Изображение чиновников в комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души. Сочинение на тему Сатирическое изображение чиновничества в комедии Н

Местом действия в комедии "Ревизор явился маленький, захолустный городок, где царит произвол и нет даже полицейского порядка, где власти образуют корпорацию мошенников и грабителей. Эпиграф - "На зеркало неча пенять, коли рожа крива" - обобщающий, обличительный смысл "Ревизора".

Весь строй пьесы давал понять, это захолустный городок, из которого, как сказал городничий, "хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь", есть только часть громадного бюрократического целого.

Реакционеры кричали, что сюжет неправдоподобен, считая нереальным, чтобы такой тертый калач, как городничий, мог принять промотавшегося трактирного денди, "сосульку", "тряпку" за ревизора. Но такие случаи были нередки. Пушкина тоже в Нижнем Новгороде приняли за ревизора.

Развитие сюжета строится на испуганной психологии чиновников. Хлестакова принимают за крупного чина потому, что он "не платит и не едет".

Городничий радуется, что сумел сунуть Хлестакову взятку, это значит, что Хлестаков "свой", то есть такой же взяточник.

Картина всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола видна через реплики чиновников (больных морят голодом, у солдат под мундирами нет не только нижнего белья, но и даже рубах, деньги, собранные на церковь, пропили и проели. Решили объявить, что церковь построили, но она сгорела). Все чиновники - порождение вековой бюрократической системы, никто из них не чувствует своего гражданского долга, каждый занят своими ничтожными интересами, духовный и нравственный уровень их крайне низок.

Судья Тяпкин-Ляпкин не заглядывает в бумаги, потому что не может разобрать, где правда, а где неправда. Многолетняя волокита и взятки - таков суд в этом городе.

Проныра и плут Земляника еще и доносчик, он доносит мнимому ревизору на своих коллег. Доносы при Николае 1 были в большом ходу.

Смотритель училищ Хлопов - запуганное существо, он считал, что тупые учителя приносят больше пользы, потому что безвредны и вольной мысли не допустят.

На втором плане видны купцы, мастеровые, полицейские - вся уездная Россия. Типичность персонажей Гоголя в том, что городничие и держиморды будут при любом режиме. Но, что важно, купцы и мастеровые согласны на поборы, которые все влась предержащие накладывают на них! Это норма для России! Они бьют челом к лже-ревизору из-за того, что городничий уж очень распоясался, "не по чину берёт", а вернее хапает без меры!!!

В обрисовке характеров Гоголь развивает традиции Грибоедова и Пушкина. "Ревизор" и сейчас не сходит со сцен наших театров.

Другим произведением, олицетворяющим Россию в творчестве Гоголя, принято считать поэму "Мертвые души", которую автор начал писать в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. Центральный герой поэмы - Павел Иванович Чичиков. В характере этого героя ярко проявилось буржуазное начало, которое не было еще распространено в России. В чувствах Гоголя к Чичикову вложено отношение писателя к России того времени. Вопрос, куда идет Россия, заставляет автора погружать Чичикова в сравнительные ситуации, сталкивать героя с "мертвыми душами". Гоголь построил поэму двупланово. С одной стороны - мертвая Россия, с ее помещиками и губернскими чиновниками всех рангов, с другой - приходящая ей на смену "Россия Чичиковых".

"Россия Чичиковых" в поэме представлена одним героем. В отношении Чичикова Гоголь, чтобы ярче осветить происхождение и жизненное развитие нового типа, осмыслить его историческое место, подробно останавливается на биографии, характере и психологии героя. Он показывает, как сложилось его умение приспосабливаться в любой обстановке, ориентироваться в любой ситуации. Отец дал юному Чичикову совет: "Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой". Вся жизнь Чичикова стала цепью мошеннических махинаций и преступлений. Новый герой обладает преимуществами, которых нет у поместных дворян и губернского общества. На его стороне некоторое образование, энергия, предприимчивость, к тому же ловкость героя необыкновенная. Воспитание помогает ему втираться в доверие. Чичиков расчетливо и терпеливо может выжидать нужного момента.

Показав превосходство своего героя перед обществом. Гоголь вместе с тем показал всю пошлость и подлость его натуры. Гражданские и патриотические чувства не тревожат Чичикова, с полным равнодушием он относится ко всему, что не отвечает его личным интересам. Авантюры Чичикова связаны с человеческими несчастьями, он заинтересован в том, чтобы как можно больше умирало крепостных.

