Контрольное занятие в средней группе "путешествия по крыму". План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Путешествуем по Крыму

Конспект комплексного занятия для детей подготовительной к школе группы.

Тема занятия: « Наш волшебный Крым».

Программное содержание: выявитьзнания детей о географическом положении Крыма, о морях, омывающих полуостров, об обитателях Чёрного и Азовского морей, формировать представления о Крыме, как о прекрасном месте для отдыха и укрепления здоровья; закрепить знания детей о крымских городах- курортах: Феодосии, Судаке, Алуште; познакомить с городом -героем Севастополь; уточнить знания о международном детском центре "Артек"; продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже, отвечать на вопросы, подбирать слова -определения; развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой; воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе (морю); систематизировать знания детей о столице Крыма.

Словарь: полуостров, столица, удивительный, великолепный, благодатный, прелестный, экскурсия; Феодосия- картинная галерея, И. К. Айвазовский, А. Грин, порт Ялта; Севастополь –Памятник погибшим кораблям, народная слава; морские обитатели: катран, дельфин, краб, медуза, рыба-игла, морской ёж, ставрида.

Материал: карта Крыма, папки -передвижки с достопримечательностями городов: Феодосия, Судак, Алушта, Ялта, Севастополь, иллюстрации "Морские обитатели", картинки для раскрашивания "Морские обитатели"; дидактический материал для игры "Расшифруй задуманное слово по первому звуку".

Ход занятия:

1).Беседа о Крыме.

Воспитатель: Сейчас я вам расскажу легенду о происхождение крымской земли. Много лет назад на планете были только моря. Но вот море начало волноваться, забурлила, закипела вода, поднялись волны, из-под воды появилась суша, небольшой участок земли, который имел вот такую форму. (Показать карту Крыма). Здесь были горы, реки, водопады, степи и долины. Со временем, на этой земле выросли деревья, травы, цветы, кустарники, появились звери и птицы. Так на планете появился самый красивый уголок Земли.Дети, вы догадались, как называется этот сказочный край? (Крым).

Воспитатель: Правильно, ребята, мы поговорим о Крыме. Скажите, как называется наш полуостров, на котором мы живём? (Крымский п-ов).

Воспитатель: Почему его называют полуостровом? (Потому что он с трёх сторон омывается морями).

Воспитатель: Посмотрите на наш Крымский п-ов на карте. Это действительно так. Как правильно называется полуостров? (Автономная Республика Крым).

Воспитатель: Наш Крым – удивительный край. Его любят и гости, и сами крымчане. Наш полуостров сказочно красив. Чтобы передать свои впечатления от увиденного, поэты, живущие в Крыму, создают множество лирических стихотворений.Я прочитаю вам отрывок из стихотворения, которое написал А. С. Пушкин.

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга

Где весело шумят и блещут воды

И мирные ласкают берега.

Где на холмы под ласковые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

Скажите мне, кто видел край прелестней?...Воспитатель: Какими словами описывал Крым А. С. Пушкин?

Чтение стихотворения И.Коробкина о Крыме.

Крым-это здравница и это чудо-сад,

Крым-это фрукты, это сладкий виноград.

Крым-это море, это райские места,

Крым-это южных гор крутая высота.

Крым-это сказка, заглянувшая в глаза.

2).Симферополь - крымскаястолица.

Воспитатель: В Крыму есть много городов. И самый главный город находится в центре полуострова. Это столица Крыма. Как называется этот город? (Симферополь).

Воспитатель: Что означает название города Симферополь? (В переводе с греческого «Симфо»- собираю, «полис» -город.).

Воспитатель: Как вы думаете, почему его так называют? (Все люди, приезжающие в Крым, сначала приезжают в Симферополь, а потом разъезжаются в другие города и районы Крыма).

Воспитатель: Я предлагаю вам рассказать о городах родного Крыма. Представьте себе, что вы - экскурсоводы, во время путешествий мы посетим курортные города, познакомимся с их достопримечательностями. У каждого будет карта-путеводитель. (Дети читают стихи).

Наш главный город Симерополь.

Южная красавица - белая столица,

Над Салгиром ивушка в зеркало глядится.

Добрым нравом славится и людьми гордится

Симферополь –город мой, крымская столица.

Симферополь - сердце Крыма,

Город сердца и тепла.

Город южный, как красив ты,

Это Родина моя!

(Показ папки с фотографиями города Симферополь, краткий рассказ).

3).Знакомство с Феодосией.

Воспитатель: А теперь мы отправимся в восточную часть Крыма. Мы находимся в городе Феодосия.

Физкультминутка: подвижная игра "Мы едем, едем,едем в далёкие края".

Воспитатель: Феодосия - Богом данная красота земли первозданная,

Золотым песком к ногам стелется. К небу тянется юным деревцем.

Солнцем светится винограда гроздь, зачарует ночь ароматом роз.

Красота земли, Богом данная, Феодосия - дочь желанная.

Айвазовского сердцем согретая, и стихами поэтов воспетая.

Воспитатель: В этом городе обязательно нужно посетить галерею И. К. Айвазовского. Этот художник жил в Феодосии, много сделал для города, построил вокзал и железную дорогу. Очень любил море. Иван Константинович написал очень много картин о море. Есть в Феодосии дом-музей Александра Грина (писателя). Шесть лет он жил в Феодосии, написал много интересных рассказов " Алые паруса", "Бегущая по волнам", "Золотая цепь".

4).Судак - город-крепость.

Физкультминутка: гимнастика расслабления под музыку.

Воспитатель: Давайте закроем глаза и представим,что нам светит тёплое солнце, оно согревает нас. Его лучи скользят по нашим лицам, плечам, рукам, спинам, ногам. Но вот солнце пропало. Открывайте глаза.

Воспитатель: Чем южнее мы движемся, тем гористее становится берег. Это горы, на какое-то мгновение закрыли солнце. Посмотрите, что за крепость? (Показ картинки).

Воспитатель: Эта крепость - символ города Судак. Что вы можете рассказать об этом городе? (Высказывания детей).

Воспитатель: Судак расположен в Судакской долине. Со всех сторон его окружают живописные горы. Есть здравницы и санатории. В Судакской долине растёт виноград.Свежесть чёрного моря, виноградные ягоды помогают людям укрепить своё здоровье и уехать домой загорелыми, здоровыми и довольными. Послушайте, как современные поэты описывают город Судак в своих стихах.

*Судак увенчанный короной крепости, хранящий таинства былых веков.

На море Чёрное, на море Вечности, ласкает камушки у берегов.

Живу тобою наслаждаюсь, дышу твоею красотой.

Ну, как тобою не гордиться, ты для меня Судак родной.

