Как называется обычная гитара. Виды гитар

На свете существует бесчисленное множество самых разных гитар. Они характеризуются десятками параметров. Самые главные из них - это конструкция корпуса и тип звучания. Для того чтобы понимать виды гитар, нужно очень четко представлять эти характеристики.

Корпуса гитар

Hollow Body (пустотелые). Корпус этих гитар состоит из трех разных частей - верхняя дека, нижняя дека и обечайка (боковая часть). Внутри они пустые. Именно такими были гитары изначально, и пустой корпус им нужен был для акустического резонанса.

Gibson 1941 SJ-100, Gibson L-7C
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Semi-Hollow Body (полу-пустотелые). От пустотелых корпусов они отличаются тем, что в центральной части корпуса между верхней и нижней декой установлен цельный фрагмент древесины. Необходимость в нем продиктована соображениями удобства крепления определенных типов бриджей и звукоснимателей, а также попытка придать звучанию определенные качества (сустейн, защита от микрофонного эффекта и т.д.)

Gibson ES-335, Gibson Lucille
(фото: Gibson Guitar Corp.)

Solid Body (цельнокорпусные). Типа “доска”. Если пустотелые можно сравнить с консервной банкой, то цельнокорпусные ближе к шайбе для игры в хоккей. Не смотря на название, подразумевающее “цельность” почти все они склеены из нескольких фрагментов древесины. При этом в корпусе как правило есть технологические пустоты - для размещения элементов электроники.

Charvel Guthrie Govan, EVH Wolfgang

Chambered Body (цельные с пустотами). Подвид solid body, обладающий выфрезерованными в корпусе пустотами специального назначения. Как правило такие корпуса состоят из двух слоев древесины. В одном из них делаются пустоты, второй служит в роли крышки. Цель пустот - уменьшение веса и придание акустических резонансов в звуке.

Fender Thinline Tele, Gretsch Duo Jet George Harrison
(фото: Fender Musical Instruments Corporation)

Hollow, Semi-Hollow и Chambered могут иметь на верхнем слое корпуса отверстия, как правило в виде f, за что их и называют эфами. Но таких отверстий иногда может и не быть. Иногда эфы бывают нарисованные.

G6120DC Chet Atkins, Ibanez Paul Gilbert
(фото: Fender Musical Instruments Corporation, Hoshino Gakki)

Еще одна характеристика корпуса, о которой часто говорят в описании инструментов - это лицевая поверхность корпуса: она может быть плоской (flat top) или выпуклой (arch top). Изначально эти два термина употреблялись по отношению к акустическим гитарам - flat top были гитары традиционного дизайна, с круглой “розеткой” на верхней деке, а arch top были гитарами с эфами, которые корпусами напоминали семейства скрипок/виолончелей. Однако, со временем слова flat/arch по отношению к “топам” стали использоваться и для описания солид-бади гитар (лесполов, телекастеров и т.д.).

Звучание гитар

Существует два основных способа получения гитарного звука.

Акустический - это звук гитары, который человек слышит при без применения каких-либо электронных устройств. Он образуется за счет резонанса струн и корпуса. Этот звук изначально был свойственен исключительно гитарам с пустотелым корпусом. Гитары с цельным корпусом не обладали акустическим звучанием, поскольку оно было настолько тихое, что его едва мог различить сам играющий.

Однако, со временем были придуманы специальные пьезо звукосниматели, которые позволяют получить акустический звук практически от любого инструмента, включая цельнокорпусной. В отличие от электромагнитных пьезо-звукосниматели делаются по принципу неискажения оригинального звукового сигнала и поэтому их часто ставят на традиционные пустотелые акустические гитары для того чтобы эти гитары можно было подключить к устройствам усиления, обработки и записи сигнала.

Электрический - это звук, получаемый из электромагнитных звукоснимателей, которые снимают колебания струн.

Разумеется, разные типы (и размеры) корпусов гитар совершенно по разному реагируют на колебания струн и поэтому совершенно по-разному подходят для того или иного типа звучания. Электромагнитные датчики нечасто ставят на пустотелые корпуса. Поэтому чаще всего под электрогитарой понимаю цельно-корпусные инструменты.

