Культура,традиции и обычаи народов Дагестана. Культура и традиции народов дагестана

Уникальность Дагестана обусловлена разнообразием этнического состава, поскольку на территории республики проживает более 40 народов. Однако обряды и традиции были различными не только у представителей разных национальностей, но в каждом селе существовали свои уникальные обычаи. Многие из них были описаны профессором Расулом Магомедовым. Мы представляем их нашим читателям.

– В ауле Ходота есть родник, около которого еще несколько лет назад оставляли кувшины, ведра со сметаной и молоком. Это был своеобразный холодильник, и никто никогда не брал чужого.

– В Унцукуле, Гергебиле, Хаджалмахах, Ицари, Вачи, Кванаде, Дюбеке, Шия, Гигатле потерянную вещь по сей день оставляют на видном месте. В селении Тидиб найденное приносят к роднику. В селении Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся. На третий день хозяин хурджинов вернулся и забрал свою потерю.

– Раньше самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в селениях Зубутли, Инха, Кубачи, Цудахар, Тисси, Игали, Гдым, Хуна на девушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились.

– В старину в селении Тлядал закрывали в доме вдову, называли ей любого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если тот не соглашался, то именем Аллаха его обязывали жениться на ней.

– В селении Ванашимахи, по обычаю, родственники жениха на площади выпекали большое чуду и относили его родственникам невесты. Иногда размер чуду достигал в диаметре двух метров. У урахинцев в такое чуду помещали семь бараньих грудинок.

– В аулах Мекеги, Уркарах невесту, живущую по соседству, ведут в дом жениха в течение многих часов. Двигаются примерно так: невеста и все следующие за ней делают шаг вперед и образуют круг для танцев. Заканчиваются танцы, теперь двигаются уже не вперед, а назад. И так продолжается до самых петухов, то есть – до утра.

– По обычаю андийцев, во время сватовства вместе с другими подарками родственникам невесты вручали курдюки. Курдюк ценился выше мяса: он может храниться десятки лет.

– В селении Дусрах в давние времена существовал такой обычай: девушку, достигшую поры замужества, заточали в пещере, если она отказывалась выходить замуж, и держали до тех пор, пока не скажет, за кого выйдет.

– В селении Бурдуки девушку не выдавали замуж за парня, не умевшего угонять ханский скот.

– В Ашты в ночь на 25 июня девушки в праздничных одеждах с полными хурджинами припасов шли в местность Кар-бан-капу (на границе нынешнего Кулинского района). Утром девушек встречали юноши верхом на лошадях, поднимали их хурджины на лошадей, затем устраивали танцы, песни. По-видимому, этот обычай тесно связан с сельскохозяйственным календарем. Его дата (25 июня) близка к летнему солнцестоянию. Аналогичные празднества можно наблюдать и в других селениях Дагестана, а также за его пределами.

– В Ицари девушки, увидев человека из другого села, с шутками окружали его, затем всячески начинали донимать прохожего. Думая напугать озорниц, путник вытаскивал пистолет, но они обезоруживали его и начинали хлестать крапивой по оголенным местам. Следует отметить, что все эти «экзекуции» совершались безобидно, с шутками и смехом. Очевидно, обычай этот восходит ко временам матриархата, когда женщина полновластно распоряжалась в роде и держала власть в своих руках.

– В Хустиле ночью накануне свадьбы у невесты собираются девушки и приносят ей очески шерсти для набивки матраца, кур, яйца, кисеты и т. п. для подарка жениху. Весь этот обряд в ночь накануне свадьбы называется «кизляр геже» (т. е. «девичья ночь»).

– В Унцукуле использование садов и виноградников строго регламентировалось. Строго запрещалось раньше времени пробовать виноград. Если даже виноград пробовал сам владелец участка, его приравнивали к вору. Существовал даже обычай, по которому за такого «нарушителя» унцукульцы избегали выдавать замуж дочерей.

– В селе Гимры жених, выбравший себе невесту, должен заготовить для ее дома запас дров на целую зиму. Он должен сделать это сам или позвать на помощь друзей.

– В Харачи считалось позором для мужчины умереть естественной смертью (от старости или болезни). Настоящему мужчине следовало погибнуть или в бою, или от руки кровника. Не было другого аула в Дагестане, где кровомщение было бы столь распространено, как в Харачи. Тут даже родственники убивали родственников, т. е. кровная месть бытовала и внутри тухума.

– В pяде аулов имеются земли, которые носят странные названия – «пиpожные земли». Такие земли есть в аулах Дибгаши, Калкин, Гунакаpи, Бускpи и дpугих. На вопрос, почему эти земли назывались «пиpожными», старики отвечают, что до pеволюции здесь существовал такой обычай: молодежь одного села, собрав со всех домов муку, яйца и мясо, пекла большой пиpог и силами лучших бегунов относила его в соседнее село. Бегуны, доставив пиpог, должны были крикнуть: «Мы из нашего села, мы принесли вам пирог!» И в тот же миг должны были исчезнуть из селения. Молодежь этого селения гналась за бегунами, стаpаясь не выпустить их со своей теppитоpии. Если бегунов не смогли догнать, пpеследующие пpиглашали к себе всю молодежь того села, откуда пpинесли пиpог, устpаивали пиp и одаpяли победителей землей. Вот почему эти земли называются «пиpожными». Этот обычай, как говоpят стаpики, укpеплял дpужбу между аулами.

– В селе Мокок мать паpня с хуpджином со сдобным хлебом шла в дом девушки, котоpая по сеpдцу ее сыну. В доме невесты мать паpня вела pазговоp, в котоpом не касалась цели своего визита. Уходя, она вешала свой хуpджин на видное место. Чеpез 2-3 дня она вновь пpиходила в дом pодителей девушки и забиpала свой хуpджин. Если pодители девушки брали пpинесенный ею хлеб и взамен клали свой, они были согласны поpодниться. Если же хлеб оказывался целым, это означало отказ.

– В селе Муги при женитьбе записывали все пахотные и покосные земли за невестой. В случае развода мужчина лишался земель и дома.

– В Чохе своеобразным оберегом для невесты являлось зеркало, которое помещали под платьем в области груди. Оно было призвано отражать от невесты злых духов или колдовство, а наличие различных украшений усиливало свойства зеркала как оберега. Считалось большим несчастьем, если зеркало случайно разбивалось или трескалось, тогда все неприятности связывались с этим случаем.

– В селе Ругуджа невеста при входе в дом перешагивала через бронзовый котел, встречающие бросали на нее серебряные монеты, сахар, конфеты.

Уникальность республики Дагестан обусловлена огромным разнообразием ее этнического состава, ведь на этой территории сегодня проживает более 40 разных народностей. Тем не менее, как обряды, так и традиции во все времена различались не только среди представителей различных национальностей, а также в каждом селе. То есть, везде существовали собственные, уникальные обычаи.

Кто такие Аварцы?

Маарулал, также известные под названием аварцы – это народ Дагестана, который насчитывает приблизительно 577 тысяч человек. Они населяют все западные территории Дагестана, но особенно многочисленны в горных регионах. Большинство являются сельскими жителями.

Общаются аварцы на собственном, аварском наречии, которое имеет великое множество диалектов. Аварцы преимущественно исповедуют ислам, сохраняя элементы язычества в вере. Некоторые из них присутствуют и по сей день. Они очень трепетно относятся к окружающей природе, почитая ее и взывая о помощи через исполнение магических ритуалов.


