Конфликт катерины с темным царством краткий конспект. Образ катерины кабановой в пьесе "гроза", конфликт героини с "темным царством"

А уже коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. А. Островский На фоне все еще грозного, но уже шаткого самодурства Островский показал са­мобытный, цельный, сильный, самоотверженный характер русской женщины, которая решительностью своего протеста явилась страшным вызовом «самодурной» Силе и предвещала наступление конца «темного царства». Добролюбов назвал Ка­терину, главную героиню драмы «Гроза», характером народным, национальным, «светлым лучом в темном царстве». Светлой, но глубоко страдающей предстает перед нами Катерина. Счастливым и безоблачным было ее детство. Мать в ней «души не чаяла». Окруженная лаской и заботой, привольно жила она в родительском доме. «Таково хорошо было», - вспо­минает она. Но самым ценным, теперь утраченным, было ощущение воли: «Я жила... точно птичка на воле». Она любила посещать церковные богослужения: там как будто ангелы летают и поют. «Рано утром в сад уйду... упаду на колени, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу», - рассказывает Катерина. Она не терпит обид и отвечает на них пылко и решительно: «Такая уж я зароди­лась, горячая! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно: я выбе­жала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега». И вот такая впечатлительная, поэтически настроенная и в то же время реши­тельная женщина попадает в семью Кабановой, в затхлую атмосферу ханжества и назойливой, мелочной опеки. После домашнего рая с его волшебным миром грез и видений Катерина оказывается в обстановке, от которой веет мертвенным холодом и бездушием. Грубая и властная свекровь точит ее своей мелкой придирчивостью на каждом шагу: «Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел, стены-то даже противны». Катерина не знает компромиссов. Или терпеть, «пока терпится», или: «Я уйду, да и была такова». И совсем завяла бы Катерина, если бы в ней не родилось чувство протеста против такой жизни: «В окно выброшусь, в Волгу ки­нусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!» У Катерины растет чувство оскорбленного достоинства. Весь разговор с Тихо­ном проникнут страстным желанием найти опору в муже, это последняя отчаян­ная попытка сохранить в себе чувство к нему. Она умоляет его остаться или взять ее с собой. Ответ Тихона показывает Катерине все его ничтожество, и она с ужасом восклицает: «Как же мне любить-то тебя, когда ты такие слова говоришь?» Кате­рина в отчаянии. Нетрудно понять, с какой силой должно было вспыхнуть чувство Катерины, когда на ее пути встретился человек, не похожий на всех остальных. Она готова на все для любимого человека. Не может она лгать, обманывать: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Недолго продолжались радость и счастье любви. Катерина не хочет и не может таить своего «греха» и кается перед мужем. Но не о слабости Катерины говорит это признание. Понадобилось много внешних толчков, чтобы вырвать его из уст женщины. Разразилась страшная гроза, которой она всегда боялась; она увидела Бориса; потом услышала кем-то случайно сказанные слова: «...гроза да­ром не пройдет»; затем пророчество барыни. И, наконец, самое страшное для Кате­рины, когда она видит изображение геенны огненной. Катерина с надеждой обращается к Борису, но он не может ей помочь и отступа­ет от нее. Смириться, терпеть постоянные истязания и издевательства Кабанихи она не может: «Куда теперь? Мне что домой, что в могилу - все равно». В предсмертные минуты Катерина разрывает последние путы темного царства - страх перед грехом. Не разлука с Борисом заставила Катерину сделать последний шаг к обрыву, а самая страшная для нее мысль, что ее поймают да вернут домой «насильно, где и люди противны, и дом противен, и стены противны. Протестуя, но не сдаваясь, уходит она из жизни. «Грустно, горько такое освобождение, но что же делать, когда другого выхода нет», - пишет Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве». В Катерине он видел «русский, сильный характер», который выдерживает себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Разделы: Литература

Знать: содержание пьесы, жанровые особенности.

