История древних славян. Едины ли славяне

Не так давно попалась мне на глаза статья, объясняющую извечную нелюбовь поляков к русским. Даже к немцам наши славянские братья относятся несколько лучше, чем к нам. Раздрай между Русью и поляками начался, мол, с 1018 года, когда польский король, Болеслав Храбрый, правда, тогда он еще не был коронован, захватил столицу Киевской Руси, город Киев, и учинил там изрядный погром и мародерство. Но мне, кажется, что нелюбовь, чтобы не сказать ненависть, поляков к русским имеет более древние и более существенные корни. Ведь посмотрите на наши отношения со шведами или немцами – воевали, убивали друг друга, но патологической ненависти между нами не существует. Да и мало кто с кем не воевал. Это никогда не было основанием для вечной ненависти между народами.

На мой взгляд, причина здесь кроется в родоплеменных отношениях древних славян. Из истории мы знаем, что в древние времена, когда только начала складываться государственность у славян, одними из первых объединились в некое подобие государства поляне, проживавшие в верховьях реки Вислы и поляне, обитавшие на территории, расположенной по берегам Днепра, в его среднем течение. Из истории так же известно, что поляне жили не только в районе Днепра и Вислы, но на территории современной Болгарии и Моравии. И самыми первыми государственность заимели, правда, на короткий промежуток времени, как раз жители Моравии.

Возникает вопрос: откуда такая нелюбовь польских полян к полянам днепровским? Вероятно, первые считали и до сих пор считают себя старшими братьями, и по этой причине требуют от младших безусловного подчинения. На эту мысль наталкивает и события, произошедшие в девятом веке, когда от поляков отделились два племени, во главе с племенными (или родовыми) вождями Родом и Вяткой, и ушли на Восток. Род со своим народом выбрал новым местожительством бассейн реки Сож, а Вятко – бассейн реки Ока. Эти племена в последующем получили имена Родимичей м Вятичей. Они исправно платили дань Киеву, признавая его главенство, хотя и без бунтов не обходилось.

Польская знать помнила, что их младшие братья переметнулись к восточным соседям, и расценивали они это, надо полагать, как предательство. А предателей никто и никогда не любил. Отсюда ненависть к восточному соседу, отсюда попытки при помощи военной силы присоединить восточные земли к Польше. Но поскольку поляки, впрочем, как и граждане Киевской Руси, никогда не отличались высокой организованностью, в длительном противостоянии они всегда проигрывали, теряя при этом свою государственность.

Впрочем, у всех славян, наверно, в генах заложена некая неспособность к мирному сосуществованию друг с другом, не говоря уже о возможности объединения в единую европейскую державу. С таким славянским государством ни германцы, ни франки и уж тем более англо-саксы, не смогли бы соперничать на территории Европы. Вся беда в том, что при первой же возможности внутри славянской общности поднимает голову «первый парень на селе», и таких «первый парней» не на много меньше, чем численность самих славян, проживающих на территории Европы. Итогом междоусобиц являлась ликвидация собственной государственности или попадание их в полную зависимость от других народов. Это наглядно подтверждает история Польши, Украины и большинства Балканских стран.

"
А если поставить вопрос по иному - "А были ли Словяне Русами?"...

"Никто не спрашивает были ли Татары - Татарами... Азербайджанцы - Азербайджанцами"...
А ведь ЭТО очень актуально... потому как, и Татары и Азербайджанцы... и Славяне - это всё искусственно созданные народы, так называемыми "ИсТОРЫками"... и ВСЁ ЭТО сделано с умыслом... вот нам сегодня и говорят - а ВЫ кто такие??? какие такие Русы, Росы, Славяне?
не было тут никого до Хазарского каганата... Обезьяны по пальмам лазали и полудикие народы в болотах сидели...
так что сегодня, исходя из этого, Евреи говорят - тут главнее ВСЕХ МЫ!!!
Наш Хазарский Каганат был раньше всех сформирован как государство!
Во КАК!!! и под ЭТО подгоняют Историю...
И всё к ЭТОМУ идёт... и таки разговоры уже слышатся всё чаще... и историю под ЭТО уже переделали...

"Вопрос в том, когда Словяне стали Русскими?"... а не на оборот...
И тут возникает другой вопрос - "Почему?" или "ЧТО прикрыли Монголо-Татарским игом"... "Почему так упорно насаждается теория заселения земель Волго-Окско-Донского бассейна Мордвой и Угро-Финами... и куда так неожиданно исчезла Русь-Артания, а вместо неё нам навязывается - Киевская Русь?"...
Киев никогда столицей Руси Не БЫЛ!!! НИКОГДА!
об этом НЕТ ни одного упоминания ни в какой летописи... а многие Восточные авторы наоборот пишут о том, что в Киеве проживало много Славян, Иудеев, Печенегов и Магрибцев!
А Восточных купцов обвинять в незнании МЕСТ где они торговали - глупо...
от ЭТОГО зависела их Прибыль и Жизнь...

Приведу лишь несколько упоминаний о Руси Восточных и Западных Авторов:
Вот что о Скифах-Росах писал Лев Диакон:
«Этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, он совершает нападения на все соседние племена, утверждают многие. Говорит об этом и Божественный Иезекииль такими словами: Вот я навожу на тебя Гога и Магога, князя Рос…».
Воинственным Скифским народом Рос своих детей пугали и древние Эллины и Римляне.
А вот что писал о Скифах-Росах сам Византийский император Константин Багрянородный: «Зимний же и суровый образ жизни тех самых Росов таков. Когда наступает ноябрь месяц, тотчас их Архонты (верховные правители) выходят со всеми Росами из Киава, и отправляются в полюдие, именуемое кружением… собирать дань со своих пактиотов (данников)… Кормясь там в течении всей зимы, Росы снова, начиная с апреля, когда растает лёд на реке Днепр, возвращаются в Киав…».

Скифы-Росы господствовали в Малой и Центральной Азии более 1500 лет и были выдавлены из Передней Азии лишь в 580 году до нашей эры, с падением последних крепостей Урарту (Закавказье). Главную роль, в вытеснении Скифов-Росов из Азии, сыграли - Мидийский царь Киаксар и Вавилонский царь Навуходоносор.

Племя Западных Русов - Ругов (Рарогов) проживало по южному берегу Балтийского моря и входило в союз племён Ободритов (в него так же входили: Варанги, Венеды, Вандалы, Вильцы, Бодричи и Рароги). Рарогов иногда называли - Велеты (Величественные), так же, как Русичей - Вятичи (Вятшие, Знатные, Родовитые). Название «РУГ» (РУС) определяет - сословие Арийских Жрецов-Кущеев (Воинов-Волхвов), которые были Духовными хранителями Арийской Ведической Культуры, следящими за чистотой Рода Белой Расы.
В начале новой эры Римский историк Публий Корнелий Тацит писал:
«У самого океана живут Ругии… Отличительная особенность этих племён - круглые щиты, короткие мечи и покорность своим королям…».

