Кража «Поцелуя Иуды» из Одесского музея. Картина стала «вещдоком» и больше не Караваджо

На четвертый день после Своего торжественного входа в Иерусалим Иисус Христос сказал ученикам Своим: «вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».

В этот день, по нашему это была , — первосвященники, книжники и старейшины народа собрались у первосвященника Каиафы и совещались между собою, как бы им погубить Иисуса Христа. На этом совете они решили взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, но только не в праздник (тогда собирается много народа), чтобы не произвести возмущения в народе.

Один из двенадцати апостолов Христовых, Иуда Искариотский, был очень жадный к деньгам; и учение Христово не исправило души его. Он пришел к первосвященникам и сказал: «что вы дадите мне, если я вам предам Его?»

Они обрадовались и предложили ему тридцать серебренников.

«Иуда, получающий плату за предательство», Джотто ди Бондоне


Предательство Иуды. Автор: Дуччо ди Буонисенья, XIII в.


Великая Пятница. Поцелуй Иуды. Нач. XIV в, фреска монастыря Ватопед, Афон

С того времени Иуда искал удобного случая, чтобы предать Иисуса Христа не при народе.

После моления Христа в Гефсиманском саду в сад пришел Иуда, предатель, с толпою людей, которые шли с фонарями, кольями и мечами; это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса Христа. Иуда уговорился с ними: «Кого я поцелую, Того и берите».

Подойдя к Иисусу Христу, Иуда сказал: «Радуйся, Равви (Учитель)!» И поцеловал Его.

Иисус Христос сказал ему: «Друг! Для чего ты пришел? Целованием ли предаешь Сына Человеческого?» Эти слова Спасителя были для Иуды последним призывом к покаянию.

Базилика Сан Аполлинаре Нуово. Поцелуй Иуды

Предательство Иуды. Иван АйвазовскийПоцелуй Иуды. Петров Александр Николаевич.

Картина Предательство Иуды — Миронов Андрей Николаевич.

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: «согрешил я, предав Кровь невинную» (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему: «что нам до того; смотри сам» (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).

6 мая в Одесской области обнаружены украденные веронские картины из Музея Кастельвеккио. Пограничники Украины по наводке итальянской полиции нашли все 17 картин, которые были переправлены курьерской почтой и спрятаны во время ареста банды грабителей в Кишиневе.

О состоянии картин нам скажут эксперты, принимаются меры по возвращению их в Верону. Верона готовится к празднику в городе в честь возвращения своих картин в Музей Кастельвеккио.

Начало 2016 года отличается богатым уловом, не только веронские картины увидела Украина. В марте 2016 года обнаружены 4 картины, из 24 украденных в голландском Музее города Хорн в январе 2005 года. Первая из них — Пьеса на кухне, Флориса Ван Шутена XVII века была вывезена тремя украинцами в Берлин, где их и задержали. История темная, голландцы обвиняли политиков Украины в том, что у них краденые картины, были и требования выкупа. Только 4 картины готовы к возвращению в Музей Голландии. Судьба еще 20 картин и 70 серебрянных предметов, украденных более 10 лет назад, пока неизвестна.

Пьеса на кухне, 17 век, Флорис ван Шутен — возвращена в Музей Хорна

Художественный Музей Одессы неоднократно грабили.

2005 год

Вор похитил полотно Айвазовского Морской вид 1865 года. В выходной день в июне 2005 года злоумышленник разбил окно, забрался в зал на втором этаже и похитил картину, которая, имеет небольшие размеры: 30 на 39 см. Через год работа мариниста была обнаружена у 37-летнего жителя Александрии Кировоградской области, который промышлял кражей антиквариата.

Святой Лука,17 век, Франс Хальсем, Музей Одессы, Украина

Морской пейзаж Айвазовского 1865 года вернулся в Музей, но находится в запасниках, его не выставили по неизвестным причинам. На картине есть надпись художника на итальянском языке, фотографии не опубликованы.

1965 год

Долго в запасниках Музея западного и восточного искусства в Одессе хранилась картина анонимного русского художника. В 50-е годы прошлого века определили, что полотно Святой Лука написано в XVII веке фламандцем Франсем Хальсем . На выставке в Москве в 1965 году картину Святой Лука украл реставратор, через год она была найдена, и её вернули в Одессу. Вор был осужден на 10 лет тюрьмы. По мотивам этого преступления снят известный фильм Возвращение Святого Луки.

