Как преодолеть творческий кризис у дизайнеров? Как преодолеть творческий кризис.

Думаю, каждый автор (начинающий или уже довольно известный) хотя бы раз в жизни сталкивался с таким неприятным явлением, как творческий кризис. Бороться с этим иногда бывает очень трудно. Я хочу попробовать разобраться в том, что это на самом деле такое и сделать необходимые выводы.

Итак, что такое творческий кризис? Ответ простой - состояние, в котором автор, композитор, художник, поэт просто не может взяться и сделать то, что он, собственно, всегда делает. Для того, чтобы с этим состоянием как-то справляться, нужно прежде всего знать, из-за чего это возникает. Тут причин может быть несколько.

Понятие "Творческий кризис."

Дороги, ведущие к искусству, полны терний, но на них удается срывать и прекрасные цветы . Жорж Санд.

Понятие "Творческий кризис" состоит из двух слов.

Творчество - деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца.

Кризис (от греч. решение, переворотный пункт) - переворот, пора переходного состояния, перелом, состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.
Рассмотрим такую вещь, как экзистенциальный кризис, попросту психологический. Это состояние тревоги, чувство глубокого психологического дискомфорта при вопросе о смысле существования. Наиболее распространён в культурах, где основные нужды для выживания уже удовлетворены.

Итог: состояние творческого кризиса, что означает некую неспособность творить, выражать свои мысли через тот вид творчества, который вы выбрали.

Некоторые причины творческого кризиса.

Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, - это всегда автопортрет . Батлер

Первая и одна из самых распространённых: окончив какое-то свое произведение (чаще миди или макси) автор, вложивший в своё творение душу, энергию, талант и время, буквально "опустошается" на какое-то время. После этого, он вдруг не может что-либо написать - руки попросту не доходят, опускаются после первого же просмотра "черновика" новой главы.

Вторая: какие-либо неудачи в повседневной жизни (ссоры с родителями, друзьями, не очень хорошие отметки в школе, замечания учителей и т.д.). В этом случае, чаще всего, в отличие от предыдущего, нету не то что вдохновения, но и желания что-либо делать.

Третья: усталость. Такое часто случается после важных экзаменов, контрольных, собеседований, которые вы не то что провалили, даже наоборот, скорее всего получили ту оценку своим способностям, которую сами давали, а то и выше. Хотя, может быть и другая причина усталости. В этом случае, у вас, скорее всего, нет сил что-то предпринимать.

Четвёртая: банальная лень. Тут и объяснять нечего.

Пятая: избыточная мотивация. Из-за этого появляются сильное волнение, тревога, возможен страх перед невыполнением.

Шестая: стресс. Чрезмерные психологические нагрузки отражаются не только на творчестве, но и на здоровье. Вызвано это может быть чем угодно (хотя бы отрицательной оценкой или комментарием).
Из-за этого фактора творческий кризис обычно бывает самым продолжительным.

Несколько способов выхода из творческого кризиса.

Чтобы иметь основания для творчества, нужно, чтобы сама жизнь ваша была содержательна . Ибсен.

Хороший отдых - этот способ, я думаю, больше подходит для первой, третьей и шестой причин. И вообще, хороший полезный (что, наверное, самое главное) отдых ещё никому не вредил.

Переключение задач - если вы никак не можете заняться вашим любимым делом, почему бы не переключиться на что-то другое? Если вы пишете музыку, на рисование, например, или на занятия каким-то видом спорта? После этого, есть большой шанс на прилив вдохновения и творческих сил.

Мозговой штурм - если у вас хорошая выдержка и сила воли, а времени на борьбу с творческим кризисом не очень много (мало ли, вы пишете произведение на конкурс или хотя бы школьное сочинение), то, думаю, вам должен подойти этот вариант. Суть метода такова - вы начинаете думать о самой идее (какая она, что в ней неправильного, может быть, что-то в ней существенно вам сейчас мешает). Возможно, это наведёт вас на какие-то мысли и ускорит процесс вашего мышления. Единственное, для этого нужно твёрдо решить и взяться. Иначе, может ничего не получится.

Новые образы и впечатления - творческий кризис очень не любит ярких впечатлений. Это наводит на какие-то новые идеи, о возможности которых вы даже не подозревали. Конечно, не всегда можно позволить себе поездку за границу или в другой город, но ведь можно пройтись от школы другим путём, обновить свой гардероб, попробовать заняться чем-то новым для вас.

Доработка и переделывание - поиск проблем и заковырок в произведении - довольно успешный способ избавиться от творческого кризиса. Вы ищете в текстах ошибки, недоработки и в итоге открываете для себя много нового (например, ту идею, о который вы раньше никогда особо "не заморачивались"). Конечно, доработка куда менее действенный способ, чем смена образов и впечатлений, но это часто бывает очень даже актуально и оправдано.

Как в случае творческого кризиса выполнять свою работу?

Если вы чувствуете упадок сил, вдохновения и тому подобных симптомов творческого кризиса, попробуйте сделать хоть что-то. Ведь известно, что аппетит часто приходит во время еды.

