Игры на развитие речевого дыхания. Развитие речевого дыхания у детей дошкольников

Елена Орешонкова
Упражнения для развития у детей речевого дыхания, речевого слуха и артикуляционного аппарата

Упражнения для развития у детей речевого дыхания , речевого слуха и артикуляционного аппарата

1. Упражнения для развития речевого дыхания

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

1) «Сдуй шарик»

Цель : – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

Предложите малышам поиграть в такую игру : стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

– Давайте поиграем в шарики! Разведите руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться. Воздух выходит из шарика : Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик!

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его , произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.

2) «Змейка»

Цель : развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

Предложите малышам поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

– Давайте поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят : «Ш-Ш-Ш!»

Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

3) «Насос»

Цель : развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

Предложить малышам поиграть в насосы. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

Кто из вас любит кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колёса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давайте возьмем насосы и накачаем колёса - вот так! "С-С-С" - работают насосы!

Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его , произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры дети не перенапрягались.

4) «Весёлая песенка»

Цель : развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – ЛЯ-ЛЯ.

Педагог приносит куклу или матрешку и предлагает детям спеть вместе с ней весёлую песенку.

– Сегодня к нам в гости пришла кукла Катя. Кукла танцует и поет песенку : «ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе с Катей!

Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки – подряд 6–9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

5) «Весёлое путешествие»

Цель : развитие правильного речевого дыхания – произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов – БИ-БИ, ТУ-ТУ.

Предложите малышам подвижную игру.

– Кто из вас любит путешествовать? Поднимите руки, кто катался на машине. Теперь поднимите руки, кто катался на поезде. Давайте поиграем в машинки – машина едет и сигналит «БИ-БИ!» А теперь превратимся в паровозики – «ТУ-ТУ!»

Покажите, как едет машинка, – походите по комнате, крутя воображаемый руль. Изображая паровозик, покрутите согнутыми в локтях руками в направлении вперед и назад.

Следите, чтобы дети произносили подряд два слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться произносить на одном выдохе большее количество слогов : БИ-БИ-БИ! ТУ-ТУ-ТУ-ТУ! Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

6) «Звуки вокруг нас»

Цель : развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

Взрослый предлагает детям поиграть в такую игру.

В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? "А-А-А!" А как вздыхает медвежонок , когда у него зуб болит? "О-О-О!" Самолет в небе гудит : "У-У-У!" А пароход на реке гудит : "Ы-Ы-Ы"! Повторяйте за мной.

Взрослый обращает внимание детей на то , что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

2. Упражнения для развития речевого слуха

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков – слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

1) Упражнение «Заинька»

Цель : Научить детей узнавать , кому принадлежит произнесенная фраза. Для проведения этого упражнения дети выбирают водящего, завязывают ему глаза тонким платочком. Далее каждый ребенок по очереди, изменяя свой голос, произносит стихотворение : “Заинька, заинька, зайка-попрыгаинька, приходи ко мне на чай, я достану самовар. Но вначале угадай, кто позвал тебя, узнай!”. Те дети, чей голос опознал ведущий, сами становятся ведущими.

2) Упражнение «Мишка»

Цель : учить детей определять товарища по голосу.

Для этого упражнения выбирают водящего , которому дают медвежонка (можно взять любую другую игрушку) . Далее дети рассаживаются в небольшой полукруг, а ведущий отсаживается немного поодаль от них и поворачивается к ним спиной. Далее кто-нибудь из детей по негласной команде воспитателя зовет мишку : “Мишенька, приди”. Водящий должен угадать, кто позвал медведя повернуться и подойти к тому ребенку, прорычать ему как медведь.

Упражнение «Запомни и повтори слова»

Цель : Способствовать накоплению словарного запаса и, как следствие, развитие памяти .

Для этой игры готовятся фанты, это могут быть либо звездочки, вырезанные из бумаги, флажки и т. п. Перед началом упражнения детям раздают несколько штук фантов. Затем воспитатель объясняет детям ход игры. Игра начинается. Воспитатель произносит несколько слов подряд (5-6 слов, а дети должны их повторить в той же последовательности, как их называл воспитатель. Если ребенок ошибается при повторении, т. е. поменяет их местами или же забудет совсем, то это уже считается проигрышем и ребенок для того, чтобы дальше остаться в игре, отдает один свой фант. Выигрывает тот ребенок, у кого осталось больше фантов.

3) Упражнение «Будь внимателен»

Цель : расширять словарный запас детей и учить правильно отождествлять предмет с его действием.

Педагог объясняет детям ход данного упражнения : когда он скажет неправильно, то тогда руки поднимать не нужно, иначе это будет считаться ошибкой. Дети рассаживаются на стульчики, успокаиваются и начинают внимательно слушать воспитателя. Педагог садится напротив детей так , чтобы его было видно всем. И начинает вначале медленно, четко проговаривая каждую фразу, произносить : “Машина едет” (дети поднимают руки) . Далее : “Ворона летит, собака лает и т. п. ”. Затем воспитатель начинает “путаться”, например : “Корова лает, лошадка летит и т. п. ”, здесь дети, которые слушали внимательно, не должны поднимать рук, так как фраза не верна. Когда дети усвоят проведение данного упражнения , его можно усложнить, т. е. быть ведущим предложить ребятам.