Вот мы и добрались до очень интересной темы, в которой рассмотрим самые популярные типы корпусов электрогитар. Эти инструменты вам наверняка уже давно известны, т.к. какая-то определенная форма однозначно ассоциируется у вас с каким-то любимым кумиром, который играет на одном из них.

В предыдущей статье мы уже рассматривали самые распространенные стандарты корпуса гитары, ну а сегодня поговорим об электрогитарах. Конечно, все формы корпусов в рамках данного поста описать не получится, а поговорим лишь о самых основных «традиционных», которые можно встретить чаще всего.

Итак, идем по списку от самых популярных к менее популярным и рассмотрим небольшую характеристику для каждого инструмента, чтобы иметь о нем мало мальское представление.

1. Stratocaster

Самым популярным, без сомнения, всегда оставался и остается Fender Stratocaster, который в тоже время является самым копируемым в мире инструментом. Материалом для этой гитары, как правило, служит ясень либо . Гриф имеет 21-22 лада и крепится на четырех болтах, длина мензуры 25,5 дюймов, а все колки расположены в один ряд. Электроника и звукосниматели обычно собраны на фальш панели (пикгард). Классический Стратокастер укомплектован тремя синглами. В качестве нижнего порожка чаще всего установлен Vintage Tremolo, который работает только на понижение строя и крепится к корпусу шестью винтами. Высокая надежность и простая конструкция снискали этой электрогитаре популярность у многих музыкантов, таких как Eric Clapton (The Yardbirds), Yngwie Malmsteen, Ritchie Blackmore (Deep Purple) и многих других.

2. Les Paul

Вторая по популярности в мире гитара, однозначно, Gibson Les Paul. Этот тип корпуса, также как и стратовский, копируют все кому не лень. Материалом для корпуса этой гитары служит махагони (красное дерево), а топ чаще всего выполнен из клена. Гриф также изготавливают из красного дерева и вклеивают в корпус. Для накладки грифа используют палисандр, на которой установлены 22 лада, мензура имеет длину 24,75 дюйма, а колки расположены по схеме 3+3. Чаще всего на Gibson Les Paul установлены два хамбакера, а в некоторых модификациях их может быть даже три. На корпусе струны жестко фиксируются благодаря бриджу Tune-o-Matic. Эта гитара была любимым инструментом у таких музыкантов, как (Led Zeppelin), Gary Moore, Шура (Би-2) и др.

3. Telecaster

Электрогитара Fender Telecasterявляется предшественницей Стратокастера и одним из первых в мире цельнокорпусным инструментом. Материалы, используемые в этой гитаре практически такие же, как и в Fender Stratocaster, то бишь ясень или ольха. Классический гриф «телека» выполнен из цельного куска клена и не имеет отдельной накладки, на котором расположен 21 лад. Крепится он на четырех болтах, мензура составляет 25,5 дюйма, а все колки расположены в один ряд. На гитаре установлены два сингла, а вся электроника смонтирована на пикгарде. Струны же, как правило, имеют крепление сквозь корпус, а в некоторых редких моделях даже можно встретить устройство B-bender для подтягивания 2-й струны. На таких гитарах играли Kurt Cobain (Nirvana), George Harrison (The Beatles), Александр Васильев (Сплин) и другие известные музыканты.

4. SG

Цельнокорпусная электрогитара Gibson SG по своим техническим характеристикам очень близка к Gibson Les Paul, но все же имеет несколько существенных различий, к которым относится более прогрессивная форма корпуса на момент ее выпуска (1961) с пикгардом и два рога для удобства при игре на последних ладах. Дерево, конструкция крепления грифа, количество ладов, расположение колков, электроника, струнодержатель Tune-o-Matic и даже мензура 24,75 дюйма такие же, как и у Les Paul. На этой гитаре уже на протяжении многих лет играет Angus Young (AC/DC), а Дарон Малакян (System Of A Down) с 2005 года окончательно перешел на Gibson SG Reissue’ 61.

