Красотою мир спасется из какого произведения. Главные цитаты достоевского

Красота спасет мир

Из романа «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 - 1881).

Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота».

В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, - закричал он, громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.

Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир. Мне это Коля пересказал... Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.

Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему». Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений - он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает Главному замыслу романа - создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом - добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), - это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».

Такое, сугубо личностное, толкование красоты характерно для писателя. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими и «не потеряв способности жить на земле». Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть лучшее, что есть в людях).

Разумеется, в одночасье это не произойдет - нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от Зла и обращается к Добру, начинает ценить его. Об этом писатель говорит во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот». Например (ч. 1, гл. VII):

«Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала перед собой в протянутой руке, чрезвычайно и эффектно отдалив от глаз.

Да, хороша, - проговорила она, наконец, - очень даже. Я два раза ее видела, только издали. Так вы такую-то красоту цените? - обратилась она вдруг к князю.

Да... такую... - отвечал князь с некоторым усилием.

То есть именно такую?

Именно такую

В этом лице... страдания много... - проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая.

Вы, впрочем, может быть, бредите, - решила генеральша и надменным жестом откинула о себя портрет на стол».

Писатель в своем толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное - это символ морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм. - Сост.) убьет...»

Красота спасет мир

Красота спасет мир
Из романа «Идиот» (1868) Ф. М. Достоевского (1821 - 1881).
Как правило, понимается буквально: вопреки авторскому толкованию понятия «красота».
В романе (ч. 3, гл. V) эти слова произносит 18-летний юноша Ипполит Терентьев, ссылаясь на переданные ему Николаем Иволгиным слова князя Мышкина и иронизируя над последним: «Правда, князь, что вы раз говорили, что мир спасет «красота»? Господа, - закричал он громко всем, - князь утверждает, что мир спасет красота! А я утверждаю, что у него оттого такие игривые мысли, что он теперь влюблен.
Господа, князь влюблен; давеча, только что он вошел, я в этом убедился. Не краснейте, князь, мне вас жалко станет. Какая красота спасет мир? Мне это Коля пересказал... Вы ревностный христианин? Коля говорит, что вы сами себя называете христианином.
Князь рассматривал его внимательно и не ответил ему».
Ф. М. Достоевский был далек от собственно эстетических суждений - он писал о духовной красоте, о красоте души. Это отвечает главному замыслу романа - создать образ «положительно прекрасного человека». Поэтому в своих черновиках автор называет Мышкина «князь Христос», тем самым себе напоминая, что князь Мышкин должен быть максимально схож с Христом - добротой, человеколюбием, кротостью, полным отсутствием эгоизма, способностью сострадать людским бедам и несчастьям. Поэтому «красота», о которой говорит князь (и сам Ф. М. Достоевский), - это есть сумма нравственных качеств «положительно прекрасного человека».
Такое, сугубо личностное, толкование красоты характерно для писателя. Он считал, что «люди могут быть прекрасны и счастливы» не только в загробной жизни. Они могут быть такими и «не потеряв способности жить на земле». Для этого они должны согласиться с мыслью о том, что Зло «не может быть нормальным состоянием людей», что каждый в силах от него избавиться. И тогда, когда люди будут руководствоваться лучшим, что есть в их душе, памяти и намерениях (Добром), то они будут по-настоящему прекрасны. И мир будет спасен, и спасет его именно такая «красота» (то есть лучшее, что есть в людях).
Разумеется, в одночасье это не произойдет - нужен духовный труд, испытания и даже страдания, после которых человек отрекается от Зла и обращается к Добру, начинает ценить его. Об этом писатель говорит во многих своих произведениях, в том числе и в романе «Идиот». Например (ч. 1, гл. VII):
«Генеральша несколько времени, молча и с некоторым оттенком пренебрежения, рассматривала портрет Настасьи Филипповны, который она держала перед собой в протянутой руке, чрезвычайно и эффектно отдалив от глаз.
Да, хороша, - проговорила она, наконец, - очень даже. Я два раза ее видела, только издали. Так вы такую-то красоту цените? - обратилась она вдруг к князю.
Да... такую... - отвечал князь с некоторым усилием.
То есть именно такую?
Именно такую.
За что?
В этом лице... страдания много... - проговорил князь, как бы невольно, как бы сам с собою говоря, а не на вопрос отвечая.
Вы, впрочем, может быть, бредите, - решила генеральша и надменным жестом откинула о себя портрет на стол».
Писатель в своем толковании красоты выступает единомышленником немецкого философа Иммануила Канта (1724-1804), говорившего о «нравственном законе внутри нас», о том, что «прекрасное - это сим-
вол морального добра». Эту же мысль Ф. М. Достоевский развивает и в других своих произведениях. Так, если в романе «Идиот» он пишет, что мир красота спасет, то в романе «Бесы» (1872) логически заключает, что «некрасивость (злоба, равнодушие, эгоизм. - Сост.) убьет...»

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Красота спасет мир" в других словарях:

    - (прекрасное), в понятиях Святой Руси божественная гармония, внутренне присущая природе, человеку, некоторым вещам и изображениям. В красоте выражается божественная сущность мира. Источник ее в самом Боге, Его целостности и совершенстве. «Красота… … Русская история

    КРАСОТА Русская философия: словарь

    Красота - одно из центральный понятий рус. философской и эстетической мысли. Слово К. происходит от праславянского краса. Прилагательное красный в праславянском и древнерус. языках имело значение красивый, прекрасный, светлый (отсюда, напр., Красная… … Русская Философия. Энциклопедия

    Худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… … Энциклопедия культурологии

    Эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями утилитарными (польза), познавательными (истина),… … Философская энциклопедия

    Фёдор Михайлович , рус. писатель, мыслитель, публицист. Начав в 40 х гг. лит. путь в русле «натуральной школы» как преемник Гоголя и поклонник Белинского, Д. в то же время впитал в… … Философская энциклопедия

    - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувственный) филос. дисциплина, изучающая природу всего многообразия выразительных форм окружающего мира, их строение и модификацию. Э. ориентирована на выявление универсалий в чувственном восприятии… … Философская энциклопедия

    Владимир Сергеевич (род. 16 янв. 1853, Москва – ум. 31 июля 1900, там же) – крупнейший рус. религиозный философ, поэт, публицист, сын С. М. Соловьева, ректора Московского ун та и автора 29 томной «Истории России с древнейших времен» (1851 – 1879) … Философская энциклопедия

    Деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… … Философская энциклопедия

    Валентина Сазонова Сазонова Валентина Григорьевна Дата рождения: 19 марта 1955(1955 03 19) Место рождения: Червоне … Википедия

Книги

  • Красота спасет мир 4 класс Альбом художественных задач по изобразительному искусству , Ашикова С.. Альбом художественных задач «Красота спасет мир» входит в УМК «Изобразительное искусство. 4 класс». Он расширяет и углубляет материал учебника для 4 класса (автор С. Г. Ашикова).. Содержание…
  • Красота спасет мир. Альбом художественных задач по изобразительному искусству. 4 класс. ФГОС , Ашикова Светлана Геннадьевна. Основная задача альбома художественных задач Красота спасёт мир, 4 класс, помочь детям видеть и любить окружающий их мир и его краски. Альбом необычен тем, что в нем содержится еще одна…
ДМИТРИЙ ДОСТОЕВСКИЙ - правнук великого писателя - достойный представитель древнего рода в современном мире. Он консультант Музея Достоевского по всем вопросам, связанным с жизнью и творчеством своего прадеда, активно выступает с докладами и лекциями как в России, так и за рубежом, стремясь повысить интерес молодого поколения к произведениям Федора Михайловича.