Какие бухты, горы, пляжи, такая чистая вода,

Такой природой, где живём мы, должны гордиться мы всегда.

Воспитатель: Я предлагаю путешествовать дальше.

Динамическая пауза:Я хожу, хожу, хожу, я на месте не сижу.

Я бегу, бегу, бегу, без движенья не могу.

5). Замечательная Алушта.

Воспитатель: На нашем пути стоит город Алушта. Что мы можем рассказать об Алуште.

(Высказывания детей).

Воспитатель: В переводе с греческого "Алустон"- сквозняк.

НетАлушты без ротонды

И высоких кипарисов,

И каштанов и больших цветов магнолии душистых.

В буйном цвете роз и милый парк Приморский утопает

И троллейбус в Уголок Рабочий под гору съезжает.

Воспитатель: Алушта – это здравница, здесь много санаториев, пансионатов и домов отдыха, где могут отдохнуть, оздоровиться, поправить здоровье люди из любого уголка нашей страны.В Алуште - уникальные памятники природы, истории и культуры. (Рассказ детей о достопримечательности города Алушта).

Воспитатель: Крымский заповедник, крепость Алустон, Профессорский уголок, памятник и музей С. Сергеева - Ценского, Аквариум, "Крым в миниатюре", ротонда на набережной, памятники партизанам и героям ВОВ, краеведческий музей и танк - памятник в честь освобождения Алушты 15 апреля 1944 года - вот достопримечательности, которые можно увидеть в Алуште. Итак, мы отправляем путешествовать в Ялту. Прямо перед нами вднеется гора. На что она похожа? И как она называется? (Ответы детей).

Воспитатель: Лежит себе Медведь- гора, нос прикрывает лапой,

А рядом ходит детвора, не страшен косолапый.

Не станет ведь гора реветь, хоть и зовут её Медведь.

6). Детский оздоровительный центр "Артек".

На побережье Чёрного моря, возле Медведь –горы находится детский оздоровительный центр"Артек", где отдыхают дети со всех уголков мира. Дети в Артеке плавают, загорают, ходят в походы, проводят соревнования, танцуют, играют. А главное все дружат.

На юге,у чёрного моря, весёлое царство ребят.

О море в бескрайнем просторе, задорные песни звучат.

С лазурью его не сравниться, всех прочих морей синева.

По всем городам и столицам, идёт об Артеке молва.

Вы знаете, что такое дружба? (Ответы детей).

Воспитатель: Напомните поговорки и пословицы о дружбе.

Один за всех и все за одного.

Нет друга - ищи, а нашёл – береги.

Сам погибай. А товарища выоручай.

Крепкую дружбу и водой не разольёшь.

Друг познаётся в беде.

Воспитатель: В Артеке любят играть в разные игры. Давайте и мы поиграем в игру "Мы весёлые ребята".

7). Легендарная Ялта.

Воспитатель: Следующий город, который раскинулся на берегу Чёрного моря, Ялта.

Этот город – Ялта. Посмотри дружок,

Солнечное небо, жёлтенький песок.

Бьёт о борт бетонный сильная волна!

Будтоприглашает в гости нас она.

Воспитатель: А вы знаете легенды о Ялте? (Рассказывание легенды детьми).

Воспитатель: Давным - давно из Греции отправился корабль. Уже много дней корабль был в море. Моряки устали, у них закончилась питьевая вода. Волны уносили их всё дальше и дальше. И вот однажды утром моряки увидели вдали чудесный берег.

Ялос, Ялос!-закричали моряки. Корабль причалился к берегу. Грекам здесь очень понравилось.И они стали строить город на берегу приветливого моря, который назвали Ялос, что означает "берег".

Воспитатель:Кто из вас был в Ялте? Что запомнилось вам? (Ответ детей).

Физкультминутка(музыка, шум моря).

Воспитатель: Над волнами чайки кружат, полетим за ними дружно,

Брызги пены, шум прибоя, а над морем мы с тобою!

Мы теперь плывём над морем, и резвимся на просторе.

Веселее загребай, и дельфинов догоняй!

8). Город народной славы -Севастополь.

Воспитатель: И вот мы приплыли, в знаменитый город славы Севастополь.

Символ стойкости и славы, и величия моряков.

Севастополь - город славы, символ мужества веков.

На Малаховском кургане искры вечного огня

Застывают в сером камне, память прошлого храня.

Они помнят, как Корнилов, раненый в бою, лежал.

Как, сражаясь, пал Нахимов, натиск турок удержал.

Вспоминают ветераны с болью о былых боях.

Незалеченные раны, кортик, китель в орденах.

Севастопольскую славу, и заветы старины

И великую державу, помнят славные сыны!

Воспитатель: Севастополь - город славы, город - герой! (Дети рассматривают фото памятниковСевастополя).

Воспитатель: Севастополь - главный порт Крыма. Сюда приплывают корабли из разных стран. Здесь база военного флота. Военные моряки в годы войны защищали наш Крым от врагов. И сейчас охраняют границы России от незваных гостей.

Воспитатель: Молодцы ребята, сегодня вы много узнали и рассказали о Крыме. А знаете ливы, зачем люди едут в Крым? И что им больше всего нравится в Крыму? (Ответ детей).

Воспитатель: Многие люди едут именно к морю, вот и мы отправимся к морю.

Физкультминутка:К морю быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот так славно освежились.

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно.

Вместе раз- это брас,

Одной рукой - это кроль,

Все плывём мы, как один,

Все плывём мы, как дельфин.

Вышли на берег морской,

И отправились домой!

Воспитатель: А вы знаете обитателей чёрного моря?

9). Дидактическая игра "Какое слово зашифрованно?"

(краб, медуза, креветка, звезда, дельфин, мидия, скат, камбала, катран, конёк, рыба-игла, ёрш).

Воспитатель: Чем полезны морю крабы, медузы, мидии? (Они фильтруют воду).

Воспитатель: Назовите самых крупных обитателей Чёрного моря. (Дельфины).

Воспитатель: Они добрые и умные животные. Дельфины относятся к отряду млекопитающих, живут в море, но не могут жить без воздуха, вскармливают детёнышей молоком.

10). Дидактическая игра "Кто живёт в море?"

А в воде живёт индюк?(Нет).

А в воде живёт утюг?(Нет).

Ну, а корка от арбуза? Нет.

А вообще живёт медуза?(Да).

А большие мандарины?(Нет).

В Чёрном море есть дельфины?(Да).

Рыбы в нашем море есть?(Да).

Крокодилов в нём не счесть?(Нет).

Дети плещутся в воде? (Да).

Мусор плавает в воде?(Нет).

