Какая тема золотой луг пришвин. Конспект занятия по коммуникативной деятельности в старшей группе детского сада «Золотой луг» М

10.01.2017 Заповедные места Кузбасса 12+

10 января для учащихся 6 класса школы-интерната № 15 в рамках цикла «Любить, ценить и охранять» состоялось виртуальное эко-путешествие «Заповедные места России», приуроченное к Всероссийскому Дню заповедников. Ежегодно 11 января российские экологи и все те, кому небезразлично сохранение природы, отмечают День заповедников и национальных парков. За основу даты праздника был взят день, в который был создан первый российский заповедник: Баргузинский.

В начале мероприятия библиотекарь Ачимова О.В. (Оксана Викторовна) познакомила ребят с книгами о заповедных местах Кузбасса, рассказала о том, что природные ресурсы, флора и фауна Кемеровской области огромны и разнообразны. Но человек не всегда дорожит, нещадно использует и мало заботится о сохранении этих богатств. Поэтому и появилась необходимость в организации заповедников и заказников в Кузбассе. На территории Кемеровской области находятся: заповедник федерального значения «Кузнецкий Алатау», национальный парк «Шорский», историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» и 14 природных заказников.

Подготовленная слайд-презентация помогла ребятам «подняться» на Поднебесные зубья, спуститься в Аазасскую пещеру, «побывать» в горах Алатау, «прогуляться» по национальному парку «Шорский», увидетьводопад «Мраморные скалы», долину реки Мрассу с пещерами, и долину Куль-Тайга с горным озером. Но наибольший интерес вызвала «Томская писаница» - первый в Сибири памятник наскального искусства.

С интересом и любопытством рассматривали ребята книги о заповедниках, наперебой задавали вопросы, удивлялись изображениям наскальных рисунков эпохи бронзы (2-е тысячелетие до нашей эры): лосей, медведей, знаков солнца, птиц, лодок, оленя-солнце, птицелюдей… Но главный сюрприз ждал их впереди. Бивень мамонта и его зуб, череп бизона и фигурки доисторических людей из личной коллекции преподавателя истории В.Л. Сотниковой, вызвали неподдельный восторг участников эко-путешествия. Каждый хотел подержать и сфотографироваться на память с окаменевшей историей, насчитывающей не одну тысячу лет.

В завершение мероприятия решили, что следующую экскурсию проведём по семи чудесам Кузбасса.

Участвовало 15 человек.

Ачимова Оксана Викторовна,
ведущий библиотекарь

Природа в Кемеровской области очень богата – это тайга, где встречаются редкие реликтовые леса; альпийские луга, степь и лесостепь; кедровые и еловые боры; масса озёр и рек. Но с каждым годом состояние природы становится всё хуже. Человек всё чаще и чаще вмешивается в её жизнь. Сокращается разнообразие видов животных, исчезают леса, высыхают реки, заболачиваются озёра. Земля может стать непригодной для жизни людей, если не принимать мер. Выход один – сохранить природу. Сделать это можно с помощью заповедников, заказников, национальных парков, природных памятных мест.

Слайд 3

На территории Кемеровской области находятся: заповедник федерального значения «Кузнецкий Алатау», национальный парк «Шорский», историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница».

Слайд 4

«Кузнецкий Алатау» Чулым Томь Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» был создан 27 декабря 1989 г. в центральной части одноимённого горного массива, на территории Тисульского, Междуреченского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. В заповеднике находятся истоки крупнейших притоков Оби рек Томи и Чулыма.

Слайд 5

Цель создания заповедника – охрана слабонарушенных лесных экосистем, а также охрана популяции северного оленя.

Слайд 6

Большая часть заповедника Кузнецкого Алатау покрыта горными таёжными лесами из пихты, ели и кедровой сосны сибирской. Ель Кедровая сосна сибирская Пихта В пихтовых лесах много полянок. На них произрастают: борец высокий, скерда сибирская, бодяк разнолистный, крапива, жимолость высокая. По долинам таёжных речек растут берёза пушистая, ива, смородина, ольха кустарниковая и рябина.

Слайд 7

В "Кузнецком Алатау" можно увидеть около трёхсот видов птиц, двести девять из них гнездятся на территории заповедника. В заповеднике насчитывают 41 вид малоизученных и редких птиц, численность которых постепенно сокращается. Типичными оседлыми обитателями тайги являются глухарь, кедровка, сойка, кукша, поползень и другие. сойка кедровка глухарь кукша поползень

Слайд 8

Фауна рыб заповедника состоит из 13 видов. В горных реках обитают сибирский хариус и таймень. хариус таймень В медленно текущих водах – щука, окунь и налим. щука окунь налим

Слайд 9

Фауна млекопитающих Кузнецкого Алатау включает в себя 65 видов. Большинство – обитатели тайги. Это барсук, бурозубка крошечная, выдра, крот алтайский, бурундук, красно-серая полёвка и другие. барсук бурозубка выдра полевка В лесах заповедника широко представлены также бурый медведь, лисица, волк и лось. медведь лисица волк лось

Слайд 10

Режим охраны заповедника позволяет эффективно охранять некочующих животных, например, соболя, и сохранять мигрирующих животных, таких как северный олень. соболь Северный олень сказывается на кочующих Незаконная охота наиболее серьёзно видах животных - косуле, лосе, марале. косуля лось марал

Слайд 11

Шорский национальный парк Шорский национальный парк был организован в 1990 г. на основании постановления советского Правительства от 27 декабря 1989г. Парк расположен на юге Кемеровской области на территории Таштагольского района. Протяжённость территории национального парка с севера на юг 110 км, с востока на запад 90 км. Национальный парк создавался с целью сохранения уникальных участков произрастания кедра, черневой тайги в Горной Шории, а также сохранения культурного наследия коренной шорской национальности.

