Культура России XIX века. Русская культура XIX века

Захарченко М.В.

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.

Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Виленский (преобразован), Варшавский (1816), СПб (1819, преобразован), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соотв. диссертаций. Университеты обладали автономией (отменена по Уставу 1835 г., восстановлена по Уставу 1863 г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты). развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в СПб, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809), Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).

Открываются технические институты: в СПб Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855), возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Естествознание. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747, с 1803- Императорская АН, с 1836 – императорская СпбАН), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Египетский (1825), Зоологический (1832), Ботанический (1823) музеи, Пулковская обсерватория (1839, основатель и директор В.Я.Струве). Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление, Финансов (депо образцовых мер и весов), ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах.

В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х.Пандер, К.М.Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).

Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806),Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-21) и др.). Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А.Гумбольда (1829 г.– Урал. Алтай. Ср. Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России).Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России.

Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков)

Гуманитарное знание

При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с "Поучением Владимира Мономаха"), "Слово о полку Игореве". В 1829 (П.М.Строев) – Археографическая комиссия учреждена и начинает публикацию древнерусских актов и ПСРЛ. Развиваются вспомогательные исторические дисциплины.

Периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее ("последний летописец" Н.М. Карамзин) сменяет историография, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил (С.М. Соловьев – 29- томная "История России"). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.).

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н.Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И.Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань). В начале 19 века создано отделение русского языка и словесности Имп. АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).

Развивается книгоиздание, книготорговля, периодическая печать.

С 1802 года, после правительственного указа, разрешающего открытие вольных типографий, издательское дело становится постепенно популярным. Книжная торговля (А.Ф.Смирдин) способствует изданию и распространению рождающейся русской литературы. Периодическая печать до 1825 года концентрируется в столицах. В 1809 г. из 77 названий - 9 газет, 68 журналов (1. С.40), причем из них на долю провинциальной прессы приходится 3 наименования в 1813 г., а в 1817 – 7. Издания неустойчивы, краткосрочны. С 1825 возникают специализированные издания, научные журналы, собственная пресса в провинции. Издания приобретают собственную постоянную публику с постоянным интересом, становятся устойчивыми. Большое влияние на умонастроения общества приобретают литературные журналы. (Журнал Ф.Булгарина "Северная пчела" - тираж 2000 экз.).

В библиотечном деле по-прежнему большое значение имеют частные собиратели. Большое значение имеет деятельность сановников и ученых - Н.П. Румянцева и Ал. Ив. Мусина- Пушкина по собиранию и изданию памятников древнерусской письменности. Библиотека Н.П. Румянцева в СПб насчитывает – 28 512 тт). в т.ч. книги Гутенберга и Ивана Федорова.

К государственным библиотекам, действующим с 1728 г. (библиотека Академии наук, потом - ведомственные библиотеки учебных институтов) в начале 19 в. – прибавляются коммерческие публичные библиотеки. В 1812 году в СПб открывается общедоступная публичная государственная библиотека (директор А.Н.Оленин, сотрудник – Н.И. Гнендич). Ее фонды выросли с 243 тыс. в 1812 г. до – 500 тыс. к 1850, из них русский фонд вырос от 2300 ед. в 1812 г. 30 тыс. в 1850 г. Круг чтения в начале века - это преимущественно иностранная литература на иностранных языках, для широкой публики – иностранные романы. К середине века заметно растет интерес к отечественной литературе (первыми стали популярны Карамзин, Пушкин, Жуковский). Тираж "Истории" Карамзина 3 тыс экз. в 1818 году ушел за 25 дней.

Развивается переводческая деятельность. На русский язык переводится классика мировой словесности. (И. Гнедич – перевод Гомера, В.Карпов – пер. Платона, Оптина Пустынь - переводы Св. Отцев), Увлечение созданием домашних библиотек достигает и провинциальных дворян. Разночинная интеллигенция к середине века становится заметным читателем, получает большую популярность научная, общественно-политическая литература. Новинки иностранной научной и популярной литературы незамедлительно достигают России: выписываются, реферируются, переводятся, обсуждаются в печати.

Становление русской литературы, живописи, театра, музыки происходит в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Классицизм на исходе 18 века сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Порядок обучения здесь, неизменный в течении всего 19 века, воспитывает огромное трудолюбие. Классицизм и академизм в русской живописи – Ф.А. Бруни. И.П.Матрос развивает тему патриотических чувств, служения родине, сюжеты берут из античной, библейской и из русской истории. Сентиментализм – А.Г.Венецианов. В русле романтизма – портретная живопись, народный быт (О.Кипренский, Карл Брюллов). Реализм (П.А.Федотов) – образы действительности.

Развивается театр. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. 1808 – первый театральный журнал. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Отечественная словесность является мощным фактором национального самосознания и выражает его развитие. Действуют литературные салоны (В.А.Жуковский, А.Н.Оленин), общества распространения культуры, способствующие формированию национальной словесности ("Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры" (1801-1812), "Беседа любителей русского слова" под предс. Г.Р.Державина, также кн. Шаховской, кн. Ширинский-Шихматов, адм. А.С. Шишков, гр. Хвостов). Это первая радость свободного художества, восприятие влияний западных литератур, подражательность и доверчивое ученичество, обретение собственного исторического опыта творческой деятельности в универсальных культурных формах.

С 1825 г. – время "реакции", современники оценивают как "время углубленной умственной работы, переоценки ценностей, собирания сил". В 1826 г. действует строгая цензура, запрещено печатать анонимные произведения. В 30-40 гг формируется литературное направление "официальной народности" (исполнение формулы ""православие самодержавие), где культивируется охранительное начало (Ф.В. Булгарин, Н.В.Кукольник, Н.И.Греч. М.Н.Загоскин). Роман М.Загоскина "Юрий Милославский (1829) отражает идею единения народа вокруг царя в годины испытаний. Эти литературные произведения популярны, покровительствуемы Бенкендорфом и царем. В оппозиции официальной народности развиваются литературные течения "социального" направления и творческие поиски литературного выражения самосознания народа.

Формируется русская эмиграция (А.И.Герцен). С 40-е гг. в литературной критике остро зазвучала социальная тема. Глашатай реализма В.Г.Белинский акцентирует в реалистическом направлении критический анализ действительности, тему маленького человека и бедственного положения социальных низов общества. (И.С.Тургенев, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Становление нового литературного языка происходит в драматической борьбе сторонников радикальной "прививки" универсальных грамматических форм и радетелей сохранения и взращивания живых церковнославянских и народных корней русского языка. В русской филологии и литературе растет интерес к устной и письменной народной традиции (к "живой народности"). Музыка и музыковедение, литература и филология включаются в собирательство образцов устной народной традиции (А.С.Пушкин, И.В Киреевский, Ф. Буслаев). В творчестве А.С.Пушкина национальное самосознание послепетровской России находит органическое выражение в языке и литературной форме.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", надконфессионального христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения" (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь ("министерство затмения" – Карамзин). В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа. Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом) находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804), деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий). Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Статьи "Российская империя", "Университеты"

2. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж. 1937 (репринт)

3. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века. Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,

Другие материалы

    Социальной базы для реформаторского движения предопределило поражение еретиков и укрепление позиций церкви. Это отразилось на развитии русской культуры ХVI века, оказавшейся под жесточайшим прессом канонических требований. Многообразие общественных идей, выражавших устремления различных...