Дмитрий Андреевич освоил 23 профессии, желая реализовать различные грани своей деятельной натуры, и убежден, что важные черты характера унаследовал от прадеда. Он глава дружной православной семьи, в которой свято сохраняется память о Федоре Михайловиче Достоевском.

Федора Михайловича приуготовили священники

- Что для вас значит быть потомком Федора Михайловича?

Так Бог устроил, что после моего прадеда наше фамильное древо стало очень слабеньким. Сам Федор Михайлович родился в многодетной семье, где, кроме него, было еще 7 детей - и сестер, и братьев, а в дальнейшем следующее потомство появилось только у сына Достоевского - Федора Федоровича. У него родилось двое мальчиков, один из которых умер в 16 лет. В семье продолжалась традиция называть старшего сына именем отца. В книге Волоцкого «Хроника рода Достоевских» присутствуют сведения о третьем Федоре Федоровиче - самом младшем. Он рано начал писать стихи.

Многие известные люди говорили, что из-за его ранней смерти мы потеряли большой талант, другого Достоевского - поэта. Но остался второй сын - Андрей, мой отец. Он жил уже в советское время. Ему было тяжело, потому что над ним довлело высказывание Ульянова-Ленина об архискверном Достоевском. И к тому же на первом съезде советских писателей заявили о том, что Достоевского надо сбросить с корабля современности. Он даже не издавался как реакционный писатель несколько лет вообще - с 36-го по 47-й год. После смерти моего отца я стал заниматься всем, что связано с сохранением традиций и ценностей нашего рода. Моя жизнь разделяется надвое: во-первых, принадлежать Федору Михайловичу как гению, неся его гены в себе, понимать, что любой человек выделяет тебя. И если к тебе обращаются, позвонят, ночью разбудят и спросят что-то о Достоевском, то ты должен проснуться и не стенать, а ответить человеку. Ведь этот человек, обращаясь ко мне, может быть, виртуально обращается к Федору Михайловичу.

А как иначе? Поэтому, конечно, принадлежишь ему, и, с другой стороны, надо прожить собственную жизнь и реализовать свои интересы и задачи, не связанные непосредственно с Достоевским.

- Два года назад отмечалось 500-летие рода Достоевских. Какие новые открытия сделаны в его исследовании?

Можно сказать, что вообще-то этот род прослеживается 800 лет, потому что 300 лет Достоевские были с другой фамилией. Многие татары, придя на Русь, были притянуты мощным православием. Военачальник Ослан Челебей вдруг обнаружил на Руси нечто, что заставило его остаться здесь и принять веру православную. Затем он начал служить русским князьям. Это было за 300 лет до зарождения Достоевских. В дальнейшем один из потомков Челебея - Данила Ртищев - оказался стольником при пинском князе (это земли теперешней Беларуси). Он настолько отличился, что князь дал ему грамоту с дарением земли с главным селом Дастоева. По тем традициям, одна из ветвей Ртищевых, утвердившись на этой земле, переменила свою фамилию по названию нового родового гнезда, и они стали называться Достоевскими.

Еще должен сказать, что исследования достоеведов и сотрудников Музея Достоевского позволяют подтвердить мое отношение и к другому классику русской литературы. Когда мы восстановили древо Достоевских, начиная от первого представителя рода, то выяснилось, что в его семье было три сына. Про младшего ничего не знаем, средний был назван Львом, впоследствии он получил фамилию Достоевский, а старший был Арсений. Так вот этот Арсений создал фамилию Арсеньевых, из которой потом появился Лермонтов. То есть из одной семьи - два таких великих человека!

Изучая историю своего рода, я пришел к важной мысли. Феномен гениальности моего прадеда связан с тем, что Достоевские до Федора Михайловича в большинстве своем были священниками. В их деятельности важное место занимала проповедь перед народом. Цель проповеди - донести до людей Слово Божие в полном объеме, чтобы оно осталось в сердце. Этот опыт предков накапливался веками и воплотился в гениальности Достоевского. Федора Михайловича приуготовили священники.

- Проявлялась ли у членов вашей семьи тяга к литературному творчеству?

Для потомков Достоевского существуют некие табу на продолжение генетической передачи литературного дарования. И сын писателя Федор, мой дед, и мой отец, и я - все мы, в общем-то, не лишены способности писать, но уже начиная с Федора-младшего было понятно, что после такого гениального предка, как Федор Михайлович, остальные уже не должны использовать этот дар. В одной юмористической передаче было сказано: «Дюмов нам не надо!» Достоевских нам не надо много, достаточно одного. Поэтому Федор-младший писал и сжигал, потому что не мог этого себе позволить. И я, в свою очередь, пишу, но тоже в стол. Это как болезнь - надо. Доходит до того, что у меня появляется картинка в голове, и я могу не спать ночью, она меня мучает. Мне надо сесть, написать, и тогда образ уходит, то есть я реализовал его письменно.

Не креститься ли нам здесь и сейчас?

- Дмитрий Андреевич, а как вы пришли к вере в Бога?

Я жил в советское время и был неверующим. Не был атеистом, понимал, что, возможно, что-то там есть. Иногда останавливался, проходя мимо церквей, видел свечи, слышал звуки оттуда, они меня интересовали. Но входить я не решался. Однажды сюда приехал мой свойственник, достаточно известный и в Советском Союзе, и потом в России барон Фальц-Фейн, чтобы посетить восстановленные могилы своих предков Епанчиных, адмиралов российского флота. Священник пригласил его войти в часовню там же, на кладбище. Весь народ остановился на ступеньках, и я затормозил. Тогда Фальц-Фейн оборачивается и говорит: «Ну что ж ты, входи!» И я вошел. Это был очень важный момент. Я себя как советского человека тогда сломал и вошел в храм, хотя и был тогда еще некрещеным. На меня это произвело впечатление, и я все больше стал задумываться: а я-то что такой некрещеный нехристь? Спросил маму. Она говорит: «Тогда боялись крестить, потому что это все докладывалось. А тебя с такой фамилией я вообще побоялась привести в церковь». Тогда я понял, что надо самому принимать решение. Как-то мы всей семьей - я, жена и сын - оказались в Старой Руссе. Так сложилось, что возник вопрос: а не креститься ли нам здесь и сейчас? Я подумал: лучшее место, где это возможно, - именно Георгиевская церковь, где молился Федор Михайлович. Там был очень интересный и привлекший меня батюшка, архимандрит на покое Агафангел, который крестил нас по полному обряду.

