Как чтение увеличивает эмоциональный интеллект и улучшает функции мозга. Польза от чтения: достоверные факты о влиянии книг на человека

Человек, прежде всего, получает новую информацию – не важно, какую именно книгу при этом он изучает. Новая информация развивает память и мышление, благодаря ей человек лучше размышляет, сначала о том, была ли эта информация полезна, правдива или ложна, а затем и о более высоких материях – как она вписывается в мышление человека, что изменяет в его сознании. Процесс чтения книг задействует и развивает человеческую способность к мышлению и именно это, а не само умение книги и наслаждаться этим процессом, здесь самое ценное.

Развитие фантазии и образности

Чтение книг способствуют развитию мозга человека на уровне фантазии и воображения. Тот, кто редко читает книги, проживает только свою жизнь, но постоянные читатели в сотнях реальностей, проживают множество жизней вместе с героями книг, путешествуют по тысячам разных мест. Это обогащает сознание человека, наполняет его разнообразными образами, которые он сам не смог бы воспроизвести в силу ограниченности мышления каждого конкретного человека. Поэтому чтение помогает расширить границы индивидуального знания, позволяя перенимать опыт и фантазию авторов.

Это же является причиной развития образного мышления человека. Прочитав какого-то предмета, читатель воспроизводит его в голове, словно сделав самостоятельную картинку происходящего. Такая постоянная тренировка воображения способствует развитию мышления ничуть не хуже, чем собственные попытки воссоздать какой-то образ.

Развивает интеллект и язык

У постоянных читателей лучше развит язык и общий уровень интеллекта по сравнению с теми, кто почти не читает книг. Любители чтения имеют лучшую память, у них крепче нейронные связи в мозгу, а им реже грозят болезни мозга, слабоумие и прочие заболевания, связанные с потерей памяти. Кроме того, книги способны вылечить от депрессии и потери интереса к жизни лучше, чем любые врачи и антидепрессанты.

Читая книгу, человек получает от нее такие же эмоции, какие он получил бы в действительности. Мозг практически не делает разницы в уровне получаемых впечатлений между реальным и воображаемым. Поэтому читая, вы будто в самом деле проживаете эти события, наполняясь новым опытом и впечатлениями. Жизненный опыт, полученный, благодаря книгам – это отличная возможность избежать многих жизненных ошибок.

Повышает уровень осознанности и интуиции

Чтение учит последовательности и логичности. Каждая история развивается по логической : сначала идет завязка истории, затем развитие сюжета, а потом конец. Читатели лучше отслеживают причинно-следственные связи в своей жизни благодаря привычке видеть это . А благодаря опыту множества историй, они на интуитивном уровне лучше разбираются в отношениях между людьми и предсказывают развитие сюжета в реальной ситуации.

Если на иностранных , кора вашего головного мозга растет гораздо активнее, чем у прочих читателей. Это большая практика для мозга, который вынужден задействовать дополнительные усилия, чтобы понимать не только смысл текста в целом, но и каждого отдельного предложения.

Исследование, опубликованное в Journal of Business Administration, показало, что книги, которые студенты читают в колледже, непосредственно влияют на их уровень грамотности. Чем больше и быстрее человек читает, тем лучше он умеет выражать свои мысли на письме. Причём правильный выбор литературы значит гораздо больше, чем постоянная письменная практика.

Студенты, которые читали научные журналы, классическую художественную и научно-популярную литературу, лучше справляются с построением синтаксически сложных предложений, чем те, кто читает незамысловатую беллетристику (детективы, фэнтези, научную фантастику) или исключительно веб-агрегаторы вроде Reddit, Tumblr и Buzzfeed. Самые высокие оценки получили студенты, которые читают серьёзные академические издания, самые низкие - те, кто читает только веб-контент.

Разница между глубоким и поверхностным чтением

Глубокое чтение - это медленное, вдумчивое чтение текстов со сложными моральными вопросами, которое отличается от поверхностного чтения не только узнаванием новых слов.

Глубокое чтение возможно, только если у вас есть текст, в котором много деталей, аллюзий, метафор. Тогда в мозге читающего активируются те же области, которые задействованы при переживании нового опыта.

Кроме того, глубокое чтение способствует увеличению эмпатии, умению сопереживать. Читатель, глубже погружаясь в прочитанное, начинает рефлексировать, анализировать и примерять прочитанное на себя и свой опыт. Также во время чтения человек подмечает, что именно - авторские приёмы, стилевые особенности, построение сюжета - делает книгу увлекательной и уникальной, а значит, учится писать на более серьёзном уровне.

Поверхностное чтение - это тексты, которые вы можете найти в онлайн-блогах или на развлекательных сайтах (особенно статьи со списками и жёлтыми заголовками). Таким текстам не хватает оригинального стиля, собственной точки зрения и анализа, которые могли бы стимулировать мысль. Это лёгкие короткие тексты, по которым вы быстро скользите глазами и забываете через несколько минут.

