История России (кратко). История развития российского государства

Становление и развитие российской государственности насчитывают много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор.

Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития: Древнерусское государство, Московское государство, Российская империя, Советское государство и Российская Федерация.

Этап 1. Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX века и существовало до середины XV века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. При нем в 988 году Русь приняла православие как государственную религию. После этого в стране стала распространяться грамотность, развиваться живопись и литература.

Однако к концу XII века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. В результате в XIV веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.

С XIV века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты . Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле. Однако понадобилось еще почти сто лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

Этап 2. Московское государство существовало с середины XV до конца XVII века. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости Золотой Орды, завершился процесс «собирания земель» вокруг Москвы, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия. Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось торжественное венчание Ивана IV на царство в 1547 году. За этим событием последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви. Становление российского самодержавия в XVI веке сопровождалось его успехами в области централизации государства и активизацией внешней политики. Обеспечению роста международного авторитета Московского государства способствовало также значительное расширение его территории за счет успешных завоевательных походов и колонизации новых земель на востоке.



Все это привело к образованию великорусской нации.

В конце XVI - начале XVII века Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». Наше Отечество оказалось на грани распада и утраты своей государственности. Однако благодаря всенародному патриотическому подъему кризис удалось преодолеть. Начало правления вновь избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось восстановлением территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа.

На протяжении XVII века в стране формируются основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

Этап 3. Государство Российская империя охватывает эпоху с конца XVII до начала XX века. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Эпоха Петра I явилась переломным периодом в истории России. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон.

После смерти Петра I Российская империя вступила в эпоху дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 год на российском престоле сменились шесть самодержцев, включая младенца-царя Ивана Антоновича. Огромное значение в управлении империей тогда приобрели всесильные временщики.

Правление Екатерины II (1762 - 1796 гг.) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», небывалым ростом привилегий дворянства как благородного сословия Российской империи и одновременно невиданным размахом крепостнического произвола.

Попытки Павла I (1796 - 1801гг.) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.

В XIX веке Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем. Александр I (1801 - 1825 гг.) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - укреплением полицейского государства - аракчеевщиной. Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 году на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции.

Политика Николая I (1825 -1855 гг.) вопреки требованиям эпохи, препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX века. Сменивший Николая I Александр II (1855 - 1881 гг.) наконец-то осуществил «великую реформу», декларировав отмену крепостной зависимости крестьянства (1861 г.). За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования.

Однако эти реформы не ликвидировали разрыв между центральной властью и обществом в целом, а лишь радикализировали общественное сознание революционно настроенной интеллигенции.

Попытки Александра III (1881 -1894 гг.) стабилизировать государственно-политический строй самодержавной России путем проведения ряда контрреформ только увеличили разрыв между монархом и его подданными.

Вступление на престол последнего российского самодержца Николая II (1895 -1917 гг.) ознаменовалось невиданным размахом революционного движения в России и неизбежным крахом монархического строя.

Этап 4. Советское государство существовало с февраля 1917 года до конца 1991 года и связано с оформлением основ советской государственности в эпоху революционного преобразования императорской России в Российскую республику. Этот этап развития нашего государства вобрал в себя кризис центральной государственной власти и разложение этнополитического единства страны, утрату Временным правительством демократической перспективы государственного развития и дальнейшую радикализацию революционного движения в стране, на волне которой к власти в результате революции пришли большевики во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В ходе Гражданской войны большевизм, ставший идеологическим стержнем нового строя, сформировал Союз Советских Социалистических Республик (СССР), который восстанавливал политическое и территориальное единство большей части бывшей Российской империи.

Во главе партийно-номенклатурной верхушки авторитарно-тоталитарного государства в течение 30 лет (с начала 1920 годов до 1953 года) бессменно находился «великий вождь и отец народов» И.В. Сталин.

Благодаря неисчислимым жертвам и беспримерному героизму нескольких поколений советских людей Советское государство в кратчайшие сроки приобрело могучий экономический потенциал и стало мощной индустриальной державой, что позволило СССР не только выстоять, но и разгромить фашизм в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945 .гг.).

Одновременно победа в войне стала началом широкомасштабного соперничества двух государственно-политических и экономических систем на международной арене - СССР и Соединенных Штатов Америки (США). В послевоенный период в условиях «холодной войны» развернулась беспрецедентная гонка вооружений, в основе которой лежало советско-американское соперничество.

Советские лидеры - наследники Сталина, осознавая необходимость и неизбежность реформирования устаревшей модели тоталитарного государства, но боявшиеся утраты партийной номенклатурной власти в стране, пытались провести преобразования, не меняя основ социалистического строя. Попытки реформ в период «оттепели» привели к отставке лидера Коммунистической партии Советского Союза (КПСС) Н.С. Хрущева (1964 г.), а политика «перестройки» последнего Генерального секретаря Центрального Комитета КПСС М.С. Горбачева завершилась распадом СССР как единого тоталитарного государства и крушением партийно-советской системы.

Этап 5. Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 года и продолжается по настоящее время. За прошедшее время в стране произошли принципиальные перемены. Была принята новая Конституция РФ 1993 года, которая позволила сформировать демократическую политическую систему. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

Новый - XXI век в становлении и развитии российской государственности начался с того, что 26 марта 2000 года в первом же туре президентских выборов исполняющий обязанности Президента Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин, получив почти 53% голосов, одержал убедительную победу.

Важнейшим направлением в деятельности нового Президента Российской Федерации стало осуществление масштабной административной реформы, так как сложившаяся структура власти требовала своего совершенствования.

В связи с этим 13 мая 2000 года в целях обеспечения реализации главой государства своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования системы контроля за исполнением их решений Президентом РФ подписан Указ об образовании семи федеральных округов - структурных единиц нового политического деления России.

Также Президентом РФ был подписан Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». Изменение принципа формирования Совета Федерации поставило вопросы об организации постоянного диалога субъектов РФ и главы государства по основным проблемам государственной жизни, о форме участия регионов в подготовке и принятии важнейших общегосударственных решений. Такой формой стал Государственный Совет Российской Федерации. Указ об образовании Госсовета РФ был подписан Президентом Российской Федерации уже 1 сентября 2000 года.

Все вышеназванные меры были направлены на наведение порядка в органах власти. Но это была не конечная цель, а лишь начало государственной модернизации России, которая предполагала: совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации в целях обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан, обеспечение точного и эффективного проведения экономической стратегии на всей территории России.

Прошедшая весной 2004 года реформа Правительства РФ и изменения в его структуре, продолжавшиеся до конца 2007 года, привели к сокращению количества министерств и созданию так называемой трехуровневой системы исполнительной власти (министерство, служба, агентство). Теперь Правительство РФ состоит из Премьер-министра, двух Первых заместителей, трех Вице-премьеров, федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств. Причем в структуре федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет лично Президент Российской Федерации.