Но, конечно, не нужно пытать себя, пытаясь что-то сделать уже очень долго (это попросту может привести к ещё одной причине творческого кризиса). Тогда, попробуйте сделать то, на что обычно у вас руки просто не доходят (поучить ту же геометрию, например).

Итог.

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном . Дидро.

После того, как мы немного разобрались в этой теме, нужно подвести вывод.

Вывод. Творческий кризис - это нечто наподобие болезни. А почти любую болезнь можно вылечить. Нужно только вовремя понять, что с тобой происходит, причину этого состояния и выбрать нужное "лекарство".

Удачи в творческой деятельности!

Обычная причина творческого кризиса - переутомление. Увлеченные люди забывают об отдыхе, недосыпают, а если к этому прибавляются проблемы в личной жизни, дел может закончиться апатией и депрессией. Как выйти из творческого кризиса без потерь.

Творческий кризис переживал едва ли не каждый человек, серьезно относящийся к своей работе. Отсутствие новых идей, утрата вдохновения, опустошенность, ощущение мысленного ступора, когда трудно сконцентрировать внимание на работе, неспособность адекватно оценить ее результаты ― основные симптомы творческого кризиса.

Такое состояние может длиться от нескольких дней до нескольких недель и даже месяцев. Это нелегкое испытание имеет свои причины.

Какие факторы способствуют наступлению кризиса творчества

Одна из основных причин творческого кризиса ― переутомление. Человек, который слишком увлекся творческим процессом, забывает об отдыхе, опасаясь, что его покинет вдохновение. Однако эмоциональный подъем, сопутствующий процессу творчества, сменяется усталостью, апатией и депрессией. Организм устал и требует передышки, поскольку он израсходовал запасы энергии и ему нужно время, чтобы их восполнить.

Люди, чья работа связана с творчеством, нередко недосыпают, что также способствует переутомлению.

Еще одна часто встречающаяся причина творческого кризиса ― отсутствие гармонии в личной жизни. Кризис в жизни влечет за собой кризис в творчестве. Творческие люди обычно глубоко ранимы, и нарушить их психическое равновесие не так уж трудно. Нелады в коллективе, ссоры в семье, финансовые затруднения, болезнь близкого человека и т. п. ― подобные проблемы мешают им сосредоточиться и полностью отдаться творческому процессу.

Творческий кризис наступает и от однообразия и рутины повседневной жизни, отсутствия ярких впечатлений и источника вдохновения.

Некоторые творческие люди впадают в творческий ступор и в случае, если им предстоит слишком масштабная работа. На начальном этапе ее воплощения у них может возникнуть такое множество разных идей и планов, что из-за сумятицы в мыслях им бывает трудно их систематизировать и определиться, с чего же ее начать. То есть кризис у них наступает не из-за того, им что нечего сказать, а из-за того, что они сразу хотят выразить слишком много.

Бывает и так, что к творческому кризису приводит отсутствие доступа к необходимой информации.

Люди творчества ― писатели и поэты, художники и музыканты нередко бывают слишком требовательны к себе, и если завершенная работа не оправдает их ожиданий, могут уничтожить ее. При этом они часто погружаются в депрессию и на долгое время отказываются от творческой работы.

Как выбраться из творческого кризиса

В переводе с древнегреческого слово «кризис» означает переходное состояние, перелом, переворот и т. п. Таким образом, тот, кем овладел творческий кризис, должен осознать, что это ― временное явление. Нужно только переждать, ведь творческий кризис ― не конец, а всего лишь пауза, которой нужно воспользоваться, чтобы дать организму передышку.

Можно сказать, что творческий кризис полезен для человека: он дается для того, чтобы привести в порядок мысли и решить давние проблемы, на которые раньше не хватало времени.

1. В состоянии опустошенности, характерном для творческого кризиса, не стоит заставлять себя сдвинуть работу «с мертвой точки» ― и время, и усилия будут потрачены напрасно, что только усилит отчаяние и депрессию.

Не каждую работу можно отложить до того времени, когда явится вдохновение. Преодолеть внутреннее сопротивление и упорное нежелание браться за дело нередко помогает обман самого себя путем уговоров поработать хотя бы полчаса. Практика показывает, что эти полчаса растягиваются на несколько часов, пока вся или большая часть работы не будет сделана. Известное правило «Аппетит приходит во время еды» и здесь себя оправдывает.

Есть еще любопытное мнение. Художник Ван Гог советовал: «Если внутренний голос вам говорит, что вы больше не можете рисовать, продолжайте рисовать до тех пор, пока он не замолчит». Ему вторит и другой классик, который не раз переживал творческий кризис, – Н.В. Гоголь. Он говорил: «Если вы не можете сегодня писать, так и пишите – что-то мне сегодня не пишется». Стоит только начать – и нужные мысли придут сами.

2. Во время творческого кризиса вынужденным перерывом в работе можно воспользоваться, чтобы переключиться на другие дела, которые из-за занятости приходилось откладывать: ремонт, посещение врача, наведение порядка в шкафах и пр. Они отвлекут от депрессивных мыслей о том, что «все пропало» и вдохновение никогда не вернется (см. « »). К тому же когда появятся новые идеи, на домашние дела уже не останется времени.