Губернское общество принимает мошенника и плута Чичикова потому, что считает его миллионером. Общее, что сближает Чичикова и губернское общество - это та же черта: жажда наживы. Губернскому обществу чужды понятия о гражданских и общественных обязанностях, для них должность - только средство личного удовольствия и благополучия, источник доходов. В их среде царят взяточничество, угодничество перед вышестоящими чинами, полнейшее отсутствие интеллекта.

Чиновничество сплотилось в корпорацию казнокрадов и грабителей. Городские верхи чужды народу. Гоголь в дневнике писал о губернском обществе: "Идеал города - это пустота. Сплетни, перешедшие пределы".

Пошлость и ничтожество интересов характеризует и женское общество. С претензиями на вкусы и образованность сочетаются сплетни, пустая болтовня о городских новостях, жаркие споры о нарядах. Дамы стремились подражать столичному обществу в манере говорить и одеваться, без ужимки они не произносили ни одного слова.

Гоголь осуждает дворянское общество, рабски копировавшее иностранные манеры. Герои Гоголя не несут в себе протеста против стеснившей их жизни, против "потрясающей тины мелочей". Они сами, в сущности, продолжение и выражение этой действительности, воспроизведенной в "Мертвых душах".

Гоголь показывает мир социальных пороков. Но, как мы поняли, не только они волнуют писателя. Злоупотребление чиновников чаще всего смешны, ничтожны и нелепы. "Не по чину берешь" - вот что считается прегрешением в этом мирке. Но именно "пошлость всего в целом", а не размеры преступных деяний, ужасают читателей. "Потрясающая тина мелочей", как пишет Гоголь в поэме, поглотила современного человека. Трагична развязка в "Ревизоре" и "Мертвых душах", потому что призрачные цели, к которым стремятся герои, растворяются как дым, как наваждение.

Город Гоголя - это символический, "сборный город всей темной стороны". И воспринимается он как символ всей николаевской системы.

Николай Васильевич Гоголь, всем сердцем любя Россию, не мог оставаться в стороне, видя, что она погрязла в болоте коррумпированного чиновничества, и поэтому создал эти произведения, отображающие действительное состояния страны. В комедии "Ревизор" Гоголь решил "собрать в одну кучу всё дурное в России, все несправедливости", задумал посмеяться над тем, что "действительно достойно осмеяния всеобщего".

Комедия Гоголя, затронувшая живые вопросы современности, вызвала самые противоречивые отклики. Реакционные круги боялись влияния комедии на общественное мнение. Она имела политический смысл. Передовые круги восприняли "Ревизора" как грозное обвинение николаевской России.

Гоголь создал глубоко правдивые картины, проникнутые острым юмором, обличавшие бюрократическую систему России. Смех – то оружие, которое должно выкорчевать всю мерзость российской жизни и вылечить, души искалеченные бытом николаевской России.

Сатирическое изображение чиновничества

Комедия Н. В. Гоголя «Ревизор» считается одним из лучших примеров драматургии в русской литературе. Своим произведением Н. В. Гоголь продолжил сатирические традиции, заложенные ещё Фонвизиным и Грибоедовым . Он давно мечтал написать комедию о бюрократическом обществе России и показать все пороки помещичье-чиновной системы. Образ чиновников уездного города N – это собирательный образ, включающий в себя все негативное в политической системе страны тридцатых годов XIX века. Сам автор о своем «детище» говорил, что хотел собрать все дурное, что только знал и разом посмеяться над этим.

В произведении виноваты не исполнители, а сами законы и существующий уклад жизни. Именно эту информацию хотел донести до читателей автор и ему это удалось. Для усиления эффекта в описании взяточников и казнокрадов Гоголь использовал ряд художественных приемов. С первой же страницы пьесы видно, что персонажи были подобраны и названы с юмором. Так, например, фамилия уездного лекаря – Гибнер, а частного пристава – Уховертов. Городничий «хоть и был взяточником, а вел себя солидно». Жена его воспитывалась наполовину на романах, а наполовину на хлопотах о своей кладовой или девичьей. Главный герой Хлестаков был представлен «без царя в голове», говорил и действовал необдуманно. Даже его слуга Осип был умнее.

