Изучаем азы английской фонетики. Особенности фонологической системы английского и немецкого языков

Люди в основном учат английский, чтобы общаться с иностранцами в той или иной ситуации. Однако если ваше произношение находится на низком уровне, и вы часто путаете ударения, тогда никакого общения не получится.

При этом многие люди уверены, что правила произношения в английском языке не нужно учить, так как это пустая трата времени. Но даже широкого словарного запаса и объемных познаний в грамматике вам не хватит для полноценного общения.

Давайте поговорим о произношение английских слов. Да, это - трудно. Это, иногда, очень трудно - скопировать их речь. А, так хочется сразу, по-английски, произнести что-то этакое, а ведь нет, не так быстро. Наш язык не такой мягкий, не такой разнообразный на звуковые эффекты как английский. В нем насчитывается более 50 звуков. И как с ними быть? Как запомнить? Но все не так страшно, как кажется. Ведь все звуки образуются с помощью нашего рта, значит - это реально. Я часто видел, как начинающие изучение языка, находя литературу, в которой произношение всех английских слов дается русскими буквами, приходили в дикий восторг. Да, не спорю, это облегчает работу на первых порах, и эта методика имеет право на существование. А так как мой сайт, все-таки, рассчитана на таковых, то все новые слова вы найдете не в транскрипции, а написанными русскими буквами, и это облегчит вашу жизнь поначалу. Хотя я и не сторонник такого метода, но делаю это, можно сказать, по просьбе трудящихся.

Но, что вы будете делать, когда столкнетесь с незнакомым, невиданным ранее, словом. Вы, конечно же, воспользуетесь словарем. А в словаре… Батюшки! Да ведь это не прочитать простому смертному. Кроме английских букв, рядом стоят еще какие-то значки. Короче, сами читайте этот бред. Но не торопитесь. Эти значки, как вы знаете со школы, и называются транскрипцией. Она, если знать ее, здорово облегчает чтение слова. Даже в русском языке есть такая транскрипция, т.к. ведь и в нашем родном языке написание и произношение слов далеко не совпадают. Поэтому мы и учим массу правил, чтобы быть грамотными. А в английском просто необходимо разобраться с этими знаками, иначе вы не сможете правильно произнести ни одно слово. А вам советую, вооружиться англо-русским словарем и сопоставлять слова, с транскрипцией по мере надобности. Необходимо постепенно нарабатывать навык чтения через транскрипцию. И вы скоро оцените эти знания, начнете правильно читать и произносить слова.

Теоретическая фонетика английского

Стоимость обучения: От 35$/урок

Скидки: Не предусмотрены

Бесплатный урок: Не предусмотрен

Методика обучения: Определяется преподавателем

Онлайн тестирование: Предусмотрено

Литература: Определяется преподавателем

Адрес: Mountain View, Калифорния

  • Lux: 2018-12-25 09:19:54
  • Лара: 2018-12-21 17:07:47
  • Olga: 2018-12-21 16:47:54

Lingualeo

Скидки: Скидки при оформлении годовой подписки и для постоянных пользователей

Режим обучения: Онлайн

Бесплатный урок: Предусмотрен

Методика обучения: Игровая

Онлайн тестирование: Предусмотрено

Отзывы клиентов: (4.2/5)

Литература: Онлайн библиотека

Адрес: 143026, г.Москва, «Сколково», Луговая ул., 4, строение 8, [email protected]

Теоретическая фонетика английского языка вбирает в себя обобщенную информацию о частях фонетического строения английского слова. Она объясняет взаимодействие акустической и письменной формы речи. Фонетика обращает внимание не только на звуковые аспекты, но и на артикуляционный аппарат человека.
При изучении теоретической фонетики английского языка человек сталкивается со следующими темами:
1. Фонемы английского языка. Отличительные особенности фонем.
2. Кардинального типа гласные.
3. Артикуляционные способности звуков.
4. Правильное истолкование фонемы.
5. Способы проведения фонетического анализа слова.
6. Фонологические школы.
7. Система гласных звуков.
8. Система согласных звуков.
9. Что представляют собой аллоформы.
Довольно долгое время отводится способу осуществления фонетического анализирования слов. При помощи анализа разбиваются звуки на согласные и гласные, делается их классификация. Особое внимание

Фонетические особенности английского языка в примерах

Первое, что необходимо освоить в фонетике - это транскрипция. Английский довольно необычный язык, в котором существует куча правил произношения слов и буквосочетаний. И первый шаг в изучении этого - транскрипция.

Английский алфавит основан на латинице, тогда как российский - на кириллице. Отсюда и все сложности: в английском практически нет звуков, которые были бы похожи на русские. Например, в английском часто встречаются дифтонги (две гласные буквы в одном слоге): source, joy, team.

Чтобы правильно произносить эти слова, вы должны знать дифтонги и читать транскрипцию /ɔɪ/ и /aʊ/, а также английский язык фонетика произношение звуки транскрипция алфавит.

Интересное видео про дифтонги:

В произношении английских звуков очень легко запутаться. К примеру, слово «lead» (вести) читается как «лид». Здесь две гласные буквы соединены в один звук. Но слово «break» (ломать) произносится как «брейк», и здесь уже необходимо произносить два звука.

Чтобы не потеряться в особенностях и тонкостях произношения, мы рекомендуем всегда сверяться со словарем. Кроме того, отличным инструментом является Google переводчик, который озвучивает все английские слова, соблюдая интонацию, ударение и правильное произношение.

Гласные звуки - Vowel Sounds

В английском есть долгие и краткие звуки, тогда как в русском все гласные произносятся в одинаково равной мере. Так иногда от долготы произношения звука может поменяться весь смысл слова:

Skyeng.ru

Стоимость обучения: От 700 р./урок

Скидки: Различные бонусы и скидки

Режим обучения: Skype/Vimbox

Бесплатный урок: Предусмотрен

Методика обучения: Оксфордская

Онлайн тестирование: Предусмотрено

Отзывы клиентов: (4.5/5)

Литература: Онлайн библиотека

Адрес: [email protected], skyeng.skype, 8 800 555-45-22

Стоимость обучения: От 35$/урок

Скидки: Не предусмотрены

Режим обучения: Онлайн/Skype

Бесплатный урок: Не предусмотрен

Методика обучения: Определяется преподавателем

Онлайн тестирование: Предусмотрено

Литература: Определяется преподавателем

Адрес: Mountain View, Калифорния

  • Lux: 2018-12-25 09:19:54

    сервис, который помогает взглянуть на многие страны по-другому. я люблю путешествовать по миру, бывал в Чехии, Таиланде, Канаде... но как турист, которому отель бы и кучу ресторанов-магазинов рядом. со временем приоритеты поменялись, захотелось изучить что-то новое и интересное, а что, если не английский, да ещё и таким замечательным способом, который предлагает linguatrip? за десяток занятий с Джо поставил более-менее нормальное произношение и оформил 4-недельное путешествие в канадский Oxford ...

