Караваджо - итальянская живопись XVII века. Живопись италии Общая характеристика искусства италии 17 века

Центром развития нового искусства барокко на рубеже XVI-XVII вв. был Рим. "Римское барокко" - мощнейший художественный стиль в искусстве Италии второй половины XVI-XVII в. родился прежде всего в архитектуре и идеологически связан с католичеством, с Ватиканом. Архитектура этого города в XVII в. представляется как будто во всем противоположного классицизму Ренессанса и вместе с тем прочно связанного с ним. Не случайно его предтечей выступает, как уже говорилось, Микеланджело.

Мастера барокко порывают со многими художественными традициями Возрождения, с его гармоничными, уравновешенными объемами. Архитекторы барокко включают в целостный архитектурный ансамбль не только отдельные сооружения и площади, по и улицы. Начало и конец улиц непременно отмечены какими-либо архитектурными (площади) или скульптурными (памятники) акцентами. Представитель раннего барокко архитектор Доменико Фонтана (1543-1607) впервые в истории градостроительства применяет трехлучевую систему улиц, расходящихся от Пьяцца дель Пополо ("Народная площадь"), чем достигается связь главного въезда в город с основными ансамблями Рима. Обелиски и фонтаны, поставленные в точках схода лучевых проспектов и в их концах, создают почти театральный эффект уходящей вдаль перспективы. Принцип Фонтана имел огромное значение для всего последующего европейского градостроительства (вспомним трехлучевую систему хотя бы Петербурга).

На смену статуе как началу, организующему площадь, приходит обелиск с его динамичной устремленностью ввысь, а еще чаще - фонтан, обильно украшенный скульптурой. Блестящим примером барочных фонтанов были фонтаны Бернини: "Тритон" (1643) на площади Барберини и фонтан "Четырех рек" (1648-1651) на площади Навона.

Вместе с тем в эпоху раннего барокко не столько создавались новые типы дворцов, вилл, церквей, сколько был усилен декоративный элемент: интерьер многих ренессансных палаццо превратился в анфиладу пышных покоев, усложнился декор порталов, много внимания барочные мастера стали уделять внутреннему двору, дворцовому саду. Особого размаха достигла архитектура вилл с их богатым садово-парковым ансамблем. Как правило, здесь развились те же принципы осевого построения, что и в градостроительстве: центральная подъездная дорога, парадный зал виллы и главная аллея парка по другую сторону фасада проходят по одной оси. Гроты, балюстрады, скульптуры, фонтаны обильно украшают парк, и декоративный эффект еще больше усиливается расположением всего ансамбля террасами на крутом рельефе местности.

Лоренцо Бернини. Фонтан четырех рек на Пьяцца Навона. Рим

Еще более пышным становится архитектурный декор в период зрелого барокко, со второй трети XVII в. Украшается не только главный фасад, но и стены со стороны сада; из парадного вестибюля можно попасть сразу в сад, представляющий собой великолепный парковый ансамбль; со стороны главного фасада боковые крылья здания выдвигаются и образуют парадный двор - так называемый курдонер (франц. cour d"honneur, букв. - почетный двор).

В культовом зодчестве зрелого барокко пластическая выразительность и динамичность усиливаются. Многочисленные раскреповки и разрывы тяг, карнизов, фронтонов в резком светотеневом контрасте создают необычайную живописность фасада. Прямые плоскости сменяются выгнутыми, чередование выгнутых и вогнутых плоскостей также усиливает пластический эффект. Интерьер барочной церкви как место пышного театрализованного обряда католической службы являет собой синтез всех видов изобразительного искусства (а с появлением органа - и музыки). Разные материалы (цветные мраморы, резьба по камню и дереву, лепнина, позолота), живопись с ее иллюзионистическими эффектами - все это вместе с прихотливостью объемов создавало чувство ирреального, расширяло пространство храма до беспредельности. Декоративная насыщенность, изощренность игры плоскостей, вторжение овалов и прямоугольников вместо любимых возрожденческими мастерами окружностей и квадратов усиливаются от одного архитектурного творения к другому. Достаточно сравнить церковь Иль Джезу (1575) Джакомо делла Порта (ок. 1540-1602) с церковью Сант Иво (1642-1660) Франческо Борромини (1599-1667): здесь острые треугольные выступы стен, звездчатый в плане купол создают бесконечно разнообразное впечатление, лишают формы предметности; или с его же церковью Сан-Карло алле куатро Фонтане (1634-1667).

Франческо Борромини. Церковь Сант Иво алла Саниенца. Рим

Франческо Боромини. Купол церкви Сан-Карло алле куатро Фонтане в Риме

Самым тесным образом с архитектурой связана скульптура. Она украшает фасады и интерьеры церквей, вилл, городских палаццо, сады и парки, алтари, надгробия, фонтаны. В барокко иногда невозможно разделить работу архитектора и скульптора. Художником, который соединял в себе и то и другое дарование, был Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). В качестве придворного архитектора и скульптора римских пап Бернини выполнял заказы и возглавлял все основные архитектурные, скульптурные и декоративные работы, которые велись по украшению столицы. В большой степени благодаря церквям, построенным по его проекту, католическая столица и приобрела барочный характер (церковь Сант-Андреа аль Квиринале, 1658-1678). В Ватиканском дворце Бернини оформил "Королевскую лестницу" (Scala regia), связавшую папский дворец с собором. Ему принадлежит типичнейшее создание барокко - ослепляющая декоративным богатством разнообразных материалов, безудержной художественной фантазией сень (киворий) в Соборе Святого Петра (1657-1666), а также многие статуи, рельефы и надгробия собора. Но главное создание Бернини - это грандиозная колоннада Собора Святого Петра и оформление гигантской площади у этого собора (1656-1667). Глубина площади - 280 м; в центре ее стоит обелиск; фонтаны по бокам подчеркивают поперечную ось, а сама площадь образована мощнейшей колоннадой из четырех рядов колонн тосканского ордера девятнадцати метров высотой, составляющей строгий по рисунку, незамкнутый круг, "подобно распростертым объятиям", как говорил сам Бернини.

Колоннада, как венком, венчала собор, к которому прикоснулась рука всех великих зодчих Возрождения от Браманте до Рафаэля, Микеланджело, Бальдассаре Перуцци (1481-1536), Антонио да Сангалла Младшего (1483-1546). Последним оформлял главный портик ученик Браманте Карло Мадерна (1556-1629).

Лоренцо Бернини. Колоннада площади перед Собором Святого Петра. Рим

Бернини был не менее знаменитым скульптором. Подобно ренессансным мастерам он обращался к сюжетам как античным, так и христианским. Но его образ "Давида" (1623), например, звучит иначе, чем у Донателло, Вероккио или Микеланджело. "Давид" Бернини - это "воинствующий плебей", бунтарь, в нем нет ясности и простоты образов Кватроченто, классической гармонии Высокого Ренессанса. Его тонкие губы упрямо сжаты, маленькие глаза зло сузились, фигура предельно динамична, тело почти повернуто вокруг своей оси.

Бернини создал множество скульптурных алтарей для римских церквей, надгробия знаменитым людям своего времени, фонтаны главных площадей Рима (уже упоминавшиеся фонтаны на площади Барберини, площади Навона и др.), и во всех этих работах проявляется их органическая связь с архитектурной средой. Бернини был типичнейшим художником, работавшим по заказу католической церкви, поэтому в сто алтарных образах, созданных с тем же декоративным блеском, что и другие скульптурные работы, языком барочной пластики (иллюзорная передача фактуры предметов, любовь к сочетанию разных материалов не только по фактуре, но и но цвету, театрализация действия, общая "живописность" скульптуры) всегда четко выражена определенная религиозная идея ("Экстаз Святой Терезы Авильской" в церкви Санта Мария делла Витториа в Риме).

Бернини явился создателем барочного портрета, в котором все черты барокко выявлены в полной мере: это изображение парадное, театрализованное, декоративное, но общая парадность изображения не заслоняет в нем реального облика модели (портреты герцога д"Эстс, Людовика XIV).

