Граф юсупов феликс кто был его любовник. Род князей юсуповых, князь, которого знают все


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.





Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века – та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление – при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала – она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.



В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.





Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен – «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».






И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.



Говорят, всех членов этой семьи преследовали несчастья. .

Незадолго до революции сложно было отыскать дворянский род, основатели которого жили еще в древние времена. В тот период среди богатых семейств встречались в основном выходцы из купечества, а эта семья же была образцом уважения и почитания своих корней и родословной . Возможно, именно той нерушимой связью с предками и объясняется стойкость и выдержка всех членов этой влиятельной семьи.

История фамилии семьи Юсуповых берет свое начало еще со времен Ивана Грозного. Родоначальником будущих дворян был Юсуф-Мурза – ногайский хан. Он отправил своих потомков в Москву, чтобы те получили в кормление город Романов, приняли крещение по православному образцу и обрели новый дом. По официальным данным, временем, от которого ведет свое начало история рода, можно считать период с XVI по XVII вв.

Потомки Юсуфа всегда пользовались уважением и были приближены к царской семье. Так, правнук хана, Григорий Дмитриевич имел заслуги перед Петром Великим. Он участвовал в Азовских походах и Северной войне. Его сын Борис Григорьевич служил губернатором во времена царствования императрицы Анны Иоановны. его потомок, получил от Павла I звание министра Департамента уделов, а сменивший его император Александр I сделал Николая членом Государственного совета.

Трагедия рода

Посмотрите на фото семейного древа : история рода Юсуповых удивительна тем, что у них всегда был всего один наследник по мужской линии. Были и другие сыновья, но они никогда не доживали до зрелого возраста. Поэтому их генеалогическое древо не имеет дополнительных линий, оно прямое и неразветвленное. В те времена подобное редко встречалось, обычно у родовитых семей было множество родственников и потомков.

Существует легенда, что на всю семью наложено страшное проклятие. Якобы, соплеменники Юсуфа узналв, что он обратил своих потомков в другую веру, были рассержены и убили самого хана, как только тот пересек границу своего государства. Они разыскали степную колдунью, которая обрекла членов семьи на страшную участь. Из всех рожденных в пределах поколения детей до 26 лет доживал лишь один.

Эта история повторялась от предков к потомкам, и не зря, уж слишком много было подтверждений ее правдивости. У супругов действительно оставался лишь один сын, достигший возраста 26 лет. Члены семьи с опаской относились к этому пугающему преданию, а вся прислуга, находившаяся в доме, безо всяких сомнений принимала суеверие за чистую монету.

Историки, проводившие исследования дворянского рода Юсуповых, имеют на этот счет другое мнение. Они обнаружили, что гибель сыновей в молодом возрасте началась не сразу после возникновения именитой семьи. Легендарное «проклятие рода» проявило себя лишь после смерти Бориса Григорьевича, до него подобных случаев гибели в юном возрасте зафиксировано не было. К тому же, распространялось проклятие лишь на мужчин. С девочками таких проблем не было, они гораздо чаще доживали до старости. Поэтому исследователи выдвинули версию о том, что причиной трагедии стало вовсе не мифическое проклятие, а генетическая болезнь, передаваемая по мужской линии.

Так как в семье был лишь один сын и наследник, род князей Юсуповых на протяжении долгих лет находился на грани исчезновения. Однако, это положительно сказалось на благосостоянии семьи. В отличии от других именитых родов с множеством потомков, денежные средства не распределялись между наследниками, их не растрачивали попусту многочисленные родственники. Богатство семьи всегда оставалось в доме и сосредотачивалось в руках одного владельца. Мы расскажем вам о самых видных представителях династии. Истории их жизни увлекательны, полны загадок и удивительных событий.

Зинаида Ивановна

Супруга Бориса Николаевича происходила из влиятельной и знатной семьи Нарышкиных. Была сосватана в возрасте пятнадцати лет, в то время как ее избраннику уже исполнилось тридцать. Борис являлся на тот момент вдовцом. Встретив на коронационных торжествах юную фрейлину Зинаиду Ивановну, князь был очарован ее красотой. Добиться расположения родителей невесты было непросто, поэтому Борис Иванович вынужден был свататься несколько раз. История семьи Юсуповых гласит, что свадьбу несколько раз откладывали.

Наконец, 19 января 1827 года в Москве состоялось бракосочетание. Церемония прошла крайне неудачно: жених вынужден был вернуться домой, так как забыл получить благословение от отца, невеста уронила обручальное кольцо и потеряла его, поэтому пришлось брать другое. Семейная жизнь супругов с самого начала не заладилась. Молодая и энергичная Зинаида была несчастлива в обществе своего хмурого и задумчивого мужа, в письмах отцу отмечала, что в Петербурге ей скучно. Вскоре произошла трагедия, которая окончательно разрушила и без того непрочные семейные узы. После появления сына Николая, Зинаида родила дочь, но та умерла при родах. Узнав о родовом проклятии, княгиня наотрез отказалась рожать еще детей и разрешила мужу иметь связи на стороне и заводить любовниц. Их брак с того момента стал формальностью.