3. Творческие люди работают преимущественно сидя, А, как известно, для достижения наилучших результатов умственную работу следует чередовать с физической. Физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, улучшают кровообращение и питание мозга, поэтому не стоит часами сидеть на одном месте и мучить себя поиском наилучших решений.

При появлении признаков творческого ступора стоит на время отвлечься от работы и размяться ― побегать, сходить в тренажерный зал или бассейн, поработать в саду или просто погулять по парку. Полезно и просто постоять под душем или полежать в ванне ― вода «смывает» весь негатив, и человек чувствует себя обновленным.

Снять напряжение и позволить расслабиться помогут занятия йогой и медитация.

5. Многие люди, которых «догнал» творческий кризис, «лечатся» книгами, музыкой, фильмами. Кому-то помогает поход в книжный магазин, а кому-то просмотр старых фотографий. Кто-то должен побыть в одиночестве, а кому-то необходимы встречи с друзьями, которые могут подать свежую идею или заставить посмотреть на проблему другими глазами.

Время творческого кризиса стоит использовать для посещения театров, концертов, музеев, выставок, ведь чем разнообразнее интересы и выше культурный уровень человека, тем значимее его идеи. Тем более, что чья-то картина или мелодия вполне может послужить толчком для новых креативных идей (см. « »).

Однако психологи не советуют искать вдохновение в работах коллег: писателю лучше полистать альбомы с репродукциями, а художнику – почитать книгу. В противном случае человек, находящийся в творческом ступоре, поневоле будет сравнивать себя с коллегой и делать выводы не в свою пользу.

7. Психологи считают, что наиболее эффективный метод выхода из творческого застоя ― срочно поменять окружающую обстановку, на некоторое время сменив «картинку» перед глазами. Повседневное однообразие и рутина приводят к постепенному угасанию ощущения радости и счастья, когда все дается легко и просто.

Однозначный совет ― один на всех ― как выйти из творческого ступора, дать невозможно. Подобное состояние рано или поздно приходилось испытывать каждому творческому человеку ― и у каждого есть свой рецепт. Ведь главное ― это отдохнуть, расслабиться и временно переключиться на другую деятельность.

А способы, как это сделать, у каждого свои. Одному человеку достаточно выспаться и отдохнуть в кругу семьи, а другому необходимо побыть в одиночестве, уехав далеко и надолго. Кого-то «лечит» поход в горы, а кого-то винтажный шоппинг. Единственное, чего не стоит делать, это подхлестывать свою психику алкоголем и наркотиками ― эмоциональный всплеск после их применения со временем перейдет в глубокую депрессию.

ПлохоОтлично


Как преодолеть творческий кризис?

Вдохновение и творческий кризис всегда рядом, но все же между ними есть разница.

Вдохновение , на мой взгляд, – это настроение, душевный подъем, это особое состояние «легкости» творчества, когда все удается – и сложные вещи тоже. Творческий кризис – это как раз потеря озарения, догадки, идей.

Писательский кризис чаще всего связывают с отсутствием идей. Мне кажется, это не совсем так. Вернее, это одна из причин, но есть и другие. К примеру:

– идеи есть, а вот умения их воплотить – нет;

– чувство неудовлетворения от собственных результатов;

– опустошенность после завершения большой работы;

– невозможность ориентироваться в потоках информации тоже может вызвать кризис;

– неудовлетворение от переноса того, что в голове, на бумагу (файл) – так называемая «немота»;

– ощущение, что все уже написано, сказано;

– отсутствие читателей и ощущение ненужности творчества и т.д.

Причин много, и у каждого писателя они свои.

Я попробовал собрать способы и приемы выхода из творческого тупика, озвученные в сети (как и в случае с вдохновением). Заметил, что, часто и для возврата вдохновения, и для выхода из творческого кризиса, предлагаются одни и те же способы. Потому я их рассортировал и выделил те, которые необходимы (или называются необходимыми) для преодоления творческого кризиса.

И снова мы с Тином проводили эксперименты на себе и пришли к выводу, что способов много, но выбор их в большей степени индивидуален, чем выбор при возврате вдохновения.

Посмотрите таблицу, а как с ней работать, чтобы и вам она принесла пользу, вы уже знаете .