Агульская народность Дагестана живет в южной части страны. Численность данного подвида населения равна приблизительно 8-9 тысячам человек. Для общения они пользуются агульским языком, который считается родственным лезгинскому наречию. Проживает такая народность, ни много ни мало, в 21 поселении на юго-востоке Дагестана. Традиции у этого народа, как и у прочих народов Дагестана, уникальны. Их главным занятием в течение столетий было и остается скотоводство. Любопытно то, что лишь мужчины имели право на уход за овцами. В то время, как женщины всегда занимались только крупным рогатым скотом. Обрабатывание металла было предельно важным аспектом в жизни всех агульцев. Их кузнецы делали прекрасные топоры, косы и ножи, а также серпы, которые использовались в хозяйстве. Агульцы считались также превосходными и очень искусными строителями.


Важно!!!

Они возводили мосты, дома, строили даже мечети. Украшали они свои сооружения весьма искусно, используя вырезанные камни, в орнаментах которых отображена, по сути, вся культура народности Дагестана.

Обычаи дагестанцев


Обычаи дагестанского народа

Вероисповедание очень ярко отображает обычаи всех народов, населяющих Дагестан, поскольку большинство местного, коренного населения - это мусульмане-сунниты. В основном их повседневными занятиями были земледелие со скотоводством. Именно они сформировали местную культуру. Издревле дома люди данной народности строили из камня. Двухэтажные жилища если и были, то мало, а одноэтажные всегда имели прямоугольную форму. Те, что которые занимались земледелием, разрабатывали собственный сельскохозяйственный календарь, помогающий определять время для посева и для сбора разных растений.


Свадебные традиции

В аулах Мекеги и Уркаров невест, живущих по соседству, в дом жениха ведут на протяжении многих часов. Они двигаются приблизительно так: невеста со всеми, следующими за ней, делают один шаг вперед, образуя как бы круг для танца. После того, как заканчиваются танцы, можно немного продвинуться, но не вперед, а наоборот - назад. Так продолжается аж до самых петухов, проще говоря, до раннего утра.


Совет

В соответствии с обычаем андийцев, в период сватовства помимо других подарков, родственникам невесты всегда вручались курдюки. Они ценились выше, чем мясо, поскольку могут храниться несколько десятков лет.

Обычаи селений

В селении под названием Дусрах в древние времена был такой свадебный обычай: девушку, которая достигала срока замужества, закрывали в пещере. Это делалось в случае, если та отказывалась выходить замуж. Там она содержалась до тех пор, пока не говорила, за кого согласна выйти. В селении, именуемом Бурдуки, девушку вообще не выдавали замуж за того, ко не умел угонять ханский скот. В Хустиле в ночь перед свадьбой у невесты должны были собираться девушки и приносить ей очески шерсти, чтобы набить матрац, а также несли ей кур, яйца и кисеты - все это будущие подарки жениху. Даннвый обряд в ночь перед свадьбой свадьбы звался «кизляр геже».


Вывод:

Обычаи дагестанцев – это причудливая смесь того, чем была наполнена их история. Но, помимо общих тенденций также важно понимать, что есть обычаи и традиции, характерные для отдельных поселений.


Обычаи и традиции народов Дагестана

Сценарий мероприятия

«Обычаи и традиции народов Дагестана».

Ведущий 1: На протяжении многих веков обычаи и традиции наших предков – адаты – имели силу закона и представляли огромный нравственный потенциал, объединяя и консолидируя все живущие в Дагестане народы. С таким множеством адатов самого разнообразного характера редко где встретишься.(1 слайд)

Ведущий 1:Но выступление мы начнём со следующей истории.

Ведущий 2:О привязанности к нашей республике гостя, посетившего её.

Ведущий 1: Александр Викторович Костюнин. 1964 г.р. Член союза писателей. Летом 2010 год посетил Дагестан, объездил все 42 района. Свои впечатления он излагает в книге. (2 слайд)

Ведущий 2.Отрывок из предисловия к книге я хотела бы вам зачитать:

Ведущий 1: «Завершилось мое странствие по Дагестану. Я перебираю четки, подаренные Керимханом, и вспоминаю…вспоминаю».

Ведущий 2: Каждое звено, каждая бусинка – еще один аул, еще одна гостеприимная сакля, еще одна встреча на годекане.

Ведущий 1: Прошла неделя. Как я оставил свое сердце там, в горах, и чувство восторга потихоньку вытесняет грусть. Приехать в Страну гор легко, покинуть ее невозможно…Едва расставшись. Скучаю по своим названным братьям, скучаю по Дагестану. (3 слайд)

Ведущий 2: Друзья, родственники не могут понять, принять, когда в качестве приветствия я, по привычке. Произношу: - Ассалам алейкум!

Ведущий 1: Если черпать информацию из СМИ, в Дагестане уже давно не осталось камня на камне. Когда только прибыл в Махачкалу супруга дозвонилась и с тревогой спросила: «Сильно ли разрушен город?»

Ведущий 2: По возвращению на Родину Карелию, работница почты спрашивает: «Дагестан – это Россия?»

Ведущий 1: Друг полюбопытствовал: «А деньги там какие? Как у нас, так и у них?».

Ведущий 2: Да, несомненно, рассказать о Дагестане моя миссия.

Ведущий 1: Я думаю, знаю чего не хватает Европе с Америкой….там нет искренности. Там нет душевной теплоты, какую встретил я в Дагестане. Там и богатство – не баракат. Там все. Улыбаются, интересуются: «How are you?». Но не дай Бог ты остановишься и начнешь рассказывать, мало того что никто и слушать не будет, так еще и сочтут сумасшедшим.

Ведущий 2: В подтверждение слов Александра Викторовича, нам хочется вам показать насколько разнообразна наша республика, насколько она интересна. (4 слайд)

Ведущий 1: К сожалению, цивилизация убивает прямодушие и теплоту. Сейчас я точно знаю: самые открытые люди живут в горах, теплее, искреннее на свете людей не сыскать.

Ведущий 2: Ведь у нас что ни аул, то свои обычаи. Однако они, несмотря на своеобразие и различие, воплощают в себе самобытность и национальный характер всех дагестанских народов, отражают их общие интересы, исходят из одного корня. Особая их ценность в том, что в них заключен обобщенный, испытанный временем многовековой опыт. (5 слайд)

Гостеприимство!

Ведущий 1: Из древних традиций горцев, пожалуй, больше всего поражает впервые посетившего Дагестан человека обычай гостеприимства. По издавна сложившимся обычаям каждый горец считал за честь достойно принять гостя в любое время дня и ночи. (6 слайд)

Ведущий 2: У дагестанцев существовал такой обычай: когда садились обедать или ужинать, еду делили поровну между членами семьи и отделяли лишнюю порцию на случай, если вдруг придет запоздалый гость.

Ведущий 1: Гость ни в чем не должен нуждаться – таков неписаный обычай горцев. Учитывая, что путник мог в дороге промокнуть или простыть, во многих горских домах держали шубы, предназначенные для гостей. Очень много пословиц и поговорок сложено на эту тему. Вот несколько:

Ведущий 2: «Что я завтра буду есть – это не забота: чем накормить пришедшего гостя – это забота» - гласит народная поговорка

Ведущий 1: «Гость - посланник Аллаха»

Ведущий 2: «Зачем живет на свете тот, для кого приход гостя – наказание»

Ведущий 1: «Дом, куда не ходят в гости, - говорят горцы - несчастный дом».

