Как образовать действительное причастие. Страдательное и действительное причастие: как образуются и чем отличаются

К причастию в лингвистике двоякое отношение. Часть филологов считает его особой же другие языковеды уверены, что оно является самостоятельной частью речи в русском языке.

Тем не менее, причастиями, независимо от их конкретного определения, обозначаются признаки предметов по их действию. Они объединяют в себе свойства двух частей речи - прилагательного и глагола. К причастиям задаются вопросы: «Какой?» («Какая?», «Какие?», «Какое?»), «Что делающий?», «Что делавший?», «Что сделавший?».

Как и прилагательные, причастия и в роде, причем только в единственном, и в числе, и в падеже согласуются с существительными. Их начальной формой, так же как и у прилагательных, является именительный падеж например: закрытый, стоящий, идущий.

Существует два разряда этой страдательные и действительные причастия. Рассмотрим их в отдельности.

Действительное причастие обозначает тот признак предмета, который создается его действием. К примеру, бегущий мальчик - тот, который сам бежит, бегавший мальчик - тот, который сам бежал.

При этом действительное причастие имеет форму настоящего и прошедшего времени.

Другой разряд причастий - страдательные, они показывают тот признак, который у предмета создается под воздействием другого предмета.

Примеры: книга, прочитанная мальчиком - книга, которую прочитал мальчик; дом, построенный строителями - дом, который строители построили.

Таким образом, мы видим здесь две разные формы причастия и две совершенно различные ситуации: в первом случае действие совершает то существительное, тот предмет, который является определяемым словом, во втором - действие производится кем-то над ним.

Действительное причастие отличается речи целым рядом особенностей, в том числе и типом своего образования.

В русском языке словообразование причастия взаимосвязано с теми отличиями глагола, которые выражаются в их виде и переходности. Таким образом, образовать от одного глагола все четыре формы причастия невозможно.

От переходных и непереходных глаголов образуются действительные причастия, а только лишь от переходных - страдательные.

Действительные причастия настоящего времени создаются только от и ни в коем случае - от которые не имеют формы настоящего времени. То же самое можно сказать и о страдательных причастиях.

Примеры: плакать - плачут - плачущий; любить - любят - любящий.

Таким образом, непереходные совершенные глаголы образуют только действительные причастия, причем в прошедшем времени.

Примеры: пробежавший, прыгнувший.

Страдательные причастия, употребляемые в настоящем времени, не могут образовываться от таких глаголов, как полоть, жать, брить, печь и т.д.

Рассмотрим суффиксы, с которыми образуется эта часть речи.

В случае образования от соответствующего глагола первого спряжения используются суффиксы -ущ , -ющ (тающий - тают, стелющийся - стелются, колышущийся - колышутся и т. д.) и - ащ , -ящ - от второго спряжения (зависящий - зависят, молящий - молят, жалящий - жалят, хвалящий - хвалят, клеящий - клеят).

Действительных причастий - это основа неопределенной глагольной формы. Суффиксы, которые при этом используются: -вш при основе на гласную букву: кричать - кричал - кричащий; -ш - при основе на согласный звук.

Нужно помнить, что глагол «идти» образует действительное причастие в прошедшем времени: идти - шел - шедший.

Причастия, точно так же, как и прилагательные, обладают полной и краткой формами. Их полные формы изменяются по родам, числам и по падежам.

Мы живем в государстве, занимающем одну шестую часть суши.

Сорт темной, практически черной вишни, выведенной во Франции, называется Мирабель.

Краткие же формы не имеют падежей, у них меняется только число и род.

Книга давно написана и отправлена в типографию.

Причастие - это возможность передать одновременно и действие, и его признак. Часто его применяют для того, чтобы «облегчить» предложение и перевести из сложной конструкции в более сжатый ее вариант. Например:

Сказка - это литературный источник, который помогает ребенку развить фантазию.

Сказка - это литературный источник, помогающий ребенку развить фантазию.

От глаголов образуются, как страдательные причастия настоящего времени и прошедшего, так и действительные.

Определение причастия

В русском языке причастием называют особую обозначающую признак предмета по действию. Причастия обладают сразу двумя морфологическими свойствами:

  1. Имеют признаки, свойственные глаголам.
  2. Обладают признаками прилагательных.

Как и у глаголов, у причастий есть:

  • вид - совершенный (отвечают на вопрос «что сделавший» - мальчик, прочитавший книгу) и несовершенный («что делающий», «делавший» - мальчик, читающий книгу);
  • возвратность (оканчиваются на суффикс - ся, - сь например, надушившийся) и невозвратность (играющий);
  • формы прошедшего (устроился на работу - устроившийся на работу) и настоящего времени (играет - играющий);
  • могут происходить от глаголов переходных и непереходных и быть действительными и страдательными.