4) Упражнение «Горячий - холодный»

Цель : Научить детей более точно пользоваться понятиями «горячий» и «холодный» .

Для его проведения детей рассаживают в полукруг на пол (на ковер, и дают им мячик. Дети должны перекатывать мяч по полу друг другу. При этом тот ребенок, который отправляет мяч, говорит : “Холодный”, это означает, что тот ребенок, которому мяч отправлен, может спокойно его взять руками. А если ребенок говорит слово “горячий”, то мяч трогать руками нельзя.

3. Упражнения для развития артикуляционного аппарата .

1) «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Раз – два – три – четыре – пять,

Мы идем, идем гулять,

Все лопаточки возьмем и в песочницу пойдем.

У меня лопатка –

Широка да гладка.

2) «Чашечка»

Рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

Ты любишь пить чай?

Тогда не зевай!

Рот открывай,

Чашку подставляй.

3) «Стрелочка»

Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед.

Раскрывай по шире рот

И тяни язык вперед.

Раз, два, три, четыре, пять –

Стрелку будем выполнять.

4) «Трубочка»

Рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх.

Язычок вперед тяни

Да края его загни.

До чего же хороша

Наша трубочка – труба!

5) «Грибок»

Рот открыт. Язык присосать к небу.

Как, настоящий, лесной гриб, язык поднялся и прилип.

А в лесу растут грибы,

Очень вкусные они.

Язычок поставили как грибок достали мы.

В лес пошли мы погулять

И грибков насобирать.

Динамические упражнения для языка

1) «Часики»

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.

Ротик шире открываем,

Язычок вперед давай,

Влево, вправо,

Тик да так,

Время точно на часах.

Шире рот мы открываем,

Язык вправо направляем.

Еще шире открываем,

Язык влево направляем.

Влево – вправо, влево – вправо,

Кончик языка, поспевай за нами.

Язычок и так и сяк,

Это часики висят.

Ходим мы : тик – так, тик – так».

Отбиваем каждый шаг.

Очень точно мы идем,

Никогда не отстаем.

2) «Змейка»

Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

Что там на скамейке?

Это наша змейка.

Тонкая, протяжная

И такая важная.

3) «Качели»

Рот открыт. Напряженным языком тянуться поочередно к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

Мы сегодня песни пели

И качались на качели,

Язычок качался тоже.

Покажите, как? Похоже.

Вверх – вниз, вверх – вниз,

Язычок, не ленись!

Подбородок доставай

И про нос не забывай!

Выше дома,

На качелях

Мы взлетели.

4) «Спрячь конфетку»

Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

Раз – я вижу конфету за правой щекой,

Два – я вижу конфету за левой щекой,

Три – не вижу конфеты никакой!

Руку тянем мы к буфету, надо спрятать нам конфету.

5) «Катушка»

Рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним боковым зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.

Зовут меня катушка,

Но я вам не игрушка.

На меня мотают нитки

зашивать вам всем штанишки.

6) «Лошадка» .

Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

Цок – цок – цок!

Мы все сказали,

как лошадки поскакали.

Вот лошадки поскакали,

Язычок, поцокай с нами.

Эй, а где же улыбка?

Зубки и «прилипка» .

7) «Гармошка»

Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

У Антошки есть гармошка.

Поиграй-ка нам немножко.

Упражнения на произношение отдельных звуков С – Сь

При правильном произнесении звука «с» губы принимают положение следующего гласного, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка выгнута, по середине ее образуется желобок, по которому выдыхаемая струя воздуха направляется к резцам. При произнесении мягкого звука «с» спинка языка более выгнута по направлению к твердому небу и весь язык напряжен; кончик языка сильнее упирается в резцы.

Дали соску Сане,

Сидит он тихо с нами.

3 – Зь При произнесении звуков «з» , «з"» артикуляционный уклад тот же , что при произнесении звуков «с» , «с"» , только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос.

У леса за оврагами.

Ползла змея зигзагами.

Ц Звук «ц» образуется в результате быстрого слияния звуков «т» и «с» («тс» ).

Наш Василий – молодец,

Съел солёный огурец.

При произнесении звука «ш» части артикуляционного аппарата занимают следующее положение :

–губы несколько выдвинуты вперед;

–кончик языка приподнят к небу, но не касается его, образуя щель;

–боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам, не пропуская по краям струю выдыхаемого воздуха .

Шепчет бабушка Наташа :

«Не шали, внучонок Паша!»

На шоссе стоит машина -

Прокололась ее шина.

Ж При произнесении звука «ж» положение речевых органов то же , что при произнесении звука «щ» , только голосовые складки сомкнуты и вибрируют, голос звучит.