    ... : способен ли казахский язык быть почвой (фундаментом) цивилизации для своей собственной казахской культуры и народа, т.е. с помощью науки на казахском языке быть равным мировой цивилизации и конкурировать с науками и технологиями на русском или английском языке? И только ответив на этот вопрос с...


  • Культура и общественная мысль в Москве второй половины XIX века
  • Москвы тех лет чрезвычайно насыщенной и незабываемой. *** Во второй половине XIX века вопросы будущего России, ранее страстно обсуждавшиеся в московских салонах, переходят в сферу реальной политики. Страна вступает в эпоху великих реформ. Проводимые сверху, они готовились в обстановке общественной...


  • Православное образование в России: традиция и развитие, уроки и перспективы
  • Бога и человека, находится в центре внимания христианского мировоззрения, культура и школа в России исторически всегда имели глубоко личностный характер. Главной задачей образования у нас а было формирование всесторонне развитой личности. Такая ориентация позволяла нам при любых поворотах истории и...


    Пушкина будто бы внушил национальный дух и характер. Стало быть, суть вовсе даже не во взгляде на Пушкина и не в том, насколько открыто и понято русское духовное богатство, но в чем же тогда? Имя Пушкина - это вечный знак, призванный указывать на рождение национальной культуры, какой высоты якобы...


    ... «каменных дел мастер» Аверкий Мокеев, плотницкими – мастер Иван Яковлев. При постройке собора были использованы все новшества русской архитектуры XVII века. Однако Никону не суждено было увидеть окончательно завершенным свой замысел. Великолепие собора, о котором ходили легенды, стало раздражать...

    Гуманизмом, верой композитора в духовные силы личности. 2.2 Книгоиздательская деятельность Развитие буржуазных отношений в России во второй половине XIX века, распространение просвещения, прогресс отечественной науки оказали непосредственное и сильное влияние на положение русской печати и...


    Русской нации, единого русского языка, самобытной русской культуры. Развитие русской культуры XVIII века создало предпосылки для её выхода на передовые позиции в мировом культурном процессе. Глава 2. Основные черты образования в эпоху Екатерины II В. О. Ключевский считал, что «царствование...


  • Школа и педагогическая мысль народов России во второй половине XIX - начале ХХ века
  • Прежнюю систему муштры и зубрежки. Выдающиеся деятели культуры и просвещения народов России. Среди прогрессивных педагогов второй половины XIX века, которые внесли большой вклад в развитие педагогической мысли на Украине, довольно широкой известностью пользовался Николай Феодосьевич Левицкий (...


    Частью уведено в плен; иные - болгары - перешли на сторону родственных им хазар. После этого удачного набега (центр Русского каганата находился слишком далеко от низовьев Дона, чтобы оказать оперативную помощь) против врага с запада хазарами при непосредственной помощи Византии в 834 - 837 годах...


    Защит. Приведем полный список диссертаций, защищенных сотрудниками кафедры русской литературы за период заведования Ю. М. Лотмана (сент. 1960 - янв. 1977): Докторские Лотман Ю. М. Пути развития русской литературы преддекабристского периода. - 1961. Рейфман П. С. Отражение общественно-литературной...


    Время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Марос и...


    Творчеству. Многие идеи В. И. Вернадского начинают цениться в должной мере только теперь. В истории русской культуры конец XIX - начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом. «Мир искусства» - это организация, ...


Начало 19 века в России было ознаменовано культурным подъемом, получившим название «золотой век». Русская славилась на весь мир и опережала во многом другие европейские страны. В искусстве утверждался классицизм, который нашел свое отражение в архитектуре, литературе, музыке.

При императоре Александре I проводилась политика «просвещенного абсолютизма», направленная на развитие образования, поддержку промышленности, она покровительствовала наукам и искусствам.

Взошедший на престол в 1825 году Николай I проводил которая опиралась на полицию и бюрократию.

Архитектура начала 19 века

Большое влияние на разные сферы искусства и общественной жизни оказала победа в Отечественной войне 1812 года. Поэтому русская культура первой половины 19 века отличается патриотическими настроениями. Отражение тех славных событий можно проследить в архитектуре. Талантливый архитектор, выходец из Андрей Никифорович Воронихин стал создателем Казанского собора. Он был задуман Павлом I как подобие собора Св. Петра в Риме. Воронихин смог удачно вписать здание в ансамбль центрального для Петербурга Невского проспекта. Казанский собор, ставший мемориалом года, стал местом погребения фельдмаршала М. И. Кутузова. На отделку иконостаса ушло сорок пудов серебра, которое похитили французы и вернули казаки. Здесь хранились штандарты и знамена французских войск.

Живопись

В живописи развивалось искусство портрета. Одним из значимых русских художников-портретистов этой эпохи признан О. А. Кипренский. русская культура 19 века развивала в период политических потрясений, царивших в Европе, где шли захватнические войны Наполеона. К этому периоду относится знаменитый портрет гусарского полковника работы Кипренского. В женских портретах Кипренский передавал теплоту и лиричность образов. Художник стремился на своих полотнах показать людей, которые отражали историческую эпоху.

Обращенность к моральной проблематике, обостренная этическая рефлексия — то, что можно назвать нравственным содержанием русской культуры, — складывались как результат повседневных культурных практик, обусловленных влиянием православной нравоучительной традиции, и не являлись объектом рефлексии вплоть до XVII века. На ранних этапах развития древнерусской культуры этика была представлена в нравоучительных текстах, которые носили синкретичный характер и определялись характером восточнохристианской традиции. Первые представления об этике как определенном знании, науке «ифике», были связаны на Руси с именем Аристотеля, который воспринимался прежде всего как «философ нравоучительны». Его имя встречается в «Изборниках», «Пчеле», ему приписывались нравоучительные высказывания, афористические суждения, вошедшие в обиход народного сознания назидательные поговорки и пословицы . В XVI веке упоминания об Аристотеле встречаем у Андрея Курбского, который пишет о своем знакомстве с текстами аристотелевских сочинений: «Прочитах, рас-смотрях физические и обучахся и навыкохеттических» ; Федор Карпов в известном Послании митрополиту Даниилу упоминает Аристотеля и приводит цитату из Десятой книги «Никомаховой этики», называя его «философ нравоучительны», а трактат Аристотеля — «Нравом» .