Уметь: производить анализ содержания диалогов и монологов, сцен; определять тему, идею, формулировать связанные и с ними проблемы и на основе анализа делать выводы, заключения; работать со словом; характеризовать, сопоставлять.

Особенности подготовки урока: Д/З выписать значения слов “конфликт”, “трагическая острота” из толкового словаря.

Формы работы: эвристическая беседа, работа в группах.

Урок 1

1. Работа с понятиями, разбор содержания темы (выяснить смысл названия темы).

Учитель: Выделить ключевые слова темы и дать им смысловое толкование (Д/З: выписать значения слов ).

Ученик: Кл. Слова:

  • “трагическая острота”,- исход со смертельным концом.
  • “конфликт”- столкновение, доведенное до самого верхнего пика напряжения в отношениях. (Записать на доске .)

Учитель: В чем смысл урока?

Ученик: Столкновение Катерины (ее характера, натуры, мировоззрения) с “темным царством” (его жизненными законами) достигает своего апогея, жизнь Катерины становится невыносимой и она гибнет.

2. Работа по теме.

А) Учитель: Сформулируйте вопросы, которые заключены в названии темы.

Ответ записать на доске (у доски работают 2 ученика, которые записывают, чтобы учитель не тратил на это время).

1). Почему произошел конфликт? Можно ли бы его избежать?
2). Почему Катерина выбрала смерть? Был ли у нее выбор?

Учитель: Поставленные вопросы являются проблемными. Мы должны найти на них ответы на основе содержания пьесы. Чтобы найти ответ на 1-й вопрос необходимо исследовать природу взаимоотношений Катерины и “темного царства”.

Б) Следует разбор текста, анализ сцен, диалогов, монологов, авторских ремарок. Анализируется характер Катерины, ее взгляды, отношение к мужу, ее родственникам, людям, ее роль в сопоставлении с характерами представителей “темного царства” и заполняется таблица в тетрадях.

3. Обобщение по произведенному анализу (запись в тетради).

Основа конфликта: разница в воспитании, разные жизненные принципы, взгляды на семейные отношения, отношения к людям. Все это угнетало Катерину. Душевные муки росли с каждым днем.

Последней каплей, положившей конец терпению Катерины, стал отъезд мужа. Оскорбленная, униженная свекровью и покорным мужем, она чувствует, что жить в этом доме становится невыносимо. Муж не защитник. Он сломан сам. Поэтому конфликт становится неизбежен. Он заключается в том, что Катерина должна была в поисках выхода, переступить через законы, заведенные хозяевами жизни города.

Урок 2. Продолжение работы по теме.

Учитель: Итак, мы ответили на 1-ый вопрос: жизнь Катерины в среде “темного царства” становится невыносимой и конфликт неизбежен. Почему неизбежен? Какую проблему поднимает автор?

  1. Смириться и жить по законам ей навязываемым “темным царством
  2. Бежать с любимым человеком- Борисом
  3. Покончить жизнь самоубийством, что она и сделала.

Учитель: Почему она выбрала 3-ий путь?

Ученик: Катерина выбрала смерть, потому что она вступила в конфликт сама с собой, она переступила собственные нравственные законы, по которым жила, но привели ее к этому обстоятельства. Ложь, ханжество, давление Кабанихи на всех членов семьи, отсутствие всякой возможности жить так, как хотелось, несвобода во всем сделали саму жизнь, дом, невыносимыми.

Катерина просит Тихона взять ее с собой в поездку, но он отказывает ей. Ведет себя малодушно.

Он раб своей маменьки. И Катерина поняла, что она не дождется радости в этом доме. И тогда она решается на свидание с Борисом, хотя мучается, терзается, но желание хоть раз поступить так, как хочется одерживает верх: “Будь что будет, а я Бориса увижу. Ах кабы ночь поскорее!”

Учитель: Оправдались ли надежды Катерины?