5. PRS Santana

Электрогитара PRS Santana Signature – это подписная модель музыканта Карлоса Сантаны, которую можно довольно часто встретить в различных копиях либо сходных по дизайну гитарах. Внешне корпус выглядит почти симметрично и изготавливается в основном из красного дерева с топовой накладкой из клена с волокнистым шпоном. Гриф также выполнен из красного дерева с палисандровой накладкой, на котором расположено 22 лада. На корпусе установлено два хамбакера и фирменный бридж PRS Tremolo, который работает только в одну сторону. Характерная особенность данной гитары – мензура 24,5 дюйма.

6. Randy Rhoads

Культовая цельнокорпусная гитара Randy Rhoads, которая появилась на свет в 1981 году, была разработана Гровером Джексоном с учетом пожеланий гитариста Рэнди Роадса. Она же является логическим продолжением серии Flying V. Материалом корпуса чаще всего является ольха, для сквозного грифа применяют клен, ну а для накладки – черное дерево. Количество установленных ладов равно 22, все колки в один ряд, а струнодержатель может быть как Tune-o-Matic так и Floyd Rose. На борту также установлено два датчика типа «хамбакер» фирмы Seymour Duncan, один регулятор громкости, два регулятора тона и 3-х позиционный переключатель. Музыканты, играющие на этой гитаре известны всем: Kirk Hammett (Metallica), Alexi Laiho (Children Of Bodom), Phil Campbell (Motörhead).

7. Explorer

Электрогитара Gibson Explorer, знакомая фанатам группы Metallica, на которой играет Джеймс Хетфилд да и не только он, была выпущена в 1958 году. Она имеет цельный корпус и вклеенный гриф из красного дерева, а также палисандровую накладку (реже черное дерево). На грифе расположены 22 лада, а длина мензуры составляет 24,75 дюйма. Струны крепятся бриджем Tune-o-Matic со стоп-баром и шестью колками, расположенными по схеме 6 в один ряд. На корпусе расположены два мощных керамических хамбакера без крышек, которые по праву считаются самыми «злыми» звукоснимателями от Gibson. К известным гитаристам, полюбившим Gibson Explorer относятся: David Evans (U-2), (Metallica) и др.

8. Flying V

Необычный дизайн корпуса Gibson Flying V, напоминающий наконечник стрелы, впервые увидел свет в 1957 году в качестве прототипа, а год спустя инструмент уже начал выпускаться серийно. Самые первые модели изготавливались исключительно из корины, но после переиздания в конце 60-х, корпус и гриф начали делать уже из красного дерева. Flying V по своим характеристикам, как конструктивно, так и по материалам очень близок к моделям SG и Explorer. Музыканты игравшие на Gibson Flying V также вам известны, это Jimi Hendrix, Albert King, Kirk Hammett (Metallica) и другие.

9,10. Суперстраты

Суперстраты – это электрогитары, которые получили свое дальнейшее развитие и эволюцию от любимого дедушки Fender Stratocaster. Обычно они имеют 22-24 и более лада, разнообразные конструкции грифа, корпуса, бриджа, всевозможные породы дерева, инкрустации, электронику и т.п. Суперстраты в большинстве случаев – это просто более эргономичные и экстремальные развития формы стратокастера. Ну как пример, более удлиненные и острые рога, благодаря которым существенно облегчается доступ к последним ладам. Вот примеры некоторых гитар: Jackson Soloist (9), ESP Horizon (10) и Ibanez JS, но существует также и масса других модификаций и разновидностей.

На этом, пожалуй, все. Конечно, существует много других форм электрогитар от привычных всем, до самых причудливых и незаурядных. Чтобы все их рассмотреть нужно писать целую энциклопедию на эту тему. При желании вы всегда сможете нагуглить или найти в Википедии интересующую вас гитару.

Электрогитара - предмет весьма технократичный. И конструктивно располагает ко всякого рода переделкам и улучшениям. Поэтому разновидностей электричек радикально больше, чем обычных, акустических гитар. Смысл новаций не всегда понятен даже тем, кто эти улучшения придумывает. Но в итоге появляется новый вид электрогитары - что очень радует изготовителей и продавцов, но окончательно путает покупателей...

Эта краткая статья не претендует на полноту. Она вообще ни на что не претендует. Это просто попытка слегка систематизировать сведения о типах инструментов и помочь начинающему с выбором своей первой электрогитары.