В Магдебургском гражданском кодексе, долгое время, существовал пункт, по которому, Словянские князья делились на «Простых» и «Русских». Внутренняя организация племён, где правили Волхвы-Русы была теократической, огромный вес здесь имели Жрецы, особенно храма Свентовита (символом которого была Восьмилучевая Ярга-Свастика в круге времени). Главный Храм Бога Свентовита располагался в Арконе, на острове Руген (Рюген, Руян), что в Балтийском (Венедском) море, и принадлежал он племени Ругов. Святилища на острове Рюген были разрушены Датскими Викингами (Крестоносцами), под предводительством короля Вальдемара, в 1168 году.
«На острове том живали люди идолопоклонники Руяны или Рутены, люты, жестоки в бою… Язык у них был Словенский да Виндальский…» (Герхард Меркатор).

Римский государственный деятель Гай Плиний Старший (23 - 79 гг.) так описывал народы расположенные на Севере от Дуная:
«К северу от Истра все племена считаются Скифскими, но прибрежные местности занимают разные племена, от Гетов до Сармат… из их числа Аорсы, затем идут Аланы и Роксоланы…».
Примерно тоже самое писал Греческий историк и географ Страбон (64 - 24 гг. до н.э.) но при этом, он отмечал особую роль самого северного и легендарного народа - Роксолан. Азиатскую же страну Сарматию он располагал Восточнее реки Ра (Волги). Вот какие сведения об этом мы находим в «Географии» Страбона:
«Всё пространство между Борисфеном и Истром занимают, во первых Геты, затем Тирегеты, за ними Языги-Сарматы… и Урги… Самые Северные, занимающие равнину между Танаисом и Борисфеном, называются - Роксоланами…».

Для тех кто не в курсе, Геты - это Огнепоклонники Русы (отсюда понятие - Геты-Русские или Этрусски)... отсюда: ТиреГеты, МассаГеты и т.д... а Аорсы (Аорты) - это жители Арсании (Артании)...

За пределами Артании (Арсании, АрРъшани) Росов-Русов именовали - Руснаками.
Руснак - это Русич из центральной части Руси (Артании), поселившийся в западных или южных Словяно-Арийских землях. Западные Словяне подобных Вятших Русичей именовали - «Руснаками», а южных, иногда ещё и сокращённо - «Русак». О Руснаках упоминает с своих рассказах Арабский путешественник Абу Хамид Ал-Гарнати:
«Из Куйава в Саксин (бывший Итиль) я отправился южным путём… Из Саксина плыл морем месяц в Хорезм, через страну, где много городов и селений Руснаков, и страна эта богата фруктами…».
Наши Предки имели полное представление о племенах и народах проживающих на огромной территории Руси. Они точно знали, кто такие Русичи, и что Русак и Руснак - это не Казак, не Болгарин, не Алан и не Словянин. И даже в XIX веке, в одной только Австро-Венгрии (Угорской Руси) официально проживало более 4,5 миллионов Руснаков.

Где ОНИ сегодня - история умалчивает... вот оно начало уничтожения Русского народа в Европе... уже до Второй Мировой войны в Европе было вытравлено всякое понятие - Русь, Руснак, Русский... на эти Слова было наложено Табу!
Всем Австрийским и Германским Словянам было приказано говорить только на немецком языке, а с приходом к власти Гитлера - Западно-Германские Словяне были объявлены Немцами...

И это ещё не всё, у Русов была письменность!!!
есть ранние Византийские упоминания о письменности Словяно-Ариев, так в «Пасхальной хронике» (VII век) говориться:
«Действительно пользуются собственными буквами следующие народы: Каппадокийцы… Сарматы… Скифы…».
Однако есть и Арабские упоминания о «Русской письменности», так Арабский учёный Ибн-Якуб-эль-Недим, в своём произведении «Книга росписи наук», сообщает следующее:
«У Русов есть письмена. Мне рассказывал человек, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк (Кавказ) послал его к царю Русов, но утверждал что они имеют письмена, вырезаемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, но я не знаю, были ли это слова или отдельные буквы…».

Я уже упоминал о Рарогах, как об Одним из Родов древних Русов. Однако стоит уточнить, что Рароги пришли к озеру Ильмень с юга, в III тысячелетии до нашей эры, и основали город Русса (ныне это Старая Русса). В дальнейшем, от основного Рода Рарогов отделились Руги, которые ушли на Запад к Венедскому морю (Балтика), где их культурным и религиозным центром стал остров Рюген (Руген).
Основным тотемом Рарогов был Огненный Сокол Рарог.
Рарог, как посланник Небес, дарит Людям Священный Огонь. Именно Сокол Рарог считается Огненным Аватаром Бога «АГУНА» (Духа Огня), младшего сына Бога Сварога. С именем Бога Агуна Рароги-Русы кремировали тела умерших Родичей, в надежде, что так их Души быстрее достигнут Солнца, и чей культ Огня был основой Древнерусской традиции.
Очень часто эмблемой Воинов-Русов была Рысь, за что их иногда звали - «РЫСАМИ».
В Греческой легенде о Триптолеме есть эпизод, где Бог Южных Скифов-Сколотов Линхе обращён Богиней Деметрой в Рысь. В центральной Европе насчитывалось несколько племён Роусов. В летописи одного анонимного Баварского географа IX века упоминаются следующие Русские общины - Аттросы, Вилиросы, Забросы, Хозросы.
Восточный автор Ибн-Хордабег называл их Руосы, отождествляя от Славян, которых называет Сакалибами, в тоже время он утверждал:
«Что же касаемо Русских купцов, они вид Славян…».
У Финнов в старину Шведы (Свеи, Свои) именовались - Руотсы.
Абу-Мансур (X век) в своих заметках сообщает нам интересное наблюдение:
«Славяне - племя красного цвета, имеющее русые волосы…».
А как мы уже знаем, Красный цвет - это цвет Воинов-Русов. Араб Ал-Марвази называет Русов - Ар-Русийа, и размещает их на острове в море, и что остров тот нельзя обойти и за три дня. Другой Арабский автор Аль-Идриси писал следующее:
«В стране Ар-Русийа есть город Мартури, у истоков реки Данаст… А от Мартури до города Сармали четыре дня пути в южном направлении. Сармали называется на языке Румийцев - Туйа. Сармали и Мартури относятся к стране Ар-Русийа. Страна Ар-Русийа большая земля, и в ширину, и в длину…».
Лиунтпранд Кремонский помещал Русов на Юге, рядом с Хазарами и Печенегами (южная Артания). А Ибн-Хаукаль размещал Русов между Камскими Болгарами и Сакалибами (ПриОкские земли, которые так же входили в состав - Артинии), при этом Киев (Куяба) почти все Восточные авторы Русским городом не считали. К Руси относились земли Черниговщины и всё верховье Днепра и Десны (коих жителей название ещё - Подеснянцы), эти земли принадлежали Северскому княжеству, в правящую верхушку которого входила Русская знать. Эта срединная часть Руси именовалась - Белой.
А Варяжская Русь или Чёрмная (Красная) Русь упоминается многими Западными авторами, как Прибалтийская.
Так, Западноевропейский хронист XII века Гельмольд, описывая самые западные земли Словян, упоминает местоположение Вагрии:
«Меж Мекленбурской и Голштинской землями. Из вышеозначенной Вагрии, из Старого града, Рюрик прибыл в Новград».
Старгард (Старый град), после захвата Немцами в 1157 году был переименован в Ольденбург. Кстати, императрица Екатерина - II Великая, была из Гольштинского рода (как же всё переплелось в Древнерусских корнях).