Способы и приемы Плюсы Минусы Мои комментарии Комментарии Тина
Возвращение идей
Медитация 15 минут в день расслабления и якобы «недумания» отвлекают от размышлений, выводят из тупика, возвращают силы, энергию, появляются новые идеи и вдохновение Речь не идет о сне Не знаю, нужно попробовать… Если я найду эти самые 15 минут))) Не умею) Мне кажется, сразу усну
Переключитесь на раздумья о будущем Способ помогает на время забыть о проблеме, о задаче, которая не поддается решению, а позитивные картины будущего дают отдых и новые решения Размышления об апокалипсисе не способствуют вдохновению Хм… одни фантазии заменяются другими. Да, это помогает Я часто думаю о нём, но зависимости от вдохновения не замечал)
Переключитесь на воспоминания Аналогично, приятные воспоминания возвращают силы и энергию, в них же можно найти решение задач Трудно иногда отделить хорошие и плохие воспоминания Трудно сказать, наверное, этот способ не для меня. Во всяком случае, я его не связываю с преодолением творческого кризиса Точно так же... Из прошлого можно утянуть ощущения, но это лишь детали, когда вдохновение уже есть. Зависимости вдохновения от приятных или страшных воспоминаний не замечал
Пробуйте что-то новое Любое творчество требует новизны, стоит ее поискать, и тогда вы получите новые идеи Способ труден, когда вы, к примеру, уже обдумали сюжетный ход рассказа Это хорошо, когда что-то начинаешь, а когда «скелет» сделан, новое может увести в сторону. Отсюда ведь желание авторов запихать в рассказ все, что он видел и знает с момента рождения Новые идеи и жанры – вот как конкурсные – в сочетании с установкой – вдохновляют. Вернее, служат направляющими, по которым будет расти цветок рассказа. Почему бы не вырастить?)))
Наблюдения Наблюдение за миром, за людьми, за ситуациями и действиями рождает определенные рефлексы и новые мысли Не все умеют правильно наблюдать Это я люблю, приходится иногда мысли записывать на чем попало))) Наблюдения дают замечательный материал для отдельных сценок. И могут подопнуть вдохновение, особенно когда «мысля пошла»
Эксперименты Если рассказ не пишется, а идея есть – экспериментируйте с сюжетом, с набором героев, как с кубиками, изменяйте, меняйте местами, введите в рассказ то, что вам раньше казалось немыслимым и т.д. В результате в процессе таких изменений появятся новые идеи Или уничтожат рассказ Я часто так делаю))) Помогает Это сложно, но вдохновляет)
Саморазвитие Учитесь, познавайте, развивайтесь, осваивайте новое, исследуйте – развитие является основой творчества. Иначе – никак Можно увлечься чем-то другим и бросить, к примеру, писательство. Важны цели Я жадный в этом отношении, хватаю все, и все использую потом Обязательно. Когда изучаешь предмет, который описываешь – вдохновляешься ого-го, вплоть до изменения сюжета
Размышляй Творческая задача требует размышлений. Они уведут вас от шаблонов и стереотипов Шаблоны и стереотипы – не всегда вред Ну куда ж без этого?))) Дык это обязательно. Ещё скажите «не забывай дышать»
Собирай Собирайте свои идеи, впечатления, ощущения… Записывайте, консервируйте, сохраняйте черновики – это все может однажды пригодиться. А в период кризиса возврат к старой вещи может быть способом его преодоления Не забудьте про порядок, архив – это не хаос Согласен на 100 % Это, скорее, привычка, чем метод вдохновения)
Интеллектуальные игры
Свободные ассоциации Откройте словарь на любом слове и запишите все связанные с ним мысли, которые возникнут в вашей голове. Или загадайте два случайных числа, соответствующие номеру страницы и строке, затем откройте и найдите соответствующее место в книге. Или попросите кого-то дать вам ассоциацию, поработайте с ней. В результате – масса новых идей Помните о случайности Интересно, да, вот иногда разговор в нашем чате дает толчок что-то написать У меня, к несчастью, их слишком много, и потому статистически использую редко. Большинство идей гаснет за отсутствием времени на воплощение
Свободное письмо Фрирайтинг : вы должны в течение небольшого отрезка времени, допустим, 10 минут, без пауз и обдумывания писать все, что только придет вам в голову. Иногда получается очень интересно Потом придется дорабатывать «что вижу, то и пою» Редко так пишу, очень. Чаще – стихи Раньше писал) Сейчас – редко, стараюсь «уложить» свободные размышления в рамки «долгов», например, в заметки или отчёты
Найди свою игру Интеллектуальных игр – много. Найдите те, которые вам интересны, и которые лично вас выводят из кризиса Никогда специально не искал, но, думаю, в этом есть смысл Не представляю)
Наши привычки и требования
Не ожидайте совершенства Довести все до совершенства – это хорошо, но бесконечно этого делать нельзя Помните о перфекционизме Ну… я очень требовательный к себе человек. Иногда это мешает))) Знаю, что совершенство – недостижимо, да и не абстрактно. Но именно работа над несовершенством даёт очень сильный творческий импульс
Не ждите Музу (вдохновения) Начинайте творить, не дожидаясь вдохновения. Ремесло и творчество, словно братья. Там где один, там и другой Трудно иногда понять – переросло ли ремесло в творчество Мне лично это помогает Ждать – не наш метод, жизнь коротка
Наше время
Творческие предложения Будьте активными, соглашайтесь на все творческие предложения, конкурсы, проекты – это дает новый опыт, знания и возможности На это нужно время Я хочу! Было бы еще побольше времени Люблю) Но не люблю участвовать в чём-то, что зависит от чужого вдохновения, если с ним проблемы)
Распределите время Иногда множество ваших идей мешает сосредоточиться на чем-то одном. Расставляйте приоритеты и распределите время Трудно иногда расставить приоритеты, обозначить цели Хороший совет, но не всегда ему следую, могу и увлечься чем-то другим Жизнь – непредсказуемая штука. Я бы заменил на «используйте время»
Не тратьте время на соцсети, почту, блуждание по сайтам и прочее Это отвлекает и забирает ваше время Угроза одиночества Странный совет, мир уже не существует без этого Да ну, ерунда. Выходить на улицу или гулять по сайтам – это хорошо, если в меру). И на вдохновение влияет позитивно, если влияет
Активизация творчества
Разделяй Отвлекись от глобальной творческой задачи, разбей ее на маленькие части, работай с ними последовательно, а потом собери обратно в одно целое, это помогает преодолеть кризис Избегай хаоса Пользуюсь иногда, особенно если это роман, скажем, или статья Это, скорее, метод, а не причина активизации. Работа логическими блоками организовывает
Визуализация Визуализация мыслей сразу их оживляет, вспомните черновики классиков, рисунки на полях Нужно вовремя остановиться Да, мне это помогает. Я очень люблю книги, в которых есть иллюстрации Люблю) Очень люблю рисовать картинки к тому, что пишу. Есть работы, которые вдохновляют самой атмосферой – что хочется бросить всё и бежать-писать
Найди причину ступора, тупика Если ты застрял – это значит, ты не можешь четко обозначить проблему, которая мешает идти дальше. Отыскать ее – значит найти выход из тупика Иногда это трудно сделать самостоятельно Согласен, у всего есть причина, если ты ее понимаешь, то можешь устранить Ну нашёл... И что?)) Обычно это – внешние проблемы. Осознание их – не секрет и не решение
Сделай решение легким Иногда само решение задачи понятно автору, но оказывается очень тяжелым в исполнении. Отсюда остановка. Постарайтесь найти легкое решение творческой задачи или отложите на время Легкость – не всегда на пользу произведению, его смыслу Вот не знаю, я люблю сложные задачи, как раз они помогают преодолевать творческий кризис Неинтересно. Просто так съехать на санках – не так интересно, как на бобслее и не даёт такого кайфа и импульса повторить
Помни о читателе Целевая аудитория – это важно. Автор должен понимать, для кого он пишет. Эта направленность помогает сконцентрироваться на смысле произведения и на адресате, создает мотив для творчества Вечный вопрос: кто за кем идет? Иногда думаю))) Читатель – стимул писать «под него»... В принципе, иногда помогает)
Творческая паника Творческая паника заставляет хвататься за все сразу, в итоге до конца не доводится ничего. Используйте все перечисленные способы, чтобы ее не допустить Эмоции иногда не поддаются Опять же, не знаю, не помню такого Паника? Не понимаю
Рутинная работа Редактирование, корректирование, чтение вслух, правки разного рода – все это рутинная работа, которую можно делать в период кризиса, и которая помогает его преодолевать Ее все равно нужно делать А я люблю эту работу и тоже считаю творческой Рутинной работой можно увлечься и перепахать горы. Она может увлечь сильно, и если это – писательство, то, наверное, тоже
Принцип «первой фразы» Никогда не зацикливайтесь на начале. Иначе – тупик. Пишите сразу черновик и ничего не правьте до поры, до времени Все же этому есть предел Конечно, всегда есть возможность вернуться к началу. Но обычно мой черновик не очень длинный, потому что меня в конце концов начинает раздражать неправленый текст. Однако способ быстрого письма очень хорош Нет, при письме оставляю «маркеры», где меня не устраивает текст. И, пока пишу, «вторым слоем» додумываю эти места и возвращаюсь. Игнорировать второй слой – почти насилие, зачем?

