Какие определения подходят к термину классицизм. Что такое классицизм

от лат. classicus, букв. – принадлежащий к первому классу римских граждан; в переносном смысле – образцовый) – художеств. направление и соответствующая ему эстетич. теория, возникновение к-рых относится к 16 в., расцвет – к 17 в., упадок – к началу 19 в. К. – первое в истории нового времени направление в иск-ве, в к-ром эстетич. теория предшествовала художеств. практике и диктовала ей свои законы. Эстетика К. нормативна и сводитсяк след. положениям: 1) основу художеств. творчества составляет разум, требованиям к-рого должны быть подчинены все компоненты иск-ва; 2) цель творчества – познание истины и раскрытие ее в художественно-наглядной форме; между красотой и истиной не может быть расхождения; 3) иск-во должно следовать природе, "подражать" ей; то, что безобразно в природе, в иск-ве должно становиться эстетически приемлемым; 4) иск-во морально по самой своей природе и всем строем художеств. произведения утверждает моральный идеал общества; 5) познавательные, эстетич. и этич. качества иск-ва диктуют определ. систему художеств. приемов, к-рые наилучшим образом содействуют практич. осуществлению принципов К.; правила хорошего вкуса определяют особенности, нормы и пределы каждого из видов иск-в и каждого жанра в пределах данного вида иск-ва; 6) художеств. идеал, по мнению теоретиков К., воплощен в антич. иск-ве. Поэтому наилучший способ достигнуть художеств. совершенства – подражать образцам классич. иск-ва древности. Название "К." происходит от принятого этим направлением принципа подражания антич. классике. К. отчасти свойствен и античной эстетике: теоретики императорского Рима выступали с требованиями подражать греч. образцам, руководствоваться в иск-ве принципами разума и т.д. Культ античности заново возникает в эпоху Возрождения, когда обостряется интерес к антич. культуре, частично уничтоженной, частично забытой в средние века. Гуманисты изучали памятники античности, стремясь найти в языческом мировоззрении древности опору в борьбе против спиритуализма и схоластики ср.-век. феод. идеологии. "В спасенных при падении Византии рукописях, в вырытых из развалин Рима античных статуях перед изумленным Западом предстал новый мир – греческая древность; перед ее светлыми образами исчезли призраки средневековья" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 345–46). Важнейшее значение для формирования эстетич. теории гуманизма эпохи Возрождения имело изучение трактатов по поэтике Аристотеля и Горация, к-рые были приняты в качестве свода непререкаемых законов иск-ва. В особенности большое развитие получает уже в 16 в. теория драмы, в первую очередь трагедии, и теория эпич. поэмы, к-рым уделено преимущественное внимание в сохранившемся тексте "Поэтики" Аристотеля. Минтурпо, Кастельветро, Скалигер и др. комментаторы Аристотеля закладывают основы поэтики К. и устанавливают типичные для этого художеств. направления правила композиции драмы и эпоса, а также др. лит. жанров. В изобразит. иск-вах и архитектуре происходит поворот от готики средневековья к стилю антич. образцов, что получает отражение и в теоретич. работах об иск-ве, в частности Леона Баттиста Альберти. В эпоху Возрождения, однако, эстетич. теория К. переживала лишь начальный период своего формирования. Она не была признана общеобязательной, и художеств. практика во многом отклонялась от нее. Как в лит-ре, драме, так и в изобразит. иск-вах и архитектуре, художеств. достижения античности использовались в той мере, в какой они соответствовали идейным и эстетич. стремлениям деятелей иск-ва гуманизма. В 17 в. происходит превращение К. в непререкаемую доктрину, следование к-рой становится обязательным. Если начальный этап формирования К. происходит в Италии, то оформление К. в законченную эстетич. доктрину совершилось во Франции в 17 в. Социально-политич. основу этого процесса составляла регламентация всех сфер жизнедеятельности, осуществлявшаяся абсолютистским гос-вом. Кардинал Ришелье создал во Франции Академию (1634), к-рой было поручено наблюдение за чистотой франц. языка и лит-ры. Первым документом, официально утверждавшим доктрину К., было "Мнение французской Академии о трагикомедии (П. Корнеля) „Сид“" ("Les sentiments de l´Acad?mie fran?aise sur la tragi-com?die du Cid", 1638), где были прокламированы правила трех единств в драме (единство места, времени и действия). Одновременно с утверждением К. в лит-ре и театре происходило и завоевание им сферы архитектуры, живописи и скульптуры. Во Франции создается Академия живописи и скульптуры, на заседаниях к-рой формулируются правила К. и в пластич. иск-вах. Во Франции 17 в. К. обретает свою классич. форму не только в силу гос. поддержки, но и благодаря общему характеру развития духовной культуры того времени. Определяющим моментом содержания иск-ва К. была идея утверждения государственности. Она возникла как противовес феод. сепаратизму и в этом отношении представляла собой прогрессивный принцип. Однако прогрессивность этой идеи была ограничена, т.к. она сводилась к апологии монархич. самодержавия. Носителем принципа государственности был абсолютный монарх и в его персоне воплощался человеч. идеал. Печать этой концепции лежит на всем иск-ве К., к-рый даже именовался впоследствии иногда "придворным К.". Хотя двор короля действительно был центром, откуда исходили идеологич. директивы иск-ву, К. в целом отнюдь не был только дворянско-аристократич. иск-вом. Эстетика К. находится под значит. влиянием философии рационализма. Гл. представитель франц. рационализма 17 в. Р. Декарт оказал определяющее влияние на формирование эстетич. доктрины К. Этич. идеалы К. были аристократичными лишь по внешности. Сущность их составляла гуманистич. этика, признавшая необходимость компромисса с абсолютистским гос-вом. Однако в пределах доступного им сторонники К. боролись против пороков дворянско-монархич. общества и воспитывали сознание нравств. ответственности каждого перед обществом, включая и короля, к-рый также изображался в качестве человека, отказывавшегося от личных интересов во имя интересов гос-ва. Такова была первая форма гражданского идеала, доступная на той стадии обществ. развития, когда подымающаяся буржуазия была еще недостаточно сильна, чтобы выступить против абсолютистского гос-ва. Наоборот, используя его внутр. противоречия, в первую очередь борьбу монархии против дворянского своеволия и фронды, передовые деятели бурж.