Работа в группах :

  1. Первая группа: анализ сцены 1-го свидания (д3,явл.3) и вывод.
  2. Вторая группа: анализ сцены грозы (Д.4 явл1,4,6), ее символическое значение.
  3. Третья группа: анализ д.5 – явл.2

Ученик (вывод ): Надежды Катерины в любви к Борису не только не оправдались, но и стало даже хуже. Совестливая Катерина, не умеющая жить во лжи, испытывает сильные нравственные муки, чувствует себя грешницей, которая может отчиститься лишь в аду. Борис тоже, как и Тихон, оказался слабым человеком, он не мог быть ей парой, хотя духовно он был ей ближе, чем Тихон. Он уезжает, призывая Катерину смириться, покориться свекрови. Теперь ей предстоит остаться наедине с позором и с душевными муками. И она приходит к мысли, что лучше умереть. Трагически звучит ее монолог (анализ д.5, явл.6).

В первых трех строчках слово могила повторяется 4 раза, и, наконец, она (в 5-ый раз!) повторяет его: “Под деревцем могилушка… как хорошо…..”

“…И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!”

В ее монологе могила противопоставляется дому, а значит и самой жизни.

В могилах – хорошо, дома – плохо, а больше идти-то некуда. Вот и получается, что выход у нее один – могила. Из ее монолога следует, что жить так, как ее вынуждают, она не хочет. Значит, другого выбора нет. В этом и заключается трагедия ее жизни. А смерть ее можно рассматривать как протест против устоев жизни “темного царства”. (Не все ребята согласятся с тем, что смерть Катерины – протест, поэтому была поставлена проблема следующего урока: Смерть Катерины – протест или смирение, подвиг души или ее смятение, слабость?).

В купеческом Калинове Островский видит мир, порывающий с нравственными традициями народной жизни. Лишь Катерине дано в Грозе удержать всю полноту жизнеспособных начал в культуре народной и сохранить чувство нравственной ответственности перед лицом тех испытаний, каким эта культура подвергается в Калинове. В русской трагедии Островского сталкиваются, порождая мощный грозовой разряд, две противостоящие друг другу культуры – сельская и городская, а противостояние между ними уходит в многовековую толщу российской истории. Гроза в такой же мере устремлена в будущее, в какой обращена и в глубь веков. Для ее понимания нужно освободиться от существующей путаницы, берущей свое начало с добролюбовских времен. Обычно Домострой с его жесткими религиозно-нравственными предписаниями смешивают с нравами народной, крестьянской Руси.

Домостроевские порядки приписывают семье, сельской общине. Это глубочайшее заблуждение. Домострой и народно-крестьянская нравственная культура – начала во многом противоположные.

За их противостоянием скрывается глубокий исторический конфликт земского (народного) и государственного начал, конфликт сельской общины с централизующей, формальной силой государства с великокняжеским двором и городом. Обращаясь к русской истории, А. С.

Хомяков писал, что областная земская жизнь, покоясь на старине и предании, двигалась в кругу сочувствий простых, живых и, так сказать, осязаемых, состоя из стихии цельной и однородной, отличалась особенною теплотою чувства, богатством слова и фантазии поэтической, верностью тому бытовому источнику, от которого брала свое начало. И наоборот: дружина и стихии, стремящиеся к единению государственному, двигаясь в кругу понятий отвлеченных…

или выгод личных и принимая в себя беспрестанный прилив иноземный, были более склонны к развитию сухому и рассудочному, к мертвой формальности, к принятию римского Византийства в праве и всего чужестранного в обычае. Домострой, частью отредактированный, а в значительной (*60) части написанный духовным наставником Ивана Грозного Сильверстом, был плодом не крестьянской, а боярской культуры и близких к ней высших кругов духовенства. В XIX веке он спустился отсюда в богатые городские слои купечества. Нетрудно заметить в Грозе трагическое противостояние религиозной культуры Катерины домостроевской культуре Кабанихи. Контраст между ними проведен чутким Островским с удивительной последовательностью и глубиной.