Как прилагательные, причастия имеют:

  • два - нн - в страдательных причастиях применяется, когда глагол заканчивается на -ать, -ять, -еть: прочитать - прочитанный, сделать - сделанный;
  • суффикс -енн ставится к основе глаголов, заканчивающихся на -и или -ить: принести - принесенный, совершить - совершенный;
  • суффикс - т ставится при образовании от глаголов, заканчивающихся на -нуть, -оть, -ереть, например, замкнуть - замкнутый, молоть - молотый, запереть - запертый.

Суффикс - т применяется также при создании страдательных причастий от односложных глаголов, например, мыть - мытый, бить - битый и другие.

Некоторые глаголы, например, брать, искать, полюбить, не создают страдательные причастия, а от глаголов, заканчивающихся на -сти, -сть, в прошедшем времени образуются либо от настоящего, либо от будущего времени:

  • привести домой - приведенный домой;
  • обрести веру - обретенная вера;
  • украсть часы - украденные часы.

В данных примерах глаголы в будущем времени, а причастия в прошлом.

Формы причастий

Страдательные причастия бывают в 2 формах в прошедшем и настоящем времени - полной и краткой. При этом в краткой форме они склоняются по числам, а в единственном - по родам, как видно из нижеприведенного предложения:

  • страдательные причастия настоящего времени: город, сожженный дотла (муж. род, ед. число) - город сожжен дотла; города, сожженные дотла (мн. число) - города сожжены дотла;
  • краткие формы в прошедшем времени: книга, прочитанная быстро - книга была прочитана быстро;

Полные формы имеют суффиксы с двумя -н: -нн, -енн, тогда как одно - н - в кратких страдательных причастиях. Например, улучшенный вариант - вариант улучшен, утаенные мысли - мысли утаены. Не все причастия данного вида имеют краткую форму, например, ведомый, читаемый, говоримый и другие.

Как члены предложения, краткие, как и полные страдательные причастия могут быть определением, но чаще всего это сказуемые:


В краткие причастия используют вспомогательный глагол или могут быть самостоятельными, например: магазин открыт - магазин был открыт.

Склонение причастий

Так как страдательные причастия обладают сходными с прилагательными свойствами, они могут склоняться по падежам (в ед. числе), числам и родам. Полные страдательные причастия склоняются, как и подобные формы прилагательных, то есть по падежам, родам и числам. Краткие причастия могут склоняться только по числам и родам.

  • И - опрошенный (человек), опрошенная (женщина), опрошенное (население), опрошенные (дети);
  • Р - опрошенного (человека), опрошенной (женщины), опрошенного (населения), опрошенных (детей);
  • Д - опрошенному (человеку), опрошенной(женщине), опрошенному (населению), опрошенным (детям);
  • В - опрошенного (человека), опрошенной (женщины), опрошенного (населения), опрошенных (детей);
  • Т - опрошенным (человеком), опрошенной (женщиной), опрошенным (населением), опрошенными (детьми);
  • П - (об) опрошенном (человеке), опрошенной (женщине), опрошенном (населении), опрошенных (детях).

В краткой форме можно выделить род и число по относящемуся к причастию существительному или местоимению: человек опрошен, женщина опрошена, население опрошено, дети опрошены.

Переход страдательных причастий в прилагательные

В предложениях страдательные причастия настоящего времени (примеры ниже) часто могут исполнять роль прилагательных, при этом они утрачивают такую категорию, как время и приобретают значение постоянного признака предмета. Например, груженая лодка, печеный пирожок.

Этим формам несвойственно иметь при себе пояснительные слова, а сами страдательные причастия пишутся с одним - н. Если есть дополнительные слова, то в суффиксе ставится два - нн, например:

  • раненый зверь - раненный ножом зверь;
  • груженая лодка - груженная рыбой лодка;
  • печеный пирожок - печенный в духовке пирожок.

У страдательных причастий, имеющих приставку, всегда стоит два - н в суффиксе. Например, размороженный, усиленный, избранный, раскаленный и другие.

В суффиксе -ованный всегда пишется два - н, даже когда причастие перешло в прилагательное - организованный пикник, квалифицированный специалист.

Частица "не" в страдательных причастиях

У причастий, имеющих разъяснительное существительное или местоимение, частица «не» всегда пишется раздельно. Например:

  • к гаражу вела нерасчищенная дорожка - к гаражу вела не расчищенная от снега дорожка;
  • недопитый чай остался на столе - не допитый мамой чай остался на столе.