Воспитатель: Молодцы! Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей – это родной дом, а для того, чтобы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!

11). Изодеятельность "Раскрасим морских обитателей".

Посмотрите, сколько фотографий морских обитателей сделали подводным фотоаппаратом. Только они получились чёрно белыми, некрасивыми. Давайте их раскрасим в яркие цвета.

(По окончанию работы, дети наклеивают рисунки на плакат голубого фона).

Воспитатель: Посмотрите, какая объёмная панорама у нас получилась, видно всех морских обитателей. Эта работа украсит нашу группу и будет напоминать о наших путешествиях.

Цель: расширить знания детей о родном крае, о полуострове Крым. Формировать представление детей об истории Крыма. Формирование понимания ответственности каждого человека за процветание и благополучие родного края, в котором живёшь. Познакомить с историей древних городов Крыма. Развивать познавательную активность, стремление узнать как можно больше о Крыме. Способствовать развитию кругозора, воображения, любознательности, наблюдательности, памяти. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свой край, интерес к прошлому, любовь к родной земле. Материал: карта Крыма, иллюстрации древних городов полуострова Крым, разрезные картинки находок при раскопках.

Ход НОД

«Встали дети, встали в круг, слева друг и справа друг». Ребята давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и поздороваемся.

Приветствие:

Доброе утро птицы запели, Добрые люди вставайте с постели, Прячется вся темнота по углам,

Солнце встаёт и идёт по делам Доброе утро всем нам и гостям! Улыбнемся друг другу.

Дети сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. А где мы будем путешествовать, вы узнаете, если отгадаете слово. А чтоб его отгадать, решите примеры и правильно расставьте буквы.

К – 4-3 Р – 6-4 Ы – 7-4 М – 8-4

Воспитатель: Правильно путешествовать мы будем по полуострову Крым. Ребята, у каждого человека есть свой чудесный, замечательный уголок на земле – место, где он родился. Крым для нас является родным домом. Жить на родной земле – это счастье!

Не зря называется солнечным Крым!

Весёлое солнце сверкает над ним!

А в небе такая над ним синева

Что кружится, кружится голова!

Плывут облака, чуть покачиваются,

На горы они облокачиваются.

Там спят они тихо над кручами,

А ночью становятся тучами. (Л.Кондрашенко)

Воспитатель : Крым – удивительный край с яркой и славной историей, которая уходит глубоко корнями в прошлое.

Когда-то, давным-давно наша крымская земля была безлюдной, с богатыми плодородными землями, с мягким климатом. Этого не могли не заметить первые древние люди, которые поселились на крымской земле. Называли этот народ – таврами, отсюда и пошло первое название Крыма – Таврика.

В Крыму в разные исторические периоды жили тавры и киммерийцы, скифы и греки, сарматы и римляне, готы, гунны, авары, болгары, хазары, славяне, печенеги, половцы, караимы, монголы и крымские татары, итальянцы и турки.

Древние люди, поселившиеся на крымской земле около ста тысяч лет назад, ходили на охоту, ловили рыбу, разводили пчёл, выращивали скот и занимались земледелием.

Земля Крыма пережила множество ярких событий, переселений и завоеваний. Одни народы приходили в этот край, другие исчезали, а с ними менялись названия городов и название Крыма – Таврия, Таврида.

С тех пор прошло много времени. Крым стал бесценной сокровищницей памятников культуры многих народов. «Крым - «Музей под открытым небом»»

Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое «Музей»? (ответы детей)

Воспитатель: да — это учреждение, где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения искусства, предметы и документы, имеющие культурное, научное, историческое значение.

Музей под открытым небом - любой музей, в котором ценности выставляются вне помещений. К таким музеям относятся парки скульптур, парки миниатюр, музеи авиации, военной техники, транспорта, музеи сооружений. Исторические строения являются не просто отдельными экспонатами, а образуют взаимосвязанный комплекс, т. е. целые города, деревни, крепости. Посетители могут побывать там и получить представление об истории местности.

О том далёком прошлом нам известно от историков, изучающих историю возникновения Крыма, из археологических раскопок. При раскопках, учёные-археологи находили глиняные таблички, по которым выяснили, что города Крыма имели другие названия.

И сейчас я предлагаю отправиться в некоторые города Крыма и побывать в «Музее под открытым небом».

Физ. минутка «Мы идём».

Воспитатель: И первый город, в который мы с вами пришли это Древний Херсонес, повторите. Сейчас это город Севастополь.

Херсонес Таврический — можно назвать «Музей под открытым небом». В переводе с древнегреческого языка означает «полуостров», и такое название не удивительно, ведь поселение располагалось на Гераклейском полуострове Крыма. (показывает на карте).

В 1783-м году из города Таганрог в Херсонес были привезены 16 колоколов. Все они попали в разные церкви города. Часть из них, в том числе, и этот колокол, передали мужскому монастырю Святого Владимира в Херсонесе.

К сожалению, все колокола были уничтожены, а этот получил название «Туманный колокол». Он подавая звуковые сигналы во время непогоды и туманов, предупреждая мореплавателей о близости берега.

Туманный колокол, Владимирский собор, руины христианских жилищ одни из самых известных памятников Севастополя.

Воспитатель: Вам понравилось?

Физ. минутка «Мы идём».

Воспитатель: И следующий город, в который мы с вами пришли это Древний Пантикапей, повторите. Сейчас это город Керчь.

Пантикапей означает «рыбный путь», ведь здесь издавна были рыбные заводы, ещё в этом городе занимался чеканкой монет, которые вскоре стали главной денежной единицей царства.

Весь город был опоясан мощной системой каменных укреплений, назывались эти укрепления « Крепость Боспор». Она расположена на мысе Ак-Бурун. Крепость была построена для охраны южных границ Российской империи.

В окрестностях города находился некрополь (кладбище). Он состоял из курганов под которыми похоронены скифские вожди, жившие в городе. Курганы и сейчас составляют одну из самых ярких достопримечательностей окрестностей Керчи. Наиболее популярный курган — Куль-Оба или Золотой, или Царский.

Со временем Пантикапей получает название Карша, или Чарша, что в переводе означает рынок. Потом — Корчев, и сейчас – называется Керчь.

Воспитатель: Вам интересно? Тогда отправляемся дальше.

Физ. минутка «Мы идём».

Воспитатель: И следующий город, в который мы с вами пришли это Древний Неаполь, повторите. Неаполь переводится как «новый город». Он был столицей скифского государства. Здесь проживали скифские цари. Теперь это город Симферополь, он же является столицей Крыма.