Конфликт Грозы вбирает в себя тысячелетнюю историю России, а в его трагическом разрешении сказываются едва ли не пророческие предчувствия национального драматурга. Случайно ли живая сельская жизнь приносит в Калинов запахи с цветущих заволжских лугов? Случайно ли к этой встречной волне освежающего простора протягивает Катерина свои изнеможенные руки? Обратим внимание на жизненные истоки цельности Катерины, на культурную почву, которая ее питает. Без них характер Катерины увядает, как подкошенная трава.

При анализе образа Катерины Кабановой, безусловно, в центре внимания окажутся монологи героини, раскрывающие ее чувства, богатый и сложный душевный мир.

Анализ первых сцен приоткрывает некоторые черты характера Катерины: порывистость, откровенность, гордость. Стремление поддержать мужа заставило её нарушить «этикет» и вмешаться в разговор старших членов семьи. Важно понимать, что вызывает недовольство Кабанихи. Поведение Катерины, которое нам кажется совершенно естественным, на самом деле противоречит общепринятым нормам той эпохи: Катерина, по всем традициям младшая в семейной иерархии, обращается к свекрови на ты, возражает ей, демонстрирует свою обиду. Всё это расценивается Марфой Игнатьевной как дерзость и просто невоспитанность. Упрёки Кабанихи Тихону действительно необоснованны, а вот раздражение против Катерины вполне закономерно и естественно с точки зрения той системы правил, по которой живёт Кабаниха.

По-настоящему раскрывается героиня в своём монологе (действие 1, явление 7). Читая его, мы можем ощутить лирическую приподнятость, выразительность речей Катерины, их поэтическую образность и эмоциональную напряжённость.

Наблюдая, как развиваются мысли героини (микротемы монолога) мы увидим, что главная тема, развёрнутая в нём, — это изменения в душевной жизни героини. Они лишь отчасти связаны с изменениями внешних обстоятельств.

«Отчего люди не летают!»

«...Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем...»

«...Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле...»

«...Да здесь всё как будто из-под неволи...»

«...И до смерти я любила в церковь ходить!..»

«...А какие сны мне снились. ...какие сны!., будто я летаю, так и летаю по воздуху...»

«...И теперь иногда снится, да редко, да и не то».

«...И что-то со мной недоброе делается... быть греху какому-нибудь!.. Такой-то на меня страх!.. Перед бедой перед какой-нибудь это!..»

Катерина с удивлением вглядывается в собственную душу, в которой открылись новые, неведомые ей самой и страшные для неё самой глубины. Она ищет прежнюю себя и потому стремится памятью в светлую безмятежную юность. На минуту становится прежней: резвой и своевольной — и снова возвращается в тревожное «теперь». Задумаемся, что означает хрестоматийная фраза: «Почему люди не летают?», отчего повторяется в монологе Катерины образ птицы, мотив полёта? Нетрудно понять, что в этих словах и образах воплощается мечта о свободе, о душевной ясности, о гармонии с миром. Всего этого лишилась теперь героиня. Вместо полёта ей снится падение, пропасть. Вместо счастья светлой молитвы — лукавый шёпот соблазна.

Жажда полёта и страх греха — вот два полюса душевной жизни героини, одинаково могучие. Полюбив «другого», Катерина обречена на трудную нравственную борьбу. Она знает, как должна поступить, но уже почти уверена, что не сможет. Ей не за что удержаться, она уже решила, что, увидевшись хоть раз с любимым, не пойдёт домой ни за что на свете.

Не менее важна в монологе тема неволи. Только одной фразой объясняет Катерина, чем образ жизни в доме мужа отличается от прежнего. «Да здесь всё как будто из-под неволи». Думается, на этих словах стоит остановиться, чтобы прочувствовать всю силу и значение этой короткой реплики. Да, в доме Кабановых «всё то же», что было в родительском: молитвы, рукоделье, беседы странниц, гулянье в саду. Быт всё тот же, и всякий, кто воспринимает его только как внешний распорядок жизни, не заметит никакой разницы. Почему же Катерине так тяжело и душно в этом доме? Именно потому, что для неё этот быт — не форма, а сама жизнь. Она так искренне и глубоко любила всё это, так была счастлива всем этим. И что же? Теперь это всё вменено ей в обязанность, регламентировано и подчинено строгому контролю. Попробуем представить, что подобное происходит с нами; какое любимое, наилюбимейшее дело не опротивеет нам на другой же день?

