Интернет-портал всё о гиперборее. Интернет-портал всё о гиперборее Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов

Всю жизнь он своими яркими статьями боролся за укрепление русского государства, отважно разоблачая продажных чиновников, либеральных демократов и революционеров, предупреждая о нависшей над страной угрозе. Захватившие в России власть большевики ему этого не простили. Меньшикова расстреляли в 1918 году с крайней жестокостью на глазах у его жены и шестерых детей.

Михаил Осипович родился 7 октября 1859 г. в Новоржеве Псковской губернии близ озера Валдай, в семье коллежского регистратора. Окончил уездное училище, после чего поступил в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Потом участвовал в нескольких дальних морских походах, писательским плодом которых явилась вышедшая в 1884 году первая книга очерков – «По портам Европы». Как морской офицер, Меньшиков высказал идею соединения кораблей и аэропланов, предсказав тем самым появление авианосцев.

Чувствуя призвание к литературному труду и публицистике, в 1892 году Меньшиков вышел в отставку в чине штабс-капитана. Устроился корреспондентом в газету «Неделя», где вскоре обратил на себя внимание своими талантливыми статьями. Затем стал ведущим публицистом газеты консервативного толка «Новое время», где проработал вплоть до революции.

В этой газете он вел свою знаменитую рубрику «Письма к ближним», которая привлекала внимание всего образованного общества России. Некоторые называли Меньшикова «реакционером и черносотенцем» (а кто-то называет до сих пор). Однако все это – злостная клевета.

В 1911 году в статье «Коленопреклоненная Россия» Меньшиков, разоблачая происки западной закулисы против России, предупреждал:

«Если в Америке собирается огромный фонд с целью наводнения России душегубами и террористами, то нашему правительству об этом стоит подумать. Неужели и нынче государственная наша стража ничего вовремя не заметит (как в 1905 году) и не предупредит беды?».

Никаких мер в этой связи власти тогда не приняли. А если бы приняли? Вряд ли тогда смог бы приехать в Россию в 1917 году с деньгами американского банкира Джекоба Шифа Троцкий-Бронштейн, главный организатор Октябрьского переворота!

Идеолог национальной России

Меньшиков являлся одним из ведущих публицистов консервативного направления, выступая идеологом русского национализма. Он стал инициатором создания Всероссийского Национального Союза (ВНС), для которого разработал программу и устав. В эту организацию, которая имела свою фракцию в Госдуме, вошли умеренно-правые элементы образованного русского общества: профессора, военные в отставке, чиновники, публицисты, священнослужители, известные учёные. Большинство из них были искренними патриотами, что потом доказали многие из них не только своей борьбой против большевиков, но и мученической смертью...

Сам Меньшиков ясно предвидел национальную катастрофу 1917 года и, как истинный публицист, бил в набат, предупреждал, стремился предотвратить её. «Православие, – писал он, ­– нас освободило от древней дикости, самодержавие – от анархии, но возвращение на наших глазах к дикости и анархии доказывает, что необходим новый принцип, спасающий прежние. Это – народность... Только национализм в состоянии вернуть нам потерянное благочестие и могущество».

В статье «Кончина века», написанной в декабре 1900 года, Меньшиков призывал русских людей к сохранению роли державообразующего народа:

«Мы, русские, долго спали, убаюканные своим могуществом и славой, – но вот ударил один гром небесный за другим, и мы проснулись и увидели себя в осаде – и извне, и изнутри… Мы не хотим чужого, но наша – Русская – земля должна быть нашей».

Возможность избежать революции Меньшиков видел в усилении государственной власти, в последовательной и твёрдой национальной политике. Михаил Осипович был убеждён в том, что народ в совете с монархом должен управлять чиновниками, а не они им. Со страстью публициста он показывал смертельную опасность бюрократизма для России: «Наша бюрократия... свела историческую силу нации на нет».

Необходимость коренных перемен

Близкие отношения Меньшиков поддерживал с великими русскими писателями того времени. Горький признавался в одном из писем, что любит Меньшикова, потому что он его «враг по сердцу», а враги «лучше говорят правду». Со своей стороны Меньшиков называл «Песнь о соколе» Горького «злой моралью», потому что, по его словам спасает мир не «безумство храбрых», несущих восстание, а «мудрость кротких», вроде чеховской Липы («В овраге»).

Известно 48 писем к нему Чехова, который относился к нему с неизменным уважением. Меньшиков бывал в Ясной у Толстого, но при этом критиковал его в статье «Толстой и власть», где писал, что он опаснее для России, чем все революционеры вместе взятые. Толстой отвечал ему, что во время прочтения этой статьи он испытал «одно из самых желательных и дорогих мне чувств – не просто доброжелательства, а прямо любви к вам...».

Меньшиков был убеждён, что России нужны коренные перемены во всех без исключения областях жизни, только в этом было спасение страны, но иллюзий он не испытывал. «Людей нет – вот на чём Россия гибнет!» – восклицал в отчаянии Михаил Осипович.

До конца своих дней давал беспощадные оценки самодовольному чиновничеству и либеральной интеллигенции: «В сущности, всё красивое своё и великое вы давно пропили (внизу) и прожрали (наверху). Размотали церковь, аристократию, интеллигенцию».

Меньшиков считал, что каждая нация должна настойчиво бороться за свою национальную идентичность. «Когда речь зайдет, – писал он, – о нарушении прав еврея, финна, поляка, армянина, подымается негодующий вопль: все кричат об уважении к такой святыне, как национальность. Но лишь только русские обмолвятся о своей народности, о своих национальных ценностях: подымаются возмущенные крики - человеконенавистничество! Нетерпимость! Черносотенное насилие! Грубый произвол!».

Выдающийся русский философ Игорь Шафаревич писал: «Михаил Осипович Меньшиков – один из небольшого числа проницательных людей, живших в тот период русской истории, который иным казался (и сейчас еще кажется) безоблачным. Но чуткие люди уже тогда, на рубеже XIX и XX веков видели главный корень надвигающихся бед, обрушившихся потом на Россию и переживаемых нами до сих пор (да и не видно, когда еще придет им конец). Этот основной порок общества, несущий в себе опасность будущих глубоких потрясений, Меньшиков усматривал в ослаблении национального сознания русского народа...».