Развалины древнего города Неаполя Скифского сегодня представляют собой историко-археологический заповедник Симферополя. Там проводят экскурсии. Отрытые из земли здания представляют собой экспозицию «Музея под открытым небом».

Воспитатель: Интересно? Тогда давайте поиграем.

Дидактическая игра «Находки археологов».

Цель: прививать интерес к историческому прошлому родного края.

Материал: изображение различных предметов, состоящих из 4-8 фрагментов.

Ход игры:

Дети собирают из фрагментов картинку: античные амфоры, различная бытовая утварь.

Воспитатель: скажите мне, где хранятся все находки, которые были найдены во время раскопок?

Правильно — в музеях и туристы, посещая их, узнают много интересного о прошлом нашего полуострова.

Крым, с его красочными пейзажами, сказочной природой, лечебным и чистым воздухом, ущельями, водопадами, пещерами, привлекает многих людей. Крым – жемчужина, «музей под открытым небом».

Воспитатель: Ребята, почему люди едут в Крым? (ответы детей).

Верно, чтобы познакомиться с достопримечательностями Крыма, посетить древние и пещерные города – Чуфут-Кале, Мангуп-Кале, Эски-Кермен. Давайте повторим названия этих пещерных городов. (показ на карте)

Воспитатель : ребята вы знаете, что Крым – многонационален. На полуострове живут представители 175 национальностей. Каждый из этих народов имеет свои обычаи, традиции, национальную культуру, язык, различие в одежде, в проведении праздников.

Все народы такие разные, но у них один общий дом. И этот дом называется – Крым. Наша с вами Родина.

Родина

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

Воспитатель: Любите и берегите родной край. Гордитесь своей историей. А чтобы процветал наш Крым нужно крепить дружбу и единство всех народов, живущих на крымской земле. Нужно знать свою историю и беречь исторические памятники. Нужно не разрушать и ломать беречь и строить.

Вот и закончилось наше путешествие по полуострову Крым. Вам понравилось?

Итог занятия:

Как назывался Крым много веков назад? Таврика

В каких древних городах мы сегодня побывали?

Почему Крым называют «Музеем под открытым небом»?

(музеи, в которых демонстрируются примеры архитектурных сооружений вне учреждений)

Почему Крым любят посещать туристы? (здесь интересно)

Давайте скажем, какой наш Крым. (солнечный, красивый, интересный, загадочный, волшебный, любимый)

Молодцы, ребята вы сегодня все внимательно слушали, и узнали много нового и интересного.

Кто хочет может подойти и внимательней рассмотреть достопримечательности городов о которых мы сегодня говорили.

Конспект урока изобразительного искусства "Природа Крыма" в 3 классе

Вариант конспекта урока по теме "В музеях хранят пейзажи"

Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Цель: показать историческую роль полуострова Крым в истории и современности России, обоснованность воссоединения с точки зрения моральных и этических норм.
Задачи:
образовательная:
– освоение нового, ранее не изучаемого материала о новых субъектах Российской Федерации,
- познакомить учащихся с историей и культурным наследием Крыма, сформировать представление о природе Крыма;
- познакомить учащихся с творчеством русских художников (И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, А.П. Боголюбова, К.А. Коровина, Р.Г. Судковского), писателей и поэтов (А.С. Пушкина, А.К. Толстого, М. Горького, М.М. Коцюбинского и др.);
- способствовать формированию понятия о пейзаже и умения его анализировать;
воспитательная:
– воспитание у учащихся гордости и уважения к истории своей страны, ее достижениям и достоянию, воспитание толерантности и дружеских отношений между братскими народами, патриотизма, любви к природе;
развивающие:
– заинтересовать учащихся предлагаемым материалом, дать им возможность самим самостоятельно продолжить изучение данной темы.
Формирование познавательных УУД:
расширить представление о Крыме как о ландшафтном и историко–культурном заповеднике, воспетом в произведениях литературы и искусства; формировать ключевые компетенции в области литературы, географии, информационных технологий; развивать познавательный интерес в разных областях знаний.
Формирование личностных УУД:
коммуникативных навыков; творческих способностей учащихся.
Формирование регулятивных УУД:
воспитание патриотических чувств, толерантности и уважения к этническому многообразию населения Крыма.
Вид урока: тематическое рисование, выставка рисунков "Природа Крыма".
Тип урока: комбинированный, интегрированный.

Содержание урока
1. Организационный этап
Организация пространства класса для работы детей. Приветствие учащихся, проверка их готовность к уроку. Подготовка рабочего места.
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
Учитель:
Ребята, сегодня мы снова обращаемся к тем произведениям, которые хранят и экспонируют в музеях.
Для того, чтобы узнать к какому жанру изобразительного искусства мы обратимся, разгадаем ребус:


