Кубизм - это модернистское направление в искусстве. Кубизм в живописи и архитектуре

Самые необычные здания в ряде городов мира связаны и с архитектурой кубизма. Кубизм в архитектуре известен менее, чем в живописи и декоративно-прикладном искусстве, но дома, созданные в этом стиле – одни из самых запоминающихся в мире.

В Праге и Роттердаме в 20 веке были возведены здания, создатели которых смогли по-своему реализовать в архитектуре одно из самых неоднозначных течений в искусстве модерна – кубизм. В Праге в среде молодых чешских архитекторов формируется направление, которое получило название «чешский кубизм» . Представителем этого направления был Павел Янак (1882 - 1956), сформулировавший теоретические аспекты чешского кубизма. Йозеф Гочар (1880 - 1945) – самый известный чешский архитектор 20 века, которому, как утверждают, удалось реализовать то, что задумал Павел Янак. Владислава Гофмана (1884 – 1964) называют Леонардо да Винчи чешского авангарда. За его плечами – архитектура в кубистическом стиле и реализация этого стиля в разных сферах декоративно-прикладного искусства.

Кубизм как нигде в мире нашел своё место именно в Праге, поскольку его истоки уходят не только в абстрактные геометрические построения, но и в готическую архитектуру, столь характерную для Праги. Готические приемы в архитектуре и её выразительность стали для Павла Янака основополагающими принципами, которые повлияли на формирование его теории кубистической архитектуры. Классическим примером «чистого кубизма» в Праге является Дом у черной Божьей матери (арх. Йозеф Гочар, 1911 – 1912). Это сегодня облик здания может показаться довольно прозаичным и ничем особо не выдающимся, но для начала 20 века этот дом был очень необычным и даже вызывающим.

Уже в 20-х гг. 20 века чистый кубизм в Праге исчерпывает себя. Чешский кубизм эволюционирует в «рондокубизм» или народный стиль, чешское арт-деко или народный декоративизм (с названием стиля исследователи не могут определиться). Классическими примерами этого стиля являются очень красивые и необычные здания, которые можно увидеть только в Праге. Это здание Легиобанка (арх. Йозеф Гочар, 1921 – 1923) и Дворец Адрия (арх. Павел Янак, 1922 – 1925) . Здания в стиле рондокубизма можно встретить во всех уголках Праги. Архитекторы вводят в архитектуру домов элементы, которые заставляют вспомнить общие для всех славян срубные дома. Стилизованные бруски, треугольники, полукруги и круги появляются на фасадах этих своеобразных «народных» зданий – торговых и доходных домов, загородных вилл, театров, банков.

Чешский кубизм в архитектуре May 11th, 2013

Я всегда была далека от архитектуры, но сегодня мне пришлось с ней столкнуться в "рабочем" моменте при переводе статьи с чешского на русский для одного научно-публицистического журнала...
Тема статьи - "Чешский кубизм в архитектуре".

Кубизм (фр.cubisme, от cube – куб) – художественное направление во французском искусстве начала ХХ века, основателями и крупнейшими представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Термин «кубизм» возник из критического замечания по поводу работ Ж.Брака о том, что он сводит «города, дома и фигуры к геометрическим схемам и кубам». По существу кубизм – это примитивизм, воспринимающий мир через формы геометрически правильных фигур.
Чешский кубизм - недолгое, но уникальное движение, рожденное приблизительно в 1910г в Праге, когда авангардистские проектировщики начали применять принципы кубистских живописцев к архитектуре, мебели и декоративным объектам. Чешский кубизм не имел аналогов в мировом архитектурном творчестве.
В 1910-1925 гг. этот стиль дал целый ряд новаторских архитектурных объектов, которые были как бы составленными из геометрических форм и кристаллических структур.

Самый значительный вклад в архитектуру Праги в стиле кубизма внес Йозеф Хохол (Josef Chochol) - чешский архитектор, дизайнер мебели.

Его знаменитый Тройной дом на Рашиновой набережной (Rašinově nábřeží) под Вышеградом, всего в нескольких десятках метров от Вышеградского тунеля - здесь Йозеф Хохол, правда, позволил себе немного отойти от строгих кубистских принципов. Три здания образуют единую композицию и спланированы так, как обычно планировали барочные дворцы. Средняя из них к тому же украшена скульптурной композицией.