Портрет современного либерала

Еще много лет назад Меньшиков энергично разоблачал тех в России, кто, как и сегодня, поносил ее, уповая на «демократический и цивилизованный» Запад. «Мы, – писал Меньшиков, – глаз не сводим с Запада, мы им заворожены, нам хочется жить именно так и ничуть не хуже, чем живут "порядочные" люди в Европе. Под страхом самого искреннего, острого страдания, под гнетом чувствуемой неотложности нам нужно обставить себя той же роскошью, какая доступна западному обществу. Мы должны носить то же платье, сидеть на той же мебели, есть те же блюда, пить те же вина, видеть те же зрелища, что видят европейцы. Чтобы удовлетворить свои возросшие потребности, образованный слой предъявляет к русскому народу все большие требования.

Интеллигенция и дворянство не хотят понять, что высокий уровень потребления на Западе связан с эксплуатацией им значительной части остального мира. Как бы русские люди ни работали, они не смогут достичь уровня дохода, который на Западе получают путем перекачки в свою пользу неоплаченных ресурсов и труда других стран…

Образованный слой требует от народа крайнего напряжения, чтобы обеспечить себе европейский уровень потребления, и, когда это не получается, возмущается косностью и отсталостью русского народа».

Не нарисовал ли Меньшиков более ста лет назад со своей невероятной прозорливостью портрет нынешней русофобствующей либеральной «элиты»?

Отвага для честного труда

Ну а разве не к нам сегодня обращены эти слова выдающегося публициста? «Чувство победы и одоления, – писал Меньшиков, – чувство господства на своей земле годилось вовсе не для кровавых только битв. Отвага нужна для всякого честного труда. Все самое дорогое, что есть в борьбе с природой, все блистательное в науке, искусствах, мудрости и вере народной – все движется именно героизмом сердца.

Всякий прогресс, всякое открытие сродни откровению, и всякое совершенство есть победа. Только народ, привыкший к битвам, насыщенный инстинктом торжества над препятствиями, способен на что-нибудь великое. Если нет в народе чувства господства – нет и гения. Падает благородная гордость – и человек становится из повелителя рабом.

Мы в плену у рабских, недостойных, морально ничтожных влияний, и именно отсюда – наша нищета и непостижимая у богатырского народа слабость».

Разве не из-за этой слабости рухнула Россия в 1917 году? Разве не потому развалился в 1991-м могучий Советский Союз? Не та ли опасность грозит нам и сегодня, если мы уступим глобальному натиску на Россию со стороны Запада?

Месть революционеров

Те, кто подрывал основы Российской империи, а потом в феврале 1917 года захватили в ней власть, не забыли и не простили Меньшикову его позиции стойкого государственника и борца за единение русского народа. Публицист был отстранён от работы в «Новом времени». Лишившись дома и сбережений, конфискованных вскоре уже большевиками, зиму 1917–1918 гг. Меньшиков провел на Валдае, где у него была дача.

В те горькие дни он в своем дневнике писал:«27 февр.12.III.1918. Год русской великой революции. Мы еще живы, благодарение Создателю. Но мы ограблены, разорены, лишены работы, изгнаны из своего города и дома, обречены на голодную смерть. А десятки тысяч людей замучены и убиты. А вся Россия сброшена в пропасть еще небывалого в истории позора и бедствия. Что дальше будет и подумать страшно,- т. е. было бы страшно, если бы мозг не был уже досыта и до бесчувствия забит впечатлениями насилия и ужаса».

В сентябре 1918 года Меньшикова арестовали, и уже через пять дней расстреляли. В заметке опубликованной в «Известиях» говорилось: «Чрезвычайным полевым штабом в Валдае расстрелян известный черносотенный публицист Меньшиков. Раскрыт монархический заговор, во главе которого стоял Меньшиков. Издавалась подпольная черносотенная газета, призывающая к свержению советской власти».

В этом сообщении не было ни слова правды. Не было никакого заговора и никакую газету Меньшиков тогда уже не выпускал.

Ему мстили за его прежнюю позицию стойкого русского патриота. В письме жене из тюрьмы, где он просидел шесть дней, Меньшиков писал, что чекисты не скрывали от него, что этот суд есть «акт мести» за его статьи, печатавшиеся до революции.

Казнь выдающегося сына России произошла 20 сентября1918 года на берегу Валдайского озера напротив Иверского монастыря. Его вдова, Мария Васильевна, ставшая вместе с детьми свидетелем расстрела, написала потом в своих воспоминаниях: «Придя под стражей на место казни, муж стал лицом к Иверскому монастырю, ясно видимому с этого места, опустился на колени и стал молиться. Первый залп был дан для устрашения, однако этим выстрелом ранили левую руку мужа около кисти. Пуля вырвала кусок мяса. После этого выстрела муж оглянулся. Последовал новый залп. Стреляли в спину. Муж упал на землю. Сейчас же к нему подскочил Давидсон с револьвером и выстрелил в упор два раза в левый висок. <…> Дети расстрел своего папы видели и в ужасе плакали. <…> Чекист Давидсон, выстрелив в висок, сказал, что делает это с великим удовольствием».

Сегодня могила Меньшикова, чудом сохранившаяся, находится на старом городском кладбище города Валдай (Новгородская область), рядом с церковью Петра и Павла. Только много лет спустя родные добились реабилитации знаменитого писателя. В 1995 году новгородские писатели при поддержке администрации общественности Валдая открыли на усадьбе Меньшикова мраморную мемориальную доску со словами: «Расстрелян за убеждения».

В связи с юбилеем публициста в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете прошли всероссийские Меньшиковские чтения. «В России не было и нет равного Меньшикову публициста», – подчеркнул в своем выступлении председатель Общероссийского движения поддержки флота капитан 1 ранга запаса Михаил Ненашев.

Владимир Малышев



Светлана Васильевна Жарникова (27 декабря 1945, Владивосток - 26 ноября 2015, Санкт-Петербург) - советский и российский этнограф и искусствовед. Кандидат исторических наук. Действительный член Русского географического общества.