С краткими страдательными причастиями частица «не» пишется раздельно: дело не окончено, задача не решена, путь не завершен.

Знаки препинания при написании причастий

Причастия, имеющие зависимые слова, образуют обороты, которые в предложениях выделяются запятыми. Слово, которое определяет причастие, называется определяемым. Если причастие стоит до этого слова, то запятая не ставится: выложенная брусчаткой дорожка вела к парку. Исключением является оборот, относящийся к местоимению: разбуженная голосами, она быстро встала.

Причастие, стоявшее после определяемого слова, выделяется запятой: проехала машина, забрызганная грязью. Если причастие с зависимыми словами стоит в середине предложения, то оно выделяется знаками препинания с обеих сторон: машина, забрызганная грязью, проехала мимо.

Урок русского языка в 7 классе

Слайд 2

Выпишите причастие:

  • интересный
  • интересующийся
  • интересоваться

Что такое причастие?

Слайд 3

Объясните, как вы понимаете высказывание В.И. Даля.

Причастие– это «часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного»

Причастие

  • Признаки прилагательного
  • Признаки глагола

ВИД, ВРЕМЯ ЧИСЛО, РОД,ПАДЕЖ

Слайд 4

Из данного предложения выпишите причастие.

Орёл кружащийся над полем вдруг стремительно бросился вниз.

Определить у данного причастия глагольные признаки и признаки прилагательных.

Объяснить постановку знаков препинания.

К данной иллюстрации составить предложение, включающее причастный оборот.

Слайд 5

К данным иллюстрациям составьте словосочетания, в состав которых входят причастия

  • Растущее дерево
  • Сажаемое дерево
  • Пишущая девочка
  • Написанная книга
  • Читающий ребёнок
  • Прочитанные книги
  • Слайд 6

    Действительные причастия

    признак, который возник в результате действия самого предмета. (сам действует)

    Страдательные причастия признак, который возник у предмета под действием другого предмета.

    (страдает)

    Слайд 7

    Распределите словосочетания в два столбика: в 1- с действительными причастиями,

    во 2 – со сострадательными причастиями.

    • вымытый пол
    • бушующее море
    • сверкающий снег
    • лечащий врач
    • сделанная модель
    • убираемый урожай

    признак, который возник в результате действия самого предмета

    признак, который возник у предмета под действием другого предмета

    Слайд 8

    Назовите суффиксы действительных причастий настоящего времени

    Ом- (–ем-) - ИМ- - Т- -нн- -УЩ- (- ЮЩ-) - АЩ- (-ЯЩ-) - ЕНН-

    Слайд 9

    Правило

    Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов 1 спряжения от глаголов 2 спряжения

    Ущ(-ющ) ащ(-ящ)

    Слайд 10

    ВСПОМНИМ!

    • Исчерпывать - 1 спр
    • Исчерпывают - гл

    Исчерпывающий - действительное причастие настоящего времени

    • Строить - 2 спр
    • Строят - гл

    Строящий - действительное причастие настоящего времени

    Слайд 11

    Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква А

    Найдите причастие, в суффиксе которого пропущена буква Ю

    1) грез...щий о счастье

    2) паш...щие трактором

    3) реж...щий хлеб

    4) маж...щий маслом

    2) та...щий снег

    3) мет...щий в цель

    4) вид..щий издали

    Слайд 12

    1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква А-Я?

    1.вид…щий, леч…щий

    2. броса…щий, сид…щий

    3. люб…щий, дремл…щий

    4. мо…щий,пиш…щий

    Слайд 13

    2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У-Ю?

    1.догоня…щий, стро…щий

    2.мо…щий, пиш…щий

    3. броса…щий, сид…щий

    4.люб…щий, дремл…щий

    Слайд 14

    На данной шкале отметьте гласную, которую нужно вставить в причастия:

    1. жал...щие пчёлы 2. скач...щие всадники

    3. се...щий зерно 4. мел...щий муку

    5. гон...щий зайца 6. вар...щийся борщ,

    7. ла...щая собака 8. дыш...щий ровно

    9. вер...щий людям 10. мо...щее средство

    у ю ю я я ю а я ят ю 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Слайд 15

    В отрывке из произведения Н.В. Гоголя " Тарас Бульба" найти причастия и определить их роль

    в тексте.

    Месяц с вышины неба давно уже озарял весь двор, густую кучу верб и высокий бурьян, в котором потонул частокол, Она всё сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне. уже кони, чуя рассвет, все легли на траву и

    перестали есть; верхние листья верб начали лепетать, и мало- помалу струя спустилась по ним до самого низу. Она просидела до самого света, вовсе не была утомлена и внутренно

    желала, чтобы ночь протянулась как можно дольше. Со степи понеслось звонкое ржание жеребёнка; красные полосы ясно сверкали на небе. Бедная старушка, уныло поплелась в хату.