Не менее интересно описаны и «отцы» города, то есть самые важные чиновники. Судья Ляпкин-Тяпкин был красноречив как Цицерон, ведь «он прочитал пять или шесть книг» и мог себе позволить рассуждать вольно. В письме Хлестакова к приятелю Тряпичкину попечитель богоугодных заведений, Артемий Филиппович Земляника , был описан как «совершенная свинья в ермолке». К числу сатирически изображенных чиновников можно отнести и таких второстепенных персонажей как Держиморда , Коробкин, Свистунов. Для всех чиновников города N были свойственные следующие общие черты: дух семейственности и взяточничество. А также, праздный образ жизни, невежество, бескультурье, чувство страха перед начальством, пренебрежение к простому люду.

Примечательно то, что в своей комедии Н. В. Гоголь не показал ни одного положительного персонажа. Все они по-своему порочны и имеют целый ряд недостатков. Единственным положительным героем этого произведения можно назвать смех. Только с его помощью можно обличать и высмеивать бессовестных казнокрадов. Именно анализирую образы чиновников, можно узреть идейно-художественный замысел автора. Посредством этих образов Гоголь обличил чиновничество не только одного города, но всей страны.

Сатирическое изображение чиновников в комедии Гоголя "Ревизор"

Комедия Гоголя "Ревизор" является одним из наиболее ярких драматических произведений русской литературы X|X века. Автор продолжил традиции русской сатирической драмы, основы которой были заложены в знаменитых комедиях Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума". Комедия представляет собой глубоко реалистическое произведение, показывающее мир мелкого и среднего провинциального чиновничества России второй четверти девятнадцатого века.

При описании этого мира Н.В. Гоголь широко использовал имеющиеся в его распоряжении литературные приемы, позволяющие наиболее полно характеризовать свои персонажи, сделав это в занимательной и легкодоступной зрителю и читателю форме.

Открыв первую же страницу комедии и узнав, что, например, фамилия частного пристава - Уховертов, а уездного лекаря - Гибнер, мы получаем, в общем-то уже достаточно полное представление об этих персонажах и об отношении автора к ним. Кроме того, Гоголь дал критические характеристики каждого из главных действующих лиц. Эти характеристики помогают лучше понять суть каждого персонажа. Городничий: "Хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно", Анна Андреевна: "Воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей", Хлестаков: "Без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения", Осип: "Слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет", Ляпкин-Тяпкин: "Человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен". Почтмейстер: "Простодушный до наивности человек".

Речевые портреты даны также и в письмах Хлестакова в Петербург к своему приятелю Тряпичкину. Например, Земляника, по выражению Хлестакова, - "совершенная свинья в ермолке".

Более полно эти портреты раскрываются в речевых характеристиках персонажей. Солидный городничий и разговор ведет солидный и размеренный: "право", "так вот такое обстоятельство", "полно, полно вам!". Провинциальная кокетка Анна Андреевна суетлива и невыдержанна; речь ее отрывиста и экспрессивна: "Кто же это? Это, однако, досадно! Кто же бы это такой был?". Хлестаков, кстати, по манере изъясняться несколько схож с Анной Андреевной: то же обилие восклицаний, сумбурная, отрывистая речь: "Я, брат, не такого рода! Со мной советую..."; та же рисовка: "А ваши глаза лучше, чем важные дела...".

Основным литературным приемом. которым пользуется Н.В. Гоголь при комическом изображении чиновника, является гипербола. В качестве примера применения этого приема автором можно назвать и Христиана Ивановича Гибнера, который не в состоянии даже общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка, и Аммоса Федоровича с почтмейстером, решивших, что приезд ревизора предвещает грядущую войну. Гиперболична поначалу и сама фабула комедии, но по мере развития сюжетного действия, начиная со сцены рассказа Хлестакова о его петербургской жизни, гипербола сменяется гротеском. Ослепление страхом за свое будущее, чиновники и хватаются за Хлестакова, как за соломинку, городское купечество и обыватели не в состоянии оценить всей абсурдности происходящего, и несуразности нагромождаются одна на другую: тут и унтер-офицерша, которая "сама себя высекла", и Бобчинский, просящий довести до сведения его императорского величества, что "в таком-то городе живет Петр Иванович Бобчинский", и многое другое.