-демократич. культуры поддерживали монархию как централизующее гос. начало, способное умерить феод. гнет или, по крайней мере, ввести его в какие-то рамки. Если в нек-рых видах и жанрах иск-в и лит-ры преобладали внешняя помпезность, приподнятость формы, то в других допускалась свобода. Соответственно природе сословного гос-ва в иск-ве также существовала иерархия жанров, к-рые делились на высшие и низшие. К числу низших относились в лит-ре комедия, сатира, басня. Однако именно в них получили яркое развитие наиболее демократич. тенденции эпохи (комедии Мольера, сатиры Буало, басни Лафонтена). Но и в высоких жанрах лит-ры (трагедия) сказались как противоречия, так и передовые нравств. идеалы эпохи (ранний Корнель, творчество Расина). В принципе К. претендовал на то, что он создал эстетич. теорию, проникнутую всеобъемлющим единством, на практике же художеств. культура эпохи характеризуется бросающимися в глаза противоречиями. Важнейшим из них было постоянное несоответствие между совр. содержанием и антич. формой, в к-рую оно втискивалось. Герои классицистских трагедий, несмотря на антич. имена, были французами 17 в. по складу мышления, нравам и психологии. Если изредка подобный маскарад был выгоден для прикрытия выпадов против властей, то вместе с тем это препятствовало непосредственному отражению совр. действительности в "высоких жанрах" классицистич. иск-ва. Поэтому наибольший реализм свойствен низшим жанрам, к-рым не возбранялось изображение "безобразного" и "низменного". По сравнению с многосторонним реализмом Возрождения К. представлял собой сужение жизненной сферы, охватываемой художеств. культурой. Однако эстетич. теории К. принадлежит заслуга выявления всей важности типического в иск-ве. Правда, принцип типизации понимался ограниченно, ибо осуществление его достигалось ценой утраты индивидуального начала. Зато сущность жизненных явлений и человеч. характеров получает в К. такое воплощение, к-рое делает действительно возможной как познавательную, так и воспитат. функцию произведений. Их идейное содержание становится ясным и четким, доходчивость идей придает произведениям иск-ва непосредственный идеологич. характер. Иск-во превращается в трибуну моральных, филос., религ. и поли-тич. идей. Кризис феод. монархии рождает новую форму антифеод. идеологии – просветительство. Возникает новая вариация этого художеств. направления – т.н. просветительский К., к-рый характеризуется сохранением всех эстетич. принципов К. 17 в. Поэтика просветительского К., как она была окончательно сформулирована Буало (стихотворный трактат "Поэтическое искусство" – "L´art po?tique", 1674), остается кодексом нерушимых правил и для просветителей – классицистов, во главе к-рых стоял Вольтер. Новой в К. 18 в. является в первую очередь его социально-политич. ориентация. Возникает гражданский идеальный герой, заботящийся не о благе гос-ва, а о благе общества. Не служение королю, а забота о народе становится центром морально-политич. стремлений. Трагедии Вольтера, "Катон" Аддисона, трагедии Альфьери, в какой-то мере и рус. классицисты 18 в. (А. Сумароков) утверждают жизненные понятия и идеалы, вступающие в противоречие с принципами феод. государственности и абс. монархии. Эта гражданская струя в К. трансформируется во Франции накануне и во время первой бурж. революции в К. республиканский. Причины, приведшие к обновлению К. в период Франц. бурж. революции, были глубоко вскрыты Марксом, к-рый писал: "В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества нашли идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть от самих себя буржуазно-ограниченное содержание своей борьбы, чтобы удержать свое воодушевление на высоте великой исторической трагедии" ("Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта", см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 8, с. 120). За республиканским К. периода первой бурж. революции последовал К. наполеоновской империи, создавший стиль "ампир". Все это было историческим маскарадом, прикрывавшим бурж. содержание происходившего тогда социального переворота. К. 18 в. освобождается от нек-рых черт догматизма, присущего поэтике 17 в. Именно в эпоху Просвещения в связи с более глубоким изучением иск-ва, классич. древности культ античности в пластич. иск-вах приобретает особенно большое развитие. В Германии Винкельман, а затем Лессинг устанавливают, что эстетич. прелесть памятников античности связана с политич. строем греч. полиса: только демократия и психология свободного гражданина могут породить такое прекрасное иск-во. С этого времени в нем. теоретич. мысли утверждается идея связи между эстетич. идеалом и политич. свободой, получившая наиболее ясное выражение в "Письмах об эстетическом воспитании" Ф. Шиллера ("?ber die ?sthetische Erziehung lier Menschen, in einer Reihe von Briefen", 1795). Однако у него эта идея предстает в идеалистически извращенной форме: гражданская свобода достигается путем эстетич. воспитания. Такая постановка вопроса была связана с отсталостью Германии и отсутствием в ней предпосылок для бурж. переворота. Однако и в этой своей форме поздний нем. классицизм, т.н. веймарский классицизм Гете и Шиллера, представлял собой прогрессивное, хотя и ограниченное идейно-художеств. явление. В целом К. был важным этапом в развитии художественной практики и теоретич. мысли. В антич. оболочку облекалась передовая бурж.-демократич. идеология эпохи подъема бурж. общества. Сковывающий характер доктринерских учений классицистов был ясен уже в конце 17 в., когда против этого восстал Сент-Эвремон. В 18 в. Лессинг нанес сокрушительные удары именно по догматич. элементам К., защищая, однако, "душу" К., его прекрасный идеал свободного, гармонически развитого человека. Именно это составляло сердцевину веймарского классицизма Гете и Шиллера. Но в первой трети 19 в., после победы и утверждения бурж. строя в Зап. Европе, К. теряет свое значение. Крах просветительских иллюзий о наступлении царства разума после победы бурж. революции делает ясным иллюзорность классич. идеала в царстве бурж. прозы. Историч. роль ниспровержения К. выполнила эстетика романтизма, к-рая выступила против догм К. Наибольшей остроты борьба против К. достигла во Франции в конце 1820 – нач. 1830, когда романтики одержали окончат. победу над К. как художеств. направлением и эстетич. теорией. Это, однако, не означало полного исчезновения идей К. в иск-ве. В конце 19 в., а также в 20 вв. эстетич. движениях Зап. Европы возникают рецидивы отд. идей, корни к-рых восходят к К. Они носят антиреалистич. и эстетский характер ("неоклассические" тенденции во франц. поэзии 2-й пол. 19 в.) или служат маской для идеологич. реакции, напр. в теориях декадента Т. С. Элиота после 1-й мировой войны. Наиболее устойчивыми оказались эстетич. идеалы К. в архитектуре. Классич. стиль зодчества неоднократно воспроизводился в архитектурном строительстве в 1930–40-х гг., напр. в развитии архитектуры в СССР. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1–2, М., 1957; Плеханов Г. В., Искусство и литература, [Сб. ], M., 1948, с. 165–87; Кранц [Э. ], Опыт философии литературы. Декарт и французский классицизм, пер. [с франц. ], СПБ, 1902; Лессинг Г. Э., Гамбургская драматургия, М.–Л., 1936; Поспелов Г. Н., Сумароков и проблема рус. классицизма, "Уч. зап. МГУ", 1948, вып. 128, кн. 3; Купреянова E. H., К вопросу о классицизме, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.–Л., 1959; Ernst F., Der Klassizismus in Italien, Frankreich und Deutschland, Z., 1924; Peyre H., Qu´est-ce que le classicisme?, P., 1942; Kristeller P. О., The classics and Renaissance thought, Camb., (Mass.), 1955. А. Аникст. Москва.