В живописи Италии на рубеже XVI-XVII вв. можно выделить два главных художественных направления: одно связано с творчеством братьев Карраччи и получило наименование "болонского академизма", другое - с искусством одного из самых крупных художников Италии XVII в. Караваджо.

Аннибале и Агостино Карраччи и их двоюродный брат Лодовико основали в 1585 г. в Болонье Академию вступивших на истинный путь (Accademia degli incamminati), в которой художники обучались по определенной программе. Отсюда и название - "болонский академизм" (или "болонская школа"). Принципы болонской академии, которая явилась прообразом всех европейских академий будущего, прослеживаются в творчестве самого талантливого из братьев - Аннибале Карраччи (1560-1609).

Карраччи тщательно изучат и штудировал натуру. Он считал, что натура несовершенна и ее нужно преобразить, облагородить, для того чтобы она стала достойным предметом изображения в соответствии с классическими нормами. Отсюда неизбежные отвлеченность, риторичность образов Карраччи, пафос вместо подлинной героики и красоты. Искусство Карраччи оказалось очень своевременным, соответствующим духу официальной идеологии и получило быстрое признание и распространение.

Аннибале Карраччи. Венера и Адонис. Вена, Музей истории искусств

Братья Карраччи - мастера монументально-декоративной живописи. Самое знаменитое их произведение - роспись галереи в Палаццо Фарнезе в Риме на сюжеты овидиевых "Метаморфоз" (1597-1604) типично для барочной живописи. Кроме того, Аннибале Карраччи явился создателем так называемого героического пейзажа - пейзажа идеализированного, выдуманного, ибо природа, как и человек (по мнению болонцев), несовершенна, груба и требует облагороженности, чтобы быть представленной в искусстве. Это пейзаж, развернутый при помощи кулис в глубину, с уравновешенными массами куп деревьев и почти обязательной руиной, с маленькими фигурками людей, служащими только стаффажем, чтобы подчеркнуть величие природы. Столь же условен и колорит болонцев: темные тени, локальные, четко по схеме расположенные цвета, скользящий по объемам свет. Идеи Карраччи были развиты рядом его учеников (Гвидо Рени, Доменикино и др.), в творчестве которых принципы академизма были почти канонизированы и распространились по всей Европе.

Микеланджело Меризи (1573-1610), прозванный Караваджо (по месту рождения), - художник, давший наименование мощному реалистическому течению в искусстве, граничащему с натурализмом, - караваджизму, которое обрело последователей во всей Западной Европе. Единственный источник, из которого Караваджо находит достойным черпать темы искусства, - окружающая действительность. Реалистические принципы Караваджо делают его наследником Ренессанса, хотя он и ниспровергал классические традиции. Метод Караваджо был антиподом академизму, да и сам художник бунтарски восставал против него, утверждая свои собственные принципы. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов, изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы ("Лютнист", ок. 1595; "Игроки", 1594-1595).

Но главными для мастера остаются темы религиозные (алтарные образа), которые Караваджо стремится воплотить с истинно новаторской смелостью как жизненно достоверные. В "Евангелисте Матфее с ангелом" (1599-1602) апостол похож на крестьянина, у него грубые, знакомые с тяжелым трудом руки, изборожденное морщинами лицо напряжено от непривычного занятия - чтения.

Караваджо. Призвание апостола Матфея. Церковь Сан Луиджи Деи Франчези в Риме

У Караваджо сильная пластическая лепка формы, он накладывает краску большими, широкими плоскостями, выхватывая из мрака светом наиболее важные части композиции. Эта резкая светотень, контрастность цветовых пятен, крупные планы, динамичность композиции создают атмосферу внутренней напряженности, драматизма, взволнованности и большой искренности. Караваджо одевает своих героев в современные одежды, помещает в простую, знакомую зрителям обстановку, чем добивается еще большей убедительности. Произведения Караваджо достигали иногда такой силы реалистической выразительности, к сожалению, иногда доходящей до натуралистичности, что заказчики отказывались от них, не усматривая в образах должного благочестия и идеальности (недаром в отношении Караваджо некоторые исследователи применяют термин "жестокий реализм"). Так было с алтарным образом "Успение Богоматери": заказчик отверг его, мотивируя тем, что мастер изобразил не величие Успения Марии, а смерть во всей ее неприглядности.

Пристрастие к натуралистическим деталям, достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны ("Положение во гроб", 1602). Для зрелого творчества мастера характерны монументальность, величественность композиций, скульптурность формы, классическая ясность рисунка. Вместе с тем градации света и тени становятся мягче, цветовые нюансы - тоньше, пространство - воздушное (уже упоминавшееся "Успение Марии", 1606).

Искусство Караваджо породило и истинных последователей его художественного метода, и поверхностных подражателей, усвоивших лишь внешние приемы. Из наиболее серьезных его последователей в Италии можно назвать Креспи, Джентиллески, всех венецианских "тенебристов"; в Голландии - Тербрюггена и вообще всю так называемую "утрехтскую школу кавараджистов". Влияние Караваджо испытали молодой Рембрандт, в Испании - Рибера, Сурбаран, Веласкес.

С самого своего раннего периода итальянское барокко как стиль формировалось во многом на общих принципах с академической системой болонцев. Идеализация и патетика были особенно близки официальным кругам итальянского общества и церкви - основному заказчику произведений искусства. По этот стиль воспринял нечто и от Караваджо: материальность формы, энергию и драматизм, новшества в понимании светотеневой моделировки. В результате сплава двух разных художественных систем и родилось искусство итальянского барокко: монументально-декоративная живопись Гверчино (Франческо Барбьери, 1591 - 1666) с его реалистическими типажами и караваджистской светотенью, Пьетро да Кортона (Берреттини, 1596-1669), Луки Джордано (1632-1705); станковая живопись наиболее близкого Караваджо Бернардо Строцци (1581 -1644), прекрасного колориста Доменико Фетти (1588/89-1623), испытавшего сильное влияние Рубенса (как, впрочем, и Строцци). Несколько позже, в середине века появились блистательные по своим колористическим достоинствам, мрачно-романтические композиции Сальватора Розы (1615-1673).

Караваджо. Положение во гроб. Ватикан, Пинакотека

В последней трети XVII в. в искусстве итальянского барокко намечаются определенные изменения. Безудержно усиливается декоративность, усложняются композиции и ракурсы, создается впечатление, что фигуры несутся в стремительном и беспорядочном движении. Живопись с ее перспективным иллюзионизмом, по сути, уничтожает стену, "разрывает" потолок или купол, что всегда противоречило правилам классического искусства. Плафон римской церкви Сант-Иньяцио "Апофеоз Святого Игнатия", исполненный Андреа дель Поццо (1642-1709), архитектором, живописцем, теоретиком искусства, которого недаром называли главой "стиля иезуитов", - ярчайший пример такой плафонной живописи с ее "обманом глаз", экспрессивностью выразительных средств, мистицизмом и экстатичностью настроения (Рим, 1684).

К концу столетия в композициях, как монументально-декоративных, так и станковых, все чаще побеждают холодность, риторичность, ложный пафос. Однако лучшие художники все-таки умели преодолеть эти черты позднего барокко. Таковы романтические пейзажи Алессандро Маньяско (1667-1749), монументальная (плафоны, алтарные образа) и станковая (портреты) живопись Джузеппе Креспи (1665- 1747) - художников, стоящих на рубеже нового столетия.

Сальватор Роза.

Дух Самуила, призванный к Саулу волшебницей из Аэндора. Париж, Лувр

В XVII в. Италия еще сохраняла ведущее положение в искусстве Европы. Но с XVIII в. начался упадок, причины которого лежат в исторической судьбе Италии, очень сложной в это время и ставшей еще более сложной в XVIII столетии, когда испанское владычество сменилось австрийским, и вся страна оказалась во власти столь разных сильных централизованных государств.

Италия в XVII веке.