Кульминация и следующая сразу за ней развязка наступают резко, жестоко. Письмо Хлестакова дает такое простое и даже банальное объяснение, что в этот момент оно выглядит для Городничего, например, гораздо более неправдоподобным, чем все хлестаковские фантазии. Следует сказать пару слов об образе Городничего. По всей видимости, ему придется расплатиться за грехи своего круга в целом. Разумеется, он и сам не ангел, но удар настолько силен, что у Городничего наступает нечто вроде прозрения: "Ничего не вижу: вижу какие-то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего..." "Чему смеетесь? над собой смеетесь!.." - бросает он в лицо чиновникам и в зал. Наделив Городничего сарказмом. Гоголь делает его более человечным и тем самым возвышает над остальными персонажами комедии.

Немая сцена: как громом пораженные стоят обитатели провинциального городка, погрязшие во взятках, пьянстве, сплетнях. Но вот идет очищающая гроза, которая смоет грязь, накажет порок и наградит добродетель. В это сцене Гоголь отразил свою веру в справедливость высшей власти, бичуя тем самым, по выражению Некрасова, "маленьких воришек для удовольствия больших". Надо сказать, что пафос немой сцены не вяжется с общим духом гениальной комедии.

Амантаева Мулдир Сейтхановна

Қызылорда қаласы, Қараөзек ауылы

39 «Қызылөзек» орта мектебінің

Орыс тілі және әдебиеті пәнінің мұғалімі

Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»

Класс: 10 а
Цели урока :

    расширение представлений о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике;

    сформировать понятие о драматическом произведении и об идейном замысле комедии;

    развитие аналитических умений и навыков учащихся;

    закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими;

    развивать творческие способности учеников;

    формирование положительных нравственных ориентаций.

Задачи : повторить известные сведения о писателе и его творчестве; отработать умение учащихся самостоятельно работать со слайд-презентацией и с учебником, воспитание уважительного отношения к творческому наследию писателя.

Оборудование : мультимедийная установка, слайд-презентация, художественный фильм «Ревизор» (1952г.)
Эпиграф:

«Сборный город всей темной стороны»

Н.В.Гоголь
Ход урока

    Организационный момент .

Слайд 1. Мы с вами продолжаем изучать творчество Н.В.Гоголя. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какие пороки чиновничества разоблачает Николай Васильевич в своем произведении «Ревизор». Вспомним, что такое сатира, которым в совершенстве владел Гоголь.

    Проверка домашнего задания .

Вопросно-ответная беседа. Слайд 2 Насколько хорошо мы знакомы с Николаем Васильевичем Гоголем, его биографией?
1. В каком году родился Н. В. Гоголь? (в 1809г.)
2. Кем был подсказан Гоголю сюжет “Ревизора”? (А. С. Пушкиным)
3. Какое место считается родиной Н. В. Гоголя? (местечко Сорочинцы, Миргородского уезда, Полтавской губернии)
4. В каком учебном заведении учился Гоголь в Нежине? (гимназия)
5. Где в Москве есть памятник Н. В. Гоголю? (на Никитском бульваре)
6. Как Полтава связана с именем Гоголя? (в Полтаве Гоголь учился в училище)
7. В каком году был создан “Ревизор”? (в 1836г.)
8. В каком произведении упоминается родина писателя? (“Сорочинская ярмарка”)
9. В каком году писатель скончался? (в 1852 г.)
10. В каком театре состоялась премьера “Ревизора”? (В Александринском. Ныне Академический театр драмы имени А. С. Пушкина г. Санкт- Петербург)

- На дом было задано прочитать весь текст до конца, подготовить таблицу «Чиновники уездного города», используя «Замечания для господ актеров» и первое действие комедии.

Проверка домашнего задания (знание текста).

Определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».(драма, потому что герои характеризуются только речью);

Сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики:

1. Городничий

2. Жена Городничего

3. Хлестаков

4. Осип

5. Ляпкин – Тяпкин

6. Земляника

7. Почтмейстер

1. «неглупый по-своему человек»

2. «умнее своего барина»

3. «очень услужлив и суетлив»

4. «молодой человек, несколько приглуповат»

5. «простодушный до наивности»

6. «провинциальная кокетка»

7. «…прочитавший 5-6 книг»

Ответы: 1. 1; 2. 6; 3. 4; 4. 2; 5. 7; 6. 3; 7. 5

Слово учителя.
Город, в котором мы живем и родились, мы называем родным. Именно с этим местом мы связываем надежды на будущее, поэтому хотим, чтобы наш город был красивым, чистым, уютным.
Именно поэтому известные писатели поднимали проблемы, связанные с жизнью небольших городов, разбросанных по всей необъятной нашей родине, исследовали нравы, царящие в этих городках, рассматривали людей, живущих там.