Княгиня была молода и очень хороша собой. Историки, исследовавшие династию Юсуповых, отмечают, что она, по словам современников, была стройной и высокой, имела тонкую талию и красивые темные глаза. Жажда развлечений толкала ее на многочисленные романы. Всему высшему свету было известно о ее похождениях и репутации, однако многие влиятельные семьи продолжали оказывать Зинаиде Ивановне почтение из-за ее приветливого нрава и знатной фамилии.

После смерти мужа в 1849 году княгиня покинула Российскую Империю и познакомилась с молодым французом. Их разница в возрасте составляла 20 лет. Они обвенчались в 1861 году на родине Зинаиды Ивановны. Знать отрицательно отнеслась к неравному браку, поэтому княгиня приобрела для супруга титул графа Шово и маркиза де Серр, а сама стала именоваться графиней де Шово. Так она порвала все связи с проклятым, по ее мнению, родом князей Юсуповых и начала новую жизнь во Франции.

Единственный сын отправившейся во Францию Зинаиды Ивановны, Николай Борисович. Фактически, история фамилии Юсуповых на нем прерывается, так как он был последним потомком по мужской линии.

Николай был страстным коллекционером, собирал музыкальные инструменты, произведения искусства, драгоценности. Одна из самых больших ценностей, которая затем передавалась из поколения в поколение в семье – жемчужина Пелегрина. С ней Зинаида – дочь Николая Борисовича, позирует практически на всех своих портретах.

Николай очень трепетно относился к искусству. Он собралу себя уникальную коллекцию картин, однако, галерея его всегда была закрыта для посетителей. Также, следуя примеру предков, с раннего возраста принимал участие в благотворительности, за что получил уважение современников.


Семейная жизнь князя тоже не обошлась без сложностей. Он был влюблен в свою сводную кузину – Татьяну Александровну Рибопьер. С точки зрения православия такой брак был недопустим, поэтому молодым пришлось венчаться тайно. Против этого союза в Синоде открыли дело, однако сам император Александр II повелел оставить супругов в покое.

В браке родилось трое детей: сын Борис и дочери Татьяна и Зинаида. Мальчик скончался в раннем возрасте от болезни, а Татьяна умерла на 22-ом году жизни. По официальной версии причиной смерти явился тиф, эпидемии которого в то время случались довольно часто. И вновь в биографии семьи Юсуповых возникает момент, когда в живых остается лишь один потомок князя. На этот раз не наследник, а наследница многомилионного состояния, княгиня Зинаида Николаевна, стала единственной законной владелицей фамильных богатств.

Зинаида Николаевна

Современники отзывались о княгине, как о женщины необычайного ума и красоты. Она получила прекрасное образование, знала несколько языков, а ее руки добивались самые знатные женихи, в том числе августейшие особы. Ее отец признавался, что хотел бы увидеть дочь на троне, но та не была честолюбивой и отказывала всем, желая найти избранника по душе. Им оказался граф Феликс Сумароков-Эльстон, за которого Зинаида Николаевна вышла замуж в 1882 году. Брак их был счастливым, несмотря на различие во взглядах и интересах супругов. Феликс был военным и не очень жаловал знатные круги, в которых предпочитала бывать его жена. Однако, светские приемы, которые супруги проводили в своих имениях, славились на всю империю. На них приглашали не только российских, но и западных аристократов.

Зинаида Ивановна была увлечена танцами, умела исполнять как бальные, так и русские народные. Во время костюмированного бала в Зимнем дворце княгиня так превосходно сплясала, что гости аплодировали и вызывали ее пять раз. Также владелица состояния дворянского рода Юсуповых славилась своей щедростью и вела благотворительную деятельность.

В браке у супругов родилось двое сыновей. Первенец – Николай, не дожил до своего 26-летия всего полгода и был убит на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем. В живых остался их младший сын Феликс Феликсович – последний потомок в истории рода князей Юсуповых.

Феликс Феликсович

Для тех, кто интересуется биографией и историей семьи Юсуповых, очень интересно будет прочесть мемуары Феликса. В них он увлекательно рассказывает о своей юности, отношениях с членами семьи, о своей блистательной матери и брате Николае. Сочетался браком с Ириной Александровной Романовой, находившейся в родстве с правящим императором Российской Империи.

Во время их свадебного путешествия началась Первая мировая война. Супругов задержали в качестве военнопленных в Германии до окончания войны. Отец князя Феликс привлек к делу испанского посла. Благодаря его дипломатическим действиям молодым удалось бежать в Россию, где они принялись заниматься обустройством военных госпиталей.

У Феликса и Ирины родилась дочь, крестными которой стали сам император Николай и его супруга. Феликс Феликсович замешан в деле об убийстве Распутина, так как считал его виновником всех несчастий, творившихся на тот момент в стране. Князь участвовал в организации убийства Распутина. Он заявил, что его необходимо убрать любым способом и прекратить его влияние на государя и императрицу, пусть даже ценой убийства.