Поразмышляв и заполнив таблицу, мы с Тином пришли к выводу, что преодолеть творческий кризис чаще всего помогают вполне простые вещи:

1. Наблюдения

2. Эксперименты

3. Саморазвитие

4. Визуализация

5. Рутинная повседневная работа

Интересно, ваше мнение совпадает с нашим?

Есть хорошее слово «пахать». Пахать – в любом случае. Работать и понимать, что творческий труд тебе самому нужен…

И вот смотрел я все эти собранные способы и приемы, думал, и чего-то мне не хватало. Хотелось бы сказать еще вот о чем: на мой взгляд, есть вещи, которые в многочисленных статьях о вдохновении, творческом тупике или не называются, или не объясняются.

Важная вещь – это эмоциональная среда автора .

Представьте, писатель пишет роман. Он вживается в судьбу героев и раз за разом переживает определенное эмоциональное состояние. Как и актеру на сцене, ему бывает очень сложно переключить его на другое, но актер этому – учится!

Нам часто снятся сцены из будущего романа или рассказа, мы все время думаем об этом, мы огорчаемся или любим вместе со своими героями.

Выйти из этого состояния – нужно уметь. А это не так-то просто.

Иногда помогает прием «кино» , когда автор как бы мысленно монтирует фильм, смешивая разные сцены будущего рассказа и не позволяя себе крепко погрузится в эмоции одной сцены.

Творческое развлечение – тоже неплохой выход их кризиса. Когда автор так и эдак, словно карты, тасует поступки своих героев – это помогает ему обрести новые идеи.

Однако многие не умеют остановиться, пишут серии, не понимая, что все уже – конец.

И тут нужны новые эмоции и длительный отдых, возможно, с переключением на что-то другое. Известно же, что Л. Толстой, «отдыхая» от «Войны и мира», учил и выучил некоторые языки.