  • Лара: 2018-12-21 17:07:47

    Планирую получать второе высшее заграницей, предположительно - в Канаде. На данный момент мой разговорный английский слишком слаб, чтоб пойти на такой шаг, поэтому со школой linguatrip начну с малого: сначала удалённые уроки по Скайпу, затем наведаюсь ещё в пару Канадских школ на курсы - раз уже ездила, этой осенью, но очень стеснялась и так толком и не заговорила, видимо из-за того, что находиться в англоязычной среде для меня было в новинку. С визой linguatrip тоже очень помогли, всего за чуть...

  • Olga: 2018-12-21 16:47:54

    Провели благодаря этой платформе с подругой всё лето на Кипре!) летний лагерь, который мы выбрали, "English in Cyprus" - это просто бомба!) Переживали, что обучение будет занимать всё свободное время и кроме него сил больше ни на что не хватит, но оказалось всё гораздо лучше: были вечерние и дневные развлечения, опять же, сопряжённые с обучением, комфортнейшее жильё, парки развлечений там - улёт! Короче, в следующем году рванём туда же)...

Port (порт) – произносится как /pɔːt/

Pot (горшок) - произносится кратким /pot/

Wheel (колесо) - произносится /ˈwiːl/, тогда как

Will (воля) - будет звучать как краткий /wɪl/

Поэтому чтобы научиться правильному общению, вам необходима английская транскрипция и произношение звуков в английском языке.

Ведь забыв удлинить один гласный звук в разговоре, вы будете вместо «горошка» говорить о «портах», а все «колеса» будут заменены на «волю». Именно поэтому фонетика очень важна в изучении английского, а произношение английских звуков слушать и изучать необходимо в любом случае.

А здесь представлены гласные или Vowel Sounds, а также произношение звуков в английском языке таблица, которых расположена ниже:

Согласные звуки - Consonant Sounds

В английском языке есть «немые» буквы, которые не произносятся вслух при чтении. К примеру, слово «колено — knee» звучит как /niː/, «psychology — психология» — /saɪˈkɒlədʒi/, «heir — преемник» -/eə/. Так при озвучивании слов вы не должны произносить буквы k, p, h, иначе ваш собеседник просто ничего не поймет.

Многие начинающие студенты испытывают огромные трудности со звуками /θ/ и /ð/, так как аналогов в русском языке нет. Вместо этого произносятся звуки с, з, ф.

Тем не менее, /θ/ и /ð/ присутствуют во многих словах и в самом часто употребляемом артикле «The». Поэтому игнорировать неправильное произношение «th» попросту недопустимо и правила произношения английского языка и английских букв в словах необходимо выучить.

Свидетельством тому является следующее тематическое видео:

Consonant Sounds или согласные звуки: английский язык правильное произношение чтение и транскрипция:

«

Почему важно изучать английское произношение? Да потому что произношение — это первое, что замечают в вашем английском!

Научитесь правильно произносить английские слова как можно раньше. Английское произношение непредсказуемо! Если вы махнёте рукой на отработку произношения, то начнёте делать ошибки, которые со временем станут неисправимыми. Чем дольше вы игнорируете проблемы в произношении, тем вероятнее вы не сможете от них избавиться никогда. Так что бой прокрастинации!

Как изучать произношение: алгоритм действий

Звуки английского языка отличаются от русских. Хотите хорошо говорить по-английски? Тогда придётся научиться их опознавать и произносить.

  1. Выучите звуки и их фонетические знаки (phonetic symbols). Научитесь узнавать каждый звук — тогда вы сможете учиться произношению на слух. Чтобы выучить, как правильно произносится слово, вы должны знать, какие звуки слышите. Например, /dɒk/ и /dʌk/ — вы слышите разницу? Должны научиться слышать.
  2. Изучите фонетическую транскрипцию (phonetic transcription) и словесное ударение (word stress).
  3. Выберите модель произношения, американскую или британскую.

Для передачи звуков английского языка существует несколько систем записи . Русскоязычным изучающим более привычна международная система фонетической записи IPA (International Phonetic Alphabet), но американские словари используют альтернативную систему, отличную от IPA (см. Merriam-Webster Dictionary, New Oxford American Dictionary, American Heritage Dictionary of the English Language, Random House Dictionary of the English Language). Так что если в транскрипции вам встретятся значки ā, ä, ī — не пугайтесь: это американская транскрипция.

Словарь, полцарства за словарь!..

Английское произношение, как мы уже сказали, непредсказуемо, так что гадать, как произносится слово, — бесполезное занятие, которое к тому же закрепит плохую привычку.

Вот почему (и особенно в начале обучения!) так важно тщательно проверять, как произносится то или иное слово. Думайте о каждом слове как о потенциальной ловушке — а не только о «трудных» словах вроде “determine” или “process”. Самые простые английские слова, такие как “of”, “won’t”, “does” или “most”, могут вас удивить.

Если вы не уверены на 100%, как произносится то или иное слово, не гадайте — по возможности постарайтесь свериться со словарём, прежде чем произнести слово вслух.

Когда вы читаете, спрашивайте себя: «Знаю ли я, как произносится это слово? Могу ли я сделать его фонетическую транскрипцию?» Если не уверены, загляните в словарь. Если вы новичок, то должны повторять эту процедуру как можно чаще.

  1. Возьмите за правило проверять произношение в словаре. Если вы не уверены на 100%, как произносится то или иное слово, не гадайте — по возможности постарайтесь свериться со словарём, прежде чем произнести слово вслух. Когда вы читаете, спрашивайте себя: «Знаю ли я, как произносится это слово? Могу ли я сделать его фонетическую транскрипцию?» Если не уверены, загляните в словарь. Если вы новичок, то должны повторять эту процедуру как можно чаще.
  2. Слушайте и запоминайте. Подойдёт любой источник устной речи: телевидение, подкасты, фильмы, аудиокниги... Слушая, обращайте внимание на то, как произносятся слова и звуки. Если говорит не носитель языка, отмечайте его ошибки.
  3. Практикуйтесь! Практика может принимать разные формы. Можете работать по системе (например, 15 минут со словарём или упражнениями на произношение) или просто повторять несколько слов, в то время как занимаетесь чем-то ещё (смотрите фильм или принимаете душ). Важно делать это регулярно — тогда вы заметите прогресс.
  4. Выработайте для себя систему изучения произношения. Например, найдите список наиболее часто употребляемых английских слов и выучите, как они произносятся.

Хорошее английское произношение — что это?

Есть три уровня английского произношения:

Уровень 1. Часто окружающие не понимают, что вы хотите сказать. Вы неправильно произносите английские слова.

Уровень 2. Окружающие могут вас понять, но для этого им нужно приложить усилия.

Уровень 3. Вас легко понимают. Ваше произношение чистое и приятное на слух.

Подробнее об уровне 3

Существует только два стандарта английского произношения:

  1. Американский — General American , или GenAm;
  2. Британский — Received Pronunciation (RP).

Если вы говорите с акцентом GenAm или RP, вас поймут по всему миру — как носители языка, так и те, для кого английский не является родным. GenAm и RP звучат на телевидении, в фильмах, на — вот почему они знакомы каждому.

