество известных ученых, ораторов, архитекторов, мыслителей и других представителей своего мощного культурного наследия, и проложила новый путь для прихода христианства в другие государства Средневековья, в том числе и Русь. Следы Византийской империи в виде архитектуры, знаменитых мозаик, произведений литературы мы можем видеть и в наши дни, ведь каждый кусочек папируса, каждый камушек на руинах, каждый храм или собор дышит тем временем и уносит нас на многие века в прошлое, чтобы хоть на минуту прикоснуться к всеобщему мировому наследию, и окунуться ту интересную и неповторимую атмосферу непростого, но интересного времени.

наука просвещение церковь византия

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Средневековое воспитание и обучение в различных регионах мира. Основные этапы развития просвещения в Византии. Воспитание и образование в Византии, педагогическая мысль. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения. Домашние формы воспитания.

    реферат , добавлен 22.07.2011

    Изучение сущности, принципов, задач и целей фундаментальных наук, которые являются важной составляющей системы высшего образования. Отличия фундаментальных наук от прикладных. Реформирование образования, способное освободить общество от консерватизма.

    реферат , добавлен 23.12.2010

    Предпосылки развития философско-педагогической мысли и педагогической практики Средневекового Востока. Воспитание и образование в Византии. Византийское влияние на дальнейшее развитие просвещения, основные методики, применяемые в современное время.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2014

    Историческая роль, этическая суть и психология науки как генератора и основного исполнителя идей и знаний. Основные векторы науки в эпоху глобального экологического кризиса. Применение интерактивных методов при изучении темы "Коэволюция науки и общества".

    дипломная работа , добавлен 29.07.2012

    Педагогика как антропологическая наука, ее возникновение и развитие. Отрасли педагогической науки. Связь педагогики с другими науками. Анализ образовательных парадигм в мировой педагогической практике. Методология и виды педагогических исследований.

    презентация , добавлен 02.11.2012

    Развитие науки в период Киевской Руси и в эпоху казачества. Предпосылки развития образования, культуры, повышение качества рабочей силы в период Независимости. Педагогика и научные исследования. Практическое значение научных исследований в психологии.

    реферат , добавлен 14.11.2012

    Основные функции педагогики как науки, ее современная структура. Роль готовности к творчеству, общей культуры, методологической грамотности педагога. Категориально-понятийный аппарат современной педагогики. Методология педагогической науки и деятельности.

    контрольная работа , добавлен 21.06.2015

    Педагогика как система наук о воспитании и образовании детей и взрослых. Основные отрасли педагогики. Классификация направлений педагогики. Задачи и назначение основных отраслей педагогики. Возрастная педагогика. Специальные педагогические науки.

    реферат , добавлен 23.11.2010

    Определение педагогической антропологии как человековедения, служащего воспитанию и обучению людей. Принципы и задачи педагогической антропологии как науки, ее место в структуре педагогической науки. Человек развивающийся как объект изучения педагогики.

    контрольная работа , добавлен 20.12.2010

    Появление новых научных направлений и деление традиционных наук на новые научные отрасли. Необходимость формирования соответствующих учебных дисциплин. Отличие новых учебных дисциплин на начальном этапе становления.

На протяжении всей своей истории Византия была государством полиэтническим. Византийская культура объединила в себе достижения многих населявших ее народов (греков, сирийцев, римлян, коптов, армян, грузин, киликийцев, фракийцев, каппадокийцев, даков, славян, половцев, арабов и др.). Однако византийцы не ограничивались простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие столетия, и в ряде отраслей сделали определенные шаги вперед.

Особое внимание уделялось тем областям знаний, которые были тесно связаны с практикой, прежде всего с медициной, сельскохозяйственным производством, строительством, мореплаванием. В то же время в основу всех наук была положена не античная философия, а теология. Утверждаясь на развалинах античного мира, христианство в Византии вытесняло жизнеутверждающую языческую религию греков.

Долгое время язычество существовало наряду с христианством. Многие крупные церковные деятели Византии IV-V вв. учились в языческих школах и впоследствии активно боролись с некоторыми предубеждениями христиан против греко-римской античной литературы. Так, видный богослов и епископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий (ок. 330-379) получил образование в высшей языческой школе в Афинах. В своих сочинениях он с большим уважением отзывался об античном культурном наследии и убедительно доказывал, что античная литература во многом предвосхитила появление христианства. Более того, Василий Великий и другие раннехристианские писатели указывали на необходимость получения христианами светского образования: по их мнению, оно способствовало бы лучшему пониманию «Писания» и истолкованию его с помощью приемов и средств античной образованности. Называя себя ромеями, а свою империю – Ромейской, византийцы-христиане гордились тем, что хранят культурное наследие Эллады и Рима, – столь могущественна была историческая инерция античного мира. Однако из античного наследия отбиралось только то, что содействовало упрочению христианства. В области естествознания основные данные черпались из произведений Аристотеля («Физика», «История животных», «О частях животных», «О движении животных», «О душе» и др.). Все они неоднократно комментировались ранневизантийскими авторами, чтобы сделать их доступными для читающей публики.