Однако возникновение дисциплинарного пространства этики относится только ко второй половине XVII века и связано, с одной стороны, с освоением латинского наследия, влиянием европейской мысли, а с другой — с социально-политическими установками государства на европеизацию России. Процесс становления этики как науки и образовательной дисциплины определялся в истории русской культуры не столько логикой развития самой науки, сколько социально-политическими запросами, культурными и идеологическими векторами. Являясь во многом результатом синтеза древнерусского духовного наследия и традиций западнорусского и европейского философствования, этика как научная дисциплина начала формироваться в курсах профессоров Киево-Могилянской академии , хотя в целом говорить о представленности этики в русской культуре на рубеже XVII—XVIII веков достаточно трудно. Терминологически этическая рефлексия закрепляется в русском языке лишь к концу XVIII века: так, термин «нравственность» был зафиксирован в «Словаре Российской Академии» в 1789 году, а термин «мораль» (от латинского «mos», «moralis») хотя и встречается в латинских текстах XVII века, но входит в язык только в XVIII столетии (достаточно вспомнить небольшую заметку А.П. Сумарокова «О слове Мораль» 1787 года).

Итак, несмотря на укорененность морали в культуре и повседневных практиках, мы можем отметить, что ее институционализация, а вместе с ней рационализация происходили сравнительно поздно. Однако здесь нас интересует именно процесс формирования этики как научной дисциплины; анализ культурных факторов и идеологических влияний позволяет определить вектор этической рефлексии, выявить те изменения культурной среды, которые обусловили включенность этики в русскую культуру в этом новом качестве. Мы можем отметить фактическое удвоение объектов: с одной стороны — этика как дисциплина в ее дисциплинарной специфике и предметности, с другой — формирующаяся в обществе на уровне общественного сознания моральная рефлексия. Описанная культурная саморефлексия в отношении укорененных в российской повседневности элементов нравственной жизни привела к фактическому появлению другой этики, которая не исчезла с появлением этики как науки. Произошедшее отделение, а фактически, в тер минах Карла Маркса, «отчуждение» содержания привело к тому, что отчужденный элемент культуры стал объектом идеологического воздействия, манипулирования как со стороны власти, так и со стороны интеллектуалов, занимающихся разработкой этики как науки. Таким образом, идеологическое влияние определяло судьбу этики как науки и учебной дисциплины. Подобные трансформации этики хорошо иллюстрируют процессы актуализации и деактуализации элементов культуры . Особо оговоримся, что для полноты передачи особенностей дискурса описываемого периода намеренно используются замечания и интерпретации сочинений современников.

2. НРАВСТВЕННАЯ ПРАКТИКА И ЭТИКА: АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТИКИ КАК НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Начало XVIII века в истории России было ознаменовано реформами и преобразованиями Петра I, затрагивавшими все сферы общественной жизни и культуры. В этот период в России возобладал крайне утилитарный государственный взгляд на науку и образование, которое понималось в смысле выучки какому-то конкретному занятию, годному в узкопрактическом, прагматически-утилитарном отношении. Одной из главных целей и задач образования представлялось овладение профессиональными навыками, приготовление к определенным занятиям, прежде всего к государственной службе (военной и гражданской). Общее образование, необходимое для нравственного развития общества (в том числе и этика как наука и дисциплина), в разряд государственных задач не входило. В реформаторской деятельности правительство заботилось об основании и поддержании преимущественно специальных школ, а школьное образование понималось как выучка определенному занятию, овладение ремеслом, профессией. Это приводило даже к определенному пренебрежению общим образованием.

Петр желал видеть плоды образования немедленно и в исключительно ремесленной, профессиональной форме . Так, в одном из обстоятельных исследований М. Владимирского-Буданова дается общая характеристика понимания образовательных задач в Петровскую эпоху:

Проблеск сознания о том, что государство должно заботиться о народном образовании, независимо от непосредственного приложения его к государственной службе, проблеск, отмеченный нами в конце XVII в., погас. Крайнее развитие полицейского характера государства, характеризующее новый век, когда государство становит себя источником и целию всякой человеческой деятельности, вовсе не благоприятствовало развитию и укреплению высказанного принципа. Государство не призвано служить интересам личности человека, а вся личность, со всею совокупностью моральных сил, есть покорный слуга государства. Уже с самого первого года XVIII века русское законодательство начинает высказывать, что оно не признает никакой другой цели в образовании, кроме значения его пригодности для той или другой профессии. <…> Государство заботится о том, чтобы военная, гражданская и духовная служба отправлялись наилучшим образом. Все, что мы называем узаконениями об образовании, в точном смысле составляет узаконения о государственной службе. Понятия службы и образования смешиваются .

На первый план выступает не образование в собственном смысле этого слова, а некая «выучка», цель образования воспринимается как исключительно внешняя — «добывание хлеба и выслуга». «То, что может указать человеку в его профессии высшую общечеловеческую цель, повести его при исполнении профессии далее “добычи”, дается не профессиональным образованием, а общим» .

Таким образом, идеология российского государства, отличавшаяся утилитарной и прагматической направленностью, не включала в образовательные проекты нравственные дисциплины. Тем не менее петровские преобразования, оказавшие влияние на процесс секуляризации русской культуры, сказались на разграничении предметных сфер этики и нравственного богословия. Это разграничение было предпринято ближайшим сподвижником Петра, церковным реформатором Феофаном Прокоповичем. В богословии Прокопович «отделил богословие догматическое от нравственного, специализировав и то и другое и точнее определив их задачи», тем самым «утратив путаницу в преподавании того и другого» . Предмет нравственного богословия, по Феофану Прокоповичу, — «добрые дела, обозначаемые в Писании именем любви. Любовь двоякая: к Богу и ближним, поэтому нравственное богословие рассуждает 1) о религии, как выражении любви к Богу, 2) о справедливости, которая состоит в любви к ближнему». Этику Прокопович трактует как самостоятельную науку, разделяя, разграничивая этику и нравственное богословие, определяя предмет этической науки и нравственного богословия . Предметное выделение нравственного богословия, разделение его с этикой позволило этим направлениям этической рефлексии сформироваться дисциплинарно самостоятельно и определило два сценария развития этической мысли в России: в рамках религиозного сознания и образования — как нравственное богословие (теоретический расцвет этой дисциплины приходится на конец XIX века); в университетской, академической традиции — этика как предмет и сфера научного знания.