Вопрос детям: - А вы знаете что такое пейзаж?
Учитель: Слово происходит от французского и переводится на русский язык как "изображение страны", т.е. изображение какой-нибудь местности.
Мы с вами живём в средней полосе России, но сегодня обратимся не к родной природе, а к природе удивительного края - к природе полуострова Крым.
Вопросы детям:
- Слышали о таком полуострове? Бывал кто-нибудь в Крыму?
- Знаете, почему именно о Крыме пойдет речь?
Учитель: Сегодня у вас есть возможность полюбоваться одним из красивейших мест планеты. Великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Крым орденом на груди планеты Земля. Не только его, но и многих других творческих людей очаровала красота этого края, который боги создали для себя, но затем подарили людям.
Крым – это чудесный уголок щедрой природы, музей под открытым небом. Сколько волшебства в крымских названиях!
Просмотр и комментирование учителем слайдовой презентации "Природа Крыма".
1. Эпиграф:
…люблю всё больней и больнее
Каждый метр этой странной земли,
Раскалённое солнце над нею,
Раскалённые горы вдали,
Истомлённые зноем деревни,
Истомлённые зноем стада...
Суховея горячие вздохи,
Исступлённые песни цикад.
И в тяжёлом бреду суховея,
В беспощадной колючей пыли
Продолжаю любить, не трезвея,
Каждый метр этой трудной земли –
Пусть угрюмой, пускай невоспетой,
Пусть такой необычной в Крыму.
Ю.В. Друнина
Далее учитель демонстрирует слайды с фотографиями природы Крыма, сопровождая их высказываниями поэтов, писателей.
2. К.Г. Паустовский (1892-1968) писал:
«Есть уголки нашей земли настолько прекрасные, что каждое посещение их вызывает ощущение счастья.... Таков Крым... "
3. Польский поэт А.Мицкевич, потрясенный очарованием Южного берега Крыма, пишет: "Передо мной страна волшебной красоты. Здесь небо ясное, здесь так прекрасны лица..."
4. "Я ходил здесь, как во сне", - передает свое впечатление украинский поэт М.М.Коцюбинский.
5. "Шел в немом восхищении..." - признавался М.Горький в рассказе "Мой спутник".
Множество восхищённых строк о Крыме принадлежат поэту А. С. Пушкину.
В Крыму уникальное сочетание степных равнин и горных вершин, остывшие вулканы и грязевые сопки, уютные бухты и обрывистые скалы, песчаные или галечные живописные побережья. Южный берег не зря называют крымским раем. Здесь отвесные кручи гор, раздолье моря, глубокие ущелья, тенистые леса, стремительные горные ручьи и водопады. На Южном побережье можно найти уголки, напоминающие природу многих стран мира - Италии и Испании, Австралии и Греции.
Полуостров омывается Чёрным и Азовским морями. В Крыму более 150 рек и ручьев.
6. Стихотворение Бенедиктова «Потоки»:
Не широки, не глубоки
Крыма водные потоки,
Но зато их целый рой…
7. Один из редчайших и удивительных по красоте уголков нашей Родины - горный массив Кара-Даг. Породил его расцвет вулканической деятельности в Крыму много миллионов лет назад. Название "Кара-Даг" дошло до нас из средневековья и в тюркских языках означает "чёрная гора".
Крымские города - Ялта, Феодосия, Коктебель, Евпатория, Судак, Севастополь и Симферополь воспевали многие поэты. Здесь лучшие люди России черпали вдохновение, предавались романтическим порывам, некоторые даже обретали личное счастье. Эти города не потеряли своего очарования и в наше время - по прежнему вдохновляет писателей, поэтов, художников.
Но почему о маленьком Крыме собрано много - преданий, легенд, сказок. Зачем? Потому что это - часть культуры и истории нашего удивительного уголка земли и не может не представлять интереса.
8. Вы сейчас услышите одну из многочисленных легенд, об одном из самых примечательных памятников природы Южного берега Крыма – горе Аю-даг. Сходство её с медведем, который, словно охваченный жаждой, припал к морю, чтобы напиться издавна вызывало удивление и породило много легенд об этом памятнике природы.
Легенда о Медведь-горе.
В отдалённые времена на самом берегу моря поселилось стадо огромных зверей. Управлял им вожак - старый и грозный медведь. Однажды возвратились медведи из набега и обнаружили на берегу обломки корабля.
Среди них лежал свёрток. Старый вожак развернул его и увидел маленькую девочку. Девочка стала жить среди медведей. Шли годы, она росла и превратилась в красивую девушку.
Однажды недалеко от медвежьего логова прибило к берегу челн с молодым красивым юношей. Буря долго носила его челн по волнам, пока не выбросила на крымский берег. Девушка перенесла юношу в укромное место. Много раз приносила она юноше еду и питьё. Юноша рассказывал ей, как живут люди в его родных краях. И в эти дни полюбили они друг друга.
Юноша уже окреп, он смастерил мачту, сделал парус - влюблённые решили покинуть медвежий берег.
Тут вернулись на берег из далекого похода медведи и не обнаружили девушку. Вожак посмотрел на море и яростно взревел. Он опустил огромную пасть в голубую влагу и с силой стал втягивать воду. Его примеру последовали остальные. Течение увлекало челн обратно к берегу.
И девушка запела. Как только донесся до зверей её голос, они подняли головы от воды и заслушались. Лишь старый вожак продолжал своё дело. Еще глубже погрузил он передние лапы и морду в холодные волны. Бурлило море у его пасти, вливаясь в неё широкими потоками.
Заклинала в песне девушка все силы земные и небесные стать на защиту её первой, чистой любви. Умоляла она старого медведя пощадить юношу. И так горяча была мольба девушки, что страшный зверь перестал тянуть в себя воду. Но не захотел он оставлять берега, продолжал лежать, всматриваясь вдаль, где исчезал челн с существом, к которому он привязался.
И лежит старый медведь на берегу уже тысячи лет. Окаменело его могучее тело. Мощные бока превратились в отвесные пропасти, высокая спина стала вершиной горы, достигающей облаков, голова сделалась острой скалой, густая шерсть обратилась в дремучий лес. Старый вожак-медведь стал Медведь –горою.
9. Ласточкино гнездо - памятник архитектуры расположенный на отвесной 40-метровой Аврориной скале. И у него есть своя история, но, к сожалению, на одном уроке нам не хватит времени узнать всё о природе Крыма. Я надеюсь, что дома вместе с родителями вы сможете найти ещё много интересных сведений об этом волшебном крае.
3. Целеполагание.
Учитель организует диалог с учащимися, в ходе которого помогает сформулировать некоторые задачи занятия.
Вопросы детям:
- Какой образ складывается у вас после просмотра презентации?
- Как вы думаете каковы цели и задачи урока?
3. Этап усвоения новых знаний
1. Учитель: Познакомимся с историей и культурным наследием Крыма.
Сложны и прихотливы пути его истории. Когда пытаешься проследить их из сегодняшнего дня – начинает казаться, будто кто-то всемогущий забавлялся этим маленьким полуостровом, как драгоценной игрушкой: «А вот сделаю я с ним ещё то-то… И что выйдет?»….
В течение многих веков Крым завоёвывали и населяли разные народы, он носил разные названия - Таврида, Хазария, Крымское ханство, Крымская Автономная Советская Социалистическая Республика.... В 10 веке в Крыму киевский князь Владимир принял христианство, с крымской земли пошло его распространение на Руси. Затем Крым был захвачен Османской империей. В 18 веке императрица Екатерина II подписала указ о присоединении Крыма к России. В середине 20 века руководитель Советского Союза Н. Хрущёв передал Крымскую область Украине. И теперь с 21 марта 2014 года снова Крымский полуостров оказался со своей Родиной - Россией!
Меняется время, сменяются народы, но любовь к Крыму остается неизменной…Любовь к этому удивительному уголку Земли.
2. Знакомство с творчеством русских художников и поэтов посвятивших свои произведения Крыму.
Крым - удивительное место, которое вызывало восхищение у всех, кто здесь побывал. Не оставил он равнодушным не только писателей, поэтов, но и художников, побывавших здесь.
Художник и педагог А. М. Дубинчик говорил, что "Пейзаж - это исповедь художника".
Вопросы детям:
- Что значит исповедь, исповедоваться? (признаваться, говорить правду, рассказывать тайны)
- А в чём перед нами, зрителями, могут исповедоваться, признаваться художники, изображая природу? (в любви к ней)
Просмотр слайдовой презентации "Крым в произведениях художников":
1. И.К. Айвазовский "Лунная ночь в Крыму",
2. Л.И. Левитан "Крымский берег",
3. А.П. Боголюбов "Гурзуф и Аю-Даг",
4. А. Куинджи "Крым. Яйла",
5. Куприн "Бахчисарай. Тополя",
6. Кончаловский "Бахчисарай. Тополя",
7.К.А. Коровин.
У художников, как и у поэтов, особенный интерес к крымским пейзажам.
3. Все пейзажи разные, но существуют некоторые правила построения рисунка, которыми пользуются художники.
Задание детям: Рассмотрите схемы, определите наиболее гармоничные изображения на ваш взгляд, объясните свой выбор.