Для начала пара слов о датчиках. Звукосниматели для электрогитары почти тоже самое, что мотор для автомобиля. От их набора зависит - для чего гитара пригодна, а для чего не очень. Датчики бывают пассивные и активные. Пассивные преобразуют колебания струны в электромагнитном поле в электрический сигнал - и отправляют через шнур на усиление в пульт или комбик. Активные делают то же самое, но перед передачей сигнала дополнительно его усиливают. ВСЕ дешевые электрогитары с ценой до 300$ имеют только пассивные датчики. Поэтому начинающему лучше в тему не углубляться. А если сильно интересно - обратиться к подходящим ресурсам в Инете.

Датчики бывают 2 видов: сингл и хамбакер. Сингл придумали первым, это несложное устройство в виде катушки с проводом. Для сингла характерен яркий, резкий, звонкий и очень "искренний" звук. Все синглы шумят, причем дорогие иногда шумят сильнее дешевых. Гитаристы ценят их за ту самую "искренность" звука. Хамбакер придумали позднее - в целях снижения шума и наводок. Конструктивно это два небольших сингла, завязанных таким образом, что полезные сигналы складываются, а шум - вычитается. Хамбакер дает чистый, сочный, мощный и "жирный" звук. Шумит намного меньше сингла, но и не обладает его звонкостью и прозрачностью.

Из свойств датчиков вытекает назначение гитар, где они установлены. Для "классических" сольных рокерских и блюзовых целей актуальнее синглы. Для мощной и тяжелой музыки больше подходят хамбакеры. На некоторых гитарах одновременно есть и синглы и хамбакер. Для начинающего такие гитары могут быть предпочтительнее - они позволят познакомиться с разным звучанием и постепенно понять - что душе любезнее.

Исторические типы: Современные типы:

При всем великом изобилии, современные электрогитары восходят к 3 основным типам, которые для простоты назовем по именам фирм-первопроходцев.

Недорогие учебные электрогитары делают как правило "под Фендер", "под Гибсон", "под Ибанез". Это не значит, что они радикально хуже первоисточников. Первые страты тоже не блистали звучанием. Вокруг электрогитар (и вообще вокруг "звучания") много мифов. Гитаристы тратят кучу денег и сил, пытаясь найти звук "настоящего лампового усилителя" или "настоящего фендера". Но то, что они ищут, когда-то воспринималось музыкантами как обычное (и не самое лучшее) звучание их несовершенных инструментов. Поэтому нет нужды уделять этому слишком много внимания. Для начала достаточно приобрести недорогую электрогитару, домашний комбик, хороший шнур. И потихоньку начинать осваивать инструмент. Хорошо, если есть преподаватель или хотя бы продвинутый приятель-гитарист. Много полезного можно извлечь из литературы и видеошкол. Самое важное здесь - желание научиться.

В качестве первой электрогитары наиболее подходит стратокастер, особенно с комбинированной схемой из синглов и хамбакера. Это простая, проверенная и недорогая гитара. Лесполы обычно дороже. К ним можно обратиться, если вы уже имеете опыт игры на акустической гитаре. Леспол даже внешне немного напоминает акустику. Телекастер хорош в качестве ритм-гитары.

Электрогитары далеко не всегда используются по своему "прямому" назначению. На то несколько причин. Самая главная - так хочется музыканту. Иногда он просто привык, скажем, к страту, вот и использует его везде, хард играет... Но это решение уже опытного гитариста, он имеет право на причуды. Начинающему надо быть проще и скромнее. И постараться изучить правила, прежде чем он заработает право их нарушать. Поэтому не обязательно искать "точно такую" гитару, на которой играет ваш кумир-гитарист. Во-первых, то, на чем он играет, стоит почти как ваша квартира. Во-вторых, он давно на этом играет. В третьих, в лучшем случае оно с виду будет похоже, но не факт, что на этом можно учиться. Например, гитара с флайдроузом изначально должна стоить от 500$. А дешевый флайдроуз - это стенд для испытания здоровья ученика...

Электрогитары редко используют на сцене с чистым звуком. Обычно их включают в "примочку" (педаль эффектов) или гитарный процессор, который позволяет имитировать множество разных примочек. Начинающие часто злоупотребляют этими возможностями. Конечно, зажав звучание могучим дисторшеном, можно легко почувствовать себя виртуозом. Но это иллюзорное чувство. Учиться играть надо с чистым звуком.