3. ПРОЦЕСС АКТУАЛИЗАЦИИ ЭТИКИ. ПОСТРОЕНИЕ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЭТИКИ ИВОЛЬФИАНСТВО

Уже со второй половины XVIII века исключительно утилитарный подход к образованию и науке сменяется просветительским. Меняются идеологические установки, личностные идеалы. Этика становится востребованной, поскольку вписывается в просветительскую идеологию гражданственности, отвечает запросам и потребностям общества в просвещении и образовании сограждан, формировании гражданских добродетелей. Вектор образования смещается в сферу гуманитарного знания, формирующего просвещенную личность. Само образование начинает трактоваться как нравственное совершенствование. Под термином «просвещение» русские мыслители понимают определенный уровень образованности и нравственного развития человека и общества, а также употребляют его для обозначения гражданских добродетелей. В рамках просветительской парадигмы этика — или, как ее чаще называют мыслители XVIII века, нравоучительная философия — занимает одну из центральных позиций. Этическая мысль, высвобождаясь из-под влияния богословия, обращается к изучению человека как существа природного и исторического. Этика включается в политико-правовое сознание, что отчетливо обнаруживается в идеологии первого поколения русских просветителей — Я.П. Козельского, С.Е. Десницкого, Д.С. Аничкова, Д.И. Фонвизина, Н.И. Новикова. Обоснование нравоучительной философии занимало важное место в их сочинениях, в традициях просветительского рационализма они подразделяли философию на теоретическую, т.е. «философию в теснейшем смысле», и нравоучительную, или практическую. Философия теоретическая («умозрительная») включала в себя логику и метафизику, философия нравоучительная — юриспруденцию, или философию права, и политику. Русские просветители в своих концепциях стремились к философско-рационалистическому обоснованию морали. Основные моральные понятия должны были, по их мнению, соответствовать как требованиям «натуры человека», так и «истины рассуждениям». Таким образом, в идеологии российского Просвещения мораль рассматривалась в неразрывной связи с политикой и юриспруденцией. Мораль трактовалась как «частная, домашняя политика» (по выражению Мабли), а политика, в свою очередь, интерпретировалась как общественная мораль, что приводило, с одной стороны, к политизации моральной теории, с другой — к морализации самой политики.

Основой построения этических концепций русских просветителей была теория естественного права и общественного договора. В соответствии с этой теорией основой нравственности просветители признавали естественные побуждения «человеческой природы». Человек есть часть природы. Естественными правами человека являются свобода, природное равенство и т.д. Однако только общественное состояние, по мысли просветителей, дает человеку наивысшие законы и принципы, согласующиеся с его природой, при условии, что развитию истинной нравственности предшествуют и способствуют справедливое, рационально обоснованное законодательство и справедливые фор -мы государственного правления. Там, где истина, там добродетель. На принципах разума должна быть основана и религия, в противном случае она становится источником пороков и заблуждений.

Таким образом, нравоучительная философия встраивается в рациональный проект российского Просвещения и является едва ли не центральным его звеном. В этот период этическая мысль, с одной стороны, была представлена в философско-публицистических текстах на страницах просветительских журналов, формировавших общественное мнение, в художественных, исторических, правоведческих сочинениях, с другой — оформлялась в университетскую дисциплину в рамках школьной традиции. Такой школьной традицией для России XVIII века выступает немецкая философская мысль. Уже к началу XVIII века, в эпоху петровских преобразований, научная мысль и проекты институционализации науки и образования ориентировались прежде всего на немецкую модель. В рамках этой культурной традиции во второй половине XVIII века и в первые десятилетия XIX столетия этика как дисциплина складывается преимущественно под влиянием немецкой философской мысли, что сказывается на характере построения курсов, издании переводных учебников для университетов и гимназий. Этика была встроена в общую философскую систему, ориентировавшуюся на вольфианскую концепцию.

В соответствии с вольфианской системой философия разделялась на «рациональную, целью которой было научить управлять действиями ума; моральную, имевшую целью определить действия воли или нравы, и натуральную, или естественную, имеющую задачею исследовать все, что есть в природе» .

Натуральная философия разделялась на физику, математику и метафизику (именовавшуюся также естественным богословием), рациональная включала диалектику и логику. Моральная философия изучала принципы и свойства человеческих действий с целью определить понятие высшего блага как конечной цели человеческого существования и основные добродетели, необходимые для достижения блага.

В русской мысли весьма неоднозначно оценивались влияние Христиана фон Вольфа и его философская система в целом. Архимандрит Гавриил в тру -де по истории философии так характеризовал нравственную систему немецкого философа:

Нравственность, которой он учил, основывалась на следующем главном правиле: делай то, что усовершает тебя и твое состояние. Поелику все то, что делает нас и наше состояние совершеннейшим, называется добром, а все то, что делает нас и наше состояние несовершеннейшим, называется злом: то некоторые из последователей Вольфа выражают его начало следующим образом: делай добро и уклоняйся зла. Но сей закон Вольфа дышет самолюбием, а потому противен природе существа, одаренного разумом, который обязывает нас стараться о усовершенствовании других, иногда даже с ущербом собственного благоденствия .

Вывод архимандрита Гавриила звучал довольно категорично: «Можно сказать, что он (Вольф. — Е. А. ) своею медлительностию и бесполезным разбором логических понятий содействовал к происхождению отвращения к занятиям умозрительным, и в особенности к изысканиям метафизическим» .

Мария Безобразова в работе «Краткий обзор существенных моментов истории философии» рассматривает философию Вольфа как «настоящую школьную философию»: «Философия Вольфа пришлась как раз по вкусу и привилась ко всем немецким университетам. Ученикам Вольфа оставалось только ей учить, развивать же было уже больше нечего» . Вольф, пишет Безобразова, разделяет «теоретическую философию на онтологию, или науку о бытии, космологию — науку о мире, рациональную психологию, имеющую предметом душу, и естественное богословие — Бога. Практическая философия делится по-аристотелевски на этику, экономику и политику» . Однако особую заслугу Вольфа Безобразова видит в том, что он начал писать по-немецки и занимался разработкой философской терминологии. XVIII веку было свойственно пристальное внимание к национальному языку, разработке понятийно-терминологического аппарата философского знания. Русская мысль, пройдя выучку немецкой школы философствования, стремилась к терминологическому построению философской мысли на российской основе, структурированию и логическому построению знания, формированию русского философского языка.

Система Вольфа оказала влияние на систематизацию философского знания, включение этики в метафизический контекст, способствовала структурированию и дисциплинарному оформлению ее, вызвала интерес русских философов XVIII века к терминологическому аппарату философии. Однако уже к началу XIX века вольфианство перестает удовлетворять духовным запросам и потребностям общества, о чем пишет в своих записках в те годы студент, а впоследствии профессор Санкт-Петербургского университета А.И. Никитенко:

С двадцатых годов вообще в литературе нашей и молодом учащемся поколении возбудилось вдруг стремление к философской мыслительности <...> не одним случайно попавшим в среду нашу идеям надобно приписать это новое настроение мыслей: преимущественно оно было следствием нового духа, возникшего в преподавании философии в школах. <…> На кафедре философской начали появляться лица, которых не могла уже удовлетворить одна систематика и Вольфианский формализм, лица, не только хорошо знакомые с новым движением и требованиями науки в Германии, но и способные самостоятельно их обсуживать .