Своеобразными энциклопедиями естествознания в ранневизантийский период стали так называемые «Шестодневы», основанные на библейском сказании о сотворении мира в шесть дней. Основная цель «Бесед на Шестоднев» заключалась в изложении христианского учения о строении Вселенной и опровержении физических теорий античности. Наибольшей известностью пользовались «Шестодневы» Василия Великого и Георгия Писиды. Занимаясь разработкой философско-богословских проблем и полемизируя с древними писателями, они заимствовали из античности разнообразные сведения по естествознанию как реальные (о растениях, птицах, рыбах, пресмыкающихся, сухопутных животных и т. д.), так и фантастические (о священных гусях, о девственном рождении потомства у коршуна и гусеницы шелкопряда – тезис о непорочном зачатии и т. п.).

Ценные сведения о животном мире Египта, Эфиопии, Аравии, Цейлона и Индии содержатся в XI книге «Христианской топографии» (ок. 549 г.) Косьмы Индикоплова (т. е. «Плавателя в Индию»). Наряду с этим в ней утверждалось, что Земля есть плоскость, окруженная океаном и покрытая небесным сводом, где находится рай.

Став идеологией средневековья, христианство оказывало определяющее влияние на общественные и политические процессы. Государственная доктрина прославления христианской монархии и культ византийского императора как главы всего христианского мира имели огромное влияние на всю общественную и идейную жизнь Византии (идеологию, культуру, философию, историю, литературу, искусство и различные области знания, в том числе медицину).

Восточная Римская империя явилась преимущественно греческим государством, в подавляющем большинстве христианским, и надолго пережила Западную империю.

Название империи «Византийская» (от названия города Византий, на месте которого император Константин I Великий заложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохи Возрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ее Римской. Несмотря на достаточно сомнительный выбор названия, термин «Византийская империя» широко используется в современной исторической науке.

Сами жители восточной Римской империи называли себя «ромеями» (ρωµαίοι), то есть «римлянами», а империю – «Ромейской» или «Романией» (Ρωµανία).Западные современники называли её «империя греков» из-за решающей роли в ней греческого населения и культуры. На Руси её также обычно называли «Греческим царством».

Византийская наука оказала мощное воздействие на многие соседние страны и народы. Духовная жизнь в Византии носила сложный, противоречивый характер, сочетавший античные языческие традиции и христианское миропонимание, что отразилось на путях развития византийской науки.

Несмотря на то, что христианство в империи ромеев было признано государственной религией, сохранялось глубокое уважение к знаниям античной философии, поскольку в сознании византийцев важнейшую роль играла их связь с греко-римским античным миром.

В то время, когда варварская Западная Европа вступила в «темную ночь Средневековья», Восточная Римская империя оказалась единственным очагом цивилизации и культуры во всей Европе, обеспечивая более высокий социально-экономический и культурный уровень на территориях, попавших в сферу ее влияния.

Наука в Византии была сложным образом взаимосвязана с христианским учением. При этом особый интерес был направлен на античную философию, и попытку ее развить.

Византийское научное мышление складывалось в противоречивой обстановке утверждения христианского миросозерцания на основе этических и естественно-научных воззрений античности.

Таким образом, наука базировалась на двух различных картинах мира: языческого эллинизма, с одной стороны, и официальной христианской доктрины, с другой.

Для византийской культуры в целом характерно стремление к систематизации, что свойственно христианскому мировоззрению вообще, а также обусловлено влиянием греческой античной философии, прежде всего Аристотеля, задавшего тенденцию к классификации.

В Византии создаются труды обобщающего характера, в которых происходит классификация и систематизация всего, что было достигнуто к этому времени в науке. Основные интеллектуальные усилия византийских ученых заключались в формальном изучении вновь переписываемых текстов, их компиляции, фиксации уже достигнутого, что приводило к энциклопедичности.

Велась большая работа по систематизации и комментированию античных авторов. Составляются энциклопедии по истории, сельскому хозяйству, медицине, собирается богатый этнографический материал о жителях сопредельных стран.

Науку в Византии понимали в соответствии с античной традицией как умозрительное знание, в противоположность практическому, эмпирическому знанию, считавшемуся ремеслом.