Искусство классицизма


Введение


Тема моей работы - искусство классицизма. Данная тема очень заинтересовала меня и привлекла моё внимание. Искусство вообще обхватывает очень многое, к нему относится живопись и скульптура, архитектура, музыка и литература, да и вообще всё то, что создано человеком. Просматривая работы многих художников и скульпторов, мне они показались весьма интересными, привлекли они меня своей идеальностью, четкостью линий, правильностью, симметричностью и т.д.

Цель моей работы - рассмотреть влияние классицизма на живопись, скульптуру и архитектуру, на музыку и литературу. Также я считаю необходимым дать определение понятия «классицизм».


1. Классицизм


Термин классицизм возник от латинского classicus, что в дословном переводе означает образцовый. В литературоведении и искусствознании термин обозначает определенное направление, художественный метод и стиль искусства.

Данное направление искусства характеризуется рационализмом, нормативностью, тяготением к гармонии, ясностью и простотой, схематичностью, идеализацией. Характерные черты выражаются в иерархии «высоких» и «низких» стилей в литературе. Например, в драматургии, требовалось единство времени, действия и места.

Сторонники классицизма придерживались верности природе, закономерностей разумного мира с присущей ему красотой, всё это отражалось в симметрии, пропорциях, месте, гармонии, все должно было представляться идеальным в совершенном виде.

Под влиянием великого философа, мыслителя того времени Р. Декарта черты и признаки классицизма распространились на все сферы творчества человека (на музыку, литературу, живопись и т.д.).


2. Классицизм и мир литературы


Классицизм как литературное направление сложился в 16 -17. Истоки его лежат в деятельности итальянских, испанских академических школ, а также объединения французских писателей «Плеяда», которые в эпоху возрождения обратились к античному искусству, к нормам, изложенным античными теоретиками. (Аристотелем и Горацием), стремясь найти в античных гармоничных образах новую опору для испытавших глубокий кризис идей гуманизма. Появление классицизма исторически обусловлено становлением абсолютной монархии - переходной формы государства, когда ослабевшая аристократия и ещё не набравшая силы буржуазия были одинаково заинтересованы в неограниченной власти короля. Наивысшего расцвета классицизм достиг во Франции, где особенно ясно проявилась его связь с абсолютизмом.

Деятельностью классицистов руководила Французская Академия, основанная в 1635 году кардиналом Ришельё. Творчество писателей, художников, музыкантов, актеров классицизма в значительной степени зависело от благосклонного короля.

Как направление классицизм по-разному развивался в странах Европы. Во Франции он сложился к 1590-м годам и стал господствующим к середине 17 века, наивысший расцвет приходится на 1660-1670 года. Затем классицизм претерпевает кризис и в 1-ой половине 18 века приемником классицизма стал просветительский классицизм, который во 2-ой половине 18 века утратил свои ведущие позиции в литературе. В период Французской революции 18 века просветительский классицизм лег в основу революционного классицизма, который главенствовал во всех сферах искусства. Практически выродился классицизм в 19 веке.