Ведущий 2: Горец никогда не выпустит гостя из дома с пустыми хурджинами. В них он кладет хлеб, мясо, сыр, какой-нибудь подарок.

Ведущий 1: Перед уходом гостя ставили у крыльца кувшин с родниковой водой, что означало: «Пусть дорога будет счастливой, пусть в пути гость не испытает жажды».

Ведущий 2: Одним из самых популярных календарных праздников в Дагестане является праздник «Эбелцан»- проводы зимы и встреча весны. Отмечается он 21 – 22 марта и состоит из определенных обрядов. Первым из них –это обряд «яйцебиения», (7 слайд) проводимый в форме игры за месяц до наступления праздника. В ней принимает участие только мужское население. Игроки приносят с собой на место проведения игры сырые яйца и противники ударяют их острыми концами. (8 слайд)

Ведущий 1: Победителем считается тот, кто сохранил свое яйцо целым. Побежденный отдаёт ему разбитое яйцо. Игра символизирует плодородие и продолжается до тех пор, пока остаются целые яйца. Тот, кто собрал больше яиц, может рассчитывать на благополучие в своем доме. Вечером 21 марта разжигают большой костёр и разжигает его самый уважаемый мужчина. (9 слайд)

Ведущий 2: Отдельными группами, по возрастным категориям, ходят по своем дворам села, исполняя специальные песни, в последних двух строчках они просят яйца у хозяйки. После посещения всех дворов, собираются у одного из участников и готовят яичницу, как основное блюдо, и ещё обрядовые кушанья готовятся. (10 слайд)

Ведущий 1: Дети устраивали небольшие костры, через которые прыгали вместе с взрослыми. Этот обряд, по мнению горцев, очищает их от болезней и грех, и огонь охраняют до утра- это отпугивает злых духов. (11 слайд)

Ведущий 2: Просим вашего внимания для просмотра видеоролика.

Ведущий 1: Очередной обряд --Пахота. (видеоролик, 12 слайд)

Начало пахоты сопровождается выполнением различных обрядов и соблюдением запретов. А главное - нарядные быки. Пахарь перед пахотой избегает общения с соседями. В поле он выходит без обуви. (13 слайд)

Ведущий 2: Первые три дня зерно в поле для посева может носить только удачливый пахарь. В день пахоты выпекал хлеб и раздавал его односельчанам. Избранный (14 слайд) односельчанами пахарь бреет бороду и голову, чтобы выйти на поле «чистым». (15 слайд)

Ведущий 1: Следующий обряд - Вызов огня и солнца. (видеоролик,16 слайд)

К числу самых известных обрядов следует отнести магические приемы вызова дождя и солнца. В период засухи молодые юноши собирают в лесу ветви, которыми обвязывают одного из участников. (17 слайд)

Ведущий 2: Ряженый вместе с сопровождающим ходит по дворам, распевая обрядовую песню. В каждом доме его обливали водой, чтобы вызвать дождь. Участников процессии одаривают едой. Обряд завершается общей трапезой, в ходе которой на кладбище приносилась ритуальная жертва – баран или бык. (17 слайд)

Ведущий 1: После жертвоприношения одного из участников сталкивают в воду. В ряде сел, чтобы вызвать дождь, надевали раньше наизнанку шубы, сдвигали с места надгробный камень, очищали родники от ила, били палкой воду, произнося ритуальное заклинание.

Ведущий 2: В обряде вызывания солнца принимали участие только девушки. Они из грабель, вил или большой деревянной ложки делали чучело и шествовали с ним по селению, распевая песню. После этого устраивалось совместное застолье, а «чучело» до появления солнца устанавливали на крыше.

Ведущий 1: С целью прекращения града во дворе дома оставляли какой-нибудь острый предмет и проводили общественные моления.

Ведущий 2: В магических обрядах календарных праздников нашли свое отражение традиционные древние верования. У некоторых сохранялось почитание огня, священных камней и деревьев, пещер и родников, земли и неба, солнца и луны. Наряду с мечетями в селениях имелись пиры – места древних обрядов. В случае болезни или бездетности женщины шли на поклонение к пиру. В качестве даров подвешивали на дерево одежду, оставляли яства.

Ведущий 1: Честолюбие и правдивость как обычай.

Дагестанцы старались строго следовать заветам предков быть честными и правдивыми и в таком же духе воспитывали подрастающее поколение. В Унцукуле, Ицари, Вачах, Кванаде, потерянную вещь и сейчас оставляют на видном месте.

Ведущий 2: В сел. Тидиб найденное приносят к роднику. В селение Урада рассказывали о том, как однажды тидибец забыл в их ауле хурджины. Два дня они оставались на том месте, где горец их оставил, и никто к ним не прикоснулся. На третий день хозяин хурджинов вернулся в Ураду и забрал свою потерю.

Ведущий 1: На Хунзахском плато расположено до десятка колхозных селений. Неподалеку от Арани на перекрестке шоссейной дороги я заметил мясо, висевшее на сучке. Вокруг ни души. К мясу был приколот клочок бумаги, на котором обозначены вес и цена.

Ведущий 2: Любой проезжающий мог взять мясо, а деньги положить под камень около дерева. За последние годы в окружающих аулах не было ни одного случая кражи вещей или животных. По крайней мере, сами жители плато этим не занимались. Женщины даже глубокой ночью свободно, в одиночку могут ходить из аула в аул. Происшествия исключены.

Ведущий 1: А вот вам и свадебные адаты некоторых дагестанских селений. Раньше самой богатой невестой считалась та, которая приносила с собой большое количество медной посуды. А в некоторых селениях на девушке, у которой не было медной посуды, вообще не женились. А теперь из истории обычаев. (19 слайд)

Ведущий 2: В селении Харбук невесту встречали у дома жениха очень оригинально – выводили к порогу бычка с пометкой. Затем невесту осыпали мукой и в комнате усаживали на мешок с мукой.

Ведущий 1: В селении Урада мать парня при первом посещении дома невесты по поводу сватовства брала с собой девять пирогов с творогом и чашу с медом. Если мать невесты не принимала принесенного, то это означало отказ, сватовство не состоялось.

Ведущий 2: В старину в селении Тлядал Цунтинского района старики аула закрывали в доме вдову, называли ей любого человека (женатого или неженатого) из аула и предлагали выйти за него замуж. А если тот не соглашался, то именем аллаха его обязывали жениться на ней.

Ведущий 2: В селении Ванашамахи, по обычаю, родственники жениха на площади выпекали большое чуду и относили его родственникам невесты. Иногда размер чуду достигал в диаметре двух метров. У урахинцев в такое чуду помещали семь бараньих грудинок. (20 слайд)

Ведущий 1: В Ванашамахи перед приходом невесты жених обычно находился за дверью комнаты. Когда невеста входила, он три раза ударял ее по спине в знак своей власти над ней с этого момента.

Ведущий 1: У некоторых национальностей Дагестана есть обычай «красть невесту». К этому мы отнеслись с юмором и решили показать «глазами» КВН-щиков. (видеоролик,21 слайд)

Ведущий 2: В селении Мюрего по пути от дома невесты до дома жениха с крыш невесту посыпают мукой. По старинному обычаю это означает пожелание, чтобы она в этом доме не имела нужды. (21 слайд)

Ведущий 2: Сопровождающие не входят в дом и требуют от родителей жениха подрезать ухо буйволицы или коровы и привести к невесте. Этот скот становится собственностью молодоженов. (22 слайд)

Ведущий 1: По обычаю андийцев, во время сватовства вместе с другими подарками родственникам невесты вручали курдюки.

