Известные работы репина. Илья ефимович репин - биография и картины

Репин Илья Ефимович - великий русский художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Илья Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 года исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников». Уже религиозные картины, написанные по академическим программам (Иов и его друзья, 1869; Воскрешение дочери Иаира, 1871; обе картины – в Русском музее, Петербург), являют удивительный дар психологической концентрации.

Сенсацией стала картина Репина Бурлаки на Волге (1870–1873, там же); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Пафос и протест в картинах живописца Репина то неразрывно соединялись, как в торжественно-саркастическом Крестном ходе в Курской губернии (1883), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества (Отказ от исповеди, 1879–1885; Не ждали, 1884; Арест пропагандиста, 1880–1892; все работы – в Третьяковской галерее; 17 октября 1905 года, 1907, Русский музей) Репин увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи (Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве, 1885, там же; Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения, 1901–1903, Русский музей).

Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого (Запорожцы пишут письмо турецкому султану, 1878–1891, там же; Иван Грозный и сын его Иван, 1885, Третьяковская галерея). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: в 1913 году иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал картину ножом.

Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Художник создает острохарактерные народные типажи (Мужик с дурным глазом, Протодиакон; обе картины – 1877, Третьяковская галерея, Москва), многочисленные антологически-совершенные образы деятелей науки и культуры (Николай Иванович Пирогов, 1880; Модест Петрович Мусоргский, 1881; Полина Антипьевна Стрепетова, 1882; Павел Михайлович Третьяков, 1883; все – там же; и многие другие портретные картины, в том числе портреты Льва Николаевича Толстого, написанные во время пребывания художника в Ясной Поляне – в 1891 и позже), грациозные светские портреты (Баронесса Варвара Ивановна Икскуль фон Гильдебрандт, 1889, там же).

Особенно красочно-задушевны образы родных художника: Осенний букет (дочь Вера), 1892, там же; целый ряд картин с женой Репина Надеждой Ильиничной Нордман-Северовой. Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.

Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает живопись Репина в портретных этюдах для Государственного Совета. В загадочной картине Какой простор! (1903, Русский музей) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».

После октябрьского переворота 1917 года художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 годах Репин пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом Голгофу (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне, он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с Корнеем Ивановичем Чуковским). Илья Ефимович Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930 года.

Одним из наиболее известных русских художников является Илья Репин. Картины живописца получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. Автор создал множество замечательных полотен самого разнообразного содержания. При этом он всегда старался показать актуальные проблемы современной ему действительности. Даже в сюжетах на историческую тематику он всегда стремился приблизить изображаемые сцены к зрителю.

Краткая характеристика творчества

Илья Репин, картины которого заслуженно вошли в золотой фонд отечественной живописи, всегда оставался реалистом. При этом он был открыт для всего нового: интересовался самыми разнообразными художественными стилями: начиная от живописи голландских художников XVII века и заканчивая достижениями современных ему импрессионистов.

Однако сам он неизменно придерживался принципа простоты, реализма и достоверности. Художник всегда избегал каких-либо изысков, предпочитая простоту и ясность сюжетов. Он не экспериментировал с красками, напротив, рисовал объекты так, как они представлялись его воображению. Эти принципы он изложил в работе «Далекое близкое».

«Бурлаки на Волге»

Особо пристальный интерес к картинам народной жизни неизменно проявлял Илья Репин. Картины художника на данную тематику всегда получали теплый отклик у демократически настроенной интеллигенции и деятелей искусства. В 1870-1873 годах он создал одно из своих самых известных и монументальных полотен «Бурлаки на Волге».

Сюжет картины возник под впечатлением от поездки художника по Волге. В этом полотне автор передал силу и величие простого русского народа. Образы тружеников получились очень цельными и поэтичными во многом потому, что автор каждому из изображенных людей придал черты индивидуальности. Эта работа получила и международное признание, так как изображала сцену из народной жизни, в то время как данная темы была непопулярна среди живописцев Академии.

Исторические полотна

Отдельные ключевые моменты в прошлом нашей страны показал Илья Репин. Картины художника на данную тематику были наполнены особенным драматизмом. Одной из самых известных работ является картина «Иван Грозный и сын его Иван», созданная в 1885 году. Показателен тот факт, что для изображения царевича художник выбрал писателя В. Гаршина, во внешности которого, по его мнению, было выражение некоторой обреченности. Полотно было негативно принято императором Александром III, на него даже был наложен запрет, который тем не менее стараниями других деятелей культуры был снят.