Для домашнего обучения и репетиций достаточно комбика небольшой мощности - 10-20Вт. Полезно, если в комбик встроен ревербератор или холл (в малом помещении гитара без ревера звучит плоско и сухо). Хороший шнур заметно снизит наводки и прочий шум при игре. Пригодится метроном, можно электронный, совмещенный с тюнером для настройки. Конечно, гитара должна храниться в чехле.

О БАС-гитарах.

Бас-гитару изобрел все тот же Лео Фендер. Типов басов и их датчиков не очень много.

P - Пресижн. Датчик в виде "шашечек" - два небольших сингла, стоящих вплотную, но смещенные от центра вправо и влево.
J - Джаз-бас. У него синглы разнесены далеко друг от друга.
P+J - Комбинированные схемы. Обычно наверху "шашечки" от пресижна, а внизу длинный сингл.
H - Хамбакер. Басовый хамбакер. Иногда наверху еще сингл от джаз-баса добавлен.

Пресижн (как и телекастер среди электрогитар) - это несколько архаичная бас-гитара, но она пригодна не только для ретро-музыки. Джаз-бас динамичнее и имеет ряд дополнительных возможностей (поскольку датчики у машинки и у грифа снимают очень разный звук). Комбинированные басы наиболее распространены и оптимальны по набору достоинств. Басовый хамбакер (как и гитарный) шумит меньше синглов, дает плотный и мощный звук, но щелчок там выражен меньше. Поэтому такие басы используют во всякой тяжелой музыке. Еще басы бывают безладовые, но это отдельная экзотическая тема... Большинство бас-гитар - 4-струнные (как и контрабас, от которого они произошли). Модные ныне 5-6 струнные басы придуманы для сольной игры и прочих сложных профессиональных целей. Начинающему это просто не нужно.

Не существует жесткой привязки между типом баса и музыкальными стилями. Т.е. любой тип можно использовать, играя любую музыку. Поэтому начинающий может выбирать бас-гитару, не особенно углубляясь в термины и схемы датчиков. Оптимально купить недорогой 4-струнный бас с формулой J или P+J. Басы так же различаются дизайном, весом, мензурой. Здесь достаточно следовать принципу понравилось/не понравилось. Позднее, набрав опыта, вы разберетесь - что для вас действительно хорошо...

Важно помнить, что музыкальный инструмент - это просто инструмент. С его помощью вы можете выразить нечто важное, что У ВАС есть. Освоить его мгновенно невозможно. Но если работать регулярно и настойчиво, успех неизбежен.

Гитары бывают очень разные. Однако их великое разнообразие можно свести к нескольким основным типам и группам. А заодно упорядочить терминологию, ибо ряд названий используется не вполне точно, а иногда и вовсе неправильно.

Для начала, гитары не бывают "электрическими". Электрогитара - это отдельный инструмент, со своей историей и правилами. Они не имеют "живого" звука и предполагают подключение к усилителю или комбику. Гитара, напротив, самодостаточна, и играет без всяких дополнительных предметов.

Все НЕэлектро гитары разделяются на две неравные группы: классические гитары под синтетику и собственно акустика с металлическими струнами.

Классическая гитара

Классическая гитара пришла из Испании, поэтому иначе называется "испанской". Это небольшой инструмент с характерным "классическим" корпусом, широким (52мм) и плоским грифом и синтетическими струнами. Устройство классических гитар такое, что они успешно звучат под синтетическими струнами, но металлические струны им противопоказаны в принципе (нагрузка от метал.струн почти втрое больше, чем от синтетики). У них легкие корпуса, гриф почти всегда без анкера, головка грифа имеет характерные "просветы", а валы колков увеличенного диаметра. Подставка так же весьма характерная, струны привязываются за нее несложным узлом-петлей.