Изменения структуры органов исполнительной власти Российской Федерации произведены в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» в целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти.

Важную роль в развитии российской государственности играет Федеральное собрание РФ, состоящее из Совета Федерации и Государственной Думы, которые работают на постоянной основе. По сложившейся традиции Совет Федерации называется верхней палатой парламента, а Государственная Дума - нижней, хотя по своему положению они равны, и каждая выполняет свои функции, определенные Конституцией РФ. Обе палаты вырабатывают законы для всего общества, народного хозяйства России, для всех без исключения экономических укладов, основных сфер и отраслей, для всех социальных групп и каждого гражданина. Главная цель обеих палат, парламента в целом - обеспечение благополучия и процветания народов России, целостности и независимости государства, защита прав и свобод человека.

История России всегда была неотъемлемой частью мировой истории. Рассматривая ретроспективно историю России в контексте мировой истории, задумываешься об истоках самобытности, о логике развития отечественной истории. Стремление разобраться в этих вопросах неизбежно подталкивает к сопоставлению с историей других народов. Изучая историю России, нельзя не увидеть в ней, наряду с общими для всех стран чертами, глубокие национальные особенности. География, природно-климатические условия, геополитическая среда, религия, русский национальный характер и многонациональный состав России - эти и другие факторы, безусловно, влияли и продолжают влиять на её историческое развитие.

Промежуточное положение между Европой и Азией, многовековое параллельное взаимодействие с христианским Западом и мусульманско-языческим Востоком определили историю России и сформировали раздвоенное национальное сознание россиян. Такой фактор, как естественная открытость границ русских земель, также имел многообразные последствия. Действительно, русские земли не были защищены естественными преградами: их не ограждали ни моря, ни горные цепи. Постоянная угроза военных вторжений в связи с этим требовала от государства огромных усилий, материальных затрат, людских ресурсов по обеспечению своей безопасности. Кроме того, чтобы пробиться к морям, России пришлось столетиями вести напряжённые кровопролитные войны. Прямым следствием этого стало возрастание роли государства и армии в обществе.
Первостепенное влияние на русскую историю оказал религиозный фактор. Принятие православия приобщило Россию к европейской цивилизации, но вместе с тем преемственность с византийскими традициями направила её историческое развитие в особое, не всегда совпадающее с европейским процессом.
Подчеркнём, что многие крупнейшие историки отличительной чертой российской истории считали колонизацию. Колонизация земель, осуществляемая в IX – XVII вв., всё более препятствовала сближению России и Европы, усвоению передовых достижений европейской цивилизации. В IX – XII вв. древнерусское государство располагалось на великом европейском торговом пути "из варяг в греки" между северной и южной Европой. Два центра Древней Руси - Новгород и Киев - стояли на узловых пунктах этого пути. В силу ряда причин государственность на Руси возникла в IX – X вв., т. е. на 3-4 столетия позднее, чем на западе континента. Однако несмотря на это запаздывание и определённую специфику развития, связанную с более медленным развитием частной, точнее вотчинной собственности, домонгольская Русь отнюдь не была "медвежьим углом" Европы. Она пользовалась широким международным признанием.
Несмотря на целый ряд самобытных черт, сам тип развития Древней Руси в принципиальном плане был общим с Европой. Однако уже в XIII в. торговый путь "из варяг в греки" уступил своё место "янтарному пути", шедшему через Центральную Европу. В это время роль ведущей морской державы Средиземноморья перешла от Византии к Венецианской республике. В результате этого и монголо-татарского завоевания Древняя Русь утратила свой политический авторитет, стала периферией Европы. К тому же отток населения на северо-восток, подальше от кочевников, усилившийся после татарского нашествия, привёл к переходу значительной части русского населения из сферы культурного господства Европы, Византии в зону влияния арабо-исламского мира в Поволжье. Монголо-татарское иго, завоевание Казанского и Астраханского ханств, освоение Сибири поставили Московское государство перед необходимостью взаимодействия с азиатской культурой и азиатской политической традицией. В процессе колонизации восточных земель Россия становилась частью евразийского геополитического пространства, в котором издревле существовали авторитарные формы власти. Если Древняя Русь была повёрнута лицом к Европе, то Московское государство в XV – XVII в. – лицом к Азии.
Под мощным давлением Востока, воплотившемся в монголо-татарском иге, специфические черты развития страны приумножились, трансформировавшись в особый русский тип феодализма - как бы промежуточный между европейским и восточным. Россия оказалась отрезанной от Европы и встала на собственный, теперь уже принципиально отличный от западноевропейского путь развития. Складывание крепостного права и самодержавная власть царя явились как бы платой за создание государства в условиях недостаточности социально-экономических предпосылок и приоритетного значения внешнеполитического фактора (необходимость борьбы с ордынским игом и Великим княжеством Литовским). Отсюда и определённая идеологизация государства – единственного к тому времени оплота православной веры. Со времён Ивана Грозного две принципиальные и взаимосвязанные черты: гипертрофированная роль государства и некоторая недоразвитость, незащищённость частной собственности сближали Россию со странами Востока, а борьба самобытных русских традиций с влиянием Запада стала одной из "осей" отечественной истории.
Непрерывное территориальное расширение предопределило тот факт, что в течение веков экономическое развитие шло вширь, обеспечивалось за счёт количественных факторов (экстенсивный тип). У российского населения не было острой необходимости переходить от традиционного хозяйствования к более эффективному, так как всегда оставалась возможность переселиться на новые места, освоить новые территории.
Российская география не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это сохраняло архаичные традиции общинной организации деревенской жизни. В отличие от Европы община в России не исчезла, а стала развиваться. Примерно с XVI в. русские крестьяне всё чаще расстаются с хуторской системой расселения (она сохраняется в основном в южных районах) и концентрируют свои дворы и хозяйства в многодворные деревни и сёла. По мере усиления личной крепостной зависимости с конца XVI в. возрастают защитные функции соседской общины, её первобытный демократизм и уравнительные тенденции. Наряду с производственными функциями община решала такие социальные проблемы, как сбор податей, налогов, распределение рекрутской повинности и другие. Несмотря на энергичное втягивание сельского хозяйства со второй половины XIX в. в рыночные отношения, общинные традиции сохранялись там вплоть до 1917 г. (настоящего времени).
Наконец, нельзя не отметить тот факт, что крайне тяжёлые условия труда русского землевладельческого населения наложили отпечаток на национальный характер. Речь идёт прежде всего о способности россиянина к крайнему напряжению сил, готовности помочь ближнему, чувстве коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций. В то же время вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.
Как уже отмечалось выше, одной из главных черт российского исторического процесса была гипертрофированная роль верховной власти по отношению к обществу. Отметим, что под непосредственным влиянием власти образовались даже сословия. Общество было разделено на слои с чётким определением статуса и функций каждого. Соборное Уложение 1649 г. закрепило положение различных категорий населения и круг их повинностей.
Идея служения общему благу, "миру", ради которого человек должен жертвовать своим личным, была важнейшей частью менталитета россиянина. В этой связи идея служения общему государственному началу играла значительную роль в духовном настрое российского народа. "Россия – самая могущественная и самая бюрократическая страна в мире; всё в России превращается в орудие политики. Великие жертвы понёс русский народ для создания русского государства, много крови пролил, но сам остался безвластным в своём необъятном государстве", – писал о роли государственного начала в жизни русского народа выдающийся русский учёный Николай Александрович Бердяев.
Российская история во многом представляет собой историю социального реформизма. Реальные изменения в экономическом и политическом строе на протяжении последних столетий происходили, как правило, в результате реформ. Глубокая модернизация и европеизация России была проведена Петром Великим. Действительно, XVIII век - это время утверждения в России светской культуры, формирования национального языка, возникновения профессионального театрального, музыкального и изобразительного искусства. Но все эти новации лишь в самой минимальной степени затрагивали 90% населения крестьянской России, продолжавшей жить по обычаям предков. Именно в XVIII веке в результате форсированной европеизации произошёл тот культурно-цивилизационный раскол в русском обществе, который окончательно отделил его верхушку от народных масс, определив на столетие вперёд обострявшееся взаимное непонимание между ними.
С именем крупного государственного деятеля М.М. Сперанского, близкого советника императора Александра I, связан реформистский процесс первой половины XIX в. Исключительны по своему объёму также аграрная, городская, земская и другие реформы 60 – 70-х гг. XIX в. Мы говорим об этом периоде как об "эпохе великих реформ". Процесс модернизации российского общества в начале XX в. был начат по инициативе такой значительной политической фигуры российского реформаторства, как Пётр Столыпин. В истории советского общества также были и глубокая модернизация общественного уклада в конце 20-х - в 30-е гг., и хрущёвский реформизм, и, наконец, попытки обновления общества во второй половине 80-x - в 90-е гг.
Следует подчеркнуть, что в силу специфики российской истории реформы всегда начинало государство. Отсюда решающее значение для судеб преобразований имела позиция верховной власти: царей, императоров, генсеков, а ныне и президентов. Толчком к началу российских реформ, позволившим преодолеть мощное сопротивление традиций, интересов, являлись, как правило, внешние факторы, а именно отставание от Запада, принимавшие чаще всего форму военных поражений. Поскольку реформы в России осуществлялись всецело верховной властью, все они не были доведены до своего логического завершения и не разрешили в полной мере тех общественных противоречий, которые вызвали их к жизни. Более того, многие реформы в силу своей непоследовательности и незавершённости лишь обостряли в дальнейшем ситуацию.
Особая роль государства в процессе российских реформ "сверху" превращала бюрократию в единственного их разработчика и руководителя. Поэтому её значение в судьбах российских реформ было огромным. Численность бюрократии в России быстро росла. От позиции правящей элиты, от результатов борьбы различных групп и кланов бюрократии зависела окончательная судьба реформ в России. Кроме того, постоянная череда реформ и контрреформ, новаций и попятного движения – характерная особенность российского реформационного процесса.
И в заключение отметим удивительное постоянство и устойчивость социальной организации российского общества. Меняя свои формы, а не суть, социальная структура воссоздавалась после каждого потрясения в российской истории, обеспечивая жизнеспособность российского общества, внутреннее единство его исторического бытия. Даже после невиданной в истории социальной ломки, предпринятой после 1917 г., под новой социальной оболочкой вновь проступили многие российские традиции. Следовательно, историю России трудно понять без учёта такого важного, не утратившего своего влияния фактора, как русский традиционализм, противоборство которого с прогрессивной тенденцией продолжается по крайней мере с середины XVII столетия. Даже в настоящее время существующие традиции делают невозможными некоторые варианты развития событий, а историческая "инерционность" препятствует радикальному изменению общества в короткий срок. Нынешние реформы в России, в частности, свидетельствуют о том, что очень трудно вырваться из "объятий" прошлого.
Вышеперечисленные факторы, которые в течение длительного времени определяли историческое развитие России, помогают осмыслить то явление, которое можно определить как цивилизационную доминанту отечественной истории.