Можно предположить, что переход от вольфианской системы к философии Иммануила Канта свидетельствовал о возрастающих философских запросах русского общества, когда вольфианство начинает восприниматься как пройденная школьная традиция. Моральная философия Канта во многом способствовала предметному построению теоретической этики в России, анализу и критическому рассмотрению идеи автономии морали.

Уже с конца XVIII века для преподавания философии в Россию приглашаются немецкие профессора. В 1795—1797 годах нравственную философию в кантовском духе в Московском университете читал воспитанник Тюбингенского университета профессор И.М. Шаден. Как отмечал С.П. Шевырев, Шаден перенес в Россию господствующую в те годы философию Вольфа, но, «воспитавшись на философии Вольфа, Шаден не остановился на ней и следил за ее развитием до Канта» . С 1803 года в Московском университете работали гёттингенский профессор И. Буле, а также Ф.Х. Рейнгард. Последний опубликовал несколько сочинений, построенных на кантианских идеях .

В Харьковском университете в начале XIX века с идеями Канта знакомили профессора И. Шад и Л.-Г. Якоб. Как Шад, так и Якоб были авторами учебников по философии. Учебные руководства Якоба по логике, метафизике, естественному праву, практической философии были приняты не только в Германии, но и за ее пределами. Так, для российских гимназий он специально написал учебник, который был переведен на русский язык Н.И. Бутырским . В это же время моральная философия Канта вызвала дискуссию в русской университетской среде. Анализу проблемы обоснования морали были посвящены лекции профессоров Казанского университета. В 1817 году профессор Иосиф Срезневский выступил с «Рассуждением о разных системах нравоучения, сравненных по их началам». В нем, обращаясь к «Кантовой Критике практического ума», Срезневский выделяет семь систем «нравоучения», в том числе и «учение системы, основанной на понятии нравственного закона». Срезневский соглашается с этой системой: «Итак, идея нравственного закона современна разуму и тем более в оном раскрывается, чем более он сам образуется и просвещается», — но тем не менее критикует кантовскую систему за то, что Кант «слишком большое различие полагает между теоретическим и практическим разумом, который в самом деле есть один и тот же» . Проблема автономии морали является предметом обсуждения профессора теоретической и практической философии Казанского университета А. Лубкина. В «Рассуждении о том, возможно ли нравоучению дать твердое основание независимо от религии» Лубкин выдвигает ряд аргументов против идеи автономии морали, утверждая необходимость основывать мораль на религии, а не выводить религию из морали .

Таким образом, практическая философия Канта уже в первые десятилетия XIX века становится объектом внимания и обсуждения в университетской среде. Однако она не только породила теоретическую дискуссию среди университетской профессуры по проблемам теоретической этики, но и во многом явилась причиной закрытия философских кафедр и увольнения профессоров.

Пристальный интерес к содержанию преподавания философских дисциплин, в первую очередь нравоучительных, был вызван усилением идеологического давления на учебные заведения, отступлением от либеральных реформ первых лет правления Александра I. Целью образования объявлялось достижение «согласия между верою, ведением и властью, или, другими выражениями, между христианским благочестием, просвещением умов и существованием гражданским» . Все преобразования должны были сводиться к одной цели — изгнанию опасного духа философского вольномыслия и установлению согласия между «верою, ведением и властью». Немецкие профессора вынуждены были вернуться в Германию, поскольку в их лекциях усмотрели дух вольномыслия. Так, попечитель Казанского учебного округа М.Л. Магницкий, выступая против кантианских взглядов профессора Якоба, с возмущением писал: «Студенты не знают заповедей, а научась в классе философии, что есть какой-то нравственный закон по системе Якоба, руководствуются сим законом, без всякого надзора…» В соответствии с Уставом, разработанным для Казанского университета Магницким, дирекция лично должна была следить за «нравственным образованием воспитанников», а целью образования было объявлено воспитание «верных сынов православной церкви, верных государю, добрых и полезных граждан отечеству» .

Выпускники Гёттингенского университета, преподаватели Петербургского университета А.И. Галич и А.П. Куницын были отстранены от преподавания естественного права и философских наук. По поручению попечителя Петербургского учебного округа Д.П. Рунича у студентов Отделения философских и исторических наук были изъяты конспекты: в них усмотрели преступление против религии, власти и народа. Рунич писал в дневнике:

Русский народ еще не вышел из детства. С ним еще нельзя говорить о свободе. Быть может, его толкали слишком насильственно на путь цивилизации. Люди не спаржа, а народное просвещение не теплица, но оно бывает опасною миною, которая может взорвать на воздух целое здание. В русских университетах, лицеях и высших заведениях и в частных домах проповедовались все пагубные теории современной философии. Немецкие системы естественного права, принятые русскими и иностранными профессорами, представляли нечто чудовищное и объявляли открыто войну всем нравственным принципам. Учение Шеллинга и вся немецкая философия и история, которые преподавались с кафедр, <…> дерзко подрывали основы Священного Писания <…>, Божественное право и монархический принцип одинаково отвергались и опровергались. Провозглашение нравов, которые проповедовал Марат, не могло бы принести более вреда .

Таким образом, преподавание естественного права, философских дисциплин, в том числе этики / нравоучительной философии, было прекращено. Дирекции учебных заведений, попечители учебных округов взяли на себя задачи нравственного воспитания. Теоретическое освоение этики, развитие ее как науки и академической дисциплины прекратилось.

Этот процесс «вытеснения» этики из академической среды имел во многом неожиданные последствия для русской культуры. К середине XIX века этическая мысль, лишенная кафедральной, университетской формы выражения, проявляется в литературно-философских текстах, русской публицистике, которые задают ей социально-политическую направленность, а также во взглядах ученых-естествоиспытателей, приобретая позитивистские ориентации. Поскольку этическая рефлексия в культуре является ее неотъемлемой составляющей, то, будучи лишенной академической кафедры, она находит иные способы своего выражения и конституирования. Вне академической, университетской среды русская мысль формирует особое этическое культурное пространство в художественной литературе, критике и публицистике, мировоззренческом дискурсе ученых-естествоиспытателей. Результатом «вытеснения» академической этики явилось формирование особого «дисциплинарного пространства» этического в русской культуре и этического языка художественного текста. Это позволяет говорить об особых формах этической рефлексии в русской культуре XIX века. В то же время можно наблюдать феномен морализаторства и ужесточения моральной нормативности, охватывающей все сферы жизнедеятельности общества. «Вытеснение» этики из университетской науки способствовало формированию особого «панморализма» русской мысли и русской культуры в целом.

Возвращение этики в университеты было связано с реформами Александра II, принятием нового университетского устава в 1863 году. В учебные программы были включены такие предметы, как история философии, логика и психология, а также гносеология, этика, эстетика и другие философские дисциплины. С семидесятых годов XIX века начинается новый этап в развитии этической мысли в России — и как расцвет теоретической этики в качестве университетской науки, и в целом как моральное самосознание общества, нашедшее выражение в философическом характере художественных текстов и в широких журнальных дискуссиях.