Слайд 12

В настоящее время на территории национального парка выявлено более 60 редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красные книги России и Кемеровской области. Это такие виды, как: лилия кудреватая (саранка), княжик сибирский, хвойник односемянной, тимьян сибирский, ревень алтайский и другие виды. лилия тимьян хвойник княжик ревень

Слайд 13

Маралий корень, кандык-ирис, купальница азиатская, которые растут на территории заповедника, также занесены в Красную книгу. маралий корень купальница кандык-ирис

Слайд 14

кедр осина пихта сибирская Ведущими растениями национального парка являются кедр, пихта сибирская, осина.

Слайд 15

чёрный аист беркут серая цапля сапсан иглохвостый стриж сокол В Красную книгу занесены также 6 видов птиц: чёрный аист, серая цапля, иглохвостый стриж, беркут, сокол, сапсан.

Слайд 16

На территории парка обитает около 60 видов млекопитающих. Среди них ондатра, ласка, заяц-беляк, белка, кабарга. ондатра белка Заяц-беляк кабарга

Слайд 17

На территории национального парка расположено много памятников природы. Один из них водопад "Сага". Водопад "Сага" занимает 30000 кв. м, расположен на ручье Шолбычак (левый берег Мрассу) в 300 м от реки Мрассу. Восемнадцатиметровый водопад несколькими каскадами падает в маленькое студёное озерцо. У водопада расположен небольшой грот, переходящий в пещеру с очень узким входом.

Слайд 18

"Царские ворота" - живописные скалы на правом берегу реки Мрассу. Скалы имеют высоту 100 метров и отвесно обрываются в воду. Они сложены мраморированными известняками. Окраска скал меняется от погоды и освещения. В солнечную, ясную погоду скалы светлые – белые с розоватым оттенком. В пасмурную погоду они становятся угрюмо серыми с фиолетовым оттенком.

Слайд 19

Горная Шория – прекрасный уголок кузбасской природы! Здесь издавна живёт сильный, самобытный и талантливый шорский народ. Но сейчас он и природа нуждаются в помощи и защите. Для этого и был создан Государственный природный национальный парк "Шорский".

Слайд 20

Томская писаница Этот особенный музей расположен, примерно, в 60 км. от города в сосновом бору на берегу реки Томь под открытым небом. Началось все с обнаружения на береговых скалах древних рисунков или письмен. Отсюда пошло название - писаница, которое дало имя и скалам - Писаные скалы, и близлежащей деревне - Писаная. Рисунки были обнаружены еще в 16-17 веках, но кроме узкого интереса у специалистов и исследователей больше никакого значения не имели. Лишь в 70-80-е годы прошлого века началась работа по реставрации и сохранению наскальных рисунков.

Слайд 21

Скалам был присвоен заповедный статус и вокруг них, собственно, и началось создание музея под открытым небом. Была построена лестница, которая является спуском к скале, развернута просветительская деятельность среди населения. С годами (особенно в последние лет 20) были созданы экспозиции, рассказывающие о мифологии народов, населявших Сибирь, и, в частности, Кузбасс, архитектурно-этнографические комплексы, небольшой зоопарк

Слайд 22

Флора «Томской Писаницы» богата и разнообразна. На её территории найдено около 400 видов высших растений (1/4 флоры Кемеровской области), из них 39 видов деревьев и кустарников, многочисленные травянистые растения. Из них 5 видов являются третичными реликтами, один вид – ковыль перистый – внесён в «Красную книгу». Около 40 видов являются редкими на территории Кузбасса и нуждаются в охране. КОВЫЛЬ

Слайд 23

Разнообразен животный мир. Заповедник пересекает древняя лосиная тропа, ведущая к переправе через Томь, и по ней регулярно проходят лоси. Зимой забегают волки и рыси. Постоянными обитателями музея-заповедника являются лиса, норка, колонок, горностай, ласка, барсук, заяц, белка, бурундук. Много мелких грызунов – мышей и полёвок, встречаются 3 вида летучих мышей. НОРКА КОЛОНОК ЛАСКА

Кемеровская область расположена в южной части Западной Сибири, образована 26 января 1943 года. Площадь 95, 7 тысяч кв. километров, население 2885 тысяч человек. НО ЧЕЛОВЕК НЕ ВСЕГДА ДОРОЖИТ, НЕЩАДНО ИСПОЛЬЗУЕТ И МАЛО ЗАБОТИТСЯ О СОХРАНЕНИИ ЭТИХ БОГАТСТВ.

«Томская Писаница» Кузнецкий Алатау Поэтому и появилась необходимость в организации заповедников и заказников в Кузбассе. На территории Кемеровской области находятся: заповедник федерального значения «Кузнецкий Алатау» , национальный парк «Шорский» , историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская писаница» и 14 природных заказников. парк «Шорский»

Кузнецкий Алатау – это горная система, восточный отрог Алтайских гор. Он состоит из горных массивов с вытянутыми вершинами – тыскылами. Эти тыскылы поднимаются выше границы лесов. «Алатау» в переводе с тюркского языка обозначает «Пёстрые горы» . Это название точно отражает первое впечатление от ярких красок Кузнецкого Алатау. Чулым Томь Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» был создан 27 декабря 1989 г. в центральной части одноимённого горного массива, на территории Тисульского, Междуреченского и Новокузнецкого районов Кемеровской области. Рельеф территории горный. Большую часть площади занимают леса. Встречаются альпийские луга и водоёмы.

В заповеднике находятся истоки крупнейших притоков Оби - рек Томи и Чулыма. Большая часть заповедника Кузнецкого Алатау покрыта горными таёжными лесами из пихты, ели и кедровой сосны сибирской. Ель Кедровая сосна сибирская Пихта

В "Кузнецком Алатау" можно увидеть около трёхсот видов птиц, двести девять из них гнездятся на территории заповедника. В заповеднике насчитывают 41 вид малоизученных и редких птиц, численность которых постепенно сокращается. Типичными оседлыми обитателями тайги являются глухарь, кедровка, сойка, кукша, поползень и другие. Фауна рыб заповедника состоит из 13 видов. В горных реках обитают сибирский хариус и таймень. В медленно текущих водах – щука, окунь и налим. В отрогах Кузнецкого Алатау встречается 5 видов амфибий, однако на территории заповедника отмечены только две – серая жаба и остромордая лягушка. Из 6 видов рептилий Кемеровской области в пределах заповедника обнаружены пока только два – живородящая ящерица и обыкновенная гадюка.