В ходе франко-испанского соперничества в Италии прошла череда войн, вызвавших опустошение Италии. Италия была раздроблена и в итоге на Аппенинском полуострове сложились три группы государств: Неаполь, Сицилия и Миланское герцогство под управлением Мадрида; формально независимые, но находившиеся под влиянием Испании Генуэзская республика и Корсика, Тоскана (бывшая Флорентийская республика), Модена, Парма, и друге мелкие герцогства; независимые государства – Папская область со столицей в Риме, Савойское герцогство и Сардиния со столицей в Турине и Венеция, контролировавшая Далмацию. Независимой была также республика Сан-Марино.

В XVII веке в Италии по-прежнему велись войны, итальянские государства были вынуждены выбирать себе союзников для войн с Турцией.

В Италии сохранялись как старые республики в Венеции, Генуе и Лукке. Большинство государств были монархии – небольшие светские герцогства и княжества, а также теократическая Папская область и Неаполитанское королевство. Фактически все эти государства действовали автономно, но в экономическом и социальном отношении они были примерно на одном уровне.

Практически везде в XVII веке наблюдается социальная дифференциация и отход от республиканских традиций в сторону абсолютизма с доминированием дворянского сословия. Итальянское дворянство было неоднородным,наряду с аристократией оно пополнялось выходцами из буржуазии,особенно на севере страны в Тоскане, Венеции и Генуе. Буржуазия скупала земли и титулы, используя их для повышения своего статуса и увеличения своих доходов. Активному одворяниванию способствовала политика итальянских государей, причем продавались в том числе и высшие титулы – герцога, графа и барона. Уже в начале XVI века количество высших дворян шел на сотни. Дворяне освобождались от налогов, занимали высшие государственные должности.

К XVII веку слой дворянства окончательно формируется, бывшие торговцы и финансисты переняли привычки старой аристократии, новые дворяне отказывались заниматься торговлей.

Духовенство в Италии было практически полностью католическим. Сильнейше позиции церковь имела в Папской области, в Парме половина всех земель принадлежала церкви, в Тоскане – треть, в Неаполитанском королевстве – до 2/3. Однако политическое влияние церкви было невелико и постепенно падало.

Буржуазия в Италии занимала важное место – в Италии было много торговых и ремесленных городов, таких как Неаполь Палермо, Рим, Венеция, Генуя, Модена и так далее. Кроме того, буржуазия пополнялась из среды свободных профессий. Влияние буржуазии ограничивалось в основном экономической сферой. Итальянская буржуазия в XVII веке переходит на консервативные позиции и поддерживает действующие режимы.

В XVII веке сокращается место торговой и промышленной буржуазии и растет доля финансистов, ростовщиков и откупщиков. Идет активное одворянивание буржуазии.

Крестьянство Италии было наиболее монгочисленным сословием, и в его положении не происходит значительных изменений. На Сицилии сохранялось крепостное право. В XVII веке возросла финансовая нагрузка на крестьянство, что приводит к обнищанию населения, массовому уходу крестьян с земли, всплеску бандитизма.

В XVII веке в Италии наблюдается застой и упадок в экономике, вызванный войнами и смещением торговых путей в Атлантику. В XVI веке в Италии еще развивался рад отраслей промышленности, с начала XVII века наблюдается только спад во всех отраслях промышленности и торговли. После того как экономики Англии,Франции и Голландии произошла модернизация промышленности в Италии, действовавшей средневековыми цеховыми методами и начался спад. Итальянцы не вкладывали денег в переоснащение мануфактур, что привело к падению конкурентоспособности их товаров. В Милане объемы текстильной промышленности сократились в 5 раз, в Генуе производство шелка упало в 3 раза, в Венеции – в 4 раза. Упадок произошел в кораблестроении, производстве стекла в Венеции. Наблюдался рост безработицы, сами итальянцы перешли к покупке импортных товаров. Кроме того, упадок Италии усугубил упадок Испании.

Итальянская буржуазия сделала акцент на развитии кредитно-финансовой сферы, Генуэзская республика стала основным кредитором Испании.

В торговле также наблюдается спад, вызванный переориентированием торговых потоков из Средиземного моря в Атлантику. Венеция, вынужденная воевать с Турцией, утратила сове значение главного порта Средиземноморья. Попытки наладить атлантическую торговлю провалились.

Единственной развивающейся отраслью в Италии было сельское хозяйство - выращивалась пшеница, производилось вино, масло, рис, на Сицилии культивировался сахарный тростник, культивировался шелк-сырец. Италия перешла на аграрный путь развития.

Политическое развитие Италии в XVII веке

Неаполитанское королевство. До XVIII века Неаполь входил в состав Испании и управлялся вице-королем, а в Мадриде находился Верховный Совет по делам Италии. Для Испании Неаполь был второстепенным регионом, в военном отношении он был прикрыт Папской областью. Главной целью испанского вице-короля был сбор налогов и пополнение испанской казны. Это вызывало сильную эксплуатацию итальянского населения – там были самые высокие в Италии налоги. Испания тратила все средства на себя, не оставляя денег на модернизацию собственно Неаполитанского королевства. Неаполь был наиболее отсталым регионом Италии, в нем господствовала испанская экономическая модель. Ухудшение положения Испании приводила и к ухудшению положения Неаполя. К 40-м годам XVII века налоговая нагрузка возросла настолько, что открыто зазвучали требования о необходимости реформ. В 1647 году началось восстание в Наполе – восстание Мазаньелло. Началось оно с того, что один из рыбаков отказался платить габел и убил сборщика налогов. За несколько дней более 50 000 неаполитанцев разгромили здания таможни и другие правительственные здания в Неаполе, требуя отмены налогов и изменения политической системы. Испанский вице-король был вынужден пойти на уступки, Мазаньелло даже назначили генерал-капитаном Неаполя. Через несколько дней Мазаньяло был убит, однако когда вице-король попытался восстановить налоги, восстание продолжилось, и в 1648 году была провозглашена Неаполитанская республика. К восстанию присоединилась и Сицилия.

В 1648 году в Неаполь прибыл Генрих де Гиз, избранный новым герцогом Неаполя, но через 2 месяца Неаполь был захвачен армией Хуана Австрийсколго, Гиз был арестован, в 1649 году власть Испании в Наполе была восстановлена

На Сицилии центром восстания стал город Палермо, вскоре восстание распрстранилось по всему острову кроме Мессины. После прибытия испанских войск Хуана Австрийского восстание было подавлено

Папская область в XVII веке. Папская область, по сути, мало отличалась от других европейских монархий, Папы, правили опираясь на высшее духовенство. Папы были выходцами из наиболее влиятельных итальянских семей и часто проводили политику, выгодную своим семьям. Основной чертой было возвращение непотизма – назначение на высшие должности родственников. Активно продолжалась контрреформация. Папство получало большие доходы со всей Европы. Это государство было самым коррумпированным и плохо управляемым. Бюрократический аппарат был громоздким и объединенным с церковным аппаратом. В Папском государстве активно продавались должности

В 1605-21 годам Папой был Павел V, вошедший в историю как активный контрреформатор, при нем был запрещен труд Коперника, Начат процесс против Галилея. При нем началось падение влияния Папства в Италии. В 1605 году Папа пытался поставить под контроль венецианскую церковь и наложил интердикт на Венецию, однако интердикт был проигнорирован. Из Венеции были изгнаны иезуиты, после чего Папа пошел на уступки.

В 1621-23 годах Папой был Григорий XV. При нем был канонизирован Игнатий Лойола, была создана Священная Конгрегация. При нем Ришедбе получил титул кардинала.

Урбан VIII, правивший до 1648 года наиболее распространил непотизм. При нем началась война с Венецией, Флоренцией, Пармой и Моденой за княжество Кастро. При нем же в 1633 году был завершен процесс над Галилеем

Иннокентий X (1644-55 годы) При нем был осужден янсенизм, протестовал против Вестфальского мира, что было проигнорировано другими державами.