Ведущий 2: Оказывается, курдюк ценился выше мяса: он может храниться десятки лет. Адат ункратлинского общества совершенно не признает сватовства и калыма. (23 слайд)

Ведущий 1: По обычаю, если девушка засватана, а на ней женился другой, то никто не вправе возражать. Если кто-либо нарушал обычай и брал калым с жениха, то виновного штрафовали и заставляли вернуть все полученное. (24 слайд)

Ведущий 2: В селении Дусрах Чародинского района в давние времена существовал такой обычай: девушку, достигшую поры выйти замуж, заточали в пещере, если она отказывалась, и держали до тех пор, пока не скажет, за кого выйдет. Случалось и так: не зная никого, девушка называла любого, чье имя она слышала когда-то. (25 слайд)

Ведущий 1: В селении Цада парни закидывали папахи в дом девушки, пока она не выберет одну из них. После проводили сватовство. Из гимринских обычаев. Жених, выбравший невесту, обязан заготовить для ее дома дрова на целую зиму сам или позвать на помощь друзей. (26 слайд)

Ведущий 2: Обычай мугинцев. Когда приводили невесту в дом жениха, мать юноши должна была вылить на нее ковш теплого масла. Масло стекало с головы вниз по одежде невесты, а мать жениха при этом приговаривала: «Пусть ваша жизнь будет сытой, всего будет в достатке».

Ведущий 1: В даргинских селах и в лакском ауле Турчи девушку не выдавали замуж за того, у кого собаки не изгрызали три палки. Этот обычай возник по нужде. В горах не было ни земли, ни возможности заработать. (27 слайд)

Ведущий 2: Прежде чем обзавестись семьей, горец, нищенствуя, бродил из аула в аул. Только так можно было скопить кое-какие гроши для самостоятельной жизни. Юноша, прошедший суровую жизненную школу, признавался полноценным женихом.

Ведущий 1: В селении Бурдуки девушку не выдавали замуж за парня, не умевшего угонять ханский скот. Это тоже вызвано нищетой и бедностью.

Ведущий 2: Да. Дагестан прекрасен. Высокие горы, скалистые обрывы, низко парящие орлы, и люди. Горные люди. (28 слайд)

Ведущий 1. Они особенные, они другие. Заселив когда-то города, люди гор теперь уже как - бы стали черствее, безразличнее.

Ведущий 2: Может это связано с тем, что мы становимся ближе к «цивилизации» как обычно принято говорить, и забываем, откуда мы. (29 слайд)

Ведущий 1: А ведь слово цивилизация может идти рядом со словом традиция.

Ведущий 2: Может и должно!!! (30 слайд)

Ведущий 1: Но не всё так печально, не всё сохранилось, но многое - да!!!

Свадьба.

Ведущий 2: Нам хочется показать вам, как проходят свадебные обряды в наше время, надеемся, что вам понравится. (31 слайд)

Ведущий 1: Об одном из красивейших обрядов горцев - свадьбе современная дагестанская поэтесса Фазу Алиева пишет: (32 слайд)

Ведущий 2: « Я очень люблю горские свадьбы не только потому, что я люблю танцевать, а потому, что здесь бывает, мобилизована вся мудрость людей! Люблю эти красивые и мудрые обряды. Когда невеста входит в дом жениха, её встречает мать его и ещё на пороге кладёт ей в рот полную ложку пчелиного мёда: « Пусть тебе в нашем доме будет всю жизнь так же сладко, как сладок этот мёд. И желание трудиться будет у тебя такое же, как летом у пчёл».

Ведущий 1 Бывало прежде-

коль рождалась дочь,-

Упрёки падали на голову жены:

« Вот родила мне камень

для чужой стены!

Вот взял её Аллах,

да и унёс бы прочь!»

Ведущий 2: Сейчас уже едва ль найдётся тот,

Кто скажет так.

Сейчас наоборот,

Все говорят:

«Пускай в семье любой

Ведущий 1: Средь мальчиков и девочка растёт».

Для братьев – радость,

Гордость – для отца,

Поддержка и помощница для мамы.

Пускай она познает до конца

Все тайны быта,

Их не так уж мало…

Фазу Алиева

Автор: Свадьба - это самое приятное, что может быть в жизни человека. К этому процессу относились в Дагестане очень серьёзно. Как правило, невесту для сына подыскивали сами родители из круга семей, равных им по социальному и экономическому положению. В семейной комнате перед телевизором на диване сидят родители парня. (33 слайд)

Мать: Мне, сынок, надо с тобой поговорить серьёзно…Тебе 25 лет, университет закончил, армию отслужил, пора задуматься о своей второй половине.

Сын: Мама, пока рано об этом говорить….(34 слайд)

Мать: Из твоих одноклассников ты остался холостым, мне 63 года и хочу увидеть внуков. В соседнем селе у Шамиля есть дочь, хорошая, воспитанная, работает в больнице. И мне кажется, что она станет тебе достойной женой. (35 слайд)

Автор: Сын, ничего не сказав, выходит из комнаты, что для мамы значит согласие со стороны сына. Со своим другом наш герой отправился в то село к девушке, а именно на родник, так как вечером все «девушки на выданье» стояли у родника группами по возрасту. Его друг или сопровождающий, должен знать эту девушку. Местом для смотрин очень часто служил родник, или же ковровая фабрика. Вот они у родника. Друг указал на ту девушку, она понравилась ему. В случае, если девушка понравилась, он должен попросить воды и в знак согласия она подаёт ему воды (мол, предложение принято). (36 слайд)

Сын: Песня «Горянка».

Автор: Сватовство начинали сами родители юноши – отец или мать. При согласии родителей невесты на брак тут же назначали день обручения, к которому они должны купить наряды и золото невесте, а потом и свадьбы. Одним из главных моментов в этом цикле обрядов была уплата калыма (цена невесты) Размеры калыма за невесту были закреплены в адатах сельских обществ. (37 слайд)

Отец жениха: невеста у нас красивая, и калым должен быть соответствующий-100 000 рублей.

Тётя жениха: Принесите, пожалуйста, скатерть. Разбрасывая сладости, произносит: «Чтоб вся жизнь была такой сладкой у молодых». А вот подарки, что мы купили нашей красавице. (38 слайд)

Это шуба из Италии, чтоб она не мёрзла, это костюмы, чтоб надевала в гости, когда будет ходить от Армани из Дербента, этот пакет с самыми необходимыми мелочами, куплены в Баку и нас они заверили, что все они «брендовые», а это домашняя одежда от Пеликан, хотя мы знаем только птицу пеликан; этот пакет с обувью от Гуччи, не знаем кто он такой, но обувь передал нам неплохую, чтоб невеста босиком не ходила. (39 слайд)

Это золото: здесь несколько комплектов, цепочек, колец, браслетов- всего один килограмм, надеемся, что не сразу всё на себя наденет.

Автор: А вот и наступил день свадьбы. Свадьбу начинали в пятницу, завершали в понедельник, всё это время гости ели, пили, танцевали и веселились. Вот настал день, когда нужно поехать за невестой, в роли главных с ними должна быть пара (дядя с женой), которая отвечает за всю процессию. (40 слайд)

Тётя невесты: Дайте выкуп, если вы хотите забрать невесту.

Мать невесты:

«Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой,

А каждый дом, сам по себе держава.