В VI в. славянский мир занимал территорию от Эльбы и Одера до Северского Донца, Оки и Верхней Волги, от Балтийского поморья до среднего и нижнего течения Дуная. Затем он разделился на три группы: южную , западную и восточную .

Восточные славяне в VIII в. поселились на обширной территории от Онежского и Ладожского озер на севере до устья рек Прут, Днестр, Южный Буг на юге; от предгорий Карпат на западе до междуречья Оки и Волги на восто-ке. На этой территории были расселены многочисленные восточнославянские племена — уличи , тиверцы , вятичи , мурома , кривичи и дру-гие (рис. 10).

Центральные и северо-западные районы евро-пейской части России имеют в настоящее время самую высокую долю русского населения, так как именно здесь зароди-лось русское государство.

Наряду с традиционным земледелием развиваются скотоводство, солеварение. В крупных городах возникают литейное производство, книгопечатание (Москва, Новгород, Тверь, Псков). Расширяется внешняя торговля России, она ведется как с западом через Смо-ленск, Новгород, так и с востоком через Казань и Астрахань. Про-должается присоединение новых земель на юге, в Сибири, на северо-западе, в Прибалтике.

Множатся российские города. Если в начале XVI в. их насчиты-валось 96, то в конце века — 170. Они становятся центрами поли-тической, культурной, экономической жизни страны, основой политико-административного деления России. Губернии, округа и области называются именами своих городов-центров — Минская гу-берния, Московская губерния, Батумская область, Могилевская гу-берния и т.д.

Образование единого Российского государства в конце XVII — начале XVIII в. завершило формирование этнического единства его народов. В XVII в. все более утверждаются понятия «Россия» и «рос-сийский», которые стали определять страну и ее население.

Вопросы по этому материалу:

В. Бурякова

ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Предлагаем вам познакомиться с одним из вариантов выделения важных периодов становления и развития российской государственност и. Это поможет проследить основные вехи и закономерную тенденцию развития государства в России.

Любая государственность пре дставляет собой чрезвычайно сложное явление:
это и определенный тип государственного устройства и соответствующая ему политическая система, которая закреплена законодательно;
государственный аппарат управления и система правоохранительных, судебных органов и учреждений, а также система государственной безопасности и обороны;
корпус государственных служащих (чиновников), обслуживающих государственную «машину» и тесно связанных с функционированием всего механизма управления;
наконец, это идеологическая модель, являющаяся в широком смысле идейным каркасом государственной организации и оформленная в виде государственной идеологии, которая определяет основные цели развития общества.