Как художественный метод классицизм представляет собой систему принципов отбора, оценки и воспроизведения действительности. Главный теоретический труд, в котором изложены основные принципы классической эстетики - «Поэтическое искусство» Буало (1674 год). Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая выступает как идеал прекрасного. Классицисты выдвинули метод его достижения, основываясь на трёх центральных категориях своей эстетики: разум, образец, вкус, которые считались объективными критериями художественности. Великие произведения - плод не таланта, не вдохновения, не художественной фантазии, а упорного следования велениям разума, изучения классических произведений древности и знание правил вкуса. Таким образом классицисты сближали художественную деятельность с научной, поэтому для них оказался приемлемым философский рационалистический метод Декарта. Декарт утверждал, что разум человека обладает врожденными идеями, истинность которых не вызывает никаких сомнений. Если от этих истин переходит к недосказанным и более сложным положениям, расчленяя их на простые, методически переходя от известного к неизвестному, не допуская при этом логических пропусков, то можно выяснить любую истину. Именно так разум становился центральным понятием философии рационализма, а затем и искусства классицизма. Мир представлялся неподвижным, сознание и идеал - неизменными. Эстетический идеал вечен и во все времена одинаков, но лишь в эпоху Античности он был воплощён в искусстве с наибольшей полнотой. Поэтому для воспроизведения идеала, необходимо обращаться к античному искусству и изучать его законы. Именно поэтому подражание образцам ценилось классицистами намного выше, чем оригинальное творчество.

Обратившись к Античности, классицисты отказались от подражания христианским образцам, продолжив борьбу гуманистов Возрождения за искусство, свободное от религиозной догматики. От Античности классицисты заимствовали внешние черты. Под именами античных героев ясно виделись люди 17-18 веков, а древние сюжеты позволяли ставить самые острые проблемы современности. Провозглашался принцип подражания природе, строго ограничивая право художника на фантазию. В искусстве внимание уделялось не частному, единичному, случайному, а общему, типическому. Характер литературного героя не имеет индивидуальных черт, выступая как обобщение целого типа людей. Характер - это отличительное свойство, генеральное качество, специфика того или иного человеческого типа. Характер может быть предельно, неправдоподобно заострён. Нравы означают общее, обычное, привычное, характер - особенное, редкое именно по степени выраженности свойства, распыленного в нравах общества. Принцип классицизма привел к разделению героев на отрицательных и положительных, на серьёзных и смешных. Смех становится сатирическим и относится в основном к отрицательным героям.

Классицистов привлекает не вся природа, а лишь «приятная природа». Из искусства изгоняется всё то, что противоречит образцу и вкусу, целый ряд предметов кажется «неприличным», недостойным высокого искусства. В том случае, когда безобразное явление действительности должно быть воспроизведено, его отображают через призму прекрасного.

Большое внимание классицисты уделяли теории жанров. Не все сложившиеся жанры отвечали принципам классицизма. Появился ранее не известный принцип иерархии жанров, утверждавший их неравенство. Есть жанры главные и неглавные. К середине 17 века главным жанром литературы стала трагедия. Проза, особенно художественная, считалась жанром более низким, чем поэзия, поэтому распространение получали прозаические жанры, не рассчитанные на эстетическое восприятие, - проповеди, письма, мемуары, художественная проза оказалась в забвении. Принцип иерархии делит жанры на «высокие» и «низкие», причем за жанрами закрепляются определенные художественные сферы. Например, за «высокими» жанрами (трагедия, ода) закреплялась проблематика общегосударственного характера. В «низких» жанрах можно было касаться частных проблем или абстрактных пороков (скупость, лицемерие). Главное внимание классицисты уделяли трагедии, законы её написания были очень строгими. Сюжет должен был воспроизводить античные времена, жизнь далеких государств (Древний Рим, Древняя Греция); он должен был угадываться из названия, идея - с первых строк.

Классицизм как стиль представляет собой систему изобразительно - выразительных средств, типизирующих действительность сквозь призму античных образцов, воспринятых как идеал гармонии, простоты, однозначности, упорядоченной системы. Стиль воспроизводит рационалистически упорядоченную внешнюю оболочку античной культуры, не передавая её языческой, сложной и нерасчлененной сущности. Суть стиля классицизма заключалась в выражении взгляда на мир человека абсолютистской эпохи. Классицизм отличался ясностью, монументальностью, стремлением убирать всё лишнее, создать единое и цельное впечатление.

Крупнейшие представители классицизма в литературе - Ф. Малерб, Корнель, Расин, Мольер, Лафонтен, Ф. Ларошфуко, Вольтер, Дж. Мильтоно, Гёте, Шиллер, Ломоносов, Сумароков, Державин, Княжнин. В творчестве многих из них сочетаются черты классицизма и других направлений и стилей (барокко, романтизм и др.). Классицизм получил развитие во многих странах Европы, в США, Латинской Америки и т.д. Классицизм неоднократно возрождался в формах революционного классицизма, ампира, неоклассицизма и оказывает влияние на мир искусства до сегодняшних дней.


3. Классицизм и изобразительное искусство


Теория архитектуры опирается на трактат Витрувия. Классицизм выступает непосредственным духовным преемником идей и эстетических принципов эпохи Возрождения, получивших отражение в ренессансном искусстве и теоретических трудах Альберти, Палладио, Виньолы, Серлио.

В различных странах Европы временные этапы развития классицизма не совпадают. Так уже в 17 веке классицизм занимал значимые позиции во Франции, Англии, Голландии. В истории немецкого и русского искусства эпоха классицизма датируется 2-ой половиной 18 века - 1-ой трети 19 века, для ранее перечисленных стран данный период связывается с неоклассицизмом.

Принципы и постулаты классицизма складывались и существовали в постоянной полемике и одновременно во взаимодействии с другими художественно - эстетическими концепциями: маньеризмом и барокко в 17 веке, рококо - в 18 веке, романтизмом - в 19 веке. При этом выраженность стиля в разных видах и жанрах искусства определенного периода была неравномерной.