После Октябрьской революции семья Юсуповых перебралась заграницу. Вначале они жили в Лондоне, а затем, продав несколько фамильных драгоценностей, приобрели имения во Франции. Чтобы наладить свое финансовое положение, супруги открыли дом мод, но он не принес значительной прибыли. Самой большой удачей Феликса стало выигранное им судебное дело с Голливудом. Одна из студий сняла фильм «Распутин и императрица», в котором было показано, что жена Феликса Феликсовича была любовницей императора. Возмущенный князь подал в суд за клевету и получил большую денежную компенсацию. Считается, что после этого случая во всех голливудских лентах стали предупреждать о вымышленности сюжета и пресонажей.


Супруги взяли на усыновление мексиканца Виктора Мануэля Контрераса. В дальнейшем приемный сын стал скульптором и художником, его произведения искусства. Его работы можно встретить в различных европейских государствах, а также в Мексике и США.

Князь Феликс Феликсович скончался в 1967 году, а через три года умерла его супруга. Чета похоронена в Париже. На этом заканчивается история дворянского рода Юсуповых.

Феликс Юсупов и Дмитрий Павлович Романов - двое из тех, кто участвовал в убийстве любимца царской семьи в ночь на 17 декабря 1916 года - старца Григория Распутина. Что же их связывало? Положение в обществе? Конечно. Близость к царской семье? Несомненно. Но было еще и то, что делало ситуацию несколько пикантной и фактически почти никогда не упоминается в открытую в исторических исследованиях и документах. Но мемуары современников все же так или иначе приподнимают завесу "секретности" и сообщают читателям об истинном положение вещей и ходе событий.

Князь Феликс Юсупов и Великий князь Дмитрий Павлович

Великий князь Дмитрий Павлович с императрицей Александрой Федоровной

Великий князь Дмитрий Павлович

"Феликс раньше был вхож во дворец благодаря свое­му положению и тем чувствам, которые сумел внушить Романовым вообще, а не только Николаю и Александ­ре Федоровне. Но кроме душевной привязанности, ко­торую я, несмотря ни на что, все же допускаю со сторо­ны Феликса по отношению к царю и царице, было и другое. Феликс был полностью поглощен пороком. Этот порок влек его к великому князю Дмитрию Павловичу. Поскольку Феликс никогда не считал нужным скры­вать свои наклонности, об этой связи стало известно при дворе всякому. Любовник Феликса Великий князь Дмитрий был любимцем царя и ца­рицы; он даже жил у них во дворце и считался членом семьи. Когда Николай и Александра Федоровна узнали, что происходит между ним и Феликсом, Дмитрию за­претили видеться с совратителем. Специальным аген­там же поручили открыто следить за Феликсом и тем самым сдерживать его. На какое-то время их усилия увен­чались успехом, и молодые люди не встречались. Одна­ко вскоре Дмитрий снял дом в Петербурге, и Феликс поселился вместе с ним. Скандал вышел за пределы двора и доставил много огорчений Романовым. Но любовников это нисколько не стесняло. Дмитрий говорил, что счастлив. Феликс же давал понять всем, что только делает одолжение великому князю. И в этом, похоже, он усматривал особое наслаждение. Возможно, он и любил какое-то время Дмитрия. Но, получив же­лаемое, Феликс не мог не мучить любимого, превра­тившегося в жертву. И вот однажды, доведенный до отчаяния ревностью, Дмитрий попытался покончить жизнь самоубийством. Вернувшийся поздно вечером Феликс нашел его на полу бездыханным. К счастью, Дмитрия спасли...

Семейную жизнь с Ириной Александровной Феликс называл "диетой". Опыт порочной страсти никогда не оставлял его. (При этом не стану отрицать -- Феликс любит жену и живет с ней до сих пор. Хотя кто загляды­вал в их спальню?) Отношения с Дмитрием, то возоб­новлявшиеся, то затухавшие, не слишком привлекали Феликса. С полным подчинением Дмитрия для Феликса исчезла острота, а значит, притягательность связи. "

Из книги "Матрена Распутина. Распутин"

Великий князь Дмитрий Павлович

Князь Феликс Юсупов

Из Википедии: "После того, как Феликс Юсупов опубликовал свои мемуары, в которых подробно описал убийство её отца, Мария (Матрена) подала на Юсупова и великого князя Дмитрия Павловича в парижский суд за причинённый ущерб в размере 800,000 $. Она осудила их как убийц, заявив: «любой приличный человек испытывает отвращение к жестокому убийству Распутина». Иск был отклонён. Французский суд постановил, что не обладает юрисдикцией над политическим убийством, имевшим место в России. "

Вот такое вот продолжение темы о гомосексуализме в семье Романовых. Просто небольшие штрихи к биографии обоих, написанные современницей этих людей.