Следуя античному образцу, под названием философии были объединены все науки – математика, естествознание, этика грамматика, риторика, логика, астрономия, музыка и юриспруденция и др. Иоанн Дамаскин разделял философию на теоретическую, касающуюся знания, и практическую, относящуюся к добродетелям. В теоретический раздел он включал физику, математику, и теологию, а в практический раздел – этику, экономику (бытовая этика) и политику. Логику он считал инструментом философии. Иоанн Дамаскин дал систематическое изложение философско- логических понятий, а также космологических, психологических и других научных сведений на основе античных сочинений.

Нельзя сказать, что византийские ученые занимались лишь пассивной обработкой античного наследия. Не ограничиваясь простым усвоением знаний, приобретенных в предшествующие века, в ряде отраслей византийцы совершили определенные шаги вперед. Например, Иоанн Филопон пришёл к выводу, что скорость падения тел не зависит от их тяжести; Лев Математик впервые применил буквы в качестве алгебраических символов. С ростом провинциальных городов, подъемом ремесленного производства большее значение стало отводиться развитию знаний, направленных на решение практических задач в области медицины, сельского хозяйства, строительства. Успешно развивались кораблестроение, архитектура, добывающая промышленность. Происходит накопление практических знаний, вызванных потребностями мореплавания, торговли.

Развиваются естественные науки, что сопровождается расширением представлений о природе. Подъем научных знаний связан с зарождением рационализма в философской мысли Византии. Представители рационалистического течения в византийском богословии и философии пытались примирить веру и разум, так же как и западноевропейские схоласты. В стремлении сочетать веру с разумом они заявляли, что для приближения к постижению Бога необходимо изучать окружающий мир, созданный им, поэтому вводили в теологию естественнонаучные знания. Рационализм сопровождался новым этапом осмысления античного наследия. На смену слепой вере, основанной на авторитете, приходит изучение причинности явлений в природе и социуме.

Одной из наиболее ярких фигур рационалистического течения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаны стремлением освоить и использовать античное наследие, обеспечить ему достойное место в системе христианского мировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностей христианского учения, Пселл использует высказывания о природе души Платона, Аристотеля, Плотина. Пселл занимался проблемами естествознания, космологии. Причем в вопросы естествознания у Пселла теология почти не вмешивается. По его мнению науки должны взять от математики ее числовой метод и геометрическое доказательство, которые обладают свойством логически принуждать к признанию положений истинными или ложными.

Идеи рационалистов были осуждены церковью, и не получили в Византии широкого распространения. В отличие от западной Европы рационализм не стал ведущим направлением в византийской богословской и философской мысли.

Несмотря на общую умозрительную традицию, восходящую к античности, практической науке в Византии удалось достичь определенных результатов в решении многих утилитарных задач, что долгое время обеспечивало материально-техническое превосходство империи. Наиболее знаменитый в литературе пример – используемый в военном деле так называемый «греческий огонь», представлявший собой смесь нефти и серы. В империи активно развивалось горное дело как отрасль науки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки, извлечения из недр и первичной обработки полезных ископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период, в Византии добывались строительные, отделочные и полудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь, свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово. Степень развития металлургии – важный показатель технико- экономического уровня страны, поскольку представляет собой очень обширную область экономики, науки и техники, охватывающую процессы получения металлов, изменения их химического и физического состава и придания определенных форм. В Византии производились медь, олово, свинец, ртуть, окись цинка, серебро и золото. Цветные металлы и их сплавы применялись в судостроении, сельском хозяйстве, ремесленном производстве, военном деле. Производство черных металлов – чугуна, стали, железа, являлось ведущей отраслью византийской экономики, наряду с сельским хозяйством.

Характерной чертой византийского производства, городского ремесла являлась всеобъемлющая государственная регламентация. С одной стороны, поддержка государства обеспечивала защиту ремесленных корпораций, наличие государственных заказов, безопасность на дорогах и в городах империи, с другой, цехи теряли свою самостоятельность и попадали под строгий контроль центральной власти, что вело к потере инициативы, застою в развитии.

Противоречивые последствия для развития и внедрения практических знаний имела и установка византийцев на сохранение античного наследия. Первоначально она позволяла вплоть до XII века оставаться Византии самым передовым государством в Европе в области производства керамики, стекла, строительства, кораблестроения и проч. Но со временем жесткая ориентация на сохранение античных традиций неизбежно стала тормозом технического развития, и постепенно наметилось отставание большинства византийских ремёсел от западноевропейских.

Образованию в империи отводилось особое значение. Правление Юстиниана I ознаменовалось борьбой с язычеством, в частности, в 529 г. он закрыл платоновскую академию в Афинах, где язычники изучали и преподавали классическую греческую философию. Было запрещено вести преподавательскую деятельность язычникам, евреям и еретикам. Но, несмотря на преследования преподавателей-язычников, потерю ими существовавших ранее привилегий, учебные заведения продолжали работать.