Становление и развитие российской государственности насчитывает много веков. Начало этому процессу было положено в Древнерусском государстве и продолжается до сих пор. Россия за всю свою историю прошла пять основных периодов государственного развития:

    Древняя Русь, середина IX - середина XV в.

    Московское государство, середина XV - конец XVII в.

    Российская империя, конец XVII - начало XX в.

    Советское государство, февраль 1917 г. - декабрь 1991 г.

    Российская Федерация, декабрь 1991 г. - по настоящее время.

Древняя Русь

Вот что сообщает «Повесть временных лет» под 862 г.: «В лето 6370. Изъгнаша варяги за море, и не даша имъ дани, и почаша сами собе володети, и не бе в нихъ правды, и въста родъ на родъ, и быша в них усобице, и воевати почаша сами на ся. И реша сами в себе: «Поищемъ собе князя, иже бы володелъ нами и судилъ по праву». И идоша за море къ варягомъ, к руси. Сице бо ся зваху тьи варязи русь, яко се друзии зъвут-ся свие, друзии нее урмане, анъгляне, друзии гъте, тако и си. Реша русь, чюдь, сло-вени, и кривичи и вси: «Земля наша велика и обилна, а наряда в ней нетъ. Да пойдете княжить и володети нами». И изъ-брашася 3 братья с роды своими, пояша по собе всю русь, и придоша; старейший, Рюрикъ, седе Новегороде, а другий, Сине-усъ, на Беле-озере, а третий Изборьсте, Трувор. И от техъ варягъ прозвася Руская земля, новугородьци, ти суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо беша словени».

Летописец рассказал, что причиной приглашения на Русь иноземцев явилась нескончаемая междоусобица в местной племенной конфедерации славян, определил, кто такие варяги, откуда они явились. Усилиями Рюрика и его преемников в Европе образовалось мощное восточнославянское государство. Именно от Рюрика русские князья вели свою родословную и вплоть до Федора Ивановича (когда в конце XVI в. пресеклась правящая династия) гордо называли себя Рюриковичами.

Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине IX в. и существовало до середины XV в. В этот период происходило объединение северных и южных земель Руси, утверждение основных начал ее государственности, расширение территории Киевского государства. Возрастало его военно-политическое и международное влияние. Принятие православия в качестве государственной религии способствовало распространению грамотности, развитию живописи и литературы. Древнейший памятник русского права - «Русская Правда» - достаточно полно отразил гражданский порядок Древней Руси.

Политическая и феодальная раздробленность, утрата централизованного управления, нападения врагов привели к тому, что Древняя Русь прекратила свое существование как государственная общность.

С XIV в. во Владимиро-Суздальской земле стало возрастать значение Московского княжества, которое выступило центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Его политические успехи в постепенном обретении независимости от Золотой Орды были закреплены победой князя Дмитрия Ивановича Донского на Куликовом поле.

Однако понадобилось еще почти 100 лет для того, чтобы Москва окончательно закрепила свою роль как организующий и духовный центр формирующегося Российского государства.

Московское государство

Московское государство существовало с середины XV до конца XVII в. В эту эпоху произошло окончательное освобождение русских земель от вассальной зависимости от Золотой Орды. Завершение процесса «собирания земель» вокруг Москвы превратило Московское княжество в национальное великорусское государство, произошло оформление основных государственно-политических, социально-экономических и культурных начал российского самодержавия.

Ярким проявлением повышения авторитета государя Московского явилось в 1547 г. торжественное венчание на царство Ивана IV, который в первый период своего правления пытался вместе с Избранной радой реализовать идеи европейского абсолютизма. Последовали важнейшие реформы органов государственного управления, судебной системы, армии, церкви.

Но добиться эффективного управления демократическими мерами Иван Грозный не смог. В результате опричнины, учиненных погромов в стране в 1569-1571 гг. начался голод, гибли сотни тысяч людей, происходило массовое бегство крестьян и горожан на окраины государства.
Со смертью бездетного Федора Ивановича (1598) окончился род московских царей - Рюриковичей.

В конце XVI - начале XVII в. Россия вступила в полосу глубокого государственно-политического и социально-экономического структурного кризиса, получившего название «Смутное время». В стране возникла уникальная ситуация, когда власть фактически оказалась в руках общества.

В 1613 г. в Москве был собран самый представительный за всю историю страны Земский собор для выборов нового царя.

В связи с избранием на престол Михаила Романова во всех городах и уездах России впервые был проведен своего рода «референдум»: в избирательной грамоте было указано, что Михаила выбрали на царство «все православные христиане всего Московского государства».

Начало правления избранной династии Романовых на русском престоле ознаменовалось постепенным восстановлением силы государства, территориальной целостности страны и укреплением ее международного престижа. Вместе с тем русское общество оставалось преданным идее самовластия царя и рабского повиновения царской воле. Поэтому назревшие преобразования проходили в традиционных формах, закреплявших деспотический характер политического строя. Соборное уложение 1649 г. укрепляло централизованное государственное управление и самодержавную власть царя. После его принятия упала роль сословного представительства. Начинавшаяся европеизация имела поначалу довольно узкие задачи.
На протяжении XVII в. в стране формировались основные институты российского абсолютизма, создавшие предпосылки для превращения Московского царства в Российскую империю.

Российская империя

Российская империя - государство, существовавшее с конца XVII до начала XX в. За это время произошли становление, расцвет и крушение российской самодержавной монархии.

Переломным периодом в истории России явилась эпоха Петра I. Его реформы охватили все сферы государственной и общественной жизни, определив на длительную историческую перспективу развитие нашей страны. Они были направлены на максимальную централизацию в управлении государством при его решающем влиянии на жизнь всех слоев общества и жесткой регламентации всех ее сторон. Выражением полновластия Петра I стало принятие им в 1721 г. титула императора.

После смерти Петра I Российская империя вступила в полосу дворцовых переворотов. За период с 1725 по 1762 г. на российском престоле сменились шесть самодержцев. В эпоху женщин-императриц огромное значение в управлении империей приобрели всесильные временщики.

Правление Екатерины II (1762-1796) ознаменовалось декларированной политикой «просвещенного абсолютизма», манифестом которого стал «Наказ» императрицы. Его радикальные, революционные положения остались нереализованными. Тем не менее реформы Екатерины II (губернская, городская и др.) имели принципиальное значение для российского законодательства, в котором понятие права было поставлено выше понятия обязанности.

Попытки Павла I (1796-1801) ограничить екатерининские вольности дворянского сословия, противостоять либеральной политике, основанной на самоуправлении сословий, их правах и привилегиях, привели к очередному дворцовому перевороту и убийству императора, раздражавшего высшее чиновничество и офицерство своими непредсказуемыми действиями.