В музыкальных школах обычно изучают именно классическую гитару. На такой гитаре проще начинать учиться - синтетика меньше режет пальцы ученика. И расстояние между струнами большое (из-за ширины грифа). Синтетические струны имеют глуховатый тембр, для усиления яркости желательно отращивать ногти на правой руке. Медиатором на таких гитарах не играют. Не очень подходят они для рок-музыки. Существует много известных испанских брендов: Alhambra, Almansa, Alcora, Sanchez, Rodriguez... В России давно знают чешские гитары Strunal (Cremona). Есть много дешевых китайских марок - Martinez, Madeira, Hohner, - несмотря на происхождение, эти гитары пригодны для начального обучения. Классические гитары очень "зарегулированы". Т.е. основные размеры и конструкция инструментов этого типа очень похожи у всех производителей. "Целые" (размером 4/4) гитары имеют мензуру 650мм. Для детей до 8 лет применяют гитары 1/2. До 12 лет - 3/4. Размер инструмента надо обязательно оговорить с преподавателем. Для классических гитар очень важны материалы корпуса. Отличия между звучанием гитары с цельной декой (Solid Top) и гитарой с декой из ламината легко заметит даже малопосвященный человек. Палисандровые обечайки и дно добавляют объем. Гриф из красного дерева с внутренней врезкой (вместо анкера) будет жить долго и успешно противостоять короблению. Корпус классической гитары очень хрупкий и напряженный, но прочный - как скорлупа яйца, которое, как известно, невозможно раздавить в кулаке...

Отдельно следует упомянуть о гитарах фламенко . Это тоже испанские гитары , но предназначенные для игры в определенном стиле - фламенко. Обечайки и дно у них из кипариса или клена. Дека из ели, причем очень тонкая. Они имеют резкий, громкий звук, бедный низкими частотами. Играют на них специальным плектром или "когтями". Для обычной классической игры они не очень подходят.

Акустическая гитара

Акустические (или "эстрадные") гитары - большое семейство непохожих инструментов, объединенных разве что типом струн. Наглядней всего различать их по корпусам.

Дредноут (вестерн-дредноут). Это большая массивная гитара, корпус у нее тяжелый, с широкой талией и расширенным низом.

Гриф узкий, выпуклый, с анкерным стержнем. Головка грифа почти всегда небольшая, "лопатой", колки расположены с внутренней стороны. Подставка плоская, струны крепятся "кнопками". Струны жесткие, не тоньше 011, иногда даже 012-013. На дредноутах играют обычно медиатором. Техника игры может быть близка к электрогитарной. Этот тип гитары получил известность благодаря американским фирмам MARTIN и TAYLOR. Он был создан для аккомпанемента в джазовых и фолковых группах. Усилителей тогда еще не было, и придумали громкую гитару для сцены. Несмотря на громоздкость и жесткость, дредноуты сейчас очень распространены. Их с успехом делают в Азии, в том числе по лицензии известных фирм. Нагрузка от жестких струн очень велика, поэтому главное требование к материалам и конструкции - прочность и надежность. Такими струнами можно раскачать и посылочный ящик. Для любительских целей нет необходимости искать вестерн непременно с массивной декой. Во многих случаях гитары с ламинатом звучат сравнимо. А вот хорошая живучесть и гарантия - пригодятся.

Суперджамбо. Это так же большая и массивная гитара. Но корпус у нее имеет более округлые формы. И сама гитара не напоминает штангиста или борца сумо. Хотя реально самые крупные гитары как раз джамбо (jumbo - огромный).

Как и дредноуты, джамбо сделаны под жесткие струны и под медиатор. По звуку они даже громче иногда. Но вообще отличия между этими типами скорее стилистические.

На самом деле, фолк-гитарой Martin называл обычные вестерны-дредноуты. Но сейчас фолком принято называть "малые вестерны". Это гитары с небольшим корпусом, похожим на классический, но с узким вестерновым грифом.

Т.е. это небольшие гитары под металлические струны толщиной 010-011. Звучат они заметно тише вестерна, но компактнее и играть на них легче. Поэтому для домашних целей такие гитары очень удобны. В остальном конструкция гитары похожа на дредноут. Гриф обязательно с анкером. Подставка иногда похожа на классическую. Но пружины под декой имеют совсем неклассическое устройство. А гитара весьма прочная.

Гранд аудиториум. Это довольно распространенный тип иногда называют просто джамбо . Эти гитары похожи обводами на суперджамбо, но существенно меньше по размерам. Однако же крупнее компактного фолка . Отсюда их универсальность - они достаточно громко играют живьем, однако менее брутальны, чем дредноут и суперджамбо.