В жизни последнего из князей Юсуповых были как ослепительный блеск роскоши и скандальные любовные истории, так и жестокое убийство, эмиграция в Европу, бедность и громкий судебный процесс с известной голливудской студией «Metro-Goldwyn-Mayer»..

Юноша «с иконописным лицом византийского письма»

Его смело можно назвать представителем «золотой молодежи» начала XX века. Мальчик, родившийся в семье графа Феликса Сумарокова-Эльстона и княжны Зинаиды Юсуповой, был одним из богатейших наследников в царской России. Люди, знавшие его, отмечали красоту, грацию и изысканные манеры юноши.

Портрет молодого князя очень понравился Сергею Дягилеву. Фото: Public Domain

Когда ему было 17 лет, в усадьбу Юсуповых приехал художник Валентин Серов, чтобы написать портреты членов уважаемой семьи. Между ним и подростком установились хорошие дружеские отношения. Годы спустя Феликс писал в своих мемуарах, что они вели долгие разговоры, которые повлияли на его юный ум. Портрет молодого князя, на котором Феликс позировал с французским бульдогом, очень понравился Сергею Дягилеву, который взял в 1907 году картину в Венецию, где проходила выставка русской живописи.

«Картина принесла ненужную известность мне. Это не понравилось отцу с матерью, и они просили Дягилева с выставки ее забрать», - вспоминал позже Феликс.

Но от славы Феликсу было не скрыться, к тому же он постоянно подбрасывал «паленья в огонь», устраивая дерзкие выходки. Так, к примеру, ни для кого не было секретом, что он любил наряжаться в женские платья. Более того, юношу «с иконописным лицом византийского письма», как отзывался о нем Вертинский, даже видели в одном из кабаре, где тот исполнял женскую роль вместо одной из «синеглазых актрис» театра «Аквариум». Узнать Феликса тогда помогли фамильные драгоценности, которые были надеты на миловидной «певице».

Да и о своих шалостях Юсупов говорил, не таясь. К слову, в своих мемуарах он подробно описывал прогулку с кузеном, когда забавы ради они решили прогуляться по Невскому, переодевшись в женские платья.

«В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада. В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по французски: «Мы заняты» — и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку — приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову…»

В этой же книге Феликс писал и об истоках своих необычных пристрастий. Так, по его словам, мать, ожидая ребенка, была уверена, что на свет появится девочка. В итоге было заготовлено розовое приданое. Когда же родился мальчик, Зинаида Юсупова, «чтобы утешиться, до пяти лет одевала Феликса девочкой».

Зинаида Юсупова, «чтобы утешиться, до пяти лет одевала Феликса девочкой». Фото: Public Domain

Брак с Ириной Романовой

Зная о скандальной славе Феликса в свете, сложно поверить, что царская семья одобрила его союз с Ириной Романовой, племянницей Николая II.

Свое первое знакомство с единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны Юсупов романтично описал в своей биографии. По его словам, он сразу понял, что эта девушка - его судьба:

Ирина была единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Фото: Public Domain

«Робость делала ее молчаливой, что усиливало ее очарование и окружало тайной. Охваченный новым чувством, я понимал бедность моих приключений прошлого. Наконец и я нашел ту совершенную гармонию, являющуюся основанием для всякой верной любви».

В то время Феликс был единственным наследником фамильного состояния Юсуповых: в 1908 году его старший брат Николай погиб на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем.

Зная о баснословном состоянии жениха, родственники Ирины не захотели верить слухам, что Феликса, к примеру, связывают любовные отношения с великими князем Дмитрием Павловичем. В итоге свадьба состоялась в феврале 1914 года в церкви Аничкова дворца. На пышной церемонии даже присутствовала императорская семья.

«Государь спрашивал меня через будущего тестя, что подарить мне на свадьбу. Он хотел было предложить мне должность при дворе, но я отвечал, что лучшим от его Величества свадебным подарком будет дозволить мне сидеть в театре в императорской ложе. Когда передали государю мой ответ, он засмеялся и согласился. Подарками нас завалили. Рядом с роскошными брильянтами лежали незатейливые крестьянские дары», - писал Феликс Юсупов.

На следующий год - в марте 1915 - у молодых людей на свет появилась дочь Ирина. Правда, новое семейное положение и рождение первенца не изменили репутации князя, который по-прежнему оставался главным героем светских сплетен.

Убийство Распутина

Имя Феликса Юсупова вошло в историю также благодаря громкому убийству, произошедшему в Петербурге в 1916 году.

17 декабря в Неве был обнаружен труп Григория Распутина, «старца», имевшего огромное влияние на царскую семью.

Заключение судмедэксперта говорило о том, что «царского друга» убивали жестоко: «Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и ещё рана в упор, в лоб, вероятно, уже умиравшему или умершему»

Отсутствие воды в легких говорило о том, что в воду Распутина бросили тогда, когда он был уже мертв.

В преступлении оказались замешаны великий князь Дмитрий Павлович, Феликс Юсупов и монархист Владимир Пуришкевич. О том, что произошло во дворце Юсуповых на Мойке в ночь на 17 декабря, до сих пор доподлинно неизвестно, так как участники несколько раз меняли свои показания.

