Колорит картин известных художников: секреты техники масляной живописи. Техника живописи старых мастеров - схема живописных приемов

ПРИЕМЫ И СЕКРЕТЫ ЖИВОПИСИ МАСЛОМ

У каждого художника в основном есть свой стиль, поэтому конечно, у них есть и свои секреты в живописи. Но существуют и общепринятые приемы рисования картины, как например мы пишем то, что вдалеке - светлее, чем то, что вблизи.

Мы собрали лишь некоторые секретики, которые послужат Вам основой, и может быть помогут разобраться на начальных этапах.

Итак, при письме маслом, инструменты , которые Вам пригодятся не ограничиваются кистями ! Есть еще мастихины (универсальныймастихин - № 61, длиной 5 см., «рыбка»), пальцы, тряпка ! Не нужно пренебрегать этими вещами - тряпка прекрасно создает дымку, туман, растушевывает краску, пальцем идеально получается писать цветы и тело, мастихин послужит Вам как для замеса краски, так и при письме облаков (нужно знать, что днем облака всегда светлее вверху, а книзу серее, голубее или розоваты), листвы, травы, зданий, стволов деревьев, воды, отражений в воде (для создания отражения нужно вертикально прижать краску к холсту мастихином, а затем коньком этого же мастихина как бы гнать краску перед собой движениями, напоминающими кардиограмму), укладке мозаикой краски на холсте и т.д. Этот инструмент просто находка и тот, кто однажды с ним познакомился, вряд ли расстанется!

Кстати о мозаике, этот вид искусства восходит ко 2 половине 4 тысячелетия до н. э. Так что естественно, работы написанные в этом стиле всегда выигрышно смотрятся .

Приступая к работе, Вы должны «обложиться» всем или будет тоже не лишним Итак Вы во всеоружии, обозначили ориентиры - центр, диагонали и т.п. и когда это позади Вы уже знаете что первое, что необходимо сделать - это не начертить рисунок карандашом на холсте (так иногда делают, но в основном при акриловой живописи), а избавиться от «чистого холста», т.е. штриховальными движениями загнать красочку в холст, предварительно снабдив ее разбавителем . Вещество краски, которое Вы нанесете, должно быть по консистенции похоже на сметану . Далее следует запомнить, что мы не рисуем контуры предметов в живописи маслом, а сначала пишем фон, а затем то, что его заслоняет. Наша краска не сохнет приблизительно 24 часа , т.е. у Вас целые сутки на то, чтоб исправить не замеченные промахи. Важно запомнить, что краску нужно закладывать (как мастихином, так и кистью) по направлению. То есть дорога, вода, крыши домов укладываются горизонтально, стены - вертикально, руки - как бы по цилиндру, ведь они круглые и т.д.

Коль скоро мы заговорили о теле, необходимо упомянуть, что тело отлично пишется пальцем, что не стоит вырисовывать контур, а начинать следует с основных пятен света и тени .

И наконец о свете и тени! Есть несколько правил, соблюдая которые Ваши работы заиграют новыми красками чувств:


Конечно, это лишь четверть ключика,от двери в захватывающий и удивительный мир искусства,которую

В новом тысячелетиии живописные полотна начали напоминать фильмы в формате 3D. Секреты живописи перебрались из мастерских в недра компьютерных технологий. Изображение стало в прямом смысле живым, имитируя на плоскости цветную объемную реальность. Впрочем, слово «полотна» условно, потому что на холсте рисуют все меньше: художники выходят на улицу и творят на асфальте, на стенах, на людях...