- Как изменилось ваше отношение к жизни после уверования и крещения?

Наверно, это проходит любой человек, крестившийся уже взрослым. Резко изменилось мое отношение к собственной жизни, к проблемам, которые возникают. Они становятся не столь жесткими и принципиальными. Понимаешь, что есть вещи, которые более важны. Легче стало жить. Я не думал, что смогу умерить свой взрывной характер. И все-таки это действует, изменения достаточно серьезные. Для меня очень сложен путь воцерковления, потому что надо себя умалять, работать над собой, мне еще долго надо идти по этому пути.

До сих пор мне снится трамвай

- Подобно Петру I, вы освоили двадцать профессий!

Если точнее, то двадцать три. Я совершенно осознанно в тот момент, когда надо было получать какое-то дальнейшее образование, окончив школу, почувствовал в себе тягу к общению с людьми вообще и с людьми как можно более разными. Это, как я понял, можно получить через различные профессии. Я занимаюсь одним делом, достигаю каких-то там классов, ступеней, потом появляется мысль, что все, я достиг в этом вершины. Эта вершина меня удовлетворяет, и появляется интерес к другому. Первая моя профессия - алмазчик. Я занимался алмазной гранью на хрустале. Был у нас когда-то большой завод художественного хрусталя, где производили хрустальные вазы с рисунком. Я иногда, бывая в гостях у своих друзей, бросаюсь к буфету, видя какую-то вазу со знакомым мне узором, потому что у меня сразу появляется мысль: а не моя ли это ваза здесь стоит? Художественные способности, я думаю, мне передались по наследству. Еще Федор Михайлович рисовал разные лица и готические соборы на полях своих рукописей - они же все заполнены его рисунками. Даже можно узнать, как выглядел в сознании Достоевского Раскольников. Там есть его портрет.

Были разные поводы для смены работы. Например, трамвайщиком я стал по той причине, что женился и обменял свою квартиру на другую. Я оказался в доме, где жили в основном водители трамвая, и напротив был трамвайный парк. Со всеми познакомился. Они говорили: «Иди к нам!» В итоге я пришел к ним, 8 лет отдал этому делу, стал водителем-учителем, достаточно высокой планки достиг. Это очень интересная и тянущая назад работа. До сих пор мне этот трамвай снится - как я на нем езжу.

- Наверное, есть что вспомнить из этого периода?

Во время работы произошел случай, от меня совершенно не зависящий. У трамвая отказали тормоза, и он, неуправляемый, летел, как снаряд. Впервые я понял, что значит фраза «волосы на голове зашевелились». Они действительно шевелятся в такой момент: 40-тонный снаряд, разогнанный до 50 километров в час, летит в никуда и может натворить что угодно, и я ничего не могу сделать. На перекрестке, пролетев остановку, я сбил продуктовую машину. Передняя часть трамвая была разбита, я успел выскочить из кабины за несколько секунд до удара. Трамвай остановился на виадуке, потому что не мог ехать вверх. Все достаточно счастливо закончилось, никто не пострадал. Сын, возвращаясь из школы, видел мой разбитый трамвай, но это его не испугало, и через некоторое время он тоже влюбился в работу трамвайщика.

Мой сын - капитан Валаамского флота

- Расскажите о вашем сыне, праправнуке Достоевского.

Визуально он похож на Федора Михайловича еще больше, чем я. И в духовном плане я начинаю признавать первенство Алексея. Мне до сегодняшнего дня приходится выдавливать из себя советского человека, а для того чтобы полностью понять Достоевского, нужно быть совершенно свободным. Сын, рожденный в 75-м году, образовался уже в более свободном государстве. Его трактовка творчества Достоевского несколько отличается от моей, и она мне нравится больше, чем собственная. Начиная с моряка, он трудился на Валаамском монастырском флоте (этот флот насчитывает несколько кораблей, принадлежащих монастырю) и теперь дослужился до капитана одного из судов. Когда начинается навигация, он 15 дней на Валааме, 15 - в семье. Есть интересный факт, связанный с крещением нашей семьи архимандритом на покое Агафангелом. В городе было мнение о том, что он пророчествует. После крещения моего сына он произнес такую фразу: «Ну что, будешь сначала моряком, а потом - священником». Алексею тогда было 13 лет, и он об этом еще не думал. Но вот он теперь моряк! Недавно сын ездил на юбилей Достоевского в Сибирь и встретился с Томским Владыкой, который, узнав, что Алексей работает на Валааме, говорит: «Давай я тебя сделаю священником, тем более ты моряк! Будешь ходить на корабле по Оби, венчать, крестить, будет такая церковь на пароходе». Это уже близко ко второй части пророчества Агафангела! Сын сказал, что он принадлежит Валааму и еще не готов к этому.

- Дмитрий Андреевич, какие качества вашего прадеда вы унаследовали?

Как утверждает моя жена и я сам чувствую, во мне присутствуют довольно сильные черты характера Федора Михайловича. Достоевский был очень эмоциональным, вспыльчивым человеком, сложно сходился с людьми (я мягче его в смысле общения), но был отходчив, чрезвычайно и даже принципиально честен. Все эти качества я в какой-то степени наблюдаю и в своей натуре. Думая о том, что на сегодняшний день происходит в моей семье, можно предположить, что у Федора Михайловича примерно то же самое было. А если мы еще живем таким патриархальным укладом, все вместе, так тем более (семья Дмитрия Андреевича - это жена Людмила Павловна, сын Алексей, невестка Наталья и три внучки: Анна, Вера и Мария - прим. В. М.).

Я исцелился от иконы!

- Бывали в вашей жизни чудеса, когда вы ощущали помощь свыше?

Это такая громадная тема! Я нормальный современный человек и не впадаю в какую-то мистику. Идя длинной дорогой воцерковления, я начал замечать, что Федор Михайлович, будучи на Небе, ведет меня по жизни. Например, я заболел раком в 80-м году, стоял вопрос о жизни и смерти, и после всяческой химиотерапии у меня появилась жуткая язва желудка. Это продолжалось в течение 20 лет, меня мучили страшные боли. Однажды в мае в Старой Руссе, на Чтениях Достоевского, произошло необъяснимое для меня событие. Вместо того чтобы пойти на очередную интересную сходку достоеведов, я отправился в церковь, именно в ту Георгиевскую церковь, где молился Достоевский, где находится чудотворная икона Старорусской Божьей Матери. Меня повела туда неодолимая сила. Во времена Федора Михайловича священник этого храма отец Иоанн Румянцев был его лучшим другом. Про него единственного Достоевский написал: «Это истинный мой друг». Работая над «Братьями Карамазовыми», он опирался именно на беседы с отцом Иоанном. Я пришел в храм, и там произошел катарсис, которого я сначала не понял. Вернулся из церкви, впал в сон и на следующий день стал готовиться к отъезду, потому что понимал, что сейчас должны начаться эти самые боли. Но вдруг их нет, на другой день - нет. И я дождался последнего дня чтений, спокойно уехал домой. Ничего не происходило, болей, мучивших меня 20 лет, не было! И только через полгода я понял, что тогда произошло лично для меня чудо, что я исцелился от иконы Старорусской Божьей Матери. С тех пор пошел уже седьмой год, и никаких намеков вообще, как будто язвы никогда и не было.