Принято считать, что заговорщики заманили Распутина во дворец, где угостили вином и пирогом, отравленным цианистым калием. После этого Юсупов выстрелил в Григория Распутина, но тот напал на обидчика, попытавшись задушить. После этого в «старца» злоумышленники выпустили еще несколько пуль. Тем не менее, раненный Распутин попытался скрыться от убийц, но те его поймали, связали и сбросили в Неву недалеко от Каменного острова.

Годы спустя в своей книге «Конец Распутина» Феликс Юсупов писал: «В ледяную воду Невы было брошено его тело, до последней минуты старавшееся преодолеть и яд, и пулю. Сибирский бродяга, отважившийся на слишком рискованные дела, не мог умереть иначе; только там, у него на родине, в волнах Тобола или Туры, едва ли кто искал бы труп убитого конокрада Гришки Распутина».

Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность. Фото: creaitve commons

Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность, но вместе с тем - харизму и необычный пугающий взгляд. При этом, по словам Юсупова, ему удалось завоевать доверие этого сластолюбивого «конокрада»:

«Мы иногда подолгу с ним беседовали. Считая меня своим другом, непоколебимо уверовавшим в его божественную миссию, рассчитывая на мое содействие и поддержку во всем, Распутин не находил нужным передо мною скрываться и постепенно открыл мне все свои карты. Он настолько был убежден в силе своего влияния на людей, что не допускал даже мысли о том, что я могу не быть в его власти.

Знаешь, милый, - сказал он мне однажды, - смышленый больно ты, и говорить с тобой легко, все сразу понимаешь. Захочешь - хоть министром сделаю, только согласись».

Существует одна из версий, что Юсупов обратился к Распутину с просьбой вылечить его от «содомского греха», однако во время сеанса лечения гипнозом тот, наоборот, попытался соблазнить молодого человека.

Стоит отметить, что в 1932 году на экраны вышел фильм «Распутин и императрица», в котором создатели показали, что супруга Юсупова состояла в интимной связи с Распутиным. Чету Юсуповых, которые в тот момент жили в Париже, возмутил этот факт, и они подали в суд на голливудскую компанию «Metro-Goldwyn-Mayer». Закон оказался на их стороне, и MGM выплатила им за клевету огромную денежную компенсацию. Считается, что после этой истории, появилось правило указывать в начале фильма, что все события, показанные на экране - не более чем вымысел.

MGM выплатила чете Юсуповых огромную денежную компенсацию. Фото: Public Domain

Умер Феликс Юсупов во Франции в возрасте 80 лет. Его тело покоится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.

Об истории рода Юсуповых я писала в посте . Отдельно хочу вспомнить князя Феликса, прославившегося как убийца Распутина. Рассказ князя об убийстве этого врага напоминает современный фильм ужасов. В юности Феликс вел богемный образ жизни, его любимым развлечением было петь и плясать в городских кабаре, нарядившись в женское платье. «Русский Дориан Грей» перепробовал все удовольствия порочного общества, где в воздухе витал запах опиума. В кругах декаданса подобный образ жизни считался вполне приемлемым и обыденным.

Интересны мемуары князя Феликса, он с самоиронией описывает курьезы своей жизни, когда становился посмешищем публики, честно говорит о своих личностных недостатках и подробно без прикрас повествует об убийстве Распутина – «демона в мужицком обличье».

Князь Феликс Юсупов в русском костюме. Здесь он напоминает Федьку Басманова - любимого опричника Ивана Грозного. Федька тоже любил "рядиться в бабское". Об этом у меня в посте

Как пишет сам князь Феликс, пересмотреть взгляды на жизнь и удовольствия ему помогла невеста - княгиня Ирина, племянница императора Николая II. Князь называл свои прежние увлечения «убогими».

Вот как писал Феликс о своей будущей жене:
«Я забыть не мог юную незнакомку, встреченную на прогулке на крымской дороге. С того дня я знал, что это судьба моя. Совсем еще девочка превратилась в ослепительно красивую барышню. От застенчивости она была сдержанна, но сдержанность добавляла ей шарму, окружая загадкой. В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства».

Можно поверить Феликсу на слово. Но невольно представляется анекдот.
Возвращается князь домой под утро. А жена ему говорит:
- Где ты был?
- В бильярд играл с офицерами.
- А почему на тебе платье дамское и украшения матушки?
- Ну, Ира, ты так каждый день ходишь. Я тебе хоть слово сказал?


Феликс с любимой женой Ириной

Надо отметить, наряжаться Феликс любил не только в бабьи цацки. Нередко он являлся в костюмах исторических персонажей, прекрасно входя в образ героев. Особенно нравился князю персонаж кардинал Ришелье.
«В ту пору в Петербурге в моду вошли костюмированные балы. Костюмироваться я был мастер, и костюмов у меня было множество, и мужских, и женских. Например, на маскараде в парижской Опере я в точности повторил собой портрет кардинала Ришелье кисти Филиппа де Шампеня. Весь зал рукоплескал мне, когда явился я в кардиналовой мантии, которую несли за мной два негритенка в золотых побрякушках».