Беда не только в вечных придирках и попрёках Кабанихи, свекровь отняла у Катерины всё пространство её душевной жизни, отравила всё, что та любила прежде, и не дала ничего взамен. Свекровь фактически не позволяет Катерине любить мужа, поскольку не любить должна жена, а бояться. И самой ей не нужна дочерняя любовь Катерины, требуется только почтительность и послушание. Детей Кабановым не дал Бог. Что же остаётся этой душе — такой сильной, деятельной, богатой, душе с такой жаждой полёта?

Жизнь нашла решение. «Беззаконная» страсть оказалась выходом для души, ограниченной во всех законных стремлениях. Так, уже в первом монологе героини Островский обозначает двойственность конфликта, в который она втягивается. Внешний конфликт — её противостояние жестокому укладу жизни, убивающему всё свободное, искреннее, индивидуальное в чувствах и отношениях людей. В этом конфликте Катерина, подобно другим «горячим сердцам» Островского, готова на непримиримую борьбу. Но другое противоречие разрывает её собственную душу: требования совести и потребности сердца сталкиваются в неразрешимом конфликте, предопределяя гибель героини.

Движение действия на первых порах способствует сердечным стремлениям Катерины. Каждый сюжетный поворот приближает её к пугающей и желанной пропасти: обещание Варвары, отъезд мужа, получение ключа от садовой калитки, устроенное Варварой свидание — и голос совести на время умолкает, заглушённый торжеством любви.

Обращаясь к этим эпизодам, можно проследить за тем, как пытается Катерина побороть себя, как цепляется за каждую соломинку: гонит от себя Варвару, ластится к мужу, просит взять её с собой, умоляет взять с неё страшную клятву, хочет забыться в труде и молитве и, даже взяв ключ, всё ещё уговаривает себя: «Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть...»

Предлагаем подумать и над тем, почему никто из близких не захотел помочь Катерине в её борьбе. Легко убедиться в том, что в действиях Варвары и Тихона эгоизм и равнодушие преобладают над всеми другими чувствами. Катерине действительно не за кого ухватиться.

Не станет опорой для неё и любимый человек. Читая сцену первого свидания, мы убеждаемся в том, насколько Катерина нравственно сильнее своего избранника. Она мужественно и прямо глядит в глаза роковой судьбе; до конца понимая, что ее ждёт, она принимает всю ответственность на себя. «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» — восклицает Катерина в ответ на трусливые обещания Бориса сохранить в тайне их связь.

Катерина переступила черту страха, пошла вопреки своей совести. Обрела ли она свободу? Похожа ли её любовь на тот полёт души, о котором она мечтала в первой сцене?

Островский подсказывает нам ответ. Приземлённая сцена привычного свидания Вари и Кудряша не только служит контрастом предшествующему лирическому объяснению, но и заставляет взглянуть на это объяснение «по-житейски». Простой вопрос: «Ну что, сладили?» — обдаёт героев духом пошлости и заставляет Катерину спрятать лицо. Зевая, прощается Варвара со своим дружком, и мы понимаем, что к такому итогу придут и Борис с Катериной, если научатся жить в согласии с общим законом города Калинова: делай что хочешь, лишь бы всё шито-крыто было. Не случайно встреча влюблённых происходит не на высоком волжском берегу, а в заросшем овраге.

Но, к несчастью или к счастью, подталкивая Катерину на свою дорожку, Варвара не рассчитала её характера, не поверила словам невестки: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Подчинившись всеобщей лжи внешне, Катерина тем сильнее страдает от душевной муки. Голос больной совести снова берёт верх над любовью и требует выхода, эта борьба достигает кульминации и разрешается публичным покаянием.