Константинопольский университет занимал ключевое место в культурной жизни государства, представляя собой крупнейший образовательный и научный центр. На протяжении всей истории Византии ее жители в сравнении с жителями средневековой западной Европы в целом были существенно более образованными. Византийские школы являлись важнейшим источником знаний об античности. Конечно, постепенно церковная литература проникала в образовательные программы светских учебных заведений. Но, несмотря на преподавание некоторых церковных дисциплин, школы оставались светскими, а сама система образования, особенно в начальной школе, была очень близка к античной. Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера, Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Для лучшего понимания античных работ учащимся давали сведения по античной истории и мифологии.

В трактате «К юношам о том, как с пользой читать языческих писателей» Василий Кесарийский, хотя и призывает с осторожностью относиться к чтению произведений античных авторов и толковать их в свете христианской морали, но считает эти произведения безусловно полезными. Интересно, что тетради византийских школьников обнаруживают определенное сходство с античными учебниками. Учащиеся переписывали те же выдержки из древних мифов, те же сентенции, что и древние эллины. Отличия заключаются лишь в том, что в византийских тетрадях, кроме обычных упражнений, иногда появляются стихи из Псалтири, а также в обращении к Богу в начале первого листа и нарисованном кресте в начале каждой страницы.

Школьный курс состоял из изучения грамматики, риторики, философии, математики, юриспруденции и музыки. Включение в школьные программы музыки, или гармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой, которая наряду с математикой и астрономией помогала познавать вечные законы Вселенной. При этом исследовались не только количественные свойства звуков, но и их физическая природа. В изучении математики в качестве основного пособия использовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы. Как учебные руководства применялись «Арифметика» Диофанта, «Начала» Евклида, «Метрика» Герона Александрийского. В изучении астрономии как науки о числах, прилагаемых к движущимся объектам, применялся «Альмагест» Клавдия Птолемея. Его же труд «Четверокнижие» использовался как пособие по астрологии, которая также была включена в программу преподавания. В VII в. более популярным стал учебник Павла Александрийского «Введение в астрологию».

Важная роль отводилась риторике. Ее считали средством развития и совершенствования личности. Сословных ограничений на получение риторического образования не существовало, однако им могли овладеть лишь те, кто был способен оплатить достаточно дорогое обучение в школах риторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, который ставился выше других ораторов. Начальные школы в империи функционировали не только в городах, но и в сельской местности. Высшее образование можно было получить только в крупных городах. Основным центром просвещения в государстве был Константинополь.

В 425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе был создан университет. Было определено число преподавателей в нем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2 преподавателя права и 1 философ. Они считались государственными чиновниками и получали жалованье из императорской казны.

Феодосий специальными государственными актами обеспечил задачу контроля государства над студентами. Каждый студент был обязан представить документальное свидетельство о происхождении, о состоянии его родителей, требовалось указать науки, которыми он намерен обучаться, адрес проживания в Константинополе.

Нередко императоры не только оказывали содействие в развитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VI Мудрый известен как ученый, написавший большое число светских и богословских сочинений. Кесарем Вардой была учреждена школа в Магнаврах, руководителем был назначен крупнейший ученый своего времени Лев Математик. Школа располагалась во дворце, в ней обучали философии, грамматике, геометрии и астрономии.

Разносторонними познаниями отличался император Константин VII Багрянородный. По его распоряжению и при непосредственном участии были составлены многие энциклопедии (около полусотни) по различным отраслям знаний.

Император Константин IX Мономах создал две школы: философии и права. Император лично посещал занятия, слушал и конспектировал лекции. Руководителем философской школы был назначен Михаил Пселл. Лекции он начинал с «Логики» Аристотеля, после этого переходил к его «Метафизики», и завершал курс толкованием произведений Платона, которого считал наиболее значительным мыслителем и даже ставил на один уровень с Григорием Богословом.

Покровительственное отношение императоров к образованию и науке объяснялось не только и не столько их любовью к знаниям, сколько практическими соображениями, так как успешное функционирование византийского государственного аппарата требовало наличия грамотных и образованных людей в административной структуре управления.

Образование служило не для того, чтобы получать определенные знания и информацию, и, в дальнейшем, генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бы занять место в бюрократической структуре, соответствующее определенной квалификации.

Познавательная мотивация в византийском обществе была слабой, знания не были самоцелью, они были подчинены принципам функционирования бюрократической машины. Высокая квалификация государственных служащих долгое время обеспечивала преимущество Византии в сравнении с Западной Европой.