В Италии, на памятнике первого Неаполитанского короля, высечена интереснейшая надпись - «Rucciero il normanno» (Северный Рус).
На Латыни «Rus» - деревня, село, поле, пашня, «Rursus» - сызнова, назад, обратно (к первоистокам), а «Russus» - красный (цвет Али, как чистоты Крови Русов-Расенов). На Английском языке «Russet» - грубая домотканая шерстяная ткань красновато-коричневого цвета, а так же - сорт яблок красновато-жёлтого цвета.

Германский историк Адам Бременский писал: «Русская земля, называемая Датчанами (Дацками) Остроградом или Врсточным краем, иначе именуется - Хунагардом, по бывшему в нём населению Гуннов…».
О том, что Южные Русы - это Гунны, говорит и Византийский автор Приск Паннийский, который в V веке видел Гуннов со стен Константинополя собственными глазами, но, при этом, он их иногда называет - Словянами. Другой Византийский автор Аммиан Марцеллин, основываясь на рассказах Готских беженцев, называет Гуннов, то Скифами, то Словянами. Император Константин Багрянородный выразился более конкретно:
«Этот народ мы называем Гуннами, в действительности они сами себя называют - Русами».
А историк Лев Диакон, наблюдавший за церемонией встречи императора Цимисхия с князем Святославом на Дунае, назвал последнего - Гунном.
Приск Паннийский, побывавший в ставке царя Аттилы, в 448 году, в составе Византийского посольства, описал быт Гуннов именно, как - Словянский. А всех противников Готов, Словян-Русов и Тюрок-Болгар, автор объединил под общим названием - Гунны.

О том, что Европа была Русью, говорят нам топонимы и гидронимы Западной Руси. В верховьях Немана есть реки - Рось, Роска, Росава. Правый рукав дельты Немана называется - Рус, а морской залив в который впадает река Неман, называется - Русским. А берег, который прилегает к этому заливу вплоть до конца XV века звался - Русской землёй.
Далее на Запад мы находим такие названия, как - Росток, Рустов, Русе, Рускевитц, Руссенфельд, Росенгард, Руссевасс, а остров Рюген со Священной Арконой и прилегающими землями, и вовсе, ещё Немцами и Дотчанами именовался - Руссией. Подтверждение о том, что Южная Русь родственна Северной Норманнской Руси мы находим, у епископа Кремонского Лаутпранда, который, ещё в X веке, писал об этом следующее:
«На севере от Константинополя живут Угры, Печенеги, Хазары, Руссы, которых мы иначе называем Нордманами, и Болгары, ближайшие соседи…».
К тому же, Варягов, пришедших с Востока Руси, и примкнувших к Норманнам (Викингам), Скандинавы называли, не иначе, как - «Oski» (или «Роус-Оски» пришедшие с Оки).

Тюркские и другие Восточные народы называли «Волго-Окско-Донских» Русов - Урус, Ур-Русс, Ар-Русс, Арсы, Арты, Ортичи, Вятичи. О том, что Русы, Аланы, Булгары и Хазары жили в тесном контакте между собой, мы узнаём от Арабского автора Ат-Табари, где он говорит, в своей рукописи «История пророков и царей», о странах находящихся на Севере от Кавказских гор, следующее:
«Жители этих стран, все неверные, из Хазар, Булгар, Русов и Алан. Они смешались с Тюрками и взаимно соединились с ними по средством бракосочетаний…».

Собственно говоря, о том, что народ Булгарии и Хазарии в основной своей массе схож нравами, обликом и образом жизни со Словянами и Русами говорят многие Восточные авторы, но только у Персидского историка Фахр ад-дина Мубаракшаха Марварруди есть интересное упоминание о письменности Хазар, как об одной из разновидностей Румийско-Русского письма:
«У Хазар есть письмо, которое заимствовано ими у ветви Румийцев, которая находится в близи них и они называют этих Румийцев - Русами. Хазары пишут слева направо и буквы не соединяют между собой…».
При этом, ещё в раннем средневековье, многие Восточные авторы Русов располагали и на Северном Кавказе, именуя их, как - «Страну Аланов и Русов».
О том же говорит нам и Персидский философ и поэт Низами, у которого Русы расположены к северу от Абхазов, являясь их соседями-противниками. Но при этом, Аланы, Буртасы и Хазары выступают в походах на стороне Русов и под их командованием, проникают своими набегами в долины Аррана, как к себе домой (тем более, что некогда Арран был для Русов своей Хвалынской землёй, говорят многие древние источники, и не только Восточные).
О том, что Русы являются близкими соседями Кавказских народов, есть упоминаниях и у Каирского историка Аль-Калкаманди, который пишет, что они:
«Черкесы, Русы и Асы (Аланы) имеют благоустроенные и густонаселённые города, засаженные плодородными деревьями…».
Многие Восточные авторы отмечали, что со II века до нашей эры и по IX век новой эры, в некоторых областях Средней Азии и Приаралья было много общин Сарматов, Русов и Алан, о чём есть свидетельства и в археологии. А у Плано Карпини, использовавшего древние рукописи, мы находим об этом прямое упоминание, где он, описывая столицу Хорезма Ургенч так и говорит:
«Там очень много Христиан, именно Хазар, Русов, Аланов…».

Римляне называли Русь - «Ruteni» (Рутены), а самих Русских - либо Этрусски (Геты Русские), либо «Rutilus» - русые, рыжие.
А в Западных летописях Русские князья, иначе как - «Primus rex Ruthenorum» (Великий князь Рутенов) и не упоминаются.
Сами же Русо-Арии Центральной Европы называли себя - Расинами, Руснаками или Русичами. Ибо «Русь-Сурь» - это не просто земля, где располагается народ Расенов, как некая совокупность людей, а ещё и принадлежность к Великому Роду Белой Расы, являющегося потомками Даждьбога (самого Солнца).

Исходя из этого, когда надо определить страну, как землю, то употребляют понятие - «Русьская земля», а не Руссия. А вот, в том случае, когда надо было отличить весь Народ Расы от другого значения слова «Русь», в смысле Сути имени Народа, как детей Света, говорили - «Святая Русь». Такие понятия, как: «Руссия», «Русена», «Поруссия» и «Пруссия», лишь определяли части Русской земли, под общим именем - «Рассея» (Страна Света, где живёт народ Расы). Так как в древние времена, было ещё понятие земли «Русь», как территории, раскинувшейся от Рипских гор (Урала) до реки Рейн (современное название - Европа).
На Арабском языке Европа именовалась раньше - «У-Руси». Арабский автор Ал-Баттани, ещё в IX веке, упоминая о земле Скифов-Сарматов (Словяно-Ариев), называет её - «Сарматийа Уруси» (Европейская Сарматия).
Даже в самой Аравии, есть упоминания о прибывании там когда-то Русичей: солончак - Аба-эр-Рус (Отцы Русских) и местность - Биляд-эр-Рус (страна Русских). У Египтян (Коптов) слова «Русь», «Ра» и «Рай» - синонимы, и выражаются одним знаком, определяющим букву «Р».