Отметим, что не все носители английского языка имеют произношение GenAm или RP и не все говорят на уровне 3. Если вы родились и выросли в Шотландии, вас поймёт любой шотландец — и скорее всего любой британец, американец — не обязательно, а тот, для кого английский неродной, — скорее всего, нет. С таким произношением вы, вероятно, испытаете ряд трудностей в общении с англоговорящими жителями Хьюстона, Берлина или Сеула.

Английское произношение: полный хаос

И всё же, постичь английское произношение — дело нелёгкое. В начале прошлого века голландский лингвист Gerard Nolst Trenité (как произносится его имя — тема для отдельного исследования) в сердцах сочинил целую поэму на эту тему. И называется она (вы не удивитесь): "Хаос".

Если сумеете правильно прочитать каждое слово в этом чудесном стихотворении — вы говорите по-английски лучше, чем 90% носителей английского языка в мире. Один француз, попробовав, заявил, что предпочтёт шесть месяцев каторжных работ чтению шести строчек вслух.

8 ошибок произношения, которые помогли становлению современного английского языка

Если при прослушивании предыдущего стихотворения вы не сделали для себя ни одного открытия — поздравляем! Вы освоили все премудрости английского произношения и досигли уровня, которому позавидуют и многие носители. Для остальных же отметим: ваши ошибки в произношении могут сослужить хорошую службу английскому языку!

Известна история о том, как заслуженный профессор-англичанин произносил речь . Обращаясь к студентам, профессор сказал: You shouldn"t worry too much if your plans go oary after graduation. («Не стоит чересчур переживать, если ваши планы после окончания не осуществятся». Слушатели недоумённо переглянулись. Понемногу присутствующие стали понимать: на протяжении всей своей многолетней карьеры уважаемый профессор неправильно произносил слово «awry» ([əˈraɪ] — косо; набок; неправильно; неудачно).

Увы, это может случиться с каждым. Яркий пример: недавно служба по связям с общественностью английской железнодорожной станции St. Pancras (названной в честь Святого Панкратия) обнародовала результаты опроса на тему «Наиболее типичные ошибки произношения». Кстати, саму станцию регулярно называют поджелудочной железой (pancreas) — неудивительно, что пришлось нанимать PR-специалистов!

Так вот: исследователи выявили неоправданное пристрастие к префиксу «экс-»: из 1000 опрошенных англичан 340 произносят «ex-cetera» вместо «etcetera», а 260 заказывают «ex-presso» вместо «espresso».

Путают и приставки: в одном случае из пяти у врача просят не «prescription» («рецепт»), а «perscription» или «proscription».

Хорошо это или плохо, но в реальной жизни носители английского языка довольно часто допускают ошибки в словоупотреблении и произношении. 20-томный Оксфордский словарь английского языка содержит 171 476 общеупотребительных слов. Но словарный запас среднестатистического британца в среднем на десятки тысяч слов скромнее, а в обиходе используется и того меньше. Ситуация, когда англичанин не знает, как правильно прочесть в сущности знакомое ему слово, не удивляет никого.

Тем не менее, в языке нет ничего более непостоянного, чем «правильное». Ошибки заставляют язык развиваться: сегодня это ошибка, а завтра — зафиксированная в словарях норма. Приведем несколько самых наглядных примеров того, как неправильное произношение стало нормативным.

Слова, которые когда-то начинались с «n»

В словах «adder» (гадюка) и «umpire» (судья, посредник, арбитр) изначально первой буквой была «n». Однако в повседневной речи так часто звучало, например, «a nadder», что звук «n» слышался как часть предыдущего слова: [æn] adder, umpire. В филологии такое явление называется переразложением .

Когда звуки меняются местами

Возьмём примеры из зоологии: слово «wasp» (оса) когда-то звучало как «waps», «bird» (птица) — как «brid», «horse» (лошадь) — «hros». Вспомните об этом, когда снова захотите пожаловаться на произносящих «aks» вместо «ask» (спросить), «nucular» вместо «nuclear» (ядерный) или «perscription» вместо «prescription» (рецепт, предписание).

Данное явление получило название «метатеза» .

Когда звуки исчезают

Хотя изучающему английский язык зачастую сложно уловить связь между записью английского слова и его произношением, в действительности английское письмо является хранилищем информации об истории произношения. Древние бритты сочли бы своих потомков ленивыми, услышав, как те произносят название третьего дня недели. Среда была названа «Woden"s day » (в честь скандинавского бога Одина), так что буква «d» в слове «Wednesday» не для красоты — до недавнего времени она озвучивалась. Уже никто не произносит «t» в «Christmas» — а ведь название этого праздника происходит от имени Христа. Это примеры синкопы .

Когда в слово вторгаются чужие звуки

Зачастую причиной фонетических изменений служит наша физиология. Когда мы переходим от назального звука к неназальному, между ними может вклиниться согласный. Так, «гром» когда-то был «thuner», а не «thunder», а «пустой» — «emty», а не «empty». Сейчас со словом «hamster» (хомяк), в котором проскальзывает звук «p», происходит тот же процесс.

Когда звук «l» переходит на тёмную сторону

«Тёмный l» на жаргоне лингвистов — это звук «l», который произносится с поднятой задней частью спинки языка. В английском он встречается после гласных, например в словах «full» или «pole». Можно так поднять язык, что «l» прозвучит почти как «w». Когда-то в словах «folk», «talk», «walk» произносился звук «l». Теперь почти все произносят их с «w»: «fowk», «tawk», «wawk».


«Ch-ch-ch-changes», как пел Боуи…

Вашей пожилой троюродной тётушке из Англии вряд ли бы понравилось, как вы произносите слово «tune». Будьте уверены: она обязательно вставит в это слово звук «y» — «tyune». То же самое относится к словам «tutor», «duke» и им подобным. Но процесс образования аффрикат идёт, нравится это кому-то или нет. Молодое поколение знает такое произношение уже как норму.

В поисках знакомых слов

Заимствования из других языков могут послужить источником вполне предсказуемых и довольно забавных ошибок. Плохо зная иностранный язык, мы пытаемся найти аналогию иностранным словам в родном нам языке — получается некий компромисс между звучанием слов и их значением. Это так называемая народная этимология .

Возьмём для примера слово «female», которое вовсе не производно, как можно было бы предположить, от «male», а происходит от старофранцузского «femelle» (женщина). Или «penthouse», которое не имеет отношение к дому, «house», а происходит от англо-нормандского «pentiz» — пристройка (между прочим, строительный термин «pentice» сохраняется и в современном английском языке).

Говорим, как пишем

Увы, при изучении английского правописания все мы сталкиваемся со множеством трудностей. Всё потому, что произношение очень многих английских слов изменилось уже после того, как закрепилось их написание.

К примеру, в норвежском языке «sk» произносится как «sh», поэтому первые англоговорящие любители лыжных прогулок «went shiing», а не «skiing». А те, кто потом читал об этом в журналах, стали произносить это слово так, как оно пишется.

Ориентируясь на написание слова «salmon» (лосось), некоторые современные американцы, заказывая ролл с лососем в суши-баре, озвучивают «l» — кстати, именно так это слово и произносилось изначально.