Достоевского читают и любят за рубежом

- Дмитрий Андреевич, как вы считаете, к чему вы призваны Богом в земной жизни?

Мое призвание как православного, верующего человека - это, конечно, проповедование православной и общехристианской линии в творчестве Достоевского. Имя Федора Михайловича для меня - одно из основополагающих. Я уверен в том, что если человек не знает православия, то он до конца так и не поймет, что хотел сказать Достоевский своими произведениями.

- Вы много ездите по миру, рассказывая о Достоевском. Как воспринимают его творчество за рубежом?

Возьмем, к примеру, Германию и Францию. В Германии главный роман Достоевского - «Преступление и наказание». Лучший детектив всех времен и народов. Это страна порядка, у них предполагается, что за каждое преступление должно быть по закону наказание. А во Францию въезжаешь - там возникает другая ситуация. Французы очень эмоциональны, сильно близки нам в своем прекраснодушии. Они безалаберны несколько в жизни, как и мы. Поэтому там на первый план выходят «Братья Карамазовы». А Япония - вообще особый случай. Там Достоевский возведен в пантеон национальных героев. Когда я выступал на японском радио, один журналист мне сказал: «У нас сейчас отдельной книгой в полтора миллиона экземпляров выпущены “Бесы”». Я спрашиваю: «Почему такой большой тираж?» А он говорит: «Сейчас весь мир погружен в терроризм, и мы совершенно четко знаем, что Федор Михайлович - единственный, кто мог сказать, из чего, из какой человеческой грязи возникает этот терроризм. И мы хотим, чтобы наша молодежь это знала».

Несколько иностранных студентов мне говорили о том, что начали изучать русский язык благодаря увлечению творчеством Достоевского. Им хотелось читать его в подлиннике.

Я достаточно хорошо поездил по Европе и встречал многих священников, перешедших из католицизма и протестантизма в православие только потому, что Достоевский им объяснил истинность православной веры и они сделали для себя выбор. Я знаком с ведущей актрисой Белградского театра Иваной Жигон. Недавно она принимала там православный хор из Петербурга. Она прекрасно знает русский язык именно потому, что тоже хотела читать Достоевского в подлиннике.

- Между строк произведений Достоевского часто зашифрованы евангельские тексты...

Это такая удивительная вещь! Появляются священники, которые все чаще заявляют о себе на Достоевских чтениях и в Старой Руссе, и в Петербурге. Они выступают с докладами на тему «Зашифровка Священного Писания в текстах Достоевского». Просто обалдеваешь (это слово здесь наиболее точно), как хитро он это зашифровывает! Меняется восприятие героев и оценки некоторых событий в его романах, если исходить из знания текстов Евангелия и вообще церковной жизни. Батюшки в этом плане нас здорово удивили!

Он выбирал квартиры рядом с храмами

- В своих произведениях Достоевский постоянно утверждал Божьи заповеди, а какое место занимала вера в его повседневной жизни?

Можно исходить из двух источников: из писем и воспоминаний Анны Григорьевны, его супруги, и из писем самого Федора Михайловича. Конечно, это была верующая семья с верующими детками. Каждое воскресенье они обязательно были в церкви рядом с местом жительства. Если говорить о последнем адресе, во Владимирской церкви. Там произошла удивительная вещь. Я принимал участие в подготовке открытия храма. Раньше в здании храма был электронно-вычислительный центр Исполкома Ленсовета. Было жуткое зрелище: вместо крестов торчали антенны. Когда городом это здание было передано Церкви, вскрыли дополнительные стенки вычислительного центра, и там оказался замурован весь красивый деревянный иконостас. В конце 20-х годов, когда закрылся храм, встал вопрос об уничтожении иконостаса, и кто-то геройски, зная, что за это можно попасть в тюрьму или в Сибирь, спрятал его. И теперь мы можем смотреть на те самые иконы, которым молился Федор Михайлович. Я думаю, что это чудо свершилось не без его помощи.

Достоевский много раз менял адреса в Петербурге и всегда выбирал квартиры рядом с храмами. Почему он так поступал, ведь не каждый верующий человек хочет жить непременно у церкви?

Сам Федор Михайлович нам это объяснил. В своем дневнике он написал: «На 150 процентов я сейчас уйду из жизни». Он обратился к своему другу Дурову с вопросом: «Что будет там, после?» Тот ответил: «Кучка праха».

- Вот так обнадежил...

Да, Достоевский пишет, что он совершенно не был согласен с этим ответом, не удовлетворен. Он хотел на чем-то последнем остановиться перед уходом, и однажды сделал такую запись: «Свершилось чудо! Пасмурное небо раскрылось, появилось окно, из которого солнечный луч, пройдя через облака, упал на крест рядом стоящей церкви». Чудесное явление настолько в нем запечатлелось, что-то произошло, и эта картина была ему нужна снова и снова. Поэтому квартиры он искал ближе к церкви. Мало того, из какого-то окна обязательно должен был открываться вид на купол и крест церкви или собора.

- Насколько органичным вам кажется памятник вашему прадеду у станций метро «Владимирская» - «Достоевская»?

Этот памятник я хорошо воспринял, присутствовал на его открытии. Но у меня было свое мнение о том, где памятник должен стоять. Есть симпатичное воспоминание одного из современников Достоевского, который обнаружил его после церковной службы в окружавшем Владимирскую церковь палисадничке, который сейчас закрыт для входа. Он сидел там на скамейке и беседовал с журналистом. В это время маленький мальчик решил делать куличики на пальто Федора Михайловича, которые в пылу спора Достоевский смахнул. Когда мальчик пришел и спросил, где его куличики, писатель, не задумываясь, ответил: «Я их съел». Ребенок был вполне удовлетворен ответом. У прадеда всегда особое отношение к детям было. У меня есть желание поставить если не памятник, то хотя бы бюст Достоевского именно здесь, в палисаднике церкви, поскольку это была семейная церковь и основная для него перед уходом в иной мир. Также хотелось бы, чтобы вышло полное собрание сочинений Достоевского с комментариями Церкви.

Федор Михайлович был оптимистом

- Александр Блок писал: «С юношеских лет, а то и позже, наш ум, совесть нашу начинает тревожить угрюмое имя - Достоевский». Умел ли великий писатель искренне радоваться жизни?

Угрюмым я Федора Михайловича никогда бы не назвал. Могу подтвердить, что в нем вместилось все. Это человек, который старается из темноты, из борьбы светлого и темного вывести людей к свету. Достоевский в детстве был вообще большой шалун и весельчак, по воспоминаниям брата писателя Андрея Михайловича. Был самым резвым, придумывал всякие розыгрыши и игры. Таким он, в принципе, и остался по большому счету. Если читать воспоминания Анны Григорьевны о семейной жизни Достоевского, то там постоянно происходили некие розыгрыши, назовем это ребусы и загадки. Он часто произносил какие-то фразы, которые ей надо было долго разгадывать. В конечном счете она понимала, что это такая шутка, юмор. Писатель не терял ощущения света в собственной натуре. Юмор ему был присущ, и пытливые читатели замечают нотки светлой иронии на страницах его романов. Оскаром фон Шульцем даже написана интересная книга «Светлый, жизнерадостный Достоевский». Она убедительно подтверждает то, что Федор Михайлович был оптимистичен и светел в своем сознании.