Не только светская, но и церковная администрация в значительной степени состояла из тех, кто успешно окончил школу. Выпускники школ, независимо от социального статуса их родителей, могли стать чиновниками императорской или церковной канцелярии. Родители не жалели денег для того, чтобы оплатить своим детям преподавателей. (При этом сами преподаватели обычно получали также жалование от государства.) Теоретически существовал свободный доступ к самым высшим должностям государственного аппарата, поэтому учился каждый, кто имел на это деньги.

Разветвленный бюрократический аппарат для своего успешного функционирования нуждался в образованных и грамотных людях, в связи с чем, светское образование приобретало особую значимость. Это объясняет, почему Византийские школы, в отличие от западноевропейских, не были подчинены церкви.

Конечно, наряду со светскими школами существовали и церковные учебные учреждения. С IX века, например, существовала духовная школа (патриаршая академия), программа обучения которой была сосредоточена на толковании священных текстов. Но учащиеся также изучали риторику и другие светские науки.

Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византии была подвергнута огосударствлению, а организаторские и управленческие функции взяла на себя бюрократия. Административные предписания в области науки и производства информации становятся одним из критериев истины, которая, должна соответствовать формальным требованиям, контролируемым бюрократией.

Бюрократизация и государственная регламентация имели двойственные последствия, и, в некоторых случаях, способствовали развитию византийской науки и образования, а в других условиях становились препятствием их развития. Чрезмерная формализация стала характерной чертой византийской науки, бюрократизация привела к ее окостенению.

Доминировало утилитарное отношение к науке: ее цель – обучение студентов и обработка ранее полученных знаний. Господствовала установка, согласно которой научную мудрость можно обнаружить в античном прошлом, прямыми наследниками которого считали себя византийцы.

В результате формализованное античное наследие превращалось в причину стереотипного мышления, не дающего развития оригинальному научному творчеству. Античные классики, а также Библия, составляли совокупность всего необходимого знания.

Основой познания являлась традиция, которая, по мнению византийцев, обращалась к сущности, в то время как опыт позволял ознакомиться лишь с поверхностными проявлениями окружающего мира.

Эксперимент и научное наблюдение были развиты слабо. Идеи, которые не могли быть подтверждены книжным авторитетом, воспринимались как бунтарские.

С XIV века постоянно усиливалось давление на Византийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года пал Константинополь. Этот черный день знаменовал конец Византии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали и берегли науку античного прошлого.

Политический упадок Византии привел к активной трансляции научного опыта на Запад, что стало важнейшим фактором, подготовившим западноевропейское Возрождение.

Вопросы

1. Античное наследство и христианская идеология в Византии.

2. Особенности византийской науки.

3. Работы по систематизации и комментированию античных авторов. Иоанн Дамаскин.

4. Рационалистическое течение в византийском богословии. Михаил Пселл.

5. Материально-технические достижения Византии.

6. Образование в Византии.

Восточная Римская империя явилась преимущественногреческим государством, в подавляющем большинствехристианским, и надолго пережила Западную империю.

Название империи «Византийская» (от названия городаВизантий, на месте которого император Константин I Великийзаложил Константинополь) ввели в обиход гуманисты эпохиВозрождения уже после ее падения, не решавшиеся называть ееРимской. Несмотря на достаточно сомнительный выборназвания, термин «Византийская империя» широко используетсяв современной исторической науке. Сами жители восточнойРимской империи называли себя «ромеями» (ρωμαίοι), то есть«римлянами», а империю – «Ромейской» или «Романией»(Ρωμανία).Западные современники называли её «империягреков» из-за решающей роли в ней греческого населения икультуры. На Руси её также обычно называли «Греческимцарством».

Византийская наука оказала мощное воздействие намногие соседние страны и народы. Духовная жизнь в Византииносила сложный, противоречивый характер, сочетавшийантичные языческие традиции и христианское миропонимание,что отразилось на путях развития византийской науки. Несмотряна то, что христианство в империи ромеев было признаногосударственной религией, сохранялось глубокое уважение кзнаниям античной философии, поскольку в сознаниивизантийцев важнейшую роль играла их связь с греко-римскимантичным миром. В то время, когда варварская Западная Европавступила в «темную ночь Средневековья», Восточная Римскаяимперия оказалась единственным очагом цивилизации икультуры во всей Европе, обеспечивая более высокийсоциально-экономический и культурный уровень натерриториях, попавших в сферу ее влияния.

Наука в Византии была сложным образом взаимосвязана схристианским учением. При этом особый интерес былнаправлен на античную философию, и попытку ее развить.Византийское научное мышление складывалось впротиворечивой обстановке утверждения христианскогомиросозерцания на основе этических и естественно-научныхвоззрений античности. Таким образом, наука базировалась надвух различных картинах мира: языческого эллинизма, с однойстороны, и официальной христианской доктрины, с другой.