Конспект занятия «Охрана растительного и животного мира Крыма»
Губаренко С.А.Конспект занятия «Охрана растительного и животного мира Крыма»
РОДНАЯ ПРИРОДА
Тема: «Охрана растительного и животного мира Крыма»
Цель: уточнить представления детей об охране растительного и животного мира. Углубить знания детей о том, что такое «заповедник», «заказник», «красная книга», их значение для сохранения редких видов растений и животных.
Закрепить знания о растениях и животных Крыма (3-4 представителя, занесённых в красную книгу, а также названия крупнейших заповедников (заказников) полуострова.Развивать память, мышление, связную речь, внимание.
Воспитывать любовь к природе и интерес к сохранности редких видов флоры и фауны, бережное отношение к их представителям.
Материал: карта Крыма, иллюстрации животных и растений.
Словарь: вымирающие, флора, фауна, «Лебяжьи острова».
Ход занятия:
1. Вступительная беседа
Воспитатель:
- Сегодня наше занятие я хочу начать с чтения стихотворения. Послушайте внимательно.
Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и веселый гром,
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая страна.
Воспитатель:
- О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем?
- Россия – большая страна. А как называется наша маленькая родина, наш родной край?
Воспитатель:
- А как называется наш родной город?
Воспитатель:
Городок наш небольшой
Дворики с цветами.
Пахнет морем край родной
Знойными ветрами.
Воспитатель:
- Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, здесь родились вы сами. Крым – удивительный и сказочный. Со словом «Крым» люди связывают жаркое солнце, теплое море, манящие к себе горы, яркие солнечные краски великолепной крымской природы. С глубокой древности Крымский полуостров привлекает людей мягким климатом, прекрасным сочетанием степей, долин, моря, гор, богатым растительным и животным миром. Люди со всех уголков мира хотят побывать здесь. Крымская земля небольшая, но она с радостью принимает гостей, потому что ее хозяева – гостеприимные люди.
- Как еще называют нас – тех, кто живет в Крыму?
Воспитатель:
- Да, мы крымчане и Крым – наш дом. Многие поэты и писатели восхищались красотой Крыма, писали о Крыме стихи и рассказы.
Крым – наша Родина, помните это!
Души не жалейте ради нее,
Пусть над зеленым островом этим
Мирное, доброе солнце встает!
Прекрасен мир в любое время года
Ласкает солнца взор иль непогода
О скалы волны бьют, свирепа моря даль
Подснежники цветут, на склонах гор миндаль
Великолепен лес, красивы горы
Цветы садов бескрайние просторы…
Воспитатель:
- Давайте с вами рассмотрим карту Крыма. Почему Крым называется полуостровом?
Воспитатель:
- Какими морями омывается Крым?
Воспитатель:
- Покажите на карте.
Воспитатель:
- Что вы можете сказать о Черном море?
Воспитатель:
- Что можете сказать об Азовском море?
Воспитатель:
- Как назывался Крымский полуостров раньше?
Ответы детей:
-(Таврида, Таврика)
Воспитатель:
- Что еще есть на нашем прекрасном полуострове?
Ответы детей:
- леса, скалы, реки, озера, пещеры, горы, животные, растения и т. д.Воспитатель:
- Ребята, на нашем полуострове очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в наших краях? Какие животные обитают на нашем полуострове? Птицы? Насекомые? Кто живет в Черном море?
Воспитатель:
- Молодцы! Много представителей флоры и фауны вы знаете. А теперь давайте превратимся в белых лебедей и минутку полетаем как они!
2. Физминутка «Лебеди»
Лебеди летят,
Крыльями машут, (плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой, (наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся (приседания)
3. Продолжение беседы
Воспитатель:
- Среди тех животных и растений, которые вы называли, есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют - редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими?
Воспитатель:
- Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше.
Посмотрите на эти картинки.
Вот это – тюлень-монах, а это – обыкновенный длиннокрыл. Эти рисунки нарисованы художником. А вот сфотографировать этих животных никто и никогда не сможет, потому что люди уничтожили их всех, они исчезли навсегда и никогда больше не появятся.
Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.
Вот так выглядит Красная Книга Крыма. А есть и Красная Книга России. И другие Красные Книги.
Как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе?
Воспитатель:
- А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.
Взгляните на эти картинки. На них изображены животные, птицы, насекомые которые нуждаются в защите. Их в Крыму осталось мало. Кого вы узнаете на этих картинках?
4. Дидактическая игра «Птицы-рыбы-звери»
Воспитатель:
- Предлагаю вам поиграть в игру. Нужно все эти картинки разложить в разные коробки. В коробку с изображением жука складывайте картинки с изображением насекомых. В коробку с изображением дятла? Птиц. В коробку с зайцем? Зверей. В коробку с дельфином? Морских обитателей.
5. Продолжение беседы
Воспитатель:
- Растения тоже нуждаются в нашей защите.
Многие из этих растений вам знакомы. Какие?
Воспитатель:
-А ведь их тоже осталось мало.
В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.
К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.
Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Кто из вас бывал в поселке Коктебель?
Воспитатель:
- Возле него есть заповедник. Он находится на потухшем вулкане Кара-Даг. Поглядите на карту Крыма. Вот здесь находится Карадагский заповедник.
Воспитатель:
- А кто знает, какие ещё в Крыму есть заповедники?
Воспитатель:
- На территории Крыма на сегодняшний день находятся пять заповедников.
Казантипский природный заповедник - государственный заповедник. Расположен на северо-западном побережье Керченского полуострова на мысе Казантип.
Крымский природный заповедник – государственный заповедник, наибольший заповедник Крыма. Площадь 44 175 га. В состав заповедника входит 5 лесничеств и Раздольнинский орнитологический филиал «Лебяжьи острова», а также в ведении заповедника находится Каркинитский орнитологический заказник водно-болотных угодий общегосударственного значения с площадью акватории 24 646 га.
Основная часть заповедника занимает центр Главной гряды Крымских гор.
Мыс Мартьян - природный заповедник на южном берегу Крыма, самый маленький заповедник - его площадь 240 га (120 га суши, 120 прилегающей акватории Чёрного моря).
Опукский природный заповедник - природный заповедник, расположенный на юге Керченского полуострова. Площадь 1 592,3 га.
Ялтинский горно-лесной природный заповедник - государственный заповедник, площадь 14 523 га. В состав заповедника входит 4 лесничества (Оползневое, Гурзуфское, Ливадийское, Алупкинское) и 4 наблюдательных пункта. На территории заповедника расположены такие достопримечательные объекты как вершина (зубцы) горы Ай-Петри (1234 м, пещера Трёхглазка, водопад Учан-Су и перевал Чертова лестница.Заповедник простирается вдоль побережья Чёрного моря полосой с юго-запада на северо-восток от Фороса до Гурзуфа на 40 км, максимальная ширина заповедника с севера на юг - 23 км. В состав территории заповедника входит также небольшая часть побережья Черного моря.
Воспитатель:
- Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?
Воспитатель:
- Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не рвать паутинки.
11. Не оставлять не затушенных костров.
12. Не разорять муравейники.
А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?
Воспитатель:
- Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.
Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.
И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений.
Сейчас давайте разомнём наши пальчики, а затем возьмём в руки карандаши, и разукрасим редких животных и редкие растения Крыма!
6. Пальчиковая гимнастика
Паучок (Руки скрещены. Пальцы каждой руки "бегут" попредплечью, а затем по плечу другой руки.)
Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняемстряхивающее движение - дождик.)
Дождик с неба вдруг полил, (Хлопок ладонями по столу/коленям.)
Паучков на землю смыл. (Ладони боковыми сторонами прижаты друг кдругу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)
Солнце стало пригревать, (Делаем движения такие же, как и в самомначале.)
Паучок ползёт опять, ("Паучки" ползают по голове.)
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке.
7. Самостоятельная деятельность детей
Дети разукрашивают картинки редких животных и растений Крыма.