В XIX в. Россия вступила с блестящим фасадом имперского могущества и огромным грузом все нарастающих внутриполитических и социальных проблем.
Александр I (1801-1825) начал свое правление с напряженного поиска путей реформирования доставшейся ему в наследство огромной империи. Был намечен план либеральных преобразований, проведение программы реформ, составленной М.М. Сперанским. Однако этот процесс был прерван Отечественной войной 1812 года, которая как бы разделила царствование Александра I на два различных этапа: первый характеризовался «конституционными исканиями», а второй - отказом от либеральных реформ, стремлением опереться на консервативные силы.

Декабристское движение, вылившееся в вооруженное восстание в 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, ярко продемонстрировало нарастание оппозиции центральной власти со стороны российской дворянской интеллигенции, зарождение в стране революционного либерализма.

Политика Николая I (1825-1855), вопреки требованиям эпохи препятствовавшая реформированию государственного и социального строя самодержавной России, привела страну к глубокому социально-экономическому, политическому и военному кризису середины XIX в.

Время правления Александра II (1855-1881) характеризовалось либерализацией политической и общественной жизни, в стране произошли коренные изменения. Было отменено крепостное право. За этим последовали радикальные преобразования в сфере центрального и местного управления, городская и судебная реформы, реорганизация армии и флота, а также демократизация системы образования. Возник диалог власти и общественных сил, который был прерван убийством Александра II революционерами-народовольцами.

Контрреформы Александра III (1881-1894) были нацелены на стабилизацию государственно-политического строя самодержавной России. Они нанесли сильный удар по либеральному движению. Под напором «официальной народности» либерализм становился все более западническим, атеистическим и этим все более отдалялся от народа. В результате ближе к крестьянству стали революционеры-народники. Это имело далеко идущие последствия.

При Николае II (1895-1917), который был глубоким приверженцем основ самодержавия, нарастало противостояние общества и власти. Его правление ознаменовалось невиданным размахом революционного движения, результатом которого стали Манифест 17 октября, выборы и деятельность законодательных представительных органов - Государственных дум.

2 марта 1917 г. Николай II был вынужден отречься от престола. В России сложилось двоевластие. Противостояние Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов завершилось 25- 26 октября 1917 г. принятием II Съездом Советов декретов о мире и о земле, созданием нового правительства - Совета народных комиссаров во главе с В.И. Лениным.

Советское государство

Советское государство существовало с февраля 1917 г. до конца 1991 г.
В годы Гражданской войны (1918-1920) функции органов государственной власти фактически исполняла партия большевиков - РКП(б). В период 1918-1920 гг. происходил процесс советизации национальных окраин России, в результате которого 30 декабря 1922 г. был образован СССР.

После X съезда партии (1921) в стране утвердилась однопартийная политическая система. В 1920-х гг. в руководстве страны развернулась острая политическая борьба за власть. К концу 1930-х гг. сторонники И.В. Сталина полностью подчинили себе структуры правящей партии, в СССР сложился тоталитарный режим. Во главе страны стоял единоличный лидер, принимавший все важнейшие решения.
В этот период окончательно утвердился культ личности Сталина. Сложился огромный бюрократический аппарат, который тесно сросся с партийной элитой, образовав административно-командную систему управления со строгой вертикальной иерархией власти, пронизывающей все сферы жизни.

На XX съезде КПСС (1956) Н.С. Хрущев выступил с критикой культа личности И.В. Сталина. Наступила так называемая хрущевская оттепель (1953-1964), началась реабилитация жертв репрессий, политическая обстановка внутри страны стала более мягкой.

Вместе с тем вопрос о существовании самой тоталитарной системы не ставился, в постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий» отмечалось, что культ личности Сталина «не изменил природу» социализма и не увел страну «в сторону от правильного пути развития к коммунизму». Многие представители интеллигенции восприняли доклад Хрущева как призыв к гласности; появился самиздат, при этом позволялось изобличать только «культ личности», но критика КПСС и существующего строя по-прежнему запрещалась.

В 1964 г. Н.С. Хрущев был отстранен от власти, произошел поворот в сторону свертывания остатков оттепели.
С приходом к власти Л.И. Брежнева (1964-1982) органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием (процесс Синявского - Даниэля, Пражская весна 1968 г., отставка А.Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» и др.). Выдвинутый лозунг «стабильность кадров» означал безнаказанность руководителей, пожизненность номенклатурных постов, старение кадров. Был усилен партийный контроль за деятельностью государственных органов, глушилась критика, власти арестовывали и ссылали лидеров правозащитного движения.

Стало неизбежным зарождение оппозиции. Возникновение широкого диссидентского движения, инакомыслия в армии (революционное воззвание замполита противолодочного корабля «Сторожевой») свидетельствовали об углублении противоречий между властью и обществом.

В годы перестройки (1985-1991), провозглашенной М.С. Горбачевым, были проведены значительные перемены во всех сферах общественной жизни. В политической системе декларировалось соединение социалистических ценностей с политической доктриной либерализма.

Значительное внимание уделялось развитию демократии. Было изменено избирательное законодательство, вводились альтернативные выборы. По новому избирательному закону были проведены выборы народных депутатов СССР в 1989 г. На I съезде народных депутатов СССР М.С.Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР, III съезд народных депутатов СССР избрал его Президентом СССР. Отмена статьи 6 Конституции способствовала формированию в стране многопартийности.

В ходе перестройки резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также противостояние по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления.

Большинство союзных республик СССР приняли законы о суверенитете. В течение 1990-1991 гг. произошел так называемый парад суверенитетов, в ходе которого все союзные и многие автономные республики приняли декларации о суверенитете, оспаривающие приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что породило «войну законов».

Попытка переворота, предпринятая ГКЧП в августе 1991 г., была сорвана благодаря массовому выступлению москвичей, занявших по призыву Президента РСФСР Б.Н. Ельцина оборону вокруг Белого дома.
Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР. В декабре 1991 г. главы трех республик - основателей СССР (Белоруссии, России и Украины) собрались в Беловежской Пуще. 8 декабря 1991 г. они констатировали, что СССР прекращает свое существование, и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

Подписание соглашения вызвало негативную реакцию М.С. Горбачева, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. 25 декабря 1991 г. Горбачев официально сложил с себя полномочия Президента СССР.

Российская Федерация

Эпоха Российской Федерации началась в декабре 1991 г. и продолжается по настоящее время.
С начала 1992 г. обновленное российское правительство занялось реальными социально-экономическими преобразованиями, начав с либерализации цен в стране. Это повлекло за собой инфляцию и обесценивание денежных вкладов большей части населения. Экономические и социальные трудности неизбежно привели к обострению политической борьбы в обществе. Трагическую форму она приобрела осенью 1993 г. - произошел разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета России (расстрел Белого дома). 12 декабря 1993 г. в России прошли выборы в новый законодательный орган - Федеральное Собрание России.
Важнейшим итогом выборов 12 декабря стало принятие новой российской Конституции, предложенной президентом на референдуме. Согласно ей Россия стала президентской республикой, в которой президент как глава государства обладает всей полнотой исполнительной власти, определяет основные направления внутренней и внешней политики страны.