Экономическая ситуация характеризовалась полным упадком. Папская область погрязла в долгах, казна была практически пуста, процветала коррупция. Несмотря на это в середине XVII века шло активное строительство в Риме под руководством Бернини, что финансировалось из папской казны.

Иннокентий XII (1691 – 17..) Он специальной буллой зпаретил включать в управление государством родственников действующего Папы, в конклаве кардиналов мог быть только 1 родственник Папы.

Савойское герцогство в XVII веке.

Савойское герцогство располагалось между владениями Франции и Испании на стыке сфер влияния. На протяжении XVII века савойские герцоги использовали противоречия Франции и Испании для расширения своих владений. В Савойе были развиты промышленность и торгоаля, нормализованиа финансовая система. Это герцогство единствоенное в Италии развивалось.

Карл Эммануил I Великий (правил в 1580-1630 годах). Он провел несколько удачных войн, захватил ряд территорий на севере Савойи. В 1613 году он вел войну за Монсерат. Соперником его был герцог Мантуи. Война привела к войне Испании и Франции, в итоге Савойя не получила эту территорию. В годы Тридцатилетней войны Савойя вновь предъявила претензии на Монсерат, часть которого должна была получить Испания. Против этого выступила Франция, в 1628-31 годах шла война за Мантуанское наследство с Францией. Савойская армия была разгромлена и Савойя перешла на сторону Франции. После этого в войну вступил Рейх, В ходе осады Мантуи имперской армией погибло 80 000 человек. В ходе конфликта Савойя получила Монсерат. В дальнейшем Савойя выступала на стороне Франции против Испании.

Венеция в XVII веке.

Венеции принадлежала Далмация,Часть Истрии,часть Балканского полуострова, Контролировала Крит и Кипр. Венеция имела сильный флот и серьезную наемную армию, но после битвы при Лепанто происходит усиление влияния Турции и упадок Венеции

К XVII веку Венеция сохраняла республиканские трапдиции. Управлял ей Больой совет, в который входило 2 800 граждан Венеции. Испольнительная власть сосредотачивалась в руках Малого совета,кторой возглавлял дож и Сенат, созланный в XVI веке и занимавшийся внешней политикой и армией. В XVI веке появились новые должности - должности трех инквизиторов, был создан Совет Десяти, занимавшийся шпионажем и контрразведкой. Эти должности занимали представители Большого Совета. На тот момент в Венеции проживали 140 000 человек, все управление сосредотачивалось в Венеции.

В экономике Венеции в XVII веке происходит спад, сокращение торговых операций, однако Венеция все еще оставалась одним из сильнейших гоударств Италии. Венейия лавировала между Францией и Испанией, ее основной целью было удержание своих территорий, и отражение атак со стороны Турции. В 1616-17 годах Венеция воевала с Австрией, поддерживавшей пиратство на Адриатике.

В 1629-30 годах Венеция воевала против Испании за мантуанское наследство, в 1630 году случилась эпидемия чумы, от которой умерло 50 000 человек.

В 1645 году Турция нападает на Крит, являвшийся стратегически важным пунктом. Несмотря на перевес турок в силах Венеция 23 года обороняли остров, блокировали Проливы, На помощь Венеции пришла только Франция в 1669 году, пославшая флот под командой герцога де Бофора, но оказать серьезную помощь не смогли, Бофор погиб,а Крит перешел под турецкий контроль – война обошлась Венеции 150 000 000 дукатов.

В 1683 году была создана Священная Лига Австрии, Польши и Венеции, после чего Венеция нанесла удар по Морее. В 1699 году Венеция закрепила за собой Морею, но Афины остались за Турцией.

Великое герцогство Тосканское в XVII веке

Тоскана образовалась в XVI веке из Флорентийской республики, власть в которой захватили Медичи. Великие герцоги мало заботились о своем государстве. Дворянство захватило власть, оттеснив буржуазию от управления. Все ресурсы шли на развитие Флоренции и на армию. В герцогстве господствовала система откупов. Республиканские традиции были полностью забыты.

Фердинанд I Медичи правил в 1581-1609 годах значительно увеличил влияние Тосканы. При нем проводились улучшение жизни в герцогстве, его племянница была выдана замуж за Генриха IV.

Его наследник Казимо Медичи и его преемники свели влияние Флоренции к минимуму. Кризис наступил в конце XVII века, когда во главе герцогства находился Казимо III, проводивший весьма консервативную внешнюю политику. После смерти сына Казимо III династия Медичи пресеклась. К концу его правления Тоскана стала полным банкротом, ег о население снизилось на 50%

Милан в XVII веке

Милан официально являлся испанским владением, герцогство управлялось губернаторами или неаполитанскими вице-королями. Местные политические структуры сохранялись, но не влияли на управление. Испания обеспечивала герцогству независимость. Милан не был затронут войнами, восстаниями и переворотами. В 1630 году в герцогстве прошла эпидемия чумы

Генуэзская республика в XVII веке

Генуя в XVII веке сохраняла независимость, но не являлась более крупным торговым центром и ориентировалась на Испанию, которая стала основным торговым партнером Генуи. Генуэзские банкиры предоставляли Испании деньги. После первого банкротства Испании кредитовать ее согласилась только Генуя. Однако упадок Испании привел и к кризису экономики Генуи. В середине 50-х годов от чумы погибло 50% жителей Генуи. К концу XVII века, ни о каком влиянии Генуи не приходилось и говорить.

Остальные мелкие Итальянские государства никакой роли не играли, полностью зависели от испанского двора.

Италия в XVIII веке.

В 1699 году евронейские монархи попытались всерьез поделить испанские территории. Империя Габсбургов желала получить территории Северной и по возможности, Южной Италии. Франция также пыталась получить Италию или в качестве испанского владения или как компенсацию. В 1699 году был подписан первый договор, по которому Франция получала Неаполь, Милан и Сицилию в обмен на поддержку австрийского кандидата на испанский престол. В 1701-15 годах Италия стала театром военных действий в войне за испанские наследство. Основные боевые действия развернулись на севере,в Миланском герцогстве и Мантуе. Австрийцы опирались на Англию и Голландию, Францию поддерживала Испания, Савойское королевство изначально поддержало французов, но затем несколько раз меняли сторону, надеясь получить, наконец, Монсерат. Остальные итальянские государства, в том числе Венецианская республика, заняли строгий нейтралитет. Впрочем, Венеция разрешила Австрии проход войск. Папское государство помощи никому не оказало.

Инициатива в ведении войны принадлежала Австрии и Савойе. Во главе Савойи был Виктор Амадей II, сын Карла Эммануила II, вступившим на престол в 1675 году. Кроме того, в войне принимал участие другой представитель Савойской династии, правнук Карла Эммануила I принц Евгений Савойский, с 1701 года командовавший армией Австрии в Северной Италии. Французы выслали в Северную Италию войска под командованием маршала Лилеруа, человек, полностью некомпетентный в военном деле.

В 1701 году австрийская армия перешла Альпы и вторглись в Милан. С запада в Милан вторглись французские и савойские войска. Евгений Савойский без труда разбил испанские и французские войска, занял Ломбардию и вынудил Савойю перейти на сторону Австрийской Империи.

В 1706 году французские войска вновь вторглись в Италию и осадили Турин - столицу Савойи. В сражении под Турином австро-савойские войска разгромили французов и вытеснили их с территории Савойского герцогства. В 1707 году австрийская армия вторглась во Францию, но была оттуда выбита. Однорепнно с этим австрийская армия прошла через Папскую область и заняла Неаполитанское королевство. В 1709 году по Утрехтскому миру Австрии достались Неаполь, Сардиния, Миланское герцогство и Мантуя. Савойе досталась Сицилия, корме того, они получили Монсерат.