XIX век стал Золотым веком русской культуры. Господствующим видом искусства становится литература. Смена литературных направлений определяет развитие всей эпохи.

Русская культура 19 века и Европа

Начиная с реформ Петра I Россия находилась под мощным культурным влиянием Европы. Особенности развития культуры 19 века выразились в проникновении западных стилей и направлений.

Кратко о культуре 19 века в России сказал А. И. Герцен: на реформы Петра Россия ответила гением Пушкина.

Литературные стили

На рубеже XVIII-XIX вв. в литературе утвердился сентиментализм. Его ведущим представителем стал Н. М. Карамзин.

В 20-е гг. XIX века на смену сентиментализму приходит романтизм. Прежде всего это связано с творчеством В. А. Жуковского.

Рис. 1. Портрет В. А. Жуковского. О. А. Кипренский. 1815.

Романтиками были поэты-декабристы:

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • К. Ф. Рылеев,
  • В. К. Кюхельбекер,
  • А. И. Одоевский.

С 30-х гг. в русской литературе ведущим направлением становится реализм. А. С. Пушкин и Н. В. Гоголь заложили основы современного русского языка. Русская литература вступила в свой Золотой век.

Во второй половине XIX века русские писатели прочно утверждаются в мировой литературе. Произведения Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова относятся к критическом реализму. В них поднимаются важнейшие философские и нравственные проблемы человечества.

Архитектурные стили

В первой трети XIX века в русской архитектуре наступает период “строгого” классицизма или ампир. Он пришел в Россию под влиянием наполеоновской Франции и представлен архитекторами:

  • К. Росси (Александринский театр);
  • А. Д. Захаров (Адмиралтейство);
  • А. Н. Воронихин (Казанский собор).

В 30-50-е гг. XIX века формируется новое направление – эклектика или историзм. В отечественной архитектуре оно проявилось в появлении русско-византийского стиля. По проектам К. А. Тона были построены:

  • Храм Христа Спасителя,
  • Большой Кремлевский дворец,
  • железнодорожные вокзалы в Москве и Петербурге.

Рис. 2. Современный вид Храма Христа Спасителя.

Во второй половине XIX века разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль. Он представлен следующими архитекторами:

  • А. А. Семенов (Исторический музей в Москве);
  • Д. Н. Чичагов (московская Городская дума);
  • А. Н. Померанцев (современный ГУМ).

Стили в живописи

В первой половине XIX века в творчестве русских художников преобладали классицизм и романтизм. Для первого было характерно использование античных и библейских сюжетов. Ведущими представителями классицизма были Ф. А. Бруни и Ф. И. Толстой.

Художники-романтики предпочитали портретную и пейзажную живопись. Среди них выделяются:

  • С. Ф. Щедрин;
  • О. А. Кипренский;
  • А. Г. Венецианов.

Особое место занимает К. П. Брюллов, вершиной творчества которого является картина “Последний день Помпеи”.

Во второй половине XIX века в живописи прочно утверждается реализм. В 1870 г. возникает “Товарищество передвижных выставок”, в котором объединились художники-реалисты:

  • И. Е. Репин,
  • Н. Н. Ге,
  • И. Н. Крамской и др.

Скульптура XIX века

Особое значение в России имела монументальная скульптура, представленная в следующей таблице:

Захарченко М.В.

Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не только приобщаются к культуре, вырабатываемой русским дворянством, но и становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Церковь, подчиненная государству и воспринявшая формы западной учености, являет образцы подвижничества, утверждающего православную традицию. Вполне освоившись в пределах европейской образованности, русская культура напряженно ищет образ национально-культурной самобытности, вырабатывая национальные формы бытия в современной цивилизации. Идеи гражданственности и народности становятся ареной борьбы идеологий.

Единая тенденция по-разному реализуется в период двух царствований. Царствование Александра 1 – дворянский период культуры. Культурная инициатива русской аристократии свободно проявляется в различных сферах общественной жизни, культурное отчуждение образованного общества от народа становится предметом общественного самосознания. В царствование Николая II все больший вес получает культурная инициатива разночинцев. Различие заявленных прежде культурных стратегий оформляется в идеологии, приобретает значение политическое. Государство ведет охранительную политику, содержание его культурной стратегии определяет формула "православие, самодержавие народность".

Просвещение

В 1802 г. создано Министерство Народного просвещения, в 1804 принят Устав учебных заведений, в котором ведущая роль в организации образования отдается университетам и предполагается создание государственной системы преемственно связанных учебных заведений, по территориальному принципу объединяемых в учебные округа с центром в университете: Московский (с 1755), Казанский (1804), Дерптский, Харьковский, (1802-05), Виленский (преобразован), Варшавский (1816), СПб (1819, преобразован), Университеты (кроме Дерптского и Варшавского) не имели богословских факультетов. С 1819 учреждаются ученые степени магистра и доктора наук, для занятия должностей в университетах обязательна защита соотв. диссертаций. Университеты обладали автономией (отменена по Уставу 1835 г., восстановлена по Уставу 1863 г.). Государственная сеть (приходские училища, уездные училища, губернские гимназии, университеты). развивалась медленно, школа стала на ноги к 40-м гг., когда действовало 20 гимназий в Москве, 17 в СПб, гимназии почти в каждом губернском городе, училища в уездах, сеть приходских народных школ была развита слабо. Основной социальной базой учености и образования (слушатели и профессура Университетов) были духовные училища, системно преобразованные по Уставу 1814 года на базе существовавших прежде. Преобразованиями занималась Синодальная "Комиссия духовных училищ" (1808). В основу системы положен тот же территориальный принцип: приходские училища, епархиальные, семинарии. Сеть разделена на округа во главе с Академией. Академия - учебно-научные центры богословия нового типа: это учебное заведение, ученая корпорация и административный центр: СПб Академия (1809), Московская (1814), Киевская (1819), Казанская (1842).

Открываются технические институты: в СПб Лесной (1803), корпуса инженеров путей сообщения (1809), практический технологический (1828), артиллерийской и инженерной академии (1855), возобновлен Главный педагогический институт (1828), в Москве – высшее техническое училище (1830).

Развитие наук

Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Естествознание. Естествознание развивается в русле деятельности РАН (осн. 1747, с 1803- Императорская АН, с 1836 – императорская СпбАН), факультетов университетов (по уставу 1804 г. - физико-математические факультеты, с 1834 – естественные и физико-математические отделения) и при технических учебных заведениях, Создаются лаборатории (обсерватории, физические химические, ботанические сады), развиваются научные исследования. Возникают научные общества Московское общество испытателей природы, (1805), Минералогическое общество (1817), Московское общество сельского хозяйства (1820), Рус. географическое общество (1845). При РАН организуются новые академические научные учреждения: Азиатский музей (1818), Египетский (1825), Зоологический (1832), Ботанический (1823) музеи, Пулковская обсерватория (1839, основатель и директор В.Я.Струве). Создаются научно-административные органы при министерствах: Военном (военно-топографическое депо), Морском (гидрографическое управление, Финансов (депо образцовых мер и весов), ученые комитеты при горном и сельскохозяйственном ведомствах.