– А ведь каждым уездным городом в XIX веке руководил городничий. Все названные сословия подчинялись ему.
– Как звали городничего в «Ревизоре» (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский).

3. Новая тема. Беседа.
Обычно, читая произведение, мы, читатели, обращаем внимание на время и место действия. Что можно сказать о времени и месте действия в комедии?

Уездный город удален от центров. Городничий замечает: «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». (1 действие, 1 явление)

Время действия – 1831 год. Это можно определить со слов судьи. Он говорит, что 15 лет сидит на судейском стуле (1 действие, 3 явление), а в сцене с Хлестаковым докладывает: «С 816 года был избран на трехлетнюю службу по воле дворянства и продолжал должность до сего времени» -(4 действие, 3 явление).
В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» перед читателями и зрителями проходят чиновники, городские помещики, мещане, полицейские, купцы и крепостные… гоголь изобразил типичный для первой половины19 века небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за порядком в городе, невежественностью его обитателей, грязью, неблагоустроенностью.

Рассмотрение таблицы «Чиновники уездного города»:


Имя чиновника


Сфера городской жизни, которой он руководит


Информация о положении дел в этой сфере


Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства

Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

«Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»


Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин


Судья


Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.


«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

«Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют

« Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»


Лука Лукич Хлопов


Смотритель училищ


Учителя «имеют очень странные поступки»


Напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».


Иван Кузьмич Шпекин


Почтмейстер


Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят


Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – «преинтересное чтение», «смерть люблю узнать, что есть нового на свете»


Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме гордничего

Знакомство с фрагментами из фильма «Ревизор»
1 действия 1 явление, 2 действие 8 явление

Кого из чиновников больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?
(Городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял.)

Как обращаются чиновники к городничему? Только ли положение городничего выделяет его среди других?
(Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить.)


-Расскажите о порядках в городе и о тех распоряжениях, которые отдал городничий. Как вы оцениваете эти распоряжения?
(Распоряжения, которые направлены на поверхностное скрытие непорядков. на самом деле проблемы и непорядки никуда не исчезают.)


-Почему Городничему до сих пор все сходило с рук?
(Потому что он мошенник из мошенников, трех губернаторов обманул, умеет попользоваться где связями, где взятку даст)

Как Гоголь передает лицемерную доброжелательность Городничего во время разговора с чиновниками? Почему именно так ведет с ними разговор?
( Потому что он зависит от них на данный момент, боится, что они все расскажут ревизору)

Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора?
(Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности).

С какой целью городничий решает отправиться в гостиницу?
( Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи2, да еще и благодарность получать при этом. Он поступал обдуманно и расчетливо: если чиновник-ревизор скрывает свое имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю. Появляясь в гостинице, как заботливый хозяин города, чтобы узнать, «не терпят ли проезжающие неприятностей», городничий не только не нарушает инкогнито ревизора, но и предстает перед ним при самых выгодных обстоятельствах – в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих. Посещение гостиницы создает очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем и ознакомиться с ним без посторонних свидетелей.)

С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.

Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3. (чтение и анализ)

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету) Это придает комедии пафос

Словарная работа.

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

Пафос – воодушевление, подъём, энтузиазм.

Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги? (Нет)

Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них имеет дело к Хлестакову)

Что можете сказать о чиновниках?

Запишем вывод в тетрадь: «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

Явление 12-14.

Есть ли в комедии любовный сюжет? Почему вы так думаете? (его главные слабости: деньги, женщины и вранье) Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность.

Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет) В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.

В комедии нет любовного сюжета. А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги.

Тетрадь: «В комедии нет любовного сюжета, а есть пародия на любовную интригу.)

Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор?

Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)

Вывод по образу Хлестакова: (Обращение к таблице)

Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)
-«Ревизор» - юмористическое или сатирическое, или ироническое произведение? Почему?
В пьесе есть диалоги, монологи, ремарки.

Запись в тетрадях

Ремарка – это пояснения для актёров, постановщиков спектакля.

4.Работа в группах
Задание. Попробуйте поставить себя на место этих героев в этой непростой ситуации. Прокомментируйте поведение героев в ходе диалога. Заполним таблицу. (2 действие, 8 явление)
Группа Городничего

Ремарки

Речи про себя

^ Говорит вслух


«Робея»


«Все рассказали проклятые купцы».