Глубокое чтение синхронизирует работу отделов мозга

Глубокое чтение включает в работу отделы мозга, ответственные за зрение, слух и речь. При чтении и письме активизируются следующие мозговые центры:

  • Центр Брока: позволяет воспринимать ритм и синтаксис, помогает объединять отдельные речевые движения в единый речевой акт.
  • Область Вернике: влияет на восприятие отдельных слов и смысла в общем.
  • Угловая извилина: ответственна за восприятие и использование языка.

Эти центры соединены между собой группой волокон, которые, по-видимому, помогают писателю связывать и синхронизировать язык с ритмом. При чтении ваш мозг чувствует интонацию, которая свойственна сложным текстам, и затем стремится подражать ей, когда вы пишете сами.

Существует два способа использовать глубокое чтение, чтобы научиться лучше писать.

1. Читайте стихотворения

Чем более эмоционально насыщенным был текст, тем чаще на написанное откликались области мозга (в основном в правом полушарии), которые обычно реагируют на музыку.

Сравнивая поэзию и прозу, учёные смогли доказать, что при чтении активизируется кора задней части поясной извилины и медиальная височная доля - области мозга, ответственные за самоанализ.

Когда испытуемые читали свои любимые стихи, сильнее проявлялась активность частей мозга, ответственных за память, чем областей, ответственные за чтение. Это значит, что перечитывание любимых стихотворений - своего рода хорошее воспоминание, которое вызывает сильные эмоции. А сильные эмоции всегда хороши для творческого письма.

  • 100 стихотворений, которые растрогают самых суровых мужчин →

2. Читайте классическую художественную литературу

Понимание психологического состояния других людей - важнейший навык для выстраивания сложных социальных отношений, свойственных человеческому обществу. И именно это помогает писателю создавать интересных персонажей и ситуации.

В теории сознания было проведено не так много исследований, позволяющих понять, чем наше сознание отличается от сознания других людей и как различаются наши эмоции. Но недавние эксперименты показали, что чтение классической художественной литературы помогает лучше понимать чужие эмоции, состояние, особенности мышления.

Человек научился читать 5 тыс. лет назад. Человеческий мозг же сформировался более 100 тыс. лет назад. То есть, с точки зрения эволюции, умение читать - явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Это подтвердило новейшее МРТ-исследование: оказалось, что при чтении задействовано большинство высших зон мозг. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Обучение чтению и письму рассматривалось всеми цивилизациями как ключевая ступень в интеллектуальном развитии человека, причем несмотря ни на какие трудности и временные затраты . Как оказалось, за подобным представлением стоит не только “внешняя” полезность чтения/письма, но и сам способ функционирования нашего мозга.

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым.

Такие выводы можно сделать на основании исследования , которое провел коллектив ученых под руководством Станисласа Деэне (Stanislas Dehaene). С помощью ФМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) они обследовали 63 добровольца из Португалии и Бразилии. Среди добровольцев 10 были неграмотными, 22 научились читать уже взрослыми, оставшиеся 31 прошли обычное обучение в детстве .

В ходе эксперимента добровольцам предъявляли различные тестовые задания, включавшие в себя распознавание предметов, лиц, устных сообщений, письменных предложений и математических задач.


Выяснилось, что у грамотного человека при распознавании текста значительно более интенсивно начинает работать зрительная зона коры головного мозга, активируются области, ответственные за обработку звуковой информации, и одновременно включаются несколько других мозговых центров.

Но не только это характеризует работу “грамотного мозга” - даже при восприятии только устной информации у грамотного человека начинает более интенсивно, чем у неграмотного, работать фонологическая область и включаются несколько других зон.

Особо интенсивно при чтении работают зоны в височной и затылочной доле коры левого полушария мозга (характерно, что многие из этих зон связаны с распознаванием лиц). Наиболее же важной для чтения оказалась область схождения затылочной и височных долей. Причем настолько, что эта область претерпела заметные изменения в т.ч. у тех, кто научился читать, будучи взрослым.

Данных о том, что конкуренция между чтением и другими видами деятельности снижает качество последних, пока нет (хотя результаты описываемого эксперимента и продемонстрировали, например, что у неграмотных добровольцев заметно интенсивнее начинает работать мозг при показе человеческого лица, чем у обучившихся чтению в детстве). Исследовали надеются выяснить этот вопрос в следующих экспериментах…

Итак, можно смело утверждать, что чтение - одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры, показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума ”.

Особенно же упражнение мозга чтением должно быть актуально для людей, которым необходимо восстановить работу мозга после тяжелых травм или инсульта . Известно, что мозг очень гибкий орган, и если, например, у него повреждается один из “модулей”, то его функцию пытаются выполнять другие. И если человек продолжает интенсивно тренировать эту функцию, то она может восстановиться практически полностью. Получается, что обычное чтение здесь должно очень помочь…

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму - естественны . Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить - то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод : постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Книги – наше все. Несмотря на то, что сегодня технологии и интернет заняли все наше время, читать книги мы продолжаем изо дня в день. Они помогают нам погружаться в неизведанные и неприступные миры, видеть то, чего не дано видеть в реальной жизни, а также, учиться чему-то новому.