В основных научных центрах – Москве и Петербурге формируются научные школы. Санкт – Петербургский университет и Академия наук: математика (П.Л.Чебышев), астрономия (В.Я.Струве), физика электромагнетизма (Э.Х.Ленц, Б.С.Якоби), химия (Г.И.Гесс, А.А.Воскресенский), эмбриология (Х.Пандер, К.М.Бэр), хирургия и анатомия (Н.И.Пирогов). Москва: аналитическая механика (Н.Д.Брашман), астрономия (Ф.А.Бредихин),геология (Г.Н.Щуровский), климатология (М.Ф.Спасский), терапия (М.Я.Мудров), физиология (В.А.Басов). Казань – геометрия (Н.И.Лобачевский), астрономия (М.А.Ковальский), химия (Н.Н.Зинин).

Бурно развиваются географические исследования: совершено около 40 кругосветных плаваний с участием астрономов, биологов, физиков и др. (И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ю. Лисянский (1803-1806),Ф.Ф.Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819-21) и др.). Открыта Антарктида (1820), острова в океанах, собраны материалы и коллекции по океанографии, этнографии, биологии. Исследуется Сибирь (А.Ф.Миддендорф, 1842-45), Дальний Восток (Г.И.Невельской, 1848-55), Арктика и Аляска, Алтай (П.А.Чихачев, 1842), Аральское и Каспийское моря. На средства русского правительства организована экспедиция А.Гумбольда (1829 г.– Урал. Алтай. Ср. Азия). Созданы подробные карты Империи (1801-1804 – 20-верст на дюйм, 1839 – 10 в/д – Зап. России).Проведено множество геологических исследований – Донецкого горного кряжа, Подмосковного угольного бассейна, Кавказа. Урала, Забайкалья. Составлены геологические карты европейской части России.

Проявляется глубокий интерес к принципиальным мировоззренческим проблемам естествознания, возникает и развивается естественно-научный материализм, эволюционная философия (К.Ф.Рулье, школа биологов-эволюционистов: Н.А.Северцов, Я.А.Борзенков)

Гуманитарное знание

При высоком общественном и научном интересе к разысканию и широкой публикации источников по русской истории учреждается Московское общество истории и древностей Российских (1804). Археограф, член РАН А.И. Мусин-Пушкин (его библиотека погибла в Москве во время пожара 1812 г.) открыл, издал и широко пропагандировал Лаврентьевскую летопись, (с "Поучением Владимира Мономаха"), "Слово о полку Игореве". В 1829 (П.М.Строев) – Археографическая комиссия учреждена и начинает публикацию древнерусских актов и ПСРЛ. Развиваются вспомогательные исторические дисциплины.

Периоду принадлежит смена историографической парадигмы. Историографию, основанную на самодержавной идее ("последний летописец" Н.М. Карамзин) сменяет историография, исходящая из идеи развития, осуществляющегося в борьбе исторических сил (С.М. Соловьев – 29- томная "История России"). Историки осмысляют основания русской историографии (Н.М.Полевой, М.Т.Каченовский, К.Д. Кавелин и др.).

Развивается всеобщая история, изучение истории как западных, так и восточных стран: европейская медиевистика (Т.Н.Грановский, Московский университет), славяноведение (В.И.Ламанский), китаеведение (иер. Иакинф (Н.Я.Бичурин)), монголоведение (И.Н.Березин, Казань). В начале 19 века создано отделение русского языка и словесности Имп. АН. Закладываются основание научных методов в русской филологии и лингвистике (А.Х.Востоков, И.И. Срезневский).

Развивается книгоиздание, книготорговля, периодическая печать.

С 1802 года, после правительственного указа, разрешающего открытие вольных типографий, издательское дело становится постепенно популярным. Книжная торговля (А.Ф.Смирдин) способствует изданию и распространению рождающейся русской литературы. Периодическая печать до 1825 года концентрируется в столицах. В 1809 г. из 77 названий - 9 газет, 68 журналов (1. С.40), причем из них на долю провинциальной прессы приходится 3 наименования в 1813 г., а в 1817 – 7. Издания неустойчивы, краткосрочны. С 1825 возникают специализированные издания, научные журналы, собственная пресса в провинции. Издания приобретают собственную постоянную публику с постоянным интересом, становятся устойчивыми. Большое влияние на умонастроения общества приобретают литературные журналы. (Журнал Ф.Булгарина "Северная пчела" - тираж 2000 экз.).

В библиотечном деле по-прежнему большое значение имеют частные собиратели. Большое значение имеет деятельность сановников и ученых - Н.П. Румянцева и Ал. Ив. Мусина- Пушкина по собиранию и изданию памятников древнерусской письменности. Библиотека Н.П. Румянцева в СПб насчитывает – 28 512 тт). в т.ч. книги Гутенберга и Ивана Федорова.

К государственным библиотекам, действующим с 1728 г. (библиотека Академии наук, потом - ведомственные библиотеки учебных институтов) в начале 19 в. – прибавляются коммерческие публичные библиотеки. В 1812 году в СПб открывается общедоступная публичная государственная библиотека (директор А.Н.Оленин, сотрудник – Н.И. Гнендич). Ее фонды выросли с 243 тыс. в 1812 г. до – 500 тыс. к 1850, из них русский фонд вырос от 2300 ед. в 1812 г. 30 тыс. в 1850 г. Круг чтения в начале века - это преимущественно иностранная литература на иностранных языках, для широкой публики – иностранные романы. К середине века заметно растет интерес к отечественной литературе (первыми стали популярны Карамзин, Пушкин, Жуковский). Тираж "Истории" Карамзина 3 тыс экз. в 1818 году ушел за 25 дней.

Развивается переводческая деятельность. На русский язык переводится классика мировой словесности. (И. Гнедич – перевод Гомера, В.Карпов – пер. Платона, Оптина Пустынь - переводы Св. Отцев), Увлечение созданием домашних библиотек достигает и провинциальных дворян. Разночинная интеллигенция к середине века становится заметным читателем, получает большую популярность научная, общественно-политическая литература. Новинки иностранной научной и популярной литературы незамедлительно достигают России: выписываются, реферируются, переводятся, обсуждаются в печати.