Была ликвидирована система власти Советов, новый парламент наделялся исключительно законодательными функциями. Основной закон провозгласил право частной собственности, гарантировал права и свободы граждан России. Пятая в истории нашей страны конституция подвела черту под советским периодом развития государственности, определила новую политическую систему России.

В 1990-е гг. происходило становление российского парламентаризма, завершилось формирование системы законодательной власти. Стала реальностью многопартийность. Россияне избрали Президента РФ, депутатов Государственной Думы, губернаторов, мэров, органы местного самоуправления.

В это десятилетие серьезным дестабилизирующим фактором политической жизни России был чеченский кризис (две чеченские войны). В 1999 г. Б.Н. Ельцин в канун нового, 2000 г. заявил о своей добровольной отставке и возложил исполнение президентских обязанностей на Председателя Правительства РФ В.В. Путина, который в результате президентских выборов 2000 г. вступил в должность Президента РФ.

В период двухсрочного президентства В.В. Путина и правящего тандема В.В.Путин - Д.А. Медведев были проведены административная реформа (образование семи федеральных округов), реформы верхней палаты Федерального Собрания и Правительства РФ, образован Госсовет, приняты поправки в Конституцию РФ и др.
Произошло укрепление вертикали исполнительной власти, выделение правящей партии «Единая Россия» (получившейся в результате слияния политических блоков), которая по итогам думских выборов 2003, 2007 и 2011 гг. заняла большинство мест в Государственной Думе и поддерживает ключевые решения президента и правительства.

Политическая система современной России переживает сложное состояние переходного периода. Все основные части этой системы - государственность, политические партии и партийная система, основные элементы гражданского общества - еще не сформировались. По мнению ряда политологов, пока неясно, каковы будут характер, формы всех элементов, какими будут взаимоотношения новой политической системы с обществом.

В России сложилась традиция сильной деспотической власти. Народ и государство жили в параллельных мирах. При всех отклонениях и колебаниях главный вектор развития государства в России - централизация власти, попытка ее упорядочивания.

Отсутствие воздействия общества на государственно-политические органы власти сформировало такой феномен, как российский национальный менталитет (образ мышления), соответствующий авторитарно-тоталитарной форме правления. Поэтому идеи гражданского общества, важнейшие институты которого неоднократно пытались ввести в России крупнейшие реформаторы, не находили в нашей стране должного отклика.

Все попытки реформирования государственных структур, а тем более - осуществление коренных преобразований системы государственной власти и управления, оказывались реализованными лишь частично. Характерно, что вслед за реформаторскими усилиями неизбежно следовали так называемые контрреформы.

Основными особенностями российской государственности, по мнению ряда политологов, являются:
решающая роль государства в регулировании общественных процессов;
высокая степень выживаемости этатистских (этатизм - от фр. etat - государство; огосударствление всех сфер жизни общества, особенно экономической) и авторитарных механизмов функционирования власти.


"История и обществознание для школьников" . - 2013 . - № 1 . - С. 35-45.

Предмет и задачи курса Отечественной и–и.

И–я – это наука о развитии человеческого общества. Предметом изучения и–и явл. действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе.

По широте изучения объекта и–я подразделяется: и–я мира, и–я континентов (например Африки), и–я отдельных стран и народов. Отрасли и–ческих знаний выделяют: гражданскую, политическую, и–ю государства и права, государственного управления, и–ю хозяйства, религии, культуры, музыки, языка, литературы, военную, социальную. К и–ческим наукам относятся также этнография, изучающая быт и культуру народов, и археология, изучающая и–ю по вещественным источникам. Вспомогательные и–ческие дисциплины способствуют бо­лее глубокому пониманию и–ческого процесса в целом: хронология, палеография, нумизматика, сфрагистика - печати; эпиграфия - надписи на камнях, глине, металле; генеалогия - происхождение городов и фамилий; топонимика - происхождение географических названий; краеведение, источниковедение, и–ография,

И–я взаимодействует с другими науками, с такими, как психология, социология, философия, юридические науки, лите­ратура и др. В отличие от них и–я рассматривает процесс развития общества в целом, анализирует всю совокупность яв­лений общественной жизни, все ее стороны (эк–ку, политику, культуру, быт и т.д.).

Главная задача и–и состоит в изучении конкретных усло­вий, стадий и форм развития явлений и процессов прошлого. И–я призвана отражать реальность прошлого в его узловых моментах.

И–я выполняет несколько социально значимых функции: первая - познавательная, интеллектуально развивающая, состоит в изучении и–ческого пути нашей страны, народа и в объективно-истинном, с пози­ций и–зма, отражении всех явлений и процессов, состав­ляющих и–ю России.

Вторая функция - практически-политическая. Сущность ее в том, что и–я как наука, выявляя на основе теоретического осмысления и–ческих фактов закономерности развития об­щества, помогает вырабатывать научно обоснованный политиче­ский курс, избегать субъективных решений.



Третья функция - мировоззренческая. И–я создает доку­ментально точные повести о выдающихся событиях прошлого, о мыслителях, к–м общество обязано своим развитием. И–я, является фундаментом, на котором основана наука об об­ществе.

И–я обладает огромным воспитательным воздействием. Знание и–и своего народа и всемирной и–и формирует гражданские качества - патриотизм и интернационализм; пока­зывает роль личности в развитии общества; видеть поро­ки общества и людей, их влияние на человеческие судьбы. Изу­чение и–и приучает мыслить и–ческими категориями, видеть общество в развитии, оценивать явления общественной жизни по отношению к их прошлому и соотносить с последую­щим ходом развития событий.

Основные этапы развития Российского государства.

Одной из важных проблем и–ческой науки является проблема периодизации и–ческого развития человеческого общества. Периодизация – это установление хронологически последовательных этапов в общественном развитии. В основу выделения этапов должны быть положены решающие факторы, общие для всех стран или для ведущих стран.

Со времени развития и–ческой науки учеными-и–ками разработано множество различных вариантов периодизации общественного развития.

Свой вариант периодизации по типу хозяйства предложил немецкий ученый Бруно Гильдебранд (1812-1878), к–й делил и–ю на три периода: натуральное хозяйство, денежное хозяйство, кредитное хозяйство.

Русский ученный Л.И. Мечников (1838-1888) установил периодизацию и–и по степени развития водных путей сообщения: речной период (древние цивилизации), средиземноморский (средние в.а), океанический (новое и новейшее время).