Голова кругом, да? Давайте здесь и остановимся. А на досуге вспомните: какие английские слова вас так и тянет произнести неправильно? А какие ошибки в произношении лично вы считаете простительными? Это может послужить темой для самостоятельного изучения или обсуждения на курсах английского языка.

Акцент мой — враг мой… Как приблизиться к идеалу?

Если вы говорите с лёгким иностранным акцентом — вас, конечно же, поймут. Но учтите вот что: чем больше в вашем акценте иностранных примет, тем сложнее будет вашим собеседникам (всем привычен стандарт GenAm/RP, чего не скажешь о русском или испанском акценте). Чем менее ваш акцент похож на произношение носителя языка, тем чаще вас будут недопонимать и переспрашивать.

Интересный факт: Носители языка, особенно американцы, отлично понимают целую гамму иностранных акцентов, потому что им в своей стране приходится каждый день общаться с иммигрантами. Для американца лёгкий испанский или китайский акцент не представляет сложности.
С теми, для кого английский не является родным языком, дело обстоит иначе — если вы заговорите по-английски с китайским акцентом с кем-то из Германии или Индии, то им придётся поднапрячься, чтобы вас понять.

Не все ошибки произношения одинаково серьёзны. Невелика беда, если вы произносите пару-тройку английских звуков немного не так, как это делают носители языка.

Куда хуже, если вы:

  • говорите слишком быстро, чтобы «блеснуть»;
  • глотаете звуки (worl вместо world);
  • не туда ставите ударение (DEvelop вместо deVELop);
  • произносите совсем не те звуки (determine, как если бы оно рифмовалось с mine, или target со звуком j);
  • путаете два разных звука (произносите ship и hit как sheep и heat, а hope как hop).

«Иностранец всегда будет говорить с акцентом»

Этот аргумент может отбить у изучающего английский язык всякое желание серьёзно заниматься произношением! Вы родились и выросли в стране, где английский не является официальным языком, так зачем выбиваться из сил в погоне за правильными гласными?

То, что большинство иностранцев говорит с акцентом, — факт, но никто не заставляет вас быть одним из них. Многие комедианты превосходно подражают речи актёров и политиков. Хью Лори в роли доктора Хауса говорит с идеальным американским акцентом, хотя сам он британец.

Поверьте, между вами и идеальным произношением нет никаких преград. Прекрасно, если у вас талант к имитации звуков. Если вы умеете подражать речи тех, кто говорит с вами на одном языке, — это уже хорошее начало. Но даже без такого рода задатков вы можете всего добиться с помощью упорства и современных технологий.

Возможно, в конечном итоге вы и не сойдёте за «своего», но ваше чистое, ласкающее слух произношение несомненно вызовет симпатию и уважение среди носителей английского языка.

И вот еще несколько советов, как достичь идеального английского произношения от преподавателя сайта Engvid.com по имени Джейд:

14823

Состоит из 26 букв, среди которых 20 согласных, 5 гласных, а буква Y может обозначать как согласный, так и гласный звуки. В связи с тем, что в английском языке звуков больше, чем букв, одна и та же буква или сочетание букв могут передавать совсем разные звуки. Но может быть и наоборот. Один звук на письме может изображаться разными буквами или сочетанием букв. По этой причине используется фонетическая транскрипция, где каждый знак передает всего лишь один звук.

Считается, что одной из самых сложных для изучения орфографий является английская орфография. Связано это с тем, что в письме большое количество слов содержат буквы, которые не произносятся при чтении. И наоборот. Многие звуки, которые произносятся, графических эквивалентов не имеют. В правилах чтения существует очень много исключений. И по сути, изучающие английский язык люди вынуждены запоминать написание и чтение практически всех новых английских слов. Именно поэтому в словарях указывается транскрипция каждого слова.

Чтобы успешно изучать английскую фонетику, необходимо паять основные различия между фонетическими системами английского и русского языков.

1. Как в русском, так и в английском языке, согласные делятся на звонкие и глухие. При этом, как в английском, так и в русском языке является смыслоразличительным признак звонкости-глухости согласных. Например, в русском языке: ваза - фаза, был - пыл, коза - коса. В английском языке можно привести такие примеры: - вставать, - рис; - премия, - цена; - невеста, - яркий.

Еще одно важное отличие заключается в том, что в английском языке на конце слова звонкие согласные не оглушаются. Смотрите сами. В следующих словах мы видим глухое произношение конечного согласного: сад [сат], нож [нош], дуб [дуп]. В английском же иная ситуация. В следующих словах мы видим звонкое произношение конечного согласного: road - дорога. please - пожалуйста. move - двигаться.

2. В нет фонетической категории твердости - мягкости, являющейся одной из основных в русском языке. Фонетическая категория твердости – мягкости выполняет в русском языке смыслоразличительную функцию. Например: был - бил, мять - мать, брать - брат. Такого явления в английском языке нет. Напротив, мягкие согласные полностью отсутствуют в английском языке.

3. В английском языке имеются звуки, в русском языке которых вовсе нет. Это звуки [h], [w], носовой [ŋ]. Очень важно научиться произносить их правильно.

4. При произношении английских гласных гораздо меньшее участие принимают губы, чем при произношении аналогичных гласных в русском языке. При изучении языка не следует делать лишних движений губами.

5. В английском языке имеются дифтонги. Например: , , . Дифтонги - это сочетание двух гласных звуков, которые произносятся слитно, как единый звук. Сильнее артикулируется всегда первая часть этих звуков. Поскольку в русском языке нет дифтонгов, при изучении английского языка нужно обратить внимание на их произношение. Дифтонги нужно произносить слитно в один слог.

6. В английском языке имеются краткие и долгие гласные звуки, чего нет в русском языке. Важно понимать, что краткость и долгота английских гласных имеют смыслоразличительное значение. Вот несколько примеров: beet - свекла, bit - кусочек; leave - уезжать, live - жить.

Ударение в английском языке .

Как в русском языке, так и в английском, ударный слог имеется во всех многосложных словах. Ударный слог произносится с большей длительностью и силой, чем другие. В английском языке, как и в русском, ударение может падать на любой слог (в конце, середине или начале слова). Однако в транскрипции ударение обозначается не так, как в русском языке. В русском языке ударение обозначается над ударным слогом. Например, вода [вадаˆ]. В английском языке ударение обозначается перед ударным слогом. Например, again [əˈgen].

Интонация в английском языке

В английском языке, так же как и в русском, есть восходящий и нисходящий тоны интонации. Однако есть существенные различия в их употреблении.

1. В повествовательных предложениях используется нисходящий тон в обоих языках. Например: Он водитель. He is a driver.

2. Нисходящий тон употребляется в английском языке и в некоторых вопросительных предложениях. Речь идет о предложениях, где есть вопросительные слова: what? (что? какой?), who? (кто?), where? (где?) и т.д. Например: Кто это? Who is it? В русском языке в таких предложениях используется восходящий тон.