2008 год

Из Одесского Музея была похищена работа Караваджо - единственная работа художника в украинских коллекциях. 31 июля 2008 года вор-одиночка забрался в музей через окно, вырезал картину из рамы и ушел через крышу. Преступление удалось, поскольку в музее практически полностью отсутствовала система охраны. Между тем, похищенный шедевр оценивался в сумму до 100 миллионов долларов.

Поцелуй Иуды, Караваджо, 1598-1602?, Музей Одессы, Украина

Полотно в Музее Одессы является одним из вариантов картины и датируется примерно 1598 - 1602 годами. Стоимость её около 60 миллионов евро, но авторство постоянно обсуждается и подвергается сомнениям. Более известная версия Взятие Христа под стражу относится к 1602 году и находится в Ирландской Национальной Галерее в Дублине. Ранний вариант приобрел в Париже русский посол во Франции и преподнес великому князу Владимиру Александровичу. После революции картина была передана Одесскому художественному училищу, откуда и попала в музей западного и восточного искусства.

Картину, украденную в 2008 году в Одессе, воры недавно пытались продать в Берлине, где их арестовали. 4 ареста в Германии, 20 - на территории Украины, и картина вернулась на свое законное место — в Музей Одессы.

Микельанжело Меризи из Караваджо (1571 — 1610)

Поцелуй Иуды или Взятие Христа под стражу , 1602 год, масло на холсте, 133.5 на 169.5см

Ирландская Национальная Галерея, Дублин

Поцелуй Иуды, Караваджо, 1602, Галерея Дублина, Ирландия

Картина заказана Чириако Маффеем художнику Караваджо в Риме. Брат Заказчика Кардинал Джироламо Маффей предложил художнику сюжет и иконографию для будущей картины. 2 января 1603 года Караваджо получил 125 скудо за оконченную работу.

Композиция на полотне представлена горизонтально. В центре два главных персонажа - Иисус и Иуда . Плененный Иисус в тисках предателя Иуды, за ним - убегающий Святой Иоанн, лицо которого искажено криком. Он предвосхищает страдания Иисуса, которые неминуемо последуют за арестом. Справа привлекает внимание молодой персонаж с лампадой, освещающей сцену действия. Многие эксперты уверены, что это лицо самого художника - его автопортрет среди персонажей на представленной сцене — в виде Диогена. Фонарь в его руке - аллегория поиска истиной веры. Динамичность сцены усиливается отражением света на кольчугах стражников.

Только в 1990 году после тщательной реставрации полотна Поцелуй Иуды куратор галереи Дублина предположил, что речь идет о картине кисти Караваджо. После очистки и реставрации появился настоящий шедевр мастера живописи, и неутомимые поиски в архивах семьи Маффей в Реканати обнаружили запись в старом журнале расходов о выплате денег художнику Караваджо за картину. Все сомнения в авторстве отпали.

Известны 12 картин подобного сюжета, многие копии делали сами авторы, когда картина пользовалась спросом. Долго картину в Одесском Музее живописи считали оригиналом, а Дублинскую копией. Трудно сказать, что было написано художником раньше, а что позже, ведь речь в таких случаях идет об одном -двух годах разницы между полотнами. Определить это можно только с помощью архивов, экспертизы вряд ли помогут. О шедевре Андреа Мантенья Святое семейство, обнаруженном в одесской области, читайте статью

4.8.1. Поцелуй Иуды и взятие Христа под стражу

Окончив молитву, Христос подошел к спящим ученикам: «Вы все спите и почиваете! Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня » (Мк. 14: 41). Спаситель вышел навстречу приближающейся толпе. Люди были вооружены: одни из них держали палки и колья, другие – мечи и копья; среди народа были воины из отрядов храмовой стражи, а также старейшины.