Однажды, нарядившись в женское платье, князь Юсупов снискал благосклонность английского короля Эдуарда VII. Этот случай мне напомнил историю шевалье д’Эона, который из-за своего переодевания чуть было не стал королевской фавориткой.


Сцены маскарада начала 20 века на картинах Константина Сомова

«Однажды на костюмированный бал в Оперу мы решили явиться парой: надели – брат домино, я – женское платье. До начала маскарада мы пошли в театр Де Капюсин. Устроились в первом ряду партера. Вскоре я заметил, что пожилой субъект из литерной ложи настойчиво меня лорнирует. В антракте, когда зажегся свет, я увидел, что это король Эдуард VII. Брат выходил курить в фойе и, вернувшись, со смехом рассказал, что к нему подошел напыщенный тип: прошу, дескать, от имени его величества сообщить, как зовут вашу прелестную спутницу! Честно говоря, мне это было приятно. Такая победа льстила самолюбию» - хвалился Феликс.

Кстати, идея шуток с переодеваниями принадлежала Николаю – брату Феликса и его подружке Поленьке. Смеха ради Николай даже помог Феликсу устроиться певицей в шикарном кабаре «Аквариум». Дебют «певицы» прошел весьма успешно, после выступления заговорщики покатывались со смеху в гримерке, читая любовные послания от восторженных поклонников.


Кабаре "Аквариум", где блистал князь Феликс

«Прилежно посещая кафешантаны, я знал почти все модные песни и сам исполнял их сопрано. Когда мы вернулись в Россию, Николай решил, что грешно зарывать в землю мой талант и что надобно меня вывести на сцену «Аквариума», самого шикарного петербургского кабаре. Он явился к директору «Аквариума», которого знал, и предложил ему прослушать француженку-певичку с последними парижскими куплетами...


Так выглядели авиши эпохи модерна

На афише моей вместо имени стояли три звездочки, разжигая интерес публики. Взойдя на сцену, я был ослеплен прожекторами. Дикий страх охватил меня. Я онемел и оцепенел. Оркестр заиграл первые такты «Райских грез», но музыка мне казалась глухой и далекой. В зале из состраданья кто-то похлопал. С трудом раскрыв рот, я запел. Публика отнеслась ко мне прохладно. Но когда я исполнил «Тонкинку», зал бурно зааплодировал. А мое «Прелестное дитя» вызвало овацию. Я бисировал три раза.

Взволнованные Николай и Поленька поджидали за кулисами. Пришел директор с огромным букетом и поздравленьями. Я благодарил как мог, а сам давился от смеха. Я сунул директору руку для поцелуя и поспешил спровадить его.

Был заранее уговор никого не пускать ко мне, но, пока мы с Николаем и Поленькой, упав на диван, покатывались со смеху, прибывали цветы и любовные записки…

Шесть моих выступлений прошли в «Аквариуме» благополучно. В седьмой вечер в ложе заметил я родителевых друзей. Они смотрели на меня крайне внимательно. Оказалось, они узнали меня по сходству с матушкой и по матушкиным брильянтам.

Разразился скандал. Родители устроили мне ужасную сцену. Николай, защищая меня, взял вину на себя. Родителевы друзья и наши домашние поклялись, что будут молчать. Они сдержали слово. Дело удалось замять. Карьера кафешантанной певички погибла, не успев начаться. Однако этой игры с переодеваньем я не бросил. Слишком велико было веселье».


Гостиная дома Юсуповых на Мойке


Дверь в ванную комнату

О приключениях князя Феликса можно снимать комедию. Возможно, приключения князя Феликса в кабаре вдохновили создателей фильма «В джазе только девушки» («Некоторые любят погорячей»).Шутка с переодеванием снова привела к семейному скандалу.

«Была у меня история трагикомичная. Я изображал Аллегорию Ночи, надев платье в стальных блестках и брильянтовую звезду-диадему. Брат в таких случаях, зная мою взбалмошность, провожал меня сам или посылал надежных друзей присмотреть за мной.

В тот вечер гвардейский офицер, известный волокита, приударил за мной. Он и трое его приятелей позвали меня ужинать у «Медведя». Я согласился вопреки, а вернее, по причине опасности. От веселья захватило дух. Брат в этот миг любезничал с маской и не видел меня. Я и улизнул.

К «Медведю» я явился с четырьмя кавалерами, и они тотчас спросили отдельный кабинет. Вызвали цыган, чтобы создать настроенье. Музыка и шампанское распалили кавалеров. Я отбивался как мог. Однако самый смелый изловчился и сдернул с меня маску. Испугавшись скандала, я схватил бутылку шампанского и швырнул в зеркало. Раздался звон разбитого стекла. Гусары опешили. В этот миг я подскочил к двери, отдернул защелку и дал тягу. На улице я крикнул извозчика и дал ему Поленькин адрес. Только тут я заметил, что забыл у «Медведя» соболью шубу.