3. В вопросительных предложениях, где нет вопросительного слова, в обоих языках употребляется восходящий тон. Но здесь есть небольшая особенность. В русском языке после резкого повышения тона идет резкое понижение. В английском языке употребляется более плавный восходящий тон без его понижения. Например: Стив англичанин? Is Steve English?

Изучение любого иностранного языка начинается с изучения его алфавита. После этого оказывается, что эти буквы звучат и употребляются в словах по-разному. Вот и в английском языке 26 букв, но аж 48 звуков, которые обозначаются этими буквами. Правила произношения звуков, букв и, соответственно, слов изучает фонетика английского языка.

Фонетика - раздел лингвистики, изучающий звуки речи и звуковое строение языка (слоги, звукосочетания, закономерности соединения звуков в речевую цепочку).

Теоретическая фонетика английского языка исследует тесную связь между устной, внутренней и письменной речью. Но фонетика в целом исследует не только языковую функцию, но и материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также акустическую характеристику звуковых явлений и восприятие их носителями языка. Это практическая фонетика английского языка. Мы не случайно упоминаем о теоретической и практической составляющих. Дело в том, звуки как нематериальные явления - это те элементы языковой системы, которые позволяют воплощать слова и предложения в материальную звуковую форму. Иначе устное общение было бы невозможно. Вот в чем важность фонетики английского языка и вот почему мы посвятили ей отдельную статью.

Фонетика английского языка для начинающих

В одной из недавних , мы говорили о том, как произносятся английские звуки и слоги, в которых они используются, и приводили их в таблицах с произношением - транскрипцией. Тогда же выяснили, что транскрипция - это очень удобный инструмент для понимания того, как звучит английский язык.

Транскрипция - это специальные символы, обозначающие, как нужно произносить звуки речи. Транскрипция помогает понять разницу между написанием и произношением в английском языке.

Как мы уже сказали, в английском языке 48 звуков. Значит, создано 48 знаков английской транскрипции - по одному знаку на каждый звук:

Гласные (vowels). 6 букв: a, e, i, o, u, y


Согласные (consonants). 21 буква: b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w, x, y, z

Каждая буква звучит определенным образом, но иногда сразу две буквы обозначают один звук, как это видно в таблицах. Такое сочетание букв называется диграф. Примеры диграфов:

  • gh [g] – ghost
  • ph [f] – photo [‘foutou]
  • sh [ʃ] – shine [ʃaɪn]
  • th [ð], [θ] – think [θɪŋk]
  • сh – chess .

А гласный звук, плавно переходящий из одного в другой - это дифтонг. Примеры дифтонгов:

  • ea – bread
  • ie – friend
  • ai – again [əˈɡen]
  • au – autumn [ˈɔːtəm].

Важно учитывать, что количество букв и звуков в слове может отличаться. Например, в слове “help” 4 буквы и 4 звука , а в слове “six” – три буквы, но 4 звука .

Практическая фонетика английского языка

В мы упоминали о неразрывной связи английской фонетики и анатомии. Упражнения по фонетике созданы специально, чтобы превратить теоретические знания в навыки правильного английского произношения слов и предложений. Кроме того, практическая фонетика английского языка помогает слышать и понимать речь его носителей.

На практике мы все чувствуем, как во время произношения звуков воздух встречает преграды, образованные нашим языком, губами, зубами и даже альвеолами. В зависимости от этого различают два типа согласных звуков: глухие и звонкие:

Но это еще не все варианты. Более подробная классификация различает согласные звуки в английском языке по тем конкретным преградам, которые встречает воздух:

  • Смычные согласные . Органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха: [ p , b , t , d , k , g ].
  • Носовые согласные . Воздух проходит наружу через полость носа: [ n , m , ŋ ].
  • Щелевые согласные . Органы речи смыкаются не полностью и остается узкий проход - щель для воздуха: [ θ , ð , ʃ , ʒ , s , z , h , f , v , w , r , j , l ].
  • Смычно-щелевые согласные . Преграда размыкается медленно и при этом переходит в щель: [ tʃ , dʒ ].
  • Губно-губные согласные . Нижняя губа сближается с верхней: [ f , v ].
  • Межзубные согласные . Кончик языка находится между нижними и верхними передними зубами: [ θ , ð ].
  • Альвеолярные согласные . Кончик языка прикасается или приподнимается к альвеолам: [ t , d , l , s , z ].

Что касается гласных звуков, то они тоже не одинаковы. На них влияют разные положения языка относительно нёба:

  • Гласные переднего ряда. Кончик языка упирается в основание нижних зубов, а спинка языка довольно близко подходит к нёбу: [ i: ].
  • Гласные заднего ряда. Язык оттянут назад и кончик языка опущен, а спинка языка приподнята к мягкому нёбу: [ a:].

На первый взгляд эта классификация может показаться непростой, но поверьте, на практике вы почувствуете и сразу поймете, что к чему. А понимание происхождения звука поможет произносить его правильно. Ну, а для детей изучение английской фонетики желательно совместить с игрой. Например, как в этом упражнении по фонетике:

Упражнения по фонетике английского языка

Для тренировки английского произношения необходимо учитывать еще и ударение - то есть, выделение одного или более слогов в слове. Ударный слог произносится более энергично, с большим напряжением органов речи. Ударение помогает различать слова и понимать их смысл как самих по себе, так и в контексте. Например:

  • to ex`port (глагол “экспортировать”)
  • `export (существительное “экспорт”).

Второй важный аспект произношения фраз и предложений - это интонация . При помощи интонации мы понимаем или “объясняем”, является ли предложение повествованием, вопросом, просьбой или восклицанием.

Самое простое упражнение по фонетике английского языка выполняют на занятиях уровня Beginner (Elementary):

  1. Напишите ваше имя по-английски.
  2. Теперь прочтите ваше имя по буквам.
  3. Проделайте то же самое еще с тремя-пятью именами (можно вспомнить друзей, членов семьи и/или одноклассников).

Можно тренироваться в английской фонетике и таким образом:

  1. Произнесите слова по буквам: Yes, Last, Key, Yellow, Funny, Girl, Toy, Now, Sleep, Drama, Kiss, King.
  2. Произнесите слова по транскрипции: Yes , Last , Key , Yellow, Funny, Girl , Toy , Now , Sleep , Drama ["dra:mə], Kiss , King
Но мы советуем не забывать о дополнительных ресурсах для изучения английского, таких как каналы и блоги. С ними освоение английской фонетики будет более простым, занятным и эффективным.


В процессе изучения иностранного языка учащиеся сталкиваются со многими трудностями. Сравнительный анализ двух фонологических систем позволяет выделить трудности, возникающие при изучении фонетических явлений.

В английском языке существуют фонемы, совершенно не имеющие никаких соответствий в русском языке, а также фонемы, хотя и сходные, но отличающиеся в той или иной степени.

Английская артикуляция характеризуется следующими особенностями:

Выдыхаемый воздух подается краткими отрывистыми порциями в отличие от русской плавной, напевной манеры произношения;

Язык больше оттянут назад, его спинка распластана, кончик языка при произнесении согласных звуков располагается вертикально к плоскости нёба, в отличие от русской манеры артикуляции, когда он прилегает к зубам всей передней частью;

Верхняя губа слегка растянута, как при улыбке, углы губ неподвижны, губы не выпячиваются и сильно не округляются, как в русском языке.