Биография

Родилась в семье военнослужащего.

В 1970 году закончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде.

После окончания института работала в Анапе и Краснодаре.

В 1978-2002 годах жила и работала в Вологде. В 1978-1990 годах - научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1990-2002 годах - научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского научно-методического центра культуры. Преподавала в Вологодском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и в Вологодском государственном педагогическом институте.

С 1984 по 1988 годы обучалась в аспирантуре Института этнографии имени Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР, где защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата исторических наук по теме «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)» (специальность 07.00.07 - этнография) .

В 2001 году стала членом Международного клуба учёных (неакадемическая организация с либеральными условиями для вступления).

В 2003 года переехала из Вологды в Санкт-Петербург.

Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города Санкт-Петербург. Похоронена в Шексне, рядом с супругом - архитектором Германом Ивановичем Виноградовым.

Основной круг научных интересов - арктическая прародина индоевропейцев, ведические истоки северорусской народной культуры, архаические корни северорусского орнамента, санскритские корни в топо- и гидронимии Русского Севера, обряды и обрядовый фольклор, семантика народного костюма.

Критика

C. В. Жарникова являлась сторонницей неакадемической арктической гипотезы, в настоящее время не признаваемой учёными всего мира (за исключением небольшого их количества, преимущественно из Индии). Вслед за Н. Р. Гусевой она повторяла тезис о близком родстве славянских языков и санскрита и настаивала на том, что прародина ариев (индоевропейцев) лежала на Русском Севере, где якобы располагалась легендарная гора Меру. Подтверждением этой гипотезы С. В. Жарникова считала якобы имеющееся особое сходство санскрита с севернорусскими говорами.

Кроме того Жарникова при помощи санскрита объясняла большое количество топонимов на территории России, даже тех, происхождение которых давно установлено и никак не связано с санскритом. Топонимист А. Л. Шилов, критикуя трактовку Жарниковой этимологии гидронимов, происхождение которых ещё не установлено, писал: «…может быть, признание „темных“ названий принципиально неопределимыми все же лучше, чем объявление их санскритскими, как это делается с иными гидронимами Русского Севера - Двина, Сухона, Кубена, Стрига [Кузнецов 1991; Жарникова 1996]»