И полетела ночью в ледяной мороз юная красавица в полуголом платье и брильянтах в раскрытых санях. Кто бы мог подумать, что безумная красотка – сын достойнейших родителей!»

Конечно, отец Феликса был возмущен подобным поведением и непослушанием. Однажды он уже потребовал от сына прекратить дурацкие выходки, позорящие семью.
«Мои похожденья стали, разумеется, известны отцу. В один прекрасный день он вызвал меня к себе. Звал он меня только в самых крайних случаях, потому я струсил. И недаром. Отец был бледен от гнева, голос его дрожал. Он назвал меня злодеем и негодяем, сказав, что порядочный человек мне и руки бы не подал. Еще он сказал, что я – позор семьи и что место мне не в доме, а в Сибири на каторге. Наконец он велел мне выйти вон. После всего он так хлопнул дверью, что в соседней комнате со стены упала картина…».


Респектабельное семейство князя.
Мать - Зинаида Николаевна, отец - Феликс Феликсович, старший брат Николай и младший - Феликс.

Впервые князь нарядился барышней еще в детстве, вместе с кузеном они решили подурачиться и, стащив наряды из матушкиного шкафа, пошли гулять по Невскому проспекту…
«Было нам лет двенадцать-тринадцать. Как-то вечером, когда отца с матерью не было, решили мы прогуляться, переодевшись в женское платье. В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы, нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада.

В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по-французски: «Мы заняты» – и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку – приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову. Я снял с себя жемчужные бусы и стал закидывать их, как аркан, на головы соседей. Бусы, понятно, лопнули и раскатились по полу под хохот публики.


Бар ресторана "Медведь" в начале 20 века

Теперь на нас смотрел весь зал. Мы благоразумно решили дать деру, подобрали впопыхах жемчуг и направились к выходу, но нас нагнал метрдотель со счетом. Денег у нас не было. Пришлось идти объясняться к директору. Тот оказался молодцом. Посмеялся нашей выдумке и даже дал денег на извозчика. Когда мы вернулись на Мойку, все двери в доме были заперты. Я покричал в окно своему слуге Ивану. Тот вышел и хохотал до слез, увидав нас в наших манто. Наутро стало не до смеха. Директор «Медведя» прислал отцу остаток жемчуга, собранного на полу в ресторане, и… счет за ужин!»

Свои эксцентричные выходки князь честно объяснял своим тщеславием и самолюбием:
«По правде, эта игра веселила меня и притом льстила самолюбию, ибо женщинам нравиться я мал был, зато мужчин мог покорить. Впрочем, когда смог я покорять женщин появились свои трудности. Женщины мне покорялись, но долго у меня не удерживались. Я привык уже, что ухаживают за мной, и сам ухаживать не хотел. И главное – любил я только себя. Мне нравилось быть предметом любви и вниманья. И даже это было не важно, но важно было, чтобы все прихоти мои исполнялись. Я считал, что так и должно: что хочу, то и делаю, и ни до кого мне нет дела».

Сам князь Феликс опровергал слухи о своей неприязни к дамам:
«Часто говорили, что я не люблю женщин. Неправда. Люблю, когда есть, за что. Иные значили для меня очень много, не говоря уж о подруге, составившей мое счастье. Но должен признаться, знакомые дамы редко соответствовали моему идеалу. Чаще очаровывали – и разочаровывали. По-моему, мужчины честней и бескорыстней женщин».

Хотя к однополой любви князь относился с пониманием.
«Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих. Нормальные отношенья противны природе их. Виноваты ли они в том, что созданы так?»

Как писал хронист Н. М. Романов: «Убежден, что были какие-либо физические излияния дружбы в форме поцелуев, взаимного ощупывания и возможно… еще более циничного. Насколько велико было плотское извращение у Феликса, мне еще мало понятно, хотя слухи о его похотях были распространены. В 1914 году он женился на племяннице Николая II и "исправился"».

Искренность и доброта Ирины особенно привлекли Феликса. Ей не были присущи характерные качества светских барышень, которые отталкивали князя. Светскость всегда портила характер.
«Ирина мало-помалу поборола застенчивость. Сначала она говорила только глазами, но постепенно смог я оценить ее ум и верность сужденья. Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же…»

Как оказалось, друг Феликса – князь Дмитрий (который позднее стал сообщником в убийстве Распутина) тоже ухаживал за Ириной, но видя взаимность между княгиней и Феликсом – отступил.
«О помолвке моей еще не было объявлено официально. Неожиданно ко мне явился Дмитрий с вопросом, в самом ли деле женюсь я на его кузине. Я отвечал, что еще ничего не решено. «А ведь я тоже хотел жениться на ней», – сказал он. Я подумал, что он шутит. Но нет: сказал, что никогда не говорил серьезней.