Евангелист Иоанн говорит, что Господь не только пошел навстречу толпе, но и спросил их: «Кого ищете? » – и после ответа: «Иисуса Назарея », – предал Себя им, сказав: «Это Я » (Ин. 18: 3–5). Толпа, услышав это, упала на землю, пораженная силой слова Христова. Эта ситуация, уже в трагических обстоятельствах Гефсиманского ареста, показывает, что все произошедшее – это не несчастный случай. Господь добровольно передает Себя в руки грешников. «Сила Его была неизреченна, что не могли бы и распять Его, если бы Он Сам не предался добровольно. Господь не только ослепил глаза их, но и поверг их на землю одним только вопросом Своим. То, что пришедшие на Иисуса пали, было знаком всеобщего ниспадения этого народа, которое и постигло его впоследствии, после смерти Христовой, как и Иеремия предсказал: дом Израиля пал, и нет восстановляющего ».

С ними шел Иуда, который быстро приблизился к Спасителю, чтобы поздороваться с Ним и этим указать воинам, Кого нужно схватить. Господь кротко спросил Иуду: «Друг, для чего ты пришел ?» (Мф. 26: 50). Трижды в Евангелии используется это обращение «друг», и каждый раз оно имеет уважительное, но не собственно дружеское значение (в притче о брачном пире так обращается царь к дурному человеку, не пожелавшему надеть брачную одежду – см. Мф. 22: 12: «Друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал », а в притче о работниках в винограднике так обращается хозяин к человеку, недовольному уравнением заработка – см. Мф. 20: 13: «Друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? »). Вопрос Христа можно назвать риторическим, потому что и для Спрашивающего, и для человека спрашиваемого был очевиден ответ. Это обращение Христа к Иуде напоминает вопросы Бога Адаму после грехопадения (Быт. 3: 9, 11) и показывает, что можно через покаяние уклониться от погибельного пути, как бы далеко по нему человек ни зашел. Но Иуда отверг и эту возможность и, наклонившись к Иисусу, сказал: «Радуйся, Равви! » – и поцеловал Его, дав условленный знак воинам. Христос, показывая Иуде, что знает цену этого поцелуя, спросил: «Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22: 48).

Митр. Антоний (Храповицкий) предполагает, что целование Иудино нужно было не только для того, чтобы в темноте не произошло ошибки и взяли Того, Кого хотели, но и в соответствии с нормами Закона. Иуда выступает в роли официально предающего (передающего) Христа в руки Синедриона, как ответственный свидетель вины, но не решается, как требовалось, сам возложить руки на Христа и препоручает это другим: «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите осторожно. И, придя, тотчас подошел к Нему и говорит: Равви! Равви! и поцеловал Его. А они возложили на Него руки свои и взяли Его » (Мк. 14: 44, 46).

Этот арест – первый шаг последующего незаконного осуждения, и Господь сразу указывает на это. Арест был произведен без предварительного следствия. А его не было, что видно из судорожного ночного поиска начальниками хоть каких-нибудь свидетелей, готовых выступить с обвинением против Иисуса из Назарета. Следствие по делу Спасителя велось не обычным порядком (см.: Втор. 19: 15–21): донос свидетелей (не менее двух-трех) – публичное слушание обвиняющих и обвиняемого – тщательная проверка судом свидетельств – суд (при наличии оснований для суда). Арест производился в случае предполагаемого сопротивления или бегства обвиняемого (см., например: Втор. 19: 11–12); в большей же части случаев, пока вина не доказана, человек считался невиновным и даже необвиняемым. В данном случае причин для ареста, тем более ночного, не было, на что и указывает Спаситель, когда говорит схватившим Его: «Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме и учил, и вы не брали Меня, но теперь ваше время и власть тьмы » (Лк. 22: 52–53).

Суд над Христом был устроен по замыслу (заговору) Синедриона и тем самым совершенно выпал из законных границ по содержанию, при этом внешнюю форму легитимности начальники попытались хотя бы отчасти соблюсти, что мы увидим далее.

Порывистый апостол Петр, желая защитить Христа, вынул меч и отсек ухо рабу (Мф. 26: 51; Мк. 14: 47; Лк. 22: 50; Ин. 18: 10). Христос сразу же исцелил раба и запретил Петру вмешиваться, напоминая о добровольности Своих страданий: «Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? » (Мф. 26: 52–53). В словах Спасителя есть и напоминание известной ветхозаветной нормы: «Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию » (Быт. 9: 6). Иудеи, желавшие смерти Христовой и предавшие Его в руки римлян, во время Иудейской войны сами были истреблены мечом римлян.