Недалеко от семейного Тройного дома расположена вилла Коваржовица (vila Kovařoviče) на углу Либушиной улицы и Рашиновой набережной - еще один архитектурный шедевр Йозефа Хохола. Cо стороны улицы и с набережной вилла выглядит как два совершенно разных здания. Со стороны сада дом выражен ризалитом* многоугольной планировки. И первоначальный участок имел многогранную форму и даже забор, ведущий к набережной, был выполнен в стиле кубизма. Однако позже дорога была расширена за счет сада, поэтому его планировка изменилась (забор, однако, был восстановлен в первоначальном виде). Впечатляющая лестничная зала была позже реконструирована, изменена планировка этажей, так что наиценнейший интерьерный кубистский элемент был утрачен. Но несмотря на это, Вилла Коваржовица является уникальным примером радикальных кубистических решений Хохола. Она была построена в 1913 году.
* Резалит - часть здания, которая выступает за основную линию здания по всей его высоте.


Еще одним уникальным зданием той эпохи архитектора Йозефа Хохола является Угловой доходный дом на перекрёстке улиц Пршемыслова и Некланова, который был закончен в 1914 году.

В данных стилях Хохол проработал всего 4 года, однако оставил после себя уникальную архитектурную работу – трехмерные фасады на своем доме на Виноградах в Праге, которые считаются образцом кубизма в чешской архитектуре.

Хохол в сотрудничестве с Франтишком Менцлем предложил в конце двадцатых годов железобетонный мост через Влтаву, первоначально названный Тройский, который, однако, до наших дней не сохранился.

В следующие годы Йозеф Хохол начал делать наброски фасадов в простых формах, которыми предзнаменовал дальнейшее развитие архитектуры в авангардном направлении – к пуризму и конструктивизму.
Но об этом уже в следующих публикациях....

Для кубизма в живописи были необходимы студии художников Пикассо и Брака, но кубизм в архитектуре - это чисто чешский мировой уникум. Чехия, пожалуй, является единственной страной в мире, где кубизм отразился в конкретных зданиях. Давайте изучать неповторимую игру света и тени!

Поездка к Черной Богоматери

Чешский кубизм, художественный стиль, нашедший применение в искусстве и дизайне Центральной Европы в первой половине ХХ века, представлен в пражской архитектуре. Настоящей жемчужиной является, прежде всего, дом "У Черной Богоматери" на углу улицы Целетна в Праге , построенный в 1911-1912 годах по проекту архитектора Йиржиго Гочара . Здание отличается не только фасадом, но и кубистическим планом, а главное, проникновением кубизма в интерьер. На первом этаже находится кафе "Grand Café Orient" , для которого архитектор Гочар спроектировал серию стильных элементов, например бар, люстры и фонари. В духе кубизма был построен также павильон Гочара на Курорте Богданеч . Еще одной из работ Гочара является рядом с городом и гимназия в городе .

Лампа в стиле кубизм

В строительстве зданий в стиле кубизм в Чехии приняли участие и другие архитекторы. В Праге неподалеку от находится дом в стиле кубизм Diamant, а на набережной Rašínovo nábřeží вы можете пройти вокруг Тройного дома работы Йозефа Чохола. Практически на вершине среднего из зданий вы увидите скульптуру, которая отражает предание о находяшемся неподалеку .
В Праге также стоит единственный фонарный столб в стиле кубизм. Данная лампа была построена по проекту архитектора Эмиля Зайичка и находится на площади Jungmanovo náměstí. В стиле кубизм выполнен как столб, так и сам фонарь.

Кубизмом не закончилось

После Первой мировой войны из кубизма развился новый художественный стиль - рондокубизм . Его типичным примером является здание бывшего банка Чехословацкого легиона на пражской улице На поржичи, где первоначальные строгие геометрические грани, кубы и пирамиды были сглажены и приобрели дугообразные округлые формы в духе традиционного славянского стиля . Рондокубизм также нашел свое место и в индустриальной архитектуре.