То, что Русы делились на два вида Западных и Восточных знали ещё Арабские авторы. В тексте под названием «Развлечения истомлённого в странствии по областям», который является оригинальным по отношению к карте, Аль-Идриси даётся достаточно подробное описание Русов, в разных вариантах-секциях:
«6-я секция VI климата… Русов - два вида. Один их вид - это тот, о котором мы говорим в этом месте (Восточная Русь). А другой их вид (Западная Русь) - это те, которые живут по соседству со страной Ункарийа (Венгрия)… Русов три группы. Одна их группа называется Раваш и правитель её живёт в городе Куийана. Другая их группа называется Ас-Салавийа и правитель её живёт в городе Салав. Этот город стоит на вершине горы. Третья группа называется Аль-Арсанийа и правитель её прибывает в городе Арса. Город Арса - красивый укреплённый город на горе. Местонахождение его - между Салав и Куийана. От Куийаны до Арсы четыре перехода, а от Арсы до Салав четыре дня. Купцы-мусульмане из Арминийи (Армении) доходят до Куийаны. Что касается Арсы, то шейх Аль-Хаукали сообщает, что никто из чужеземцев туда не проникает, так как они убивают всякого чужеземца входящего к ним и никто не отваживается войти в их земли…».

В книге «Веды Словена», изданной в 1874 году, С. Верковичем, есть конкретные слова: «Деды наши, в стародавние времена, были самыми учёными на Земле, и все другие приходили чтобы спросить у учителей, как и что делать… Они (Эллины) от нас плуг получили, и ремёслам научились, и чтению, и письму… Когда наши Предки жили на Край-Земле (Арктиде), пришла Жива-Юда и научила писать золотые Скрижали Саду королю… Той Веры было много книг… Такие книги были в каждом селе и в Дасподе (Болгарии), пока не пришли иноверцы… И начали сжигать те старые книги… Но теперь их уже никто не вытаскивает, а прячут в тайниках…».

Вот лишь мизерная часть моих многолетних изысканий, касающихся только СЛОВА - "РОУСЬ" (Рус, Рос)... описанных в моей книге - "Древнерусское слово в чаромутной истоти великого рода белой расы"... да и книга эта, всего лишь Десятая часть того Великого и Могучего пласта Древнерусской Быстины, что ещё предстоит переосмыслить и выдать в Свет... не для того, что бы Кому-то Что-то ДОКАЗАТЬ... а для Памяти... Потомкам...

25 июня в мире отмечается День дружбы и единения славян. Этот праздник олицетворяет собой стремление славянских народов к интеграции и дружественному взаимодействию.

Появление Дня дружбы и единения славян было связано в первую очередь с попыткой предотвратить дезинтеграцию восточнославянского мира после распада Советского Союза. Жившие столетиями в одном государстве русские, украинцы и белорусы оказались в результате распада советской страны разобщенными, разделенными между суверенными государствами, образовавшимися на постсоветском пространстве. При этом Украина особого стремления к интеграции с Россией и Белоруссией не выказывала еще тогда, в 1990-е годы. В Киеве утвердились у власти политические силы, выбравшие русофобию в качестве одного из главных компонентов идеологии «политического украинства». В отличие от Украины, Россия и Белоруссия еще с середины 1990-х гг. стремились к интеграции, сближению друг друга. Было создано Союзное государство России и Белоруссии, которое существует до сих пор и играет важную роль в диалоге двух стран. Российско-белорусские отношения, несмотря на многочисленные препятствия и проблемы, все же остаются наиболее теплыми.

Народы, говорящие на славянских языках, являются одними из самых многочисленных в индоевропейской языковой семье. Они расселены на огромных территориях Евразии: от Германии на западе до тихоокеанского побережья России и острова Сахалин на востоке, от Черногории и Македонии до российского Крайнего Севера. Общая численность славянских народов в настоящее время составляет от 300 до 350 млн человек, еще больше в мире тех, в ком течет славянская кровь. Ведь не является секретом, что многие немцы и венгры, румыны и турки имеют значительную славянскую примесь.

Славянские народы разделяются на восточных славян (русские, украинцы, белорусы), западных славян (поляки, чехи, словаки, кашубы, лужичане, моравы, силезцы, словинцы) и южных славян (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы). Несмотря на языковую общность, славянские народы имеют разную , культуру, относятся к различным конфессиям. Исторически большинство славян исповедует православие (русские, сербы, черногорцы, болгары, македонцы, подавляющее большинство белорусов и украинцев), западные славяне и часть южных славян исповедуют католицизм и протестантизм, некоторые группы славянского населения приняли в свое время ислам (боснийские мусульмане, помаки – болгары-мусульмане).

За последнее тысячелетие слишком много разных, чаще трагических событий происходило в жизни славянских народов Евразии. История славян – это история побед и поражений, кровопролитных войн и грандиозных успехов, торжества сильных держав и столетий вражеской оккупации. Русь веками обороняла свою независимость, сходясь в войнах с самыми сильными и опасными противниками, будь то немецкие «псы-рыцари» или орды Чингисхана, шведы и турки-османы, французы Наполеона и армии гитлеровской Германии. Менее многочисленным славянским народам Балкан и Восточной Европы везло куда меньше. Столетиями южные славяне жили под османским игом, а западные славяне – под властью Австро-Венгрии, в которой они все равно оставались народами «второго сорта».

Разная история наложила отпечаток на культуру, политическое поведение, менталитет различных славянских народов. Так, поляки, чехи, словаки, хорваты, словенцы развивались в целом в орбите западноевропейской цивилизации, исповедуя католицизм или протестантизм, используя латинский алфавит. При этом Польша неоднократно воевала с Россией, а когда ее часть оказалась в составе Российской империи, то поляки не раз поднимали антироссийские восстания.

В то же время нельзя не отметить большой вклад поляков в развитие российского государства, русской науки и культуры. Николай Пржевальский, Константин Циолковский, Сигизмунд Леваневский, Глеб Кржижановский, Константин Рокоссовский – лишь первые имена, которые вспоминаешь, задумываясь о польском следе в российской истории. В современной Польше о русско-польских позитивных отношениях стараются не говорить, поскольку это идет вразрез с парадигмой современного польского государства, которая представляет Россию как однозначного врага. Так выгодно Западу – превратить западных и южных славян во враждебные России народы, вырвать их из-под русского культурного и политического влияния, поставить под контроль населенными ими территории.