Стража связала Христа, вывела из Гефсиманского сада и повела в Иерусалим. Ученики, опасаясь за свою жизнь, разбежались, как и было предсказано: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы стада » (Мф. 26: 31). Из Двенадцати только апостолы Петр и Иоанн последовали за Христом на расстоянии вплоть до дома первосвященника. Ап. Иоанн, будучи знаком первосвященнику, имел возможность пройти во внутренний двор, а ап. Петр, по просьбе Иоанна, был впущен служанкой во двор внешний (см.: Ин. 18: 15–16).

Из книги Священная Библейская история Нового Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Предательский поцелуй Иуды. Мф. 26: 45-56; Мк. 14: 41-52; Лк. 22: 45-52 Ин. 18: 2-12 Окончив молитву, Христос подошел к спящим ученикам. «Вы все еще спите и почиваете! - сказал Он им, - Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Моление Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие Его под стражу Войдя в сад Гефсиманский, Иисус Христос сказал ученикам Своим: "посидите здесь, пока Я помолюсь!" Моление о чашеСам же, взяв с Собою Петра, Иакова и Иоанна, вошел в глубь сада; и начал скорбеть и тосковать.

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

22:39-53 Моление о наше и взятие Иисуса под стражу (см.: Мф. 26:36-56; Мк. 14:32–50; Ин. 18:1–11) Гефсиманский сад располагался у подножия Елеонской горы. Зная об искушениях, подстерегающих их всех, Иисус побуждал учеников молиться. Затем Он удалился и стал молиться о том, чтобы, если

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Взятие Христа под стражу (Матф. 26:47-56; Мк. 14:43-52; Лк. 22:47-53 и Ин. 18:2-12). Все четыре Евангелиста согласно рассказывают о предании Господа, причем каждый лишь привносит свои подробности, которые дополняют картину. По св. Иоанну, Иуда привел целую спиру, то есть часть легиона,

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

47. Взятие под стражу 47. И, когда еще говорил Он, вот Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных. (?к. 14:43; Лк. 22:47; Ин. 18:3). Синоптики все повторяют выражение "один из двенадцати". Как будто это казалось им

Из книги Православие и творчество (сборник) автора Николаева Олеся Александровна

Поцелуй Иуды Самая великая история любви в истории человечества – это история любви Бога к людям. Самое чудовищное предательство в истории мира – это предательство Бога человеком.О том, что случилось с Иудой, спорят богословы и каждый из нас: вечное «как можно было?» и

Из книги Жизнь Исуса Христа автора Фаррар Фредерик Вильям

ГЛАВА LVII Гефсимания. Последняя борьба и взятие под стражу Путь их проходил через одни из городских ворот, вероятно, через те, которые соответствуют нынешним воротам св. Стефана, вниз по ступеням рва, через Вади Кедрон, который лежит на сто футов ниже, а затем по красивому

Из книги Беседы на Евангелие от Марка, прочитанные на радио «Град Петров» автора Ивлиев Ианнуарий

в) Поцелуй Иуды и арест. 14.43-52 - «И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, один из двенадцати, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и книжников и старейшин. Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его и ведите

Из книги Евангелие в памятниках иконографии автора Покровский Николай Васильевич

Глава 4 ОМОВЕНИЕ НОГ. ВЗЯТИЕ ИИСУСА ХРИСТА В САДУ ГЕФСИМАНСКОМ. СУД НАД ИИСУСОМ ХРИСТОМ. ПОРУГАНИЕ ЕГО. ОТРЕЧЕНИЕ АП. ПЕТРА. РАСКАЯНИЕ И СМЕРТЬ ИУДЫ. НЕСЕНИЕ КРЕСТА Омовение ног (Ин. XIII, 4-12) в древнехристианской скульптуре повторяется только три раза: на саркофагах -

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Поцелуй Иуды Однако тревожное ожидание внезапно закончилось с прибытием вооруженных людей, которых послали священники. Иуда привел их в то место, где должен был находиться Иисус, место, известное Иуде, но не властям. Именно теперь в ночной тишине Иисуса можно было взять,