«Извините, я право не виноват»


«Вытянувшись и дрожа всем телом»


«О, тонкая штука!...»

Ну, слава богу, деньги взял


«Пожалуйте, не погубите…»


«Дрожа»


«нужно быть посмелее…»


«Благое дело изволили предпринять»


«С лицом, принимающим ироническое выражение»


Да, рассказывай! – не знал, чем заплатить!...»; «В Саратовскую губернию!...»; «Прошу посмлотреть, какие пули отливает…»


«Осмелюсь ли просить вас…но нет, я недостоин…»

Группа Хлестакова

Ремарки

Речи про себя

^ Говорит вслух


«Кланяется»


«Мое почтение…»

«сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко»

Да что же делать!...я не виноват…Я, право, заплачу…

«бодрится»

Я,я,я…

«В размышлении»

Я не знаю, однако ж, зачем вы мне говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской жене

Почему у Хлестакова нет речи про себя? О чем это говорит?

- Это говорит о том, что Хлестаков не играет. Он на самом деле боится и на самом деле ничего не понимает, что вокруг происходит. Он глуповат, пустой человек.

- Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живет на службе», которого «ни один купец, ни подрядчик не мог провести», который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду», который «трех губернаторов обманул», сам обманулся на счет Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

Какие детали указывают на то, что взятки – обычное дело для чиновников? (действие 4, явление 1)

    (Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать, вопрос лишь в том, как половчее ее подсунуть и сколько дать.

    Цель взяток весьма практическая: защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. К активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.

    Чиновники убеждены, что ревизору необходимо «подсунуть» взятку, так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между четырех глаз… чтобы и уши не слышали…», - так считает Артемий Филиппович (1-ое явление,4 действие).)

Перечитайте 1-е и 2-е явления 5 действия и обратите внимание на поведение городничего .

(Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».)

Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2 явление 5 действия). В чем комизм ситуации?

( Жесткость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: «Что, самоварщики, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что? Много взяли?» Городничий кичится своим дворянством, а сам участвует в расхищении казны вместе с купцами, бранится хуже извозчика, сыплет угрозами, как жандарм.)

«Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу… он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали…»

В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников.

Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире?
( Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками – это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!)

В.Г.Белинский в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник-Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство от отца и от окружающего мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их – взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатностью и богатством и скотская грубость перед низшими»

5.Итог урока
Давайте еще раз перечислим, какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:

    взяточничество

    казнокрадство

    низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством

    скотская грубость перед низшими

    самоуправство

    произвол

    безнаказанность

    мошенничество

    подобострастие

    фантасмагория

6.Тест-тренажер 7.Домашнее задание

1. В комедии две развязки. Это крайне редко встречается в драматургии. Что этот прием дает комедии «Ревизор?» (письменно) Используйте материал урока, особенно его заключительной части.

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

8.Вывод. Слово учителя.

– Гоголь безмерно любил Россию и именно поэтому разоблачал пороки общества

9. Выставление оценок.
Наш урок подошел к концу. До свидания!

Группа Городничего

Ремарки

Речи про себя

^ Говорит вслух



39 средняя школа

Открытый урок по литературе:

Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В.Гоголя

10 класс

Амантаева Мулдир

Сеитханова

Тема урока: «Комедия «Ревизор»: русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя»

Эпиграфы урока:

Ю.Манн

Хлестакову принадлежит главная роль в действии.

Около него обращаются все прочие лица,

как планеты около солнца.

Ю. Манн.

Цели:

  1. Обучающая : работа над художественными особенностями пьесы; страх перед ревизором как основа комедийного действия.
  2. Развивающая : развитие аналитических умений и навыков учащихся.
  3. Воспитывающая : формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приёмы : чтение отдельных эпизодов комедии, аналитическая беседа, презентация, анализ рисунков художников к пьесе, литературный диктант.

Оборудование: презентация “Ревизор”, рисунки к комедии, табличка с характеристикой Хлестакова.

Ход урока:

Оргмомент.

Учитель:

Какое его произведение мы изучаем?

На прошлом уроке мы вами начали знакомство с текстом. Прочтите 1-й эпиграф к уроку. Как вы понимаете слова современного литературоведа Юрия Манн. Прочтите 2-й эпиграф к уроку. Кто же эти планеты? (чиновники) Значение этого эпиграфа в ходе урока мы будем разбирать, будем обращаться к этим высказываниям и не только к этим. (Отсюда наша тема урока: запишите ее и эпиграфы)

1. Проверка домашнего задания (знание текста). Тест. Демонстрация презентации с вопросами:

- определите, к какому роду литературы относится комедия «Ревизор».