Становление русской литературы, живописи, театра, музыки происходит в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Классицизм на исходе 18 века сменяется сентиментализмом, далее возникает романтизм, затем реализм. Художественные школы развиваются под влиянием Академии Художеств. Порядок обучения здесь, неизменный в течении всего 19 века, воспитывает огромное трудолюбие. Классицизм и академизм в русской живописи – Ф.А. Бруни. И.П.Матрос развивает тему патриотических чувств, служения родине, сюжеты берут из античной, библейской и из русской истории. Сентиментализм – А.Г.Венецианов. В русле романтизма – портретная живопись, народный быт (О.Кипренский, Карл Брюллов). Реализм (П.А.Федотов) – образы действительности.

Развивается театр. Крепостные театры постепенно сменяются "вольными" – государственными и частными (однако практика продажи крепостных артистов по-прежнему в силе). Театры в СПб – Эрмитажный, Большой, Малый; труппы - драматическая, оперная, балетная, русские и приезжие: французская и итальянская. 1832 – Александринский театр. В Москве – построены Малый и Большой театры. Возникают отделы театральной критики в периодике. 1808 – первый театральный журнал. Артисты – балерина Истомина, драматический актер П.С.Мочалов (играет Шекспира, Шиллера), в стиле реализма славен М.С.Щепкин.

Отечественная словесность является мощным фактором национального самосознания и выражает его развитие. Действуют литературные салоны (В.А.Жуковский, А.Н.Оленин), общества распространения культуры, способствующие формированию национальной словесности ("Вольное общество любителей российской словесности, наук и культуры" (1801-1812), "Беседа любителей русского слова" под предс. Г.Р.Державина, также кн. Шаховской, кн. Ширинский-Шихматов, адм. А.С. Шишков, гр. Хвостов). Это первая радость свободного художества, восприятие влияний западных литератур, подражательность и доверчивое ученичество, обретение собственного исторического опыта творческой деятельности в универсальных культурных формах.

С 1825 г. – время "реакции", современники оценивают как "время углубленной умственной работы, переоценки ценностей, собирания сил". В 1826 г. действует строгая цензура, запрещено печатать анонимные произведения. В 30-40 гг формируется литературное направление "официальной народности" (исполнение формулы ""православие самодержавие), где культивируется охранительное начало (Ф.В. Булгарин, Н.В.Кукольник, Н.И.Греч. М.Н.Загоскин). Роман М.Загоскина "Юрий Милославский (1829) отражает идею единения народа вокруг царя в годины испытаний. Эти литературные произведения популярны, покровительствуемы Бенкендорфом и царем. В оппозиции официальной народности развиваются литературные течения "социального" направления и творческие поиски литературного выражения самосознания народа.

Формируется русская эмиграция (А.И.Герцен). С 40-е гг. в литературной критике остро зазвучала социальная тема. Глашатай реализма В.Г.Белинский акцентирует в реалистическом направлении критический анализ действительности, тему маленького человека и бедственного положения социальных низов общества. (И.С.Тургенев, И.И. Панаев, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин).

Становление нового литературного языка происходит в драматической борьбе сторонников радикальной "прививки" универсальных грамматических форм и радетелей сохранения и взращивания живых церковнославянских и народных корней русского языка. В русской филологии и литературе растет интерес к устной и письменной народной традиции (к "живой народности"). Музыка и музыковедение, литература и филология включаются в собирательство образцов устной народной традиции (А.С.Пушкин, И.В Киреевский, Ф. Буслаев). В творчестве А.С.Пушкина национальное самосознание послепетровской России находит органическое выражение в языке и литературной форме.

Богословие и философия

Александровская эпоха – период "борьбы за богословие", николаевская - "философского пробуждения".

Дух Александровской эпохи пронизан мистицизмом, активно воспринимается немецкий мистицизм, масонская мистика (Эккартсгаузен, Сен-Мартен, Сведенборг, Фенелон). Масонские ложи и организации (ложа "Умирающего Сфинкса", Лабзин (1766-1825)) собирают образованные силы общества (Витберг, Херасков, Н.Тургенев), оказывают воздействие на тайные общества (Арзамас, Союз благоденствия, Зеленая Лампа), заметно влияют на направление культурной жизни.

Возобладала идея "универсального", "внутреннего", надконфессионального христианства, проводимая самим императором в русле манифеста Священного Союза (1815). В 1817 г. учреждается Министерство духовных дел и народного просвещения" (кн. А.Н.Голицын (1773-1844)). "Сугубое министерство" хочет пробудить в массах религиозную потребность и вместе с тем навязать новую государственную религиозную идею, призванную заместить историческую Церковь ("министерство затмения" – Карамзин). В этой двусмысленной обстановке выдвигается идеал просвещенного духовенства, призванного активно участвовать в народно-государственной жизни, которому место на верхах общества, и начинают вырабатываться основания православного богословия, правильно обустраивающего законный путь веры, дабы предупредить уклонения на незаконные пути, прилагаются усилия к распространению богословских познаний. Язык преподавания в духовных школах становится русским, издается. Митрополит Московский Филарет (Дроздов), пишет русский катехизис для народа. Издание Библии на русском языке (идея, поддерживаемая митр. Филаретом) находится в руках надконфессионального Библейского общества (учр. 1804), деятельность которого вызывает резкую оппозицию (адм. Шишков, архим. Фотий). Общество упразднено в 1825 г.

К середине века русская богословская школа, становится на один исторический уровень с западной, в содержании образования. Складываются доминанты русской православной богословской школы: интуиция Священной истории, религиозный интерес к прошлому, единство философского умозрения и свидетельства Откровения (2, с. 232). В духовных школах вызревает философская ученость, (Ф. Голубинский, В.Н.Карпов, переводчик Платона, О.М.Новицкий, П.Д.Юркевич). Практическое аскетическое богословие являет себя в деятельности святых подвижников преп. Серафима Саровского, преп. Игнатия Брянчанинова, святых отцов Оптиной пустыни.

В Николаевскую эпоху потребность в философии вырастает из созревшей необходимости сознательно увидеть себя в русле исторической жизни народов. Философия развивается по двум направлениям – как философия природы (Павлов, И. Давыдов, А.Герцен) и философия истории, в русле которой оформляется основная идеологическая оппозиция 19 века - "славянофилов" (А.С.Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские) и "западников" (А.И.Герцен, Т. Грановский). Водораздел проходит по линии понимания религиозной судьбы России и, шире, историософского значения религиозной идеи. Переживая мощное влияние немецкой классической школы (Гегель, Шеллинг), русская мысль осознает необходимость восхождения к ее началам. Это вдумчивое ученичество, обращение к корням собственной культуры, народным и церковным, переосмысление плодов цивилизации в "двойном свете" западного и собственного исторического опыта.

Список литературы

1. Большая Советская Энциклопедия. Статьи "Российская империя", "Университеты"

2. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Париж. 1937 (репринт)

3. Н.И.Яковкина. Очерки русской культуры первой половины 19 века. Учебное пособие. Изд-во ЛГУ,1989


Захарченко М.В. Первая половина 19 века характеризуется быстрым ростом и распространением культуры. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев народа. Разночинные слои общества не
Загрузка...
Top