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Взятие под стражу Окончив молитву, Христос подошел к спящим ученикам. «Вы все спите и почиваете! Кончено, пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня» (Мк. 14.41).Внезапно сад осветился фонарями и факелами и

Из книги Библейские рассказы автора Шалаева Галина Петровна

Из книги Библия для детей автора Шалаева Галина Петровна

Поцелуй Иуды Не успел Христос ещё этих слов сказать, как в саду между деревьями замелькали огоньки фонарей и появилась целая толпа людей с оружием и палками.Это были солдаты и слуги, которых враги послали схватить Христа. Их вёл Иуда. Он говорил им:– Кого я поцелую, тот

Из книги Толковая Библия Лопухина.Евангелие от Матфея автора

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

XXVII Определение синедриона о взятии Христа хитростью; предательство Иуды. Умовение ног, Тайная вечеря и прощальная беседа с учениками. Молитва Иисуса Христа в саду Гефсиманском и взятие его воинами Когда праведники спали, нечестивые злой совет замышляли. В ночь на

31 июля 2018 года исполнится 10 лет, как из Одесского музея западного и восточного искусства была украдена картина (или ее копия) итальянского художника, основоположник реализма в живописи Микеланджело Меризи да Караваджо (1571-1610) «Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды».

25 июня 2010 года бесценное произведение искусства эпохи барокко, стоимость которого эксперты оценивали в $100 млн, перехватили в Берлине, когда возможные похитители (трое украинцев и один россиянин) пытались продать его местному коллекционеру.

В августе того же года немцы передали картину в Украину, однако до «родной» Одессы она так и не доехала — «осела» в столичном Национальном научно-исследовательском реставрационном центре Украины. В статусе «вещдока» в деле о похищении и контрабанде, которое уже восьмой год рассматривается в Подольском райсуде Киева.

Бесценный Караваджо стал «вещдоком»

Так как полотно Караваджо стало «вещественным доказательством», суд наложил запрет на его реставрацию. Отменить его пытается Одесский музей. Дело в том, что во время похищения преступники вырезали картину из подрамника, и вместо того, чтобы находиться в растянутом состоянии, она хранилось как свиток.

Из-за этого полотно «село», на нем появились микротрещины, а краска начала осыпаться. После того, как «Поцелуй Иуды» оказался в руках немецких властей, Берлинская картинная галерея приступила к его реставрации, окончить которую не успели, вернув Украине.

В настоящее время картина под охраной хранится в Национальном реставрационном центре: в отдельном, приспособленном помещении с естественным освещением, в развернутом виде на столе. Как только суд даст отмашку, специалисты готовы немедленно приступить к реставрации.

Одесский музей давно передал в Киев кромки полотна, оставшиеся на раме после того, как картину (размером 134х172,5 см) вырезали воры. Их можно «срастить» с полотном, а дальше его необходимо растянуть.

В ответ на настойчивые просьбы руководителей Одесского музея, в феврале 2018 года Подольский райсуд распорядился проверить состояние картины и условия ее хранения. Отчитаться в хале суда должны представители реставрационного центра. Возможно, им удастся убедить Фемиду разрешить начать спасать национальное достояние.

Одесский «Поцелуй Иуды» — Караваджо или копия?

До сих пор не известно, является ли перехваченная в Германии картина подлинником Караваджо. В Национальном реставрационном центре ее так и называют: «полотно, которое приписывают кисти Караваджо».

Долгое время одесское «Взятие Христа под стражу» считалось авторской копией или оригинальной работой итальянца. С последним утверждением категорически не соглашалась Национальная галерея Ирландии в Дублине.

«Взятие Христа под стражу, или Поцелуй Иуды» Караваджо написал в 1602 году по заказу римского вельможи Кириако Маттеи за 125 золотых монет. В XVIII веке картина пропала, однако в 1990 году ее нашел главный реставратор Национальной галереи Ирландии Серджио Бенедетти. Он опознал шедевр в картине, висящей с 1930-х годов в трапезной дублинского Общества Иисуса. Позднее кисть Караваджо подтвердили и в лаборатори Национальной галереи Лондона.