Творил в состоянии протянутых рук к Господу Богу

- Страсти и творчество - как они были связаны в жизни Достоевского?

Он в конце сам сказал нам: «Не как мальчик я верую. Через большое горнило сомнений моя осанна прошла». Федор Михайлович шел сложным путем, хотел примирить свою гениальную голову с мощным, ярким, сострадательным сердцем и не мог этого сделать. Всю жизнь он со своей натурой боролся. Писатель понимал, что тогда себя ощутишь настоящим верующим человеком, когда будешь чувствовать сердцем. Творил он всегда в состоянии протянутых рук к Господу Богу. Достоевский был очень страстным человеком. Если при страсти ты все-таки не впадаешь в безумие, а оставляешь для себя какие-то основополагающие истины, то это нормально. Творческий человек должен быть страстным, иначе у него ничего не получится, это будут только ремесленные поделки.

Шкловский считал Достоевского одним из величайших открывателей мира. Что самое главное Федор Михайлович открыл лично вам?

Для меня лично Достоевский открыл, что в человеке вместилось все: и мирское, и высшее, и низшее. В конце жизни он говорил: «Широк человек, надо бы сузить». Некая ирония, потому что мы не умещаемся сами в себе. И тогда начинаем просто куролесить и совершать поступки, приводящие к тяжелым последствиям.

- Есть ли у вас вопросы к Федору Михайловичу, на которые вы еще не получили ответа?

Иногда я натыкаюсь на совершенно непонятные моменты, и мне хочется с ним поговорить - что это значит? Анна Григорьевна в воспоминаниях описывает такой случай: они с Федором Михайловичем в Германии, гуляют по высокому берегу реки, наслаждаясь прекрасной природой, и вдруг козочка грациозно перескакивает тропинку. Анна Григорьевна восхитилась, а Достоевский сказал мрачно: «Эх, ружьишка-то нет!» Я удивился, потому что это настолько на него не похоже! С удовольствием поговорил бы с ним об этом.

- Где же гуманизм?

Да, это первый импульс мужчины-охотника!

Красота подвига Христова спасет мир

- Дмитрий Андреевич, вы как потомок великого мыслителя верите в то, что красота спасет мир и Россию?

Достоевский имел в виду красоту подвига Христова. Это чисто религиозная фраза, один из элементов Символа Веры. Федор Михайлович призывал людей искать Христа в себе и по-христиански поступать. Когда говорят эту фразу и в этот момент идет конкурс красоты, то меня коробит, потому что она означает совсем другое.

- У вас есть надежда на возрождение и процветание нашей страны?

Конечно! Мы же в большинстве своем люди оптимистичные, без веры жить не можем. Важно, чтобы государство понимало, что все вопросы нравственного состояния народа можно решить только с Церковью. У меня есть надежда на то, что через Церковь, через творчество Достоевского, раз мы о нем говорим, люди придут к более высокому духовному уровню, что и спасет Россию.

- Чего бы вы пожелали читателям газеты «Вечный Зов?»

- Совершенствоваться! Если человек уже открыл для себя веру нашу, православную, то совершенствовать себя внутри. И таким образом мы спасемся и в евангельском смысле - каждая душа, и в государственном - как все, живущие в России. То есть спасение России - нравственное дело каждого из нас!

Беседу вела
Вера Муравьева
Фотографии из архива
Дмитрия Достоевского

Дмитрий Достоевский фотография

Мой дед, Федор Федорович, -- сын писателя. У него ведь только двое из четырех детей прожили взрослую жизнь: Люба и Федя (Соня умерла в младенчестве, младший Алеша -- в пять лет). Люба в 1913 году уехала за границу и сюда уже не вернулась. Детей у нее не было. А вот Федор Федорович почти всю жизнь прожил в Симферополе, имел двоих сыновей. Старший в 16 лет умер. Младший, Андрей (мой отец), 1906 года рождения, поступил в Новочеркасский институт, но его выгнали оттуда за дворянское происхождение и за то, что отказался снимать студенческую тужурку и фуражку. Чтобы закончить образование, приехал в Петербург к племяннику Федора Михайловича -- Андрею Андреевичу Достоевскому. Человек удивительный! Помогал Анне Григорьевне во всем: бегал по ее поручениям, решал издательские проблемы. В 66 лет его арестовали и послали копать Беломорканал. Через полгода он умер... Детей у него не было.

Отец закончил в Петербурге Политехнический институт, стал инженером по лесоустройству. Всю Отечественную прошел. Воевал в танковых войсках, в разведке. Два раза был ранен. Рассказывал, что всю войну носил в вещмешке бюстик Федора Михайловича. Как талисман...

Отец с матерью и после смерти Андрея Андреевича остались в его квартире. Здесь в 1936 году родилась моя сестренка Татьяна, а в 1945-м -- я.

- Где находилась квартира Андрея Андреевича?

В самом центре, от которого измеряются все расстояния Петербурга. На улице, которая упоминается у Гоголя в "Ревизоре" ("Напишу своему другу в Почтамтскую улицу")... Андрей Андреевич был действительным статским советником и квартиру имел большую, просторную. А после революции она превратилась в коммуналку. Семья Достоевских была "уплотнена" в одну комнату над аркой, с окном во двор. Окно было полукруглое. Такое же, какое все, наверное, помнят по рисункам Добужинского к "Белым ночам"... Ну а в 1967 году, на волне столетия Ленина, все комнаты над арками признали нежилыми, и нас расселили.

- Что вы испытываете от сознания того, что вы правнук великого писателя?

Долгое время было тяжело. На меня как-то по-другому, внимательно смотрели... Сейчас подобный комплекс испытывает мой сын, Алексей.

Лучшие дня

- А в школе Достоевского проходили?

Его как раз ввели в программу, когда я учился в старших классах. Но он был для меня просто в ряду тех писателей, которых "проходят". Немного позже, лет в 18, прочитал "Преступление и наказание". Воспринял роман болезненно. Казалось, герои какие-то странные, неправильно живут, не о том думают. Но с возрастом, конечно, отношение менялось.

- Кто вы по специальности?

Сейчас имею собственный транспорт -- грузовой автобусик, которым зарабатываю на хлеб насущный. Из пункта А в пункт Б вожу что-нибудь... В молодости из принципа отказался от высшего образования. Это было, наверное, самой большой ошибкой. Сейчас жалею, а тогда тянуло приобрести различный опыт, казалось важным "узнать жизнь". После армии "набирал" рабочие профессии. Был алмазчиком, например. Это человек, который на корундовом круге наносит на хрусталь так называемые алмазные грани. Надо долго учиться, иметь точную руку. Мне нравились сложные рисунки, где много поворотов, разных граней... Если бы не стеклянная пыль, от которой стал кашлять, не ушел бы. К тому же, однажды разорвался круг, я поранился и потом просто не мог уже набирать на станке нужную скорость. Был электриком по высоковольтным установкам, монтером по высокочастотной связи, мастером в радиоателье, водителем трамвая...