В 1880 году по Малороссии путешествовал Репин Илья Ефимович. Картины художника позднего периода отличаются особенной эпичностью и красочностью. В 1891 году под впечатлением упомянутого путешествия он создал полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Написанию работы предшествовал длительный период изучения условий быта, костюмов, истории народа Малороссии.

Портреты

Живописец создал множество изображений своих выдающихся современников. Почти со всеми его связывали дружеские отношения. Почти двадцать лет дружил с писателем Л. Толстым Репин Илья Ефимович. Картины-портреты художника передают его симпатии к тем людям, которые ему позировали. Он создал множество изображений этого автора, однако, наиболее известен портрет под названием «Пахарь Лев Толстой на пашне», который он написал в 1887 году. В этой картине он подчеркнул близость писателя к народной жизни, его цельную натуру и незаурядную физическую силу.

Со многими выдающимися деятелями искусства дружил Илья Репин. Картины, описание которых показывает широкий круг его интересов, отличает демократизм и простота, неизменно подкупающая зрителей и критиков. Таково изображение известного композитора М. Мусоргского. Работа была написана во время его болезни, однако, с удивительным мастерством показал его живой ум, акцентируя внимание на глазах и выражении лица. Другой не менее известный портрет автора - изображение известного мецената П. Третьякова.

Парадные работы

Илья Репин, картины с названиями которого представлены в настоящем обзоре, выполнил ряд заказов императора. В 1884-1886 годах он написал полотно «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве». Этот заказ привлек художника новой возможностью показать представителей народа. В 1901-1903 годах он написал картину, изображающее заседание Государственного совета. Данный заказ имел политическое значение, однако, привлек художника возможностью делать небольшие этюды и зарисовки собравшихся лиц. Быстрый темп работы привел к тому, что им в короткий срок было создано несколько любопытных набросков. Итак, творчество художника было многообразно и разнопланово. Он рисовал картины, используя самые разные сюжеты, и полотна неизменно ему удавались. Автор внес большой вклад в развитие реализма в отечественной живописи. Кроме того, он воспитал целую плеяду замечательных художников, среди которых были В. Серов, И. Грабарь и другие.

И. Е. Репин родился в г. Чугуеве, расположенном на территории Харьковской губернии, в 1844 году. И никому тогда в голову не могло даже прийти, что этот обычный мальчишка из бедной семьи станет великим русским художником. Мать первая заметила его способности в то время, когда он помогал ей, готовясь к Пасхе, расписывать яйца. Как ни радовалась мать такому таланту, на его развитие денег у нее не было.

Илья стал посещать уроки местной школы, где учились топографии, после закрытия которой поступил к иконописцу Н. Бунакову, в его мастерскую. Получив в мастерской необходимые навыки в рисовании, пятнадцатилетний Репин стал частым участником росписи многочисленных церквей в селах. Так продолжалось четыре года, после чего с накопленными ста рублями будущий художник отправился в , где собрался поступить в Академию художеств.

Провалив вступительные экзамены, он стал слушателем подготовительной художественной школы при Обществе поощрения художеств. Среди первых его преподавателей в школе был , который еще долго был верным наставником Репина. На следующий год Илью Ефимовича приняли в Академию, где он стал писать работы академические, а заодно и несколько произведений написал по собственному желанию.

Академию повзрослевший Репин закончил в 1871 году уже состоявшимся во всех отношениях художником. Дипломной его работой, за которую он получил Золотую медаль, стала картина, названная художником «Воскрешением дочери Иаира». Эта работа была признана самой лучшей за все время, что существовала Академия искусств. Еще будучи юношей, Репин начал уделять внимание портретам, написал в 1869 году портрет молодой В. А. Шевцовой, которая спустя три года стала его женой.

Но широко известным великий художник стал в 1871 году, после написания группового портрета «Славянские композиторы». Среди 22 изображенных на картине фигур изображены композиторы России, Польши и Чехии. В 1873 году во время путешествия в художник познакомился с французским искусством импрессионизма, от которого не пришел в восторг. Через три года, вернувшись вновь в Россию, он сразу же отправляется в родной Чугуев, а осенью 1877 года уже становится жителем Москвы.