Национальный парк "Шорский" Шорский национальный парк был организован в 1990 г. на основании постановления советского Правительства от 27 декабря 1989 г. Парк расположен на юге Кемеровской области на территории Таштагольского района. Протяжённость территории национального парка с севера на юг 110 км, с востока на запад 90 км.

Парк создавался с целью сохранения уникальных участков произрастания кедра, черневой тайги в Горной Шории, а также сохранения культурного наследия коренной шорской национальности.

Лесные массивы среднегорной части Шории почти не затронуты хозяйственной деятельностью и сохранены в своем первозданном виде.

"Царские ворота" - живописные скалы на правом берегу реки Мрассу. Скалы имеют высоту 100 метров и отвесно обрываются в воду. Они сложены мраморированными известняками. Окраска скал меняется от погоды и освещения. В солнечную, ясную погоду скалы светлые – белые с розоватым оттенком. В пасмурную погоду они становятся угрюмо серыми с фиолетовым оттенком.

Горная Шория – прекрасный уголок кузбасской природы! Здесь издавна живёт сильный, самобытный и талантливый шорский народ. Но сейчас он и природа нуждаются в помощи и защите. Для этого и был создан Государственный природный национальный парк "Шорский".

Воспитательный час Кемеровская область расположена в южной части Западной Сибири. На территории области расположен государственный природный заповедник "Кузнецкий Алатау".

Он был создан в 1989 году, находится в наиболее высокой части хребта Кузнецкий Алатау на территории Тисульского, Новокузнецкого и Междуреченского районов.
Кузнецкий Алатау (с тюркского языка "пёстрые горы") – нагорье на юге Западной Сибири, протяжённостью около 300 км, наибольшая высота 2211 м.
Цель создания заповедника – охрана слабонарушенных лесных экосистем, а также охрана популяции северного оленя.

Место на берегу Кии в Чебулинском районе Кемеровс-кой области – единственное в нашей стране "кладбище дино-завров".
В окрестностях села Шестако-во на правом берегу реки под землёй сокрыто огромное количество костей животных, населявших землю более 130 мл лет назад.

Здесь был найден скелет динозавра, которого нарекли "пситтакозавр сибирикус". Это небольшой двухметровый динозавр с необычной формы головы и клювом, как у попугая.
Пятьдесят миллионов лет назад климат Сибири был значительно теплее, и растительность резко отличалась от современной.
Вместо тайги простирались теплолюбивые леса из бука, ольхи, липы, клёна, дуба и грецкого ореха.
Лиственные леса шумели даже там, где сейчас простирается тундра.
Остатком этого на юге Кузнецкой котловины является "Липовый остров" - участок лип, сохранившихся среди мира чуждой им хвойной растительности.

Первые люди на территории Кемеровской области появились
400 тысяч лет назад. Они могли делать из природного материала
(камня, кости, дерева) орудия труда. Жители каменного века охотились, ловили рыбу, собирали плоды и коренья.

У села Кузедеево был найден настоящий древнекаменный клад.
В то время природа Кузбасса была совсем другой. Здесь жили: сибирские шерстистые носороги, пещерные медведи, мамонты. Останки мамонтов нередко находят в Беловском, Гурьевском и Прокопьевском районах.
Эти животные были огромны: вес мамонта мог достигать шести тонн!


Мамонт


Пещерный медведь


Шерстистый носорог

Пять тысяч лет назад люди, жившие на территории нашей области, начинают изготавливать первые изделия из металла (медь, бронза), овладевают техникой плавки.
Следы древнейшей металлургии найдены археологами на озере Танай(Промышленновский район).


Плавка металла


Слиток бронзы


Озеро Танай

Самыми интересными памятниками нашего края эпохи бронзы являются писаницы – наскальные рисунки древних людей.
Древние люди любили изображать зверей, сцены охоты, а также часто рисовали солнце.
Все писаницы находятся вдоль берега Томи.
Самая большая – это знаменитая на весь мир в 60 км от г.Кемерово.
Более двух с половиной тысяч лет назад наступает век железа.
Оружие и орудия труда стали делать в основном из него, так как железные руды встречаются чаще, чем медные.
Умение и мастерство людей значительно выросло, ведь получить железо, изготовить железные изделия довольно сложно.

В V-VI веках н.э. в Кузнецкую землю стали проникать тюрки – кочевники из соседнего Алтая.
Они оказали сильное влияние на жившие здесь племена. Телеуты, томские татары – это прямые потомки тюрков. Шорцы – коренной народ, который воспринял язык и обычаи кочевников.
Телеуты – в прошлом один из самых процветающих тюркских родов. Их кочевья простирались от Алтая далеко на север. Они первыми из народов нашего края добровольно приняли русское подданство. Сейчас проживают в Новокузнецком и Беловском районах.

Шорцы проживали в горной тайге, вдоль рек Кондома, Мрас-Су и их притоков. Они были умелыми охотниками и рыболовами.
Русские называли их "кузнецами" - за их умение плавить железо и изготавливать из него оружие.
От них и пошло название нашего края – Кузнецкая земля.
Присоединение Сибири к России активно началось в XVI веке.
Русские служивые люди стали продвигаться вглубь Сибири и ставить крепости-остроги для защиты новых земель.
Первый острог, который возник в нашем крае, получил название "Кузнецкий".