Жук над травою кружит

И жужжит-жужжит-жужжит.

3 – Ж Под зеленым под кустом

Ежик строит себе дом.

Ч Звук «ч» образуется в результате быстрого соединения смычного звука «ть» с последующим щелевым «щ» .

Пятачок и Вини Пух

Начертили четкий круг.

Звук «щ» звучит как длительный звук «шь» , при этом губы выдвинуты вперед, кончик языка приподнят, как при произнесении звука «ш» , и образует щель, корневая часть языка приподнята.

Щеки щиплет нам мороз,

Щиплет лоб и щиплет нос.

При произнесении звука «л» положение губ зависит от последующего произносимого гласного. Верхние и нижние резцы находятся на незначительном расстоянии друг от друга. Язык упирается кончиком в верхние резцы или десны. Боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате чего по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха . Корневая часть языка поднята, благодаря чему язык принимает форму седла.

Мягкий звук «л» отличается по артикуляции от твердого тем , что поднимается не корневая часть языка, а средняя часть его спинки.

Молоко лакает кот,

Круглым стал его живот.

При произнесении звука «р» положение губ зависит от последующих звуков. Между верхними и нижними зубами сохраняется некоторое расстояние. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а передний край (кончик языка) поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха .

Мягкий звук «р» отличается по артикуляции от твердого дополнительным подъемом спинки языка к небу и некоторым его перемещением вперед.

Рома был сегодня рад -

Ходил он с папой на парад.

На лугу гуляла Лара

И панаму потеряла.

Дыхательная гимнастика представляет собой специально разработанные упражнения для развития дыхательной системы и направлена на укрепление здоровья и улучшения общего физического состояния ребенка.

В основе этого комплекса лежит правильное и систематическое выполнение ребенком специальной гимнастики по поверхностному, замедленному, полному дыханию и искусственному затруднению и задержки.

Дыхательные упражнения выполняются детьми дошкольного возраста в спокойном состоянии или с помощью элементов движения или игры. Наибольшей популярностью пользуются упражнения дыхательной системы разработанной А. Н. Стрельниковой и К. П. Бутейко. Их выполнение направлено на достижение следующих целей:

  • Насыщение кислородом всех клеток организма.
  • Научиться управлять собой и своим психологическим состоянием, за счет овладения комплексом гимнастических упражнений по управлению и контролированию дыхания.
  • Поправить здоровье и общее самочувствие, за счет увеличения работы органов пищеварения, сердечной системы и сердца.
  • Профилактические меры по заболеваниям дыхательной системы.

Упражнения на развитие дыхания подходят детям от 2 лет, часто болеющими вирусными или простудными заболеваниями, болезнями легких, бронхиальной астмой или имеющих проблемы с дыхательной системой. Правильный выбор упражнений поможет облегчить симптомы протекающей болезни, уменьшить период болезни и развитие осложнений в будущем. Лучше если его подберет лечащий врач.

Перед тем как начинать выполнение упражнений важно ознакомится с правилами проведения занятий для детей дошкольного возраста:

  • Занятия проводятся в «дышащей» одежде при температуре в комнате или на улице от 17 до 20.
  • Перед проведением занятия проветриваем помещение, в котором оно будет проводиться.
  • Для получения наибольшего эффекта упражнения выполняются 2 раза в день по 15– 30 минут.
  • Для того чтобы их было интереснее выполнять занятия для детей проводят в форме игры, так оно пройдет эффективнее и не наскучит.
  • Упражнения должны иметь простые и детские названия.
  • Для занятия можно использовать детские игрушки.
  • Для проведения занятий подходит открытое помещение или улица.
  • Упражнения начинаются с простых, постепенно усложняясь и увеличиваясь по числу повторений.
  • Только систематическое выполнение упражнений приведет к желательному результату.

Ложимся на спину, обе руки расположены на животе. Теперь включаем воображение и представляем, что вместо живота у нас находится шар. Наполняем его воздухом, через нос, медленно вдыхая. Затем задержав дыхание, сдуваем воздух, выдыхая через рот.

Ребенок представляет себя рыбкой в море и, ныряя, задерживает дыхание, чтобы продержаться как можно дольше под водой. Дыхание задерживается на максимально возможное время, начинают с маленьких промежутков постепенно увеличивая время.

Упражнения для тренировки дыхательной системы детям от 5 до 7 лет

«Цветок и одуванчик»

В положении стоя ребенок делает через нос вдох, представляя, что нюхает ароматный цветок, затем выдыхает ртом воздух на одуванчик.

«Веселый хомяк»

Для этого упражнения ребенок представляет себя в роли хомяка, наполнив щеки воздухом. Затем легким хлопком по щечкам выпускает воздух и несколько раз принюхивается носом, в поиске новой еды.

«Дракон»

Ребенок дышит через каждую ноздрю поочередно, представляя себя огнедышащим драконом, зажимая при этом каждую пальцем.