Для византийской культуры в целом характерностремление к систематизации, что свойственно христианскомумировоззрению вообще, а также обусловлено влияниемгреческой античной философии, прежде всего Аристотеля,задавшего тенденцию к классификации. В Византии создаютсятруды обобщающего характера, в которых происходитклассификация и систематизация всего, что было достигнуто кэтому времени в науке. Основные интеллектуальные усилиявизантийских ученых заключались в формальном изучениивновь переписываемых текстов, их компиляции, фиксации ужедостигнутого, что приводило к энциклопедичности. Веласьбольшая работа по систематизации и комментированиюантичных авторов. Составляются энциклопедии по истории,сельскому хозяйству, медицине, собирается богатыйэтнографический материал о жителях сопредельных стран.


Науку в Византии понимали в соответствии с античнойтрадицией как умозрительное знание, в противоположностьпрактическому, эмпирическому знанию, считавшемусяремеслом. Следуя античному образцу, под названиемфилософии были объединены все науки – математика,естествознание, этика грамматика, риторика, логика,астрономия, музыка и юриспруденция и др. Иоанн Дамаскинразделял философию на теоретическую, касающуюся знания, ипрактическую, относящуюся к добродетелям. В теоретическийраздел он включал физику, математику, и теологию, а впрактический раздел – этику, экономику (бытовая этика) иполитику. Логику он считал инструментом философии. ИоаннДамаскин дал систематическое изложение философско-логических понятий, а также космологических, психологическихи других научных сведений на основе античных сочинений.

Нельзя сказать, что византийские ученые занимались лишьпассивной обработкой античного наследия. Не ограничиваясьпростым усвоением знаний, приобретенных в предшествующиевека, в ряде отраслей византийцы совершили определенныешаги вперед. Например, Иоанн Филопон пришёл к выводу, чтоскорость падения тел не зависит от их тяжести; Лев Математиквпервые применил буквы в качестве алгебраических символов.

С ростом провинциальных городов, подъемомремесленного производства большее значение стало отводитьсяразвитию знаний, направленных на решение практических задачв области медицины, сельского хозяйства, строительства.

Успешно развивались кораблестроение, архитектура,добывающая промышленность. Происходит накоплениепрактических знаний, вызванных потребностями мореплавания,торговли. Развиваются естественные науки, что сопровождаетсярасширением представлений о природе. Подъем научных знанийсвязан с зарождением рационализма в философской мыслиВизантии.

Представители рационалистического течения ввизантийском богословии и философии пытались примиритьверу и разум, так же как и западноевропейские схоласты. Встремлении сочетать веру с разумом они заявляли, что дляприближения к постижению Бога необходимо изучатьокружающий мир, созданный им, поэтому вводили в теологиюестественнонаучные знания. Рационализм сопровождался новымэтапом осмысления античного наследия. На смену слепой вере,основанной на авторитете, приходит изучение причинностиявлений в природе и социуме.

Одной из наиболее ярких фигур рационалистическоготечения является Михаил Пселл. Сочинения Пселла пронизаныстремлением освоить и использовать античное наследие,обеспечить ему достойное место в системе христианскогомировоззрения. Даже описывая мир духовных сущностейхристианского учения, Пселл использует высказывания оприроде души Платона, Аристотеля, Плотина. Пселл занималсяпроблемами естествознания, космологии. Причем в вопросыестествознания у Пселла теология почти не вмешивается. По егомнению науки должны взять от математики ее числовой метод игеометрическое доказательство, которые обладают свойствомлогически принуждать к признанию положений истинными илиложными.

Идеи рационалистов были осуждены церковью, и неполучили в Византии широкого распространения. В отличие отзападной Европы рационализм не стал ведущим направлением ввизантийской богословской и философской мысли.

Несмотря на общую умозрительную традицию,восходящую к античности, практической науке в Византииудалось достичь определенных результатов в решении многихутилитарных задач, что долгое время обеспечиваломатериально-техническое превосходство империи. Наиболеезнаменитый в литературе пример – используемый в военномделе так называемый «греческий огонь», представлявший собойсмесь нефти и серы.

В империи активно развивалось горное дело как отрасльнауки и техники, охватывающая комплекс процессов разведки,извлечения из недр и первичной обработки полезныхископаемых. Используя опыт, накопленный в античный период,в Византии добывались строительные, отделочные иполудрагоценные камни, сера, селитры, железно, медь,свинцовые руды, серебро, золото, ртуть, олово. Степеньразвития металлургии – важный показатель технико-экономического уровня страны, поскольку представляет собойочень обширную область экономики, науки и техники,охватывающую процессы получения металлов, изменения иххимического и физического состава и придания определенныхформ. В Византии производились медь, олово, свинец, ртуть,окись цинка, серебро и золото. Цветные металлы и их сплавыприменялись в судостроении, сельском хозяйстве, ремесленномпроизводстве, военном деле. Производство черных металлов –чугуна, стали, железа, являлось ведущей отраслью византийскойэкономики, наряду с сельским хозяйством.