Во второй половине 16 века наблюдается распад присущего культуре Возрождения единого гармоничного видения мира и человека как его центра. Классицизм характеризуется нормативностью, рациональностью, осуждением всего субъективного и фантастическим требованием от искусства естественности и правильности. Также классицизму присуща склонность к систематизации, к созданию законченной теории художественного творчества, к поиску неизменных и совершенных образцов. Классицизм стремился разработать систему общих, универсальных правил и принципов, направленных на постижение и воплощение художественными средствами вечного идеала красоты и вселенской гармонии. Для данного направления характерны понятия ясности и меры, пропорции и равновесия. Ключевые идеи классицизма были изложены в трактате Беллори «Жизнеописания современных художников, скульпторов и архитекторов» (1672), автор высказывал мнение о необходимости выбора срединного пути между механическим копированием природы и уходом от неё в область фантазии.

Идеи и совершенные образы классицизма рождаются при созерцании природы, облагороженной умом, а сама природа в классическом искусстве предстает как очищенная и преображенная действительность. Античность - лучший пример естественного искусства.

В архитектуре тенденции классицизма заявили о себе во 2-ой половине 16 века в творчестве Палладио и Скамоцци, Делорма и Леско. Классицизм 17 века имел ряд особенностей. Классицизм отличало достаточно критичное отношение к творениям древних, которые воспринимались не как абсолютный образец, а как точка отсчета в ценностной шкале классицизма. Мастера классицизма ставили своей целью усвоить уроки древних, но не для того, чтобы подражать им, а для того чтобы их превзойти.

Ещё одна особенность - тесная связь с другими художественными направлениями, прежде всего с барроко.

Для архитектуры классицизма особое значение имеют такие качества как простота, соразмерность, тектоника, регулярность фасадной и объёмно-пространственной композиции, поиск приятных для глаз пропорций и целостность архитектурного образа, выраженная в визуальной гармонии всех его частей. В 1-ой половине 17 века классицистические и рационалистические умонастроения получили отражение в ряде построек Деброса, Лемерсье. Во 2-ой половине 1630- х -1650-х годов усилилось тяготение к геометрической ясности и целостности архитектурных объёмов, замкнутости силуэта. Период характеризуется более умеренным использованием и равномерным распределением элементов декора, осознание самостоятельного значения свободной плоскости стены. Данные тенденции обозначились в светских постройках Мансара.

Органической частью классицистической архитектуры стали природа и садово-парковая искусство. Природа выступает материалом, из которого человеческий разум может творить правильные формы, архитектурные по облику, математические - по сути. Основной выразитель этих идей Ленотр.

В изобразительном искусстве ценности и правила классицизма внешне выражались в требовании ясности пластической формы и идеальной уравновешенности композиции. Это обусловило приоритет линейной перспективы и рисунка как основного средства выявления структуры и заложенной в ней «идеи» произведения.

Классицизм проник не только в скульптуру и архитектуру Франции, но и в итальянское искусство.

Публичные памятники, получили в эпоху классицизма широкое распространение, они давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали.

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности


4. Музыка и классицизм


Классицизм в музыке формировался в 18 веке на основе того же комплекса философских и эстетических идей, что и классицизм в литературе, архитектуре, скульптуре и изобразительном искусстве. В музыке не сохранялось никаких античных образов, становление классицизма в музыки происходило без какой-либо опоры.

Ярчайшими представителями классицизма являются композиторы Венской Классической Школы Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт и Людвиг ван Бетховен. Их искусство восхищает совершенством композиторской техники, гуманистической направленностью творчества и стремлением, особенно ощутимым в музыке В.А. Моцарта, отобразить средствами музыки совершенную красоту. Само понятие Венской Классической Школы возникло вскоре после смерти Л. Ван Бетховена. Классическое искусство отличает тонкое равновесие между чувствами и рассудком, формой и содержанием. Музыка Возрождения отражала дух и дыхание своей эпохи; в эпоху Барокко предметом отображения в музыке стали состояния человека; музыка эпохи Классицизма воспевает действия и поступки человека, испытываемые им эмоции и чувства, внимательный и целостный человеческий разум.

Развивается новая буржуазная музыкальная культура со свойственными ей частными салонами, концертами и оперными представлениями, открытыми для любой публики, безликой аудиторией, издательской деятельностью и музыкальной критикой. В этой новой культуре музыканту приходится отстаивать свое положение независимого художника.

Расцвет Классицизма наступает в 80-х годах восемнадцатого столетия. В 1781 году Й. Гайдн создает несколько новаторских произведений, среди которых его Струнный Квартет ор. 33; проходит премьера оперы В.А. Моцарта «Похищение из сераля»; выходят в свет драма Ф. Шиллера «Разбойники» и «Критика чистого разума» И. Канта.

В эпоху Классицизма музыка понимается как над-национальное искусство, своего рода универсальный, понятный всем язык. Возникает новая идея о самодостаточности музыки, которая не только описывает природу, развлекает и обучает, но и способна выразить истинное человеколюбие при помощи простого и понятного метафорического языка.

Тон музыкального языка меняется с возвышенно серьезного, несколько мрачноватого, на более оптимистичный и радостный. Впервые основой музыкальной композиции становятся образная, свободная от пустой напыщенности, мелодия и драматичное контрастное развитие, получившее свое воплощение в сонатной форме, основанной на противопоставлении основных музыкальных тем. Сонатная форма преобладает во многих сочинениях этого периода, среди которых сонаты, трио, квартеты, квинтеты, симфонии, поначалу не имевшие строгих границ с камерной музыкой, и трехчастные концерты, большей частью фортепианные и скрипичные. Развиваются новые жанры - дивертисмент, серенада и кассация.