Место выбрали очень удачно: слияние двух больших рек, вокруг обширные поля для пашни и для скота, недалеко лес для охоты, много рыбы в реках.
Острог был поставлен на земле шорцев, чтобы защищать их от набегов враждебных племён и собирать дань с новых подданных русского царя.
Кузнецкий острог долго оставался важной крепостью России.
Царь Пётр I повелел разыскивать и добывать руды, поэтому в Сибирь всё чаще стали наведываться рудознатцы.
Во время своего путешествия в Кузнецкий край рудознатец Михайло Волков увидел "горелую гору". Это был каменноугольный пожар.

Это открытие пришлось кстати, в России активно развивалась металлургическая промышленность, которая требовала всё больше топлива.
Со временем стало ясно, что Кузнецкий край имеет огромные запасы угля и железа, золота и серебра, что здесь нужно строить металлургические заводы и шахты.
В дальнейшем это стало активно осуществляться. В 1816 году в г.Гурьевске начал работать металлургический завод, а в 1883 году в Кольчугино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий) вступает в строй первая шахта.

Наш край в своей истории входил в разные области и края: в Тобольскую провинцию, Томскую губернию, Сибирский край, Новосибирскую область.
И наконец в 1943 году была образована Кемеровская область.
А Кузбассом Кузнецкий край впервые назвал учёный Пётр Чихачёв.
В 1842 году он исследовал его, обнаружил, что этот район обладает огромными запасами угля и назвал "Кузнецкий угольный бассейн", или сокращённо – "Кузбасс".
С июля по август 2008 года кузбассовцы приняли участие в областном конкурсе, в котором выбирали уникальные символы родного края. Было выбрано 10 символов.

Историко-культурный и природный музей-заповедник "Томскаяписаница"

Скала с рисунками древ-них людей была открыта в XVI веке и на протяжении сотен лет приковывала к себе внимание исследователей.
Музейный комплекс под открытым небом состоит из открытого показа геологи-ческих, минералогическихма-териалов.

Развёрнута выставка по палеонтологии земли.

Музей-заповедник "Красная Горка"

Уникальный музей-заповедник находится на правом берегу Томи на территории бывшего Кеме-ровского рудника.
Это единственный в Кузбассе заповедник, распо-ложенный в городской черте города.

В настоящее время здесь сохранились промышленные, гражданские и административные сооружения, которые рассказывают об истории города Кемерово.

"Кузнецкая крепость" - памятник истории и архитектуры федерального значения

Строительство Кузнецкой крепости было начато в 1800 году и завершено в 1820-м году. Крепость входила в систему укреплений и предназначалась для защиты границы России от соседнего Китая. Общая площадь кре-пости составляет 2,5 га.

Скульптурная композиция "Святая Варвара"

Святая великомученица Варвара с древних времён чтится в России.
Люди её называют скорой помощницей и заступницей. Её считают покровительницей шахтёров.
О заступничестве Варвары молятся матери и жёны, в трудную минуту и сами шахтёры обращаются к ней за помощью.
В 2007 году на исторической территории музея-заповедника "Красная горка" была установлена скульптура Святой Варвары.
Скульпторы М.О.Лушников, .П.Мокроусов и архитекторы Г.В.Гайфулин, Е.М.Иванова воплотили в бронзе образ Святой, соблюдая все каноны.

Памятник "Шахтовый копёр" (г.Анжеро-Судженск)

Основным элементом памятника является металлическая пирамида, имитирующая шахтовый копёр.
Монумент был спроектирован генеральным директором ООО "ЖЭУ № 1 Северный" С.А.Шабаровым, изготовлен работниками объединения на собственные средства и установлен ко Дню Шахтёра в 2007 году на территории Северного микрорайона г.Анжеро-Судженска.

Кузбасский государственный технический университет

Был организован на базе Кемеровского горно-строительного техникума в 1950 году.
В 1965 году был преобразован в Кузбасский политехнический институт.
В 1993 году Кузбасский политехнический институт стал именоваться Кузбасским государственным техническим университетом.

За годы своего существования университет вырос в крупный учебный и научный центр, стал одним из ведущих вузов Западной Сибири, признан в России и за рубежом.
В вузе ведётся подготовка по 37 специальностям.

Монумент "Память шахтёрам Кузбасса" (г.Кемерово)

Монумент – подарок скульптора Эрнста Неизвестного, был установлен в 2003 году.
Общая высота композиции – 12 м, вес 5 т.
Памятник представляет собой бронзовый торс шахтёра, установленный на трёхметровом постаменте из чёрного гранита.
В руках шахтёр держит пылающий уголёк, символизирующий горячее сердце.
У основания памятника размещены куски угля, воплощённые в стилизованных человеческих лицах.

Памятник Михайло Волкову

Памятник первооткрывателю кузнецкого угля Михайло Волкову установлен на площади его имени в Центральном районе г.Кемерово.
На открытии монумента 23 августа 1968 года говорили, что у города два крёстных отца – уголь и рудознатец Михайло Волков.
Памятник был подарен скульптором Г.Барановым.

В 1721 году на берегу реки Томи Михайло Волков обнаружил в "горелой горе" (ныне Рудничный район г.Кемерово) пласт каменного угля.

Часовня иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость"

15 сентября 1993 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II торжественно освятил закладной камень в основание часовни
иконы Божией Матери "Всех скорбящих радость", которая создавалась по инициативе Администрации Кемеровской области как памятник в честь трагически погибших кузбасских шахтёров.

"Кольчугинская копь" (г. Ленинск-Кузнецкий)

Первое упоминание о населённом пункте Кольчугино в списках деревень датируется 1763 годом.
Деревня располагалась у самого ложа мощных каменноугольных пластов. И уже в 1883 году здесь была открыта первая шахта "Успех", положившая начало развитию Кольчугинского рудника.
С начала 90-х годов XIX века Кольчугинская копь становится угледобывающей столицей края.