Метод дыхания А. Н. Стрельниковой

Этот метод появился в 70-х годах для лечения людей, страдающих астмой. Он состоит из 14 физических и дыхательных упражнений, основанных на вдохе. Грудная клетка сжимается за счет наклонов и поворотов. Движения тела и вдох должны быть одновременными. Такие занятия подходят для детей от 3 лет.

  • Стоим прямо, руки опущены. Делая вдох, сжимаем руки в кулаки, затем 4 громких и маленьких вдоха и выдыхаем. Повторять упражнение много раз с маленькими перерывами.
  • Стоим прямо, руки в кулаках. Делая вдох, разжимаем руки, повторяем упражнение 8 раз с маленьким перерывом.
  • Наклоны с палкой из стороны в сторону, опираясь на нее. Вдох – наклон в одну сторону, выдох выпрямляемся, еще раз вдох – наклон в другую сторону, выдох выпрямляемся.

Все описанные упражнения, направленные на развитие дыхательной системы, осуществляются с помощью диафрагмы и межреберных мышц. Диафрагма помогает получить необходимое давление в грудной клетке и брюшной полости. При правильном выполнении упражнений, которые проходят в форме игры затрагиваются 4 типа дыхания:

  • Нижнее. В упражнении участвует диафрагма. Воздухом насыщается нижняя и средняя часть легких.
  • Среднее. В упражнении участвуют межреберные мышцы, расширяя грудную клетку.
  • Верхнее. Грудная клетка неподвижна. Благодаря движению плеч и ключицы воздухом насыщается верхняя часть легких.
  • Смешанное. Воздух проходит во все части легких.

Развитие речевого дыхания у детей от 2 лет

Речь представляет собой воздушный поток из звуков, образованных в речевом аппарате при помощи дыхания или воздушной струи. Развитие речевого дыхания способствует образованию звуков, созданию четкой и выразительной речи, правильному произношению. Определяет уровень развития дыхания речи дошкольного возраста логопед. Он поможет понять правильность развития дыхания и расстановку пауз у ребенка во время разговора или игры.

Плохо развитое дыхание дошкольников связано со здоровьем, неактивным образом жизни и обострением хронических заболеваний дыхательной системы. Неправильное речевое дыхание выражается в нерациональном использовании воздуха во время разговора, неправильном применении выдоха и вдоха. Все это негативно сказывается на постановки и развитие речи у детей малых лет и происходит чаще всего из-за невнимания родителей к этой проблеме или недолжном воспитании.

У дошкольников при плохом развитии вдоха или выдоха речь тихая. При произношении длинных предложений возникают проблемы, происходит нарушение плавности произносимой речи. Это происходит за счет нехватки воздуха, который они должны восполнять на середине предложения.

Также при наличии проблемы с развитием речевого дыхания у детей от 2 лет при разговоре происходит не договаривание слов, и поэтому они могут перейти на шепот. Проговаривать длинное предложение приходится во время вдоха. От этого речь звучит неуверенно, быстро, без соблюдения пауз, как бы захлебываясь.

Развить речевое дыхание у ребенка поможет специальная постановка выдоха, выполненная в форме игры. Поэтому главной задачей упражнений является формирование правильного выдоха через рот.

Элементы выполнения правильного речевого дыханий ребенка через выдох:

  • Через маленький, но сильный вдох носом можно понять и оценить, как расширяется диафрагма ребенка;
  • Выдох должен быть плавным и ровным, рот сложен буквой «О»;
  • Выдох только через рот, ни в коем случае не через нос;
  • Выдох должен быть полным с паузой в несколько минут.

Развить речевое дыхание у детей любого возраста через тренировку выдоха поможет выполнение специальных упражнений в форме игры. Они состоят из элементов зарядки дыхательной системы и артикуляционных упражнений. Выполнение гимнастики может наскучить или надоесть ребенку. Избежать этого поможет соблюдение следующих правил.

Занятие проводятся ежедневно, начиная с 3 минут для маленьких и постепенно прибавляя до 7 минут для дошкольников. Проходить они должны через час после еды. На улице, если теплая погода или в проветриваемой комнате в форме игры.

Упражнения - игры, направленные на развитие выдоха

«Веселые снежинки»

Подвешиваем перед лицом ребенка (на расстоянии 10 см) на нитки бумажные снежинки или цветные полоски, и предлагаем ему на них подуть. Делать он должен это стоя и только на выдохе. Затем усложняем задание, отодвигая нити подальше.

«Спортивные фломастеры»

Устраиваем соревнование фломастеров. В упражнении могут принимать участие несколько детей или родители с детьми. Кладем два разноцветных фломастера на стол, определив финишную черту, и дуем каждый на свой фломастер. Первый пришедший к финишу выиграл.