В свое время Австро-Венгерская империя, напуганная ростом панславистских настроений в Восточной Европе, делала все возможное, чтобы настроить поляков, чехов, словаков, русинов и прочих против Российской империи. Для этого использовались и кнут, и пряник. Пророссийски настроенных политических и общественных деятелей, публицистов и литераторов всячески преследовали, вплоть до физической расправы, а тех, кто соглашался сотрудничать с властями и выступить против России и русского народа – поддерживали, предоставляли всевозможные преференции.

Проект «политического украинства» родом оттуда же, из Австро-Венгрии. Именно в недрах австро-венгерских дипломатических и разведывательных служб и зародилась идея создания украинского национализма как антипода России и русского влияния. Проект оказался успешным и очень живучим – прошло полтора столетия, а отдельные политические силы на Украине до сих пор пышут злобой в отношении России и русских. Только вместо Австро-Венгрии покровительствуют им теперь Соединенные Штаты.

На Балканах ситуация складывалась аналогичным образом. Оплотом западного влияния здесь всегда были Хорватия и Словения, но если словенцы в силу численности и политической роли отличались большим миролюбием, то хорваты всегда отличались повышенными политическими амбициями. Австро-Венгрия, а затем и Германия натравливали хорватов на сербов – народ, говорящий на том же языке, но исповедующий православие и пишущий на кириллице. Сербы – это балканские русские, самый близкий и дружественный России народ в Юго-Восточной Европе. В отличие даже от болгар, которым Россия помогла освободиться от османского владычества, Сербия никогда не поворачивала против России. Когда сербам было плохо, Российская империя размещала сербских колонистов на своих землях в Новороссии, впрочем также мы вели себя и по отношению к болгарам и даже неславянским христианским народам Восточной Европы – в Новороссии и Таврии появились греческие, валашские (румынские) переселенцы и даже православные албанцы.

В Первой и Второй мировых войнах сербы воевали по одну сторону с русскими. Отношения между сербами и русскими – типичный пример славянского единства и братства, к сожалению столь редкий в современном мире. В отличие от сербов, хорваты к России были настроены скорее негативно. В свое время, еще во второй половине XIX – начале ХХ вв. австро-венгерским властям удалось справиться с пророссийскими настроениями в Хорватии, активно используя для этого разжигание религиозной розни между католиками – хорватами и православными сербами и ненависти к соседям – сербам. Всем известно, какие зверства творили хорватские усташи во время Второй мировой войны, уничтожая как цыган и евреев, так и братьев – славян сербов, невзирая на этническое и языковое родство.

«Независимое государство Хорватия» стало верным сателлитом фашистской Италии и гитлеровской Германии, а его каратели по своей жестокости оставили далеко позади даже эсэсовских палачей. После Второй мировой войны сербы, хорваты и другие славянские народы относительно мирно жили в единой социалистической Югославии, однако крушение социалистического лагеря и распад СФРЮ как единого государства привели к кровопролитной войне, сопровождавшейся жесточайшим насилием в отношении мирного населения. Война в Югославии, в которой славяне убивали друг друга, стала первой масштабной и очень кровавой войной в Европе второй половины ХХ века. До сих пор участвовавшие в ней народы не могут забыть друг другу события тех лет, тем более, что взаимная ненависть усиленно разжигается и ангажированными западными СМИ, и доморощенными националистами.

Еще одним ударом по славянскому единству стал инспирированный США и НАТО распад Союзной Республики Югославии – государства, возникшего на обломках СФРЮ и включавшего в свой состав Сербию и Черногорию. Противоречия между сербами и черногорцами изначально отсутствовали, поскольку они говорят на одном и том же языке, исповедуют православие и исторически всегда сотрудничали друг с другом и воевали в многочисленных войнах на стороне друг друга. Соответственно, глубокие и очень хорошие отношения с Черногорией сложились и у России.

Запад сумел вбить клин между сербами и черногорцами, превратить черногорские элиты в инструмент своего влияния, после чего подготовил почву для распада союзного государства. Черногория была спешно принята в состав НАТО, а все лишь для того, чтобы вырвать ее из-под сербского и российского влияния. В Вашингтоне и Брюсселе возможность появления русской военно-морской базы на побережье Черногории рассматривали как страшный сон, поэтому и делали все возможное, чтобы он не стал явью. Именно с этой целью была развалена СРЮ, а Черногория превратилась в подконтрольное Западу государство под внешним управлением.

Говоря об отношениях России и Болгарии, еще одной значимой южнославянской страны, стоит отметить, что позиции болгарской элиты и болгарского народа всегда сильно отличались. Начнем с того, что болгарские монархи, правившие в первой половине ХХ века, были этническими немцами, представителями Саксен-Кобург-Готской династии. Германия имела очень большое влияние на Болгарию и ее политику, хотя в свое время не оказала этой стране даже малой доли той поддержки, которую осуществляла Российская империя. Сама политическая независимость Болгарии была в значительной степени достигнута благодаря «крови и поту» русских солдат. Именно Россия в многовековом противостоянии с Османской империей добилась в конечном итоге политического освобождения балканских христиан – сначала Греции, затем Болгарии и Румынии. Болгарский народ прекрасно об этом знает, но болгарские элиты всегда старались получить для себя наибольшую выгоду и были готовы сотрудничать с кем угодно, лишь бы платили.

Впрочем, прекрасно понимая, что с русскими болгары воевать не будут, болгарский царь Борис III в 1941 году не стал отправлять болгарские войска на Восточный фронт и так и не объявил войну Советскому Союзу. Хотя в других европейских войнах стран Оси, в том числе в оккупации Греции и вторжении в Югославию, Болгария участие принимала. В послевоенный период отношения между Болгарией и Советским Союзом были особенно теплыми, Болгарию даже называли еще одной советской республикой. Это была одна из немногих стран, в которые имели возможность выезжать советские граждане в эпоху «железного занавеса».

Сейчас в Болгарии также сильны пророссийские настроения, хотя нельзя отрицать и факт очень сильного влияния Запада на политику болгарского руководства и некоторых политических партий страны. Впрочем, нельзя забывать и о том, что сейчас Болгария, как и большинство стран Восточной Европы, очень сильно зависят от финансовой помощи со стороны и Евросоюза, и США, поэтому София вынуждена придерживаться евроатлантической линии, чего не скажешь о большинстве простых болгар, сохраняющих теплое отношение к России и русскому народу.

Учитывая современную мировую и европейскую политическую ситуацию, славянское единство (если понимать его в политическом аспекте) скорее предстает мифом, чем реальностью. Впрочем, противоречия между странами не мешают простым людям общаться друг с другом, культурным организациям проводить фестивали и дни славянской культуры. «Народная дипломатия» иногда оказывается куда более эффективной, чем официальные встречи на правительственном уровне. Тем не менее, кризис славянского мира в наши дни сложно не признать.

Из славянских государств только Россия и (в меньшей степени) Белоруссия и Сербия сохраняют самостоятельность и подчеркивают свое право на историческую уникальность и отличие от западного мира. Остальные славянские государства Восточной Европы сейчас находятся полностью в орбите западного влияния. И речь не только о таких традиционно прозападных странах, как Польша или Хорватия, но и о Черногории, Македонии, Болгарии. Подлинное возрождение славянского мира может быть связано только с Россией, которая исторически являлась локомотивом и заступником европейского славянства.