Поиск и устранение причины.

Важно, на мой взгляд, найти, точно установить причину потери вдохновения и творческого кризиса. А причины бывают разные.

Внешние причины обнаружить довольно легко: это и неприятности на работе, в институте, нахамивший продавец или водитель автобуса, усталость, проблемы в семье, бытовые трудности, отсутствие необходимых ресурсов для творчества и т.д.

Лично мне трудно творить, если я, скажем, поссорился с кем-то. А однажды я обнаружил причину кризиса в – не поверите – сломанном чайнике. Реально: я не мог писать нормально, все время отвлекаясь на кипячение воды в кастрюльке. И серьезное, и смешное может быть причиной.

Все эти причины бывают не только негативными. Вполне позитивные вещи тоже могут выбить вас из творческой колеи. К примеру, если у меня вечером свидание, я думаю о свидании, а не о новой главе романа.

Внутренние причины не так просто бывает обнаружить.

Отсутствие идей – не причина сама по себе. Почему их нет? Вот в чем вопрос.

И тут, если вы поищите причины, иногда происходят очень интересные вещи. К примеру, вы набросали сюжет рассказа, а он не пишется, вы мучаетесь и не понимаете, что ваше внутреннее «Я» изо всех сил сопротивляется тому развитию и действиям героя, которые вы придумали. Или же вам элементарно не хватает опыта, знаний, чтобы развить идеи. А может «разброс» идей не дает вам возможности поставить точку.

Но! Важно не только найти причины, но и устранить их . Иначе ничего не получится. И если для возврата вдохновения нужно будет с кем-то помириться – придется это сделать. И если для новых идей нужно освоить новые знания – придется это сделать.

Больше скажу – даже из состояния горя людей выводило творчество. И я знаю таких, которые написали одну книгу – книгу памяти – но это их самих вернуло к жизни. Что уж тут говорить о сломанном чайнике, сам факт существования которого прямо просится в памфлет?

Мы же с вами понимаем, что проблемы в нашей жизни существуют всегда: большие или маленькие, трагедийные или не очень, но, так или иначе, нам их приходится решать.

Вот уж поистине «…что мне до Фауста, феерией ракет скользящего с Мефистофелем в небесном паркете! Я знаю - гвоздь у меня в сапоге кошмарней, чем фантазия у Гете!» – писал В. Маяковский.

Что же делать? А вот тут поможет, на мой взгляд, мотивация.

Мотивация как способ преодоления творческого кризиса.

Собственно говоря, мотивация в самом примитивном значении – это понимание того, для чего (или для кого) ты вообще что-то делаешь.

Даже если это и так (поверхностно), то мотив творчества все равно будет присутствовать.

Очень часто мотивация появляется спонтанно, из внешней среды .

К примеру, есть люди, которые вас поддерживают. Они ждут вашего творчества, они вас читают, они вас критикуют – в любом случае, они к вам неравнодушны. Таких людей может быть много, а может быть, что это два близких друга или парочка родственников.

Очень сложно что-то писать в полном одиночестве. Наверное, поэтому огромное количество графоманов, найдя двух-трех поклонников своей графомании, держатся за них, как за спасательный круг. И это хорошо. Это вдохновляет. Человек творит – для них. Конечно, желательно при этом не чувствовать себя звездой и учиться. Вспомним знаменитые строчки: «…хвалу и клевету приемли равнодушно…»

Мне в этом отношении повезло: мое творчество поддерживают родные люди, друзья и любимый человек. У меня есть круг читателей, чье мнение мне ценно и которых я уважаю и люблю. Мой любимый человек замирает и практически не дышит, когда я что-то там творю. И это ведь тоже одна из причин теперь уже и любви, а не только творчества.

Во-первых, есть все же читатели, критики, есть сообщества (сайт) .

Я думаю, тут не нужно стесняться просить рецензию, на нашем вот сайте можно и рецензию заказать , и напрямую обратиться к инквизитору с просьбой прочитать работу. Бояться этого не нужно, наоборот, ругают вас или хвалят – это сообщество, которое даст вам опыт.

Во-вторых, нет мотива – создайте его сами!

Пусть это будет что угодно: от мечтаний, что ваш рассказ о том, как землеройка обрела смысл жизни, получит нобелевскую премию в области литературы до представлений, как его прочитает ваш друг или кто-то на сайте, что вы сами будете счастливы и довольны.

Тут важна степень вашей адекватности и восприятия: не секрет же, что авторы, которые обрели вдруг пару читателей, звездятся так, словно их уже издали миллионным тиражом на Марсе.

Недооценка часто создает условия для творческого кризиса. Однако и переоценка тоже.

Если вы научитесь держаться «золотой середины» – вы продвинетесь ой как далеко.

Про себя скажу – я себя чаще всего недооцениваю, и мне это очень мешает.

В результате пришел я вот к таким выводам:

1. Не бывает универсальных способов, у всех все индивидуально. И тут, как ни странно, нужно вдохновиться, чтобы эти самые собственные способы отыскать и потом их использовать.

2. Элементарная лень и отсутствие ответственности за свое творчество очень часто принимаются за потерю вдохновения и творческий кризис.