При Филиппе V испанциы при поддержке Франции попытались вернуть себе Италию,но такая возможность появилась только во 2 половине XVIII века, немалую роль в попытках отвоевать Италию играла жена Филиппа V Изабелла Фарнезе, наследница герцогства Парма. В 1717 году испанские войска вторглиь на Сардинию,а в 1718 году – на Сицилию и берут их под контроль. Одновременно Филипп V высказывает претензии на французский престол, при этом против Испании выступили Англия, Голландия, Австрия и Франция. В 1720 году Испания была вынуждена подписать мир, но герцогство Парма было признано за сыном Изабеллы Карлом, при условии, что Парма не войдет в состав Испании. Кроме того, австрийцы предложили обменять Сицилию на Сардинию. С 1720 года Сицилийское королевство было переименовано в Сардинское королевство.

В 30-е годы во время войны за польское наследство 1733-35, когда и Франция и Австрия были втянуты в конфликт, Испания заключила союз с Сардинией, которой правил сын Виктора Эммануила II, рассчитывавший получить еще часть Милана. Северная Италия вновь стала ареной боев. Испанцы, пройдя из Пармы через Папскую область, заняли Неаполь и Сицилию. По мирному договору 1738 года Неаполь стал независимым, его королем стал Карл Бурбон, отдававший Австрии свое Пармское герцогство, которое вместе с Миланом составило австрийскую Ломбардию. Кроме того, была решена судьба Тосканы, которую должен был получить Франц Лотарингский, что и произошло в 1737 году. Лотарингия же передавалась неудачливому польскому королю Станиславу, а после его смерти – Франции.

В 1740 году началась война за австрийское наследство. Австрия, Франция и Россия воевали с Англией, Францией, Пруссией. В войну в Италии вступили Сардиния и Генуя, неожиданно поддержавшая Испанию. Франция вновь заняла Сардинию и Геную, однако в1746-48 годах Австрия заняла Сардинию и Геную. В 1746 году произошло восстание в Генуе и австрийская армия была выбита. По Ахенскому мирному договору 1748 года Сардиния вновь получила часть Милана, испанцы добились возвращения себе Пармы, его занял Филипп Бурбон, второй сын Изабеллы Фарнезе. Этот военный конфликт был последним, вплоть до вторжения французских войск.

В Италии образовались Королевство обоих Сицилий, сохранилась Папская область. Герцогство Парма попало под власть Бурбонов, Генуя сохранила независимость, однако от нее отделилась Корсика. На севере образовалось Сардинское королевство, Венеция сохранила независимость, Тоскана и Ломбардия находились под контролем Австрии.

Политическое развитие Италии в XVIII веке

Неаполь и Королевство обеих Сицилий.

Карл VII Бурбон правил в 1734-59 годах. При нем были проведены реформы в духе просвещенного абсолютизма, проводил которые Бернардо Тануччи. Тануччи был выходцем из бедной семьи, но получил образование в Пизе и в 1734 году вошел в правительство Неаполя. Тануччи полагал, что для укрепления Неаполя необходима централизация и урезание полномочий аристократии и духовенства. Первой целью своих реформ Тануччи избрал церковь. Тануччи запретил увеличение церковных земель, были сокращены налоговые привилегии церкви, отменено право церковной юрисдикции, была запрещена инквизиция, попытки Папства противодействовать были проигнорированы, неаполитанский архиепископ был отправлен в отставку, папские владения в Неаполе были аннексированы.

Для сокращения влияния дворянства Тануччи пытлся уравнять все сословия в праваах. Дворянство было урезано в своих привилегиях. Тануччи запретил тайные масонские ложи и вел преследования масонов.

Был ортменен ряд прямых налогов, взамен введен ряд косвенных. Налоговая нагрузка на крестьянство была снижена.

Евреям было разрешено вернуться в Неаполь, были отменены ограничения, сдерживавшие развитие производства. Велась поддержка текстильного производства. Был заключен ряд торговых договоров с многими государствами,в том числе и с Турцией, что обеспечило выгодные условия торговли. В университете Неаполя была открыта кафедра коммерции. Строились дороги,каналы, мосты,была расширена гавань Неаполя.

Итальянский язык был провозглашен официальным языком королевства.

При Карле VII начались раскопки Помпеи, причем раскопки впервые велись на научной основе, был издан отчет о раскопках.

В целом политика Карла пользовалась популярностью в населении, это был первый за долгое время монарх, который заботился об Италии.

В 1759 году Карл стал королем Испании, а престол был передан его старшему сыну Фердинанду IV, которому на тот момент было всего 8 лет, опекуном при нем был назначен Тануччи. Тануччи не пытался способствовать образованию Фердинанда, не желая терять свою власть.

В 1767 году Тануччи добился изгнания из Неаполя иезуитов и разорвал с Папой соглашение о ежегодных выплатах в казну Папства.

В 1768 году Фердинанда женили на Марии-Каролине, дочери Марии-Терезии, сестре Марии-Антуанетты, королевы Франции. Мария-Каролина получила великолепное образование, что позволило ей постепенно сосредотачивать власть в своих руках. Развернулась борьба между королевой, поддержанной Австрией и Тануччи, поддерживаемым Италией. В 1777 году Мария-Каролина вошла в королевский совет и отправила Тануччи в отставку. Королева постепенно взяла власть в свои руки, фаворитом которой стал ирландец сэр Джон Актон. Актон изначально занимался флотом в Тоскане, а затем был переманен в Неаполь, где был назначен морским министром, затем министром финансов, и, в итоге, главой правительства. Актона поддерживал английский посланник лорд Гамильтон. С этого времени Неаполь попал под английское влияние. При Актоне приоритетом стала модернизация армии и флота, было построено 150 кораблей, переоснащена армия для возможного противостояния Франции. Аналогичные реформы проводились на Сицилии.

Однако в целом реформы были половинчатыми, армия потребовала огромных затрат, что дестабилизировало финансовую систему. После революции во Франции и особенно после казни Марии-Антуанетты Неаполь вступил в антифранцузскую коалицию, что закончилось вторжением французских войск и свержением короля.

Австрийская Ломбардия и Тоскана в XVIII веке.

Ломбардия управлялась напрямую из Вены. Правление Марии-Терезии и Франца I – Франческо II. В этот период проводились те же реформы, что и в Австрии в тот преиод.

Была проведена налоговая реформа – переписана вся земельная собственность и введена единая шкала налогообложения. Была отменена система откупов. Было ограничено право на расширение церковных земель, ряд монастырей и орденов были закрыты, их земли конфискованы, инквизиция была запрещена.

Проводилась централизация управления.

Были отменены внутренние ограничения в экономике. В целом эта политика привела к активизации промышленной деятельности, повышению налогов.

Тоскана в XVIII веке также попала под контроль Австрии и при нем начались реформы, завершенные при Леопольде, Пьетро-Леопольдо I, его сыне. При нем были сняты ограничения на торговлю, ликвидированы внутренние таможни, отменены цеха, введена свободная продажа земли, все земли герцогского дома были размежеваны и выставлялись на продажу мелкими участками для крестьян, однако эти земли купила в основном буржуазия. Были проведены мелиоративные работы. Был принят новый уголовный кодекс, отменивший пытки и смертную казнь.

Однако влияние Папства сохранилось, а попытка введения в Тоскане конституции, по типу американской, не удалась.

В 1790 году Леопольд покинул Тоскану и становится королем Австрии и германским императором.

Сардинское королевство в XVIII веке.

Начало и 1 треть века были связаны с именем герцога Виктора Амадея II, при нем государство превратилось из второсортного итальянского герцогства в полноправное королевство. Виктор Амадей вступил на престол в 9 лет, в самом начале его правлении я произошел в 1680 году бунт, связанный с высокими ценами на соль. В 1684 году,когда ему исполнилось 18 лет он сам объявил об окончании регентства и в дальнейшем он показал себя как сильный правитель.

Савойя была вынуждена маневрировать между Францией и Испанией, а позднее Австрией. Первоначально союзником Савойи являлась Франция, некоторое время Савойя находилась под прямым давлением Людовика XIV, Людовик требовал изгнания из Савойи протестантов – гугенотов и вальденсов. В период девятилетней войны 1788=97 годов Савойя впервые выступила против Франции, в войне за испанское наследство савойский герцог перешел на сторону Австрии. Именно тогда герцогство стало сперва Сицилийским, а затем Сардинским королевством.