Как сообщают СМИ, никакого единого восточного славянства из русских, украинцев и белорусов нет. И никогда не было. Русские и украинцы - не славяне. А белорусы - вполне себе славяне западные, тесные родственники поляков. Все, чему нас учили, если говорить про кровное, по-современному, генетическое, родство - чепуха.

Кто же тогда русские?

Ответ простой, и не такой уж неожиданный. Русские - это славянизированные финно-угры. Наши ближайшие кровные родственники - марийцы, мокши, мордовцы, коми, удмурты, венгры, финны, карелы, эстонцы. Новый российский гражданин Жора Депардьёв каким-то фантастическим шестым чувством сразу определил, к каким кровям следует апеллировать, ища свой путь на новой Родине. И получил мордовскую регистрацию. Припал к корням, так сказать.

Правда, тут надо учитывать, что финно-угроские народы сегодня объединены в особую группу по языковым признакам. Язык и кровь довольно часто приходят из разных источников. Если русский - финн по крови, но славянин - по языковой группе, то и какой-нибудь венгр вполне может быть финном по языковой группе, но славянином - по крови, по генетике. В "Повести временных лет" территория современной Венгрии указана как славянская земля. Так что прямо о генетическом родстве с любым финно-язычным народом говорить неправильно. Но общий смысл от этого не меняется.

Русские - это генетические финно-угры, принявшие и трансформировавшие славянский язык до такой степени, что другие славяне его не понимают. В "великом и могучем" русском языке 60-70% лексики, то есть базовых слов, неславянского происхождения. Русские по крови относятся не к арийской, а к уральской семье народов. А карту, так живописно изобразившую мощное движение славян на Восток, придется подправить. Это были, видимо, маленькие ручейки князей, дружинников, торговцев, их семей и прочего городского люда в земли, населенные финскими племенами.

Украинцам тоже не повезло. Мы с ними совсем не родственники. Впрочем это, как мне кажется, они сегодня пережили бы довольно спокойно. Однако их претензии на славянство так же беспочвенны, как и наши. Генетически украинцы - тюрки, потомки то ли булгар, то ли печенегов. Кровные родственники татар.

Единственными славянами среди так называемых восточнославянских народов являются белорусы. Но фактически они - это по происхождению группа из числа западнославянских, или, точнее, польских племен. С сильным балтийским, то есть летто-литовским элементом. Это, если кто не знает, такие литовцы, латыши, исторические пруссы и др. Вот такая у нас всех генетика.

Об этом пишут СМИ. Были статьи во "Власти". Сегодня я прочел статью .

В том числе нам сообщают о том, что готовится некая фундаментальная публикация по исследованию генофонда русского этноса. Развенчивающая традиционные представления о том, кто такие русские. И выводы такие нетрадиционные, что ученые даже испытывают некоторый трепет по поводу их опубликования.

Как известно, наследственность фиксируется двумя способами:
- старым, антропологическими измерениями;
- новым, генетическим, при помощи инструментов молекулярной биологии.

Для антропологов типичные русские - среднего телосложения и среднего роста светлые шатены со светлыми глазами - серыми или голубыми. Эталонный украинец - смуглый брюнет с правильными чертами лица и карими глазами. Но антропологические измерения пропорций человеческого тела - позапрошлый век науки. Сегодня можно прочесть весть геном человека.

Самыми передовыми методами ДНК-анализа считаются секвенирование (прочтение по буквам генетического кода) митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы человека. Митохондриальная ДНК передается по женской линии из поколения в поколение практически неизменной от первой дамы нашего вида. Y-хромосома имеется только у мужчин и поэтому тоже практически без изменений передается мужскому потомству. Остальные хромосомы при передаче от отца и матери их детям тасуются природой, комбинируется, и понять, от кого какие гены, практически невозможно. В отличие от косвенных признаков (внешний вид, пропорции тела), секвенирование митохондриальной ДНК и ДНК Y-хромосомы бесспорно и прямо говорит о степени родства людей.

Генетический анализ, кроме прочего, позволяет определить, генетическое расстояние между людьми. По Y-хромосоме генетическое расстояние между русскими и финнами Финляндии составляет всего 30 условных единиц (близкое родство). Генетическое расстояние между русским человеком и так называемыми финно-угорскими народностями (марийцами, вепсами, мордвой и пр.), проживающими на территории РФ, равно 2-3 единицам. Это даже не прямое родство, это идентичность! Анализ митохондриальной ДНК показал, что еще одна ближайшая кровная родня русских - это татары: татар, как и финнов, отделяет от русских все те же 30 уловных генетических единиц (близкое родство).

Население Украины разделено на разные генетические группы. В Восточной Украине это финно-угры. Восточные украинцы практически ничем не отличаются от русских, коми, мордвы, марийцев. Что не кажется удивительным. Но вот с украинцами Западной Украины получилось совсем интересно.
Западенцы - не славяне и не руссофиннны. Они относятся к совершенно другой кровно-генетической группе - татарам: между украинцами из Львова и татарами генетическое расстояние составляет всего 10 единиц.

Будет, конечно, очень любопытно изучить монографию “Русский генофонд”, которая вроде бы должна выйти в конце года в издательстве “Луч”. Если дело действительно обстоит именно так, как нам стало известно из просочившейся в СМИ информации, националистов ожидают серьезные проблемы.
Одно дело - славяно-арийская Русь. И совсем другое - обрусевшее, славянизированное финское население под властью варяжско-славянских князей. Ощущаете разницу, правда?

Впрочем, для нашей страны это может обернуться прямой пользой. Потому что лишний раз подтверждает - субъектом истории является вовсе не этнос. Историю творят предприимчивые люди, группы воинов, торговцев и создаваемые ими государства.

Когда различные группы населения, с отличающейся генетикой, антропологией, культурой, языком, живут достаточно долго в границах одного государства, формируется новый этнос, культурно-историческая общность. Кровь, гены для этноса преобладающего значения не имеют. Все дело - в общности исторической судьбы и едином гражданстве. Даже если слово гражданин еще не изобрели.

А понятие "титульной нации" лишено смысла. Потому что титульная нация в России оказывается обрусевшими финнами, в Англии - онемеченными кельтами, во Франции - романизированными галлами, переварившими завоевателей, немецкоязычных франков, в Испании - местными романизированными кельтами, поглотившими немцев-готов, и т.д. История - это всегда история обществ. И общественной верхушки, в которую может пробиться любой активный гражданин. Но не история крови. И не история генов.

С чем я вас и поздравляю, дорогие мои руссофинны, украинотатары и белорусополяки. Да здравствует Восточная Европа - великая смесь кровей и культур!