Русские гитары .

Русские гитары - 7-струнные. Причем не в том смысле, как бывают 7-струнные электрогитары у западных музыкантов (с добавочной струной СИ). У них другой строй, от РЕ (не по квартам). Поэтому аккорды и приемы игры на 7-струнках не похожи на обычные для 6-струнщиков. Этот строй редко используют в современной музыке. Но еще 50 лет назад в России большинство гитар были 7-струнки. Некоторые барды играют в нем до сих пор (Никитин, Розенбаум). Есть любители такого строя и среди молодежи.

7-струнка похожа на классические гитары, но гриф немного Уже. Корпус менее глубокий. И вообще, гитара небольшая, особенно "цыганочки". Головка грифа с просветами, как на классике. Гриф часто с креплением на винте. Под декой очень простая схема пружин Шерцера.

Ovation. Так называют акустические гитары с НЕдеревянным корпусом. Деревянная (или ламинированная) у них только дека. А обечайки и дно формуются из синтетического материала - углепластика, эпоксидки, полиэфирной смолы, АБС.

Такие гитары придумал американский инженер Каман в середине 20 века. По имени его бренда Ovation называют и сам тип таких гитар. Каман был большой технократ и затейник. Поэтому фактически изобрел новый муз.инструмент. Овейшны по ряду критериев превосходят традиционные гитары. Но живой звук у них все же негромкий. Поэтому чаще их используют как электроакустику - они являются отличным источником сигнала для пьезодатчика. Настоящие Ovation из Америки страшно дороги. Дешевле их корейский филиал - Applause. Есть так же дешевые китайские аналоги - Martinez, Crusader, Adams.

12-струнные гитары. Такие гитары делают на базе усиленных корпусов вестерн и джамбо, иногда ovation. Гриф у них шире. Сама гитара очень массивная и шумная. Приемы игры напоминают обычную 6-струнку, но есть и свои особенности.

Прочность конструкции для 12-струнок - главный критерий. Ибо нагрузка от 12 металлических струн огромная. Попасть в ремонт 12-струнка может независимо от стоимости. Но дешевая погибнет совсем быстро. 12-струнные модели есть в линейках большинства брендов.

Электроакустические гитары. Строго говоря, любая акустическая гитара может быть превращена в электроакустику. Для этого на нее устанавливается специальное оборудование. Некоторые (с виду акустические) инструменты для живого звучания приспособлены мало. Обычно это фолки и Ovation с неглубоким корпусом. Живой звук у них совсем тихий и лишен низких частот. Но при подключении акустика хорошая и полная.

В линейках большинства производителей есть гитары с электрооборудованием. Часто они сделаны с вырезом под руку (катавей). Это оправданно, поскольку катавей ослабляет живой звук гитары, но на электрический не воздействует. А играть с ним удобнее. Следует иметь в виду, что дешевое оборудование и качество звука даст соответствующее. Поэтому во многих случаях разумнее поставить оборудование после покупки акустики.

1. АКУСТИЧЕСКАЯ гитара имеет полый резонирующий корпус с отверстием - резонатором. На таких гитарах можно играть без использования какой-либо дополнительной аппаратуры (вроде усилителей). Они отлично подходят для сольных концертов и дворовых посиделок с друзьями. Акустические гитары в свою очередь делятся на несколько подвидов, вот несколько самых известных:

Классическая.

Это наиболее консервативный вид инструмента. Именно она является прямым потомком той самой испанской гитары. На классических гитарах, как правило, стоят нейлоновые струны, у них широкий гриф, и играют на них обычно без использования медиатора (маленькой округлой пластинки, которой бьют по струнам). Звук при этом получается мягкий и негромкий. Поэтому эти инструменты наиболее подходят для игры классической музыки и потому их чаще всего используют для обучения в музыкальных школах. И в дополнение, если вы купили гитару с нейлоновыми струнами, то ни в коем случае не ставьте на неё металл. Это может привести к повреждению инструмента.

Дредноут.