Маркс исходя из принципа материалистического понимания и–и разработал вариант периодизации, положив в ее основу способ производства" или формационную концепцию. В соответствии с этой теорией и–я человечества предстает как последовательная смена общественно-эк–ческих формаций:

· первобытно-общинной (от зарождения первобытного общества до 4000 тыс. лет до н.э.),

· рабовладельческой (4000 тыс. лет до н.э. – V в. н.э. «476 г. – падение Рима»),

· феодальной (V – XVII вв.),

· капиталистической (XVII в. «1642-1649 гг. – английская буржуазная революция» – по наше время),

· коммунистической

o низшая – социализм (1991 г.)

o высшая – собственно коммунизм (теория)

· сов уч исправляет – азиатский.

В отличие от Маркса западные ученые XX в. рассматривали и–ческий процесс как чередование одних и тех же «циклов» круговорота локальных цивилизаций. Крупнейший представитель этой теории – англичанин А. Тойнби. Несмотря на то, что выделенные им 13 основных цивилизаций развиваются независимо друг от друга, все они проходят в своем развитии одни и те же стадии: зарождение, расцвет, гибель.

Американский ученый Уолт Ростоу (социолог, политолог, эк–ст, и–к) в 60-е гг. XX в. разработал теорию стадий эк–ческого роста. Тогда он выделил пять стадий эк–ческого роста:

Традиционное общество (до конца феодализма);

Период предпосылок или переходного общества (период подготовки переходного общества, первоначальное накопление капитала, ПНК);

Период «взлета» или сдвига (промежуточный капитализм);

Период зрелости (монополистический капитализм);

Эра высокого массового потребления (США, Англия).

70-е г. Общество поиска путей качественного улучшения жизненных условий челов.а.

Ростоу считает, что он дал теорию и–и в целом, являющуюся современной альтернативой марксизма. Общественно-эк–ческим формациям, выдвинутым Марксом, Ростоу противопоставляет стадии роста и идеальным типом эры высокого уровня массового потребления признает «английско-американский образец». В 70-е гг. Ростоу дополнил свою схему шестой стадией – на этой стадии общество занято поиском путей качественного улучшения жизненных условий челов.а,

Периодизация по технологии производства

· Доиндустриальное

· Индустриальное

· Постиндустриальное

В соответствие с этими критериями российский и–ческий процесс делится на следующие периоды:

1) первобытнообщинная эпоха, время господства патриархального равноправия, строя военной демократии, господства языческой культуры (до IX в.);

2) Киевская Русь, раннефеодальное государство и общество, эпоха начала христианизации страны, оформления христианско-языческого двоеверия (IX -начало XII вв.);

3) феодальная раздробленность, монголо-татарское нашествие и иго, время расцвета феодализма, оформления и консолидация сословий, эпоха националь­ного возрождения (нач. XII - сер. XV вв.);

4) эпоха образования Российского централизованного государства, начало зарождения капиталистических отношений и первых ростков секуляризации культуры (сер, ХУ-ХУП вв.);

5) начальный этап модернизации России, оформле­ние строя абсолютной монархии, время разложения феодализма и рождения светской культуры (XVIII в.);

6) эпоха кризиса феодализма, разложения сослов­ной организации общества и замена ее классовой структурой, классический период развития светской культуры (первая половина XIX в.);

7) эпоха трансформации феодализма и замена его капиталистическими отношениями, углубления обще­ственно-политического кризиса, вылившегося в полосу революций, дестабилизации и войн (1861 - февраль 1917);

8) период революционного безвременья после паде­ния романовской монархии - тотальный кризис всех сфер отношений (февраль - октябрь 1917);

9) первое десятилетие Советской власти - время утверждения основ нового строя жизни и культуры, господство многоукладной эк–ки, конституционное оформление классовой структуры общества и республиканского строя, воссоздание прежних имперских государственных границ путем создания СССР (1917-1927);

10) сталинский период развития страны, построение фундамента социалистической государственной эк–ки и проверка ее на прочность в гг. ВОВ, завершение культурной революции, превращение страны из аграрной в аграрно-индустриальную, завершение формирования новой социальной структуры, режим личной власти (1928-1953);

11) стадия реформ и деформаций сталинской модели социализма, начато поляризации общества по линии элита-масса, нарастание застойных явлений в эк–ке, сфере общественных и политических отношений (1953-1985);

12) перестройка и постперестройка - трансформация системы государственного социализма и замена его обществом прокапиталистического типа(1985-2000).

3. Факторы и специфика и–ческого развития России.

Подразделение факторов:

1) Внешние (война) и внутренние (эк–ческие «земля, капитал, труд»; политические; религиозные; природные «земля, вода, полезные ископаемые»).

2) Экстенсивные (получение продукции за счет вовлечения дополнительных трудовых и материальных ресурсов); интенсивные (получение большего кол-ва ресурсов за счет лучшего использования трудовых и материальных ресурсов «инновационные технологии»)

На ряду с общими закономерными особенностями развития, к–е свойственны миру в целом, наша страна имеет определённые специфические особенности в своём развитии. 1.Геополитическая ситуация. Наша страна располагается как в Европе, так и в Азии. В ней проживает более 100 народов и народностей, к–е находятся на разных уровнях, социального, эк–ческого и культурного развития. От оленеводов – кочевников на северо-востоке до высокой цивилизации в центральных районах. Мы Евразия, следовательно, на различных и–ческих этапах мы тяготеем то к европейскому, то азиатскому путям развития. Пример. Древнерусское государство - образец европейского государства того периода. Монголо-татарское иго наложило на нашу и–ю жестокое самодержавие и крепостничество. Правление Ивана Грозного и ряда советских правителей напоминает эпоху восточной деспотии, где во главе один челов.. В тоже время реформы Петра I и наши реформы (периода «шоковой терапии») близки к западным европейским ценностям. Итог. И–я наша сложна и противоречива, а общество может быть названо «дрейфующим». 2.Огромная территория и протяжённость границ. Долгое время мы оставались самым крупным государством. Протяжённость наших границ в 3,5 раза больше границ Европы. На границах у нас нет значительных ландшафтных изменений, поэтому для охраны государства нужна была сильная и многочисленная армия, которая требовала значительных бюджетных расходов. Фактически наша и–я – это и–я осаждённой крепости. Для поддержания независимости которой, часто уходило до 3-ёх четвертей государственного бюджета. Только в XX в. около 4-ёх десятилетий ушло на войны и возрождение страны после этих войн (русско-японская, 1-ая Мировая, 2-ая Мировая, Великая Отечественная). Огромная территория требовала для своего управления сильной государственной власти и значительного многочисленного чиновничьего аппарата, на что также уходит значительная часть государственного бюджета. 3.Природно-климатические условия. Мы живём в сравнительно суровых климатических условиях. 90% населения мира, живущих в тяжёлых природных условиях, приходится на нашу страну. Мы в зоне рискованного земледелия, когда в течение 5 лет каждые 3 г.а неурожайные. Короткий вегетационный период, к–й в 3 раза короче, чем в Европе и в 5 раз меньше, чем в США. Даже развитие рабовладения было нерациональным, т. к. содержание раба обходилось дороже, чем его вклад в трудовую деятельность. Обилие свободных земель приводили к экстенсивным (освоение новых земель (целина)) формам ведения сельского хозяйства (интенсивный- на освоенной территории, повышение квалификации рабочих, улучшение условий). В нашей стране находятся значительные запасы ценных полезных ископаемых. Однако расположенные близко к поверхности и в европейской части страны полезные ископаемые уже выработаны, и для их прироста необходимо идти в труднодоступные районы, сто требует значительных бюджетных расходов. 4.Менталитет народа. Менталитет – область повседневных, стихийно складывающихся представлений людей, к–ми они пользуются автоматически. В нашей стране сложилась психология челов.а, и–чески зависевшего от: климатических условий, почвы, ландшафта. А с принятия христианства на Руси (X в.), определилась идеология православия (истинная вера), в её Византийском варианте, т.е. государственно-военное мышление, главенство государственных интересов и ослабление внимания интересом отдельной личности. Наши нравственные ценности – это равенство, коллективизм и социальная справедливость. Духовная особенность – соборность, т.е. доверительное отношение народа к своему правителю; коллегиальность в жизни и работе, т.к. иначе нашим предкам было не выжить; неистяжательство, т.е. отсутствие стремления к наживе, к прибыли. Главное – духовная жизнь, а не материальная её часть. Главный лозунг – это вера!