Чудесные картины... с помощью смолы

Американская художница Джессика Данаган изображает красочные «подводные» картины. Иллюзию объема ей помогает создавать техника накладывания краски слоями вперемешку с таким прозрачным и клейким материалом как эпоксидная смола. У мастеров street-painting свои секреты живописи: они создают иллюзорные объекты на асфальте благодаря отличному знанию основ перспективы, компьютерной графике и... той же эпоксидной смоле. Китайский художник Ван Ся Сяо пошёл другим путем – он создает объемные картины из наложенных друг на друга плоских изображений, выполненных на затемненных стеклах. У каждого художника свои тонкости технологии, индивидуальные предпочтения к выбору красок, свои идеи, методы, находки. Самые важные секреты живописи = терпение + новаторство + новые материалы, дающие в руки мастера невиданные инструменты.

Новые инструменты

Революция в живописи началась с того, что изменились сами краски. Привычные гуашь, акварель, масло подвинулись, чтобы освободить место акрилу. Полимерные материалы вообще дали много новинок солидному искусству живописи, привлекли к нему широкие массы. Светящиеся, перламутровые, с блестками и бусинами, легко сохнущие краски вдохновили не только профессиональных художников, но и простых людей, которым нравится украшать свой дом. Секреты живописи стали раскрываться на сайтах и в социальных сетях, побуждая к творчеству все большее количество людей. И, конечно, не стоит сбрасывать со счетов достижения компьютерной графики, которая позволяет создать готовый шаблон, трафарет, спроектировать будущую картинку, а затем воплотить её в жизнь.

Специальные добавки к краскам – еще один секрет живописи

Во многом чудесные картины, на которые то и дело натыкаешься в Интернете, стали возможны благодаря появлению и широкому применению специальных средств для улучшения свойств красок. Условно эти средства можно разбить на такие, которые меняют свойства (структуру) красок, и такие, которые свойства красок не меняют, но позволяют дольше сохранить их качество. Самые известные из добавок: фактурные пасты, структурные гели, закрепляющие лаки .

1. Закрепляющие лаки продаются в баночках или аэрозольном баллончике.

Виды лаков:

  • пихтовый,
  • даммарный,
  • акриловый (матовый или глянцевый),
  • ретушный.

Есть и другие виды. Лаки обычно наносятся кисточкой после высыхания краски. Если лак в аэрозольном баллончике, он разбрызгивается на полотно. Кроме лаков, в продаже есть специальные фиксативы для карандаша и угля, древесное масло для листового железа, закрепитель на основе воска для пастельного рисунка. Многие защитные средства содержат ультрафиолетовые светофильтры. Раньше живописные полотна были чрезвычайно уязвимыми, требовали особенных условий хранения; секрет живописи был не только в изображении, но и в способе это изображение сохранить. Теперь ни свет, ни влажность краске не страшны. Покрывая картину специальным средством, художник не только защищает ее от солнца, влаги и времени, но придает изображению дополнительные выразительные особенности, например, глянцевый или матирующий эффект.

2. Фактурная паста помогает имитировать различные материалы: камень, дерево, глину, стекло, металл. Позволяет накладывать краску слоями, что позволяет создавать очень эффектные полотна. Структурный гель меняет качество краски в нужном художнику направлении: может сделать краску более прозрачной или более стойкой. Иногда пасту и гель смешивают. Очень популярны моделирующие (или контурные) гели для создания контура, рельефной поверхности. Такой гель любят использовать не только художники, но и мастерицы, занимающиеся скрапбукингом, декупажом и другими видами домашнего творчества.

3. Есть и другие виды добавок: загустители, разбавители, замедлители – они (каждый по-своему) делают более комфортной работу с красками. Существуют отдельные добавки для акварели, для гуаши, для акриловых красок. Они улучшают качество краски, повышают ее эластичность, яркость. Наш магазин предлагает художникам в Королеве богатейший ассортимент паст, лаков и гелей для создания работ самых разных стилей и направлений.

Уже никто не удивляется иллюзии объема в росписи интерьера и наружных стен. Перестал быть экзотикой наливной 3D пол. Бодиарт достиг таких высот, что разукрашенные живые модели просто исчезают на фоне леса или пустыни. Одни художники изображают несуществующих людей на фоне города, другие – изображают города прямо на живых людях. Что это? Чудачество? Попытка привлечь к себе внимание? Или новое средство выражения, способ познания мира, цветов, фактур, секретов живописи? Попытка сказать о том, что видимый нами мир – тоже иллюзия? Иллюзия на кончике чьей-то кисти...