Как книги помогают человеку?

Преимуществ книг над видео и прочими технологиями, не счесть. Интернет-магазин может представить великое множество настоящих драгоценностей для нашего разума, которые хранятся в главах любимых историй. Важно уметь отличать выдумку от реальности, а хорошую книгу от плохой.

В книгах мы не только находим для себя захватывающие неповторимые истории, но еще и учимся чему-то новому. Даже если это не энциклопедия, а обычный классический роман, мы можем почерпнуть из него столько уникальной информации, что позавидует даже ученый. Умение учиться на любых историях и выбирать из них важное – это настоящий дар, постичь который может только истинный читатель.

Какие книги нужно читать для развития интеллекта?

Развиваться не поздно никогда. Если человек хочет развить свои умственные способности, никто не может осудить его за это. Для таких целей не обязательно использовать энциклопедии и справочники, в которых количество непонятных терминов может напрочь отбить все желание учиться, но еще и образовательные книги, рассказывающие в деталях о природе тех или иных явлений.

Такие книги могут быть интереснее любого художественного произведения, если погрузиться в них целиком. Подводные глубины и жители лесных чащоб, история мира и создание Вселенной. Интереснейшие теории и факты из математики, физики, биологии – все это может сохраниться в нашей голове, если мы сочтем это интересным. Поиск уникальных книг по развитию интеллекта – занятие увлекательное и почти такое же волнительное, как само чтение.

Какие книги нужно читать беременным и детям?

Будущие мамы в период вынашивания малыша, очень чувствительны к мелочам и сентиментальны. Для них нужно подбирать книги с особой тщательностью. Дабы не травмировать психику и не подвергать здоровье малыша опасности, стоит читать только добрые истории и светлые, такие, которые смогут поднять настроение до допустимых пределов. Также беременные девушки любят читать книги, посвященные будущему материнству, где мягко рассказывается о том, как быть мамой, какие вещи нужно знать еще до рождения ребенка.

Для уже родившегося малыша можно подобрать целую библиотеку книг, которые будут расти вместе с ним, воспитывая, направляя. Начиная с песенок и стихов, опытные мамы подталкивают свое дитя к взрослой жизни. Каждая прочитанная строка несет в себе смысл, который по мере взросления открывается ребенку целиком и полностью.

Чтение – это любимейшее хобби многих людей. Это занятие никогда не станет скучным и неинтересным. Люди всегда будут читать, и это позволяет верить в хорошее будущее для нашего мира – крепкое и высокообразованное.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Конечно, развитие техники значительно упрощает жизнь, но при этом и исключает из нее некоторые важные аспекты. Это относится и к книгам, причем по всему миру. Если еще недавно Россия считалась самой читающей страной, то сегодня, по результатам опросов, проведенных фондом «Общественное мнение», более 44% граждан за год не открывало ни одного издания. Это относится также к произведениям, тексты которых размещены в сети. Многие люди предпочитают тексту аудиокниги или просмотр фильма. При этом они не только теряют возможность ознакомиться и оставить свое мнение об оригинале, но и лишают мозг необходимой нагрузки.

По мнению ученых, чтение оказывает на мозг такое же воздействие, как и зарядка – на остальной организм. Исследование было проведено по инициативе Натали Филипс – специалиста по классическому английскому языку. Их цель – доказать благотворное влияние чтения на человека и выявление наиболее полезной литературы.

Результаты были получены с помощью показаний аппарата МРТ, в процессе работы которого испытуемый должен был прочесть главу «Парка Мэнслилд» — романа Джейн Остин. Причем текст рассматривался как с точки зрения простого повествования, так и информации, которую необходимо проанализировать. Результаты МРТ показали, что в процессе чтения увеличивается приток крови к различным участкам мозга, отвечающим за усвоение информации и концентрации. Также было отмечено, что при запоминании и анализе текста наблюдаются абсолютно другие показатели, чем при чтении для удовольствия.

Читая книгу, человек как бы «погружается» в нее, отождествляя себя с главным героем, что также стимулирует мозговую активность. Кроме того, чтение книг с грамотно составленными предложениями, оказывает влияние и на разговорную речь человека, параллельно увеличивая его словарный запас. При этом необходимо учитывать, что польза зависит не столько от количества, сколько от качества чтения – влияние на человека оказывают только произведения, которые он прочел осмысленно и содержание которых понял.

По мнению ученых лучше всего на мозг влияет чтение научной фантастики – подобные произведения развивают воображение. Считается, что в день на книги следует тратить не менее 2 часов.

Представители университета Суссекса установили, что уровень стресса снижается на 50% после 6 минут чтения (если оно происходит добровольно, конечно). Результат гораздо выше, чем при прогулке, прослушивании музыки и пр.

Несмотря на то, что многие люди постепенно перестают читать, они продолжают высказывать сове мнение о произведениях (часто — негативное). В ходе опросов выяснилось, что некоторые классические произведения участники хотели бы исключить из школьной программы: «Мастер и Маргарита», «Котлован», всего Льва Толстого и т. п.

Загрузка...
Top