- Чем привлекла работа водителя?

Вы уже заметили, наверное, что дом, где я живу, стоит напротив трампарка Кировского района. С кем-то разговорился... Между прочим, хорошая профессия. Мой самый любимый маршрут был -- 34-й, потому что проходил через весь центр. Вечерами любил интересоваться обстановкой на вторых этажах петербургских домов: сиденье у водителя достаточно высокое, почти на том же уровне. И я знал, например, где красивая старинная люстра висит. Мне надо было обязательно, проезжая, взглянуть на нее, "поздороваться". Ловил какие-то особые уголки города, которые постоянно появлялись в определенном ракурсе. Выезжаю из-за угла и знаю, что сейчас картина развернется вот такая... Даже иногда чуть притормаживал -- смотрел. Немало удовольствия доставляли какие-то уличные сценки, наблюдения за людьми... Работал довольно долго, но уволился после того, как однажды отказали тормоза и я чуть не разбился.

- Сначала -- круг, потом -- тормоза. Уходили, потому что после этих случаев преследовал страх?

Нет, это не страх. Просто надо обращать внимание на какие-то знаки, предостережения в жизни.

- Похожи ли вы характером на прадеда?

Мы все после Федора Михайловича особенно не отличаемся от него. Очень импульсивные, раздражительные. Иногда мрачноватые и ревнивые. Тяжелый характер, неровный.

- А чем не похожи?

У меня, например, напрочь отсутствует стремление к писательству. А в характере... Не настолько суров, мнителен, подозрителен. Я, наверное, все-таки более оптимистичен. Стараюсь больше радоваться светлым сторонам жизни... Но у Федора Михайловича ноша была другая.

- Унаследовали ли вы его страсть игрока?

Да, бесспорно. Между прочим, как и Федор Михайлович, играл в Висбадене.

- Ну и как?

Выиграл! У меня была небольшая сумма денег, но получил с нее довольно много. Директор казино даже воскликнул: "Дас ист унмеглих (это невозможно)!" Принес книгу почетных гостей, и я расписался там после чешского президента Вацлава Гавела. Кстати, пролистав эту книгу, обнаружил подпись Юрия Гагарина.

- Значит, вам везет больше, чем прадеду?

Да, но я играл по системе Достоевского! Любой может взять с полки роман "Игрок" и найти. Там есть такое место. Я просто никогда никому не говорю, где именно. Прочитайте, подумайте -- найдете. Я вот выписал и с этой бумажкой сидел и ставил фишки.

- Тогда почему же сам Достоевский проигрывал?

Он выигрывал. Но - только в первую половину дня. Потом не мог остановиться, удержаться в рамках своей теории. Заводился, бросал все расчеты и шел на риск. А игра по его системе требует холодного ума и выдержки.

- У вас есть эти качества?

Нет. Просто у меня не было возможности долго там сидеть. Вовремя увели.

- Вы уже обмолвились, что с возрастом отношение к Федору Михайловичу менялось. Когда и почему вы начали им заниматься?

Знаете, в 42 года я вдруг переменился. (Кстати, именно в этом возрасте и мой отец, Андрей Федорович, всерьез взялся за изучение Достоевского.) Чем дольше жил, тем больше задавался вопросами, ощущая какую-то двойственность, неопределенность. А он, писатель Достоевский, объяснял мне многое во мне самом... Потом стал замечать в статьях, докладах о личности Федора Михайловича, о его характере и поступках то, что казалось неверным, поверхностным или неправильно понятым. Испытывал душевную боль. Дергался, не мог сформулировать, найти аргументы. Надо было ведь не просто сказать свое слово, но и обосновать его... Многое и в Федоре Михайловиче, и в Анне Григорьевне, и в их детях раскрылось именно потому, что они мне близки. Какие-то отголоски есть и во мне, что-то видится более рельефно, чем другим. Я выступал на Достоевских чтениях с докладами об Анне Григорьевне, о Любе, Феде (кстати, пытался найти его могилу, но безуспешно).

У меня есть собственная теория насчет эпилепсии Достоевского. Думаю, эта болезнь была им "создана". Он был расположен к нервическим, как раньше говорили, припадкам -- это да. Но специалисты утверждают, что эпилепсия должна сказаться в каком-то поколении, а ее до сих пор ни у кого из потомков не было. Есть невротический склад характера, но не эпилепсия. Видимо, в какой-то из нервических моментов он чувствовал нечто такое, что тянуло ощутить это снова. Он же писал, что многое готов отдать за секунду такого состояния... Никто не занимался взаимосвязью припадков и тем, что было написано после. А ведь после всегда был пик творчества... Кто знает, на какое острие он выводил свое состояние, чтобы писать?

Я не профессионал, не достоевед и не имею, может быть, на то права, но хочу глубже понять и что-то сказать о "Братьях Карамазовых". Меня также интересуют некоторые темы в творчестве Достоевского. Например, детская тема. И собственные дети Федора Михайловича, и дети в его произведениях. Удивительно, но ведь слова "воспитание" он не признавал. В письмах писал не "воспитывай", а "веди". В одном из писем из Старой Руссы Анна Григорьевна пожаловалась на Федю: мол, увидел проходивших мимо дома странников и пошел за ними -- не могла его остановить. Ушел далеко, вернулся поздно, и как это скверно, что он не слушается маму. Но Федор Михайлович (он был тогда в Германии) ответил, что это прекрасный поступок! Значит, Федя растет самостоятельным в своих решениях человеком. Кстати, он предвидел будущий характер сына.

- Своего тоже так воспитывали?

Не "по Достоевскому", конечно. Но у меня возникало постоянное желание дать ему полную свободу. Он развился свободно, стал самим собой и не соответствует мне. А я уже в какой-то степени пожилой человек и хочу, чтобы в нем было больше моего. Начинаю раздражаться, ругаться, а потом думаю: "Господи, да что же это я делаю-то?.." Ему сейчас 19. Учится в Педагогическом университете на филологическом, занимается английским. Надеюсь, станет переводчиком художественной литературы. По-моему, у него есть склонность к этому.

- Помните, какая цитата была в моде в начале перестройки? О слезинке ребенка. Как теперь с этой слезинкой и Федором Михайловичем вообще?

Мы давно растеряли эту тревогу. Что тут скажешь?.. Кстати, вот Горбачев цитировал Достоевского -- и "сработало"! Музею Достоевского в Кузнечном переулке деньги стали давать, какие-то дотации. А вот Ельцин теперь его не цитирует -- и опять все про музей забыли.

- Зато теперь в моде другая цитата из Достоевского. Про красоту, которая спасет мир.

Когда в последнее время слышу, как треплют эту фразу, через меня просто электрический ток проходит! Уже до того дошли, что ею конкурсы красоты комментируют. Мол, кто-то когда-то сказал, что красота... Да не то он имел в виду! И в этом легко убедиться, если чуть-чуть серьезнее отнестись к его произведениям. Красота подвига Христова спасет мир! То есть христианский, а не утилитарный, бытовой смысл этого слова.