    • наполненный спящими
    • окружавший двор.
    • лепечущая
    • лишённая последней
    • надежды
  • Слайд 16

    ВЫВОД

    Какую роль играют причастия в художественном тексте?

    Н.В. Гоголь часто использует причастия и причастные обороты. Причастие, обладающее энергией глагола и живописной силой прилагательного, «дорисовывает», «живописует» действие, придавая тексту особую выразительность.

    Слайд 17

    • Подведём итоги урока!
    • Закончите предложения:
    • Сегодня на уроке я повторил(а) … .
    • Сегодня на уроке я узнал(а) … .
  • Слайд 18

    Спасибо за работу на уроке!

    Урок подготовила учитель русского языка и литературы Федина Т.Р.

    Слайд 19

    Посмотреть все слайды

    Примечание. Учебник Кунакова К.У., Искакова З.Ж., Кдырбаева Р.А. Русская речь: учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. 2-е издание, доработанное. - Алматы: Атамура, 2007. - 192 с. Упражнение, 6 - 7.

    1. Этап проверки знаний

    Расскажите о причастии

    1. Причастие обозначает:
      А) признак предмета;
      Б) признак предмета по действию;
      В) признак другого предмета.

    2. А) вид;
      Б) время;
      В) лицо.

    3. А) дополнением;
      Б) обстоятельством;
      В) определением.

    4. А) -ВШ-;
      Б) -Ш-;
      В) -УЩ-.

    А) -ЕНН-;
    Б) -ВШ-;
    В) -УЩ-.

    Работа у доски

    Упражнение № 1.

    Читающий ученик, смеющиеся дети, говорящая птица, приближающиеся экзамены, греющее солнце.

    1. Рабочие, (строить) новую школу, хотят закончить её к новому учебному году.

    2. Воздух был душист от (расцветать) яблонь и груш.

    3. Быстро (таять) снега превращаются в бурные потоки.

    4. Внезапно раздался топот (скакать) лошади.

    5. Мне жаль было (плакать) ребёнка.

    6. На катке мы видели (бегать), (кричать), (кататься) с горы ребят.

    A) Выполнять, создавать, дать, видеть, мыть, задать, встретиться, бороться, интересоваться, усиливаться, сверкнуть, махнуть, вернуться.

    Б) Причесаться, привыкнуть, радоваться, разрезать, рассердиться, удаляться, тренироваться, сойти, унести, явиться, устраивать, увезти, умереть, плыть, наградить, лезть, напасть.

    Сложный уровень

    B) 1. Лечь, мочь, беречь, пренебречь, увлечься. 2. Ползти, нести, расти. 3. Есть, сесть, пропасть, украсть. 4. Вести, цвести» мести, произвести, изобрести. 5. Идти 6. Стереть, умереть, запереться. 7. Погаснуть, погибнуть, достигнуть, промокнуть, засохнуть. 8. Исчезнуть, свергнуть.

    1. Внезапно налетевший ветер развеял грозовые тучи.

    2. Высоко над цветущими полями нашей страны летают чудесные стальные птицы.

    3. Вот мы уже и на берегу, около новой строящейся пристани.

    4. Слышится веселый смех купающихся ребят.

    5. Быстро растаявший снег превратился в бурные потоки воды.

    6. Над озером, заросшим сухим камышом, стояла сонная тишина.

    7. Палящий зной заставил нас подумать об

    8. Попавшая в западню змея всегда называет человека братом.

    9. Побледневшее небо начинало синеть.

    10. Уже издали подул на нас приятный, дышащий прохладой ветер.

    11. Иззябшие и измокшие, мы с трудом добрались до ближайшей деревни.

    12. Со всех сторон, кажется, слышите вы различные звуки пуль жужжащие, как пчёлы, свистящие, быстрые или визжащие, как струны, слышите ужасный гул выстрелов, потрясающий вас.

    13. Мать подошла к проснувшемуся сыну.

    15. На уснувших берегах слышен лишь лёгкий звук ветра.

    6. Этап рефлексии

    7. Этап оценивания

    8. Этап информированности о домашнем задании. Правило повторить. Упражнение № 6 на странице 97

    Просмотр содержимого документа
    «Действительные причастия настоящего и прошедшего времени »

    Действительные причастия настоящего и прошедшего времени

    (урок-практикум)

    Цели :

      познакомить с образованием действительных причастий настоящего и прошедшего времени; вырабатывать умение находить изучаемую орфограмму и правильно писать её; повторить правило написания гласных в действительных причастиях настоящего времени.