Кубистические галереи и музеи

Хотите узнать о кубизме больше? Посетите постоянную экспозицию Национальной галереи , посвященную искусству ХХ и XXI века в пражском Выставочном дворце . Атмосферу начала ХХ века Вы можете почувствовать и в кубистической вилле Бауэра в Либодржице, где находится Музей Йозефа Гочара и галерея кубистического дизайна .

Парижская выставка 1925 года и европейское декоративное искусство

4.2 Чешский кубизм

Другое направление, также затрагивавшее темы, позднее использованные в Art Deco - это кубизм, ненадолго расцветший в Чехии. В отличие от кубистической живописи Пикассо и Брака, чешский кубизм - направление в декоративном искусстве и архитектуре. В этом смысле чешские мастера несколько опередили парижских дизайнеров, также использовавших идеи кубизма в предметах и зданиях.

Перед Первой мировой войной Прага все еще оставалась частью Австро-Венгерской империи, и поэтому именно «Венские мастерские» послужили образцом для дизайнеров Йозефа Гочара и Властислава Хофмана, обратившихся к кубизму. В 1912 году были основаны «Пражские художественные мастерские» с участием Павла Янака. Вся чешская мебель кубизма, сохранившаяся до нашего времени была изготовлена в этих мастерских, а с учетом новаторских зданий, возведенных в Праге, чешский кубизм представляет собой важный эпизод в развитии европейского декоративного искусства. Чешские кубисты осознавали себя представителями самостоятельного художественного направления, и свои проекты обосновывали теоретически. В этих манифестах можно проследить, как взаимодействуют между собой темы современности и декоративизма. Властислав Хофман написал в 1913 году: «В наше время простой натурализм уже не может увлечь новый мир чувств, сегодня нам нужна освобожденная форма. В противоположность растительным формам сецессиона, сегодняшний мир чувств находит свое выражение в облике машины, в четком пуризме ее формы». Эти слова предвосхищают взгляды Ле Корбюзье.

Вместе с тем такую торжественную декларацию современности следует рассматривать в определенном контексте. В противоположность машинной эстетики пионеров модернизма межвоенных годов, внешний вид механизмов в 1913 году не исключал идеи декора. И хотя чешские кубисты не слишком много внимания уделяли внешнему декорированию зданий, мебели и изделий из керамики, формы предметов были декоративны сами по себе - диковинные очертания и зазубренные края едва ли не исключали их функционального назначения. Существует мнение, что чешские кубисты столь охотно склонились к прикладному искусству потому, что требования практического строительства были неоднозначны. В 1909 году Павел Янак так сформулировал взгляд на современный декор:

«Чтобы строить хорошо, нужно сначала осознать, в чем состоит элементарная утилитарность здания, а затем перейти к дизайну его конструкции. Но архитектура требует большего, архитектура - это искусство. Современная архитектура не сводится к чистой пользе, к материалу и конструкции, но идет дальше, создавая абстрактные формы».

После войны, когда Австро-Венгерская империя распалась, на выставке 1925 года пресса расхваливала павильон недавно образовавшейся Чехословакии, построенный по проекту Гочара. Говорили, что его «ни в коем случае нельзя назвать провинциальным», поскольку он был «безоговорочно современным в полном смысле этого слова». Как и во многих других национальных павильонах, современность чехословацкого павильона была несколько приглушена попыткой выразить идеализированную национальную идентичность. Тем не менее, чешское декоративное искусство следует поставить в один ряд с французским, голландским, австрийским и бельгийским, так как «в старании создать современный стиль, содержащий в себе как можно больше новизны, оно чуть ли не вымело из павильона все традиционные стили».

– у вас была возможность познакомиться в предыдущих разделах. В третий раз чешская архитектура возвысилась над архитектурой европейской в первые четыре десятилетия двадцатого века – в период господства модерна, кубизма, пуризма и функционализма.

На фасаде банка Чехословацкого легиона расположена скульптурная группа «Адрия» («Мореплавание») скульптора Яна Штурсы. Подробности ее возникновения покрыты тайной, поэтому неизвестно и точное название. Это самая большая скульптура в мире, выполненная методом гальванопластики.