Заповедники – это участки земли или водного пространства, которые охраняются государством и изъяты из хозяйственного использования.
Заповедники образуется с целью сохранения животного и растительного мира, свойственных данной местности. Заповедники строго охраняются, самовольное посещение их запрещено.
В России первый государственный заповедник появился в 1916 году. Сейчас в нашей стране находятся и функционируют 204 особо охраняемых территории.
Природа в Кемеровской области очень богата – это тайга, где встречаются редкие реликтовые леса; альпийские луга, степь и лесостепь; кедровые и еловые боры; масса озёр и рек.

Но с каждым годом состояние природы становится всё хуже. Человек всё чаще и чаще вмешивается в её жизнь. Сокращается разнообразие видов животных, исчезают леса, высыхают реки, заболачиваются озёра. Земля может стать непригодной для жизни людей, если не принимать мер.
Выход один – сохранить природу. Сделать это можно с помощью заповедников, заказников, национальных парков, природных памятных мест.

Кемеровская область расположена на юго-востоке Западной Сибири и находится почти на равном расстоянии от западных и восточных границ России.
Природные ресурсы области, её флора и фауна огромны и разнообразны. Но человек не всегда дорожит, нещадно использует и мало заботится о сохранении этих богатств.

Поэтому и появилась необходимость в организации заповедников и заказников в Кузбассе.
На территории Кемеровской области находятся: заповедник федерального значения «Кузнецкий Алатау», национальный парк «Шорский», историко-культурный и природный музей-заповедник «Томскаяписаница» и 14 природных заказников.

Заповедник
«Кузнецкий Алатау»

Кузнецкий Алатау – это горная система, восточный отрог Алтайских гор. Он состоит из горных массивов с вытянутыми вершинами – тыскылами. Эти тыскылы поднимаются выше границы лесов.

«Алатау» в переводе с тюркского языка обозначает «Пёстрые горы». Это название точно отражает первое впечатление от ярких красок Кузнецкого Алатау.

Государственный природный заповедник «Кузнецкий Алатау» был создан 27 декабря 1989 г. в центральной части одноимённого горного массива, на территории Тисульского, Междуреченского и Новокузнецкого районов Кемеровской области.
Рельеф территории горный. Большую часть площади занимают леса. Встречаются альпийские луга и водоёмы.

В заповеднике находятся истоки крупнейших притоков Оби - рек Томи и Чулыма.

Большая часть заповедника Кузнецкого Алатау покрыта горными таёжными лесами из пихты, ели и кедровой сосны сибирской.

В лиственных лесах встречается таволга средняя, акация жёлтая, черёмуха обыкновенная, кизильник черноплодный и шиповник.
В пихтовых лесах много полянок. На них произрастают: борец высокий, скерда сибирская, бодяк разнолистный, крапива, жимолость высокая.
По долинам таёжных речек растут берёза пушистая, ива, смородина, ольха кустарниковая и рябина.

В "Кузнецком Алатау" можно увидеть около трёхсот видов птиц, двести девять из них гнездятся на территории заповедника.
В заповеднике насчитывают 41 вид малоизученных и редких птиц, численность которых постепенно сокращается.
Типичными оседлыми обитателями тайги являются глухарь, кедровка, сойка, кукша, поползень и другие.

Фауна рыб заповедника состоит из 13 видов. В горных реках обитают сибирский хариус и таймень.
В медленно текущих водах – щука, окунь и налим.
В отрогах Кузнецкого Алатау встречается 5 видов амфибий, однако на территории заповедника отмечены только две – серая жаба и остромордая лягушка. Из 6 видов рептилий Кемеровской области в пределах заповедника обнаружены пока только два – живородящая ящерица и обыкновенная гадюка.


Остромордая лягушка

Фауна млекопитающих Кузнецкого Алатау включает в себя 65 видов. Большинство – обитатели тайги. Это барсук, бурозубка крошечная, выдра, крот алтайский, бурундук, красно-серая полёвка и другие.
В лесах заповедника широко представлены также бурый медведь, лисица, волк и лось.
Особенностью Кузнецкого Алатау может считаться исключительный по высоте для региона снежный покров, достигающий в среднем по территории заповедника 3-5 метров, а в межгорных впадинах до 10-15 метров.
Режим охраны заповедника позволяет эффективно охранять некочующих животных, например, соболя, и сохранять мигрирующих животных, таких как северный олень.
Незаконная охота наиболее серьёзно сказывается на кочующих видах животных - косуле, лосе, марале.

Кузнецкий Алатау – это красивейшее и уникальное место!
Белые снежники лежат рядом с цветущими лугами, голубое небо отражается в зеркалах озёр, а белоснежные облака ползут так низко, что часто цепляются за острые серые вершины скал.
Животный и растительный мир поразительно богат и разнообразен. И как хочется сохранить его в неприкосновенности и чистоте, ведь деятельность человека порой наносит невосполнимый ущерб природе.
Для этого и был создан в Кемеровской области заповедник "Кузнецкий Алатау". Здесь исчезающие растения и животные наконец нашли для себя защиту!

Национальный парк
"Шорский"

Шорский национальный парк был организован в 1990 г. на основании постановления советского Правительства от 27 декабря 1989г.
Парк расположен на юге Кемеровской области на территории Таштагольского района.
Протяжённость территории национального парка с севера на юг 110 км, с востока на запад 90 км.

Парк создавался с целью сохранения уникальных участков произрастания кедра, черневой тайги в Горной Шории, а также сохранения культурного наследия коренной шорской национальности.