Характерной чертой византийского производства,городского ремесла являлась всеобъемлющая государственнаярегламентация. С одной стороны, поддержка государства

обеспечивала защиту ремесленных корпораций, наличиегосударственных заказов, безопасность на дорогах и в городахимперии, с другой, цехи теряли свою самостоятельность ипопадали под строгий контроль центральной власти, что вело кпотере инициативы, застою в развитии. Противоречивыепоследствия для развития и внедрения практических знанийимела и установка византийцев на сохранение античногонаследия. Первоначально она позволяла вплоть до XII векаоставаться Византии самым передовым государством в Европе вобласти производства керамики, стекла, строительства,кораблестроения и проч. Но со временем жесткая ориентация насохранение античных традиций неизбежно стала тормозомтехнического развития, и постепенно наметилось отставаниебольшинства византийских ремёсел от западноевропейских.

Образованию в империи отводилось особое значение.

Правление Юстиниана I ознаменовалось борьбой с язычеством,в частности, в 529 г. он закрыл платоновскую академию вАфинах, где язычники изучали и преподавали классическуюгреческую философию. Было запрещено вестипреподавательскую деятельность язычникам, евреям и еретикам.

Но, несмотря на преследования преподавателей-язычников,потерю ими существовавших ранее привилегий, учебныезаведения продолжали работать. Константинопольскийуниверситет занимал ключевое место в культурной жизнигосударства, представляя собой крупнейший образовательный инаучный центр. На протяжении всей истории Византии еежители в сравнении с жителями средневековой западной Европыв целом были существенно более образованными. Византийскиешколы являлись важнейшим источником знаний об античности.

Конечно, постепенно церковная литература проникала вобразовательные программы светских учебных заведений. Но,несмотря на преподавание некоторых церковных дисциплин,школы оставались светскими, а сама система образования,особенно в начальной школе, была очень близка к античной.

Изучался не только Псалтирь, но и произведения Гомера,Эсхила, Еврипида, Софокла, труды Платона и Аристотеля. Длялучшего понимания античных работ учащимся давали сведенияпо античной истории и мифологии. В трактате «К юношам отом, как с пользой читать языческих писателей» ВасилийКесарийский, хотя и призывает с осторожностью относиться кчтению произведений античных авторов и толковать их в светехристианской морали, но считает эти произведения безусловнополезными.

Интересно, что тетради византийских школьниковобнаруживают определенное сходство с античными учебниками.Учащиеся переписывали те же выдержки из древних мифов, теже сентенции, что и древние эллины. Отличия заключаютсялишь в том, что в византийских тетрадях, кроме обычныхупражнений, иногда появляются стихи из Псалтири, а также вобращении к Богу в начале первого листа и нарисованном крестев начале каждой страницы. Школьный курс состоял из изученияграмматики, риторики, философии, математики, юриспруденциии музыки. Включение в школьные программы музыки, илигармонии, объяснялось тем, что гармония считалась наукой,которая наряду с математикой и астрономией помогалапознавать вечные законы Вселенной. При этом исследовались нетолько количественные свойства звуков, но и их физическаяприрода.

В изучении математики в качестве основного пособияиспользовали «Введение в арифметику» Никомаха из Герасы.Как учебные руководства применялись «Арифметика»Диофанта, «Начала» Евклида, «Метрика» ГеронаАлександрийского. В изучении астрономии как науки о числах,прилагаемых к движущимся объектам, применялся «Альмагест»Клавдия Птолемея. Его же труд «Четверокнижие» использовалсякак пособие по астрологии, которая также была включена впрограмму преподавания. В VII в. более популярным сталучебник Павла Александрийского «Введение в астрологию».

Важная роль отводилась риторике. Ее считали средствомразвития и совершенствования личности. Сословныхограничений на получение риторического образования несуществовало, однако им могли овладеть лишь те, кто былспособен оплатить достаточно дорогое обучение в школахриторов. Эталоном стиля был Григорий Богослов, которыйставился выше других ораторов.

Начальные школы в империи функционировали не тольков городах, но и в сельской местности. Высшее образованиеможно было получить только в крупных городах. Основнымцентром просвещения в государстве был Константинополь. В425 г. по указу императора Феодосия II в Константинополе былсоздан университет. Было определено число преподавателей внем - 31 человек, из них 20 грамматиков, 8 риторов, 2преподавателя права и 1 философ. Они считалисьгосударственными чиновниками и получали жалованье изимператорской казны. Феодосий специальнымигосударственными актами обеспечил задачу контролягосударства над студентами. Каждый студент был обязанпредставить документальное свидетельство о происхождении, осостоянии его родителей, требовалось указать науки, которымион намерен обучаться, адрес проживания в Константинополе.