Творческая волна, прежде всего, захватила Прагу , ставшую в 1918 году столицей молодой Чехословацкой Республики. Разумеется, ценные архитектурные образцы создавались в то время и в других городах Чехии и Моравии , таких как Брно , чья межвоенная функционалистская архитектура может сравниться с пражской, франкфуртской и роттердамской, Градец Кралове – плод совместного творчества архитекторов Котеры, Гочара и тогдашнего мэра города Франтишека Ульриха, и Злин, куда в 1930-е годы приезжал для выполнения заказов сам Ле Корбюзье.

В последней трети XIX века произошло быстрое умножение типов зданий. К этому периоду относится появление пассажей, универсальных магазинов , банковских зданий, многоэтажных доходных домов, вокзалов, а также построек совершенно нового типа, возникших вследствие промышленного переворота. После волны национального возрождения, в период господства историзма, в архитектуре появляются новые импульсы, во многом благодаря промышленно-экономическому и социально-политическому развитию общества.

Начальным этапом архитектуры ХХ столетия в Чехии явился стиль модерн, выделявшийся яркой антиэклектической направленностью и ставший первым после классицизма стилем, получившим такой размах в архитектуре Европы и претендовавшим на формирование принципиально новых художественных идеалов и концепций.

Памятник Яну Гусу – яркий пример пражской сецессии - открыт в 1915 году. Магистра окружают фигуры, воплощающие разные эмоции. «Бегство» изображает покорность, «Медитация» и «Концентрация» - с закрытыми глазами и с вытаращенными, «Отказ» выражает горечь из-за неисполненной мечты.

Параллельно с чешской сецессией и модерном в других европейских странах возникали аналогичные направления, имеющие свои специфические черты:
в Англии – Arts and Crafts, позднее – Modern Style
в Германии – Jugendstil
во Франции – L’Art Nouveau
в Австрии – Secession
в России – стиль Модерн со своими разновидностями (например, в Петербурге – северный модерн)

Такая интернационализация стиля была связана, прежде всего, с космополитическим характером культуры рубежа XIX-ХХ веков и общей социальной и духовной ситуацией конца XIX века.

В 1910-е годы чешские архитекторы входят в непосредственный контакт с европейским авангардом. Как результат, новаторские тенденции проникают в архитектуру. Архитектура чешского кубизма явилась, пожалуй, единственным проявлением того, как это художественное направление оказало непосредственное влияние на архитектуру предвоенных лет, тем самым, став локальным явлением европейского масштаба. Кубистическая архитектура развивалась, главным образом, в течение четырех лет, с 1910 по 1914 годы. В ходе эволюции данного направления, историки искусства подразделяют его на два этапа – собственно кубизм и дужковый декоративизм, или рондокубизм (франц. rond – круглый). Причем, в отношении второй стадии существует ряд разногласий. Одни исследователи представляют его как идейную противоположность собственно кубизму, другие – как новую ступень развития кубизма. Необходимо все же отметить, что в послевоенные годы стиль развивался под влиянием новой волны неоклассицизма в европейском искусстве и активно развивавшейся модной стилистики ар-деко.

С радикальными переменами, внесенными во все сферы жизни общества политическими событиями 1920-х годов, в архитектурной мысли появляются такие направления как конструктивизм и функционализм, ставившие себе целью не только отразить произошедшие перемены посредством архитектурной формы, но радикальным образом изменить облик городов, и тем самым внести изменения в саму организацию жизни и общества. Главной идеей этих направлений становится, прежде всего, целесообразность постройки, ее соответствие выполняемым ею функциям. Поэтому характерными элементами становятся голые фасады, лишенные «избыточного» декоративизма, ленточные окна, целесообразное пространственное расположение.

Пражская сецессия

Стиль сецессия возник в Вене в 90-х годах 19 века. Происхождение и название движения связаны с группой Сецессион (Уход), в которую вошли молодые художники, решившие порвать с традициями искусства предшествующих поколений. На стыке веков появляется новое мироощущение, в котором сплетаются мир развитой техники и уходящий романтизм.

Одновременно во многих странах возникают новые художественные направления, единые по мысли, но со своими особенностями и с разными названиями. В Германии – это Югендстиль, В Вене и Чехии – сецессия, в некоторых других странах Западной Европы – Арт Нуво; в странах Советского Союза все эти направления объединены под общим названием – модерн. Особенно много произведений архитектуры в стиле модерн (северный), близких к сецессным, можно увидеть в Петербурге: это пассаж на Литейном проспекте, особняк Кшесинской, немалое количество доходных домов.