Территория национального парка «Шорский» является местом проживания малочисленной коренной национальности тюрко-язычной группы – горных шорцев.
Шорцы проживают в основном на юге Кемеровской области, по берегам рек Томи, Мрассу, Кондомы.
Численность их составляет около 15 тысяч человек.
До XVIII века шорцы были известны своим умением добывать и плавить железную руду,
кузнечным ремеслом.
Традиционными занятиями шорцев являлись также охота, земледелие, заготовка дико-растущих съедобных растений, рыболовство и пчеловодство.
Также шорцы умели изготавливать глиняную посуду, обрабатывать дерево и кожу, ткать материал.
Древние легенды и сказки Горной Шории – это часть национальной культуры шорцев. Они веками хранили свой эпос, пересказывали его друг другу.
Сказания учат тому, что нельзя делать зло, нельзя мстить, завидовать; учат тому, что добро всегда побеждает зло. Надо жить в ладу с природой, бережно относиться к близким и к хрупкому миру, который нас окружает.
С древних времён ощущали шорцы единение с живой природой, наделяли душой всё, что их окружало: горы, реки, ветер, растения, животных.
Вот одна из легенд, повествующая о происхождении основных рек Горной Шории и Кузбасса.
Был в Горной Шории охотник по имени Томь. И была красавица девушка, дочь богача бая. Звали её Мрассу. Полюбил парень Мрассу и захотел на ней жениться. Но богатый отец воспротивился: не такого жениха он хотел для своей дочери. Заслал бай охотника туда, откуда берут начало ручьи и реки, и сделал его рекой.
Мрассу так горевала и плакала, что сама превратилась в реку и потекла к любимому.
На пути суровая скала преградила ей дорогу. Мрассу грудью разбила скалу, и она рухнула в реку. До сих пор лежат в реке огромные камни, образуя пороги. Мрассу стремительно и бурливо мчится через тайгу и пороги туда, где навеки сливается с Томью.

Лесные массивы среднегорной части Шории почти не затронуты хозяйственной деятельностью и сохранены в своем первозданном виде.

В настоящее время на территории национального парка выявлено более 60 редких и исчезающих видов растений, занесенных в Красные книги России и Кемеровской области. Ведущими растениями национального парка являются кедр, пихта сибирская, осина.

В Красную книгу занесены также 6 видов птиц: чёрный аист, серая цапля, иглохвостый стриж, беркут, сокол сапсан.
На территории парка обитает около 60 видов млекопитающих. Среди них ондатра, ласка, заяц-беляк, белка, кабарга.

На территории национального парка расположено много памятников природы. Один из них водопад "Сага".
Водопад "Сага" занимает 30000 кв. м, расположен на ручье Шолбычак (левый берег Мрассу) в 300 м от реки Мрассу.
Восемнадцатиметровый водопад несколькими каскадами падает в маленькое студёное озерцо.
У водопада расположен небольшой грот, переходящий в пещеру с очень узким входом.

"Царские ворота" - живописные скалы на правом берегу реки Мрассу. Скалы имеют высоту 100 метров и отвесно обрываются в воду.
Они сложены мраморированными известняками. Окраска скал меняется от погоды и освещения. В солнечную, ясную погоду скалы светлые – белые с розоватым оттенком. В пасмурную погоду они становятся угрюмо серыми с фиолетовым оттенком.

Горная Шория – прекрасный уголок кузбасской природы! Здесь издавна живёт сильный, самобытный и талантливый шорский народ. Но сейчас он и природа нуждаются в помощи и защите.
Для этого и был создан Государственный природный национальный парк "Шорский".

Воспитатель : Теперь расскажите, что нового вы узнали ……(ОТВЕТЫ)

Использованы материалы сайта: , история, культура Кузбасса)

Веселова Галина Святославовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 521
Населённый пункт: Санкт– петербург
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: М. Пришвин "Золотой луг"
Дата публикации: 28.05.2018
Раздел: начальное образование

Веселова Галина Святославовна,

учитель начальных классов ГБОУ СОШ №521,

Красногвардейского района Санкт- Петербурга

Тема урока «М.Пришвин «Золотой луг».

Тип урока: Урок чтения и осмысления произведения.

УМК: «Перспектива».

Цели урока: создать условия для формирования навыка правильного, осознанного чтения, активизации обучающихся и вовлечения их в

процесс анализа художественного текста, учить определять характер рассказа, мнение автора.

Предметные УУД:

Формировать правильный тип читательской деятельности; формировать умение делить текст на части, озаглавливать части; составлять

план; учиться находить и использовать в речи используемые автором в произведении средства языковой художественной выразительности;

выделять главную мысль произведения.

Метапредметные УУД:

- личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация): воспитывать внимательное отношение к родной

природе и языку, культуру поведения в процессе групповой работы, уважение друг к другу; формировать положительную учебную

мотивацию,

пониманию

ответственности

выполнении

формировать

выражать

собственное отношение к герою в процессе анализа текста произведения;

познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):развивать умение строить

речевые высказывания, осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (текст, иллюстрации, презентация); умение

формулировать и решать проблемы;

-регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):

формировать умение

формулировать цели урока, умению работать по плану, сохраняя учебную задачу, формировать умение выполнять само- и взаимопроверку

выполненного задания;

-коммуникативные :

речевая деятельность, навыки сотрудничества

развивать устную речь детей, обогащая ее художественным словом,

развивать творческое мышление, воображение; формировать умение сотрудничать с одноклассниками и учителями в решении учебных задач,

формулировать и отстаивать свою позицию.

Оборудование: толковые словари, раздаточный материал, презентация, аудиозапись произведения М.Пришвина, видео «Жизнь одного

одуванчика».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный

момент

Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку,

настройтесь на активную работу.

Вспомните правило.

Самооценка готовности к уроку, проверка

наличия источников информации, выбор

эффективного способа организации

учебного пространства, деловой настрой

на предстоящую работу.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Актуализация знаний.

Сообщение темы.

Сегодня мы познакомимся с произведением русского

писателя, который в детстве был почемучкой, и взрослые

не всегда имели терпение отвечать на его вопросы.

Поэтому, став писателем, в своих произведениях он не

только старался ответить на детские «почему», но и учил

их делать самостоятельные открытия. (Портрет

Пришвина)

Буквы имени и фамилии писателя перепутаны.