Также их называют Кантри или Вестерн гитарами. Это самые популярные акустические гитары для игры неклассической музыки. Этим они обязаны громкому звуку и приспособленности к игре в самых разных стилях. На них ставятся металлические струны и играют в основном медиатором.

Джамбо

Эти гитары отличаются большими корпусами и очень громким (даже по сравнению с дредноутом) звуком. Они наиболее подходят для аккомпанемента и используются,прежде всего, в Рок, Поп, Блюз, Кантри музыке. В наше время эти гитары стали большой редкостью. Так как эти гитары также предназначены для игры медиатором - на них стоят металлические струны, а на корпусе предохраняющая пластиковая накладка.

2. ЭЛЕКТРОАКУСТИЧЕКАЯ по виду ничем не отличается от акустической и также как и в случае с первой, на ней можно играть без какой-либо аппаратуры. Всё разница в том, что в неё установлен темброблок, позволяющий подключать ее к усилителю. Нередко такие гитары снабжаются встроенным тюнером и эквалайзером. Также существует возможность купить акустическую гитару и сделать из неё электроакустическую, врезав в корпус темброблок.

3. ЭЛЕКТРОГИТАРА. Об этих гитарах я расскажу подробнее, поскольку с её появлением в мире музыки произошёл настоящий фурор. А появилась она в 1930 г., когда уволенный из национальной компании струнных инструментов (National String Instrument Company) Джордж Бишамп (George Beauchamp) изобрёл электрический звукосниматель. Принцип был следующий: проводник (в нашем случае струна), колеблющийся в поле, создаваемом одним или несколькими постоянными магнитами, производит изменения в этом поле, которое в свою очередь производит переменный ток в проволоке намотанной вокруг этих магнитов. Сила электрического тока пропорциональна амплитуде колебаний проводника в магнитном поле. Этот же принцип лежит в основе электромоторов, генераторов, игл фонографа и акустических динамиков. После чего Бишамп совместно с Гарри Уотсоном (Harry Watson), управляющим завода National String Instrument Company при помощи ручных инструментов всего за несколько часов создал первую в мире электрогитару. Ее назвали «сковорода» (Frying Pan).

С этого момента электрогитара начала своё шествие по планете, за прошедшее время она приобрела более совершенную форму и получила множество технических улучшений. Отличительная особенность современной электрогитары это цельный тонкий корпус, в котором почти нет пустого пространства. Звук снимается датчиками - звукоснимателями и преобразуется в электрический сигнал, который для прослушивания необходимо усилить. На такой гитаре нельзя играть без усилителя. На электрогитарах помимо всего часто устанавливается несколько различных звукоснимателей, для того чтобы разнообразить тембр звука, а также регуляторы громкости и тембра.

Ну и конечно же я не мог не упомянуть о бас гитаре. Всё началось с потребности в более громком басовом инструменте, возникшей ещё в 20-е года, когда на сценах бушевал джаз. В оркестрах проблема решалась количеством – четыре контрабасиста играли одну и ту же мелодию, в джазовых же коллективах контрабас было почти не слышно. В 1935 году человеком по имени Пол Татмарк (Paul Tutmarc) была создана первая бас-гитара, которую при игре держали горизонтально, а не вертикально. Называлась она Model #736 Electric Bass Fiddle. У гитары были несомненные плюсы – её было легче транспортировать, на ней было легче играть, и её было лучше слышно.

Бас гитара отличается от остальных длинным грифом и меньшим в отличии от остальных гитар числом струн (обычно четыре), также струны толще чем у обычной электрогитары. Они используются, прежде всего, для придания глубины и насыщения звуковой гаммы музыкального произведения. Поэтому представить современную рок-группу без бас гитары не предоставляется возможным.

4. ПОЛУАКУСТИЧЕСКАЯ или, как её ещё называют, джазовая гитара сочетает в себе плюсы, как акустики, так и электрогитары. От первой ей достался полый корпус с резонирующими отверстиями, от второй звукосниматели и вся электронная начинка. Хоть у такой гитары и есть черты акустики, играть на ней без усилителя нельзя, так как отсутствует большое резонаторное отверстие на верхней деке и пустого пространства внутри неё слишком мало. Гитары этого типа чаще всего вы можете услышать в джазе, за что они и получили второе название.

Загрузка...
Top