Заключение

классицизм искусство литература музыка

В данной работе я рассмотрела искусство эпохи классицизма. При написании работы я ознакомилась со многими статьями, затрагивающими тему классицизма, также мной было просмотрено множество фотографий с изображениями картин, скульптур, архитектурных строений эпохи классицизма.

Я считаю, что предоставленного мной материала достаточно для общего ознакомления с данным вопросом. Мне кажется, что для формирования более широких знаний в области классицизма необходимо посетить музеи изобразительного искусства, прослушать музыкальные произведения того времени и ознакомиться хотя бы с 2-3 литературными произведениями. Посещение музеев позволит намного глубже прочувствовать дух эпохи, пережить те чувства и эмоции которые пытались донести до нас авторы и торцы работ.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Классицизм

Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - художественный стиль европейского искусства XVII-XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к античному искусству как высшему образцу и опора на традиции высокого Возрождения. Искусство классицизма отражало идеи гармонического устройства общества, но во многом их утрачивало по сравнению с культурой Возрождения. Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма. Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.

Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства.

Во главе направления становится парижская Академия художеств, которой принадлежит создание свода искусственных догматических правил и якобы непоколебимых законов композиции рисунка. Эта Академия установила также рационалистические принципы изображения эмоций (“страстей”) и разделение жанров на “высокие” и “низкие”. К “высоким” жанрам относились исторический, религиозный и мифологический жанры, к “низким” - портрет, пейзаж, бытовой жанр, натюрморт.

Как определенное направление сформировался во Франции, в XVII веке. Французский классицизм освобождал человека от религиозно-церковного влияния, утверждая личность как высшую ценность бытия. Русский классицизм не просто воспринял теорию западноевропейскую, но и обогатил ее национальными особенностями.

Классицизм формировался как антагонистическое направление по отношению к пышному и виртуозному искусству барокко. Но, когда во второй половине 17 века классицизм стал официальным искусством абсолютистской монархии, он вобрал в себя элементы барокко. Это проявилось в архитектуре Версаля, в творчестве живописца Ш.Лебрена, скульптуров Ф.Жирардона, и А.Куазевокса.

В середине 18 века на фоне просветительского движения, накануне французской революции возникло новое направление классицизма противопоставляющее себя искусству рококо и творчеству эпигонов – академистов. Особенностью этого направления стало проявление черт реализма, стремление к ясности и простоте, отражение просветительского идеала “естественной человечности”.

Период позднего классицизма – ампир - приходится на первую треть 19 века. Отличается парадностью и пышностью, выразившимися в архитектуре и прикладном искусстве. Этот период выделяют как самостоятельный.

В живописи классицизма главное значение приобрели логическое развертывание сюжета, ясная уравновешенная композиция, четкая передача объема, с помощью светотени подчиненная роль цвета, использование локальных цветов (Н. Пуссен, К. Лоррен).Четкая

Разграниченность планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета: передний план обязательно должен был быть коричневым, средний - зеленым, а дальний - голубым.

В начале XVII века для знакомства с наследием античности и Возрождения в Рим стекаются молодые иностранцы. Наиболее видное место среди них занял француз Никола Пуссен, в своих живописных произведениях, преимущественно на темы античной древности и мифологии, давший непревзойдённые образцы геометрически точной композиции и продуманного соотношения цветовых групп. Темы пуссеновских полотен разнообразны: мифология, история, Новый и Ветхий Завет. Герои Пуссена – люди сильных характеров и величественных поступков, высокого чувству долга перед обществом и государством. Общественное назначение искусства было очень важно для Пуссена. Все эти черты входят в складывающуюся программу классицизма. Другой француз, Клод Лоррен, в своих антиквизированных пейзажах окрестностей «вечного города» упорядочивал картины природы путём гармонизации их светом заходящего солнца и введением своеобразных архитектурных кулис.

Открытие «подлинной» античной живописи при раскопках Помпей, обожествление античности немецким искусствоведом Винкельманом и культ Рафаэля, проповедуемый близким к нему по взглядам художником Менгсом, во второй половине XVIII века вдохнули в классицизм новое дыхание (в западной литературе этот этап называется неоклассицизмом). Крупнейшим представителем «нового классицизма» явился Жак-Луи Давид; его предельно лаконичный и драматичный художественный язык с равным успехом служил пропаганде идеалов Французской революции («Смерть Марата») и Первой империи («Посвящение императора Наполеона I»).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства, причём не только во Франции, но и в других странах. Художественную линию Давида с успехом продолжал Энгр, при сохранении языка классицизма в своих произведениях зачастую обращавшийся к романтическим сюжетам с восточным колоритом; его портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом бесшабашного романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств.

Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).

Толчком к развитию классицистической скульптуры в середине XVIII века послужили сочинения Винкельмана и археологические раскопки древних городов, расширившие познания современников об античном ваянии. На грани барокко и классицизма колебались во Франции такие скульпторы, как Пигаль и Гудон. Своего наивысшего воплощения в области пластики классицизм достиг в героических и идиллических работах Антонио Кановы, черпавшего вдохновение преимущественно в статуях эпохи эллинизма (Пракситель). В России к эстетике классицизма тяготели Федот Шубин, Михаил Козловский, Борис Орловский, Иван Мартос.

Публичные памятники, получившие в эпоху классицизма широкое распространение, давали скульпторам возможность идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображения моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами

Морали. Чтобы разрешить это противоречие, деятели современности поначалу изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: При Наполеоне вопрос решился путём перехода к изображению деятелей современности в античных тогах (таковы фигуры Кутузова и Барклая де Толли перед Казанским собором).