При изучении английского произношения, следует обратить внимание на следующие три особенности, отличающие его от русского произношения:

§ Гласные звуки. В английском языке различают долгие и краткие гласные звуки (фонемы) - это явление, незнакомое русскому языку. Например: сколько ни удлиняй гласную "о" в слове "кошка" - смысл от этого не изменится.

В английском языке следует строго соблюдать это различие, от долготы гласной зависит смысл слова, например:

port (порт) - pot (горшок)

sheep (овца) - ship (корабль)

fool (дурак) - full (целый, полный)

§ Согласные звуки. В русском языке принято "оглушать" конечные звонкие согласные, вместо них произносить соответствующие глухие, например: хлеб произносим как [хлеп], флаг - как [флак], лев - как [леф]. В английском языке конечные звонкие согласные "оглушать" нельзя, так как это приводит к изменению значения слова:

bed (кровать) - bet (пари)

bad (плохо) - bat (летучая мышь)

had (имел) - hat (шляпа)

Эта ошибка так же недопустима, как замена звонкого согласного глухим перед гласным в русском языке (например, в слове "дочка" заменить [д] на [т], то получится "точка"; "жар- шар").

§ Согласные звуки. Другой особенностью русского языка является смягчение согласных (палатализация), когда наравне с твердыми согласными существуют соответствующие мягкие, что имеет словоразличительный характер: кон - конь, вес - весь. В английском языке согласные не смягчаются и всегда произносятся твердо. Произнося русское "люблю", англичанин произнесет "лублу".

· Произношение английских гласных и согласных звуков

Гласные фонемы (20)

Долгие гласные фонемы (5): [J], [R], [L], [H], [W].

Краткие гласные фонемы (7): [I], [e], [x], [O], [u], [A], [q].

Дифтонги (8):

Со скольжением к звуку [I]: , , ;

Со скольжением к звуку [u]: , или ;

Со скольжением к звуку [q]: , , .

Согласные фонемы (24)

Свистящие и шипящие

[ s, T, S, C, h ]

Сонанты (близки к звонким согласным)

[ m, n, N, w, l, r, j ]

Английские согласные также классифицируются по способу образования преграды:

1. Смычные согласные, образующиеся путем полного смыкания артикулирующих органов речи, они подразделяются на:

а) Взрывные, когда при размыкании преграды струя воздуха производит сильный взрывной звук: ;

б) Сонанты (смычные носовые) при произнесении которых мягкое нёбо опускается, закрывая проход воздуха через ротовую полость, и струя воздуха направляется через носовую полость: .

2. Щелевые согласные при произнесении которых происходит лишь некоторое сближение артикулирующих органов речи, они подразделяются на:

а) Шумные (фрикативные), когда образованная щель не слишком широка и в произнесении преобладает шум трения: ;

б) Сонанты (щелевые неносовые) при произнесении которых проход для воздушной струи немного шире и воздух направляется вдоль всей плоскости, либо по бокам языка: .

3. Смычно-щелевые (аффрикаты) при произнесении которых полная преграда постепенно переходит в неполную: .

§ Гласные звуки (20)

Все гласные звуки - звонкие, при их произнесении голосовые связки колеблются, они являются звуками музыкального тона. При произнесении гласных звуков органы речи не смыкаются и не образуют существенной преграды выходящему из легких воздуху.

Долгие гласные звуки

В основном английские гласные звуки - монофтонги при произнесении которых артикуляция не меняется в течение всего периода звучания.

Но среди долгих гласных звуков имеется и два дифтонгоида - [J] и [H]. Во время артикуляции этих звуков происходит некоторое изменение в положении органов речи, поэтому их звучание неоднородно в начале и конце произнесения.

Краткие гласные звуки. Все английские краткие гласные звуки являются под ударением усеченными гласными звуками, тесно примыкающими к следующему за ними согласному звуку (но без ослабления своей интенсивности к концу). Чтобы сделать краткий гласный усеченным, необходимо как можно скорее переходить к артикуляции последующего согласного.

Кроме того, длительность и самого краткого гласного звука зависит от того, является ли последующий согласный звук звонким или глухим (если он находится на конце слова). Перед звонкими согласными на конце слова краткий ударный гласный слегка удлиняется, а перед глухими остается очень кратким .

Дифтонги

Дифтонги отсутствуют в русском языке, но характерны для английского. Дифтонгами называются сложные звуки, состоящие из двух слитно произносимых гласных звуков.

Ударным и слогообразующим является первый из составляющих его гласных (ядро). Второй элемент дифтонга (глайд) очень краток, язык обычно не доходит до положения, необходимого для произнесения . Долгота дифтонга (долгота его первого элемента) приблизительно соответствует длительности исторически-долгих монофтонгов. Второй элемент дифтонга очень краток. В конечном положении перед паузой дифтонги произносятся протяжно, перед звонкими согласными несколько короче, а перед глухими согласными совсем кратко.

В современной английской речи прослеживаются следующие тенденции: а) первый элемент удлиняется; б) второй элемент сокращается и имеет нейтрализующую тенденцию в сторону фонемы [q].

· Согласные звуки (24)

Типичной ошибкой учащихся является тот факт, что большинство согласных звуков английского языка с легкостью заменяются "похожими" русскими, а основное внимание сосредотачивается на гласных звуках.

При произнесении гласных звуков все внимание следует сосредоточить на ударном гласном звуке слова. Можно не обращать внимания на качество произношения остальных, неударных гласных.

Согласные же звуки все требуют повышенного внимания. По артикуляции практически ни один звук не совпадает полностью с русским аналогом. Нужно ни в коем случае не путать звонкие и глухие звуки, не оглушать их на конце слова и не смягчать перед гласными звуками, как принято в русском языке.

Английские согласные звуки характеризуются следующими особенностями:

1. Сила артикуляции. По признаку силы выдоха английские согласные звуки подразделяются на сильные (глухие) согласные = 9. Они имеют более напряженную артикуляцию так как при их произнесении голосовые связки не вибрируют, а звуковой эффект достигается энергичным выдохом воздуха.

И слабые (звонкие) согласные = 15. При их произнесении голосовые связки вибрируют, а давление струи выдыхаемого воздуха вялое. Звучание голоса преобладает над шумом.

Среди английских согласных звуков можно выделить 8 пар, состоящие из глухих и звонких фонем соответственно: [p] - [b], [t] - [d], [k] - [g], [f] - [v], [s] - [z], [S] - [Z], [C] - [G], [T] - [D].

2. Аспирация (придыхание) после глухих взрывных согласных .

Придыханием, или аспирацией, называется акустический эффект от струи воздуха в виде слабого выдоха, возникающий при быстром размыкания преграды. Если для русской артикуляции характерно медленное размыкание преграды, то у англичан оно мгновенное и очень энергичное. Струя воздуха с шумом вырывается прямо из легких, а не из ротовой полости. В результате между концом глухого взрывного согласного и началом следующего гласного звука слышится выдох или придыхание. Для тренировки можно держать на уровне рта лист бумаги, при произнесении аспирированных он должен отчетливо отклоняться. Аспирация проявляется сильнее всего перед ударными гласными, особенно долгими.