Теперь решать предстояло Ирине. Мы с Дмитрием обещали друг другу никоим образом не влиять на решенье ее. Но, когда я передал ей наш разговор, Ирина заявила, что выйдет замуж за меня и только за меня. Решение ее было бесповоротно, Дмитрий отступился. Облако омрачило нашу с ним дружбу и не рассеялось уже никогда».

Хотя историки спорят, кого князь Дмитрий любил больше – Ирину или ее жениха – Феликса, а может, сразу обоих и поэтому страдал вдвойне, не зная кого предпочесть. А пока страдал и думал над выбором, оба предмета его любви решили пожениться.


Великий князь Дмитрий Павлович - соперник или любовник Феликса Юсупова?

Однако родители невесты усомнились в правильности своего выбора и решили расторгнуть помолвку. Эту новость Юсупов узнал в Париже. Немедля, он отправился к великому князю Александру, чтобы переубедить. Как оказалось, Феликса перед его будущей родней оклеветали люди, которых он считал своими друзьями.


Феликс Юсупов на портрете Зинаиды Серебряковой

«Прибыв в Париж на Северный вокзал, я встретил графа Мордвинова. С ужасом услыхал я, что он послан великим князем Александром объявить мне о разрыве помолвки! Запрещалось мне даже искать встречи с Ириной и родителями ее. Тщетно засыпал я вопросами великокняжеского посланца. Заявил он, что более говорить не уполномочен.

Я был потрясен. Однако решил, что не позволю обращаться с собой, как с малым дитем. Прежде чем судить, они обязаны выслушать. Буду защищаться и счастье свое отстаивать. Я тут же и поехал в гостиницу, где жили великий князь с княгиней, поднялся прямиком к ним в номер и вошел без доклада. Разговор был неприятен обоюдно. Однако удалось мне переубедить их и добиться их окончательного согласия. На крыльях счастья я бросился к Ирине. Невеста моя еще раз повторила, что ни за кого, кроме меня, не пойдет. Впоследствии выяснилось, что тех, кто оговорил меня в глазах Ирининых родителей, считал я, увы, своими друзьями. Я и прежде знал, что помолвка моя для иных была несчастьем. Выходило, что они и на подлость пошли, лишь бы расстроить ее. Их привязанность ко мне, даже и в такой форме, взволновала меня».
Предполагают, отвергнутые поклонники Феликса решили помешать его свадьбе.

Настал день свадьбы. Без курьеза опять не обошлось. Жених застрял в лифте, и самому царю вместе с родственниками пришлось вызволять будущего зятя из беды.
«В день свадьбы карета, запряженная четверкой лошадей, поехала за невестой и родителями ее, чтобы отвезти их в Аничков дворец. Мое собственное прибытие красотой не блистало. Я застрял в старом тряском лифте на полпути к часовне, и императорская семья во главе с самим императором дружно вызволяли меня из беды».

Описание свадьбы из мемуаров князя:
«Подвенечный Иринин наряд был великолепен: платье из белого сатина с серебряной вышивкой и длинным шлейфом, хрустальная диадема с алмазами и кружевная фата от самой Марии Антуанетты.

А вот мне наряд долго не могли выбрать. Быть во фраке среди бела дня я не желал и хотел венчаться в визитке, но визитка возмутила родственников. Наконец униформа знати – черный редингот с шитыми золотом воротником и обшлагами и белые панталоны – устроила всех.
Члены царской фамилии, бракосочетавшиеся с лицами некоролевской крови, обязаны были подписать отречение от престола. Как ни далека была от видов на трон Ирина, подчинилась и она правилу. Впрочем, не огорчилась.

В сопровождении родителей я пересек две-три залы, уже битком набитые и пестревшие парадными платьями и мундирами в орденах, и вошел в часовню, где в ожидании Ирины занял отведенные нам места.

Ирина появилась под руку с императором. Государь подвел ее ко мне, и, как только прошел он на свое место, церемония началась.

Священник расстелил розовый шелковый ковер, по которому, согласно обычаю, должны пройти жених с невестой. По примете, кто из молодых ступит на ковер первый, тот и в семье будет первый. Ирина надеялась, что окажется проворней меня, но запуталась в шлейфе, и я опередил.
После венчанья мы во главе шествия отправились в приемную залу, где встали рядом с императорской семьей принять, как водится, поздравленья. Очередь поздравляющих тянулась более двух часов. Ирина еле стояла. Затем мы поехали на Мойку, где уже ожидали мои родители. Они встретили нас на лестнице, по обычаю, хлебом и солью. Потом пришли с поздравленьями слуги. И опять все то же, что в Аничковом.

Наконец отъезд. Толпа родных и друзей на вокзале. И опять пожимания рук и поздравления. Наконец, последние поцелуи – и мы в вагоне. На горе цветов покоится черная песья морда: мой верный Панч возлежал на венках и букетах.

Когда поезд тронулся, я заметил вдалеке на перроне одинокую фигуру Дмитрия».

Загрузка...
Top