4. Восточные славяне в догосударственный период.

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанная родственным происхождением, общностью территории проживания и сходством языка. Славяне относятся к индоевропейской языковой семье, которая включает в себя также германские, балтийские, кельтские, иранские, индийские и др. языки.

Источниками знаний по и–и славян являются археологические и лингвистические памятники, произведения античных авторов, европейские и арабские хроники. Во многих источниках славян упоминали как венедов, склавинов, антов. Первые сведения о славянах относятся к I–II вв. н.э. Вопрос об их прародине является спорным в и–ческой науке. Такие крупные и–ки, как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др., считали, что первоначально славяне проживали в районе Дуная и Карпат. В результате военных столкновений, передвижения европейских племен и народов целостность славянской территории начала нарушаться уже во II–IV вв. Великое переселение народов (V–VII вв.) окончательно разделило славян на южную, западную и восточную ветви. Последняя, продвигаясь в основном по рекам, постепенно колонизировала Восточно-Европейскую равнину, вытесняя, ассимилируя или соседствуя с финно-угорскими племенами.

Восточнославянские племена объединялись в союзы. В Среднем Поднепровье жили поляне, основавшие г. Киев. Северо-западнее их - древляне («лесные люди») и дреговичи («болотные люди»). Севернее - радимичи, северо-восточнее - северяне. На Оке и Москве-реке жили вятичи (по имени их легендарного патриарха Вятко), западнее их - кривичи. На берегах озера Ильмень и реки Волхов обосновались словене (ильменские), основавшие г. Новгород.

Основу хозяйственной жизни восточных славян составляло подсечное земледелие (заставлявшее их переходить с места на место, расширяя ареал обитания), а также домашнее скотоводство, охота, рыболовство, бортничество. Основными сельскохозяйственными к–рами были пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, горох, бобы, гречиха.

По своим верованиям славяне были язычниками. Они поклонялись Перуну - богу грома и молний, покровителю воинов; Велесу - богу богатства, покровителю скота и купцов; Даждьбогу - покровителю урожая; Стрибогу - богу ветра, в широком смысле - дыхания как проявления Духа; Мокоши - богине любви и плодородия. Распространен был и культ предков.

С VI в. у славян начался процесс разложения родовых отношений, наступил этап военной демократии. В это время появилось имущественное неравенство, племя возглавлял военный вождь (князь), избираемый общим собранием (вечем) мужчин, существовали постоянная дружина и общеплеменное ополчение. Отдельные племена объединялись в союзы. Возникали города, где собиралось вече, находился торг, производился суд. Военная демократия являлась предпосылкой возникновения государства.

5. Образование и политическое развитие Киевской Руси в IХ-начале XII в.

Большинство отечественных и–ков считает, что в основе возникновения государства лежит процесс развития производительных сил. У восточных славян совершенствовались орудия труда, производственные навыки. В частности, подсечное земледелие заменялось более производительным - пашенным. Это приводило к появлению излишков продуктов, к–е присваивались верхушкой племен (вождем, его ближайшим окружением, жрецами). На этой основе произошло имущественное расслоение, формировались социальные группы раннефеодального общества: феодалы (князья и их приближенные), зависимое крестьянство, ремесленники, торговцы и др. Это диктовало потребность в урегулировании отношений между ними, в появлении особых органов управления и принуждения, совокупность к–х называется государством. Его появлению способствовала также необходимость вооруженной борьбы с соседями (аварами, хазарами, печенегами), защиты торговых путей, важнейшим из к–х был путь «из варяг в греки». Находящиеся вдоль него крупные города Новгород и Киев стали центрами формирования Древнерусского государства.

Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сообщает, что в 862 г. новгородцы, чтобы прекратить внутренние распри, пригласили княжить в Новгородскую землю варягов (норманнов) во главе с Рюриком. Его преемник Олег в 882 г. завоевал Киев и перенес туда центр объединенного государства. Эта дата и считается началом российской государственности.

Летописное известие о призвании варягов послужило основанием для появления норманнской теории. Она была создана в XVIII в. немецкими учеными Г.3. Байером, Г.Ф. Миллером, А.Л. Шлёцером, приглашенными на службу в Петербургскую Академию наук. Суть теории заключалась в том, что Древнерусское государство возникло благ.аря варягам-норманнам. Первым ее противником стал М.В. Ломоносов. Так началось противостояние в и–ческой науке норманнистов и антинорманнистов. Сег.ня большинство и–ков разделяет следующие положения:

1. Древнерусское государство сложилось в процессе длительного формирования внутренних предпосылок, в результате и–чески обусловленного перехода от родового к раннефеодальному строю. Его создание было закономерным итогом развития, внутренней потребностью восточнославянских племен.

2. У восточных славян существовала первоначальная низовая структура (протогосударственная) для создания государственного аппарата.

3. Варяги сыграли роль катализатора в процессе образования Древнерусского государства.

4. В конечном счете, они были ассимилированы (поглощены) древнерусским этносом.

ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА КИЕВСКИХ КНЯЗЕЙ.

Загрузка...
Top