В это время он познакомился с семьей Мамонтовых, проводя время, общаясь с другими молодыми дарованиями в их мастерской. Тогда и началась работа над известной картиной , завершившаяся в 1891 году. Работ, которые на сегодняшний день достаточно известны, было написано еще немало, среди них и многочисленные портреты выдающихся личностей: химика Менделеева, М. И. Глинки, дочери своего знакомого Третьякова А. П. Боткиной и многих других. Имеется множество работ и с изображением Л. Н. Толстого.

1887 год стал для И. Е. Репина переломным. Он развелся со своей супругой, обвиняя в бюрократизме, покинул ряды Товарищества, занимавшегося организацией передвижных выставок художников, к тому же значительно ухудшилось здоровье художника.

С 1894 года по 1907 занимает должность руководителя мастерской в художественной Академии, а в 1901 году получает большой заказ от правительства. Посещая множественные заседания совета, спустя всего пару лет, он представляет готовое полотно . Эта работа, имеющая общую площадь 35 квадратных метра, стала последней из больших произведений.

Женился Репин второй раз в 1899 году, выбрав спутницей Н. Б. Нордман-Северову, с которой они переехали в местечко Куоккала и прожили там три десятка лет. В 1918 году из-за войны с белофиннами он потерял возможность посещать Россию, но в 1926 году получает правительственное приглашение, от которого отказался по состоянию здоровья. В сентябре 1930 года, 29 числа, художника Ильи Ефимовича Репина не стало.

«Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево»

Илья Ефимович Репин был ещё подающим большие надежды учеником Ивана Николаевича Крамского, когда его будущая жена уже позировала ему для картин, рисунков и этюдов. Вере Алексеевне Шевцовой, дочке преподавателя рисования и черчения Петергофской гранильной фабрики Шевцова Алексея Ивановича, было девять лет.

Позже, когда Верочке исполнилось 16 и она поступила в Мариинский институт, а Илья Репин уже написал своих «Бурлаков на Волге» в 1871 году, выставил их и картина имела значительный успех, они поженились.

Илья Ефимович сразу же стал рисовать и писать всю семью Шевцовых.

В 1873 году И.Е.Репин получил золотую медаль Виже –Лебрен от Академии художеств за экспрессию. Тогда же он получил направление на Всемирную выставку в Вене, где работа была высоко оценена, и Репин стал известным в Европе художником. С 1873 по 1876 Репины жили заграницей.

В 1977 году художник первый раз приезжает в Абрамцево, имение Саввы Мамонтова, которое с этого момента станет на долгие годы домом творчества для Ильи Ефимовича.

Среди множества известных картин написанных в этот период «Летний пейзаж» (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцево) 1879 года кажется совсем незначительным и малоизвестным. Однако, если взглянуть на эту работу в общей перспективе жизни и творчества Ильи Ефимовича Репина, то можно сказать, что небольшой «пейзаж со стаффажем» одна из интимных и лиричных работ Репина. Он и Вера уже семь лет женаты. У них трое детей и Вера основная модель для Ильи Ефимовича. Её жизнь посвящена любимому мужу, его творчеству, его идеям и его личности. В перспективе времени можно сказать, что это пейзаж отразил вершину супружеского счастья.

Плотная, густая тенистая зелень заросшего парка, старые выбеленные солнцем и непогодой брёвна маленького старого мостика над ручьём. Фигура женщины в модном платье конца 70-х годов 19 века стоит на этом шатающемся сооружении, как будто она только приостановилась и собирается идти дальше. Аксессуары: белый зонтик, почти неприметный на фоне драпировок платья, накидка в левой руке, на минуту отложенная на перила мостика, чёрная шляпка, чёрные ботинки на каблуке, чёрные кружева у горла, белый жакет – в таком туалете дама могла бы спокойно прогуливаться по Невскому проспекту или в Тюильри. Но она здесь в тишине и таинственной чаще Абрамцева. Художник передаёт хрупкость и изысканность фигуры в контрасте с природой и ветхостью постройки.

Потом, много лет спустя, они расстанутся, и другие женщины будут героинями его картин, но этот пейзаж с фигурой любимой женщины останется в истории живописи, как символ истинно русской пейзажной лирики.

Посмотреть еще картины с описаниями

Картины Репина Ильи Ефимовича представленные здесь невероятно разнообразны: портреты, пейзажи, бытовые и исторические сцены. Самая знаменитая его картина «Не ждали» всем известна ещё со школьных учебников, также как и вторая по популярности картина «Бурлаки на волге»!