Там все свое, там распорядок свой.

И свой закон, и правило, и право.

Свои капризы у порога брось

И уважай привычки их любые.

Коль там хромые – обопрись на трость

И надевай очки– коль там слепые.

Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой,

Храни семью до самого конца.

Автор: Впереди невесты и жениха несли горящую свечу или лампу, зеркало. Старались, чтобы свеча не погасла, и не разбилось зеркало. Считалось, что вместе с погасшей свечей и разбитым зеркалом разобьется и счастье молодых.

В качестве охранительницы невесту сопровождала жена дяди или брата невесты. При этом имели в виду, что сопровождать невесту могла та женщина, у которой благополучно сложилась семейная жизнь. (видеоролик.41 слайд)

Тётя жениха: чтоб в этом ты жила до ста лет, с твоей ногой, чтоб всегда был здесь достаток. А теперь пойдём дальше пойдем дальше в семейную комнату, это мед, чтоб язык был ‘’сладкий’’ у тебя, посажу на колени мальчика тебе, чтоб первый родился наследник.(слайд 42)

Автор: невесту обязательно должна сопровождать женщина, тетя или жена старшего брата, которая будет стороне жениха показывать приданое, подарки, сундук с угощениями (куры, яйца, сладости), которых они должны раздать всем гостям вечером. Раздачей гостинцев заканчивается сценка.

НАРОДЫ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА

Кавказ - удивительный край, с глубокой древности населенный народами, которые говорили на разных языках, отличались друг от друга многими особенностями культуры и быта. Проходили век за веком, и здесь сложился разноязыкий, но единый кавказский мир. И это неудивительно: горы Кавказа, вставая неодолимой преградой на пути завоевателей, никогда не прерывали общения живущих здесь народов.

Обычаи и праздники народов Дагестана

«Дагестан» переводится как «страна гор». Но Дагестан еще и «гора языков»: одних лишь коренных, веками живущих здесь народов насчитывается около тридцати. Кумыки и ногайцы говорят на языках тюркской группы. Языки, на которых говорят аварцы и четырнадцать родственных им небольших народов (это андийцы, ботлихцы, годоберинцы, чамалалы, е багулалы, тиндалы, каратинцы, ахвахцы, цезы, хваршины, гунзебцы, бежтины, гинухцы, арчинцы), а также лакцы, даргинцы, кай-таги и кубачинцы, табасаранцы, агулы, рутулы, цахуры, лезгины, относятся к нахско-дагестанской языковой семье. Язык татов - иранской группы, он близок к персидскому. Дагестанские народы - мусульмане.

У всех дагестанских народов есть праздник весны. У одних народов он называется «новруз» - «новый день», у других - «Алый праздник», «Красный день». Этот праздник обязательно сопровождался зажиганием всевозможных огней: костры разжигали в горах, на крышах домов, во дворах. Мальчишки скатывали с гор горящие обручи. Считалось, что, перепрыгнув в первый день весны через костер, больной освободится от всех недугов, а у здорового осуществятся все желания. Если костры разжигали на крышах, то тут же устраивали веселые танцы, бросали в дымоходные трубы орехи. Когда костер угасал, пепел рассыпали по крыше, приговаривая: «Чтобы в доме было много добра».

В некоторых селах юноши в этот день выкапывали с корнем молодое деревце, украшали его зеленью и лентами, а на верхней ветке укрепляли чучело удода. С этим деревом ходили по дворам, пели песни, поздравляли людей с наступлением весны.

Особенно радовались этому дню дети, они устраивали веселые игры.

Традиции годекана

В каждом дагестанском селе есть годекан - излюбленное место, где ежедневно собираются мужчины. Со стороны может показаться, что люди приходят туда от нечего делать. Но это далеко не так. Годекан - своего рода клуб, трибуна, своеобразная школа, и каждый мужчина считал своим долгом его посетить. Здесь обсуждались все сельские новости и дела. Человек, впервые попавший в село, обязательно шел на годекан. На годекане крутились и мальчишки, постепенно усваивая нормы поведения в обществе. Старшие могли дать им любое поручение, и выполнять его надо было расторопно и беспрекословно. Женщинам и девочкам приходить сюда не полагалось. Нередко у годекана устраивали игры и спортивные состязания для детей, учили их борьбе и бросанию камней. Посещая годекан, младшие учились уважать старших и чтить традиции предков.

Праздник цветов

В начале лета, когда горы покрывались молодой зеленью, к празднику цветов начинало готовиться все село: приводили в порядок музыкальные инструменты, готовили нарядную одежду и еду для уходящих в горы, делали факелы. Молодежь отправлялась в горы ночью, так, чтобы к восходу солнца прийти на цветущий луг. Путь освещали факельщики. Всю дорогу пели, танцевали, веселились. Руководил праздником выборный «шах» - наиболее предприимчивый и веселый мужчина.

В горах молодежь устраивала веселые игры, танцы, состязания в беге, прыжках, лазании по горам. Собирали на лугах цветы, плели венки, составляли букеты. Занимались также поисками съедобной зелени - крапивы, щавеля, черемши, которую использовали как начинку для пирогов. Домой возвращались к вечеру, отдавали встречавшим их старикам принесенные с гор цветы, и вновь начинались танцы на сельской площади. Прежде поход в горы за цветами был одним из самых ярких впечатлений для молодежи за весь год - в остальное время юноши могли видеться с девушками только на некоторых полевых работах, а совместные развлечения и вовсе не допускались.

Амазонки жили в Дагестане?

В некоторых селах горного Дагестана есть такой старинный обычай: девушки и женщины, встретив в окрестностях села незнакомого мужчину, с шутками окружали его, всячески подчеркивая свое превосходство. Они требовали, чтобы он вступил с ними в единоборство. Соревновались в танцах, в пении. Если незнакомец вел себя строптиво, не выполнял их требования, пытался отбиться и напугать женщин, его валили на землю и начинали хлестать крапивой. Конечно, все это делалось с шутками и смехом. Но мужчины окрестных сел старались не попадаться на глаза своим бойким соседкам. Может, и правы те, кто считает, что амазонки обитали именно в Кавказских горах?

Свадьба в горах

Свадьба в дагестанском селе - поистине всеобщий праздник. По этому случаю из сундуков достают старинные наряды, музыканты настраивают свои инструменты, расчищают самую удобную площадку для танцев.

Самый яркий момент свадьбы - переход невесты в дом жениха. Обычно лицо невесты в этот момент бывает закрыто платком, чтобы защитить ее от всевозможных злых сил. Если невесту везут на лошади, то лошадь также в праздничном убранстве. Ночью переход невесты освещают яркие факелы.

В день свадьбы или несколько позже невеста приносит приданое и подарки для новых родственников. В некоторых селах в старину был обычай: невеста собственноручно должна была связать узорные шерстяные носки всем мужчинам - родственникам мужа, начиная с грудных младенцев. Поэтому с самого раннего возраста девочек обучали вязанию, и дагестанские мастерицы славились по всему Кавказу. Многие горожане, справляя свадьбу, непременно делают это в родном селе: здесь есть возможность исполнить все яркие и запоминающиеся ритуалы.