До этого считалось, что у иезуитов висит копия утерянного оригинала Герарда ван Хонтхорста — одного из голландских последователей Караваджо. Общества Иисуса передало «Поцелуй Иуды» в бессрочную аренду Дублинской галерее.

«Поцелуй Иуды» Караваджо из Национальной галереи Ирландии

История одесского «Поцелуя Иуды» начинается в 1870 году, когда известный русский дипломат и коллекционер Александр Базилевский подарил картину великому князю Владимиру Александровичу. Позднее полотно передали Одесскому художественному училищу, а после прихода к власти большевиков в 20-е годы — Галерее старинной живописи, которая позднее стала Музеем западного и восточного искусства.

В 1950-х годах заведующая отделом западноевропейского искусства Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ксения Малицкая опознала в «Поцелуе Иуды» работу Караваджо.

После того, как оригиналом объявили картину в Дублине, в Одесском музее утверждали, что у них висит авторская копия самого Караваджо. Эксперты соглашаются с тем, что это действительно копия известной картины (их известно, как минимум, 12), датируемая ХVІІ веком.

В 2012 году Татьяна Бычко, заместитель директора Национального научно-исследовательского центра реставрации, где сейчас находится картина, заявила, что в Эрмитаже опровергли, что одесский «Поцелуй Иуды» написал Караваджо. В 1954 году эту картину реставрировали в мастерских Грабаря Петербургского музея. И там считают, что манера ее написания сильно отличается от стиля Караваджо. Это подтверждает и исследование рентгеновских снимков.


«Поцелуй Иуды» Караваджо из Одесского музея западного и восточного искусства

Как бы там ни было, искусствоведы склонны считать, что одесский «Поцелуй Иуды» написал итальянский художник Джованни ди Атилли через 10 лет после смерти Караваджо. За эту копию он получил 12 золотых от Асдрубале Маттеи — родного брата Кириако Маттеи, владельца оригинала от Караваджо. В бухгалтерских книгах Маттеи есть соответствующая запись.

Доказать, что ту или иную картину рисовал именно Караваджо, а не его многочисленные последователи и подражатели, — огромная проблема. Мастер оказал огромное влияние на европейское изобразительное искусство ХVІІ века, и художники усердно тиражировали его работы.

Несколько лет назад рынок потряс громкий скандал, когда бывший владелец копии картины Караваджо «Шулера» судился с аукционным домом Sothebyʼs. Семейство Твейтс из Великобритании приобрело это полотно в 1962 году как работу ученика великого мастера. В 2006 году Билл Твейтс обратился в Sothebyʼs, чтобы продать доставшуюся ему в наследство картину. Эксперты аукционного дома изучили ее и объявили, что это работа неизвестного автора, относящегося к периоду «старых мастеров» — западноевропейских художников до начала XVIII века. «Шулеров» за 42 тысячи фунтов стерлингов купила Ориетта Адам.

Спустя некоторое время ее друг, известный коллекционер сэр Дэннис Мэхон объявил, что это работа Караваджо 1595 года, стоимостью минимум 10 млн фунтов стерлингов. Дескать, это установила экспертиза. Продешевивший Твейтс подал на аукционный дом в суд, обвинив в некачественной экспертизе. После рассмотрения иска суд отклонил его претензии на основании отсутствия подтверждения, что данная работа действительно принадлежат кисти Караваджо. К слову, «Шулера» (около 1594 года) есть в списке картин мастера.

Талантливый скандалист

Микеланджело Меризи, взявший прозвище Караваджо, имел очень непростую биографию. Талантливый живописец еще в юности прослыл вспыльчивым скандалистом, имел славу картежника и драчуна, неоднократно был осужден за убийства, несколько лет провел в ссылке.

Современники далеко не сразу приняли его творчество: художник подчеркнуто отделял тени от света, что давало объемное изображение людей и предметов, героями своих своих работ выбирал людей с улицы и показывал жизнь без прикрас — такой, как она есть. Кроме того, святых в картинах на библейские сюжеты Караваджо делал слишком уж похожими на простых людей, что очень не нравилось церковникам. Из-за этого многие заказы, которые ему давала Римско-католическая церковь, были забракованы, их выкупали «спонсоры» и патроны художника.