Во внутренней политике Виктор Амадей провел ряд реформ, способствовавших укреплению власти: была организована система интендантств, которые собирали налоги и управляли провинциями, была введена система секретариатов – внутренних дел, иностранных дел и военный. Была проведена военная реформа, создано ополчение, создан флот, необходимый для защиты островных владений, необходимость которого стала ясна после захвата Сицилии Испанией.

Сам Виктор Амадей II был аскетичным, не любившим роскоши, в Турине при нем были прекращены крупные праздники. В 1730 году Виктор Амадей передал престол своему второму сыну.

Следующим королем стал Карл Эммануил III, правивший в 1730-1773 годах. Он был полной противоположностью своему отцу. В 1731 году Виктор Амадей попытался вновь взять власть, но был арестован и в 1732 году умер. Карл Эммануил III в быту был полной противоположностью отцу, он тратил огромные средства на содержание двора.

Во внешней политике Карл Эммануил действовал подобно своему отцу, во время войны за австрийское наследство Сардиния сменила сторону несколько раз. Во внутренней политике он проводил политику меркантилизма, улучшал инфраструктуру, отменил привилегии духовенства, отменил крепостную зависимость.

В 1773 году на престол вступил Виктор Амадей III, правивший до 1798 года. При нем начинается явная деградация режима. Он не проводил крупных реформ, все его действия носили частный характер.

Во внутренней политике Виктор Амадей ориентировался на Людовика XV, он пытался провести военную реформу по прусскому образцу, но потерпел неудачу. После начала революции во Франции республиканские идеи стали проникать в королевство. Турин стал центром роялистской эмиграции. Виктор Амадей участвовал в антифранцузской коалиции, что закончилось аннексией Савойи, Ниццы и Пьемонта, Виктор Амадей удержал за обой только Сардинию.

Венеция в XVIII веке.

Венеция смогла удержаться от войн, объявив нейтралитет, правда, они не могли воспрепятствовать проходу войск воюющих государств. Венеция в 1714 году начала свою последнюю войну с Турцией, когда турки вторглись в Морею. В 1718 году был подписан Пожаревацкий мир, который закрепил отторжение Мореи. С этого периода и до вторжения Наполеона Венеция в войнах не участвовала.

Международное влияние Венеции продолжало падать, венецианская торговля достигла дна. Помимо Англии, Франции и Нидерландов, конкурентом Венеции стала Австрия, открывшая порт Триест. В Венеции с 1720 года до середины века не появлялось ни одного английского и голландского судна. Кроме того, Венеция не смогла модернизировать свой флот, основой флота Венеции оставались галеры, не способные конкурировать с голландскими флейтами и испанскими галеонами. В военном отношении Венецию спасало только то, что Турция также не обладала мощным флотом.

Главной проблемой Венеции стало пиратство, которое поддерживали австрийцы и турки и их вассалы из Африки. Венеция не могла более воевать с пиратами. В 1764-65 годах был заключен договор с Марокко и Триполи, по которому Венеция платила по 60 000 дукатов в год за безопасность своей торговли, что, однако не сильно помогло. В 1780-е годы венецианский флот смог нанести удар по Тунису и заставили его приструнить пиратов.

В Венеции продолжался кризис управления, сокращение торговли вело к обеднению населения, в том числе и патрициата. Во главе государства осталось несколько десятков семей из 2 500. Если ранее было почетным приобретение титула патриция, то в XVIII веке титулы патрициев практически не покупались. Все это вело к замыканию правящей верхушки, усилению социальной дифференциации. Патрициат препятствует проведению любых реформ в политике, экономике, торговле, была отвергнута также политика протекционизма и меркантилизма.

Во 2 половине XVIII века после окончания череды войн происходит некоторое оживление в Венеции. Однако Венеция стала только перевалочной базой иностранных купцов. Авторитет Венеции поддерживал только статус культурной столицы Италии и Европы. В XVIII веке начался период массового туризма в Венецию. В Венеции действовало 7 оперных театров, была развита игорная индустрия. Именно эта индустрия стала основным источником доходов, Венецию посещали даже короли – император Австрии и наследник престола Павел, будущий Павел I.

В целом Венеция не имела политического веса и не могла защитить себя и в 1797 году Венеция была поделена между Францией и Австрией. В 1814 году Венеция вошла в состав Австрии.

Экономическое развитие Италии в XVIII веке.

В первой половине века продолжался застой и спад в экономике Италии, фактически Италия достигла дна. Причиной этого были военные конфликты, разорявшие территории и поглощавшие огромные деньги. Итальянская буржуазия теряла доходы, не выдержав конкуренции с Англией и Францией. Практически повсеместно в Италии сохранялись пережитки средневековья. Основной формой земельного держания крестьян оставалась испольщина, когда крестьяне отдавали землевладельцу 50-75 % урожая.

Во 2 половине века после реформ и окончания войн начинается экономическое развитие Италии, наиболее ярко это проявилось в Ломбардии и Тоскане, где реформы проводились по австрийскому образцу. В Ломбардии начали появляться новые производства, возникли централизованные мануфактуры, прежде всего в текстильной, шелковой, шерстяной, бумажной промышленности. Количество рабочих увеличивалось за счет обедневшего крестьянства. Население Турина за XVIII век выросло в 2 раза – с 40 000 до 90 000 человек, население Неаполя достигло 400 000 человек. Новые мануфактуры возникали в Милане, Сардинском королевстве, Генуе и в Неаполе. Кризис продолжался в Венецианской республике, где по-прежнему наблюдался спад, в Лукке.

В сельском хозяйстве переворот происходит в Северной Италии, в долине реки По. Именно там начали внедряться новые методы агротехники, вводились новые культуры. Особенно ярко это проявлялось в Ломбардии, где площадь необрабатываемых земель сократилось в 4 раза, в Тоскане производство шелка выросло 15 раз,как и в Пьемонте, где он составлял 2/3 экспорта. В южной Италии в упадке находились Папское государство, Сардиния и Сицилия, где практически не было аграрных реформ.

Италия в экономике разделилась на активно развивающийся Север и застойный или деградирующий Юг.

В торговле сохранялись тенденции прошлого века. Не был создан единый внутренний рынок, сохранялись внутренние таможни, сохранялись различные денежные системы, системы мер и весов. Международная торговля находилась на низком уровне, крупнейшим портом Италии был Ливорно в Тоскане. В Генуе продолжала развиваться финансовая деятельность.

В целом Италия значительно отставала от всей Европы. Слабость экономики способствовала и политической слабости, что препятствовало объединению Италии.

ВВЕДЕНИЕ

Семнадцатый век имел особое значение для формирования национальных культур нового времени. В эту эпоху завершился процесс локализации больших национальных художественных школ, своеобразие которых определялось как условиями исторического развития, так и художественной традицией, сложившейся в каждой стране, - Италии, Фландрии, Голландии, Испании и Франции. Это позволяет рассматривать 17 в. как новый этап в истории искусства.

По сравнению с эпохой Возрождения искусство 17 в. сложнее, противоречивее в содержании и художественных формах. Целостное поэтическое восприятие мира, характерное для Возрождения, разрушается, идеал гармонии гармони и ясности оказывается недосягаемым.

Художественная культура 17 в. отражает сложность эпохи, подготовившей победу капиталистического строя в передовых странах Европы. В творчестве художников утверждается более целостное и глубокое восприятие действительности. Получает новое истолкование понятие синтеза искусств. Отдельные виды искусства как и отдельные произведения, утрачивают обособленность и стремятся к воссоединению руг с другом. Здания органически включаются в пространство улицы, площади, парка. Скульптура становится динамичной, вторгается в архитектуру и садовое пространство. Декоративная живопись пространственно-перспективными эффектами дополняет то, что заложено в архитектурном интерьере.

В крайних проявлениях искусство барокко приходит к иррациональному, к мистике, воздействует на воображение и чувство зрителя драматическим напряжением, экспрессией форм. События трактуются в грандиозном плане, художники предпочитают изображать сцены мучений, экстазов, или панегирики подвигам, триумфам.