Библиография

  • Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980-1981 гг. Тезисы докладов: город Нальчик 1982 г., стр. 147-148
  • О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г. П. Дурасова). // Советская этнография 1983 г., № 1, стр. 87-94
  • Archaic motifs in Nort Russian folk embroidery and parallels in ancient ornamental designs of the eurasian steppe peoples // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1984.
  • О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985 г., № 1 стр. 107-115
  • Архаические мотивы северорусской вышивки и браного ткачества и их параллели в древнейшем искусстве народов Евразии// Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) М.: Наука, 1985., в 6−8 стр. 12-31
  • Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов. (На материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986 г., стр. 96-107
  • On the possible location of the Holy Hara and in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1986.
  • К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М. 1986 г., т. 11 стр. 31-44
  • Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско- индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 г., стр. 330-146
  • О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов. Часть первая. М. 1988 г., стр. 112-114
  • О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры 18-28 сентября 1989 года. Архангельск 1989 г., стр. 72-75
  • Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света, № 3 1989 г., стр. 38-41
  • Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 г.
  • Possible origins of horse-goose and horse-deer images in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1989.
  • «Ригведа» о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 23-24 мая 1990 года
  • Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М: Наука 1990 г., т. 16 стр. 84-103
  • Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов (на материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях. Ленинград. 1990 г. стр.94-108.
  • Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 г. 45 стр.
  • Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 г., № 10 стр. 14-15
  • Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 20-22 октября 1993 г. стр. 10-12
  • Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. Выпуск 1. M: Витязь 1994 г., стр. 40-52
  • Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В.2 М: Витязь 1994 г., стр. 59-73
  • Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (истоки и генезис)// Культура Русского Севера. Вологда. Издание ВГПИ 1994 г., стр. 108-119
  • Нечерноземье - житница России?: Беседа с канд. ист. наук, этнографом С. В. Жарниковой. Записал А.Ехалов// Русский Север-Пятница. 20 января 1995 г.
  • Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 г., № 6 стр. 40-41
  • Ехалов А. Жарникова С. Нечерноземье - земля будущего. О перспективах развития сел. хоз-ва Вологод. области. 1995 г.
  • Филиппов В. Куда исчезли древляне и кривичи, или Почему вологодский говор в переводе на санскрит не нуждается. Об исследовании этнографа С. В. Жарниковой // Известия. 18 апреля 1996 г.
  • Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 г., стр. 93-125
  • Русский Север - священная прародина арьев!: Беседа с С. В. Жарниковой. Записал П.Солдатов // Русский Север-Пятница. 22 ноября 1996 г.
  • Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь. № 5. 1997 г.
  • Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.1998 г., стр. 101-129
  • Гидронимы Русского Севера: (Опыт расшифровки через санскрит) // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев - М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, 1998 г., стр. 209-220
  • Мир образов русской прялки, Вологда 2000 г.
  • Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях // Экономическая газета. № 1, 2, 3, 2000 г.
  • Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение. № 2. 2000 г., стр. 128-140
  • Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2, 2000 г. стр. 94-96
  • Филиппов Виктор. Рогулька, тетеря и выгонец: Пиццу ели на берегу Ледовитого океана пять тысяч лет назад. По материалам сценария «Праздник круглого пирога» и монографии этнографа С.Жарниковой // Русский Север-Пятница. Вологда. 14 апреля 2000 г.
  • Концепция программы «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» Вологда 2000 г.
  • И первой об этом сказала «Авеста»: Беседа с этнологом С. Жарниковой, автором концепции программы «Великий Устюг - родина Деда Мороза»// Записала А.Горина // Вологодская неделя. 2-9 ноября 2000 г.
  • Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света. № 1. 2001 г., стр. 7-8
  • Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда 2001 г., стр. 36-43
  • Сохранились даже названия рек (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург № 18, 2001 г.
  • Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург № 22, 2001 г.
  • Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А. Г. Виноградовым) // Реальность и субъект № 3, том 6 - СПб 2002 г., стр. 119-121
  • О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. - СПб, 2002 г., стр. 65-84
  • Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера) (Ред и рец д.и.н., Лауреат премии им. Дж. Неру. Н. Р. Гусева). Вологда. 2003 г. 247 стр.
  • Архаические корни традиционной культуры Русского Севера: сборник научных статей. Вологда 2003 г. 96 стр.
  • Исторические корни календарных обрядов. ОНМЦКиПК. Граффити. Вологда 2003 г. 83 стр.
  • Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар № 7(11), Вологда 2003 г., стр. 6-9.
  • Реки - хранилища памяти (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Русский Север - прародина индо-славов. - М.: Вече 2003 г., стр. 253-257.
  • Древние танцы Русского Севера // Русский Север - прародина индо-славов. - М.; Вече 2003 г., стр. 258-289.
  • Веды и восточнославянская календарная обрядность // Русский Север - прародина индо-славов. М.; Вече 2003 г., стр. 290-299.
  • А. С. Пушкин и древнейшие образы русских сказок // Русский Север - прародина индо-славов. М.: Вече 2003 г., стр. 300-310.
  • Наше время где-то на подходе: Беседа с этнографом, проф. С. Жарниковой. Беседовала Н. Серова // Красный Север (Зеркало). 7 января 2004 года.
  • Phallic cult in the perception of ancient slavs and aryans // International association for the study of the cultures of Central Asia.. 2004 г.
  • Опыт расшифровки через санскрит названий некоторых рек Русского Севера // Русские сквозь тысячелетия. 2007. С.134-139
  • Северная прародина индославов, Гусли - инструмент гармонизации Вселенной // Материалы первого Всероссийского конгресса ведической культуры Ариев-индославов. Санкт-петербург. 2009 г. стр. 14-18, 29-32.
  • Александр Шебунин // Скульптура: альбом, сост.: А. М. Шебунин; послесл.: С. В. Жарникова. РМП. Рыбинск. 128 стр.
  • Гаранина Т. «Стоим у источника и ходим черпать воду бог знает куда»: (Заметки с конф. «Духовность - энергия поколений», проведенной в Вологде светской общиной «РОД») // по материалам выступления этнографа С.Жарниковой о Русском Севере как прародине. 2010 г.
  • Арьяна-Гиперборея - Русь. (в соавт. с А. Г. Виноградовым).
  • Cultural traditions and the origin of the Indo-Europeans. США. 2013 г. 92 стр.
  • Gold thead: The sources of Russian national culture. США. 2013 г. 234 стр.
  • Proto-homeland of the Indo-Europeans. США. 2013 г. 327 стр.
  • The archeology of the proto-homeland of the Indo-Europeans (The genesis of rituals, traditions of the Indo-Europeans). США. 2013 г. 132 стр.
  • East Europe as a proto-homeland of the Indo-Europeans. США. 2013 г. 192 стр.
  • Archaic images folklore of Northern Russia. США. 2014 г. 182 стр.
  • Indo-Europeans ornamental complexes and their analogues in cultures of Eurasia. США. 2014 г. 399 стр.
  • Mysteries Aryan civilization. США. 2014 г. 316 стр.
  • Collection of articles. США. 2014 г. 474 стр.
  • Золотая нить: истоки русской народной культуры. США. 2014 г. 236 стр.
  • Феномен древнерусской иконописи // Reverse perspective: Theory and practice of reverse perspective. США. 2014 г.
  • Где же ты, Гиперборея?, Чудь // Hyperborea: almanac 1. США. 2015 г. с. 2-17, 41-63.
  • «След ведической Руси». ISBN. 978-5-906756-23-7. М. 2015 г. 288 стр.
  • Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности. Русские и Германцы: Северная Прародина // Hyperborea 2016: almanac. США. 2016 г. стр. 30-46, 150-165.
  • Обратная перспектива, как художественный метод изображения пространства в византийской и древнерусской живописи // Reverse perspective. Binocular vision and optical corrections.Theory and practice of reverse perspective. США. 2016 г. с. 3-12.
  • Сборник статей. Выпуск 1. Издательский сервис Ridero. 2016 г.
  • Сборник статей. Выпуск 2. Издательский сервис Ridero. 2016 г.
  • Hydronyms of the Russian North. США. 2016 г. 475 стр.
  • Hydronyms of the lands of the Earth Belt. США. 2017 г. 368 стр.

    Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980 -1981 гг. Тезисы докладов: Нальчик 1982- с. 147-148 (0,1 п.л.)

    О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа. // Советская этнография 1983 - № 1, с. 87-94 (0,5 п.л.)

    О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985- №1 с. 107-115 (0,5 п.л.)

    Архаические мотивы северорусской народной вышивки и их параллели в древнейших орнаментах населения Евразийских степей // Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) Москва: Наука 1985 - в 6-8 (русский и английский варианты) с. 12-31 (1 п.л.)

    Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986-с.96-107(1 п.л.)

    К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М.1986 В. 11 (рус¬ский и английский варианты) с.31-44 (1 п.л.)

    Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско- индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 с.330-146 (1.3 п.л.)

    О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов М. 1988 с. 112-114 (0.2 п.л.)

    Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях) Канд. Диссертация, Институт этнографии и антропологии АН СССР 1989 (10 п.л.)

    О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Всесоюзная школа-семинар по семиотике культуры. Архангельск. 1989 с.72-75 (0,3 п.л.)

    Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света. №3 1989 с.38-41.

    Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 (0,1 п.л.).

    Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М: Наука 1990 в. 16 (русский и английский варианты) с.84-103 (2 п.л.)

    « Ригведа «о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов, Вологда 1989 (0,2 п.л.)

    Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 (2,5 и.л.)

    Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 № 10 с. 14-15 (0,4 п.л.)

    Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов. Вологда. 1993 с. 10-12 (О,2 п.л.)

    Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. B.I M: Витязь 1994 с 40- 52 (1 п.л.)

    Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В.2 М: Витязь 1994 с.59-73 (1 п.л.)

    Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции (Истоки и генезис) Культура Русского Севера Вологда Издание ВГПИ 1994 с. 108-119 (1 п.л.)

    Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 №6 с.40-41 (0,2 п.л.)

    Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 с.93-125(2 п.л.)

    Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь №5 1997 (0,7 п.л.)

    Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М.1998 с.101-129, 209-220 (3 п.л.)

    Мир образов русской прялки Вологда 2000 (3 п.л.)

    Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях М. Экономическая газета № 1,2,3 2000 г. (3 п.л.)

    Дорогами мифов (А.С.Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение №2 2000 г. с 128-140 (1.5 п.л.)

    Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2 2000г. с 94-96

    Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света № 1.2001 г. с. 7-8

    Концепция программы « Великий Устюг - Родина Деда Мороза « Вологда 2000 (5n.л.)

    Сохранились даже названия рек (в соавт. с А.Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург №18 2001г. (0,25 п.л.)

    Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А.Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург №22 2001г. (0,25 п.л.)

    Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда. 2001 г. с.36-43 (0,5 п.л.)

    Преданья старины глубокой (в соавт. с А.Г. Виноградовым) в редакции Нового Петербурга (0,25 п.л.)

    Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера)

    Архаические корни традиционной культуpы Русского Севера, Вологда. 2003. (11, 5 п.л.)

    Исторические корни календарных обрядов. Вологда. 2003 г. (5 п.л.)

    Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар. Вологда. № 7(11), 2003. с. 6-9.

    Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А.Г.Виноградовым) // Реальность и субъект. – СПб. 2002. №3 том 6.с.119-121

    О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. – СПб, 2002. с.65-84

    Реки - хранилища памяти (в соавт. с А.Г.Виноградовым)// Русский Север – прародина индо-славов. – М.: Вече.2003. с.253-257.

    Древние танцы Русского Севера//Русский Север – прародина индо-славов. – М.; Вече. 2003, с.258-289.

    Веды и восточнославянская календарная обрядность// Русский Север – прародина индо-славов. М.; Вече, 2003. с.290-299.

    А.С.Пушкин и древнейшие образы русских сказок// Русский Север – прародина индо-славов. М.: Вече. 2003. с.300-310.

    Арьяна-Гиперборея – Русь. (В соавт. с А.Г.Виноградовым). Рукопись. (50 авт.л.)

Жарникова Светлана Васильевна (1945-2015) — кандидат исторических наук, этнолог, искусствовед, действительный член русского Географического Общества.

Родилась во Владивостоке Приморского края.

В 1970 закончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина в Ленинграде. Работала в Анапе Краснодарского края и Краснодаре.

С 1978 по 2002 жила и работала в Вологде.

С 1978 по 1990 — научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

С 1990 по 2002 — научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном Институте повышения квалификации педагогических кадров и Вологодском Государственном педагогическом Институте.

С 1984 по 1988 — обучение в Аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР. Защитила диссертацию «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)».

Кандидат исторических наук.

С 2001 член Международного Клуба Ученых.

С 2003 живет и работает в Санкт-Петербурге.

Основной круг научных интересов: Арктическая прародина индоевропейцев; ведические истоки северорусской народной культуры; архаические корни северорусского орнамента; санскритские корни в топо и гидронимии Русского Севера; обряды и обрядовый фольклор; семантика народного костюма.

Книги (3)

Архаические корни традиционной культуры русского Севера

В сборник вошли избранные статьи разных лет, написанные и опубликованные в научных изданиях в течение 19 лет — с 1984 по 2002 гг.

Статьи «Восточная Европа как прародина индоевропейцев» и «Веда — значит знание» написаны в соавторстве с А.Г.Виноградовым.

Золотая нить

Книга С.В. Жарниковой «Золотая нить» посвящена древнейшим корням русской народной культуры.

В предлагаемой вниманию книге традиции и обряды, художественное творчество и песенный фольклор населения Русского Севера рассматриваются с позиций «полярной гипотезы», сформулированной в 1903 выдающимся индийским ученым Б.Г. Тилаком.

Суть этой гипотезы заключается в том, что в древнейший период своей истории, вплоть до рубежа IV тыс. до н. э., предки практически всех европейских народов и некоторых народов Азии (индоевропейцы) проживали на территории Восточной Европы — своей прародины. Часть этих народов, являвшихся предками иранцев и индийцев, или как они сами себя называли «арьев», жила в высоких широтах — в Приполярье и Заполярье.

В наши дни «полярная гипотеза» Б.Г. Тилака приобретает все большее количество сторонников среди ученых разных стран.

Сборник статей

Веда значит Знание
Великая Мать Авина
Возможные истоки образа Коня-Гуся и Коня-Оленя в индоиранской (арийской) мифологии
Восточная Европа как прародина индоевропейцев
Гиперборейские названия сохранились
Дорогами сказок
Древние тайны Русского Севера
Золотая нить
Исторические корни образа Деда Мороза на Русском Севере
История и этнография восточных славян
К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии
Кто Вы, дети Эллады
Масленица. Или к теще на блины
Межнациональные отношения в свете новой российской национальной идеи
Мы кто в этой старой Европе
О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г.П. Дурасова)
Образы водоплавающих птиц в русской народной традиции
Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности
Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов
Русские и германцы. Северная прародина
Солнечная и Лунная Традиции
Так вот Вы кто, Тёща
Так ли прост русский Дед Мороз
У ног САХа
Уважение к минувшему
Что значит - Русская земля

Комментарии читателей

Дмитрий / 1.05.2019 Женщина, которую без всяких скидок и реверансов можно назвать "Учёный с большой буквы".

Владислав / 30.05.2018 Великий,умнейший учёный - эта женщина.Надо иметь мужество,веру в свои изыскания,чтобы так защищать природу,топонимику Севера.Видел по телику,но не знал о ней ничего.Теперь знаю.

Маргарита / 23.04.2018 Светлана Жарникова-Светъ Ведической Руси

Александра / 20.08.2017 Прекрасная школа для истинного представления об истории Русского наследия.