      Формировать умение строить предложения с причастным оборотом.

      Воспитывать умение работать в парах и самостоятельно.

    Ход урока

    1. Этап проверки домашнего задания

    Примечание. Учебник Кунакова К.У., Искакова З.Ж., Кдырбаева Р.А. Русская речь: учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. 2-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2007. – 192 с. Упражнение, 6 - 7.

    Прочитайте образованные вами причастия

      Этап проверки знаний

    Расскажите о причастии

    1. Тест (работа на листочках)

      Причастие обозначает:
      А) признак предмета;
      Б) признак предмета по действию;
      В) признак другого предмета.

      Какие морфологические признаки отсутствуют у причастия?
      А) вид;
      Б) время;
      В) лицо.

      Чаще всего в предложении причастие бывает:
      А) дополнением;
      Б) обстоятельством;
      В) определением.

      Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов:
      А) -ВШ-;
      Б) -Ш-;
      В) -УЩ-.

      Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов:

    А) -ЕНН-;
    Б) -ВШ-;
    В) -УЩ-.

    4. Этап закрепления пройденной темы

    Работа у доски

    Упражнение № 1.

    От данных глаголов образуйте и запишите все возможные формы причастий.

    Накормить, насаждать, раскаяться, обидеть, оберегать, омывать, объявить, отчаяться, зависеть, увлекать.

    Упражнение № 2 Просклоняйте следующие причастия вместе с существительными.

    Читающий ученик, смеющиеся дети, говорящая птица, приближающиеся экзамены, греющее солнце.

    Упражнение № 3 Спишите предложения, образуя от стоящих в скобках глаголов, действительное причастие настоящего времени в нудной падеже!

    1. Рабочие, (строить) новую школу, хотят закончить её к новому учебному году.

    2. Воздух был душист от (расцветать) яблонь и груш.

    3. Быстро (таять) снега превращаются в бурные потоки.

    4. Внезапно раздался топот (скакать) лошади.

    5. Мне жаль было (плакать) ребёнка.

    6. На катке мы видели (бегать), (кричать), (кататься) с горы ребят.

    Задание № 4Образуйте действительные причастия прошедшего времени от данных глаголов.

    A) Выполнять, создавать, дать, видеть, мыть, задать, встретиться, бороться,интересоваться, усиливаться, сверкнуть, махнуть, вернуться.

    Б) Причесаться, привыкнуть, радоваться, разрезать, рассердиться, удаляться, тренироваться, сойти, унести, явиться, устраивать, увезти, умереть, плыть, наградить, лезть, напасть.

    Сложный уровень

    B) 1. Лечь, мочь, беречь, пренебречь, увлечься. 2. Ползти, нести, расти. 3. Есть, сесть, пропасть, украсть. 4. Вести, цвести» мести, произвести, изобрести. 5. Идти 6. Стереть, умереть, запереться. 7. Погаснуть, погибнуть, достигнуть, промокнуть, засохнуть. 8. Исчезнуть, свергнуть.

    Задание № 5 Выпишите из данных примеров причастия в форме именительного падежа муж. рода в два столбца: причастия наст. времени в один, а причастия прошедшего времени в другой столбец.

    1. Внезапно налетевший ветер развеял грозовые тучи.

    2. Высоко над цветущими полями нашей страны летают чудесные стальные птицы.

    3. Вот мы уже и на берегу, около новой строящейся пристани.

    4. Слышится веселый смех купающихся ребят.

    5. Быстро растаявший снег превратился в бурные потоки воды.

    6. Над озером, заросшим сухим камышом, стояла сонная тишина.

    7. Палящий зной заставил нас подумать об

    8. Попавшая в западню змея всегда называет человека братом.

    9. Побледневшее небо начинало синеть.

    10. Уже издали подул на нас приятный, дышащий прохладой ветер.

    11. Иззябшие и измокшие, мы с трудом добрались до ближайшей деревни.

    12. Со всех сторон, кажется, слышите вы различные звуки пуль жужжащие, как пчёлы, свистящие, быстрые или визжащие, как струны, слышите ужасный гул выстрелов, потрясающий вас.

    13. Мать подошла к проснувшемуся сыну.

    15. На уснувших берегах слышен лишь лёгкий звук ветра.

    6. Этап рефлексии

    7. Этап оценивания

    8. Этап информированности о домашнем задании. Правило повторить. Упражнение № 6 на странице 97

  • Загрузка...
    Top