Нередко императоры не только оказывали содействие вразвитии образования, но и сами увлекались науками. Лев VIМудрый известен как ученый, написавший большое числосветских и богословских сочинений. Кесарем Вардой былаучреждена школа в Магнаврах, руководителем был назначенкрупнейший ученый своего времени Лев Математик. Школарасполагалась во дворце, в ней обучали философии, грамматике,геометрии и астрономии. Разносторонними познаниямиотличался император Константин VII Багрянородный. По егораспоряжению и при непосредственном участии былисоставлены многие энциклопедии (около полусотни) поразличным отраслям знаний. Император Константин IXМономах создал две школы: философии и права. Императорлично посещал занятия, слушал и конспектировал лекции.

Руководителем философской школы был назначен МихаилПселл. Лекции он начинал с «Логики» Аристотеля, после этогопереходил к его «Метафизики», и завершал курс толкованиемпроизведений Платона, которого считал наиболее значительныммыслителем и даже ставил на один уровень с ГригориемБогословом.

Покровительственное отношение императоров кобразованию и науке объяснялось не только и не столько ихлюбовью к знаниям, сколько практическими соображениями, таккак успешное функционирование византийскогогосударственного аппарата требовало наличия грамотных иобразованных людей в административной структуре управления.

Образование служило не для того, чтобы получатьопределенные знания и информацию, и, в дальнейшем,генерировать новое знание, а, прежде всего, для того, что бызанять место в бюрократической структуре, соответствующееопределенной квалификации. Познавательная мотивация ввизантийском обществе была слабой, знания не былисамоцелью, они были подчинены принципам функционированиябюрократической машины.

Высокая квалификация государственных служащих долгоевремя обеспечивала преимущество Византии в сравнении сЗападной Европой. Не только светская, но и церковнаяадминистрация в значительной степени состояла из тех, ктоуспешно окончил школу. Выпускники школ, независимо отсоциального статуса их родителей, могли стать чиновникамиимператорской или церковной канцелярии. Родители не жалелиденег для того, чтобы оплатить своим детям преподавателей.

(При этом сами преподаватели обычно получали такжежалование от государства.) Теоретически существовалсвободный доступ к самым высшим должностямгосударственного аппарата, поэтому учился каждый, кто имел наэто деньги. Разветвленный бюрократический аппарат для своегоуспешного функционирования нуждался в образованных играмотных людях, в связи с чем, светское образованиеприобретало особую значимость. Это объясняет, почемуВизантийские школы, в отличие от западноевропейских, небыли подчинены церкви. Конечно, наряду со светскимишколами существовали и церковные учебные учреждения. С IXвека, например, существовала духовная школа (патриаршаяакадемия), программа обучения которой была сосредоточена натолковании священных текстов. Но учащиеся также изучалириторику и другие светские науки.

Наука (как и иные сферы общественной жизни) в Византиибыла подвергнута огосударствлению, а организаторские иуправленческие функции взяла на себя бюрократия.Административные предписания в области науки ипроизводства информации становятся одним из критериевистины, которая, должна соответствовать формальнымтребованиям, контролируемым бюрократией. Бюрократизация игосударственная регламентация имели двойственныепоследствия, и, в некоторых случаях, способствовали развитиювизантийской науки и образования, а в других условияхстановились препятствием их развития. Чрезмернаяформализация стала характерной чертой византийской науки,бюрократизация привела к ее окостенению. Доминировалоутилитарное отношение к науке: ее цель – обучение студентов иобработка ранее полученных знаний. Господствовала установка,согласно которой научную мудрость можно обнаружить вантичном прошлом, прямыми наследниками которого считалисебя византийцы. В результате формализованное античноенаследие превращалось в причину стереотипного мышления, недающего развития оригинальному научному творчеству.

Античные классики, а также Библия, составляли совокупностьвсего необходимого знания. Основой познания являласьтрадиция, которая, по мнению византийцев, обращалась ксущности, в то время как опыт позволял ознакомиться лишь споверхностными проявлениями окружающего мира.Эксперимент и научное наблюдение были развиты слабо. Идеи,которые не могли быть подтверждены книжным авторитетом,воспринимались как бунтарские.

С XIV века постоянно усиливалось давление наВизантийскую империю турок-османов. 29 мая 1453 года палКонстантинополь. Этот черный день знаменовал конецВизантии, где в течение одиннадцати веков тщательно изучали иберегли науку античного прошлого. Политический упадокВизантии привел к активной трансляции научного опыта наЗапад, что стало важнейшим фактором, подготовившимзападноевропейское Возрождение.


Загрузка...
Top