Сергей / 30.04.2017 ВОПРОС В ТОМ КТО ПОДХВАТИТ ЕЁ ДЕЛО И ПРОДОЛЖИТ ИССЛЕДОВАНИЯ НАШЕЙ ИСТОРИИ,ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ВАМ СВЕТЛАНА ВАСИЛЬЕВНА...

Валле Ра / 25.03.2017 Великая женщина! Красивая женщина!
Она смогла озвучить мои "невнятные мыслишки"....Очень жаль что ее больше нет....

Людмила / 13.02.2017 Огромное спасибо Светлане Жарниковой за ее вклад в историю! Одна из лучших ученых, кто подошел к данному вопросу объективно, без фанатизма, но с любовью к своему делу! Это достойно огромного уважения. С удовольствем смотрю ее лекции, читаю ее книги, изучаю статьи и публикации. Рано или поздно к истинной истории подтянутся все и не только русские. Пусть нас пока не так много, но мы можем передать эти знания нашим детям. А не учить их тому, что люди от обезьяны и прочему описанному в школьной истории маразму.

Александр / 9.01.2017 Светлая память, чудесному человеку! Взахлеб слушаю ее лекции и выступления и понимаю что это, то без чего не складывалась картина мира, великая женщина

Андрей / 3.12.2016 Нужно двигаться дальше к исторической справедливости, относительно нас самих, вместе с памятью о С. Жарниковой и её огромнейшего труда по просвещению людей о том, что мы действительно НА - РОД.

Андрей / 31.01.2016 Большая Умница! Ломоносов Русской современности! Мы будем помнить, славить Светлану и возвышать и очищать себя до великого звания Руссов.

Кузьмич / 19.01.2016 Поставьте свечку за упокой души С. Жарниковой. Пусть имя её всегда будет в памяти людской.

ИгоРа НиКаЛаЕвич Быков / 13.01.2016 У Ра! Я СлавьЯньИнь, ПравоСлавный КрестЯньИнь! (У Солца! Я Славлю Земное начало, Славлю Правое пересечение(вращение) всего земного! Мою маму звали ЯньИна(Земная) царство ей небесное и Светлане Жарниковой - великой СлавьЯньИнской подвижнице!

Марина / 21.12.2015 Все понимают, что без фундамента дом не построить, или он рассыпется при первой же "встряске". И когда вы видите такой "неправильный" дом, вас охватывает страх и "мурашки" бегут по коже от понимания возможной катастрофы.
Примерно года три назад я познакомилась с творчеством Светланы Жарниковой. И с тех пор, периодически осваивая новые, предлагаемые интернетом видео и печатные ее работы, всё ярче вижу тот неколебимый ФУНДАМЕНТ, на котором никогда не рухнет тот, исторический Руско-Словянский Дом, что мы можем построить в память этому сильному и отважному УЧЕНОМУ. И несметное число "мурашков" начинают бегать по мне от восторженного предвкушения встречи, когда я нахожу в интернете очередную, не читанную ранее статью, или видео Светланы Жарниковой. Пусть таким же ярким будет твой Космический Путь, Светлана.

Великорос / 9.11.2015 Отличный автор. Всем интересующимся славянским культурным наследием рекомендую. Жаль что мало ученых-славянофилов занимаются такой же просветительской деятельностью и их изыскания остаются в научной среде, обыватель же часто отдан в руки всяких шарлатанов и фантазеров.

Светлана Васильевна Жарникова (27 декабря 1945, Владивосток - 26 ноября 2015, Санкт-Петербург) - советский и российский этнограф и искусствовед, действительный член Русского географического общества.

Биография

Родилась в семье военнослужащего. В 1970 году закончила факультет теории и истории изобразительного искусства Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина в Ленинграде. После окончания института работала в Анапе и Краснодаре. В 1978-2002 годах жила и работала в Вологде. В 1978-1990 годах - научный сотрудник Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В 1990-2002 годах - научный сотрудник, затем заместитель директора по научной работе Вологодского Научно-методического Центра культуры. Преподавала в Вологодском областном институте повышения квалификации педагогических кадров и в Вологодском государственном педагогическом институте.

С 1984 по 1988 годы обучалась в аспирантуре института этнографии и антропологии АН СССР, где защитила диссертацию на тему «Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях)», получив степень кандидата исторических наук. В 2001 году стала членом Международного клуба учёных (неакадемическая организация с либеральными условиями для вступления).

В 2003 года переехала из Вологды в Санкт-Петербург.

Скончалась утром 26 ноября 2015 года в кардиологическом центре Алмазова города Санкт-Петербург. Похоронена в Шексне, рядом с супругом - архитектором Германом Ивановичем Виноградовым.

Основной круг научных интересов - арктическая прародина индоевропейцев, ведические истоки северорусской народной культуры, архаические корни северорусского орнамента, санскритские корни в топо- и гидронимии Русского Севера, обряды и обрядовый фольклор, семантика народного костюма.

Критика

C. В. Жарникова являлась сторонницей неакадемической арктической гипотезы, в настоящее время не признаваемой учёными всего мира (за исключением небольшого их количества, преимущественно из Индии). Вслед за Н.Р. Гусевой она повторяла тезис о близком родстве славянских языков и санскрита и настаивала на том, что прародина ариев (индоевропейцев) лежала ни больше ни меньше как на Русском Севере, где якобы располагалась легендарная гора Меру.

Подтверждением этой гипотезы С. В. Жарникова считает сходство санскрита с севернорусскими говорами (хотя это сходство на уровне созвучия отдельных слов незначительно, объясняется принадлежностью обоих языков к группе индоевропейских и в целом не превышает сходства санскрита с иными диалектами русского языка и со многими другими индоевропейскими языками). В своих предположениях С. В. Жарникова игнорирует достижения современной исторической лингвистики, достаточно точно установившей происхождение северных диалектов русского языка от значительно более южных протобалтославянских языков.

С. В. Жарникова находила в санскритских параллелях объяснение большого количество топонимов на территории России, даже тех, происхождение которых давно установлено и никак не связано с санскритом. Топонимист А. Л. Шилов, критикуя трактовку С. В. Жарниковой этимологии гидронимов, происхождение которых ещё не установлено, писал: «…может быть, признание „темных“ названий принципиально неопределимыми все же лучше, чем объявление их санскритскими, как это делается с иными гидронимами Русского Севера - Двина, Сухона, Кубена, Стрига [Кузнецов 1991; Жарникова 1996]».