«Праздник»

Организовываем день рождение любимой игрушки. Для этого накрываем праздничный стол из детской или настоящей посуды, рассаживаем гостей игрушек за него и приносим десерт со свечей. Ребенок должен задуть свечу на выдохе, используя большое количество воздуха. Получиться может не с первого раза, повторить упражнение желательно несколько раз.

«Самолетик»

В игре могут участвовать несколько детей. Складываем из бумаги самолетики и ставим их на стол. По команде дети сильно дуют на них, выпуская максимальное количество воздуха. Выигрывает тот чей самолетик улетит дальше.

Тренировка дыхания, с помощью речевого материала

Овладев правильным выдохом, ребенок должен научиться выполнять задания по развитию речевого дыхания.

  • Научится правильному произношению слогов и звуков. Для этого потребуется постоянное проговаривание слогов, гласных звуков на одном выдохе.
  • Выучить маленькие стишки. Лучше для развития дыхания подойдут маленькие стихи четверостишья. При их проговаривании обращаем внимание на комбинацию вдоха и выдоха, полученные ребенком во время проговаривания стиха.

Существуют также специальные игры, содержащие в себе упражнения для дыхательной системы и постановки речи, подходящие для любого возраста.

«Маятник»

Начальное положение – стоим прямо, ноги раздвинуты, руки в замке подняты вверх. Делаем глубокий вдох, наклоняемся в сторону, выход – произносим «Бум». Последнюю букву тянем.

«Вождение»

Начальное положение такое же, руки впереди сжаты в кулаки. Делаем вдох – крутим кулаки как на руле, выдох – говорим «ррр».

Ребенок встает на колени, руки вдоль туловища. Делаем вдох – разводим руки, выдох - сводим и хлопаем в ладоши, проговаривая «Хлоп».

Этот комплекс упражнений, проводимый в форме игры, подходит для детей от 2 лет и дошкольного возраста. Их необходимо делать ежедневно по 6–8 раз.

На сегодняшний день сложилась ситуация масштабного отклонения в развитии речи у детей малых лет и дошкольников. Считается нормой отсутствие разговора у детей 3 летнего возраста. Это совсем неправильно. Начинать занятия по правильному произношению необходимо как можно раньше, так как наличие этой проблемы может сказать в дальнейшем на учебе в школе.

Хорошо развитое речевое дыхание, с помощью упражнений поможет развить произношение звуков и слогов, которые в дальнейшем превратятся в четкие и понятные слова. Поэтому очень важно проводить занятия по дыханию у детей с раннего возраста или только начинающих произносить слова и фразы, для предотвращения речевых дефектов в будущем.

Дыхание - рефлекторный процесс постоянной смены вдоха и выдоха, в котором участвуют различные органы: легкие, бронхи, мышцы диафрагмы. Цель дыхания - насыщение тканей и клеток организма кислородом.

Дыхание это главная функция человеческого организма, основа речи. Чтобы произнести фразу, нужен достаточный объем воздуха, который, проходя постепенно, струей через связки, как смычок по струнам, заставляет звучать «голосовой инструмент». Дыхание должно быть активным, целенаправленным.
Дыхание, голосообразование и артикуляция – взаимообусловленные процессы, поэтому тренировку дыхания, улучшение голоса и уточнение артикуляции проводят одновременно.

Речевое дыхание - это правильное сочетание вдоха и выдоха во время произнесения звуков, слов и фраз: говорить необходимо на выдохе, нельзя добирать воздух во время произнесения слов и фраз, речь должна быть плавной!
Для правильного речевого дыхания необходимо выполнять дыхательную гимнастику.

Задачи дыхательной гимнастики: регулировать правильное соотношение вдоха и выдоха, распределение выдоха на определенные речевые отрезки, согласование процессов дыхания и голосоведения. Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет произносить различные по длине речевые отрезки.

Рекомендации при выполнении упражнений дыхательной гимнастики:
Вдыхать воздух необходимо через нос, выдыхать – через рот;
Вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Не выдыхать весь воздух полностью, а сохранить небольшой запас в легких. Выдох должен быть естественным, плавным, длительным, экономным, без усилий, дыхание не форсировать.
«Добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;
Следить за тем, чтобы во время упражнений не было напряжения мышц шеи, рук, груди; чтобы плечи не поднимались при вдохе;
Во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, и надувать щеки;
Во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри)
Выдыхать следует, пока не закончится воздух; во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
С осторожностью проводите игры, направленные на развитие дыхания у ребенка т.к. дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение, поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени.
Упражнения можно выполнять как в положении сидя так и лёжа.
Через несколько занятий можно усложнить упражнения: во время выдоха широкий язык положить на нижнюю губу.
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную воздушную струю.

Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха.

«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: Вырезанные из бумаги фигурки (бабочки, листочки и др.)
Перед началом игры необходимо подготовить фигурки (Прикрепить к деревянной палочке или к нитке вырезанные фигурки). Можно использовать флажок или листочки на веточке.
Ход игры: Взрослый предлагает поиграть. Показывает, как можно подуть на бумажные фигурки, потом предлагает подуть ребенку.
«Подуй на бумажки, так чтобы они двигались, шевелились; как ветерок
шелестит на дереве листочки! С начало медленно, тихо дует ветерок, затем сильно дует ветер».