3. Неумение искать, отсутствие знаний приводят к вечным риторическим вопросам-всхлипам: как мне вернуть вдохновение или преодолеть кризис?

Как – понятно же. А вот что ты при этом делаешь – никто не видит. Любые действия лучше, чем бездействие.

Это что касается моего личного отношения к подобного рода вопросам.

Я открываю вордовский файл и с тоской смотрю на девственно-чистую страницу. Не могу писать. Ничего. Беру альбом, задумчиво кручу в пальцах карандаш и понимаю – рисовать я тоже не могу. Не хочу ни вязать, ни вышивать. Бесцельно листаю странички в интернете, но в голове не остается никакой информации.

Это творческий кризис. Думаю, многим знакомо подобное состояние, когда, казалось бы, есть потребность творить, а душа пуста, как пересохший колодец, и так же темна и беспросветна. Но должен же быть выход из этого тягостного состояния?

Несмотря на то, что это довольно распространенное явление имеет явно психологическую природу, изучено оно мало. Авторы даже солидных книг по психологии творчества упоминают о творческом кризисе редко и вскользь, поэтому все, что вы здесь прочитаете – в большей степени результат моих собственных размышлений.

Что же такое творческий кризис

Под этим термином обычно понимают субъективное ощущение невозможности творить, которое время от времени спонтанно возникает у любой творческой личности. Что интересно, этот кризис не связан с отсутствием творческих идей, замыслов, планов. И человек его переживает еще острее, так как не в состоянии эти грандиозные планы реализовать.

Как и любой другой кризис, творческий порождается противоречием. В данном случае противоречием между потребностью творить, которую испытывают все креативы, и невозможностью заняться любимым делом. Переживается это противоречие довольно тяжело, потому что сам человек часто не видит пути его разрешения. Ведь препятствия для не внешние, созданные другими людьми или обстоятельствами, они имеют внутреннюю, психологическую природу, и разобраться в них бывает непросто. Эти препятствия имеют характер психологического блока, который преодолевается с большим трудом.

Часто творческий кризис объясняют банальной ленью, но это неправильно. Точнее иногда, действительно, кризисным состоянием оправдывается , например, когда человек не успевает в срок сдать заказ, или студент-художник не подготовил зачетную работу. А что поделаешь, если кризис, и куда-то делось?

Но настоящий творческий кризис - это довольно сложное и тяжелое психическое явление. Оно сопровождается общим снижением активности, апатией, а нередко и .

Характеристики творческого кризиса

Отличить кризисные явления от простой лени несложно, так как они проявляются не только в конкретной творческой деятельности, но и во всех сферах жизни человека, в его эмоциональном и интеллектуальном состоянии. Творческий кризис отличает ряд специфических черт:

  • подавленное состояние, влияющее на умственную и физическую работоспособность;
  • преобладание отрицательных , которые окрашивают всю деятельность человека и его отношения с окружающими;
  • непроизвольность – кризисное состояние не поддается , и человек оказывается в этом состоянии вопреки своим желаниям;
  • ощущение бессрочности кризиса, когда креатив не верит в возможность выхода из него, даже если подобное состояние переживается им не впервые;
  • утрата веры в себя, свои и возможности;
  • открытость, которая проявляется в демонстративном, публичном переживании своей невозможности творить; то есть когда креатив находится в состоянии творческого кризиса, об этом знают все его близкие, друзья и коллеги.

Несмотря на то, что явление это преходящее, не стоит относиться снисходительно и несерьезно к тому, кто его переживает. Это действительно тяжелое чувство, которое может привести к реальной депрессии, к попыткам снять эмоциональное напряжение с помощью алкоголя и наркотиков, к асоциальному поведению. Известны случаи, когда глубокий и затянувшийся творческий кризис становился причиной самоубийства креатива. Исследователи психологии творчества считают, что, скорее всего, именно творческий кризис стал причиной самоубийства Винсента Ван Гога, В. Маяковского, Марины Цветаевой, Курта Кобейна.

Причины творческого кризиса

Разбираясь в причинах, порождающих состояние творческого кризиса, приходишь к выводу, что под этим термином понимают два совершенно разных явления. Они возникают в разных условиях, переживаются по-разному и, соответственно, требуют различных способов преодоления.

Кризис, связанный с психическим состоянием творца

Первый вид творческого кризиса связан с эмоциональным и психофизиологическим состоянием личности. Существует два психических явления, которые могут стать его причиной.

Усталость

Это не просто физическое переутомление, а перегрузка нервной системы, которая часто является последствием творческого подъема. В состоянии вдохновения человек переживает колоссальный всплеск трудоспособности и яркие позитивные эмоции, которые еще древнегреческий философ Платон назвал экстазом. Креатив буквально наслаждается каждым мгновением творческого процесса и может работать сутками, забывая про сон и еду.

Такую работоспособность обеспечивает сильный очаг возбуждения в коре головного мозга, связанный с заинтересованностью, увлеченностью . Чтобы в течение продолжительного времени поддерживать высокую активность, организм подключает все свои резервы, но они не бесконечны. Рано или поздно наступает расплата, повышенная активность сменяется спадом, после яркой вспышки вдохновения наступает откат. Перегрузка нервной системы и истощение физических ресурсов приводит к общему упадку сил и снижению эмоционального тонуса.