Библиография

  • Восточнославянское языческое верховное божество и следы его культа в орнаментике северорусских женских головных уборов // Всесоюзная сессия по итогам полевых этнографических исследований 1980-1981 гг. Тезисы докладов: город Нальчик 1982 г., стр. 147-148
  • О попытке интерпретации значения некоторых образов русской народной вышивки архаического типа (по поводу статьи Г. П. Дурасова). // Советская этнография 1983 г., № 1, стр. 87-94
  • Archaic motifs in Nort Russian folk embroidery and parallels in ancient ornamental designs of the eurasian steppe peoples // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1984.
  • О некоторых архаических мотивах вышивки Сольвычегодских кокошников северодвинского типа // Советская этнография 1985 г., № 1 стр. 107-115
  • Архаические мотивы северорусской вышивки и браного ткачества и их параллели в древнейшем искусстве народов Евразии// Информбюллетень МАИКЦА (ЮНЕСКО) Москва: Наука 1985 г., в 68 стр. 12-31
  • Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов. (На материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях Л. ГМИРиА 1986 г., стр. 96-107
  • On the possible location of the Holy Hara and in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1986.
  • К вопросу о возможной локализации священных гор Меру и Хары индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М. 1986 г., т. 11 стр. 31-44
  • Архаические мотивы северорусской орнаментики (к вопросу о возможных прасловянско-индоиранских параллелях) // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. АН СССР. Ин-т этнографии. Москва 1986 г. 27 стр.
  • Фаллическая символика северорусской прялки как реликт праславянско- индоиранской близости // Историческая динамика расовой и этнической дифференциации населения Азии. М: Наука 1987 г., стр. 330-146
  • О возможных истоках образов птиц в русской народной обрядовой поэзии и прикладном искусстве // Всесоюзная научно-практическая конференция. Фольклор. Проблемы сохранения, изучения, пропаганды. Тезисы докладов. Часть первая. М. 1988 г., стр. 112-114
  • Архаические мотивы севернорусской орнаментики (к вопросу о возможных праславянско-индоиранских параллелях) // Канд. Диссертация, Институт этнографии и антропологии АН СССР 1989 г.
  • О возможных истоках образа коня-оленя в индоиранской мифологии, скифо-сакской и северорусской орнаментальных традициях // Семиотика культуры. Тезисы докладов Всесоюзной школы-семинара по семиотике культуры 18-28 сентября 1989 года. Архангельск 1989 г., стр. 72-75
  • Где же Вы, горы Меру? // Вокруг света, № 3 1989 г., стр. 38-41
  • Задачи этнографического изучения Вологодской области // Вторая краеведческая научно-практическая конференция. Тезисы докладов. Вологда 1989 г.
  • Possible origins of horse-goose and horse-deer images in Indo-Iranian (Aryan) mythology // International association for the study of the cultures of Central Asia. 1989.
  • «Ригведа» о северной прародине арьев // Третья краеведческая научно- практическая конференция. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 23-24 мая 1990 года
  • Возможные истоки образа коня-гуся и коня-оленя в индоиранской (арийской) мифологии // Информбюллетень МАИКЦА (Юнеско) М: Наука 1990 г., т. 16 стр. 84-103
  • Отражение языческих верований и культа в орнаментике северорусских женских головных уборов (на материале фонда Вологодского областного краеведческого музея) // Научно-атеистические исследования в музеях. Ленинград. 1990 г. стр.94-108.
  • Обрядовые функции северорусского женского народного костюма. Вологда 1991 г. 45 стр.
  • Узоры ведут по древним тропам // Слово 1992 г., № 10 стр. 14-15
  • Исторические корни северорусской народной культуры // Информационно- практическая конференция по проблемам традиционной народной культуры Северо- Западного региона России. Тезисы докладов и сообщений. Вологда 20-22 октября 1993 г. стр. 10-12
  • Загадка Вологодских узоров // Древность: Арьи. Славяне. Выпуск 1. M: Витязь 1994 г., стр. 40-52
  • Древние тайны русского Севера // Древность: Арьи Славяне В.2 М: Витязь 1994 г., стр. 59-73
  • бразы водоплавающих птиц в русской народной традиции (истоки и генезис)// Культура Русского Севера. Вологда. Издание ВГПИ 1994 г., стр. 108-119
  • Нечерноземье - житница России?: Беседа с канд. ист. наук, этнографом С. В. Жарниковой. Записал А.Ехалов// Русский Север-Пятница. 20 января 1995 г.
  • Узоры ведут в древность // Радонеж 1995 г., № 6 стр. 40-41
  • Ехалов А. Жарникова С. Нечерноземье - земля будущего. О перспективах развития сел. хоз-ва Вологод. области. 1995 г.
  • Филиппов В. Куда исчезли древляне и кривичи, или Почему вологодский говор в переводе на санскрит не нуждается. Об исследовании этнографа С. В. Жарниковой // Известия. 18 апреля 1996 г.
  • Древние тайны Русского Севера // Древность: Арьи. Славяне. Изд.2 М: Палея 1996 г., стр. 93-125
  • Русский Север - священная прародина арьев!: Беседа с С. В. Жарниковой. Записал П.Солдатов // Русский Север-Пятница. 22 ноября 1996 г.
  • Мы кто в этой старой Европе // Наука и жизнь № 5 1997 г.
  • Древние тайны Русского Севера // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.1998 г., стр. 101-129
  • Гидронимы Русского Севера: (Опыт расшифровки через санскрит) // Кто они и откуда? Древнейшие связи славян и арьев М. РАН. Ин-т этнологии и антропололгии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.1998 г., стр. 209-220