- Вы принимали активное участие в борьбе за возвращение верующим Владимирской церкви у Кузнечного рынка, других храмов. Вы всегда были верующим человеком?

Как ни странно, нет. Это один из результатов системы, в которой я рос. Конечно, когда стал задумываться о Боге, о Христе, чувствовал, что все не так просто, как говорят вокруг. А потом, когда уже серьезно и основательно стал читать Достоевского, пришел к вере. Но крестился только семь лет назад в Старой Руссе -- вместе со всей семьей. В Геориевской церкви, где Федор Михайлович был прихожанином, когда они жили там.

- Находили ли в романах Достоевского какие-то ошибки, неточности?

Федор Михайлович настолько проживал жизнь своих героев, что иногда даже начинал сомневаться: выдуманы ли они? Случалось, останавливался на улице как вкопанный, показывая на проходящего мимо человека: "Вот идет Раскольников!" А с другой стороны, иногда забывал, что его герои делали раньше, и просил Анну Григорьевну прочитать предыдущие главы. В одном из романов я встретил ошибку: второстепенный персонаж, который вроде бы уже умер, вдруг возникает снова. По-видимому, Анна Григорьевна не отследила.

- Вы часто бываете в музее-квартире Достоевского в Кузнечном переулке. Вам он нравится?

Не совсем. Вот в Старой Руссе -- такое впечатление, будто хозяева только-только вышли и сейчас вернутся. А здесь какая-то мемориальная безжизненность: нет деталей. С другой стороны, этот музей мне очень дорог. Ведь почти вся мебель -- из моего детства, из нашего дома на Почтамтской. И я даже не воспринимаю эту обстановку как музейную. Вот подхожу к этому шкафчику и вспоминаю, что когда-то пострадал от него: бегал по комнате и сильно ударился...

- Досталось ли вам хоть что-нибудь по наследству от Федора Михайловича?

Нет. Ничего. Анна Григорьевна завещала Евангелие Достоевского сыну Феде. Ему же передала все авторские права на издание книг до 1937 года. В 18-м она умерла от голода в Крыму, а возвращавшегося с ее похорон в Москву Федора чекисты высадили из поезда, отобрали письма, документы, Евангелие, а потом все это с большой помпой отправили в исторический музей... Все, что еще оставалось у моего отца, в 30-х годах забрали.

- Стало какой-то расхожей фразой: "Петербург Достоевского". А памятника Федору Михайловичу здесь нет. Скажите, в каком уголке города вы бы его поставили?

В ограде Владимирской церкви. Он был прихожанином этого храма. А еще тут небольшой скверик, который связан с одним эпизодом. Как-то Федор Михайлович присел на скамейку. Рядом играл мальчик. Наполнил песком формочку и вывалил кулич прямо ему на колени, на пальто. Надо было идти куда-то по делу, а он боялся встать, потому что кулич развалится. Хотя дело, конечно, и не в куличе вовсе. Так и сидел, разговаривая с мальчишкой, пока тот не убежал...

И так, дорогие, воспользуемся ныне тем даром, который воссиял нам на Фаворской горе, той красотой, которая сияет нам в Крестном Лице Любви Божией. Ибо в самом тропаре, в самом кондаке праздника раскрывается нам ныне смысл сегодняшнего торжества – «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное…».

25.08.2014 Трудами братии монастыря 11 820

«Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем» (Мф, 16:28). Эти слова Господь сказал апостолам. Но эти же слова обращены ныне и ко всякой душе христианской, ко всякому сердцу верующему, которому во Христе даровал Бог множества даров, необходимых нам для стяжания того совершенства христианского и той святости, которые заповеданы каждому из нас.

«Бог, многократно и многообразно, глаголавший отцам во пророках, в последние дни явил Себя в Сыне Своем, Имже и веки сотворил. Который, пришедши на землю, очистил грехи наша и возшел на небеса, и сел одесную Престола величествия Царствия Бога и Отца» (Евр,1:2). Многократно и многообразно являл Себя Господь в Священном Писании в разных именах, открывая нам о том, что Господь есть Любовь, Свет, Истина, Путь, Жизнь и Покой. Но к этим новозаветным именам Божиим, сегодня можно добавить и святоотеческое имя – Красота! Ибо Господь есть Истинная Красота! Причина и Источник всякой Красоты, которую мы можем видеть и в красоте земной. Но ныне, на Фаворе, нам открывается не только полнота откровения о Боге «так возлюбившего мир, яко и Сына Своего Единородного давшего, да всякий верующий в Него, не погибнет, но имеет жизнь вечную» (Ин,3:16). Но сегодня открывается нам красота и глубина всего Божиего замысла и о человеке! Взирая на эту красоту, на эту добрóту, составили святые отцы и оставили нам дивное учение, которое они назвали «Добротолюбием», – «любовь к красоте» – так дословно переводится с греческого это слово «Филокали́я». Красота истинная, – это есть имя Божие, но, к сожалению, как и все другие имена Его – Любовь, Свет, Истина, Свобода – эти имена, в нашем современном мире, особенно в мире западном, постхристианском, часто уже получают совершенно противоположные значения: так под любовью сегодня часто скрывается эгоизм и корысть, под светом – тьма, под свободой – вседозволенность, под ликом истины так часто скрывается ложь и прелесть, уводящая нас от истинной Красоты Лица Крестной Любви Божией. Но только во свете Его Красоты Крестной, во свете Его дивного Образа, открывается наше без"обрáзие, наша некрасивость. И в первую очередь – внутренняя. И, взирая на этот диапазон, на это расстояние – от нашего без"обрáзия до Его прекрасного Образа, до Его Красоты, душа уязвляется покаянным воплем и плачем – «Господи, спаси Мя, погибаю...»

И вот сегодня мы видим, что апостолы, узрев эту красоту, это добрóту, это блаженство и эту радость, устами апостола Петра возгласили: «Наставниче, хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: одну Тебе, одну Моисею и одну Илии» (Лк, 9:33). Ибо как говорит евангелист, «он не понимал тогда, что ещё сказать» Явившемуся на горе Фаворской. И вот мы видим, что и апостолы, как часто и мы, могли узреть, могли ощутить нечто дивное, чудное, божественное, удивиться и восхититься этим, но не заметили, недооценили то, какой ценой пришла им эта радость, явилась эта Красота?!

Преподобный Серафим Саровский в своей беседе с Мотовиловым говорит ему: «Предстань пред лицем Божиим, и принеси Ему свои прошения именем Христовым, помня какой ценой дарована была Ему эта власть, - принимать твои просьбы». Т.е. он хотел сказать – пусть каждое твое прошение, твое желание, твое моление будет достойно крестной любви Божией, достойно Страдания и Распятия Спасителя.

Вся история человечества является нам как искание и возвращение той первозданной красоты, той гармонии, того благолепия, которое изначально Бог вложил в Своё творение, и наипаче же в венец Своего творения, в образ и подобие Божие – человека.