Конспект открытого интегрированного занятия по краеведению.

Тема: «Путешествие по Крыму»

Провела воспитатель подготовительной группы

Сеитмерова Э.М. 23.11.16 г

Интеграция образовательных областей:
"Художественно-эстетическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Физическое развитие".

Цели:
- Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живём, о Крыме;
- сформировать представления о Крымских горах, лесах, морях и их обитателях;
- расширять представления детей о народах населяющих Крым;
- воспитывать уважение к различным национальностям Крыма, их культуре, языку, национальной одежде и традициям;
- развивать связную речь, учить строить сложные предложения;
- развивать познавательную активность, создать положительный эмоциональный настрой;
- воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к природе;
- воспитывать дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Оборудование и материалы: Ноутбук, карта Крыма; четыре клубочка (зелено-коричневый, синий, желтый, оранжевый) ; интерактивная доска для просмотра презентации: лесов, гор, морских обитателей, полей Крыма, культур выращиваемых в Крыму; костюмы для детей (русский, украинский, крымскотатарский), национальные куклы, эмблемы для детей «Путешествие по Крыму».
Предварительная работа:
1. Беседа о родном Крыме как части России, о народах населяющих наш полуостров; рассматривание карты Крыма.
2. Чтение и пересказ крымских легенд («Почему Черное море солёное», «О Медведь - горе», «О Черной горе- Карадаг», «О горе Ай-Петри») ;
3. Рассматривание картин о животных и растениях Крыма;
4. Разучивание стихотворений о Крыме;
5. Рассматривание кукол из набора «Национальные костюмы»;

  1. Прослушивание песен и музыки народов населяющих Крым.

Ход занятия:

-Воспитатель : -Ребята, сегодня у нас с вами особое занятие. К нам пришли гости, ваши родители. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются).

Воспитатель: -Я хочу начать наше занятие с чтения стихотворения. А вы дети должны сказать о каком крае будет идти речь.

Этот край чудесный, там, где синь небес,
Голубое море и зеленый лес,
Ручеек звенящий и веселый гром,
Это запах хлеба, это отчий дом
Родина родная наша сторона,
Ты на всей планете лучшая страна.
Воспитатель: О чем это стихотворение? Как называется страна, в которой мы живем, наша Родина? (Ответы детей)
Воспитатель: Россия - большая страна, наша большая родина.

А как называется наша маленькая родина, наш родной край? (Крым, Республика Крым). Обратить внимание детей на карту Крыма, почему Крым называется полуостровом?

А как называется столица Крыма? (Ответы детей)
Воспитатель: -Самое родное место на земном шаре для каждого из нас - это Крым. Здесь живут наши родители, друзья, родственники, здесь родились вы сами. Наш Крым удивительный и сказочный и сейчас, ребята мы с вами отправимся в путешествие по нашему родному краю и узнаем все о нем. А совершить это путешествие нам помогут волшебные клубочки.
Воспитатель: Первый клубочек у нас зелено-коричневого цвета, а вы ребята закройте глаза.

Я сейчас скажу волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! ». Сейчас мы узнаем, куда привел нас этот клубочек. (Дети открывают глаза, клубочек прикрепляется на карту Крыма, зеленая зона) .
Слайд 1. «Крымские леса»
Воспитатель: Куда же мы попали? (дети: в лес).

Давайте мы с вами послушаем звуки леса. (звучит запись «Шум леса»)
Ребенок:
Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес
Ты о чем шумишь листвою, ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таиться: что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи, ты же видишь - мы свои!
Воспитатель : Давайте узнаем, что же и кто же таится в загадочном Крымском лесу?
Скажите мне, ребята, какие деревья вы знаете растущие в лесах Крыма? (ответы детей). А кустарники? Какие еще растения есть в лесу? (ответы детей). А где в Крыму растет лес? (в горах) Почему? (деревья любят влагу, прохладу, а в Крыму летом очень жарко и деревьям от жары можно спастись только в горах). А какие Крымские горы вы знаете? (Карадаг, Аю-Даг, Ай-Петри) Молодцы, ребята!
-А вы знаете, что у нас в Крыму есть высокий водопад, который вытекает из выступа крымских гор, называется он Учан-Су, летом он почти исчезает из-за жары.
Воспитатель: А скажите мне, кто же живет в крымских лесах? (Животные и птицы) Какие?
Воспитатель: Ну что ж, в горах и лесах Крыма мы побывали, отправляемся дальше? У нас есть второй волшебный клубочек синего цвета. Давайте все вместе скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (клубочек прикрепляется на карту, синяя зона) .

Слайд2. «Крымское море». Звучит запись «Шум моря»
Воспитатель: Куда же привел нас этот клубочек? (дети: на море).