Праздник первой борозды

Этот древний праздник сохранился во многих селах и до настоящего времени. По обычаю, первую борозду должен был провести самый умелый и удачливый пахарь. Он надевал вывернутую наизнанку овчинную шубу - чтобы всходы были такими же густыми, как ворсинки меха. Все село готовит к этому дню праздничное угощение, нарядную одежду. Обязательно пекут несколько огромных бубликов или круглый хлеб весом 14-15 кг - призы победителям. Под звуки зурны и барабана быки, украшенные лентами, проводят первую борозду. Семена для посева должны быть собраны понемногу из всех домов села. Обычно перемешивал их мулла, читая соответствующую молитву. Пахаря полагалось облить водой, чтобы посевам хватало влаги. Весь день проходит в веселых развлечениях: устраивают танцы, различные спортивные состязания. В некоторых селах устраивают всеобщие соревнования по бегу: сначала бегут группы мальчиков и девочек, потом - юноши и девушки, получая соответствующие призы - знамена из платков, пироги с мясом. В финале бегут старики, старухи, хромые. Ряженые в масках сопровождают бегущих, подбадривая их, смеша зрителей. Состязаются в метании камней, стрельбе, поднятии тяжестей. Сохраняются и старинные «виды спорта»: метание бычьей головы, рубка шашкой связки хвороста, бычьих или бараньих ножек.

Пирожное игрище

В некоторых селах Дагестана молодежь, собрав со всех домов муку, яйца, сыр и мясо, выпекала в золе огромный круглый пирог, до двух метров в диаметре. В особой плетеной корзине лучшие бегуны относили его затем тайно в соседнее село. В полночь надо было незаметно войти в спящее село, поставить пирог перед домом старейшины и крикнуть: «Вам пирог, а нам праздник!» Стреляя из ружей, молодежь убегала. Если их настигали, догнавшие съедали пирог - и на этом все заканчивалось. Если же погоня не имела результатов, неудачники устраивали селу, принесшему пирог, праздник. Каждый двор выставлял угощение, устраивались скачки, песни, танцы. Через два дня гостей с почетом провожали домой.

Народы Дагестана прошли большой и сложный путь развития: на протяжении веков они боролись за национальную независимость.

Народный поэт Дагестана Расул Гамзатов сказал: "Не пером написана история горских народов - она написана кинжалами, серпами, копытами коней, надмогильными памятниками".

Археологи доказали, что человек заселил Дагестан в очень древние времена. Например, в местности Чумус-Иниц, на границе Дербентского и Кайтагского районов, найдены грубые каменные изделия, изготовленные более ста тысяч лет назад. Помимо этой древнейшей стоянки обнаружен еще ряд более молодых стоянок, разбросанных по всей республике.

Дагестан является одним из древнейших центров земледелия и животноводства на Земле. К тому же некоторые историки высказывают мысль о родстве народов Дагестана с древними народами Шумера, Загроса, а также с хеттами и мидийцами.

Первым государством, образовавшимся в V веке до нашей эры на территории Южного Дагестана и Азербайджана, являлась Кавказская Албания, населенная предками современных дагестанских лезгино-язычных народов. Образованная как конфедерация 26 царств, она просуществовала до XVII века нашей эры (Арран - последнее политическое образование, продолжавшее традиции Кавказской Албании).

Столицей этого государства считается город Кабала, руины которого находятся на территории современного Азербайджана. Находившаяся на стыке цивилизаций, караванных и миграционных путей, Албания по существу постоянно была в состоянии войны за независимость. Она воевала с Сасанидским Ираном, римлянами (знаменитые походы Красса и Помпея на Кавказ), гуннами, хазарами, арабами, тюркскими племенами, которые, в конце концов, и разрушили Албанию как государство окончательно.

В первые века нашей эры народы Албании, а затем и почти весь Дагестан приняли христианство. Но в VI-VII века нашей эры в течение столетней войны с арабами албанцам силой был навязан ислам, который затем через них распространился почти на весь Северный Кавказ.

В средние века на арену истории выходят и другие народы Дагестана, они образуют свои государства: Аваристан, Таркинское шамхальство, Казикумухское ханство, Кайтаго-Табасаранское майсумство. В это время и начинается постепенный процесс образования Дагестана как единого целого. Главной причиной объединения дагестанских народов, говорящих на разных языках и имеющих разную культуру, стала война, заставлявшая мелкие народы объединяться вместе против множества захватчиков, которые помимо чисто завоевательских преследовали цели уничтожения и растворения гордых, свободолюбивых народов Дагестана. Для этого, многие завоеватели умышленно меняли демографическую ситуацию в Дагестане, переселяя на лучшие земли то арабов, то иранцев, то тюрков-шиитов, то тюрков-суннитов. Именно поэтому коренные жители Дагестана живут в горах, а равнины оказались заселенными пришлыми народами. Но в течение веков эти некоренные народы постепенно сблизились с коренными и образовали общедагестанский этнос, выступающий сейчас единым целым перед лицом внешнего мира.

Страницы истории изобилуют героическими подвигами дагестанцев в защиту родины и свободы. И хотя многие из этих жертв оказались напрасными, однако это не может умалить мужества малого по сравнению с захватчиками народа Дагестана. Как уже отмечалось, целых сто лет понадобилось на покорение маленькой Албании гигантскими Арабским халифатом, а еще через сто лет арабы навсегда покинули ее территорию. Воины Чингисхана покорившие Китай, государства средней Азии, Иран и Древнюю Русь, не смогли взять штурмом крепость Дербента, а только обошли его.

Второй поход монголы совершили в 1239 году под предводительством Кровавого Батыя. К сожалению, в этот период Дагестан был ослаблен междоусобицей и, несмотря на это, Дербент был взят после длительной осады только в результате предательства, но сам город монголы разрушить побоялись. После Дербента, обуянные желанием сломить упорных дагестанцев монголы подошли к селению Рича. 25 дней ричинцы, которых было в много раз меньше, отражали их атаки. После того, когда почти все население героического аула было истреблено, завоеватели ворвались в него и вынуждены были вести бой за каждый дом и улицу с женщинами, стариками и детьми. В ответ за упорное сопротивление монголы уничтожили весь аул и всех оставшихся в живых.

Однако долго праздновать победу не пришлось: после неудавшейся попытки в 1240 году покорить Кумух монголы вынуждены были оставить Дагестан. Еще более ужасным было нашествие хромого Тимура, покорившего до этого Индию, Иран, Среднюю Азию, совершившего походы в Китай, нанесшего поражение Золотой Орде. Именно в борьбе с Тимуром определилось единство народов Дагестана. После кровавого похода по Дагестану его войска остановились у стен аула Ушкуджан, жители которого были язычниками. И до чего же был удивлен Тимур, когда им на помощь пришли мусульмане, представители других дагестанских народов.

Есть у дагестанцев своя Жанна Д"Арк. Это Парту Патима, простая горянка, своим примером вдохновившая кумухских воинов, оборонявших свой аул. Возглавляемый ею отряд смог разбить непобедимого Тимура. Последующую эпоху, до включения в состав России в 1813 году согласно Гюлистанскому миру, Дагестан был ареной борьбы Турции и Ирана за обладание им. И хотя он неоднократно завоевывался то одним, то другим захватчиком, никто из них не смог покорить "Страну Гор" до конца. Постоянно возникавшие восстания выгоняли захватчиков из Дагестана. Особенно следует отметить восстание лезгин под предводительством Хаджи Давуда, начавшееся в 1707 и подавленное в 1728 году. Боровшиеся против Ирана и Турции, восставшие особые надежды возлагали на Россию, не оправдавшиеся в последствии. Восстание началось в Цахурском султанате, населенном цахурами, аварцами и лезгинами, перекинулось затем на лезгинские земли.