(драма, потому что герои характеризуются только речью);

- сопоставьте действующих лиц и свойственные им характеристики:

Ответы:

  1. 1. 1
  2. 2. 6
  3. 3. 4
  4. 4. 2
  5. 5. 7
  6. 6. 3
  7. 7. 5

Литературный диктант: стр.18

1. «Я как будто предчувствовал: сегодня мне всю ночь снились какие-то две необыкновенные крысы. Право, этаких я никогда не видывал: черные, неестественной величины! Пришли, понюхали - и пошли прочь». (Городничий , Антон Антонович)

2. «…есть так хочется и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк затрубил в трубы. Вот не доедем, да и только, домой! … профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул…» (Осип)

3. «Отчего же нет? Я видел сам, проходя мимо кухни, там много готовилось. И в столовой сегодня поутру двое каких-то коротеньких человека ели семгу и еще много кой-чего». (Хлестаков)

4. «Фи, маменька, голубое! Мне совсем не нравится: и Ляпкина-Тяпкина ходит в таком, и дочь Земляникина тоже в голубом. Нет лучше я надену цветное». (Дочь городничего , Марья Антоновна)

5. «Да для вас … еще ничего не готово. Простого блюда вы не будете кушать, а вот как барин ваш сядет за стол, так и вам того же кушанья отпустят». (Слуга трактирный)

6. (входя и останавливаясь, про себя). «Боже, Боже! Вынеси благополучно; так вот коленки и ломает. (Вслух, вытянувшись и придерживая рукой шпагу.) Имею честь представиться: судья здешнего уездного суда, коллежский асессор…» (Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судья)

7. «Очень может быть. (Помолчав.) Могу сказать, что не жалею ничего и ревностно исполняю службу. (Придвигается ближе с своим стулом и говорит вполголоса.) вот здешний почтмейстер совершенно ничего не делает: все дела в большом запущении, посылки задерживаются…Судья тоже…в присутственных местах держит собак и поведения…самого предосудительного». (Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений )

8. «(бьет себя по лбу). Как я – нет, как я, старый дурак? Выжил, глупый баран, из ума!.. тридцать лет живу на службе … мошенников над мошенниками обманывал … Трех губернаторов обманул!...» (Городничий)

9. «Разумеется. Прибежали как сумасшедшие из трактира: «Приехал, приехал и денег не плотит… Нашли важную птицу!» (Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ )

10. «Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.» (Жандарм)

2 . Анализ 4 действия комедии .: (Обращение ко 2-му эпиграфу)

Хлестакову принадлежит главная роль в действии. Около него обращаются все прочие лица, как планеты около солнца.

Ю. Манн.

«Ревизор» – это целое море страха». Ю. Манн

Что же представляют собой планеты, которые вращаются вокруг солнца? Планету характеризует ее название. Посмотрим на имена героев: сам автор давал артистам, игравшим роли в «Ревизоре» такие рекомендации:

Можно сказать, что интересы большинства других героев направлены именно к Хлестакову? (Прохоров-пьян, стр.33; квартальный-с докладом к городничему, стр. 33; частный пристав-докладывает о нарушениях в городе) (их не волнует ревизор, они для него очень мелкие планеты) явление V стр. 35) Как это характеризует городничего, его работу т.е. положение дел в городе)

Хлестаков испугался (стр. 46)

Обратимся теперь к Хлестакову, которого Манн сравнивает с солнцем: (Явление V стр. 43) Как этот монолог х-ет Хлестакова?

Переходим к анализу 4 действия и анализируем сцены, где чиновники собираются в доме гордничего. Стр.71

ФИЗМИНУТКА

С какими намерениями собрались они в доме городничего на следующий день? (Изыскивают наилучшую форму представления “ревизору” и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю)

Словарная работа.

Дайте лексическое толкование слову “взятка”.

(Взятка - деньги или материальные ценности, даваемые должностному лицу как подкуп, как оплата караемых законом действий.)