Если вы правильно оценили характер героини, для вас не составит труда ответить, было ли покаяние Катерины спровоцировано случайными обстоятельствами (гроза, появление старой барыни, встреча с Борисом), или оно было неизбежной развязкой любовной истории.

Конечно, такой исход закономерен. Для горячего сердца Катерины невыносимее всего притворство и ложь. Лучше терпеть позор, побои мужа, попрёки свекрови, чем носить в себе грех неисповеданный, ненаказанный, неотмоленный. Обратившись к последнему монологу Катерины, мы видим, что покаяние не принесло ей облегчения. Страх и муки совести теперь сменяются отчаянием. Внешний гнёт стал ещё невыносимее, любовь к Борису ещё сильнее и безнадёжнее — он уезжает и не берёт её с собой. Заметим, что и в момент последнего прощания Катерина ни в чём не винит Бориса, ничего не требует от него, себя обвиняет в том, что его сгубила. Совесть Катерины спокойна: за свой грех героиня расплатилась достаточно. Но ей нечем и незачем жить. Последний отчаянный порыв к воле задохнулся в беспросветной калиновской жизни.

Мотив полёта сменяется в последних монологах ключевым образом могилы. Дом для неё настоящая могила, где её похоронили заживо и на веки вечные. Катерина уверена, что душа её погибла, она замучена, нравственно истощена, она видит себя уже мёртвой, отпеваемой и не хочет лгать, притворяясь живой. Под деревцом могилушка отраднее, чем опостылевшие стены дома-склепа. Можно по-разному относиться к её последнему роковому выбору, но нельзя не увидеть в нём ту же правдивость, которая свойственна всем поступкам Катерины. Драматург до конца выдерживает правду её характера, в этом его мастерство. И как бы мы ни сочувствовали героине, как бы ни осуждали её, мы со всей ясностью понимаем: другой финал для Катерины невозможен.

Сравнение Катерины с Варварой позволяет оттенить искренность, чистоту, глубину души главной героини, сознательность её бунта против удушающих законов «тёмного царства».

Вполне допустимо и даже закономерно и сопоставление Катерины с Кабанихой. Сила натуры отличает их от всех окружающих. Умная и властная купчиха Кабанова легко может «прекратить» даже ругателя Дикого. Она способна сказать нелестную правду в глаза и «разговорить» — утешить, успокоить душевным словом. Лютость ее с домашними не от скверного характера идёт, а закономерно следует из житейской премудрости, впитанной с самого детства. Задача старших — поучать, а младших — слушать и набираться ума-разума. Упреки родных, по её мнению, спасают молодых от чужих насмешек, от нелепых и опасных поступков. В её жизненной философии есть своя правота, но вся она основана на недоверии к человеку, на подавлении живых чувств, свободных проявлений души. Новая эпоха теснит Марфу Игнатьевну. Даже её собственный сын не считает нужным запугивать жену, довольствуясь любовью, а не страхом. Провозглашаемые Кабанихой ценности во многом близки и Катерине. Обе они видят в грозе Божий суд. Только Марфа Игнатьевна, в отличие от Катерины, считает себя безгрешной, она не сомневается в своих правах и в правоте. Но при всём своем уме Кабанова не понимает, что, загоняя в угол своих домашних, ужесточая давление, она сама готовит взрыв протеста, бунт против её власти.

Использованы материалы книги: Ю.В. Лебедев, А.Н. Романова. Литература. 10 класс. Поурочные разработки. - М.: 2014

Сила характера Катерины и трагическая острота ее конфликта с "темным царством" в драме А. Н. Островского "Гроза".

Драма "Гроза" была задумана под впечатлением от поездки Островского по Волге (1856-1857 гг.), но написана в 1859 году."Гроза", - как писал Добролюбов, - без сомнения, самое решительное произведение Островского". Эта оценка не потеряла своей силы и до настоящего времени.