Далее восстание начало распространяться среди других народов Дагестана: аварцев, даргинцев, лакцев. Дружным действиями дагестанцы освободили свою землю, однако с помощью подкупа и заговоров иранский шах смог внести раскол в восстание, и от Хаджи Давуда начали отходить некоторые народы. В мае 1728 году Хаджи Давуда обещавшие помощь турки заманили к себе и арестовали. Его перевезли на Кипр, где он и умер.

Для окончательного подавления свободолюбивых дагестанцев, а также для выяснения отношений с турками собрал огромное войско и ринулся в поход иранский предводитель Надир-Шах. Борьба против него является одной из наиболее ярких страниц в истории народов Дагестана. Покорив полностью Закавказье, стотысячное иранское войско вторглось в Дагестан. Первыми Надир-Шаха встретили лезгины. Несмотря на упорное сопротивление горного народа, Надир-Шах ценой больших усилий и невиданной до селе жестокости перешел Южный Дагестан и вторгся в более северные районы. Напуганные этими зверствами, дагестанские ханы, уцмии и султаны стали сдаваться кровавому Шаху. Однако народ остановить было невозможно: повсеместно создавались отряды добровольцев, готовых защитить Родину. В октябре 1741 года отдельные отряды Надир-Шаха были разбиты в Табасаране и Кайтаге, однако, несмотря на это, Надир-Шах дошел до земель аварцев. Но уже с половиной воинов. Здесь его ждало объединенное войско дагестанцев. Несколько дней длилась кровавая битва, в которой Надир-Шах потерпел сокрушительное поражение и через семь лет после начала своего дагестанского похода бежал из Дагестана. Из-за возраставшего влияния России в этом регионе Иран и Турция снова и снова пытались подчинить себе Закавказье и Дагестан. Однако после поражения, нанесенного Россией Турции и Ирану, и заключения Гюлистанского мира в 1813 году Дагестан вошел в состав Российской Империи.

Но подписание Гюлистанского мира не принесло мира в Дагестан. Политика России на Кавказе, которую олицетворяет генерал Ермолов, автор тактики "выжженной земли", не могла не привести к возмущению гордого, свободолюбивого народа. То здесь, то там начали вспыхивать восстания. Возникла и идеологическая основа для массового восстания горцев - мюридизм. Появившись в Южном Дагестане, мюридизм перекинулся в нагорный Дагестан и Чечню, где стал быстро развиваться и распространяться. Окончательное движение горцев под флагом мюридизма оформилось в 1828 году в Аварии. Особенно широкие размеры оно приняло в 30-40-х годах XIX века, когда во главе борьбы за независимость стал имам Шамиль. Восстание, длившиеся до 1859 года, то есть более тридцати лет, показало всему миру несгибаемую волю и храбрость дагестанского народа. Поразительным фактом остается то, что эта война шла более трех десятилетий между государствами с разницей в численности населения в 100 раз, а территории в 400 раз! И это притом, что Россия в течение одного неполного года смогла разбить Наполеона, покорившего пол-Европы, а в период борьбы с горцами была в пике в своей военной мощи и международного авторитета. Это хорошо известный всем отрезок истории, но хочется заметить, что в данный период помимо восстания под предводительством Шамиля, антиколониальные выступления дагестанцев в разных регионах возникали и другие подавленные царскими войсками: например, Кубинское восстание в 1837 года. Борьба продолжалась и после прекращения войны горцев под предводительством Шамиля. Самым крупным в этот период было восстание 1877 года, распространившееся почти на весь Дагестан. Руководителями и вдохновителями его являлись многие ученые и религиозные деятели Дагестана: Хасан Алкадарский, Гази-Магомед Согратлинский, кадий (судья) Цудахарский, Кази-Ахмед и Абдул Казикумухские. После подавления восстания около пяти тысяч человек были высланы из Дагестана, а руководители частью казнены, частью посажены в тюрьмы.

Хотя вхождение Дагестана в состав России и имело определенную прогрессивную роль, в целом он оставался колониальной окраиной империи. Уровень жизни населения был одним из самых низких по России. В 1913 году здесь было всего 66 врачей, то есть 1 врач на 12300 жителей. Это был край сплошной неграмотности и отсталого полуфеодального хозяйства. Именно по этой причине дагестанцы активно поддержали революции 1905-07 годов, а затем и Октябрьскую. Активно участвовал Дагестан и в гражданской войне, особенно отличившись в борьбе с войсками генерала Деникина, творившими повсюду большие зверства. Советский период истории республики неразрывно связан с историей всего Советского Союза, с преодолением культурной отсталости и созданием современной промышленности и сельского хозяйства.

В годы Великой Отечественной войны дагестанцы снова проявили свой героический и свободолюбивый характер: 47 дагестанцев стали героями Советского Союза, тысячи дагестанцев награждены орденами, более 150 тысяч медалями. Послевоенное развитие в республике шло также очень интенсивными темпами. Однако в 50-60 годах из-за политических перекосов того периода началось переселение горцев на равнину. И хотя этот процесс оправдывался лучшим условиями жизни и работы на равнине, в результате оказались заброшенными множество селений, тысячи гектаров горных земель. Приостановилось развитие горных районов, были утеряны знаменитая многовековая террасная система земледелия и многие народные традиции и обычаи.

Дагестанцы, у которых принято почитать старших, а ругать мертвых считается кощунством, с благодарностью и теплотой вспоминают Советский период истории республики. И, прежде всего, из-за мира, царившего в то время на Кавказе. Поэтому наш народ, знающий, что такое война не понаслышке, сумел сохранить мир в самом многонациональном регионе бывшего Советского Союза, который в посткоммунистический период опустился в омут конфронтаций, межнациональных конфликтов и войн

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение лицей №2

города-курорта Железноводска Ставропольского края

Номинация: «Традиции народов России»

Сегодня, когда жизненные ценности изменили свои критерии, возможно, многие просят, чтобы ребенок стал большим начальником или богатым бизнесменом. Но всем хочется напомнить, что основой подлинного счастья в обоих мирах является вера и набожность человека и воспитывать эти главные качества необходимо с самого раннего возраста.

Благопожелания родителей рисуют будущий образ идеала человека. В них мы видим, каким должен быть человек, к чему он должен стремиться, чего добиваться.

С помощью Аллагьа народ верит в благополучие, удачу и в то, что сбудутся их пожелания. Ведь вершителем благопожеланий является Милостивый Аллагь, и народ верит в то, что Он поможет им.

Современную дагестанскую кухню однозначно охарактеризовать невозможно. Многие блюда, которые ранее вообще не употреблялись или готовились лишь в дни торжеств, сейчас вошли в повседневное меню каждой семьи.

Блюда, бытующие в каждом отдельно взятом районе Дагестана, несут на себе особый колорит. К примеру, в каждом национальном районе готовят хинкал, который подается как первое или второе блюдо, но всегда можно определить, каково его происхождение. Распространенными блюдами считаются «курзе», «чуду», которые готовят из разных трав, творога, овощей, яиц, и гурманы, понимающие толк в дагестанской кухне, никогда не ошибутся, какой национальности повар готовил это блюдо.

Дагестан - многонациональная республика. У каждой из ее народностей сложилась своя кухня. В то же время эти кухни имеют много общего: сочетание растительных и животных продуктов, сравнительно несложное приготовление, высокие вкусовые качества блюд.

Все первые и вторые блюда в основном готовят из баранины, говядины. Часто используют субпродукты - кишки, рубец, сердце, печень, легкие.