Мы оказались на берегу моря. А кто знает, сколько морей в Крыму? Как они называются? А для чего нужно людям море, зачем они ездят на него? (ответы детей). А кто знает какая вода в море? (дети: соленая)
Ребенок:
Кто же это подшутил,
Море, над тобою?
Пошалил и посолил
Море голубое?
Можно в нем воды набрать,
Да нельзя напиться:
Можно только полоскать
Рот морской водицей.
Видно, соль со всей земли
К морю притащили,
Взвесить точно не могли
И… пересолили!
Воспитатель: Ребята, а скажите мне, каких морских обитателей вы знаете (ответы детей). Молодцы! А чем полезны морю медузы, крабы, мидии (они фильтруют воду).

Назовите самых крупных обитателей Черного моря (Дельфины, они добрые и умные)
Д\И «Кто живет в море»
- А в воде живёт индюк? Нет.
- А в воде живёт утюг? Нет.
- Ну, а корка от арбуза? Нет.
- А вообще живёт медуза? Да.
- А большие мандарины? Нет.
- В Чёрном море есть дельфины? Да.
- Рыбы в нашем море есть? Да.
- Крокодилов в нём не счесть? Нет.
- Дети плещутся в воде? Да.
- Вместе с птицами в гнезде? Нет.
Воспитатель: Молодцы. Мне не удалось вас запутать, и вы поняли, что море для морских обитателей - это родной дом, а для того что бы оно всегда оставалось чистым и гостеприимным, мусор в него бросать нельзя!
Физминутка
Раз - подняться, подтянуться,
Два - согнуться, разогнуться
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше? Где же наш следующий клубочек? Какого он цвета? (Желтый).

Говорим все вместе слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, желтая зона)

Слайд 3. «Крымские поля и степи»

Воспитатель: А это, ребята, Крымские поля и степи. Полей в нашем краю очень много.

Что люди выращивают на полях? (ответы детей). У нас на картинке изображено хлебное поле: люди выращивают пшеницу и рожь. Что из них делают? (Муку, а затем пекут хлеб). Какого оно цвета? (желтое, золотистое). Поле похоже на море, когда дует ветер, колосья шевелятся, как будто волны.
Воспитатель: Важны для человека поля? Чем? (Они нас кормят). Мы должны их беречь от огня.

А чем еще богат наш Крым? Что выращивают? (Сады и виноградники) -- Какие фрукты растут в садах? Что из них делают?
Воспитатель: Вот и на полях Крыма мы побывали, остался у нас один, последний клубочек, куда же он нас приведет? Какого он цвета? (Оранжевого).

Давайте скажем волшебные слова: «Ты катись клубочек мой, покажи нам край родной! » (прикрепляется на карту, оранжевая зона)

Слайд 4. «Дома»
Воспитатель: Ребята, последний клубочек оранжевый, потому что окна в домах светятся оранжевым светом. И привел он нас в города и села Крыма. Какие красивые здесь улицы и дома, а живут в этих домах люди, люди разных национальностей. Люди - это главное богатство Крыма.

Какие национальности народов Крыма вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: Да, наш Крым богат национальностями, и что только люди не умеют делать и песни петь, и легенды складывать, и танцевать, и игры придумывать. У каждого народа есть свой язык, костюмы, традиции и обычаи. Давайте побываем в нескольких семьях разных национальностей и уз наем их традициях и обычаях.
Воспитатель: Итак, в какую семью мы попали?

(Звучит русская народная музыка, выходит ребенок в русском костюме)
Воспитатель: Здравствуй, русская красавица! Как зовут тебя? Вот в гости мы к тебе заглянули, можешь рассказать нам, какой-нибудь русский обычай?
Ребенок: Здравствуйте, гости дорогие! Хорошо я с удовольствием расскажу вам об одном очень интересном обычае:
На Руси давным-давно, когда купали младенца, в первый раз, бабушки и дедушки клали в таз с водой - уголек, зернышки и монетки.
Воспитатель: А зачем клали эти вещи?
Ребенок: Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. Зернышки, чтобы всегда был сыт. А монетки к богатству.
И, конечно же, что бы всегда был здоров.

Воспитатель. -Расскажите пожалуйста, какие национальные блюда подают

к столу, когда к ним приходят гости? (рассказывает мама ребёнка)

Воспитатель. -Спасибо вам. Ребята в какой семье мы побывали?

(в русской).

Теперь пойдем дальше.
(Звучит украинская музыка, выходит ребенок в украинском костюме)
Воспитатель: Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в украинской). Давайте поздороваемся на украинском языке: (дети: «Добрий день! ») Добрий день, добрый молодец! Как зовут тебя? Не расскажешь ли ты нам об обычаях своего народа?
Ребенок: Я хочу вам рассказать об украинском веночке. Его носили на голове незамужние девушки, считалось, что в нем есть волшебная сила, которая может защитить от беды. В венок вплетали лечебные травы, хлебные колосья, ленты, лук, чеснок. А еще венок давали мужчинам, как оберег, если они шли на войну. Так же его прибивали на двери дома, чтобы у семьи было здоровье целый год.
-Его надо было беречь, потерять венок, означало великий стыд и беду.

Воспитатель. -Ну, а теперь вы расскажите нам, какие сладости готовят

Украинцы? (Рассказывает мама ребенка)

Спасибо вам (имя, очень интересен был ваш рассказ.)
Ну, что ж заглянем еще в одну семью.
Запись крымскотатарской музыки (выходит ребенок в национальном костюме)
Воспитатель:
-Где же мы ребята оказались, в какой семье? (в крымскотатарской).

Давайте поздороваемся на татарском языке: «Селям Алейкум! »

Как зовут тебя красавица?

Примешь нас к себе в гости, расскажешь обычаи своего народа?
Ребенок: -Алейкум селям! Крымские татары очень гостеприимные люди, гостей встречают ароматным кофе со множеством лакомств, гость занимает лучшее место за столом. А еще в наших семьях дети целуют руку родителям, дедушкам, бабушкам в знак уважения к старшим.

Воспитатель: -Расскажите и вы нам о своих национальных блюдах.

(Ребенок вместе с мамой рассказывают)

Воспитатель . -Спасибо и вам огромное. Нам всем было очень интересно побывать и у вас в гостях.
На этом ребята мы закончим свое путешествие, самое главное, что б мы жили в мире и согласии, чтоб никогда не ссорились и помогали друг другу. Чтоб помнили и уважали традиции своего народа. Чтоб любили свою Родину, свой Крым и гордились им.
Ребенок: Даже если мало места,
Все равно нам здесь не тесно. Формат: .JPG


Формат: .JPG


Формат: .JPG

Загрузка...
Top