Основная черта модернистских направлений – гармоничность, равновесие между эстетикой и целесообразностью.

В Праге выразителем переходного периода от историзма к сецессии явился архитектор Б.Охманн, а рождение чешской сецессии связывают с именем «отца современной архитектуры» Яном Котерой. Котера был учеником Отто Вагнера, профессора Венской академии искусств, возглавлявшим австрийских архитекторов. Сецессия великолепно вписалась в традиции национальной художественной культуры Чехии.

После 1900 года – т.е. после бурного развития Праги , сецессный стиль прочно занял свое место в архитектуре столицы Чехии. Здания в стиле сецессия начали дополнять облик города и создавать его новый вид. На протяжении первого десятилетия 20 века этот стиль стал проявлением настроения чешского общества, заняв место неоренессанса. В архитектуре, скульптуре, живописи лучше всего отражается изменение чешского менталитета, произошедшее на стыке двух эпох. Если в эпоху пражского неоренессанса основные объекты имели демонстративное звучание, то в период сецессии уже не создаются большие объекты явно прокламационного характера, зато стиль комплексно охватывает целые кварталы и улицы , придавая городу новый, истинно чешский облик. Сецессии удалось создать стильную и комфортную жизненную среду.

В Праге можно увидеть не только чистые на 100% сецессные здания. Фасады и интерьеры большого количества домов иного архитектурного стиля - неоренессанс, неоготика или необарокко - дополнялись неординарным, символичным и новаторским сецессным декором. Зависело это от характера застройщика, его денежной ситуации, особых требований и возможностей ремесленника исполнить декор, копируя творения известных архитекторов.

В то же время, именно в Праге невозможно найти двух домов с совершенно одинаковым оформлением. Наоборот, строители и декораторы, среди которых было много известных архитекторов, таких как О.Поливка, Ян Котера или Б.Бендельмайер, воплощали свою фантазию с неповторимой искусной изобретательностью на высоком художественном уровне.

Многие пражские дома сохранили не только изначально сецессные экстерьеры, но и немалое количество подлинных элементов интерьеров: оконные гравюры или мозаичные вставки, двери и резьба над дверьми, напольная мозаика, росписи и керамическая мозаика на стенах, отделка углов, изящные квартирные таблички, элегантные лестничные перила и лепная отделка холлов. Большая часть мраморных облицовок входных частей созданы неизвестными мастерами со вкусом, изобретательностью и истинным мастерством. Многие из архитекторов, скульпторов и строителей учились во Франции, Австрии, Германии, где черпали вдохновение, чтобы принести в Прагу что-то новое, приблизив ее к образу западных современных городов.

Чешский кубизм

Чешский кубизм - недолгое, но уникальное движение, рожденное приблизительно в 1910 в Праге , когда авангардистские проектировщики начали применять принципы кубистских живописцев к архитектуре, мебели и декоративным объектам.

Пришедший с запада стиль (Франция: Пикассо, Брак), сфера которого развивалась в области изобразительного искусства, нашел применение в Чехии в более полном объеме и конкретном проявлении теории на творчество (Янак, Гочар), главным образом, в области архитектуры.

В 1910-1925 гг. этот стиль дал целый ряд новаторских архитектурных объектов, которые были как бы составленными из геометрических форм и кристаллических структур.

Чешский кубизм – интересный стилистический феномен, специфика которого - в комплексном охвате всех сфер искусства.

Стиль проявился не только в архитектурном решении ряда объектов либо проработке фасадов зданий, но нашел себе место и в различных сферах искусства, включая скульптуру и прикладное искусство, а также в комплексном решении интерьеров с разработкой коллекционной мебели и проработке стильных деталей.

Чешский кубизм не имел аналогов в мировом архитектурном творчестве. Это было коллективное движение с теоретически проработанной программой. Художественная программа чешского кубизма, возникшая в 1910 г., включала в себя теоретические принципы архитектора П.Янака, сформулировавшего требования динамизма.

Самый известный представитель, основатель и сторонник чешского «архитектурного кубизма» (на определенном этапе своего творчества) – Йозеф Гочар; его реализованные кубистские объекты от концепции до последней детали решаются в стилевом единстве.

Загрузка...
Top