В основе искусства классицизма лежит рациональное начало. Прекрасным с точки зрения классицизма является лишь то, что упорядоченно, разумно, гармонично. Герои классицизма подчиняют свои чувства контролю разума, они сдержаны и величавы.

Черты этих двух больших стилей переплетаются в искусстве одной страны и даже в творчестве одного художника, порождая в нём противоречия. Наряду с барокко и классицизмом в изобразительном искусстве возникает более непосредственно мощное реалистическое отражение жизни, свободное от стилевых элементов. Семнадцатому веку принадлежат величайшие мастера реализма - Веласкес, Рембранд, Хальс, Караваджо и другие. . .

ИСКУССТВО ИТАЛИИ

Архитектура

Барромини. Свое крайнее выражение иррациональность, экспрессивность и живописность барокко находят в творчестве Франческо Барромини (1599 - 1667). Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, он заменяет прямые линии и плоскости изогнутыми, скруглёнными, извивающимися.

На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, строит он план небольшой церкви Сан Карло у четырёх фонтанов в Риме (1634 - 1667). Её сложный волнообразный фасад, расчленённый двухъярусной колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальным живописным панно, разрывающим карниз и разрушающим равновесие.

Бернини. Подобно мастерам Возрождения, основоположник стиля зрелого барокко Лоренцо Бернини (1598 - 1680) был разносторонне одарённым человеком. Архитектор, скульптор, живописец, гениальный декоратор, он исполнял в основном заказы римских пап и возглавлял официальное направление итальянского искусства. Одно из самых характерных его сооружений - церковь Сант Андреа аль Квиринале в Риме (1653 - 1658).

Крупнейшая архитектурная работа Бернини - окончание многолетнего строительства собора св. Петра в Риме и оформление площади перед ним. Сооружённые по его проекту, два могучих крыла монументальной колоннады замкнули обширное пространство площади. Расходясь от главного западного фасада собора, колоннады сначала образуют форму трапеции, а затем переходят в громадный овал, подчёркивающий особую подвижность композицию, призванной организовать движение массовых рецессий. 284 колонны и 80 столбов высотой в 19 м. Составляют эту четырёхрядную крытую колоннаду, 96 больших статуй венчают её аттик.

Скульптура

Бернини. В соборе св. Петра находятся и виртуозно исполненные скульптурные произведения Бернини - алтарная Кафедра св. Петра с фигурами отцов церкви, святых и ангелов, сверкающая позолотой, привлекающая бурной динамикой.

Наряду с барочной декоративной пластикой Бернини создаёт ряд статуй и портретов, подчас перерастающих рамки барочного искусства. Характер его новаторских исканий проявляется в статуе «Давид» (1623, Рим, галерея Боргезо).

Тонкость жизненного наблюдения пронизывает позднее произведение Бернини - алтарную группу «Экстаз св. Терезы» (1644 - 1652, Рим, церковь Санта Мария делла Виттория) послужившую образцом для многих барочных ваятелей не только в Италии, но и в других странах.

Живопись.

Карваджо. Микеланджело Меризи да Караваджо (1573 - 1610). К числу первых картин относится «Девушка с лютней» (1595, Ленинград, Эрмитаж). Девушка музицирет. Перед на столе лежат скрипка, ноты, фрукты. С отточенным мастерством написаны все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости. Светотенью пролеплено лицо и фигура девушки, тёмный фон подчёркивает насыщенность выступающих вперёд светлых тонов, предметность всего представленного.

Как жанровая сцена решена композиция «Призвание Матфея» (1597 - 1601, Рим, капелла Контарелли в церкви Сан Луиджи деи Франчези), где изображены два юноши в модных по тем временам костюмах, с любопытством взирающих на входящего Христа. К Христу обратил взор Матфей, в то время, как третий юноша, не поднимая головы продолжает подсчитывать деньги.

От картины к картине нарастает трагическая сила образов Караваджо. В «Положении во гроб» (1604, Рим, Ватиканская пинакотека) на глубоком тёмном фоне ярким светом выделяется тесно сплочённая группа близких к Христу людей, опускающих его тел в могилу.

Болонская академия. Аннибале Карраччи. Наиболее талантливым из братьев Карраччи был Аннибале (1560 - 1609), автор большого числа алтарных образов и картин на мифологические сюжеты. Совместно с братьями он расписал палаццо Фарнезе в Риме (1597 - 1604).

Декоративная живопись барокко.

Необычной пышностью, нарядной праздничностью красок отличаются росписи Пьетро да Кортона (1596 - 1669) в палаццо Барберини. Сложнейшие перспективные и иллюзорные эффекты применяет в росписях Сант Иньяцио в Риме Андреа Поццо (1642 - 1709).

Наряду с официальным барочным направлением, господствовавшим в крупных центрах, на протяжении всего 17 в. в провинциях продолжали работать многие художники, сохранявшие в своём творчестве традиции реализма. Среди них выделялся особой эмоциональной насыщенностью искусства болонец Джузеппе Мария Креси (1665 - 1747), пролагавший пути развития реализма последующего периода.

В изобразительном искусстве, как и в архитектуре Италии, в 17 веке стиль барокко получает господствующее значение. Он возникает как реакция против «маньеризма», надуманным и сложным формам которого противопоставляет прежде всего большую простоту образов, почерпнутую как из творений мастеров Высокого Возрождения, так и обусловленную самостоятельным изучением натуры. Зорко вглядываясь в классическое наследие, нередко заимствуя у него отдельные элементы, новое направление стремится к возможно большей выразительности форм в их бурной динамике. Новым исканиям искусства соответствуют и новые живописные приемы: спокойствие и ясность композиции сменяются их свободой и как бы случайностью. Фигуры смещаются со своего центрального положения и строятся в группы преимущественно по диагональным линиям. Такое построение имеет важное для барокко значение. Оно усиливает впечатление движения и способствует новой передаче пространства. Вместо обычного для искусства Возрождения членения его на отдельные слои оно охватывается единым взглядом, создавая впечатление случайного фрагмента необъятного целого. Такое новое понимание пространства принадлежит к ценнейшим достижениям барокко, сыгравшим определенную роль в дальнейшем развитии реалистического искусства. Стремление к экспрессивности и динамике форм порождает еще одну черту, не менее типичную для барокко, - использование всевозможных контрастов: контрастов образов, движений, противопоставлений освещенных и теневых планов, контрастов цвета. Все это дополняется ярко выраженной тягой к декоративности. Вместе с тем меняется и живописная фактура, переходящая от линеарно-пластической трактовки форм к все более широкой живописности видения.
Отмеченные особенности нового стиля со временем приобретали все более определенные черты. Это оправдывает деление итальянского искусства 17 века на три неравномерно длящихся этапа: «раннее», «зрелое», или «высокое», и «позднее» барокко, господство которого длится много дольше остальных. Эти особенности, равно как хронологические пределы, будут отмечены далее.
Барочное искусство Италии обслуживает главным образом господствующую и утвердившуюся после Тридентского собора католическую церковь, княжеские дворы и многочисленное дворянство. Задачи, ставящиеся перед художниками, имели столько же идейный, сколько декоративный характер. Декорирование церквей, равно как дворцов знати, монументальные росписи куполов, плафонов, стен в технике фрески получают небывалое развитие. Этот вид живописи становится специальностью итальянских художников, работавших как у себя на родине, так и в Германии, Испании, Франции, Англии. Они сохраняют в данной области творчества неоспоримый приоритет до конца 18 века. Темами церковных росписей являются пышные сцены прославления религии, ее догматов или святых и их деяний. На плафонах дворцов господствуют аллегорические и мифологические сюжеты, служащие прославлением владетельных фамилий и их представителей.
Чрезвычайно распространенными являются по-прежнему большие алтарные картины. В них наряду с торжественно-величавыми образами Христа и Мадонны особенно распространены изображения, которые оказывали наиболее сильное воздействие на зрителя. Это сцены казней и мучений святых, равно как состояния их экстаза.
Светская станковая живопись наиболее охотно бралась за темы из Библии, мифологии и античности. Как самостоятельные ее виды получают развитие пейзаж, батальный жанр, натюрморт.