Были ли славяне славянами? (после тюрок, которые не были тюрками, германцев, которые не были германцами - логично задаться и аналогичным вопросом про славян) Разумеется, как всегда в подобных случаях, речь пойдет о прояснении терминов. К сожалению, в исторической литературе очень легко переносят частное на общее и наоборот. Так, известный археолог М. Б. Щукин был уверен, что готы - это германцы, все, кого называет германцами Тацит - тоже германцы, а славяне - это только племя венедов, упомянутых тем же Тацитом. Однако спустя триста лет славяне вдруг "самый многочисленный народ", как его описывает Иордан. Разумеется, теоретически, оставленные в хороших условиях, люди могут размножиться за триста лет. Хотя, скажем, в достаточно хороших условиях, когда на семью приходится в среднем 3-4 ребенка, и рождаемость вдвое выше смертности (т.е., в каждом следующем поколении население удваивается), за сто лет численность вырастет в 5-7 раз. Для группы из 100 тыс. человек это, конечно, значительно; но для небольшого племени, "шайкой обходящего горы и леса", числом в несколько тысяч, это не позволит даже заселить сколь-нибудь крупное пространство. Да и поддерживать постоянным такой высокий прирост почти нереально: при росте населения уменьшается "кормовая база", что приводит либо к увеличению детской смертности, либо к падению рождаемости, и рост замедляется. Чтобы поддерживать рост - надо, чтобы постоянно уходили "избыточные группы населения" на новые места. В период появления человечества и заселения Земли это было возможно; но позднее любая ушедшая группа так или иначе находила другую группу, ушедшую раньше - а, значит, возникало смешение разных племен. Потому, разумеется, куда более общим случаем является не заселение "с нуля" одним народом огромных пространств, а смешение, "ассимиляция". Однако всякая ассимиляция не проходит бесследно для ассимилирующих. К сожалению, скажем, СССР распался слишком быстро - однако и за его время, и за время предшествующей Российской империи в состав русского народа влилось очень много других - кроме потомков древних русичей, это и меря, и мордва, и татары, и много кого еще - которые, приняв русский язык, русские обычаи, со своей стороны, сами пополнили язык какими-то своими словами. И если даже сейчас, при наличии словарей, профессиональных филологов и лингвистов и центрального телевидения, дикторы на центральных каналах ухитряются говорить "по-разному" (в меру своей испорченности) - то уж о каком "едином языке" можно вести речь для более ранних времен? Разумеется, язык живет в обществе, в общении, и нужен в повседневной жизни прежде всего для поддержания совместной деятельности. Эта деятельность совершается в каких-то коллективах. В рамках племени - совместная охота, дележка добычи, воспитание молодежи. Если есть общая религия или общая дружина - есть совместные праздники, ритуалы, совместные походы, в которых тоже общаются и вырабатывается общий язык. Но если общность распадается - с течением времени обособившиеся "обломки" постепенно расходятся в языке, пополняясь словами от новых соседей или просто изменяя существующие слова в силу ошибок при восприятии речи новыми поколениями. Таким образом, как я уже много раз говорил, нынешние народы - ВСЕ - возникли путем смешения различных групп-выходцев из народов предшествующих. Носителем языка является именно группа людей, активно между собой общающаяся (большой род, племя, дружина и т.д.). Соответственно, у истоков любой "семьи языков" стоит какая-то группа. Но все остальные носители языков, родственных данной группе - не являются обязательно прямыми ее потомками (в генетическом плане), ибо языку учатся, и не только в детстве. Как правило, язык перенимается именно в силу необходимости общения (та же дружина, пополняясь из других племен, дает им свой язык - с другой стороны, перенимает и что-то из языка этих племен). Так вот, германцами, тюрками, славянами - мы будем называть именно носителей ЯЗЫКОВ соответствующей группы, безотносительно к их генетическому происхождению или внешнему виду. Тогда Пушкин будет все-таки великим русским поэтом, а не великим африканским поэтом. И вот тогда вопрос, вынесенный в заголовок, получает смысл. Все ли, кого древние авторы называют "славянами", говорили на славянском языке или родственном им? Иордан (любимый историками) знает три вида славян: венедов и их "потомков" - антов и склавинов. В современной литературе, увы, без должной осторожности склавинов переводят славянами (ибо в более позднее время, действительно, эти два понятия слились). Но вот генетическое происхождение склавинов и происхождение славянского языка - это два РАЗНЫХ вопроса, и их мы попытаемся решить.