Частные заказчики эпохи классицизма предпочитали увековечивать свои имена в надгробных памятниках. Популярности этой скульптурной формы способствовало обустройство публичных кладбищ в главных городах Европы. В соответствии с классицистическим идеалом фигуры на надгробных памятниках, как правило, находятся в состоянии глубокого покоя. Скульптуре классицизма вообще чужды резкие движения, внешние проявления таких эмоций, как гнев.

Поздний, ампирный классицизм, представленный в первую очередь плодовитым датским скульптором Торвальдсеном, проникнут суховатой патетикой. Особенно ценятся чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность выражений. В выборе образцов для подражания акцент смещается с эллинизма на период архаики. Входят в моду религиозные образы, которые в трактовке Торвальдсена производят на зрителя несколько леденящее впечатление. Надгробная скульптура позднего классицизма нередко несёт на себе лёгкий налёт сентиментальности.

Главной чертойархитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио и его последователем Скамоцци.

Наиболее значительные интерьеры в стиле классицизма были разработаны шотландцем Робертом Адамом, вернувшимся на родину из Рима в 1758 году. Огромное впечатление на него произвели как археологические изыскания итальянских учёных, так и архитектурные фантазии Пиранези. В трактовке Адама классицизм представал стилем, по изысканности интерьеров едва ли уступавшим рококо, что снискало ему популярность не только у демократически настроенных кругов общества, но и среди аристократии. Подобно своим французским коллегам, Адам проповедовал полный отказ от деталей, лишённых конструктивной функции.

Архитекторы наполеоновской Франции черпали вдохновение в величественных образах воинской славы, оставленных имперским Римом, - таких, как триумфальная арка Септимия Севера и колонна Траяна. По приказу Наполеона эти образы были перенесены в Париж в виде триумфальной арки Каррузель и Вандомской колонны. Применительно к памятникам воинского величия эпохи наполеоновских войн используется термин «имперский стиль» - ампир. В России незаурядными мастерами ампира показали себя Карл Росси, Андрей Воронихин и Андреян Захаров. В Британии ампиру соответствует т. н. «регентский стиль» (крупнейший представитель - Джон Нэш).

Эстетика классицизма благоприятствовала масштабным градостроительным проектам и приводила к упорядочиванию городской застройки в масштабах целых городов. В России практически все губернские и многие уездные города были перепланированы в

Соответствии с принципами классицистического рационализма. В подлинные музеи классицизма под открытым небом превратились такие города, как Санкт-Петербург, Хельсинки, Варшава, Дублин, Эдинбург и ряд других. На всём пространстве от Минусинска до Филадельфии господствовал единый архитектурный язык, восходящий к Палладио. Рядовая застройка осуществлялась в соответствии с альбомами типовых проектов.

Литература . Основателем поэтики классицизма считается француз Франсуа Малерб (1555-1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639-1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры - басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало), комедия (Мольер 1622-1673).

Классицизм XVIII века развивается под влиянием идей Просвещения. Творчество Вольтера (1694-1778) направлено против религиозного фанатизма, абсолютистского гнета, наполнено пафосом свободы. Целью творчества становится изменение мира в лучшую сторону, построение в соответствии с законами классицизма самого общества. С позиций классицизма обозревал современную ему литературу англичанин Сэмюэл Джонсон, вокруг которого сложился блестящий кружок единомышленников.

В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

Классицизм - литературный стиль, который был выработан во Франции в 17 в. Он получил свое распространение в Европе в 17-19 вв. Направление, обратившееся к античности как идеальному образцу, тесно связано с Основываясь на идеях рационализма и разумности, оно стремилось к выражению общественного содержания, к становлению иерархии литературных жанров. Говоря о мировых представителях классицизма, нельзя не упомянуть Расина, Мольера, Корнеля, Ларошфуко, Буало, Лабрюйра, Гете. В идеями классицизма прониклись Мондори, Лекен, Рашель, Тальма, Дмитриевский.

Стремление отобразить идеальное в реальном, вечное во временном - вот характерная черта классицизма. В литературе создается не определенный персонаж, а собирательный образ героя или злодея, или низменного. В классицизме неприемлемо смешение жанров, образов и характеров. Здесь есть границы, рушить которые не дозволено никому.

Классицизм в русской литературе - определенный виток в искусстве, придававший особое значение таким жанрам, как ода, трагедия. Основателем по праву считается Ломоносов, трагедии - Сумароков. В оде совмещались публицистика и лирика. Комедии имели прямое отношение к античным временам, в то время как в трагедиях повествовалось о деятелях отечественной истории. Говоря о великих российских деятелях периода классицизма, стоит сказать о Державине, Княжнине, Сумарокове, Волкове, Фонвизине и др.

Классицизм в русской литературе 18 в., как и во французской, опирался на позиции царской власти. Как говорили сами искусство должно стоять на страже интересов общества, давать людям определенное представление о гражданском поведении и морали. Идеи служения государству и обществу созвучны интересам монархии, поэтому классицизм приобрел распространение по всей Европе и в России. Но не стоит ассоциировать его только лишь с идеями прославления власти монархов, российские писатели отражали в своих произведениях интересы «среднего» слоя.

Классицизм в русской литературе. Основные признаки

К базовым можно отнести:

  • обращение к античности, ее различным формам и образам;
  • принцип единства времени, действия и места (преобладает одна сюжетная линия, действие длится до 1 суток);
  • в комедиях классицизма добро торжествует над злом, пороки наказываются, в основе любовной линии - треугольник;
  • у героев «говорящие» имена и фамилии, сами они имеют четкого разделения на положительных и отрицательных.