После необычайного душевного подъема и эйфории, которую дарует вдохновение, такой спад переживается очень остро, иногда как ощущение невозможности творить вообще никогда. В жанре фэнтези встречается очень хорошая аналогия с волшебником, утратившим свою магическую силу.

Но несмотря на субъективные ощущения, порожденное этой причиной состояние временное, для его преодоления часто бывает достаточно просто полноценного отдыха и занятия чем-то совсем нетворческим.

Отсутствие мотивации

Поговорка «Художника обидеть каждый может» появилась неспроста. Действительно, креативы, как правило, обладают чувствительной нервной системой. Это, с одной стороны, позволяет им замечать все нюансы изменений, происходящих в окружающем мире, видеть то, что не видят другие люди, и находить нестандартные решения. А с другой стороны, повышенная чувствительность является источником многих проблем. Творческая личность тяжело переживает неудачи, ее ранит отсутствие признания со стороны окружающих и низкая оценка творчества.

Те люди, которые говорят, что пишут книги, сочиняют стихи и создают картины «для себя», лукавят. Они так и себя пытаются обмануть, чтобы не слишком тяжело переживать равнодушие или критику общества. Признание – это основной мотив творчества, и его отсутствие становится причиной разочарования, утраты веры в себя и свои способности и отказа от творческой деятельности, которая кажется бессмысленной.

В настоящее время творческих людей часто обвиняют в меркантильности – ведь художник должен творить не ради денег, а из любви к искусству. Это ошибочная позиция, потому что деньги – это один из главных эквивалентов общественного признания. Современный человек готов платить за то, что ему нравится. Но все же денежное вознаграждение не может заменить положительную оценку социума, общественное признание – это энергетическая подпитка, без которой невозможно творчество.

Кризис, связанный с особенностями творческого процесса

Если причины кризиса первого вида коренятся в индивидуальных особенностях и психическом состоянии творца, то кризис второго вида связан с нестабильностью самого творческого процесса. У творчества бывают как подъемы, так и спады, вдохновение сменяется застоем. Это нормальное явление, которое многими креативами переживается как творческий кризис.

Есть и еще одна особенность творческого процесса. Он носит поисковый характер, и нередко затруднения, возникающие в поиске решения проблемы, подходящего образа или поворота сюжета, порождают ощущение кризиса. Невозможность решить творческую задачу, когда это так необходимо, вызывает , на себя и весь свет и нередко желание забросить творчество вообще. Что делать в этом случае? Ничего.

Действительно, ничего делать не нужно, лучше найти какое-нибудь нейтральное занятие, посуду помыть, например. Возможно, в творческом процессе просто наступил «период кристаллизации», когда наше подсознание «переваривает» имеющуюся информацию. Не надо ему мешать, тогда через какое-то время оно подкинет нам нужное решение.

Как выйти из творческого кризиса

Думаю, вы уже поняли, что наиболее серьезные психологические проблемы связаны с кризисом первого вида, и именно он нуждается в особых методах преодоления.

Так как главная причина этого кризиса – усталость, то и основным средством выхода из него будет отдых. Желательно, чтобы отдых был активный, приносящий позитивные эмоции и не требующий интеллектуальной деятельности. Зимой можно покататься на лыжах, сходить с друзьями на каток или в спортзал.

А летом хорошо помогают прогулки в лесу, в парке, на берегу озера или реки. Только лучше гулять в веселой компании, одинокие прогулки не способствуют отключению мышления и могут только ухудшить состояние. Особенно полезна смена обстановки, экскурсия в другой город или путешествие.

Не стоит беспокоиться о потраченном времени – в состоянии творческого кризиса вы все равно ничего толкового не сделаете. Зато отдохнув, почувствуете прилив сил и желание начать осуществлять свои планы и проекты.

Если главной причиной является отсутствие социальной мотивации, то можно посоветовать следующее:

  • Расскажите о своем творчестве друзьям и близким, попросите их помочь организовать выставку или сделать презентацию.
  • Обратитесь в местную библиотеку, музей, дом творчества, школу и предложите им рассказать о своем творчестве, о своих проектах и идеях. Как правило, эти организации с готовностью принимают такие предложения.
  • Создайте свое сообщество или группу в социальных сетях, заведите сайт, посвященный вашему творчеству, или воспользуйтесь уже готовыми площадками для обсуждения творческой деятельности.
  • Почитайте об успехах других креативов, обсудите их со своими знакомыми, «примерьте на себя» их славу.

То есть перестаньте «писать в стол», создавать проекты в мечтах и рисовать «для себя», забудьте о робости и и сделайте свое творчество открытым и публичным. Чем больше людей будут знать о нем, тем больше у вас будет поклонников и последователей.

А возможно, то, чем вы занимаетесь, не оценивается окружающими и не приносит удовлетворения вам, потому что это вообще не ваше дело. Оставьте его, займитесь чем-нибудь другим – в мире столько всего интересного. Ведь творчество – это всегда поиск, в том числе поиск себя и своего призвания.

Загрузка...
Top