Как вы думаете, почему Гоголь не употребляет нигде слово “взятка”, а заменил его на просторечие “подсунуть ”, так говорят про себя чиновники, а вслух «дать вдолг»? (сказать «взятка» - это признать себя виноватым, что-то делающим не так, как надо или не делающим совсем. А они, естественно в этом не признаются даже сами себе.) Например, вспомните почтмейстера: он прочитал письмо, вслух говорит об этом, но не считает это преступлением…»

Какие детали указывают на то, что взятки – привычное дело?

(Рассуждают о том, как даются взятки и как берутся)

Кто первый предлагает “подсунуть”? (Судья) Цель этих взяток?

(Защитить, предохранить своё ведомство от ревизий)

Явление 3.стр. 73 (чтение и анализ)

Прочитайте слова Аммоса Фёдоровича “в сторону”. (“А деньги в кулаке, да кулак-то весь в огне”, “точно горячие угли под тобою”, “вот уж я и под судом”) Как чувствует себя судья во время дачи взятки? (Страх) Как он даёт взятку?

Кто еще дает взятки? (все)

Как они делают? (входят и обращаются к Хлестакову торжественно, волнуются: Лука Лукич не с того конца закуривает сигарету ) Это придает комедии пафос

Словарная работа .

Здесь комедия превращается в трагедию, т. е. меняется пафос комедии. Дайте лексическое толкование слова “пафос”.

ПАФОС . (Воодушевление, подъём, энтузиазм)

- Запишите новое слово в тетрадь и запомните его значение.

- А Хлестаков понимает, почему ему дают деньги ? (Нет)

Как ведут себя с Хлестаковым Добчинский и Бобчинский? (Они дают ему мало денег, они его не боятся, как другие, но один из них имеет дело к Хлестакову)

- Давайте вновь обратимся ко 2 эпиграфу. Как вы его понимаете? Теперь вам понятнее стало как планеты – чиновники обращаются вокруг Хлестакова . Что можете сказать о чиновниках?

Запишем вывод в тетрадь : «Растерянность, страх, трепет свойственны всем чиновникам, каждый из них даёт взятку по-своему, что отражено в их речи, действиях и ремарках».

Явление 12-14. Стр. 89

- Есть ли в комедии любовный сюжет ? Почему вы так думаете? (его главные слабости: деньги, женщины и вранье) Во всем этом он не может себе отказать, если есть хоть малейшая возможность.

Любовь – это высокое чувство, а здесь этого нет. ОН влюбился к кого-то? (нет) В общении с дамами Хлестаков чувствует себя уверенно.

А объяснение его с матерью и дочкой является пародированием любовной интриги .

Тетрадь: « В комедии нет любовного сюжета , а есть пародия на любовную интригу.)

Как чиновники узнают, что Хлестаков не ревизор? стр. 105

Почему они не хотят его догнать? (Боятся, что об этом узнают другие, и они станут посмешищем)

Вывод по образу Хлестакова : (Обращение к таблице)

Хлестаков лучше или хуже чиновников? (такой же как они)

3. Рисунки к “Ревизору” и их анализ:

Дайте коротко характеристику и анализ тому, что изображено.

(При наличии времени: какой эпизод вам понравился? Почему? (Значение немой сцены и чтение по ролям эпизодов по выбору детей)

4. Подведение итогов

Посмотрите на эпиграфы к уроку. Выражение «море страха» - это по-вашему….. (боязнь наказания, потеря должности).

«…как планеты вокруг солнца…» (Хлестаков для них – есть солнце, от которого зависит их благополучие)

А чем по-вашему будет для них «новый» ревизор? У вас есть уверенность, что приехал честный ревизор? И что будет потом? (Возможно то, что и было, и придется снова давать взятки. Или, он не возьмет их и тогда они лишатся своих мест). И то и другое для чиновников страшно.

Комедия устарела?

Вопросы, которые волновали Гоголя 200 лет назад, актуальны?

Чем опасно взяточничество?

5. Оценки за работу на уроке:

(назвать всем оценки, отметить работу каждого)

6. Задание на дом: 1. В комедии две развязки. Это крайне редко встречается в драматургии. Что этот прием дает комедии «Ревизор? » (письменно) Используйте материал урока, особенно его заключительной части.

2. Подготовьте выразительное чтение любых сцен комедии.

На следующем уроке мы с вами будем говорить о беспринципности, лживости, авантюризме, равнодушном отношении к службе чиновников. Будем выразительно читать комедию. И обсуждать, как влияют на положении дел в государстве подобные чиновники.


Загрузка...
Top