  • Мир образов русской прялки, Вологда 2000 г.
  • Славяне и арьи в Вологодской, Олонецкой (Карелия), Архангельской и Новгородской губерниях // М. Экономическая газета № 1, 2, 3, 2000 г.
  • Дорогами мифов (А. С. Пушкин и русская народная сказка) // Этнографическое обозрение № 2 2000 г., стр. 128-140
  • Откуда пришел наш Дед Мороз // Мир детского театра № 2, 2000 г. стр. 94-96
  • Филиппов Виктор. Рогулька, тетеря и выгонец: Пиццу ели на берегу Ледовитого океана пять тысяч лет назад. По материалам сценария «Праздник круглого пирога» и монографии этнографа С.Жарниковой // Русский Север-Пятница. Вологда. 14 апреля 2000 г.
  • Концепция программы «Великий Устюг - Родина Деда Мороза» Вологда 2000 г.
  • И первой об этом сказала «Авеста»: Беседа с этнологом С.Жарниковой, автором концепции программы «Великий Устюг - родина Деда Мороза»// Записала А.Горина // Вологодская неделя. 2-9 ноября 2000 г.
  • Так ли прост наш Дед Мороз // Вокруг Света № 1, 2001 г., стр. 7-8
  • Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности // На пути к возрождению. Опыт освоения традиций народной культуры Вологодской области. Вологда 2001 г., стр. 36-43
  • Сохранились даже названия рек (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург № 18, 2001 г.
  • Где же ты Гиперборея? (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // СПб - Новый Петербург № 22, 2001 г.
  • Восточная Европа как прародина индоевропейцев. (в соавт. С А. Г. Виноградовым) // Реальность и субъект № 3, том 6 - СПб 2002 г., стр. 119-121
  • О Локализации священных гор Меру и Хары // Гиперборейские корни Калокагатии. - СПб, 2002 г., стр. 65-84
  • Золотая нить (Древнейшие истоки народной культуры Русского Севера) (Ред и рец д.и.н., Лауреат премии им. Дж. Неру. Н. Р. Гусева). Вологда. 2003 г. 247 стр.
  • Архаические корни традиционной культуры Русского Севера: сборник научных статей. Вологда 2003 г. 96 стр.
  • Исторические корни календарных обрядов. ОНМЦКиПК. Граффити. Вологда 2003 г. 83 стр.
  • Ферапонтовская Мадонна // Пятницкий бульвар № 7(11), Вологда 2003 г., стр. 6-9.
  • Реки - хранилища памяти (в соавт. с А. Г. Виноградовым) // Русский Север - прародина индо-славов. - М.: Вече 2003 г., стр. 253-257.
  • Древние танцы Русского Севера // Русский Север - прародина индо-славов. - М.; Вече 2003 г., стр. 258-289.
  • Веды и восточнославянская календарная обрядность // Русский Север - прародина индо-славов. М.; Вече 2003 г., стр. 290-299.
  • А. С. Пушкин и древнейшие образы русских сказок // Русский Север - прародина индо-славов. М.: Вече 2003 г., стр. 300-310.
  • Наше время где-то на подходе: Беседа с этнографом, проф. С. Жарниковой. Беседовала Н. Серова // Красный Север (Зеркало). 7 января 2004 года.
  • Phallic cult in the perception of ancient slavs and aryans // International association for the study of the cultures of Central Asia.. 2004 г.
  • Опыт расшифровки через санскрит названий некоторых рек Русского Севера // Русские сквозь тысячелетия. 2007. С.134-139
  • Северная прародина индославов, Гусли - инструмент гармонизации Вселенной // Материалы первого Всероссийского конгресса ведической культуры Ариев-индославов. Санкт-петербург. 2009 г. стр. 14-18, 29-32.
  • Александр Шебунин // Скульптура: альбом, сост.: А. М. Шебунин; послесл.: С. В. Жарникова. РМП. Рыбинск. 128 стр.
  • Гаранина Т. «Стоим у источника и ходим черпать воду Бог знает куда»: (Заметки с конф. «Духовность - энергия поколений», проведенной в Вологде светской общиной «РОД») // по материалам выступления этнографа С.Жарниковой о Русском Севере как прародине. 2010 г.
  • Арьяна-Гиперборея - Русь. (в соавт. с А. Г. Виноградовым).
  • Cultural traditions and the origin of the Indo-Europeans. США. 2013 г. 92 стр.
  • Gold thead: The sources of Russian national culture. США. 2013 г. 234 стр.
  • Proto-homeland of the Indo-Europeans. США. 2013 г. 327 стр.
  • The archeology of the proto-homeland of the Indo-Europeans (The genesis of rituals, traditions of the Indo-Europeans). США. 2013 г. 132 стр.
  • East Europe as a proto-homeland of the Indo-Europeans. США. 2013 г. 192 стр.
  • Archaic images folklore of Northern Russia. США. 2014 г. 182 стр.
  • Indo-Europeans ornamental complexes and their analogues in cultures of Eurasia. США. 2014 г. 399 стр.
  • Mysteries Aryan civilization. США. 2014 г. 316 стр.
  • Collection of articles. США. 2014 г. 474 стр.
  • Золотая нить: истоки русской народной культуры. США. 2014 г. 236 стр.
  • Феномен древнерусской иконописи // Reverse perspective: Theory and practice of reverse perspective. США. 2014 г.
  • Где же ты, Гиперборея?, Чудь // Hyperborea: almanac 1. США. 2015 г. с. 2-17, 41-63.
  • «След ведической Руси». ISBN. 978-5-906756-23-7. М. 2015 г. 288 стр.
  • Отражение ведических мифологем в восточнославянской календарной обрядности. Русские и Германцы: Северная Прародина // Hyperborea 2016: almanac. США. 2016 г. стр. 30-46, 150-165.
  • Обратная перспектива, как художественный метод изображения пространства в византийской и древнерусской живописи // Reverse perspective. Binocular vision and optical corrections.Theory and practice of reverse perspective. США. 2016 г. с. 3-12.
  • Сборник статей. Выпуск 1. Издательский сервис Ridero. 2016 г.
  • Сборник статей. Выпуск 2. Издательский сервис Ridero. 2016 г.
  • Hydronyms of the Russian North. США. 2016 г. 475 стр.
  • Hydronyms of the lands of the Earth Belt. США. 2017 г. 368 стр.
Загрузка...
Top