Углубляясь в историю, стоит вспомнить о том, что эпоха классицизма в России берет свое начало от писателя который первым написал произведения в данном жанре (эпиграммы, сатиры и т.д.). Каждый из писателей и поэтов данной эпохи был первооткрывателем в своей области. В реформе литературного русского языка главную роль сыграл Ломоносов. В это же время произошла и реформа стихосложения.

Как говорит Федоров В.И., первые предпосылки возникновения классицизма в России появились во времена Петра 1 (в 1689-1725 гг.). Как жанр литературы, стиль классицизм сформировался к середине 1730-х годов. Во вторую половину 60-х годов идет бурное его развитие. Происходит рассвет публицистических жанров в периодике. Эволюционировал он уже к 1770 году, кризис же начался в последнюю четверть века. К тому времени окончательно оформился сентиментализм, усилились тенденции реализма. Окончательное падение классицизма произошло после издания «Беседы любителей русского слова».

Классицизм в русской литературе 30-50-х годов повлиял и на развитие наук эпохи Просвещения. В это время произошел переход от идеологии церковной к светской. России нужны были знания и новые умы. Все это и дал ей классицизм.

Искусство классицизма следовало античным, то есть классическим, образцам, которые счи-тались идеальным эстетическим эталоном. В отличие от мастеров ба-рокко, творцы классицизма старались следовать твёрдо установлен-ным канонам прекрасного. Новая эпоха выработала жёсткие прави-ла, определявшие, как надо писать стихи и пьесы, как создавать картины, как танцевать и т. д. Основные принципы классицизма — строгое следование установленным нормам и величественность.

Стараниями Французской академии, основанной в 1634 г., во Франции вместо многочисленных местных диалектов постепенно утверждался единый литературный язык , что становилось важней-шим средством не только развития культуры, но и укрепления национального единства. Академия диктовала языко-вые нормы и художественные вкусы, способствуя ста-новлению общих канонов французской культуры. Становлению классицизма способствовала также дея-тельность Академии живописи и скульптуры, Акаде-мии архитектуры, Академии музыки, которые опре-деляли нормы художественного творчества в соответ-ствующих сферах искусства. Художественные каноны той эпохи формировались под влиянием философ-ского рационализма, основоположником которого являлся выдающийся французский мыслитель пер-вой половины XVII в. Р. Декарт .

Картезианство , как называют философию Декарта, утверждало веру во всесилие человеческого разума и его способность организовать всю человеческую жизнь на рациональных основах.

Ведущим поэтом классицизма и его теоретиком в сфере поэзии был Н. Буало , автор стихотворного трактата «Поэтическое искусство» (1674).

Драматургия

В драматургии, где классицизм достиг наибольшей завершённо-сти, установился принцип «трёх единств», означавший, что весь сюжет разворачивался в одном месте, в одно время и в одном дейст-вии. Высшим жанром театрального искусства признавалась траге-дия. В классической драматургии персонажи чётко различались и противопоставлялись друг другу: положительные герои воплощали только добродетели, отрицательные становились олицетворением порока. При этом добро всегда должно было побеждать зло.

Осно-воположником классической французской трагедии стал П. Кор-нель , который не только писал пьесы, до настоящего времени при-знаваемые шедеврами мировой драматургии, но и стал ведущим теоретиком театрального искусства.

Балет

Высокого совершенства в эпоху классицизма достиг балет, к которому питал слабость «король-солнце», нередко сам выходивший на сцену. Балет, пришедший из ренессансной Италии, под покровительством короля Фран-ции превратился в особый вид сценического искусства. К концу XVII в. были разработаны его каноны, превратившие балет в самое классическое из всех видов классических искусств.

Опера

Из Италии во Францию пришла также опера. Национальная оперная традиция, зародившаяся при дворе Людовика XIV, тоже формировалась в русле классицизма.

Классические каноны в живописи сформировал Н. Пуссен . Французская живопись XVII в. заложила основы великой национальной традиции, дальнейшее развитие которой принесло Франции неоспоримое первенство в области изобразительных искусств.

Портрет

Людовик XIV отдал в распоряжение служителей муз королев-ский дворец Лувр, который приобрёл при нём свой величественный восточный фасад. Париж и его при-городы в годы правления «короля-солн-ца» украсили замечательные памятники архитектуры. «Стройки Его Величества» превратились в целую индустрию, а всё построенное тогда — это, по выражению биографа Людовика XIV, «постоянно дей-ствующая всемирная выставка шедевров французского классического вкуса».

Со времён Людовика XIV пер-венство Франции во многих сферах культуры стало общепризнан-ным. Французское влияние долгое время определяло основные на-правления развития мирового искусства. Париж превратился в центр художественной жизни Европы, в законодателя мод и вкусов, кото-рые становились образцами для подражания в других странах. Материал с сайта

Дворцово-парковый ан-самбль Версаль

Вы-дающимся достижением той эпохи явля-ется грандиозный дворцово-парковый ан-самбль Версаль. В его сооружении участ-вовали лучшие архитекторы, скульпторы и художники того времени. Парки Верса-ля представляют собой классический об-разец французского паркового искусства. В отличие от английского парка, более ес-тественного, пейзажного по своей сути, воплощающего стремление к гармонии с природой, французский парк характери-зуется регулярной планировкой и стрем-лением к симметрии. Аллеи, цветники, пруды — всё устроено в соответствии со строгими законами геометрии. Даже де-ревья и кусты подстрижены в форме правильных геометрических фигур. Достопримечательностями Версаля стали также разнооб-разные фонтаны, богатая скульптура, роскошные интерьеры двор-цов. По мнению французского историка, никакой договор «не дал так много для славы нашей страны, как ансамбль Версаля». «Един-ственный в своём роде по пропорциям, соединяя игру всех ис-кусств, отражая культуру неповторимой эпохи», Версаль до сих пор поражает воображение посетителей.

Загрузка...
Top