«Листопад»
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, зелёные, оранжевые листочки.
Ход игры: Взрослый напоминает ребёнку об осени (весне или лете – в зависимости от времени года). Выкладывает на столе листочки и предлагает подуть на листочки. Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу.
При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.

«Снегопад»
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму. И предлагает устроить снегопад.
Положите «снежинку» на ладошку ребёнку. Пусть ребенок сдует ватку с ладони, не надувая щёки.
Ребёнок может подуть вместо ваты на лёгкий шарик или лежащий на столе карандаш.

«Вертушка»
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование; игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё самостоятельно.

«Кораблик»

Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики; таз с водой.
Ход игры: на невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает
Кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку.
В место кораблика можно взять резиновую уточку.

«Шторм в стакане»
Цель: развитие сильного ротового выдоха; обучение умению дуть через трубочку; активизация губных мышц.
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.
Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой (лучше использовать очищенную питьевую воду), опустите коктейльную трубочку и подуйте в неё, так, чтобы вода забурлила. Затем дайте новую, чистую трубочку ребенку и предложите ему подуть.
Лучше использовать очищенную питьевую воду. Следите, чтобы щёки не надувались, а губы были неподвижны. Ребенок может, держа трубочку в губах, выдыхать воздух через нос. В этом случае следует аккуратно зажать нос малыша пальцами и предложить подуть снова.

«Задуй свечу»
Цель: развитие сильного длительного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: маленькие свечки для торта;
Ход игры: Можно придумать сюжет игры, например «День рождения», либо просто предложить ребёнку задуть пламя. Когда ребенок задувает свечу, следите, чтобы выдох был длительным, сильным и плавным.
Вначале ставьте свечу на расстоянии около 30 см от ребенка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40-50 см. Объясните ребенку, что придвигаться к свече слишком близко не следует.
Для последующих игр с задуванием пламени подбирайте свечи с устойчивым основанием или стоящие на надежном подсвечнике. В целях безопасности такая игра проводится индивидуально, ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛОГО! Необходимо предупредить ребенка, что свечу нельзя трогать и опрокидывать!

«Пёрышко»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз.
Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

«Мыльные пузыри»

Оборудование:
Ход игры: Предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
Не забывайте следить за безопасностью ребенка - не позволяйте пробовать и пить жидкость! Не допускать попадание раствора в глаза.

«Свистульки»
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки.
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Свистульки должны быть не сломанные и чистые! Дайте детям свистульки и предложите подуть в них.
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись.
Можно подуть в обычный свисток или дудочку.

Игры и упражнение для воспитания фиксированного выдоха со звуком и слогом.

Цель: обучение плавному произношению звуков, слогов, слов и фраз на выдохе.

Игра: «Пой со мной»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.
Ход игры: Взрослый предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».
1. Поём звук «А-А-А-А…»
2. Поём звук «И-И-И-И…»
3. Поём звук «о-о-о-о-о…» т.д.
Произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

Игра: «Сдуй шарик»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное пропевание на одном выдохе согласного звука Ф.
Ход игры: Предложите детям поиграть в такую игру: стоя на ковре,
расставьте руки широко в стороны - получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой - шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи - шарик сдулся. Напомните детям, что следует вдохнуть больше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя!

Игра: « Шипение Змеи»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.
Ход игры: Предложите детям поиграть в змей.
Игра проводится на ковре.
-Давайте поиграем в змей. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!»
Напомните детям, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

Игра: «Песок»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.
Ход игры: Предложите детям поиграть в песок. Ребенок имитирует пальчиками ссыпание песка, произнося звук С-С-С-С-С на одном выдохе.

Игра: «Весёлая песенка»
Цель: развитие правильного речевого дыхания - произнесение на одном выдохе нескольких одинаковых слогов - ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ (МИ-МИ-МИ-МИ, ТУ-ТУ-ТУ-ТУ и др.)
Ход игры: Предложите детям спеть весёлую песенку.
«ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ! ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ!» Давайте споем вместе!
Во время пения следите, чтобы дети произносили подряд три слога на одном выдохе. Постепенно можно научиться петь на одном выдохе более длинные песенки - подряд 6-9 слогов. Следите за тем, чтобы дети не переутомлялись.

Создано 03.03.2017 01:14 Обновлено 16.01.2019 00:30

Вашему вниманию представлены игры на развитие речевого дыхания.

Составитель: учитель-логопед Бурханова Л.В.

1.«Чей одуванчик дальше улетит?»
«Ветер дул на одуванчик - Разлетелся сарафанчик».
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, зафиксированный на ниточке или на цветок (из ниток, цветной бумаги).