В первых строках Священного Писания мы видим, что когда Господь совершал, творил весь мир наш, Он Сам свидетельствует, что «вся сия добра есть зело», т.е. весьма красиво, весьма хорошо. Но благодаря той трагедии, той драме, которая произошла в нашем праотце Адаме, весь мир наш исказился и удалился от той первозданной красоты.

И ныне вспоминается фраза Достоевского, что «красота спасёт мир». Но и красота, как мы говорили, как и все имена Божии бывают ныне, к сожалению, двоякой. И в своих дневниках Фёдор Михайлович писал и уточнял, что лишь «красота Лика Христова спасет мир».

В конце известного фильма Тенгиза Абуладзе «Покаяние», одна пожилая женщина, идя по утреннему, ещё спящему городу, встречает горожанина и задаёт ему очень глубокий вопрос, в котором открывается эта истина. Она спрашивает его: «Скажите, эта дорога ведёт ко Храму?» Ей отвечают – «Нет». Тогда женщина, удивлённо исповедует глубокую мудрость: «Тогда зачем же тогда эта дорога, если она не ведет ко Храму?»

И так и всякая красота, которая не приводит наше сердце к Богу, не исповедует Бога Творцом и Спасителем всего мира, является красотой прелестной, дьявольской, отводящей от Бога. На эту красоту взирая ныне весь мир, преисполняется духом зависти, духом ненависти и вражды.

И, хотя сегодня радостное торжество Преображения Господня, но мы не можем остаться безучастными и не сказать ни слова о нынешних трагических событиях в мире. Хотя Церковь и вне политики, но всё же она никогда не бывает вне народа Божьего, вне его страданий, не бывает безучастна ко всему, что происходит с народом Божиим. И ныне мы знаем, что мир уже стоит на пороге Третьей мировой войны, подобно тому как 100 лет назад началась Первая мировая война, так и сегодня зеркально повторяются все события нашего времени. И мир пытается и Церковь втянуть в этот дьявольский диалог. Но мы не найдём ответа, - в чём причина этих бед, не найдём истины, если мы будем просто, как политики, интересоваться последними известиями. Хотя тот, кто ответственен за эти решения, политики и государственные деятели, они, конечно, должны вести диалог на этих уровнях - и политических, и экономических, и религиозных, и национальных, пока этот диалог возможен. Но Церковь Божия, исповедующая Христа Спасителем всего мира, должна взирать на это, прежде всего, с позиции Бога и Отца нашего, с позиции вечности.

Так в чём же причина? В чём является наша нынешняя «некрасота» и недовольство нашей жизнью? Человек, призванный к полноте гармонии, к счастью, блаженству, радости, интуитивно всегда ищет её. И не только стрáны и народы, но и каждый из нас, так часто бывает несчастен, недоволен своей судьбой: пребывает в унынии, в депрессии, доводящей его порой даже до отчаяния.

Почему же все это происходит, когда христианин наделён всей полнотой Божьих Даров, когда нам воссияла ныне на Фаворской горе вся полнота красоты лица Божьего и красоты лица человеческого? Не от того ли, что наши желания, наши просьбы, наши цели и задачи - часто не достойны Распятого Христа, Спасителя нашего, не достойны Его Страданий. И я хочу напомнить ныне те несколько слов, которые написал апостол Иаков, бывший тогда на горе Фаворской; две тысячи лет назад, он написал эти слова, но насколько насущны они сейчас! Они и сегодня отвечают на вопрос - в чём же первопричина наших несчастий и войн:
«Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак, 4:1-4).

И ныне многие взирают на ту красоту, которую нам проповедует постхристианский мир, с бесконечным его устремлением к роскоши и комфорту жизни. Но мы постараемся взирать на Христа Распятого.

В традициях православной Церкви священник на проповедь всегда выходит с крестом, как бы не гласно, ещё без слов, без проповеди исповедуя и проповедуя, что мы – последователи Распятого. Так будем же всегда взирать на Христа Распятого! Ибо, нигде в Священном Писании мы не найдём о том, что жить по-Божьему, по-христиански, исполнять заповедь Божию будет удобно и комфортно. Да, Господь наделяет своих рабов, своих последователей, дивной неизреченной радостью, но эта радость не от мира сего, Радость Крестная. И очень важно, чтобы та внешняя красота, гармония и счастье, в которые мы облачаемся, в которые мы стремимся, в первую очередь исходили изнутри. Как те отцы-добротолюбцы по-евангельски всегда «очищали прежде внутреннее скляницы и блюда, да будет и внешнее им чисто» .

Ещё в дни Своего земного странствия Господь всячески и многажды порицал и осуждал то лицемерие, которое было среди наиболее ревностной части верующих людей, - среди фарисеев и книжников. Он называл их «гробами украшенными», которые, лишь внешне украшены цветами и сияют благолепием, но внутри исполнены всякого злосмрадия.

И так, дорогие, воспользуемся ныне тем даром, который воссиял нам на Фаворской горе, той красотой, которая сияет нам в Крестном Лице Любви Божией. Ибо в самом тропаре, в самом кондаке праздника раскрывается нам ныне смысл сегодняшнего торжества – «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное…»

Вот верный путь для нас – «страдание… вольное»! И мы, если в сердцах своих заранее страдания наши восприимем как вольные страдания, то и мы будем действительно последователями распятого Христа, и мы тогда узрим истинную Красоту, и будем истинно приближать тогда весь мир к тому спасению, к той красоте, к той гармонии, в которой он был замыслен Богом.

Преподобный Силуан Афонский говорит: «Ах, какие мы счастливые, христиане! Какого Бога мы имеем! И, если бы всякая душа, Духом Святым познала смирение Христово и через это пришла к любви Божией, то во всём мире воцарилось бы Царствие Божие». Это звучит сейчас как-то банально, и почти невозможно в это поверить. Но, если мы действительно люди верующие, если мы христиане, то мы должны сохранять эту надежду, и начать прежде всего с себя, начать действовать и двигаться в этом направлении. По крайней мере, внутри каждого из нас должна воссиять эта Красота, подобно тому, как впоследствии писал апостол Пётр в своём послании: «Да будет украшением нашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет, 3:3-4).

И исполняя заповедь преподобного, блаженного батюшки Серафима Саровского и мы будем представать пред лицем Божиим присно, во весь день. По слову псалмопевца «Предзрех Господа предо мною выну, яко одесную мене есть, да неподвижуся» (Пс. 15, 8), будем приносить Ему присно свои прошения именем Христовым. Последуем стопам отцев-добротолюбцев в молитве, молитве Иисусовой, и во всяком молении и прошении взирая на ту Красоту Крестной Любви Божией, которую ныне явил нам Господь на Фаворе. Но будем и со всей ответственностью понимать и то, какой ценой стяжал Господь эту власть - даровать нам эти прошения.

И пусть все наши желания, наши мольбы, наши искания будут достойны Христа распятого, Христа, явившего нам ныне на горе Фаворской Крестную Любовь Свою, «Еюже вся быша».

Загрузка...
Top