Расшифруйте: (Подсказка – ключ:ФИФИФ)

ПМРИИХШАВИИЛН

Михаил Пришвин

Какие произведения Пришвина вам известны?

О чем писал Михаил Пришвин?

Откройте раздел «Содержание» учебника и найдите

название произведения М. Пришвина, которое мы не

Прочитайте название произведения. («Золотой луг»).

Сформулируйте тему урока.

Михаил Пришвин «Золотой луг».

Запишите тему урока в тетрадь.

Михаил Пришвин

Отвечают на вопросы учителя.

Учащиеся обдумывают ответы,

высказывают предположения:

Михаил Пришвин «Золотой луг».

Записывают тему урока в тетрадь.

Ш. Анализ текста рассказа

М Пришвина «Золотой луг».

Антиципация чтения.

Как вы понимаете выражение

« Золотой луг»? - Какой он?

Как думаете, о чем будет этот рассказ?

Отвечают на вопросы учителя.

Усилить качество предмета, показать своё

отношение, чтобы читатель мог лучше

представить предмет.

Почему, от чего луг золотой?

Первичное чтение текста.

Планирование работы с

текстом.

Откройте стр. 148, проследите по учебнику, как читает

Выявление первичного восприятия.

Назовите жанр произведения?

Подтвердились ли предположения о теме текста?

Каким вы представляете одуванчик?

Предложите план работы с текстом рассказа:

3) Подобрать вопросы по содержанию текста.

4) Сформулировать главную мысль рассказа.

Следят за чтением.

Это рассказ.

Да, рассказ о луге.

Да, от множества цветущих одуванчиков.

Одуванчик – это красивый цветок

жёлтого цвета, похожий на маленькое

солнышко, серебряный, белый,

полупрозрачный шарик.

Обдумывают план работы с текстом

2) Разбить на части, озаглавить их.

3) Подобрать вопросы по содержанию

4) Сформулировать главную мысль

рассказа.

Повторное чтение

рассказа.

Начинаем работать по плану.

Динамическая зрительная пауза.

выполняют задание по плану.

Деление текста на части.

Комплексный анализ.

Работа в группах.

Поработайте в группах по составленному вами плану,

пункты 1) – 3). (Памятка на столе). Обсудите, сколько

частей можно выделить в данном тексте? Где

заканчивается каждая часть? Придумайте вопросы.

Подберите заголовки.

1 часть

Комментирование, словарная работа по ходу чтения.

Где заканчивается 1 часть?

Кто является рассказчиком? (мальчик) Назовите героев

произведения. Т.е. повествование ведется от лица героя.

Кто был старше из братьев? Почему? (« …Он впереди, я

В пяту»)

Как это «идти в пяту»? (За ним, след в след. Того гляди

на пятки наступишь.)

Какой промысел мог быть у мальчишек и что означает

это слово?

Что значит «созревают одуванчики»? Видео «Жизнь

одного одуванчика» 23 сек.

Что такое «забава»? (Игра, развлечение). В чём

заключалось их развлечение? Как понимаете «фукну ему

одуванчиком в лицо». Знакома ли вам такая игра с

одуванчиками? (Дыхательная гимнастика)

Как рассказчик называет одуванчики? Почему? Что он

Повторяют правила работы в группе,

выполняют задание по плану.

Отвечают на вопросы по содержанию 1

Дети находят значение этого слова в

толковом словаре.

Промысел – добывание чего-нибудь;

занятие охотой, добычей зверя, птицы,

На месте цветка появляются семена.

имеет в виду?

Как можно озаглавить 1 часть?

Например, «Постоянная забава», «Неинтересные цветы»

«Цветы для забавы»

Цитатный заголовок «…эти неинтересные цветы

срывали только для забавы.»

Заголовок

Отношение героя к

Цветы для

забавы

Неинтересные цветы

2 часть

Вопросы после чтения. Выборочное чтение.

Где заканчивается 2 часть?

От чего луг «золотой»? Докажите. Прочитайте.

Какие чувства испытывали жители деревни, наблюдая

луг, цветущие одуванчики? Прочитайте.

А мальчик какие чувства испытал?

Что вызвало удивление? (изменения луга). Подтвердите

словами текста.

Когда луг менял цвет?

Как луг выглядел вечером?

Почему луг меняет внешний вид? Какое объяснение

происходящему нашел рассказчик? Почему луг меняет

цвет? Прочитайте.

Неинтересные цветы – простые,

обычные, без всякой тайны, без особой

Предлагают варианты заглавия 1 части,

заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы учителя,

подтверждая ответы словами из текста.

Восхищение, любование, восторг.

Удивление, любопытство.

Как герой рассказа называет лепестки цветка?

Какое средство художественной выразительности

Физкультминутка.

Одуванчики начинают расти. Начинают медленно

вставать.

Растут, растут - Встали.

Подул ветер,

Одуванчики качаются. Руки вверх, легкое покачивание.

Наступил вечер,

Одуванчики закрываются. Приседают, руки на голове.

Выглянуло солнце,

Одуванчики проснулись, Опять медленно встают, руки

Головками качают. Качаются на месте.

Радуются солнцу. Улыбаются.

Почему луг меняет цвет?

Знал об этом мальчик раньше? По его словам, что он

Как можно озаглавить 2 часть. На доску. «Маленькое

открытие»

Озаглавливание 2 части (обсуждение в группах, выбор

лучшего заголовка)

Например, «Маленькое открытие»

«Секрет одуванчиков»

«Тайна золотого луга»

Заголовок

Отношение героя к цветку

Цветы для

Неинтересные цветы

Ладони, пальчики на ладошке.

Сравнение.

Олицетворение – «Он сжал свои лепестки,

как все равно если бы у нас пальцы со

стороны ладони были желтые и сжав в

кулак, мы бы закрыли желтое»,

«одуванчики раскрывают свои ладони».