Смычные согласные звуки

Щелевые согласные звуки

Смычно-щелевые согласные звуки

Смычно-щелевые (или аффрикаты) звуки характеризуются тем, что их начало - произнесение смычного согласного [t] или [d], а их окончание - произнесение щелевого звука того же места образования, что и [S] или [Z]. Они являются разновидностью смычных шумных согласных.

При произнесении согласных звуков воздух на своём пути встречает разные преграды, образованные активными органами речи: языком, губами, зубами и альвеолами.

Если органы речи смыкаются так, что полностью преграждают проход для воздуха, то мы произносим смычный согласный. Такие согласные также называют взрывными, так как при размыкании органов речи слышен небольшой взрыв. К смычным взрывным звукам принадлежат русские согласные [п, б, т, д, к, г] и английские .

Если воздух проходит наружу через полость носа, то такие смычные звуки называются носовыми. Примерами носовых смычных являются русские [ н, м ] и английские [ n, m, ? ].

Если органы речи смыкаются не полностью, а оставляют узкий проход - щель для воздуха, то мы произносим щелевой согласный. В русском языке щелевыми являются звуки [ с, з, ф, в, ш, ж, л ], в английском языке щелевые согласные [ и, р, ?, ?, s, z, h, f, v, w, r, j, l ]. Среди согласных имеются смычно-щелевые звуки. Они называются так потому, что размыкание преграды у них происходит замедленно; полная преграда переходит в щель. В русском языке это звуки [ ц, ч ], а в английском [ t?, d? ].

Преграда на пути выдыхаемого воздуха может быть образована различными органами речи. Если нижняя губа сближается с верхней, то появляются губно-губные согласные. В русском языке это звуки [ п, м ], в английском [ p, m, w ]. Если нижняя губа прикасается к верхним зубам, то такие согласные называются губно-зубными. В русском языке это звуки [ ф, в ], в английском - [ f, v ].

Если кончик языка находится между нижними и верхними передними зубами, то произносится межзубный согласный: [ и, р ].

Русские согласные [ т, д, н, л, с, з ] - зубные, так как конец языка поднимается к внутренней поверхности верхних зубов. Английские согласные [ t, d, l, s, z ] - альвеолярные, так как кончик языка прикасается или приподнимается к альвеолам.

По работе голосовых связок различают глухие и звонкие согласные. При произнесении глухих согласных голосовая щель раскрыта и выдыхаемый воздух проходит через гортань беззвучно. При звонких согласных голосовые связки сближены и напряжены. Выдыхаемый воздух приводит их в колебания, в результате чего образуется звонкий согласный звук. В русском языке звуки: [ б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, ц ] - звонкие согласные, а звуки: [ к, п, с, т, ф, х, ч, ш, щ ] - глухие согласные звуки. В английском языке к звонким звукам относятся: [ b, v, g, d, z, l, m, n, r ], к глухим - [ k, p, s, t, f, t?, ?, и, h ].

Сравните:

Звонкие согласные:

Глухие согласные:

Для классификации гласных рассматриваются различные положения языка относительно твёрдого нёба, а также, какая часть языка участвует в артикуляции и как высоко спинка языка поднимается к твёрдому нёбу .

Различают гласные переднего ряда, когда кончик языка упирается в основание нижних зубов, а спинка языка довольно близко подходит к твёрдому нёбу: английский гласный [ i: ] и русский [ и ].

Если язык оттянут назад и кончик языка опущен, а спинка языка приподнята к мягкому нёбу, мы произносим гласные заднего ряда: английский звук [ a: ] и русские звуки [ о ] и [ у ].

По положению губ различают огубленные и неогубленные гласные. Например, при произнесении русского звука [у] губы округляются и выдвигаются вперёд: [у] является огубленным гласным. При произнесении [и] губы чуть растянуты, но не выдвинуты вперёд: гласный [и] - неогубленный гласный.

Качество гласного зависит от напряжённости мускулатуры органов речи: чем напряжённее артикуляция, тем отчётливее и ярче звук. Соответственно различают гласные напряжённые и ненапряжённые. Например, английский гласный произносится с большим напряжением, чем [i].

В методической литературе по немецкому языку выделяют:

Фонемы, совпадающие в двух языках;

Фонемы, имеющие черты сходства, но не совпадающие полностью;

Фонемы, отсутствующие в одном из языков.

Самым легким для усвоения считаются фонемы первой группы. Усвоение второй группы фонем усложняется переносом и интерферирующим влиянием сходных, но не совпадающих полностью фонетических элементов.

Самой трудной для овладения считается третья группа фонем. Знание наиболее важных общих закономерностей в изучаемом языке, особенно тех, которые отсутствуют в звуковой системе родного языка облегчает отработку слухо-произносительных навыков.

Важнейшими отличиями немецких фонем от русских являются

следующие:

*Долгота и краткость немецких гласных.

Твердый приступ гласных.

Непалатализированное произнесение согласных перед гласными переднего ряда , [i]; [у:], [у].

Аспирация глухих согласных фонем [р], [t], [k].

Ударение (в сложных словах, в словах с оделяемыми и неотделяемыми приставками).

Фразовые ударения (безударная позиция артикля, отрицания, предлогов, союзов, личных и возвратных местоимений).

Интонация (простого, побудительного и вопросительного предложения: с вопросительным словом и без него, сложно сочинённого и сложно подчинённого предложения).

Работа над всеми этими явлениями, так или иначе, предусмотрена в действующих УМК по немецкому языку.

В курсе начального обучения решаются следующие задачи:

1. Формирование слухо-произносительных навыков, то есть правильного произношения всех изученных звуков в потоке речи, понимания всех звуков при восприятии речи других людей.

Ожидаемый результат - ученики способны:

Правильно произносить звуки изолированно в составе слова, словосочетания, в потоке речи.

Сознательно управлять воспроизведением звуков, не имеющих аналогов в родном языке.

Изолированно, в слове, словосочетании, в потоке речи различать звуки на слух.

2. Формировать ритмико-интонационные навыки, то есть интонационно и ритмически правильного оформления речи и понимание речи других. Ожидаемый результат - ученики способны:

Правильно воспроизводить интонацию изучаемого языка, выражая при этом различные эмоциональные оттенки.

Различать интонационную структуру фраз иноязычной речи.

С точки зрения акустики все звуки в природе, в том числе и звуки речи, представляют собой колебания частиц воздуха, которые возникают в результате колебания какого-либо упругого тела или заключенного в полом сосуде воздуха .

Звуки, источником которых являются периодические (равные по длительности) колебания, называются тонами. Звуки, появляющиеся вследствие непериодических колебаний, т.е. колебаний разной длины, называются шумами. При образовании звуков речи используются как тоны, так и шумы. С акустической точки зрения гласные представляют собой тоны, согласные -- шумы.

Шум возникает в месте преграды, создаваемой каким-либо активным органом в надставной трубе. При преодолении преграды воздушной струей возникают непериодические колебания, которые и дают шум.