По портретам Репина мы можем представить лица великих людей того времени: хирурга Пирогова, композитора Мусоргского, писателя Льва Толстого, химика Менделеева, поэта Маяковского, композитора Бородина, учёного Павлова и других.

Автопортрет Репина.

Не ждали. Репин.

Описание картины.

Самая знаменитая и очень противоречивая картина! Есть и другая картина с таким же названием, но совершенно другого содержания.

А здесь неожиданно для близких возвращается из ссылки домой революционер-народоволец! Реакции персонажей очень разные и противоречивые.

Усталое и напряжённое лицо главного героя, он с напряжением ждет, как его встретят. В тоже время его взгляд выражает уверенность в своей правоте.

В другой комнате на дальнем плане кухарка с большим любопытством взирает на всю эту сцену. А горничная как раз недовольна и смотрит с осуждением, в её планы это возвращение не входило.

Дети за столом явно обрадованы! Персонаж у стены — жена испугана, и также рада! Трудно определить реакцию пожилой женщины, лица которой почти не видно, но поза говорит о её растерянности.

Совершенно другой вариант картины «Не ждали»!

Здесь явно не революционерка пришла, а скорее ревнивая жена к любовнице своего мужа. Лицо у неё решительное и недовольное. А у остальных только испуг. Мальчишку похоже даже дверью стукнули.

Вот такое толкование картины Репина!

На фото картина «Арест пропагандиста». Репин.

Эта картина писалась почти 12 лет.

Описание картины.

Острый и напряжённый момент разоблачения революционного пропагандиста. Взят с поличным и с многочисленными уликами. На переднем плане раскрытый чемодан с революционными листовками. Таково краткое описание картины.

Картины Репина о революционерах очень драматичны и многоплановы!

На фото картина «Блондинка». Репин. Красивая женщина в белых перчатках.

Портрет выполнен в 1898 году с Ольги Тевяшевой.

На фото картина «Богоматерь с младенцем». Репин. Возможно это единственное изображение Христа в таком раннем возрасте.

Букет цветов. Яркий букет.

Бурлаки на Волге. Репин. Картины Репина о бурлаках самые популярные, хотя эту тему затрагивали многие художники. У Саврасова есть картина с таким же названием. Эта картина Репина вторая по популярности после «Не ждали», где возвращается домой революционер.

Второй вариант картины Репина «Бурлаки на Волге». Тяжкий труд.

На фото картина «Горбун». Репин.

Этого горбуна Репин написал в Хотькове, где часто бывал.

Строгий и несколько печальный взгляд у горбуна. Но в тоже время видна в нём и непоколебимая воля!

Дуэль Онегина и Ленского. Репин. Визуальное представление трагических действий главных героев поэмы А. С. Пушкина.

Репин вообще не был равнодушен к теме дуэлей.

На фото картина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Репин. Знаменитая картина Репина.

Описание картины.

Герои картины очень похожи на гоголевских персонажей. Справа хохочет запорожец очень похожий на Тараса Бульбу.

Картина «Запорожцы» гимн вольности и свободолюбия!

Иван Грозный и сын его Иван. Репин. Описание картины.

В момент помутнения рассудка царь Иван IV Грозный жезлом в висок убивает своего сына. Опомнившись, бросается к нему, зажимает рукой рану на виске, целует в лоб. Поздно!

Трагедия! Картины Репина драматичны!

Драматична и история с этой картиной. В январе 1913 года некий иконописец ударил по картине 3 раза ножом. Картину реставрировали, но первоначальный вид её уже был утрачен.

На фото картина «Итальянка». Красивая и решительная.

Картина «Иуда». Репин. Притаившийся зловещий Иуда.

Какой простор. Репин. Описание картины.

В волнах бушующего прибоя изображены взрослые дети художника, сын и дочь. Они молоды и радуются бурной энергии моря, они слились в радостном порыве с природой.

Картины Репина романтичны!

Крестный ход. Репин. Шествие с большим крестом!

Летний пейзаж. Репин. Картины Репина с пейзажами всегда изящны и романтичны! А вокруг таинственный лес!

На фото картина «Негритянка». Репин.

Осенний букет. Репин. Описание.

Это старшая дочь художника Вера. У неё в руках букет цветов, на грудь несколько цветков прикрепила. Улыбаясь, стоит на фоне осенней природы.

По следу. Репин. Явно казак на лошади.

Портрет жены Репина

Ещё один портрет Веры Репиной.

Загрузка...
Top