Открытие.

Предлагают варианты заглавия 2 части,

заполняют таблицу.

забавы

Маленькое

открытие

Удивление, интерес,

любопытство, внимание

Сколько частей в тексте? Чего не хватает в структуре

текста? (Заключительной части, в которой содержится

главная мысль текста).

Поработайте в группах, придумайте заключительную

часть данного текста от лица героя.

Заключительная 3 часть

Чтение заключительной части, придуманной детьми.

что в рассказе М. Пришвина «Золотой луг» есть

заключительная часть. Послушайте.

заключение,

содержится

подтверждение главной мысли всего текста.

В чём по-вашему, она состоит?

Как можно озаглавить эту часть?

Например, «Один из самых интересных цветов»

«Цветок моего детства»

Дополните таблицу.

Заголовок

Отношение героя к цветку

Цветы для

забавы

Неинтересные цветы

Одуванчики вовсе неинтересные цветы, у

них своя загадка, своя тайна, надо только

её увидеть, приглядеться.

Предлагают варианты заглавия 3 части,

заполняют таблицу.

Маленькое

открытие

Удивление, интерес,

любопытство, внимание

Цветок моего

детства

Самый интересный цветок,

нежно, трогательно

Решение учебно-

практической

задачи

Постановка

проблемного вопроса

к тексту.

Какое «открытие» сделал

для себя писатель? А можно

В чём поэтичность рассказа «Золотой луг»?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы

увидеть прелесть «некрасивых цветов», сделать открытие?

Каким вы его представляете?

Учащиеся обдумывают ответы,

высказывают предположения.

Как вы понимаете эти слова Паустовского?

Хотели бы вы узнать биографию Михаила Пришвина?

Учащиеся (3 человека) рассказывают

биографию М.Пришвина.

«Если бы природа могла чувствовать

благодарность к человеку за то, что он

проник в её жизнь и воспел её, то прежде

всего эта благодарность выпала бы на долю

Михаила Пришвина»,- сказал Константин

Паустовский.

Михаил Михайлович Пришвин родился 4

февраля 1873 года в фамильном имении

Хрущёво-Лёвшино близ Ельца в свое время

купленном его дедом, преуспевающим елецким

купцом Дмитрием Ивановичем Пришвиным. В

семье было семеро детей. Отец будущего

писателя Михаил Дмитриевич Пришвин умер

рано, и воспитанием детей занималась мать.

С детства Михаил Михайлович Пришвин был

очень любознательным и частенько задавал

взрослым

«глупые»

людей, имевших терпение на них отвечать.

говорили:

маленький,

поймёшь!»

хотелось,

значит надо было расти. И он рос.

В 1882 году М. М. Пришвина отдали учиться в

начальную деревенскую школу, в 1883 он был

переведён в первый класс Елецкой

классической гимназии.

За время обучения главным событием стал

неведомую

первоклассником,

подговорил

товарищей, и однажды сентябрьским утром

они сели в лодку и отправились в … Азию

искать счастья. Их поймали и вернули домой

следующее

наслаждался

удивительным

чувством

радостью

природой.

запомнил

политехникуме, затем в 1900 году он, получив

разрешение выехать в Германию, поступил на

агрономическое

отделение

философского

факультета Лейпцигского университета.

Вернувшись в Россию, в 1902-1905 годах

работал агрономом, затем вплоть до

Октябрьской революции корреспондентом в

газетах «Русские ведомости», «Речь», «Утро

России», «День» .

Во время Первой мировой войны Михаил

Пришвин отправился на фронт в качестве

санитара и военного корреспондента.

После революции 1917 года он возвращается в

деревню. Здесь, работая учителем, он много

рассказывает детям о своих путешествиях,

природе, диких и домашних животных. Быть

может, из этих рассказов и родились детские

книги, такие простые и интересные, что,

Творческое задание.

А, кто-нибудь из вас знает, что означает слово «одуванчик»?

названия

несколько народных названий одуванчика.

Воздушный цветок, масляный цветок, коровий цветок,

мартовский куст, млечный цвет, светик, кульбаба, молочай,

пустодуй, еврейская шапка, зубной корень, пушица, пушки,

пуховка, молочник, подойница, плешивец, попова

плешь,дойник,желтомордики,летушки,молокоед,дуван,летучки,

молокуй, солдатики,молочай, маслачок.

поработаете

сделаете

маленькие

открытия.

вид цветка

млечного

парашутиков

Невозможно

определить

Вот какой необыкновенный цветок. Его еще называют

«элексиром жизни».

Повторяют правила работы в паре.

Каждая пара получает набор карточек слов-

названий одуванчика.

Учащиеся выбирают названия одуванчика

связанные с его внешним видом, с наличием

млечного сока в стеблях и листьях, с

наличием необычных семян и крепят на

доске в соответствующую ячейку таблицы.

Рефлексия. Оценка

результатов

деятельности

Какова была тема урока?

Каков был план работы с текстом рассказа?

Все ли разделы плана мы выполнили?

Продолжите предложения:

«Сегодня на уроке я…..»

«Оказывается……»

« Мне захотелось…»

соотносят

результаты

своей учебной деятельности и фиксируют

степень их соответствия.

Вариативное

Подготовить

пересказ

рассказа

Пришвина

Учащиеся внимательно изучают все виды

домашнее задание.

«Золотой луг».

Подготовиться

выразительному

нарисовать

иллюстрацию

рассказу

Пришвина

«Золотой луг».

Объединиться в группу и выполнить проект «Секреты

обыкновенного одуванчика»

домашнего задания, осуществляют выбор и

записывают в дневник.

Литература

Бойкина М. В.Уроки чтения. 3 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / М. В. Бойкина; Рос.акад. наук, Рос. акад.

образования, изд-во«Просвещение». - М. : Просвещение, 2010. - 143 с. - (Академический школьный учебник). - (Перспектива).

Загрузка...
Top