2. «Варежка»

«Я на варежку подую.
Все снежинки с неё сдую».
Улыбнись, немного высуни язык и положи его широкий край на нижнюю губу. Сделай вдох через нос и, как бы произнося долго Ф-Ф-Ф, сдуй ватный шарик - «снежинку» с варежки-ладони. Повтори три-четыре раза, следя, чтобы не надувались щёки. (Главное, чтобы ребёнок произносил звук, похожий на [Ф], а не на [X], т. е. воздушная струя должна быть узкая, а не рассеянная).


3.«Лети, бабочка»
«С цветка на цветок, Я порхаю весь денёк».
Дети дуют на бабочек. Необходимо следить, чтобы дети стояли прямо, при выдохе не поднимали плечи. Дуть на одном выдохе, не добирая воздух, не надувая щёки. Губы слегка выдвигать вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.


4.«Облака»
«Подуем на плечо,
Подуем на другое,
Подуем на живот,
Как трубочка, наш рот.
Ну а теперь – на облака,
И отдохнем пока».
Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть на ватный шарик –облако.


5.«Горячий чай»
«Здравствуйте, девчонки и мальчишки!
Сегодня гости вы мои
Горячим чаем всех я угощаю.
А чтобы не обжечься вам –
Дуть я предлагаю!» (Дети дуют на чай, чтобы остудить)


6.«Осеннее дерево»
«Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо
Ветер быстро затихает,
Дворник листья подметает».
(Дети дуют на листья, обращая внимание на шуршание листьев).


7.«Вертушка»
«Дуют дети на вертушку
Очень славная игрушка!
Крутится, вращается,
Детишкам очень нравится!
Длительно произносить звукосочетание «фууууу».


8.«Мыльные пузыри»
«Если дунуть посильней,
Будет много пузырей».
Имитировать длительный выдох через узкую трубочку.
Для формирования навыка ротового выдоха полезно надувать мыльные пузыри.


9.«Футбол»
Оборудование: игровое поле, коктейльные трубочки, горох, шарики из ваты или фольги.
«Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол».
1 вариант. Два игрока, сидя друг напротив друга, длительным, сильным выдохом в коктейльную трубочку, должны переместить горошины на поле соперника и забить гол в ворота. Выигрывает тот, кто забьёт больше голов.
2 вариант. Дети забивают мячи из ваты или фольги в футбольные ворота.


10.«Свеча»
Оборудование:свеча.
«Только дунет ветерок,
Затанцует огонёк».
Сделать вдох. По сигналу «Тихий ветерок» медленно выдохнуть на пламя свечи, так чтобы оно отклонялось, но не гасло. По сигналу «Сильный ветерок» задуть свечу резким выдохом.
Свеча ставится на расстоянии около 30 см от ребёнка. Постепенно расстояние от ребенка до свечи можно увеличивать до 40 – 50 см.


11.«Плыви, кораблик»
Оборудование: бумажные или пластмассовые кораблики, таз с водой.
«По волнам корабль плывёт.
Ты вдохни, надуй живот.
А теперь ты выдыхай
И кораблик опускай».
Представьте, что это море. Давайте пустим в плавание кораблик. Поднялся сильный ветер. Ребенок дует на кораблик. Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной. Можно организовать соревнование: «чей кораблик быстрее приплывет».


12.«Буря в стакане»
Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного размера.
«В трубку я сегодня дую,
И устраиваю бурю».
Ход игры:- Давай устроим бурю! Возьми трубочку и подуй в стакан воды. Если дуть слабо – получится маленькая буря. А если подуть сильно, то получится сильная буря!
По «буре» в воде можно легко оценить силу выдоха и его длительность. В начале диаметр трубочки должен быть 5-6 мм, в дальнейшем можно использовать более тонкие трубочки. Ребенок может держать трубочку в губах, вдыхать воздух через нос.

Литература и интернет ресурсы:
1. Белякова А.И., Гончарова Н.Н., Шишкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. - М., 2004.
2. Горчакова А.М. Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизношения // Логопед в детском саду. – 2005, N 2.
3. Гуськова А.А. «Развитие речевого дыхания детей 3 – 7 лет»;
4. Дуплинская А. «О речевом дыхании детей с дизартрией». Журнал «Дошкольное воспитание»;
5. Зубко И.Л. О правильном дыхании. // Логопед, № 4, 2007 г.
http://ped-kopilka.ru/blogs/ivleva-irina/igrovoi-kompleks-dyhatelnoi- gimnastiki.html
6. http://ped-kopilka.ru/

  • < Назад

Физиологическое дыхание нужно человеку для газообмена, оно совершается непроизвольно. Вдох и выдох происходят последовательно, через равные промежутки времени.

Для речи обычного дыхания не достаточно. Для чтения вслух, монолога необходим большой объем воздуха, дыхательный запас и экономное расходование. Управление этими процессами происходит в дыхательном центре головного мозга. На первых порах для развития речевого дыхания необходимы сознание и воля. Затем речевое дыхание становится организованным и непроизвольным.