Караваджо Микеланджело Меризи постигал в своем искусстве, что есть смерть и каким образом христианин предстает перед ее лицом, где та путеводная нить, которая приведет его к спасению.

Искусство барокко

Караваджо является представителем искусства барокко, которое сделало смерть фактом жизни. Ее невозможно отделить от насилия и страдания. Смерть и ее изображение овладели чувствами живописца и подчинили их себе. Картины Караваджо - это зачастую экстаз святых, их молитвенное единение с богом в любви и смерти, их высшее паломничество перед ее лицом. Это уже не тихое и мирное событие, как в период Возрождения. В барокко она становится не личным, а публичным фактом, частью жизни, внушает страх и ужас. Человек не просто тихо умирает, а бывает вырван из нее насилием или злым роком. Примеры тому - картины Караваджо: «Давид с головой Голиафа», «Принесение в жертву Исаака», «Усекновение главы Иоанна Крестителя».

Жизнь Караваджо

Караваджо родился в семье архитектора. Он рано овладел основами мастерства и учился в Милане у художника Петерцано. Ломбардская школа дала художнику ощущение жизни и стремление ее передать. Судьба художника была настолько непростой, что сама его личность побуждала к размышлению. В поисках своего пути в жизни и живописи Караваджо покидает Ломбардию и, посетив все города северной Италии, приезжает в Рим, где у него нет покровителей. С немалыми трудами он завоевывает внимание со стороны влиятельных церковных сановников. Трудно судить о Караваджо как о человеке веры. Тому нет документальных подтверждений. Как человека, его волновало предстояние перед вечностью.

Такие картины Караваджо, как «Мученичество св. Матфея», «Положение во гроб», «Саломея с головой Иоанна Крестителя», - этому подтверждение. Тема бренности (vanitas) проходит через все творчество живописца с юных лет до его кончины.

Рубежная работа из коллекции Боргезе, 1591 год

«Больной Вакх» - это произведение, которое появилось не случайно. Художник тяжело заболел, был помещен в госпиталь, а затем переведен в подвал, где ухода за ним уже не было, и он действительно находился на грани смерти. Случайно его заметил там священник, знавший Караваджо. Художника подняли в палаты, обеспечили уход, и он выжил.

После выздоровления в полубольном состоянии он пишет картину «Больной Вакх», на которой, как считают, он изобразил себя еще в состоянии болезни. Об этом говорит холодный колорит картины, а тему смерти обыгрывают увядающие листья на первом плане, которые напоминают зрителю, что вся жизнь только временна. После этого он все чаще включает в свои натюрморты, которые несут привкус бренности, напоминание не только о жизни, но о том, что ей прямо противоположно.

Молитва как паломнический экстаз

Приобщение человека к вере происходит в том числе и через молитву. Примером такого духовного подвига для верующих XVI века был св. Франциск Ассизский. «Экстаз св. Франциска» (1598) для простых людей был примером постижения веры. Он изображает молитвенный экстаз, равный смерти. Это не физическая смерть, а духовное перерождение, рождение человека веры и любви. Ангел, поддерживающий его голову, держит, чтобы потом вручить, стигматы св. Франциску. Но позднее (1600 год) мы видим уже другого св. Франциска, как бедного странника, как паломника. У него грубая ряса, дыра на плече. Его волнует то, с чем он предстанет перед Богом, поэтому он держит в руках череп.

Образ «Св. Иеронима» (1606) - пример аскетизма, который привит высотам духа через уход от мирских соблазнов к пещерной жизни. Наградой ему служит божественное откровение. Об этом старается напомнить художник своему зрителю. Натюрморт - книга, перо - показывает, что святой стал проводником божественного слова.

Лицо смерти

В ранние годы творчества пишет традиционное произведение Караваджо - «Медуза» (1593-1594) в виде круглого щита. Ее очень часто изображали на деревянных щитах, обтянутых кожей, и дарили мужчинам в знаменательные события их жизни.