Этот вид красок используют уже более 3 тысяч лет – именно их веками применяли в станковой живописи, широко использовали в иконописи. Саркофаги фараонов древнего Египта расписаны ими. Микеланджело и Леонардо да Винчи, Рафаэль и Коррэджо использовали ее при написании своих работ. Масляные краски при своем появлении на некоторое время стали более популярны среди профессиональных художников, темперные же продолжали жить в народной росписи.

Выбираем художественную бумагу

Художественная бумага – это материал с волокнами и минеральными компонентами. Он создается ненатурально, но способен впитывать влагу и краски. Бумага, которая предназначена для рисования, пропитана керосином или маслом, поэтому при намокании практически не изменяет свой внешний вид. Характеристики и свойства листов зависят от состава, типа обработки, отделки и других аспектов, которые положены в основу производства.


Звенигород, 1922


Желтый сарай, 1909

Секреты тональной живописи Николая Крымова. Уроки мастерства

Крымов никогда не стремился создавать огромные полотна. В молодости это было связано с ограниченными средствами: внешне подтянутый и респектабельный, художник в годы учебы очень нуждался. Не имея денег на живописные принадлежности, он пользовался теми красками, которые счищали со своих холстов состоятельные ученики, предпочитавшие «широкую» живописную манеру. «Совсем не обязательно писать огромные холсты широкими мазками. Можно писать одной маленькой кисточкой на маленьком холсте и красок потратить на копейку», - наставлял он своих учеников много позднее. В зрелые годы большие размеры холста ничего добавить к индивидуальности мастера уже не могли: его камерные по размерам пейзажи всегда оставались монументальными. Но подспудно потребность в больших полотнах все же существовала, и создание подобного произведения всегда было для Крымова и радостью, и откровением.
В картине «Летний день» (1914), изображающей купальщиц на берегу небольшой речки, он сумел передать ту дионисийскую связь с природой, которую так любили прославлять поэты-символисты. Крымов с вниманием и интересом наблюдает за эффектом отражения: «перевернутый», отраженный мир на полотне удваивается и изменяется в тоне. «Если вы пишите воду и отражение в воде, то помните, что все контрасты сближаются», - наставлял художник.
В ценимом художником европейском XVII веке такую работу назвали бы «Пейзаж с купальщицами». Это название позволило бы автору внести в картину конкретность и точность. Крымов же назвал свое произведение незатейливо – «Летний день». Оно дает зрителю возможность домыслить, дофантазировать, не лишая произведение достоверности. Приятная нега будто разлита по зеленому берегу, где расположились пять купальщиц. Их мягко светящиеся розово-золотистые тела, пронизанные солнцем и окутанные влажными испарениями, нежно контрастируют со светлой травой. Скользящие тени причудливо изукрашивают их. Композиционно они - объединяющее начало на полотне, но все же образ природы здесь является главным.
Погружаясь в созерцание того или иного пейзажа, мы подчас забываем, что это название, происходящее от французского слова paysage, (а оно в свою очередь образовано от слова pays - страна, местность), означает такой жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображенная человеком природа. И если природа как таковая неизменна, то способов ее изображения множество. Пейзажи героические, эпические, романтические сменяют друг друга в той же последовательности, что и столетия. Смена вкусов и пристрастий в творчестве одного и того же автора позволяет увидеть его работы на протяжении десятилетий непохожими и изменившимися.
В неприхотливой по теме, но звучной и декоративной по цвету картине «Осень» Крымов оправданно смело использует традиции русской вывески, лубка. Лаконизм, ясность, скупость изобразительных средств точно соответствуют творческому замыслу. Казалось бы, далеко позади (в 1907-1909 годах) осталось творческое переосмысление художником того, что называют «примитив» в искусстве. Но элементы этого «наивного» видения мира очевидны.