Очень популярны в дагестанской кухне блюда из пшеничной и кукурузной муки

Блюдо хинкал - это изделие из крутого теста в виде ромбиков, ушек, клецек. Способов приготовления хинкала в Дагестане много. Подается он как первое и как второе блюдо.

Самыми распространенными блюдами считаются курзе (вид крупных пельменей) и чуду (пироги). Курзе готовят из различных трав, творога с тыквой и яйцом, мясом, пассерованным репчатым луком.

Пироги чуду из пресного теста также готовят с различными начинками.

Вторые блюда как таковые обычно не готовят, вместо них подают чуду, курзе и т.д.

Для блюд национальной кухни широко используют фасоль, чечевицу, горох, а также травы - крапиву, кресс-салат, лебеду и др. Зелень к блюдам подают в Дагестане к обеду и к ужину.

Дагестанская кухня богата и сладкими блюдами, напитками. Особое лакомство - халва (мучная, из орехов).
Народный быт и национальное искусство Дагестан справедливо называют заповедником народных художественных промыслов, краем замечательных мастеров. Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел - художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие, обработка кости, узорное вязание и золотошвейное дело. В экономике горного края в прошлом эти виды ремесел играли и ныне продолжают играть очень важную роль. Нигде в нашей стране народные художественные промыслы не приобрели такого большого значения в экономике и духовной жизни народа, не носили столь массового характера, как в горном Дагестане .

Зародившись еще в глубокой древности и пройдя ряд этапов своего развития и совершенствования, народные промыслы стали составной и неотъемлемой частью традиционной национальной художественной культуры Дагестана.

Еще в эпоху Средневековья в Дагестане сложились крупные специализированные центры по производству тех или иных видов изделий художественного ремесла, находивших широкий сбыт по всему горному краю и далеко за его пределами. Среди них выделялись по степени развития и уровню совершенства изготовляемых изделий села Кубачи, Кумух, Гоцатль, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Ахты, Микрах, Хив, Хучни и город Дербент.
Ковры ручной работы являлись самыми ценными предметами в дагестанском доме. Ковер среднего размера мог быть обменен за пару лошадей или несколько голов крупного рогатого скота. За деньги, вырученные от продажи ковра, дагестанская семья могла обеспечить себя всем необходимым на полгода вперед. В приданом дагестанской невесты обязательно были ковры и сумахи, а, например, у табасаран хотя бы один из ковров должен был быть соткан самой невестой. С приходом советской власти и организацией артелей, ковроделие в Дагестане получило благоприятную почву для своего развития. Эти предприятия создавались путем объединения мастериц-одиночек, которые обучали своему мастерству молодежь. Так же были созданы промышленные предприятия по переработке шерсти.

Искусство резьбы по камню - искусство народное, органично существовавшее и развивавшееся в русле богатого декоративного - прикладного искусства Дагестана, составляя достаточно глубокий пласт в истории народного искусства. Памятники камнерезного искусства разбросаны по всему Дагестану и составляют, как и в прошлые века, неотъемлемую часть быта и жизнедеятельности горца.

Всего на сегодня насчитывается около 550 каменных кубачинских рельефов. Многие из них хранятся в крупнейших музеях мира (Метрополитен -Музей, Лувр, Эрмитаж), зарубежных частных коллекциях и музеях Дагестана (ДМИИ и ДГОМ). Часть камней сохранилась в самом Кубачи .

Резное дерево

Обработка дерева у народов Дагестана является одним из самых древних видов ремесленного производства. Широкое распространение лесов, богатое разнообразие пород древесины (дуб, граб, бук, орех, береза, сосна, тополь и др.), податливость самого материала обработке издавна способствовали применению деревянных изделий в быту дагестанцев и деревянных конструкций в архитектуре их жилища. Искусство художественной обработки дерева в течение нескольких тысячелетий было органически связано с повседневной жизнью дагестанцев. Различные свойства древесины использовались народными мастерами и в технологических, и в декоративных целях.

Ковроделие , наряду с ювелирным и гончарным искусством, является традиционным национальным промыслом многих народов Дагестана. Наибольшее развитие ковроткачество получило в Южном Дагестане, что, скорее всего, обусловлено географической близостью к одному из основных центров мирового коврового искусства - Персии.

С принятием ислама и распространением арабской письменности отдельные представители дагестанские мастера получили возможность приобщаться к достижениям восточной культуры.

Первые упоминания о дагестанских коврах встречаются еще у Геродота. Говорят, что по готовому изделию пропускали табун лошадей, выжигали под солнцем и держали в воде. Так проверяли их качество. Мастерство ручного изготовления дагестанского ковра передавалось из поколения в поколение, от матери к дочери, при этом, оттачивались навыки и совершенствовались узоры и композиции орнамента.

Искусство ковроткачества началось более чем две с половиной тысячи лет назад. Самый древний из ковров, дошедших до нас, был соткан предположительно более двух тысяч лет назад! Плотное ворсовое полотно с изображением оленей, птиц и коней было найдено во время раскопок царского могильного кургана в 1949 году. Эта находка свидетельствует об уникальном факте: спустя столетия классическая техника ручного плетения ковров не претерпела никаких изменений! Сегодня этот шедевр веков украшает коллекцию Эрмитажа. Да, именно «шедевр веков», ведь ковроткачество – древнейшее искусство, которое своими корнями уходит на Древний Восток.

Изначально ковер выполнял исключительно практические функции: восточные кочевники придумали ткать теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро создать дом. Тогдашние рукотворные ковры служили для защиты жилища от ветра и песка, позволяли быстро разгородить помещение. Постепенно человек начал отходить от примитивной философии «тепло и сухо» - ему захотелось, чтобы было еще и красиво, изысканно, а главное – ни как у всех. Для Востока ковер – это и мебель, и обои, и знак достатка. Уровень благосостояния человека на Древнем Востоке определяли по качеству имеющихся в его доме ковров. В богатом доме всегда должно быть много ковров, причем самого высокого качества.

Рисунок ковров ручной работы никогда не бывает случайным. В выборе и расположении определенных элементов узора стоят вековые традиции, талант и замысел мастера. В каждом орнаменте зашифрован определенный смысл. В угловатых ромбовидных цветах и листьях с зазубренными краями, в тонкой ювелирной вязи , в мозаичном узоре можно прочесть пословицы, легенды, пожелания будущему владельцу

Ковроделие в Дагестане возникло как форма трудовой деятельности, но со временем превратилось в один из ярких видов декоративно-прикладного искусства Дагестана.

Богатое наследие народного искусства, основанное на вековых традициях, является неотъемлемой частью этнохудожественной культуры народов Дагестана. Произведения народных мастеров отражают опыт народа, его мировоззрение, мировосприятие и сохраняют непрерывную связь поколений. Изделия народных художественных промыслов Дагестана прошлого и современности являются свидетелями большого трудолюбия, тонкого чувства красоты и художественного дарования дагестанских народов.

Да будет мир над цепью гор,

Да не коснется зло родного края.

Так, заклиная, ты ткала ковер

За нитью нить в раздумье выбирая

В узор вплетались горы и снега,

Крик журавлей и облачные перья,

Цветущие альпийские луга,

Старинные преданья и поверья.

И расцветал ковер к цветку цветок,

Как Дагестан родной в разгаре лета.

За нитью нить, так из прекрасных строк

Рождается творение поэта.

Загрузка...
Top