Не отступая от традиций, изображает чудище в предсмертных муках Караваджо. Медуза у художника еще не мертва, наступили ее последние секунды. Написано переходное состояние, когда жизнь еще присутствует, но уходит по капле, и Медуза это чувствует. Лицо еще живое и кричащее, но уже бледность покрывает его, и жизнь вот-вот исчезнет навсегда. Изображение Медузы очень натуралистичное, потому что следует испугать кошмаром исчезновения. А в это время колышутся живые змеи вокруг ее головы. Эта и другие достаточно жестокие сцены вереницей проходят через искусство Караваджо.

Подвиги веры

«Юдифь и Олоферн» (1595-1596). История такова. Олоферн с войском осадил родную Веттулию, где жила Юдифь. Девушка пробралась в палатку полководца. Красавица Юдифь и Олоферн пируют. Бесстрашная девушка опаивает его вином и отрубает голову. Забрав ее собой, она возвращается за стены города, и голова Олоферна выставляется на копье для всеобщего обозрения. Войско отступает, и народ спасен. У Караваджо изображено откровенное насилие.

На полотне Юдифь с отвращением и брезгливостью отрубает голову, держась от него на расстоянии. Караваджо - один из первых, кто изобразил сам момент этого отрубания, что чисто физиологически весьма неприятно: глаза вылезли из орбит, рот Олоферна открыт, он кричит. Предполагают, что голова Олоферна - автопортрет.

Очень похож на нее «Давид и Голиаф» (1596). На первом плане снова жестоко отрубленная голова. Еще больше это видно на более позднем одноименном произведении, когда художник отобразил свою голову, отрубленную Голиафом (1605). Театральным жестом Давид выталкивает на первый план страшную голову, как лицо смерти.

То же самое было изображено в произведении из галереи Боргезе, где совершенно точно художник написал самого себя (1606). Здесь есть тончайшая и сложная интонация трагедийного принятия смерти. Таковы картины Караваджо, изображающие устрашающие моменты смертей.

Последние годы, скитания

Мотивы смерти повторены в его поздних работах, после того как он был вынужден бежать из Рима, так как он случайно во время игры и в споре убил своего противника. Папским постановлением художник был осужден. Он с 1606-го по 1610-й скитается по Мальте, а затем умирает в Тоскане. Именно в эти годы он создает свои наиболее трагические и глубокие произведения. Он пишет несколько вариантов «Саломеи с головой Иоанна Крестителя», «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (1608, собор Сан Джованни, Валетта). Это несомненные шедевры Караваджо, которым никто адекватно не мог подражать.

«Усекновение» - это огромная работа, на которой изображен обычный сюжет. Необычность его в том, что мы как бы реально стоим в огромном пустынном дворе с его колоссальной аркой, сложенной из камня. Откровенность изображенного подчеркивается тем, что палач отрубил, но еще не поднял голову. То есть опять повторяется момент перехода от живого к неживому, когда еще нити жизни связывают тело и голову. Но больше всего потрясает и дает трагедийность изображению то, что в крови, которая растекается из тела, Караваджо подписывает свое имя. Этой кровью он объединяет себя с жертвенной смертью Иоанна Крестителя.

Освещение на картинах Караваджо

Для Караваджо свет является не просто инструментом, которым он моделирует форму, придает объем и пластику. Свет у художника - это драматургия. Он выявляет основные компоненты содержания и создает его. Художник светом выхватывает какие-то главные моменты, делая на них акцент. По документальным источникам из старых авторов явствует, что он писал в затененной мастерской и пользовался искусственным освещением.

Неожиданная находка

Считалась давно потерянной картина Караваджо «Поцелуй Иуды». В Дублине в 1990 году монастырь Св. Игнатия обратился в Национальную галерею Ирландии. Монахам требовалась реставрация картины, которая у них находилась с 30-х годов XX века.

Реставратор сразу понял, кто автор этого шедевра, который был известен только по копиям. Художник его создал по заказу своего постоянного клиента Маттеи. Затем его потомки сочли картину копией и продали в 1802 году в Шотландию, где она оставалась до 1921 года и была перепродана в Ирландию детскому врачу. Потом она была отдана в дар монастырю, где и висела в трапезной. После реставрации картина осталась в бессрочной аренде в Национальной галерее. Сюжет основывается на евангельском тексте. Иуда целует Спасителя, когда тот выходит из Гефсиманского сада, чтобы указать стражникам, кого следует арестовать.

Загрузка...
Top