Лето 1917-1918 годов вся семья Крымова (он, жена, сестра, племянники) проводила в Рязанской губернии в имении Всеволода Мамонтова, друга Николая Петровича. Обычно, выбирая жилье на лето, художник всегда стремился найти дом, в котором был бы балкон на втором этаже, откуда удобно писать пейзажи. Вот почему в этой картине выбран «вид сверху», будто живописец низко летит над землей на сказочном ковре-самолете. Невысокий полет позволяет хорошо рассмотреть «игрушечный домик», хотя по определению это должна быть добротная деревенская изба. Яркий солнечный свет будто лишил его весомости, а бревна - тяжести. Неторопливое движение взгляда вдоль холста позволяет увидеть небольшую поляну в обрамлении елок, а на ней - уютное жилье и золотые деревья. Надо всем господствует поэтически-созерцательное состояние художника, позволяющее одинаково внимательно смотреть и на землю, и в небо.
На натуре Крымов работал только летом. Но, несмотря на то, что зимние пейзажи написаны по памяти (исключения составляют «крыши», увиденные через окно) и в них присутствует элемент фантазии, они вместе с тем очень достоверны в передаче состояния природы, пейзажной среды, освещения и колорита.
Зимние пейзажи художника, расположенные в определенном порядке, могли бы дать подробный в деталях и звучный по цвету рассказ об этом времени года: зима - время коротких дней и длинных вечеров; зима - невидимый глазу отдых природы и вполне ощутимая пауза для деревенских жителей между страдами; зима - время праздников и игр, но и время неустанных каждодневных трудов; зима - заботливая и опрятная хозяйка, укрывающая снегом всю непривлекательность. А снег! Он может быть сухим, колючим, твердым, а может быть мягким и пушистым. Холодность его обманчива: он заботливо укрывает озимые, чтобы весной они дали новые всходы. А еще он - оптический инструмент, преломляясь в котором, мир окрашивается в сказочные цвета.
Именно такой он в крымовском «Зимнем вечере» (1919). Затененный передний план являет миру лилово-синие снега, из-под опеки которых с трудом выбираются кусты. А на втором плане, там, где неспешно идут люди, и на третьем, где медленно движутся тяжело нагруженные сеном сани, он розовато-сиреневый. Белее всего он на крышах изб, но впитавший в себя призрачное тепло коротких лучей заходящего солнца, подсвечивается бледной охрой и серебром.
Счастливым должен быть художник, для которого красота окружающего мира самоценна, какие бы судьбоносные события ни происходили!
С 1920 года в течение восьми лет Крымов с женой и родными ездил на лето под Звенигород: ведь это были знаменитые левитановские места - Саввинская слобода. Жили они в доме художника Алексея Сергеевича Рыбакова, который был расположен к Крымову. Очарование этих мест давало творческий импульс художнику.
Трудно найти более скромный и будничный вид, чем в картине «Серый день» (1923). Как не вспомнить Александра Блока: «Но и такой, моя Россия ты всех краев дороже мне...»
Желая раздвинуть границы картины в глубину, художник не замкнулся в узком горизонтальном пространстве вдоль плетеного забора, а дал панорамный вид на дальние луга, уходящие к горизонту. Почти половина холста (в найденном положения линии горизонта проявляется столь ценимое художником «чуть-чуть») отводится небу, по которому быстро движутся прерывистые серые дождевые облака. Эти две стихии - небо и земля (слово «стихия» кажется слишком сильным для такого камерного пейзажа) - неразрывно связаны между собой: пролившийся из туч дождь сделал мокрыми траву, кусты, соломенные крыши, а стремительный ветер лохматит и рвет листву старой ветлы в центре картины. В этом небольшом полотне Крымов стремится зафиксировать увиденный им в пейзаже определенный момент или «состояние».

Загрузка...
Top