Носовое дыхание

Правильное дыхание – это дыхание через нос. Дыхание ртом вредно, грозит заболеваниями миндалин, дыхательной системы, щитовидной железы.

Носовое дыхание вентилирует легкие, оказывает благоприятное влияние на кровеносные сосуды головного мозга, защищает легкие и горло от пыли и холодного воздуха.

Дыхательные упражнения используют при лечении насморка, фарингита, ларингита, бронхита, неврозов, бронхиальной астмы. Тренировка дыхания помогает исправить дефекты речи. Правильное носовое дыхание – хорошая профилактика многих заболеваний, главное условие правильного развития речи и голоса.

Главное в выполнении упражнений для развития дыхания

В речевом дыхании последовательность такова: вдох короткий, пауза, длинный выдох. Звук производится при выдохе. Поэтому для постановки голоса и речи важно совершенствовать длинный выдох и правильно расходовать воздух. Правильное речевое дыхание нужно тренировать.

Упражнения для развития дыхания проводятся в три этапа:

  1. Укрепление межреберных, брюшных мышц и диафрагмы для формирования ротового дыхания.
  2. Разделение носового и ротового выдоха у детей.
  3. Совершенствование речевого дыхания.

Основные правила при выполнении упражнений на развитие речевого дыхания:

  • Занятия нужно проводить в проветренном помещении.
  • Продолжительность занятий 5-10 минут.
  • Темп тренировки, количество упражнений должно быть дозировано. Важно, чтоб ребенок не уставал. Лучше добавлять по одному новому упражнению в день.
  • Нужно следить за тем, чтоб ребенок не делал большой вдох, не напрягал шею и плечи.
  • Необходимо научить ребенка чувствовать движения мышц живота, межреберных мышц, движения диафрагмы.
  • Переходить к следующему этапу упражнений, только в случае правильного выполнения ребенком данного этапа.
  • Следить за ротовым выдохом можно с помощью листка бумаги, поднесенного к губам, или ваты, положенной на руку.

Упражнения для укрепления мышц и формирования длительного выдоха

Нижнереберное дыхание . Если у ребенка физиологическое дыхание грудное (верхнеключичное), то нужно, используя способ подражания, подключить нижнереберное. Для этого свою ладонь положить ребенку на животик, чуть выше талии. А ручку ребенка на свой живот. Ребенок будет подражать, и дышать как вы.

«Полный живот ». В этом упражнении учат вдыхать много воздуха, чтоб животик стал круглый, как мячик. Выдыхать нужно медленно и плавно. Делать упражнение 3 раза в день по 10-15 раз.

Упражнение на разделение носового и ротового выдохов

Если ребенок правильно и спокойно дышит носом с закрытым ртом, можно приступать к следующим упражнениям.

Цель данных занятий: научить ребенка чувствовать разницу в направлении воздушной струи.

Чередование плавных выдохов через рот, затем через нос.

  • Сначала попробовать дышать носом с широко открытым ртом.
  • Закрыть правую ноздрю пальцем, вдохнуть и выдохнуть. Поменять ноздрю.
  • Вдохнуть через рот, выдохнуть через нос. Затем вдохнуть через нос, выдохнуть через рот

Толчкообразные выдохи через нос или рот.

  • Вдохнуть нужно носом, а выдохнуть прерывисто, толчками через рот.
  • Широко открытым ртом вдыхать и выдыхать прерывисто.
  • Вдохнуть через нос, выдохнуть толчкообразно через уголок рта.
  • Можно чередовать толчкообразные и плавные выдохи.

Упражнения на развитие речевого дыхания

На этом этапе нужно научиться распределять выдох в ходе разговора, а затем добирать воздух. Упражнения заключаются в разделении выдоха на несколько равных по объему воздуха частей.

Упражнение с применением слогов. Слоги из согласных и гласных звуков нужно произносить на одном дыхании, равномерно, громко, отрывисто. Количество слогов в упражнении можно постепенно увеличивать.

Упражнение с произнесением словосочетаний. Сделать глубокий вдох. На выдохе считать вслух прямым или обратным счетом. Можно называть времена года, названия месяцев, дни недели.

Упражнения для развития дыхания для детей с добором воздуха. Данные упражнения нужны для того, чтоб научиться пополнять запас воздуха во время пауз незаметно для собеседника. Использовать для упражнения считалочки, скороговорки, стихотворения. Ребенок должен сначала выучить текст. Затем рассказывать, добирая воздух после каждой строки. Ладонь ребенка положить на грудь для контроля дыхания.

Упражнения для развития дыхания и голоса

Данные упражнения нужны для формирования сильного, звонкого голоса, плавности произношения. Они формируют у ребенка слуховой контроль и навык владения голосом. Тренировка слуха нужна, чтоб различать звук музыкальных инструментов. Тренировка силы голоса нужна для умения пользоваться голосом громко, умеренно или тихо.

Игровые упражнения:

4.33 из 5 (6 Голосов)
Загрузка...
Top