Тон голоса образуется путем периодических колебаний голосовых связок. Эти колебания сообщаются воздушной струей, выдыхаемой из легких. Голосовые связки колеблются не только всей массой своего тела, но и отдельными частями. В результате колебания всей массы тела возникает самый сильный и низкий, так называемый основной тон.

Общая характеристика гласных звуков

В основе гласного всегда лежит голос. Гласный -- это открытый звук, так как выдыхаемая струя воздуха на своем пути через резонаторы не встречает преград и проходит спокойно через надставную трубу. В области надставной трубы гласные получают свою окраску -- тембр. Двигаясь, активные органы изменяют объем и форму резонатора (в первую очередь полости рта), и таким образом образуются разные звуки .

При обучении произношению надо помнить, что:

гласный звук образуется при свободном проходе звуковой волны через надставную трубу;

гласный звук -- результат напряжения всего речевого аппарата (начиная с голосовых связок и заканчивая губами);

гласный -- маловоздушный звук: сила выдоха при произнесении гласного меньше силы выдоха при произнесении согласного. Удостовериться в этом можно следующим образом: поднесите ладонь ко рту и произнесите сначала любой гласный звук, а затем, например, звук "в". Вы почувствуете, насколько сильнее струя выдыхаемого воздуха во втором случае.

Система гласных звуков немецкого языка насчитывает 15 монофтонгов и 3 дифтонга.

По длительности различают долгие и краткие гласные.

По степени открытости различают открытые и закрытые гласные.

Долгие гласные, как правило, являются закрытыми, а краткие -- открытыми. Исключения составляют долгий открытый [е:] и долгий открытый [а:].

По положению языка в горизонтальной плоскости гласные делятся на звуки переднего и заднего ряда. Гласные переднего ряда произносятся с продвижением языка вперёд. При произнесении гласных заднего ряда язык оттянут назад.

По степени подъёма спинки языка к нёбу различают гласные верхнего, среднего и низкого подъёма. При артикуляции гласных верхнего подъёма спинка языка поднята максимально высоко, а щель между спинкой языка и нёбом очень узкая. Соответственно при артикуляции гласных среднего и низкого подъёма спинка языка поднимается не настолько высоко, образуя с небом более широкую щель .

По участию губ в артикуляции гласные делятся на огубленные и неогубленные. Огубленные гласные произносятся с интенсивным выпячиванием округленных губ вперёд, неогубленные -- с нейтральным положением губ.

Систему гласных немецкого языка можно представить в виде так называемого треугольника или четырехугольника гласных, отражающего все вышеперечисленные характеристики.

Вокруг левой вертикальной черты сгруппированы гласные переднего ряда, вокруг правой - гласные заднего ряда. Три горизонтальных уровня отображают степени подъема: верхний, средний и низкий. Огубленные гласные расположены справа от вертикальной черты, неогубленные - слева.

Кроме названных выше звуков в немецком языке присутствует звук, который представляет собой редуцированный вариант [е:] или [е]. Этот звук встречается только в безударном положении. Его особенность заключается в уменьшении напряженности артикуляции.

В немецком языке есть гласные звуки, которые начинаются с артикуляции одного гласного, а заканчиваются артикуляцией другого. Оба компонента соединяют скользящее движение произносительных органов. Такие звуки намывают дифтонгами. Первый компонент дифтонга стоит под ударением, это всегда краткий открытый звук, четкий по своему качеству. При его артикуляции нижним челюсть должна быть сильно опущена. Второй компонент -- безударный, краткий и закрытый. Система немецких гласных включает в себя три дифтонга: [ао],,[ш].

Особенности немецких гласных:

Наличие фонематического противопоставления долгих и кратких гласных;

Наличие огубленных гласных переднего ряда [у:], [Y], [ш:], [њ];

Большая напряженность при артикуляции гласных (большая напряженность языка, активность губ);

Немецкие гласные -- высокие по тону, так как при их артикуляции язык продвинут вперёд;

Стабильность произношения немецких монофтонгов;

Долгие гласные в неударной позиции теряют часть долготы (явление количественной редукции);

Отсутствие качественной редукции неударных гласных (кроме редуцированного варианта фонемы [е:];

Немецкие гласные, стоящие в начале слова или корня, произносятся с твёрдым приступом (кнаклаутом). В начале артикуляции гласного происходит резкое смыкание и размыкание голосовых связок, которое сопровождается звуком, напоминающим щелчок .

Общая характеристика согласных звуков:

В основе всякого согласного лежит шум, так как при образовании согласных выдыхаемая струя воздуха непременно наталкивается на преграду, которую она преодолеет, что сопровождается шумом. Этот шум воспринимается нами как согласный.

Разные движения органов речевого аппарата образуют различные виды преграды: если произносительные органы смыкаются, образуется смычка. Если они приближаются друг к другу, образуется щель. Наконец, произносительный орган может колебаться в струе выдыхаемого воздуха.

Шум может происходить:

От взрыва смычки, образованной двумя органами речи;

От трения выдыхаемой струи воздуха в узкой щели;

От вибрации произносительного органа в потоке выдыхаемого воздуха.

В зависимости от того, какого рода преграда образуется в надставной трубе, различают следующие виды согласных звуков.

Преграда образуется в надставной трубе при участии, как правило, двух произносительных органов: активного и пассивного. По признаку активного органа согласные делятся на:

Губные: [р], [b], [v], [f], [m], [рf]

Переднеязычные: [d], [t], [z], [s], , [n],

Среднеязычные: [з], [j]

Заднеязычные: [k], [g], [?]

Увулярные: [г], [x].

Фарингальные: [h].

По признаку пассивного органа (по месту артикуляции) согласные делятся:

Губные: [р], [b], [m]

Зубные: [v], [f]

Альвеолярные: [d], [t], [z], [s], , [n]

Палатальные (место артикуляции -- твёрдое нёбо): [з]., [j]

Велярные (место артикуляции -- мягкое нёбо): [k], [g], [?],[х]

В произнесении согласных могут участвовать также и голосовые связки. В результате активности голосовых связок при артикуляции согласных звуков в гортани может возникать тон, который присоединяется к шуму, лежащему в основе согласного, в соответствии с тем, как в составе согласного сочетается шум с тоном .

Особенности немецких согласных:

в немецком языке нет фонематического противопоставления твёрдых и мягких согласных. Смягчаются только некоторые согласные и только в определённой позиции:

Немецкие глухие согласные [р], [t], [k] произносятся с аспирацией;

Звонкие согласные характеризуются неполной звонкостью;

В немецком языке нет долгих согласных. Удвоенное написание согласного служит показателем краткости предыдущего гласного;

Немецкие сонанты [m], [n], произносятся с большей напряженностью и более длительно по сравнению с русскими.

Фонетический минимум для начальной школы должен включать все звуки и фонетические явления, характерные для иноязычного произношения и вызывающе определенные трудности у учеников, а учителя при формировании произносительных навыков у учащихся должны обращать внимание на работу со звуками, отсутствующими в родном языке .

Загрузка...
Top