Среди всего написанного Островским "Гроза" является, несомненно, лучшим произведением, вершиной его творчества. Это настоящая жемчужина русской драматургии, стоящая в одном ряду с такими произведениями, как "Недоросль", "Горе от ума", "Ревизор", "Борис Годунов" и т. д. С поразительной силой изображает Островский уголок "темного царства", где нагло попирается в людях человеческое достоинство. Хозяевами жизни здесь являются самодуры. Они теснят людей, тиранствуют в своих семьях и подавляют всякое проявление живой и здоровой человеческой мысли.

Среди героев драмы главное место занимает Катерина, которая задыхается в этом затхлом болоте. По складу характера и интересам Катерина резко выделяется из окружающей ее среды. Судьба Катерины, к сожалению, является ярким и типичным примером судеб тысяч русских женщин той поры. Катерина - молодая женщина, жена купеческого сына Тихона Кабанова. Она недавно оставила свой родной дом и переселилась в дом к мужу, где она живет вместе со своей свекровью Кабановой, являющейся полновластной хозяйкой. В семье Катерина не имеет никаких прав, она не вольна даже распоряжаться собой. С теплотой и любовью она вспоминает родительский дом, свою девичью жизнь. Там она жила вольготно, окруженная лаской и заботой матери. В свободное время ходила на ключ за водой, ухаживала за цветами, вышивала по бархату, ходила в церковь, слушала рассказы и пение странниц. Религиозное воспитание, которое она получила в семье, развило в ней впечатлительность, мечтательность, веру в загробную жизнь и возмездие человеку за грехи.

В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа. С внешней стороны будто бы все обстояло так же, но приволье родительского дома сменилось на душное рабство. На каждом шагу она чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. Со стороны Тихона она не встречает никакой поддержки, а тем более понимания, так как он сам находится под властью Кабанихи. По своей доброте Катерина готова относиться к Кабанихе, как к родной матери. Она говорит Кабанихе: "Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты". Но искренние чувства Катерины не встречают поддержки ни у Кабанихи, ни у Тихона.

Жизнь в такой обстановке изменила характер Катерины: "Какая я была резвая, а у вас завяла совсем... Такая ли я была? 1" Искренность и правдивость Катерины сталкиваются в доме Кабанихи с ложью, лицемерием, ханжеством, грубостью. Когда в Катерине рождается любовь к Борису, это ей кажется преступлением, и она борется с нахлынувшим на нее чувством. Правдивость и искренность Катерины заставляют ее страдать так, что ей приходится, наконец, покаяться перед мужем. Искренность Катерины, ее правдивость несовместимы с бытом "темного царства". Все это и явилось причиной трагедии Катерины.

Напряженность переживаний Катерины особенно ясно видна после возвращения Тихона: "Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет: бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной, давеча утром плакать принялась, так и рыдает".Публичное покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но после покаяния ее положение стало невыносимым. Муж не понимает ее, Борис безволен и не идет ей на помощь. Положение стало безвыходным - Катерина гибнет. В гибели Катерины виновата не одна конкретная личность. Ее гибель - результат несовместимости нравственности и уклада той жизни, в которой она вынуждена была существовать. Образ Катерины имел для современников Островского и для последующих поколений огромное воспитательное значение. Он звал на борьбу со всеми формами деспотизма и угнетения человеческой личности. Это выражение растущего протеста масс против всех видов рабства.

Своей смертью Катерина протестует против деспотизма и самодурства, ее смерть свидетельствует о приближении конца "темного царства".Образ Катерины принадлежит к лучшим образам русской художественной литературы. Катерина - новый тип людей русской действительности 60-х годов XIX века.

Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны. Решительный, цельный характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего серьезного значения". Далее Добролюбов называет Катерину "лучом света в темном царстве". Он говорит, что самоубийство ее как бы осветило на миг беспробудный мрак "темного царства". В ее трагическом конце, по словам критика, "дан страшный вызов самодурной силе". В Катерине мы видим протест против кабановских понятий нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина.

Загрузка...
Top