Итальянского художника Микеланджело Меризи да Караваджо прославили знаменитые светотени. Фигуры на его картинах будто выступают из мрака, выхваченные яркими лучами света. Этот метод после смерти художника переняли многочисленные последователи.

Взятия Христа под стражу, 1602

Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты — Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески).

«Положение во гроб» (1603)

Микеланджело Меризи да Караваджо /Michelangelo Merisi da Caravaggio (29 сентября 1571, Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.

Милан 1571—1591

Сын архитектора Фермо Меризи и его второй жены Лючии Аратори, дочери землевладельца из городка Караваджо, неподалёку от Милана. Отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо. В 1576 году во время чумы умерли отец и дед, мать с детьми переехала в Караваджо.

Давид и Голиаф 1599

Первыми покровителями будущего художника были герцог и герцогиня Колонна. В 1584 году в Милане Микеланджело Меризи приходит в мастерскую Петерцано, считавшегося учеником Тициана. В то время в художественном мире Италии господствовал маньеризм, но в Милане были сильны позиции ломбардского реализма.

Первые работы художника, написанные в Милане, жанровые сцены и портреты, до наших дней не дошли.

Уже к концу 1580-х годов жизнь вспыльчивого по характеру Меризи омрачается скандалами, драками и тюремными заключениями, которые будут сопровождать его всю жизнь.

В 1589 году художник приезжает домой продать свой земельный надел, по-видимому, нуждаясь в деньгах. Последний раз он посещает дом после смерти матери в 1590 году. Осенью 1591 года он вынужден бежать из Милана после ссоры за карточной игрой, завершившейся убийством. Заехав сначала в Венецию, он направляется в Рим.

«Призвание апостола Матфея» (1600)

Рим 1592—1594

В столице по обычаю итальянских художников того времени он получает прозвище, связанное с местом рождения, как, например, это было с Веронезе или Корреджо. Так Микеланджело Меризи стал Караваджо.

В 1593 году Караваджо поступает в мастерскую Чезари д’Арпино, который поручает Караваджо писать на фресках цветы и листья. В мастерской д’Арпино он познакомился с меценатами и художниками, в частности, Яном Брейгелем Старшим.

Ранние работы Караваджо написаны под влиянием Леонардо да Винчи (с «Мадонной в скалах» и «Тайной вечерей» он познакомился ещё в Милане), Джорджоне, Тициана, Джованни Беллини, Мантеньи. Первая дошедшая до нас картина — «Мальчик, чистящий фрукт» (1593). В мастерской д’Арпино Караваджо знакомится с Марио Миннити, который стал его учеником и моделью ряда картин, первой из которых является «Юноша с корзиной фруктов» (1593—1594).

«Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94, галерея Боргезе

После драки Караваджо попадает в тюрьму Тор ди Нона, где происходит его встреча с Джордано Бруно. Вскоре он порывает с Чезари д’Арпино, бездомного Караваджо пригласил к себе Антиведуто Грамматика.

В 1593 заболел римской лихорадкой (одно из названий малярии), шесть месяцев он находился в госпитале на грани жизни и смерти. Возможно, под впечатлением от болезни создаёт картину «Больной Вакх» (1593) — первый свой автопортрет.

«Больной Вакх» (фрагмент) (1593), галерея Боргезе

Первые многофигурные картины созданы в 1594 году — это «Шулеры» и «Гадалка» (Капитолийские музеи). Жорж де Латур впоследствии напишет свою «Гадалку» с идентичной композицией.

«Шулеры» (1594)

«Гадалка» (1594)

Осенью 1594 Караваджо начинает работать на кардинала Франческо дель Монте, перебирается в его виллу Мадама, где он встречается с Галилеем, Кампанеллой, Делла Порта, поэтами Марино и Милези.

Рим 1595—1599

Этот период жизни, проведённый на вилле Мадама, оказался для Караваджо весьма плодотворным, кроме того, картины, созданные в это время почти все сохранились до наших дней. На картине «Музыканты» (1595) в центре изображён Марио Миннити, а рядом художник разместил себя с рожком.

«Музыканты» (1595). Караваджо написал себя с рожком между двумя музыкантами

В образе Амура с виноградом некоторые исследователи усматривают эротический намёк на отношения с Миннити. Миннити изображён и на картине «Мальчик, укушенный ящерицей» (1596, Лондон), проданной торговцу предметами искусства Валентино.

«Мальчик, укушенный ящерицей»

В 1595 году несмотря на рекомендации, данные Джентилески, Грамматикой, Просперо Орси, Караваджо было отказано в приёме в Академию Святого Луки. Главным противником приёма Караваджо в Академию был её президент — Федерико Цуккаро. Он считал, что эффекты живописи Караваджо были следствием экстравагантного характера, а успехом его картины обязаны лишь своим «оттенком новизны», которую высоко ценили богатые покровители.

В 1596 году Караваджо создаёт первый натюрморт в истории итальянской живописи — «Корзина с фруктами».

«Корзина с фруктами» (1596), пинакотека Амброзиана, Милан

В «Лютнисте» (1596, Эрмитаж) партитуру прочитать оказалось несложно, это мадригал Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Кому адресовано это послание, неизвестно.

Он пишет такие полотна как:

«Вакх» (1596)

А также «Куртизанка Филлида» (1597), «Портрет Маффео Барберини» (1598). В 1597 году от кардинала дель Монте поступил заказ на роспись потолка его резиденции. Так появилась единственная фреска Караваджо «Юпитер, Нептун и Плутон».

Картины Караваджо становятся популярны. Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты — новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597). «Главное достоинство картины — мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»

«Отдых на пути в Египет» (1597)

Им написаны также «Экстаз св. Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598).


Экстаз святого Франциска, 1595

«Принесение в жертву Исаака»

Первый женский образ в творчестве Караваджо — «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), показывает способность художника на глубокую и поэтически значительную трактовку образа. Картина была продана банкиру и покровителю искусств Винченцо Джустиньяни.

«Кающаяся Мария Магдалина»

За ней последовали

«Святая Екатерина Александрийская» (1598)

«Марта и Мария» (1598)


«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1598) демонстрирует, что Караваджо в своём реализме не чуждается нарочито натуралистических эффектов

В «Иоанне Крестителе» (1598) заметно влияние Микеланджело:


Караваджо стал знаменит. Он покидает виллу Мадама и перебирается в дом банкира и коллекционера Чириако Маттеи, купившего «Гадалку». Марио Миннити после ссоры с Караваджо женился и уехал на Сицилию.

Рим 1600-1606

Несколько месяцев Караваджо скрывался в имении Колонна. Там он написал несколько картин, но стиль его стал мрачным: «Святой Франциск в раздумье» (1606), «Ужин в Эммаусе» (1606). Фигура Христа напоминает фреску Леонардо «Тайная вечеря».

Караваджо переезжает в Неаполь, где им было написано более десяти картин, хотя сохранились не все:


«Экстаз Магдалины» (1606)


«Христос у колонны» (1607)


«Саломея с головой Иоанна Крестителя» (1607)

По заказу церкви Пио Монте делла Мизерикордия он написал с огромной живописной энергией картину «Семь дел милосердия» (1607), которая до сих пор находится в этой церкви.

Неожиданно в июле 1607 года Караваджо направляется на Мальту — в Ла Валетту.


«Св. Иероним» (1608)

Н аписан им для кафедрального собора Сан Джованни деи Кавалиери, понравился великому магистру мальтийского ордена Алофу де Виньякуру. Караваджо пишет портреты: Алофа де Виньякура, позже высоко оценённый Делакруа, и соратника магистра Антонио Мартелли.

14 июля 1608 года Караваджо становится кавалером мальтийского ордена без права ношения мальтийского креста, так как он не был дворянином.

Загрузка...
Top