    -- Склавины древних авторов.
Что на самом деле пишут Иордан, Прокопий Кессарийский и другие византийские авторы в тех местах, где они - по представлениям современных переводчиков - упоминают славян? Как-то так негласно принято, что склавины, которые там упоминаются - это и есть славяне; в последних переводах уже даже не пишут склавины, прямо пишут "славяне". И это и считается "появлением славян на исторической арене". Однако уже данные авторы пишут про "родственников склавинов. Иордан: http://www.krotov.info/acts/06/iordan/iordan04.html Прокопий:
Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих |23 | варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. ... У тех и других один и тот же язык, |27 | достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый |28 | и не совсем черный, но все они тёмно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. |29 | И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же.
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop_4/text31.phtml?id=13016 Итак, по крайней мере два народа - склавины и анты - имеют "один язык". А Иордан еще и считает, что раньше это были "венеды" Феофилакт Симокатта правда считает иначе: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Simok/07.php Т.е., полагает, что раньше славяне (только помним, что "склавины") назывались "гетами". Ну, а Орозий пишет, что
геты, те, что теперь зовутся готами
http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Orozij/frametext1.htm Конечно, можно допустить, что "древние авторы были неграмотными и не разбирались в родстве варваров"; правда, тогда они могли и с антами напутать (однако их почему-то считают все-таки славянами) Так вот, вопрос и задача: всегда ли под "склавинами" у авторов понимаются славяне в современном смысле - т.е., та группа народов, что говорит на славянской группе языков? Исходя из вышеперечисленного - очевидно, нет. Склавины - только ЧАСТЬ славян. Примерно с 9 века (видимо, после разгрома Аварского каганата) имя "склавинов" переносится на все множество родственных племен; и с этого же времени в арабских источниках (как показал Д.Е. Мишин) "ас-сакалиба" означает славян в современном понимании. Но ранее этого времени "склавины" имеет значение только конкретного племени. Тогда второй вопрос: а кого имел в виду Нестор в Повести временных лет, когда писал: http://www.krotov.info/acts/12/pvl/lavr01.htm ? Поскольку для древних времен Нестор пользовался именно греческими источниками, следует признать, что под славянами имелись в виду именно склавины - одно из славянских племен. А кто такие "норицы" или "норики"? В принципе, как я говорил, лингвистически славяне складываются (если не брать шизофреничную позицию, когда народ появляется в 6 веке нашей эры, а язык его складывается за несколько тысячелетий до того)примерно в 3 веке до нашей эры из смешения скифов, местного "доиндоевропейского населения" (условно, саамов) и "кельтского населения" (скорее всего, пришлых венетов-венедов). Если мы посмотрим на римскую провинцию Норик, то увидим, что в 4 веке до нашей эры там складывается самостоятельное, довольно развитое государство, практически из тех же частей. Во-первых, другое название нориков - тауриски, что может указывать на приход скифов (из "Таврии"). Во-вторых, там были и венеты, и кельты. И еще загадочные иллирийцы (тоже, вероятно, доиндоевропейское население). Т.е., все необходимые части для возникновения славян там были. Так что почему бы не быть славянам - всем, именно как языковой общности - выходцам из Норика, в соответствии с мыслью Нестора? Однако тут есть один неприятный момент. В 16-15 гг. до н.э. Норик попал под власть Рима. И находился под ней более 400 лет, пока уже в 5 веке там не поселились руги. Римляне, как и позднее германцы, отличались весьма активным внедрением своего языка, на всей территории бывшей римской империи сейчас распространены именно романские языки, имеющие в основе "народную латынь". Хотя в славянских языках есть нечто общее с латынью (даже больше, чем с греческим, что странно - вроде бы, крещение пришло из Византии), и можно даже составить фразы на латыни, выглядящие совершенно по-русски, типа vides domus (видишь дом) - тем не менее, пересечений с латынью в базовой лексике достаточно мало, больше в грамматике. И даже с кельтами Ирландии у славян оказывается больше пересечений (несмотря на непривычность звучания большинства кельтских слов для славянского уха). Если для германского языка "вульгарная латынь" послужила безусловно одной из основ, для славянского есть только отдельные вкрапления, входящие, вероятно, еще в венетский язык (венедов Иордан считал "общим предком славян", но как мы говорили раньше, скорее, речь должна идти о приходе небольшой группы, объединившей местное население и давшей свой язык - частично - другим, иноязычным). А вот "с шестого века в Норик начинают проникать славяне". Думаю, это не совсем корректно. Скорее всего, уже руги говорили на славянских языках (Прокопий отделяет ругов от готов; готы, вероятнее всего, были балтами - об этом в других местах: а вот Руги, как в дальнейшем предки русов - вполне могли быть потомками смешения тех же венедов с местным населением и говорить уже на славянском языке), и именно в период их владычества в Норике и складывается племя "склавинов". Т.е., "славянизированное" местное население, в прошлом - романоязычное, а до того - "иллироязычное", "кельтоязычное" или "венетоязычное". Впрочем, нельзя отрицать возможность того, что часть "нориков" при завоевании Римом ушло оттуда и затем приняло участие в образовании славянской общности, но эти моменты отследить уже трудно. А вот теперь следующая группа вопросов. Именно в тех же краях упоминается вождь Само, поднявший "восстание славян против авар" - здесь славяне имеются в виду в каком смысле? Там же возникают и первые "славянские государства" - Великая Моравия, потом Чехия. Здесь же и много племен и народов, называемые именно "славянами": словаки, словенцы и т.д. Как мне представляется, во всех этих случаях мы имеем дело именно со "склавинами" и их потомками (характерно, что севернее - в Прибалтике - славян называют уже Вендами, в память о Венедах; т.е., именно венеды - к которым, видимо, принадлежали и руги-рухи-русы - были "славяноязычными", которые "славянизировали" собственно склавинов), т.е., только с частью славян. И, вероятно, именно после этих событий - т.е., расселения "склавинов" по всему Дунаю, а потом, после разгрома Аварского каганата - ухода части склавинов даже на Ильмень (по морю) и на Днепр (по степи) - имя "склавины" становится обобщающим для языковой группы. Но как же тогда называли всю "славяноязычную группу" до этого? Если упоминаются анты и склавины? Прокопий-то прямо уверен, что они были массагетами и гуннами: http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop_4/text31.phtml?id=13016 Кстати, ср. у Страбона описание Свевов: http://ancientrome.ru/antlitr/t.htm?a=1260070000 Не могу исключить, что свое описание Прокопий тоже позаимствовал у Страбона. Иордан, как было сказано выше, уверен, что они назывались венедами. Объяснение получает и мысль Феофилакта Симокатты, что "славяне раньше назывались гетами" - собственно, гетское царство Буребисты доходило до Норика, и в некотором плане геты были предками склавинов - в генетическом, но не в лингвистическом; хотя кое-какие заимствования оттуда в славянские языки, безусловно, есть. Прокопий, однако, называет антов и склавинов вместе - Спорусами, выводя это из слова "спораден" - ибо "живут рассеянно в поселках, разбросанных на больших расстояниях". http://booksnow2.scholarsportal.info/ebooks/oca4/25/procopiuswitheng04procuoft/procopiuswitheng04procuoft.pdf Любопытно при этом совпадение этого термина именно в греческом варианте у Прокопия - Спорус - с названием Борусков, а также корень Рус (к слову, и Рассеянные - отсюда уже в 16 веке Герберштейн выводил название России), присутствующий там (слово не греческое, потому не правомерно в нем отбрасывать окончание "ус", считая корнем Спор - это уже трактовка Прокопия; очевидно, что самоназвание антов и склавинов не могло быть из греческого языка) Ну, а вот Феофил Исповедник - возможно, тоже вслед за Прокопием - полагает, что http://www.vostlit.info/Texts/rus2/Feofan/text9.phtml?id=11653 Т.е., авары, склавы, гипеды - все вместе называемые западными гуннами (восточные гунны - это эфталиты) А вот автор Франкских анналов, напротив, уже использует обобщающий термин "славяне": http://www.vostlit.info/Texts/rus17/Annales_regni_francorum/frametext2.htm Т.е., по крайней мере, можно утверждать, что авары не выкидываются из числа "славянских племен". А учитывая, что теперь мы знаем, как правильно понимать рассказ о восстании славян против Авар у Фредегара: http://www.vostlit.info/Texts/rus4/Fredegar/frametext.htm С одной стороны, он подтверждает родство вендов-венедов и славян-склавинов; с другой, тут явно следует понимать не "славян", а именно "склавинов". Учитывая, что "склавины и анты в чистоте хранят гуннские нравы" (а времени прошло еще не так много: Прокопий - середина 6 века, Фредегар - 7 век), то авары, воспринимаемые и как "гунны", и как "восточные славяне" (позднее) - скорее всего, тоже одно из "славянских племен" (варины? Аварины - население Вислы еще во времена Птолемея) Таким образом, можно сказать, что Нестор был совершенно прав, полагая, что "норицы суть славяне", только под славянами надо понимать именно "склавинов". Именно склавины - ославяненное население Норика - дали начало многочисленным племенам с корнем "слав". Но до конца 8 века нет оснований считать, что под славянами в текстах понимаются славяне в обобщающем смысле, т.е., в современном; и многочисленные "враги славян", встречающиеся там, могут оказаться точно такими же славянами - просто в первом случае имеются в виду исключительно "склавины", часть - хотя и достаточно многочисленная - славян. Литература: http://www.vostlit.info/Texts/rus14/Orozij/frametext1.htm http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Simok/07.php http://www.vostlit.info/Texts/rus/Prokop_4/text31.phtml http://booksnow2.scholarsportal.info/ebooks/oca4/25/procopiuswitheng04procuoft/procopiuswitheng04procuoft.pdf
Загрузка...
Top